Расцвет и упадок германской науки в период второй мировой войны. Германия

" Нацистское правление привело науку Германии к

катастрофе невиданного масштаба, от которой страна

так и не смогла оправиться."

В.И. Левин, ГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия»

Германия издавна была страной науки. Уже в средневековье немецкие университеты стали широко известны в Европе и почитались как образцовые учебные заведения, куда стремились за образованием юноши из многих стран. Когда Петр I создавал в России Академию наук и первый в стране Петербургский университет, большую часть кадров для них он привлек из Германии. Эта связь науки России и Германии сохранилась до начала XX века. Многие впоследствии выдающиеся русские ученые получили образование в немецких университетах (энциклопедист М.В. Ломоносов, физики П.Н. Лебедев и А.Ф. Иоффе и др.).

"Высшая администрация науки Третьего рейха"

Наступление XX века ознаменовалось дальнейшим развитием немецкой науки, особенно в области математики, физики, химии, физиологии и медицины, техники, а также философии, социологии, психологии и др. В стране работало свыше 20-ти университетов, множество исследовательских институтов и лабораторий: университетских и при фирмах, а также пяти Академий наук: в Берлине, Гейдельберге, Геттингене, Лейпциге и Мюнхене. Начавшееся в 1901 году присуждение Нобелевских премий подтвердило положение Германии как ведущей в мире научной страны. Уже в начале 1930-х годов в Германии проживало 32 нобелевских лауреата – больше, чем в любой другой стране мира!

Приход к власти Гитлера в 1933 году коренным образом изменил положение в Германии и, соответственно, положение в ее науке. Во-первых, началось систематическое вмешательство новых властей в университетскую жизнь с целью побудить ученых заниматься прикладной тематикой, необходимой нацистам для подготовки страны к новой войне. Тем самым была нарушена главная заповедь ученого: «…науки не терпят принуждения…» (Устав Московского университета в редакции М.В. Ломоносова, 1755 г.). Во-вторых, нацистское руководство, уже разделившее население страны на «арийцев» и «неарийцев», естественно с ограничением прав последних, попыталось провести это разделение и в сфере науки.

Этим был нарушен другой фундаментальный принцип науки: «Наука интернациональна» или, говоря языком Эйнштейна, «наука не может быть немецкой или еврейской, она может быть только правильной или неправильной». В-третьих, были предприняты энергичные попытки привлечь ученых к решению задач идеологического оправдания национал-социализма. Тем самым был нарушен третий фундаментальный принцип науки: «Наука занимается поиском истины. Оправдание (обоснование) того, что уже принято в качестве истины априорно, не ее дело».

Нарушение нацистским руководством Германии основополагающих принципов, на которых строится наука, имело катастрофические последствия для науки Германии.

Совокупные расходы на НИОКР в Германии составили в 2000 49,8 млрд евро (на 11,6% больше, чем в 1998). При этом средства из государственных источников выросли на 2,3% до 15,9 млрд евро, но доля государства постоянно сокращается с 1996. Доля же частного бизнеса увеличилась с 60,8% в 1996 до 65,5% в 2000 (32,7 млрд евро). Расходы на НИОКР составляют 2,3-2,4% ВВП.

Основные организации в сфере научных исследований - Немецкое исследовательское сообщество, Общество им. Макса Планка (21 институт), Общество им. Фраунгофера (19 институтов и филиалов) и др. - получают финансовые средства и из федеральных, и из земельных источников.

Однако основной финансовый источник для научных исследований в Германии, как и в других западноевропейских странах, - частный бизнес. В 2000 на фирмы пришлось 2/3 всех расходов на НИОКР в Германии. В последние годы фирмы всё в большей степени реализуют исследовательские проекты не самостоятельно, а с партнёрами из сферы как бизнеса, так и науки: если 15 лет назад на финансирование внешних заказов на НИОКР приходилось примерно 9% соответствующих расходов фирм, то сейчас более 14%. Причём особенно отчётливо эта тенденция выражена у крупных компаний. Вместе с тем непосредственно научным учреждениям достаётся только 1/6 всех расходов фирм на НИОКР. Это даже несколько меньше, чем зарубежные заказы немецкого бизнеса. Тем не менее заказы университетам растут, и их объём за последние 10 лет удвоился.

Важный источник финансирования научных исследований - деятельность фондов, ресурсы которых образуются из частных источников. Государство создаёт благоприятные условия для фондов, в частности, стимулируя их при помощи налоговых льгот. Только Союз фондов содействия немецкой науке включает 307 фондов, финансируемых бизнесом. Причём в этот союз не входят многие крупные и действующие самостоятельно фонды, такие, как Фонд Фольксвагена, Фонд Роберта Боша, Фонд Бертельсманна, Фонд Кёрбера идр. 11 фондов финансируются из средств федерального бюджета и нацелены на предоставление стипендий для студентов и докторантов.

