Развитие культуры во второй половине XVIII века. Во второй половине xviii столетия

В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Главным центром научной деятельности была академия наук. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г.Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И.Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П.Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В.Растрелли в Петербурге и Д.В.Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д.Кваренги, Н.А.Львов и Ч.Камерон. В Москве в стиле классицизма строили В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.

Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского). М.Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко.

Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

Реформы Екатерины II касались не только сферы управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует называть реформу образования. Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности воспринимать новое. Ей было очевидно, что недостаточно дать человеку лишь определенный набор знаний (как это было при Петре), но необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности. Среди комиссий, созданных Екатериной уже в 1763 г., была и Комиссия по народному образованию, разработанный ею законопроект так и не был реализован.

Главным проводником политики Екатерины в области образования стал Иван Иванович Бецкой (внебрачный сын генерал-фельдмаршала И.И. Трубецкого), сам получивший неплохое образование за границей. Уже в 1763 г. он был назначен директором Сухопутного шляхетского корпуса и президентом Академии художеств, а в 1764 г. императрица утвердила разработанное им “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”, в основе которого лежала популярная тогда в Европе идея “воспитания новой породы людей”, свободных от пороков, которые затем через семью распространят принципы нового воспитания на все общество. По замыслу автора, в России следовало создать сеть училищ, где в полной изоляции от дурного влияния общества (в том числе м родных) воспитывались бы дети от 4-6 до 18-20 лет. Училища должны были быть сословными, причем особо оговаривалось образование разночинцев, т.е. выходцев из низших сословий. Для всех новых учебных заведений Бецкой разработал специальные уставы, в которых просветительские идеи в области педагогики воплотились в обязательные нормы. Уставами запрещалось бить и бранить детей, а развитие их природных качеств и склонностей, интерес к учебе предполагалось поощрять лаской и уговорами. Для широкого распространения новых идей в области образования уставы учебных заведений периодически переиздавались.

Для детей дворян открывались средние учебные заведения - по типу основанного в 1764 г. Бецким Общества двухсот благородных девиц в Петербурге (Смольный институт). Он был первым в России женским учебным заведением и пользовался особым покровительством Бецкого и самой императрицы. Екатерина часто бывала в институте и даже переписывалась с некоторыми из воспитанниц. В том же 1764 г. в Москве было открыто подобное Смольному институту Екатерининское училище. Для дворянских детей предназначался и реформированный в 1766 г. Сухопутный шляхетский корпус.

Для детей других сословий (кроме крепостных) создавались профессиональные училища со средним специальным учебно-образовательным курсом: коммерческое училище при Московском воспитательном доме (1772 г.), родовспомогательное училище при Санкт-Петербургском воспитательном доме, училища при Академии художеств (1764 г.) педагогические училища при Смольном институте (1765 г.) и Сухопутном шляхетском корпусе(1766 г.). Открыты Воспитательные дома для сирот в Москве (1764 г.), Санкт-Петербурге (1770 г.) и др. городах.

“Благородные училища” для детей дворян создавались на средства государства, “мещанские” училища - на пожертвования граждан. Поощрение подобных денежных вкладов и пример, поданный в этом отношении императрицей, должны были способствовать созданию в обществе новой атмосферы, иных принципов во взаимоотношениях людей. В это время зарождалась российская благотворительность - явление, которому многим обязаны русская культура и образование.

Однако к концу 1770-х гг. стало ясно, что система Бецкого не дает ожидаемых результатов. Изолировать воспитанников от окружающей жизни было невозможно хотя бы потому, что детей учили люди, выросшие в иных условиях. Кроме того, отдельные созданные училища еще не образовывали системы народного образования. В 1782 г. по указу Екатерины была создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которой работали специально приглашенные в Россию видные педагоги из Европы. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Специально для этих училищ Бецкой и Екатерина написали книгу “О должностях человека и гражданина”, в которой популярно излагались воззрения просветителей на такие разные понятия, как душа и добродетель, обязанности по отношению к Богу и обществу, государству и ближним; приводились также сведения по гигиене, советы по домоводству. В последующие годы были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.

В результате всех этих мер в России впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах, и это практически закрывало доступ к образованию для крестьянских детей. В этом заключался основной недостаток реформы. Но создать в это время более разветвленную сеть школ государству было не под силу хотя бы потому, что не было еще достаточного количества учителей. В целом же масштаб и долговременное значение всего, что удалось сделать, были поистине грандиозны.

Общественная мысль и журналистика

Пример императрицы, увлекавшейся чтением и сочинительством, имел благотворное влияние на развитие русской культуры. Это был тот короткий период, в течение которого существовал своего рода союз государства и культуры, когда культура остро нуждалась в поддержке государства. Проникновение государства в жизнь общества еще не стало всеобъемлющим, а культура еще не завоевала самостоятельного места, не ощутила своей самоценности. С другой стороны, “просвещенный абсолютизм” признавал свободу слова, мысли, самовыражения, не находя в них опасности. В екатерининское время шло формирование той культурной Среды, которая просуществовала в России вплоть до 1917 г. Немалая роль в этом процессе принадлежала самой императрице, которая возвела задачу культурного развития в ранг государственной политики.

Особая заслуга принадлежит Екатерине в развитии русской журналистики, расцвет которой пришелся на 60 - 70-е гг. XVIII в. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал “Всякая всячина”, официальным редактором которого стал ее статс-секретарь Г.В. Козловский. Это издание было необходимо Екатерине, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения на общественно значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причину неудачи Уложенной комиссии. Помимо этого журнал был нужен императрице и для обличения и осмеяния разнообразных пороков (в духе идей просвещения). Это породило оживленную полемику о роли сатиры в обществе - должна ли она бороться с абстрактными пороками или конкретными их носителями. Основным оппонентом императрицы стал выдающийся русский просветитель и издатель XVIII в. Николай Иванович Новиков, также издававший в эти годы ряд сатирических журналов (“Трутень”, “Живописец” и др.).

В литературе можно встретить утверждения, что спор Екатерины и Новикова носил идеологический характер и повлек за собой цензурные преследования последнего. Документы не подтверждают этого, на самом деле разница во взглядах императрицы и просветителя была в то время еще незначительной. Сама же по себе открытая полемика в печати государыни с одним из подданных стала явлением беспрецедентным в русской истории. В екатерининское время у государства не было нужды защищаться от новых идей в литературе, да и авторы были еще не так смелы. Цензурные запреты касались лишь произведений печати, считавшихся еретическими, безбожными или безнравственными.

Развитие культуры стимулировало процесс формирования национального русского самосознания, сопровождавшийся ростом интереса к историческому прошлому России, размышлениями о месте русского народа в мировой истории. Постепенно складывались основные течения русской общественной и политической мысли, окончательно сформировавшиеся в следующем, XIX в. Откровенно оптимистический взгляд Екатерины на русскую историю неминуемо должен был вступить в конфликт с иными воззрениями. Одним из ее оппонентов был князь М.М. Щербатов - государственный деятель и историк, автор многотомной “Истории Российской” и ряда публицистических произведений, депутат Уложенной комиссии, возглавивший аристократическую оппозицию. Свое отношение к окружающей действительности он откровенно выразил в памфлете “О повреждении нравов в России”, который впервые был опубликован лишь в середине XIX в. “Вольной русской типографией” А.И, Герцена в Лондоне. Для Щербатова XVIII в. - время всеобщего падения нравов, которому он противопоставляет идеалы допетровской Руси. По сути, Щербатов является предтечей славянофилов.

