Пятифакторная модель «Большая пятерка» (Big Five). Бланк шкал теста с учетом нормы

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»).

По мнению авторов выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.

Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важным яаляется правильное инструктирование испытуемого.

В данной статье представлен вариант адаптации 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова.

Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).

Теоретические основы

Теоретической основой опросника является пятифакторная модель личности.

Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:

  • “нейротизм” (neuroticism, N),
  • ”экстраверсия” (extraversion, E),
  • “открытость опыту” (openness to experience, O),
  • “согласие” (agreebleness, A),
  • “сознательность” (conscientiousness, C).

Р. МакКрае и П. Коста использовали для обозначения пяти факторов следующие термины: 1. нейротизм, 2. экстраверсия, 3. открытость опыту, 4. сотрудничество, 5. добросовестность.

Адаптации и модификации

В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1995-1999 гг. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета (А. Б. Хромовым).

Процедура проведения

Инструкция

Перед Вами опросник, состоящий из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.

В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет “хороших” или “плохих” черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний.

Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (+2 и +1). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 - сильно выражено, 1 - слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте 0.

Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов.

Обработка результатов

Оценочные значения высказываний переводятся в баллы в соответствии со следующей таблицей:

Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных (вторичных) пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5.

В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного (вторичного) фактора «экстраверсия – интроверсия» (см. Бланк ответов).

Нормативные данные

В таблице ниже приводятся нормы оценок по шкалам пятифакторного опросника, полученные в ходе тестирования взрослых и подростков обоего пола, используя которые можно перевести тестовые значения факторов конкретного испытуемого в Т-шкалу. На основе переведенных в один масштаб значений вторичных и первичных факторов можно отобразить в графическом виде психологический профиль личности.

Т-балл вычисляется по следующей формуле:

T = 50 + \frac{10 (X - M)}{S.D.}

где М - среднеарифметическое, S. D. - стандартное отклонение.

Факторы девочки девушки мальчики юноши
14 -17 лет 18-23 лет 14 -17 лет 18-23 лет
N - 87 N - 219 N - 58 N - 98
М S.D. М S.D. М S.D. М S.D.
Вторичные факторы
1.0 Экстраверсия - Интроверсия 55.7 9.1 52.4 7.9 50.8 8.4 49.1 8.5
2.0 Привязанность - Отделенность 47.5 11.1 50.1 9.1 47.8 9.8 49.4 8.7
3.0 Контролирование - Естественность 51.7 9.8 49.8 9.8 49.3 12.0 47.8 9.8
4.0 Эмоциональность - Сдержанность 49.3 11.9 48.7 9.8 42.6 9.5 42.9 11.4
5.0 Игривость - Практичность 55.6 9.3 55.8 8.4 52.3 9.8 54.6 6.9
Первичные компоненты
1.1 активность - пассивность 11.1 2.6 10.7 2.5 10.9 2.7 10.6 2.4
1.2 доминирование-подчиненность 10.0 2.7 10.1 2.6 10.7 2.1 9.4 2.6
1.3 общительность - замкнутость 11.8 3.2 10.7 3.0 10.6 3.1 9.5 2.7
1.4 поиск впечатлений - избегание 10.4 3.1 9.8 2.3 8.9 2.6 9.4 2.6
1.5 привлечение внимания - избегание 11.8 2.4 11.0 2.5 9.9 3.1 10.3 2.5
2.1 теплота - равнодушие 9.8 3.4 10.3 2.8 10.1 2.7 10.4 2.3
2.2 сотрудничество - соперничеств 8.9 3.6 9.9 2.5 9.7 3.8 10.0 2.7
2.3 доверчивость - подозрительност 7.8 3.3 8.1 2.6 7.6 3.0 8.1 2.3
2.4 понимание - непонимание 10.1 2.9 10.6 2.6 10.1 2.9 9.8 2.7
2.5 уважение других - самоуважени 11.1 2.5 10.9 2.1 11.0 2.7 11.0 1.8
3.1 аккуратность - неаккуратност 11.4 2.6 10.3 2.7 10.8 2.7 9.6 2.5
3.2 настойчивость - слабоволие 9.9 2.8 10.0 2.8 10.0 3.1 9.2 3.0
3.3 ответственность - безответственность 9.6 3.0 10.3 2.6 9.9 2.8 9.6 2.0
3.4 самоконтроль - импульсивност 10.6 3.5 9.3 2.8 10.1 3.1 9.9 2.5
3.5 предусмотрительность - беспечность 9.9 2.9 9.6 2.6 10.1 3.3 9.7 2.7
4.1 тревожность - беззаботность 10.6 3.2 10.7 3.0 9.5 2.8 9.3 3.3
4.2 напряженность - расслабленност 8.4 3.4 8.3 2.7 7.6 2.9 8.0 2.8
4.3 депрессивность - эмоциональная комфортность 10.1 3.1 9.8 2.8 8.2 2.4 9.9 2.7
4.4 самокритика - самодостаточность 9.7 3.5 9.2 2.3 8.5 2.6 8.8 2.5
4.5 эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность 11.1 3.3 10.7 3.0 8.9 3.2 8.6 3.1
5.1 любопытство - консерватизм 11.5 3.1 11.1 2.6 11.1 3.0 10.6 2.3
5.2 мечтательность - реалистичност 10.9 2.7 11.5 2.7 10.0 2.9 11.7 2.6
5.3 артистичность - неартистичност 10.8 3.1 11.9 2.4 9.9 2.8 10.8 2.7
5.4 сензитивность - нечувствительност 11.1 2.5 11.5 2.1 10.4 2.7 10.9 2.4
5.5 пластичность - ригидность 10.2 2.4 10.0 2.4 9.5 2.9 10.1 2.4

