Психология оптимального переживания михай чиксентмихайи читать. Поток и потоковая деятельность

Создать максимум возможностей для счастья - вот главная задача современного государства. И в мировые лидеры выйдут те страны, которым это удастся, считает психолог Михай Чиксентмихайи. Он знает, о чем говорит: ведь он открыл «поток» - вероятно, самую доступную и самую полезную форму счастья.

Михай Чиксентмихайи спускается в холл отеля ровно в назначенное для интервью время - как раз в момент, когда портье уверяет меня, что гостя с такой фамилией нет. «Это нормально, - улыбается Чиксентмихайи. - Я давно привык, что ни выговорить, ни записать мое имя никто не в состоянии. Вот и решил спуститься, чтобы вам не пришлось искать меня весь день».

Пожалуй, он немного преувеличивает. Имя Михая Чиксентмихайи - одно из самых известных в сегодняшней науке. Его без запинки выговаривают студенты и преподаватели факультетов психологии всего мира, на него ссылаются в сотнях современных психологических исследований. Газета New York Times назвала его «ученым, который одержим счастьем». Точнее, пожалуй, не скажешь.

Psychologies:

Изменились ли за прошедшие десятилетия ваши представления о потоке?

Михай Чиксентмихайи:

Идеи потока зажили уже отдельной от меня жизнью, но я продолжаю следить за тем, что происходит в этой области. Недавно выяснилось, что точка равновесия между навыками и усилиями, когда мы максимально вовлечены и погружены в то, что делаем, на самом деле сдвинута в сторону сложности, в сторону вызова. Мне кажется, это важная находка.

Мы предпочитаем находиться в ситуации, когда нужно напрягаться немного больше, чем нам под силу, чтобы обрести умения, необходимые для решения задачи. Конечно, на работе мы скорее предпочтем находиться в зоне контроля - так спокойнее, - но в спорте, например, наша природа стремится преодолевать сложности, превзойти себя. В этом, возможно, ключ ко многим проблемам нашей взрослой жизни. Мы все время нуждаемся в том, чтобы у нас были новые вызовы, новые сложные задачи.

Спорт располагает к потоку. А как еще можно достичь этого состояния?

Это может показаться странным, но работа, которую мы привыкли считать трудной, но необходимой обязанностью, во многом организована по тем же законам, что и игра. Есть цель, есть сроки, и есть необходимость проявить себя с самой лучшей стороны. В таких условиях состояние потока очень даже достижимо. А вот, например, в семейной жизни достичь его гораздо труднее. Тут всего слишком много, все слишком хаотично, задачи наползают одна на другую, четких сроков и ясных целей нет.

Меня часто спрашивают: «Что делать? Мне хочется чаще испытывать состояние потока, но мне стыдно тратить время на себя, потому что есть много важных вещей, которыми нужно заниматься». Об этом обычно говорят женщины. На них лежит больше забот: и семья, и дети, и дом, и работа.

Да, быть счастливым в семье, выполняя свой долг или делая свою работу, трудно

В такой ситуации вероятность конфликта интересов, конечно, выше. Если состояние потока, например, приносит вязание на спицах, то, садясь за вязание, когда дети ходят на головах, квартира не убрана, ужин не приготовлен, счета не оплачены, женщина, конечно, нарушает баланс между различными сторонами жизни.

Наша задача - научиться быть счастливыми, делая то, что не входит в круг наших естественных потребностей, создавая нечто за пределами того, что нам дала природа. Платон еще две тысячи лет назад говорил, что главное - научить молодежь быть счастливой, делая то, что нужно. Да, быть счастливым в семье, выполняя свой долг или делая свою работу, трудно. Но если мы несчастливы в этом, то мы вообще не будем счастливы. Значит, мы должны научиться получать это удовольствие, понять, как это делать.

Вам удалось научить этому ваших детей?

