Расцвет Римской империи во II-м веке. Расцвет Римской империи


























Включить эффекты

1 из 26

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

« Расцвет империи во 2-м

Слайд 2

Отказ от использования рабов.

Римляне строили на века.

План урока:

Слайд 3

Отказ от использования рабов

в сельском хозяйстве

Во времена империи выросли размеры имений в Италии,

провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные

участки, в каждом из которых трудилось огромное

количество рабов. Но за ними очень трудно было

уследить.

Слайд 4

Отказ от использования рабов

в сельском хозяйстве

Как вы думаете, хорошо ли

работали рабы? Обоснуйте свой ответ.

Работали плохо, из-под палки.

Уследить за ними было трудно,

а нанимать надсмотрщиков – дорого.

В крупных имениях урожайность

виноградников,

оливковых рощ и полей, а также

поголовье скота уменьшалось

Как изменить положение?

Слайд 5

Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки свободным беднякам, которые должны были отдавать 1/3 урожая.

Отказ от использования рабов

в сельском хозяйстве

Слайд 6

Колоны – земледельцы, которые брали землю для обработки на несколько лет.

Запишем определение:

Слайд 7

Отказ от использования рабов

в сельском хозяйстве

Подумайте, почему колоны

были заинтересованы в хорошем

урожае, а рабы – нет?

Колоны работали на себя,

а рабы – на хозяина

Слайд 8

Рабы с хижинами - рабы, которые получали от своего хозяина участки земли, рабочий скот, и орудия труда и отдав за это часть урожая

Запишем определение:

Слайд 9

« Он выделялся среди всех справедливостью, храбростью и непритязательностью привычек…Он никому не завидовал и никого не убивал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения, не испытывая к ним ненависти или страха…»

Дион Кассий писал:

Слайд 10

«Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку …»

Аврелий Виктор писал:

Слайд 11

Траян происходил из испанского рода. В правление Нерона отец Траяна вошёл в состав сената. Карьеру он начал при Домициане, который в 96 году назначил его наместником Верхней Германии. Спустя год после солдатского мятежа преемник Домициана Нерва усыновил популярного среди армии Траяна, а после смерти Нервы в 98 году Траян стал первым римским императором из провинции.

Правление Траяна (98-117 г.)

Марк Ульпий Нерва Траян

Слайд 12

При нём прекратились казни по ложным доносам. Он приказал схватить самых известных доносчиков Рима, посадить их на корабль и отправить в открытое море.

Правление Траяна.

« Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным»

Слайд 13

Правление Траяна

Историк Публий Тацит

« ...это были годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает»

Слайд 14

Траян был выдающимся полководцем, при нём сделаны последние завоевания римлян, подчинил племена даков.

Правление Траяна

Битва с даками. Рельефное

изображение

Слайд 15

Римляне строили на века.

Современный Лондон. Великобритания

Современная Австрия. Вена.

Кёльн. Германия.

Слайд 16

Римляне строили на века.

Для снабжения Рима и

других городов водой

строили водопроводы. В горах

разыскивали источники, укладывали

трубы, по которым телка вода.

Слайд 17

Для перевода труб через низины и реки возводились мосты со многими полукруглыми арками.

Римляне строили на века.

Римский мост в Галлии

(нынешней Франции)

Слайд 18

Римляне строили на века.

Римляне изобрели бетон. При сооружении здания

выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга

две тонкие стенки из кирпича или камня, которые

заливались смесью из мелких камешков, песка и извести

Слайд 19

Римляне строили на века.

Форум Траяна 300 м в длину, и 185 м в высоту

Слайд 20

Римляне строили на века.

Римские темы (бани)

Слайд 21

Римляне строили на века.

Храм Пантеон в Риме

Храм Сатурна

Слайд 22

Римляне строили на века.

Театр в Древнем Риме

Слайд 23

Римляне строили на века.

В Риме по его приказу перестроили одну из площадей,

получившую название Форум Траяна. В центре этой красивейшей площади находилась

колонна, поставленная

в честь побед императора над даками. Сверху донизу ее покрывают рельефы,

изображающие военные сцены.

Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.

Слайд 24

Подведём итог.

Вопросы на стр. 265

Слайд 25

Домашнее задание:

Параграф 57, вопросы,

Слайд 26

Антоненкова Анжелика Викторовна

Учитель истории МОУ Будинской ООШ

Тверской области Бельского района

Посмотреть все слайды

Конспект

Цели: - познакомить учащихся с расцветом римской империи во 2 веке н.э.;

Выяснить, каким был император Траян, каково его правление;

Развивать умение работать с историческими источниками;

Показать, что культура римлян так же прекрасна, как и греческая

Оборудование: компьютер, презентация, тесты

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Устный ответ

3. Сообщение темы и целей урока. (сл. 2) План урока.

Отказ от использования рабов.

Правление Траяна (98 – 117 г.)

Римляне строили на века.

4. Изучение нового материала.

1) Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

(сл. 3) Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого.

(сл. 4) Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ. Как изменить положение?

В крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей падала, поголовье скота уменьшалось. (сл. 5) Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки окрестным беднякам. За пользование полученным участком полагалось отдавать часть урожая (обычно одну треть).

Запишем определение (сл. 6) Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались колоны.

(сл. 7) Подумайте, почему колоны были заинтересованы в хорошем урожае, а рабы – нет?

(Колоны были заинтересованы в том, чтобы вырастить хороший урожай) . А землевладельцы стремились удержать их у себя на длительный срок. Добивались этого с помощью различных поощрений. Например, если колон разводил на заброшенном участке виноградник, то первые пять сборов урожая он мог забрать себе целиком. Если же он сажал оливковые деревья, то брал себе первые десять сборов оливок.

(сл. 8) Многие владельцы имений стали и рабам давать участки земли, рабочий скот и орудия труда. Такие рабы строили себе на участке хижину и заводили семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая, оставляя себе все остальное. Если «рабов с хижинами» продавали, то только вместе с участками, которые они обрабатывали.

Правление Траяна .

«Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98-117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,- любил говорить он,- какого сам бы желал себе, если бы был подданным».

