Речевое развитие во 2 мл группе проект. ОО «Познавательное развитие»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» р.п. Вознесенское Нижегородская область

Руководитель проекта: воспитатель I квалификационной категории Куренкова Светлана Сергеевна р.п. Вознесенское, 2017

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы №2, родители.

Срок реализации: 1 месяц

Тип проекта: среднесрочный.

Вид проекта: развивающий, практико-ориентированный.

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развивать грамматический строй речи, связную речь;
  • формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
  • повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей расширится и активизируется словарный запас, обогатятся представления о ближайшем окружении, совершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь, повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей, а так же совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы.

Взаимодействие с родителями:

  • Анкетирование родителей «Как говорит ваш ребенок» ;
  • Консультации ; , «Книга в жизни ребенка» ;
  • Круглый стол ;
  • Просвещение родителей: информационный буклет ;
  • Фотовыставка «Читаем вместе с мамой» ;
  • Конкурс «Речецветик» .

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап. Подготовительный этап.

  • Подборка и изучение методической литературы по теме;
  • Диагностика детей на начало проекта (в рамках проекта) ;
  • Анкетирование родителей по теме;
  • Подбор и разработка информационно-просветительского материала;
  • Разработка перспективного плана работы;
  • Создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр с речитативами, пальчиковой гимнастики;
  • Создание «Центра развития речи» в группе;
  • Разработка итогового мероприятия .

II этап. Этап реализации проекта.

Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта

Настольный театр «Три поросенка» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» .

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

Театрализованные игры «Как я мамочку люблю» , «Кто сказал «мяу» , «Репка» , «Кого ты хочешь увидеть по телевизору» .

Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

Сюжетно – ролевая игра «Больница» , «Магазин» , ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы» , «Строители» , «Семья» и т. д.

Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.

Чтение художественной литературы

Фольклор: «Чистая водица» , «Дедушка Ежок» , «Тили – бом» , «Стучит, бренчит на улице» , «Храбрецы» .

Сказки: «Заюшкина избушка» , «Лиса – лапотница» , «Теремок» , «Три поросенка» .

Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце» , «Радость» , «Доктор Айболит» , В. Берестов «Весенняя сказка» , Б. Заходер «Строители» , С. Михалков «Про мимозу» .

Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко» , Л. Толстой «Таня знала буквы» , «Птица свила гнездо» , К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» .

Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.

Наблюдения на прогулках:

  • за живой, или неживой природой,
  • ближайшими строениями,
  • деятельностью детей,
  • трудом людей.

Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.

Работа с родителями

  1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок» ;
  2. Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» ; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика» , «Книга в жизни ребенка» ;
  3. Участие родителей в круглом столе «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» ;
  4. Информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» ;
  5. Участие родителей в фотовыставке «Читаем вместе с мамой» .
  6. Участие родителей в конкурс «Речецветик» (пополнение «Центра речевого развития» в группе дидактическими играми)

III этап. Заключительный этап.

  • Подведение итогов проекта ;
  • Проведение итогового мероприятия – открытая организованная образовательная деятельность по развитию речи детей младшей группе «Поможем Колобку вернуться домой» ;
  • Постановка детьми русской народной сказки «Теремок» ;
  • Фотовыставка «Читаем вместе с мамой» ;
  • Подведение итогов конкурса «Речецветик» . Награждение победителей;
  • Составление рекомендаций по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
  • Фотоотчет проведения проекта «Раз – словечко, два – словечко» .

Список используемой литературы

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
  2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013 г.
  3. Карпухина Н.А. Конспекты занятия во второй младшей группе детского сада. Пособие для воспитателей и педагогов ДОУ. - Воронеж, 2010 г.;
  4. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012 г.
  5. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н., Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 г.
  6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., Владос, 2004 г.;
  7. Ушакова О.С., Колунова Л.Г. Развитие образной речи детей дошкольного возраста/Детский сад от А до Я – 2005 - №2;
  8. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС) , дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

Проект «Волшебный мир сказок»

(младшая группа)

Технологическая карта проекта

Вид проекта : групповой, художественно-эстетический.

Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность : краткосрочный - 2 недели

Актуальность.

Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов, происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей.

Проблема современного общества: приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Дети знают мало русских народных сказок.

Цель проекта: создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству посредством сказок через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

Обучающие:

    Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.

    Формировать желание быть похожими на положительных персонажей сказок.

Развивающие:

          Обогащать словарь детей, развивать устную речь.

          Развивать выразительную речь через участие детей в драматизациях, кукольных, настольных театрах.

Воспитывающие:

                Воспитывать интерес к сказкам; прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

                Воспитывать умение слушать взрослого, выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.

Предполагаемые результаты:

Сформирован интерес к устному народному творчеству- сказкам.

Дети имеют представления и знания о многих русских народных сказках, знают их содержание.

Умеют через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
- Дети увереннее участвуют в инсценировке сказок.

Обогащение словарного запаса.

Продукт проекта:

    Оформление выставки книг детей «Наши любимые сказки»

    Создание с родителями книги «Зарисовки любимой сказки»

    Лэпбук «В гостях у сказок»

    Презентация проекта на педагогическом совете

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный (разработка проекта)

Определение проблемы и актуальности проекта;

Постановка цели и задач;

Определение форм и методов работы;

Сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

Работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; - создание РППС:

    Внести в книжный центр русские народные сказки

    Создание дидактических игр по проекту

    Пополнить музыкально-театральный центр масками для инсценировок сказок, подвижных игр.

    Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»

2 этап: практический (реализация проекта)

Образовательная область

Формы работы с детьми

Социально – коммуникативное развитие

    Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой», «Узнай, чья тень», «Добро-зло в сказках»

    Музыкально - дидактическая игра "Покажи кто это" (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения детей)

    Образовательная ситуация «Какие вы сказки?» (формировать интерес детей к сказкам, вызвать желание слушать их).

Познавательное развитие

    Рассматривание иллюстраций к сказкам

    Просмотр любой сказки на выбор детей

    Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)

    Трудовая деятельность: «Покажем Лисичке, как мы трудимся»

Речевое развитие

    ООД по развитию речи «Любимые сказки»

    Показ настольного театра «Колобок»; инсценировки сказок «Репка», «Теремок»

Художественно-эстетическое развитие

    ООД по лепке «Петушок»

    ЧХЛ: чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок.

    Игра на «Шумелках»

    Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички»

    Постановка сказки «Бабушкин двор» совместно с музыкальным руководителем.

Физическое развитие

Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-гуси»

Работа с родителями:

Познакомить родителей с темой проекта

Привлечь родителей:

    к совместной работе с детьми и воспитателем.

    к оформлению книги «Зарисовки любимой сказки»

Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

Консультации в информационный уголок:

    «Ценность семейного чтения»

    «Сказка, что она дает детям»

3 этап: заключительный (обобщающий)

    По результатам работы с родителями оформление книги «Зарисовки любимой сказки»

    Организована выставка книг детей «Наши любимые сказки»

    Создание совместно с родителями книги «Зарисовки любимой сказки»

    Инсценировка сказки «Бабушкин двор» при взаимодействии с музыкальным руководителем.

    Создания лэпбука «В гостях у сказок»

Используемая литература:

    Основная общеобразовательной программой дошкольного образования ООП «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

    «Мы живем на Урале» Толстикова О.В.

    «Методика работы со сказкой» Рыжова Л.В.

    «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми» Ульева Е.А.

    «Конспекты комплексно-тематических занятий. Вторая младшая группа». Голицина Н.С.

    «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию». Коломийченко Л.В., Чугава Г.И., Югова Л.А.

    «Социально - нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Конспекты занятий». Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г.