Для начала нужно увлечь их, пробудить интерес, показать, что усилия могут приносить радость. У нас с женой два сына. Когда они были маленькими, мы часто ходили в зоопарк. И каждый раз у детей была задача: найти зверя с самыми большими рогами, например. Или с самым длинным хвостом. Этой игры хватило на пару лет увлекательных семейных уик-эндов.

Но потом дети подросли - и заявили, что им жалко животных в клетках. Игра закончилась, пришлось изобретать что-то новое. Когда мы отправлялись в долгие поездки на машине, дети выступали штурманами. Составляли заранее карту маршрута, выясняли, какие интересные места или здания можно увидеть по дороге. Естественно, это требовало от них усилий, подготовки. Но они были счастливы, им это очень нравилось!

И что еще очень важно - они ощущали свою причастность к жизни семьи, свою ответственность за подготовку общего путешествия. А это, может быть, главное, чего не хватает современным детям для счастья. Чувство важной роли в жизни - вот чего не хватает детям, когда все достается им упакованным и готовым к употреблению.

Вернемся к потоку. Всегда ли позитивно это состояние?

Стоит отличать поток от состояний, которые могут быть на него очень похожи, но им не являются. Возьмите футбол. Когда мальчишки часами гоняют мяч во дворе, не замечая разбитых коленей и жажды, - это, конечно, поток. Но чем выше уровень игры, тем меньше шансов его достичь. Появляются соображения денег, престижа, боязнь ошибки, которая дорого обойдется, - и поток уходит. Остается его имитация. Знаете, чем это кончается?

То же и с музыкантами. В свое время Ассоциация симфонических оркестров США пригласила меня разобраться, почему многие музыканты - настоящие мастера! - со временем не только не совершенствуются, но начинают играть даже хуже. И знаете что я выяснил? Что эти музыканты легко достигают состояния потока - например, когда вечером собираются с друзьями на импровизированный джазовый джем-сейшн.

Если работа жестко контролируется, даже занятия, которые могут приносить состояние потока, становятся работой из-под палки

Это не значит, что они любят джаз и не любят Баха или Бетховена, нет-нет. Они очень любят классику. Чего они не любят - так это отсутствия выбора. Когда дирижер требует играть так, а не иначе, когда репертуар, график выступлений и репетиций расписаны на год вперед - уходит свобода. А с ней и возможность раствориться в том, что мы делаем.

Если наша работа жестко контролируется, если есть стандарты, которым всегда необходимо соответствовать, - даже занятия, которые могут и должны приносить состояние потока, становятся работой из-под палки.

И все же, если мы говорим об истинном, настоящем потоке: всегда ли он позитивен?

Нет. Например, вы и сами наверняка знаете, как много людей, участвовавших в боевых действиях, не могут найти себя, возвращаясь из армии. В бою они пережили состояние потока - такое часто случается. И повторить его в мирной жизни они не могут. Да, эти люди могли сражаться за высшие идеалы и защищать родину, но это не отменяет того факта, что они пережили состояние потока, стреляя в других людей.

Когда человек не способен достичь потока в повседневной жизни, это очень опасно. Он может начать искать другие способы. И найти свой поток в грабеже или убийстве - к несчастью, это возможно. Дети рождаются с биологической потребностью получать удовольствие.

Главная задача - понять, как можно привнести больше потока в школьное обучение и в семейную жизнь

И испытывают его не только от чтения стихов, но и от драки во дворе тоже. Очень важно научить их получать удовольствие, если хотите - достигать потока - в действиях полезных, а не опасных для них и для окружающих.

Пожалуй, для меня лично в этом и состоит главная задача. Понять, как можно привнести больше потока в школьное обучение и в семейную жизнь.

Вы, так много узнав о счастье и способах достижения потока, можете назвать себя счастливым человеком?

