Рельсовая война. 'Рельсовая война'

Партизанское движение не раз доказывало свою эффективность во время войн. Немцы боялись советских партизанов. «Народные мстители» разрушали коммуникации, взрывали мосты, брали «языков» и даже сами делали оружие.

История понятия

Партизан – слово, пришедшее в русский из итальянского языка, в котором слово partigiano обозначает участника нерегулярного военного отряда, пользующегося поддержкой населения и политиков. Партизаны борются с помощью специфических средств: войны в тылу противника, саботажа или диверсий. Отличительной чертой партизанской тактики является скрытое передвижение по территории противника и хорошее знание особенностей местности. В России и СССР такая тактика практикуется испокон веков. Достаточно вспомнить войну 1812 года.

В 30-е годы в СССР слово «партизан» приобрело положительную коннотацию – так называли только партизан, выступающих за Красную Армию. С тех пор в России это слово исключительно позитивное и почти не употребляется в отношении вражеских партизанских группировок – их именуют террористами или незаконными военными формированиями.

Советские партизаны

Советские партизаны во время Великой Отечественной были управляемы органами власти и выполняли схожие с армией задачи. Но если армия воевала на фронте, то партизаны должны были разрушать вражеские пути сообщения и средства коммуникаций.

За годы войны в оккупированных землях СССР работало 6200 партизанских отрядов, в которых принимало участие примерно миллион человек. Ими управлял Центральный штаб партизанского движения, разрабатывая разрозненным партизанским объединениям согласованную тактику и направляя к общим целям.

В 1942 году Маршал СССР Климент Ворошилов был назначен на должность Главнокомандующего партизанским движением, и им было предложено создать партизанскую армию в тылу у врага – немецких войск. Несмотря на то, что о партизанах часто думают как о беспорядочно организованных отрядах местного населения, «народные мстители» вели себя в соответствии с правилами строгой военной дисциплины и принимали присягу как настоящие солдаты – иначе им было не выжить в жестоких условиях войны.

Быт партизан

Хуже всего советским партизанам, вынужденно скрывавшимся в лесах и горах, приходилось зимой. С проблемой холода до этого ни одно партизанское движение в мире не сталкивалось – помимо трудностей выживания добавлялась проблема маскировки. На снегу партизаны оставляли следы, а растительность больше не скрывала их убежища. Зимние жилища часто вредили мобильности партизан: в Крыму они строили в основном наземные жилища наподобие вигвамов. В других же районах преобладали землянки.

Многие партизанские штабы имели радиостанцию, с помощью которой связывался с Москвой и передавал новости местному населению на оккупированных территориях. С помощью радио командование приказывало партизанам, а те, в свою очередь, координировали авиаудары и давали сведения разведки.

Среди партизан были и женщины – если для немцев, мысливших женщину только на кухне, это было неприемлемо, то Советы всячески агитировали слабый пол к участию в партизанской войне. Женщины-разведчики не попадали под подозрение врагов, женщины-врачи и радисты помогали при диверсиях, а некоторые отважные женщины даже участвовали в боевых действиях. Известно и о офицерских привилегиях – если в отряде была женщина, она часто становилась «походной женой» командиров. Иногда все происходило наоборот и жены вместо мужей командовали и вмешивались в военные вопросы – такой беспорядок высшие органы пытались пресекать.

Тактика партизан

Основой тактики «длинной руки» (так советское руководство называло партизан) было осуществление разведки и диверсий – они уничтожали железные дороги, по которым немцы доставляли эшелоны с вооружением и продуктами, ломали высоковольтные линии, отравляли в тылу врага водопроводы или колодцы.

Благодаря этим действиям удавалось дезорганизовать тыл противника и деморализовать его. Большим преимуществом партизан было также то, что все перечисленное не требовало больших человеческих ресурсов: реализовать подрывные планы порой мог даже небольшой отряд а иногда – один человек.
Когда Красная Армия наступала, партизаны ударяли с тыла, прорывая оборону, неожиданно срывали вражескую перегруппировку или отступление. До этого силы партизанских отрядов скрывались в лесах, горах и болотах - в степных районах деятельность партизан была малоэффективной.

