Редукция гласных примеры. Позиционные изменения гласных звуков

Редукция (от лат. reductio - возвращение, отодвигание назад) - изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударностью. В фонетической лит-ре больше говорят о Р. гласных, т. к. гласные являются слогообразующим элементом. Различают количественную и качественную Р. гласных. Количественная Р.- сокращение времени артикулирования (т. е. сокращение длительности). Ударный гласный (как и ударный слог) всегда имеет относительно ббльшую длительность, длительность же безударных зависит от их положения по отношению к ударению; больше всего сокращаются по длительности заударные слоги (не в абсолютном конце слова) и вторые, третьи предударные слоги (не в абсолютном начале слова). Степень сокращения гласных по длительности зависит также и от качества гласных; так, открытый гласный [а], имеющий максимальную собственную длительность в ударном положении по сравнению с другими ударными гласными, в первом предударном слоге сокращается по длительности не столь значительно, как второй предударный и заударный. Эту особенность количественной Р. гласного [а] А. А. Потебня описал числовой формулой: если ударный гласный в слове обозначить цифрой 3, то первый предударный -это 2, а второй предударный и заударный - 1. В фонет1гческой лит-ре есть тенденция распространять эту формулу и на другие гласные, однако экспериментально-фонетические исследования количественных характеристик остальных гласных показывают, что сильнее различаются все предударные от всех заударных, чем 1-й, 2-й и 3-й предударные между собой.
Сокращение длительности гласных - количественная Р.- приводит и к качественной Р., а именно к неполному выполнению артикуляторной программы безударного гласного: при сокращении времени артикулирования гласного [а] язык не достигает максимально низкого положения (как при артикуляции ударного [а]) и безударный [й] произносится как гласный среднего подъёма. При артикуляции безударных [и], [ы], [у] язык не достигает максимально высокого положения, к-рое характерно для этих же ударных гласных, так что они уже не являются гласными высокого подъёма. Сокращение времени артикуляции безударного гласного приводит и к тому, что этот гласный не содержит фазы выдержки и представляет собой нек-рую переходную артикуляцию от предшествующего согласного к следующему.
При Р. слога основным результатом является ослабление контраста между согласным и следующим за ним гласным, т. е. более слитное, нерас-членённое произношение целого слога.
Р. целых звуковых комплексов (напр., последовательности заударных слогов) приводит к очень сильным изменениям звукового состава слова.

Главная > Лекции

1. Фонетические процессы. В речевом потоке звуки взаимодействуют друг с другом и, поэтому, изменяются. Данное изменение звуков называется фонетическими процессами , которые делятся на 2 типа:

    позиционные процессы – изменение звуков, вызванные общими условиями произношения; комбинаторные процессы – это комбинация звуков, связанная с взаимодействиями звуков, с влиянием звуков друг на друга.
2. Позиционные процессы. Позиционные процессы – изменение звуков, вызванные общими условиями произношения. Эти процессы делятся на несколько групп. 1. Оглушение звонкого согласного в абсолютном конце слова. Данный процесс характерен для всех славянских языков, даже заимствованные слова подвергаются оглушению. Оглушение обусловлено слабостью позиции, в которой оказывается согласный. Например: друг – [друк], дуб – [дуп], лёд – [л, от]. 2. Протеза – надставка – появление дополнительного звука в абсолютном начале слова. Данный фонетический процесс встречается в диалектных словах и просторечиях. Протетическими могут быть 3 звука: Например: усеница гусеница. Например: осtо (лат.) → осемь (старослав.) → восемь (русс.). Например: abolla (лат.) → абълка (бол.) → яблоня (русс.). 3. Редукция – это ослабление и изменение гласных в безударном положении. Редукция бывает количественная и качественная .
    Количественная редукция – это ослабление гласных [и], [ы], [у] в безударном положении, при котором гласные ослабевают, становятся более краткими, но своего качества не изменяют. Качественная редукция – это не только ослабление, но и изменение гласных [а], [о], [э] в безударном положении.
Запомните: -позиция под ударением называется сильной, позиция без ударения – слабой; - гласные звуки под ударением редукции не подвергаются ; - гласные в безударном положении произносятся по-разному , это зависит от удаления от ударного слога; - первый слог перед ударением – это первый предударный слог (I) или первая предударная позиция, остальные слоги – это второй предударный или заударный слог (позиция). - при качественной редукции звуки значительно изменяются , поэтому для записи используют специальную систему знаков – транскрипцию. - после твёрдых и мягких согласных гласные подвергаются редукции по-разному.

II предударная позиция (слог)

I предударная позиция (слог)

Ударная позиция

(сильная)

II заударная позиция (слог)

II заударная позиция (слог)

После твёрдых согласных

<о>

После мягких согласных

<э>

3. Комбинаторные процессы. Комбинаторные процессы – это комбинация звуков, связанная с взаимодействиями звуков, с влиянием звуков друг на друга. Комбинаторным процессам подвергаются комбинации звуков. К ним относятся: 1. аккомодация – приспособление одного звука к другому.

