Реальность объективная и субъективная. Объективная и субъективная реальности Как, с точки зрения субъективной реальности, можно достичь мира на земле

В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания, однако это деление очень условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком.

Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: движение, пространство, время.

Здесь под движением понимается не только механическое перемещение тел, но и любое взаимодействие, любое изменение состояний объектов - формы движения многообразны и могут переходить из одной в другую. Очень часто мы говорим о движении, противопоставл ему покой, считая их равноправными. Между тем, это глубокое заблуждение: покой носит относительный характер, в то время как движение абсолютно.

Пространство и время - это формы бытия материи. Термином пространство в философии обозначают структуру объектов, их свойство быть протяженными, занимать место среди других. При характеристике пространства употребляют термин бесконечность. Термином врем обозначают длительность существования объектов, направленность их изменения. Две последние категории: пространство и время являются одновременно и относительными, и абсолютными. Они относительны, так как их свойства постоянно меняются, и они абсолютны, так как ни один объект не может существовать вне пространства и времени.

Реальность является ключевым понятием в философии, с ним связан основной вопрос философии: что первично материя или сознание (объективная или субъективная реальность); способен ли человек познавать реальность, окружающую его.

Чтобы разобраться в сложном устройстве того реального мира в котором живет человек вводится важное понятие – «действительность», или «реальность», и будем рассматривать эти два термина как синонимы.

Действительность – это совокупность всех состояний прошлого, настоящего и будущего. В действительности всегда имеют место процессы возникновения, становления, существования, исчезновения. Важно понимать, что вещи, события, процессы бывают разного рода и существуют они вне и независимо от нашего сознания. Такого рода действительность, охватывающую все, что существует вне человеческого сознания, мы называем объективной реальностью .

Существует реальность, или действительность другого рода. Она соответствует особому состоянию нашего сознания, она существует в нашем сознании, мышлении, воображении, т.е. в субъективной реальности.

Субъективная реальность – это продукт деятельности человека. Создаваемая человеком субъективная реальность определенным образом связана с реальностью объективной, как и сам человек связан с окружающим миром. Субъективная реальность выражается, прежде всего, в мыслях и образах, научных знаниях и художественных замыслах и т.д.

Основные формы бытия:

ü материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

ü идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

ü человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

ü социальное бытие , которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Из рассмотрения понятия «бытие» возникает вполне сознательное стремление человека постичь глубинный смысл и найти нечто прочное, устойчивое, закономерное.

2. Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя».

Понимание материи всегда было связано с поиском носителя всех свойств явлений и предметов, существующих в реальности. В результате возникла проблема субстанции.

Субстанция (от лат. substantia – то, что лежит в основе) обозначает сущность, нечто, лежащее в основе, объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства (внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует).

Если определенная философская концепция исходит из одной субстанции, то это – монистическая философия, но само понимание может быть различным: в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (например, учение Фалеса, Гераклита, Спинозы) и идеалистический монизм (например, философия Платона, Гегеля). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами – материальным и идеальным (например, учение Р. Декарта). Если признается много начал – плюрализм.


В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат (основа); как конкретная индивидуальность (Бог), как существенное свойство; как то, что способно к самостоятельному существованию; как основание и центр изменения предмета; как логический субъект и т.д. Это был путь формирования научного понимания категории материи .

В истории философии, пожалуй, не найти такой философской системы, в которой бы не давалось свое понимание категории «материя».

Понятно, что проблема материи, в том числе и ее понятие, разрабатывались, прежде всего, философами-материалистами от древних до современных. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития. Определение понятия «материя» было дано В.И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909): «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Методологическое и мировоззренческое значение категории «материя» обнаруживается сразу же, как только мы зададимся вопросом: каким образом существуют окружающие нас материальные предметы, связи и явления? Эта категория позволяет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытия. Ими являются движение, пространство и время – атрибуты материи

3. Движение представляет необходимое, существенное, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Свойства движения:

ü возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

ü всеобъемлюще (движется все);

ü постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

Основные типы движения:

По направленности процесса изменений - Прогресс

Одноплоскостное движение

Циклическое движение

По скорости и качеству процесса изменений - Эволюция-инволюция

Революция

Качественное – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств;

ü Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм.

