Размещение населения. Практические работы по предмету "география"

Практическая работа Анализ размещения населения по карте «Плотность населения мира» Цель работы: формировать умение анализировать размещение населения по территории мира, научить пользоваться легендой данной тематической картой. Оборудование: атлас для 7 класса

Ход выполнения работы: 1. Внимательно изучите карту атласа, определите какую информацию вы можете получить 2. Назовите регионы мира, где плотность населения более 100 человек на 1 кв. км. 3.Назовите регионы мира, где плотность от 1 до 10 человек1кв.км._____________ 4.Сопоставьте данную карту с физической картой мира, влияет ли рельеф на размещение населения? _______________________________________________ 5.Сделайте сравнение и с картой « Климатические пояса Земли», какую зависимость вы обнаружили? ___________________________________________ 6. Найдите на физической карте реки: Инд, Ганг, Хуанхэ, Миссисипи- какая плотность населения в низовьях этих рек? ___________________________ Сделайте вывод о причинах неравномерного размещения населения по территории мира. _______________________________________________________________________
Практическая работа Определение соотношения между формами рельефа и строения земной коры Цель работы: формирование умений использования тематических карт для выявления взаимосвязей между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми. Оборудование: карты атласа «Строение земной коры», «Физическая карта мира» Тектоническая структур Форма рельефа Полезные ископаемые Восточно-Европейская платформа Южно-Американская платформа Индийская платформа Область мезозойской складчатости Область кайнозойской складчатости

Вывод: 1.Платформам в рельефе соответствуют __________________________________________ здесь залегают /тип полезных ископаемых /_________________________________ 2.Складчатые структуры в рельефе представлены ______________________________ здесь залегают / тип полезных ископаемых/__________________________________

Практическая работа Работа с климатограммами Цель: формирование умений анализировать климатические диаграммы и делать выводы о типах климата. Оборудование: карточки с климатограммами различных типов климата Евразии, карты атласа.

Ход выполнения работы: 1. По графику хода температуры определите средние температуры июля и января. 2. Рассчитайте среднюю годовую амплитуду температур. 3. Определите примерное среднегодовое количество осадков и режим их выпадения. 4. Полученные данные занесите в таблицу. 5. Сопоставьте данные таблицы с климатической картой и картой «Климатические пояса Земли» и определите климатический пояс и тип климата _______________________________________________________

Практическая работа Описание географического положения Евразии Цель работы: выявить особенности географического положения материка, как сам большого материка по площади; изучить береговую линию Евразии, отработать навыки определения ГП материка потиповому плану. Оборудование: карты атласа для 7 класса: « Физическая карта», «Климатические пояса и области»

Задания: 1.Относительно экватора материк лежит в ________________ полушарии; относительно 0 меридиана _______________________________ полушариях; пересекается ________________________ тропиком на севере материк пересекает _____________________________ круг. 2. Определите координаты крайних точек материка; северная - мыс Челюскин _______________________________ _широты южная – мыс Пиай _ _____________________________________ широты восточная– мыс Дежнёва ________________________________ долготы (?) западная – мыс Рока ____________________________________ долготы (?) 3. Определите протяженность материка: с севера на юг по 100 меридиану_ _______________________________________________ с запада на восток по 50 параллели ______________________________________________ 4. По карте «Климатические пояса и области » определите, в каких климатических поясах простирается континент ________________________________________________________ _________________________________________________ 5.Какими океанами омывается Евразия с севера ____________________________________________________________________ с юга _______________________________________________________________________ с запада _____________________________________________________________________ с востока ___________________________________________________________________ 6. Ближе всего к Евразии через проливы лежат материки _____________________ ____________________________________________________________________________ 7. Используя перечень номенклатуры, нанесите на контурную карту крупнейшие объекты береговой линии материка.
Практическая работа Описание климатической диаграммы города и выявление основных факторов формирования морского климата (на примере Лондона). Цель: научить анализировать данные климатической диаграммы, делать выводы о влиянии климатических факторов на формирование морского климата. Оборудование: атлас для 7 класса, учебник с.75, рис.38, с.335.

Задания: 1.Определите среднюю Т января, июля ______________________________ 2.Рассчитайте среднюю годовую амплитуду температур ________________ 3. Определите примерное среднегодовое количество осадков и режим их выпадения ____________________________________________________ 4. Определите по климатической карте направление преобладающих ветров __________________________________________________________________ 5.Определите по климатической карте, в каком климатическом поясе, области расположен город Лондон __________________________________________ Сделайте вывод: под действием, каких факторов формируется морской тип климата? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

Практическая работа Составление по картам атласа комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы) . Цель: формирование умений отбирать необходимую информацию, анализировать отобранные данные, делать выводы о влиянии особенностей природы на хозяйственную деятельность населения. Оборудование: атлас 7 класса, учебник с.110-118, форзац учебника.

Задания: 1.Как называется столица страны? _____________________________________________________ 2.В какой части Европы расположена страна? ____________________________________________ 3.Страна имеет выход к океану, морю или внутриконтинентальная? __________________________ ___________________________________________________________________________________ 4.Какие формы рельефа преобладают, высшей точкой страны является? _____________________ ___________________________________________________________________________________ 5.В каком климатическом поясе расположена страна, определите тип климата _________________ ___________________________________________________________________________________ 6.Определите: Ср.t Я_______, Ср.t И ______ , min t,______ , max t,_______ , год. кол-во О ________ равномерно или неравномерно выпадают осадки, в какое время года больше и в виде чего? _________________________________________________________________________________ 7. Крупнейшей рекой является _______________________________, она берет начало _ _________ и впадает _________________________________________________________________________ 8. В каких природных зонах расположена страна, есть ли высотная поясность? 9. численность населения ________, коренное населения относится к расе ____________ , к языковой семье __________________________________________________________________ . 10.Население размещено равномерно или неравномерно, наиболее заселена часть страны ________________________________________________________________________________ 11. По комплексной карте определите какие отрасли промышленности развиты, на производстве каких культур и животных специализируется сельское хозяйство. Вывод: Обоснуйте вывод о развитии отраслей промышленности и сельского хозяйства ____________________________________________________________________________________________

Практическая работа Подготовка краткого туристического проспекта и карты «Достопримечательности страны» (на примере Италии) Цель работы: познакомить учащихся с достопримечательностями Италии, развивать интерес и воспитывать уважение к природе культуре других регионов мира; формирование умений работать с различными источниками географической информации. Оборудование: материалы Интернет, детская энциклопедия, справочная литература, атласы.

