Развитие мышления: способы тренировки мозга. Изучение иностранного языка


Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека


Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.


Наглядно-образное мышление


Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).


Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.


Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки . Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Когда мы не можем добиться поставленных целей, используя естественные, автоматические реакции, начинаем размышлять и таким образом находим выход.

Особенности развития мышления

Развитие и формирование мышления , проходит постепенно. На каждом этапе развития отражаются и индивидуальные характеристики человека, и возрастные.
Мышление человека, развивается в разных направлениях. Разделяют множество видов мышления. Некоторые зависят от других в меньшей степени (например, теоритическое и практическое), в некоторых случаях, одно является следствием другого, а развивается при получении новой информации. Но развитие одного непременно приводят к совершенствованию остальных.
Мышление – целостный процесс, обеспечить который могут и интеллектуальное и креативное мышление. В первом случае, ведущую роль играет логика, во-втором – подсознание.

Методы развития мышления

Развитие мышления проходит в результате приобретения новой информации по мере взросления и развития в повседневной жизни, при приобретении жизненного опыта. В этом случае, процесс развития можно рассматривать как естественный процесс.
Развитие мышления проходит так же при систематическом, намеренном обучении. Этот процесс условно считают неестественным. Хотя, сегодня разграничить эти варианты невозможно и они оба должны применяться, как при становлении ребёнка, так и более зрелом возрасте.

Практические упражнения для развития мышления

Для развития мышления необходимо не просто накапливать жизненный опыт, это так же постоянная работа. Предлагаем использовать несколько интеллектуальных игр или упражнений для развития мышления, которые будут интересны и детям и взрослым.

Перечисляйте как можно больше предметов, которые могут быть охарактеризованы каким либо словом. Например, красных, мягких, гладких и т.д.
Усложните первое задание и перечисляйте слова, которые можно охарактеризовать несколькими свойствами: тёплые и тяжёлые, лёгкие и холодные и т.д.
Несколько минут перечисляйте слова, в которых не повторяется ни одна буква: кузнец, сорт, реглан, шкаф и т.д.

Для развития мышления творческого, выполняйте такие упражнения:

Составляйте цепочки слов. Например, цепочку существительных в именительном падеже, в которых используются те же буквы, что и в предыдущем, добавляя одну букву. Например: ад, сад, град, склад и т.д. Так же посвятите этому несколько минут.
Можно читать и писать фразы, используя только гласные буквы. Как в известных всем буквосочениях ТЧК и ЗПТ. Точка и запятая.

Упражнения для развития мышления: развитие воображения

Представьте некоторые геометрические тела: например, куб, пирамиду, октаэндр и др. Не старайтесь сразу воссоздать образ. Представьте и изучите каждую его грань, в своём воображении проводите действия с ними, рассматривайте со всех сторон. Ощутите их обьёмность.
Перечисляйте как можно больше слов, соответствующих поставленным требованиям, например, все слова должны состоять из определённого количества букв, причём, третей (или любой другой) пусть будет буква А (Б, В и т.д.). Вы должны получить цепочку как краска, платье, грабли и т.д.
Составьте цепочку из слов, состоящих из одного и того же количества букв, которые отличаются только одной. Причём, остальные буквы менять местами нельзя. Пример: суп, суд, сад, лад и т.д.
Выберите любое слово и перечислите как можно больше синонимов к нему.

Упражнения для развития мышления ассоциативного

Подберите несколько существительных и перечислите слова ассоциации к ним. Сначала, прилагательные, затем глаголы. «Переверните» задание: подберите прилагательные, а к ним ассоциации глаголы и существительные, затем, подбирайте ассоциации к глаголам.
Выберите любое слово, к нему придумайте как можно больше аналогов, точнее, предметов, которые схожи с ним. Классифицируйте эти слова, согласно свойствам, по которым они похожи. Например, Слово самолёт: ракета и дирижабль так же летательные аппараты, птица и стрекоза так же летают и т.д.
Описывайте предмет или явление, словами, которые определяют значительные его признаки и не подходят ни к одному другому.

Повторяйте упражнения для развития мышления , как можно чаще, усложняя или немного меняя условия, это занимает не так много времени, зато даёт значительные результаты.

Всесторонне развитого человека невозможно представить без критического мышления – элемента, позволяющего ему сформировать свой взгляд на вещи и не зависеть от чужого мнения. Оно способствует личностному росту и подталкивает человека к развитию. Анализ ситуации и выбор пути решения – способность личности, без которой невозможно иметь свое мнение. Как развить критическое мышление?

