Разделы науки о языке и изучаемые в них понятия. Орфография: значение слова, разделы и основные принципы

1) о_ _ _д_ _
2)_ _ _ _ _ог
3)_ _ _е_ _ж
Бульон, лосьон,батальон.
1)зодчий-синий
2)рыжий-лисий
3)росла-крепка
Это не мой мальчик.
1)Счастливый-счастливее
2)Желтеть-жёлтый
3)Гореть-горели

2)и забота, и удаление;

1)щека
2)шея
3)плечи
4)правая рука
1)чтец, жилец, спец, певец;

1)95
2)900
3)90 000
1)говорите
2)закрепите
3)извините
1)плач..
2)подж..г
3)груже..ый

Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
НЕДАРОМ помнит вся Россия
Про день Бородина!"

2)чем богаты, тем и рады.
3)Каковы сани, токов и сами.

1.Добавив буквы слова латка, составте новые слова и укажите, какой фонетический процесс их объединяет:

1) о_ _ _д_ _
2)_ _ _ _ _ог
3)_ _ _е_ _ж
2. Укажите, какую нетипичную функцию выполняет буква ”О” в словах:
Бульон, лосьон,батальон.
3.Укажите пары слов с совпадающим окончанием:
1)зодчий-синий
2)рыжий-лисий
3)росла-крепка
4.Решите, можно ли изменить смысл фразы орфографическим или пунктуационным способом:
Это не мой мальчик.
5.Найдите пары слов с разными основами:
1)Счастливый-счастливее
2)Желтеть-жёлтый
3)Гореть-горели
6.Узнайте слово по его значениям:
1)и лучистая энергия, и высшее общество;
2)и забота, и удаление;
3)и частное хозяйство, и сооружение.
7.А как называли наши предки? Подберите соответствующие устаревшие слова:
1)щека
2)шея
3)плечи
4)правая рука
8.Обоснуйте, какое слово лишнее в каждом ряду:
1)чтец, жилец, спец, певец;
2)водитель, писатель, выключатель, преподаватель;
3) осинка, перинка, спинка, корзинка.
9. Заменитель количественные числительные порядковыми и запишите их прописью:
1)95
2)900
3)90 000
10.Определитель наклонение глаголов:
1)говорите
2)закрепите
3)извините
11.Докажите, какому принципу русской орфографии подчиняется написание слов:
1)плач..
2)подж..г
3)груже..ый
12.Объясните, почему по-разному пишутся выделенные слова в стихотворении М.Ю.Лермонтова:
"Скажи-ка, дядя, ведь НЕ ДАРОМ
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
НЕДАРОМ помнит вся Россия
Про день Бородина!"
14.Выпишите из пословиц местоимения и укажите их разряд:
1)без денег в город-сам себе врог.
2)чем богаты, тем и рады.
3)Каковы сани, токов и сами.
Ребята помогите пожалуйста! Я то всё решила, но я не уверена в себе! Помогите!)

помогите плизз)) как называются такие слова одним словом (тоесть в общем) ?- "например - резко (какого?) - краткое прил., а резко (как?) - наречие

Наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой). Школьная грамматика изучает основные разделы науки о русском языке: фонетику (звуки речи), морфемику (состав слова), лексику (словарный состав языка), морфологию (слова как части речи), синтаксис (словосочетания и предложения).

В лингвистике выделяется несколько разделов

Лексикология (ее предметом является слово) - учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова и правила его употребление в речи.

Одним из основных разделов лексикологии является семантика (от греч. «сема» - знак) , которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова.

Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также основные пути его развития и причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом. Специальным разделом лексикологии является этимология - наука, изучающая происхождение слова.

Фразеология
рассматривает вопросы, связанные со значением, морфолого-синтаксическими и стилистическими особенностями фразеологизмов, а также - их классификацией и основными способами образования.

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (на краю света - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький и т. д.).

Фонетика - раздел науки, который изучает звуковую структуру языка.

Фонетика занимает особое место среди других лингвистических наук. Если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения предложений, слов и частей слов, то фонетика имеет дело с материальной стороной языка, с такими его средствами, которые не имеют смыслового значения.

Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.

Тесно связанный с фонетикой раздел графики изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, соотношение между буквами и звуками.

Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.

В некоторых учебниках этот раздел называется морфемикой (от греч. «морфе» - форма) . Морфемы - значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Они образуют морфемный состав слова.

