Психологические механизмы саморазвития. Механизмы саморазвития личности

Ранее в работе мы писали о сущности процессов обучения и воспитания и их значении в развитии человека. Было показано, что развитие человека представляет собой развитие его как индивида, субъекта и личности, и были выделены линии, соответственно, физического, психического и социального развития. Обучение было определено как процесс передачи обучаемым знаний, умений и навыков выполнения различных видов предметных и умственных действий, а воспитание – как особый вид обучения, в котором человеку дают знания, умения и навыки в области социальных отношений, способствующих его развитию как личности. Ответственность за организацию условий для развития человека, его обучения и воспитания и за усвоение необходимой с точки зрения общества совокупности ЗУНов в предметных, умственных и социальных сферах деятельности возлагается на тех, кто обучает, кто выполняет в обществе функции педагога, учителя, воспитателя.

Представления о социальной обусловленности психического развития и развития личности человека нашли свое отражение в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Вместе с тем, Л.С. Выготский признавал, что “оказывать непо­средственное влияние и производить изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому, т. е. изменять свои прирожденные реакции через собственный опыт” . Однако специально процессы самовоспитания, самообучения и саморазвития им не рассматривались. Основное внимание уделялось процессам воспитания и развития учащихся посредством организации и регулирования учителем социальной среды, в которой осуществляется их жизнедеятельность. “Стоит измениться социальной среде, – писал Л.С. Выготский, – как сейчас же меняется и поведение человека. <…> Социальная среда есть истинный рычаг воспита­тельного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом” .

Проблемы самовоспитания и саморазвития человека стали предметом специального рассмотрения в гуманистической психологии, где человек рассматривается как уникальная личность, способная самостоятельно строить свою жизнь, постигать смысл своей жизни, определять свой жизненный путь и решать свои жизненные проблемы. Согласно одному из принципов гуманистической психологии “человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта” . В этом идеи гуманистической психологии в какой-то степени перекликается с утверждением Л.С. Выготского о развитии человека исключительно через его собственный опыт. Однако если в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в качестве активного начала, инициатора развития человека выступает учитель, который организует необходимую для его развития социальную среду, то в гуманистической психологии в теории самоактулизирующейся личности инициатива и соответствующая активность в развитии приписывается самому человеку. Как отмечается в работе Л. Хьелл и Д. Зиглер, “самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития” .

В современной отечественной психологии исследование проблемы саморазвития человека связано с введением понятия “субъектность”, которое принципиально отличается от понятий “субъект” и “субъективность” .

Субъектность как основа саморазвития человека

Специфика понятия “субъектность” состоит в том, что оно характеризует одно из свойств личности человека, в котором отражается способность человека проявлять активность и самостоятельность в организации и выполнении какой-либо деятельности, в том числе и своей жизни (жизнедеятельности). Будучи инициатором, организатором и активным исполнителем деятельности, человек выступает как субъект данной деятельности. Способность же быть субъектом деятельности и есть то свойство человека, которое обозначается понятием “субъектность”.

По определению А.К. Осницкого, субъектность – это такая характеристика человека, которая, “позволяет представить человека в психологическом исследовании не как бесстрастного деятеля-исполнителя …, а как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя” . Можно сказать, что чем более выражены активность и самостоятельность самого человека в выборе и осуществлении деятельности, по сравнению с силами обстоятельств, тем более выражено у него свойство субъектности.

Что же представляют собой “силы обстоятельств”, которым человек должен противостоять, чтобы стать субъектом деятельности и приобрести свойство субъектности?

Если исходить из представлений Л.С. Выготского о том, что роль учителя в развитии ученика состоит в организации необходимой для его развития социальной среды, то под “силами обстоятельств” можно понимать особенности среды, побуждающие и в какой-то степени вынуждающие человека поступать “как надо”, а не “как хочу”. И это “как надо” определяется обществом в лице учителя как его официального представителя.

Развитие человека в силу его социальной обусловленности, в конечном счете, представляет собой процесс усвоения им социально приемлемых форм поведения и становления личностью, структура которой соответствует нормативной, т.е. такой, какой надо обществу. Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе развития человека, регламентируются обществом, осуществляются в рамках существующей в обществе культуры и направлены на воспроизводство и сохранение основных положений и принципов этой культуры. Отсюда следует, что становление человека субъектом деятельности и обретение им субъектности предполагает появление у него возможности не просто противостоять силам обстоятельств, а противостоять воле и желаниям других, благодаря действиям которых эти обстоятельства создаются.

Впрочем, чтобы проявить свою субъектность, человеку можно и не противостоять силам обстоятельств и не стремиться поступать вопреки воле и желаниям других. Особенности обстоятельств и желания других могут не противоречить и не препятствовать достижению его личных целей и проявлению его “самости”. Главное, чтобы эти цели у него были, и было осознание значимости и возможности использования сложившихся обстоятельств и желаний других в достижении своих собственных целей.