Чтобы научиться критически мыслить, необходимо все время тренироваться. Начинать развиваться можно в любом возрасте. Тренируя мышление, человек способен выйти на новый уровень развития и приблизиться к реализации целей.

Тренировать мышление и следовать по намеченному пути не так просто, как кажется. Но определив жизненные задачи и разработав с помощью критического мышления план их выполнения, человек способен достичь успеха.

Как начинать развивать мышление

Для тренировок мышления нужно выделить время, которое обычно человек тратит впустую. Для этого необходимо проанализировать распорядок дня. Для развития мышления может быть использовано время, которое раньше тратилось на:

  • просмотр телевизора;
  • компьютерные игры;
  • социальные сети.

Первым шагом к выработки критического мышления является ежедневное проведение анализа. Под конец дня необходимо взвесить и изучить совершенные за день достижения. Требуется учитывать и количество промахов. Анализ должен заключаться в выявлении действий, во время выполнения которых были допущены ошибки. Выявив недостатки за прошедший день, следует подумать, как их можно устранить. Под конец необходимо сделать вывод, приблизило ли произошедшее к поставленной цели или отдалило от нее. На основе этих простых действий разовьется мышление, перерастающее впоследствии в критическое. Можно вести записи для выявления повторяющихся действий.

Необходимо решать по 1 задаче в день. Спеша на работу, по дороге нужно наметить какую-то главную проблему и постараться решить ее в течение дня. Человек должен стремиться получить как можно больше информации, способствующей решению соответствующей задачи. Для решения проблемы нужно проанализировать различные варианты и выбрать лучший. Определив план действий, нужно придерживаться стратегии. Если в ходе решения задачи обстоятельства изменятся, необходимо оперативно вносить изменения в план. В процессе решения задач следует развивать интеллект, внимательность, логику.

Развитие навыков критического мышления

К навыкам мышления следует подходить критически. Стоит пересмотреть их, если они приводят к нежелательным последствиям. Нужно стараться мыслить позитивно и не допускать негативных мыслей. Для , человек должен научиться:

Решив развить критическое мышление, человек должен провести черту между выводами и наблюдением. Нельзя рассуждать, не проверив сведения. Только владея точной информацией, можно делать выводы. При этом во время тренировок следует следить за тем, чтобы не исчезло чувство юмора. Способность подшучивать над собой и видеть юмор в ситуациях помогает сохранению ясного ума и ненавязчиво выражению своего мнения по поводу проблемы. Но следует проявлять осторожность, если смех используется в качестве психологической защиты.

Навыки, способствующие самосовершенствованию

Чтобы научиться мыслить критически, человеку должно быть дело до всего. В жизни есть много неизученных вещей. Любопытство развивает ум. Благодаря любознательности происходят открытия, случаются приключения. Развивший способность интересоваться происходящим не только выработает критический склад ума, но и сделает свою жизнь насыщеннее и разнообразнее.

У каждого обитателя современного мира должно быть выработано объективное восприятие информации. Нельзя всецело доверять всему тому, о чем говорят в СМИ, телевизионной рекламе. Необходимо трезво смотреть на реальность и проверять информацию, вызывающую недоверие. Правда устанавливается в ходе мышления, а не под воздействием общественного мнения. Не все предполагаемое является истиной. Необходимо научиться сопротивляться бурным эмоциям. При их проявлении, у человека может затмеваться разум.

Выработка критического склада ума и современное общество

Человеку, живущему в современном обществе, постоянно пытаются навязать чужое мнение. Следует критично относиться к информации, получаемой из:

  • рекламы;
  • уст агитаторов.

Сведения, распространяемые среди людей, не всегда являются правдивыми. Необходимо научиться отличать правду от лжи и не доверять всему слепо.

Человек должен помнить о перспективах. Любая ситуация должна оцениваться критично, а план действий обдумываться трезво. Не следует завышать или занижать самооценку. Требуется трезво понимать свои возможности и действовать, исходя из них. При этом следует заниматься самосовершенствованием. Чтение книг, занятия спортом, получение новой информации и обучение навыкам могут поднять человека на новый уровень. Бывает, что поведение человека диктуется негласными правилами. Их знание ведет к принятию правильного решения и поведения. При незнакомой ситуации или нахождении в чужой культуре, необходимо проявить наблюдательность или расспросить тех, кто ближе знаком с ситуацией. Негласные правила современного мира необходимо изучать.

Разговор является лишь составной частью общения, которое ежедневно происходит общения между людьми. Существует обмен невербальными знаками. Необходимо знать и уметь применять разновидность общения на практике. Если человек мило улыбается и ведет себя дружелюбно, но при этом стремится доставить боль собеседнику при рукопожатии, следует подвергнуть сомнению искренность данного человека. Если слушатель утверждает, что ему интересно повествование, но при этом откровенно зевает и всем своим видом показывает скуку, у докладчика появляется весомый повод усомниться в словах.