Думаю, что по большей части да. Хотя точно могу сказать, что состояния потока в моей жизни было гораздо больше до того момента, как я начал его изучать. Мне звонят и пишут женщины, отчаявшиеся победить наркоманию своих детей. У меня спрашивают дети, можно ли побороть болезнь Альцгеймера у их родителей... Многие люди обращаются ко мне с вопросами, которые вне моей компетенции. Я просто не знаю, что им сказать, но чувствую себя обязанным сказать хоть что-то. Я все меньше принадлежу себе. Но с другой стороны, это ведь и свидетельство того, что мои идеи кому-то нужны. В общем, наверное, я все-таки счастлив.

Усилиями позитивных психологов счастье из абстрактного идеала превратилось в объект изучения. Выходят десятки книг о том, как его достичь. Они действительно полезны?

Понимаю ваш скепсис. Книг о том, как снизить вес, в Америке выходит еще больше, а результаты - сами знаете... Но дело тут не в книгах, а в нас самих. Мы должны пытаться изменить себя, должны формировать новые привычки и расставаться со старыми, мы должны действовать. Иначе ничего не выйдет.

Знать, что делать, - одно, а уметь это сделать - совсем другое

Это ведь очень просто: возьмите самую лучшую поваренную книгу и прочтите ее хоть десяток раз. И что, у вас на столе образуется французский петух в вине или русский бефстроганов? Да нет же, конечно, - до тех пор, пока вы их не приготовите!

Причем начать придется с азов: выбрать продукты, разделать мясо или птицу, почистить овощи. Информация должна быть преобразована в действие. Знать, что делать, - одно, а уметь это сделать - совсем другое. И некоторым из нас может не хватать ловкости, координации движений, да мало ли чего еще.

Значит ли это, что некоторые из нас так и не смогут стать счастливыми людьми, никогда этому не научатся?

Достичь счастья - это вопрос именно действия. Мои исследования, например, показали, что людям, которые испытали жестокое обращение в детстве или страдали от недостатка любви, может быть сложнее достичь состояния потока. Однако это не значит, что не нужно пытаться.

Мне было 10 лет, когда закончилась Вторая мировая война, и я видел, как мало людей смогли психологически пережить потери, хаос, как они были ранимы перед лицом внешних сил. Но сегодня есть чрезвычайно интересные работы, в которых психологи брали интервью у тех, кто лишился зрения либо оказался парализован. И представьте, эти люди очень часто говорили, что чувствуют себя счастливыми.

Это звучит невероятно, но у меня есть простое объяснение. Потеряв зрение или возможность ходить, человек оказывается вынужден снова учиться жить, искать совсем новые стратегии и модели поведения. Все приходится открывать заново. И в процессе этого открытия часто формируются навыки и привычки, которые позволяют достичь счастья.

Кто-то может сказать, что нельзя сравнивать счастье слепого и зрячего человека. Разумеется, нельзя, но счастье вообще нельзя сравнивать. Оно свое для каждого, и если человек, лишившись зрения, может ощущать себя счастливым, то, значит, так оно и есть. Конечно, отсюда не следует, что ради достижения счастья всем нам придется ослепнуть. Следует отсюда лишь то, что мы в силах вырабатывать нужные модели поведения. И значит - учиться быть счастливыми.

Найти соразмерность

«Поток» - особое состояние оптимального переживания, которое достигается через полное слияние человека с его деятельностью, когда вместо усталости он чувствует прилив энергии. В состоянии потока мы не замечаем времени, забываем о голоде и жажде, не помним о социальных ролях, растворяясь в действии, которое кажется нам важным и интересным. Теория потока возникла в 1990 году и стала результатом многолетних наблюдений Михая Чиксентмихайи за людьми творческих профессий, однако это состояние доступно отнюдь не только творцам. В потоке бывают математики и мясники, альпинисты и торговцы рыбой. Главное условие - соразмерность сложности задачи и уровня наших умений. Если умений недостаточно, восторг быстро сменяется чувством бессилия. Если задача слишком проста, приходит скука. Если же оптимальный баланс достигнут, то удовольствие, усилия и смысл вместе приносят нам активное состояние радости.


О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содержание книги, которая находится в ваших руках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чиксентмихайи с убедительным историческим и экспериментально-психологическим материалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и ее ответвления в более высокой ценовой категории – гламура. Эти мифы известны: не надо грузиться, не надо париться, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не думать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чем себе не отказывать.

