Психологическое воздействие экстремальных ситуаций на человека. Влияние экстремальных ситуаций на человека

Экстремальный характер деятельности сотрудников ОВД способствуют возникновению стрессов, увеличению страхов, снижению самооценки и уверенности в себе.

Реакция сотрудника ОВД на экстремальность ситуации может развиваться в двух направлениях: он либо владеет ситуацией и поступает сознательно, либо обстановка овладевает им, и тогда он начинает действовать импульсивно.

Основные психологические реакции человека в экстремальных условиях могут быть положительными и отрицательными.

Положительные Отрицательные
Мобилизация психологических возможностей Проявление беспокойства, неуверенности, тревоги
Активизация деловых мотивов, долга, ответственности Обострение чувств самосохранения
Возникновение делового возбуждения Появление страха, боязнь за дело и за себя
Возникновение азарта, радости или ненависти Проявление растерянности (фрустрация, оцепенение, ступор)
Активизация и оптимизация познавательной деятельности Непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности
Актуализация творческих возможностей Разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе
Повышение готовности к решительным и смелым действиям Недостаточная мобилизованность, проявление несообразности в действиях
Повышение выносливости, неприхотливости Утрата самоконтроля, панические действия
Понижение порогов ощущений, ускорение реакций Появление чувства слабости, усталости, крайней изнуренности
Понижение утомляемости, исчезновение чувства усталости Острые психозы

Длительное переживание эмоций, чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение сотрудников ОВД, следует отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса.

Состояние тревоги - особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. «Мягкие» формы тревожности служат сотруднику сигналом к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах. Если же тревожность возникает у сотрудника неадекватно ситуации и объектам, ее вызывающим, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление служебной деятельности.



Эмоциональные реакции на опасность в состоянии тревоги могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сердцебиение, усиленное потовыделение, удушье, частые побуждения к мочеиспусканию, понос, рвота, в психологической сфере – чувство нетерпения и т.п. Все эти ощущения могут быть настолько интенсивными, что сильная тревога (равно как и страх) может завершиться сердечным приступом либо даже летальным исходом.

В этой связи интересно отметить, что еще 3. Фрейд с позиций психоанализа рассматривал состояние тревожности как «готовность к страху», как «страх ожидания», «боязливое ожидание». Он называл тревожность «невротическим страхом» (в отличие от «реального страха»).

Состояние страха. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие факторы: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

Одной из распространенных причин, вызывающих у человека страх, является также физическая боль и прогнозируемые в связи с ней негативные последствия для его жизни, здоровья. Боль может вызывать физические страдания, которые в еще большей степени усугубляются страхом. Боль, страдания, страх создают, таким образом, определенный устойчивый эмоциональный симптомокомплекс. Именно эти факторы сопровождают и экстремальные ситуации.

Внешними, поведенческими проявлениями, своего рода индикаторами сильного страха являются: испуганное выражение лица (широко открытые глаза, приподнятые брови, сдвинутые внутренние углы бровей, горизонтальные морщины на лбу, открытый, эллиптической формы рот, напряженные губы). Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве психических познавательных процессов, воспоминания о пережитом становятся фрагментарными, отрывочными; сознание носит суженный характер, в результате чего пострадавшие испытывают растерянность, ощущают оглушенность, не понимают до конца, что происходит. У них учащается дыхание, сердцебиение. Некоторые люди в состоянии сильного страха ощущают тошноту, головокружение, частые позывы к мочеиспусканию, теряют сознание.



Фрустрация. Среди других эмоционально насыщенных состояний, представляющих профессиональный интерес для сотрудников ОВД, является фрустрация.

Фрустрация (от лат. frustratio-обман, тщетное ожидание) - эмоциональное состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желаний.

Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в интенсификации усилий на пути достижения поставленной цели. Вместе с тем не всегда интенсификация усилий завершается успехом и сотрудник ОВД, находясь в состоянии фрустрации, вынужден менять тактику своего поведения. Если интенсификация усилий, замена средств достижения поставленной цели и даже замена самой цели не приводят к успеху и состояние фрустрации остается, субъект должен будет переоценить ситуацию и произвести выбор между возможными альтернативами, обеспечивающий ему адаптацию к новой ситуации с последующим выходом из состояния фрустрации.

Деструктивное воздействие фрустрации проявляется: в нарушениях тонкой координации усилий, направленных на достижение цели; в когнитивной ограниченности, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или какой-либо другой подходящей цели; в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.

Типичными эмоциональными реакциями на действие фрустраторов являются: агрессия и депрессия, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий.

Известно, что реакции агрессивного характера, связанные с фрустрацией, чаще наблюдаются у людей, несдержанных в проявлении эмоций, грубых в обращении с окружающими, психопатизированных. Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно-мнительных по складу своего характера.

Длительное состояние эмоциональной напряженности, фрустрация могут приводить к эмоциональным срывам, одним из которых является аффект.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть)– это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных и неожиданно возникших ситуаций. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается человек аффекту. Поэтому психологическая устойчивость является одной из основных профессионально необходимых характеристик сотрудника ОВД.

К индивидуально-психологическим особенностям личности субъекта, предрасполагающим к аффекту, относятся: значительное преобладание у него процессов возбуждения над процессами торможения, эмоциональная неустойчивость, повышенные чувствительность (сензитивность), ранимость, обидчивость, склонность к застреванию на психотравмирующих фактах, высокая, но неустойчивая самооценка.

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных состояний, является стресс . Этот термин объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, опасной ситуацией и т.д.

Наиболее точным можно признать определение стресса как неспецифиче­ского физиологического и психологического проявления адаптационной актив­ности при сильных, экстремальных для организма воздействиях.

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в трудной для человека ситуации. Он вызывается обстановкой опасности, потерей близких людей, непривычными условиями, возрастанием ответственности, большими умственными или волевыми нагрузками, необходимостью преодолеть переутомление, крайнее напряжение сил.

Факторы, которые оказывают на человека сильное психологическое давление, и усложняет функционирование психики, называются стрессорами .

Стресс - это нормальная реакция здорового организма. Фактически стресс можно рассматривать как некий принцип работы нашего организма, позволяющий нам выжить в изменяющихся условиях окружающей среды и быть успешными в своей деятельности.

Возникая, стресс первоначально до известных пределов мобилизует внутренние резервы психики, за счёт этого, особенно на первых порах, обычно улучшаются показатели выполнения субъектом не только простых, но и более сложных для него задач. Именно в этом проявляется мобилизующий эффект стресса.

Однако, при длительном воздействии неблагоприятных стресс может оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на психику, нередко приводящее к расстройству её деятельности, вплоть до полного срыва. С этой точки зрения можно говорить о деструктивном воздействии стресса на психику, сознание, общее самочувствие человека.

Серьезное влияние на возникновение и развитие стресса оказывают индивидуальные различия, психофизиологические особенности человека, имеющийся у него запас устойчивости и приспособляемости к воздействующим раздражителям, адаптационные резервы психики, т.е. в конечном итоге - порог его индивидуальной стрессоустойчивости, или, как еще говорят специалисты, уровень толерантности к стрессу.

Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» - тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также «критический порог истощения», когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс).

Известно, что один и тот же стрессогенный стимул либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от отношения человека к этому психологическому стимулу. Не само по себе воздейст­вие является причиной последующей реакции организма, а отно­шение к этому воздействию, его оценка, причем негативная. Вредоносный стимул, если он не призна­ется таковым личностью, не является стрессором. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования организма.

