Развитие восточных славян. Восточные славяне и образование древнерусского государства

Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет - первая русская летопись, основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.
В связи с изложенными обстоятельствами проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.

1. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.
В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.
При этом, под именем «венеды», славяне впервые стали известны античным авторам еще I-II вв. н.э. - Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.
Так, римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных.
Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Полыни, а также Волыни и Полесья.
Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи.
Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселя лись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).
По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян.
Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов.
«Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов - военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на положении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства).
Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины.
Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов - крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.
Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI - VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась антами (слово иранского либо тюркского происхождения) .

Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до VI в., продолжают идти дискуссии.
Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.
Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).
Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).
Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра.
Расселение славян происходило по трем основным направлениям:
- на юг, на Балканский полуостров;
- на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой;
- на восток и север по Восточно-Европейской равнине.
Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне.

2. Восточные славяне и их племенные княжества

Восточные славяне к VIII - IX вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке - средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения.
Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.
Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).
В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.
Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками) .
Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» - «живущие в поле», «древляне» - «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» - от р.Буг).

Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»).
У восточных славян к VIII - IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга - бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье - хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру - тиверцы, а в Поднепровье южнее полян - уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток Днепра севернее Десны) - радимичи, на верхней Оке - вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги - кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием.
Внутри племен складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории.
Так, установлено, что кривичи пришли в верхнее Приднепровье, поглотив живших там балтов. С кривичами связан обряд захоронения в длинных курганах. Их необычная для курганов длина образовалась потому, что к погребенным останкам одного человека подсыпали насыпь над урной другого. Таким образом, курган постепенно рос в длину. Вещей в длинных курганах немного, встречаются железные ножи, шилья, глиняные пряслица, железные пряжки от пояса и сосуды.
В это время четко сформировались и другие славянские племена, или племенные союзы. Довольно определенно в ряде случаев прослеживается территория этих племенных объединений благодаря особой конструкции курганов, существовавшей у некоторых славянских народов. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространяются курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри. В этих оградках помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне - радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно большую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.
Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Так, археологом А.А.Спицыным было замечено, что височные кольца - специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на разных территориях расселения славянских племен.
Конструкции курганов и распространение височных колец определенных видов позволили археологам довольно точно проследить территорию распространения того или иного славянского племени.

Височные украшения восточнославянских племен
1 - спиральное (северяне); 2 - перстнеобразное полуторооборотное (дулебские племена);3 - семилучевое (радимичи);4 -ромбощитковое (словене ильменские);5 - эавернутоконечное

Отмеченные особенности (погребальные сооружения, височные кольца) между племенными объединениями Восточной Европы возникли у славян, по-видимому, не без влияния балтийских племен. Восточные балты во второй половине I тысячелетия н.э. как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян.
Развитие этих территориально-политических союзов шло постепенно по пути превращения их в государства.

3. Занятия восточных славян

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру.
Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.

Так, распространено было подсечно-огневое земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.
В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.
С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в.
Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).
В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно.
Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки земли размещались ближе к городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями.
В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства.
Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.
Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.
Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе - кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах).
Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
Хозяйственная жизнь населения направлялась таким могучим потоком, как Днепр, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой - к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.

4. Семья и род у восточных славян

Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община - вервь.
Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI - VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.
Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).
Происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща приходит земледельческая община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.
Как отмечал В.О.Ключевский, в строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древней римской фамилии.
Это разрушение родового союза, распадение его на дворы или сложные семьи оставило по себе некоторые следы в народных поверьях и обычаях.

5. Общественное устройство

Во главе восточнославянских союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать - дружину. Князья были и в более мелких общностях - племенных княжествах, входивших в союзы.
Сведения о первых князьях содержатся в Повести временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебеди.