Вот что писал Дион Кассий о его привычках: (сл. 9)

«Он выделялся среди всех справедливостью, храбростью и непритязательностью привычек… Он никому не завидовал и никого не убивал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения, не испытывая к ним ненависти или страха. На клеветников он не обращал внимания и не давал воли своему гневу. Ему было чуждо корыстолюбие, и он не совершал неправедных убийств. Он расходовал огромные средства как на войны, так и на мирные работы, и сделав очень много крайне необходимого по восстановлению дорог, гаваней и общественных зданий, он не пролил ничьей крови в этих предприятиях… Он был рядом с людьми не только на охоте и пирах, но и в их трудах и намерениях… Он любил запросто входить в дома горожан, порою без стражи. Ему недоставало образования в строгом смысле этого слова, но по сути он многое знал и умел. Я знаю, конечно, о его пристрастиях к мальчикам и вину. Но если бы вследствие своих слабостей он совершал низменные или безнравственные поступки, это вызвало бы широкое осуждение. Однако известно, что он пил, сколько хотел, но при этом сохранял ясность рассудка, а в отношениях с мальчиками никому не нанес вреда »

Вот что говорит Аврелий Виктор(сл. 10) в своем произведении «О цезарях»:

Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку: (именно) бани, именуемые Суранскими. (9) Он так доверял искренности людей, что, вручая, по обычаю, префекту претория по имени Субуран знак его власти - кинжал, неоднократно ему напоминал: «Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня». Ведь тому, кто управляет другими, нельзя допускать в себе даже малейшей ошибки. Мало того, своей выдержкой он смягчал и свойственное ему пристрастие к вину, которым страдал также и Нерва: он не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров. -

(сл. 12) При Траяне прекратились казни по ложным доносам. Римляне хорошо помнили, как в недавние времена доносчики из корысти или зависти губили ни в чем неповинных людей. Достаточно было намекнуть императору, что любимый солдатами полководец может поднять мятеж, и того лишали жизни. Доносчикам доставалась часть имущества казненного. Они быстро продвигались по службе, становились консулами, сенаторами, наместниками провинций. Рабы же доносили на своих господ, желая получить от императора свободу.

Римский историк Тацит рассказывает, как при императоре Нероне погиб знаменитый писатель Петро-ний. Один негодяй, завидовавший славе и богатству Петрония, подкупил его раба. Тот донес на своего господина, обвинив его в дружбе с врагами Нерона. Петроний получил от императора приказ кончить жизнь самоубийством.

Траян приказал схватить известных всему Риму доносчиков, посадить их на наскоро сколоченные корабли. Эти суда вывели в открытое море и предоставили волнам и ветру. Дальнейшая их судьба неизвестна. При Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. Живший в то время Тацит писал(сл. 13) «о годах редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает».

Траян был выдающимся полководцем. При нем были сделаны последние в истории Рима завоевания. (сл. 14) Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на Восток против Парфянского царства. Римлянам удалось захватить все Междуречье вплоть до Персидского залива. Но вскоре в тылу римских войск восстали покоренные народы. Траян вынужден был повернуть назад, на обратном пути он умер. Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ.

Римляне строили на века.

(сл. 15) В провинциях римляне основали много городов (например, города, позднее название которых Париж, Лондон, Вена, Кёльн)

(сл. 16) В провинциях они основали много городов. Для снабжения Рима и других городов водой строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. (сл. 17) Для перевода труб через низины и реки возводили мосты со многими арками. В разных странах сохранились остатки римских водопроводов.

(сл. 18) Римляне изобрели бетон. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном: смесью мелких камешков и песка с раствором извести.

Через некоторое время бетон затвердевал и получалась прочная стена. Применение бетона позволяло строить быстро и дешево.

(сл. 19 – 22) Во всех городах империи возводились бесчисленные амфитеатры, храмы, портики. Строительство шло под контролем римских властей: даже на постройку бани в провинциальном городе однажды потребовалось разрешение самого Траяна.

(сл. 23) В Риме по его приказу перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. В центре этой красивейшей площади находилась колонна, поставленная в честь побед императора над даками. Сверху донизу ее покрывают рельефы, изображающие военные сцены. Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.

5. Подведём итог урока.

Тестирование:

1. Лучшим из римских императоров римляне считали: а) Цезаря; в) Траяна; б) Октавиана Августа; г) Нерона.

2. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли: а) Египет; в) Финикия; б) Парфянское царство; г) Македония.

3. Колоны - это: а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет; б) греки, выходцы из причерноморских колоний; в) пленники, участвующие в триумфальном шествии. г) рабы, получившие от хозяина участок земли.

4. Колоны хорошо работали, потому что:

А) им за это платили деньги

Б) их били палками за невыполнение работы

В) были заинтересованы в своём труде

5. В годы правления Траяна:

а) усилился гнёт людей б) прекратились казни по ложным доносам в) продолжились завоевания римлян г) римляне потеряли огромные территории

6. Годы правление Траяна: а) 98-117 г.

б) 92 – 115 г.;

в) 90 – 110 г.

7. Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре: а) Нероне;

б) Цезаре;

в) Траяне;

г) Октавиане Августе.

8. Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»: а) Нерон;

в) Антоний;

г) Октавиан Август.

9. Рабы с хижинами - это рабы: а) получившие от хозяина в пользование участок земли; б) ставшие свободными земледельцами после указа Траяна; в) составившие основу римского войска; г) земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.

10. Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что: а) рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот; б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше; в) невозможно было уследить за работой рабов; г) их стало выгодно продавать по высокой цене.

1 - в, 2 – в, 3 – а, 4 –в, 5 –б, 6 – а, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – в.

6. Домашнее задание:

Параграф 57, вопросы, записи

Урок по истории Древнего мира в 5 классе

Расцвет империи во 2-м веке

Цели:

    выяснить, как и почему изменилось положение рабов в Риме в начале новой эры, какие новые категории земледельцев появились

    дать представление о личности и деятельности импера­тора Траяна;

    развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;

    воспитывать уважительное отношение к людям, создаю­щим произведения культуры.