Роль финансирования НИОКР в рамках ЕС неуклонно возрастает, однако остаётся всё ещё небольшой. 5-я рамочная программа ЕС по НИР (1999-2003) располагает общим бюджетом в размере около 15 млрд евро. ежегодно получает из этих средств около 670 млн евро, что составляет лишь 4% государственного финансирования НИОКР. Однако для отдельных сфер эта доля существенно выше (биотехнология - 10%, информационные технологии - 20%).

В Германии действует многоступенчатая система школьного образования с различными типами учебных заведений. В 2001/02 учебном году работала 41 441 общеобразовательная школа (в т.ч. 17 175 начальных школ, 3465 реальных школ и 3168 гимназий). Кроме того, имеется 9755 профессиональных школ. Чтобы иметь возможность поступить в университет или другой вуз, необходимо свидетельство об образовании третьей степени, для чего требуются обучение в течение 13 (иногда 12) лет и сдача экзаменов.

Германия - страна с глубокими университетскими традициями. Старейший германский университет - - основан в 1386. Крупнейшие университеты: , Берлинский, Кёльнский и др. В 2002/03 учебном году в Германии действовало 359 вузов, в т.ч. 99 университетов. В настоящее время начинается реформирование системы высшего образования.

Германия - страна великой культуры с мощными корнями. Имена Г.Шютца, И.С.Баха, Р.Вагнера, И.Брамса, Ф.Мендельсона-Бартольди и др. - в музыке, А.Дюрера, Л.Кранаха, Т.Рименшнайдера, Э.Л.Кирхнера и др. - в изобразительном искусстве, И.В.Гёте, Ф.Шиллера, Г.Гейне, Э.Т.А.Гофмана, Т.Манна и др. - в литературе имеют мировую известность и представляют собой явления не только немецкой, но и мировой культуры.

Для современной Германии характерно многообразие и широкое распространение культуры. Здесь нет централизации культурной жизни и культурных ценностей в одном или нескольких городах - они рассредоточены буквально по всей стране: наряду с известными , Мюнхеном, Веймаром, или имеется множество небольших, не так широко известных, но культурно значимых мест: Ротен-бург-об-дер-Таубер, Наумбург, Байройт, Целле, Виттенберг, Шлезвиг и т. д. В 1999 насчитывалось 4570 музеев, причём их число растёт. В год на них приходится почти 100 млн посещений. Наиболее известные музеи - Дрезденская картинная галерея, Старая и Новая пинакотеки в Мюнхене, Германский музей в Мюнхене, Исторический музей в Берлине и многие другие. Немало также музеев-дворцов (наиболее известный - Сан-Суси в Потсдаме) и музеев-замков.

Не меньше любят в Германии театр: в сезоне 1999/2000 было 6,1 млн посещений опер и балетов, 5,6 млн - драматических спектаклей, 3 млн - оперетт и мюзиклов, 1,2 млн - концертов. В стране более 1000 научных и более 11,3 тыс. общественных библиотек. Ежегодно снимается от 50 до 75 фильмов (с учётом совместного производства). Р.В.Фасбиндер и Ф.Шлёндорф являются режиссерами мирового уровня.

Если композиторские традиции в поддерживать было почти некому (можно назвать лишь К.Орфа и К.Х.Штокхаузена), а в изобразительном искусстве господствовали инсталляции (Й.Бойс и последователи) и абстракционизм, то развитие литературы в послевоенной Германии оказалось более значимым. Такие крупные писатели, как Г.Бёлль, Г.Грасс, З.Ленц, К.Вольф, имеют всемирную известность. Нельзя не упомянуть и немецкую философскую литературу, традиционно сильную в Германии и влияющую на европейское и мировое культурное развитие (достаточно назвать таких философов прошлых веков, как И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В. Шеллинг, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.). Эти традиции в ФРГ поддерживали М.Хайдеггер, К.Ясперс, Т.Адорно, М.Хорк-хаймер, Ю.Хабермас, Х.-Г.Гадамер. Большое воздействие не только на профессионалов, но и на общественную жизнь в послевоенный период оказали книги экономистов В.Ойкена и В.Рёпке.

На культуру из государственного и муниципальных бюджетов в 1999 было затрачено 6,9 млрд евро. Большая их часть (2,9 млрд) направлялась на поддержку театров, профессиональных оркестров и хоров, других музыкальных коллективов и проведение музыкальных мероприятий.