С VIII в. у восточных славян распространяются укрепленные поселения - «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества.
Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переяславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси.
Византийский автор Прокопий Кесарийиский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща».
Скорее всего, речь здесь идет о собраниях (вече) общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - «военных, предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.
Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании).
Куяба - политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия - объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие).
Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. - Маврикием Стратегом: появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных - соратников князя.
В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активность восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. - на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии.
В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход связан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепровье.
Многие ученые считают, что именно в то время Русь выступила на арену международной жизни в качестве государства. Есть сведения о договоре между Русью и Византией после этого похода и о принятии Аскольдом и его окружением, дружинниками христианства.
Русские летописцы начала XII в. включили в летопись легенду о призвании северными племенами восточных славян в качестве князя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками) в IX веке.
Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей не вызывает сомнения (служба русским князьям считалась почетной и прибыльной). Допустимо, что и Рюрик был реальной исторической личностью. Одни историки даже считают его славянином; другие видят в нем Рюрика Фрисландского, совершавшего набеги на Западную Европу. Л.Н.Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов, прибывшее с ним) - из Южной Германии.

Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства - ускорить или замедлить его.

6. Религия восточных славян

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого.
Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности - в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.
С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.
Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов.
Перун являлся богом молнии и грозы, Род - плодородия, Стрибог - ветра, Велес - скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре - божествами солнца, Мокошь - богиней ткачества.
В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков.
Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени.
В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога - бога неба - и его сыновей - Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога - богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.
Перун - центральный образ индоевропейской мифологии - громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку.

В языческий пантеон входили также Волос (Велес) - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) - богиня плодородия, ткачества, и другие.
Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом.
Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.
Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие.
Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем.
В организации культа значительную роль играли языческие жрецы - волхвы.
Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах, богам приносились жертвы.

Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.
У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

7. Формирование государства у славян

К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти.
Так, временем, с которого восточные славяне входят во всемирную историю, можно считать середину IX века - время, когда появился путь «Из варяг в греки».
Нестор в своей Повести временных лет приводит описание этого маршрута.
«Когда же поляне жили отдельно по горам этим (имеются в виду днепровские кручи у Киева), тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает река Днепр. Днепр вытекает же из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы, и далее на восток пройти в удел Сима, а по Двине в землю Варягов, а от Варяг до Рима, от Рима же до племени Хама. А Днепр впадает устьем в понтийское море; это море слывет Русским.».
Кроме того, после смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вождю одного из варяжских отрядов - Олегу.
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия).

Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям - язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа.
Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое - представленное вечевым собранием народа.

Подытоживая сказанное, отметим, прежде всего, что период расселения славянских народов, возникновения у них классового общества и образования древнеславянских государств, — скудно, но все же освещен письменными источниками.
При этом более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников.
Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение.
Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины - к земледельческой.
Усложнились верования восточных славян. На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников, с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. При этом все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.
В VI - середине IX в. славяне сохранили основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию.
Торговля и война у восточных славян, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений.
Восточные славяне претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

Добрый день, дорогие друзья музы Клио. Кто это? Это одна из покровительниц искусств и наук у древних греков – муза Истории! А с Вами Коцарь Евгений Сергеевич, лучший учитель России, эксперт ЕГЭ. Сегодня мы начнем курс подготовки к ЕГЭ по истории с лучшим учителем России. Тема и вопрос занятия – как возникло государство восточных славян?

История России начинается с истории . Кто это? Это целая группа родственных друг другу племенных союзов, отколовшихся от славянского этнического пласта. К VIII-IX вв. , с которых и начнется наш разговор, они контролировали обширные пространства Восточно-Европейской (Русской) равнины, от Балтийского до Черного морей, от Карпатских гор до верхнего Поволжья.

Основным источником по истории Древней Руси для нас будут Это погодные исторические записи, рассказывавшие события произошедшие «от лета до лета», аналог европейских хроник.

«Откуда есть пошла земля русская». Нестор, ПВЛ.

Так начинается первая русская летопись. А если точнее – (ПВЛ). Это основной источник по ранней истории славян, написанный ок. 1116 года монахом Киево-Печерской лавры (монастыря) Нестором.

Мы заговорили об исторической карте. Давайте сразу условимся, что как только речь заходит о географических объектах, войнах, экономическом развитии и торговле, мы начинаем работать с картой. Именно работать, а не смотреть на нее. Самостоятельно наносить те события и факты, о которых мы говорим, на карту. Ту карту, которую Вы нарисовали собственноручно, Вы не забудете. А это очень пригодится Вам при работе к и для лучшего визуального закрепления материала.

