Расказ о детях вайны. Дети великой отечественной войны

С 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат. Так называют несовершеннолетних, которые вынуждены в силу обстоятельств активно участвовать в войнах и вооруженных конфликтах.

В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Образы некоторых из них использовались в советской пропаганде как символы мужества и верности Родине.

Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Этих героев знали поименно все советские школьники. Сегодня "РГ" вспоминает их короткие и часто схожие друг с другом биографии.

Марат Казей, 14 лет

Участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР.

Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы. До войны его родители были арестованы по обвинению во вредительстве и "троцкизме", многочисленных детей "разбросали" по бабушкам-дедушкам. Но семья Казеев не обозлилась на советскую власть: В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Анна Казей, жена "врага народа" и мать маленьких Марата и Ариадны, прятала у себя раненых партизан, за что была казнена немцами. А брат с сестрой ушли в партизаны. Ариадну впоследствии эвакуировали, но Марат остался в отряде.

Наравне со старшими товарищами он ходил в разведку - как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".

А в мае 1944-го при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие - две гранаты, с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.

В 1965 году Марату Казею присвоено звание Героя СССР.

Валя Котик, 14 лет

Партизан-разведчик в отряде имени Кармелюка, самый юный Герой СССР.

Валя родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. До войны окончил пять классов. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев.

С 1942 года он связался с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял ее поручения по разведке. А осенью того же года Валя со своими сверстниками-мальчишками получили первое настоящее боевое задание: ликвидировать начальника полевой жандармерии.

"Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски. Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком "Огонь!" одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов", - так описывает этот первый бой советский учебник. Задание партизан Валя тогда выполнил: начальник жандармерии, обер-лейтенант Франц Кениг и семеро немецких солдат погибли. Порядка 30 человек были ранены.

В октябре 1943 года юный боец разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Валя также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада.

29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, подросток поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою. 16 февраля 1944 года, через 5 пять дней после своего 14-летия, в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

В 1958 году Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.

Леня Голиков, 16 лет

Разведчик 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады.

Родился в 1926 году в деревне Лукино Парфинского района Новгородской области. Когда началась война, он добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел еще младше всех 14-ти лет. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.

В 1942 году он вступил в отряд. "Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами... 12 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу", - такие данные содержатся в его наградном листке.

В региональном военном архиве сохранилось подлинное донесение Голикова с рассказом об обстоятельствах этого боя:

"Вечером 12.08.42 г. мы, 6 человек партизан, выбрались на шоссе Псков-Луга и залегли недалеко от дер. Варницы. Ночью движения не было. Рассвело. Со стороны Пскова показалась маленькая легковая машина. Шла быстро, но у мостика, где мы находились, машина тише. Партизан Васильев бросил противотанковую гранату, не попал. Вторую гранату бросил Петров Александр из канавы, попал в траверзу. Машина не сразу остановилась, а прошла еще метров 20 и почти поравнялась с нами. Из машины выскочили два офицера. Я дал очередь из автомата. Не попал. Офицер, сидевший за рулем, побежал через канаву в сторону леса. Я дал несколько очередей из своего ППШ. Попал врагу в шею и спину. Петров начал стрелять по второму офицеру, который все время оглядывался, кричал и отстреливался. Петров из винтовки убил этого офицера. Тогда вдвоем побежали к первому раненому офицеру. Сорвали погоны, взяли портфель, документы. В автомашине еще был тяжелый чемодан. Мы едва его стащили в кусты (в 150 метрах от шоссе). Находясь еще у автомашины, мы услышали в соседней деревне тревогу, звон, крик. Схватив портфель, погоны и три трофейных пистолета, мы побежали к своим…".

За этот подвиг Леня был представлен к высшей правительственной награде - медали "Золотая звезда" и званию Героя Советского Союза. Но получить их не успел. С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Выжить удалось лишь нескольким, но Лени среди них не было: он погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области, не дожив до 17 лет.

Саша Чекалин, 16 лет

Член партизанского отряда "Передовой" Тульской области.

Родился в 1925 году в селе Песковатское, ныне Суворовского района Тульской области. До начала войны окончил 8 классов. После оккупации родного села немецко-фашистскими войсками в октябре 1941 года вступил в истребительный партизанский отряд "Передовой", где успел прослужить всего чуть больше месяца.