Если на человека давят, то, чтобы не ошибиться в принятии решения, следует остановиться и подумать, взвесив все за и против. Быстрое решение под чужим напором не всегда верное. Научившись анализировать, прежде чем доверять, человек сделает большой шаг на пути развития критического мышления.

Чувства и способность мыслить критически

Чтобы научиться мыслить критически, человек должен стремиться не поддаваться чувствам и общественному мнению. Ярлыки и стереотипы способны сбить с толку и привести к неверным выводам. Перед принятием важного решения, следует узнать как можно больше о всех его аспектах.

Негатив – чувство, способное сбить с толку любого. Часто человек слишком критичен к себе. Надо постараться заменить негатив на позитив. Это не только благотворно повлияет на решение, но и повысит самооценку.

Встав на путь саморазвития, не следует забывать об общечеловеческих чувствах. Нельзя осуждать других, не поняв конкретную ситуацию и действия другого человека в определенных условиях. Сопереживая, можно принять правильное решение. Осудив человека, не разобравшись в ситуации, впоследствии можно сильно пожалеть. Решая чью-то судьбу, следует поставить себя на его место. Стараясь понять поведение других людей, можно научиться правильно мыслить и принимать решения.

Факты, влияющие на принятое решение, должны быть неоднократно проверены. Пунктов для анализа должно быть много. При недостаточном количестве фактов, решение может быть принято неверно. Необходимо получить как можно больше информации из надежных источников.

Важный навык – умение выслушать. Часто человек задает вопрос, а другой просто пропускает его слова. Озабоченность мыслями не позволяет сосредоточиться и вникнуть в важные вещи. Этот простой навык развить очень трудно. Если слушать внимательно, то можно получить больше полезной и важной информации.

Учимся думать нелогично

В книгах по философии описывается логическое мышление, а также приводится пример его искажения. В современном мире ценится креативность и оригинальность. Необходимо разбираться в этом и трезво оценивать жизненные примеры.

Во время выработки критического хода мыслей, на помощь может прийти 6 чувство. Догадки о вещах, событиях, поступках существуют и на подсознательном уровне. Интуиция не подвержена логике, но она ценна в качестве дополнения в принятии решений.

Плюсы умения мыслить критически

Считается, что критическое мышление – естественный процесс, обычный ход мыслей. Однако в жизненных ситуациях люди отклоняются от этого. Воспитать и развивать мышление – значит повысить качество жизни, принимать правильные решения и добиваться успехов в жизни. Ход мысли формирует правильный взгляд на мир и развивает логику.

Развитие мышления дает много преимуществ. К ним относятся:

  • способность делать правильные выводы;
  • умение собирать нужную информацию;
  • способность обосновывать и рассуждать;
  • умение четко знать проблему;
  • умение использовать идеи;
  • взаимодействие с людьми;
  • умение использовать альтернативное мышление.

Выработав критический склад ума, человек начинает мыслить направленно, с корректированием своих выводов. Такое мышление отличается от стандартов и позволяет решать сложные задачи.

Cтраница 1


Навыки логического и эвристического мышления воздействуют на формирование высоких интеллектуальных чувств: ясность ума, потребность в знаниях, умение с научных позиций анализировать жизненные и деловые ситуации.  

Необходимо развивать навыки самостоятельного химического мышления, овладевать методами математической обработки результатов анализа и уметь делать правильные выводы.  

Приобретенные знания, навыки мышления не всегда способствуют их переоценке и приобретению новых знаний и навыков мыслительной деятельности. Иногда возникает обратное состояние, так называемое ассоциативное торможение, которое создает некоторые барьеры для понимания и применения новых способов действия. Наблюдается и такая картина, когда после усвоения новых знаний и навыков преимущественными в мыслительной работе оказываются старые привычные знания и навыки.  

Полученные знания, навыки мышления не всегда способствуют приобретению новых знаний и навыков мыслительной деятельности. Иногда возникает обратное состояние, так называемое ассоциативное торможение, которое создает некоторые барьеры для понимания и применения новых способов действия ввиду инерционного стремления выполнять их ранее приобретенным способом. Наблюдается и такая картина, когда после усвоения новых знаний и навыков мышления преимущественными в мыслительной работе оказываются старые привычные знания и навыки.  

