Психология победителей читать онлайн. Как победить в себе жертву и контролировать любую ситуацию

В процессе выступления спортсмен подвергается воздействию двух состояний, имеющих противоположную направленность. Это, во-первых, желание выиграть, а, во-вторых, боязнь проиграть. И, если вторая сила оказывается сильнее первой, то, по законам физики, мы получаем соответствующий результат. Поэтому, в подготовке к соревновательной деятельности еще на начальных этапах должен учитываться фактор, который мы условно назовем «фактор принятия возможного проигрыша в данном соревновании, как показателя необходимости внесения изменений в тренировочный процесс».

Психологи говорят о существовании так называемой «зоны уверенности», ограниченной нижним и верхним порогами.

Необходимо воспитать у спортсмена смелость проигрывать, т.е., человек должен дать себе право на ошибку. Ведь каждый человек ошибается, без этого невозможно прожить. Возможно, смысл нашей жизни и заключается в обучении, т.е. в том, чтобы научиться там, где мы первоначально ошибались, впоследствии поступать правильно. Негативная информация, т.е. информация об ошибке, должна использоваться для поиска правильного решения, а не для обвинения себя в неспособности к правильным поступкам.

Пример: в серии из пяти выстрелов в экспериментальных соревнованиях по стрельбе участвовали стрелки суперкласса. В ходе соревнования три первые выстрела попадали в десятку, а затем происходил сбой и стрелок попадал в девятку или восьмерку. Когда серию увеличили до восьми выстрелов, то пять первых выстрелов были в десятку, а затем опять следовал сбой. Когда стрелки выступали в серии «три выстрела – перерыв – три выстрела – перерыв – три выстрела» практически все выстрелы были в десятку. Как будто после серии успешных попаданий мозг начинает сомневаться в своем праве быть безошибочным.


О зоне уверенности и о прирождённых победителях

Верхний порог
ЗОНА УВЕРЕННОСТИ
Нижний порог

Верхний порог определяет максимальное количество выигрышей, следующих один за другим, после которого наступает страх проиграть. Ведь, в случае, если один выигрыш следует за другим достаточно длительное время, возникает мысль о том, что теперь уж проигрыш неизбежен. Другими словами, спортсмен как бы мысленно говорит себе: «Что-то я уже пять раз выиграл. Видимо, теперь уже точно проиграю».

Нижний порог определяет минимальное количество проигрышей, следующих один за другим, после которого спортсмен чувствует неуверенность при выступлении. « Проиграли два раза подряд! Мы в психологической яме! Выиграть будет сложно!» У одного подобный страх может наступить через два проигрыша подряд, а другому и пять нипочем.

Чем меньшими числами определяются два эти порога, тем уже зона уверенности. Задача тренера и спортсмена постоянно работать над расширением зоны уверенности. Закономерность функционирования нашей психики такова, что страх перед выигрышем уменьшается пропорционально уменьшению страха перед проигрышем, поэтому работу по расширению зоны уверенности необходимо начинать с изменения нижнего порога.

Уже давно известно, что все человечество можно условно разделить на четыре группы по такому критерию как соотношение стремления к победе и страха проиграть. То же самое соотношение сохраняется и в спорте.

Это четыре следующие типа:

тип А – большие амбиции и высокий уровень страха неудачи;
тип Б – большие амбиции и невысокий уровень страха неудачи;
тип В – скромные амбиции и высокий уровень страха неудачи;
тип Г – скромные амбиции и невысокий уровень страха попыток, людей, выступлений), как правило, 20 % имеют «попадание в десятку», а остальные 80% – это общий фон. Только 20 % выступающих спортсменов относятся к типу Б. Основная часть спортсменов – это люди типа А. Соответственно только один из пяти спортсменов обладает от рождения психологией победителя.

Особенности этих типов со всей очевидностью проявляются в поведении людей. Психологом Эриком Берном разработана типология, согласно которой людей типа А можно отнести к так называемым « лягушкам», а типа Б – к «принцам». Давайте рассмотрим их специфические признаки.

Принцы понимают, что они уникальны и принимают себя такими как есть, т.е. они аутентичны. Таким людям не нужно доказывать свою неповторимость, лезть из кожи вон, чтобы доказать, что они лучше других. Они просто живут своей собственной жизнью и не мешают другим жить своей. Принцы не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, они самостоятельны и самодостаточны. Думая о себе, они обращают внимание не на свои недостатки, а на свои достоинства и думают, как их можно эффективно использовать.

Принцы вполне реалистично оценивают границы своих возможностей и знаний. Как и все люди, принцы могут время от времени проигрывать. Но проигрыш никоим образом не влияет на их чувство самодостаточности и самоуважения. Они продолжают верить в свои способности достичь нужного результата. Принцы хорошо знают себя и свои психологические особенности, они не делят свои особенности на плохие и хорошие. Все, что они имеют, это их достояние, и они думают только о том, как использовать это достояние наиболее эффективным образом.

Принцы абсолютно спокойно признают за собой определенные права, но они признают права и за другими людьми. Они наслаждаются своими достижениями, но не чувствуют вины за ошибку, а рассматривают ее как обратную связь.

Лягушки живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих. Их любимые фразы звучат следующим образом: «Никогда мне не везет!», «Только у меня может такое случиться»; они очень часто используют «но» в предложениях: «Я бы выступил хорошо, НО что-то мне помешало».