Приспособление гласных переднего ряда [и], [э]

    Если звуки [и] оказывается после твердого согласного, то он переходит в звук [ы].
Например: играть – сыграть [сыгр ٰ а т , ] изба – под избой [пъд ызбой]
    В позиции между мягкими согласными под ударением звуки [и], [э] становятся закрытыми, напряженными
Например: сетка – сеть мать – мять

Изменение гласных непереднего ряда [а], [о], [у]

    Под влиянием мягкого согласного гласные непереднего ряда становятся более передними или в экскурсии, или в рекурсии или на всем протяжении артикуляции. Приспособление гласного к мягкому согласному указывается точкой.
Экскурсия – продвижение аккомодации назад. Рекурсия – продвижение аккомодации вперед. Аккомодация может быть:
    прогрессивной – гласные становятся более передними в экскурсии.
Например: мята – [м , а тъ]
    регрессивной – гласные становятся более передними в рекурсии.
Например: мать – [ма т, ]
    прогрессивно-регрессивной – гласные становятся более передними на всем протяжении артикуляции
Например: мять – [м, ат, ] 2. ассимиляция (уподобление) – это уподобление однородных звуков: гласных гласным, согласных согласным. В русском языке чаще происходит ассимиляция согласных. Согласные могут ассимилировать по всем признакам:
    по месту образования
Например: сшить – [шшыт , ] (изменение зубного [c] в небный [ш])
    по способу образования
Например: мужчина[мущи нъ] (изменение щелевого [ж] и смычного [ч] в щелевой [ш , ])
    по глухости
Например: автобус – [ ^ фто бус](изменение звонкого [в] в глухой [ф])
    по мягкости
Например: листик – [л , и с , т , ик](изменение твердого [ c ] в мягкий [ c , ]) Признаки ассимиляции: - по направлению процесса:
    прогрессивной В а нька – Ванькя [В а н , к , а] регрессивной сшить – [шшыт , ]
- по расположению звуков:
    контактная – звуки располагаются рядом п о езд - [п о йьст] дистактная – взаимодействующие звуки разделены другими звуками сейч а с - [чич а с]
- по результату:
    полная – звуки становятся одинаковыми о тдых - [ о ддых] частичная – звуки приобретают общие признаки, но остаются разными л о дка – [л о ткъ]
3. диссимиляция – это процесс расподобления звуков, т.е. звуки, имевшие какой-то общий признак, становятся по этому признаку различными. Диссимиляция больше характерна для говоров и просторечий. Например: кто – [хто] Диссимиляция часто происходит при образовании новых и заимствованных слов. В русском языке диссимиляция проходит только в двух словах. Например: мягкий – [м, ах, к, ий] лёгкий – [л, ох, к, ий] 4. диэреза – процесс упрощения группы согласных, т.е. выкидка одного из согласных. Например: ле стница –[л , э с , н , ицъ] пра здник – [пра з , н , ик] Ответьте на вопросы: Лекция 7 Тема: Понятие о фонеме Словарь: перцептивная функция, сигнификативная функция, фонема, фонематические признаки, нефонематические признаки, реализация фонемы (аллофон, вариант), вид фонемы, позиция нейтрализации, интегральные признаки, дифференциальные признаки, оппозиция (фонем), фонологические школы. План: 1. Звук и фонема. Фонематические и нефонематические признаки. 2. Варианты фонем. 3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. 4. Фонологические школы. 1. Звук и фонема. Фонематические и нефонематические признаки. Каждый звук речи имеет 3 аспекта:
    физиологический – участие речевого аппарата в образовании звуков; аккустический – звуки речи как физические явления, которые имеют высоту, силу, амплитуду; лингвистический (фонематический) – звуки речи рассматриваются как единицы участвующие в различении звуковых оболочек слов, т.е. в смыслах различения.
Например: [так] - [тан к] Каждый звук речи выполняют 2 основные функции :
    перцептивную (функцию восприятия) сигнификативную (функцию смыслоразличения)
Все звуки, которые составляют слово, называют смысловой оболочкой слова . Благодаря ей мы отличаем одно слово от другого, но не все качества звука участвуют в звукоразличениях. Есть качества, которые обусловлены позицией. Например: Получившийся ряд гласных является зависимым от позиции. Каждый из этих звуков может находиться только в своей позиции. Если изменение гласного зависит от позиции, то этот гласный не участвует в смыслоразличении слов. Такое качество звука называется нефонематическим. Существуют и другие качества, которые не обусловлены позицией. Например: Звуки находятся в одинаковой позиции, но их качества от этой позиции не зависит. Качество звука, необусловленное позицией, называется фонематическим (смыслоразличительным). Это значит, что в процессе различения звука, а, следовательно, звуковых оболочек слов участвуют фонематические признаки слов. Те качества звуков, которые участвуют в смыслоразличении, образуют особую звуковую единицу – фонему. Фон – это минимальная, неделимая, независимая по своему качеству звуковая единица, различающая звуковые оболочки слов и реализующаяся в речи в разных вариантах. 2. Варианты фонем. В различных фонетических условиях фонема может реализовываться в разных звуках или вариантах. Чтобы отличать фонему от звука, следует использовать специальные скобки:
    < > - для обозначения фонем, – для обозначения звуков.
Фонема может реализовываться в разных вариантах. Например: реализация фонемы < о >
Лоно о нъ] [о]
Водяной [въд , и э но . й] . ]
Лён , . о н] [ . о] < о >
Лёня , . о . н , ъ] [ . о . ]
Вода ^ да ] [ ^ ]
Одна из реализаций фонемы, которая меньше всего зависит от позиции называется основным видом фонемы . Все остальные разновидности фонем называют аллофонами или её вариантами . 3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Фонемы находятся в определенных отношениях, т.е. образуют систему. В каждой системе существуют определенные виды отношений (сходства, противопоставления). Для системы фонем основными отношениями являются отношения противопоставленности друг другу по определенным признакам. Противопоставление фонем называется оппозициями , т.е. фонемы в лингвистике изучаются по своей оппозиции. Например:
    фонемы < т > - < д > находятся в оппозиции по глухости, твердости; фонемы < т > - < ж > находятся в оппозиции по глухости, звонкости, по способу и месту образования.
Признаки, по которым противопоставлены фонемы, называются дифференциальными . Признаки, которые не участвуют в различении, называются интегральными . Систему фонем изучает особый раздел лингвистики, который называется фонологией .