К ноябрю 1941 года партизанский отряд нанес фашистам значительный урон: горели склады, взрывались на минах автомашины, шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали часовые и патрули. Однажды группа партизан, в числе которых был и Саша Чекалин, устроили засаду у дороги на город Лихвин (Тульская область). Вдали показалась автомашина. Прошла минута - и взрыв разнес машину на части. За ней прошли и взорвались еще несколько машин. Одна из них, переполненная солдатами, пыталась проскочить. Но граната, брошенная Сашей Чекалиным, уничтожила и ее.

В начале ноября 1941 года Саша простудился и слег. Комиссар разрешил ему отлежаться у проверенного человека в ближайшей деревне. Но нашелся предатель, который выдал его. Ночью фашисты ворвались в дом, где лежал больной партизан. Чекалин успел схватить приготовленную гранату и бросить ее, но та не взорвалась... Через несколько дней пыток фашисты повесили подростка на центральной площади Лихвина и более 20 дней не разрешали убирать с виселицы его труп. И только когда город был освобожден от захватчиков, боевые соратники партизана Чекалина похоронили его с воинскими почестями.

Звание Героя Советского Союза Александру Чекалину было присвоено в 1942 году.

Зина Портнова, 17 лет

Член подпольной комсомольско-молодежной организации "Юные мстители", разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на территории Белорусской ССР.

Родилась в 1926 году в Ленинграде, окончила там 7 классов и на летние каникулы поехала отдыхать к родственникам в деревню Зуя Витебской области Белоруссии. Там ее и застала война.

В 1942 году она вступила в Обольскую подпольную комсомольско-молодежную организацию "Юные мстители" и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.

С августа 1943 года Зина - разведчица партизанского отряда имени Ворошилова. В декабре 1943-го она получила задание выявить причины провала организации "Юные мстители" и наладить связь с подпольем. Но при возвращении в отряд Зину арестовали.

Во время допроса девочка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена.

Из книги "Зина Портнова" советского писателя Василия Смирнова: "Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи…. Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась "советской бандиткой". Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь, что так ее быстрее убьют.… Однажды на тюремном дворе заключенные видели, как совсем седая девочка, когда ее вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колеса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колес и снова повели на допрос…".

10 января 1944 года в деревне Горяны ныне Шумилинского района Витебской области Белоруссии 17-летнюю Зину расстреляли.

Звание Героя Советского Союза Портновой Зинаиде было присвоено в 1958 году.

22 июня 1941 года для основной части людей начиналось как обычный день. Они даже не знали, что в скором времени уже не будет этого счастья, а у детей, которые родились или будут рождены с 1928 по 1945 годы, украдут детство. Страдали на войне дети не меньше, чем взрослые. Великая Отечественная война навсегда изменила их жизнь.

Дети на войне. Дети, разучившиеся плакать

На войне дети разучились плакать. Если они попадали к фашистам, то быстро понимали, что плакать нельзя, иначе застрелят. Их называют «дети войны» не по причине даты их рождения. Война их воспитала. Им пришлось увидеть настоящий ужас. Например, часто фашисты стреляли в детей просто для забавы. Они это делали только для того, чтобы посмотреть, как те в ужасе разбегаются.

Могли и выбрать живую мишень просто для того, чтобы поупражняться в меткости. Дети же не могут тяжело работать в лагере, значит, их можно безнаказанно убивать. Так думали фашисты. Впрочем, иногда в концлагерях находилась работа для детей. К примеру, они часто были донорами крови для солдат армии Третьего рейха… Или их могли заставить убирать пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом удобрять землю.

Дети, которые были никому не нужны

Нельзя поверить, что работать в лагеря уезжали по доброй воле. Эту «добрую волю» олицетворяло дуло автомата в спину. Пригодных и непригодных для работы фашисты «сортировали» очень цинично. Если ребенок дотягивался до отметки на стене барака, то он был годен работать, служить «Великой Германии». Не дотягивался - отправляли в газовую камеру. Малыши не были нужны Третьему рейху, поэтому участь у них была только одна. Впрочем, и дома далеко не всех ждала счастливая судьба. Очень многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. То есть на Родине их ждал только детский дом и полуголодная юность во время послевоенной разрухи.

Дети, воспитанные трудом и настоящей доблестью

Очень многие дети уже в 12 лет вставали к станкам на фабриках и заводах, работали на стройках наравне со взрослыми. Из-за далеко не по-детски тяжелого труда они рано взрослели и заменяли своим братьям и сестрам погибших родителей. Именно дети на войне 1941-1945 гг. помогали держать на плаву, а затем восстановить хозяйство страны. Говорят, что на войне детей не бывает. Это на самом деле так. На войне они работали и сражались наравне со взрослыми, как в действующей армии и тылу, так и в партизанских отрядах.