Планируемые результаты:

    предметные : овладевать целост­ными представлениями об историческом развитии Рима эпохи расцвета;

    метапредметные УУД : организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения , слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логические цепочки рассуждений; извлекать информацию из нескольких источников; анализировать, и обобщать факты;

    личностные УУД: обрести мотивацию к изуче­нию нового материала; осмысливать важность изучения истории, выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Организационный момент

    Мотивационно – целевой этап

После жестоких деспотов в Риме надолго восстановилась мирная династия Антонинов, оставившая о себе добрую память. Время их правления - почти все второе столетие новой эры - назы­вают золотым веком Римской империи.

Слайд 1

Тема урока: «Расцвет империи во II в. н. э.».

Слайд 2

План урока

    1. Римляне - строители

    Изучение новой темы

    Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

Во времена империи размеры имений в Италии и провинциях увеличивались.

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Кто в основном работал в этих имениях?

Давайте вспомним, что мы знаем о положении рабов в Древнем Риме.

Слайды 3 – 11 (выполнение и проверка теста)

Слайды 12-13

Несмотря на то, что и земель, и работников на них становилось все больше, доходы землевладельцев сокращались.

    Как вы думаете, в чем причины этого явления?

Возможно, что найти ответ на этот вопрос вам поможет следующий сюжет:

«Представьте себе, что мы посетили большое имение в Италии. Его владелец жалуется нам: «Вы видите в моем имении множество рабов. Так вот, все они никуда не годные людишки!»

«За что ты гневаешься на них?» - спрашиваем мы богача-землевла­дельца.

«Судите сами, - отвечает он нам. - Ведь при наших прадедах среди рабов было много греков, египтян, сирийцев. С детских лет умели они ухаживать за виноградниками и оливковыми садами... А теперь в моем имении чуть ли не все рабы - германцы: откуда им знать, как выращивать виноград и оливы, в их северной стране те и другие не растут».

«А потом, все рабы до единого лодыри! - продолжает землевладе­лец. - Волов и остальной скот пасут плохо, дурно обрабатывают вино­градники. Положиться на них ни в чем нельзя, да и уследить за всеми трудно: чуть зазеваются надсмотрщики, и эти бездельники бросают работу. Они не берегут хозяйское добро, могут оставить под дождем мотыги, серпы, лопаты. К тому же они воры: так и норовят украсть виноград, оливки, зерно!

А на днях я ненадолго уехал, так послушайте только, что они придума­ли. Канаву за оливковым садом прикрыли ветками. Подвели к ней лучшего моего быка, тот оступился и упал. А эти негодяи подняли крик, будто они ни при чем: «Какое несчастье! Беда, беда! Самый сильный бык сломал себе ногу!..» Когда я вернулся, то приказал виновных избить палками. Я бы засек их до полусмерти, - понизив голос, говорит хозяин, - да боюсь, что они взбунтуются. В имении рабов несколько сотен, а охрана совсем невелика».

    Почему скопление рабов в имении было опасно для ра­бовладельца?

    Предположите, что ответит владелец имения, если дать ему такой совет: «Ты боишься бунта, так увеличь охрану, приставь к рабам вдвое больше надсмотрщиков».

    Каким было отношение рабов к труду?

    Почему оно было именно таким?

    Можем мы сделать вывод, что рабство превращается в тормоз развития хозяйства и техники?

Рас смотрите, пожалуйста, в учебнике рисунок «Римская жатка» (с. 275). Это была двухколесная повозка с высокими бортами, открытая спереди. Запряженный вол толкал ее перед собой. Впереди на уровне днища выступал частый гребень из железа. Он захватывал верхушки колосьев и сдирал их со стебля, содранные зерна падали в короб повозки. Жатка позволяла быстро убрать урожай с помощью только одного работника. Однако применялась жатка лишь в тех провинциях, где были свободные крестьяне (Галлия и др.). Рабам жатку не доверяли, они по-прежнему убирали хлеб серпами.

    Можете предложить свои варианты выхода из такой ситуации?

Чтобы не терять доходы, землевладельцы стали дробить имения на мелкие хозяйства, привлекать к труду свободных земледельцев. Кроме того, они постарались заинтересовать в результатах своего труда рабов.

Слайды 14-16 (использование анимации)

Итак, перед нами имение римского землевладельца. Здесь находился весь в зелени роскошный и обширный загородный дом богача . Сюда иногда наезжал он сам, чтобы проверить, в порядке ли хозяйство, и отдохнуть несколько дней от шумной городской жизни . Выйдя из дома ранним утром (римляне обычно вставали с первыми лучами солнца), рабовладелец видел привычную картину: жилище рабов, больше похожее на тюрьму со всегда запертыми воротами, маленькими оконцами с решетками ; надсмотр­щика, выгоняющего рабов на поля . Владелец имения видел и группу рабов с лопатами и мотыгами ; некоторые рабы за какие-то провинности были закованы в кандалы. Все с большой неохотой расходились по своим рабочим местам. Земле­владелец видел, что работников в имении много, а доходы от него ничтож­ны.

Землевладельцы заменяли труд неволь­ников трудом свободных крестьян:

«Вот богач предлагает обедневшему земледельцу:

    Хочешь получить для обработки участок земли?

    А на каких условиях

    Соберешь урожай: две трети возьмешь себе и только одну треть в виде платы за пользование землей отдашь мне.

    Согласен, но у меня нет ничего, кроме рук и рабочего инвентаря.

    Знаю... Возьмешь у меня в долг пару волов, плуг, зерно для посева. Обзаведешься хозяйством - отдашь».

На нашей схеме всего три участка земли, взятой свободными бедняками для обработки, а на самом деле в каждом имении таких участков было много. За пользование землей они отдавали владельцу земли зерно, фрук­ты и овощи, свиней и овец, вино, масло и другие продукты .

    Найдите на стр. 276 в учебнике как стали называть таких земледельцев?

Число рабов в имении уменьшилось: одних рабовладелец продал, других отпустил на свободу.

Часто землевладельцы давали и рабам участки земли, орудия труда, семена и разрешали обзаводиться семьей.

    Как стали называть таких рабов?

«Рабы с хижинами» также вносили плату за пользование землей. При продаже имения «рабов с хижинами» продавали вместе с землей.

Слайды 17-18. (закрепление)

«Рабы с хижинами» и колоны знали, что их не сгонят с земли, поэтому они были заинтересованы в ее тщательной обработке. Они сажали долго­летние растения (оливки, виноград), заботясь о том, чтобы оставить детям и внукам ухоженный участок и обеспечить тем самым их жизнь.