Тенденции развития истории России

Итак, мы охарактеризовали восточных славян и их соседей. Какие важные выводы мы можем сделать? Открытый характер равнины, где расселились восточные славяне, диктовал две тенденции развития:

1. Постоянную военную угрозу. Через огромные степные ворота от Уральских гор до Каспийского моря в южные степи постоянно вторгались кочевники. Шел процесс из Азии в Европу, и Русь постоянно была в гуще этих событий.
2. Соседство с разноязыкими племенами могло развиваться и в духе хозяйственного взаимодействия, этнической и языковой ассимиляции. Земли было много, слабые племена просто отступали. Еще одна черта истории славян – расширение ареала своего обитания на восток и север, в сторону Волги и Северного Ледовитого океана.

Что в результате?

Как появилось государство у славян? Исторический спор

Мы видим, что и у словен, и у полян Нестор называет имена правителей – Это, как минимум, также, как и создание – укрупнение племен под общей властью, говорит о зачатках государственности у славян IX века. Мы подошли к первой ключевой дате русской истории.

862 год – начало истории России.

Словене призвали на княжение в Новгород Рюрика (с Синеусом и Трувором).

Этот факт стал основанием для написания (опирается на скандинавские саги), авторы немецкие историки XVIII века Баейрн, Миллер, Шлецер. В свою очередь, на этой теории во многом основывается русская история. Норманистами были все классики русской государственной школы истории XIX века – те люди, которые и написали ту историю России, которую мы изучаем в школе.

Каковы основные положении норманнской теории?

  • Рюрик – скандинав (викинг,
  • У новгородских словен не было власти
  • Рюрик основал государство славян
  • Славяне не были способны организовать государство в силу отсталости
  • Название страны Русь – от руссы, россы (этноним викингов Скандинавии)

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

I . Происхождение восточных славян

Праславяне

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I - VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

2. Хозяйство

Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археославян

логическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля) . Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси - Среднего Поднепровья. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II - IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры - квадрантала, получившего название четверик (26,2 л.), просуществовавшего в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Город

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы - поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

3. Социальный строй

Соседская община

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот,

инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Военные походы

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

4. Культура восточных славян

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI - VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

Язычество

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной - Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы и войны - Перун, богиня земли и плодородия - Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун - бог грозы и войны - становится главным богом славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека - рождение, свадьба, смерть.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей - курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир - тризну и военные состязания.

Общества на этапе разложения первобытнообщинных отношений. Формирование союзов является этапом на пути образования государственности. Они являлись сложными структурами, носившими территориально-политический характер. Рассмотрим далее, как происходило объединение восточных славян в древности. Названия племенных союзов и их краткая характеристика также будут представлены в статье.

Принципы объединения

Образование племенных союзов восточных славян началось с VI века. Объединение происходило посредством консолидации нескольких небольших племен, одно из которых становилось главенствующим. Его наименование становилось названием племенного союза.

Восточные славяне объединялись по родовому и территориально-политическому принципу. У каждого образования была своя географическая зона, свое наименование, обычаи, традиции. В некоторых племенных союзах восточные славяне утверждали определенные внутренние законы, правила проведения обрядов. Язык у всех был один, однако у каждого союза были свои диалекты.

Политический строй

Племенные союзы восточных славян были хорошо организованы.

На каждой территории существовали свои города. Один из них являлся своеобразной столицей. Здесь проводились религиозные мероприятия, общеплеменные собрания. Немаловажно отметить, что в каждом племенном союзе восточных славян существовала княжеская власть. Передавалась она от отца к сыну.

Кроме князя, управление и контроль находились в руках вече. В каждом племени, входившем в союз, был старейшина.

Отличительные черты

Особый интерес представляет особенности освоения территорий племенными союзами восточных славян и их расселение по местности. Как показывают археологические находки, люди занимали территории, близкие к водоемам.

Кто был соседями племенных союзов восточных славян? По соседству с ними жили южные и западные славяне. В VI-VIII вв. в этих племенах также проходил процесс формирования государственности.

