Разбуди меня завтра рано есенин когда написано. Структурный анализ стихотворения

Сергей Есенин - один из русских поэтов, который в деталях воспевал красоты народной природы, сельскую местность и быт. Каждое стихотворение автора имеет скрытый смысл и идею. Творчество Есенина совпадает с тяжелыми переменами в стране - началом Революции и смены монархизма на Советскую власть. Стихотворение «Разбуди меня завтра рано» создано поэтом в 1917 г. Поэт всегда оставался по духу крестьянином. После разрыва с родными и отъездом в город из села Константиново, он тоскует по отчему дому, что часто выражается в его стихах.

Для Есенина смена власти воспринималась как надежда на лучшее и светлое будущее. Он верил, что настанут счастливые дни, которые дадут возможность молодому поколению проявить себя, что его, как поэта, воспримет общество. Строка, в которой автор чает мечты, что станет известным русским поэтом, подтверждает данный факт. Но именно за эти слова поэт поддается критике, а также высмеивается новой властью и литераторами.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Разбуди меня завтра рано» является верой в счастливое будущее. Его главная тема - это отзыв поэта на события революции в России. Облик революции рассматривается автором как положительный образ. В стихотворении она обозначена эпитетами «дорогой гость», которому на встречу движется главный герой. Советская власть описана в тексте как кобылица с красным хвостом. Именно красный цвет был символом Советской власти.

Воспевая гостя, который должен прийти на рассвете, герой надеется на то, что станет в итоге признанным поэтом. В жизни Есенин верил, что с приходом Советского времени, жизнь для простого крестьянина станет проще. Он думал, что селян наделят новыми земельными участками, что люди станут независимыми в финансовом плане. Поэт всегда горько переживал судьбу крестьянства, ведь был выходцем из села. Он хотел лучшей участи для своих земляков и соотечественников.

Структурный анализ стихотворения

В данном стихотворении присутствует множество эпитетов: «терпеливая мать», «красный хвост», «дорогой гость». Поэт использует простые слова, относящиеся к жизни в сельской местности. Таким способом поэт пытался стать ближе к народу, быть понятым обществу. Размер стиха - четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой. Он сложен из пяти строф.

В тексте тесно переплетены образы родных мест и творчества поэта. Создавая это стихотворение, Есенин не предполагал о том, что его подвергнут критике из-за фразы «знаменитый русский поэт». После обрушившихся не лестных комментариев в свою сторону, поэт пересмотрел взгляды на новую власть, из-за чего страдал до конца дней. Есенин остался, несмотря на критику, знаменитым и любимым поэтом до сегодняшних дней.

Сергей Есенин

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Читает Ю.Богатырев

ЕСЕНИН Сергей Александрович (21.09/3.10.1895-28.12.1925), русский поэт. Родился в рязанском селе Константинове. Рано начал сочинять стихи. Окончил земское училище и учительскую школу.
В 1912 Есенин переехал в Москву. В его ранней лирике ощутимо влияние крестьянских поэтов И. 3. Сурикова, И. С. Никитина, С. Д. Дрожжина.
В 1914 первая публикация: стихотворение "Береза". Весной 1915 переезжает в Петроград, где знакомится с Н. А. Клюевым, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, А. А. Блоком. Блок высоко оценил стихи Есенина: "свежие, чистые, голосистые". В 1916 выходит первый сборник его стихов "Радуница".
Затем следуют книги "Преображение" и "Голубень" (1918), "Трерядница" (1920), "Москва кабацкая" и "Стихи" (1924), "Персидские мотивы" н "О России и Революции" (1925).
К н. 1920-х относятся наиболее значительные произведения Есенина: поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".
В 1922-23 Есенин совершает длительную поездку по Западной Европе и США. В 1924 - 25 путешествует по Закавказью (сб. "Персидские мотивы").

