Разделенный город. Разделение города владимира на части

Наряду с традиционными достопримечательностями, которые осматривать в ходе путешествий любит большинство туристов, существуют ещё особые места для гурманов, которые крайне редко преподносятся как туристические и достойные осмотра, но тем не менее которые для истинных ценителей путешествий являются лакомым блюдом, от которого невозможно оторваться.

Одним из таких блюд выступают двойные города, которые фактически (порою и формально) до определенного исторического момента представляли собой единое целое, а потом через них прошла граница, и окна одного дома смотрят на окна другого, соседнего, находящегося уже за границей. Классическим, самым известным примером таких разделенных городов еще 30 лет назад являлся Берлин, искусственно разделенный на Восточный и Западный - с колючей проволокой и охранниками посередине.

В эту же группу попадают и разные населенные пункты, вплотную подошедшие друг к другу, между которыми практически нет нейтральной зоны, состоящей из полей или лесов.

1 место. Нарва (Эстония) - Ивангород (Россия). Вид двух частей еще недавно фактически единого города, разделенных пограничной рекой, с двумя вплотную стоящими и смотрящими друг на друга грозными крепостями, напоминающими о существовавшей на этом месте границе еще многие сотни лет назад - что может быть очаровательнее и милее? Забравшись в Нарве на холм со смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривались крепости и пограничный мост, по которому ходили туда-сюда люди из одного геополитического образования в другое, я сидел наверное с полтора часа, сидел, наблюдал за этой необычной картиной мироустройства и радовался, что наконец доехал до такого необычного места. Заслуженное 1 место.

2 место. Згожелец (Польша) - Гёрлиц (Германия). Когда-то единый немецкий город, ныне разделенный на большую немецкую часть и малую польскую. Города соединяет два моста, по которым так и хочется ходить вновь и вновь. Один мост пешеходный, а другой - автомобильный, у которого еще сохранились здания таможен, ныне не действующих. Этот город не был разбомблен в войну, так что его центр со старинными красивыми зданиями вплотную подходит к пограничной речке. Всего несколько шагов в одну сторону - начинается немецкоязычный мир, все начинают говорить по-немецки, несколько шагов в другую - и уже вокруг одни польские слова в воздухе. Никакой переходной зоны между языками нет, что сильно удивляет. Границы физической уж не осталось, а граница языковая видна необычайно чётко.

Разное здесь всё - и архитектура, и люди. И даже магазины в Польше работают до 10-11 вечера, а сонной Германии - до 6-7.

3 место. Могилёв-Подольский (Украина) - Атаки (Молдавия). Городки соединяет автомобильный мост через Днестр, по которому можно пройти пешком. Могилев - Европа, хоть и раздолбанная, а Атаки - настоящая Азия с грязью и толпами цыган (именно здесь один из центров цыганского населения в СССР). Контраст огромен.

Еще был в следующих местах (все они интересны, но слабее трех вышеупомянутых): Франкфурт (ФРГ) - Слюбице (Польша), Кель (ФРГ) - Страсбург (Франция), Цешин (Польша) - Тешин (Чехия). Кто такое любит, тоже рекомендую посетить.

А вот Брест (РБ) и Тересполь (Польша) - хоть и близко, но не двойные города. Между ними река, кусты, и эффекта нужно нет. Посещать нет смысла. Аналогично не выглядит двойным Шегини (Украина) - Медыка (Польша) - они хоть и рядом, но разделены. Но зато прохождение границы пешком в Медыке интересно другим - безумными толпами селюков-контрабандистов, прячащих в трусы и другие укромные места пачки сигарет. Колорита хоть отбавляй...

Из тех двойных мест, где пока не был:
Большие Слеменци - село, разделенное между Украиной и Словакией. Есть пункт пропуска.
Посёлки Чертково (Воронежская обл.) и Меловое (Луганская обл.) - по сути слившиеся геграфически поселки России и Украины разделены лишь линией жд. Граница прошла прямо по домам людей.

Город - это относительно крупный которого, преимущественно, занято в промышленности или сфере услуг. Почему относительно? Да потому, что в мире нет единых рамок (по площади или же количеству населения), согласно которым, тот или иной населенный пункт можно было бы отнести к городу. Так, в Дании городом может считаться селение, в котором проживает всего 250 человек. А вот в Японии такой статус может получить поселок с населением не менее чем 50 000 жителей.