Часто причину своих неудач они ищут в поведении других людей. Часто вы слышите от них фразу, начинающуюся со слов «Если бы только…». «Если бы только судейство было справедливым…», «Если бы только я так не волновался перед выступлением». Другие их любимые варианты – это « когда…» и «а что, если». « Мы будем отлично выступать, когда уйдет этот тренер и придет другой!», «Я знал, что в этой ситуации надо было бить по воротам самому, но, а, что, если бы я ударил и помахнулся…».

Таким людям все происходящее с ними представляется темным и пугающим, поэтому они находятся в вечном напряжении и страхе. Их силы расходуются на переживание собственной неудачливости и невезучести, поэтому у них остается мало сил на непосредственное участие в событии. Лягушки не умеют анализировать происходящее с ними, а потому они никогда не знают, почему они проиграли. Следовательно, они не имеют ресурса для кардинального изменения ситуации.

Поскольку лягушка боится реального мира, она выстраивает себе мир иллюзорный, в котором все происходит по правилам, установленным лягушкой. Лягушки находятся в постоянном сомнении. А что может быть губительнее для хорошего результата, чем сомнение? Люди этого типа постоянно озабочены тем, что о них подумают другие. Поэтому каждое выступление спортсмена-лягушки становится доказательством себе и другим своего права выступать, жить, быть лучше других и т.п., а каждый проигрыш становится действительной личностной катастрофой.

В этом случае уровень мотивации зашкаливает, что отрицательно сказывается на результатах выступления. Игрок типа А опасен, особенно в командных видах спорта, где он не только паникует сам, но и заражает своим состоянием других членов команды. Вот уже и работа спортивному психологу появилась.

Что же такое психология победителя? Что говорят психологи по этому поводу?

Это - способ мышления и реагирования на возникающую ситуацию. Но сначала давайте определимся, кого мы с вами будем считать победителем. Ведь можно вложить совершенно разный смысл в это понятие, что, собственно, и происходит. Для одних победитель - это тот, кто занял первое место, или получает большую зарплату, или тот, кого любят самые красивые девушки, ну и так далее.

В нашем контексте победитель - это человек, который ставит перед собой цели и добивается их реализации. Как писал известный психолог Эрик Берн, "победитель определяется как человек, который выполняет свой контракт с миром и самим собой. То есть, он принимается за что-то, говорит, что он собирается сделать, и, в конце концов, делает это. Его цель по контракту может состоять в том, чтобы обзавестись четырьмя детьми, стать президентом корпорации, прыгнуть на шесть метров...

Если он достигает своей цели, он - победитель. Если он не имеет детей, остается кладовщиком... ...ясно, что это неудачник. Если он имеет троих детей, становится вице президентом корпорации..., то этот человек, по крайней мере, не неудачник, но и не победитель. ВАЖНО, ЧТО ЦЕЛЬ УСТАНАВЛИВАЕТ ОН САМ. Если принять такое понимание ПОБЕДИТЕЛЯ, тогда вопрос заключается в том, как стать человеком, не просто время от времени занимающим первые места, но человеком, который умеет ставить цель и добиваться ее достижения.

И, если ЕГО ЦЕЛЬЮ является СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ в любой области человеческой деятельности, он им становиться. Для практиков, наверное, не так важно, как называется то или иное качество или свойство. Вопрос в другом: КАК его получить? Статистика говорит о том, что среди людей, занимающихся бизнесом так же, как и среди спортсменов, можно, условно говоря, выделить четыре основные группы:

Группа А - высокие амбиции и высокий уровень страха неудачи; группа Б - высокие амбиции и умеренный уровень страха неудачи; группа С - низкие амбиции и высокий уровень страха неудачи и группа Д - низкий уровень и того, и другого.
В большом бизнесе и в спорте высших достижений остаются только первые две группы, причем в соотношении 80:20. Другими словами, 80% людей, обладающих высокими амбициями, страдают от столь же высокого уровня страха потерпеть поражение. И только 20% - готовы рисковать, чтобы реализовать свои высокие амбиции. Эти 20% - прирожденные победители, т.е. люди, рожденные (или воспитанные) с мышлением победителя.

У представителей же групп С и Д отсутствует мотивация для постановки масштабных целей. Их контракты с самими собой и миром не столь глобальны, и, хотя и среди них есть побежденные и победители, нам представляется более интересным поговорить о первых двух группах.

Как становится понятно из контекста, люди относящиеся к группам А и Б, отличаются тем, что ставят перед собой глобальные цели и делают все необходимое для их достижения.

Известна история о том, что Билл Гейтс, будучи учеником младших классов, однажды написал в своем сочинении, что, когда он вырастет, то станет очень богатым человеком. Он во всех подробностях описал, каким домом он будет владеть, как будут обставлены комнаты… Сказка, описанная в сочинении Биллом, была настолько далека о реальности, в которой пребывала его семья в то время, что учительница поставила мальчику двойку и велела переписать сочинение. Но Билл опять написал то же самое…

Четко поставленная цель, видение конечного результата задолго до его реализации, вера в реалистичность поставленной цели и способность неуклонно следовать по пути к ее достижению, - вот что отличает мышление победителя от мышления простого обывателя.