Таким образом, для развития субъектности и создания предпосылок для саморазвития человеку необходимо обладать сознанием, способностью к осознаванию и целеполаганию. Полагая, что процесс саморазвития человека осуществляется в рамках его жизнедеятельности, В.Г. Маралов отмечает, “человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я ), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других” .

Учитывая значимость сознания, осознавания и осознания в развитии субъектности и саморазвитии человека, имеет смысл рассмотреть их сущность более подробно.

Сущность понятий сознание , осознавание и осознание

Как это ни парадоксально, но использование понятий “сознание”, “осознавание” и “осознание” не отличается определенностью и четкостью в дифференциации не только в педагогике, психологии развития и саморазвития, но и в общей психологии, для которой эти понятия являются базовыми. “О чем, собственно, идет речь, когда мы говорим о сознании, – пишет В.М. Аллахвердов, – на самом деле никому не известно” . Очень часто сознание используется просто как синоним психики. По мнению Г.В. Акопова, “явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии” .

Неопределенность в понимании сущности сознания обусловливает неопределенность в понимании психологических механизмов не только формирования у человека свойства субъектности, связанного с процессами осознавания себя, своих желаний и условий своей жизнедеятельности, но и всех процессов, связанных с понятием “самости” – саморазвития, самопознания, самообучения, самовоспитания, самосовершенствования и т.д.

Вариант решения проблемы сознания и научных дефиниций связанных с ним понятий неоднократно излагался в наших публикациях . Суть того, что нами предлагается, предельно проста и состоит в следующем.

Как известно, психика проявляется не иначе, как в форме психического процесса, и развитие психики есть развитие психических процессов . Каждый последующий уровень развития психики характеризуется более сложным психическим процессом, причем относящимся к категории познавательных. Ощущение, восприятие, мышление – это все познавательные психические процессы, которые характеризуют, соответственно, элементарный сенсорный, перцептивный и интеллектуальный уровни в развитии психики.

В соответствие с указанной закономерностью, сознание, признаваемое высшим уровнем развития психики, также следует рассматривать как психический процесс, относящийся к категории познавательных процессов. В отличие от процессов, которые обеспечивают субъекту как носителю психики, отражение особенностей объектов и явлений окружающей среды, специфика сознания как познавательного психического процесса состоит в том, что оно обеспечивает получение человеком знаний о самом себе. В результате сознания в психике человека возникает особый образ – образ самого себя или образ “Я”.

С появлением в психике образа “Я” особый характер приобретают процессы мышления. Как показано в работе , процессы мышление обеспечивают не только отражение взаимосвязей между объектами и явлениями действительности, но и образование связей между образами, возникающими в психике, в том числе и связей образа “Я” с другими образами. В силу специфичности образа “Я” процесс мышления, в результате которого этот образ связывается с другими образами, можно также рассматривать как специфичный. Именно этот специфичный вид мышления и обозначается нами как процесс осознавания.

Осознавание, таким образом, выступает не как результат сознания, как это принято считать, а как особая разновидность процесса мышления, при котором одним из связываемых образов является образ “Я”. Если результатом сознания является возникновение в психике человека образа “Я”, то результатом осознавания, как особого вида мышления, является появление связи этого образа с любым другим психическим образом. Для обозначения результата осознавания нами предлагается использовать термин “осознание”. Осознание “чего-то” возникает в том случае, когда в психике человека благодаря процессу мышления (осознавания) образ этого “чего-то” оказывается связанным с образом его “Я”.

Совокупность образов, связанных с образом “Я”, образует в психике область “осознаваемого” или область “сознательного”. Образы, не связанные с образом “Я”, образуют область “неосознаваемого” или область “бессознательного”.

В графической форме сущность сознания и других производных от него понятий можно представить в виде следующей схемы (см. рис.1).

Техника развития человека как и рост личности — наука, побуждающая множество споров которые не прекратятся никогда, но выгода работы над собой известна каждому. Сегодня модель саморазвития личности популярна, как никогда — интернет пестрит техникой познания и множеством вспомогательной литературы. Личностный рост и саморазвитие являются ответом на главные вопросы человечества — что такое мир, как он устроен, и что есть человек.

Почему мы так редко испытываем настоящее счастье? У кого-то не хватает денег, кто-то ищет любовь, кто-то часто ругается со своим окружением. Однако, задайте себе вопрос: что мне надо на самом деле? Материальные блага не в счет, саморазвитие человека — обогащение духовного мира, всестороннее развитие, а не физическое удовлетворение. Вы должны ставить цели и их достигать — развивайтесь, учитесь новому, становитесь успешным человеком, дабы сделать лучше собственную жизнь. Для этого существует множество методик, заключающих в себе действия, которые не всегда легко выполнить. Данная статья поведает о техниках личностного роста, и как правильно это применять, чтобы ваша жизнь стала лучше.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Что такое техника саморазвития и что она в себя включает?