В историческом контексте город - это такое селение, которое отличается определенным списком характерных признаков. Среди таковых наличие объектов торговли и административного управления, каменных зданий и укреплений, оружия и военного снаряжения. В древности города очень часто были окружены частоколом, земляными или же каменными укреплениями.

Изучением различных аспектов городской жизни занимается специальная наука - урбанистика. А вот устройством, структурой города больше интересуется дисциплина под названием градостроительство.

Структура города

Едва ли не самый главный элемент любого города - это сеть его улиц и путей сообщения. На нее нанизываются кварталы жилых домов, деловые районы и промышленные объекты.

Любой город, как правило, состоит из нескольких функциональных зон. Это:

  • жилая;
  • промышленная;
  • рекреационная;
  • зона административных, торговых и финансовых учреждений.

Каждая из этих зон отличается своим характерным типом застройки.

Любой городской населенный пункт имеет свои границы. Это линия, которая проведена на картах и закреплена юридически. Город, как правило, растет от центра к перифериям, в направлении своих главных радиальных дорог. Со временем он может даже поглощать пригородные села, поселки и даже другие мелкие города.

Как называют города?

У каждого города, как и у человека, есть свое имя. Наука, изучающая названия населенных пунктов, именуется топонимикой.

Ниже перечислены самые популярные способы образования городских названий. Итак, чаще всего они происходят от:

  • каких-либо выдающихся личностей (например, Вашингтон, Хмельницкий, Киров, Сан-Франциско);
  • названий близлежащих рек, часто с добавлением приставки -на- (Москва, Ленск, Волгоград, Франкфурт-на-Майне, Ростов-на-Дону);
  • географических особенностей конкретной территории (Пятигорск, Зеленоград, Кривой Рог, Ровно);
  • названий профессий либо ремёсел (Рыбинск, Нефтеюганск);
  • от старых городских названий, путем их уточнения (Нью-Йорк, Новомосковск, Верхнеднепровск).

Город в российском пространстве

Как выглядит типичный русский город? И какими особенностями он отличается от других?

Города России, сосредотачивая в себе около 73 % всего населения страны, занимают всего 2 процента ее территории. Чаще всего они раскиданы по огромным равнинным просторам государства и соединены автострадами или железными дорогами. Значительно увеличилось число горожан в эпоху индустриализации, когда бывшие селяне активно перебирались в города, в поисках благополучной и беззаботной жизни. А в некоторых случаях сами села превращались в города, не изменяя даже своих названий. Так, в современной России существуют городские населенные пункты с явно сельскими именами (Сельцо, Алексеевка, Козловка).

Сегодня в пределах Российской Федерации насчитывается 1113 городов.

Новые города России

В России есть города очень древние, с многовековой историей (старейшим является Дербент в Дагестане). А есть и совсем молодые, те, которые были основаны не более ста лет назад.

Под "новым городом" на постсоветском пространстве часто подразумевают населенный пункт, который возник на картах во второй половине ХХ века (после Второй мировой войны). Как правило, такие города создавались как промышленные и узкопрофильные.

В России насчитывается не менее пятидесяти так называемых новых городов. Самые известные из таких - Новый Уренгой, Нефтеюганск, Нововоронеж, Нижнекамск, Жигулевск.

Понятие о городском районе

Крупные города могут также делиться на более мелкие административные единицы. Такая практика распространена на постсоветском пространстве.

Районы города обычно можно встретить в городах с населением свыше 200 тысяч человек. На момент распада СССР таких населенных пунктов было 143.

В современной России всего насчитывается более 300 городских административных районов. Примеры таких городов: Москва, Барнаул, Владивосток, Самара, Санкт-Петербург и другие. В некоторых из них районы города были переименованы в округа (например, в Архангельске, Курске, Белгороде, Калуге).

В заключение...

Город - это относительно большой населенный пункт (прежде всего, по численности жителей), с развитой промышленностью, сферой услуг, наличием инфраструктуры и многоэтажных зданий. Города могут сильно отличаться по площади, количеству населения, конфигурации, а также по функциям, которые они призваны выполнять.