Еще одно очень важное свойство мышления, которым обладает победитель – это его способность быстро обучаться. В эру информационных технологий без этого свойства практически невозможно сделать карьеру, какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово. Но способность к обучению всегда высоко ценилась среди выдающихся личностей потому, что именно с этой способностью мозга связано такое важное для успешного построения бизнеса и карьеры свойство психологии победителя как гибкость. Гибкость в данном контексте – это способность быстро, грамотно и эффективно реагировать на обстоятельства, возникающие на пути достижения цели.

Что слово «успех» означает именно для вас?

Такие термины как «успех» и «быть успешным» могут означать весьма разные понятия в зависимости от контекста и подразумевать наличие порой совершенно противоположных умений и навыков, применяемых к различным жизненным ситуациям.

Например, в повседневной жизни большинство людей считают ложь нехорошим качеством (хотя, возможно, кто-то делает исключение в ситуации «ложь во имя спасения»). Однако для игрока в покер, например, искусство правдоподобного блефа может быть (если не сказать «должно быть») ценным умением (необходимым качеством), делающего его «успешным» и позволяющим достигать победы, то есть успеха в его понимании.

Поэтому, если дело касается игр, построенных на разного рода обмане, то «успех» в них часто зависит от способности хорошо лгать, причем не только словами, но и невербальными знаками — языком тела. Для этого участникам приходится учиться контролировать свое подсознание, жесты, сердечный ритм и другие видимые проявления чувств, способные выдать другим истинное положение дел.

Успешными в этом смысле называют людей, достигнувших высот самоконтроля или научившихся сводить к минимуму проявление (вербальное и невербальное) определенных эмоций.

Хотя деятельность добросовестного маркетолога или продавца никак не связана с обманом, все же успешные предприниматели, как правило, хорошо знают не только психологию продаж и ментальные особенности (вербальные и невербальные) клиентов, но и понимают, как на них самих влияет та или иная деятельность, приносящая либо успех, либо поражение и связанные с этим эмоциональные последствия.

В своей книге «Мозг победителей» (The Winner’s Brain) эксперты Гарвадского университета в области психологии Джефф Браун (Jeff Brown) и Марк Фенске (Mark Fenske) обосновывают теорию о том, что успех (в общем понимании этого слова) по большому счету не зависит ни от уровня интеллектуальных способностей (IQ), ни от обстоятельств, ни от финансовых возможностей, ни даже от удачи. Успех, по их мнению, в основном связан со способностью человека (читайте — маркетолога) взрастить в себе «мозг, устойчивый к поражениям и неудачам».

Если это так, тогда ключевым моментом в вопросе успеха (в том числе и в маркетинге) является способность взять на себя ответственность за состояние собственного сознания.

Что это может означать на практике?

Рассмотренные в этой статье 8 фрагментов инфографики и приведенные к ним комментарии могут пролить свет на этот вопрос.

Для начала необходимо выяснить всю правду о собственных достоинствах и недостатках, какой бы горькой она ни была. Благо, что наш мозг является очень гибким инструментом, поддающимся не только точной настройке, но и познанию как таковому. Для этого в нем предусмотрена так называемая передняя часть поясной извилины (anterior cingulate, выделено на изображении ниже), активизирующейся во время процесса самоанализа:

Для чего это нужно: понимание слабых и сильных сторон собственных интеллекта и мировоззрения помогает более адекватно оценивать свои умственные возможности при принятии маркетинговых решений.

На этом этапе важны 2 момента:

  • нужно найти эффективный мотиватор (у каждого он будет индивидуальным), отличный от денег и успеха;
  • выявленные на этапе самоанализа ментальные недостатки нужно превратить из текущих преград в долгосрочную пошаговую программу по их преодолению.

Пример: игрок в покер всякий раз, когда к нему приходит «плохая карта», склонен почесывать нос. Для начала он выявляет это, затем сознательно контролирует недопущение данного действия и со временем после многочисленных повторений закрепляет на подсознательном уровне отказ от этой привычки.

Применение в работе маркетолога: специалист «по складу характера» не любит проводить сплит-тестирование. Если он не выявит у себя наличия этого ментального порока, скорее всего, он так и не сможет стать успешным профессионалом. Если же он честно себе в этом признается (первый шаг), тогда следующим этапом должны стать целенаправленные действия по внедрению в работу А/В-тестов и доведение этой привычки до подсознательного автоматического уровня.

Процесс постановки таких целей и действий по их достижению наш мозг выполняет активизируя сразу несколько своих участков:

первый ряд картинок (fig.1-fig.3) показывает, какие участки головного мозга участвуют в постановке целей;
второй ряд картинок (fig.4-fig.6) демонстрирует, как работает мозг человека, когда он начинает осуществлять намеченные действия.

Нетрудно заметить, что задействуются разные участки головного мозга. Таким образом, если индивид только планирует, но ничего не делает для воплощения планов в жизнь, часть коры головного мозга, отвечающего за активные действия отвыкает от своей «работы».

При этом все нужно делать по порядку. Следующий фрагмент инфографики покажет почему это важно.

Действительно, плохо когда кто-то медлит с конкретными действиями. С другой стороны, излишняя торопливость тоже не признак успешного человека. Если этапу самоанализа и постановки целей было уделено достаточно внимания, то после этого нервной системе человека легче полностью сконцентрироваться на достижении поставленных целей.