Научные исследования в Германии проводятся как на государственном, так и на негосударственном уровне.
Университеты и профессиональные высшие учебные заведения
Университетские исследования отличаются тематической и методической широтой, тогда как профессиональные высшие учебные заведения осуществляют исследовательскую деятельность ориентированную на прикладные цели.
Еще одна задача высших школ – это подготовка молодых ученых.
Университетские исследовательницу
В сфере университетские опытничества образовалось четыре исследовательские организации с различными профилями и приоритетами, которые дополняют университетский исследовательницу.
Научно-исследовательские институты Общества им. Макса Планка (MPG) характеризуются фундаментальными исследованиями в новых отраслях. Тематические исследовательские приоритеты лежат в биологически-медицинской, физико-химико-технической, социальной и гуманитарной сферах.
Общество имени Фраунгофера (FhG) зосереджуэться на прикладных исследованиях. В его институтах проводятся, например, договорные исследования для промышленности, сервисных предприятий, государственных учреждений.
Общество Гельмгольца (HGF) объединяет 15 крупных научно-исследовательских центров, которые предоставляют крупные приборы и соответствующую инфраструктуру в распоряжение национальных и международных исследовательских групп. В шести надцентрових исследовательских областей проводятся передовые исследования стратегического программного направления.
Приоритетом институтов Научного общества им. Лейбница (WGL) является междисциплинарные и ориентированные на запросы исследования. Существуют многочисленные кооперационные связи с промышленностью, сферой государственного управления и политики; частично осуществляется очень тесное сотрудничество с университетами.
Важным субъектом немецкого исследовательско-инновационного ландшафта являются, экономика. Две трети исследовательских средств, инвестированных ежегодно в Германии, происходят из предприятий экономики. Эти средства используются как для собственных исследований предприятий, так и для совместных проектов с партнерами по научной отрасли. Такие исследования ориентированы на прикладные цели и имеют целью результаты, могут найти непосредственное применение.
Многогранность немецкой исследовательской системы является, в частности, результатом федеральной структуры и размеров страны. С одной стороны, она делает широкое разнообразие изучаемых отраслей, с другой – специализацию.
Важным фактором успешности и результативности немецкого опытничества является тесное сотрудничество различных субъектов (например, путем образования исследовательских объединений между университетские исследовательскими учреждениями, институтами и предприятиями, путем приглашения исследовательских учреждений и институтов к усилению исследовательско-учебного процесса в сотрудничающих с ними вузах и т.д.).
Разнообразие и дифференцированность немецкого исследовательско-инновационной системы отображается в финансовых потоках, питающих систему. Государственные учреждения финансируются за счет не только государственных средств, но и дополнительных средств сторонних по экономике, в то время как частные исследования получают также государственное содействие.
Разработка новых технологий, создающих народогосподарський благосостояние, является первоочередной задачей экономики. Согласно этому почти две трети всех расходов из валового внутреннего продукта на научные исследования и опытно-конструкторские разработки приходятся в Германии на экономику. Это соответствует 37,67 млрд. евро или 1,68% валового внутреннего продукта.
Примерно треть всех расходов на осуществление научных исследований и опытно-конструкторских разработок финансирует государство. За счет этих средств предоставляется, например, поддержка исследованиям в тех областях науки, которые (еще) не имеют непосредственного отношения к технологического и экономического развития, но в интересах общества, например, потому, что фундаментальные исследования способны создать импульсы для исследовательских отраслей, ориентированных на прикладные цели.
Важное значение в научной системе имеет подготовка молодых ученых, а следовательно государственное содействие важен также и по этой причине.
Для укрепления инновационной мощи в Германии является целесообразной целенаправленная государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса. Ведь именно они часто играют авангардную роль в имплементации результатов научных исследований и опытно-конструкторских в виде новых продуктов, процедур и услуг.
Согласно федеральной системы Федеративной Республики Германия Федерация и федеральные земли взаимодействуют в области государственного содействия исследовательской деятельности. Активное участие в этом принимают как на федеральном, так и на земельном уровнях как министерства научных исследований, так и другие ведомства (например, экономические, экологические).
Совместная Научная конференция (GWK), которая в начале 2008 года заменила Комиссию «Федерация – федеральные земли» (BLK) и в рамках которой встречаются министры научных исследований и министры финансов Федерации и федеральных земель, является форумом для обмена опытом и координации научно-исследовательской политики. Кроме того, GWK служит общей взаимодействия в области содействия научным организациям, а также проектам, имеющим надрегиональные значения (например, Инициатива Отличия (Exzellenzinitiative) и Пакт о высшей школе (Hochschulpakt).
Научный совет, состоящий из ученых, известных личностей государственно-общественной жизни и представителей Федерации и федеральных земель, консультирует Федеральное правительство и правительства федеральных земель о научной политики и высказывает свои рекомендации.
Государственное содействие исследовательской деятельности в смысле финансового содействия базируется главным образом на двух опорах: институциональном содействии и проектной поддержке.
Институциональное содействие
Интистуцийне содействия характеризуется тем, что государство непосредственно финансирует учреждения, в которых проводятся исследования. Так, например, четыре упомянутые выше научные организации финансируются совместно Федерацией и федеральными землями, причем соответствующая доля имеет разные размеры (например, доля Федерации в финансировании Сообщества им. Гельмгольца и Общества им. Фрауенгофера составляет 90%, Общества им. Макса Планка и Сообщества им. Лейбница – 50%).
Важным субъектом интистуцийного содействия является Немецкое научно-исследовательское сообщество (DfG), основная задача которого заключается в поддержке исследовательской работе в высших школах и государственных исследовательских учреждениях. Немецкое научно-исследовательское сообщество является центральной самоуправляющейся учреждением научной отрасли по вопросам содействия научным исследованиям в высших школах и в финансируемых государством исследовательских институтах в Германии. За счет средств, которые совместно выделяются Федерацией и федеральными землями, DfG сотрудничает исследовательским проектам, в частности, в высших школах, делая тем самым существенный вклад в укрепление и интеграцию исследований в Германии и в международном сотрудничестве и в содействии подготовке молодых ученых. Средства для финансирования высших школ согласно положениям Основного закона (Конституции) Германии выделяются в первую очередь федеральными землями.
Проектная поддержка
В отличие от этого, проектная поддержка направлена на целенаправленную поддержку специфических научно-исследовательских проектов в конкретных исследовательских сферах и осуществляется в рамках соответствующих программ. Она предоставляется высшим школам, исследовательским учреждениям и предприятиям и рассчитана в противоположность институциональному содействию на кратко-и среднесрочные периоды. В проектной поддержке часто задействованы так называемые исполнители проектов, выполняющих как административные, так и совещательные задачи.
Наряду с DfG существуют и другие организации содействия и фонды, которые активно работают в сфере содействия исследовательской деятельности. В этой связи следует упомянуть также содействие со стороны Европейского Союза, например, в рамках администрируется Европейской Комиссией Рамочной исследовательской программы. 27.02.2007 начала работать Европейский исследовательский совет (European Research Council – ERC). Речь идет об учреждении для финансирования фундаментально ориентированных исследований, созданную как составная часть 7-ой Рамочной исследовательской программы ЕС (2007 – 2013 гг.)