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов опросника строится на анализе как первичных, так и вторичных (основных факторов). Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов:

  1. Экстраверсия – интроверсия
    1. Активность - пассивность
    2. Доминирование - подчиненность
    3. Общительность - замкнутость
    4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений
    5. Привеление внимания - избегание внимания
  2. Привязанность - обособленность
    1. Теплота - равнодушие
    2. Сотрудничество - соперничество
    3. Доверчивость - подозрительность
    4. Понимание - непонимание
    5. Уважение других - самоуважение
  3. Самоконтроль - импульсивность
    1. Аккуратность - неаккуратность (отсутствие аккуратности)
    2. Настойчивость - отсутствие настойчивости
    3. Ответственность - безответственность
    4. Самоконтроль поведения - импульсивность (отсутствие самоконтроля)
    5. Предусмотрительность - беспечность
  4. Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость
    1. Тревожность - беззаботность
    2. Напряженность - расслабленность
    3. Депрессивность - эмоциональная комфортность
    4. Самокритика - самодостаточность
    5. Эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность
  5. Экспрессивность - практичность
    1. Любопытство - консерватизм
    2. Любознательность - реалистичность
    3. Артистичность - отсутствие артистичности
    4. Сенситивность - нечувствительность
    5. Пластичность - ригидность

В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками.

Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).

Бланк ответов

Литература

Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.

Шка- лы Русское название переменной Содержание переменной Что измеряет
N Нейротизм Тенденция испытывать негативные эмоции (такие как тревога, страх, грусть, депрессия, раздражение, враждебность и другие) Отражает способность к приспособлению, эмоциональную устойчивость/неустойчивость
N1 Тревожность
N2 Злобная враждебность
N3 Депрессия
N4 Застенчивость
N5 Импульсивность
N6 Ранимость
E Экстраверсия Общительность, расположенность к общению, любовь к всякого рода сборищам и собраниям, инициативность, активность, оптимизм Измеряет количественную сторону и интенсивность межличностного взаимодействия и общения
E1 Сердечность
E2 Стадность
E3 Ассертивность (настойчивость)
E4 Активность
E5 Поиск возбуждения
E6 Положительные эмоции
O Открытость опыту Стремление к поиску и освоению нового опыта - идеям, знаниям, впечатлениям Выявляет людей, обладающих гибкостью ума, активным воображением, эстетическим чувством, независимых в своих суждениях, внимательных к чувствам других, принимаю-щих и отстаивающих новые идеи и нетрадиционные ценности
O1 Воображение
O2 Эстетика
O3 Чувства
O4 Действия
O5 Идеи
O6 Ценности
A Уживчивость Альтруизм, доверие и симпатия к людям, стремление помочь, готовность обратиться за помощью и вера в то, что другие помогут; противоположные качества: соперничество, эгоцентризм, скептический настрой по отношению к людям Отражает полярные межличностные тенденции от жалости и сострадания до антагонизма
A1 Доверие
A2 Прямота
A3 Альтруизм
A4 Покладистость
A5 Скромность
A6 Мягкость
C Сознательность Целеустремленность, чувство долга, скурпулезность, пунктуальность, последовательность и надежность Измеряет степень упорства, организованности и последовательности в достижении целей
C1 Компетентность
C2 Организованность
C3 Чувство долга
C4 Стремление к достижениям
C5 Самодисциплина
C6 Осмотрительность


Адаптация и стандартизация опросника в органах внутренних дел была проведена на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России на выборке объёмом 1250 человек (1188 мужчин и 62 женщины, средний возраст 34 года), состоящей из лиц среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, поступающих на учёбу.