Это подробный обзор только самых важных мыслей из книги Михай Чиксентмихайи Поток, которые я выразила своими словами. Но вы же понимаете, что прочитав одну и ту же книгу каждый выделит главное для себя. Возможно то, что актуально для вас не актуально для меня, поэтому этого и нет в тезисах. Но, тем не менее, делюсь самым важным из прочитанного для меня и советую прочитать книгу Михай Чиксентмихайи Поток каждому.

1. Счастье - это состояние, которое каждый может вырастить и хранить внутри себя. Научившись контролировать свои эмоции и переживания каждый сможет влиять на качество жизни.

2. В процессе достижения цели, на пути к ней в какой-то момент человек перестает получать удовольствие от процесса. Мы сосредотачиваемся на своих целях, которые расположены в будущем, и перестаем жить здесь и сейчас и получать удовольствие сегодня.

3. Все проблемы из детства. Вот и Михай Чиксентмихайи пишет, что иррациональные поступки взрослых чаще всего становятся результатом проблем в детстве. Так, чтобы преодолеть тревожность, свойственную многим взрослым, необходимо стать независимым от социального окружения. Мышление в терминах социальных вознаграждений и наказаний приводит к возникновению зависимости от чужого мнения и стереотипов. Для обретения состояния счастья человеку необходимо научиться формировать и поддерживать вознаграждения внутри себя, развивать способность испытывать радость независимо от окружающих обстоятельств. Чтобы перестать зависеть от целей общества достаточно выстроить свою собственную систему целей, независимую от мнения большинства или навязанного из вне с определенными, чуждыми человеку, целями. Все, чему нужно научиться для обретения счастья это научиться наслаждаться и увидеть смысл жизни в самой течении жизни как таковой. Тогда никто не сможет ни управлять, ни навязывать ценности и приоритеты.

4. Человек, который не способен устоять перед такими искушениями как вкусная еда, секс, выпивка теряет способность управлять своей психической энергией. К примеру, алкоголики, объясняя свою тягу к спиртному оправдывают свои действия голосом природы, физической тягой, безысходным окружением. Тогда как объяснение тяги очень простое - желание избежать ответственности за свою жизнь.

5. Просто знание того, как избавиться от влияния окружающих мнений и суждений ничего не изменит, решительность и сила воли влияют здесь играют определяющую роль. Если знание применяется с целью изменить наши привычки и знания, то движение вперед становится медленным и болезненным.

6. На вопрос что может спасти от тревог и страха, автор книги отвечает просто: необходимо установить контроль над сознанием, позволяющим управлять качеством своего переживания.

7. Внешние события существуют для нас только в том случае, если мы их осознаем, сознание означает субъективно переживаемую реальность.

8. Чтобы научиться получать удовольствие и радость от созерцания картин, природы, обыденных предметов необходимо вложить немало психической энергии. Но без постоянной работы по совершенствованию умений и навыков невозможно достичь истинного наслаждения процессом. То же касается и музыки. Музыку важно не слу шать, а слы шать. Высокая концентрация позволяет получать удовольствие даже от тишины. Любое удовольствие: еда, музыка, секс, визуальные созерцания способны приносить радость только если человек контролирует процесс и вовлечен в него безоговорочно и полностью. Очень напоминает состояние .

9. Если заниматься и уделять внимание какой-либо задачи против своей воле, то психическая энергия будет тратиться понапрасну. Это касается как навязанного действия (попросили), так и к нелюбимой работы.

10. Для возникновения состояния потока у семьи должна быть общая целей, ценностей и приоритетов. Кроме долгосрочных целей должен быть сформулированный комплекс задач. Если цели в семье разные, то достичь потокового состояния практически невозможно.