В России насчитывается 1113 городов. Среди них есть как очень древние (например, Брянск, Онега, Суздаль), так и вовсе молодые города, которые были основаны в ХХ веке (это Нововоронеж, Каспийск, Саянск и другие).

Разрыв между престижными кварталами Москвы и рабочими окраинами заметнее год от года

Сегодня в Москве все больше элитных районов, отгороженных от остального города высокими заборами. О том, как идет процесс разделения на бедные и богатые районы, чем он грозит горожанам, корреспондент "НГ" побеседовал с директором направления "Муниципальное экономическое развитие" фонда "Институт экономики города" Германом Ветровым и с руководителем проектов фонда "Институт экономики города" Денисом Визгаловым

Разделение города на престижные и непрестижные районы - процесс неизбежный?

На наш взгляд, это процесс объективный. Люди всегда расселялись в пределах городов по определенным принципам - в зависимости от профессии, имущественного или социального положения. Вспомните средневековые города, в которых были кварталы, слободы, где жили те или иные ремесленники, мастеровые. Были и районы, где селились богатые люди. Это результат вполне естественного желания жить рядом с себе подобными.

Если говорить о Москве, то даже в советские времена между районами была разница. Ленинский проспект и университет облюбовала академическая наука, государственные чиновники предпочли экологически благополучное западное направление, генералитет сделал выбор в пользу Кутузовского проспекта, а южные районы более активно впитывали мигрантов, приезжую рабочую силу…

Москва все же очень нетипичный город, и ярко выраженного разделения у нас все-таки не было. Москва была выбита из общемирового процесса развития городов. Сегрегация в том же Париже или Лондоне имеет исторические корни, статус кварталов там определился еще лет 400 назад. У нас этот процесс искусственно сдерживался на протяжении без малого восьмидесяти лет. Конечно, в больших городах и в советские времена было разделение на элитные и рабочие районы, хоть и не явное. Однако власть пыталась эту тему замалчивать, а сам процесс как-то сглаживать. Долгое время рыночные механизмы не действовали при расселении. Результат такой политики очень необычен - на единице московской площади пока что концентрируется жилье достаточно разных типов. В престижном районе можно встретить элитный дом, а рядом хрущевку, и картина в итоге получается очень пестрая. Она, конечно, понемногу размывается, но последствия политики советских времен будут ощущаться очень долго. Пока у московского рынка недвижимости нет и той внутренней мобильности, которая есть на Западе. Наши возможности быстро перемещаться по городу, менять жилье при смене статуса пока сильно ограничены. Переселиться в Москве - дело достаточно тяжелое. Начавшаяся ипотека меняет картину, но пока ипотека дорога и организационно сложна.

А как вы оцениваете современную ситуацию в Москве?

Говоря о современных тенденциях, важно различать два основных вида сегрегации - этническую и социальную. Этническая сегрегация - когда город делится по национальному признаку, в нем появляются этнические кварталы - азербайджанские, китайские, русские и т.д. Социальная сегрегация - когда возникают бедные и богатые районы, престижные и непрестижные. У этих двух видов сегрегации разные причины и разные корни, о каждом нужно говорить отдельно.

Что касается этнического разделения, то оно, видимо, не будет очень ярко проявляться. Дело в том, что в Москве люди в большей степени стремятся соотносить себя с социальными группами, а не с национальными. Что мы наблюдаем: азербайджанцы или армяне, которые приезжают сюда, на первых порах стараются селиться кланами - вместе с друзьями, родственниками, стараются зацепиться за что-то и на основе этого организовать свой национальный социум. Однако, как только их материальное положение улучшается, они переезжают в другой - более престижный район. Замечено, что в этом случае люди всячески стараются, наоборот, слиться с новой социальной средой, и им уже не очень хочется выпячивать свою национальную идентичность. Социальная идентификация для них важнее национальной.

Вы считаете, нет опасности, что в Москве появятся национальные гетто, как, к примеру, во многих других мегаполисах?

Такая опасность есть. Особенно на фоне все возрастающей ксенофобии, характерной сегодня для всего российского общества. Но, на наш взгляд, для Москвы это не будет определяющим фактором. Советская система расселения, заложенная в фундаменте, не позволит этого сделать.