фонетика

фонология

изучают звуки речи

различия

изучает физиологический и аккустический аспект образования звуков. изучает лингвистический аспект, т.е. то, как звук участвует в практическом общении.
4. Фонологические школы. Существует 2 основные фонологические школы :

Московская школа

Ленинградская школа

Представители

Реформатский, Аванесов, Кузнецов Щерба, Матусевич, Кодухов

Состав гласных фонем

Считают, что существует 5-ти фонемный состав гласных, фонема

< ы > рассматривается как вариант

< и >

Фонему < ы > выделяли как самостоятельную, т.е. считали, что существует 6-ти фонемный состав гласных

Обоснование теории

1. не стоит в абсолютном начале слова; 2. возможна только после твёрдого согласного, т.е. в определенной позиции, заменяет в этой позиции фонему < и > ; 3. употребляется в окончаниях существительных наряду с < и >, т.е. различаются по твердым и мягким вариантам;4. < ы > < и > в одной позиции невозможны. 1. подставление другого гласного разрушает связь звучания и значения, т.е. если вместо ил подставим ал, ол , то каждый из этих гласных выполняет опознавательную функцию; 2. < ы > легко произносится в изолированном виде;3. может употребляться в начале слова.
Ответьте на вопросы: Лекция 8 Тема: Словарь: звуковые единицы, сегментные единицы, суперсегментные единицы, слог, неслогообразующие гласные, структура слога, такт, пауза, проклиза, энклиза, синтагма, фраза, ударение, интонация. План: 1. Деление звуковых единиц языка 2. Звуковое членение речевого потока 1. Деление звуковых единиц языка Звуковые единицы языка составляют определенную систему, которая лежит в основе звуковой речи. Звуковая система имеет два типа единиц:
    сегментные единицы – звуки и слоги (линейные единицы); суперсегментные единицы – ударение и интонация.
2. Звуковое членение речевого потока Минимальной единицей речевого потока является звук . Следующей, более крупной, единицей является слог – это совокупность звуков, произносимая толчком выдавливаемого воздуха. Слог – это явление физиолого-аккустическое:
    с физиологической точки зрения – слог соответствует одному мускульному напряжению речевого аппарата; с аккустической точки зрения – слог это сочетание более звучного звука (наличие голоса в звуке по сравнению с шумом) с менее звучным.
Более звучный звук называется слоговым или слогообразующим . Таковыми являются все гласные и некоторые сонорные звуки. Слоги могут образовывать гласные и согласные звуки. Согласные могут быть неслогообразующими. По своей структуре слоги могут быть:
    открытые – заканчивающиеся на гласный - tа ; закрытые – заканчивающиеся на согласный - аt ; неприкрытые – начинающиеся с гласного - t аt; прикрытые - начинающиеся с согласного - а t; полуоткрытые – оканчивающиеся на сонорный - аt .
Такт (фонетическое слово) – это более крупная единица речевого потока, это несколько слогов, объединенных одним ударением. Такт определяется паузами. Такт равен слову, если включает в себя несколько слов. Например: Они ведь/ говорили/ два часа. Если слова незнаменательные (служебные), они примыкают к главному слову спереди или сзади. Примыкание спереди называется проклиза , примыкание сзади называется энклиза. Синтагма – единица речевого потока, нечто соединенное, интонационно-смысловой отрезок речи. Это понятие введено Л.В. Щербой. Синтагма – это фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи, мысли. Например: Завтра вечером/ наша туристическая группа/ в полном составе/ возвращается на базу Эта фраза разделяется на 4 синтагмы. Самой крупной единицей является фраза . Она равна предложению или включает несколько предложений. Единого понятия фразы в лингвистике нет. Фраза – это отрезок речи, включающий в себя законченное сообщение. Ответьте на вопросы:
    Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и аккустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
Лекция 9 Тема: Ударение и его типы Словарь: Ударение, монотоническое ударение, политоническое ударение, квантитативное ударение, постоянное и свободное ударение. План: 1. Понятие ударение. 2. Виды ударения. 1. Понятие ударение. Ударение – это выделение звука, слога или слова путем усилия мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса. 2. Виды ударения. Не все слоги в слове произносятся одинаково. В слове, состоящем из двух и более слогов, один слог обязательно выделяется. Выделение слога в слове называется ударением. Ударение в слове называется словесным. Кроме словесного ударения бывает еще логическое, или смысловое , когда выделяется не определенный слог, а целое слово (иногда несколько слов) речевого такта или фразы. Например: фразе Кому/ не знакома/ эта/ картина! четыре фонетическихслова и, значит, четыре словесных ударения; кроме того, в произношении особо выделяются, несут логическое ударение, слова кому не знакома, потому что они являются словесным центром фразы. В логическом ударении основная роль принадлежит интонации: говорящему удается подчеркнуть значение слова (или слов) повышая и понижая тон голоса. Выделение слога в слове в разных языках достигается особыми языковыми средствами: 1) силой или интенсивностью, артикуляцией - это силовое или динамическое ударение; 2) долготой произношения - это количественное (квантитативное или долготное ) ударение; 3) движением тона (повышением, или понижением, или комбинированием повышения и понижения тона) на фоне нейтрального тона произношения прочих слогов - это музыкальное или тоническое ударение. Чисто динамическое ударение встречается в чешском языке; музыкальное - в китайском, японском, корейском; чисто количественное ударение - в современном новогреческом языке. В большинстве языков эти явления соединены вместе. К числу таких языков относится и русский, в котором ударение квантитативно-силовое, или количественно-динамическое. Ударный слог в русском языке характеризуется наибольшей долготой (удлинением) гласного, что является особенностью русского ударения. Кроме того, он произносится более ясно, отчетливо (безударные ослабляются, произносятся нечетко). Если в большинстве языков ударение прикреплено к определенному слогу или определенной части слова, то в русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог и на любую часть слова. Другой особенностью русского ударения является его подвижность: в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одной части слова на другую: зад а ть - з а дал - задала, п я ть -пять ю . Ответьте на вопросы:

Вопросы практических занятий

Тема 1: Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика.
    Что такое языкознание? Какие разделы языкознания существуют? Что такое фонетика? Что является предметом изучения фонетики? Что такое звуки речи? Какие две функции выполняет звук? Приведите примеры. Какие разделы фонетики существуют? Объясните, что такое материальная сторона языка?
Тема 2: Устная и письменная формы речи. Орфоэпия. Литературное произношение.
    Дайте определение понятию «язык». Дайте определение понятию «речь». Дайте определение понятию «речевой акт». Дайте определение понятию «текст». Дайте определение понятию «орфоэпия». Какие две особенности имеет норма произношения?
Тема 3: Звуковые средства языка. Фонетический и фонологический аспекты языка. Фонетика и фонология.
    На что подразделяются звуковые средства языка? Что называется фонетическими единицами? На что делятся фонетические единицы? На что делятся фонетические признаки, что они характеризуют? Чем являются фонетические единицы для фонетических признаков? Что изучает фонетический аспект, что исследует? Что изучает фонологический аспект? На какие разделы делится фонетика? Что является единицей фонетики? Что является единицей фонологии? Единицей чего является звук? Единицей чего является фонема?
Тема 4: Аспекты изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата. Артикуляция звуков.
    Перечислите основные аспекты изучения звуков. Из каких органов состоит речевой аппарат? На какие виды делятся органы речи? Перечислите этапы артикуляции? Дайте определение каждому из них.
Тема 5: Гласные и согласные звуки. Классификация звуков.
    Как делятся звуки речи? Как различаются звуки речи? Какие есть источники звуков? Назовите особенности образования гласных звуков? Назовите особенности образования согласных звуков? Какие звуки мы называем ртораскрывателями и ртосмыкателями?
Почему они так называются?
    Какие звуки называются тоновыми? Почему? Каковы принципы классификации гласных звуков? Как делятся гласные звуки по способу образования? Как делятся гласные звуки по месту образования? Как делятся гласные звуки по участию губ? Какие звуки называются открытыми и закрытыми? Назовите основные признаки характеристики согласных? На какие группы делятся согласые звуки по уровню шума? На какие группы делятся согласные звуки по способу образования? На какие группы делятся согласные звуки по месту образования? Как определяются звонкие и глухие согласные? Как образуются твердые и мягкие согласные?
Тема 6: Фонетические процессы.
    Дайте определение понятию «фонетические процессы». Дайте определение понятию «позиционные процессы». Дайте определение понятию «комбинаторные процессы». Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «оглушение». Приведите примеры. Дайте определение понятию «протеза». Приведите примеры. Дайте определение понятию «редукция». Приведите примеры. Какой бывает редукция? Какие звуки подвергаются количественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какая позиция называется сильной? Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «аккомодация». Приведите примеры. Дайте определение понятию «ассимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диссимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диэреза». Приведите примеры.
Тема 7: Понятие о фонеме
    Какие функции выполняют звуки? Что такое фонема? Какие признаки называются фонематическими? Какие признаки называются нефонематическими? Какие качества звуков образуют фонему? что такое аллофон? Что такое оппозиция? Какие отношения являются основными для системы фонем? Какие признаки называются дифференциальными? Какие признаки называются интегральными? Какие фонологические школы вы знаете?
Тема 8: Звуковое членение речевого потока.
    Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и акустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
Тема 9: Ударение и его типы
    Дайте определение понятию ударение. Дайте определение понятию словесное ударение. Дайте определение понятию логическое или смысловое. Дайте определение понятию силовое или динамическое ударение. Дайте определение понятию количественное (квантитативное или долготное) ударение. Дайте определение понятию музыкальное или тоническое ударение. Дайте определение понятию подвижность ударения. Приведите примеры.

Список использованных источников

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Уч. пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. 2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М: «Русский язык», 1997. 3. Зиндлер Л.Р. Общая фонетика. - М., 2001. 4. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М.: Академический проспект, 2005. 5. Коздасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. - М., 2001. 6. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1996. 7. Вещикова И.А. Орфоэпия. Основы теории и прикладные аспекты. /books/element.php?pl1_cid=143&pl1_id=1431

  • Сборник программ для основного общего образования

    Документ
  • Общее языкознание: предмет и задачи курса

    Закон

    Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м.

  • Позиционные изменения гласных звуков зависят от положения гласного относительно ударения:

    • а) под ударением полностью отсутствует редукция, но возможна аккомодация - влияние соседних мягких согласных;
    • б) в безударном положении обязательна редукция, аккомодация же ослаблена, а точнее предусмотрена самой редукцией.

