Разработка урока спп с придаточными обстоятельственными. Конспект урока-исследования "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия."(9 класс)

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

урок русского языка в 9 классе

1. Актуализация знаний.

Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали? (слайд 1)

ПП

БСП

СПП

ССП

СП

Предложение

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных предложений?

2. Интеллектуальная разминка. (слайд 2)

Сегодня каждый из вас будет работать в рабочем листе, они лежат у вас на партах.

Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать: чем оно интересно?

Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлечённо поиграть в футбол.

В этом предложении много обстоятельств различного вида, а именно:

в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия;
вечером – обстоятельство времени;
несмотря на дождь – обстоятельство уступки;
во двор - обстоятельство места;
поиграть – обстоятельство цели;
увлеченно – обстоятельство образа действия;
очень – обстоятельство степени

3. Формулировка темы и цели урока.

А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы уроков и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: (слайд 3) СПП с придаточными обстоятельственными.

Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?

Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.

4. Выдвижение гипотезы

Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?

(щелчок) Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы обстоятельств.

5. Проверка гипотезы. слайд 4

Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.

Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (один ученик у доски)

1. Смелый там найдет, где робкий потеряет.

2. Когда пьешь воду, помни об источнике.

3. Чтобы много знать, надо много читать.

4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

5. Я счастлива, потому что умею любить.

6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)

6. Подумай! (слайд 5)

Ребята, обратите внимание! На слайде вам представлены три предложения. На первый взгляд они практически одинаковы, но разница есть. Подумайте и скажите: в чём разница между этими предложениями. (устная работа)

1.Медведь остановился там, где только что стоял лось.

2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.

3. Медведь заметил, где стоял лось.

7. Самостоятельная работа (слайд 6)

А теперь выполним самостоятельную работу и закрепим ваши знания.

Упражнение 135 (учебник)
Распределите предложения в три колонки (указывайте только номер предложений):

1 – СПП с придаточными обстоятельственными;

2 – СПП с придаточными определительными;

3 – СПП с придаточными изъяснительными.

Составьте схемы 1, 6, 7 предложений.

А теперь проверьте свою работу по образцу на слайде. (слайд 7) один ученик - схемы на доске.

У кого всё выполнено верно? У кого есть ошибки? Почему не получилось?

8. Домашнее задание (слайд 8) : одно на выбор (есть в рабочих листах)

    « на 3» - Выписать из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 5 СПП с придаточными обстоятельственными и составить схемы.

    « на 4» - Выписать из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 2 ССП и 3 СПП с придаточными всех видов.

    « на 5» - Дать характеристику одного из главных героев романа, используя все виды придаточных предложений.

9. Повторение.

    что мы сегодня изучали на уроке?

    что вы узнали о придаточных обстоятельственных?

10. Этап рефлексии.

В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи. (слайд 9)

«Знаю», «умею» - это 1 балл,

«нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Знание теоретического материала: ___________

Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________

Умение конструировать СПП: ____________

Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________

Умение решать нестандартные лингвистические задачи: _____________

Оценка

1. Организационный момент. Мотивация

Речь человека включает больше сложных предложений, чем простых. Причём, выбор типа сложного предложения определяется речевой ситуацией. Мы уже убедились, что описывая кого-то или что-то, говорящий употребляет СПП с придаточными определительными; рассказывая о каком-либо событии, употребляет СПП с придаточными изъяснительными. Я предлагаю вам продолжить наблюдение над нашей устной и письменной речью и сделать соответствующие выводы.

5 исследовательская группа: наблюдение над устной речью с целью выяснить, как часто мы употребляем СПП в речи (по возможности разграничить СПП с придаточными определительными, изъяснительными,обстоятельственными).

2. Актуализация знаний

Соотнесите понятия (карточки с понятиями развешаны по классу): 1) определение – согласование – СПП с придаточными определительными; 2) дополнение – управление – СПП с придаточными изъяснительными; 3) обстоятельство – примыкание – СПП с придаточными обстоятельственными (выбор зависит от вопроса)

3. Создание проблемной ситуации.

Сделайте синтаксический разбор предложения: Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлеченно поиграть в футбол

В предложении представлены практически все разряды обстоятельств:
в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия (когда? при каком условии?)

вечером – обстоятельство времени (когда? в какое время?)