Если посмотреть на карту племенных союзов восточных славян , можно увидеть, что они занимали довольно обширные территории.

Стоит сказать, что цель всех восточнославянских племенных союзов состояла в защите от внешних врагов. Отдельное племя было неспособно противостоять нападавшим. Для повышения эффективности защиты князь формировал дружину.

Племенные союзы восточных славян: таблица

Племенные образования описаны Нестором в его "Повести". Всего автор рассказывает о 15 племенных союзах восточных славян. Для удобства названия основных из них и краткая характеристика приведены в таблице.

Объединение племен, занимавшее территорию в верховье Зап. Буга. В конце X века они вошли в состав Древнерусского гос-ва

Волыняне

Одно из объединений, появившихся на территории дулебов. Волыняне создали около 70 городов. Центром была Волынь

Племена, расселившиеся по верхнему и среднему течению Оки. С середины X века вятичи вошли в состав Киевской Руси. С XII века их территория относилась к Черниговскому, Ростово-Суздальскому и Рязанскому княжествам

Древляне

В VI-X вв. эти племена занимали территорию правобережной Украины, Полесья. Их соседями были дреговичи, бужане, волыняне. Столицей являлся г. Искоростень. В 883 г. Олег обложил их данью

Дреговичи

Эти племена занимали северные районы днепровского правобережья. В древности главным городом был Туров. С X века входят в состав Киевской Руси

Это племенное объединение занимало территорию Зап. Волыни. В VII веке на них совершали опустошительные набеги авары. В 907 г. дружина дулебов принимала участие в походе на Царьград

Ильменские словене

Это объединение считается одним из наиболее многочисленных. Соседями словен были чудь и меря. В начале XIX века совместно с чудью и кривичами сформировали Славию, которая стала центром Новгородской земли

Они занимали территорию на водоразделе Зап. Двины, Волги и Днепра. Основными городами являлись: Смоленск, Изборск, Полоцк

Они расселились по ср. течению Днепра. Считается, что они сформировали центр Древнерусского гос-ва

Радимичи

Это объединение занимало восточную часть верхнего Поднепровья.С середины IX века были обложены данью хазарами. В 885 г. Олег присоединил их к государству. Окончательно радимичи утратили самостоятельность в 984 г., когда их дружина потерпела поражение от воеводы кн. Владимира

Северяне

Это племенное объединение занимало территории по Десне, Суле, Сейму. Они также платили хазарам дань. В составе Руси находились приблизительно с 865 г.

Эти племена расселились по Днестру и устью Дуная. В 907 и 944 годах участвовали в походах на Царьград. С середины X века включены в сосав Руси, в XII в. под натиском половцев и печенегов отошли на северные территории, где смешались с другими племенами

Они проживали в Нижнем Поднепровье, вдоль черноморского побережья, в Побужье. Уличи вели борьбу с Киевом, отстаивая свою самостоятельность. Под натиском кочевников отошли к северным территориям. В середине X в. вошли в состав Руси

Иерархия

Характерной чертой племенного устройства общества в период "военной демократии" является стремление одного объединения возвыситься над другим.

Истинными славянами называли себя в легендах волыняне, заряне, поляне. Другим племенам давались различные обидные наименования. К примеру, тиверцев называли толковинами, жителей Новгорода - плотниками, радимичей - пищанцами и пр.

Место в иерархии обозначалось при помощи ассоциаций с обувью. Например, господствующее племя - "в сапогах", данники - "лапотники". При подчинении города завоевателю старейшина выходил босым. Для обозначения места в племенной иерархии использовались указания на занятия, цвет, материал и размеры одежд, шатров и пр.

Конфедерации

По мнению историков, восточнославянские племена состояли из нескольких родоплеменных групп, наименование которых Нестору не было известно. Количество городов соотносят с числом общин (по 100-150 чел. в каждом) либо групп, которые объединялись вокруг города.

Вероятнее всего, в племени кривичей действительно было несколько групп. В летописи Нестора говорится о смоленских кривичах и кривичах-полочанах. Они вели самостоятельную внешнеполитическую деятельность. Также на основании находок археологи выделяют псковских кривичей и смоленско-полоцких.

Кривичи считаются объединенной группировкой, сложившейся при взаимодействии славянских переселенцев и балтоязычного местного населения.