    1. Правление Траяна (98-117 гг. н. э.)

Расцвет Римской империи историки во многом связывают с именем императора Траяна

Слайд 19

Траян, по мнению римлян, был лучшим из императоров. Он был родом из Испании, обладал огромной физической силой и невероятной вынос­ливостью. Любил продираться сквозь лесные дебри, выслеживать и ловить диких зверей, взбираться на горы и утесы, плавать и грести, когда море неспокойно. Траян начал служить простым легионером, участвовал во мно­гих войнах и продвигался по военной службе. Он стал командующим вой­сками на Рейне. В походах Траян широким шагом всегда шел впереди войска, он великолепно владел оружием и стойко переносил все тяготы походной жизни. Правивший император (Нерва) усыновил Траяна, и после смерти приемного отца он стал императором.

Будучи правителем империи, Траян продолжал ходить по Риму пеш­ком, тогда как его предшественников обычно носили на носилках. Он любил запросто входить в дома горожан, порою без стражи.

По словам современников, Траян был прост в общении, скромен и справедлив. Он не стремился к наживе, не был жадным. Никому не зави­довал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения.

Слайд 20.

Задание учащимся: прочтите п.2 (стр. 276-277 учебника) и ответьте на вопрос

    Почему историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья?

Слайд 21

Слайд 22

Последние завоевания Римской империи.

В честь завоевания Дакии (нынешней Румынии) была возведена победная колонна. Она стояла посередине едва ли не самой красивой пло­щади Древнего Рима, получившей название Форум Траяна. Колонну увенчи­вала статуя Траяна. Сверху донизу колонну покрывают рельефы. Они изо­бражают возведение римлянами крепостных стен, разбивку лагеря, построй­ку деревянного моста через Дунай, машины для метания каменных ядер, передвижные башни с осадными лестницами, пехоту и конницу в бою и на отдыхе, римские боевые корабли. Колонна сохранилась, но ныне ее увенчивает созданная в более позднее время фигура апостола Петра.

Так вы­глядит в наши дни колонна Траяна и рельеф с колонны Траяна (стр. 262- 263, учебник)

Траян за­ботился об улучшении дорог и гаваней во всей империи, чем спо­собствовал развитию торговли. Во 2 в. н. э. прекращаются зло­употребления наместников провинций, основываются новые горо­да, происходит хозяйственный и культурный расцвет империи.

Таким образом, благодаря активной внешней и внутренней политике, богатым пожертвованиям и роскошным зрелищам Траяна полюбили даже в среде простого народа. Но в то же время его политика опустошила, несмотря на приток дакского золота, государственную казну. Во время его правления Римская импе­рия максимально расширила свои владения и пережила период наивысшего расцвета. Среди всех императоров Траян был самым великим и одновременно последним завоевателем.

    1. Римляне - строители

Слайды 23-24

Вопрос «Римляне строили на века» рассматривается в пределах учебника, а за неимением времени дается для самостоятельного изучения дома.

IV. Подведение итогов урока

    Почему землевладельцы в Риме вынуждены были давать рабам участки?

    Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?

Слайд 25

Домашнее задание

§ 57. Дифференцированное задание:

    Для сильных учеников - подготовить сообщение на тему «Как покончили с доносчиками при Траяне?».

    Для средних учеников - подготовить сообщение на тему «Постройки римлян».

    Для слабых учеников - ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».

Используемая литература

    Годер Г.И. Аппликации по истории Древнего мира. М., 1991

    Годер. Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2003.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015

§ 1 Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве

Во втором веке нашей эры начался период наивысшего расцвета Римской империи. Произошли значительные изменения в социальной, экономической и политической сферах. Крупные земледельцы постепенно отказывались от принудительного труда рабов, что оказывало положительное влияние на экономику империи. Реформы императора Траяна привели к стабилизации политической жизни Рима. Кроме того, в Риме и в других городах Италии происходило бурное развитие строительства и архитектуры.

Во времена империи продолжали существовать крупные земельные имения - латифундии.

Основными работниками являлись рабы, незаинтересованные в результатах своего труда. Для увеличения производительности приходилось содержать многочисленных надсмотрщиков и сторожей, что значительно повышало цену на сельскохозяйственную продукцию. В хозяйство постоянно внедрялись новые механизмы. Так, например, появились водяные мельницы, значительно ускорявшие помол зерна. Но их использование требовало постоянного наблюдения. Поэтому во многих латифундиях хозяева заставляли рабов размалывать зерно ручными мельницами. Были изобретены сложный плуг и жатка, приводимая в движение быком, но рабам не доверяли ценные орудия труда, а давали для работы грубые серпы и старые тяжелые плуги. Таким образом, рабский труд, как основа производства, сдерживал развитие экономики. Сельское хозяйство постепенно вступало в полосу кризиса.

Многие богатые землевладельцы, понимая тупиковость прежней формы рабовладения, давали рабам участки земли, орудия труда и разрешали им обзаводиться семьей. Рабы получали право пользоваться частью урожая, а другую часть отдавали господину. Их нельзя было продавать без тех участков земли, на которых они работали. Такие рабы назывались «рабами с хижинами».

Часть земельных участков владельцы крупных имений передавали в аренду беднякам. Таких свободных арендаторов называли «колонами». За пользование землей они должны были отдавать владельцу земли часть урожая или платить арендную плату. Колоны больше рабов были заинтересованы в результатах своего труда, работали лучше и собирали больший урожай. Однако то и дело возникали проблемы. Бедняки не имели орудий труда, скота и зерна на посев и были вынуждены брать в долг у землевладельца. Если случался неурожай, и колоны не могли вернуть долг, то они попадали в полную зависимость от хозяина участка.

§ 2 Правление Траяна

>

В начале II века римским императором стал Траян (годы правления 98-117 годы н э.). Это был последний великий полководец в римской истории. Траян максимально раздвинул пределы государства. Ему удалось подчинить племена даков, проживавших в Восточной Европе. Кроме того, Траян вел успешную войну с Парфянским царством, сумев подчинить себе все Междуречье. Однако этот успех был недолог. Еще при жизни императора население Востока восстало против захватчиков, и Междуречье было потеряно. Больше завоевательных войн Рим не вел, вынужденный окончательно перейти к обороне собственных границ.