ü Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Количественное – перенос материи и энергии в пространстве.

Соответственно иерархии форм материи существует качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы : 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое – перемещение тел в пространстве, физическое – движение молекул, химическое – движение атомов, биологическое – органическая жизнь, социальное – развитие общественных отношений в результате практической деятельности человека, история общества.

Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить на три основные группы форм движения материи: в неорганической природе, в живой природе и в обществе. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химических форм движения, живую – биологическая, а общество – социальная форма движения.

Познание движения неминуемо приводит к познанию пространственно-временных характеристик и отношений.

4. Признавая объективность материи, диалектический материализм признает объективную реальность пространства и времени. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени.

Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития.

Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Пространству и времени присущи такие всеобщие свойства, как объективность, безграничность и бесконечность, единство прерывности и непрерывности, абсолютность и относительность.

Вместе с тем, несмотря на наличие общих свойств, пространство и время имеют свою специфику. А в ряде существенных признаков они различны. Так, пространство трехмерно, время – одномерно, однонаправлено, течет от прошлого к настоящему и от него к будущему. Если пространство выражает протяженность, форму расположения тел, то время – длительность их существования. Наконец, пространство обладает свойством симметрии, время же не обладает им, оно необратимо.

Пространство и время есть единство бесконечного и конечного. При этом бесконечность следует понимать в количественном и качественном отношении.

Расположенность материи во времени и пространстве - подходы к проблемы:

Субстанциональный (Демокрит, Эпикур): сторонники подхода считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношения между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Реляционный (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель): время и пространство – отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

Теория относительности Альберта Эйнштейна (середина XX в.). Согласно данной теории пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Теория подтвердила правильность реляционной теории, то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи, перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

Ключевые понятия: онтология, бытие, небытие, материя, субстанция, реальность, движение, пространство, время, атрибут, самоорганизация материи, синергетика.

Посмотрев на фото выше, в первую очередь вы заметили стул или обратили внимание сначала на «улыбку», а потом уже поняли, что это стул?.. Или, может быть, вы сначала подумали: «Что за абстракция?»..

Почему мы иногда не замечаем очевидных вещей? Почему нужные люди и мысли встречаются нам в определенное время? Почему у одного человека, стоит ему только подумать о чем-то, тут же получается воплотить мысль в жизнь, а другой — сколь бы сильно не мечтал о чем-то, не может этого получить? Всё дело в волшебных пузырьках! Точнее, в разных реальностях.

Традиционно выделяют три модели реальности:

  • объективная реальность;
  • виртуальная реальность;

Однако, можно с уверенностью сказать, что даже «объективная реальность» в Земном понимании сильно далека от Действительной Объективности. А кроме того, также отметим, что существуют ещё параллельные реальности, отражённые реальности… Но мы сегодня поговорим больше о субъективной реальности. Что понимается под этим понятием в типичной философии? Внутренний мир человека. Однако, на деле это понятие гораздо глубже.

Ведь каждый из нас складывает и наполняет свою реальность, которая состоит из некой совокупности знаний, устремлений, верований и ошибочных суждений, установок и шаблонов поведения, правил и исключений из них.

Субъективная реальность — простой пример

Проще всего понять это на простом примере. Предположим, на дороге лежит крупная купюра.

Существует три человека с разными субъективными реальностями, но в каждой из них купюра лежит и эти три человека её замечают. Существует еще пять человек с другими субъективными реальностями, но в их реальностях купюры нет — по разным причинам. А потому посмотрим на тех троих.
В реальности одного есть убеждение — поднимать деньги нельзя, иначе быть потере. Человек долго думает, но решается поднять. Через день ему присылают счет на сумму, чуть больше той, что он поднял. Происходит подтверждение принципа, который существует в его реальности.
Второй человек твёрдо верит, что Вселенная послала ему эту сумму под ногами не просто так — он должен её кому-то передать, помочь. Он поднимает деньги, и отправляет их на благотворительность. Позже никакого счета на найденную сумму и иных негативных последствий у него нет. Его реальность не подразумевает «расплаты».
Что же с третьим? Он видит деньги, но колеблется. Потому что знает, что поднимать вроде бы плохо, но при этом четко понимает, что можно поднять и отдать на благо другого. Но его нерешительность берет верх. Он не понимает и уходит. А на следующий день получает штраф ровно на ту сумму, что лежала под ногами вчера. Его реальность учит его — слушать себя и принимать решения.