Он уже не отвлекается на размышления о том, что нужно предпринять, а выплескивает весь свой могучий потенциал — ведь кроме недостатков у всех нас есть и очевидные достоинства — на получение намеченного результата. На этом этапе кора головного мозга функционирует так:

Если сравнить эту часть инфографики с предыдущей, то можно более наглядно представить себе почему мозговая деятельность в стадии концентрации более эффективна — если в голове (на определенный момент времени) все «разложено по полочкам», нет необходимости одновременно отвлекать интеллектуальный потенциал на другие действия (самоанализ, постановку целей). Постоянная многорежимность еще никого не делала успешным.

Негативные эмоции (такие как стресс и гнев) в некоторой степени можно сравнить с ракетным топливом — тот, кто сможет научится использовать их мощь, имеет больше шансов добраться до назначенного пункта без бессмысленных нерезультативных потерь. И дело тут необязательно в том, что нужно научиться постоянно подавлять эти нехорошие эмоциональные проявления, но, скорее в том, чтобы (образно говоря) набросить на них поводья и затем направлять их в нужное конструктивное русло. Научиться делать это можно с помощью следующих психологических установок:

  • возникающую проблему следует рассматривать не как проблему, а как очередной вызов, справившись с которым можно приобрести новые ценные умения и навыки;
  • к неудачам нужно относиться как к возможно давно назревшему основанию пересмотреть некоторые принятые ранее решения, чтобы двигаться в новом, более адекватном направлении.

То, что эмоциям нельзя позволять бесконтрольно хозяйничать, показывает следующий фрагмент инфографики:

Комментарий: на картинке показано, что в ситуации, когда кто-то испытывает ярость по какому-либо поводу, то активизируются целых 5 участков головного мозга, практически не оставляя физической возможности для других видов позитивной деятельности. Однако при этом первое и третье изображения (fig.1 и fig.3) показывают, что в состоянии ярости активизируются те же участки, что и во время активных действий (сравните с предыдущим фрагментом инфографики).

Тот, кто помнит прошлое, может предсказывать будущее. Большинство успешных маркетологов объединяет одно общее качество — способность видеть ситуацию на несколько шагов вперед. Это никакое не чудо, а результат применения последовательно накопленного в прошлом маркетингового опыта, разложенного по соответствующим «нейронным полочкам»:

Комментарии: важную роль в хранении информации и в преобразовании краткосрочной памяти в долгосрочную играет часть лимбической системы головного мозга, именуемой гиппокампом. Кроме него, однако, функционирование памяти поддерживается еще как минимум 3 участками.

Выводы: если вы владелец бизнеса — а это автоматически подразумевает, что вы обязаны в определенной мере быть маркетологом — старайтесь запоминать свежую аналитику, характеризующую ваши бизнес-процессы. В нужный момент подобные знания могут всплывать из памяти, помогая принимать стратегически правильные решения.

Процесс зачастую представляет собой череду неудачных экспериментов, неверных предположений и неправильно интерпретированных статистических выкладок. Для того, чтобы добиться успеха в подобной ситуации, маркетологу не обойтись без своевременной мозговой «перезагрузки»:

Сегодня 12 апреля - день, когда Юрий Гагарин совершил путешествие по орбите вокруг земного шара. Вот уже полвека людей восхищают смелость, целеустремленность, решительность и сила воли первого космонавта. Об этих качествах мы и хотим поговорить, ведь они нужны не только героям! От вашей стойкости и храбрости зависит очень многое. Способны ли вы бросить себе вызов? Сможете ли рискнуть и, несмотря ни на что, последовать за мечтой? Хватит ли вам упорства, чтобы добиться желаемого и не остановиться на достигнутом?

Мы часто хотим что-нибудь поменять в своей жизни, но очень редко переходим к конкретным действиям. Вспомните о собственных нереализованных планах. О чем бы вы сейчас ни подумали, вам необходимо набраться мужества, сделать первый шаг и научиться не сворачивать с намеченного пути. А сейчас делимся вдохновляющими мыслями и советами из наших книг. Надеемся, они вас подбодрят и станут тем самым волшебным пинком, которого порой так не хватает. Поехали!

Практикуйте экстремальное поведение

В обществе принято продумывать путь к большому успеху, который вы себе вообразили. И в некоторых случаях это оправданно. Составьте удачный план и правильно выберите время, запаситесь удачей и разумно действуйте - и вы получите свой шанс на большой успех. Однако эта формула обычно заканчивается провалом, поскольку подразумевает приложение некоторого количества посредственных, а не максимальных усилий.

В реальном мире посредственные усилия ведут к посредственному результату.

Выдающийся успех не терпит мелких поступков. Пора забыть весь этот вздор о том, как создавать что-то удивительное. Нужна огромная энергия, направленная на изменения, которые выведут вас на новый уровень. Нужно экстремальное поведение. Такое поведение проявляется разными способами.

  • Экстремальные усилия.
  • Экстремальное отличие.
  • Экстремальная жажда учиться.
  • Экстремальная дисциплина.
  • Экстремальное лидерство.
  • Экстремальные планы.
  • Экстремальная доброта.
  • Экстремальное удивление.
  • Экстремальные убеждения.
  • Экстремальное терпение.
  • Экстремальное позиционирование.