Задания: 1. 1группе: составьте описание вулканов, которые представляют интерес для туристов. 2 группе: изучите водные объекты Италии, сделайте подборку материалов о Венеции. 3 группе: познакомьтесь с памятниками истории, какие из них вы хотели бы посетить? 4 группе: какие композиторы, музыканты, художники, прославили страну? Какие музеи, театры имеют мировую известность 5 группе: изучите возможности рекреационных ресурсов страны, какие места для зимнего и летнего отдыха вы можете предложить? 2. На основе собранного материала сделайте презентацию с комментариями. 3. На контурную карту нанесите объекты, которые вы предлагаете для посещения туристами.

Практическая работа Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья) Цель: формирований умений работы с тематическими картами, отбора необходимой информации; умение делать выводы о зависимости типа климата от климатообразующих факторов. Оборудование: атлас 7 класс, учебник с 160-165. Задания: 1.Сравните географическое положение1)Колхидской низменности и 2)Куро-Араксинской низменности: а) в какой части Закавказья расположены: 1)___________________________________________________________________________________________________ 2) __________________________________________________________________________________________________ б) какими морями омываются: 1) ___________________________________________________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________________________________________________ в) опишите климат данных низменностей: ср.t Я, ср.t И, min t, max t, годовое кол-во О 1) ___________________________________________________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________________________________________________ г) объясните, почему Куро-Араксинская низменность получает меньше осадков 1)____________________________________________________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают: 1) ____________________________________________________________________________________________________________ 2) ____________________________________________________________________________________________________________ Вывод: главной причиной разной специализации сельского хозяйства Грузии и Азербайджана является то, что эти страны __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа Составление характеристики одного из типов климата и нанесение на карту основных факторов его формирования (на примере муссонного климата полуострова Индостан) Цель: закрепить умения составлять характеристику климата территории, определять факторы, влияющие на распределение температур и осадков; формировать навыки работы с контурной картой. Оборудование: учебник, карты атласа

Задания: 1. Прочитайте текст с.192-193 учебника. 2. Используя план характеристики климата территории (с. 335 учебника), и карту на с.193 составьте устную характеристику климата полуострова. 3. Сделайте вывод о факторах, влияющих на климат: 3.1больше всего осадков выпадает на__________ полуострова, их приносят ___________, с ____________ океана: 3,2 в местечке Черапунджи выпадает более ____ мм осадков это объясняется тем, что: ________________________________________________________________________________ 4. На контурную карту нанесите: 4.1 северный тропик и экватор; 4.2 горы Гималаи 4.3 области В и Н атмосферного давления; 4.4 преобладающее направление ветров в июле и январе. 5. Подпишите климатический пояс и тип климата полуострова Индостан.

Практическая работа Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая) Цель: развивать умение читать тематические карты учить анализировать полученную информацию, делать выводы о размещения населения от природных условий. Оборудование: атлас для 7 класса с.21, учебник пар.34.

Задания: 1. Население по территории страны размещено (равномерно или неравномерно) ______________________________________________________________________________ 2.Наиболее плотно заселена ____________________________________________ часть страны (плотность _________________ -чел./ кв. км). 3.Менее заселена ______________ часть страны (плотность ______ чел/на кв.км.) 4.Есть ли территории, где население практически отсутствует? Где они находятся? _______________________________________________________________________________ Вывод: Население размещено _____________________, так как на размещение населения влияют следующие факторы: а) климат: наиболее заселенными являются климатические пояса ______________________ ______________________________________________________________________________ б) рельеф: высокую плотность имеют ___________________ части территории; в) близость океана: высокая плотность отмечается __________________________________ г) долины рек:: самая высокая плотность населения в долинах рек _____________________ На территории Китая четко выражены Восточная ____________________ заселённая часть и слабо заселенная ______________________________ часть страны.

Практическая работа Географическое положение Африки. Определение крайних точек материка, протяженности с севера на юг и с запада на восток . Цель: закрепить умения определять географическое положение материка, делать выводы об особенностях природы, зависящих от географического положения. Оборудование: атлас для 7класса, карты: «Физическая карта мира», «Физическая карта Африки»

Задания. 1.Африка почти по середине пересекается ______поэтому лежит в ______и_____________ полушариях. 2. Африка на западе пересекается _____ меридианом, поэтому расположена в _____и_______ полушариях. 3.Основная территория материка лежит между__________________________________________________ 4.Крайние точки: северная - мыс _____________________________________________________________ южная - мыс_______________________________________________________________ восточная - мыс _________________________________________________ ___________ западная – мыс ______________________________________________________________ 5.Африка омывается с востока _______________________________________________________________ с северо–запада ____________________________________________________________ 6.У берегов материка проходят течения: теплые ________________________________________________ холодные ______________________________________________ 7.Африка находится под влиянием постоянных ветров: __________________________________________ 8..Протяженность материка с севера на юг __________________________ градусов, _____________ км. 9. Протяженность материка с запада на восток ______________________ градусов, ______________ км 10.Материк расположен в климатических поясах:_______________________________________________ 11.Ближе всего расположены материки (указать относительно сторон горизонта)____________________ _______________________________________________________________________________________

Практическая работа Изучение хозяйства отдельных стран или регионов материка (Алжир, Кения, Нигер) Цель: продолжить формирование умений и навыков получения информации в процессе анализа карт атласа. Оборудование: атлас 7 класса.