Саморазвитие является осознанным процессом, который человек воплощает для самого себя без посторонней помощи. Совершенствуйтесь как морально, так и физически, реализовывайте свои силы, воплощайте мечты в реальность. Каждая техника развития помогает в достижении нужного результата, объясняя правильный путь. Каждая модель саморазвития личности базируется на трех тезисах:

  1. Необходимость постановки главных целей.
  2. Присутствие убеждений и принципов.
  3. Создание установок, побуждающих действовать.

Параллельно занимайтесь самообразованием и самовоспитанием — это помогает усваивать положительный опыт, становясь более эффективной личностью. Потенциал личности обязан расти, а каждый новый результат должен быть лучше предыдущего. Саморазвитие, как и техника его постижения, состоит из определенных действий, меняющих вас в лучшую сторону.

Но, если вы хотите достигать большего, но не знаете с чего начать — напишите план действий. Это и будет начало методики саморазвития. Техника обогащения внутреннего мира зависит от пяти компонентов:

  1. Понимание необходимости саморазвития.
  2. Четкое осознание своих потребностей.
  3. Познание внутреннего мира.
  4. Определение плана действий.
  5. Переход от теории к практике.

Теперь детально разберем каждый пункт техники личностного роста

Осознавайте необходимости саморазвития – осознайте насколько вам это надо, т что именно подлежит переменам? Ответ прост — материальное положение, внешность или чувства.

Если вы ставите цель изменить жизнь к лучшему, надо максимально этого хотеть. Используйте все силы и возможности. Основная цель саморазвития — покинуть зону комфорта и смочь переступить себя, открываясь новым вызовам и переменам.

Далее смотрим на свои потребности, выбирая наиболее уязвимые места. Для этого возьмите ручку, бумагу и напишите все, что вас раздражает. Рядом изложите способы решения этих проблем и желаемые результаты. Пронумеруйте каждый пункт по мере возрастания сложности исполнения. Это начало модели саморазвития личности — формируются промежуточные и главные цели жизни.

Список готов? Начинайте постепенно действовать, не хватаясь за все подряд. Истребляйте малозначимые недуги, постепенно переходя к главным целям. Настанет день, когда вы осознаете ненадобность списка в связи с его выполнением.

Потребности осознаны и приняты? Следующий шаг — познание самого себя, собственных возможностей и внутреннего мира. Разберитесь, что вам может помочь в достижении необходимого, а что нужно вычеркнуть из жизни. Каждый человек может развивать свои тело и дух, но не каждый знает как — мы сдаемся из-за слабого характера, силы воли, или других причин, навязанных самому себе. Объективно смотрите на возможности, дабы знать, какие испытания вы можете преодолеть.

В данной модели саморазвития личности станет пригодным и письменное занятие. Возьмите лист бумаги и в двух столбиках разложите собственные черты характера — с одной стороны положительные, с другой — наоборот. В этом процессе не перехваливайте и не гноите себя, старайтесь все написать как есть. Если сомневаетесь, спросите кого-то рядом насколько, правда та, или иная запись. Таким образом, вы достигнете объективности. Так вы сможете сравнить самомнение и то, что о вас думают люди.

Стратегия саморазвития личности и необходимые действия

Техника саморазвития включает не только познание, но и планирование. Вы поняли, что вам нужно от этого мира и с помощью чего будете действовать, составьте грамотный план действий. Техника саморазвития личности не решит за вас все проблемы, но она даст ответ как воплотить в жизнь собственные желания. Каждый из нас хочет счастья, которое добивается разным путем, где есть свои нерушимые тезисы:

  1. Ставьте реальные цели, которых вы можете достичь на ближайшем этапе жизни. Не летайте в облаках и стремитесь к осязаемым запросам — за большее нужно браться, когда меньшее достигнуто. Саморазвитие длится целую жизнь, его путь полон страданий и терпения, которые однажды материализуются в результат.
  2. Любая победа — небольшое движение вверх. Чем больше побед вы достигаете, тем выше ваш статус.
  3. Старайтесь для каждой цели устанавливать конкретные временные рамки и работайте на результат. Летать в облаках и мечтать о прекрасном — хорошо, но без конкретики мечты так и останутся мечтами.
  4. Не опускайте руки, если что-то не выходит — анализируйте каждый промах, извлекая полезные данные отовсюду. Верьте в себя, не останавливайтесь и идите до конца — только так человек достигает пика саморазвития.

Остается действовать — до этого пункта все предыдущее — сухая теория, где не было практики. С этой минуты пора вершить дела. Перестаньте откладывать на потом, делайте сейчас — это прямой путь в достижении целей. В теории любая задача не вызывает сложностей если, вы объективно на себя смотрите. Однако, реальность пестрит множеством препятствий, но не останавливайтесь и продолжайте даже, если мир перевернется — забудьте обо всех неудачах и творите будущее. Все зависит только от вас – каждая модель развития личности требует результата.