    «Метод проектов в дошкольном образовании». Методическое пособие. Кочкина Н.А.

Цель:

Формирование у детей активного словаря через разные виды деятельности театрализованные игры, чтение художественной литературы, подвижные игры. Вовлечение малоактивных, застенчивых детей в процесс театрализованных игр.

Образовательные задачи проекта:

Формирование у детей активного словаря через разные виды деятельности театрализованные игры, чтение художественной литературы, подвижные игры.

Вовлечение малоактивных, застенчивых детей в процесс театрализованных игр.

Развивающие задачи:

повышать речевую активность детей, развивать зрительное восприятие, развитие артикуляционной моторики, развитие общей и мелкой моторики

Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через театрализованную деятельность

Воспитательные задачи:

Учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы;

воспитание внимания к собственной речи, интереса к непосредственно образовательной деятельности.

Участники проекта:

Воспитатели:

Аджиева Тамара Матвеевна Рушихина Надежда Алексеевна

Родители

Музыкальный руководитель

Работа с родителями:

Консультации на тему: «Как знакомить детей со сказками» , «Развиваем речь детей 3-4 лет» ;

Беседы с родителями на тему: «Театральная деятельность в детском саду» , «Содержание театрализованных занятий в детском саду» ;

Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат.

Обогащение активного словаря.

Рассказывание знакомых сказок с помощью фигурок настольного театра.

Участие малоактивных детей в процессе театрализованных игр

Подготовительный этап.

Создание книжного уголка в соответствии с возрастом.

Создание театрального уголка (Настольный театр, плоскостной на фланелеграфе, куклы би-ба-бо, пальчиковой театр) .

Подбор иллюстраций к сказкам.

Подбор стихотворений, потешек для заучивания.

Подбор подвижных игр для подражательных действий.

Подготовка атрибутов для игровых занятий.

Основной этап.

Чтение русских народных сказок «Курочка ряба» , «Волк и Семеро Козлят» , «Маша и Медведь» , «Колобок» , «Теремок» , «Репка» .

Рассматривание иллюстраций сказкам. Беседа по содержанию сказок.

Игровые упражнения «Покажи животное, какое я назову» , «Угадай животное» .

Заучивание и рассказывание детьми потешек и стихотворений «Пошел котик на торжок» , «Киска» , стихи А. Барто «Бычок» , «Лошадка» и другие, «Тили - бом, тили-бом» .

Игры детей с фигурами настольного театра, плоскостными на фланелеграфе.

Подвижные игры «У медведя во бору» , «Лохматый пес» , «Воробушки и автомобиль» , «Зайка беленький сидит» , «Кот и Мыши» , «Вышла курочка гулять» .

Упражнения на развитие силы голоса «Кто как кричит» , «Как мяукает маленький котенок» , «Как лает большой пес» , «Как рычит сердитый медведь» , «Покатаемся на лошадке» .

Заключительный этап.

Рассказывание детьми сказок с использованием фигурок настольного театра «Курочка ряба» «Колобок» «Репка»

Рассказывание отрывков из сказок по иллюстрациям к сказкам «Маша и медведь» , «Колобок» , «Волк и семеро козлят»

Итоговое мероприятие

Драматизация сказки «Репка»

Дальнейшее развитие проекта:

Подготовка непосредственно-образовательной деятельности согласно возрасту детей

Продолжать создавать условия для формирования знаний детей о театре, театральной этике согласно возрастной группе;

Литература:

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: Учебное пособие. –М., 2012

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы. – М., Изд. Мозаика-синтез, 2014

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М., 2012

Управителева Л.В. Счет, чтение, речь, мышление для детей 3-4 лет – Ярославль, Изд. Академия развития, 2006

Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» , Москва, изд-во «Аркти» , 2007 год.

А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 3-4 лет» , Москва, «Мозаика-Синтез» , 2008 год.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – М., Изд. Центр педагогического образования. Действует с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" – М.