Задания: 1.Внимательно изучите легенду карты «Комплексной карты Африки». 2.Какими полезными ископаемыми богата страна? ___________________________________________________________ 3.Какие отрасли промышленности получили развитие в данной стране? ____________________________________________________________________ 4.Определите климатический пояс, тип климата, почв, природную зону ________________________________________________________________ 5.Какие отрасли сельского хозяйства развиты? Назовите возделываемые культуры и виды животных, которых здесь разводят? ____________________________________________________________________ 6.Назовите заповедники, существующие в стране. _________________________________________________________________ 7. Какими стихийным бедствиям подвержена территория страны, какие природоохранные мероприятия проводятся в стране? _____________ ____________________________________________________________

Практическая работа Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны (на примере США) Цель работы: научить в результате анализа карт, выявлять региональные различия полуостровов Аляска и Флорида в природе и хозяйственной деятельности населения. Оборудование: карты атласа, текст учебника.

Задания: 1. Определите географическое положение полуостровов: 1,1 Аляска __________________________________________________________________________, 1.2. Флорида ________________________________________________________________________. 2. Омываются водами: 2.1 Аляска___________________________________________________________________________, 2.2 Флорида__________________________________________________________________________ 3. Расположены в пределах климатических поясов, тип климата: 3.1 Аляска____________________________________________________________________________ 3.2 Флорида __________________________________________________________________________ 4. Характеристика климата: 4.1 Аляска ___________________________________________________________________________-, 4.2 Флорида __________________________________________________________________________. 5. Природная зона: 5.1 Аляска____________________________________________________________________________, 5.2 Флорида __________________________________________________________________________. 6. Тип почв: 6.1 Аляска____________________________________________________________________________ 6.2 Флорида __________________________________________________________________________. 7. Традиционно население занимается: 7.1 Аляска ____________________________________________________________________________, 7.2 Флорида __________________________________________________________________________. 8. Современные отрасли хозяйства: 8.1 Аляска ____________________________________________________________________________ , 8.2 Флорида ___________________________________________________________________________. Вывод: природа и хозяйство полуостров имеют существенные отличия. Это объясняется тем что: _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________

Практическая работа Описание реки по плану (Амазонка, Парана ) Цель: продолжить формирование умений, на основе анализа карт, составлять описание реки по типовому плану. Оборудование: учебник с.261,271,336.Атлас «Физическая карта Южной Америки»

План описания: 1.Название реки ___________________________________________________ 2.Река находится на материке в ___ части. 3.Река берёт начало _________________________________________________ 4. Река течёт с на; впадает ___________________________ относится к бассейну _________________________ океана. 5.Крупными притоками являются _____________________________________ 6.Река имеет (спокойное или бурное) течение, так как протекает по _____________________________________________________________________ 7.Река питается _____________________ водами __________________________ 8.Река замерзает, разливается, мелеет _________ . 9.Человек в хозяйственной деятельности использует реку для: _______________ _____________________________________________________________________

Практическая работа Составление географического описания островов (на примере одного из островов Новой Зеландии) Цель работы: закрепление умений использования карт атласа для географического описания острова. Оборудование: карта атласа «Физическая карта мира», раздаточный материал «Физическая карта Новой Зеландии».

Задания: 1.Найдите на карте остров Южный; 2. Географическое положение: 1) относительно Австралии остров расположен на ___________; лежит между _________ ю.ш. 2) остров простирается с ______________________ на _________________________________; 3) с запада омывается ___________морем, с севера заливом ____________________________; 4) от острова Северный отделяется проливом ________________________________________; 3. Рельеф: 1) по происхождению острова Новой Зеландии _______________________________________; 2) рельеф острова __________; на ______________ простирается горный хребет ___________; наивысшая точка острова гора ____________, высота ___________________________________ 4. Климат: 1) остров расположен в ______________________ климатическом поясе, средние температуры Я _____, И______, годовое количество осадков ________________________________________; 5. Внутренние воды: 1) остров _____________ внутренними водами, реки берут начало ______________ и несут свои воды _____________ океану, крупнейшей рекой является река ____________________________. 6. Остров Северный расположен в природной зоне _________________________________; 7. На островах Новая Зеландия расположено государство ____________________________, крупнейшие города__________________________________________________________________.

Практическая работа Составление краткой характеристики Северного Ледовитого океана Цель работы: формирование умений комплексного использования различных географических источников для описания природы Северного Ледовитого океана. Оборудование: карта атласа, учебник, схема движения воды в океане, материалы презентации «исследования Северного Ледовитого океана»

Ход выполнения работы: 1. Северный Ледовитый океан расположен относительно: Северного полярного круга и северного полюса______________________________________________________________________________ 2. По площади это самый_______________________________________________________ океан. 3. По количеству островов занимает __________________ место среди океанов. 4. Вдоль берегов льды движутся с _________ на __________, 5. Океан самый мелкий среди океанов, так как образовался в результате_________________________ _____________________ , самый крупный хребет ____________________,наибольшая глубина____ 6. Океан расположен в _____________________________________________ климатическом поясе, в природной зоне_____________________________________________________________________ 7. На шельфе морей найдены запасы _______________________________ , из биологических ресурсов человек использует_____________________________________________________________ 8. В период навигации океан используется как _____________ путь, крупнейшие порты____________ ______________________________________________________________________________________ 9. На островах океана много __________________________ станций, их данные используются для составления прогноза ___________________________________________________________________ 10. Выскажите своё мнение о перспективах использования богатств океана. Может ли человеческая деятельность повлиять на ПК Северного Ледовитого океана_________________________________ __________________________________

Цель урока: Создать условия для “добывания” знаний о населении Зарубежной Азии.