Модели саморазвития личности

Поскольку время не стоит на месте, мир изменяется ежеминутно, что говорит о внедрении новых технологий в нашу жизнь. Люди придумывают множество способов на пути к совершенству, где не каждая дает результат. Существуют как духовные, так и физические техники саморазвития. Давайте сначала рассмотрим духовные, которые обеспечивают рост внутреннего мира:

  1. Читайте много и везде — дома, в транспорте, на работе, даже в туалете. Каждая прочитанная строка познавательной литературы делает вас умнее. Стремитесь познавать новое, и применять это на практике. Интересуйтесь как художественными произведениями, так и научными трудами в сферах, которые вам импонируют.
  2. Правило получаса, или тридцати минут. Как вы считаете, что означает трата времени в собственное саморазвитие? Это не что иное, как инвестиция в самого себя — чем больше вкладываем, тем больше получаем. Чем больше вы развиваетесь, тем более умны, тем правильнее дальнейшие шаги по реализации целей. Потому, ежедневно выделяйте хотя бы, 30 минут на себя — чтение книг, просмотр полезного видео и прочего.
  3. Отпускайте прошлое и думайте о настоящем — ничего уже не вернуть, но можно исправить, и добиться положительного результата. Находитесь здесь и сейчас, концентрируйтесь на определенной цели, выбрасывайте из головы все лишнее.
  4. Следите за своей речью — переключайтесь с «автоматического» разговора с самыми простыми словами на более целесообразный диалект. Внимательно слушайте слова важных людей, анализируйте их, не спеша с ответом. Каждое слово должно быть значимо и полезно. Сохраняйте внешнее спокойствие.
  5. Думайте о себе и окружающих только положительно — уважайте как сове мнение, так и собеседника, что позволит нейтрализовать авторитеты и стать уважаемой личностью. Живите в ногу с прогрессом, не прогибайтесь ни под кого.

Физические модели саморазвития личности

  1. Выкидывайте старую одежду и другие вещи, обновите гардероб — не жалейте старые куртки, майки и свитера, которые лежат уже 10 лет, но безрезультатно. если никто не использует вещь, то зачем она нужна? Со временем ваша квартира таким образом превращается в склад хлама.
  2. Сделайте ремонт, обновите мебель, выбросите старые ковры, купите симпатичные обои и обустройте жилье по собственному усмотрению, дабы создать максимальный комфорт.
  3. Приобретайте умные технологии, которые облегчают жизнь человека, помогая в работе и быту. Электрочайник, микроволновка и компьютер моментально доказали состоятельность, однако сегодня мир полон и других великолепных устройств.
  4. Удаляйте старые фотографии и особенно те, где вы себе не нравитесь. Это помогает в движении вверх, оставляя сзади менее успешное прошлое. Закажите себе профессиональную фотосессию, которая подчеркнет ваши современные достижения.
  5. Ежедневно двигайтесь и занимайтесь спортом. Ходите в тренажерный зал, играйте в футбол, теннис, волейбол и прочее. Мозгу периодически необходимо отдыхать, и лучшего времяпровождения, чем тренажерный зал или утренний бег найти невозможно.
  6. Употребляйте много воды в виде чая, стимулирующих напитков и натурального сока. Пиво не всегда способствует саморазвитию.
  7. Постигайте новое, чего ранее не касались — расширяйте кругозор, реализуйтесь в новых сферах жизни, изучайте иностранные языки, путешествуйте, ищите интересную работу, находите новые вызовы и достигайте новых достижений

    Как моделирование ситуаций влияет на восприятие человека?

Человек воспринимает разные ситуации разным образом, выражая собственные эмоции. Знакомые сигналы мы воспринимаем гораздо лучше, чем неопознанные. К тому же, если у вас есть чувство по отношению к конкретной ситуации, вы еще быстрее проанализируете случившееся, выразив гораздо больше эмоций. Отсюда можно сделать вывод, что человек намного острее реагирует на вещи, связанные лично с ним.

Рассмотрим виды моделированных ситуаций:

То есть, ситуация может быть смоделирована материально, либо духовно. Разумеется, модель саморазвития личности, как техника постижения внутреннего мира предполагает мысленные ситуации. Иными словами моделирование ситуации подразумевает продумывание жизненного пути наперед, с целью успеха начатых планов. Главное – быть готовым к любым поворат судьбы, настраивая себя исключительно на позитивный лад. У каждого из нас существует определенный набор эмоций, каждый из которых рассмотрим далее, чтобы понять как моделирование ситуаций влияет на восприятие человека:

  1. Многое зависит от совпадения, либо несовпадения ожидаемого в различных ситуациях: новая работа, где должно совпасть мировоззрение коллектива и вашего «Я»; приход в новую компанию, результат футбольного матча и прочее, что вызывает у нас множество эмоций
  2. Атрибуция — поиск причин для объяснения манеры поведения себя или окружающих — ситуационная и предрасположенная. Ситуационная объясняет человеческие поступки внешними факторами — технологией, влиянием телевидения, прессы, взаимоотношений и т.д. Предрасположенная атрибуция характеризует человеческое поведение его внутренним миром — характером, возможностями, мотивацией.
  3. Стереотипизация подразумевает не самостоятельное восприятие человека, а впечатление, основанное на долговечных стереотипах общества. Стереотипы — общественное упрощенное восприятие о социальном объекте. Положительное качество стереотипизации — понятное моделирование ситуации, где не возникает проблем с анализом случившегося. Отрицательная сторона подчеркивает нередкое искажение реальности, именуемой стереотипом.
  4. Эффект «ореола» — это восприятие человека по одному из сторон характера личности — интеллект, работоспособность, статус, внешность и так далее. Данное понятие сравнимо со стереотипами, однако здесь проявляется более конкретная позиция.