Результаты по методике могут представляться как в Т-баллах, так и в станайнах на основе приведённых в табл. 3.10 данных описательной статистики.

Таблица 3.10

Нормативные значения NEO-FFI



Методика исследования особенностей мышления (МИОМ). Методика исследования особенностей мышления (МИОМ, в адаптации Д.И.Шпаченко, 1984г.), применяемая для оценки вербального интеллекта и аналитико-прогностических способностей руководителей, является адаптированной версией теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра (Amthauer Intelligenz-Strukture-Test, I-S-T, 1953 г.). МИОМ предназначена для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

Тест состоит из девяти субтестов (приложение 4), каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Всего обследуемым предлагается 176 заданий. Тест разрабатывался, в первую очередь, как методика диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, выработки рекомендаций по выбору профессии, анализом профессиональной пригодности.

1. Логический отбор и общая осведомлённость – исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого – закончить предложение одним из приведённых слов. Количество заданий – 20. Время выполнения – 6 минут.

2. Определение общих черт – исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В задачах предлагается пять слов, из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Это слово и необходимо выделить в ответе. Количество заданий – 20. Время выполнения – 6 минут.

3. Аналогии – анализ комбинаторных способностей. В заданиях предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти предлагаемых к заданию вариантов необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий – 11. Время выполнения – 7 минут.

4. Классификация оценка способности выносить суждение и производить обобщения. Необходимо обозначить два слова наиболее общим понятием. Количество заданий – 16. Время выполнения – 8 минут. Оценка ответов варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

5. Задания на счёт оценка уровня развития практического математического мышления. Количество заданий – 20. Время решения – 10 минут.

6. Числовые ряды – анализ индуктивного мышления, способности оперировать с числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения – 10 минут.

7. Выбор фигур – исследование пространственного мышления, комбинаторных способностей. В заданиях приводятся разделённые на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти фигуру, которая соответствует фигуре, разделенной на части. Количество заданий – 20. Время выполнения – 7 минут.

8. Задачи с кубиками – исследуется тоже, что и в 7 субтесте. В каждом из 20 заданий приведён куб в определённом, изменённом по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами положении. Необходимо идентифицировать куб с одним их обозначенных буквами. Время решения – 10 минут.

9. Задания на способность к концентрации внимания и оперативную память – предлагается за 3 минуты запомнить таблицу из 25 слов. Затем по названной начальной букве необходимо вспомнить к какому классу относится слово, начинающееся с этой буквы. Время выполнения – 6 минут.

При подсчете «сырых» оценок (кроме 4-го субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Затем первичные оценки по каждому субтесту переводятся в оценки шкальные. Таким образом, структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности решения отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в интегральную оценку интеллекта.

При создании теста Р.Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности.

Тест позволяет выделить в целостной структуре интеллекта характеристики способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. Это речевые, счетно-математические (аналитико-прогностические) способности, пространственное мышление и другие.

При отборе тестовых заданий Р.Амтхауэр руководствовался двумя основными принципами: 1) обеспечение максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом; 2) достижение возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий.

Это и даёт основание для избирательного использования вариантов этого теста. В набор субтестов, применяемый в профессиональном психологическом отборе кандидатов на обучение в Академию управления МВД России вошли, прежде всего, задания, направленные на оценку способности к логическому мышлению как наиболее информативной об интеллектуальном уровне развития личности будущего руководителя (субтесты №№ 2,3 и 6).