Задачи образовательные по предмету : Составить диаграммы или картосхемы по предложенному материалу, сделать выводы о численности и структуре населения Азии.

Задачи воспитательные:

  • Прививать этические нормы общения.
  • Прививать чувство толерантности.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Задачи развивающие:

  • Продолжить формировать универсальные учебные действия: составлять кластер, преобразование статистической информации в диаграммы, текста в схемы и картосхемы.
  • Совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации: тематическими картами, статистическими материалами.
  • Совершенствовать коммуникативные компетенции.
  • Развивать логическое мышление и умение систематизировать учебный материал.

Форма обучения: малая группа.

  • Учебно-наглядный комплекс;
  • Учебник Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира – М.: Просвещение, 2008.
  • Карты Азии в атласе.

Дидактический материал: статистические таблицы, бланковки контурных карт Азии.

Формы проведения урока: Урок с использованием элементов системно-деятельностного подхода и критического мышления.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала – самостоятельная работа по группам.

3. Составление кластера.

4. Выводы.

5. Задание на дом. Повторить раздел 7, параграф 1, пункт 3. Письменно ответить на вопросы.

Предварительная подготовка.

  • Учитель заранее распечатывает задания, чистые бланковки контурных карт Азии. Формирует файлы для групп с заданиями и материалам для работы.
  • Класс делится на 8 групп по 3-4 человека. На доске в центре один из учеников записывает тему урока: “Население Азии”.

Ход урока

Оргмомент – 1 минута.

Целепологание – 5 минут.

Учитель: Мы продолжаем изучение региона Зарубежная Азия. Сегодня темой нашего исследования станет население. Давайте вместе поставим цели урока и разработаем план действий. Подумаем, какие источники информации нам понадобятся.

Учащиеся определяют цель урока: составить кластер “Население Зарубежной Азии”. Составляют план работы и оформляют его в виде схемы, которая станет основой для кластера:

Источники информации: текст учебника, карты атласа.

Учитель: Предлагаю каждой группе выбрать задание по одному из пунктов плана. Результаты работы и выводы оформим в виде кластера на доске.

Учитель раздает папки с заранее сформированным пакетом для каждой группы. Папка содержит карточку-задание, статистические материалы, бланковку контурной карты Азии (если необходимо), цветные листы для составления диаграмм (если необходимо).

Работа в группах – 15 минут.

Задание группы 1:

  1. Составить картосхему “Крупнейшие страны Азии по численности населения”. Для этого, используя статистические материалы, нанести на контурную карту страны Азии, входящие в 20 крупнейших стран по численности населения.
  2. Сделать вывод по картосхеме. Объяснить причины высокой численности населения.

Статистические материалы:

Страна Население, чел
1 Китай 1 347 350 000
2 Индия 1 223 442 000
3 США 314 347 000
4 Индонезия 237 641 326
5 Бразилия 197 059 000
6 Пакистан 176 728 500
7 Нигерия 166 629 383
8 Бангладеш 152 518 015
9 Россия 143 100 000
10 Япония 126 400 000
11 Мексика 112 336 538
12 Филиппины 92 337 852
13 Вьетнам 87 840 000
14 Египет 82 530 000
15 Эфиопия 82 101 998
16 Германия 81 843 809
17 Иран 76 672 604
18 Турция 74 724 269
19 ДР Конго 69 575 394
20 Таиланд 65 479 453

Задание группы 2:

1. Составить столбчатую диаграмму “Крупнейшие страны Азии по численности населения”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

2. Сделать вывод по диаграмме о месте Азии в мире по численности населения. Рассчитать среднюю плотность населения в регионе.

Статистические материалы:

Крупнейшие страны мира по численности населения (по данным сайта http://geo.koltyrin.ru)

Страна Население, чел
1 Китай 1 347 350 000
2 Индия 1 223 442 000
3 США 314 347 000
4 Индонезия 237 641 326
5 Бразилия 197 059 000
6 Пакистан 176 728 500
7 Нигерия 166 629 383
8 Бангладеш 152 518 015
9 Россия 143 100 000
10 Япония 126 400 000
11 Мексика 112 336 538
12 Филиппины 92 337 852
13 Вьетнам 87 840 000
14 Египет 82 530 000
15 Эфиопия 82 101 998
16 Германия 81 843 809
17 Иран 76 672 604
18 Турция 74 724 269
19 ДР Конго 69 575 394
20 Таиланд 65 479 453

3. Составить столбчатую диаграмму “Численность населения регионов мира”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

Статистические материалы:

  • Мир – 7000 млн. человек
  • Азия – 4175 млн. человек
  • Европа – 734 млн. человек
  • Африка – 1038 млн. человек
  • Англо-Америка – 347 млн. человек
  • Латинская Америка – 597 млн. человек
  • Австралия и Океания – 35 млн. человек

Задание группы 3:

Составить 3 столбчатые диаграммы “Рождаемость по регионам мира”, “Смертность по регионам мира”, “Естественный прирост по регионам мира”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

Сделать вывод по диаграммам. Указать тип воспроизводства населения характерный для Азии

Статистические материалы:

Для справки: максимальный естественный прирост в мире:

Оман – 34‰, Йемен – 33‰, Саудовская Аравия – 31‰.