    Теории и техники саморазвития и их техники, их отличие друг от друга

Наш мир богат множеством теорий саморазвития, но какую из них выбрать, и в чем их различие? Познание самого себя и воспитательный процесс отличимый своей сутью. Ребенка мы учим соответствовать стандартам поведения, принятого обществом, а процесс саморазвития заключается в нивелировании человеческого ума от шаблонов, стереотипов и зависимостей. Посему, нет единого правильного пути постижения внутреннего мира, вы сами решаете, как совершенствоваться. Цель обогащения духовного мира — очищение личности от лишнего, раскрепощая душу. Плохой наставник наоборот втолкует массу концепций и домыслов, которые обременят ваш разум.

Каждая модель саморазвития личности должна вести к достижению высшей цели, иначе меняйте методику. Главная составляющая всех теорий — самообразование. Стремитесь читать, познавать, учить, запоминать как можно больше. Видео материалы и аудиокниги только способствуют самообучению. Еще одно важное правило гласит: у разгильдяя ничего не получится, а умный человек почерпнет важную информацию даже в заведомо ошибочном учении. Объект саморазвития — личность, а не гуру, научная концепция и прочее. То есть не имеет значения, читаете вы, слушаете, пишете, творите, главное — становиться умнее и свободнее. Ваша задача — найти дело по душе, которое будет развивать.

Не доверяйте всяческим сектам, проповедующим оккультные и изотерические учения, зародившиеся в западном мире последние 100 — 200 лет назад. Организация заключает вас в рамки, какой бы она не была. Если ваша цель — обогащение внутреннего мира и саморазвитие, только йога и индивидуальная эзотерика могут помочь. С другой стороны, учения Парфирия Иванова, Карлоса Кастанеды, Раждниша и Георгия Гурджиева способны расширить разум человека, простым текстом объясняя все насущные проблемы человечества, давая комфортные ответы.

Последний эффективный способ саморазвития — религия. Святые писания учат человека прекрасному, заставляя жить лучше с каждым днем. По сути Коран, Библия, Книга судеб и другие летописи повествуют об одних и тех же принципах, настаивая на мире, любви и благодати. Соответственно, каждый поход в церковь и каждая молитва делают вас сильнее.

Каждый способ саморазвития – путь к истине

Итак, из всех моделей саморазвития личности можно выделить наиболее правильные:

  1. Методика чтения, познания.
  2. Религиозное саморазвитие.
  3. Йога, эзотерика, медитация.
  4. Самообразование и самообучение – нескончаемое постижение науки.
  5. Творчество – писательство, музыка, художество.
  6. Физическое развитие.

Данные пять способов различны своей техникой, но одинаковы в стремлении к цели. При желании можно объединять некоторые теории – в здоровом теле здоровый дух и прочее. Главное – не останавливайтесь на достигнутом, сотрите стереотипы, не уставайте учиться и верить в лучшее.

Проблемы системы саморазвития

Применяя разные модели саморазвития личности существуют и некоторые проблемы, которые связаны прежде всего, с человеческими пороками:

  1. Чрезмерное стремление к саморазвитию, возвышая своё «Я» в нечто высшее. В этом случае вас не интересуют внешние проблемы, а целью существования являются теории саморазвития, которые могут довести и до психушки.
  2. Умейте принимать жизненный опыт посторонних — известные личности часто делятся собственным успехом, однако многие индивиды повторяют в точности все наставления учителей. Если случается ошибка, мы часто виним кого угодно, но не себя. В результате учение считается «липовым», и все начинается сначала.
  3. Не каждый способен терпеливо преодолевать шаг за шагом на пути самопознания — многие люди требуют все и сразу. Если вы не замечаете мгновенных результатов, не стоит бросать все дело, достаточно немного подождать. Инвестируйте в будущее и стремитесь к повседневному самосовершенствованию.
  4. Аферисты и спекулянты — сегодня мир полон обманщиков, которые зазывают толпы людей на всевозможные тренинги, обещая бесчисленное богатство. Не стоит вестись на беспочвенные обещания незнакомых людей. Каждый из нас хоть раз в жизни попадал в неловкие ситуации, потому — оставляйте это в прошлом и двигайтесь вперед!
  5. Внутри каждого человека находится самый жесткий цензор, отвергающий любые системы саморазвития, порождая сомнения. Даже, если вы абсолютно решили одно, непонятно откуда возникнут вопросы, касающиеся целесообразности покупки, вложения, похода в театр, и многих других поступков.