Было обычным делом, что многие подростки прибавляли себе год-два и уходили на фронт. Многие из них ценой своей жизни собирали оставшиеся после боев патроны, пулеметы, гранаты, винтовки и другое оружие, а затем передавали их партизанам. Многие занимались партизанской разведкой, работали связными в отрядах народных мстителей. Они помогали нашим подпольщикам устраивать побеги военнопленных, спасали раненых, поджигали немецкие склады с оружием и продовольствием. Что интересно, на войне воевали не только мальчики. Девочки это делали с не меньшим героизмом. Особенно много таких девочек было в Белоруссии… Смелость, этих детей, способность к самопожертвованию ради только одной цели, внесли огромный вклад в общую Победу. Всё это так, но эти дети гибли десятками тысяч… Официально в нашей стране на этой войне погибло 27 миллионов человек. Военнослужащих из них - лишь 10 миллионов. Остальные - мирные жители, в основном Дети, погибшие на войне… Их число невозможно посчитать точно.

Дети, которые очень хотели помочь фронту

С первых дней войны дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии. Как уже было сказано, дети сутками трудились на заводах взамен отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, они теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали и теплые вещи - носки, варежки, шили кисеты для табака. Дети помогали и раненым в госпиталях. Кроме того, они писали под их диктовку письма для родных и даже ставили концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных войной. Подвиги совершаются не только в боях. Всё вышеперечисленное - это тоже подвиги детей на войне. А голод, холод и болезни в два счета расправлялись с их жизнями, которые еще не успели толком начаться….

Сыны полка

Очень часто на войне, наравне со взрослыми, воевали подростки 13-15 лет. Это не было чем-то очень уж удивительным, т. к. в русской армии с давних времен служили сыны полка. Чаще всего это был юный барабанщик или юнга. На Великой обычно были дети, лишившиеся своих родителей, убитых немцами либо угнанных в концлагеря. Это было лучшим вариантом для них, т. к. остаться одному в оккупированном городе было самым ужасным. Ребенку в такой ситуации грозила только голодная смерть. Кроме того, фашисты иногда забавлялись и кидали голодным детям кусок хлеба… А потом стреляли очередью из автомата. Именно поэтому части Красной Армии, если проходили по таким территориям, очень чутко относились к таким детям и нередко забирали их с собой. Как упоминает маршал Баграмян, часто смелость и изобретательность сыновей полка поражала даже бывалых солдат.

Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. По информации Центрального архива министерства обороны России, в рядах армии во время Великой Отечественной войны сражалось 3500 детей, чей возраст составлял меньше 16 лет. Впрочем, эти данные не могут быть точными, т. к. в них не учитывались юные герои из партизанских отрядов. Пятеро были удостоены высшей воинской награды. О троих из них мы поговорим подробнее, хотя это были далеко не все, особо отличившиеся на войне дети-герои, которые заслуживают упоминания.

Валя Котик

14-летний Валя Котик был партизаном-разведчиком в отряде имени Кармелюка. Он - самый юный герой СССР. Он выполнял поручения Шепетовской военной организации по разведке. Его первым заданием (и он его успешно выполнил) было ликвидировать отряд полевой жандармерии. Это задание было далеко не последним. Валя Котик погиб в 1944 году, через 5 дней после того, как ему исполнилось 14.

Леня Голиков

16-летний Леня Голиков был разведчиком Четвертой Ленинградской партизанской бригады. С началом войны он ушел в партизаны. Худенький Леня выглядел даже младше своих 14 лет (именно столько ему было во время начала войны). Он под видом нищего обходил деревни и передавал важные сведения партизанам. Леня участвовал в 27 боях, подрывал автомашины с боеприпасами и более десятка мостов. В 1943 его отряд не смог выбраться из окружения. Выжить удалось немногим. Лени среди них не было.

Зина Портнова

17-летняя Зина Портнова была разведчицей партизанского отряда имени Ворошилова на территории Белоруссии. Также она была членом подпольной комсомольско-молодежной организации «Юные мстители». В 1943 году ей поручили выяснить причины развала этой организации и наладить связь с подпольем. По возвращении в отряд ее арестовали немцы. Во время одного из допросов она схватила пистолет фашистского следователя и застрелила его и еще двоих фашистов. Она пыталась бежать, но ее схватили.