Актуальность.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....

Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей через сказки.

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи - это связывание предложений в высказывание, в словарной работе - это работа над смысловой стороной слова. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов).

В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно говорить, ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простые предложения. Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;

Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);

Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию: наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.

В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)

Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.

При чтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.

Сказки - самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Сказки - первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.

Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки - это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что - то вынесет для себя.

Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.

Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.

План работы по подготовке проекта.

1.На основе проблемы поставить цели и задачи проекта.

2.Сбор, поиск информации и необходимого материала для реализации проекта.

3.Разработка плана движения к цели (воспитатель, воспитанники, родители).

4.Составление плана.

5.Вовлечение детей и родителей в процесс решения задач.

6.Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

7.Презентация проекта, открытое занятие, представление продукта деятельности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

1.Развивать речевую активность у детей.

2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать

словарь, воспитывать интерес к живому слову.

3. Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.

4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

Продолжительность проекта: 1 год.

Участники проекта: воспитанники младшей группы, педагоги и родители.

Этапы работы.

Подготовительный этап.

  1. Выбор темы проекта.
  2. Создание группы для реализации проекта.
  3. Определение цели и задачи.
  4. Составление плана работы.
  5. Подбор литературы, изготовление атрибутов.

Практический этап.

Для детей.

1.Познакомить детей со сказками.

2.Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.

3.Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).

4.Изготовление декораций и атрибутов для показа сказки «Репка».

5.Чтение и рассказывание сказок.

6.Сюжетно - ролевые игры: « В гости к сказкам», « Поможем сказке» и т.д.

7.Подбор загадок по сказкам.

8. Открытый просмотр « Рассказываем сказку « Репка».

Для родителей.

1.Помощь родителей в подборе сказок.

2.Чтение сказок с родителями дома.

3. Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам.

4. Рисунки родителей для создания книги « Наши любимые сказки».

Заключительный этап.

1.Обобщение результатов работы.

2.Сбор рисунков родителей.

3.Изготовление семейной книги «Наши любимые сказки».

4. Оформление выставки «Наши любимые сказки».

Ожидаемые результаты.

1.Проект, направленный на развитие речи детей, приведет к компетентной, нравственно - здоровой, социально адаптированной личности.

2.Создание книги « Наши любимые сказки».

Реализация проекта будет способствовать:

Расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;

Привития любви к людям, книгам, окружающему миру;

Социально - эмоциональному развитию детей;

Включению родителей в педагогический процесс.

План работы на будущее.

1. Продолжать работать по теме « Развитие речевой активности у детей через сказку»

2. Провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших низкий уровень развития речи.

3. Разработать план работы с этими родителями.

4. Подобрать соответствующую литературу.

Тема открытого просмотра.

Рассказываем сказку «Репка»
Цели занятия
Воспитательные —формировать у ребенка умение внимательно слушать рассказ взрослого, вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Обучающие — расширять активный словарь ребенка за счет звукоподрожаний(ав-ав, мяу), употреблять в речи имена существительные (кошка, собака), способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
Развивающие — развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты; развивать слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого; развивать мышление — отгадывать загадки; развивать зрительную память.
Оснащение:

Фигурки героев сказки из настольного театра;

Сюжетная картинка;

Предметные картинки- дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка.

Ход открытого просмотра.
1. Организационный момент . Ребята, вы любите слушать сказки? Сегодня я вам расскажу сказку « Репка». Но сначала я вам ее покажу. Дети рассматривают репу(листья зеленые, круглая, вкусная, сочная, в ней много витаминов, полезная, цвет).

А теперь, ребята, кто ее знает пусть мне поможет. Мы будем рассказывать сказку все вместе.

2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказываем (читаем) сказку по тексту, одновременно выставляя фигурки соответствующих персонажей из настольного кукольного театра на сюжетную картинку, приостанавливаясь при появлении каждого героя. Предложить детям в соответствии с их речевыми возможностями повторять отдельные звукоподражания и слова (« дед», « бабка» ,» ав-ав», « мяу» , «пи-пи», « о!» - удивление, «о-ох!» - тяжело тащить репку).

