Психология раннего возраста. Краткая психологическая характеристика раннего возраста (1–3 года) в рамках отечественной психологии

С первых дней жизни у младенца имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Напомним, что один из наиболее благоприятных периодов жизнедеятельности организма ребенка - это внутриутробный, когда мать и дитя едины. Процесс рождения - это тяжелый, переломный момент в жизни младенца. Не случайно специалисты говорят о кризисе новорожденное, или родовом кризисе. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно другие условия (в отличие от внутриутробных): температурные (холодно), по освещенности (яркий свет). Воздушная среда требует иного типа дыхания. Возникает необходимость смены характера питания (кормление материнским молоком или искусственное питание). Приспособиться к этим новым, чужеродным для младенца условиям помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы (пищевые, защитные, ориентировочные и др.). Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых образуется условный рефлекс на положение при кормлении.

Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов - важный момент в психическом развитии ребенка. На их основе происходит развитие ориентировочного рефлекса что такое? По данным A.M. Фонарева, уже после 5-6 дней жизни новорожденный способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1-2 мин. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка, которая в первые недели его жизни имеет хаотический характер.

Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить со взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается со взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития - младенчеству (до конца первого года).

В три месяца малыш уже выделяет близкого ему человека, а в шесть месяцев отличает своих от чужих. Далее общение ребенка и взрослого начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ему способы действия с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Под влиянием общения повышается общий жизненный тонус малыша, усиливается его активность, что в значительной степени создает условия для речевого, двигательного и сенсорного развития.

После шести месяцев ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. У него формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре малыша появляются первые слова. В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движений рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к пяти месяцам - элементы захватывания предметов. Во втором полугодии у него начинают формироваться целенаправленные действия с предметами. С седьмого по десятый месяц он активно манипулирует с одним предметом, а с одиннадцатого месяца - двумя. Манипулирование с предметами дает возможность малышу знакомиться со всеми их свойствами и помогает устанавливать устойчивость этих свойств, а также планировать свои действия.

По мнению К.Н. Поливановой в своем развитии в период первого года ребенок проходит несколько этапов:

1) у ребенка появляются устойчиво привлекательные предметы и ситуации;

2) новый способ передвижения на короткое время попадает в центр внимания ребенка, становится особым опосредствующим предметом потребности;

3) запрет (или отсрочка) удовлетворения желания приводит к гипобулической реакции (в поведении) и к появлению стремления (как характеристике психической жизни);

4) слово означивает удерживаемый аффект.

Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды к субъекти-вации желания, т.е. для нас - к появлению желания, стремления для самого ребенка; к разрушению исходной общности со взрослым, становлению некоей первой формы Я (Я-желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникнет Я-действующий.

Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем возрасте - непременное условие развития предметной деятельности, ведущей деятельности детей этого возраста.

Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами (например, игрушкой-зайцем) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, хвостик, а за другими закреплены иные и однозначные способы действия. Жесткая закрепленность действий за предметами-орудиями, способы действия с ними устанавливаются малышом под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.

Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудия как продолжение руки, и поэтому это действие было названо ручным (например, малыш использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песочек, снег, землю, ведром - воду). Таким образом, он приспосабливается к свойствам орудия. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению малышом общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и позволяет действовать с предметами не только непосредственно, но и с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать).

Практическая предметная деятельность детей - важный этап перехода от практического опосредования к умственному, она создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среди них в раннем возрасте имеет обобщение. Но так как его опыт невелик и он не умеет еще выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения часто бывают неправильными. Например, словом шар малыш обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщения по функциональному признаку: шапа (шапка) - это шляпа, косынка, кепка и др. Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как его деятельность осуществляется совместно со взрослым, то речь малыша ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога. У ребенка увеличивается словарный запас. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов. Слова, которые употребляет малыш в своей речи, становятся обозначением сходных предметов.

К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи двусловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют тем, что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это - период его повышенной восприимчивости к речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным (благоприятным для развития речи ребенка). Формирование речи в этом возрасте - основа всего психического развития. Если по каким-то причинам (болезнь, недостаточное общение) речевые возможности малыша не используются в достаточной степени, то его дальнейшее общее развитие начинает задерживаться. В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых людей (подражают взрослым). В этом возрасте они предпочитают игрушке реальный предмет: миску, чашку, ложку и т.п., так как им в силу недостаточного развития воображения еще трудно пользоваться предметами-заменителями.

