Расстановки по Хеллингеру. Что это такое, описание метода, системные, семейные, родовые, что дают, как провести

Расстановки по Хеллингеру сложно назвать новым методом в психологии, это такое течение, которое в разных формах существовало с давних времён, но только в современной психотерапии приобрело структурность и чёткое научное обоснование. Метод позволяет в прямом смысле взглянуть на ситуацию со стороны, понять и проработать ключевые моменты.

Метод расстановки прост и сложен одновременно. Под руководством психотерапевта, пациент не просто описывает ситуацию, а «разыгрывает» её с помощью окружающих предметов или других людей в группе во время групповых расстановок. Предметы или люди обозначают участников ситуации, которая тревожит пациента, и он сам расставляет их в пространстве так, как представляет себе их взаимоотношения.

В результате формируется картина, отображающая проблему. Но в отличие от обычной жизни, пациент может посмотреть на неё извне, а не изнутри, более объективным взглядом. Другой положительный момент – пациент может занять место любого из участников и попытаться понять чужую точку зрения.

Если расстановка проводится в группе, то можно напрямую спросить участников, что они чувствуют, занимая определённое место в пространстве.

Участники расстановок называются заместителями – они исполняют роли тех или иных лиц в жизни пациента. От них не требуется определённых действий, только находиться на том месте, куда их определил пациент и прислушиваться к своим ощущениям. В некоторых видах расстановок на определённом моменте заместители могут двигаться и перемещаться.

Виды расстановок

Расстановки классифицируются в зависимости от того, каких целей хотят достичь пациент и его терапевт. Подбор определённого вида зависит от ситуации, состояния пациента, возможности группы провести сеанс с достаточным количеством заместителей. В любом виде сохраняется правило, что для самого пациента также нужен заместитель, и он выбирается в первую очередь.

Таблица видов:

Вид На что ориентирована Элементы
Семейная Взаимоотношения в семье Пациент, его родственники, люди, связанные с его семьёй отношениями жизни и смерти, любви и брака
Организационная Взаимоотношения в коллективе Пациент, его коллеги и руководители, приглашенные специалисты, все, кто связан рабочими отношениями
Структурная Взаимоотношения элементов структуры. Подвиды – архетипическая, сюжетная, карты таро и т.д. Любые части структуры, указанной пациентом
Клиентская Решение проблемы клиента Пациент и элементы, обозначающие его проблему – люди, ресурсы, препятствия, финансы и т.д.
Духовная Особенности эмоциональных взаимоотношений Пациент и заместители для его ближайшего окружения
Диагностическая Выявление проблем в эмоциональной сфере Выявляются в ходе расстановок
Дистанционная (подвид – в воображении) Проведение любого вида расстановок при участии средств видеосвязи Зависят от сути проблемы
Многоуровневая Учитывает участие клиента сразу в нескольких взаимосвязанных системах (семья и работа, работа членов семьи и т.д.) Несколько систем – родственники, коллеги, кармические узлы и т.д.
Скрытая Определение эмоциональных отношений в системе Заместители не знают, кого именно замещают

Семейные или родовые

Это наиболее известный вид расстановок по Хеллингеру. В них заместители отражают ближайших родственников пациента. Эта методика позволяет воспроизвести отношения в семье, вовлекая не только ныне живущих, но и умерших родственников. При этом прослеживаются корни и цепочки передачи нездоровых взаимоотношений.

Например, женщина, которая не может устроить свою личную жизнь, может обнаружить, что одна из причин в том, что её прабабушка не любила своего мужа и не могла полюбить дочь от него, та, в свою очередь передала такое отношение своей дочери, затем пациентке.

При этом особенно важно, что именно чувствуют заместители – именно они могут дать ценную информацию о том, как на самом деле относятся друг к другу члены семьи пациента. Также расстановка позволяет смоделировать правильные отношения и предположить действия, которые для этого необходимы.