Историки полагают, что северяне объединяли три племенные группы. Уличи и тиверцы выступали в составе одного союза. Вятичи и радимичи, предположительно, изначально были одним племенем, а впоследствии разделились. Об этом свидетельствует легенда о братьях Вятко и Радиме.

Ильменские словене

Они также находились в конфедеративных отношениях с соседями. Считается, что на месте Новгорода раньше находились поселки разных племен. Они окружали пустое пространство, которое выступало в качестве места проведения союзного вече.

Из таких поселков сформировались "концы" города - районы с самоуправлением.

К середине IX века образовалась конфедерация из племен, расселившихся на обширной территории. В нее вошли словене, чудь, весь, кривичи, мурома, меря.

Формирование государственности

В настоящее время не существует единого подхода к вопросу об образовании Древнерусского государства.

В XI-XVI вв. господствовали династическая и теологическая концепции. Последняя исходил из кирилло-мефодиевской традиции. Согласно ей, государство сформировалось в процессе противоборства старой (язычества) и новой (христианства) веры.

Христиан противопоставляли племенам, не знавшим божьих законов. Основателем государства признавался Владимир. При этом все предыдущие исторические события считались "тенью" крещения.

Согласно династической концепции, основание государства связано с возникновением династии Рюриковичей. В 862 г. Рюрик встал во главе восточнославянских племен. В этой концепции особое значение придается происхождению первых князей и их династическим связям.

Теория общественного договора

В соответствии с ней государство сформировалось в результате призвания варягов на княжение, установления договорных отношений между племенами.

Соответствующие договоренности имели место не только в Новгородской земле, но и в Киевской, а также в Смоленске, на северских территориях, на Кавказе.

Патриархальная концепция

Согласно ей государство сформировалось в результате объединения племен в союзы, а союзов - в "суперсоюзы". Вместе с этим усложнялась иерархия власти. Перед возникновением Руси на восточноевропейских территориях существовало три части русов: Куявия (центр - Киев), Артания (располагалась восточнее словенских районов), Славия (земля словен). В 882 году Олег объединил их, возникло государство.

Теория завоевания

Она связывает формирование государства с подчинением славян скандинавам. Процесс образования государства при этом растянулся на долгое время, пока к середине X в. не было создано единое образование во главе с князем Игорем.

Социально-экономическая концепция

Она преобладала среди советских ученых. Исследователи обращали внимание на наличие социальных предпосылок к формированию государства. Среди них: совершенствование орудий труда, возникновение неравенства, классов, частной собственности.

Роль каждого племени определялась в зависимости от его развитости, готовности к вступлению в состав государства. Центром возникновения предрасполагающих факторов называется Среднее Поднепровье. Здесь проживали поляне, росы, северяне. В рамках теории утверждается тождество племен руси и полян.

Влияние внешнеполитического фактора

Некоторые исследователи считают его решающим в процессе формирования государства. Племена, расселившиеся по Среднему Поднепровью, объединились в союз для совместной борьбы с хазарами. Так в 830-840 гг. было создано самостоятельное государство. Власть в нем находилась в руках кагана. При этом была сформирована дружина. Состояла она преимущественно из наемных варягов, являвшихся превосходными воинами.

Используемый социологический подход к проблеме возникновения государства основывается на признании создания надплеменной дружинной прослойки. Она стала называться русь и впоследствии распространила свою власть на племена земледельцев, приняв функции государства.

2. Появление государства у восточных славян.

а) Первые упоминания о Руси.

Первые упоминания имени « Русь » относятся к V – VII векам нашей эры. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называли их антами, скифами, сарматами, готские историки – росоманами (русыми людьми) , а арабы - русью. Но очевидно, что речь идет об одном и том же народе.

Вопрос о начале государства Русь породил длинную дискуссию между норманистами и антинорманистами, в которой большую роль сыграют политико – идеологические соображения. Норманисты создали и отстаивали норманнскую теорию, утверждая, что государство на Руси было создано скандинавами – норманнами (варягами) : в середине IX века (по летописи в 862 году) по призванию новгородских славян, кривичей и чуди к ним прибыл на княжение из Скандинавии Рюрик, которого, по- видимому, призвали для того, чтобы иметь силу викингов и для преодоления острых внутренних противоречий, объективную основу для которых создавал сложный этнический состав Приильменья.