11. Способность находить в неприятностях и откровенных несчастьях позитивную сторону - талант и редкий дар. Это касается и обычных неприятностей, связанных с потерей денег, друзей,работы и т. д. И глобальных событий, связанных с потерей здоровья. Таких людей Михай Чиксентмихайи называет аутотелическими личностями.

12. Аутотелические личности преобразует переживания, влекущие энтропию, в состояние потока. Такие люди придерживаются следующих правил: ставят цели, полностью погружаются в деятельность, уделяют внимание происходящему вокруг, учится радоваться сиюминутным переживаниям.

13. Внутренний конфликт у человека может возникнуть из-за того, что за психическую энергию борются много противоречащих желаний и целей. Прекратить конфликт можно только оделив важные цели от второстепенных и построить иерархию приоритетов между ними. Достичь этого можно двумя способами: vita activa — жизнь в действии или vita contemplativa - путь размышлений. Посредством vita activa человек постигает состояния потока через полное погружение в решение конкретных внешних задач.

14. Прежде чем вложить существенную часть психической энергии в какое-либо дело или цель спросите себя: действительно ли я хочу этим заниматься? Доставляет ли это мне истинное удовольствие? Смогу ли я в будущем наслаждаться достижением цели или результатом достигнутой цели? Стоит ли это дело цены, которую придется заплатить за достижение цели? Смогу ли я жить в мире с собой когда цель уже будет достигнута?

15. При условии, что цель выбрана правильно и есть решимость не сдаваться при первых трудностях, высокая сосредоточенность на своих действиях и событиях вокруг себя, времени на то, чтобы быть несчастным просто не останется.

16. Животные не могут сами себе причинить страдание, как это делает человек, находя причины извне быть несчастным. Психика животных не настолько развита, чтобы чувствовать отчаяние и негодование даже тогда, когда все их потребности полностью удовлетворены. Человек испытывает психическую энтропию именно потому, что способен видеть в том числе цели, которые он не способен достичь. Разум человека способен осознавать не только актуальное положение вещей, но и потенциально возможное. В условиях множества задач человек впадает в тревогу, а при их отсутствии начинает скучать.

17. Чтобы в страданиях обрести цель нужно увидеть в них задачу себе по целям. Например, если человек сирота, которую обделяли в детском доме или не выдали полагающуюся недвижимость, то он может обозлиться или использовать полученный негативный опыт и стать, например, адвокатом, защищающим права сирот. К такому исходу сложностей и проблем в жизни следует стремиться каждому!

Вам так же будет интересно

17 важных выводов из книги Михай Чиксентмихайи Поток. Психология оптимального переживания

Я, наконец, дозрел до того, что бы делать конспекты прочитанного. Как раз закончил читать давно ждавший меня Поток . Важнейшая книга, особенно для тех, кто переживает кризис среднего возраста или просто несчастлив. По степени воздействия могу ее сравнить только с Семь навыков высокоэффективных людей , которую я обязательно тоже законспектирую.

Таким образом, открываю новую рубрику в моем ЖЖ: книги.

Основной жизненный вопрос после удовлетворения элементарных потребностей - "и что, это всё?". Это экзистенциальный кризис. Кризис среднего возраста.

Причина неудовлетворенности, беспокойства - отсутствие упорядоченности, понимания что делается и зачем. Культура и религия - лишь суррогаты, призванные дать шаблоны упорядоченности, которые далеко не факт что подходят каждому. И далеко не факт что хороши в каждой отдельно взятой ситуации.

Сознание - это целесообразно упорядоченная информация. Намерения (интенции) - упорядочивают информацию в сознании. Это факт желания, без пояснения причины желания.

«Я» - это иерархия мотивов, по сути, набор приоритетов, через которые фильтруется входящая информация. «Я» является совокупностью сознания, т.е. сознание определяет «Я» и наоборот, это система с положительной обратной связью.

Удовольствие - это удовлетворенное намерение, желание.

Радость содержит в себе что-то новое, некоторый рост, открытие. Радость возникает только как результат концентрации внимания, развития. Радость развивает «Я» и, таким образом, сознание.