    Редукция

    Редукция (лат. reductio - ‘отодвигание назад’) - это ослабление звучания гласных, которое может сказываться как на их длительности, так и на качестве артикуляции, т.е. возможны изменение ряда, подъема и утрата лабиализации. Редукция бывает двух типов: количественной и качественной.

    Количественная редукция приводит к сокращению длительности гласного звука. В современном русском литературном языке количественная редукция в самом общем виде выражается «формулой Потебни» - схемой ритмической структуры фонетического слова:

    где цифрами обозначена условная длительность: 3 - ударного гласного; 2 - первого предударного; 1 - всех остальных безударных гласных в составе фонетического слова.

    Только количественной редукции подвергаются безударные гласные [у] и [ы], а также условимся считать, что и гласный [и], по крайней мере в полном стиле русского литературного произношения, связанного со старшей орфоэпической нормой.

    С количественной теснейшим образом связана качественная редукция, при которой в безударном положении оказывается гораздо меньшее число звуков, причем уже иного качества, нежели в ударном. Если звукотипы [и], | ы ] и [у] не меняют своего качества (ряда, подъема и лабиализации) в безударном положении, то звукотипы [а], [о], [е]/[э] меняют (обратите внимание на серую заливку гласных звукотипов в табл. 1.5).

    В редукции важна ее степень: первая степень редукции характеризует гласные первого предударного слога, вторая степень - все остальные. Однако первая степень редукции может обнаруживаться и в тех позициях относительно ударения, где по общему правилу должна быть вторая: в неприкрытом втором предударном (и далее) слоге, а также в заударном открытом слоге перед фразовой (длительной) паузой.

    Кроме того, качественная редукция по-разному осуществляется после твердых и после мягких согласных, а также в абсолютном начале слова и после твердых шипящих и [ц]. Полная схема качественной редукции русских гласных представлена в табл. 1.7.

    Наиболее наглядно представить редукцию можно на примере одной и той же морфемы, содержащей гласные звукотипы [а], [о], [е]/[э] и оказывающейся в разных позициях относительно ударения:

    1) после твердых согласных всех типов:

    сад [сат] -» сады [са ъ ды] -» садовод [съда ъ вбт], по саду [по съду];

    жар [жар| -+жара |жа ъ ра| -» жарковато |жърка ь ватъ], выжарить |выжърит’|;

    шаг [шак] -» шаги [ша ъ г’й] -» шаговой [шъга ь вби], вышагать [вышъгьт ];

    царство [царствъ] -> цари [ца ь р’й] -> царедворец [църЧг"двбр’ьц];

    воды [воды] -> вода [ва ъ да] -> водовоз [въда ъ вбс], по воду [по въду];

    декалитр [дэкаЧлйтр] -> декан [ды{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}кан| -» деканат [дъка ь нат];

    жесть [жэс’т’] -» жесток [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}сток] ->жестокосердый [жъстъка ь с’ердыи];

    шест [шэст] -> шесток [шы:, стбк] шестовой [шъста"вби], на шест [на шъст];

    цепь |цэп’ | -» цепочка |цы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}поч’къ) -> цеповой |цъпа ъ вои], по цепи [по цъп’и|;

    2) после твердых шипящих и [ц] (во всех случаях для [о]):

    жёлт [жолт] -» желток [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}лток] -> желтизна [жълт’изна], изжелта [йжълтъ]; топот [шонът] -> шептать [шы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}птат’] -> шепоток [шъпаъток], вышептать [вышъпты’];

    перцовый [п’и е рцовыи] ->лицевой [л’ицы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}вби| -> глянцевый [гл’анцъвыи];

    3) |а| после твердых шипящих и [ц] в первом предударном изменяется в [ы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}] лишь в отдельных словах и словоформах:

    жаль [жал’] -» жалеть [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}л’ет"];лошадка [ла ь шаткъ] ->лошадей [лъшыэд’ёи]; овсяный [аъфс’аныи] -> ржаной [ржы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}нби];

    4) после мягких согласных всех типов:

    пять In’aT’] -» пяти |п’и е т’й] пятачок [п, ьта ъ ч, бк], за пять [за п’ьт’];

    тёмный [т’бмныи] -> темно [т’и с мнб] -> темнота [т’ьмна ъ та], затемно [зат’ьмнъ]; лес [л’ёс] ->леса [л"Щ"са] -> лесовоз [л’ьса ъ вос], по лесу [по л’ьсу];

    Схема качественной редукции гласных

    Таблица 1.7

    1. После твердых согласных

    Слог относительно ударения

    Первый предударный

    Заударный

    Условная длительность (по «формуле Потебни»)

    Степень редукции

    Позиционная корректировка (первая степень редукции и условная длительность 2)

    В неприкрытом слоге (после гласных и в абсолютном начале слова)

    В конечном открытом слоге перед фразовой паузой (конечное продление)

    • -направление качественных изменений после гласных и твердых согласных всех типов
    • -----направление качественных изменений после [ж], [ш] и [ц] во всех словах

    Направление качественных изменений после [ж], [ш] и [ц] в ограниченном количестве слов

    5) в неприкрытом предударном слоге (независимо от его удаленности от ударения):

    округ [ окрук] -> окружной [а ъ кружнои], но: в окружном [в ъкружном];

    этика [эт’икъ] -> этичный | и е т’йч? ныи]; этаж [и е таш ] -> этажи [ и с та ь жы |, на этаже [нъ и е та ъ жэ], но: в этаж [в ьРгаш], с этажа [с ъта ъ жа];