Германия издавна была страной науки. Уже в средневековье немецкие университеты стали широко известны в Европе и почитались как образцовые учебные заведения, куда стремились за образованием юноши из многих стран. Когда Петр Iсоздавал в России Академию наук и первый в стране Петербургский университет,большую часть кадров для них он привлек из Германии. Эта связь науки России и Германии сохранилась до начала XX века. Многие впоследствии выдающиеся русские ученые получили образование в немецких университетах (энциклопедист М.В. Ломоносов, физики П.Н. Лебедев и А.Ф. Иоффе и др.). Наступление XX века ознаменовалось дальнейшим развитием немецкой науки, особенно в области математики, физики, химии, физиологии и медицины, техники, а также философии, социологии, психологии и др. В стране работало свыше 20-ти университетов, множество исследовательских институтов и лабораторий:университетских и при фирмах, а также пяти Академий наук: в Берлине, Гейдельберге, Геттингене, Лейпциге и Мюнхене. Начавшееся в 1901 году присуждение Нобелевских премий подтвердило положение Германии как ведущей в мире научной страны. Уже в начале 1930-х годов в Германии проживало 32 нобелевских лауреата – больше, чем в любой другой стране мира! Приход к власти Гитлера в 1933 году коренным образом изменил положение в Германии и, соответственно, положение в ее науке. Во-первых, началось систематическое вмешательство новых властей в университетскую жизнь с целью побудить ученых заниматься ПРИКЛАДНОЙ тематикой, необходимой нацистам для подготовки страны к новой войне. Тем самым была нарушена главная заповедь ученого: «…науки не терпят принуждения…» (Устав Московского университета в редакции М.В. Ломоносова, 1755 г.). Во-вторых, нацистское руководство, уже разделившее население страны на «арийцев» и «неарийцев», естественно с ограничением прав последних, попыталось провести это разделение и в сфере науки. Этим был нарушен другой фундаментальный принцип науки: «НАУКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНА» или, говоря языком Эйнштейна, «НАУКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕМЕЦКОЙ ИЛИ ЕВРЕЙСКОЙ, ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНОЙ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНОЙ». В-третьих, были предприняты энергичные попытки привлечь ученых к решению задач идеологического оправдания национал-социализма. Тем самым был нарушен третий фундаментальный принцип науки: «НАУКА ЗАНИМАЕТСЯ ПОИСКОМ ИСТИНЫ. Оправдание (обоснование) того, что уже принято в качестве истины априорно, не ее дело». Нарушение нацистским руководством Германии основополагающих принципов, на которых строится наука, имело катастрофические последствия для науки Германии. Назовем некоторые из них. 1. С 1933 года, то есть с момента прихода к власти Гитлера, началась массовая эмиграция немецких ученых. Она продолжалась до 1940 года и привела к выезду из страны огромного числа выдающихся ученых. Только нобелевских лауреатов уехало 29 из 32 имевшихся, то есть 90 %! Также уехало множество выдающихся ученых – не лауреатов. Назовем фамилии некоторых ученых, навсегда покинувших в эти годы Германию: физики А. Эйнштейн, Г. Бете, М. Борн, Л. Мейтнер, О. Штерн, Э. Теллер, математики Дж. фон Нейман, Р. Курант, механик Т. фон Карман, химики Ф. Габер, О. Майергоф, Р. Вильштеттер, психолог Э. Фромм, психиатр З. Фрейд. В результате произошло разрушение крупнейших, всемирно известных немецких научных школ, и Германия утратила способность выполнять крупномасштабные научно-технические проекты. Объясняя «бегство мозгов» из нацистской Германии, большинство исследователей называют в качестве основной причины воинствующую антисемитскую политику нацистского руководства страны. Это не совсем так. Конечно, указанная политика выталкивала из страны, в первую очередь, евреев, в том числе крупных ученых, ибо для этих людей проживание в Германии после 1933 года стало небезопасным. Однако и значительное число крупных немецких ученых – «чистых арийцев», которым в стране ничто физически не угрожало, также предпочли эмиграцию, поскольку не могли принять нацизм. Они осуждали гонения властей на своих коллег-евреев и сочувствовали им, не соглашались с попытками переключения науки на военные рельсы и протестовали против стремления властей идеологизировать науку и использовать ее для оправдания нацизма, но делали все это скрытно, не публично. Кроме того, они понимали, что при сложившейся в стране обстановке несвободы и принуждения занятие наукой для совестливого человека невозможно. Однако эти люди составляли меньшинство немецких ученых. 2. Крупнейшие промышленные концерны Германии в течение 1930-х годов вследствие «бегства мозгов» из страны лишились большой части своих ведущих ученых и специалистов. В этих условиях они вынуждены были свернуть крупные научные исследования, которые они проводили в предшествующие годы, и перейти к выполнению текущих научно-технических разработок по заданиям правительства, связанных с войной. Наиболее показательна здесь судьба одного из крупнейших в мире немецкого химического концерна «И.Г. Фарбениндустри». 3. Человеконенавистническая псевдонаука, пышным цветом распустившаяся в нацистской Германии (расовая антропология, евгеника и т.д.), была запрещена в законодательном порядке сначала в демократических странах, а после окончания Второй мировой войны и в самой Германии. Гейзенберг, нобелевский лауреат по физике, руководил германским атомным проектом 5. Двенадцатилетнее правление в Германии нацистов, их политика в отношении науки и активное сотрудничество многих немецких ученых с нацистским режимом нанесли непоправимый урон науке Германии и ее престижу в мире. Множество выдающихся ученых руководителей крупных научных школ –эмигрировало из Германии в период с 1933 по 1940 год, при этом подавляющее большинство эмигрантов после падения нацизма в 1945 году не вернулись на родину, так как не могли простить немцам массовой поддержки гитлеровского режима. В результате всех описанных событий немецкая наука потеряла статус ведущей науки в мире, уступив его США. И подобно тому, как в конце XIX – начале XX веков молодые люди со всех концов света приезжали для повышения своей научной квалификации в Берлин, Геттинген, Гейдельберг, теперь они стали с этой целью приезжать в