Иногда для развития навыков эвристического мышления целесообразно несколько изменить условия задач, встречающихся в школьных и других учебниках. Так, вместо задачи Докажите, что сумма квадратов пяти последовательных натуральных чисел не может быть квадратом натурального числа ( № 1269) полезно предложить учащимся следующую: Может ли сумма квадратов пяти последовательных натуральных чисел быть квадратом натурального числа. В таком случае учащиеся индуктивным путем должны сами сформулировать соответствующую гипотезу и только после этого ее доказывать.  

В MLM вы получаете навыки неординарного мышления, - говорит Уильяме.  

Нашей целью здесь является приобретение навыка мышления вместе с рынком, а не мышления о рынке.  

Основная цель книги состоит в воспитании навыков нестан-дартного мышления. Знакомство с историей физики показывает, что успех эксперимента часто определяется применением новых, совершенно неожиданных, специально для этого случая разработанных методов измерения. В книге приведено свыше ста задач, в которых предлагается придумать способ измерения величин, используя самые примитивные приборы, казалось бы, совсем не подходящие для этой цели.  

Приверженцы прямого метода крайне упрощенно трактуют вопрос о выработке навыков мышления на изучаемом языке. Они полагают, что если смысл языковых знаков будет доводиться до сознания обучаемого не путем сопоставления со знаками родного языка, и с помощью показа предметов и демонстрации действий и описания, то этим уже обеспечивается мышление на изучаемом языке. До тех пор, пока не будут созданы эти условия, никакие манипуляция с предметами (делающие из педагогов-прямистов нечто вроде жонглеров) не помогут делу, и учащиеся все равно будут осмысливать все демонстрируемые предметы с помощью знаков родного языка, в ряде случаев ошибочно сопоставляя их со знаками иностранного языка. Сказанное отнюдь не означает отказа от применения предметной наглядности на начальной стадии обучения.  

Таким образом, теперешнее состояние гуманитарного образования в технических вузах не прививает навыки самостоятельного мышления, умения действовать в гуманитарном и социальном поле, а следовательно, не способствует становлению гражданского общества.  

Лейтмотивом методики Пойа служит мысль о необходимости привития учащимся наряду с навыками логического рассуждения также прочных навыков эвристического мышления.  

Поставленные вопросы позволяют нам сделать паузу и поразмыслить о том, в какой мере существующие методы преподавания приспособлены для развития навыков мышления. Учебное оборудование и его расстановка в обычном классе явно не способствуют такой деятельности. Что в классе способно хотя бы напомнить о реальных жизненных ситуациях, в которых могут возникать обсуждаемые проблемы. Почти все свидетельствует о приоритете, отдаваемом слушанию, чтению и воспроизведению рассказанного и прочитанного. Поразителен контраст между этими условиями и ситуациями активного контакта с вещами и людьми, в семье, на площадке для игр, вообще в жизни. Класс не лучшее место для обсуждения вопросов, которые возникают у мальчика (девочки) в разговорах с другими или в чтении книг вне школы.  

Настоящая хрестоматия по теории государства и права, предлагая самые разные, иногда крайние научные позиции по многообразным политико-юридическим проблемам, призвана способствовать развитию навыков самостоятельного мышления и должного отношения к научному наследию. Остается актуальным высказывание Теренция: Nullum est jam dictum, quod non sit dictum prius - нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше.  

Быстрота выполнения трудовых операций снижается интенсивнее, чем точность, поэтому для пожилых людей наиболее приемлема работа, при выполнении которой необходимы преимущественно опыт и установившиеся навыки мышления.  

Но главное все же в другом: символический язык, не будучи привязанным к конкретной его программной реализации, имеет вполне самостоятельное значение для приобретения навыков бухгалтерского мышления, независимо от того, использует ли бухгалтер в своей работе компьютер или же это пока лишь его мечта.  

Эффективное мышление – это умение приходить к логически обоснованным, полезным и правильным умозаключениям; способность ставить цели и выстраивать алгоритмы их достижения; дар отсеивать реальную информацию от иллюзий, которые психика подбрасывает каждому человеку. Эффективное мышление – довольно многогранное понятие, которое, в сущности, не нуждается в представлении. Все понимают, что оно включает в себя такие качества как скорость, объективность, результативность и неординарность. Но вот как добиться этой эффективности? Дается ли данная способность природой, является ли она талантом, воспитывается в детстве или развивается с помощью тренировки? Конечно, во многом предпосылки к развитию «соображалки» заложены в генах и родительском воспитании. Но формирование эффективного мышления может происходить и в зрелом возрасте – для этого необходимо лишь сознательно подходить к процессу «думания» и улучшать свои результаты с помощью занятий и упражнений.

Но для начала давайте разберемся с вопросом, что мешает большинству людей мыслить быстро и качественно.