Специфика состояний психической напряженности человека зависит от личностного смысла, целей его деятельности, доминирующих мотивов, оценки ситуации, эмоционального фона. Весьма интенсивная деятельность, требующая принятия разных решений в условиях необходимости, переработки больших массивов информации при определенном дефиците времени, то есть объектив­но стрессовая ситуация (типичная для психологического стресса) не приведет к развитию последствий, характерных для стресса, если личность находится в зо­не эмоционального комфорта и объективное содержание деятельности совпада­ет с ее субъективным содержанием. Однако любая конфликтная ситуация, не­соответствие целей и мотивов, субъективное рассогласование, порождающее эмоциональный дискомфорт, вносят в психическую напряженность тот эле­мент, который и порождает состояние психологического стресса со всеми его последствиями.

Наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а длительные, хотя и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все показатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил, и в первую очередь его иммунной системы. Ежедневные мелкие конфликты и повседневные неприятности (связанные с разгневанным начальником, непослушными детьми, шумным соседом, длинной очередью к врачу или упреками супруга) гораздо пагубнее отражаются на здоровье, чем сильный, но однократный стресс, вызванный куда более значимой причиной.

Психологическими признаками стресса в профессиональной деятельности сотрудников ОВД являются:

1. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность.

2. Циничный, неуместный юмор или потеря чувства юмора.

3. Уменьшение чувства уверенности в себе, частые ошибки в работе.

4. Работа не доставляет прежней радости, сроки выполнения работы часто нарушаются.

5. Слишком часто возникает чувство усталости.

6. Ухудшается память, мысли часто улетучиваются.

7. Повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться на чем-либо.

8. Раздражительность, приступы гнева, увеличение конфликтных ситуаций.

9. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

10. Пристрастие к алкогольным напиткам.

11. Снижение иммунитета, частые недомогания.

12. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

13. Повышение или понижение артериального давления, учащенный или неритмичный пульс.

14. Постоянное ощущение недоедания, потеря аппетита или переедание.

15. Нарушение процессов пищеварения.

16. Нарушение свободы дыхания, дрожь в руках, судороги.

17. Нарушение сна.

18. Преобладание негативных мыслей, ощущение постоянной тоски, депрессия.

19. Чувство отчужденности, одиночества, потеря интереса к жизни.

Крайней мерой для разрешения стрессовой ситуации может стать попытка суицида. В каждом из трех случаев гибели сотрудников в ОВД два - это самоубийство. Ежегодно из-за самоубийств ОВД теряют от 200 до 400 сотрудников.

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается депрессией (чувство неполноценности, бесполезности; хроническая усталость, замедленные движения и речь; бессонница или повышенная сонливость; снижение полового влечения).

Сотрудники ОВД совершают суицид преимущественно в случаях, когда не видят возможности для решения своих проблем, если попытки справиться с проблемами завершились неудачно, а также при резком обострении чувства безнадежности.

Экстремальные ситуации бывают различные: наводнение, землетрясение, измена одного из супругов и др. Люди длительное время пребывают в среде, резко отличающейся от привычной, вызванные пониженной или высокой температурой, лавинами, паводками на реках, обильными осадками и т.д. Например, в практике туризма (в том числе спортивного) наиболее вероятны аварийные ситуации, связанные с потерей ориентировки; утратой группового или индивидуального снаряжения в результате пожара, схода лавины, пурги, непродуманных переправ через водные преграды и тому подобными причинами; непреднамеренным разделением группы или потерей одного или нескольких участников похода; резким ухудшением погодных условий и как результат этого недостаточной эффективностью взятого снаряжения, невозможностью его эксплуатации; утратой, перерасходом или порчей продуктов питания, угрожающими группе голодом; гибелью транспортного средства (плота, мотонарт и т.д.).

Статистика показывает, что возникновение аварийной ситуации в походе в большинстве случаев является следствием неправильных действий самих людей. Лишь незначительная часть аварий возникает из-за объективных, не зависящих от людей причин, например, когда группа попадает в зону стихийного бедствия - пожара, наводнения, урагана, землетрясения. От несчастного случая аварийная ситуация отличается тем, что в критическом положении, угрожающем самой жизни, оказываются не один-два пострадавших, а вся группа.