Ребенок второго года очень эмоционален. Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает радостное оживление. Однако малыша легко отвлечь от неприятного чувства, показав ему привлекательный предмет. В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. Это происходит в том случае, если взрослые приучают малыша считаться с другими людьми. Не шуми, папа устал, он спит, Подай дедушке туфли и т.д. На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к товарищам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и ласковое слово, и сочувствие, и проявление внимания к другим людям, и, наконец, стремление разделить радость с другим человеком. Если на первом году чувство симпатии еще непроизвольно, неосознанно, неустойчиво, то на втором году оно становится более осознанным. В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу (Р.Х. Шакуров). Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.

чению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впи¬тывая все то, что будет говорить учитель.

Существенную роль в формировании личности ребенка игра¬ет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать са¬мые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, что¬бы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учрежде¬нии приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопо¬нимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, иг¬рушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависи¬мый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудниче¬ства: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; при¬нимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец от¬мечает, что произвольное подражание малыша - один из путей овладения общественным опытом .

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется ха¬рактер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он под¬ражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточ¬няют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит. В игро¬вом коллективе у них появляется потребность регулировать взаи¬моотношения со сверстниками, складываются нормы нравствен-

§ 2. Психологическое развитие в дошкольном возрасте

ного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого чело¬века. В результате постоянного сравнения своего поведения с по¬ведением другого человека у ребенка появляется возможность луч¬шего осознания самого себя, своего «Я». Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование его личности. Сознание «Я», «Я сам», появление личных действий продви¬гают ребенка на новый уровень развития и свидетельствуют о на-чале переходного периода, именуемого «кризисом трех лет». Это один из наиболее трудных моментов в его жизни: разрушается прежняя система отношений, складывается новая система соци¬альных отношений, с учетом «отделения» ребенка от взрослых. Изменение позиции ребенка, возросшая самостоятельность и ак¬тивность требуют от близких взрослых своевременной перестрой¬ки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно огра¬ничивается, то возникают собственно кризисные явления в сис¬теме «ребенок-взрослый» (со сверстниками этого не происходит). Наиболее типичными характеристиками «кризиса трех лет» явля¬ются следующие: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, своеволие, ревность (в случаях, когда в семье несколько детей). Интересной характеристикой «кризиса трех лет» является обесценивание (эта особенность присуща всем последующим пе¬реходным периодам). Что же обесценивается у трехлетнего ма¬лыша? То, что было привычно, интересно, дорого прежде. Ребе¬нок может даже ругаться (обесценивание правил поведения), от¬швырнуть или сломать любимую ранее игрушку, если она предло¬жена «не вовремя» (обесценивание старых привязанностей к ве¬щам) и т.п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, происхо¬дящее отделение от близких взрослых («Я сам!») свидетельствует о своего рода эмансипации малыша.

В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень важ¬но, чтобы он испытывал положительные чувства, которые сти¬мулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное уча¬стие в нем и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошколь¬ник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приоб-

86 Глава III. Психология раннего и дошкольного детства

ретает умения и навыки. Вместе с тем у него развиваются произ¬вольность и целенаправленность действий, растут волевые уси¬лия, формируются любознательность, наблюдательность. Вовле¬чение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руко¬водство им со стороны взрослого - непременное условие всесто¬роннего развития психики ребенка. Большое влияние на умствен-ное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при кото¬ром можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить эле¬менты учебной деятельности. Важным моментом, определяющим характер учения дошкольника, является его отношение к требо¬ваниям взрослого. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится усваивать эти требования и превращать их в свои цели и задачи. Успех учения дошкольника в значительной мере зависит от распределения функций между участниками этого процесса и на¬личия конкретных условий. Специальные исследования дали воз¬можность определить эти функции. Функция взрослого заключает¬ся в том, что он ставит перед ребенком познавательные задачи и предлагает для их решения определенные средства и способы. Фун¬кция ребенка состоит в принятии этих задач, средств, способов и активном их использовании в своей деятельности. При этом, как правило, к концу дошкольного возраста ребенок осознает учеб¬ную задачу, овладевает некоторыми средствами и способами вы¬полнения деятельности и может осуществлять самоконтроль.

В исследовании Е.Е. Кравцовой1 показано, что новообразова¬нием дошкольного периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутрен¬няя позиция. Основное свойство воображения - способность ви¬деть целое раньше частей - обеспечивается целостным контек¬стом или смысловым полем предмета или явления. Оказалось, что применяемая на практике система ознакомления детей с различ¬ными эталонами, происходящая на ранних возрастных этапах и предшествующая развитию воображения, противоречит логике развития центрального новообразования дошкольного возраста. Она построена в расчете на усвоение ребенком системы значений, в

1 См.: Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Вопросы психологии. 1996. № 6.

Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).