Как упоминается в книге «Зина Портнова» писателя Василия Смирнова, девочку пытали жестко и изощренно, чтобы она назвала имена других подпольщиков, но она была непоколебима. За это фашисты называли ее в своих протоколах «советской бандиткой». В 1944 году ее расстреляли.

Для организации труда подростков еще до начала Великой Отечественной в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. Чтобы обеспечить наполняемость, ввели плату за обучение школьников в старших классах. Тем, у кого денег на учебу не хватало, приходилось идти в "ремеслуху" и пополнять ряды рабочего класса.

В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. На пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.

Отца и старших братьев забрали на фронт. Мы с мамой остались в деревне Орлово Вологодской области. В 1943 году мне принесли повестку на трудовой фронт - в Пермь, - вспоминает Иван Шилов, мобилизованный на завод в 14 лет. - Мама плакала: "Куда тебя, такого маленького, забирают?" Но спорить не стала: уложила в сумку две пары белья, кружку, ложку, три пары лаптей да мешок сухарей - вот и вся амуниция. Снова я увидел маму лишь после войны, в 1946 году. Она сразу руками всплеснула: "Что же ты, сынок, с тех пор так и не вырос?"

Брезентовые ботинки

Детей в Пермь привозили эшелонами, в основном из Вологодской, Ивановской и Ленинградской областей. Трудиться им, несмотря на возраст, приходилось как взрослым. Тот же Иван Шилов однажды работал 29 часов подряд. За это его наградили сутками отдыха и "коммерческим" обедом, куда входили суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба. Обычно на заводе кормили пустой баландой, потому таким поощрением паренек был очень доволен.

С одеждой положение было не лучше. Приехавшим издалека детям не к кому было обратиться за помощью. Изнашивали то, что привезли из дома.

В 1943 году меня из Вологодской области привезли в Пермь, на авиазавод, - рассказывает Александра Беляева, в мирное время ставшая депутатом пермского горсовета. - Работала токарем. Часто даже не уходила домой из цеха - ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве. За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было...

Руководство завода понимало, что рабочих, особенно детей, надо поддерживать. Потому прямо на предприятии начали шить одежду, катать валенки. И то, и другое потом распределяли среди нуждающихся.

Передовики поневоле

- Работали мы по 12-16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках, - вспоминает Анна Титова.

Из-за тяжелых условий труда многие взрослые не выдерживали напряжения и сбегали. Еще до войны правительство СССР приняло решение о закреплении рабочих за предприятиями, и за "самоволку" беглецов наказывали. В 1941 году из тогдашних 12 тысяч рабочих пермского моторостроительного завода четыре тысячи были осуждены за дезертирство, прогулы и опоздания. Амнистию им объявили только в 1945 году. На производстве в военное время работали и заключенные. Их водили на завод под конвоем по центральной улице Перми. Но толку от таких "специалистов" было немного. Народ отчаянный, никого особо не боялся и работой себя не перетруждал.

От подростков польза тоже была невеликая, правда, по другой причине. Они не имели профессиональных навыков, могли выполнять только черновую работу. Многие были хилыми и слабыми - дети все-таки, да и война - не мать родная, не пожируешь. Некоторые заводские начальники таких малосильных работников гнали прочь: какой прок, если один только вал весит аж 160 килограммов и подростки, даже поднатужившись, все равно не могут его поднять? Но, кроме них, работать было некому.

Согласно закону дети, которым еще не исполнилось 16 лет, должны были трудиться не больше шести часов в сутки. На заводе даже выпустили приказ по этому поводу. Директор Анатолий Солдатов лично предупредил начальников цехов и напомнил, что нельзя привлекать подростков к сверхурочным и ночным работам. В приказе также говорилось, что малолетние работники имели право на один выходной в неделю и на ежегодный отпуск на 12 суток.

Однако приказ приказом, а авиадвигатели были нужны фронту как воздух. К тому же при эвакуации промышленных предприятий в 1941 году получилось так, что пермский завод долгое время оставался единственным в СССР, выпускавшим моторы для истребителей. Кроме того, здесь производили пистолеты-пулеметы Шпагина, минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов "Катюша". Ясно, что Ставка Верховного Главнокомандования требовала от пермяков как можно больше боеприпасов и авиадвигателей. Вопросы соблюдения трудового законодательства при этом отходили на второй план.