Особенно успешной партизанская война была в Белоруссии – леса и болота скрывали «второй фронт» и способствовали их успехам. Потому до сих пор в Белоруссии помнят подвиги партизан: стоит вспомнить хотя бы название одноименного минского футбольного клуба.
С помощью пропаганды на оккупированных территориях «народные мстители» могли проводить пополнения боевых рядов. Однако партизанские отряды набирались неравномерно – часть населения на оккупированных территориях держала нос по ветру и выжидала, другие же люди, знакомые с террором немецких оккупантов, охотнее шли в партизаны

Рельсовая война

«Второй фронт», как называли партизан немецкие захватчики, сыграл огромную роль в уничтожении врага. В Белоруссии в 1943 году было постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны» - партизаны должны были вести так называемую рельсовую войну, подрывая поезда, мосты и всячески портя вражеские пути.

В ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» в Белоруссии было на 15-30 дней остановлено движение поездов, а также уничтожались армия и техника неприятеля. Подрывая вражеские составы даже в условиях нехватки взрывчатки, партизаны уничтожили более 70 мостов и убили 30 тысяч немецких бойцов. Только в первую ночь операции «Рельсовая война» было разрушено 42 тысячи рельсов. Считается, что за все время войны партизаны уничтожили около 18 тысяч составов противника, что является поистине колоссальной цифрой.

Во многом эти достижения стали реальностью благодаря изобретению партизанского умельца Т.Е. Шавгулидзе – в походных условиях он соорудил особый клин, пускающий поезда под откос: состав наезжал на клин, который за несколько минут крепился к путям, затем колесо переставлялось с внутренней на наружную сторону рельса, и поезд полностью разрушался, чего не происходило даже после взрывов мин.

Партизанские оружейники

Бригады партизан в основном были вооружены легкими автоматами, пулеметами и карабинами. Впрочем, были отряды и с минометами или артиллерией. Партизаны вооружались Советами и зачастую трофейным оружием, однако этого в условиях войны в тылу врага было недостаточно.

Партизанами было развернуто масштабное производство кустарного оружия и даже танков. Местные рабочие создавали особые тайные мастерские – с примитивным оборудованием и малым набором инструментов, однако, инженерам и техникам-любителям удавалось создавать отличные образцы деталей к оружию из металлолома и подручных деталей.

Помимо ремонта партизаны занимались и конструкторской работой: «Большое количество самодельных мин, автоматов и гранат партизан имеют оригинальное решение как всей конструкции в целом, так и ее отдельных узлов. Не ограничиваясь изобретательством «местного» характера, партизаны отправляли на Большую землю большое количество изобретений и рационализаторских предложений».

Самым популярным кустарным оружием были самодельные пистолеты-пулеметы ППШ – первый из них был сделан в бригаде партизан «Разгром» под Минском в 1942 году. Также партизаны изготавливали «сюрпризы» со взрывчаткой и неожиданные разновидности мин с особым детонатором, секрет которого знали только свои. «Народные мстители» с легкостью ремонтировали даже подорванные немецкие танки и даже организовывали из починенных минометов артиллерийские дивизионы. Партизанские делали инженеры даже гранатометы.

Рельсовая война - под таким названием обычно понимаются действия по уничтожению железнодорожных путей с целью нарушить работу неприятельского транспорта.

Наибольшее распространение такие действия получили во время , когда железнодорожный транспорт был самым массовым и дешёвым средством передвижения и активно использовался немецкими завоевателями.

Крупными операциями по ликвидации железнодорожных путей были следующие:

  • Операция «Рельсовая война» - август - сентябрь 1943 года;
  • Операция «Концерт» - сентябрь - октябрь 1943 года;
  • - июнь - август 1944 года.

Все эти действия проводились советскими партизанами, желавшими оказать помощь Красной Армии в борьбе с захватчиками.

Операция «Рельсовая война»

В этой масштабной кампании участвовали ленинградские, калининские, белорусские и украинские . Центральный штаб партизанского движения подготовил 167 подразделений, для которых определил объекты и цели действия. Отряды снабжались подрывной техникой, взрывчаткой, огнепроводными шнурами и другими необходимыми атрибутами.

Только за первую ночь было взорвано 42 тысячи рельсов, а общее их количество оценивается в 215 тысяч. Было взорвано огромное количество нацистских составов: только в Белоруссии уничтожены 3 бронепоезда и 836 эшелонов.