Радость возникает в результате работы в состоянии «потока». Как результат личностного роста.

Что бы быть счастливым нужно научиться всё время быть в состоянии потока, при любых занятиях.

Признаки состояния потока потока:
- сложная деятельность, требующая умения
- полная концентрация, потеря осознания себя (Я) в процессе, «поток»
- отсутствие вопроса "зачем я это делаю?"
- отсутствие рефлексии, изменение чувства времени
- ясные цели и обратная связь
- ощущение контроля над ситуацией
- смысл занятия в самом занятии (аутотеличность)

Типы потоковых занятий:
- соревнования
- альтернативная реальность (театр и прочее)
- случайные игры (азарт)
- изменение сознания (аттракционы, прыжки с парашютом)

Аутотелическая личность
Аутотелическая личность это личность чьи цели находятся в ней самой.

Она ставит конкретные и выполнимые цели и декомпозирует их на задачи.
- она сосредоточена на действии, на процессе выполнения задач, полностью погружается в процесс
- она уделяет внимание происходящему вокруг и является частью мира, жизни, вкладывает силы в систему, в которую включена, ради процесса, а не ради результата. Открыта для внешнего, а не сконцентрирована на себе
- умеет радоваться сиюминутным переживаниям

Нельзя быть слишком эгоцентричным (сосредоточенным на своих личных целях) или застенчивым (погруженным в себя), нужно уметь отдаться делу целиком, слиться с окружающей реальностью.

Но и плохо когда нет правил, принципов, не понятно как поступать (что хорошо а что плохо), плохо когда возникает отчуждение, когда принуждают слишком много заниматься бессмысленным. Оно же - нарушение внимания (фрагментирование внимания, отсутствие цели) и излишнее сосредоточение на себе. Оно же причина тревоги и скуки.

Семья
Семья требует переосмысления целей и приоритетов, смены целей, прежде всего от мужчины. Семья, как и дружба - требуют постоянного вложения психических сил и энергии. Дружба обычно характеризуется общими интересами, исследованиями, тогда как семья предоставляет эмоциональный базис и защиту. Хотя могут быть и совмещены.

Семейные порядки, которые воспитывают умение быть счастливым

Ясность в отношениях и четкая обратная связь
- интерес родителя к ребенку и его текущему состоянию (а не будущему)
- возможность выбора у ребенка, поступать, так как он хочет, и отвечать за последствия
- общность и доверие в семье, что бы ребенок не тратил время на защиту
- наличие посильных задач для ребенка возрастающей сложности для постоянного личностного роста

Тело и поток
Йога и восточные единоборства как экстрим контроля тела и потока. Нирвана, потеря собственного «Я» - лишь далекая цель, возможно нереальная, а остальные стадии полностью соответствуют определению потока. Спорт, простое движение, еда, секс, музыка, созерцание - все это можно переживать как поток (а можно и не переживать) и совершенствовать. Важно не скатиться в простое вожделение простых удовольствий (прелюбодеяние и чревоугодие), а пытаться всё время открывать новое и воспринимать это занятие как искусство.

Мозг и поток
Тренировка памяти важна, т.к. только человек с хорошей памятью может быть самодостаточным и находить источники потока внутри себя. Другим требуются внешние стимулы: пустое общение, телевизор, чтение, наркотики. Развить память очень просто - надо выбрать интересную область и начать запоминать ключевые интересующие моменты.

Искусство говорить и общаться как поток. Сочинять и творить.

Потоку в работе чаще всего мешают: однообразие задач, конфликты с подчиненными, перегрузка.

Стресс
Иногда всё равно приходится тяжело, плохие вещи случаются. Как бороться со стрессом?

Неэгоистичная самоуверенность, уверенность, что всё будет хорошо: «что бы не делалось, то к лучшему»
- сконцентрированность на внешнем мире, а не на себе и не на проблеме: что мне мешает, и какие могут быть решения. Без паники.
- умение открывать новые решения, открытость к своим реальным ощущениям, а не навязанным стереотипам

Смысл жизни
Даже если человек умеет входить в поток в работе и с друзьями и с семьей это не значит что он хороший или даже просто целостный.