    6) в открытом заударном слоге перед фразовой паузой происходит так называемое конечное продление, ср.:

    Мама спит [мамъ сп’йт//], но: Спит мама [сп’йт мама ъ //];

    Катя спит [кат’ъ сп’йт//], но: Спит Катя [сп’йт кат’а//];

    К маме иди [к м ам’ь ид’й//], но: Иди к маме [ид’й к м ам’и е //];

    Саша идёт [сашъ ид’бт//], но: Идёт Саша [ид оц саша ъ //];

    К Саше иди [к сашъ ид’й//], но: Иди к Саше [ид’й к сашы э //];

    Птица летит к птице [пт’йцъ л’и с Т’йт к пт’йцы 3 //] и: К птице летит птица [к пт’йцъ л’и е т’йт пт’йца ъ //];

    Всё реже и реже [фс’о р’ежъ и р’ёжы 3 //].

    Возникает вопрос: при наличии в фонетической системе русского языка качественно редуцированных [и е ] и [ы э ] как отличать их при практическом транскрибировании от количественно редуцированных (т.е. просто безударных) «чистых» [и] и [ы]? Самый простой выход из ситуации - прибегать всякий раз к помощи орфографии. Если в орфографической записи на месте звукотипа [ы] стоят буквы ы или и (последняя при этом не обозначает мягкости предшествующего согласного), а на месте звуко- типа [и] - буква и, то в транскрипции будет [ы] (после твердого согласного) и [и] (после мягкого согласного или в неприкрытом слоге). Если же в орфографической записи на месте этих звукотипов стоят другие буквы, то выбираем для транскрипции [ы э ] (после твердого согласного) или [и с ] (после мягкого согласного или в неприкрытом слоге). Например:

    в Крыму | ф крыму |, цыган [ цыган |, циферблат 111ыф’и с рблат |, живот | жывот |, широта [шыра ъ та],лиса [л’иса], щипать [ш’ипат’], число [число], игра [игра] но:

    в цепи [ф цьРп’й], двадцати [двъцьРт’й], шести [шьРс’т’й], жалеть [жы э л’ет’], желток [жы э лток], леса [л’и е са], мясной [м’и е снои], щека [ш’и е ка], чего [ч’и е во], экономика [и е ка ь ном’икъ].

    Из табл. 1.7 и приведенных примеров видно, что звук [ь] (редуцированный второй степени переднего ряда) встречается только после мягких согласных. Звук [ъ| (редуцированный второй степени непереднего ряда) может появляться не только после твердых согласных, но также после мягких - в заударной позиции, обычно там, где пишется буква я (в таких случаях необходимо прибегать к подсказке орфографии): в чистом поле [ф ч’йстъм пбл’ь], но с поля [с пол’ъ]. В именительном-винителыюм падеже хоть и пишется в окончании е, звучит скорее [ъ], чем [ь], что хорошо видно при конечном продлении этого звука: Выйду в поле [выйду ф пбл’а//| - на конце представлен звук гораздо ближе к [а], чем к [и с ]. Кроме того, звук [а] («а переднее») в единичных случаях встречается и в первом предударном слоге, в основном в предлоге для, ср.: для вас [д*л’л’а вас]; во втором предударном и далее звучит скорее [ъ], чем [ь]: для меня [д*л’л’ъ м’и е н’а]. В некоторых заимствованных словах также возможно [а] в первом предударном после неслогового [и]: гильотина [г’ил’иат’йнъ], йотация [иатацыиъ] и др.

    По поводу качества гласного в первом предударном слоге после твердых (но не шипящих и [ц]) среди фонетистов существуют некоторые разногласия, поскольку, кроме [а ъ ] (или просто ослабленного [а]), тут часто фиксируется произношение более заднего гласного [а]. Это связано либо с индивидуальными особенностями говорящего, либо с позицией перед велярным согласным и [л], которые в результате аккомодации несколько оттягивают язык назад: [плка], [нлга], [длла] и пр. Подобного рода аккомодацией при транскрибировании можно пренебречь и обозначать в таких случаях только [а ъ ]. Вероятно, у многих студентов в данной позиции звучит [ъ], однако такое произношение нельзя признать литературным, за исключением нескольких случаев, характерных для старомосковского произношения:

    а) произношение союза (не союзного слова!) что с ъ любой позиции:

    Я знаю, что ты придёшь [иа ъ знаиу/ чтъ ты пр’ид’бш//] или чаще - с безударным [ о], на которое не распространяется качественная редукция: [...что ты пр’идош//],

    но если что - союзное слово, то на него падает ударение: Я не слышу, что ты говоришь Ца н’и с слышу/ что ты гьва ъ р’йш//].

    б) аналогичное произношение союза или частицы хоть :

    Приходи хоть к нам [пр’иха ъ д’й хът’ к нам//] или более новое [...хот’ к нам//]; Паша придёт, хоть он и не знает [пашъ пр’ид’бт/ хът’ он ы н’и с знаиьт//] или более новое [...хот’ он... |.

    Для старомосковского произношения характерно сильное растягивание гласного в первом предударном слоге (т.е. фактически отсутствие количественной редукции), часто за счет еще более сильной, практически до нуля, редукции второго предударного: молоко [млакб], подожди [пдажд’й] и т.п. Такое произношение считается сейчас или просторечным, или специфическим для женской речи.