Этот список можно продолжать бесконечно. Что бы вы выбрали? Может быть, все сразу?

Не пытайтесь стать благоразумным. Это качество не дает результата. Это прах сказочного единорога, который продают инструкторы по персональному росту, заставляя вас поверить в необходимость поиска пути к тому, чтобы стать маленькой частицей всего сущего. Но это далеко от истины. И не соответствует реальности.

Равновесие исключает крайности. Но только крайности приводят к настоящим прорывам.

Томас Эдисон не был уравновешенным, когда в течение 18 месяцев анализировал более 10 тысяч сочетаний материалов для нитей накаливания, чтобы заставить работать электрическую лампочку. И его целеустремленность привела к колоссальному успеху. Было бы равновесие, не было бы лампочек. И многие другие невероятные открытия тоже были совершены неутомимыми изобретателями.

Томас Эдисон - еще один пример для подражания.

Состояние равновесия ограничивает вашу способность блистать. Даже не пытайтесь его достичь. Живите на пределе. Будьте экстремальны во всем, что вы делаете. И в конечном счете экстремальное поведение станет означать не ваши поступки, а вашу суть. Вы станете победителем. (А не нытиком, уставшим, злым и готовым сдаться.) Принимающим только то, что выходит за рамки ваших возможностей. Заплатите эту цену, и вы увидите, что ваше приобретение бесценно.

(Совет из книги «Будь лучшей версией себя» )

Боритесь со страхами

Голоса страха и сомнений становятся громкими, только когда вы выполняете важную работу. Хотите и дальше идти по посредственной дороге? Хотите довольствоваться заурядностью до самой могилы? Ладно, тогда страх и сомнения оставят вас в покое.

Но с первым же шагом по дороге к незаурядности страх и сомнения просыпаются. Стоит вам со скрипом распахнуть дверь в Великой стене цели, как страх и сомнения поднимают головы. Вы продолжаете идти по дороге к незаурядности, и страх с сомнениями начинают врать вам, пытаясь сбить с толку и вернуть на посредственную, безопасную дорогу. Но знайте: эти голоса не уникальны. Они внушают практически одни и те же три мысли каждому, кто осмелится пойти по дороге к незаурядности.

1. Кто ты такой, чтобы на это замахиваться? Как только вы решите стать незаурядным человеком, страх задаст вам этот вопрос. Страху все равно, на что вы замахиваетесь: начинаете собственный бизнес, увольняетесь, пишете книгу или становитесь нянечкой. Страху не важны конкретные подробности вашего начинания. Неважно, кто вы, о чем мечтаете и что пытаетесь совершить - страх всегда будет считать, что вы совершенно к этому не подготовлены.

2. Это нужно сделать идеально. Страх и сомнения противоречивы. Они заявляют: «У тебя это никогда не получится» и «Это нужно сделать идеально». Первое заявление подразумевает, что ни одна из составляющих вашей мечты не будет успешной; второе - что каждая из составляющих вашей мечты должна стать успешной. Это не имеет вообще никакого смысла, но вы слышите оба этих голоса.

Правда в том, что испокон веков не было ни одной ситуации, которой страх предрекал бы успех. Если спросить страх, получится ли что-то сделать, ответом всегда будет «нет». Страх запретил бы Гагарину лететь. Страх сказал бы Стиву Джобсу, что люди терпеть не могут сенсорные экраны.

Никогда не просите совета у страха. Вы и так знаете его ответ. Просто шагайте по своему пути.

Сомнения и страхи похожи на мышцы: каждый раз, когда вы верите в какую-то ложь о себе, становится легче поверить в нее в следующий раз. Если вы будете прислушиваться к своим голосам следующие десять лет, они только усилятся, станут громче и нетерпеливее. Чтобы завопить, им понадобится гораздо меньше поводов.


Пора сбросить оковы страха.

Есть простой способ победить голоса. Они очень не любят, когда их делают явными. А лучший способ добиться этого - выразить их словами. Записать в простой тетрадке. Это для них губительно, потому что, записав их речи, вы сразу же поймете, что это глупость. Ложь ненавидит яркий свет.

Каждый раз, когда вы делаете шаг к незаурядности, а голос начинает громко верещать, записывайте, что он твердит. Не спрашивайте перед этим: «Это голос?» Просто запишите его слова. Быстро, как придется. Запишите, сколько получится, а потом опровергните эти слова правдой.

(Совет из книги «Начни» )

Заглядывайте далеко вперед

Все, кто знал Гагарина, отмечают его удивительное трудолюбие. Именно это качество позволило ему осуществить свою мечту и стать национальным героем. Берите пример: не упускайте из виду цель и усердно работайте, чтобы ее достичь. Делайте все необходимое прямо сейчас, а не «завтра» или «с понедельника», иначе никогда не добьетесь великих результатов.

Успеха добиваются те, кто готов пожертвовать сиюминутными удовольствиями ради намного большего вознаграждения в дальнейшем. Неудачники, напротив, больше заняты сегодняшними радостями и мало задумываются об отдаленном будущем.

Помните: потерянного времени не вернешь.