Нью-Йорк, Массачусетс, Гарвард. И это, повидимому, навсегда. Как говорится, за все содеянное приходится нести ответ! Сказанное выше не означает, что в Германии в период нацизма полностью прекратились нормальные научные исследования. Отдельные ученые выполняли успешные научные работы, особенно в области химии, биологии и медицины, атомной физики, техники. Например, упоминавшийся уже известный химик Р. Кун проводил обширные исследования ферментов, витаминов группы В, открыл гамма-каротин, за что в 1938 году ему присудили Нобелевскую премию; биолог К. Фриш, один из основоположников этологии, изучил поведение животных (пчел) в естественных условиях и открыл их «язык», за что в 1973 году получил Нобелевскую премию; химики О. Ган и Ф. Штрассман и физик Л. Мейтнер (последняя уже находилась в это время в эмиграции в Швеции) в 1938 году открыли деление ядер урана под действием нейтронов, за что О. Ган получил в 1945 году Нобелевскую премию. Однако эти «мирные» достижения немецких ученых были скорее исключением на фоне бедственного положения «традиционной» чистой науки в третьем рейхе, вызванного неуважительным отношением к ней нацистских властей и постоянным давлением на нее. Наиболее ярким примером такого отношения может служить введенный Гитлером в 1936 году запрет на любые контакты граждан рейха с Нобелевскими комитетами. Из-за этого запрета немецкие ученые, получившие Нобелевские премии во времена нацизма в Германии, были вынуждены, под давлением гестапо, отказаться от наград и получили их лишь после окончания Второй мировой войны и краха нацистского режима. Наиболее ярким примером последствий такого отношения нацистских властей к науке для немецкой науки и самой Германии является история германского атомного проекта. В 1939 году, вскоре после открытия немецкими учеными эффекта деления ядер урана (см. выше), выяснилось, что этот эффект приводит к выделению колоссального количества энергии и, таким образом, может быть использован в военных целях для создания нового оружия, обладающего невиданной до того разрушительной силой. Тотчас по личному распоряжению Гитлера были начаты работы по реализации германского атомного проекта, целью которого было создание атомного оружия. Во главе проекта, по приглашению нацистского руководства Германии, встал физик-теоретик Нобелевский лауреат Вернер В. Гейзенберг. Большинство людей не знает, что германский атомный проект был запущен несколько раньше американского (Манхеттенского) проекта. При этом у немцев, учитывая предшествующее развитие их науки, техники и технологий, шансы завершить проект первыми были потенциально выше, чем у американцев. Однако действительность повернулась совсем по-другому. Уже вскоре после начала германского проекта его руководители и исполнители стали испытывать определенные научные и технические трудности в его реализации. Однако привлечь к работе над проектом новых, более квалифицированных ученых и инженеров для преодоления этих трудностей было невозможно, так как в это время большинство таких людей уже находилось в эмиграции. Осенью 1941 года руководитель проекта В. Гейзенберг неожиданно приехал в Копенгаген к своему учителю Нобелевскому лауреату Н. Бору. Цель визита, по-видимому, заключалась в том, чтобы проконсультироваться у Н. Бора, а еще лучше – привлечь его к работам по германскому атомному проекту. В это время Дания была уже оккупирована нацистской Германией, и это позволило В. Гейзенбергу говорить без обиняков – так сказать «на правах победителя»: «Война неизбежно закончится победой Германии. Дании придется смириться с тем, что она станет частью Германии. Но война может и затянуться. В этом случае ее исход решится с помощью атомного оружия». В этот момент Н. Бор, который все понял, прервал В.Гейзенберга, и их разговор закончился. После отъезда В. Гейзенберга Н. Бор сумел быстро переправить информацию о ведущихся в Германии работах по созданию атомной бомбы в Лондон, откуда она немедленно была доставлена в США. Можно не сомневаться, что информация Н. Бора заставила американцев ускорить работы по созданию своего атомного оружия, чтобы опередить немцев. И немцев действительно опередили, причем усилиями немецких же ученых, убежавших от Гитлера!!! Из-за нехватки эмигрировавших физиков финансирование германского атомного проекта было прекращено, а все работы по нему остановлены. Так бесславно закончилась амбициозная идея Гитлера создать новое немецкое «сверхоружие» и с его помощью быстро победить в войне, которая становилась явно затяжной. Заканчивая эту статью, отметим главное. Гитлеровский нацистский режим нанес Германии огромный экономический, политический и психологический ущерб, ввергнув страну в мировую бойню и причинив ее народу неисчислимые страдания. Немецкий народ сделал правильные выводы из постигшей его катастрофы и после Второй мировой войны решительно отказался от своего нацистского прошлого, отвергнув любые возможные проявления политического радикализма. Это позволило возродить в стране демократическое общество и построить мощную экономику. Однако наука в послевоенной Германии оказалась на несравненно более низком уровне, чем в донацистские времена. И нетрудно понять почему. Девяносто лет назад, оценивая итоги Первой мировой войны и Версальский договор, по которому на Германию странами-победителями были наложены огромные контрибуции, выдающийся немецкий химик Нобелевский лауреат Ф. Габер – еврей и страстный патриот Германии – сказал, что «в Германии остался один капитал, который невозможно отобрать никакими репарациями. Этот капитал – интеллектуальный потенциал немецких ученых». Ситуация после Второй мировой войны оказалась принципиально иной, поскольку большая, наиболее активная часть немецкого научного потенциала во времена нацизма покинула Германию и не возвратилась в нее даже после войны, когда нацизм был повержен. Так что в превращении Германии после 1945 года во второразрядную научную страну виновен нацизм и сами немцы, которые его поддерживали (а они составляли большинство). Эта печальная история поучительна для всех стран и народов. Ведь если даже Германия – страна Гете и Гегеля, Гаусса и Гильберта – смогла в течение нескольких лет опуститься из цивилизации в варварство, то ни одна страна и ни один народ не застрахованы от подобного поворота истории, когда уже не до науки.