3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку посмотреть на картинки и рассказать, кто идет впереди всех.
Кто идет за дедом?
Кто идет за бабкой?
Кто идет за внучкой? Кто идет за Жучкой? Кто идет за кошкой? Кто идет последним?

Предложить детям поиграть в игр « Да- нет». Показать картинку с изображенной мышкой и спросить: « Это мышка?» (Да). Показать картинку с собакой и спросить « Это мышка?». (Нет) « Это кошка?)(Нет). Аналогично можно обыграть других героев сказки.

4. Развитие зрительного внимания. Предложите детям внимательно посмотреть на фигурки выставленных персонажей сказки. Попросите их закрыть глазки, а самим в этот момент убрать одну фигурку. Попросите ребят внимательно посмотреть на фигурки. Спросить: «Кто спрятался?»
Поиграйте так 3-4 раза.
5. Физкультминутка. Сейчас мы с вами тоже посадим репку.

(Дети наклоняются и « сажают» зернышко.)

Покажите какая большая - пребольшая у вас выросла репка.

(Дети встают на носочки и поднимают руки высоко над головой).

Игра повторяется несколько раз.
6. Развитие сенсорных представлений. Предложите ребятам поиграть в игру « Кто сначала, кто потом». Предложить рассмотреть сюжетную картинку « Репка» и ответить на вопросы.

Кто стоит впереди всех?

Кто стоит перед бабкой?

Кто стоит перед мышкой? и.т.д.

Кто стоит последним?
7. Развитие мышления. Предложите ребятам отгадать загадки, глядя на фигурки персонажей сказки.

1.Маленькая, серенькая

Живет в норке,

Любит корки.(Мышка).

2.Громко лает,

В дом не пускает. (Собака).
3. Маленькая, пушистенькая.

Очень любит молоко (кошка).

8. Развитие грамматики. Показать детям предметные картинки. Предложить показать где что лежит(помидор, огурец, репка,
Где лежат репки? Где лежит капуста? Где лежат помидоры? Где лежат огурцы?
9. Подведение итогов открытого просмотра.. Похвалить детей.

"Беседа по сказке "Курочка Ряба" в первой младшей группе

Программное содержание:

1. Понять содержание сказки, воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к семье. Учить детей сопереживать героям сказки. Воспитывать внимание и усидчивость, использовать в речи вежливые слова (здравствуйте, пожалуйста, до свидания).

2. Вызвать желание детей помочь бабушке и дедушке - нарисовать для них простые (белые) яйца.

3. Закреплять умение правильно держать кисть, обмакивать её в краску, снимать лишнюю краску о край баночки и рисовать округлые формы. Закреплять знание белого цвета.