Структурные

Расстановки по Хеллингеру – это такое направление, которое можно адаптировать под различные цели. В структурных расстановках заместители обозначают различные элементы уже существующих систем. В терапевтических целях это могут быть разные элементы личности пациента как сложной системы.

В бизнесе используется тот же метод для наиболее эффективного отображения различных деловых ситуаций.

Организационные

Эта разновидность нужна для определения взаимоотношений в крупной системе – предприятии или фирме. Метод считается крайне точным, он воспроизводит отношения в коллективе и место расстановщика в нём.

Применяется в нескольких целях:


Клиентские

Это вид расстановок с заместителями-предметами. Он применяется в тех случаях, когда проблему клиента нельзя озвучить в присутствии других людей. Например, речь идёт о глубоких семейных проблемах, коммерческой или медицинской тайне или клиент не готов к групповой терапии. Преимущество такой методики – полная конфиденциальность.

Недостаток – об ощущениях заместителей и тех лиц, которых они замещают, приходится только догадываться.

В качестве заместителей могут использоваться различные предметы – мебель, шахматные фигуры, специальный набор предметов. Расстановки по Хеллингеру – это такое направление психотерапии, которое можно проводить самостоятельно без участия терапевта, но в этом случае могут возникнуть сложности с трактовкой.

Духовные

Этот метод, напротив, требует участия группы. В нём крайне важны внутренние ощущения заместителей. После того, как расстановщик закончит располагать их в пространстве, заместители могут двигаться, исходя из собственных ощущений («по велению души»).

В итоге расстановка становится более точной, выявляются другие элементы системы, которые не были учтены, а также выявляется предположительное отношение реальных лиц, которых представляют заместители, друг к другу. В настоящее время именно этот метод считается наиболее прогрессивным. В широком смысле духовные расстановки можно назвать скорее духовной практикой, чем психотерапией.

Метод основан на философии, что все человеческие стремления имеют общий источник, который является одновременно причиной и целью человеческой жизни и поступков. Цель расстановок в этом случае – научиться отходить от субъективных обывательских оценок и получить новый, беспристрастный подход к определённой ситуации.

Как происходит системная расстановка по Хеллингеру?

Расстановка по Хеллингеру происходит в несколько этапов:

  1. Описание проблемы . На этом этапе пациент и терапевт выявляют суть проблемы, а также выясняют, есть ли необходимость делать расстановку, и какой вид подойдёт лучше всего.
  2. Назначение заместителей . На этом этапе пациент становится расстановщиком. Он выбирает заместителей для себя и других участников ситуации, распределяет их по пространству.
  3. Первичный анализ . В это время пациент впервые может взглянуть на ситуацию со стороны.
  4. Движения души – заместители перемещаются в пространстве, исходя из собственных ощущений, после чего следует ещё один этап анализа и привлечением заместителей, также пациент может встать на место собственного заместителя и сравнить взгляд на ситуацию снаружи и изнутри.
  5. Проработка возможных вариантов разрешения ситуации – собственно, цель расстановки, во время которой пациент может понять, что ему нужно делать.

Системное рассмотрение проблем

В методе расстановок за аксиому взято утверждение, что проблема никогда не может скрываться только в одном человеке – она всегда имеет системный характер. За каждой психологической проблемой, неудачами в жизни (особенно повторяющимися) стоят взаимоотношения в семье или коллективе, которые раз за разом ставят пациента в ситуацию, когда он вынужден воспроизводить одни и те же действия во вред себе.

Расстановка позволяет выявить такие взаимоотношения.

Расстановки по Хеллингеру придают большое значение ситуации в семье, поскольку это такая среда, где формируется отношение пациента к жизни. Зачастую опасные сценарии воспроизводятся поколение за поколением, при этом никто из участников не осознаёт этой опасности.

Увидев систему, которая воспроизводит нездоровые взаимоотношения,пациент и его терапевт могут решить, каким образом можно воздействовать на неё, чтобы больной почувствовал себя комфортно. Другой вариант – найти способы выхода из системы.