    При количественной редукции гласные безударных слогов теряют в долготе и силе (это условно и называют количеством в гласных), но характерный тембр сохраняют в любом слоге; в русском языке такой редукции подвергается гласная [у] (бур – бурав – буравой: в первом слове [у] под ударением, оно сильное и долгое, во втором, где [у] в первом предударном слоге, оно слабее и короче и в третьем слове, где [у] во втором предударном слоге, оно совсем слабое и короткое ); но тембр [у], обусловленный формой резонатора при верхнем подъеме задней части языка, с вытянутыми в трубочку губами, остается неизменным.

    При качественной редукции происходит то же, что и при количественной , но слоговые гласные безударных слогов не только делаются слабее и короче, но и теряют те или иные признаки своего тембра, т. е. качества; например, воды [воды] – [о]; вода [вΛда]; [вƏдΛвос].

    Соотносительная сила редуцированных безударных слогов в разных языках бывает неодинакова. Так, для русского языка эту схему вслед за А. А. Потебней, В. А. Богородицким, С. О. Карцевским и другими можно изобразить упрощенно цифрами в следующем виде:

    При очень сильной редукции безударные гласные могут доходить до нуля, т. е. переставать произноситься, например, в таких словах, как жав[о]ронки, пров[о]лока, сутол[о]ка, все-т[a]ки.

    Редукция может затрагивать и согласные; этим следует объяснять такие явления в русском, как превращение йота в [и] («и неслоговое») на конце слогов и в безударных слогах, оглушение конечных звонких согласных в слове и некоторые другие.

    33. Младограмматики. Понятие аналогии, виды аналогий

    Младограмматики - новое направление в языкознании, оформившееся в 70-х годах 19 века. Они слишком сильно критиковали старое, традиционное языкознание, за это их и назвали младограмматиками, а они взяли это название себе на самом деле. Младограмматики - преимущественно школа Лейпцигского университета.

    Младограмматики считали язык индивидуально-психологическим явлением. Они подчёркивали, что нужно изучать не «язык на бумаге», а говорящего человека. При исследовании звуковых изменений надо учитывать как физические, так и психологические факторы.



    Два основных методических принципа младограмматизма :

    1. Регулярность фонетических изменений, их всеохватность.

    В науку введено понятие фонетического закона ,- который не знает исключений. Исключений нет . Если на примере какого-либо соответствия на первый взгляд кажется, что тот или иной закон не действует, это значит, что либо его действие приостанавливается другим законом, либо здесь наблюдается изменение по аналогии.

    2. Принцип аналогии. (Простейший пример - выравнивание парадигмы.)

    русский (на) ноге вместо нозе <сравни украинский нозi, белорусский нозе>.

    В древнейших периодах истории языка изменения по аналогии играют не меньшую роль, чем в современности.

    С самого начала, как только принцип постоянства и безысключительности фонетических законов был выдвинут, против него появилось множество возражений. Самое серьёзное сводится к тезису, что каждое слово имеет свою историю .

    Например: ремесло: -сло -ство. Это слово заимствовано в литературный язык из диалекта.

    Но, как говорится, исключения подтверждают правила.

    Тезис о регулярности фонетических изменений прочно вошёл в инструментарий компаративистики. Формулировке тезиса о фонетическом законе предшествовало открытие ещё нескольких законов. В частности - закон палатализации (то есть разделение языков на centum и satƏm) (1879-1881); а также закон Вернера (1877).

    5. Языковые контакты. Пиджины и креольские языки.

    Языки межнационального общения. Искусственные языки.

    Заимствование

    «Калька» - поморфемный перевод

    Субстрат – победа языка завоевателей



    Суперстрат – победа языка покорённого

    Адетрат – сильное вдияние одного языка на другой

    Пи́джин - смешанный язык, формировавшийся в процессе колониальных завоеваний, использовался между колонизаторами и местным населением. На базе русского, португальского, английского. Всего около 50.

    Креольские языки - сформировавшийся на базе пиджинов и ставший родным. (Неосоломоник, сейшельский)

    Языки-посредники – язык, принимаемый некоторым количеством стран и народов в качестве основного средства межнационального общения. Веньянь – дальний восток, юго-восточная азия.

    Официальные языки межнационального общения : англ, исп, русск, франц, кит, араб.

    Искусственные языки – 2 в. до н. э. – первые попытки. Около 100 проектов. Заменгоф, 1887 – язык эсперанто . I тип спряжения, склонения. Принцип 1 звук=1 буква. Лексика – индоевропейские корни. Есть оригинальная литература. Международная почтовая организация: эсперанто, французский.

    7. Соотношение языка и речи.

    В. Гумбольдт (1767–1835): «...в действительности язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено что его слова понятны также и другим».

    Маркс - Речь каждого говорящего может рассматриваться как проявление данного языка в условиях той или иной жизненной ситуации. Но индивидуальные особенности в речи каждого человека тоже бесспорный факт.

    По Соссюру, изучение языковой деятельности распадается на две части:

    1) «одна из них, основная, имеет своим предметом язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида...»;

    2) «другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая говорение...»

    Основные положения Соссюра сводятся к следующему:

    «Оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают : язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку »

    Для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность (langage), язык (langue) и речь (parole)

    1. Язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной и профессиональной речи, разновидности устной и письменной формы речи. Нет языка индивида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет индивидов и разные группировки индивидов, которые могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произношения.

    2. Речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говорение – слушание, что составляет неразрывное единство, обусловливающее взаимопонимание. Речевой акт – прежде всего процесс, который изучается физиологами, акустиками, психологами и языковедами. Речевой акт может быть не только услышан (при устной речи), но и записан (при письменной), а также, в случае устного речевого общения, зафиксирован на магнитофонной пленке. Речевой акт тем самым доступен изучению и описанию с разных точек зрения и по методам разных наук.