Сладкая награда

Для увеличения фотографии кликните по ней, а потом по крестику в правом нижнем углу.

Зато юных передовиков директор завода приглашал к себе. Первый раз это произошло 14 ноября 1944 года. В кабинет строгого руководителя, робея, вошли 52 подростка. Мальчишки и девочки по такому случаю были умытые, причесанные, в почищенной одежде.

Анатолий Солдатов, генерал-майор инженерно-технической службы, усадил их за широкий полированный стол. Произнес речь, угостил чаем и вручил каждому из приглашенных по паре валенок, а в придачу по большой банке фруктовых консервов - варенья, проще говоря.

В декабре директор собрал у себя еще 95 подростков, перевыполнявших план на 120-150 процентов. Среди них были слесари, токари, контролеры, электрики... Всех также премировали банками варенья.

К сожалению, сейчас в живых уже не осталось никого из тех, кто получил сладкую премию. Но их воспоминания живут в письмах, хранящихся ныне в заводском музее. Вот одно из них - от бывшего рабочего Александра Аксенова:

"Я был во фронтовой бригаде, и в один из дней мне удалось выполнить норму на 570 процентов, - пишет он. - В заводской газете появилась публикация: "Отец-фронтовик может гордиться таким сыном, как Саша Аксенов". Я был очень рад и послал бате заметку на фронт, чем очень обрадовал не только его, но и командиров - от них даже получил очень теплое письмо. Спустя несколько дней после моего трудового успеха и заметки в газете мы с ребятами выходили из цеха, а навстречу группа людей - начальство, судя по виду. С ними - генерал Солдатов. Кто-то из пацанов громко позвал меня: "Аксенов! Иди на генерала смотреть!" Тот услышал и громко сказал: "А я как раз иду на Аксенова смотреть". Солдатов меня расцеловал, а после этого отдал команду накормить нас в столовой. Для таких вечно голодных пацанов, как мы, это было не лишним".

Дословно

Из указа президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 г.:

"7. Предоставить право Совету народных комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 млн человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

10. Установить, что все окончившие ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при СНК СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях".


Из приказа N 433 от 02.12.1944 г. "О премировании вновь принятых на завод рабочих":

"Следуя примеру молодых рабочих, отмеченных в приказе по заводу за N 415 от 14.11. 1944 года, вновь принятые молодые рабочие показывают примеры стахановской работы. За систематическое перевыполнение сменно-суточных заданий на 120-150 процентов объявить благодарность с занесением в трудовую книжку и премировать подарками (по одной паре валенок и по одной банке консервированных фруктов)".

Справка "РГ"

За годы войны пермский ордена Ленина моторостроительный завод N 19 им. Сталина выпустил 32 000 авиамоторов. Они устанавливались на истребители Ла-5ФН и Ла-7. За отличную работу в 1943 году предприятие было награждено Знаменем Государственного Комитета Обороны, которое заводу оставили на вечное хранение.

Фотодокумент

Юрий Гейко, журналист, материал которого о труде детей в Перми в свое время вызвал немалый общественный резонанс:

"В 1983 году я работал в "Комсомольской правде" и летал в Пермь по заданию редакции. Еще были живы многие, сидящие за этим столом. Нина Котлячкова (Федоссева) рассказывала:

Где бы мы тогда купили такое богатство? Содержимое банок съедалось в юнгородке, делили на всех. Каждому пришлось всего по нескольку ложек. Но даже с них мы были, как пьяные.

Все, с кем мне довелось встретиться, вспоминали, что варенье было очень сладкое. Но я выяснил, что это было не варенье, а американский компот - кислый и совсем без сахара. Но переубедить их, детей военного времени, маленьких рабочих Победы, было невозможно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Технический колледж управления и коммерции»

Доклад

на тему «Дети войны»

Выполнила работу:

студентка группы 9Т-12

Павлова Анастасия

Проверила:

Волочаева Т.В.

Санкт-Петербург 2015

Юные погибшие герои,

Юными остались Вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла Вас.

Жизнь иль смерть - и нету середины.

Благодарность вечная Вам всем,

Маленькие стойкие мужчины

Девочки, достойные поэм..

Война - страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.

«Дети и война -- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», -- написал Твардовский в одном из своих очерков.

Дети и война - два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…

Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не было... Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.

