Республиканский Рим. Ранняя Республика

Михайлова Светлана Петровна

учитель истории и обществознания

МКОУ Еманжелинская СОШ Етульского района Челябинской области

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим»

Тема: Древнейший Рим

Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (положение,

основание, занятия, управление).

2. Продолжить работу над формированием основных компетенций:

получать информацию из различных источников (карта, учебник),

устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать народы и

государства, делать выводы, оперировать историческими терминами,

систематизировать знания по теме.

3. Давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических

нравственных ценностей

Основные понятия: 753 г до н.э., плебеи, патриции, весталка, ликтор, сенат

Оборудование: карта "Древний Рим", учебник Годер, Вигасин «ИДМ 5 кл»,

презентация

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Ход урока

    Организационный этап

Приветствие.

Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (настенная карта или слайд № 1), к берегам Италии.

Нас интересует её главный город - Рим.

Тема урока "Древнейший Рим" (слайд №2). Учащиеся записывают тему.

Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей? (Учащиеся высказывают предположения). В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений.

    Объяснение нового материала

План урока (слайд № 3).

    ……..

    Основание Рима

    .

    Управление Римом

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.

Дети предлагают свои формулировки.

Учитель демонстрирует Слайд № 4 с полным планом урока.

    Где находится Рим (географическое положение), природные условия

    Основание Рима

    Занятия древних римлян

    Управление Римом

1. Географическое положение, природные условия.

Учитель: История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу.

Где же возникло поселение Рим?

Для ответа на этот вопрос вам поможет карта в учебнике на стр 213 и карта на слайде №5. Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим.

Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6

(Текст с пропусками: Где? – в Европе, на ……. п-ове, на берегу реки …..)

Дети работают с картой и записывают ответ в тетрадь.

Учитель: Где же находится Рим? Заслушиваются ответы 2-3 учеников. Демонстрация слайда с правильным ответом.

Задание: Пойти к доске показать на карте и описать словами где находится Рим. (2-3 ученика).

Беседа по вопросам , дети дают ответы с помощью карты на стр 213.

Что напоминает Апеннинский полуостров по форме?

Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным». Как он называется?

Какие моря омывают полуостров?

На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются?

Какой климат будет на территории полуострова?

Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах.

А почему Апеннинский полуостровов так называется?

Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты строительным камнем и металлом)

А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»?

Какая страна здесь находится?

Италия – в переводе «страна телят». Почему?

- Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте вывод об основных занятиях жителей Италии.

Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7)

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8.

Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии - теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

2. Основание Рима.

Учитель:

Какие племена населяли Италию? (Дети отвечают с помощью карты на стр213)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9)

Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова.

Проверка записей (2-3 ученика зачитывают)

Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события:

А) два брата, младший завидует старшему (Египет - Осирис и Сет)

Б) брошенные в реку дети (ребенок) (Египет - Моисей)

Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием "Продолжи" - каждый ученик говорит только одно предложение).

Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают?

Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): весталка - жрица богини Весты, ликторы - воины, сопровождающие царя.

Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?

Ответить с помощью текста учебника на стр 215 "Почитание Весты и Марса"

3. Занятия древних римлян

Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? (2768)

Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий.......

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной. А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №13) (прием "Дешифровщик")

Вопросы классу:

Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?

Какие породы скота они разводили?

Какими ремеслами занимались?

Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?

4. Управление Древним Римом.

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №14)

Задание (Слайд № 15) Прочитайте текст на стр 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз и ответьте на вопросы:

Кто участвовал в управлении Римом?

Какие органы управления были?

Кому принадлежала высшая власть?

- Назовите функции Народного собрания.(заменить на тест или задание)

Чем отличаются патриции от плебеев?

Учитель: По легендам Римом правили семь царей. А как звали первого?

Последнего царя звали Тарквиний Гордый. Но он сам захватил власть, убив своего предшественника. Он был очень жестоким, и римляне восстали и изгнали Тарквиния из города. И решили царей больше не выбирать. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

III . Закрепление:

    Греки говорили на греческом, а римляне?