У каждого своя субъективная реальность

Каждый получает от неё уроки и подтверждения. И каждый, читая одну и ту же фразу, может воспринимать её по своему. Мало того, наша субъективная, персональная, реальность тоже меняется. Именно поэтому мы развиваемся. И то, что месяц назад мы не могли понять, теперь становится очевидным. Потому что наш опыт заставляет нас менять поведение, меняются установки, меняются знания и, как следствие, меняется реальность. Мы меняем реальность, а она в свою очередь меняет нас. Это взаимодополняемый процесс.

Могут ли субъективные реальности человека пересекаться? Безусловно. Они пересекаются не только внутри одной, конкретно вашей, реальности — ведь существуют ещё и параллельные реальности каждого конкретного существования. Но также ваши реальности могут пересекаться с другими реальностями других людей. В противном случае, мы вряд ли понимали бы друг друга. Чем больше «базовых установок» реальности совпадает, тем больше совместимость людей. Однако, полного совпадения реальностей практически невозможно, да и не нужно, достигать.

Отчасти, эта тема перекликается с темой . Но только Свой Путь — понятие чуть более узкое, чем Своя Реальность. Реальность более наполнена и менее очевидна. Более тонко организована. И имеет некоторые законы, по которым всё в ней существует.

Можно назвать эту реальность персональной картиной мира. И если раньше системе миропорядка было выгодно, чтобы субъективные реальности разных людей совпадали по максимуму, то мы и ходили строем в партию, верили в коммунизм и уверенно шагали в светлое будущее. Сейчас эта программа отработана. Ныне система миропорядка претерпевает большие изменения на всех уровнях и слоях — от тонких энергетических до грубых физических. И именно поэтому сейчас всё меньшее число реальностей совпадают больше, чем на половину.


Реальности могут быть очень похожими, но всё-таки неизбежно будут небольшие отличия. С виду все эти скутеры похожи, однако, если присмотреться, между ними все-таки есть отличия…

А потому принципы «не судите, да не судимы будете» и «что посеешь, то и пожнёшь» начинают работать особенно активно — нас учат принимать разные реальности (как свои, так и чужие) спокойно и уважительно. Именно потому не стоит тратить свою энергию, доказывая что-то кому-либо. Потому что, во-первых, это бесполезно — если человек находится в иной реальности, слишком сильно отличающейся от вашей, он просто не «услышит» вас; а во-вторых, потери энергии в процессе доказательных споров, как правило, очень значительны: вы не только «тратите» себя, вы «давите» другого человека, низвергаете ресурсы ситуации и в целом снижаете потенциал той реальности, что образуется при вашем взаимодействии.

Мы живем в мире, в котором нас окружают люди, явления и объекты. Это мы называем реальностью, хотя многие философы и психологи готовы с этим поспорить, сказав, что никто не знает, что такое реальность на самом деле. Во многом они это объясняют особенностями восприятия каждым человеком окружающего мира.

Что значит реальность?

В любом словаре можно найти определение этому понятию. Реальность представляет собой объективность, фактически существующий мир, окружающую действительность. Хоть с последним утверждением философы могут поспорить, допустив, что она полностью или частично может быть плодом нашего воображения, под ней принято понимать все то, что мы можем увидеть, потрогать, то, что не вызывает сомнения в своем существовании.

Виды реальности

Их существует несколько. Различают два основных вида реальности:

  1. Объективная , под которой понимается все материальное, что окружает нас. Это все существует независимо от сознания человека, но отображаемое им.
  2. Субъективная – восприятие реальности индивидом. Этот вид реальности – осознаваемые человеком его психические состояния, которые удостоверяют факт существования объективного мира.

Объективная реальность

Окружающее воспринимается нами как то, что есть, существует на самом деле, действительность чего не требует доказательств. При этом психология гласит, что разум человека не способен вне себя рассматривать и воспринимать что-либо объективно. Он может посредством ощущений формировать впечатления, фиксировать сходства, различия, выводить закономерности, но не всегда может определить источник этих впечатлений. Восприятие окружающего материального мира – проекция сознания.