Оппоненты же яростно отрицали теорию норманнистов и искали первых правителей и создателей государства Русь среди других народов – западных славян, финнов, венгров, хазар и т. д. Однако нередко и те и другие отождествляли происхождение государства с происхождением правящей в ней династии. Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является « скандинавская » версия происходящая от значения древнескандинавского глагола « грести » , означающего воинов гребцов или княжеских дружинников.

б) Основание Киева.

Уже к концу V века нашей эры ученые относят помещенные в русской летописи события, связанные с основанием великого города – Киева – столицы одного восточнславянского союза племен, названного по имени, ставшего позднее столицей древнерусского государства.

Летопись рассказывает, что один из полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата. Затем Кий « ходил к Царю – городу », то есть в Константинополь, был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно, осел со своей дружиной на Дунае, оснавал там « градок », но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега, где и скончался. Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии, которые говорят о том, что в конце V – VI века на Киевских горах существовало укрепленное поселение городского типа, бывшее центром полянского союза племен.

История образования древнейшего города имеет место во всей истории древнерусского государства. Ведь некогда маленькое поселение славян дало название целому государству.

в) Образование государства у восточных славян.

К началу VIII века имя Русь стало применяться к восточным славянам – это говорит о возникновении государственности у них, но прежде им пришлось пройти долгий путь.

Накануне объединения большинства восточнославянских племен под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племен, объединенный именем « поляне » . Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель. Именно здесь на привольных черноземных землях, в условиях благоприятного климата, на торговой « днепровской » дороге прежде всего сосредотачивалось наибольшее количество населения. Именно здесь развивались и сохранялись древние традиции пашенного земледелия, скотоводства, огородничества, совершенствовались железоделательное, гончарное производство, зарождались другие ремесленные специальности. Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие – основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались орудия труда. Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стал плуг, при уборке урожая стали использовать серпы. Каменные и бронзовые орудия ушли в прошлое. С каждым годом расширялись пахотные земли, широко осваивались удобные для земледелия степные и лесостепные земли. Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространяться в славянских землях, заменяя собой подсечное земледелие, которое характеризовалось очищением земли из-под леса, использованием ее до истощения, а потом забрасыванием. Широко стало практиковаться унаваживание почвы. А это делало урожаи более высокими, обеспечение жизни людей более прочным. Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце концов привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Единое родовое хозяйство стало распадаться, огромные дома, вмещающие до ста человек, все чаще стали уступать свое место небольшим семейным жилищам. Общая родовая собственность, общая пахотная земля, угодья стали распадаться на отдельные участки, принадлежащие семьям. Появившееся плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины.

Теперь она стала соседской, где каждая семья имела право на свою долю ибщинной собственности. Так зарождалось право частного владения, частной собственности, появилась возможность для отдельных сильных семей

Освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать определенные их излишки накопления. В этих условиях резко возрастала власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде имущественное неравенство,которое чаще всего попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными, порождало классы. А также с каждым годом множились продукты ремесленников. Постепенно их труд все более отделялся от сельского труда. Сами ремесленники стали селиться там, где им было удобнее и легче сбывать и обменивать свои изделия.

Такими местами становились, конечно, поселения, расположенные там, где находились святыни, куда прибывало множество людей на поклонение.Это способствовало образованию городов, развитию торговых связей.

Города зарождались как поселения, которые выполняли единовременно все политические, хозяйственные, религиозные, военные задачи. Они имели перспективы дальнейшего развития и превращались в крупные населенные центры, объединяя огромные территории между собой, которые приобрели статус государства.

г) Формирование Киевской Руси как государства.