В период подготовки похода туристы тщательно анализируют маршрут с точки зрения обеспечения безопасности. Для этого с помощью специальной литературы знакомятся с географическими, климатическими, рельефными особенностями района путешествия, расспрашивают туристов, ранее бывавших в данной местности и знающих специфические опасности маршрута, при необходимости списаться с местным туристическим клубом.

Такая физическая, теоретическая, психологическая подготовка и серьезное отношение к делу дисциплинирует человека. В голове у человека систематически занимающего физической культурой прогнозируются возможные трудности и последствия неправильных действий.

Для каждого предполагаемого аварийного случая определяют оптимальные варианты действий. При «проигрывании» возможных случайностей во время похода нужно исходить из худшего. Надеются на везение, на авось только не подготовленные, а это означает сознательно подвергать неоправданному риску свою жизнь и жизни товарищей.

В чрезвычайных обстоятельствах очень важно сохранить максимум хладнокровия, отстраниться от «личного» страха, оценить обстановку в целом, наметить наиболее безопасную линию поведения. Достигается это обучением действию в условиях аварии. Желательно выработать своеобразный условный рефлекс на опасность.

Такие рефлексы более или мене вырабатываются при занятиях спортом. Спортсмены сознательно готовят себя к спортивной деятельности, но на практике в определенных ситуациях они переносят свои физические способности (силу, выносливость, скорость), навыки в другую деятельность. Люди, не занимающиеся физической культурой и спортом, не умеют переносить физические способности, навыки в другую сферу деятельности и сознательно подвергают себя опасностям в аварийных ситуациях. Таки люди, как правило, в тягость подготовленным и являются «тормозом» к спасению себя и других.

Очень часто опытные туристы, вспоминая об аварии, говорят, что действовали «бессознательно». Но это бессознательность кажущаяся. В ее основе - знания, опыт многочисленных походов, тренировок, разборов чрезвычайных ситуаций, личное участие в мелких происшествиях. Правильные действия «записаны» в подсознании опытного туриста и спортсмена. И наоборот, нерешительность, растерянность объясняются, как правило, элементарной безграмотностью. Не зная, что предпринять для своего спасения, человек впадает в оцепенение или панику, впоследствии сменяющиеся отчаянием, чувством обреченности. К примеру, опытный турист на крик «Камень!» мгновенно прижмется к скале, а новичок замрет или станет задирать голову, силясь увидеть, откуда исходит угроза.

При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения, легко ориентируется в пространстве: отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за неподвижные предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утопления. У человека, не занимающегося физической культурой, спортом не хватит сил спасти себя, не говоря о помощи другим.

Другое дело - долговременное выживание. В условиях аварийной ситуации рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевает пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ и т.п. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил. Только спортсмены имеют высокий уровень восстановления организма. Они меньше устают по сравнению с людьми, не занимающимися спортом.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить (победить) должно быть осознанным и целенаправленным. Можно назвать это волей к жизни. Долговременное выживание обеспечивается не стихийным желанием «Я не хочу умирать!», а поставленной целью «Я должен выжить!». На такое способны только тренированные люди.

Желание выжить, должно диктоваться не инстинктом, а осознанной необходимостью. К сожалению, известно немало случаев, когда после аварии люди по слабости своей пассивно ожидали помощи со стороны, не предпринимая никаких действий для защиты от неблагоприятных климатических факторов, для облегчения их поисков. Безволие принимало формы бездействия, а оно, в свою очередь, усугубляло развивающуюся депрессию. Надо стремиться обеспечить посильной работой каждого человека. Бездействие, особенно вынужденное ожидание, угнетают людей. Очень важно не идти на поводу у собственной усталости, не откладывать дела «на завтра», «на потом». Следует проявлять максимум силы воли, чтобы сделать то, что делать не хочется. На такое способны только спортсмены, люди, которые систематически занимаются физической культурой.