Пособия:
Бибабо-театр бабушка и дедушка, курочка, 0,5 листа жёлтого цвета, гуашь белая и жёлтая, кисти на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Рассказывание сказки вне занятий, беседа с детьми о вежливых словах, индивидуальная работа по рисованию, рассматривание яиц: жёлтого(золотых) и белого (простых) цвета.
Методические приёмы:
Беседа по сказке, проговаривание отдельных фраз, радоваться за оказанную помощь героям сказки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и садятся на стульчики. В центре стоит ширма с приготовленными игрушками.
Воспитатель :
- Здравствуйте дети!
Дети (хоровой и индивидуальный ответы)
- Здравствуйте!
Воспитатель :
- Сегодня я вас приглашаю в театр посмотреть сказку "Курочка Ряба". А вы знаете как надо вести себя в театре?
Дети
- Да! Тихо сидеть, слушать, хлопать.
Воспитатель :
- Правильно, ребятки! А тетерь похлопайте в ладоши и сказка начнётся.
Дети хлопают в ладоши. Воспитатель садится за ширму и надевает на руки куклы бибабо.
Воспитатель :
- Жила-была семья: бабушка, дедушка и курочка Ряба. Семья жила дружно, друг друга любили и заботились. Дедушка с бабушкой заботились о курочке, кормили её, гладили. А курочка Ряба несла им яйца. Но однажды снесла яйцо не простое, а….
Дети (хоровой и индивидуальный ответы):
- Золотое!
Воспитатель :
- Да, вот, беда! Пробегала мышка …
Дети (хор. и индивид. ответы):
- Хвостиком махнула.
Воспитатель :
- Да и разбила его. Плачут дедушка с бабушкой, плачет курочка Ряба- жалко ей яйца своего. И не знают что делать. Что же делать, ребятки? Как утешить их?
Дети (хор. и индивид. ответы):
- Пожалеть, погладить.
Воспитатель :
- Давайте мы скажем им: « Не плачьте, пожалуйста, мы вам поможем».
Дети произносят хором или индивидуально.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, где лежат листы бумаги, кисти, краски и предлагает детям нарисовать на жёлтом листе яйцо простое(белое), выбирая краску.
После рисования показать свои рисунки и подарить их героям сказки.
Куклы (дедушка, бабушка, курочка):
- Спасибо, дорогие ребятки! Вы помогли нашей семье. Нам снова весело. До свидания.
Дети (хор. и индивид. ответы):
-До свидания!

Итог:
Побеседовать с детьми об их семьях. Детский сад - это тоже большая семья, мы живём дружно. И всем желаем жить дружно и беречь свои семьи.

Беседа "В гостях у сказок"

Программное содержание.

1. Учить детей ориентироваться во времени. Знакомить с понятиями "сейчас", "сначала", "потом", "после".

2. Развивать зрительное внимание, память.

3. Развивать мелкую моторику.

Материал.

Фланелеграф с театром "Колобок", карточки к сказкам "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба", пластилин, музыкальное сопровождение для физкультминуток "Цыплята", "Колобок катится по дорожке".

Ход

1. Рассказывание детям сказки "Колобок" с показом на фланелеграфе.

2. Беседа по сказке с элементами пересказа . Педагог (задает вопросы, помогает с ответами). С чего начинается сказка? Что бабушка сделала после того, как испекла Колобок? Покатился Колобок в лес, и кого он встретил сначала? Что сказал зайчик Колобку? Что ответил ему Колобок? Давайте вместе споем песенку Колобка. Кого он встретил потом, после зайки? (Так же про всех героев.) Кого он встретил последним?

3.. Дидактическая игра. Выложи сказку «Колобок». Педагог. Посмотрите, какая сказка нарисована на карточках. Разложите карточки по порядку, что было сначала, а что потом. Какую карточку мы положим сначала? Что случилось потом? Кого Колобок встретил раньше — зайца или волка? (Дети выкладывают карточки.) Какую карточку ты положил первой? Что было потом?

4. Дидактическая игра. Выложи сказку « Курочка Ряба». Педагог. А на этих карточках какая сказка нарисована? Какую картинку мы положим первой? Кто на ней нарисован? Кто жил у бабушки и дедушки? Какую картинку надо положить теперь? Что сделала курочка? Найдите нужную картинку? Что было потом? Кто раньше пробовал разбить яичко — дедушка или бабушка? Что случилось потом? Какую картинку мы положим последней? Как курочка утешала бабушку и дедушку? (Дети выкладывают карточки, отвечая на вопросы педагога.) Снесла курочка много яичек не золотых, а простых. И из них вылупились цыплята. Давайте вы будете цыплятами.

5. Дидактическая игра "Выложи сказку „Репка". Педагог. Разложите карточки по порядку. Кто первым пришел тянуть репку? Кто пришел раньше — бабушка или внучка? Кто пришел потом? Кто пришел тянуть репку последним? Расскажите по картинкам, что было сначала, что потом? (Задание повторяется.)