Другое направление русской общественной мысли этого времени связано с масонством. Масонские идеи начали проникать в Россию на рубеже XVII - XVIII вв., однако наибольшее их распространение пришлось на середину века, когда масонами стали виднейшие государственные деятели - братья Чернышевы, братья Панины, Р.И. Воронцов и др. По некоторым данным, масонские собрания происходили у Петра III в Ораниенбауме в бытность его великим князем, а позднее одним из главных масонов стал любимец Екатерины И.П. Елагин. Масонами были также поэты А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, М.И. Попов и Г.Р. Державин, архитектор В.И, Баженов и др. Через увлечение масонством прошли в молодости Щербатов и Радищев. Масоны провозглашали построение общества свободны людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождения от всех сословных и национальных рамок. Для думающего человека XVIII в. масонство представлялось альтернативой идеологии официальной государственности и столь же неприемлемому слепому копированию французской или прусской культуры. Казалось, что в масонстве русский человек, уже оторвавшийся от национальной почвы, сознающий эту оторванность и страдающий из-за этого, нашел некий “третий путь”. Практическая деятельность масонов в России этого времени не отделима от чисто просветительской, направленной на просвещение народа.

В 70-е гг. и в русском и в западноевропейском масонстве наступает период, связанный с разочарованием в идеях и опыте просветителей. В духовных поисках масонов начинает преобладать мистическое познание; они верили, что путем открытия некоей мистической тайны мироздания удастся совершить то, что не удалось с помощью разума. Эти новые идеи в сочетании с таинственными обрядами привлекли к масонству достаточно большое число сторонников. И тогда оно стало опасным с точки зрения властей - ведь речь шла чуть ли не о новой идеологии с религиозным оттенком. Отнесшись поначалу к масонству с известной долей презрения как к модному чудачеству и легкомыслию, позднее императрица увидела в нем явную опасность для самодержавной власти.

Своего рода примером для острастки других стала судьба Н.И. Новикова, который в течение многих лет в арендованной им с конца 70-х гг. типографии Московского университета помимо книг просветительского характера напечатал и немало чисто масонских изданий, распространение которых в России было запрещено. Деятельность Новикова давно тревожила императрицу, и в 1792 г., когда на его складах были обнаружены сотни экземпляров запрещенных масонских сочинений, издатель был арестован и предан суду. Вряд ли наказание было бы слишком суровым, если бы во время следствия не выяснилось, что русские масоны и сам Новиков, имевшие тесные связи с зарубежьем, в частности с Пруссией, пытались установить контакт с наследником престола великим князем Павлом Петровичем. Все, что касалось постороннего влияния на ее сына, Екатерина воспринимала крайне болезненно и очень серьезно. В результате Новиков был на долгие годы (до воцарения Павла) заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Другое направление русской общественной мысли этого времени представлено именем Александра Николаевича Радищева. Как принято считать с него началось формирование в России революционной идеологии. Получив образование за границей и став поклонником идей просветителей, Радищев придает им радикальный, нигилистический характер. Такие взгляды сформировали решительное неприятие существующих в стране порядков и прежде всего крепостничества. Вообще критическое отношение к действительности, порожденное идеями Просвещения, развивалось и в Европе, но там носителем революционной идеологии стала буржуазия, боровшаяся за свои права. Радищев и его сторонники не видели различий в историческом развитии и положении России и Европы, не проявил себя еще в достаточной мере и негативный опыт Французской революции. Казалось, что революционный переворот в состоянии решить все проблемы общества и принести народу истинную свободу. Эти идеи и были выражены Радищевым в его “Путешествии из Петербурга в Москву”, изданном в 1790 г.

Хорошо известны слова, написанные Екатериной на полях книги Радищева: “бунтовщик, хуже Пугачева”. Что же так возмутило императрицу? По-видимому, все же не критика крепостного права как таковая (она и сама подумывала о его отмене), а именно бунт против начальства, против ее власти. Радищев доказывал, что дела в государстве обстоят плохо, что народ живет много хуже, чем она полагала. Екатерина же была убеждена, что это неправда, ложь и клевета и, как бы ни было плохо крепостное право, ее подданные просто не могут быть несчастливы. Реакция императрицы понятна и естественна: тираж книги был конфискован, а ее автор сослан в Илимский острог (полностью амнистирован лишь в 1801 г. Александром I).

Новиков и Радищев стали первыми жертвами борьбы с инакомыслием. Их судьбы означали конец недолгого союза в отношениях власти и культуры и начало противостояния.

Архитектура

В 1760-х гг. на смену барокко приходит классицизм. Толчком к освоению классического наследия стала находка в 1748 г. г. Помпеи погибшего в результате извержения Везувия и всплеск, в связи с этим, интереса к полузабытой античной архитектуре. Популярность классицизма в России имела еще одну причину. Получив право не служить дворяне смогли посвятить себя хозяйству. По всей стране развернулось строительство дворянских особняков и усадеб. Барочные формы требовали больших средств и высококвалифицированных мастеров, которых не хватало. Античные образцы, простые и величественные показались подходящим образцом для подражания. В России зримой границей между двумя стилями стала неожиданная для многих отставка в 1764 г. Б.-Ф. Растрелли с поста обер-архитектора и его отход от творческой деятельности.

В эволюции классицизма можно выделить три этапа: ранний классицизм (1760 - 1780 гг.), строгий классицизм (1780 - 1800 гг.) и высокий классицизм (1800 - 1840 гг.).

Большую роль в распространении классицизма в России сыграла учрежденная в 1762 г. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная вначале для регулирования застройки обеих столиц, она вскоре стала руководить всем градостроительством в стране. За время ее функционирования (до 1796 г.) она создала генеральные планы для более нескольких сот городов России.

Антонио Ринальди (Мраморный дворец, Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге, Катальная горка и др. сооружения Ораниенбаума, Гатчинский дворец)

Чарльз Камерон (Павловский дворец, Камеронова галлерея в Царском Селе)

Василий Иванович Баженов (дом Пашкова в Москве, Михайловский (Инженерный) замок в С.-Петербурге, Царицыно (осуществлено не полностью), Большой Кремлевский дворец (проект).

Матвей Федорович Казаков (Сенат, старое здание Московского университета, Путевой (Петровский) дворец, Голицынская (Первая Градская) больница в Москве).

Иван Егорович Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры в С.-Петербурге).

Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт в С.-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе).

Крепостные архитекторы: А.Ф, Миронов, Ф.С. Аргунов (дворец в Кусково), П.И. Аргунов (Останкино) и др.

До 1770-х гг. в садово-парковой архитектуре преобладает “французский” регулярный парк, а после - пейзажный “английский”.

Живопись и скульптура

Академия художеств, основанная в 1757 г., определяла пути русского искусства во II пол. XVIII в. Возрожденное Академией пенсионерство (отправка наиболее талантливых учеников за рубеж) уже не было простым ученичеством, как вначале века, оно стало скорее художественным сотрудничеством, принесшим русским художникам европейское признание. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно воплотились в историческом жанре, трактовавшем античные, библейские и национально-исторические сюжеты соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просвещения.

Наибольших успехов русские живописцы достигли в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры XVIII в. принадлежит творчество Ф.С. Рокотова, происходившего из крепостных крестьян, но получившего вольную. В 1750-е гг. популярность его столь велика, что его приглашают в написать потрет наследника престола Петра Федоровича (будущего Петра III). В 1760-е гг. он уже академик живописи. Женские портреты А.П. Струйской, П.Н. Ланской и др.

Д.Г. Левицкий (7 портретов смольнянок, портрет Д. Дидро, и др.)

В.Л. Боровиковский (женские портреты М.И. Лопухиной, О.К. Филипповой, портреты Г.Р. Державина, Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена, А.Б. Куракина и др.)

Во II половине XVIII в. все более самостоятельное значение приобретала скульптура. Развитие монументальной скульптуры происходило в русле классицизма. Среди скульпторов-монументалистов вделяется М.И. Козловский (“Самсон” в Петергофе, памятник А.В. Суворову в С.-Петербурге).