Подданные любили Траяна. В отличие от своих предшественников, предпочитавших передвигаться по Риму на носилках, Траян всегда ходил пешком. Придя к власти, император избавил Рим от казней по ложным доносам. Как пишет римский историк Плиний Младший в своей похвальной речи (панегирике) Траяну: «Все доносчики…были посажены на наскоро сколоченные корабли и отданы на волю волн: пусть, мол, отплывают, пусть бегут от земли, опустошенной через их доносы». Так были наказаны доносчики явные. На анонимные доносы император просто не реагировал. Как пишет тот же Плиний, теперь «…страх внушают не доносчики, а закон». За честность и справедливость сенат наградил Траяна титулом «Наилучший император».

§ 3 Достижения в строительстве

Именно во II в. н.э. римляне перешли к обустройству жизни в отдаленных провинциях. Основывались новые города, строились водопроводные каналы - акведуки,

был изобретен новый материал - бетон. При строительстве зданий из камня или кирпича на небольшом расстоянии друг от друга возводились две стенки, пространство между которыми заполнялось бетоном. Когда смесь затвердевала, получалась прочная стена. Такая технология позволяла строить качественно, быстро и дешево. Во всех городах империи возводились бесчисленные амфитеатры, храмы, портики.

В честь победы над даками император Траян приказал построить большую площадь, получившую название «форум Траяна».

Входом на нее служила большая триумфальная арка. Сама площадь имела в длину более 200 метров и была щедро украшена изящными галереями и статуями Траяна. Там же располагался рынок, библиотека и суды. На Форуме была установлена величественная колонна Траяна, доминировавшая над всем комплексом. Колонна была украшена замечательными по своей выразительности рельефами, повествующими о военных победах императора.

§ 4 Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1.во II веке Римская империя достигла максимального развития;

2.основой сельскохозяйственного производства стал труд свободных граждан - колонов;

3.в правление императора Траяна прошли последние завоевательные войны, и Рим был вынужден перейти к обороне своих границ.

Список использованной литературы:

  1. Алферова М.В. История и легенды Древнего Рима. – Р-н/Д, 2006.
  2. Ковалев С.И. История Рима. – М., СПБ, 2006.
  3. Робер Ж.-Н. Рим. – М., 2006.
  4. Свенцицкая И.С. Изгои Вечного города. Первые христиане в Древнем Риме. – М., 2006.
  5. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. – М., 2002.

Использованные изображения:

Конспект урока по истории в 5а классе.

Учитель: Ставер Людмила Станиславовна.

Тема: Расцвет Римской империи во II веке.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель : формирование представления об историческом развитии Римской империи во II веке нашей эры.

Планируемые результаты :

предметные - сформировать представление о личности и деятельности императора Траяна, выявить особенности жизни римского общества в период расцвета империи;

метапредметные - организовывать учебное взаимодействие в парах, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выбирать средства достижения целей из предложенных, а также искать их самостоятельно, давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

личностные - выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества, воспитывать уважительное отношение к людям, создающим произведения культуры.

Оборудование : проектор, мультимедийная презентация, компьютер, учебник, карта «Рост Римского государства в период республики и империи».

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Мысленно настроимся на работу и пожелаем друг другу удачи. Ведь бытует мнение, что у человека, который не знает своего прошлого, нет хорошего будущего. Да и многие предметы, которыми мы пользуемся до сих пор, были изобретены в прошлые века.

II . Актуализация знаний

Дома вы отвечали на вопросы со страницы 264. Сейчас обменяйтесь тетрадями, и обратите внимание на слайд. Здесь указаны верные ответы (слайд 2) . Проверьте правильность выполнения задания и поставьте оценки. За 4 правильных ответа - оценка «5», три правильных ответа - «4», один или два правильных ответа - «3». Если нет домашнего задания или тетради, то это оценка «2». В конце урока я соберу тетради и выставлю оценки.

Как мы видим, на границах с Римской империей жили славяне, наши предки. А как называется наша вера? (христианство)

Кто может рассказать о первых христианах и об их Учителе? (Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. Отцом Его был бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью - Мария, бедная жительница города Назарета. Мария родила в городе Вифлеем и в этот момент на небе зажглась звезда. Когда Иисус вырос, он собрал вокруг 12 учеников и ходил по Палестине, исцеляя больных и воскрешая мертвых. Иисус говорил, что близится конец мира. Это будет Страшный суд, все кто не раскаялся, будут наказаны, но для тех, кто уверовал в Иисуса наступит Царство Божие на земле.)

Как же римляне относились к христианам, ведь именно на их территории зародилась эта вера? Почему? (Римские власти враждебно относились к христианам, жрецам бога Яхве не нравилось, что обычного человека называют Сыном Божиим. А для римлян он стал смутьяном, в его словах они видели подрыв императорской власти. Среди учеников нашелся предатель Иуда, который за 30 серебряников привел ночью стражу, где находился Иисус. Иуда подошел и поцеловал его, тем самым указав страже на Иисуса. Его схватили и подвергли пыткам.)

Покажите на карте, где находится Палестина, и назовите территории, которые также входят в состав Римской империи. (Испания, Галлия, Италия, Греция, Египет, Дакия, Македония, п-ов Малая Азия, Британия)

Огромной территорией обладало Римское государство, и долгое время им правили деспоты, последним и которых был … (Нерон). В Риме было много рабов, власть принадлежала богатым, и только их мнение учитывалось. Но Нерон погиб, и на его место во втором веке пришла новая династия. Время их правления характеризуют, как золотой век Римской империи. Какая же тема нашего урока?

(Расцвет Римской империи во II веке нашей эры).

Какие же цели перед нами появляются? Что нам необходимо узнать, чтобы понять, почему именно этот период называют эпохой расцвета. (При каком правителе Римская империя переживала расцвет? Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?).

(слайд 3)

План урока

1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

2. Правление Траяна (98 - 117 г. н.э.)

Проблемный вопрос: Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?

III. Изучение нового материала

1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого.

Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ.

Как изменить положение?