Главные враги эффективности в мышлении – это привычки думать определенным образом. Мысль скользит по накатанной дороге, ведь так думали наши родители или друзья, так думало человечество на протяжении десятилетий. И мы так думали, и ничего плохого, вроде бы, не происходило – а значит, наш способ мышления вполне нормален и годится для жизни. И правда – он годится для среднестатистической жизни человека, живущего от зарплаты до зарплаты. Но не имеет ничего общего с эффективностью мышления, помогающей реализовывать в жизнь далеко идущие планы или совершать открытия. Чтобы вырваться из трясины стандартного мышления и перейти к эффективному, необходимо избавиться от ряда шаблонов.

1. Боязнь перемен

Это свойство психики присуще практически всем людям и человечеству в целом. К любому новому веянию, будь то научная мысль, творческий прорыв или техническое нововведение, изначально относятся с подозрением, поднимают на смех или порицают. К примеру, паровоз пытались создать многие изобретатели, но все они наталкивались на скептическое отношение общества. Идею называли нелепой фантазией, паровую машину – исчадием ада, а путешествия по железной дороге считали слишком опасными. Ведь при огромной скорости 40 километров в час пассажиры не смогут дышать, у них начнутся судороги, галлюцинации, они будут сходить с ума и умирать прямо в вагонетках! Это сейчас вы улыбаетесь, читая эти строки, а в 18-19-м веке, когда паровоз медленно пробивал себе путь к массовому использованию, это были серьезные аргументы.

Таким же образом высмеивали идею фотографии, телевидения и полетов на луну. Ну а о судьбах Джордано Бруно и Галилео Галилея, думаю, знают все.

Что движет этими людьми, так рьяно сопротивляющимися новому? Лень и страх. Лень – потому что каждое нововведение вызывает трудоемкий процесс реформирования многих сфер жизни, включая способ мышления, о котором мы сегодня говорим. Новшества тянут за собой цепочку неизбежных изменений, под которые волей-неволей придется подстраиваться – а это трудно и не всегда приятно. Страх – потому что не каждый способен пройти через эти изменения. Люди боятся, что они не смогут этого сделать, боятся провала и позора, им страшно оказаться на задворках цивилизации, не сумев приспособиться к ее развитию. Поэтому они старательно тормозят это развитие.

Избавьтесь от страха и лени, научитесь, как минимум, рассматривать новинки с беспристрастной позиции, не цепляясь за привычные стереотипы. Конечно, не все новое хорошо – не стоит тут же бросаться в объятия новизны. Но и бояться ее не нужно.

2. Соблюдение правил

Само по себе оно не является плохим – есть полезные правила, сохраняющие нашу жизнь, здоровье, помогающие нам понимать друг друга и контролировать общественные взаимосвязи. Есть грамматические правила, ПДД, законы – их соблюдение облегчает нашу жизнь, а эксперименты на этой почве не сулят ничего хорошего.

Но существуют и правила, которые можно назвать спорными – правила морали, общественные традиции, религиозные догмы. Они заложены в нас в качестве моделей мышления и поведения; отступая от них, мы демонстрируем нонконформизм. Для творческих людей и изобретателей он является символом поиска, для ханжей и снобов – качеством отщепенцев и изгоев. Да, нонконформисты всегда были белыми воронами, но именно они делают открытия в науке и творчестве, изменяют жизнь людей к лучшему, помогая избавляться от устаревших и бесполезных моделей и традиций.

Конформизм вытекает из трусости, боязни пойти наперекор обществу и оказаться «психом-одиночкой». Мы начинаем подчиняться общим правилам, чтобы сберечь существующее положение. Но тем самым мы лишаем себя возможности творчески мыслить и видеть решения в нестандартных ситуациях. Печально, что часто нас подталкивают к этому самые близкие люди, переживающие о нашем благополучии – родители, друзья, учителя. Нас учат не высовываться и жить по правилам, тем самым лишая нашу личность той индивидуальности, которая заложена в нее природой.

Лучший способ избавиться от слепого следования правилам – не оглядываться на мнение окружающих, а жить своим умом. Как говорила мама: «А если все пойдут прыгать с крыши – ты тоже пойдешь?»

3. Самообман

Многие люди обманывают себя, хотя, казалось бы, это невозможно. Алкоголики и курильщики уверены, что могут бросить в любой момент, полные люди убеждены в том, что мало едят. Бездельники обвиняют в своих неудачах окружающих, а в низкой зарплате - начальство.

Соль самообмана заключается в том, что человек меняет свое мышление в зависимости от ситуации. Он думает так, как ему выгоднее думать, забывая при этом старые договоренности и собственные решения, принятые ранее.