Философия различает объективную реальность и действительность. Если же не брать в расчет индивидуальное восприятие каждым индивидом окружающего мира, они совпадают. Например, мы видим одноэтажный дом белого цвета с покатой крышей. Если мы спросим у других людей, проходящих мимо, видят ли они его, они ответят, что видят, и назовут те же его характеристики: белый одноэтажный дом с покатой крышей. Это и есть доказательство действительности объективной реальности.


Субъективная реальность

Она представляет собой целостную систему убеждений, где первичными выступают осознанность и сознание. Субъективная реальность – пространство, в котором существует мир в восприятии человека. Субъективный мир не содержит ничего, кроме сознания индивида. Это целостность индивидуального восприятия через призму собственного опыта человека, его навыков, знаний.

Говоря еще проще, это то, как каждый из нас видит окружающий мир, что в философии известно как субъективизм. Учитывая это, и зарождается спор о действительности объективной реальности. Многие окружающие явления, объекты, предметы существуют в нашем сознании лишь благодаря человеку, тому, что он о них знает, замечает их. Например, что есть сам по себе горизонт, если человек не видел его?

Какая бывает реальность?

Помимо субъективной и объективной, она бывает еще и такой:

  1. Физическая . Это и есть мир вокруг нас, который мы видим, слышим, обоняем. Это то, что в нашем понимании и есть реальная жизнь.
  2. Виртуальная . Под этим видом реальности подразумевают искусственно созданный мир, с которым мы можем взаимодействовать посредством своих каналов чувств.
  3. Социальная . Это понятие используется чаще как синоним социальной жизни, включая в себя основные законы, принципы, особенности взаимодействия между людьми.

Физическая реальность

Не вдаваясь в подробности квантовой физики, можно сказать, что ни один человек не знает, какая она на самом деле. Наука больше внимания уделяет особенностям восприятия человеком физической реальности. Все наши рецепторы и органы чувств ограничены в своих возможностях, поэтому мы физически не способны воспринимать и обрабатывать в полной мере реалии окружающей действительности. Учитывая это, наука делает вывод, что все, что человек видит вокруг себя, является не реальным миром, а его проекцией в личном пространстве.

Виртуальная реальность

Ее ассоциируют чаще с интернетом, компьютерными играми, где человек может взаимодействовать с искусственно созданным пространством в трехмерном измерении. Прогресс шагнул так далеко, что при использовании современного оборудования виртуальность может подарить реальные ощущения, потому что стимулируются органы чувств человека. Она используется не только для игр и прочих развлечений, но и в:

  • архитектуре, дизайне;
  • медицине;
  • спорте;
  • обучении;
  • искусстве.

Социальная реальность

Это самый сложный вид, потому что он многоплановый и состоит из:

  • человека, его мировоззрения, интересов, идеалов, умозаключений, личного опыта и так далее.;
  • ментальных и психических особенностей индивидов;
  • природных объектов;
  • предметов культуры;
  • социальных действий.

Не знаете, социальная реальность – это что такое, отметим, что она характеризуется несколькими плоскостями:

  • субъект является частью реальности, в которой живет;
  • каждый субъект сам по себе представляет отдельную реальность;
  • есть определенная специфика восприятия реальности конкретным субъектом;
  • многогранность взаимодействия субъекта с социальной реальностью.

Чем реальность отличается от мечты?

Взаимосвязь между ними тесна настолько, что в любой момент грань может стереться. Мечта представляет собой созданный образ чего-то желаемого, несуществующего в реальности человека в данный момент. Она обладает высокой ценностью для мечтающего, и может как уводить его в мир грез, будучи несбыточной, так и стать движущей силой для постановки и достижения цели, превратившись благодаря этому в реальность.

Реальность отличается от мечты тем, что первая существует в жизни человека на данный момент, вторая же – нет, будучи плодом воображения. Если она осуществляется, став явью, то перестает быть мечтой, превращаясь в реальность. Взаимосвязь между ними определяется тем, что:

  1. Мечта способна влиять на реальность . Если человек желает ее осуществить, она становится стимулом к действию, которое меняет его жизнь. Это возможно, если ее осуществление способно вписаться в действительность.
  2. Реальность способна влиять на мечту . Ее обстоятельства могут как способствовать осуществлению второй, так и препятствовать этому.