Найдите на стр. 275, что же решили сделать землевладельцы? (разделили свои имения)

А теперь попробуйте заполнить схему, вписывая вместо вопросов ответы, используя материал учебника стр.275-276 (слайд 4)

Какое же первое изменение произошло? (рабы стали иметь землю, бедняки и землевладельцы стали сотрудничать)

Подведение итога по первому вопросу.(слайд 5)

Физкультминутка.

2. Правление Траяна (98 -117 гг. н.э.)

- Как же звали императора, который позволил людям почувствовать себя свободнее? Найдите его имя и время правления на стр. 276. (Траян 98 - 117 гг. н.э.)

- «Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98—117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,— любил говорить он,— какого сам бы желал себе, если бы был подданным».

(слайд 6)

Вот, что говорит Аврелий Виктор в своем произведении «О цезарях»:

Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку: (именно) бани, именуемые Суранскими. (9) Он так доверял искренности людей, что, вручая, по обычаю, префекту претория по имени Субуран знак его власти — кинжал, неоднократно ему напоминал: «Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня». Ведь тому, кто управляет другими, нельзя допускать в себе даже малейшей ошибки. Мало того, своей выдержкой он смягчал и свойственное ему пристрастие к вину, которым страдал также и Нерва: он не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров.

Чем же отличился Траян? Прочитайте стр. 277, и заполните пропуски в предложении. (слайд 7)

Подведение итога.

- Римляне строили на века . Многое, что было построено при императоре Траяне, сохранилось до наших дней. Например, столица Франции и столица Великобритании. (Лондон и Париж). (слайд 8)

А теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка» . На слайде вы увидите картинку и комментарий к ней. Необходимо угадать, о чем идет речь. (слайды 9,10,11)

IV. Закрепление изученного материала (слайд 12, 13, 14)

Тестирование:

1. Лучшим из римских императоров римляне считали:
а) Цезаря; в) Траяна;
б) Октавиана Августа; г) Нерона.

2. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:

а) Египет; в) Финикия;

б) Парфянское царство; г) Македония.

3. Колоны — это:

а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;
б) греки, выходцы из причерноморских колоний;
в) пленники, участвующие в триумфальном шествии.
г) рабы, получившие от хозяина участок земли.

4. Колоны хорошо работали, потому что:

а) им за это платили деньги

б) их били палками за невыполнение работы

в) были заинтересованы в своём труде

5. В годы правления Траяна:

а) усилился гнёт людей
б) прекратились казни по ложным доносам
в) продолжились завоевания римлян
г) римляне потеряли огромные территории

6. Годы правление Траяна :
а) 98-117 г. б) 92 - 115 г.; в) 90 - 110 г. г) 85-112 г.
7. Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
а) Нероне; б) Цезаре;

в) Траяне; г) Октавиане Августе.
8. Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:
а) Нерон; б) Траян;

в) Антоний; г) Октавиан Август.
9. Рабы с хижинами — это рабы:
а) получившие от хозяина в пользование участок земли;
б) ставшие свободными земледельцами после указа Траяна;
в) составившие основу римского войска;
г) земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.

10. Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что:
а) рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в) невозможно было уследить за работой рабов;
г) их стало выгодно продавать по высокой цене.

Подведение итогов урока.

Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале урока (слайд 15) :

При каком правителе Римская империя переживала расцвет?

Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?

Выставление оценок.

V . Домашнее задание (слайд 16)

Базовый уровень: § 57 - пересказ, ответить письменно на вопросы стр. 285.

Повышенный уровень: составить рассказ от лица римского землевладельца в период правления Траяна.

Источники

Материалы к уроку «Расцвет империи во втором веке » учителя истории МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Седовой Э.Л.

Учебник:Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ - М, «Просвещение», 2015.

Н. И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс

МБОУ «СШ №1» Ставер Людмила Станиславовна

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1. Правление Траяна, Адриана и Антонина Пия. Походы Траяна и оформление имперской бюрократической системы при Адриане.

2. Правление Марка Аврелия и его сына Коммода. Начало общего кризиса Римской империи.

3. Экономика, общественные отношения и городская жизнь в Римской империи.

ИСТОЧНИКИ

1. Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана / Пер. С.Н. Кондратьева под ред. А.И. Доватура. М., 1992.

2. Письма Плиния Младшего / Пер. с лат. А.И. Доватура, М.Е. Сергеенко и др. Изд. 2е. М., 1984.

3. Элий Аристид. Священные речи. Похвала Риму / Изд. подг. С.И. Межерицкая, М.Л. Гаспаров. М., 2006.

Основная литература

4. История древнего Рима. / под. ред. В.И. Кузтщтна. 4-е изд. М., 2000. Глава 9.

5. Ковалев С.И. История Рима. 2-е изд. Л., 1986. Часть II. Главы 7, 8, 10.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6. Крист К. История времен римских императоров от Августа до Константина. Ростов-на-Дону, 1997.

7. Культура Древнего Рима / Отв. ред. Е. С. Голубцова. Т. I-II. М., 1985.

8. Махлаюк А.В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб., 2006.

9. Моммзен Т. История римских императоров. (По конспектам Себастьяна и Пауля Хензелей 1882–1886; издано Барбарой и Александром Демантами) / Пер. с нем. Т.А. Орловой. СПб., 2002.

10. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Пер. Л. Я. Гуревич. СПб., 1906.

11. Ростовцев М.И. Общество и хозяйство в Римской империи. Т. I-II. СПб., 2000-2001.

12. Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. Очерки быта. М.–Л., 1964.

13. Соколов В. С. Плиний Младший. М., 1956.

14. Штаерман Е. М. и др. Рабство в западных провинциях Римской империи в I–III вв.

Нерву, Траяна, а также их преемников Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия и Коммода принято относить к так называемой династии Антонинов. При этом термин «династия» в приложении к Антонинам носит условный характер: вплоть до Марка Аврелия все Антонины умирали бездетными и передавали власть через усыновление. Период Антонинов – это время наивысшего расцвета и максимального территориального расширения римской державы.