Часто самообман становится инерционным эффектом от обмана окружающих. Некто притворяется, что сведущ в какой-то сфере, создает определенную иллюзию, улучшенный образ для других, и со временем сам начинает верить в этот образ.

Как не попасть в ловушку самообмана? Помните, что первое принятое решение обычно верно – оно исходит исключительно из нашей логики, личной морали и совести. Когда мы включаемся в процесс и сталкиваемся с трудностями, начинают работать такие негативные черты характера, как лень, зависть или жадность. Эти эмоции заставляют принимать новые решения, выгодные темным сторонам нашего эго. Поэтому для того, чтобы не сбивать самого себя с толку, нужно научиться очищать мышление от этих нашептываний.

4. Во имя спасения образа

В каждом человеке на уровне подсознания заложена необходимость сохранять положительный образ, созданный им для самого себя и окружающих. Совершая ошибки или какие-то неприглядные поступки, он старается сделать все, чтобы уберечь свой имидж от разрушения, а репутацию – от пятен. И самое интересное, что он будет обманывать в первую очередь себя, а следом – остальных.

Наиболее распространенный способ сохранения своего положительного образа – оправдание. Оправдывают свои действия внешними факторами все, начиная от маленького ребенка, который разбил вазу, и заканчивая убийцей. «Я был вынужден, у меня не было другого выхода, я не мог поступить иначе, так получилось», - стандартный набор оправданий, сопровождающийся пространственными пояснениями обстоятельств.

Еще один сценарий при спасении образа – это подгон фактов. Этим грешат СМИ – преследуя определенную цель, они выбирают факты, подтверждающие их теорию, и отбрасывают те, что опровергают ее. Правда, они делают это сознательно, в то время как среднестатистические обыватели подгоняют факты под свои теории неосознанно. Обычно это делается задним числом, когда дело сделано – остается только создать грамотное объяснение своих поступков. По сути, это то же оправдание.

Подсознательное побуждение в любых спорных ситуациях – отрицать свою причастность и искать факты, подтверждающие невиновность. Это побуждение проистекает исключительно из страха, что наше эго будет повержено и унижено. Как вы понимаете, такой подход лишен конструктивности. Нужно учиться честно оценивать свою роль в развитии событий, быть объективным в суждениях относительно своей вины или невиновности и не преувеличивать важности внешних факторов.

5. «Своя рубашка ближе к телу»

У каждого из нас есть интересное свойство психики – мы всегда считаем свое лучшим, чем чужое. Свои друзья – хорошие, чужие – безответственные хулиганы. Свои дети умные и любимые, чужие им и в подметки не годятся. Говорят, что на соседском лугу и трава зеленее – но это далеко не всегда так. Во многих ситуациях мы по-разному оцениваем два абсолютно одинаковых объекта только потому, что один из них имеет к нам непосредственное отношение.

Лучше всего этот эффект прослеживается в войнах и междоусобицах. Воины своей армии – «герои-освободители», противника – «оккупанты и убийцы». Свои «вынуждены принимать меры», чужие – «бесчинствуют». В СССР даже существовало два разных понятия: разведчик и шпион. Первым гордо назвали агентов советских спецслужб, а вторым, брезгливо – иностранцев и перебежчиков.

Люди склонны разделять всех на «мы» и «они», считая других людей худшими. Отсюда проистекает расизм, мужской шовинизм, нездоровый феминизм, непонимание между людьми разных возрастов, сословий и материального положения. Да, во многом мы отличаемся, но подобное разделение отдаляет людей друг от друга так, будто они – с разных планет.

Этот эффект заставляет нас субъективно относиться к поступкам, достижениям и предложениям разных людей, зависимо от личных симпатий. Вы можете носиться с воплощением нелепой идеи человека, в которого влюблены, отбрасывая предложения толковых специалистов; можете вложить деньги в провальный проект приятеля, отказав в инвестициях хорошему стартапу. Чтобы уметь выбирать лучшее, необходимо научиться ставить друзей и незнакомых в один ряд, руководствуясь исключительно оценкой качества самого предложения или достижения.

6. Стереотипы

Все мы знаем, что стереотипы – это плохо. Сразу же вспоминаются крылатые «все бабы дуры» и «все мужики козлы».

Но дело обстоит немного иначе. В действительности стереотип – это продукт индукции, когда мы делаем обобщающий вывод, исходя из множественных повторяющихся предпосылок. Мозг автоматически формирует стереотипы, чтобы не сочинять каждый раз новые алгоритмы реакций – попав в похожую ситуацию, он вспомнит о такой же, и среагирует так же. Проблема в том, что не все стереотипы соответствуют истине. А если быть точнее – у каждого стереотипа есть слабое место. И исходит оно из простого логического правила, говорящего, что истинность индуктивного умозаключения никогда не составляет 100%. Кроме того, стереотипы имеют свойство устаревать.