Действия партизан сократили вражеские перевозки на целых 40 процентов. Единственное, в чём командование допустило ошибку, - оно посчитало, что у немцев имеется слишком мало своих рельсов. На самом деле их было достаточно, чтобы восстановить пути; новые рельсы прибывали из Германии и Польши, для чего были задействованы сотни локомотивов.

«Рельсовая война» основательно потрепала силы врага:

  • на восстановление железных дорог потребовалось значительное время и человеческие ресурсы, к их охране привлекли дополнительные отряды;
  • многие двухпутные участки немцы вынуждены были превратить в однопутные.

В дальнейшем операция затруднила отступление противника. Несмотря на имевшуюся у партизан подрывную технику, её было недостаточно. Диверсантам приходилось выкручиваться, искать нестандартные способы борьбы. Для уничтожения поездов применялись специальные клинья, рельсы часто разбирались вручную.


ВОВ. Рельсовая война партизан фото

Впоследствии стали множиться так называемые «чёртовы кухни», на которых партизаны выплавляли тол. Мины производились из неразорвавшихся снарядов. Многие партизаны во время «Рельсовой войны» рисковали собственной жизнью, выполняя возложенную на них задачу.

17-летний Николай Гойщик совершил настоящий подвиг, бросившись прямо под вражеский поезд с миной в руках: заранее заминировать рельсы помешала усиленная охрана. Весть о подвиге вскоре стала известна по всей Белоруссии. Кроме партизан, в борьбу с вражескими составами активно включалось и мирное население. А помимо железных дорог атакам подвергались также шоссейные и грунтовые.

Средства применялись различные: сожжение мостов, образование завалов, разбрасывание колючек на дорогах для повреждения шин вражеских автомобилей. Следует учитывать, что дороги в Советском Союзе сами по себе находились в неважном состоянии, особенно по сравнению с немецкими автобанами, и подрывная деятельность партизан ещё больше усложнила передвижение врага по советской территории.

Рельсовая война». Операция «Концерт». Герои-партизаны

О размахе партизанского движения свидетельствует ряд крупных операций, осуществленных совместно с войсками Красной Армии. Одна из них получила название ʼʼРельсовая войнаʼʼ. Она проводилась в августе-сентябре 1943 года на оккупированной врагом территории РСФСР, Белорусской и части Украинской ССР с целью вывода из строя желœезнодорожных коммуникаций немецко-фашистских войск. Эта операция была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге, проведению Смоленской операции и наступления с целью освобождения Левобережной Украины. К выполнению операции ЦШПД привлек также ленинградских, смоленских, орловских партизан.

Приказ о проведении операции ʼʼРельсовая войнаʼʼ был отдан 14 июня 1943 года. Местные партизанские штабы и их представители на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны снабжались с ʼʼБольшой землиʼʼ взрывчатыми веществами, взрывателями, активно проводилась разведка на желœезнодорожных коммуникациях противника. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тысяч партизан при активной поддержке местного населœения.

Мощный удар по желœезным дорогам на территории, занятой противником, оказался для него полной неожиданностью. Б течение долгого времени гитлеровцы не могли организованно противодействовать партизанам. В ходе операции ʼʼРельсовая войнаʼʼ было подорвано свыше 215 тысяч желœезнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны желœезнодорожные мосты и станционные сооружения. Пропускная способность желœезных дорог снизилась на 35-40% , что сорвало планы гитлеровцев по накоплению материальных средств и сосредоточению войск, серьезно затруднило проведение перегруппировки сил противника.

Тем же целям, но уже во время предстоящего наступления советских войск на смоленском, гомельском направлениях и битвы за Днепр, была подчинœена операция партизан под кодовым названием ʼʼКонцертʼʼ. Она проводилась 19 сентября – 1 ноября 1943 года на оккупированной фашистами территории Белоруссии Карелии, в Ленинградской и Калининской областях, на территории Латвии, Эстонии, Крыма, охватывая по фронту около 900 км и в глубину свыше 400 км.

Являлась плановым продолжением операции ʼʼРельсовая войнаʼʼ, она была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр.
Размещено на реф.рф
К участию в операции привлекались 193 партизанских отряда (группы) Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей (свыше 120 тысяч человек), которые должны были подорвать более 272 тысяч рельсов.