Искаженное восприятие реальности

В некоторых случаях человеку проще и приятнее жить иллюзиями, чем действительностью. Важно различать, что такое реальный мир, а что такое вымышленный, но бывают ситуации, что мечты, плоды воображения, фантазии ощущаются человеком как реальность. Потеря связи между вымышленным и объективным – это и есть искаженное восприятие реальности. Чаще причиной тому становится неготовность индивида принять существующую действительность, например, потому что для него она непереносима.

Некоторые личности не готовы вытеснить реализм или делают это не сразу, столкнувшись с проблемой. Другим же проще уйти от тяжелой действительности, погрузившись в мир грез. При этом искаженное восприятие реальности – явление, к которому склонны мы все, потому что каждый по-своему воспринимает объективный мир. Часты случаи, когда возникает конфликт между мечтой и реальностью, чему могут быть такие причины:

  1. Сбывшаяся мечта разочаровала . Так бывает, когда желанное в воображении было чем-то особенным, человек представлял его себе в ярких красках, гиперболизировал. Если мечта реализовалась, такими яркими красками она может не обладать, превратившись в обыденность и разочаровав мечтающего.
  2. Невозможность реализации мечты . Вернувшись к вопросу о том, что такое реальность, мы понимаем, что она предлагает нам свои обстоятельства нашего бытия. Некоторые из них мы можем изменить, если хорошо постараться, но некоторые обстоятельства изменить невозможно, а с ними невозможна и реализация мечты. В этом случае приходится принять действительность такой, какой она есть, что сделать бывает сложно.
  3. Появление непредвиденных препятствий . Случаются ситуации, когда достижении заветного грезится уже совсем близким, но меняющаяся реальность вносит свои коррективы. Например, случаются некие непредвиденные обстоятельства, которые меняют ход событий, выступая преодолимым или непреодолимым препятствием к достижению мечты.

Почему люди убегают от реальности?

Действительность способна дарить нам не только радостные моменты, но и разочарования, проблемы, заботы, беды. Что такое бегство от реальности? Это уход в мир иллюзий, где есть только позитив, радость и все видится сквозь «розовые очки». Одни люди легко справляются со всеми задачами, которые ставит перед ними реальность, другим же это может быть не под силу, и от этой гнетущей действительности они стараются убежать.

Так что же такое реальность? Философию оставим философам – пусть они рассуждают о зыбкости мира. В понимании же обычного человека это то, что нас окружает, то, что мы видим, слышим, ощущаем, в существовании чего не возникает сомнений. Мы субъективно воспринимаем объективную реальность, но в этом и заключается психология человека, формирующая в каждом из нас индивидуальность.

Объективная и субъективная реальность

Одним из центральных вопросов в теории познания - является вопрос о реальности. Вернее, о различных её видах: обычной и виртуальной, объективной и субъективной, научной и находящейся за пределами научной реальности, смешанной, и т.д.

Разберёмся сперва в таких видах реальности как объективная и субъективная:

Объективность - означает независимость существования вещей и явлений от воли нашего сознания. Объективная реальность - это реальность, которая продолжала бы своё существование и без нас. Такая реальность - может быть сутью, например, повседневной окружающей действительности.

Субъективность же - это существование вещей и явлений по воле нашего сознания. Реальность субъективная - с очевидностью имеет место в сновидениях и в воображении. Все объекты (в т.ч. грандиозные миры) в сновидениях и мечтах - создаются нашим сознанием, т.е. субъективно. В сновидении - это происходит неосознанно. А в воображении (мечтах) - осознанно. Сновидения и мечты (воображение) т.о. - две разновидности субъективной реальности.

Философы, с древних времён - дискутируют и спорят о том, какова реальность окружающего Мира, в т.ч. объективна она или субъективна, т.е. насколько вещи и явления Мира, в котором мы живём, зависят от нашего сознания. Как узнать, не придумываем ли мы, неосознанно, сами наш окружающий Мир, подобно сновидению? Ведь всё возможно. Возможно и то, что наша жизнь - лишь сон, сон длинною в жизнь. Жизнь, в таком случае - закончится не смертью, а пробуждением, или новой жизнью (как новым сновидением). Верить в жизнь как сон - т.о. весьма приятно и утешительно.