Безусловно, сомнения часто нас спасают — береженного Бог бережет, но иногда полезно рисковать, давая волю стремлению к мечте. Думайте, чего вы искренне желаете, и делайте это — сомнения уйдут.

  1. Пожалуй, основное – лень и соблазны. Эта причина единственная, не являющаяся материальной. Данный порок строится на неправильных человеческих желаниях, принуждающих вас расположиться на диване и наслаждаться потолком, телевизором или компьютером. Именно поэтому человек так мало делает, ссылаясь на отсутствие мотивации. Отсюда вывод — забудьте о таком понятии как лень, и трудитесь. В советские времена люди не знали что такое лень и соблазны, поэтому сталинские и хрущевские пятилетки по сей день являются небывалыми рекордами экономического развития. Стремитесь к мечте и развивайте её.

Вредные привычки и невежество

Одна из составляющих нашей лени — привычки, побуждающие к расслабленности. Безусловно, привычки есть как хорошие, так и плохие, но часто люди становятся рабами именно негативного влияния. Привычки у нас возникают во время монотонности, постоянной работы, которая повторяется, и постепенно ковыряние в носу, грызение ногтей, курение и многое другое становится повседневной обязанностью человека.

Как побороть такой негатив? Найти пути стремления вперед. Постигайте новое, стремитесь к неизведанным вершинам саморазвития, и всегда находите, чем себя занять. Двигайтесь вперед, не оставляя времени на дешевые игры.

Аналогично не стоит забывать о невежестве, пренебрежении. То есть, невежество характеризуется отказом восприятия новой информации, которая может оказаться полезной. Нельзя осуждать любые события только из-за личной неприязни к случившемуся. Люди, страдающие невежеством, сильно переживают перемены в личной жизни, а простые неудачи могут обернуться личностным крахом.

Старайтесь исправляться, меняя собственное мировоззрение, восприятие всего, что нас окружает. Если вы желаете достичь высокого уровня саморазвития, осознавайте постоянные перемены вокруг с поступательным движением вперед. Следуйте в ногу со временем.

Выводы

Данная статья демонстрирует разнообразие методик саморазвития, доказывая эффективность многих. Главный тезис – стремление к совершенству путем развития личности и достижения всех поставленных целей. Ежедневно читайте книги, просматривайте документальные фильмы, слушайте аудиокниги. Изучайте учения великих мудрецов, а не тренинг-менеджеров, реализуйте себя, особенно в новых сферах жизни. Помните – все рамки существуют лишь у вас в голове, и лавная задача – найти способ ликвидации всех запретов. Человек должен обогащаться, а модель саморазвития личности в этом поможет.

Раньше я думал, что все люди хотят развиваться, расти как личности, совершенствовать себя, открывать новые горизонты, повышать уровень своих способностей, прокачивать свои компетенции.

Потом, внимательно понаблюдав за людьми, проведя не один десяток консультаций, я понял, что я неадекватно воспринимал реальность.

Современный человек, по свой природе, невротик. Невротиком его сделала цивилизация, по причинам о которых я здесь говорить не буду (я их рассказывал на вебинаре «В плену у бессознательного»). А любой невротик существо неблагодарное и нелогичное, движимое не разумом, а страстями, шизой, иллюзиями, слепыми верованиями и пр.

Мечта любого невротика (в которой он ни за что не признается, даже самому себе), чтобы ему преподнесли всё на блюдечке с голубой каемочкой, то есть сделали всю работу за него. А ему бы оставалось лишь наслаждаться результатом. Такая вот инфантильность. Понятно, что ни о каком реальном развитии такой человек помышлять не будет. Лучше завидовать, злобствовать, устраивать истерики и обвинять в своих бедах и неудачах всех подряд. А тому, кто чем-то помог нагло и неблагодарно плюнуть в лицо.

Реальное развитие нужно только тому, кто занимается каким-нибудь серьезным делом и у кого есть цель, к которой он хоть как-то, но движется. Тренерам, предпринимателям, руководителям, коучам, лидерам, экспертам, специалистам, в общем профессионалам, которым жизненно важно постоянно повышать свои способности решать проблемы и достигать целей.

Для таких людей собственный личностный и профессиональный рост (последнее – это отражение первого) это необходимость. Ибо в противном случае они рано или поздно вылетят из обоймы. Поскольку «кто не идёт вверх – тот катится вниз».

И именно для таких людей я хочу обозначить основные вехи качественной и эффективной (по критерию «затраты-результат») системы саморазвития.

Суть её в следующем:

Шаг первый. Очищение восприятия.

На наши жизненные результаты напрямую влияет адекватность восприятия реальности. Все решения, принятые в состоянии низкого уровня адекватности, ВСЕГДА порождают низкокачественные результаты. Поэтому, чтобы поменьше лажать и не лошиться нужно учиться видеть вещи такими какие они есть


Шаг второй.
Опора на твёрдое.