Политической стороной генезиса феодального общества у славян в VIII – X веках было формирование средневековых государств. Оно шло в двух основных формах: в Великой Моравии, на Руси, в Польше и Чехии – путем подчинения одному союзу племенных княжеств других союзов; в Сербии, Хорватии, Словении – в пределах одного союза племенных княжеств. За исключением территорий к югу от Дуная, отнятых славянами у Восточной Римской империи, славянские государства возникли в областях, не входивших в зону античной цивилизации, и феодальные отношения у них в отличие от Западной Европы складывались замедленным бессинтезным путем. Государство восточных славян возникло в IX – X веках. Столицей его стал город Киев. Отсюда повелось название государства – Киевская Русь. Уже в VII- IX веках в нем сложилось общественное устройство – военная демократия, которая представляла собой последний период первобытнообщинного строя, который уже содержал признаки общественного неравенства, будущих классовых отношений. Вожди племени теперь превращались в князей, в чьих руках концентрировались управление племенем и союзом племен. Они отмечались богатством, наличием сподвижников и военной поддержки. Рядом с князем выделялся и воевода – предводитель племенного войска. Более важную роль играла дружина, лично преданная князю. Она отделялась от племенного ополчения, основной работой которого была война, особенностью-привилегированность в обществе. Основную же часть племени составляли свободные люди – смерды, которые имели право участвовать в войне и народных племенных собраниях – вече. Затем среди людей свободных стали выделять тех, кто должен был им подчиняться – слуг. На низших ступенях общества стояли « холопы » - бедняки общины, неимевшие своих семей и хозяйства. А самый низ социальной лестницы заполнили « рабы » - пленники, занимающиеся принудительным трудом. Таким образом строй племенной жизни древнерусского государства имел сложную, разветвленную систему, в которой четко различались социальные различия.

Для раннефеодального государства все же были характерны такие черты, как неразвитость государственного аппарата и наличие остатков родоплеменной организации общества (вече, ополчение из крестьян и ремесленников, суд на основе обычаев) .

д) Подчинение восточнославянских племен русским князьям.

В VIII – X веках киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом играла, конечно, военно –служилая знать – дружина. Некоторые из союзов были подчинены в два этапа. .На первом они лишь выплачивали подать – дань, сохраняя внутреннюю автономию. Дань собиралась посредством полюдья – сбора дани с васальных племен с глубокой осени до весны. На втором этапе происходило непосредственное подчинение союзов киевскому князю. Местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династииназначался как наместник. При этом для нейтрализации сепаратистских тенденций местной знати вместо старого племенного центра строился новый « град »: Владимиро – Волынский, Туров, Смоленск и т. д.

Земли древлян, дряговичей, радимичей, кривичей были подчинены в IX веке. Вятичи все же долго боролись за свою независимость. Волыняне и хорваты сразу подчинились Киеву, но лишь в конце X века. Земли уличей и тивирцев заняли печенеги, тоже в X веке.

е) Первые русские князья.

Как говорилось раньше, родоначальником княжения на Руси стал Рюрик, приглашенный из Скандинавии славянскими племенами. Но после его смерти в 879 году, престол в Киеве захватил его приемник – Олег – объединив два важнейших центра восточных славян: Киев и Новгород. Согласно летописным данным, в 882 году Олег выманил из Киева и убил Аскольда и Дира – варягов, освободивших полян от дани хазарам. Затем он подчинил древлян, северян, радимичей. Князь правил в Киеве 33 года. Легенда о его смерти воспета А. С. Пушкиным в « Песне о Вещем Олеге » . Таким образом, более развитое Среднее Поднепровье стало ядром государственной территории Руси, а северные земли превратились в подчиненную киевским князьям область.

Приемником же Олега стал Игорь (912 – 945) , по летописи – сын Рюрика, который был убит при сборе дополнительной дани с древлян в 945 году. Его вдова, Ольга, жестоко отомстила древлянам, раззорив их земли и истребив знать.

ж) Деятельность первых русских князей.

Уже во времена правления Рюрика русская рать осущесвляла боевые походы на крымские владения Византии, передвигаясь на быстроходных ладьях по Черному, Азовскому, каспийскому морям, завоевывая побережье Крыма от Херсонеса до Керчи. В следствие этих походов и случайного тяжелого недуга Рюрик первым принял крещение. Благодаря Рюрику к началу IX века Русь освободилась от выплачивания дани хазарам. После Византии Рюрик направился в Малую Азию, завоевывая земли вдоль Днепра, в районах Черного и Азовского морей, Волги, Каспия, а также покоряя греков и хазар, аваров и прибалтов. Итак, Рюрик положил начало зарождению мощной державы с определенными военно – стратегическими интересами.