В последние годы жизни Есенин активно выступал против еврейского засилья в России. Против него и его друзей фабрикуется дело по обвинению в антисемитизме, за которое по тем временам полагался расстрел. Затравленный еврейскими большевиками, поставленный в невыносимые условия существования, русский поэт погиб при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия ("самоубийство") отрицается многими исследователями. Скорее всего следует говорить о тайном убийстве по приказанию большевистских властей.

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» Есенина

Смена власти, идеологии, даже в какой-то степени страны оставили свой отпечаток на творчестве многих поэтов. Одним из них был Сергей Есенин. Выходец из деревни, привыкший к серости будней, жаждал другой жизни – светлой, оптимистичной, иной. Это и стало центральной темой оптимистического стихотворения «Разбуди меня завтра рано» — вера в счастливое будущее.

Главным приемом, использованным на протяжении всего произведения, является олицетворение событий Февральской революции. Она преподносится как дорогой гость, которого ждет лирический герой, и на встречу с которым боится опоздать. Советская власть представляется кобылицей с красным хвостом – красный цвет надолго засел в головах людей ее олицетворением. Это также и символ преобразований для сельских жителей в их беспросветной жизни.

Автор надеется, что и его собственные амбиции будут удовлетворены с приходом новой власти и новой жизни. Может быть, и он станет знаменитым русским поэтом, воспевающим родной край. Вернее будет сказать, что он уверен в этом, потому что иначе и не должно быть. Перемены должны нести только светлое, даже для самых дальних уголков страны. Каждая строка пышет оптимизмом и надеждой на лучшее, предвкушение окрыляет поэта.

Иллюзиями и надеждами люди спасались от жестокой действительности и бедственного положения. Несмотря на весь оптимизм стихотворения, Есенин прекрасно понимал все те ужасы, что несли за собой революция и гражданская война. Но именно это и хотел подчеркнуть поэт – что даже в самые темные времена можно найти лучик света, главное верить и видеть. Оптимизм в вера в лучшее всегда помогают бороться против гнетущей тьмы бытия.

Иной смысл можно увидеть и в том, что каждый день дарит нам новые возможности и новые надежды. Его можно и нужно встречать как дорогого гостя, быть открытым всему новому и быть готовым к переменам. Важно двигаться вперед, не застаиваясь на одной точке, пользоваться каждым данным человеку шансом. Идти навстречу новому с распахнутыми глазами и открытым сердцем, без вчерашних треволнений, и тогда новый день принесет открытия, эмоции и перемены.

Произведение написано в жанре обращения к родной матери. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная. Использованы различные средства выразительности: эпитеты («облачной, золотую, терпеливая»), метафоры («воспою я тебя и гостя»), олицетворение («треплет ветер»).


Стихотворение создано поэтом в 1917 году.Оно явилось первым откликом Есенина на февральскую революцию.Под образом "дорогого гостя" подразумевается образ революции, ведь поэт надеялся, что она принесёт благо простому люду.кроме того, Есенин рассчитывал, что и в его жизни наступят изменения в лучшую сторону: "Говорят, что я скоро стану, знаменитый русский поэт".

Стихотворение написано в светлом, радостном настроении с надеждой на лучшее время и на благоприятные перемены. Однако, в будущем чаяния автора не оправдались.

Размер стихотворения - четырёхстопный ямб.Состоит из пяти строф, рифма перекрёстная.Много эпитетов: терпеливая мать, дорогого гостя, золотую дугу, под облачной кущей, знаменитый русский поэт, рыжих коров.

В стихотворении присутствуют такие "деревенские", по-есенински простые слова как: кобылица с красным хвостом, горница, засвети, "воспою я тебя и гостя, нашу печь, петуха и кров", "...на песни мои прольётся молоко твоих рыжих коров."

В первой половине текста речь идёт о "дорогом госте".Затем автор рассказывает матери о том, как будет воспевать её, "гостя", и свои родные места.