Почему же по этому пути пошли американские и некоторые европейские города? Есть, например, Чайна-таун или Гарлем в Нью-Йорке, турецкие кварталы в Берлине…

Ну, у американцев есть своя уникальная особенность - афроамериканцы. Афроамериканцы в Америке по характеру жизни очень отличаются от остального населения. Существует очень серьезный социальный, бытовой, культурный барьер между этими группами населения. У нас таких мощных барьеров нет. Мигранты из стран СНГ намного ближе к русским по своему менталитету, образу жизни и даже по культурной идентификации. В конце концов все мы жили в Стране Советов, питались одной идеологией. Люди за годы советской власти все-таки приучены к межнациональному сожительству.

Если взять, например, турецкую или арабскую миграцию в европейские страны, это была монолитная волна и очень быстрая. У нас процесс миграции растянут во времени: она активно проходила в течение всего советского периода - 70-80 лет. И потом - она была более эластичной.

Другое дело, как скажется рост ксенофобии. Тут много зависит от властей, от того, как они будут регулировать эти процессы. Сегодня у страны нет четкой миграционной политики. А ведь мы стоим на пороге демографической катастрофы. В год страна теряет по 800-900 тысяч человек, чуть ли не миллион! А с другой стороны, в нашем обществе все нарастает неприятие по отношению к мигрантам, гастарбайтерам - они, мол, живут за наш счет, отнимают у нас рабочие места. Но ведь мигранты - это очень важный винтик в нашей экономике. Они занимают те ниши на рынке труда, на которые, как правило, уже нет спроса у москвичей, к тому же это самые низкооплачиваемые места. Если уж Москва претендует на роль Мирового города, то от такого процесса никуда не денешься. С этим надо не только смириться, но и гордиться этим, как ни странно это покажется обывателю. Каждый город, будь то Нью-Йорк, Париж или Сингапур, подпитывается за счет мигрантов. В Лондоне, например, у каждого четвертого школьника английский язык не родной, и никто не видит в этом ничего плохого.

А как обстоят дела с разделением по социальному принципу?

Здесь ситуация совсем иная. Тут сегрегация будет только расти, причем расти стремительно. И чем больше город, тем интенсивнее пойдет в нем этот процесс, тем больше будет контрастов. В мегаполисы со всей страны всегда стекаются и самые богатые, и самые бедные люди. Бездомным, нищим и другим маргинальным группам в крупном городе всегда легче выжить И богатство концентрируется здесь - большие возможности, большие доходы. Уже по стоимости жилья сегодня можно выделить формирование респектабельных районов и бедных.

У каких районов Москвы больше шансов превратиться в трущобы?

Менее престижные сегменты столицы давно известны - это южные, юго-восточные и восточные районы, об этом четко говорит соотношение цен на жилье. У каждого района уже сложился свой имидж. И этот имидж трудно сломать (и надо ли ломать?). Однако говорить о трущобности целых московских районов не стоит. Москва все же столица и, слава Богу, даже не имеет представления о том, что такое настоящие трущобы.

Разделенный город - это хорошо или плохо?

Все зависит от того, как сами горожане к этому относятся, насколько они чувствуют себя комфортно от такого разделения. В Америке, например, никаких комплексов нет, хотя территориальная и культурная сегрегация там сильная. У нас люди пока не привыкли к такому очевидному неравенству, даже внешнему - между микрорайонами, отдельными домами. Неприятие, враждебность, даже презрение ко всему "ино…" порождает адекватную встречную реакцию - цинизм, агрессию. Нетерпимость делает сегрегацию "плохой". Она порождает внутри города закрытые анклавы, высокие заборы, все только "для своих" - свои магазины, автобусные остановки, места для прогулок. Каждая из разделенных общин будет стремиться создать свою собственную закрытую среду за огромным забором. И от этого степень самой сегрегации будет расти. Надо сохранить некий баланс, чтобы город оставался доступным, чтобы городская среда была прозрачной и проницаемой для разных социальных групп населения.

А можно ли добиться этого? Какие здесь есть пути?

В частности, нужно сильнее развивать общность городского пространства, прозрачность, доступность городской среды. Американцы научились это делать. Там каждый живет в районе, соответствующем определенному социальному статусу, но общаются все вместе в одних и тех же торговых центрах, в одних и тех же ресторанах, на одних и тех же общественных площадках. Есть города в той же Европе, очень сильно социально разделенные, но это комфортные города, с качественной средой для проживания, Надо пытаться создать нормальные условия, соответствующие разным уровням дохода, тогда, возможно, сгладятся и противоречия.