МИОМ используется центрами психодиагностики МВД России, подразделениями психологического обеспечения учебных заведений МВД России

Методика анализа типовых управленческих ситуаций (МАТУС) предназначена для оценки степени выраженности управленческого мышления (приложение 5). Реализует субъектно-деятельностный подход в психодиагностике профессионально важных качеств руководителя ОВД. В методике моделируется рабочая обстановка, складывающаяся вокруг руководителя конкретного органа внутренних дел, путем последовательного предъявления ему различных ситуаций, встречающихся в практике управления ОВД. Испытуемый, производя мысленный эксперимент, отождествляет себя с субъектом действия (руководителем), осуществляет выработку и принятие управленческого решения, соответствующего представленной к разрешению ситуации. При этом изучение мышления непосредственно в моделируемой деятельности основано на реконструкции процессуальных аспектов мышления через объективацию его предметно-содержательных аспектов.

Важное место при диагностировании деятельностными ситуациями имеет формируемая при этом дополнительная мотивация испытуемых, которые, вникая в привычную для них рабочую обстановку, интенсивно рефлексируя, решают типовые оперативно-служебные задачи. При этом стимульный материал и закрытый перечень возможных ответов МАТУС, как элементы диагностической системы, представляют собой органическое единство и разработаны с учётом следующих специфических требований:

Методика должна определять качественно-количественные характеристики (степень выраженности) у испытуемого управленческого мышления при соответствующих психометрических показателях теста;

Влияние на результат исследования иных индивидуально психологических характеристик (профессиональных знаний, опыта, памяти, интересов, мировоззрения, культуры и других), кроме диагностируемого ПВК, должно быть минимальным;

Деловые ситуации в совокупности должны отражать реально протекающие процессы, сходные которым возникают или при определенных обстоятельствах могут возникнуть в деятельности ОВД;

В практических ситуациях должны быть представлены различные виды активности руководителя.

МАТУС (в полном варианте) содержит 10 деловых ситуаций, каждая из которых имеет четыре возможных варианта их разрешения.

Систему объективных показателей, характеризующих управленческое мышление, составили успешность (правильность) решения задач и затраченное время (учитываемое факультативно). Результаты тестирования представляются по шкале стенов (10 баллов), что соответствовало максимальному количеству правильно решённых задач методики.

Основные психометрические характеристики МАТУС. Корреляция результатов двух обследований (ретестовая надёжность) составляет 0,92. Высокий показатель ретестовой надёжности МАТУС можно объяснить особенностью памяти человека к лучшему запоминанию смысловой (деятельностно-ориентированной) информации, так как испытуемый по условиям тестирования был вынужден «проникнуться» предлагаемыми практическими ситуациями для успешного нахождения их решения.

Сопоставление количества правильно решённых задач МАТУС (шкала «Кс») с результатами выполнения субтестов 2, 3 и 6 методики исследования особенностей мышления, а также шкалами Ie, Mp, Ct Калифорнийского психологического опросника (CPI) указывает на существование определённых корреляционных зависимостей с диагностическими показателями, оценивающих отдельные параметры интеллектуальной эффективности индивида (табл. 3.11).

Для диагностики личностных свойств студентов была применена краткая русская версия опросника NEO-FFI (Орел В.Е., Рукавишников А.А., Сенин И.Г., Мартин Т.А.), включающая 60 пунктов, оцениваемых по 5-балльной шкале (см. Приложение 3). Шкалы методики обладают достаточно высокой надежностью (альфа Кронбаха выше 0,85). Достоинством этой методики является хорошая сопоставимость с англоязычными вариантами «Большой пятёрки».

Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:

– Нейротизм

– Экстраверсия

– Открытость опыту

– Готовность к согласию

– Сознательность

В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В.Е. Орлом в соавторстве с А.А. Рукавишниковым и И.Г. Сениным. Испытуемым предлагается выбрать 1 из 5 вариантов ответов на каждое из 60 утверждений. Обработка данных и присвоение баллов за тот или иной ответ происходит по совпадению с ключом.

Значение по шкале подсчитывается так, что ответы на прямые утверждения (от 0 до 4, при этом ПНС = 0, НС = 1, Б = 2, С = 3 и ПС = 4) просто суммируются, а ответы на обратные утверждения сначала перекодируются по схеме "0"="4", "1"="3", "2"="2", "3"="1", "4"="0", а потом тоже суммируются и прибавляются к сумме, полученной по прямым утверждениям.

Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 0, максимальное количество – 48. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (33-48 баллов), средние (21-32 балла) и низкие (0-20 баллов).

Усредненные результаты по опроснику NEO-FFI приведены в табл. 3 и графически изображены на рис. 4. Анализ результатов по опроснику NEO-FFI (Орел В.Е., Рукавишников А.А., Сенин И.Г., Мартин Т.А.). Результаты по 5 диагностируемым факторам по данной методике приведены в табл.