Одновременно происходило становление русского реалистического скульптурного портрета, родоначальником которого стал Ф.И. Шубин (бюсты М.В. Ломоносова, П.А. Румянцева-Задунайского, А.М. Голицына и др.)

Вместе с русскими мастерами развитию искусства русской скульптуры способствовал французский мастер Этьен-Морис Фальконе, работавший в России в 1766 - 1778 гг. Когда русский посол передал Фальконе заказ Екатерины II на памятник Петру I, знаменитый Дидро сказал своему другу-скульптору: ”Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое”. Это ему блестяще удалось. Конная статуя Петра - “Медный всадник”, значительно опередила по художественному выражению и скульптурной технике все произведения его предшественников в мировом искусстве.

Просвещение

Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для деятельности в области науки, литературы, искусства. Поэтому вполне понятно, что здесь речь пойдет о достижениях, главным образом, в области дворянской культуры.

Вместе с тем нужды и последствия социально-экономического развития страны ставили перед наукой, просвещением, общественно-политической мыслью задачи, выходившие за пределы потребностей дворянства. Это приобщило в XVIII столетии к активной деятельности в некоторых областях культуры выходцев из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян.

Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную практическую направленность.

Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» была наиболее массовой и повсеместной. Речь идет об обучении чтению часослова и псалтыри дьячками и другими служителями культа.

Увеличилось число солдатских гарнизонных школ - прямых продолжателей традиций петровских «цифирных школ». В 1721 г. их насчитывалось около 50, а в 1765 г. школы были при 108 гарнизонных батальонах, где училось до 9000 солдатских детей. Здесь обучали не только чтению, письму и арифметике, но давали начальные сведения в области геометрии, фортификации и артиллерии. Менее способные ученики обучались различным ремёслам. Существовали национальные военные школы на Кавказе.

Основное же внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1731г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. Морской шляхетский корпус. В 1758 г. артиллерийская и инженерная школы в Петербурге объединились и составили третье закрытое дворянское учебное заведение. Помимо этого дворянских детей обучали в частных пансионах, а также в домашних условиях. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов. Во второй половине века это увлечение достигло своих крайних, извращенных форм.

Важнейшим событием середины XVIII в. была организация первого в стране высшего гражданского учебного заведения - Московского университета. Куратором его был влиятельнейший елизаветинский вельможа - И. И. Шувалов, известный меценат, основатель и президент Академии художеств, оказавший содействие развитию русской культуры.

Однако идейным строителем Московского университета был гениальный русский ученый М.В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета. Он добивался того, чтобы университет был бессословным и светским учебным заведением (в нем не было богословия). Открытый в 1755г. Московский университет принял первых студентов на свои три факультета-философский, юридический и медицинский. Первые студенты были преимущественно представители разночинных слоев тогдашнего общества.

Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями- для дворян и разночинцев. Здесь изучались латинский, один из европейских языков, математика, словесность и история. В создании учебников активное участие принял М.В. Ломоносов, написавший «Риторику» и “Российскую грамматику».

На русском языке велось преподавание и в самом университете, что отличало его от типичных западноевропейских университетов. Во второй половине столетия Московский университет стал крупнейшим центром русской науки и просвещения. В нем преподавали такие выдающиеся ученые-профессора, как С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, Н.Н. Поповский, А.А. Барсов и др. Большую пользу оказал университет распространению просвещения среди нерусских народов России. По образцу московской была создана гимназия в Казани Из стен Московского университета вышла чувашская грамматика, грузинская и татарская азбуки.

Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России, потребность в организованной системе школьного образования ощущалась все более остро.

Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки. Однако обстановка, сложившаяся в те годы в Академии наук характеризовалась преобладанием приглашенных в Академию немцев. После 1739г. на должность президента стали обычно назначать какого-либо вельможу, уделявшего мало внимания делам Академии. Фактическим управителем ее был советник канцелярии Шумахер - человек в высшей степени ограниченный. В результате грубого произвола, чинимого Шумахером, из Петербурга уехал ряд крупных иностранных ученых. В знак протеста Академию покинули Д. Бернулли и Л. Эйлер. Русские пока еще практически отсутствовали в Академии. До 1741 г. здесь был единственный русский адъюнкт Ададуров, да и тот незадолго до приезда Ломоносова ушел из нее.

С воцарением Елизаветы в Академии произошел сдвиг и вместо одного стало два русских адъюнкта - Ломоносов и Теплов.

Ярка и удивительна судьба гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, родившегося в 1711г. в далекой поморской деревне Мишанинской, что возле Холмогор. Уже будучи взрослым юношей в 1730 г. Михаил Лолмоносов, выхлопотав годовой паспорт, с одним из обозов отправляется в далекую Москву. Там он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Успешно окончив Академию Ломоносов вместе с 1 1 другими выпускниками в 1735 г. был направлен для прохождения курса наук в Петербургскую Академию. Вскоре его посылают в Германию, в Марбург, к профессору Вольфу, а потом во Фрайбург к известному металлургу, профессору Генкелю. Пять лет, проведенные за границей, были для Ломоносова годами серьезной самостоятельной учебы.

Глубокие знания, исключительная одаренность, самостоятельность мышления способствовали формированию незаурядного исследователя, ученого с огромным диапазоном знаний и интересов.

В июне 1741 г. М.В. Ломоносов возвращается в Петербургскую Академию наук и становится адъюнктом профессора физики Крафта. В 1745 г. он был утвержден профессором химии и стал полноправным членом Академии. Одолевая препятствия, Ломоносов добился создания в 1748 г. хнмической лаборатории. Острую борьбу пришлось вести ему и с академиками-немцами, препятствовавшими выдвижению русских ученых.

Диапазон интересов М.В. Ломоносова как ученого был огромен. Объектом пытливого исследования гениального ученого были физика, химия, геология, астрономия и другие науки. Ломоносов был создателям атомно-молекулярной теории строения вещества, послужившей прочным основанием дальнейшему развитию фундаментальных естественных наук в XVIII столетии. В 1748 г. в письме к Л. Эйлеру он впервые в мире формулирует общий закон сохранения материи и движения, имеющий огромное значение для познания всего процесса мироздания. В 1756 г. Ломоносов осуществляет классические опыты, экспериментально обосновывающие закон сохранения вещества, формулирует предположение, объясняющее явление нагрева тел как следствие движения частиц. Эта гениальная догадка намного опередила эпоху.

Великий русский ученый много занимался вопросами, связанными с тайнами происхождения Вселенной. Ломоносову принадлежит честь открытия на Венере атмосферы и ряд других важных наблюдений в области астрономии.

Темпераментный исследователь, Ломоносов никогда не удовлетворялся чистой наукой. Он был блестящим экспериментатором и изобретателем, новатором во многих областях техники, горного дела, металлургии, пробирного искусства, производства фарфора и стекла, солей и красок, строительной техники.

Многогранный талант М.В Ломоносова проявился и в области гуманитарной. Он был выдающимся поэтом и теоретиком в вопросах стихосложения. Огромен его вклад в формирование русского литературного языка. М.В. Ломоносов увлекался и искусством мозаики, и изучением истории Родины. Итогом его трудов по истории стали созданные им «Краткий Российский летописец» и «Древняя Российская история».

Ломоносов затратил много сил и энергии для выдвижения национальных кадров русской науки. Он читал лекции студентам при Петербургской Академии. Первые профессора Московского университета Поповский и Барсов были его учениками. Еще при жизни Ломоносова ярко засверкал талант таких ученых, как астроном С.Я. Румовский, математики М.Е Головин и С.К. Котельников, натуралист И.И.Лепехин, юрист А.Я.Поленов, о творческом росте которых великий ученый непрестанно заботился.

Широко известны и другие российские ученые: Севергин-основоположник минералогии, Виноградов - вопросы обоснования технологии и химии производства фарфора. Мировую известность получил Шумлянский, воспитанник Киево-Могилянской академии, автор выдающегося исследования в области экспериментальной биологии.

