Революция Мэйдзи. Как Япония совершила прыжок из феодализма в империализм

Сёгун () - в японской истории так назывались люди, которые реально (в отличие от императорского двора в Киото) управляли Японией большую часть времени с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году. Правительство сёгуна называлось сёгунатом , или бакуфу ().

Слово «сёгун» - это заимствованное из китайского языка слово «цзянцзюнь» (, jingjn, "генерал"). «Цзян» («сё») по-китайски означает «держать в руке», «руководить», а «цзюнь» («гун») - «войско», «армия». Таким образом, «сёгун» - это «полководец», «командующий». Согласно «Японской исторической энциклопедии» («Кокуси дайдзитэн»), понятие «сёгун» определяется как «полководец, по приказу Императора становящийся во главе войска, которое подавляет какой-либо бунт или усмиряет варваров».

Однако в более позднее время «сёгун» - это не просто титул полководца, временно поставленного во главе какой-либо армии, а сокращение от более пространного титула - сэйи-тайсёгун (). Слово тайсёгун («главнокомандующий») первоначально означало полководца, командующего тремя армиями, каждая из которых управлялась простым сёгуном, но впоследствии стало обозначать любого командира, стоящего во главе самостоятельно действующей армии. Что же касается определения сэйи , то сэй означает «бить», «карать», а и () - это «человек, вооруженный луком» (в этом иероглифе можно разглядеть человека с натянутым луком), то есть «дикарь», «варвар». Японцы обозначали этим иероглифом эдзо (они же эмиси или эбису ) - дикие племена, жившие на северо-востоке Японии. Походы против северо-восточных варваров начались в Японии ещё в глубокой древности, при императоре Кэйко (71-130 годы). В VIII веке появилось официальное звание сэйи-тайсёгун ; оно присваивалось полководцу, которому поручалось возглавить поход против северо-восточных варваров. Впервые это звание было присвоено в 794 году Отомо но Отомаро. К началу X века эдзо были сильно ослаблены и перестали угрожать государству; походы против них прекратились, и назначать сэйи-тайсёгунов перестали. В течение некоторого времени это звание было как бы забыто и не использовалось, однако через некоторое время оно снова возникло, приобретя совершенно иной смысл.

В XII веке императорская власть в Японии сильно ослабела и фактически над страной властвовал то один, то другой выдвинувшийся род. В конце этого столетия власть над страной оспаривали друг у друга два рода: Тайра и Минамото. В 1184 году решительный перевес оказался на стороне клана Минамото, один из представителей которого, Минамото Ёсинака, вступил во главе многочисленной армии в Киото, тогдашнюю столицу Япония, откуда клан Тайра бежал с остатками своих приверженцев на юг. Тогда фактическая власть над страной почти целиком очутилась в руках рода Минамото и лично Минамото Ёсинака, в распоряжении которого была собственная сильная армия. Де-факто Ёсинака был полным хозяином своего войска, но де-юре он все же был самозванцем, полномочия которого не были санкционированы императорской властью. Поэтому в том же 1184 году он добился того, что император пожаловал ему титул сэйи-тайсёгун . К тому времени это звание уже не имело никакого отношения к походам против эдзо, которых, между прочим, было немало в армии того же Ёсинака. Дело было в другом. Походы против эдзо были связаны с громадным напряжением ресурсов государства и зачастую требовали сбора всей наличной военной силы страны, собирателем и распорядителем которой и становился сэйи-тайсёгун . Став сэйи-тайсёгуном , Ёсинака монополизировал право собирать войска и распоряжаться ими и тем самым исключил возможность появления в стране равного ему по силе противника.

Тем не менее, его двоюродный брат Минамото Ёритомо сумел собрать собственную, преданную ему армию, с помощью которой он уничтожил Ёсинака. Затем он покончил с остатками клана Тайра и предпринял поход против областей Муцу и Дэва, населенных уже замиренными эдзо, но ещё пользующимися некоторой самостоятельностью. После этого Ёритомо стал единоличным фактическим правителем всей страны. Однако ему также, чтобы не выглядеть самозванцем, необходима была санкция императора, поэтому Ёритомо потребовал и в 1192 году получил звание сэйи-тайсёгун , предлогом для чего и мог служить его поход против областей, населенных преимузщественно эдзо. С этого времени сэйи-тайсёгун (или просто сёгун ) из временного военного звания превратилось в постоянный и притом передаваемый по наследству титул фактического военного правителя страны.