Человек, который не верит в себя, неуверенный в своей позиции и поступках, является рабом. Он мыслит и действует, опираясь на пустое – на ложь и иллюзии. Поэтому немудрено, что в делах и жизни он постоянно проваливается. Опираться нужно на то, в чём у тебя нет сомнений. В первую очередь, на себя настоящего.


Шаг третий. Страхи – от незрелости
.

Взрослый, зрелый человек («желтый» уровень развития по Спиральной динамике) мало чего боится, поскольку практически все страхи – это следствие инфантильных психических травм. Последовательное возвращение контроля над своими мыслями и реакциями освобождает от невротического поведения.


Шаг четвертый. Естественность – это быть собой.

Жизнь и дела требуют умения устанавливать связи с людьми (родные, партнеры, клиенты, подчиненные и пр.). Намного легче, удобнее и результативнее это делать, не загоняя себя в искусственную социальную роль (от которой воняет лицемерием), а опираясь на свободу своих живых, естественных проявлений.


Шаг пятый. Опора на интуицию.

Принятие идеального решения требует анализа огромного количества факторов, в то время как сознание способно удерживать одновременно не более 7 элементов. Поэтому многие решения, принимаемые из ума, содержат кучу потенциальных ошибок. В то время как развитая интуиция способна подсказать выход из любой, даже самой запутанной ситуации.


Шаг шестой. Осознанные интересы.

Для того чтобы структурировать текущую деятельность и мобилизоваться на действия необходимо понимать, что для тебя является важным на самом деле, что способно привести тебя к твоим главным целям и удовлетворить актуальные потребности. И, самое главное, нужно уметь за свои интересы бороться. А это возможно, когда они осознаны и чётко сформулированы.


Шаг седьмой. Управление конфликтами.

Любое развитие – это всегда разрешение тех или иных противоречий. А этот процесс всегда представляет из себя конфликт той или иной степени интенсивности. Конфликт внешний или внутренний. Без успешного разрешения такого конфликта переход на новый уровень невозможен. Но для этого надо понимать природу конфликта и уметь её использовать в своих интересах.

Если вы внимательно посмотрите на свою жизнь, на свою деятельность через призму этой стратегии, то наверняка увидите слабые места, реальные и потенциальные ошибки, незадействованные мощности и неиспользованные ресурсы, то есть у вас произойдет то, что называется «обновлением карты». И эта новая карта будет куда адекватнее реальности, чем предыдущая.

На самом деле все эти шаги взаимосвязаны между собой и их разделение не более чем условность для облегчения восприятия. Реальное саморазвитие, реальный личностный рост, то есть воспитание новой, более свободной и конкурентоспособной личности – это процесс последовательного повышения градуса адекватности (или градуса осознанности), усиления интуиции и прокачки внутренней силы, решительности, уверенности в себе. Всего того, что выводит человека на более высокий уровень развития.

И все эти 7 шагов (а также масса иных нюансов и деталей) направлены на то, чтобы сделать этот процесс максимально результативным. И применять их последовательно, вместе или как-то ещё зависит от конкретных индивидуальных факторов. Впрочем, вопросы личной практики я оставляю на ваше усмотрение. Уверен, что вы её выстроите так, как вам будет удобно.

Здравствуйте, дорогие мои радиослушатели;) Я вернулся и даже скорее, чем предполагалось. Сегодняшний пост, возможно, важнейший в моем блоге . Я долго, очень долго откладывал написание данной статьи. Кратко рассказать о том, что составляет стержень жизни и саморазвития — не так-то просто. Однако в последнее время меня к этому подталкивают читатели. Вот часть одного комментария:

сложилось впечатление, что за этим стоит достаточно стройная теоретическая конструкция. Интересно, от кого она Вам досталась? Можете рассказать о своих Гуру. Может быть тему отдельную сделаете.

В общем, когда-то это просто необходимо сделать. Приступим!

Во-первых, нужно понять, что такое саморазвитие. Саморазвитие, по моему скромному мнению, это процесс такого изменения человека, в ходе которого он либо приближается к своим главным, истинным целям в жизни или создает условия для более успешной их реализации .
Это определение вряд ли занесено на страницы энциклопедий. Но я считаю его наилучшим, потому что в одном предложении содержится множество важных в практике особенностей личностного роста. Не верите? Давайте разбираться.

Во-первых, из определения становится ясно, что саморазвитие может проявляться в самых разных сферах жизни . Все, что способствует приближению человека к тому, каким он хочет быть и каких результатов добиться — это личностный рост. Вот несколько областей жизни, где есть широкое поле для саморазвития:

  • физическое состояние (Общий пример: красивый торс, чтобы соблазнять девушек на пляже; индивидуальный пример: командный голос для мечтающего о военной карьере);
  • характер (Общий пример: вырабатывать смелость/уверенность; индивидуальный пример: стремиться к максимальной подозрительности — если вы хотите стать спецагентом или политиком);
  • образ жизни (Общий пример: привыкнуть жить по режиму; индивидуальный пример: научиться вставать в 5 утра, чтобы до работы успеть попыхтеть над собственным проЭктом).