2. Слайд № 16

-Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима:

а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров

г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По

3. Слайд № 17

- Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима:

а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром

4. Слайд №18

- Вставьте пропущенные слова.

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала.....

г) По легендам, Римом правили.....царей, последнего звали.....

д) Знаками царской власти были.....

IV . Рефлексия (подведение итогов урока):

А) Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей оказались верными или наиболее близкими к истине?

Б) составьте синквейн по теме «Древнейший Рим».

V . Домашнее задание: §44, вопросы к §, рабочая тетрадь зад. 55-57, слова и дата (Слайд19)

1вариант

1. В Италии в отличие от Греции:

1) редко выпадали дожди

2) земля была неплодородной

3) были невысокие, пологие горы

4) было много полезных ископаемых

2. Рим стал хозяином всего Средиземноморья после:

1) завоевания Египта

2) изгнания Тарквиния Гордого

3) окончания войны с царём Пирром

4) окончания второй войны Рима с Карфагеном

3. В Римском государстве в IV в. До н.э.:

1) императоры обладали неограниченной властью

2) Народное собрание было высшим органом власти

3) за исполнение государственных должностей платили

4) Сенат в своих действиях отчитывался перед Народным собранием

4. В Римской республике правом вето обладали:

1) сенаторы

2) императоры

3) консулы

4) народные трибуны

5. Римлянин Варрон называл рабов «говорящими» орудиями труда, потому что римляне:

1) относились к рабам как к вещи

2) уважительно относились к рабам

3) заставляли рабов петь во время работы

4) отказались от использования плугов, мотыг и лопат

1) уход плебеев из Рима

2) поражение Рима в войне с Карфагеном

3) ослабление военного могущества Рима

4) нехватка рабов в Риме и их высокая стоимость

7. С какими событиями связаны даты 509г. до н.э., 49г. до н.э.?

1) с военными победами римлян

2) с проведением Олимпийских игр

3) с созданием памятников культуры

4) с изменениями государственного устройства

8. Порядок управления, при котором государством управляют выбранные на определённый срок должностные лица, называется:

1) империей 2) провинцией 3) державой 4) республикой

9. Изменение отношения римских властей к христианству в IV в. До н.э. было связано с:

1) гибелью Иисуса Христа

2) призывами христиан к восстанию

3) приходом к власти императора Нерона

4) требованием христианской церкви быть покорным властям

10. Кого из римских императоров называли «актёром на императорском троне»?

Голос застревает в моём горле, и пока я диктую, рыдания прерывают моё изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен; более того, голод предшествовал мечу, и только немногие из горожан уцелели, чтобы стать пленниками.

1) Разрушение римлянами Карфагена

2) взятие Рима Ганнибалом

3) взятие Рима Аларихом

4) осада галлами Рима

12. Архитектурным памятником Древнего Рима является:

1) Парфенон 2) колонна Трояна 3) Фаросский маяк 4) пирамида Хеопса

Часть В

В2. Какие термины служат для обозначения зависимого населения в Римском государстве? Укажите два верных ответа.

1) колоны

2) апостолы

3) «рабы с хижинами»

4) патриции

5) легионеры

А) битва при Каннах

Б) восстание Спартака

В) возникновение города Рима

Г) перенесение столицы Римского государства в Константинополь

Итоговый тест по теме «Древний Рим»

2вариант

1. В Италии, как и в Греции:

1) тёплый климат

2) обширные пастбища

3) высокие, обрывистые горы

4) полноводные, судоходные реки

2. Рим установил своё господство над Италией после:

1) окончания войны с царём Пирром

2) разрушения Коринфа и Карфагена

3) изгнания Тарквиния Гордого

4) подавления восстания Спартака

3. В Римском государстве в I в. н.э.