Период младенчества

Новорожденность - переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов - система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы - защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Важные события - возникновение слухового (на 2 - 3 неделе) и зрительного (3 - 5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная ситуации развития - беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц - «комплекс оживления» - бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность - потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Познавательное развитие р-ка: восприятие - к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается. Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.). Реагируют на цвет. Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.

Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни. В 5 - 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации - первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).

Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления. Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа.

Эмоциональное развитие. В первые 3 - 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 - 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 - 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии - лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 -20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода - автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми - центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Следующий этап - психологическое отделение от матери - наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психол. функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций. Сензитивный период к усвоению речи.

Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 - 1500 слов.

Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Это проявляется - дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией. Их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Восприятие аффективно окрашено - импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение - достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным . Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная Деятельность. В совместной Деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической Деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Ведущая Деятельность в этот период - предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может - он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.

Кризис 3 лет

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм - негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия - сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство . Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость . Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию , она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте . В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм . Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность : та же тенденция к власти здесь вы-ступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание . 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность - предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

!

Зарождение новых видов деятельности в раннем детстве.В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии. Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Когнитивные особенности

Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами-обрывками. К 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово для него приобретает для него предметное значение. С появление предметных значений слов связаны первые обобщения.В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К 2 годам ребенок понимает объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Позже, в 2-3 года возникает понимание и речи-рассказа. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К 3 годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения в 1,5 года состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идет»), действия и объект действия («хочу конфету»), действие и место действия («книга там»). К 3 годам усваиваются основные грамматические формы и синтаксические конструкции родного языка. Речевая активность обычно резко возрастает между 2 и 3 годами, расширяется и круг общения.

Восприятие. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией – тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации, их не привлекает.

Воображение. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Память. В этот процесс активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя и ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше – ему что-то вспоминается. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество («амнезия детства»). Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение.

Действия и мышление. Мышление в этот возраст принято называть наглядно действенным. В это время в совместной деятельности со взрослыми ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Действия с предметами зависят от их функциональных особенностей и условий их использования. Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Особенно хорошо это видно, когда ребенок сталкивается с задачей, способам решения которой его не обучали взрослые.Не только мышление развивается благодаря внешней деятельности. Совершенствуются и сами предметные действия. Кроме того, они приобретают обобщенный характер, отделяясь от тех предметов, на которых они были первоначально усвоены. Происходит перенос освоенных действий в другие условия. Вслед за этим у ребенка появляется способность соотносить свои действия с действиями взрослых, воспринимать действия взрослого как образцы. Совместная деятельность начинает распадаться. Взрослый задает ребенку образцы действий и оценивает их выполнение.

Помимо собственно предметных действий для развития ребенка важны и такие, как рисование и игра. Рисунок ребенка до 2 лет – каракули, на 3 году появляются формы, сходные с изображаемым объектом, в 2,5 года вполне отчетливый рисунок человека. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. В конце раннего возраста в своих первоначальных формах уже проявляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. На следующем возрастном этапе она станет одним из источников сюжетно-ролевой игры. Для развития игры важно проявление символических или замещающих действий (кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати).

Особенности Я-концепции. Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я, одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой. Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "Я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя. Половая идентификация. К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие. Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит впервые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола. Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Аффективная сфера. У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

С 2-х лет у ребенка начинают формироваться и моральные переживания т.е. эмоции начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей. Развитие чувства юмора. В конце 3-го года жизни можно отметить и понимание комического детьми – в этот период у них появляется чувство юмора. Происходит это в результате возникновения необычной комбинации знакомых ребенку предметов и явлений.

В конце раннего детства ребенок может проявлять эмпатические переживания по отношению не только к близким людям. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания у ребенка становятся более устойчивыми.

Страхи . У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из поля их зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и в туалете, думая, что вода их может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Стратегия родителей. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха, а также наглядный пример.

Базовая потребность. Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви . Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3 – 4 года формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность неудовлетворенна, человек остается тактильно бесчувственен (например, в этом возрасте происходит формирование эрогенных зон).

Кризис 3-х лет.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

    острый интерес к своему изображению в зеркале;

    ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам;

    мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относиться к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3-х лет.

    Негативизм. Реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

    Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

    Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

    Своеволие. Стремиться все делать сам.

    Протест-бунт, будто ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

    Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

    Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает, как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

Стратегия взрослого. Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявление независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Развитие ребенка состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свою «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности - в игре. Игра с особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость и самостоятельность» (Э. Эриксон).