несмотря на дождь – обстоятельство уступки (несмотря на что? вопреки чему?)

во двор - обстоятельство места (куда? в какое место?)

поиграть – обстоятельство цели (зачем? с какой целью?)

увлеченно – обстоятельство образа действия (как? каким образом?)
очень – обстоятельство степени (как? в какой степени?)

4. Постановка проблемы исследования.

А теперь вспомните, о чем у нас шла речь на предыдущих уроках, «включите ассоциации» и сформулируйте тему сегодняшнего урока-исследования.

5. Определение темы исследования.

6. Постановка целей исследования.

Рассмотреть характерные признаки придаточных обстоятельственных: место по отношению к главному, количество придаточных, способы присоединения (союз, союзное слово), типичные речевые сферы применения СПП

7. Выдвижение гипотезы.

Основываясь на знаниях и своих ассоциациях, выскажите гипотезы о придаточных обстоятельственных.

Придаточных обстоятельственных, вероятно,так же много, как и обстоятельств, и отвечают они на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, КАК? и другие;

Придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению при помощи союзов и союзных слов;

Придаточные обстоятельственные могут стоять перед главным предложением, после главного и в середине главного предложения;

Количество придаточных обстоятельственных в предложениизависит от речевой ситуации (зачем, с какой целью мы говорим, употребляем СПП);

8. Проверка гипотезы (каждая исследовательская группа проверяет одну гипотезу)

1. Исследование теории: параграф «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными »

2. Исследование языкового материала: расставьте в предложениях знаки препинания; постройте схемы предложений; укажите, чем присоединяется придаточное предложение к главному (союзом или союзным словом), к чему относится (ко всему главному или к какому-либо слову)

1 исследовательская группа: 1) Там счастье не диво где трудятся нелениво. 2) Глупец один не меняется ибо время не приносит ему развития. 3) Я хотел бы жить и умереть в Париже если б не было такой земли – Москва. 4) Чтобы воды напиться надо тоже потрудиться. 5) Дерево валят туда куда оно нагнулось. 6) Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. 7) Снег всё становился белее так что ломило глаза. 8) Где тонко там и рвется.

2 исследовательская группа: 1) Живи так как растет дерево. 2) Ученик никогда не превзойдет учителя если не будет видеть в нём соперника. 3) Подлинная дружба расцветает только там где люди уважают друг друга. 4) Чтобы быть правдивым совсем не надо быть героем. 5) Звёзды дрожали в глубине неба как дрожат капли росы утром на траве. 6) Когда солнце спустилось к горизонту жёлтый свет заиграл на зеркальной глади озера. 7) На карнавале было так весело что не хотелось уходить домой. 8) Оттого что зажгли огни стало совсем светло.

3 исследовательская группа: 1) Где нет любви к искусству там нет и критики. 2) Там где только что село солнце небо было в переливах света. 3) Человек бывает счастлив там где ему уютно и комфортно. 4) Когда ночь раскроет свои объятья звёзды засверкают по всему небу. 5) Озеро кажется совсем черным когда солнце заходит за край горизонта. 6) Не надо быть героем чтобы говорить правду. 7) Если хочешь быть счастливым будь им. 8) Цветы оттого что их только что полили издавали ещё более резкий запах.

4 исследовательская группа: 1) Когда тебе плохо когда тебе одиноко когда весь мир против тебя просто искренне улыбнись. 2) Даже если обрушится ураган если ветер собьёт с ног я на помощь другу приду. 3) Я буду ждать тебя там где горы касаются неба где ветры ложатся спать где встречается солнце с луною. 4) Утром едва над горизонтом показалось солнце и едва по верхушкам леса пробежал ветерок мы продолжили путь к вершине горы. 5) Всё пришло в движение потому что прозвенел звонок.

5 исследовательская группа: Я старался задавать отцу тревожащие и важные для меня вопросы перед сном. Когда меня что-то беспокоило, когда мне хотелось простоты и ясности, мне нужен был папа. Мне хотелось, чтобы он нашел нужные слова, все объяснил не торопясь и понятными словами. Самые главные вопросы я готовил на вечер, когда меня укладывали спать. В такое время папа был обычно ничем не занят. После того как я задавал свой вечерний вопрос, самыми сладкими были слова: «Сынок, я к тебе приду, и мы поговорим!»