В конце концов, работа, друзья, всё это может внезапно закончиться и что тогда? Нужна общая цель, смысл жизни. Такая, из которой можно делать конкретные осмысленные шаги. Смысл жизни в том, что бы придать ей смысл.

Цели могут быть принятыми (из вне) или открытыми. И то и то может быть хорошо, но принятое рискует быть плохим, если система, которая его породила (например общество) само больно. Возьмем фашистов, которые в состоянии потока убивали людей в лагерях. А открытые цели могут сильно противоречить обществу и даже быть опасными, казаться всем ненормальными.

Свобода - это выбор. Наша культура дает нам свободу выбора, которая позволяет нам увидеть множество возможностей и захотеть их. Поэтому требуется прикладывать усилия к постановке целей и самопознанию. Свобода - это вызов. Мы уже откусили от плода познания и животное счастье в неведении нам недоступно.

Единственный способ преодолеть внутренний конфликт множества целей и желаний - упорядочить их, расставить приоритеты. Сделать это можно двумя способами - действиями и размышлениями (рефлексией). Действие позволяет упорядочить сознание не смотря ни на что, но есть опасность в какой-то момент осознать, что поставленной цели недостаточно, что бы придать смысл всей жизни. А рефлексия без действия бессильна. Опять же, нужен баланс.

Культуры можно разделить на три грубых типа: чувственные (простые удовольствия, общество потребления), идеалистические (идея: фашизм, коммунизм) и идеациональные (правильный баланс). Так и личность ищет баланс между дифференциацией и интеграцией.

В простейшей модели личность проходит три этапа развития: достижение минимального необходимого личного физического комфорта, интеграция с обществом (семья, компания, государство), осознание своих границ и интеграция с общей идеей, идеалом, философией.

Не все проходят все этапы и не обязательно в этом порядке, есть модели, где этапов больше. Большинство останавливается на втором, после интеграции. Немногие доходят до конца третьего.

Жизнь это игра с собственными целями и правилами, достижение независимости, уверенности в собственных силах, осознание своей уникальности и ограниченности своих возможностей, понимание и приспособление к силам за пределом нашей индивидуальности. Это - путь контроля над сознанием. Никто не заставляет этим заниматься, но если этого не делать, мы можем упустить свой шанс и в конце горько об этом пожалеть, поняв, что жизнь прожита зря.

Михай Чиксентмихайи

Описание от издателя

Цитата

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Радость потока - это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению все более и более сложных задач. В отличие от уровня жизни качество переживаний можно повысить, заплатив только одной валютой - вложением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не котируется. Чиксентмихайи напоминает: счастье - это не то, что просто случается с нами, это и искусство, и наука, это то, что требует усилий и своеобразной квалификации. «Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности».
Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук.

О чем книга

Исследуя творческих личностей, автор обнаружил в своих исследованиях, что они счастливы благодаря тому, что в процессе озарения испытывают состояние потока. Но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Автор выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии.

Почему книга достойна прочтения

Cостояние потока - одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И книга приведет читателя к этому состоянию.
Оказывается, счастье не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, оно в наших руках.
Редкий пример служения высокой науки обычному человеку.

Для кого эта книга

Для всех, кто стремится по-настоящему счастливо прожить эту жизнь. Для тех, кто интересуется психологией как дисциплиной, кого в принципе привлекает феномен счастья, ну и для всех тех, кому этого самого счастья так сильно не хватает в собственной жизни. Ведь в состоянии потока удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией безграничное состояние радости.

Об авторе

Михай Чиксентмихайи - психолог, заслуженный профессор и директор центра исследований качества жизни Клермонтского университета (США), член Американской академии образования, Американской академии наук и искусств и Национальной академии исследований досуга, автор около 20 книг, наиболее известная из которых - «Поток» - переведена на 30 языков. Живет и работает в США.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...