1) власть консулов передавалась по наследству

2) императоры обладали неограниченной властью

3) существовала республиканская форма правления

4) законы принимались после обсуждения в Народном собрании

4. В Римской республике командование войсками возлагалось на

1) сенат 2) императора 3) консулов 4) народных трибунов

5. Своего высшего развития рабство достигло в Древнем Риме, так как:

1) рабы в Риме стоили очень дорого

2) в Риме очень хорошо относились к рабам

3) рабов в Риме использовали во всех отраслях хозяйства

4) рабы в Риме занимали высшие государственные должности

6. Причина принятия земельного закона братьев Гракхов:

1) усиление власти сената

2) вторжение войск Ганнибала

3) разорение земледельцев Италии

4) уменьшения числа рабов

7. С какими событиями связаны даты 133г. до н.э., 313г. до н.э.?

1) восстаниями рабов

2) принятием важных законов

3) военными победами римлян

4) созданием памятников культуры

8. Порядок управления, при котором государством единолично управляет один человек, называется:

1) империей 2) провинцией 3) колонией 4) республикой

9. В первые века нашей эры христианство привлекало бедняков и рабов тем, что:

1) было распространено по всему миру

2) пользовалось поддержкой римских императоров

3) призывало обездоленных людей подняться на восстание

4) обещало Царство Божие для тех, кто страдал и был унижен

10. Римский император, признанный соотечественниками лучшим из императоров:

1) Константин

2) Траян

11. Прочитайте отрывок из документа и укажите событие, о котором идёт речь.

Гизерих «…» нагрузив на корабли огромное количество золота и иных царских сокровищ, отплыл «…» забрав из дворца и медь, и всё остальное. Он ограбил и храм Юпитера Капитолийского и снял с него половину крыши. Эта крыша была сделана из лучшей меди и покрыта густым слоем золота, представляя величественное и изумительное зрелище. Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вёз статуи, говорят, погиб…

1) борьба сторонников Цезаря с республиканцами

2) разрушение римлянами Карфагена

3) взятие Рима Ганнибалом

4) взятие Рима вандалами

12. Достопримечательностью Древнего Рима был:

1) Парфенон

2) Фаросский маяк

3) Пантеон

Часть В

В1. Установите соответствие между высказыванием и его автором.

В2. Какие два из перечисленных понятий являются названиями основных должностей в Римском государстве?

2) патриций

3) народный трибун

4) сенатор

5) легионер

В3. Расположите в правильной последовательности следующие события.

1) взятие Рима готами

2) правление Октавиана Августа

3) принятие земельного закона Тиберия Гракха

4) разделение Римской империи на два государства

Римское государство – это не только великая империя, Цезарь и гордые легионы. Жизненный уклад и традиции древних римлян современному человеку могут показаться дикими. Не верите? Прочитайте и убедитесь в этом.

1. В непосредственной близости от арен, где проходили бои «идущих на смерть», всегда находились торговые палатки. Там, за довольно большие по тем временам деньги, можно было раздобыть снадобье, заменявшее жительницам Рима косметику – пот гладиаторов, а также жир животных. Столь необычный набор помогал устранять морщины.

2. В Древнем Риме проходил ежегодный фестиваль, посвященный богу Сатурну. От других празднований он отличался тем, что в эти дни у рабов появлялась иллюзия свободы.

Они могли сесть за один стол со своим хозяином. Бывало и так, что даже сам хозяин готовил обед для своих рабов.

3. Поэтам и писателям «Вечного города» не давал покоя император Клавдий. Поэтому они не упускали случая, чтобы не высмеять его прилюдно. Дело в том, что Клавдий всегда предпочитал исключительно женщин и не был замечен в связях с мужчинами. В то время считалось, что тот, у кого связи только с представительницами прекрасного пола, сам становится похожим на женщину.

4. Всем известно, что жители Древнего Рима обожали кровавые зрелища. Но мало кто знает, что традиция лишать жизни других на гладиаторских аренах благополучно перекочевала и на театральные подмостки. Поэтому, если по сценарию герой должен был погибнуть, то его обязательно убивали. Таким образом, для некоторых актеров первая роль становилась последней.