7. Лепка "Репка".

Педагог. Давайте с вами слепим красивую желтую репку.

Сюжетно - ролевая игра

« В гости к сказкам».

Задачи : развивать интерес к сказкам, налаживать контакт в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Роли. Ролевые действия.

Шофер. Ведет машину, рулит, подает сигнал, делает остановки.

Пассажиры. Покупает билет, сидит, соблюдает правила.

Герои из сказок. Приветствуют гостей, ведут диалог.

Сюжетно - ролевая игра

« Поможем сказке»

Задачи: беречь книги, помогать налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Роли. Ролевые действия.

Книги - сказки. Жалуются, что дети вырывают из них листочки, кидают.

Дети. Оказывают помощь, « лечат» книги.

Воспитатель. Дает указания, контролирует действия детей.

Анна Бойко
Проект по развитию речи во второй младшей группе: «В гостях у сказки»

Проект по развитию речи во второй младшей группе : «В гостях у сказки » .

Актуальность :

Художественной литературы служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка .

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект , помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость.

Вид проекта : познавательно-игровой.

Продолжительность проекта : краткосрочный (4 месяцев) .

Участники проекта : воспитатели, дети 2 младшей группы «Б» .

Цель : Создание условий для всестороннего развитие речи детей через приобщения их сказке .

Задачи :

1. Учить детей слушать и понимать сказки , рассказы , следить за развитием действия в сказке , сочувствовать положительным героям.

2. Обогащать читательский опыт детей.

3. Формировать грамматически правильную речь, следить, чтобы отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

4. Вырабатывать правильное отношение к книге и чтению

Ожидаемые результаты :

Умение детей слушать и понимать содержание сказок .

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости.

Формирование у детей грамматически правильной речи .

Обогащение читательского опыта детей.

Формы работы :

Чтение детям сказок .

Беседы по содержанию сказок .

Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок .

Инсценировка сказок с помощью кукол бибабо.

Сочинение сказок с помощью игрушек .

Дидактические игры.

сказок под музык .

Отгадывание загадок по сказкам .

Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка) .

Этапы :

1. Подготовительный.

Формулировка актуальности темы проекта , определение целей и задач проекта , сбор материала по теме, составление плана работы.

2. Основной.

Чтение сказок , беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций. («Колобок» , «Волк и козлята» , «Кот, петух и лиса» , «Три медведя» , «Маша и медведь» , «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Волк и семеро козлят» , «Колобок» , «Кот, петух и лиса» , «Гуси-лебеди» , «Снегурочка и лиса» ; «Лиса и заяц» , «У страха глаза велики» , «Теремок» , «Рукавичка» , «Два жадных медвежонка» , «У солнышка в гостях » ).

Сочинение сказок с помощью игрушек .

Инсценировка сказок «Колобок» , «Волк и семеро козлят» .

Дидактические игры (пазлы, кубики, лото, домино) .

Имитация движений персонажей сказок «Теремок» , «Кот, петух, лиса» под музыку.

Вечер загадок «Путешествие по сказкам » .

Работа детей в раскрасках, лепка : «Колобок» , аппликация : «Домик для зверят» .

3. Заключительный.

Подведение итогов, изготовление книги «Путешествие в страну сказок » , оформление презентации.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Талица Конспект занятия по развитию речи во второй младшей.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Зайчик в гостях у ребят» Цель: познакомить со стихотворением А. Блока «Зайчик»,.

Конспект открытого мероприятия по развитию речи во второй младшей группе «Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок» Конспект открытого мероприятия с детьми младшей группы Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок» Программные задачи: Связная.

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: обобщить знания детей об осени, приобщать.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» с элементами драматизации Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Гуси-Лебеди» с элементами.

Цели: познакомить с русской народной сказкой"Теремок"; вызвать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки; воспитывать на примере.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...