Можно ли управлять процессом разделения города?

Административно регулировать сегрегацию можно, но трудно. Главный регулятор на этом поле - рынок. Административными мерами можно контролировать качество городской среды, снижать напряжения между разными районами, можно обеспечить дружественные контакты между ними. Существует масса рычагов воздействия. Например, можно проложить автобусные маршруты, которые соединят разные разделенные районы. В Америке была практика, когда школы строились в пограничных зонах, в итоге туда попадали и богатые, и бедные, и афроамериканцы, и белые. Есть опыт, когда городские власти перекраивали сетку административных районов, так что к каждому району отошел кусочек бедного квартала и кусочек богатого.

Какой из европейских городов ближе к Москве? На кого можно ориентироваться?

С точки зрения политики властей управления сегрегационными процессами можно поучиться у англичан, у французов, у чехов. Летом была конференция мэров, на которую приезжал мер Лондона. Кто-то задал ему вопрос о том, что Лондон чуть ли не самый "цветной" город в Европе, там сегодня все реже встретишь исконных англичан. Он рассмеялся и сказал, что этим как раз британцы и гордятся. Потому что каждая из наций, которая вливается в город, отдает ему самое лучшее, что у них есть, - культуру, знания, таланты, языки, новые идеи, опыт общения. Англичане научились этим гордиться. Может быть, как раз этого нам и не хватает.

Одним из важных разделов в изучении городов является их классификация и типология. Под классификацией обычно понимается распределение городов по одному из признаков или их сочетанию. Под типологией следует понимать выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем этими типами не обязательно должен образовываться непрерывный ряд, где происходит нарастание величины показателей и учтет всех разновидностей поселений, как при их классификации. Следовательно, данные задачи являются близкими и взаимосвязанными, но не тождественными. Типология является более высоким уровнем обобщения, позволяющим дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию по их развитию.

Наиболее часто используется в географии нижеприведенная классификация городов:

1) по величине (численности населения, или людности);

2) функциям;

3) степени участия в территориальном разделении труда;

4) происхождению;

Классификация городов по величине широко распространена. От того, насколько велик город зависят многие его признаки, такие, как темпы роста, элементы демографической, планировочной, функциональной структуры и т.п.

В зависимости от численности населения в нашей стране происходит выделение следующих групп городов: малые - до 20 000 жителей, средние - 20 000 -100 000 жителей, крупные - 100 000 -500 000 жителей, крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, и последние, это города-миллионеры. (8)

Другим автором (Лаппо Г.М.) даётся несколько иная классификация: малые - до 50 000 жителей, средние - 50 000 -100 000 жителей, большие - 100 000 -250 000 жителей, крупные -250 000 -500 000 жителей., крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, города-миллионеры. Важным является рубеж в 100 000 жителей. При достижении данной величины, особенно в условиях России, происходит становление городского поселения относительно полноценным городом. Рубежом в 1 000 000 человек обычно знаменуется развертывание города в крупнейшую агломерацию. Данная классификация в известной мере совпадает с типологией: можно говорить о малых, больших городах, городах-миллионерах как об определённых типах поселений.

Свою классификацию приводит так же Передерий А.А. По его мнению, нижней границей города, как правило, считается численность населения не менее 10 000 человек.

Города с населением 50 000 -100 000 человек могут называться средними городами, города с населением свыше 100 000 человек по традиции относят к большим, а с населением менее 50 000 человек - к небольшим.

В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 000 человек группы городов с населением менее и более 20 000. От этого нередко зависит результат научного анализа или оценки планов развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5 000 -10 000 человек, максимум до 20 000 -25 000 человек и городов с населением 30 000 -50 000 человек имеет существенные различия.

Города (а также все городские поселения той же величины, включая поселки городского типа) с населением до 20 000 человек следует относить к малым, тогда как города с населением 20 000 -50 000 человек - категория переходного типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим, например по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях, - ближе к малым. (1)

Классификация городов по функциям. По преобладанию и сочетанию различных функций выделяют 5 основных групп городов.