На территории Белоруссии в операции участвовало более 90 тысяч партизан; им предстояло подорвать 140 тысяч рельсов. Центральный Штаб Партизанского Движения предполагал забросить белорусским партизанам 120тонн взрывчатых веществ и других грузов, калининградским и ленинградским партизанам – по 20тонн.

Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, в связи с этим было решено массовые диверсии начать 25 сентября. При этом часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и 19сентября приступила к её осуществлению. В ночь на 25 сентября были произведены одновременные действия по плану операции ʼʼКонцертʼʼ на фронте около 900км (исключая Карелию и Крым) и в глубинœе свыше 400км.

Местные штабы партизанского движения и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами, взрывателями, на ʼʼлесных курсахʼʼ проводились занятия по минноподрывному делу, на местных ʼʼзаводахʼʼ добывался тол из трофейных снарядов и бомб, в мастерских и кузницах изготовлялись крепления толовых шашек к рельсам. Активно велась разведка на желœезных дорогах. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Действия развернулись на местности протяжённостью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тыс. партизан, которым помогало местное населœение. Мощный удар по ж.-д. линиям был неожиданным для врага, который в течение некоторого времени не мог организованно противодействовать партизанам. В ходе операции было подорвано около 215 тыс. рельсов, пущено под откос много эшелонов, взорваны желœезнодорожные мосты и станционные сооружения. Массовое нарушение вражеских коммуникаций значительно затруднило перегруппировки отступающих войск противника, осложнило их снабжение и тем самым содействовало успешному наступлению Красной Армии.

Задачей операции ʼʼКонцертʼʼ был вывод из строя больших участков желœезнодорожных магистралей с целью срыва перевозок противника. Основная масса партизанских соединœений начала боевые действия в ночь на 25 сентября 1943 года. В ходе операции ʼʼКонцертʼʼ только белорусские партизаны подорвали около 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 желœезнодорожных моста͵ разгромили 58 гарнизонов захватчиков. Операция ʼʼКонцертʼʼ вызвала серьезные затруднения в перевозках немецко-фашистских войск. Пропускная способность желœезных дорог снизилась более чем в три раза. Это очень сильно затруднило гитлеровскому командованию осуществление маневра своих сил и оказало огромную помощь наступающим войскам Красной Армии.

Невозможно перечислить здесь всœех героев-партизан, чей вклад в победу над врагом был столь ощутим в общей борьбе советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. В ходе войны выросли замечательные командные партизанские кадры – С.А. Ковпак, А.Ф. Федоров, А.Н. Сабуров, В.А. Бегма, Н.Н. Попудренко и много других. Необходимо отметить, что по своим масштабам, политическим и военным результатам всœенародная борьба советского народа на оккупированных гитлеровскими войсками территориях приобрела значение важного военно-политического фактора в разгроме фашизма. Самоотверженная деятельность партизан и подпольщиков получила всœенародное признание и высокую оценку государства. Более 300 тысяч партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями, в т.ч. свыше 127 тысяч – медалью ʼʼПартизану Великой Отечественной войныʼʼ 1 и 2 степени, 248 присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Рельсовая война». Операция «Концерт». Герои-партизаны - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рельсовая война». Операция «Концерт». Герои-партизаны" 2017, 2018.

В историю овчарка Дина вошла как участница "рельсовой войны" в Белоруссии и первая в Красной Армии собака-диверсант. Дина владела тремя специальностями. Она прошла курс дрессировки в Центральной школе военного собаководства, после чего под руководством командира взвода старшего лейтенанта 37-го отдельного инженерного батальона миноискателей Дины Волкац она освоила профессию минера и теорию диверсанта в батальоне собак-миноискателей.

Из наиболее способных дрессировщиков и лучших собак Волкац собрала особую группу будущих диверсантов. "Советские машинисты, водившие тяжелогруженые поезда на фронт и пустые грохочущие составы с передовой, и не подозревали, что активно помогают нам выполнять задание, — писала в своих воспоминаниях Д.С. Волкац. — Их поезда, проходившие ночью по темному, сырому участку леса вблизи города Торопца, давили наши учебные мины, которые исправно подбрасывали на полотно собаки". Вскоре диверсионная группа была подготовлена, с ее работой лично ознакомился командующий фронтом маршал Советского Союза А. Еременко. И поступил приказ отправить группу в тыл противника.