Воздействие эгрегора на человека

Трактовка понятия «эгрегор» достаточно широкая. Наиболее «приземлённая» версия – это бессознательно усвоенные установки человека, которые заставляют его воспринимать окружающих с определённой точки зрения.

Самый распространённый пример – постоянные ссоры родителей заставляют их выросшего ребёнка считать всех представителей противоположного пола врагами, но при этом обязательно стремиться к отношениям с ними. Это приводит к тому, что нездоровые отношения повторяются. При этом человек не может себе объяснить, зачем он ищет себе партнёра и почему постоянно раздражается на него.

В особо тяжёлых случаях это приводит к тому,что пациент подсознательно ищет себе наиболее неподходящих и раздражающих партнёров.

Взглянув на подобную ситуацию со стороны, человек может осознать её и перестать воспроизводить. Но есть риск того, что испортятся отношения с другими носителями такой же жизненной позиции (того же эгрегора).

Закон принадлежности

Этот закон подразумевает, что в системе все её члены имеют равные права на участие в ней. Т.е., если речь идёт о семье, то участниками системы будут не только близкие родственника пациента, включая бабушек и дедушек и более дальних предков, но и их предыдущие партнёры, внебрачные и абортированные дети, люди, оказавшие влияние на членов семьи или те, на кого члены семьи как-либо повлияли.

В итоге количество элементов в системе становится очень большим, иногда приходится прибегать к нескольким расстановкам только затем, чтобы разобраться в запутанных взаимоотношениях участников.

Нарушение этого закона – вытеснение или исключение каких-либо элементов – приводит к нарушению системы, разладу в семье, иногда крупным ссорам и полному краху взаимоотношений. Расстановки помогают выявить такие вытесненные элементы, вернуть их на подобающее место и выстроить здоровые отношения.

Закон Иерархии

Элементы любой системы расположены в строгом иерархическом порядке. В случае расстановок это порядок хронологический. Т.е. в семье наиболее важные члены – бабушки и дедушки, среди братьев и сестёр старший важнее младшего, в коллективе самые важные сотрудники – те, кто пришёл раньше (не обязательно начальники).

Суть в том, что люди, пришедшие в систему раньше, передают свои невыполненные и неосознанные желания более новым членам системы.

Нарушение закона иерархии – попытка встать на один уровень с более высокими элементами (например, попытка ребёнка влиять на взаимоотношения родителей, недавно назначенного руководителя – на отношения в «костяке» коллектива). Такие попытки оказываются бесплодны, но очень энергозатратны.

Закон Баланса

Расстановки по Хеллингеру – это такое течение психотерапии, которая граничит с философией и эзотерикой. Закон баланса – одно из подтверждений этого. В отношениях людей существует некий баланс или партнёрство – один человек даёт другому то, что ему нужно, получая что-то нужное взамен.

Если такой ответной передачи не произошло, баланс нарушен, человек, получивший выгоду, чувствует себя виноватым, пока не вернёт долг. Если же это не может быть возвращено, то этот человек регулярно попадает в ситуации, где отдаёт больше, чем берёт.

Рождение

Метод расстановок рассматривает рождение человека как совокупность большого количества обстоятельств, которые имели влияние. Т.е. следует учитывать особенности характера его родителей, условия, в которых прошли первые годы детства, а также собственные предрасположенности, таланты и недостатки.

Расстановка на рождение позволяет увидеть ситуацию на момент рождения и понять, какие именно моменты нуждаются в проработке и дополнительной терапии.

Особенности групповых и индивидуальных занятий

Расстановка по Хеллингеру – это такое отделение психотерапии, которую можно проводить в группе или индивидуально. Какой именно метод предпочтительнее, зависит от особенностей ситуации пациента.

Групповой метод необходим в следующих ситуациях:

  • когда важны эмоции заместителей;
  • когда элементов системы множество;
  • когда важно, чтобы элементы могли расположиться не так, как их поставил расстановщик.