Олег же, прийдя к власти укрепил ее, приняв титул великого князя, сделав других князей своими данниками. Он также осуществлял походы на Византию.

Это было одно из важнейших направлений русской внешней политики, ведь походы киевских князей, заканчивающиеся победой, открывали важнейшие торговые пути, которые сулили процветание и укреплпние едва сформировавшемуся древнерусскому государству.

Следует также сказать, что первым русским князьям принадлежит инициатива присоединение к титулу « князь » восточного титула « каган ». Этот акт символизировал независимость от Хазарии – турского государства, сложившегося в VII веке в междуречьи низовий Дона и Волги, которое тоже носило название Хазарский каганат.

3. Киевская Русь в конце IX века.

Формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце IX века, хотя и не до конца. Но к этому времени была ликвидирована автономия почти во всех восточнославянских союзах племенных княжеств, кроме вятичей, волыняней и хорватов. Изменилась и форма взимания дани. Полюдье было ликвидировано. Дань взималась теперь наместниками киевского князя. Две трети ее отправлялось в Киев, а оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя – наместниками. Территории, управляемые княжескими наместниками, получили название – волость.В целом же в IX веке государство именовалось « Русь » , « Русская земля » . Название распространилось со Среднего Приднепровья на всю территорию, подвластную великим киевским князьям.

III. Заключение.

Итак, в IX векенашей эры у восточных славян сложилосьфеодальное государство Русь, общая историческая колыбель трех народов: русских, украинцев и белорусов. По имени своей столицы эту державу восточных славян назвали Киевской Русью. От Киевской Руси идет непрерывная тысячелетняя линия исторического развития к Московской Руси XV –XVII веков, к Российской империи XVIII – начала XX века и, наконец, к современному государству – России XXI века. Именно поэтому каждому из нас очень важно знать не только историю Киевской Руси, но и выяснить вопрос о том, каким путем сложилось в Европе это крупнейшее государство, которое является нашей Родиной. Этот вопрос интересует ученых и поныне. Чтобы ответить на него, нужно понять исторические корни русского и других славянских народов, выявить их место на древней географической карте Европы, понять их взаимоотношения с другими европейскими народами. Эти вопросы передаются из поколения в поколение, в то время как Россия считается единственной в мире страной, своеобразным мировым мостом, где встречаются две мировые цивилизации Европа и Азия, и где осуществляется их активное взаимопроникновение и взаимовлияние.

Список литературы

С.Г. Горяйнов, А.А. Егоров. История России IX – XVIII в. в. Ростов – на –Дону. « Феникс ». 1996 год.

Джон Феннер. Кризис Средневековой Руси. Москва. « Прогресс ». 1989.

Учебное пособие: История России. Москва. « Дрофа ». 2000 год.

Б.А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества. Москва. « Наука ». 1993 год.

А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века. Москва. « Просвещение ». 1997 год.


Подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах. Процессы разложения первобытнообщинного строя и раскол общества на классы предшествуют образованию древнерусского государства и протекают имманентно, конечно в связи со внешним миром, свидетельством чего являются и внешняя торговля, и монеты, и клады, но без решающего участия его...

Называют еще одну - “третью Русь”. Как показали исследования, Русь Балтийская и “третья Русь” тесно связаны между собой. И эта проблема на сегодня - одна из важнейших в теме происхождения Руси и образовании Древнерусского государства. Упомянутая ранее легенда XV века о происхождении Рюрика с территории Неманской Руси имела целью дезавуировать другую легенду: о происхождении литовского (или...

И показав Игоря, примолвил: - Вот сын Рюриков! Сим словом, осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым» . III. Образование Древнерусского государства древний русь варяг киев 1. Начальные формы русской государственности Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, ...

Земель и племянных княжений. Древнерусское государство еще не сложилось, его образование завершается слиянием Приднепровья с Приильменьем, Киева и новгорода двух важнейших центров Руси. Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государстваю Это событие летопись связала с именем Олега. В 882г. В результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по...



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...