Известный психолог Денис Уэйтли утверждает: «Неудачники пытаются убежать от тяжелой работы и связанных с ней страхов, поэтому прибегают к праздным занятиям, снимающим напряжение. Победители стремятся к постоянной деятельности, что способствует достижению их желаний».

Например, вы приходите на работу пораньше, регулярно читаете публикации по своей специальности, занимаетесь на курсах повышения квалификации и сосредоточенно работаете над наиболее важными задачами. Все эти поступки оказывают огромное положительное влияние на ваше будущее. Соблазнительно, наверное, прибегать на работу в последнюю минуту, а потом читать газеты, пить кофе, слоняться и болтать с коллегами, но подобное поведение неизбежно влечет за собой отсутствие продвижения по службе, низкую результативность и неверие в собственные силы.

Если от конкретной работы вы ожидаете значительных результатов, присвойте ей наивысший приоритет и приступайте к ней немедленно.


Действуйте!

Для мотивации нужен стимул. Когда вы ясно осмыслите положительное влияние, которое может оказать на вашу жизнь какое-либо действие или поведение, вам будет тем проще преодолеть себя, взяться за дело и выполнить его. Необходимо осознавать важность потенциального результата. Сосредоточьтесь на задачах, способных существенно изменить ваше будущее, двигайтесь вперед, постоянно их выполняя.

Для любого из нас время так или иначе проходит. Вопрос лишь в том, как вы его используете, к чему придете в конце прошедших недель и месяцев. В большой степени итог зависит от того, насколько вами учтены вероятные результаты.

Один из лучших способов определить истинные приоритеты в своей работе и личной жизни - это постоянно взвешивать потенциальные последствия любого своего выбора, решения или поступка.

(Совет из книги «Выйди из зоны комфорта» )

Делайте то, что вам нравится

Мы вырастаем под чужим крылом. Для родителей абсолютно нормально и естественно говорить детям, что им надо делать, а для малышей нормально их слушать. Потому что крохам нужно научиться ориентироваться в мире. Вдобавок к полученному от родителей мы также наследуем мировоззрение нашего сообщества, культуры и конкретной эпохи, в которой родились.

Вырастая, получаем возможность решать, как относиться к той или иной картине мира. При этом естественно со временем осознать себя как отдельного человека, определиться с мировоззрением, убеждениями и мнениями, а также бросить вызов, исключив те «надо», которые больше не соответствуют меняющимся убеждениям. Но иногда мы продолжаем жить по принципу «надо» немного дольше, чем ожидалось.

Мы бессознательно сажаем себя в тюрьму, чтобы избежать самых главных страхов. Мы выбираем «надо», потому что выбирать «хочу» страшно и непонятно. Наша тюрьма построена из жизни по принципу «надо», из бесчисленных ситуаций выбора, на которые мы невольно согласились, из «стен», которые уводят нас от себя настоящих.

Вырастая, полезно отдавать себе отчет в тех «надо», которые достались вам генетически или благодаря воспитанию. Некоторые «надо» можно ценить и сохранять, в то время как от других стоит отказаться. Иногда нужно просто остановиться и подумать, чего же вы на самом деле хотите от жизни.

Роз Сэвидж было 33 года, она работала консультантом по вопросам управления и занималась «важными делами» в Лондоне. Однажды Роз села и написала две версии своего некролога.

«Первый отражал жизнь, которую я хотела бы иметь. Я думала о некрологах, которые мне нравилось читать, о людях, которыми я восхищалась… о людях, [которые] на самом деле знали, как жить. Вторым вариантом был некролог, к которому я шла, - некролог обычной, заурядной, приятной жизни. Разница между ними была колоссальной. Очевидно, я должна была что-то изменить… Казалось, я начинаю что-то понимать. Но я чувствовала себя плотником с совершенно новым набором инструментов - без дерева для работы. Нужен был проект. Поэтому я решила пересечь Атлантику на веслах».

Если вы все еще боитесь следовать зову своего сердца, попробуйте выполнить это упражнение. Напишите две версии вашего некролога на разных листках. Не беспокойтесь о практичности. Представьте, как ваша жизнь будет развиваться, если вы продолжите идти по уже выбранному пути. А потом подумайте, что окажется в вашем некрологе, если вы прислушаетесь к внутреннему зову.

(Совет из книги «Между надо и хочу» )

Никогда не сдавайтесь!

А вы знали, что в военном училище Гагарин никак не мог освоить грамотную посадку - самолет все время клевал носом? Будущего космонавта даже хотели отчислить. Если бы он тогда сдался, то, вероятно, мы бы никогда не узнали его имени. Но приказ не подписывали, потому что Юрий плакал, говорил, что не может жить без неба. В конце концов выснилось, что проблема в маленьком росте пилота: когда ему на кресло положили толстую подкладку, он прекрасно справился с заданием.

Очень короток список людей, у которых все получилось с первой попытки, после чего они жили счастливо. В мире куда больше столкнувшихся с неприятием, критикой, разочарованием, неудачами и другими неприятностями перед тем, как получить даже скромное признание и награду.


Продолжайте идти к цели, как бы ни было трудно.

Найдите список знаменитых писателей, работы которых неоднократно (иногда в грубой форме) отвергали издатели . Среди них Стивен Кинг, Уильям Фолкнер, Уильям Голдинг, Джон Ле Карре, Джордж Оруэлл, Сильвия Плат и Марсель Пруст.