Например, узнав от разных знакомых, что в каком-то магазине обвешивают и продают несвежие продукты, вы придете к выводу, что в этот магазин лучше не ходить, и будете правы. Может, там обвешивают не каждый раз, и не все продукты несвежие, но лучше ведь перестраховаться. Но вот у магазина меняется руководство, внедряется новая политика, увольняются недобросовестные сотрудники. Те люди, которые не слышали об этом магазине, сделают там покупку и создадут новый стереотип – они будут советовать магазин знакомым и ходить в него сами. Вы же будете продолжать обходить его стороной, следуя устаревшему стереотипу, который может сохраняться в течение многих лет после изменения условий.

В общем, мысль ясна – не стоит делать тотальных обобщений и слепо доверять им, не нужно идти на поводу у общественных стереотипов, ведь они могли давно устареть, и даже созданные собственноручно стереотипы зачастую могут сыграть плохую шутку со своим создателем.

Учимся мыслить эффективно

Итак, мы поговорили о том, чего не нужно делать. Теперь давайте обратим свои взоры в сторону методик, способных помочь развить быстрое и эффективное мышление.

Начнем с того, что мышление пересекается со множеством неразрывно связанных компонентов, каждый из которых нужно систематически развивать – это интуиция, логика, творческое начало и фантазия, память, концентрация и интеллект.

Эффективный способ мышления невозможно развить, к примеру, без определенной базы знаний, внимательности, умения анализировать и сопоставлять факты, способности к запоминанию сложной информации и многих других полезных вещей. Это как язык – чтобы разговаривать на нем, недостаточно выучить слова – нужно знать грамматику, пунктуацию, стилистику, идиоматические сочетания и еще очень много чего. Давайте рассмотрим по отдельности все компоненты, формирующие быстрое и эффективное мышление.

Поскольку наш сайт посвящен саморазвитию, здесь имеется уже немало материала о развитии важных составляющих умственной деятельности. Чтобы не повторяться и не писать слишком большую статью, мы просто сделаем отсылки к этим статьям.

1. Логическое мышление

Эффективно мыслить, не опираясь при этом на основные логические законы, мы просто не способны. Успешные люди обладают строгим логическим мышлением, помогающим приходить к неожиданным и в то же время верным выводам, используя очевидные предпосылки, доступные каждому. Пока человек с хромающей логикой будет смотреть на факты и не понимать, в чем дело, - логик все упорядочит, разложит по полочкам, выстроит красивую и четкую логическую последовательность. Эта разница показана на примерах Гастингса и Эркюля Пуаро в произведениях Агаты Кристи, доктора Ватсона и Шерлока Холмса у Конан Дойля.

Умение логически мыслить – наука и искусство одновременно. Такой талант не дается природой, а вырабатывается в течение жизни. Хорошо об этом написано в статье «Развитие логического мышления » - данный раздел довольно обширен, поэтому не будем углубляться, а перейдем к следующему.

2. Творческое мышление

Эффективное мышление предполагает наличие творческого, ведь именно оно помогает нам избавиться от стереотипности, банальности, узости восприятия. Человек может сколько угодно читать книги и пересказывать энциклопедию наизусть, но пока он не умеет выходить за границы известного, он будет думать чужими мыслями – не более того.

Творческое мышление, или как его еще называют, креативность, обязательно для любого, кто создает свой собственный продукт, а не копирует чужие – будь то интеллектуальное творчество или промышленные изобретения. Эффективно мыслить мы сможем лишь тогда, когда наше воображение пустится в бесконечное путешествие, подбрасывая нам все новые идеи.

Больше информации вы сможете найти в статьях «Развитие креативности », «Воображение. Насколько оно важно? », «Конвергентное и дивергентное мышление ». Обратитесь к этим материалам, чтобы больше узнать о воображении, творчестве и изобретательности.

3. Стратегическое мышление

Тактика и стратегия – военные понятия, перекочевавшие в повседневную жизнь. Планирование и организация любой деятельности подразумевают стратегические задатки. Стратег должен уметь держать в голове планируемые и уже совершенные действия, предвидеть шаги противника и другие не зависящие от него внешние факторы, предполагать все возможные результаты своих действий и способы реагирования на эти результаты. Ему необходимо обладать хорошей памятью, аналитическим умом и даром предвидения. Чтобы развить мышление стратега, научитесь играть в шахматы и пошаговые стратегии вроде «Героев».