Психотерапевт Владимир Леви говорит, как воспитывать 3-го ребенка: «В 1/3 случаев необходимо настаивать на своем, в 2/3 случаев необходимо идти на поводу у ребенка, в 3/3 случаев необходимо отвлечь ребенка и самому отвлечься от ситуации».

    Вопросы по теме занятия.

    Пренатальный период.

    Период новорожденности. Младенчество.

    Психологические особенности ребенка на протяжении пренатального и младенческого возраста.

    Психологические особенности ребенка преддошкольного возраста.

    Кризис 3-х лет.

    Тестовые задания по теме с эталонами ответов .

    Что является ведущим видом деятельности ребенка, по мнению Ж. Пиаже

    1. сенсомоторная деятельность

      получение ребенком новых впечатлений

      комплекс оживления младенца

      эмоциональное развитие

    1. Л.Божович

      Л.Выготский

    Из каких компонентов состоит комплекс оживления младенца

    1. плач, улыбка, гуление

      реакция замирания

      двигательные реакции

      реакция замирания, улыбка, гуление, двигательные реакции

    Психическим новообразованием младенческого возраста является

    1. потребность в общении с людьми и эмоциональное отношение к ним

      речь и наглядно-действенное мышление

      предметно-орудийная деятельность и осознание своего "Я"

      произвольность психических явлений, внутренний план действия рефлексия

    Индивидуальная психическая жизнь является новообразованием

    младенческого возраста

    новорожденности

    дошкольного возраста

    подросткового возраста

    Комплекс оживления появляется

    Новообразование младенческого возраста

    Сюжетно – ролевая игра

    Самооценка

    Личностная рефлексия

    Возникновение самосознания, развитие Я – концепции

    Складывается структура речевого действия

    Чувство взрослости

    Базовая потребность младенческого возраста

    Понимание

    Безопасность, защищенность

    Потребность в любви

    Потребность в самостоятельности

    Базовая потребность преддошкольного возраста

    Понимание

    Безопасность, защищенность

    Потребность в любви

    Потребность в уважении

    Ведущий вид деятельности в преддошкольном периоде

  1. Сюжетно – ролевая игра

    Эмоциональное общение

    В каком возрасте у ребенка появляется пассивная речь

  1. 9 мес– 1 года

    к 1,5 годам

    Ведущий вид деятельности в период новорожденности

    Эмоциональное общение

    Непосредственное эмоциональное общение

    Предметно - манипулятивная деятельность

    Сюжетно – ролевая игра

    Новообразование преддошкольного возраста

    Личностная рефлексия

    Возникновение самосознания, развитие Я – концепции

    Складывается структура речевого действия

    Чувство взрослости

    Половая идентификация происходит

    Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов .

    Молодые родители нередко не хотят «приучать ребенка к рукам» и поэтому редко берут его на руки

Действие какого ведущего вида деятельности они не учитывают с точки зрения Д.Б.Эльконина?

    При сравнении психического развития детей-африканцев и детей-европейцев, было замечено, что последние уступают по темпам психического развития.

Чем можно объяснить данное явление с точки зрения взглядов Ж.Пиаже?

    Молодые родители нередко отмечают, что если младенец засыпает на руках у мамы под её песенку, то попытки другого рода добиться этого же остаются безуспешными.

Какие закономерности формирования ВНД младенца могут обусловить это явление?

    Давно замечено, что активные, подвижные дети младенческого возраста быстрее научаются ходьбе.

    Дети младенческого возраста, воспитывающиеся в семье, опережают по темпам физического и психического развития детей, воспитывающихся в Доме малютки.

Чем можно объяснить это явление?

    Погремушки для младенца имеют такие признаки, как - округлая форма, контрастные, движущиеся, звучащие.

Чем это можно объяснить, учитывая особенности развития восприятия младенца?

    Перечень и стандарты практических умений.

1. Умение оценивать особенности психического развития ребенка раннего детского возраста.

    Примерная тематика НИРС по теме.

    Историческая и онтогенетическая обусловленность границ детства.

    История развития науки о детях.

    Агрессивное поведение ребенка.

    Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности.

    Значение ранних периодов детства для формирования детской личности.

- обязательная:

                Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. - М.: ВЛАДОС, 2008.

                Педагогика: учебное пособие / ред. Пидкасистый П.И. - М.: Юрайт, 2011.

                Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академпроект, 2010.

                Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: Высшее образование, 2009.

                Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010.

- дополнительная:

                Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006.

                Романцов М.Г. Педагогические технологии в медицине: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007.

                Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. - СПБ.: Питер, 2006.

                Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др.- М.: Академия, 2008.

                Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2009.

- электронные ресурсы:

1. ЭБС КрасГМУ

    Медиатека



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...