В какой области вы ни искали бы, в любой сможете составить подобный список звезд, которых раз за разом отвергали и унижали. Но всем им каким-то образом удавалось продолжать вопреки обстоятельствам, учиться на своих ошибках, оттачивать мастерство, не сдаваться и в конце концов достигать успеха. Для этого им пришлось выработать в себе качество, выделившее их из полчищ конкурентов: стойкость.

Стойкость - это способность оставаться верным цели несмотря на обстоятельства. В ее основе лежит стремление - топливо, благодаря которому мы побеждаем разочарование, неприятие и критику. И так как это навык, его, как и любой другой, можно практически освоить и развить.

Когда вы в следующий раз столкнетесь с неприятием и критикой, попробуйте действовать по инструкции.

1. Составьте собственный список из десяти героев, сделавших в вашей области что-то выдающееся, или деятелей из других областей, чьи достижения вас восхищают.

2. Прочитайте об их карьере, особенно ее начале, и найдите истории отказов и борьбы с обстоятельствами. Наверняка их будет много.

3. Как они справились с неприятием? Поищите маленькие подсказки в их действиях и высказываниях. Чему можно научиться на их примере?

4. В следующий раз, столкнувшись с неприятием, обратите внимание, сколько боли вам причиняет оно, а сколько - вы сами, считая его (и себя) патологией. После этого перестаньте усиливать свою боль.

Победитель – это не только первые места, слава и узнаваемость. Это, в первую очередь, внутреннее ощущение, которое неизменно приводит к успеху. Победителями называют тех, кто достиг высот в самоконтроле и научился не проявлять или минимально проявлять эмоции (и вербальные, и невербальные). Удивительно, но психология победителя и следующий за этим успех не связаны напрямую с уровнем интеллекта, финансовым благосостоянием и обстоятельствами. Какими же навыками обладает тот, кто является победителем? Ученые Гарвардского университета выяснили, что у победителей мозг устойчив к стрессам, неудачам и поражениям. Тем, кто хочет стать победителем, стоит освоить несколько навыков.

10 навыков победителя

  1. Познай себя. Очень важно осознать, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь. Даже с недостатками можно стать победителем, если принимать решения с учетом того, что они имеются. Адекватное отношение к самому себе, реальная самооценка – первый шаг к успеху.
  2. Обзаведись мотиватором. Но это не должны быть материальные блага! У каждого человека мотивация индивидуальна. Именно она позволит превращать текущие преграды в долгосрочную программу их преодоления, состоящую из нескольких шагов.
  3. Ставь перед собой цели. Не мечтай, а продумывай этапы их достижения. И не забудь предусмотреть пресловутый план Б на случай, если один из этапов не увенчается успехом. Надо быть готовым к любой ситуации!
  4. Развивай внимательность и умение концентрироваться. Победителя с пути достижения цели не собьет ни фарс-мажор, ни любая другая преграда. После анализа неудачи он снова готов к бою.
  5. Заявляй о себе. Скромность не зря называют наиболее нездоровой формой самооценки. Сомнение в собственных силах, неготовность выйти на первый план – путь вниз, а победитель двигается только вверх, пусть и не всегда с одинаковой скоростью.
  6. Дисциплинируй себя. Если неудачнику нужен постоянный контроль над его действиями, то победитель контролирует себя самостоятельно. Если он устанавливает сроки, то делает все возможное для того, чтобы в них уложиться.
  7. Развивай гибкость. Речь идет об умении использовать сложившиеся обстоятельства в свою пользу. Чрезмерная принципиальность часто свидетельствует о том, что человек просто не готов ничего менять, а это не про победителей.
  8. Не зацикливайся на неудачах. Человек с психологией победителя уверен в том, что это испытание дано для закалки.
  9. Управляй эмоциями. Не позволяй гневу, разочарованию, плохому настроению влиять на результат твоих усилий.
  10. Будь оптимистом. Без веры в успех победить невозможно!

В чем секрет психологии победителя? Возможно ли ее взрастить, сформировать, или она дается от рождения отдельным счастливчикам? Ответы на подобные вопросы, наверное, хочет получить каждый тренер и спортсмен. Давайте попробуем это сделать.

Хорошо известно, что есть люди, от рождения имеющие огромный талант успешно выполнять определенные действия. Когда их спрашивают, как они это делают, они совершенно искренне затрудняются ответить на этот вопрос. Однако другие люди с помощью специальных методик сумели выстроить модель успешного поведения и теперь могут обучить этому всех желающих. Но модель построена на основе воспроизведения тех действий, которые на самом деле выполняют успешные люди, не осознавая этого.

Моделирование успешности основано на использовании идеи о том, что все наше поведение регулируется нервной системой , и весь опыт, который мы получаем в течение жизни, кодируется и сохраняется в нервной системе навсегда. Следовательно, можно предположить, что одинаковые стимулы будут вызывать похожие реакции организма.

Вторая идея, использующаяся в моделировании успешной деятельности, заключается в том, что слово играет ведущую роль в программировании нашего поведения , так как непосредственно связано с опытом, закодированным в нервной системе. Под опытом мы имеем в виду ту информацию, которая поступает в наш мозг непосредственно через органы чувств. Другими словами, опыт – это то, что мы можем увидеть, услышать и почувствовать своими рецепторами.