1)Многофункциональные, в которых происходит сочетание административно-политических, культурных и экономических функций градообразующего значения с развитой промышленностью и транспортом. В основном это крупные города, которые являются важными районообразующими центрами с широкими и разнообразными связями.

Города, в которых резко преобладают промышленные и транспортные функции межрайонного значения. Схематично эта группа городов разделяется на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.

2)Города, в которых преобладают административные, культурные и обслуживающие функции. В основном это небольшие поселения - местные центры низовых административных районов с развитыми организационно-хозяйственными видами деятельности.

3)Города-курорты.

4)Города науки (наукограды).

Классификация городов по степени участия в территориальном разделении труда. В этой классификации выделяют города, которые обслуживают небольшие территории и являют местными центрами. Они участвуют преимущественно в местных связях, во внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. Эти различия отражают масштабность градообразующих функций, выполняемых городом.

Классификация городов по происхождению. В генетической классификации городов их разделение происходит по времени и причинам возникновения, а также учитывается степень сохранения различных исторических черт в современной планировке и облике города. Данная классификация важна, к примеру, при изучении внутренней географии города, для решения его планировочных проблем.

Классификация городов по экономико-географическому положению (ЭГП). Данная классификация является наиболее сложной и пока наименее разработанной. С ее помощью можно определить направления будущего развития города при помощи оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяются различные группы городов, к примеру, группы, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск,), в крупных добывающих районах (Донецк, Кемерово, Рудный, Зыряновск,), районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь, Барнаул).(1,5).

Существование и деление городов на различные типы связано с необходимостью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильных, так и специализированных.

Важно отметить, что любая классификация носит условный характер. Выделение основных функциональных типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существования городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнительных типов и подтипов.

Проблемы по развитию городов для географической науки имеют особенное значение. Города являются той платформой, на которой происходит взаимодействие процессов и проблем, которые в свою очередь изучаются почти всеми ответвлениями географической науки.

Вопрос, связанный с изучением и проектированием городов требует взаимодействия между подходами и взглядами различных наук. Должно произойти осмысление города, являющегося своеобразным феноменом сегодняшнего мира, где от человека будет требоваться решение необычайных по своей сложности и значению социальных, экономических, географических и градостроительных проблем.

Самая необычная граница разделяет поселок Барле - бельгийский анклав внутри Нидерландов, поделенный между двумя странами. На протяжении веков жители Барле-Хертога и Барле-Нассау не могли решить, кому принадлежит земля. Сегодня граница между ними проходит не только по улицам, но и по жилым домам, кафе и магазинам. Чистить зубы можно в Бельгии, а ложиться спать уже в Нидерландах.

Иногда понять, находишься ты в Бельгии или уже в , очень трудно. Выручают таблички на домах. В Барле два мэра, два городских совета, два почтамта, две пожарные станции, два полицейских участка, две телефонные сети, два футбольных клуба. В порядке исключения 9000 жителей поселка могут звонить друг другу по внутренней, а не междугородней линии.

Гориция (Италия) - Нова-Горица (Словения)

Итальянский город Гориция, стоящий на границе со Словенией, с давних времен привлекал внимание монархов. Он был частью территории Италии, Австрии и даже Франции, куда его включил Наполеон. В 1916 году город заняли итальянские войска, а после Второй мировой войны в 1947 восточная часть Гориции была включена в состав Югославии и сегодня является словенским городом Нова-Горица.

Контроля на границе между странами нет - автомобили въезжают в и Словению беспрепятственно. А вот велосипедная дорожка по-прежнему перегорожена металлической изгородью, так что велосипедистам приходится выдвигаться на проезжую часть. У Гориции и Нова-Горицы один вокзал на двоих. На площади перед ним также проходит граница, обозначенная цветочными клумбами. Мотоциклисты и велосипедисты пересекают ее без проблем, а автолюбители используют это место в качестве парковки.

Валга (Эстония) - Валка (Латвия)

В 1920 году город Валка, находившийся на севере Латвии, был разделен границей. Его северо-восточная часть перешла Эстонии и получила название Валга. Серьезные трудности у жителей двух стран возникли только после распада СССР: между городами был установлен пограничный контроль. Сотни людей, спешащих в школу, на работу или просто в гости к друзьям, были вынуждены ежедневно тратить время на пересечение границы, оплачивать страховку автомобиля, разрешение на работу и пребывание в чужой стране.