Во-вторых, как вы уже заметили, саморазвитие обязательно должно быть тесно связано с особенностями вашей личности и прежде всего — с тем, чего хотите добиться . То есть это сугубо индивидуальный процесс. Так, для кого-то вставать в 5 утра — отличная практика, облегчающая достижение целей и потому приобретение такой привычки нельзя не назвать личностным ростом. Другому подобная привычка не принесет никакой пользы помимо сознания собственной крутизны. Согласны? Тогда переходим к третьему и еще более важному аспекту. А это, конечно же….

(В-третьих) тот факт, что саморазвитие должно управляться и направляться разумом . Почему так, понять несложно: наши мечты диктуются нам эмоциями, воспитанием и текущей обстановкой, но необходима железная логика, чтобы подобрать верный и эффективный механизм для достижения мечты. Действуя эмоционально, вряд ли удастся разобраться в море разнообразных техник и методик личностного роста, причем это только одна из причин (см. ниже). Таким образом, с определением и важнейшими характеристиками саморазвития мы разобрались. Переходим к принципам, позволяющим строить самого себя более эффективно.

Принцип 1 (основополагающий…).

Личностное развитие не следует отделять от жизни. Часто говорят что-то типа «вот, в отпуске отдохну, саморазвитием займусь». Понимаете, не надо им заниматься. Надо строить жизнь так, чтобы каждый день был шагом на пути личностного роста. Ведь наилучшим образом построенная жизнь — это и есть дорога к мечте. То есть: не надо учиться ходить, надо идти. И необходимые навыки приобретать по дороге.

Это не означает, что всем надо выкинуть абонементы в качалку и уложить в портфель пару кирпичей, чтобы тренироваться по дороге в офис. Конечно, нет. Суть глубже: жизнь и саморазвитие едины. Поднимитесь на несколько абзацев вверх: одна из сфер, где необходимо расти над собой — это образ жизни. Как это работает, вам станет ясно, когда вы поймете следующий принцип.

Принцип 2 (помогающий избежать ошибок).

Естественность! Естественность! Естественность! Это довольно просто. Личность человека должна меняться под воздействием его деятельности, образа мыслей и окружения. Эти три фактора влияют на нас постоянно. Эти три фактора определяют развитие ребенка. Они естественны. Поэтому их и необходимо использовать, чтобы менять себя. Не надо изыскивать способы манипулировать подсознанием и психикой (да-да я об аффирмациях, самовнушении и т.д. Эти приемы могут быть полезны в случае нарушений психики, лечения заболеваний. Но не в повседневной жизни.)

Принцип 3 (очевидный, но часто невероятный).

Вернитесь еще раз к определению личностного роста. Заметили, без чего саморазвития не может быть вообще? Правильно, без целей! Без настоящей, глубокой, подлинной мечты, которая наполняет жизнь смыслом. Если нет личной цели, миссии, которая затрагивает струны вашей души, то любые действия по само-улучшению будут бессмысленны, разве что они не необходимы для простого выживания. Немного о том, как прийти к этим целям: .

Принцип 4 (чуть-чуть противоречивый).

Вы должны быть открыты миру, но в то же время смотреть на него трезво и критически . Первая часть принципа помогает найти новые идеи и мысли, возможности для личностного роста и достижения успеха. О колоссальной роли открытости я уже писал: . В то же время (и в статье по ссылке выше это упомянуто) к тому, что мы получаем извне, следует относиться взвешенно и объективно. Догадаться, почему — довольно просто. Потому что вокруг полно ушлых ребяток, готовых нажиться на чужой доверчивости, потому что у разных людей разные цели и стили жизни, потому что определенные проблемы решаются разными путями у разных людей, потому что есть опасность заиграться чужими идеями и никогда не придумать собственных… продолжите список сами.

Вот это определение, три базовые особенности саморазвития и четыре принципа — самая соль саморазвития, как я его понимаю. Необходимо помнить, что это лишь каркас, сигнальные огни маяков, а не детальная инструкция. Цель данной статьи — сориентировать вас в правильном (с моей точки зрения, разумеется) направлении. Другими словами, это — скелет, а мясо добывайте в

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых «подстегиваются» еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: «само» - самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждение» - стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться - это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальные задачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувстве взрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, чт» по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане - быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний - самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель - приобрести уверенность, для другого - доказать, что он не хуже других, для третьего - во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то - спорт, искусство, наука; для кого-то - противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личносъ, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив «быть хуже, чем все» приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества («чего с него взять»), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны - они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, «оправдывают» в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотя идеал, как правило, недостижим __________и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае - приобретение социально значимых свойств и качеств в другом - овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое - оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика - тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др.

В психоанализе это тенденция к саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг); движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер). В гештальттерапии - переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию. В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу).

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения - быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели - быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель - не конфликтовать с другими - и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот перечень можно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию - реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии - В.Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть - интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...