9. Вывод по результатам исследовательской работы

СПП с придаточными обстоятельственными отвечают на вопросы обстоятельств.

Придаточные обстоятельственные присоединяются к главному союзами и союзными словами, могут стоять перед главным предложением, после него или в середине главного предложения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Конспект

урока русского языка по теме

«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

с аспектным анализом

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Класс: 9

Цели урока: образовательные:

Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;

Формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;

Развитие пунктуационных навыков;

Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

развивающие:

Развитие навыков монологической речи;

Развитие навыков парной и групповой работы;

Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Формирование умений анализировать полученную информацию;

Формирование умения слушать и вступать в диалог;

воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование: компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать - узнал», учебник, рабочий лист, таблица «Типы придаточных предложений в русском языке».

Ход урока

    1.Организационный момент.

Сегодня нас с вами ждет большая и интересная работа. Я прошу Вас помочь мне своими знаниями и активностью на уроке. В первой части урока мы будем работать с рабочими листами. Перед вами на партах лежат листочки «Мои достижения на уроке». Оцените свою готовность к уроку по пятибалльной шкале.

Кто оценил себя на «5»? На «4»? На «3»? Молодцы!

Ребята, вы проходите большую и сложную тему «Сложноподчиненное предложение» И начали знакомиться с видами придаточных. Давайте проверим, что известно вам по теории данного вопроса, используя прием «Верно-неверно». Я прошу вас взять рабочие листы, где на первой странице, вы отметите простым ответом да или нет верные и неверные утверждения. Работаем быстро, у вас 1,5 минуты. (Правильные ответы на слайде. Самопроверка)

2. Актуализация знаний

Я хочу загадать вам синтаксическую загадку. На слайде и в рабочих листах вы видите незаконченные предложения, скажите можно ли составить схему предложения и определить вид придаточного, если оно незакончено. Молодцы! Можно. Давайте попробуем это сделать.

Я желаю вам, чтобы….

День, который перевернет вашу жизнь, ….

Когда человек счастлив, он улыбается……

Кто догадался, что мы повторяли этим упражнением? Правильно, место придаточного в сложном предложении и виды придаточных предложений.

Разберите следующее сложноподчинённое предложение по членам предложения, укажите разряды обстоятельств.Стр.1 на рабочем листе

Назовите обстоятельства в этом предложении, их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия ).

3. Изучение нового материала

Давайте проверим, насколько развита у вас память.

Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)

Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7.

Давайте ещё раз перечислим разряды обстоятельств.

Ребята, а кто из вас догадался, как мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Наша задача – выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.

4.Работа с учебником Прочитайте материал на стр.278

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

- Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственных называются так же, как обстоятельства).

Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами; узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).

5.Первичное закрепление

1.Прием « Кластер».

Предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер). «Виды придаточных»Итак, СПП с придаточными обстоятельственными Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.Учитель раздаёт таблицы обучающимся «Виды придаточных в СПП»

2. Путешествие по Ставропольскому краю (предложения об истории Ставропольского края)

П рочтите предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:

    в 1-й столбик СПП с придаточными определительными

    в 2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными

    в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными

3.Выполним следующее задание, чтобы выяснить, умеете ли вы находить придаточные обстоятельственные и определять их виды. Помогут нам выполнить задание строки из произведений А.С. Пушкина.Стр.4 на рабочем листе

4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип придаточных.

1.Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим. (А.Пушкин) (меры и степени)

2.Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.Пушкин) (места)

3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин). (цели)

4. Оттого я присмирел , что слышу я топот дальний трубный, звук и пенье стрел. (А.Пушкин) (причины)

6. Итог урока

Мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.

Перед вами схема. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.

Значения

Обстоятельства

в простом предл.


Придаточные

обстоятельственные

7. Домашнее задание .

Выписать из текста изучаемого произведения по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных.

8. Рефлексия

Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету. ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Разработала учитель русского языка МБОУ СОШ № 7 г. Конаково Хицкова Ирина Николаевна

Цель:

— получить понятие о СПП с придаточными обстоятельственными;

— начать формировать умения определять типы обстоятельственных предложений;

— совершенствовать пунктуационные навыки при употреблении СПП.

Ход урока:

    Сообщение цели.

    Повторение.