Грамматика изучает особенности построения языка.

В настоящее время грамматика - один из самых значительных разделов науки о языке, который включает в себя два подраздела - морфологию и синтаксис.

Морфологию (от греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) , изучает словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Хотя есть такие, которые не изменяются (союзы, предлоги, наречия). Морфология тесно связана с орфографией, поэтому в данном разделе учебника часто встречаются разного рода орфографические правила.

Части речи - это морфологические классы слов. По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз, частица. В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разные функции. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т. д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще служат для связи самостоятельных слов.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них имеет свои существенные признаки. Предложение служит для выражения высказывания, является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - одним из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетания.

Орфография (от греч. «орфо» - правильный, «графо» - пишу)
-раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.

В русском языке есть много случаев, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на определенное правило. Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфограммой.

Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.

Пунктуация тесно связана с синтаксисом. Школьная грамматика дает представление о 10 знаках препинания:

  • Точка;
  • Вопросительный знак;
  • Восклицательный знак;
  • Запятая;
  • Точка с запятой;
  • Двоеточие;
  • Тире;
  • Скобки;
  • Кавычки;
  • Многоточие.
Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой .

Стилистика - учение о стилях речи и средствах языковой выразительности, а также условиях использования их в речи.

Культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

Часто школьники не знают, что изучает тот или иной раздел языкознания. Это затрудняет поиск необходимой информации. В данной статье мы рассмотрим разделы науки о языке и основные понятия, которые они изучают.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.

Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.

Лексика и фразеология – раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи. Изучаемые понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования. Изучаемые понятия: состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов.

Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Изучаемые понятия: части речи (самостоятельные и служебные): имена существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи. Изучаемые понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная).

Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Изучаемые понятия: знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки.

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности. Изучаемые понятия: стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля.

Культура речи – раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. Изучаемые понятия: нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая.

Если Вам необходимо проконсультироваться по какому-либо разделу языкознания, или Вы не можете найти определение изучаемого понятия. в любое время и в любом месте Вы можете обратиться за помощью к онлайн репетитору. Обучение проходит посредством специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Родной язык для каждого народа свой. У всех в чем-то различные или похожие правила и особенности. Мало научиться разговаривать. Необходимо знать определённые нормы, чтобы точно произносить и писать различные слова, использовать их в нужном контексте. Всему этому дети начинают учиться в школе на уроках русского языка. При этом знания даются в структурированной системе, переходя от одного раздела языкознания к другому.

Довольно часто, не разобравшись до конца с одной темой, сложно понять следующую. Отсюда возникают грубые речевые, орфографические или грамматические ошибки.

В школьном курсе делают акцент на такие лингвистические разделы как:

Основные разделы

Фонетика и графика

С этой областью языкознания человек начинает знакомиться неосознанно с самого рождения. Ведь довольно часто ребёнок произносит сначала отдельные звуки, а потом уже первые слова. А именно звуковому ряду посвящена фонетика. Система обучения в дошкольных учреждениях построена на изучении фонетического состава слов, знание алфавита приходит позже.

В школе идёт более широкое знакомство с фонетикой . Дети узнают, что такое:

  1. Слоги;
  2. Чередование гласных и согласных звуков;
  3. Интонация;
  4. Правильное произношение;
  5. Ударение;
  6. Слогообразование.

В письменной речи звуки обозначаются квадратными скобками: [в], [м], [ы].

Графика тесно взаимосвязана с фонетикой, так как этот раздел науки о языке объясняет, как звуки передаются на письме, то есть он посвящён буквам.

Лексикология и фразеология

Предметом изучения лексикологии являются слова. Тут даются их определение, история происхождения, примеры правильного употребления в речи.

Словообразование и орфография

Область лингвистики, которая занимается методами формирования производных от различных слов, называется словообразование. В некоторых источниках можно встретить «морфемика», так как части слов носят название морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание).

В орфографии изучают правила правописания. В большинстве случаев произношение слова и его написание отличаются. Для этого и необходимо знание орфографических правил, чтобы не прослыть безграмотным человеком.

Грамматика и пунктуация

Одна из самых обширных категорий лингвистики. В неё входят:

  1. Морфология;
  2. Синтаксис.