К слову, Дина Соломоновна Волкац, прослывшая непревзойденным мастером дрессировки, руководила подготовкой не только своей знаменитой мохнатой тезки, но и Джульбарса: Джульбарс был ее личной собакой. Еще во время учебы в Центральной школе собаководства, выбрав себе собаку для работы, Волкац показала ее начальнику отделения. Джульбарс был дворнягой, хотя и "наследили" у него в роду овчарки, с виду неказистым, и она услышала ироническое: "Хуже собаки найти не удалось? Разрешите узнать, по каким же признакам вы ее выбрали?" "По глазам", — серьезно ответила Волкац.

Свои знания овчарка Дина, дожившая так же, как и Джульбарс, до глубокой старости, успешно применяла на практике. Так, 19 августа 1943 года она обезвредила немецкий эшелон на перегоне Полоцк — Дрисса. Собака выскочила на рельсы перед приближающимся пассажирским поездом с гитлеровскими офицерами, направляющимися в отпуск, сбросила вьюк с зарядами, выдернула чеку капсюля-воспламенителя зубами и, прежде чем раздался взрыв, убежала в лес. Благодаря успешно выполненному заданию было уничтожено 10 вагонов противника и выведена из строя большая часть железной дороги, от взорвавшихся цистерн с горючим распространился пожар.

Из воспоминаний Д.С. Волкац:

"…Железная дорога тщательно охранялась гитлеровцами. На всем ее протяжении с обеих сторон на 300 м были вырублены лес и кустарник и даже трава скошена. Через каждые 150-200 м стояли вышки часовых. Патрули противника с собаками периодически обыскивали местность. Ночью полотно просвечивали прожекторы. Наши приблизились к железной дороге днем… вот издалека послышался шум приближающегося состава, показался дым паровоза и, наконец, он сам. Подпустив поезд на нужное расстояние, проверив вьюк, Филатов послал Дину. Она вмиг оказалась на насыпи. Эти секунды показались вечностью.

Увидев на путях собаку, машинист от неожиданности дал гудок. Дина резко сбросила вьюк и скатилась под насыпь. Через положенное время страшный взрыв потряс воздух, но подрывники были уже далеко, где их по следу разыскала и догнала Дина.

Фашистские поисковые отряды начали преследование, пути к линии фронта были перекрыты. Исколесив по лесам и болотам многие километры, наши бойцы прорвались к своим.

Все участники этой операции были награждены командованием. Вожатого Дины ефрейтора А. Филатова по его рапорту послали в офицерское училище, а его знаменитая собака до конца войны работала со своим дрессировщиком В. Ненашевым в качестве собаки-миноискателя и еще раз отличилась при разминировании города Полоцка".

Отлично работали также Дина-2, Джек, Дозор и другие. Конечно, тщательно отбирались и готовились вожатые собак. Диверсионные собаки подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк. Боевые собаки-разведчики и диверсанты участвовали в стратегических операциях по выводу из строя железнодорожных путей и подвижного состава в тылу врага "Рельсовая война" и "Концерт".

Верные бойцы

Собаки разведывательной службы вместе со своими напарниками успешно пробирались в тыл врага через его передовые позиции, минуя скрытые огневые точки, засады, и оказывали существенную помощь при захвате "языка", работали быстро, четко и беззвучно.

Так, на совместном счету собаки Джека и его проводника ефрейтора Кисагулова — более двух десятков захваченных "языков", в том числе офицер, взятый в плен внутри тщательно охраняемой крепости Глогау. Проникнуть в крепость и уйти из неё с пленным мимо многочисленных засад и постов охраны ефрейтор смог лишь благодаря чутью собаки.

Сторожевые собаки работали в боевом охранении, в засадах для обнаружения врага ночью и в ненастную погоду, лишь натяжением поводка и поворотом туловища указывая направление грозящей опасности.

Сторожевая овчарка Агай, находясь в боевом охранении, 12 раз обнаруживала гитлеровских солдат, которые пытались скрытно подобраться к позициям наших войск.

Известен и такой случай. Среди отступавших порядков Красной Армии был отдельный батальон Коломенского пограничного отряда, располагавший 250 служебными собаками. В ходе затяжных боев майору Лопатину было приказано распустить хвостатых бойцов, поскольку их было нечем кормить. Однако командир ослушался приказа. В критический момент близ села Легедзино, когда он почувствовал, что больше не устоять… послал в атаку собак.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...