Индивидуальные занятия не имеют всех этих преимуществ, но позволяют сохранить тайну, если есть такая необходимость. В целом, групповые занятия предпочтительнее, они дают более полную картину происходящего.

Когда начинает действовать расстановка?

Расстановка рассматривает систему, но повлиять может только на пациента, поэтому говорить о её действии сложно. Следует начать с того, что полностью перестроить систему, которая негативно влияет на пациента, не может ни один из известных методов психотерапии.

Тем не менее, расстановка позволяет объективно взглянуть на происходящее и сделать вывод о том, как правильно себя вести, чтобы снизить негативное влияние на себя. Когда начнёт действовать эффект расстановки, зависит от внутренней активности пациента – он может принять нужно решение прямо во время расстановки, а может затратить на этот процесс месяцы или годы.

Возможная опасность метода

Правильно проведённая расстановка полностью безопасна. Но если были допущены ошибки, есть риск того, что пациент заменит одни неправильные установки на другие. В лучшем случае это приведёт к неэффективности метода, в худшем – к ухудшению и без того непростой ситуации.

Также следует помнить, что расстановка – это модель, а не реальный рычаг влияния на ситуацию.


Если были допущены ошибки, то расстановки по Хеллингеру могут только ухудшить ситуацию.

Т.е. исправить положение может только сам пациент через свои действия, а другие участники ситуации остаются теми же, какими были. Они не могут внезапно изменить поведение, почувствовав, что сделали их заместители.

Почему расстановки не помогают?

Иногда расстановки не имеют эффекта.

Причин может быть несколько:

  • Неправильно определена проблема, по которой делается расстановка, т.е. реальная проблема остаётся без внимания. Необходима более тщательная проработка ситуации пациента.
  • Неправильно истолкованы результаты расстановки, вместо правильных и здоровых установок пациент получил неправильные и действует, исходя из них. Необходим более подробный разбор и трактовка ситуации.
  • Пациент не принял решение, которое должно ему помочь, или не выполняет его. В таком случае ситуация продолжает развиваться своим чередом, а пациент не приобретает рычагов влияния на неё. Необходима работа в другом методе.
  • У пациента не произошло полного осознания законов иерархии, баланса и принадлежности, продолжается внутреннее отрицание проблемы. Необходима более тщательная проработка или смена метода.

ФОТО Getty Images

«Я прошла расстановки по Хеллингеру – посоветовала подруга-психолог, очень рекомендовала. Мы живем в провинциальном городе, сюда иногда приезжают разные психологи и проводят тренинги. Приехала семейная пара, которая объявила о наборе в группу, где мы и занимались. Я прошла, мне было тяжело, но определенные выводы я сделала. Однако через полгода эта же моя подруга приходит и говорит, что этот метод ну если не шарлатанство, то где-то рядом, и что этот психолог Хеллингер даже одобряет инцест! А моя история отчасти касалась именно этого вопроса (не я участник – сводная сестра). То есть теперь мне надо плюнуть на результат? Как мне теперь жить? Я чувствую, что участвовала в чем-то гадком и сделала себе только хуже!»

Белла, 48 лет

Екатерина Михайлова, психотерапевт:

«Белла, ну право же, как можно до такой степени себе не доверять! Случилось так, что вы оказались между двух стульев (ролей, если угодно). Первая – нормальная клиентская роль: по совету подруги пошли на группу, было тяжело, но и толк какой-то для себя вынесли. Отлично, зажимаем свой результат в кулаке, думаем, дорабатываем самостоятельно, чего еще желать? Но тут подкрадывается вторая роль: подруга делится с вами критической информацией о подходе, имеющей хождение в профессиональной и околопрофессиональной среде, приобщает, так сказать, – и вы чувствуете себя обманутой, а ваш результат можно «зачеркнуть и плюнуть». Это с какой стати? Только представьте, сколько скандальных подробностей из жизни действительно великих – уж точно покрупнее Берта Хеллингера – можно найти в литературе! Достоевский не только был азартным игроком, он еще и долгов не отдавал. Теперь что, «Братьев Карамазовых» не читать в знак протеста? Мусоргский крепко пил – не слушаем «Хованщину». Чайковский имел нетрадиционную сексуальную ориентацию – долой «Щелкунчик», плюнуть и зачеркнуть. Ну и так далее. О «наших» великих – Фрейде, Юнге или Морено – даже говорить не буду, столько сказано нелестного на их счет, вплоть до психиатрических диагнозов. Я отнюдь не являюсь поклонницей расстановок по Хеллингеру, но знаю людей – в том числе и среди моих клиентов и студентов, – которые продвинулись в работе над собой благодаря участию в этих группах. И это хорошо. Более того, если бы они получили какой-то важный для себя результат благодаря африканским танцам с бубном, это было бы так же хорошо. Из чего не следует, что африканские танцы – лучшая на свете психотерапия. Дискуссии профессионалов – это одно, а реальная польза, полученная клиентом, – совсем другое. И вот почему: над проблемой клиента работает не столько метод, сколько сам клиент. Сколько и чего смог взять, столько и того взял. Метод дает этому форму, материал и язык, не более. Вы позволили себе зависеть от неустойчивого мнения подруги-психолога, а реальные свои ощущения и самостоятельно сделанные выводы готовы зачеркнуть. Мне кажется, что проблема в этом, а вовсе не в том, плох или хорош метод или его автор».

Подготовлено - Lisika

Читайте также


Речь пойдет о методе системной семейной психотерапии. Говорят, что австрийский психотерапевт и психоаналитик, который долгое время был миссионером католической церкви в Южной Африке, почерпнул идеи, увидев решение родовых проблем в среде древних африканских племен. Хеллингер долгое время ничего не писал о методе, считая, что это очень трудно сделать, легче провести на практике. Первые описания появились, когда Хеллингеру было 65 лет, и сделал их Гунтхард Вебер - врач-психотерапевт, участник группы. В настоящее время этот метод используется в групповой терапии и индивидуальном консультировании.

Суть метода расстановки по Хеллингеру

Суть метода «семейной расстановки по Хеллингеру» состоит в том, что человек, обращающийся с серьезной проблемой, в первую очередь выбирает «заместителей» из группы людей, участвующих в расстановке. «Заместители» будут играть роли реальных персонажей, которые присутствуют в жизни человека, и, как он считает, могут косвенно или непосредственно иметь отношение к сложившейся проблеме. В процессе расстановки ситуация будет проигрываться, персонажи будут озвучивать свои роли, говорить о своих состояниях и переживаниях. История будет восстанавливаться шаг за шагом. Главное, что необходимо сделать в процесс расстановки – найти дисбалланс между персонажами или силами, создающими ситуацию. Далее следует так переместить «заместителей», чтобы перестало ощущаться состояние дискомфорта, чтобы балланс востановился. После перемещения сил ситуация снова проигрывается с помощью персонажей. Результатом качественно проведенной расстановки должно быть ощущение физического и психического облегчение у человека, пришедшего с проблемой. А также стойкое понимание, что нужно изменить, как выйти из ситуации. Благодаря тому, что «заместители» выбраны совершенно непредвзятые, появляется возможность получить новую информацию о своей проблеме, поднять на поверхность то, что раньше блокировалось многими факторами.

Какие проблемы можно решать по Хеллингеру

Речь пойдет о дисбаллансе в иерархии. Имеется в виду, что есть система (семья, род), в которой нарушены естественные законы, принятые в системе и идущие из поколения в поколение. Берт Хеллингер называл это «семейным переплетением». Незавершенные процессы прошлого в семье вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Так действует закон уравновешивания системы. Потомки, подчиняясь этим законам, призваны завершить незавершенное их предкам: догоревать, доделать, прожить что-то за кого-то... Сам того не осознавая, человек живет не свою жизнь.