5. К медицине отношение было самым серьезным. Древним эскулапам ошибок обычно не прощали. Например, если во время операции больной умирал, то врачу тут же отрубали руки.

6. Богатые римляне жили в крупных и роскошных особняках. Желающим попасть внутрь приходилось стучать: либо специальным кольцом, либо деревянной колотушкой.

У некоторых особо обеспеченных римлян во дворе дома на цепи сидели рабы. Они заменяли собой собак и «звонок», предупреждая хозяина о гостях своими криками.

7. В Древнем Риме богатые жители вместо салфеток и полотенец во время застолья руки вытирали о головы кудрявых детей. Их, кстати, так и называли – «столовые мальчики». Подобная «служба» считалась весьма почетной.

8. У Римского императора Клавдия была жена по имени Мессалина. Даже совершенно не закрепощенных своих соотечественников она поражала похотью и развратом. По рассказам историков Тацита и Светония, у Мессалины был даже свой собственный публичный дом.

«Первая леди» не только оплачивала расходы на его содержание, но иногда и сама обслуживала всех желающих. Однажды Мессалина даже устроила состязание с другой жрицей любви, чтобы выяснить, кто из них за одинаковое время обслужит больше клиентов. Победила жена императора с перевесом ровно в два раза: пятьдесят против двадцати пяти.

9 . Как известно, занятие проституцией в Древнем Риме считалось занятием абсолютно нормальным и законным. Поэтому жрицам любви не нужно было скрывать свой статус. Более того, они всячески старались выделиться из толпы. Так, например, только проститутки могли расхаживать по городу в обуви на высоких каблуках, чем сразу обращали на себя внимание.

10. Кстати, знакомое из детства заклинание «абракадабра» пришло из Рима. Оно значится в трудах личного врача императора Каракаллы Серена Саммоника.

Чтобы избавиться от какой-либо болезни или прогнать злых духов, эту фразу следовало написать на амулете в столбик одиннадцать раз.

11. В римской армии существовал особый вид казни, который назывался децимация (казнь десятого). Ее смысл состоял в следующем: провинившийся отряд разбивался на десятки и каждый из солдат тянул жребий. Тот, кто вытащил несчастливый, погибал от рук девяти сослуживцев.

12. Интересно то, что по традиции личные имена полагались только первым четырем сыновьям в семье. Если были еще, то их нарекали порядковыми числительными. Например, Quintus – пятый или Sextus – шестой. Со временем эти имена превратились в общепринятые.

13. Во время боевых действий против какого-нибудь государства или племени, римляне часто прибегали к своеобразному обряду под названием «эвокация». Проще говоря, солдаты обращались к богам противника и просили их перейти на сторону Рима. Взамен им обещали поклоняться и всячески чтить.

14. В первый же день открытия Колизея на его песках погибло порядка пяти тысяч животных, и немногим меньше людей.

Кстати, по подсчетам исследователей, ежемесячно на арене расставалось с жизнью более сотни гладиаторов.

15. В Римской империи особое внимание уделялось транспортному сообщению. К моменту гибели государства на его территории простиралось множество дорог, суммарная длина которых превысила пятьдесят четыре тысячи километров.

Греко-Римская цивилизация античного мира сумела вобрать в себя успехи и достижения народов Средиземноморья, Азии и Западной Европы. Началом истории Древнего Рима следует считать образование в италийской местности Лациум города Рима. Древнейший Рим был первоначально деревней в IX веке до н.э.

Образование Римского государства. Царский период.

Периодизацию истории Древнего Рима условно разбивают на три части: Царский период (VIII-IV вв. до н.э.), период Республиканского Рима (VI-I вв. до н.э.) и период Римской Империи (I-IV до н.э.) Принято считать, что Рим основали Ромул и Рэм в 753 году до н.э. Объединение латинян, этрусков и сабинян, населяющих устье реки Тибр, привело к созданию в Риме общины.