Морфология - раздел языкознания о частях речи, которые делятся, в свою очередь, на самостоятельные (существительное, наречие, прилагательное, местоимение, глагол) и служебные (союзы, предлоги, междометия). В курсе школьной программы прописаны все основные понятия, которые должны усвоить учащиеся: изменения по падежам и родам, склонения, соответствие частей речи друг другу.

Синтаксис - наука о предложениях и словосочетаниях .

Изучение пунктуации происходит в рамках синтаксиса, так как это раздел о знаках препинания, используемых в предложениях, и их функциях. В младших классах даётся общее представление об этих разделах. Более подробно их начинают изучать с 8 класса.

Изучение

Культура речи и стилистика:

Культура речи учит нормам использования литературного языка в разговоре и на письме.

Стилистика - раздел лингвистики, посвящённый стилям речи, их особенностям и разнообразным жанрам. На уроках детей научат определять, к какому направлению относится тот или иной текст, когда уместно употреблять различные фразы и выражения.

Все области языкознания очень взаимосвязаны между собой. В младших классах закладываются основы знаний, которые с каждым учебным годом повторяются и закрепляются, а затем расширяются и углубляются.

Программу русского языка в шестом классе можно увидеть в таблице «6 класс, разделы науки о языке»:

Чем старше становится ребёнок, тем больше усложняется материал и требования к знаниям. С учётом этого меняются и критерии к написанию и оцениванию изложений и сочинений. В начальной школе учитель незначительно будет придираться к стилевому оформлению. Но после прохождения соответствующей темы это будет грубой ошибкой и отметка, естественно, снижается.

Таким образом, можно прийти к выводу, что все разделы науки о языке очень взаимосвязаны и взаимодействуют между собой на довольно глубоком уровне. Не зная правил в какой-либо области русского языка, можно с лёгкостью наделать ошибок в другой. Для грамотного и образованного человека это жизненно необходимые умения.

Каждый человек хотя бы раз задавался вопросом о том, что такое орфография. Это понятие включает в себя несколько важных аспектов, осмыслить которые порой бывает непросто. Основные его правила изучаются каждым человеком еще в школе, однако не каждый способен сразу уяснить объем информации, связанный с ней.

Если постараться и внимательно изучить вопрос со всех сторон, то можно понять, что значение слова "орфография" не такое уж и мудреное, как может показаться. Итак, следующая информация поможет разобраться в сути значения данного понятия.

Слово орфография: значение, толкование, смысл

Итак, орфография - это в первую очередь изучающий правописание слов на каком-либо этапе его развития. Можно сказать, что это целая система, или свод, единообразных правил. Установленное написание слов является обязательным для конкретного языка.

Взаимопонимание между людьми достигнуто именно с помощью единообразия орфографии. Ведь она позволяет производить обмен информацией, используя одни и те же слова.

Принципы орфографии

Принципы орфографии - это совокупность правил, на которых основывается правописание того или иного слова или морфемы при наличии выбора буквы.

Лингвисты в настоящее время выделяют три фундаментальных правила:

  1. Морфологический принцип. Он является основным в орфографии, так как от правил этого основоположения зависит написание большинства слов. Сам принцип заключается в одинаковом выражении на письме всех морфем буквенных постановок.
  2. Фонетический принцип. К нему прибегают, когда с помощью средств орфографии необходимо различить написание одинаково звучащих слов.
  3. Этимологический принцип. Он признает грамоту в соответствии с традицией. Это значит, что написание исконно русских или, напротив, заимствованных слов с непроверочными орфограммами будет соответствовать изначально придуманному. Такие слова в школе принято называть "словарными".

На этих принципах строится вся система письма, поэтому их нужно знать и включать в определение значения слова "орфография".

Разделы орфографии

Чтобы точно понять, что представляет из себя данная наука, нужно ознакомиться также и с ее разделами. Ведь недостаточно рассмотреть лишь значение слова орфография. Итак, данное понятие включает в себя следующие разделы изучения:


Эти пять разделов определяют область изучения орфографии. Они также помогут вам разобраться, что значит орфография. Большая часть основных правил находит свое место именно в первом разделе. Он определяет написание множества слов в современном русском языке.

Итак, можно сделать вывод, что значение слова "орфография" заключается в следующем: это выражение в письменном виде устной речи, в согласии с установленными основополагающими правилами. Если для начала постараться запомнить принципы и разделы, о которых рассказано в статье, то в дальнейшем вы глубже овладеете сведениями о правописании.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...