В Российской Академии успешно трудились и многие иностранные ученые. Это прежде всего гениальный математик Эйлер (работы в области теории движения Луны, интегрального исчисления, а также разработка таких проблем, как теория баллистики, гидродинамики и кораблестроения); Бернулли, известный своими трудами этого периода в области теории стрельбы, расширения газов и т.п.

Ряд интереснейших достижений имела в России и техническая мысль. Русский народ выдвинул из своих рядов замечательных новаторов, гениальные изобретения которых подчас опережали то, что появлялось в ту эпоху за рубежом. Но в большинстве случаев технические новшества не находили реальной опоры в уровне и потребностях промышленного развития и оставались без практического применения.

Еще при жизни Ломоносова в 1760 г. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменяющий труд 9 человек. Талантливый самородок Иван Иванович Ползунов (1728-1766) сконструировал на Колывано-Воскресенских заводах Алтая первую в мире паровую универсальную машину. За несколько дней до ее пуска Ползунов умер, однако «огнедействующая машина» проработала на заводе несколько месяцев и только в результате незначительной в течи в котле вышла из строя.

Поразительной разносторонностью дарования отличался механик Академии наук Иван Петрович Кулибин (1735- 1810). Талантливый изобретатель был непревзойденным мастером часового дела, создавая механизмы самых причудливых форм. Он создавал механизмы изумительной точности. Были широко известны его астрономические часы, показывавшие времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода Солнца в Петербурге и Москве. Кулибин разработал смелый уникальный проект одноарочного деревянного моста через Неву с решетчатой фермой. Пролет его достигал 298 м. Талантливый изобретатель создал сеялку и семафорный телеграф, “самобеглую коляску» и прожектор («кулибинский фонарь»), протезы для инвалидов и гидросиловые установки и т.д.

В 1724 г по приказу Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А.Чириковым. В итоге ее был проложен путь вдоль восточных берегов Камчатки и южных и восточных берегов Чукотки. В 1733-1743 гг. была предпринята Вторая Камчатская экспедиция. В ней участвовало 13 кораблей и около тысячи человек во главе с В. Берингом и А. Чириковым. Целью ее было изучение северного и восточного побережий Сибири, берегов Северной Америки и выяснение вопроса о проливе между Азией и Америкой. Экспедиция была успешно завершена, несмотря на то, что ее мужественный руководитель В. Беринг погиб в 1741 г. на Командорских островах. В числе участников экспедиции заметно выделяется имя С.П. Крашенинникова, в течение четырех лет изучавшего Камчатку. Итогом этой работы был капитальный труд «Описание земли Камчатки». Огромная работа по изучению Сибири была проведена Г.Ф. Миллером, собравшим грандиозную коллекцию богатейших архивных материалов. Крупные экспедиции в районы Поволжья, Урала, Крыма и другие предпринял академик П.С. Паллас. Академик И.И. Лепехин обследовал далекие земли по маршруту Москва-Симбирск-Астрахань- Гурьев-Оренбург-Кунгур-Урал-побережье Белого моря и собрал огромный материал по экономике, географии, этнографии этих районов. Экспедиция академика Фалька также обследовала районы Восточной России и северный Кавказ. Берданес обследовал так называемую киргизскую степь, И.Г. Георги - Урал, Башкирию, Алтай и Байкал. Академик С.Г. Гмелин прошел район бассейна Дона, низовья Волги и берега Каспия; Н.Я. Озерецковский - северо-запад России, В.Ф. Зуев - Южное Причерноморье и Крым.

В России XVIII столетия развивалась и философская мысль. Ее прогресс был тесно связан и обусловлен состоянием философии в передовых западноевропейских странах. Крупным центром философской мысли был прежде всего Московский университет. Среди его профессоров привлекает внимание один из талантливейших учеников Ломоносова Поповский. Из оригинальных философских сочинений сохранилась, в частности, его «Речь о пользе и важности теоретической философии», произнесенная на торжественном акте Университета в 1755 г. Университетским профессором был и Д.С. Аничков - автор интереснейшего труда о происхождении религии. В нем Аничков дает материалистическое объяснение причин возникновения религии. Единомышленник и коллега Д.С. Аничкова по университету, профессор Десницкнй в области философии отстаивал идею изменяемости и развития природы. Идею постоянного развития Десницкий переносил и на общество.

Интереснейший мислитель Яков Петрович Козельский, автор оригинальных “Философических предложений», впервые в русской философии сформулировал определение ее предмета как науки. Козельский выступал как материалист: он признавал объективность существования мира, который, по его мнению, никем не создан и существует сам по себе. Правда, материализм у Я.П. Козельского, как и у других русских философов механистический по своему характеру.

Литература и журналистика

В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество в силу традиции и специфики условий труда было устным. XVIII век дал литературному устному творчеству народа преимущественно два развитых жанра - песни и сказания, с одной стороны, и сатирические сказки, повести, юморески - с другой.

Чрезвычайно богат и разнообразен сатирический жанр народного творчества. Это и крестьянские повести «Сказание о царевне Киселихе», «Повесть пахринской деревни Камкина», и солдатская сатира «Горестное сказание» и «Челобитная крымских солдат», язвительная юмореска «Дело о побеге петуха от курицы из Пушкарских улиц” и др.

Гневные сатирические пародии на чиновничество, канцелярскую волокиту, продажный суд и т.п. проникали в рукописные сборники.

С горьким смехом повествовал народ о своей заветной безнадежной мечте - освобождении от крепостной неволи. Это юмореска «Апшит, данный от хозяина серому коту», знаменитый «Плач холопов» и т.д.

Дворянская литература XVIII в. развивалась главным образом в русле классицизма, четко проявляя при этом особенности, присущие русскому классицизму. Идейной основой его была борьба за национальную государственность под эгидой абсолютизма. Русскому классицизму был свойствен высокий пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции; и рано созревшие обличительно-сатирические моменты.

Все эти элементы в той или иной степени видны у наиболее раннего представителя классицизма XVIII в. Антиоха Дмитриевича Кантемира. В 1729-1738 гг. он создал цикл из девяти сатир. Основной их темой была борьба с суеверием; невежеством, высмеивание дворянской спеси напудренных и разодетых щеголей. При том, что автор был защитником привилегий дворян в его сатирах намечается и тема защиты естественных прав человека.

Важным этапом в развитии русского классицизма явилось творчество придворного поэта Василия Кирилловича Тредиаковского (1703-1769), сына астраханского священника. После окончания Славяно-греко-латинской академии он попадает в Голландию и вскоре «своей охотой» перебирается в Париж, где учится в Сорбонне. В Петербург Тредиаковский приезжает с помощью князя А.Б. Куракина. В 1730 г. выходит его первый труд по переводу иностранных произведений, где отстаивается идея нового литературного языка как языка живого, мирского, разговорного. Вскоре Тредиаковский создает теоретический труд “Способ к сложению российских стихов”, сыгравший видную роль в становлении русской светской поэзии. Оды Тредиаковского по случаю важнейших придворных событий написаны тоническим сложением.

Глубоким патриотизмом проникнуто поэтическое творчество Ломоносова. Развивая идеи Тредиаковского, Ломоносов создает учение о трех литературных “штилях”, отстаивает чистоту русского литературного языка. Основные темы его творчества - военные подвиги России пропаганда просвещения и великой роли науки.

Демократизм творчества М.В. Ломоносова, считавшего, что героем может быть всякий резко противостоит творчеству А.П. Сумарокова, несущего в литературу ярко выраженное самосознание дворян как «первых членов отечества». Создатель 9 трагедий и 12 комедий, лирический поэт, литературный теоретик, критик и публицист, Сумароков, ярко отразивший самосознание дворянства, был защитником крепостничества, хотя в своих произведениях подвергает осмеянию бюрократизм, взяточничество, «развращенные нравы дворян”.