Достижения немецких ученых составляют важный вклад в современную мировую науку (об истории науки в Германии см. раздел «Этническая история»), особенное области естественных, математических и технических знаний. Но правительство Бонна стремится подчинить науку, и особенно научно-техническую и инженерную деятельность, целям подготовки войны. Огромные средства ассигнуются на научные работы по военному ведомству, тогда как мирные научные учреждения получают очень слабую денежную поддержку. Честные ученые ФРГ решительно выступают против такой политики: например, в апреле 1957 г. 18 выдающихся ученых, специалистов по атомной физике, выступили со смелым заявлением против военного использования атомной энергии. Их поддержали тысячи профессоров, преподавателей и студентов.

Что касается гуманитарных наук, то ФРГ подавляющее большинство их представителей находится во власти буржуазной идеологии, а многие из них защищают реакционные концепции. Так, в последние годы в исторической науке широко распространилось так называемое учение о восточных землях (Ostforschung ), в этнографии - так называемое Volkskunde der Н eimatvertriebenen (этнография переселенцев из бывшей Восточной Пруссии и других восточных районов).

Многочисленные научные учреждения ФРГ группируются, помимо университетов, вокруг нескольких Академий: Геттингенской, Гейдельбергской и Мюнхенской; в 1949 г. в Майнде открыта новая Академия наук и литературы.