А вот слово только условно связано с определенной частью опыта и служит для того, чтобы как рыболовный крючок, пригодный к лову только определенного вида рыб, вытаскивать из нашего \"чулана\" ту часть опыта, которая когда-то условно с ним соединилась. Этот факт очень важно понять и постоянно о нем помнить, потому что именно посредством слова мы создаем тот и иной тип своего поведения.

Именно в практике использования слова для формирования своего поведения и скрыт секрет психологии победителя, и именно об этом мы будем с вами говорить. Секрет психологии победителя прост: в основе такой психологии лежит привычка к позитивному мышлению . А вот о том, как достичь такого мышления, как выработать подобную привычку и пойдет у нас разговор.

Основная идея, на которой выстроены все модели поведения, заключается в том, чтобы вначале разбить его на составляющие шаги. Поскольку наш мозг работает по принципам, аналогичным работе компьютера, то и многие моменты работы с компьютером вполне допустимо переносить на программирование поведения: своего собственного или чужого. Каждый пользователь компьютера знает, что машина на выходе может выдать только тот результат, получение которого было предопределено программой на входе.

То же самое происходит и с нашим мозгом: программу своего поведения мы закладываем в него словами, которые произносим мысленно или вслух. Поэтому, как вы уже понимаете, у победителя свой словарь, у неудачника – свой. Секрет успешности и мастерства одинаков во всех видах человеческой деятельности . И, если вы усвоите его, вы сможете быть успешны не только в спорте, но и в других областях своей жизни.

Модель мастерства можно мысленно представить себе как две ступеньки, нижняя из которых представляет собой знания, умения и навыки, необходимые для овладения данным видом деятельности, а верхняя ступенька – это те особенности, которые отличают мастера от ремесленника. Для того чтобы быть спортсменом, необходимо овладеть технико-тактическими умениями и навыками, свойственными данному виду спорта, надо развиваться физически и поддерживать в хорошей физической форме свое тело. Но каждый тренер согласится со мной в том, что только перечисленных качеств явно недостаточно для высших достижений в спорте. Должно быть еще что-то, что выделяет чемпиона, победителя из остальных участников соревнования. И это \"что-то\" расположено уже на второй ступеньке. Задачей автора и читателя и будет выяснение того, что представляет собой это \"что-то\" и как его добиться.

По мнению ведущих специалистов в области спортивной психологии, в процессе соревнования и подготовки к нему перед спортсменом стоит две цели: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным. На вершине спортивного Олимпа удерживаются только те спортсмены, которые выступают стабильно хорошо.

Для реализации этих целей спортсмену потребуется его психологический ресурс . Основными характеристиками этого ресурса являются:

  1. наличие сильной внутренней мотивации, отсутствие необходимости во внешней мотивации;
  2. настрой на выигрыш в соревнованиях любого уровня, готовность проявить все свои способности в процессе соревнования;
  3. способность видеть различия между количеством заработанных очков в процессе выступления и своей спортивной формой;
  4. готовность учиться на своих ошибках и способность выдерживать критику;
  5. позитивное, но реалистичное мышление, способность сохранять позитивный подход к себе и к своему выступлению, способность не сдаваться ни при каких обстоятельствах и не терять надежды;
  6. способность владеть своими чувствами;
  7. способность играть только разумом и телом, но не эмоциями (тем более негативными);
  8. способность сохранять спокойствие и стабильность, особенно в напряженные моменты (напряжение – это проба сил);
  9. поддержание необходимого уровня концентрации в течение всего выступления;
  10. способность стабилизировать состояние энергичности и бодрости;
  11. способность сохранять уверенность в себе в различных ситуациях соревнования;
  12. способность полностью осознавать свой потенциал;
  13. способность в каждом выступлении проявить весь свой потенциал.
Все вышеперечисленные характеристики дают нам понимание того, из каких компонентов необходимо выстраивать психологию победителя. Если сказать коротко, то, наверное, главное отличие между спортсменом с психологией победителя и спортсменом, не обладающим этим качеством, заключается в четкости, конкретности поставленной цели и в отношении к проигрышу. Принято считать, что все вышеперечисленные качества даются отдельным счастливчикам от рождения, однако, на самом деле всем этим качествам возможно обучить.

Примерами спортсменов, обладающих психологией победителя в полной мере, могут служить Михайлович, Кристиан Вьери, Верон и Альберто Томба. И хотя здесь названы только имена футболистов, в каждом виде спорта есть люди, прочно удерживающие завоеванные высоты, благодаря интуитивному умению грамотно ставить перед собой цели и конструктивному отношению к проигрышу. Они не боятся проиграть, так как расценивают отсутствие выигрыша не как проигрыш, а как сигнал того, что в процессе подготовки к соревнованию что-то необходимо изменить. Ведь спидометр в автомобиле для большинства людей не есть показатель успешности водителя, а есть измеритель, позволяющий водителю корректировать процесс управления автомобилем. Соревнования тоже могут быть расценены как измеритель достигнутого спортсменом уровня спортивного мастерства. В понятие спортивного мастерства в данном случае автор вкладывает и способность спортсмена владеть своими чувствами и состояниями и контролировать свое мышление.

Продолжение следует...



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...