Их отцы уходили на фронт, погибали, а матери часто не знали, где добыть еду, чтобы прожить следующий день. В этом плане немного проще было сельским жителям. У них была земля, которая, хотя и давала скудный урожай, но все же могла немного прокормить. Дети выкапывали остатки картошки, бегали в лес на поиски грибов, ягод и полезных кореньев. Работать им приходилось наравне со взрослыми, потому что не хватало рабочих рук.

В городах для детей ситуация была сложнее. Еду выдавали по пайкам, порции были крошечные. Увеличенную порцию хлеба могли получать работники фабрик и заводов. Многие промышленные предприятия были эвакуированы вглубь страны, вместе с ними ехали и семьи работников. И дети шли работать. И работали иногда быстрее и качественнее, перевыполняя все установленные нормы.

Дети мечтали повторить подвиги отцов и братьев. Многие специально прибавляли себе возраст, чтобы их взяли на фронт или в военное училище, в школу юнг.

Зафиксировано много случаев, когда дети уходили в партизаны, особенно часто это происходило на окупированных территориях. Они мстили за убитых близких, мстили жестоко и беспощадно.Збыли случаи, когда дети вели боевые действия в регулярной армии против нацистов. Многие дети пытались бежать из своих домов на войну, но большинство из них были захвачены военной полицией и возвращены в свои дома. Часто солдаты находили детей в разоренных и сожженных деревнях Советского Союза. Осиротевших детей помещали в специально созданные во время войны детские дома, но иногда мальчишек включали в активные боевые подразделения, где они получали оружие и специальную форму. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 - 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.

Дети в тылу

В 1941-1942 годы численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то в 1942 - 18%, а в наркомате тяжелой промышленности 24-49,4%. Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения. Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы.

В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования.

В 1942 году в цехе завода "Серп и молот" влилось более 3 тыс. неопытных, молодых рабочих. Среди них около 100 человек было бывших школьников. Они быстро осваивали профессию сталевара, перевыполняли плановые задания, и вскоре о молодёжном цехе узнала вся страна.

В первые годы войны на Магнитогорский металлургический комбинат пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал 15-17 лет, но с первых дней они стали обслуживать крупнейшие агрегаты, работали у доменных и мартеновских печей, на 7 прокатных станах, трудились они наравне с кадровыми рабочими, участвовали в соц - соревновании, показывали образцы трудового героизма. За три года войны они выплавили 1 млн. т. стали, 570 тыс. т. чугуна, выпустили 580 тыс. т. проката. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много работало молодёжи, за годы войны было произведено такое количество снарядной стали, которой хватило бы для изготовления 100 млн. снарядов и танковой стали для 50 тыс. тяжёлых танков.

В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.

Н а колхозном фронте

Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении победы над немецко-фашистскими захватчиками, нельзя не рассказать об огромном вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам.

Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Многие из них в первые же дни войны активно включались в работу на полях и фермах.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушкиклубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн.

683 тыс. пудов зерна. В годы войны трудовое крестьянство страны показали свою сплочённость и стремилось дать фронту и тылу всё, что только могло, чтобы помочь отстоять Родину, великие завоевания колхозного строя.

Взнос пионеров и школьников

Защита Советской Родины от фашистского нашествие потребовала от каждого гражданина СССР найти своё место в общем строю борьбы на фронте и в тылу. В Директиве от 29 июня 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП призывали всех советских людей “организовать всестороннюю помощь действующей армии … обеспечить снабжение армии всем необходимым…”.

Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно-Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги они приобретали танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их войнам действующей армии. Патриотическое движение пионеров и школьников за сбор средств для строительства танков и танковых колонн охватили все школы страны. К весне 1943 года молодёжь и школьники собрали на вооружение для действующей армии около 542 млн. рублей.

Таким образом, в многочисленных формах пожертвований, в самоотверженной труде для действующей армии проявились высокий советский патриотизм, монолитное единство, сплочённость и дружба народов нашей страны.

Пионеры и школьники - с воинами

С воинами - фронтовиками постоянно были связаны пионеры и школьники. Во своей работе они старались походить на взрослых, прекрасно понимали стоящие задачи, понимали, что только общими усилиями тыла и фронта можно победить немецко - фашистски захватчиков, которые прервали мирную жизнь, лишили не только взрослых, но и детей радости и счастья, они сознавали: для того что бы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а для этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается. И они находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии.

Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов - фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное участие. Например, в июле 1941 года около 100 тыс. различных подарков были отправлены воинам - фронтовикам от школьников Ленинграда. В 1942 году пионеры и школьники Егорьевского района Московской области для воинов - фронтовиков изготовили 18 тыс. конвертов, 2 тыс. носовых платков и 2 тыс. любовно вышитых кисетов для табака.

Когда же развернулось движение за сбор теплых вещей, пионеры и школьники так же активно приняли участие. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви.

Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам - фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.

Многие пионеры и школьники деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор лекарственных растений, сдавали в “фонд раненому воину”.

Только на фронт

С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали - не просили! - убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог - завышали (года) на год, а то и на два свой возраст.

Война - дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии.

Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием - вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания”.

Огромную ненависть и священное желание мести вызвали у советских людей известия о зверствах и бесчинствах гитлеровцев на нашей земле. Уже первые дни войны показали, что гитлеровские захватчики стремятся любой ценой осуществить людоедские планы фашистского командования. Вводя “новый порядок”, они силой насаждали режим террора и насилия.

Многие примеры свидетельствуют о высоком патриотизме советского народа, преданности его социалистической Родине, о самопожертвовании во имя свободы и независимости своей Отчизны.

ребёнок война фронт школьник

Дети - герои Великой Отечественной войны

Вася Коробко

Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Вывод

Печальных примеров тяжелой участи детей в военное время можно приводить еще много. Нельзя не вспомнить о детских концентрационных лагерях, устроенных фашистами. В них маленькие пленники подвергались нечеловеческим пыткам, «нацистские врачи» ставили на них чудовищные опыты, дети умирали мучительной смертью. Трудно подсчитать, сколько маленьких несчастных узников было замучено в таких концлагерях по всей Европе. Дети, пережившие войну, никогда уже её не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди. Они рано взрослели. Взрослели от голода, взрывов, совершаемого на их глазах кровопролития. Родителей убивали на их глазах. Но они не забывали. Они не падали духом и становились сильнее, их поддерживали окружающие, помогали им. Они смогли пережить несчастья и вместе со всей страной строить новую жизнь после войны.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины Великой Отечественной войны. Периоды Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Неудачи Красной Армии в начальный период войны. Решающие сражения войны. Роль партизанского движения. СССР в системе международных послевоенных отношений.

    презентация , добавлен 07.09.2012

    Превращение Оренбургской области в промышленную и сельскохозяйственную базу страны в годы Великой Отечественной войны. Помощь Красной Армии, сбор личных средств в фонд вооружения, долг милосердия. Герои Оренбуржья, их мужество и отвага в борьбе с врагами.

    реферат , добавлен 18.02.2012

    Формирование военно-стратегических доктрин в СССР накануне Великой Отечественной войны. Политические и военно-стратегические просчеты Сталина. Нападение Германии на Советский Союз. Участие «старых» и «новых» полководцев в Великой Отечественной войне.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Большой патриотический подъем и стремление каждого внести вклад в дело скорейшего разгрома врага. Труженики рубцовского тыла. Сбор средств на покупку вооружения для Красной Армии. Рубцовские комсомольцы. На фронтах Великой Отечественной.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2006

    Роль, значение и техническая реконструкция железнодорожного, морского и авиационного транспорта накануне и в годы Великой Отечественной войны. Эвакуационные перевозки и вклад железнодорожников в победу. Таллиннские операции торгового балтийского флота.

    реферат , добавлен 10.02.2012

    Разработка ядерного оружия во время Великой Отечественной Войны. План военной перестройки в авиации. Развития медицины во время войны. Строительство оборонительных сооружений, помощь в оказании помощи раненым и сбор лекарственных растений детьми.

    презентация , добавлен 15.02.2015

    Начало Великой Отечественной войны. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой и Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Наступление Красной армии в 1944 – 1945 г.г. Окончание Второй Мировой войны. Итоги войны.

    реферат , добавлен 08.06.2004

    Описание трагического начала Великой Отечественной войны, приграничные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Определение направлений продвижения немецкой армии вглубь территории СССР. Причины поражения Красной Армии. Поражение немцев в битве за Москву.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2014

    Знакомство с участниками Великой Отечественной войны. Общая характеристика биографии А. Красиковой. А. Штильвассера как артиллерист-командир орудий: рассмотрение причин госпитализации, анализ наград. Особенности начала Великой Отечественной войны.

    реферат , добавлен 11.04.2015

    Дети-герои Великой Отечественной войны, их вклад в Победу: участие в боевых действиях регулярной армии против нацистов, в диверсиях и в разведке на оккупированных территориях по заданию партизанских отрядов. Признание мужества и подвига юных героев.