Примерами могут быть ситуации, когда красивая и умная женщина не находит себе пары; человек много работает, но беден; при серъезной заботе о здоровье возникают тяжелые болезни; человек не хочет пить, играть, принимать психотропные препараты, но не может избавиться от зависимости и т.д.

Дисбалланс происходит между понятиями «брать/давать». Наример, на отношения между отцом и дочерью непроизвольно будет влиять отношение отца и матери девочки. Если мать не додала, то вынуждена будет отдавать долги дочь. Этого не должно происходить. Нарушается иерархия, мать и дочь меняются местами. Дочь проживает жизнь матери, вместо того, чтобы отрабатывать свою жизнь.

Виды расстановок

Наиболее часто людей тревожат проблемы семейного типа. Однако расстановки можно проводить для любых систем с иерархической структурой.

Семейные расстановки работают с семейными проблемами, с внутриличностными конфликтами, проблемами линии рода. Структурные расстановки решают проблемы, связанные с деньгами, работой, болезнями, страхами. Организационные расстановки используются для разрешения проблем в трудовых коллективах, в том числе можно рассмотреть дисбаланс между тем, кто помогает и кому помогают. Сценарные расстановки применяют для ситуаций принятия решения, поиска новых путей в период застоя.

Расстановки Хеллингера и таро

Чаще всего расстановки проводят в группе. Однако не каждый может оголить свои проблемы перед группой. Не всегда есть возможность собрать благоприятную группу для проигрывания сценария. В случае, если клиенту некомфортно, проводится скрытая расстановка, т. е. без озвучивания какой-либо информации. C тепень открытости своей работы регулирует сам клиент.

Одним из выходов является использование для сеанса расстановки – таро. Этот метод предлагает использовать Алена Солодилова , которая активно его практикует, изучает, углубляет. Порядок проведения расстановок цитируется практически без изменения.

Сеансы могут проводится классически в группе, где колода используется для диагностики системного процесса, а заместителями являются люди из группы.

Ход расстановки на таро в группе

1) В ходе расстановки в первую очередь выполняется запрос «В чем ситуация? Чего ты хочешь?»

Клиент выбирает аркан случайным образом, не видя карты.

2) Потом он говорит, что видит на карте, на чем концентрируется: «Что ты видишь? Какие фигуры и символы обращают на себя твое внимание? Что ты выделяешь в рисунке карты?»

3) Далее на каждый выделенный символ (фигуру) участник выбирает заместителей из числа других участников. Он легко прикасается к каждому и проговаривает ему его роль. Например: «Володя, ты посох в руках Мага». Затем он показывает каждому участнику, где и как ему встать в расстановке. Пусть выбор заместителей и их места будет спонтанным, интуитивным, без логики и размышлений.

4) Следующим этапом является проживание заместителями состояний, передвижение, проговаривание. На этом этапе расстановки заказчик смотрит на действие со стороны. Тем временем, ведущий просит заместителей вчувствоваться в свои желания, отследить возникшие мысли и эмоции, двигаться так, как сейчас хочется. Расстановка оживает. Заместители обмениваются посланиями друг к другу: «Я чувствую к тебе… Я хочу от тебя…»

5) Теперь в расстановку вводится сам клиент. В определенный момент ведущий просит всех заместителей проговорить свои послания друг другу одновременно, а клиента – вслушаться в этот сонм голосов, чувств, требований и выбрать ту фигуру, которая сильнее задевает эмоционально, в которой он чувствует для себя больше энергии, и встать на её место. И из этой роли сделать движения, совершить поступки, сказать слова, которые гармонизируют расстановку в целом так, чтобы каждому её участнику стало хорошо, каждый нашел себе своё место.

6) Обязательным этапом является завершение расстановки с выводом из «ролей». Заместители освобождаются от ролей также через прикосновения и слова. Например: «Володя, ты не посох в руках Мага, ты Володя». Он соглашается: «Да, я не посох в руках Мага, я Володя».