В зрелый период его творчества отчетливо видны признаки формирования сентиментализма.

Сентиментализм любовных переживаний пышно расцветает в творчестве таких последователей Сумарокова, как Херасков, Богданович, Майков.

В цикле так называемых слезных драм и эпической поэме «Россиада» Херасков все социальные проблемы сводит к вопросам личной добродетели и филантропии. Те же идеи, хотя и под покровом юмора и шутки, проводятся в «Душеньке» Богдановича.

В сатире В.И. Майкова сильны реалистические моменты, подчеркнуто выражен интерес к быту городского мещанства. В поэмах «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздраженный Вакх” поэт выступает как балагур и пародист.

Первый журнал в России был научно-популярным. Это “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие”. издаваемые Академией наук с 1755г. С конца 20-х гг. XVIII в. выходили первые предшественники журналов. С конца 50-х годов появились первые частные журналы. Среди них “Праздное время, в пользу потребленное», издаваемое группой лиц, «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова, «Полезное увеселение», в издании которого участвовал М.М. Херасков.

В XVIII столетии в России довольно широкое развитие получило театральное искусство, преодолев тесный круг придворного общества, где к тому же и появлялось-то время от времени. Первый русский профессиональный общедоступный театр был создан в середине XVIII в. в Ярославле выходцем из костромских мещан Ф.Г. Волковым (1729-1763). Ему обязаны своим мастерством крупнейшие актеры той эпохи: Дмитриевский (Нарыков), Шумский, Попов. Выдающимся актером был и сам Ф.Г. Волков, великолепно выступавший в трагедиях А.П. Сумарокова «Хорев», “Сенира», «Синав и Трувор», сочетавший в себе талант трагика и комедийного актера.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

Великое прошлое советского народа Панкратова Анна Михайловна

Глава VI. Россия во второй половине XVIII века

1. Участие России в Семилетней войне

Пётр Великий умер в 1725 году. Он не назначил наследника. Среди столичных дворян, опиравшихся на гвардейские полки, началась борьба за власть. Это был период дворцовых переворотов, когда одни претенденты на власть сменяли других. Такие преемники Петра, как Анна Ивановна (его племянница) или Пётр III (его внук), были ничтожные и невежественные люди, неспособные к управлению государством. Другие преемники Петра I были малолетними и только числились императорами. За них управляли случайные люди, большею частью ловкие авантюристы из иностранцев. При преемниках Петра I в управлении государством и во всех областях хозяйственной жизни большое влияние получили иностранцы. Этому способствовало раболепие перед всем иностранным, распространённое среди верхов дворянского общества. Анна Ивановна фактически передала власть в государстве тупому и необразованному немцу Бирону. Со времени Анны Ивановны началось особое засилье немцев в России. Они пытались захватить правительственный аппарат и другие важные учреждения страны. Поступая в качестве учителей и гувернёров в дома русских дворян, они прививали их детям презрение ко всему русскому и преклонение перед всем иностранным.

Засилье иностранцев вызывало возмущение лучшей части русского дворянства. Одним из проявлений такого возмущения был дворцовый переворот 1741 года, в результате которого на престол была возведена дочь Петра Елизавета Петровна.

В середине XVIII века влияние России на европейские дела усилилось. Соседи России ослабели. Сила Швеции давно уже пала. Турки и крымские татары представляли собой лишь обломки прежнего величия. Польша тоже не являлась уже опасной для России. Разваливалось и германское феодальное государство - беспомощный союз многих десятков мелких немецких государств. Самыми крупными из них были Австрия и Пруссия, короли которых соперничали друг с другом. В 1740 году королём Пруссии стал Фридрих II. Этот, по отзывам его современников, «весьма хитрый король» совершал неожиданные нападения на соседей и бесцеремонно захватывал чужие земли. «Сперва взять, а потом вести переговоры», - заявлял Фридрих II.

Захватническая политика Пруссии развязала большую европейскую войну, получившую название Семилетней (1756–1763 годы). На сторону Пруссии стала Англия, рассчитывавшая при её помощи ослабить свою соперницу на морях - Францию. Россия примкнула к союзу Франции, Австрии и Саксонии против Пруссии. Фридрих II был уверен в своём военном превосходстве. Его армия, состоявшая из наёмных солдат, была хорошо обучена, вымуштрована, привыкла к лёгким и быстрым победам и слыла «непобедимой».

В августе 1757 года русская армия перешла границы Восточной Пруссии и начала наступление на Кёнигсберг. Когда русские войска двигались по узкой лесной дороге среди непроходимых болот, немцы атаковали их, закрыв все выходы с поля боя. В этой западне, у деревни Гросс-Егерсдорф, русская армия вынуждена была принять бой. С криками «ура» русские войска кинулись в штыковую атаку и отбросили немцев. Громадную роль в отражении натиска немцев сыграла русская артиллерия. Как раз накануне войны появились орудия нового типа, более дальнобойные и более подвижные, чем старые.

Егерсдорфская победа ошеломила немцев. Крепость Кёнигсберг сдалась без боя. Почти вся Восточная Пруссия оказалась в руках русских.

Успехи русских войск в Восточной Пруссии встревожили не только врагов, но и союзников России. Боясь усиления русского Влияния, союзники не поддержали русской армии, в результате чего русские войска попали в тяжёлое положение под Цорндорфом, но и здесь ценой больших усилий и жертв с честью вышли из затруднения. Сам Фридрих должен был признать после Цорндорф: «Этих русских можно перебить всех до одного, но не победить». В то же время он говорил о своих солдатах: «Мои негодяи побежали, как старые бабы».

После Цорндорфа наступило затишье. Прусская армия была сильно потрёпана. Летом 1759 года русский генерал Салтыков повёл армию в наступление на Берлин. У деревни Кунерсдорф, в пяти километрах от Франкфурта-на-Одере, произошло решительное сражение. Под ураганным огнём русской артиллерии пруссаки панически бежали по узким проходам между озёрами. Разгром был настолько сокрушителен, что сам король едва не попал в плен. Фридрих II был близок к самоубийству. «Я несчастлив, что ещё жив, - писал король. - Из армии в 48 тысяч человек у меня не остаётся и 3 тысяч. Когда я говорю это, всё бежит, и у меня уже больше нет власти над этими людьми».

В Берлине началась паника. Королевская семья и берлинские власти покинули столицу. Австрийское командование спасло Фридриха II, отказавшись от похода на Берлин. Это дало возможность Фридриху II собрать новую армию. Но через год, 9 октября 1760 года, русские войска всё же заняли немецкую столицу. Городские власти Берлина поднесли русскому командованию на бархатной подушке ключи от крепостных ворот города.

Военное положение Пруссии было безнадёжным. Но в это время умерла русская императрица Елизавета Петровна. Племянник императрицы голштинский принц, получивший имя Петра III, стал императором России. Будучи горячим поклонником Фридриха II, Пётр III отозвал русские войска и заключил с Пруссией союзный договор. Русская армия, принесшая так много жертв и покрывшая в войне с Пруссией новой славой свои боевые знамёна, была горько разочарована. Всем стало ясно, что Пётр III защищает интересы Пруссии, а не России.