Задание группы 4:

1. Составить 3 столбчатые диаграммы “Доля детей (моложе 15 лет) по регионам мира”, “Доля пожилых (старше 65 лет) по регионам мира”, “Средняя продолжительность жизни по регионам мира”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

2. Сделать вывод по диаграммам. Указать тип воспроизводства населения характерный для Азии. Какие проблемы, связанные с возрастной структурой населения, возникают в Азии?

Статистические материалы:

Для справки:

Наибольшая продолжительность жизни в мире в Японии – средний возраст 81 год.

Средний возраст населения в регионах и мире:

  • Мир – 29 лет
  • Азия – 28 лет
  • Европа – 40 года
  • Африка – 20 года
  • Англо-Америка – 38года
  • Латинская Америка –28год
  • Австралия–27 лет

Задание группы 5:

1. Составить картосхему “Крупнейшие языки мира”. Для этого, используя статистические материалы, нанести на контурную карту страны, где проживают носители основных языков мира, штриховкой выделить наиболее распространенные языки. Выделить страны Азии.

2. Сделать вывод по картосхеме.

3. Проанализировать карту “Народы мира” в атласе. Определить языковые семьи к которым принадлежат народы Азии.

Статистический материал:

Крупнейшие языковые семьи:

  • Индоевропейская – 2,5 млрд. человек, 150 народов, 11 языковых групп
  • Китайско-Тибетская – более 1 млрд. человек

Языки мира:

Основные языки мира (в качестве родного, в млн. чел.) Наиболее распространенные языки мира, в млн. чел.
Китайский – 844 Китайский – 1200
Хинди – 340 Английский – 480
Испанский – 339 Хинди – 430
Английский – 326 Испанский – 400
Бенгальский – 193 Русский – 250
Арабский – 190 Арабский – 220
Португальский – 172 Португальский – 160
Русский – 169 Бенгальский – 160
Японский – 125 Японский – 125
Немецкий – 98 Немецкий – 90
Французский - 73

Задание группы 6:

1. Составить столбчатую диаграмму “Этносы с численностью более 100 млн. человек”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

2. Сделать вывод по диаграммам.

Статистические материалы:

  1. Китайцы – 1100 млн. человек
  2. Хиндустанцы – 229 млн. человек
  3. Американцы – 190 млн. человек
  4. Бенгальцы – 180 млн. человек
  5. Русские – 143 млн. человек
  6. Бразильцы – 140 млн. человек
  7. Японцы – 125 млн. человек

Для справки: к большим народам относят пенджабцев, бихарцев – Индия, яванцев – Индонезия.

Проанализировать карту “Народы мира” в атласе. Составить картосхему “Самые многонациональные страны мира”. Какие проблемы возникают в связи с пестрым национальным составом Азии?

Для справки : к самым многонациональным странам относят Индию – более 500 национальностей, Индонезию – около 250, Россию – около 190.

Для справки: к однонациональным странам относят те, где титульная национальность составляет более 90% населения.

Задание группы 7:

1. Составить схему “Религиозный состав Азии”. Для этого, используйте материалы карт атласа.

2. Составить картосхему “Религиозный состав Азии”. Для этого, используйте текст “Религии Азии”.

3. Почему именно в Азии возникли все мировые религии? Какие проблемы возникают в связи с пестрым религиозным составом Азии?

Текст: “Религии Азии”.

Азия – это часть света, где зародились все мировые религии. Некоторые из этих религий были почти вытеснены из Азии и широко распространились в других частях света (христианство, иудаизм). Другие распространились и по всему свету, и в Азии (ислам). Третьи остались в основном азиатскими религиями и стали распространяться в мире лишь последнее время (индуизм, сикхизм, буддизм, конфуцианство).

Юго-Западная Азия в настоящее время – это регион, более 90% составляют мусульмане. В регионе только три страны не вписывающиеся в картину господства ислама. Это Ливан, где много христиан (около 40%); Кипр, в котором доминируют православные христиане; Израиль, где большая часть населения иудеи.

В центре Южной Азии – Индии и Непале – господствует индуизм, на периферии – в Пакистане, Бангладеш, на Мальдивах – ислам, а в Шри-Ланке и Бутане – буддизм.

В Юго-Восточной Азии господствует буддизм (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам). В Малайско-Индонезийском субрегионе (Маайзия, Индонезия, Бруней) господствует ислам, а Филиппины – единственное государство Азии, где абсолютное большинство жителей (более 80%) – католики.

Восточная и Центральная Азия – район повсеместного распространения буддизма. Другая особенность этого региона – феномен поликонфессиональности. В Китае господствует система совместного отправления трех культов – буддизма, конфуцианства и даосизма; в Японии – двух – буддизма и синтоизма. В Республике Корея в ХХ в. Началось бурное распространение христианства в основном в форме протестантизма, которое сильно потеснило традиционные корейские буддизм и шаманизм. Сейчас христиане составляют почти 50% населения страны. В КНДР в результате преследований со стороны государства число верующих (буддистов и шаманистов) сократилось до трети населения. В Монголии большинство населения – буддисты.

В Средней Азии и Казахстане население исповедует ислам. Мусульмане составляют большинство населения во всех странах этого региона, кроме Казахстана (40%).

В Азербайджане преобладает ислам шиитского направления, в Грузии – православие и значительна группа мусульман. В Армении подавляющее большинство селения – христиане-монофизиты.

Всего в Азии насчитывается 3030 млн. христиан (16% их общего числа и 9% населения Азии), 790 млн. индуистов (25 и 97% соответственно), 882 млн. индуистов (25 и 97%), 350 млн. буддистов (10 и 95%).

Задание группы 8:

1. Составить картосхему. Укажите границы “полюсов плотности” населения. Для этого, используйте материалы карт атласа.