Наиболее значительными личностями среди Антонинов были, по-видимому, Траян и Адриан. Оба они были выходцами из Испании, так что в их лице Рим увидел первых императоров провинциального происхождения. Вместе с тем, это, во многом, контрастные фигуры: Траян – последний в римской истории император-завоеватель, и Адриан, полностью сосредоточившийся на мирной административной деятельности. Адриан завершил процесс трансформации Римской империи в бюрократическую самодержавную монархию. Имперские служащие, прокураторы, получили при нем статус всадников, что было равносильно признанию их государственными чиновниками, а не личными слугами принцепса, как раньше. В целом же, каждый из них по-своему знаменует конец одной эпохи – римско-италийской Империи Юлиев-Клавдиев и Флавиев, и начало другой – мировой монархии Антонинов.

Конец этого периода, правление Марка Аврелия и особенно его сына Коммода, отмечен началом общего кризиса Римской империи, который продолжился и в III в. В конце II в. Рим сталкивается с новой войной с Парфией, опаснейшей эпидемией чумы, наконец, резким усилением внешнего давления на Империю со стороны окружавших ее варварских племен. Все это привело к расстройству налоговой системы, вызвав острый финансовый кризис. Правительство было вынуждено систематически прибегать к порче монеты, снижая содержание в ней благородных металлов, что привело к инфляции и росту цен.

ТЕКСТЫ ИСТОЧНИКОВ

Правление Траяна глазами его современников

(по произведениям Плиния Младшего)

Плиний Младший «Панегирик императору Траяну» (1–2, 5, 11–14, 34)

Плиний Младший (61–113 гг. н.э.), которого так именуют, чтобы отличать от его дяди Плиния Старшего, – видный римский администратор, консул 100 г. «Панегирик» – благодарственная речь Плиния Траяну, произнесенная им в сенате 1 сентября 100 г. по поводу назначения его консулом. В этом же разделе ниже будет приведена надпись, содержащая подробную информацию о занимаемых им должностях.

1. …Да и какой дар богов мог бы быть прекраснее, нежели ниспосланный нам богами принцепс, чистотой души и благочестием более всего подобный самим бессмертным небожителям. Если в прежние времена могло возникнуть сомнение, ставит ли правителей земли случай или какое-либо предуказание с неба, то не может быть никакого сомнения в том, что наш принцепс дан нам соизволением богов…

2. Не будем ни в каком случае воздавать ему хвалы как какому-нибудь богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце. Ведь он из нашей среды, и ничто его так не отличает и не возвышает, как то, что он сам сознает себя одним из нас и не забывает, что он человек и управляет людьми. Итак, осознаем величину нашего счастья, покажем себя достойными его на деле и вместе с тем не будем забывать, как недостойно оказывать больше почестей правителям, радующимся больше рабству граждан, нежели их свободе… Да и сами мы не прославляем ли обычно, как подсказывает это наша любовь и испытываемая нами радость, не столько божественность нашего принцепса, сколько его гуманность, скромность, доступность? В самом деле, может ли быть другой титул, более соответствующий гражданской доблести и сенаторскому достоинству, нежели данный ему нами титул «наилучшего»?..

5. Таким должен быть, поистине, государь, возвысившийся не в пылу гражданской войны и не в момент стеснения государства оружием, но данный внявшими молениям земли богами-покровителями, в момент глубокого мира, через усыновление.

11. Они [враги Рима – А.П.] возгордились и сбросили с себя ярмо подчиненности и уже пытались бороться с нами, не за свое освобождение, а за порабощение нас, не заключали перемирия иначе как на равных условиях, и, чтобы заимствовать наши законы, навязывали нам свои.

12. А теперь снова вернулся ко всем к ним великий страх и рвение исполнять наши приказания. Ведь они видят вождя римлян, одного из тех прежних и древних, которым титул императора присуждался на полях, устланных сраженными врагами, и на морях, взбаламученных победами. Итак, мы опять принимаем заложников, а не выкупаем [своих], и, победив, заключаем условия, не принимая на себя огромных затрат и тяжелых обязательств. Они просят нас, умоляют; мы же или оказываем щедрость, или отказываем в ней и делаем то или другое благодаря могуществу нашей империи; а они благодарят, если добьются своего, не осмеливаются жаловаться, если им было отказано. Да и посмели ли бы они, раз они знают, как ты наступал на отважнейшие народы в то время года, которое для них наиболее благоприятно, а для нас особенно тяжело, когда Дунай холодом соединяет свои берега и, затвердевший от льда, выдерживает на своей спине движение огромных полчищ, когда дикие племена обороняются не столько оружием, сколько своим климатом и своими созвездиями. Но где только поблизости появлялся ты - обстоятельства словно менялись на обратные: они держались, укрывшись в своих укромных тайниках; наши же отряды воинов радовались тому, что ходили по берегам и, пользуясь с твоего разрешения даже неблагоприятными условиями, заставляли варваров почувствовать, что такое зима.

13. Так уважают тебя враги. А как твои собственные солдаты? Каким способом заслужил ты такое с их стороны восхищение, что вместе с тобой они легко переносят и голод и жажду? Когда во время военных упражнений с пылью и потом солдат смешивался и пот полководца и, отличаясь от других только силой и отвагой, в свободных состязаниях ты то сам метал копья на большое расстояние, то принимал на себя пущенное другими, радуясь мужеству своих солдат, радуясь всякий раз, как в твой шлем или панцирь приходился более сильный удар; ты хвалил наносивших его, подбадривал их, чтобы были смелее, и они еще смелели, и когда ты проверял вооружение воинов, вступающих в бой, испытывал их копья, то если какое казалось более тяжелым для того, кому приходилось его взять, ты пускал его сам. А как ты оказывал утешение утомленным, помощь страдающим? Не было у тебя в обычае войти в свою палатку прежде, чем ты не обойдешь палатки твоих соратников, и отойти на покой не после всех остальных…

14. Разве не было для тебя колыбелью и первыми твоими шагами то, что ты, еще совсем юнец, увеличил славу своего отца Парфянскими лаврами и уже тогда заслужил титул Германика, когда смирил ярость и гордость варваров, наведя на них великий страх одним слухом о своем приближении и объединив таким образом Рейн и Евфрат в общем удивлении твоему мужеству? Когда весь круг земель ты не столько обошел своими ногами, сколько наполнил своей славой, представляясь все более и более славным и великим тем, к кому приходил позже? А ты еще не был тогда ни императором, ни сыном божества!..