Таблица 3

Невротизм

Экстраверсия

Открытость

Готовность к согласию

Сознательность

Результаты по опроснику neo-ffi (Орел в.Е., Рукавишников а.А., Сенин и.Г., Мартин т.А.)

Показатели

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Готовность

к согласию

Сознательность

Низкий уровень

8 чел. – 12,5%

Средний уровень

Высокий уровень

По результатам проведенной методики видно, что у большинства студентов наблюдается средний уровень всех личностных показателей, диагностируемых по данному опроснику.

Низкий уровень нейротизма выявлен у 8 студентов (12,5%). Низкие значения по этому фактору свойственны лицам самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения. На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом.

Рис. 4. Результаты по опроснику NEO-FFI

Высокий уровень нейротизма наблюдается у 3 студентов (4,7%). Высокие значения по этому фактору характеризуют лиц, неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность. Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Их поведение во многом обусловлено ситуацией. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию. Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и в неудачах.

Высокого уровня экстраверсии в данной выборке выявлено не было.

У 1 студента (1,6%) выявлен низкий уровень экстраверсии. Низкие значения по данному фактору характерны для интровертов. Основными особенностями интровертов являются отсутствие уверенности в отношении правильности своего поведения и невнимание к происходящим вокруг событиям; большая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности. Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения. Они озабочены своими личными проблемами и переживаниями. Такие люди обычно сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе, не интересуются проблемами других людей. Они предпочитают книги общению с людьми. Интроверты отдают предпочтение теоретическим и научным видам деятельности. В учебе они достигают более заметных успехов, чем экстраверты.

Интровертированные люди любят планировать свое будущее, всегда взвешивают свои поступки, не доверяют первым побуждениям и увлечениям, всегда строго контролируют свои чувства, редко бывают несдержанными и возбужденными. Интроверты легче переносят однообразие в деятельности, лучше работают в спокойной обстановке и в первой половине дня. Они более чувствительны к наказанию, чем к поощрению.

Высокого уровня открытости опыту в данной выборке выявлено не было. Низкий уровень открытости опыту выявлен у 16 студентов (25%). Люди с низким показателем открытости к опыту имеют узкие и распространённые интересы. Они предпочитают простые, ясные и очевидные вещи сложным, неоднозначным и тонким. Они могут относиться к наукам и искусству с подозрением, считая эти занятия заумными и не имеющими практической цели. Закрытые люди предпочитают уже знакомое всему новому; они консервативны и сопротивляются изменениям.

У 7 студентов (10,9%) выявлен высокий уровень готовности к согласию. Высокие значения по данному фактору характерны для доброжелательных людей, которые легко ладят с другими людьми. Они обычно внимательны, дружелюбны, щедры, готовы помочь и ставить интересы других выше своих. Готовые к согласию люди с оптимизмом смотрят на человеческую природу. Они считают, что люди в основном честны, порядочны и заслуживают доверия.

Низкий уровень готовности к согласию выявлен у 22 студентов (34,4%). Эти люди ценят свои собственные интересы выше возможности ладить с другими людьми. Они обычно равнодушны к благополучию других людей и поэтому не склонны расшибаться в лепёшку ради них. Иногда их скептицизм по поводу мотивов других людей заставляет их быть подозрительными и недружелюбными, отказываться от сотрудничества.

Высокий уровень сознательности выявлен у 11 студентов (17,2%). Сознательность относится к способу, которым мы контролируем, регулируем и направляем нашу импульсивность. Сознательные люди избегают неприятностей и весьма эффективно достигают своих целей, используя целенаправленное планирование и настойчивость. Другие люди положительно воспринимают их как разумных и надёжных. С отрицательной стороны, они могут быть заядлыми трудоголиками и перфекционистами.

Низкий уровень сознательности выявлен у 2 человек (3,2%) из данной выборки. Импульсивное поведение, даже если оно не приводит к серьёзным деструктивным последствиям, может существенно уменьшить эффективность действий человека. Импульсивное действие не позволяет обдумать альтернативные способы действий, которые могли бы быть более благоразумными, чем импульсивный выбор. Импульсивность также заводит людей в тупик при выполнении проектов, которые требуют организованной последовательности шагов или этапов. Импульсивный человек достигает отдельных и небольших целей и с очень переменным успехом.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...