2. Отметьте на этой картосхеме “супер”-города Азии, с численностью более 5 млн. человек.

Для справки : крупнейшие агломерации Азии: Токио – Иокогама – 31 млн. чел., Сеул – 20 млн. чел., Осака – Кобе – Киото – 18 млн. чел., Джакарта – 17,5 млн. чел., Мумбаи – 17 млн. чел., Дели – 17 млн. чел

3. Составить столбчатую диаграмму “Уровень урбанизации по регионам мира”. Для этого, используя статистические материалы, построить диаграмму по шаблону.

4. Сделать вывод по диаграмме.

Статистические материалы:

  • Мир – 50%
  • Азия – 42%
  • Европа – 73%
  • Африка – 40%
  • Англо-Америка – 82%
  • Латинская Америка – 84%
  • Австралия– 85%

Самые большие города Азии (по данным сайта http://geo.koltyrin.ru)

Город Страна Население (чел.)
1 Шанхай Китай 15 017 783
2 Бангкок Таиланд 15 012 197
3 Карачи Пакистан 13 205 339
4 Токио Япония 13 051 965
5 Мумбаи Индия 12 478 447
6 Дели Индия 11 007 835
7 Стамбул Турция 10 895 257
8 Дакка Бангладеш 10 861 172
9 Сеул Республика Корея 9 631 482
10 Джакарта Индонезия 9 588 198
11 Багдад Ирак 9 500 000
12 Тегеран Иран 7 797 520
13 Пекин Китай 7 602 069
14 Лахор Пакистан 7 129 609
15 Хошимин Вьетнам 7 123 340
16 Ханой Вьетнам 6 448 837
17 Бангалор Индия 5 280 000
18 Сингапур Сингапур 5 183 700
19 Калькутта Индия 5 080 519
20 Ченнаи Индия 4 590 267

6. Выявите причины неравномерного населения в Азии.

7. Почему Азию называют “мировая деревня”?

Добавление в кластер информации и представление выводов – 24 мин.

Каждая группа выходит и прикрепляет на доску магнитами свои диаграммы и картосхемы. Сообщает выводы – 3 минуты каждой группе. Все учащиеся записывают выводы в рабочую тетрадь.

Примерные выводы:

Группа 1. Самые крупные по численности населения страны мира Китай и Индия (с численностью более 1 млрд. человек в каждой). На территории региона расположены 7 из 12 стран мира с численностью более 100 млн. человек и 12 из 25 самых многочисленных стран мира. Такая большая численность населения объясняется тем, что большинство стран Азии принадлежит ко второму типу воспроизводства, что видно из карт атласа.

Группа 2. В настоящее время на Земле проживает около 7 млрд. человек, из них в Зарубежной Азии около 4,2 млрд. человек (данные 2010 года), что составляет примерно 60 % мирового населения. Это значит, что регион Зарубежная Азия – самый заселённый. Зная площадь региона и его количество населения, можно высчитать среднюю плотность около 135 чел./км, что превышает среднемировые показатели примерно в 3 раза (средняя плотность населения мира - 45 чел. /км.).

Группа 3. Большинство стран Азии принадлежит ко второму типу воспроизводства населения, для которого характерны высокие показатели рождаемости и естественного прироста. К первому типу воспроизводства населения относятся Япония, республика Корея, Израиль, что видно из данных карт атласа. Китай, где активно проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости, также перешел к первому типу воспроизводства.

Группа 4. В странах Азии велика доля населения в возрасте моложе 15 лет, т.е. детей, при этом доля пожилого населения одна из самых маленьких в мире. Поэтому средний возраст населения всего 28 лет. Такая ситуация создает много социальных и экономических проблем: доступность получения образования, безработица, миграция трудоспособного населения.

Группа 5. Из 11 основных народов мира в Азии проживает 5, а из 10 самых распространенных языков мира к азиатским относят 5. Анализ карты “Народы мира” показал, что население Азии относится к нескольким крупным языковым семьям:

  • к афразийской семье Юго-Западная Азия (арабы);
  • к индоевропейской семье Юго-Западная Азия (курды, персы, афганцы и самый многочисленный народ хиндустанцы);
  • к алтайской семье Центральная и частично Восточная Азия (уйгуры, монголы, корейцы и японцы);
  • к сино-тибетской семье Восточная Азия (тибетцы и китайцы).

Малочисленные языковые семьи: австроазиатская семья (вьеты); паратайская семья (лао); австронезийская семья (яванцы) Юго-Восточная Азия; дравидийской семья (тамилы) Индия.

Языковой состав населения очень пестрый т. к. население относится ко многим языковым семьям. Это связано с историческими особенностями освоения региона.

Группа 6. Этнический состав населения Азии очень сложный. Из 7 этносов численностью более 100млн. человек здесь проживает 4, т.е более 50%. Анализ карты атласа и картосхемы показал, что большинство стран Азии относят к многонациональным. Однонациональными можно считать Японию, Корею, страны Юго-Западной Азии. В связи со сложным национальным составом возникают межнациональные конфликты.

Группа 7. Анализ карты “Религии мира” и схемы показал, что население региона исповедует все три мировые религии и национальные.

Мировые религии:

  • ислам Юго-Западная Азия. Мусульмане-сунниты проживают в Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане, Индонезии, Йемене, Пакистане, Афганистане, Турции, Сирии и др. странах. Мусульмане-шииты проживают в Иране и немногочисленными группами в других мусульманских странах.
  • буддизм Центральная, Восточная и Юго-Восточная Азии. Буддисты проживают в Монголии, Китае, Таиланде, Мьянме, Вьетнаме, Лаосе и др. странах.
  • христиане проживают в Ливии, Сирии, Израиле.