Основа выживания - прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии и медицины и кончая рецептурой приготовления блюд из гусениц. Отсутствие необходимых знаний не могут подменить ни энтузиазм, ни физическая выносливость, ни даже наличие запасов продуктов и аварийного снаряжения. Коробок спичек не спасет от замерзания, если человек не знает, как правильно развести костер под дождем. Риск попадания в лавину возрастает многократно, если не знать правил преодоления лавиноопасных участков. Неправильно оказанная первая помощь лишь усугубит состояние пострадавшего.

Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать. Для того чтобы сделать необходимы элементарные физические качества: сила, выносливость, ловкость, гибкость, соответствующее мышление. Когда положение станет угрожающим, поздно начинать учиться.

В динамике состояния пострадавших (без тяжелых травам) можно выявить 6 последовательных стадий:

1. «Витальных реакций» - длительностью от нескольких секунд до 5 - 15 минут, когда поведение практически полностью направлено на сохранение собственной жизни, с нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей.

2. «Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивалась вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длилась от 3 до 5 часов и характеризовалась общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности.

3. «Стадия психофизиологической демобилизации» - ее длительность до трех суток. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии связывалось с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания») и контактами с получившими тяжелые травмы и телами погибших, а также прибытием спасательных и врачебных бригад. Наиболее характерными для этого периода являлись резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (вплоть до состояния своеобразной прострации).

4. «Стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период, по данным субъективной оценки, постепенно стабилизировались настроение и самочувствие. У абсолютного большинства обследованных сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечно- сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией.

5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начиналась преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начинала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые появлялись шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливались сновидения у большинства обследованных. 6. В более поздние сроки (через месяц) у 12% - 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости. Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов. Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека На восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние также следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение личности в ситуации детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций) .

Стили поведения в экстремальных ситуациях

Доказано, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях зависят от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности. В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека. Можно выделить следующие стили поведения в экстремальных ситуациях: поведение экстремальный ситуация угроза

1)Поведение при аффекте. Он характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в спокойной обстановке. Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением. Мышление утрачивает гибкость, снижается качество мыслительных процессов, что обусловливает осознание лицом только ближайших целей своих действий, а не конечных.

2. Поведение человека при стрессе. Это- эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Стрессовые состояния по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

3. Поведение при фрустрации. Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Она может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения. Таким образом, экстремальные ситуации могут проявиться в различных стилях поведения и необходимо быть готовым к возникновению подобных ситуаций.

Правила поведения в экстремальных ситуациях.

В экстремальных ситуациях человек подвержен стрессу, а некоторые люди испытывают сильный шок. Людям в экстремальных ситуациях рекомендуется задышать ровно и спокойно, так мышцы расслабятся и человек быстро успокоится. Для этого необходимо взглянуть вверх, сделав полный глубокий вздох и, опустить глаза до уровня горизонта, плавно выдохнуть воздух, одновременно расслабляя все мышцы. При возникновении экстремальных ситуаций необходимо посмотреть на что-нибудь голубое. В древней Индии и Китае этот цвет недаром считали цветом покоя и отдыха. Экстремальная ситуация (от лат. extrеmus -- крайний, критический) -- внезапно возникшая ситуация, угрожающая(благополучию. угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности человека. В экстремальных ситуациях будет полезен самомониторинг. Он представляет собой способность личности понимать и правильно оценивать окружающую обстановку, чтобы выработать линию поведения.

Необходимо мысленно пройтись по всему телу, задавая себе вопросы:

Как мои мышцы? Не напряжены ли? - какова у вас мимика в данный момент? -

При выявлении негативных признаков необходимо заняться их устранением, то есть, расслабить мышцы, нормализовать дыхание и т д.

Затем, мы можем нормализовать свое дыхание.

Техника глубокого дыхания:

1 - делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета времени можно мысленно произносить «одна тысяча, две тысячи» - это как раз и займет ориентировочно 2 секунды);

2 - задерживаем дыхание на 1-2 секунды, то есть, сделаем паузу;

3 - выдыхаем медленно и плавно в течение 3-х секунд, не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха);

4 - затем, снова глубокий вдох, без паузы, то есть, повтор цикла.