Рис. 1. Волчица кормит Ромула и Рэма.

Община состояла из 300 родов, которые были объединены в 30 курий. Все курии были поделены на 3 трибы. Во главе общины стояли старейшины, именуемые патрициями. Род патрициев был наделён следующими правами:

  • право на большой земельный надел, который был закреплён за ними пожизненно;
  • род был обязан защищать и всячески помогать патрициям материально;
  • без патрициев не обходился ни один религиозный праздник или пиршество.

Внутренний конфликт внутри общества патрициев и плебеев в дальнейшем лишь усугублялся и не в последнюю очередь послужил одной из причин распада Римской Империи.

Царский период Римского государства представлен семью царями, заложившими основу древнеримского общества. Начиная с правления Ромула, главой общины был царь, который являл собой закон и порядок и выполнял при этом функции жреца.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Ромул.
    При Ромуле произошло объединение сабинян и римлян. Причём сделано это было без кровопролития. Самые знатные из сабинян вошли в состав Сената.
  • Нума Помпилий.
    Этот царь был первым сабинянином, занявшим римский трон в 715 году до н.э. По его указу было проведено размежевание земель каменными столбами и введён луносолнечный календарь.
  • Тулл Гостилий.
    Тулл развязал войну с албанским городом Альба-Лонга. Город был взят, а все уцелевшие жители были насильно вывезены в Рим.
  • Анк Марций.
    В правление этого царя велись войны против латинян, которые совершали набеги на римские поселения. Римляне в ходе военных действий с боями вышли к морю, где отстроили свой первый порт – Остию.
  • Тарквиний Древний.
    После получения трона продолжил внешнюю политику Анка Марция. В годы его правления к Риму были присоединены города Карникум, Камер, Номент. С боем был взят сабинский город Коллация. Тарквиний стал первым царём подготовившим себе преемника в лице Сервия Туллия.
  • Сервилий Туллий.
    Провёл земельные и имущественные реформы, реорганизовал армию. Он также разделил римское общество на 6 имущественных разрядов. Каждый разряд был обязан выставлять вооруженные отряды, за исключением шестого. Родственные линии при Сервилии были ослаблены. К этому же периоду нужно отнести и возникновение рабства в Древнем Риме. Туллий был убит своим родным дядей Тарквинием, который организовал заговор.
  • Тарквиний Гордый.
    Вероломно придя к власти, этот царь начал своё правление с истребления верхушки Сената. Вскоре Сенат был вовсе упразднён Тарквинием как орган власти. За свою заносчивость он получил прозвище “Гордый”, спровоцировал конфликт с сабинянами уничтожив у них все святыни. Недовольство царём вылилось в мощное восстание плебса подготовленное патрициями. Тарквиний бежал из страны.

Республиканский Рим. Ранняя Республика.

С изгнанием из страны Тарквиния Гордого начался новый период, который принято называть Ранней Римской Республикой. Власть в стране теперь принадлежала двум консулам, которые избирались Сенатом сроком на один год. Рассмотрим важнейшие события этого временного отрезка:

  • 499-493 гг. до н.э. Первая Латинская война.
    Победа римлян в этой войне закончилась договором с латинянами о военной взаимопомощи.
  • 390 год до н.э. Вторжение галлов.
    Галлы нанесли поражение римским войскам на реке Амния, затем дошли до Рима и сожгли его. Несмотря на изгнание галлов, позиции республики в Средней Италии сильно ослабли.
  • 343-290 гг. до н.э. Самнитские войны.
    В этих войнах племена самнитов потерпели поражение от римлян. Римом были присоединены Западные и Средние земли Италии. В 312 году была построена знаменитая Аппиева дорога сохранившаяся до наших дней. Дорога была построена для быстрой переброски войск.
  • 280-275 гг. до н.э. Война Рима с царём Эпира Пирром.
    Начало военных действий складывалось неудачно для римских войск, однако, затем им удалось перехватить военную инициативу и нанести поражение Пирру. Риму удалось подчинить себе всю Великую Грецию и Луканию.

Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н.э.)

Если говорить кратко о истории Древнего Рима, то эпоху Поздней Республики можно смело считать расцветом культуры и искусства. Могущество Римской Республики возросло, выйдя победителем из серии Пунических войн, Рим стал мощной мировой державой. В результате захватнических войн Римская Республика получает приток новых рабов для мастерских, каменоломен и рудников. Во внутренней политике также происходят значительные изменения: крупные города теперь управляются ежегодно меняющимся магистратом. Все важнейшие события этого периода:

  • 264-146 гг. до н.э. Пунические войны.
    Кровопролитные войны Рима с Карфагеном за обладание Средиземноморьем. Война получила название Пунической от слова “пуны” или “пунийцы”, так римляне называли жителей Карфагена. Римская Республика продемонстрировала способность объединять свои силы для победы и грамотное использование своих ресурсов. Был построен мощный флот, которого до этого у Рима не было, модернизирована армия. Война закончилась поражением Карфагена и превращением страны в провинцию.
  • 133 год до н.э. Реформы братьев Гракхов.
    Народный трибун Тиберий Гракх был необычайно популярен в народных массах. Тиберий предложил свой законопроект Сенату. Безземельные граждане Рима, согласно новому законопроекту, должны были получить кусок земли по 30 югеров без права передачи участка. Наделы сенаторов должны были ограничиваться 500 югерами. Сенат не принял законопроект, а Тиберий был убит подосланным убийцей. Дело брата продолжил Гай Гракх, его законопроект простирался ещё дальше: он предложил снизить цены на хлеб, отобрать у Сената право вершить суд и раздать общественные земли всем беднякам бесплатно. Сенат приказал схватить Гая Гракха. Чтобы не быть пойманным, Гай приказал убить себя.
  • 91-88 гг. до н.э. Союзническая война.
    Союз италийцев объявил войну Риму. Италийцы были недовольны своим положением в обществе, так как только часть из них была уравнена в правах с римлянами.
  • 83-82 гг. до н.э. Гражданская война между Гаем Марием Младшим и Корнелием Суллой.
    Война привела к установлению Суллой неограниченной власти.
  • 74-71 гг. до н.э. Восстание Спартака.
    Рабство в Древнем Риме стало основой экономики. Положение рабов в Римской Республике становилось всё хуже, что привело к восстанию под предводительством Спартака. Восставшие рабы были разбиты весной 41 года до н.э. близ Апулии.
  • 49-45 гг. до н.э. Гражданская война между двумя консулами – Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем .
    Юлий Цезарь в итоге пришёл к власти,а Помпей бежал из страны и был впоследствии убит.
  • 46-44 гг. до н.э. Диктатура Юлия Цезаря.
    В эти годы проведены реформы, которые расширили полномочия власти консула.
  • 15 марта 44 год до н.э.- убийство Юлия Цезаря
    В результате заговора, который возглавили Марк Юлий Брут и Гай Кассий.
  • 44-31 год до н.э. Гражданские войны.
    Почти непрерывная череда гражданских войн за наследство Цезаря, которые закончились авторитарной системой правления и падением республиканского строя в Древнем Риме.

Ранняя Римская Империя

Период Императорского Рима (31 год до н.э.- 476 год н.э.) – это период единоличной власти. Летоисчисление этого периода принято считать с начала правления Октавиана Августа.

Становится очевидным, что управлять прежним государственным республиканским аппаратом уже нельзя. Невозможность управлять огромной страной, владеющей обширными землями далеко за пределами Италии, нашла выход в рождении единоличной власти.

Рис. 2. Колизей. Современный вид.