7) Завершается расстановка общим опросом. С заместителями на этом этапе стоит работать глубже, чем с заказчиком расстановки. Вопросы к заместителям: «Как ты себя чувствовал в этой роли? Как ты думаешь, почему тебя выбрали на эту роль? О чем это в твоей жизни?» Вопросы к участникам-наблюдателям: «Какие чувства затронула расстановка? Что ты переживал?» Вопросы к «заказчику» расстановки: «Какие сюжеты своей жизни, отношения с какими конкретными людьми ты узнал в ходе расстановки? Что важного для тебя здесь произошло? Как ты сейчас?»

Следует обращать внимание на полноту проявления архетипа. Например, если женщина средних лет жалуется на хроническую боль в горле и достает из полной колоды Аркан Повешенного, потом акцентирует внимание на «сияющей голове» и «ногах», то в ходе расстановки следует рассматривать проявление архетипа на следующих уровнях:

Физический – запрос – хроническая боль в горле.

Уровень субличностный – отрицание части своего «Я».

Уровень семейный – многолетняя обида на мужа.

Уровень событийный (сценарный) – созависимые отношения с мужчинами.

Уровень родовой – насильственная смерть мужчины.

Уровень культурный – мученичество как идея.

Уровень архетипа – жертва.

Индивидуальная расстановка с помощью расклада таро

Работа полностью проводится с помощью расклада таро, «заместителями» являются сами карты. Здесь есть три этапа.

1) Запрос . (Так же как и в предыдущем варианте). Исходя из запроса, клиент вытягивает карты из колоды («взакрытую») – себя и заместителей. Далее нужно попросить клиента расположить закрытые карты в поле расклада так, как ему хочется (не задумываясь), и только потом открывать их.

2) Процесс . Ведущий (а иногда сам клиент) перемещают карты согласно композиции расклада, согласно логике поля расклада (наверху предки, внизу потомки), согласно желанию клиента или желанию ведущего. Так же в расстановку по необходимости вносятся дополнительные карты, иногда убираются «не рабочие». При качественном изменении расстановки возможно вытягивание «проверочных» карт. В ходе расстановки действия согласуются с содержанием образов карт, с телесными и вербальными проявлениями клиента, с субъективными переживаниями ведущего.

3) Завершение . Завершением наступает, когда картина расстановки выглядит гармоничной по содержанию карт и согласуется с логикой поля расклада, когда клиент и терапевт ощущают внутреннее согласие с произошедшим.

Использованы материалы:

Копирование матриалов возможно только с указанием адреса сайта сайт

Ксения Чужа

Семейные, а точнее, системно-семейные расстановки Берта Хеллингера (считается основоположником) относятся к методам, которые могут помочь человеку решить многие, не только семейные, вопросы.

Как работают семейные расстановки по Хеллингеру

Человек, который пришел с запросом, расставляет сам или с помощью терапевта участников группы в роли заместителей своих близких, по ходу рассказывая свою ситуацию. Заместители в процессе расстановки чувствуют то, что переживали или переживают родные клиента, например, любовь, обиду, ненужность. С помощью участников группы (в том числе и психотерапевта) клиент имеет возможность посмотреть на ситуацию со стороны, во многом решить свои проблемы.

Такой взгляд и ряд промежуточных шагов в процессе терапии помогают найти выход из ситуации. В сознании остается картинка-решение в виде слов терапевта, заместителей и их размещения. Это и служит ресурсом для изменений в дальнейшей жизни человека.

Чтобы ближе познакомиться с методом, рекомендуем изучить базовые понятия расстановок по специальной литературе (поскольку их толкование займет не одну страницу). Фундаментом могут стать статьи самого Берта и его последователей, Г. Вебера, Ф. Рупперта и других. Метод имеет много общего с такими терапевтическими приемами как психодрама, семейная скульптура В. Сатир и некоторыми другими.