Война – это хаос и ад. Здесь нет места для детей. Однако во время Второй мировой войны (и не только) дети, к сожалению, не только видели все ее ужасы изнутри, но даже принимали в них непосредственное участие. Юные бедолаги, оставшиеся без дома и родителей, испуганные детские лица, не понимающие, чем они заслужили такой ужас…

У войны нет лица, но на этих фотографиях она оставила отпечаток на самых юных и невинных лицах


Американские медики и раненая французская девочка Женевьев Мари (Geneviève Marie) в полевом госпитале на ферме Ла Усе (La Houssaye). На фото слева - брат Женевьев Огюст Мари (Auguste Marie). Дети были ранены в ночь с 5 на 6 июня 1944 года в результате налета американских бомбардировщиков на батарею La Croix aux Bertots. Во время этого налета погибла их мать



Варшавские дети на немецком танке Pz.Kpfw IV, сожженном повстанцами на Гороховской улице 14 сентября 1944 года в ходе Варшавского восстания



Юные варшавские повстанцы у могилы бойскаута Збигнева Банаша (Zbigniew Banaś), убитого немецким снайпером во время доставки почты в больницу в районе Powiśle



Раненный польский мальчик и санитарка в госпитале роты «Кошта» (Koszta) на улице Монюшко (Moniuszki), дом 1, в восставшей Варшаве



Польский мальчик на руинах в Варшаве. Его дом был разрушен в результате немецкой бомбардировки





Лондонская девочка на развалинах своего дома, разрушенного ракетой Фау-2



Лондонский мальчик на развалинах своего дома, где погибли его родители после попадания немецкой ракеты Фау-2



Английская девочка с куклой на обломках своего дома, разрушенного немецкой бомбардировкой



Немецкий солдат угостил хлебом русского мальчика. Где-то в лесах под Волховым во время Волховского котла.Фото из альбома немецкого фотографа Георга Гундлаха «Волховская битва. Документы ужаса: 1941-1942». Авторское название - «Der kleine Junge begreift noch gar nicht, das er plotzlich ein Stuck Brot erhalten hat, - im Wolchow-Wald 1942» (Малыш еще не понял, что ему вдруг дали кусочек хлеба, волховский лес 1942)



Американский солдат у тела убитого немцами в Ставело (Stavelot) бельгийского мальчика. На заднем плане видны тела других расстрелянных мирных жителей.Из показаний бельгийского преподавателя литературы Ван-дер-Эссена на Нюрнбергском процессе: «Что касается первого факта, то есть преступлений, совершенных целыми войсковыми соединениями, то я, чтобы не злоупотреблять вниманием Трибунала, приведу просто очень характерный пример. Это событие, происшедшее в Ставело, где, приблизительно, 140 человек, из которых было 36 женщин и 22 ребенка, старшему из которых 14 лет, а младшему - 4 года, были зверским образом убиты германскими частями, принадлежащими к танковым дивизиям СС. Это были дивизия „Хоенштауфен“ и охранная дивизия СС „Адольф Гитлер“»



Мальчишки итальянского города Неаполь, один из которых потерял ногу во время боевых действий



Встреча освободителей Праги. Советский младший офицер держит на руках чешского мальчика



Встреча освободителей Праги. Советский генерал-майор держит на руках чешскую девочку



Неизвестный узник варшавского гетто держит в руках тело мертвого, опухшего от голода младенца



Греческий солдат в каске держит на руках свою дочь



Русский мальчик сидит у ствола брошенного при немецком отступлении артиллерийского орудия



Плачущий китайский ребенок на платформе разбомбленной железнодорожной станции «Юг» в Шанхае



Советский партизан-подросток Коля Любичев из партизанского соединения А.Ф. Федорова с трофейным немецким 9-мм пистолетом-пулеметом МР-38 в зимнем лесу. Николай Любичев пережил войну и дожил до преклонных лет



Советский ребенок, плачущий над телом своей погибшей матери. Кадр из советского фильма времен войны, в котором показывались преступления гитлеровцев



Советский ребенок рядом с убитой матерью. Концлагерь для гражданского населения «Озаричи». Белоруссия, местечко Озаричи Домановичского района Полесской области



Мальчик лет семи на месте прошедшего боя, у взорванного советского танка Т-34-85. Позади видны еще два таких же танка



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...