Довольно много в ФРГ этнографических учреждений: это, во-первых, кафедры этнографии (этнологии, народоведения, антропологии и пр.) при университетах (Бонн, Франкфурт-на-Майне, Геттинген, Гамбург, Киль, Кельн, Майнц, Мюнхен, Мюнстер, Тюбинген); во-вторых, этнографические музеи (во Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Штутгарте, Бремене, Киле, Кельне). Некоторые из них располагают богатейшими этнографическими коллекциями из всех частей света. Есть Немецкое общество культурной морфологии (идейное наследство Фробениуса), Немецкое общество народоведения. Издается ряд этнографических журналов, труды музеев и этнографических институтов («Zeitschrift fur Ethnologie», «Mitteilungen des Hambur- gischen Museums fur Volkerkunde», «Paideuma», «Ethnologica», «Baessler- Archiv» и др.) Из видных западногерманских буржуазных этнографов можно назвать Йенсена, Тримборна, Неверманна, Плишке, Дитмера, Пессле- ра (ныне покойного), Шира, Пейкерта и др.

В ГДР наука развивается иначе. Здесь вся научная деятельность поставлена на службу народа, она всемерно содействует строительству социалистических форм жизни.

Руководящее научное учреждение - Германская Академия наук в Берлине. Она объединяет работу 26 научных институтов (один из них - Институт немецкой этнографии), 4 лабораторий, 20 прочих научных учреждений. В 1951 г. из Академии наук выделилась самостоятельная Германская Академия сельскохозяйственных наук, а также Германская Академия строительства. В Берлине находится Немецкая Академия искусств. В Лейпциге есть Саксонская Академия наук, в Галле - Германская Академия испытателей природы.

Этнографией занимаются, помимо названного выше Института при Германской Академии наук, также Институт немецкой и общей этнографии при Берлинском университете имени Гумбольдта, Институт этнографии и сравнительного правоведения при Лейпцигском университете (основанный покойным профессором Юлиусом Липсом), Институт сорбского народоведения в Бауцене, а также ряд этнографических музеев. Этнографы ГДР успешно овладевают марксистским методом исследования и уже сделали немалый вклад в мировую этнографическую литературу.

В ГДР имеется широкая сеть библиотек, в том числе много научных библиотек. Крупнейшая немецкая научная библиотека находится в Лейпциге - 2,2 млн. томов. В Берлине (ГДР) на базе бывшей Прусской Государственной библиотеки создана Германская Государственная библиотека с фондом 1,8 млн. томов. Часть фондов бывшей Прусской библиотеки и других библиотек ГДР в период войны были вывезены в Марбург и другие города Западной Германии. Крупные библиотеки имеются при университетах Лейпцига и Иены (более 1 млн. томов в каждой), в Дрездене и в других городах.

В ФРГ самая крупная библиотека (2,1 млн. томов) - Мюнхенская государственная библиотека. За ней следуют по богатству фондов университетские библиотеки Мюнхена, Геттингена, Дармштадта, Гейдельберга, Штутгарта, Кельна, Бонна и Гамбурга.

В Западном Берлине имеется большая библиотека при так называемом Свободном университете.

Развитие культуры после 1945 года

После разгрома нацизма перед немецким народом встала трудная и важная задача - восстановить традиции здоровой культурной жизни. Надо было собрать уцелевшие культурные силы и направить их деятельность по демократическому пути. Этой задаче подчинил свою деятельность Kulturbund (Союз культуры), созданный по почину передовых интеллигентов-демокра- тов сразу же по окончании войны. В июне 1945 г. «Культурбунд» объединил деятельность вошедших в него культурных организаций: Союза немецких писателей, Союза немецких композиторов и музыкантов, Союза художников. Первым председателем «Культурбунда» стал известный немецкий поэт-коммунист Иоганнес Р. Бехер. Органы Союза - газета «Sonntag» и журнал «Aufbau».

«Культурбунд» ведет систематическую пропагандистскую работу, помогает развитию всех прогрессивных демократических движений в литературе, музыке, театре, живописи и пр. Он старается всячески укрепить связи прогрессивной интеллигенции с рабочими и крестьянскими массами, борется против милитаризма и реваншизма, против рецидивов нацистской идеологии. «Культурбунд» действует рука об руку с Обществом германо-советской дружбы. Неудивительно, что власти Западной Германии и Западного Берлина запретили деятельность <<Культурбунда».

В ГДР достижения культуры не только стали достоянием народа, но сами рабочие и крестьяне участвуют в создании социалистической культуры. Широко развернулась в ГДР художественная самодеятельность трудящихся. Общее руководство кружками и группами художественной самодеятельности взял на себя Центральный дом народного творчества в Лейпциге.

С 1955 г. во всех областях ГДР существуют областные Дома народного творчества. Были созданы курсы по подготовке руководителей кружков как для города, так и для села. Государство ежегодно выделяет значительные суммы на развитие художественной самодеятельности. Кроме того, культурно-массовую работу финансируют профсоюзы. По семилетнему плаву намечено построить еще 12 новых Домов культуры на 9 тыс. мест в промышленных центрах и 65 (на 30 тыс. мест) - в небольших городах и деревнях. Некоторые коллективы художественной самодеятельности выросли в ансамбли, широко известные и за пределами ГДР (см. раздел «Народные танцы»).