Хорошо развитые логическое, творческое и стратегическое мышление как раз и являются основой для эффективного. Но есть и вспомогательные компоненты, без которых невозможно обойтись.

4. Память, внимательность, концентрация

Это – интеллектуальные инструменты. А все мы знаем, что затупленные или ржавые инструменты никогда не станут хорошими помощниками в развитии. Тот, кто плохо запоминает информацию, не сможет ею оперировать. Тот, кто пропускает детали, не сумеет сложить воедино картину событий. Тот, кто не способен сконцентрироваться на мыслительной задаче, будет выполнять ее долго, отвлекаясь на всякую ерунду. Какая уж тут эффективность?

Все эти инструменты должны находиться в состоянии постоянной готовности, их необходимо тренировать и использовать. Здесь как в спорте – пока спортсмен занимается, он силен, быстр и ловок. Но стоит ему бросить – через некоторое время мышцы становятся дряблыми и слабыми. Вернувшись к занятиям, он через некоторое время восстановит форму и снова будет таким же сильным. С инструментами мышления – та же история. Тренируйте их, чтобы всегда быть в умственном тонусе.

5. Интуиция и эмоции

Казалось бы, причем здесь эти иррациональные и неподконтрольные свойства человеческой души? Очень даже причем. Начнем с того, что не такие уж они иррациональные, и не такие уж неподконтрольные.

Интуиция является подсознательным обращением к имеющемуся опыту – пользуясь ее помощью, мы оперируем незначительными деталями, ускользающими от сознания. Не зря существует такой термин, как профессиональное чутье – опытный специалист порой не может подробно объяснить, почему выбрал именно этот путь решения задачи. Но его выбор почти всегда ведет к положительному результату.

Эмоциональный интеллект – также не из области фантастики. Он существует наравне с рациональными мышлением, обладая меньшей точностью, но большими объемом и оперативностью.

Оба эти явления способны как помогать, так и мешать эффективному мышлению – все дело в том, как их настроить и в какой степени полагаться на них. И, конечно, их нужно учиться контролировать.

Для более глубокого ознакомления советуем почитать статьи «Эмоциональное и рациональное мышление в процессе принятия решений », «Развитие эмоционального интеллекта » и «Интуиция и ее роль в принятии решений ».

6. Очистка мысленного пространства от хлама

Какими бы мы ни были умными, творческими и образованными, если у нас в голове хаос, наше мышление не будет эффективным. Чтобы сделать голову ясной, нужно идти по двум путям – очищения информационного поля и успокоения мыслей. Наше общество перегружено огромным потоком информации, причем не всегда качественной – даже не стоит пытаться переварить ее всю. Уметь фильтровать информацию очень важно – подробнее об этом можно узнать из статьи «Причины информационной перегрузки и методы борьбы с ней ».

Когда мысли скачут с одной на другую, вы нервничаете, а мозг паникует и судорожно смешивает полезные операции с бесполезными – совсем не до эффективности. Тем, чей мысленный поток похож на бурную горную реку, будет полезна статья «Техника медитации Стива Джобса », где хорошо описаны способы умиротворения своего мышления.

В любой деятельности за теорией всегда следует практика. Ведь много умных слов – это, конечно, хорошо, но конкретные рекомендации по воплощению всей этой информации в жизнь просто необходимы. Каждая техника эффективного мышления затрагивает одну из вышеперечисленных сфер умственной деятельности человека – память, логику, внимательность; помогает в решении определенных задач:

  • «Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению »;
  • «Метод «Оператор РВС»: вечность и доля секунды на выполнение задачи »;
  • «Метод запоминания Цицерона »;
  • «Метод синектики »;
  • «Метод фокальных объектов »;
  • «Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно ».

P.S.: В этой обширной статье не затрагивалось такое понятие как интеллект – не оттого, что он был несправедливо забыт, а оттого, что во многих определениях интеллект и есть мышление. Существует и более широкое понятие интеллекта – как способности человека к умственной и психической деятельности, в которую входят мышление, память, восприятие, воображение, ощущение и т.д. Этих качеств немало, поэтому были упомянуты лишь те, что имеют непосредственное отношение к эффективности мышления. Хороший инструмент улучшения своих умственных возможностей описан в статье «Развитие интеллектуальных способностей ».

Мы постарались максимально раскрыть понятие и суть эффективного мышления, хотя, как вы понимаете, это не так уж просто ввиду масштабности явления. Но надеемся, что эта статья помогла вам проникнуть за завесу тайн мысли и разгадать самые важные ее секреты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...