Возмущённые гвардейцы организовали против нового императора заговор. Летом 1762 года Пётр III был арестован и вскоре убит. Императрицей была провозглашена его жена Екатерина II.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Эпоха Павла I автора Балязин Вольдемар Николаевич

Новшества в одежде во второй половине XVIII века От аристократов - к военнымВ 30-е годы XVIII века сначала аристократы, а затем и военные стали носить краги - накладные кожаные голенища разных цветов, но чаще - черного и коричневого. Их надевали, как правило, на охоту или для

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

Глава 15. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века § 1. Проект «Северной системы» Н.И. Панина и диссидентский вопрос в Польше Приход на трон Екатерины II мало что изменил в основных направлениях внешней политики России. Они в сущности остались

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 4 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. § 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Во второй половине XVII в. в экономике существенных изменений не происходило. Сельское хозяйство по-прежнему было сосредоточено в зоне рискованного земледелия, что сдерживало отделение

автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 9. Россия во второй половине XVIII века 9.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины II Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации,

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 12. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II 12.1. Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Россия во второй половине XVIII в. Петр III и Екатерина II Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Глава XVIII Грузия во второй половине 20-х годов XX века и до начала 40-х годов этого века §1. Социальная и экономическая система В период утверждения советского оккупационного режима и его трансформации (первая половина 20-х годов XX века) отмечается упадок экономики и

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

VIII. Царская Россия в конце XVIII и первой половине XIX века 33. Буржуазная революция во Франции и борьба с ней Екатерины II и Павла I Свержение королевской власти во Франции. В конце XVIII века в Западной Европе произошли большие события, которые отразились на жизни всех стран, в

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава 22. Русская кавалерия во второй половине XVIII века Петр I Великий поставил свою кавалерию на весьма эффективное основание, однако, тем не менее, и впоследствии делались разнообразные улучшения, чтобы продолжать соответствовать идеям времени.Во времена Елизаветы

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 5. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. § 1. Первые годы правления Екатерины IIВ первые годы правления не было предпосылок того, что взошедшая на русский престол честолюбивая немка станет великой русской царицей. Поначалу казалось, что она продержится на троне недолго.

автора

Глава 15. КНИГА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

15.2. РОЛЬ Н. И. НОВИКОВА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ КНИГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА "Ревнитель русского просвещения" - так называли Николая Ивановича Новикова (1744–1808) за его заслуги в развитии русской культуры. Детские годы и значительную часть жизни он провел в имении

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

15.4. ТОРГОВЛЯ КНИГАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА Продажу книг осуществляли государственные, ведомственные и частные типографии, каждая из которых имела свои книжные лавки и склады. Оптовую торговлю в основном вели столичные предприятия. Процесс продажи шел медленно, и

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Тульский край во второй половине XVIII века Прежде чем перейти к рассуждениям о социальном портрете администрации Тульской провинции и губернии во второй половине XVIII века, необходимо уточнить географические и социально-демографические параметры региона, о котором

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

7. Внешняя политика России во второй половине XVIII века В ходе Семилетней войны действия России поставили Пруссию на грань военной катастрофы, и король Фридрих II готовился заключить мир на любых условиях. Спасла его смерть Елизаветы, последовавшая 25 декабря 1761 г.

Реформы Петра Великого укрепили феодально-крепостнический строй в России, но одновременно они дали большой толчок к развитию внутреннего социально-экономического кризиса. Реформы ПетраI явились началом процесса разложения феодально-крепостнической системы народного хозяйства, дали толчок формированию и развитию капиталистических отношений. Начинается критика пороков крепостничества, а затем и самой крепостнической системы.

Экономическое развитие России в серединœе 18 века достигло своей вершины в условиях феодально-крепостнических отношений. Феодализм, разрастаясь вглубь и вширь, начал разрушаться изнутри. Товарное хозяйство не могло уживаться с крепостничеством, в результате и помещики и крепостные крестьяне оказались в противоречивых отношениях. Нужна была материальная заинтересованность производителя, а она была присуща только свободному, вольному человеку.

Присоединœение к России в 18 веке огромных территорий требовало их освоения. И крепостное право было тормозом для быстрого освоения этих территорий.

Российская буржуазия была стеснена в своих стремлениях, в то же время она была порождена социально-экономическим развитием России и была зависима от монархии.

После смерти Петра I между его последователями и старой российской знатью, тоже, кстати, последователями Петра, началась борьба за влияние на власть. За короткий срок произошла смена лиц политических деятелœей.

После смерти Петра I выдвинулся фаворит его жены Меньшиков. В 1727ᴦ. Екатерина I умирает и на престол входит внук Петра I Петр II Алексеевич. Но ему было всœего лишь 14 лет и для управления страной создается верховный тайный совет (Меньшиков, кн. Долгорукий и др.). Но внутри этого совета не было единства и между Меньшиковым и Долгоруким завязывается борьба, победителœем из которой выходит последний, но воспользоваться этим ему не пришлось, поскольку в 1730ᴦ. Петр II умирает. Трон опять остается свободным.

В это время гвардейцы, недовольные политикой Тайного совета͵ совершают переворот, возводя на трон племянницу Петра I Анну Иоанновну, которая жила в Елгаве (под Ригой).

Анне Иоанновне были предложены некоторые кондиции, которые она и подписала, в которых оговаривалось, что ее власть ограничивалась в пользу крупной российской аристократии (Тайный совет). Дворяне были недовольны и Анна Иоанновна разогнала Тайный совет, восстановив Сенат. Она правила в течение 10 лет.

Правление Анны Иоанновны характеризуется массовым террором против российского дворянства (пострадали Долгорукий, Голицин и многие др.). Возвышается при дворе Бирон, поднявшийся от конюха до канцлера России.

При Анне Иоанновне велась война с Турцией.

Произвол был невыносим и только после смерти Анны Иоанновны в России настает спокойствие. Умирая, Анна Иоанновна оставляет завещание, в котором говорилось, что русский престол должен перейти в руки Иоанна Антоновича, племянника Анны Иоанновны (внука Петра I и Карла CII, бывших врагов), в то время еще младенца.

Естественно, за него правила его мать - Анна Леопольдовна и регент Бирон. Но 25 ноября 1741ᴦ. был совершен переворот. Бирона и Миниха арестовали и сослали. Переворот совершила гвардия, недовольная засильем иностранцев.

Восходит на престол Елизавета͵ заявившая, что смертная казнь отменяется. Этот запрет действовал всœе 25 лет ее правления.

В 1755ᴦ. открыт российский университет.

Елизавета окружает себя группой советников среди которых были Шувалов, Панин, Чернышов и др.

При Елизавете велась 7-летняя война против Пруссии (Фридрих II), приведшая к победе русского оружия. Впоследствии Фридрих II говорил, что “русского солдата мало убить, его и убитого нужно ещё повалить”.

Годы правления Елизаветы называли лучшими годами России.

После Елизаветы вошел на престол Петр III, правление которого характеризует засилье военщины. Петр III отменил всœе ограничения для дворян. Крестьяне при нем стали подобием рабов. Помещик получил право ссылать крестьянина в Сибирь на каторжные работы.

Деятельность Петра III вызвало бурю недовольства и в июне 1762ᴦ. был совершен государственный переворот. Петра III отстранили от власти, а на престол вошла Екатерина II Великая.

Начинается раздача государственных земель, крепостничество идет вширь.

Екатерина II, опять же используя дворянство, провела секуляризацию церковных земель в 1764ᴦ. Все земли, принадлежащая церквям и монастырям, изъяты и переданы коллегии экономики. Церковные крестьяне переведены на оброк (ᴛ.ᴇ. свободу получили около 1’000’000 крестьян) ; часть земли была передана помещикам.

Екатерина подписала указ о собственности принадлежащей им земли.

В 1767ᴦ. принят указ о прикреплении крестьян. Крестьянам запрещалось жаловаться на своих помещиков. Жалоба расценивалась как тяжкое государственное преступление. Указом от 17 января 1765ᴦ. крестьяне могли быть отправлены своим помещиком на каторгу. Указом от 3 мая 1783ᴦ. украинские крестьяне приписывались к своим помещикам.