18 мая 1955 г. Совет министров ГДР учредил премии «За народное художественное творчество», которые присуждаются лучшим самодеятельным коллективам и исполнителям. В Берлине и других городах устраиваются смотры работ художников-любителей (акварель, графика, картины маслом, гравюры по дереву и др.).

Во встречах представителей народного творчества ГДР нередко принимают участие и представители самодеятельности из ФРГ. Так, в августе 1955 г. в третье Вартбургской встрече певцов участвовало 7 тыс. западногерманских хористов. В Рудольфштадте был проведен общегерманский фестиваль немецкого народного танца, в Эйзенахе - дни немецкой народной музыки, в Шверине - фестиваль немецкого самодеятельного искусства и т. д.

В 1959 г. на конференции в Биттерфельде было положено начало новому этапу культурного развития в ГДР - более тесному сотрудничеству работников искусства - профессионалов и рабочих - участников самодеятельности.

В ФРГ и в Западном Берлине работа по очищению культуры от нацистской идеологии крайне затруднена вследствие того, что правящие круги там фактически поощряют реваншизм, милитаризм и неонацизм. Но передовые деятели культуры, демократы-интеллигенты в Западной Германии не прекращают борьбу за развитие культуры миролюбивой демократической Германии.

Музыка

Музыкальная культура немецкого народа стоит очень высоко (о чем уже говорилось в разделе «Этническая история»). Творчество великих немецких композиторов XVII-XIX вв. имеет народные корни, хотя в то время угнетенным народным массам их произведения были мало доступны. Вместе с подъемом рабочего движения во второй половине XIX в. стали делаться попытки приблизить музыку к народу. Появились рабочие хоровые кружки (в Лейпциге и в других местах). Руководителем одного из рабочих хоровых кружков был Август Бебель. В 1877 г. был создан Всеобщий рабочий певческий союз. В 1878 г. издан революционный песенник. Позже рабочее музыкальное движение, руководство которым попало в руки оппортунистов, слилось с бюргерскими певческими ферейнами.

Сейчас в ГДР музыкальная культура проникает все глубже в массу населения.Очень полезную работу проводит лейпцигский Gewandhaus -симфонический оркестр, зародившийся еще в средние века как цеховой ансамбль портных. Он регулярно выступает с концертами классической музыки в Kongresshalle (концертный зал, устроенный еще композитором Мендельсоном), гастролирует в других городах и за границей. В Лейпциге же, в церкви святого Томаса, где некогда творил и выступал великий Бах и где он похоронен, и сейчас еще исполняются его знаменитые «Страсти» и другие произведения.«Томанер-хор»-хор мальчиков далеко известен за пределами ГДР,так же как дрезденские «Крейцхор» и Государственная капелла, Берлинская филармония и другие музыкальные ансамбли. Некоторые городские оркестры (например, районный оркестр города Пирна и др.) систематически выступают в сельских общинах, даже самых мелких, приобщая население к музыке. Кроме того, принято устраивать концерты на предприятиях, в сельскохозяйственных кооперативах и МТС. Начиная с 1955 г. во всех округах ГДР каждый год проводятся «сельские дни музыки».

Растет сеть музыкальных школ и консерваторий, ширится музыкальная самодеятельность (Laienkunst ).

Хорошие оперные театры, где ставятся оперы немецких, русских и других классиков, а также произведения современных композиторов, есть в Берлине, Дрездене. В 19.60 г. был открыт оперный театр в Лейпциге.

В мае 1962 г. в ГДР создан Музыкальный совет во главе с президентом Гансом Эйслером (умер 6 сентября 1962 г.), известным немецким композитором, автором государственного гимна ГДР. Генеральным секретарем Совета избран профессор Натан Нотович. Задачей этого Совета является руководство музыкальной жизнью ГДР.

И в ФРГ успешно развивается музыкальная жизнь. В больших городах есть симфонические оркестры, оперные театры, филармонии. Церковные хоры в соборах Аахена, Кельна, Регенсбурга пользуются широкой известностью. Прогрессивные музыкальные деятели стараются нести музыкальную культуру в массы (Рабочее общество музыкального воспитания и музыкальной культуры). В Дюссельдорфе с 1951 г. ежегодно устраиваются музыкальные фестивали (Musikmesse ). Многие крупные города ФРГ имеют собственные оперы. В Байрейте возобновлены представления опер Вагнера. Классические оперы вообще занимают преобладающее место в репертуаре оперных театров. Однако наряду с этим в ФРГ распространяется и такая музыка, как рок-н-роллы, твисты и т. д. Все чаще начинают ставить модернистские «оперы», в том числе и такие, как «Абстрактная опера № 1» Бориса Блахера, о которой западноберлинская газета «Tagesspiegel» писала: «это опера, лишенная блеска иллюзий, декораций и костюмов,опера без характерных образов и судеб, без какого- либо содержания и даже без слов».



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...