Рассмотрим приведённые ниже важнейшие даты правления императоров:

  • 31-14 гг. н.э. Правление Октавиана Августа.
    После победы в гражданской войне над царицей Египта Клеопатрой и консулом Антонием, трон занял Октавиан. Власть при нём стала носить название принципат, от слова “принцепс”, то есть глава, первое лицо.
  • 14-37 гг. н.э. Правление Тиберия Юлия Цезаря.
    Тиберий сделал ставку на укрепление нравственных устоев общества. По его указу резко сократились зрелища, пиршества и гладиаторские бои.
  • 37-41 год н.э. Правление Калигулы.
    Калигула пришёл к власти путём заговора и убийства Тиберия, которого отравили по его приказу. Он ввёл непомерные налоги, устраивал массовые казни своих соперников и видных сенаторов. Тратил деньги из бюджета страны на оргии, пиршества и зрелища. Убит в результате заговора.
  • 54-68 гг. н.э. Правление Нерона.
    В годы правления Нерона усилилось гонение на христиан, сельское хозяйство пришло в упадок, провинции разорялись, что вынуждало население двигаться в столицу на заработки. Рим был переполнен. Во время народных волнений, вызванных его правлением, Нерон покончил жизнь самоубийством.
  • 235-275 гг. н.э. “Императорская чехарда”.
    Этот период принято считать первым предвестником распада Римской империи. Провинции отказывались подчиняться центральной власти, римские легионы самовольно покидают границы государства, а имератором мог стать простой легионер. Всего в этот период было 29 императоров.

Поздняя Римская Империя. Закат Западно-Римской Империи.

Правление Константина Великого немного остановило разложение государственного строя Древнего Рима в период Поздней Империи. В качестве вооруженных сил страны стали всё чаще использовать наёмников. Воспользовавшись этим стал возрастать натиск галлов и германцев на Западе и гуннов, готов и парфян на Востоке. Их орды проникают всё дальше вглубь страны. Основные события этого периода:

  • 306-337 гг. н.э. Правление Константина Великого.
    Этот император покровительствовал христианам и незадолго до смерти крестился. В 330 году Константин возвёл город Константинополь, куда перенёс свою столицу. Он завещал Римскую Империю трём своим сыновьям и разделил её между ними.
  • 395 год н.э. произошло разделение Римской Империи на Восточно-Римскую и Западно-Римскую.
    Теперь у каждой империи был свой император, свой Сенат и своя армия состоявшая из наёмников, в основном германцев.
  • 408 год н.э. нарушив договорённость в страну хлынули готы с под предводительством Алариха.
    Варвары дошли до Рима и сожгли его.

Рис. 3. Сожжение Рима Алларихом

  • 23 августа 476 года до н.э.
    Рим вновь был взят, на этот раз германцами. Их предводитель Одокр, объявил, что отныне Риму не нужен император и все знаки императорской власти отослал в Константинополь. Именно с этого времени принято считать конец существования Римской Империи. Восточная Империя, или Византия просуществовала ещё 10 веков, до взятия её турками.

Что мы узнали?

В докладе на тему “История Древнего Рима”, мы познакомились с богатейшим наследием римской эпохи. Римский Атичный мир, изучаемый в 5 классе, просуществовал почти 1000 лет и включил в себя достижения завоёванных народов, чтобы стать культурнорй основой современной цивилизации.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 119.

На берегах Тибра в Италии стоит Вечный город - Рим. История города насчитывает почти три тысячелетия (2766 лет). Кто и когда основал город? Какие легендарные события стали неотъемлемой частью его истории? Какие тайны римской истории раскрывает наука? Ответам на эти вопросы посвящен наш сегодняшний урок.

Предыстория

Рим был основан на реке Тибр в Средней Италии. Италия находится на Апеннинском полуострове. На севере Италию от остальной Европы отделяют горы Альпы. В древности территорию Италии населяли многочисленные племена, такие как этруски, латины, самниты и др. В I тыс. до н.э. на территории Италии стали возникать города-государства.