Внутренняя политика Екатерины II была направлена на усиление крепостничества. Уложение 1649ᴦ. уже безнадежно устарело. В связи с этим Екатерина II созывает уложенную комиссию для принятия новых законов. Как реакция на политику Екатерины, начинаются многочисленные крестьянские волнения и восстания, которые впоследствии перерастают в крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева 73-75 годов. Восстание показало, что управление государством не соответствовало времени.

После подавления восстания Екатерина начинает новые реформы. В 1775ᴦ. указом Екатерины II проведены областные реформы. В России созданы губернии и уезды, назначены губернаторы, создан дворянский надзор, создаются дворянские корпоративные и сословных учреждений, увеличивается штаты чиновников, полиции и сыска.

В том же 1775ᴦ. принят указ о свободе предпринимательства и купечества. Этот указ повел за собой крайне важно сть реформ в городах. Процесс оформления привилегий дворянства и купечества завершается двумя грамотами на право вольности и преимущества российского дворянства и жалованная грамота городам (1785ᴦ.). Первая грамота была направлена на консолидацию сил дворянства, а вторая отвечала интересам купцов. Цель издания грамот - укрепление власти, создание новых групп и слоев, на которые смогла бы опираться российская монархия.

Екатерина принимает решение усиления цензуры после Французской революции. Был арестован Новиков, Радищев.

В 1796ᴦ. Екатерина II скончалась и на престол вошел Павел I.

Характер нового императора был во многом противоречивым. Он делал многие дела наоборот делам своей матери. Павел потребовал от дворянства вернуться в свои полки.

Через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время указом от 5 апреля 1797ᴦ. утверждено, что крестьяне должны работать на помещика не более 3 дней в неделю, запретил продажу крестьян.

Павел разорвал торговые отношения с Англией.

Против Павла высшая знать создала заговор, и 12 марта 1801ᴦ. он был убит в Михайловском замке.

Внешняя политика России 18 века характеризовалась борьбой за выход к Черному морю, был захвачен Азов в 1736ᴦ., присоединœена полностью Кабардино-Балкария, в 1731ᴦ. добровольно в состав России входит Казахстан. Во время 7-летней войны захвачен Берлин и Кенигсберᴦ.

Во время правления Екатерины II трижды происходил раздел Польши, и сама Польша перестала существовать как самостоятельное государство.

В период правления Павла I происходят великие героические подвиги российских войск под руководством Суворова.

Россия во второй половине 18 века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Россия во второй половине 18 века." 2017, 2018.

Территория и население. Во второй половине XVIII в. территория России значительно расширилась, особенно в южном и западном направлениях. В состав страны к концу XVIII столетия вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курпяндия и Литва. Население России к концу века составляло 36 млн. человек. Основная масса населения жила в сельской местности: 54% крестьян были частновладельческими и принадлежали помещикам, 40% крестьян государственными и принадлежали казне, остальные 6% принадлежали дворцовому ведомству. В городах проживало к концу века около 10% населения страны. К началу XIX в. в России насчитывалось 634 города, хотя многие из них оставались скорее административными и властными центрами сельской округи.

Промышленность. В 1785 г. было издано специальное "Ремесленное положение", являвшееся частью "Жалованной грамоты городам". Не менее пяти ремесленников определённой специальности должны были составить цех, избиравший своего старшину. Правительство преследовало цель превратить городских ремесленников в одну из сословных групп тогдашнего феодального общества. Наряду с городским широкое развитие получило ремесло в промысловых сёлах. Мануфактура в районе Иванова выросла из текстильного промысла, который вели крестьяне графа Шереметева; Павлове на Оке славилось металлическими изделиями; район Хохломы (ныне Нижегородская область) деревообработкой; Гжель (в Подмосковье) керамическими изделиями; Кимры кожевничеством и т.д.

Из числа богатых крестьян, многие из которых были крепостными, выделялись так называемые "капиталистые" крестьяне. Они открывали свои предприятия, на которые нанимали своих же односельчан. При этом такой «капиталистый» крестьянин оставался крепостным своего помещика, платившим ему многотысячный оброк. Лишь единицы "капиталистых" крестьян смогли выкупиться у своих помещиков и получить личную свободу.

В стране происходил дальнейший рост мануфактурного производства. В середине XVIII в. более 600, а к концу столетия их насчитывалось уже более 1200. По-прежнему ещё было велико число мануфактур, основанных на крепостнической эксплуатации работников. В ряде отраслей промышленности во второй половине XVIII в. использовался вольнонаёмный труд. Это особенно относилось к предприятиям текстильной промышленности, где трудились крестьяне отходники. Являясь крепостными крестьянами, они зарабатывали необходимую сумму (оброк) для уплаты своему помещику. Отношения вольного найма, в которые вступали заводчик и крепостной крестьянин, представляли уже капиталистические производственные отношения.

В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам. В том же году правительство прекратило приписку крестьян к предприятиям. Начал складываться рынок вольнонаёмного труда. К концу XVIII в. насчитывалось более 400 тыс. наёмных рабочих в России. Мануфактуры, основанные после 1762 г. лицами недворянского происхождения, работали уже исключительно на вольнонаёмном труде. В 1767 г. были отменены откупа и монополии в промышленности и торговле. Дальнейший толчок развитию ремёсла и промышленности дал указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышленность. Это привело к росту числа заводчиков из купцов и крестьян, вкладывающих свои капиталы в промышленность.

Итак, процесс складывания капиталистических производственных отношений стал необратимым. Однако нужно постоянно помнить, что оформление и дальнейшее развитие капиталистического уклада проходило в стране, где господствовало крепостничество, оказывавшее огромное влияние на формы, пути и темпы формирования капитализма.

Сельское хозяйство. Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Наблюдался рост крепостнических отношений вширь и вглубь. Они охватывали новые территории и новые категории населения.

В 1783 г. крепостное право утвердилось на Левобережной Украине, а в 1796 г., на юге Украины (Новороссия), в Крыму и Предкавказье. После русско-турецких войн и крестьянской войны 1773-1775 гг. была ликвидирована Запорожская Сечь. На плодородных, но малонаселённых землях Новороссии (юг Украины, Причерноморье) помещик мог поселить своих крестьян, получая от государства от 1,5 до 12 тыс. десятин земли. По 60 десятин земли получал любой желающий, кроме частновладельческих крепостных, включая иностранных колонистов, которых ещё в 1762 г. Екатерина II своими манифестами стала привлекать в Россию. Так, сложились крупные центры поселения иностранных колонистов: в саратовском черноземье - немцев, в Новороссии - греков, армян. Освоение плодородных земель центра и вновь освоенных территорий страны открыло начало экспорта зёрна России за границу через черноморские порты Херсон, Николаев, Одессу.

Во второй половине XVIII в. окончательно определились регионы, еще господствовали барщина (отработочная рента) и оброк (денежная или продуктовая рента). Барщина, доходившая до шести дней в неделю, была распространена в чернозёмных районах страны. В нечернозёмных районах помещики переводили крестьян на денежный оброк. Здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на заработки.

По всей стране расширялась связь помещичьих и крестьянских хозяйств с рынком. Стремясь добиться увеличения производства зерна на продажу, помещики в барщинных хозяйствах стали переводить крестьян (с 80-х годов) на месячину. У крепостного крестьянина отбирали надел, и он должен был за скудное месячное довольствие работать на помещика. Вырос и размер денежного оброка: в среднем в 5 раз к концу века но сравнению с серединой столетия. Заработать деньги можно было, либо занимаясь промыслом, либо уходя на заработки. Крестьянин все больше терял связь с землёй, что вело к разрушению крестьянского хозяйства.

Отдельные помещики шли по пути рационализации своего хозяйства. Они стремились увеличить свой доход, не трогая основ крепостнической системы. В их имениях стали применяться технические устройства, вводился многопольный севооборот, разводились новые культуры (подсолнечник, табак, в незначительных размерах картофель). Большую роль в этом сыграло "Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства", основанное в 1765 г. и просуществовавшее до 1917 г. В ряде хозяйств помещики стали строить мануфактуры, где использовался труд крепостных крестьян.