Повторяем 2-3 подобных цикла (предел - до 3-х, максимум до 5-ти за один подход). В течение дня - до 15 - 20раз.

Кроме нормализации дыхания выполнение техники глубокого дыхания приводит к восстановлению нормальных параметров работы сердечно-сосудистой системы: нормализации частоты сердцебиения и, в свою очередь, отчасти давления. Это происходит в результате усиления естественного физиологического эффекта: на вдохе у любого человека сердцебиение ускоряется, а на выдохе - замедляется (такие изменения простым прощупыванием пульса заметить невозможно, это выявляется только чувствительными приборами).

Что дает выполнение этих техник? Давно известно о взаимосвязи и взаимовлиянии физического и психологического, «души и тела». Не напряженное состояние мышц, спокойное дыхание и нормальное сердцебиение обеспечат аналогичные ощущения в психологической сфере: мы будем более спокойны эмоционально. А значит, появится возможность действовать с «ясным рассудком и холодным сердцем», не стрессируя себя дополнительно собственными переживаниями. Основатель всемирно известной школы выживания в экстремальных ситуациях, польский путешественник Яцек Палкевич выделил 6 факторов выживания. Но определяющее значение, по его мнению, играет то, в каком порядке они располагаются человеком. По наблюдениям Палкевича, шансы на выживание и спасение выше у тех, кто, находясь в экстремальной ситуации, а значит стрессовой ситуации, ориентирует свои мысли и действия в таком порядке:человек, не пытающийся в экстремальной ситуации сохранить или восстановить спокойствие, имеет меньшие шансы на безболезненный выход из произошедшего. Причина кроется в том, что избыточное волнение препятствует принятию правильного решения. И если беспокойство не уменьшается, а, наоборот, возрастает то риск истощения, развития депрессивных состояний и физических заболеваний очень высок. Стремление к сохранению спокойствия, установка на преодоление, на выход из экстремальной ситуации способствуют мобилизации внутренних ресурсов и обеспечивают выход из малоприятных обстоятельств с наименьшими потерями.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Гефеле Ольга Фридриховна

канд. филос. наук, доцент ТвГТУ, г. Тверь, РФ Е-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В данной статье дается краткая характеристика экстремальным ситуациям. Рассматриваются разные психические состояния человека, которые могут возникнуть в момент воздействия экстремальной ситуации. Для предотвращения личностных изменений, возникающих в результате воздействия экстремальной ситуации, требуется медико-психолого-психиатрическая помощь.

Ключевые слова

Экстремальные ситуации, психические состояния, тревожность, стресс, фрустрация, кризис, агрессивные

В настоящее время человек все чаще и чаще сталкивается с экстремальными ситуациями различного генеза: катастрофы природного, либо техногенного характера, стихийные бедствия, захват заложников, террористические акции и др. При этом сама экстремальная ситуация может оказать влияние на изменение психического состояния людей.

По своей природе экстремальные ситуации многочисленны и разнообразны. Они отличаются по трудности, степени и характеру угроз, опасностям, возможным последствиям. Как правило, экстремальные ситуации возникают внезапно и имеют разную временную продолжительность .

Воздействия таких ситуаций становятся катастрофическими, особенно когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого количества людей, вследствие чего страдает психика человека и может развиться различная психическая патология, которая требует всестороннего комплексного изучения.

Реакция на экстремальную ситуацию изменяет психическое состояние, повышая нервно -психическое напряжение человека, которое может способствовать как мобилизации активности, так и дезорганизации деятельности .

Под влиянием экстремальных ситуаций наиболее выражены такие феномены психики как тревожность, стресс, фрустрация, кризис, плач, агрессивные реакции, гнев .