События

753 г. до н.э. - легендарная дата основания Рима на реке Тибр. Согласно преданиям основателем и первым царем Рима был Ромул . После Ромула в Риме правило еще шесть царей.

VI в. до н.э. - Рим превращается в многолюдный город.

509-510 гг. до н.э. - свержение последнего - седьмого - римского царя Тарквиния Гордого. Власть царей сменилась аристократической республикой.

Государственное устройство :

Народное собрание : в собраниях могли участвовать только патриции.

Сенат : в него входили старейшины родов.

Царь : его выбирало Народное собрание на пожизненное правление.

Участники

Тарквиний Гордый - последний из семи царей Древнего Рима.

Патриции - потомки древнейших жителей - основателей - Рима.

Плебеи - потомки переселенцев.

Заключение

После изгнания Тарквиния римляне постановили, что больше не будут избирать царей, а управление станет общественным делом. В Риме была установлена республика (см. урок ).

Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. В этой стране, расположенной на Апеннинском полуострове, благоприятные условия для жизни людей. Там теплый климат, много пастбищ и земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и садоводства. Вдоль всего полуострова тянутся невысокие горы, богатые полезными ископаемыми. В 1-м тысячелетии до н. э. Италию населяло много народностей: латины, самниты, умбры, апулы и самые загадочные племена - этруски, происхождение которых до сих пор не известно.

Согласно древней легенде, Энею и его семье удалось покинуть полыхавшую пожаром Трою и после долгих скитаний обрести дом на берегах Италии. Прошли столетия, потомки Энея - латины - обосновались по левому берегу реки Тибр. Два брата, потомки царского рода, Нумитор и Амулий, разделили между собой власть и богатство, но коварный и завистливый Амулий отнял у Нумитора власть, а его дочь Рею Сильвию насильно сделал весталкой - жрицей богини огня и домашнего очага Весты. Весталкам запрещалось выходить замуж и рожать детей. Но не прошло и года, как Рея Сильвия родила близнецов, отцом которых был сам бог войны Марс. Амулий приказал утопить детей. Но младенцы чудом были спасены, на их голодные крики прибежала волчица и выкормила их своим молоком (рис. 1). А вскоре пастух и его жена приютили мальчиков и вырастили как собственных сыновей. Мальчиков назвали Ромулом и Ремом.

Рис. 1. Капитолийская волчица ()

Когда братья выросли, они вернулись на родину, отомстили Амулию и вернули власть своему деду Нумитору. После этого они решили построить город, в том месте, где были спасены волчицей. Однако во время строительства братья поссорились, и Ромул нанес смертельный удар брату. Убийство не помешало ему основать город и назвать его своим именем (Рим по-латински - Рома). Легендарной датой основания Рима считается 753 г. до н. э. В наше время археологи провели раскопки и доказали, что Рим возник намного раньше.

Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями, а переселенцев из завоеванных Римом латинских поселений и других областей Италии - плебеями. Высшая власть в Риме принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин - патрициев. Старейшины патрицианских родов заседали в Сенате. После смерти Ромула в Риме избирали царей, которые правили пожизненно. Последнего седьмого царя звали Тарквиний по прозвищу Гордый, он не был избран, а захватил власть. Многих патрициев Тарквиний лишил жизни и имущества. Тогда римляне восстали против царя и изгнали его. Больше царей они решили не выбирать (рис. 2).

Рис. 2. Схема управления Древнего Рима

Рис. 3. Реконструкция Древнего Рима ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз, 1953.
  1. Bibliotekar.ru ().
  2. E-reading-lib.org ().
  3. Umniedetki.ru ().

Домашнее задание

  1. № 55, 56. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира, часть 2. - М., Просвещение, 2011.
  2. Какие легенды посвящены древнейшему периоду римской истории?
  3. Опишите природно-климатические условия на Апеннинском полуострове?
  4. Какими правами в Древнем Риме обладали патриции?
  5. Кого в Древнем Риме называли плебеями?


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...