    3. Самое трудное определить, что такое речь. Прежде всего это не язык и не отдельный речевой акт. Все это разные использования возможностей языка, отображения для того или иного задания, это разные формы применения языка в различных ситуациях общения. И все это является предметом языковедения.

    8. Понятие синхронии и диахронии.

    Крупнейшие ученые конца XIX–начала XX в. – Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр и другие – выдвинули теоретические основы научного описания данного языка в данную эпоху.

    Ф. де Соссюр . «в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему, и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого» => синхрония и диахрония

    Синхрония представляет собой «ось одновременности, касающуюся отношений между сосуществующими вещами, откуда исключено всякое вмешательство времени», а диахрония – «ось последовательности, на которой никогда нельзя увидеть больше одной вещи зараз, а по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями»


    СИНХРОНИЯ

    Синхрония – это как бы горизонтальный срез, т. е. состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических и фонетических, которые обладают ценностью, или значимостью (valeur де Соссюра), независимо от их происхождения, а только в силу соотношений между собой внутри целого – системы.

    Диахрония – это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории.

    Синхронический и диахронический аспекты в языке – реальность и их следует различать ; что практически «синхронический аспект важнее диахронического, так как для говорящей массы только он – подлинная реальность»

    Следует изучать и понимать язык как систему не только в его настоящем, но и в его прошлом, т. е. изучать его явления и в связи друг с другом, и в развитии одновременно, отмечая в каждом состоянии языка явления, уходящие в прошлое, и явления, нарождающиеся на фоне стабилизовавшихся, нормальных для данного состояния языка явлений

    Абстракция в языке присутствует в любом языковом факте, без этого язык не мог бы быть «языком». Но ее роль и ее характер в разных ярусах структуры языка различны.

    а) Лексическая абстракция состоит в том, что слово – самая конкретная единица языка – соотнесено не прямо с вещью, которую это слово может называть, но с целым классом вещей. Нарицательные и собственные имена – это разные степени того же качества лексической абстракции.

    б) Грамматическая абстракция – присоединить суффикс -ик- или флексию -а можно к любым по своему значению корням и основам (садик и фунтик, стола и рыбака); грамматическая абстракция безразлична к лексической и имеет особое качество – это абстракция признаков и отношений.

    в) Фонетическая абстракция – из фонем [т], [к], [у] можно «составить» слово тку и слово тук, и слово кут; фонема [а] может быть флексией и именительного падежа единственного числа женского рода (жена), и родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода (стола, окна), и именительного падежа множественного числа (дома, окна) и т. п.

    Эти отличия качества лексической, грамматической и фонетической абстракции и предопределяют различие единиц разных ярусов языковой структуры.

    11. Звук как акустическое явление. Основные понятия акустики.

    Общей теорией звука занимается раздел физики – акустика .

    Звук – это результат колебательных движений какого-либо тела (может быть любого вида: твердое – хлопанье в ладоши, жидкое – всплеск воды, газообразное – звук выстрела) в какой-либо среде (должна быть проводником звука до органа восприятия; в безвоздушном пространстве звук образоваться не может), осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

    Акустика различает в звуке следующие признаки:

    1. Высоту – чем выше частота колебаний, т. е. чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук. Человеческое ухо – от 16 до 20 000 Гц2. Инфразвуки (ниже указанных пределов) и ультразвуки (выше указанных пределов) человеческое ухо не воспринимает.

    2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний, т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания (т. е. чем сильнее размах), тем сильнее звук.

    3. Длительность или долготу , т. е. продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность звуков.

    4. Тембр звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков.

    Характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных - оглушение (лингвистика) - также очень распространена в ряде языков мира (русский , немецкий).

    Типы редукции гласных

    Различают количественную и качественную редукцию гласных. Количественная редукция - сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Качественная редукция - изменение звучания, «преображение» фонемы.

    Количественная редукция гласных

    Количественная редукция - сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу , также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.

    Качественная редукция гласных

    Количественная редукция зачастую приводит к качественной, то есть звук утрачивает чёткость и переходит в нейтральный скользящий гласный шва из-за невыполнения говорящим полной артикуляторной программы безударного гласного в силу ряда причин (просторечие , быстрая речь и т. д.). В ряде языков качественная редукция звуков превращается в языковой закон , то есть принимает закономерный фонетический характер. Типичный пример - португальский язык , где безударные гласные народной латыни имеют чёткую систему перехода: [а] > [ə], [э] > [ы], [о] > [у].

    См. также

    Источники


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Редукция (лингвистика)" в других словарях:

      У этого термина существуют и другие значения, см. Конвергенция. Конвергенция (от лат. convergo приближаюсь, схожусь) сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей. Понятие конвергенции имеет два аспекта: глоттогонический и… … Википедия

      - (нем. Ablaut) (именуемый также апофония) чередования гласных в составе одной морфемы, гласные часто выступают в виде внутренней флексии. Пример: собирать соберу сбор соб рать. Термин «аблаут» был введён немецким… … Википедия

      Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён … Википедия

      Беглое произношение (также невнятное произношение или пропуски звуков, слогов или слов) это явление смешения и пропуска в речи некоторых слогов, практически всегда присутствующее в речи носителей естественных языков (и недопустимое в некоторых… … Википедия



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...