34. Насколько же прекрасное зрелище доставил ты нам, цезарь, после того, столь тягостного! Мы видели суд над доносчиками такой же, как над бродягами и разбойниками. Но они строили свои козни не только в уединенных местах или на дорогах, но и в храмах и на форуме. Никакие свидетельские показания не были безопасны, никакое положение не обеспечено, не помогало ни сиротство, ни обилие детей. Зло увеличивалось еще алчностью принцепсов. Но ты обратил на это свои взоры и водворил мир на форуме, как перед этим - в военных лагерях… Мы узнавали их и наслаждались, когда их вели, точно умилостивительные жертвы за пережитые гражданами тревоги, за кровь казненных, на медленную казнь и тягчайшие муки. Все они были посажены на быстро собранные корабли и отданы на волю бурь: пусть, мол, уезжают, пусть бегут от земли, опустошенной через их доносы; а если бури и грозы спасут кого-нибудь от скал, пусть поселятся на голых утесах негостеприимного берега, и пусть жизнь их будет сурова и полна страхов, и пусть скорбят об утерянной, дорогой всему человеческому роду безопасности.

Перевод В.С. Соколова.

Плиний Младший. Панегирик императору Траяну. // Плиний Младший. Письма. / Изд. подготовили М.Е. Сергеенко и А.И. Доватур. М., 1984. С. 212–213, 215, 219–220, 231.

Плиний Младший «Переписка с императором Траяном» (Eist., X, 33–34, 92–93)

Кроме «Панегирика», Плинию принадлежит и большое собрание писем в десяти книгах. Особую важность имеют его письма, обращенные императору Траяну в бытность Плиния наместником в Вифинии и ответы императора на них, содержащихся в последуй, десятой книге. В письмах Плиния отражаются многие проблемы, которые вставили перед городами в то время, среди которых особое место занимала проблема дозволенных и недозволенных сообществ горожан. Римские императоры часто воспринимали эти коллегии как источник всевозможных проблем и заговоров. Ниже мы приводим 33-34 и 92-93 письма.

33. Плиний императору Траяну.

Пока я объезжал другую часть провинции, в Никомедии 185 огромный пожар уничтожил много частных домов и два общественных здания, хотя они и были расположены через дорогу: Герусию и Исеон 186 . Пожар широко разлился, во-первых, вследствие бурного ветра, а затем и по людской бездеятельности: зрители стояли, неподвижно и лениво смотря на такое бедствие. В городе к тому же не оказалось ни одного насоса, ни одного ведра, ни одного орудия, чтобы потушить пожар. Все это, по моему распоряжению, будет изготовлено.

Ты же, владыка, посмотри, не основать ли коллегию пожарных, человек только в полтораста. Я буду следить, чтобы в нее принимали только ремесленников и чтобы они не пользовались данными правами для других целей 187 ; держать под надзором такое малое число людей будет нетрудно.

34. Траян Плинию.

Тебе пришло в голову, что можно по примеру многих городов основать коллегию пожарников у никомедийцев. Вспомним, однако, что этой провинции и особенно ее городам не давали покоя именно союзы подобного рода 188 . Какое бы имя и по каким бы основаниям мы не давали тем, кто будет вовлечен в такой союз, он в скором времени превратится в гетерию 189 . Лучше поэтому приготовить все, что может потушить огонь, и уговорить домовладельцев пользоваться таким оборудованием у себя и в случае надобности обращаться за помощью к сбежавшемуся на пожар народу.

92. Плиний императору Траяну.

Город Амис 190 , свободный и союзный, по милости твоей управляется собственными законами 191 . Поданное мне здесь прошение относительно товарищества присоединяю к этому письму: посмотри, владыка, что здесь и в какой мере следует разрешить или запретить.

93. Траян Плинию.

Если амисцам, прошение которых ты присоединил к своему письму, разрешено по их законам, которыми они пользуются по договору, иметь кассу взаимопомощи, то мы можем им в этом не препятствовать, особенно, если они станут употреблять подобные сборы не на смуты и недозволенные союзы, а на поддержку бедняков. В остальных городах, подчиненных нашему праву, такие учреждения следует запрещать.

Перевод М.Е. Сергеенко.

Переписка Плиния с Траяном. // Плиний Младший. Письма. / Изд. подготовили М.Е. Сергеенко и А.И. Доватур. М., 1984. С. 187, 204.

Римские юристы о коллегиях

Гай (Дигесты, III, 4, 1)

Не дозволено всем и повсюду иметь общества, коллегии и другие подобные корпорации, так как это карается и законами, и сенатусконсультами, и установлениями принцепсов. Однако в некоторых случаях подобные корпорации дозволены, как, например, разрешено иметь корпорации товариществам по откупу налогов, разработке золотых и серебряных рудников и солончаков. Также в Риме существуют определенные коллегии, утвержденные сенатусконсультами или установлениями принцепсов, как, например, булочников и некоторых других, а также судовладельцев, [коллегии которых] имеются и в провинциях. Тем, кому дозволено иметь объединение в виде товарищества, или коллегии, или чего-либо подобного, следует по примеру республики иметь общее имущество, общую казну и актора или синдика, который, как и в республике, делает и исполняет то, что следует совместно сделать или исполнить.

Марциан (Дигесты, XLVII, 22, 1)

Принцепсы приказывали президам провинций, чтобы они не допускали наличия [в своих провинциях] коллегий или обществ и чтобы солдаты не имели коллегий в лагерях. Но маленьким людям разрешается вносить ежемесячные взносы, пока они собираются, раз в месяц, но с тем, чтобы под этим предлогом не собирались не дозволенные [правительством] коллегии. Божественный Север предписал, чтобы это имело место не только в Риме, но и в Италии, и в провинциях. Не запрещено собираться ради религии, если из этого не произойдет что-либо противоречащее сенатусконсульту, запрещающему организовывать коллегии без разрешения [правительства]. Не следует состоять более чем в одной утвержденной [правительством] коллегии, как постановлено божественными братьями; и если кто-либо будет состоять в двух коллегиях, ему следует выбрать, в какой [из них] он больше хочет быть и получить из общей казны той коллегии, из которой он выйдет, сделанный им взнос.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...