Это стихотворение неоднократно подвергалось насмешкам и критике из-за фразы "знаменитый русский поэт". Но время всё расставило на свои места.Имена тех насмешников уже давно забыты, а имя Сергея Есенина звучит до сих пор в каждой русской душе.

Обновлено: 2016-03-31

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Разбуди меня завтра рано…» - Газ. «Вечерняя звезда», Пг., 1918, 5 марта (20 февраля), № 25; журн. «Рабочий мир», М., 1918, № 8, 7 июля, с. 3; газ. «Вечерние известия Московского Совета», 1918, 26 сентября, № 58; П18; сб. «Автографы», [М., 1919, с. 3] (факсимиле рукописи); Рус. (корр. отт. Тел. с авторскими пометами); П21; И22; Грж.; Ст. ск.; ОРиР; Б.сит.

Печатается по наб. экз. (вырезка из Грж.) с исправлением в ст. 4 («Дорогого» вместо «Дорогова») по всем остальным источникам, кроме Ст. ск.

Автограф - РГАЛИ (ф. В. П. Полонского), без даты. Имеется факсимильное воспроизведение другого автографа в сб. «Автографы». Сохранилась также фонограмма авторского чтения от 11 января 1922 г. В сб. «Автографы» авторская дата - 1917 г. Та же дата в наб. экз. Датируется в соответствии с этими пометами.

В газ. «Вечерние известия» было напечатано в составе цикла «Вечер с метелкой», в который вошли «Нивы сжаты, рощи голы… », «Я по первому снегу бреду… », «Разбуди меня завтра рано… », «Где ты, где ты, отчий дом… ». Цикл был напечатан как единое произведение, без деления на отдельные стихотворения и строфы.

«По словам Есенина, это стихотворение явилось первым его откликом на Февральскую революцию»,- свидетельствовала С. А. Толстая-Есенина (Восп., 2, 260).

Стихотворение, особенно строки «Говорят, что я скоро стану//Знаменитый русский поэт», быстро стали излюбленным объектом критических нападок, иронических комментариев и пародирования. Одним из первых начал О.Леонидов: «Г-жа Есенина, хотя и терпеливая, но вряд ли дождется того момента, когда ее сын прославится» (О.Леонидов, «Книга для пародии» - журн. «Свободный час», М., 1919, № 8 (1), январь, с. 7). В диаметрально противоположном лагере подхватили эту мысль пролеткультовцы: «…главная-то беда в том, что эти безобразники стали (по чьему попустительству?) во главе современной литературы… Нет, знаменитым поэтом Есенин не стал. Он стал имажинистом…» (журн. «Гудки», М., 1919, № 2, апрель, с. 12-13). Продолжил П. И. Лебедев-Полянский (см. журн. «Пролетарская культура», М., 1919, № 7/8, апрель-май, с. 77-78).

А. В. Бахрах увидел в стихотворении первые признаки начавшихся перемен в творчестве поэта и так комментировал эти же строки: «Из-под подрясника келейного послушника выступает буйство, таившаяся удаль выползает наружу. И чем дальше - тем сильней, самоуверенней и хвастливей» (альм. «Струги», кн. первая, Берлин, 1923, с. 203). В последующем редкая статья о Есенине обходилась без упоминания этого стихотворения.

Но многие критики писали в другом ключе. Приведя все ту же цитату, М. О. Цетлин, например, замечал: «Эти слова Есенина сбылись. Первый, не первый, но несомненно знаменитый! И столь же несомненно талантливый. Из деревни, из своей крестьянской юности он вынес любовь к природе и много свежих образов» (газ. «Последние новости», Париж, 1922, 16 сентября, № 740). Позже чаще использовались заключительные строки («Воспою я тебя и гостя…» и т. д.) для характеристики проблематики ранних стихов поэта (см. например, А.Селиханович, «Сергей Есенин» - Бак. раб., 1924, 25 сентября, № 217).



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...