Национальные религии. На основе буддизма возникли национальные религии в Монголии – ламаизм, в Китае – конфуцианство, в Японии – синтоизм, в Индии – индуизм. В Израиле исповедуют иудаизм.

Религиозный состав населения Азии сложный. Азия – родина мировых и национальных религий. Христианство, в странах Азии, но в сравнении с исламом и буддизмом имеет ограниченное распространение. Из-за сложного религиозного состава возникают межрелигиозные конфликты.

Группа 8. Анализ карты “Размещение населения” показал, что по территории региона население размещено неравномерно и главной причиной этого является природные условия. Равнинные территории и долины рек, побережья морей – “полюса плотности” населения. Горные и пустынные районы заселены крайне редко. Наиболее плотно заселена Южная и Восточная Азия, это Индия, Китай и Япония, Бангладеш. Большая часть населения Азии – это сельское население, 58 %, т.е. показатель урбанизации один из самых низких в мире, поэтому можно называть Азию “мировая деревня”. Но в регионе находится самое большое в мире число супер-городов с численностью более 5 млн. человек.

Задание на дом. Повторить раздел 7, параграф 1, пункт 3. Письменно ответить на вопросы:

  1. Перечислите природные и социальные предпосылки концентрации населения.
  2. Нужно ли снижать высокие темпы роста численности населения в Азии?
  3. Какую демографическую политику необходимо проводить в Азии?
  4. Почему именно в Азии возникли все мировые религии?

При подготовке к уроку использованы материалы:

Интернет-ресурсы.

  1. http://geo.koltyrin.ru.
  2. http://worldgeo.ru

Литература.

  1. Курашева Е.М. Экономическая и социальная география мира в схемах и таблицах. 10 класс.: М., Экзамен, 2011.
  2. Смирнова М.С., Лиознер В.Л., Горохов С.А Уроки географии: 10 класс: Методическое пособие. Мастер-класс: М., Дрофа, 2006.

Тема: Размещение и миграция населения.

Цели и задачи:

Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами вызывающие миграции.

Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы; производить необходимые сравнения.

Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.

Урок разработан с учетом календарно-тематического планирования. Это третий урок по теме: "Население мира". По типу урок - изучение нового материала.

Структура и содержание данного урока определены поставленными целями и задачами:

  • Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока;
  • Сообщение нового материала с использованием систематизирующих таблиц и картосхем;
  • Постановка проблемного вопроса для закрепления изученного материала;
  • Итоговое закрепление в форме взаимопроверки;
  • Домашнее задание с учетом РУВ учащихся.

На уроке используются:

следующие методы- репродуктивные: словесный, наглядный, практический; эвристические: частично-поисковый с переходом на проблемный.

формы работы: фронтальная; работа в парах; индивидуальная.

Материал урока излагается доступно, научно обоснованно. На уроке используются элементы разноуровневого обучения (воспроизведение материала и анализ).

Время на уроке распределено рационально. Связки между этапами логичны. Урок выглит как единое целое.

ТСО, наглядные пособия, дидактический материал используется в соответствии с целями и задачами урока.

Контроль усвоения знаний ведется в течении выполнения заданий. Осуществляется контроль в форме фронтальной работы, индивидуальной работы и в форме взаимной проверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Размещение и миграции населения.

Цели и задачи:

Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами вызывающие миграции.

Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы; производить необходимые сравнения.

Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.

Оборудование:

Карты "Плотность населения мира", "Политическая карта мира"; атлас, учебник,

тетрадь, фрагмент видеофильма, словарь, раздаточный материал (каждому ученику).

Ход урока:

Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока.

I) Изучение нового материала.

1. Размещение населения на Земле.

На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7 % территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном полушарии. 15 % суши - совершенно не освоено людьми. Это области с экстремальными природными условиями. Естественно, что люди заселяли и осваивали в первую очередь наиболее благоприятные для жизни и богатые различными условиями и ресурсами территории.

Средняя плотность населения 45 чел/км, но за этим показателем могут скрываться очень большие различия между отдельными территориями. Наряду с этим около 50 % обитаемой суши имеют среднюю плотность 5 чел/км.

Определенная численность и плотность населения - необходимые предпосылки для развития каждой страны.

Каковы же показатели min и max плотности населения и для каких районов они характерны?

2. Практическое задание.

2.1 Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе и заполните схему:

Размещение населения

_________________ ____________________ ________________

_________________ ____________________ ________________

Приложение 1.1

Что же влияет на размещение населения в мире и в отдельной стране? Давайте выясним.

2.2 Практическое задание.

Сопоставьте и проанализируйте карты «Плотность населения мира» и «Физическая карта мира». Заполните таблицу. Сделайте выводы.

Государство

Китай

Канада

Австралия

Россия

Материк

Max плотность

Где?

Почему?

Min плотность

Где?

Почему?

Вывод: ________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Приложение 1.2

3. Миграции населения.

"Люди, - писал Н.Н. Баранский, - не перелетные птицы, их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами".

Ученик (работа со словарем):

Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.

Приложение 1.3

Международные миграции населения возникли в глубокой древности, продолжились в древние века - прежде всего в эпоху Великих географических открытий, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Самый большой миграционный взрыв начался в 19 веке в Европе, "выталкивание" части населения - свободные Земли и спрос на рабочую силу. Из Европы выехало 60 млн. человек.

Азия - китайские и индийские рабочие - вербовались для работы на плантациях и рудниках.

США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия.

После Второй Мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 века - " миграционный взрыв".

Ученик (работа с дополнительной литературой)

Приложение 1.4

Каковы же виды миграций и причины влияющие на перемещение населения мира?

4. Практическое задание.

4.1 У Вас на столах лежат карточки с названиями видов миграций. Посмотрите на схему и давайте попробуем классифицировать виды миграций.