Возможность того, что Мир вокруг может быть сновидением - была осознана ещё в древней Греции (Сократ: «Познай самого себя - и ты познаешь весь Мир»). Кстати, это высказывание Сократа - пример того, как вера в определённый вид реальности (например, в субъективный) - влияет на выбор предпочтительных методов познания (если Мир - сон, то ключ к его глубинному познанию - лежит через познание самого себя).

Никто не может и никогда не сможет доказать, что жизнь - это не сон. Впрочем, нельзя доказать и противоположное. Наука - бессильна в этих вопросах, а философия может приводить лишь доводы, но не доказательства. В итоге, за каждым человеком остаётся свобода выбора, во что верить: в объективность Мира, или в субъективность (сон). Что из этих вариантов выглядит более вероятным - люди решают по-разному…

Из книги Народная религия и христианство автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Субъективная религия Если теология является делом разума и памяти (ее происхождение тем не менее может быть любым – источником ее может быть и сама религия), религия же есть дело сердца, представляющее интерес ввиду потребности практического разума, то из этого само

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

2. СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ЭТИКА Если мы признаем этот принцип гуманистической этики, что мы должны ответить тем, кто отрицает способность человека формулировать объективно верные нормативные принципы?Одна школа гуманистической этики разделяет эту точку зрения и

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

2.2. Материя – объективная реальность Диалектический материализм отказывается от понимания материи как абсолютного субстрата, субстанции. Еще до революции в естествознании Энгельс говорил о неэффективности поисков «материи как таковой». Материи как особого субстрата,

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Из книги Если ты не осёл, или Как узнать суфия. Суфийские анекдоты автора Константинов С. В.

Субъективная мудрость - Не хотела бы я быть человеком, - сказала змея.- Кто бы тогда запасал мне орехи? - поддержала ее белка.- У людей такие слабые зубы, - добавила крыса, - что ими почти ничего не сгрызешь.- Кроме того, - сказал осел, - люди такие неповоротливые и

Из книги Социальное конструирование реальности автора Бергер Питер

Глава II. Общество как объективная реальность

Из книги Неискушенно мудрые автора Вэй У Вэй

Глава III. Общество как субъективная реальность

Из книги Теория познания автора Этэрнус

27. Субъективная реинтеграция - Добрый вечер! - вежливо поздоровался кролик.- Му-у, - ответила корова, пережевывая большой пучок травы.- Здесь такая мягкая трава вокруг, - добавил кролик, - надеюсь, вам нравится.- Му-у, - согласилась корова, даже не взглянув на

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

Обычная объективная реальность без Бога А что, если Бога нет? Ведь такое - так же возможно, как и Его наличие. Но если Бога нет, и реальность нашего Мира - обычная объективная реальность без Бога, то тогда Библия резко обесценивается, и становится практически «сборником

Из книги Столкновение Миров автора Великовский Иммануил

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая а) Уже с появлением первых философов в Греции устанавливается критическое отношение к мифологии. Общеизвестны высказывания элейских философов (Ксенофан B 11. 12. 14. 15. 16). Вместо богов у философов появляются

Из книги Тотальность и бесконечное автора Левинас Эммануэль

Субъективная интерпретация событий и их подлинность То, что помогало дискредитировать народные предания о катастрофах, - это субъективная и магическая интерпретация событий. Море раздвинулось. Люди приписывали это явление вмешательству их вождя; он поднял свой жезл

Из книги Исследования по феноменологии сознания автора Молчанов Виктор Игоревич

9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности Метафизика, или отношение к Другому, осуществляется как услужение и гостеприимство. В той мере, в какой лицо Другого ставит нас в связь с третьим лицом,

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

§ 2. Время и субъективная дедукция Кант описывает взаимосвязь синтезов аппрегензии (схватывания) в созерцании, воспроизведения в воображении и рекогниции в понятии и выявляет четвертый синтез, необходимо лежащий в основе каждого из них и в основе их взаимосвязи, –

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

Глава 2 Психическая деятельность и объективная реальность. Проблема

Из книги автора

Субъективная диалектика и логика Мир един и едина его диалектическая структура, но в ней имеется область диалектической познавательной деятельности людей. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика,



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...