В отличие от тревоги, тревожность определяется как личностное образование, свойство личности, черта личности, личностная диспозиция. В экстремальных ситуациях может проявиться как адекватная тревожность, неадекватная тревожность или собственно тревожность и неадекватное спокойствие. При этом характер развивающейся тревожности будет зависеть от оценки человеком собственных возможностей по преодолению возникших затруднений, типа его нервной системы и определенных личностных особенностей.

Во время экстремальной ситуации может происходить трансформация состояния тревожности в другие эмоциональные состояния, имеющие отрицательную модальность: страх, ужас, паника, апатия и др.

В последнее время возрастает интерес к посттравматическим стрессовым расстройствам (ПТСР), которые могут наблюдаться у пострадавших в результате катастрофы различного характера, т.е. у тех людей, которые перенесли сильный стресс или воздействия других экстремальных для человека факторов. Причем ПТСР может развиться в катастрофических обстоятельствах практически у каждого человека, даже при отсутствии явной личностной предрасположенности .

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Также очень часто в экстремальной ситуации развивается фрустрационное состояние как особое психоэмоциональное состояние. К основным видам фрустрационного состяния можно отнести двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции), апатию, агрессию и деструкцию, стереотипию (тенденция к слепому повторению фиксированного поведения), регрессию.

Еще необходимо выделить наиболее часто встречающееся состояние как кризис личности. С одной стороны кризис можно рассматривать как острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека. С другой стороны можно рассматривать как дискретный момент развития личности или как особое состояние, в которое попадает человек, например, кризис, связанный с потерей близкого человека во время экстремальной ситуации, либо развитием соматоморфных изменений, связанных с экстремальной ситуацией, либо перемещением в другое место или в другую страну (проблемы эмиграции). При этом затяжной, хронический кризис может привести к развитию различных нарушений, приводящих к социальной дезадаптации, невротическим и психосоматическим расстройствам.

Плач позволяет отреагировать, выплеснуть накопившуюся боль и отчаяние. Плач как составной элемент может входить в истерическую реакцию. Основное отличие истерики от плача в том, что первая протекает значительно более бурно и может сопровождаться криками, угрозами в свой адрес или в адрес других. Как правило, истерика - это демонстративная реакция и после завершения этой реакции наступает упадок сил.

Агрессивная реакция также является проявлением психического состояния человека в экстремальной ситуации, и достаточно часто встречается в реальной жизни после выхода из шокового состояния. Агрессивная реакция - это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, или даже на уничтожение. Она служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Агрессивная реакция порождается непроизвольной эмоциональной экспрессией, обусловленной экстремальной ситуацией.

Агрессивная реакция может сопровождаться таким эмоциональным состоянием как гнев. При этом гнев как эмоциональное состояние не «запускает» прямо агрессивную реакцию, а обычно только сопровождает ее. Агрессивная реакция «запускается» внутренней стимуляцией, которая отличается от эмоционального переживания. Некоторые проявления агрессивной реакции могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности .

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что экстремальные ситуации могут способствовать изменению психических состояний, которые при неблагоприятных условиях могут перерасти в психические нарушения.

Оценивая травмирующее воздействие на психическую деятельность человека различных неблагоприятных факторов экстремальной ситуации, необходимо оказать своевременную психологическую помощь, чтобы предотвратить патологическое развитие личности, которое на социальном уровне может привести к общему распаду личности и к личностной катастрофе. В этом случае людям, у которых все-таки наблюдаются личностные изменения, требуется медико-психолого-психиатрическая помощь, которая будет направлена на выявление и избавление ведущего патологического изменения.

Список использованной литературы:

1. Гефеле О.Ф. Личность в ситуации риска: Социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук [Текст] / О.Ф. Гефеле. - Москва, 2004. - 27 с.

2. Гефеле О.Ф. Психологические особенности реагирования человека в экстремальных ситуациях различной направленности [Текст] / О.Ф. Гефеле // Вестник Тверского государственного технического университета. 2012. №21. С.58-61.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...