Стоит отметить, что расстановки в каждом отдельном случае, хоть и имеют «хеллингеровскую» основу, отличаются друг от друга. Причина в том, что расстановщики-психотерапевты работают по-разному. Разношерстность подходов в свою очередь объясняется тем, что семейные расстановки – метод практический. Теоретической базы в классическом, научном ее варианте у расстановок нет. Именно поэтому среди психологов нет однозначности в оценке методики. Часть специалистов относят расстановки к числу духовных практик, а часть – к числу психотерапевтических. Но остановимся на главном вопросе – работают ли расстановки? Если да, то в каких случаях?

Когда расстановкам стоит говорить «да»

Терапевты и сами клиенты отмечают, что метод очень мощный. Сеанс (расстановка одной ситуации) проводится единожды в отличии от большинства других методик, работа с которыми иногда длится годами. Даже будучи только в роли наблюдателя, многие люди получают очень глубокое впечатление, вплоть до трансформации жизненных позиций. По этой же причине методика в некоторых случаях (рассмотрим их чуть позже) не рекомендуется.

Большинство проблем в жизни любого человека коренятся в семье. Убийства, изгнания (и психологические также), аборты, нарушение иерархии в роду (даже в далеком его прошлом) являются первопричиной многих явлений в жизни человека. Непонятные чувства, необъяснимые поступки, двойственные отношения, неудачи, конфликты, болезни (особенно, хронические). Это все можно разобрать, найти причину и объяснение, а главное, решение, на расстановках.

Пример из практики: сын резко замкнулся в себе, хотя никаких событий перед этим в его жизни не было. Мать на расстановках хочет узнать, что делать. В процессе работы выясняется, что у нее был аборт задолго до рождения сына. Причина – неустроенность жизни и юный возраст, 18 лет. Абортированный ребенок, вытесненный из системы и забытый, требует внимания через реально существующего. Когда мать признает свою вину, мысленно просит прощения у нерожденного, принимает его, восемнадцатилетний сын вскоре рассказывает матери о непонятном суицидальном желании, которое прошло так же неожиданно, как и появилось.

Пять «нет» расстановкам

2. Если имеется свежая психологическая травма (изнасилование, унижение, глубокая обида, конфликт, переезд, природный катаклизм), терапевты не рекомендуют идти на расстановки даже в роли наблюдателя. Стрессовое состояние, которому поддаются участники расстановки, уже есть в повседневности человека. Дополнительное психологическое напряжение может только усугубить ситуацию.

3. Острое горе (неожиданная смерть близкого человека, расставание, сильная болезнь) также относятся к числу состояний, при которых расстановки лучше не проводить. Почему? Человек, пребывая в остром горе, не может отстраниться от сложившейся ситуации. Иногда попытка «посмотреть со стороны» может усилить чувства или оскорбить клиента. Поэтому опытные квалифицированные расстановщики перед проведением терапии анкетируют участников, чтобы исключить группу риска.

4. Обострение психиатрического заболевания. Расстановки относятся к числу техник для психически здоровых людей. Психиатрические заболевания могут усилиться, если больной будет участником расстановок.

5. Исключительно из любопытства тоже лучше не участвовать в терапии. Если человек идет на расстановку без запроса или выдумывает его, то в непонятную или неправдивую ситуацию попадает не только сам клиент, но и заместители. Расстановщик в большинстве случаев останавливает такие сеансы, когда понимает, что терапевтической пользы любопытство не даст.

Выводы

Любой психотерапевтический способ основывается на том, что клиент работает над вопросом самостоятельно. Задание терапевта – помогать, направлять, но не решать. По этому же принципу строятся и расстановки. Если у клиента есть желание что-то изменить, системно-семейные расстановки по Хеллингеру могут этому способствовать. При этом стоит помнить слова Парацельса о том, что все является ядом и одновременно лекарством. Иногда только расстановки могут помочь, а иногда именно их и стоит избегать.

Сайт Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на сайт



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...