Миграции

__________________ _______________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Приложение 1.5

4.2 Работа с учебником стр. 65-66;

Какие причины вызывают перемещение населения?

Виды миграций

Причины

Откуда? Куда?

Вывод: ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Приложение 1.6

II) Закрепление пройденного материала.

Исследования причин перемещения жителей из регионов России в НПР, проведенные 1998 году показали, что 100% опрошенных были подвигнуты к перемещению именно первичными потребностями. При этом, на первое место - 89% ставят потребности в стабильном заработке,

11% - возможность безопасного продолжения рода, 2% - возможность получения жилья.

Давайте представим, какие последствия повлекут за собой: отсутствие вакантных рабочих мест, политика руководителей Норильского комбината на сворачивание производства.

Итоговое закрепление в форме взаимопроверки; выставление оценок в журнал.

III) Домашнее задание (по выбору учащихся):

1)Упражнение № 9, стр. 77;

2)Упражнение № 9 (дополнительное), стр. 78;

3)Упражнение № 10, стр. 78;

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Размещение и миграции населения мира.

Приложение 1.1

Размещение населения

средняя плотность наибольшая плотность наименьшая плотность

Населения населения населения

45 чел/км более 600 чел/км менее 1 чел/км

1 Юго-восточная Азия на каждом материке

2 Южная Азия

3 Европа

4 Восток С.А

Приложение 1.2

Размещение населения мира. Причины неравномерного размещения населения.

Государство

Китай

Канада

Австралия

Россия

Материк

Евразия

Северная Америка

Австралия

Евразия

Max плотность

100-200

1-10

200-600

Где?

побережье Т.О

побережье А.О

Юго-восток

Центр, юг

Почему?

природные условия

историческое заселение

природные условия

экономические

центры

Min плотность

менее 1

менее 1

менее 1

менее 1

Где?

запад

север

центр

север

Почему?

горы Гималаи

суровые условия

пустыни

суровые условия

Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Можно выделить несколько причин: природный фактор, исторические условия заселения, социально-экономические условия.

Приложение 1.3

Использовать Географический энциклопедический словарь. Географические названия. Гл. редактор А.Ф. Трешков. - М: Советская энциклопедия, 1993 год.

Приложение 1.4

Плотность населения

Главная черта размещения населения – его неравномерность. Одна из важнейших причин этого – природные условия. Как известно, не все регионы на континентах имеют благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека. Не случайно лишь на 7 % азиатской площади суши проживает 70 % населения мира, а 37 % вообще не заселена.

Главным показателем размещения людей на Земле является плотность населения, характеризующаяся количеством людей, постоянно проживающих на 1 км2 территории. Естественно, что при росте численности населения и неизменной площади суши средняя плотность населения Земли постоянно растет. Так, в 1950 г. она составляла 18 чел. на 1 км2, в 1960 г.– 22, в 1970 г.– 27, в 1980 г.– 33, а в настоящее время достигла 40 чел. на 1 км2.

Наиболее населенной частью света является Европа, наименее – Австралия. Если на огромных пространствах севера Евразии и Северной Америки плотность составляет менее 1 чел. на 1 км2, то в Японии этот показатель – 300 чел. на 1 км2, а в Сингапуре превышает 4000 чел. на 1 км2.

Кроме природных условий, на размещение населения влияют и другие факторы. Среди них важными являются время заселения территории, тип хозяйства, миграционные процессы, политические события.

Городское население. Урбанизация

Население мира делится на городское и сельское.

Города возникли в глубокой древности, но их количество стало резко увеличиваться, начиная с прошлого века. (Какими причинами это можно объяснить?) Город – это населенный пункт, имеющий значительное количество жителей, занятых преимущественно несельскохозяйственной деятельностью.

Города классифицируют по различным признакам. Например, по внешнему виду выделяют европейский, североамериканский, азиатский тип города. По хозяйственным функциям различают города: промышленные центры, транспортно-промышленные центры, научные центры, столицы, курортные центры. Важной характеристикой большинства современных городов является их многофункциональность.

Численность городских жителей планеты постоянно растет и составляет в настоящее время 48 %. Для большинства стран мира характерен высокий уровень урбанизации.

По прогнозу ООН в 2000 г. в странах Западной Европы в городах будет проживать 75 %, а в странах Северной Америки – 87 % всего населения. Особенно высоки темпы роста городов в развивающихся странах. Например, в Африке городское население увеличивается на 5 % в год, в Южной Америке – еще быстрее.

Рост городского населения сопровождается его концентрацией в больших и очень больших городах, которые зачастую сливаются и образуют городские агломерации.

Бурный рост городов вызывает множество проблем. Среди них загрязнение окружающей среды, проблемы транспорта и жизненного пространства, шума и т.д. Особенно сложны эти проблемы в агломерациях и мегалополисах. Поэтому возникает необходимость регулировать безудержный рост городов.

Сельское население

Несмотря на стремительный рост городов, почти половина населения Земли и сейчас живет в сельской местности.

Существуют две формы сельского расселения: групповая и рассеянная. Групповая форма (села, хутора, станицы) распространена в странах Восточной Европы, в частности в Украине. Такая форма расселения характерна также для Китая, Японии и большинства развивающихся стран.

Рассеянная форма расселения характеризуется проживанием людей на отдельных фермах. Это связано с особенностями освоения территории. Фермерские хозяйства преобладают в США, Канаде, Австралии, Южно-Африканской Республике и др.

Выводы:

Население Земли размещено неравномерно.

На плотность населения влияют прежде всего природные условия.

Население земного шара делится на городское и сельское.

Большинству стран мира присущи высокие темпы урбанизации.

Существуют две формы сельского расселения: групповая и рассеянная.


Читайте в разделе



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...