Таможня работала не покладая рук. В частности, следила за тем, чтобы в Эстонию не вносили более 10 кг черники, за перевес нужно было платить. Латвия и Эстония не могли прийти к общему согласию и упростить пересечение границы на протяжении 16 лет, до тех пор пока в 2007 г. обе страны не вступили в Шенгенскую зону. Пограничный контроль исчез, и теперь жители передвигаются свободно.

Никосия (Республика Кипр - Северный Кипр)

Столица острова Кипр - - была разделена на две части, турецкую и греческую, после вторжения турецких войск в 1974 году. Граница в виде могучей каменной стены проходила прямо через центр города. Ворота между Никосией и Лефкосией (как называют северную часть турки) открылись в апреле 2003 года, и центр столицы словно ожил.

В нем появились кафе и модные магазины, открылись бары и клубы. Так что теперь греки отправляются в турецкую часть города за дешевыми вещами и живой музыкой, а турки с удовольствием разглядывают богатые витрины магазинов на юге и обедают в популярных фастфудах. Конфликтов и споров в городе нет, даже несмотря на различные вероисповедания.

Ногалес (США и Мексика)

Длина границы между США и составляет 3169 км, она проходит через города, поселки, реки и пустыни. Пересекает она и город Ногалес, одна часть которого принадлежит американскому штату Аризона, другая - мексиканскому штату Сонора. Граница представляет собой высокую стену. Бдительнее охраняется она, естественно, со стороны США.

Но, несмотря на растущие меры безопасности, с каждым годом в Америку проникает все больше нелегалов, причем значительная их часть пересекает границу именно здесь. В мексиканском Ногалесе в десять раз больше жителей, чем в его американском соседе. В глаза бросается и контраст между городами, благоустроенными домами в Аризоне и трущобами в Соноре.

Дерби Лайн (США) - Станстед (Канада)

Дерби Лайн и Станстед расположены на границе между США и Канадой. Раньше жители этого фактически одного городка свободно ходили друг к другу в гости, но после терактов, произошедших 11 сентября 2001 года, попасть на территорию другой страны стало крайне сложно. Пограничники требуют загранпаспорт, которого у многих здесь попросту нет, а также досматривают автомобили. Повсюду установлены камеры слежения и напоминания о том, что нарушители будут оштрафованы на 5000 $ или арестованы.

На границе между и Канадой находится известная Свободная библиотека. В ней даже разрешено сидеть на стуле, две ножки которого стоят на территории соседней страны, но вот выйти из здания можно только на родине. Граница проходит и под сиденьями Оперного театра Haskell. Сцена и половина мест в зале принадлежит Канаде, а вот вход расположен в США. Театр имеет два адреса. Местные жители тяжело переживают перемены, однако признают, что безопасность превыше всего.

Констанц (Германия) - Кройцлинген (Швейцария)

Отправиться пешком из Германии в Швейцарию можно через немецкий город Констанц, расположенный на берегу Боденского озера. Вместе со швейцарским Кройцлингеном он образует единое городское пространство, в котором проживает более 115 тыс. человек. Но так как Швейцария не входит в Евросоюз, граница между странами, пусть и в облегченном режиме, продолжает существовать, хотя порой заметить ее можно только по соответствующим табличкам.

Власти упростили и систему оплаты: в Констанце и Кройцлингене принимают как евро, так и швейцарские франки. С берега Боденского озера открывается прекрасный вид на , а в очень хорошую погоду, по словам местных жителей, можно увидеть даже австрийские Альпы.

Интересный факт

Третий по величине город Швейцарии Базель стоит на границе трех стран. Недалеко от Базеля, на территории Франции, расположен единственный в мире аэропорт, принадлежащий сразу трем государствам: Швейцарии, Германии и Франции. Евроаэропорт Базель - Мюлуз - Фрайбург совместно управляется Францией и Швейцарией, что тоже редкость. А вокзал Базель - Бадишер - Банхоф относится к Германии, хотя и расположен в Швейцарии. Пересечь границу можно и на трамвае. Маршрут № 10 проходит через французский город Леймен. В будущем линии будут расширяться и соединят Базель с Германией.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...