Таким образом, крепостное хозяйство использовало несвойственные ему формы и методы организации труда, что было одним из проявлений начавшегося разложения крепостнических производственных отношений.

При, Екатерине II были приняты законодательные акты, позволяющие сказать, что крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало отличался от раба.

Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу с зачётом этих крестьян как рекрутов. Процветала торговля крестьянами. Их можно было проиграть в карты, безвинно наказывать. Зачастую помещик пользовался "правом первой ночи". Крестьяне по указу 1763 г. должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). В 1767 г. был издан указ, запрещавший крестьянам подавать жалобы императрице на своих помещиков.

Внутренняя и внешняя торговля. Стала ещё заметнее специализация в различных отраслях хозяйственной деятельности. Хлеб Чернозёмного Центра и Украины, шерсть, кожа, рыба Поволжья, уральское железо, ремесленные изделия Нечереноземья, соль и рыба Севера, лён и пенька новгородских и смоленских земель, меха Сибири и Севера постоянно обменивались на многочисленных торгах и ярмарках. Они находились на стыке хозяйственных регионов и торговых потоков в Нижнем Новгороде, Оренбурге, Ирбите, Нежине (Украина), Курске, Архангельске и др. Отмена внутренних таможенных пошлин с 1754 г. способствовала развитию всероссийского рынка.

Через порты Прибалтики и Причерноморья Россия вела активную внешнюю торговлю. Она вывозила металл, по производству которого удерживала ведущее место в мире до конца XVIII в., пеньку, льняные ткани, парусное полотно, лес, кожи. С конца XVIII в. через черноморские порты начали вывозить хлеб. Из зарубежных стран ввозили сахар, сукно, изделия из металла, шёлк, красильные вещества, кофе, вино, фрукты, чай. Ведущим торговым партнёром нашей страны во второй половине XVIII в. была Англия.

Укрепление сословного строя. Каждая категория населения (дворяне, духовенство, различные категории горожан, крестьян, казачество и др.) приобретала сословную замкнутость, которую определяли соответствующие права и привилегии, зафиксированные в законах и указах. Укрепление и насаждение сословного строя в XVIII в. было одним из способов удержать власть в руках дворянства. Это происходило в канун Великой французской революции, проходившей под лозунгом "свободы, равенства и братства", который означал разрушение всех сословных перегородок.

Реформы Екатерины II. Екатерина II придавала огромную роль законодательству. Уже в манифесте после вступления на престол она заявила: « Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать».

В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. Последний гетман К.Г. Разумовский был отправлен в отставку, его место занял генерал-губернатор. Автономия Украины была ликвидирована. Вся страна, считала Екатерина, должна управляться по единым принципам.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян Екатерина в 1764 г. провела секуляризацию церковных имуществ, объявленную ещё Петром III. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские крестьяне (их было около 1 млн. душ мужского пола) перешли под власть государства. Они стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии.

В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры. Но самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения.

Уложенная комиссия. Преследуя цель установить "тишину и спокойствие" в стране, укрепить своё положение на престоле, Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего "Соборного уложения" 1649 г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали. Ведущую роль в ней играли дворянские депутаты (примерно 45%).

Депутаты по предложению Екатерины II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, "дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа". В качестве руководящего документа Комиссии 1767 г. императрица подготовила "Наказ" теоретическое обоснование политики просвещённого абсолютизма. "Наказ" представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. Целью самодержавия Екатерина II объявила благо всех подданных. Свобода граждан, или, как её называла Екатерина II, вольность "есть право делать то, что законы дозволяют". Таким образом, равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостных -- свои. Нужно было издать такие законы, чтобы они, "с одной стороны, злоупотребления рабства отвращали, с другой стороны, предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти". Екатерина II считала, что законы создаются для воспитания граждан. Только суд может признать человека виновным, утверждалось в "Наказе". Пусть и в сословной интерпретации, но в законодательство России вводилось понятие презумпции невиновности.

На пятом заседании императрице был присвоен титул "Великой, премудрой матери Отечества", что означало окончательное признание Екатерины II русским дворянством.

Неожиданно для Екатерины и её приближённых в центре обсуждения оказался крестьянский вопрос. Некоторые депутаты дворяне Г. Коробьин и Я. Козельский, крестьяне И. Чупров и И. Жеребцов, казак А. Алейников, однодворец А. Маслов выступали с критикой отдельных сторон крепостничества. Например, А. Маслов предлагал передать крепостных крестьян в особую коллегию, которая выплачивала бы из крестьянских податей жалованье помещику. Это фактически означало бы освобождение крестьян от власти помещиков. Ряд депутатов высказался за чёткую регламентацию крестьянских повинностей. Большинство же депутатов выступало с защитой крепостничества и требованием расширения их сословных прав, привилегий, групповых интересов.

Работа Комиссии, продолжалась более года. Под предлогом начала войны с Турцией, "нарушения мира и тишины" она была распущена в 1768 г. на неопределённое время, так и не составив нового уложения. Созданные наряду с Большим общим собранием частные комиссии, занимавшиеся конкретными законами, просуществовали до смерти Екатерины II.

Из выступлений и наказов депутатов Екатерина II смогла составить довольно ясное представление о позициях различных групп населения страны. "Наказ" Екатерины II и материалы Уложенной комиссии во многом предопределили законодательную практику императрицы. Идеи "Наказа" можно проследить и в "Учреждении о губерниях", и в "Жалованных грамотах" дворянству и городам, принятых после подавления Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева.

В конкретных условиях России второй половины XVIII в. Екатерина II сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии, опираясь на тогдашний уровень знаний о природе и обществе.

Жалованные грамоты дворянству и городам. 21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной II был подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным (казённым) крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства.

Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о нравах и обязанностях сословий. В соответствии с "Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства" оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, которые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Дворяне губернии и уезда составляли соответственно губернскую и уездную корпорации дворянства и избирали своих предводителей, а также должностных лиц местного управления. Губернские и уездные дворянские собрания имели право делать представления правительству о своих нуждах. Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляла дворяновластие в России. Господствующему сословию присваивалось наименование "благородное".

"Грамота на права и выгоды городам Российской Империи" определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли "градское общество". Объявлялось, что "мещане или настоящие городовые обитатели суть те, кои в том городе дом или иное строение, или место, или землю имеют".

Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий - цеховые ремесленники; четвёртый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый - именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой - посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган - шестигласную думу, в состав который входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т.п. только с ведома городничего, назначенного правительством.

Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в руках городничего, управы благочиния и губернатора.

Екатерина II сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии, опираясь на тогдашний уровень знаний о природе и обществе.

Павел I. Приемником Екатерины II на престол был ее сын Павел I (1796-1801). При Павле I утвердился курс на укрепление абсолютизма, максимальную централизацию государственного аппарата, усиление личной власти монарха. Он ставил знак равенства между самодержавием и личным деспотизмом. В 1797 г. Павел издал "Учреждение об императорской фамилии", по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Престол отныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей к старшему из братьев. Для содержания императорского дома было образовано ведомство "уделов", которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на них крестьянами. Был ужесточён порядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству. Была ужесточена дисциплина в армии и государстве, повседневная жизнь подданных также подвергнута строгой регламентации. В армии насаждались прусские порядки. В 1797 г. был издан Манифест о трёхдневной барщине. Он запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям, рекомендуя ограничивать барщину тремя днями в неделю.

Дальнейшее пребывание Павла у власти было чревато для страны потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и внешняя политика императора. 12 марта 1801 г. при участии наследника престола будущего императора Александра I был совершён последний в истории России дворцовый переворот. Павел I был убит в Михайловском замке в Петербурге.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...