— Сегодня мы изучаем придаточные обстоятельственные, а какие-то виды придаточных вы уже знаете. Давайте вспомним их:

1) Какие три большие группы придаточных по значению мы выделяем? (опред, изъясн, обстоят)

2) Какие из них вам уже знакомы? (опред, изъясн)

— Для того чтобы проверить ваши знания об этих придаточных и умение определять вид придаточного, небольшая проверочная работа.

Задание: заполнить таблицу, анализируя предложенные предложения.

№ предложения

Вид придаточного

Показалось

Сгорит живое

Показалось

Что?

изъяснительное

Попадались полянки

Которые заросли

полянки

Какие?

определительное

Он подумал

возблагодарить

подумал

О чем?

изъяснительное

Буду любезен я

Я пробуждал

любезен

Чем?

изъяснительное

1 вариант:

1.Мне показалось, что сейчас сгорит все живое.

2.Попадались полянки, которые заросли высокими желтыми цветами.

3.Оставшись один, он (Плюшкин) даже подумал о том, как бы ему возблагодарить гостя за такое беспримерное великодушие.

4.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.

№ предложения

Грамматическая основа главного

Грамматическая основа придаточного

К какому слову в главном относится придаточное

На какой вопрос отвечает придаточное

Вид придаточного

Я догадывался

Брат привез

догадывался

О чем?

изъяснительное

Лес вставал

Который стряхнул

лес

Какой?

определительное

Макар не заметил

Стало светать

Не заметил

Чего?

изъяснительное

Не помню

Длился разговор

Не помню

Чего?

изъяснительное

2 вариант:

1.Я догадывался, что брат привез мне.

2.Лес, который стряхнул с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии.

3.Макар и не заметил, что на равнине как будто стало светать.

4.Не помню, сколько длился этот тягостный разговор.

— После проверки сообщу оценки, но уже сейчас можете уяснить для себя, усвоили ли вы тему «Придаточные изъяснительные и определительные» или нет. (Проверка по проекции на экране)

— Для кого не составило труда определить вид придаточного? Молодцы, значит вы готовы к изучению нового.

— А теперь скажите, пожалуйста, какой еще вопрос вы бы задали для более глубокого анализа данных предложений? (вопрос о средстве связи: союз или союзное слово)

— А как отличить, союз или союзное слово перед нами?

    Новый материал.

А теперь мы готовы к изучению нового материала, записываем тему урока.

— С какими второстепенными членами соотносятся придаточные обстоятельственные?

— Следовательно, нам понадобится сегодня вспомнить кое-что об обстоятельствах.

— См. на экран: на какие вопросы отвечают обстоятельства данных видов?

Виды обстоятельств

Вопросы

образа действия или степени

как? каким образом?

места

где? куда? откуда?

времени

когда?

условия

при каких условиях?

причины

почему

цели

зачем?

— Замечательно, я вижу, что вам нетрудно будет сегодня запомнить информацию о придаточных обстоятельственных.

— Давайте сравним информацию об обстоятельствах с информацией о придаточных обстоятельственных, см. учебник

— Что бы вам хотелось отметить? (+ сравнения, уступки, следствия)

— Есть случаи, в которых будет невозможно задать вопрос. Какие?

    Первичное закрепление.

Чтобы закрепить полученные о СПП с придаточными обстоятельственными знания, комментированное письмо.

Задание : записать, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточного.

1. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (обр.дей)

2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. (места)

3. Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи. (места)

4. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (услов)

5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (услов)

6. Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. (причин)

7. Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах. (цели)

8. Чтоб эту истину понять еще ясней, прослушай басенки моей. (цели)

9. Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам. (уступки)

10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (след)

    Закрепление нового.

А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа.

Задание : записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного. Самопроверка.

Весна.

Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.

Весна.

Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели)

1-2 ош – «4», 3-5 ош – «3», 6 и более – «2»

    Итоги урока

См. на схемы и определяем вид придаточного обстоятельственного (не глядя в учебник).

На экране появляются поочередно схемы.

, (когда…). — образа действия и степени

, (где…). — места

Когда(). — времени

Если(). — условия

Потому что(). — причины

Чтобы(). — цели

Словно(). — сравнения

Хотя(). — уступки

Так что(). — следствия

    ДЗ упр.по учебнику или составляем текст, аналогичный представленному в самостоятельной работе.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...