Начиная с основания сёгуната в 1192 году и до его падения в 1867 году (то есть в течение почти семи столетий) титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. За семь веков существования титула сэйи-тайсёгун его носителями были несколько кланов:

Камакурский сёгунат - Камакура бакуфу (1192-1333)

Клан Минамото - 1192-1210 гг., 3 сёгуна

Клан Фудзивара - 1226-1252 гг., 2 сёгуна

Императорские принцы (синно) - 1252-1333 гг., 4 сёгуна

Киотский сёгунат - Муромати бакуфу (1338-1573)

Клан Асикага - 1338-1573, 16 сёгунов

Эдоский сёгунат - Эдо бакуфу (1603-1867)

Клан Токугава - 1603-1867, 15 сёгунов

В период с 1573 года по 1603 год в течение тридцати лет сёгунов не было, а страной управляли Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Они были такими же полновластными властителями, как и бывшие до них сёгуны, однако не получили титула сэйи-тайсёгун в силу сложившегося в то время представления, что сёгуны могут быть исключительно из рода Минамото.
Список сэйи-тайсёгунов

1 Отомо но Отомаро 793-794
2 Саканоуэ но Тамурамаро 797-804
- Бунъя но Ватамаро 811 сэйи-сёгун
- Фудзивара но Тадабуми 940 предположительно
3 Минамото но Ёсинака 1184
4 (1) Минамото но Ёритомо 1192-1199 В 1195 г. предположительно отказался от титула
5 (2) Минамото но Ёрииэ 1202-1203
6 (3) Минамото но Санэтомо 1203-1219
7 (4) Фудзивара но Ёриннэ 1226-1244 сёгуны-регенты Фудзивара
8 (5) Фудзивара но Ёрицугу 1244-1252
9 (6) Принц Мунэтака 1252-1266 сёгуны-принцы
10 (7) Принц Корэясу 1266-1289
11 (8) Принц Хисааки 1289-1308
12 (9) Принц Морикуни 1308-1333
13 Принц Мориёси 1333
14 Принц Нариёси 1335-1336
15 (1) Асикага Такаудзи 1338-1358
16 (2) Асикага Ёсиакира 1358-1367
17 (3) Асикага Ёсимицу 1367-1394 Одновременно садайдзин (левый министр), впоследствии дайдзё-дайдзин (верховный канцлер)
18 (4) Асикага Ёсимоти 1394-1423
19 (5) Асикага Ёсикадзу 1423-1425
20 (6) Асикага Ёсинори 1429-1441
21 (7) Асикага Ёсикацу 1442-1443
22 (8) Асикага Ёсимаса 1449-1473
23 (9) Асикага Ёсихиса 1473-1489
24 (10) Асикага Ёсики 1490-1493
25 (11) Асикага Ёсидзуми 1494-1508
26 (10) Асикага Ёсики 1508-1521 повторно
27 (12) Асикага Ёсихару 1521-1546
28 (13) Асикага Ёситэру 1546-1565
29 (14) Асикага Ёсихидэ 1568
30 (15) Асикага Ёсиаки 1568-1573
31 (1) Токугава Иэясу 1603-1605
32 (2) Токугава Хидэтада 1605-1623
33 (3) Токугава Иэмицу 1623-1651
34 (4) Токугава Иэцуна 1651-1680
35 (5) Токугава Цунаёси 1680-1709
36 (6) Токугава Иэнобу 1709-1712
37 (7) Токугава Иэцугу 1712-1716
38 (8) Токугава Ёсимунэ 1716-1745
39 (9) Токугава Иэсигэ 1745-1760
40 (10) Токугава Иэхару 1760-1786
41 (11) Токугава Иэнари 1787-1837
42 (12) Токугава Иэёси 1837-1853
43 (13) Токугава Иэсада 1853-1858
44 (14) Токугава Иэмоти 1858-1866
45 (15) Токугава Ёсинобу 1866-1867 Одновременно найдайдзин - хранитель печати

япон. - обновление Мэйдзи, реставрация Мэйдзи) - в широком смысле политич. события и социально-экономич. преобразования в Японии сер. и 2-й пол. 19 в., в результате к-рых была ликвидирована феод. система и образовалось централизов. бурж. гос-во. В узком и наиболее употребит. значении - незавершенная бурж. революция в Японии 1867-68. В период Бакумацу, предшествовавший М. и., фактич. правителем Японии являлся диктатор - сегун, из наиболее могуществ. владетельного феод. дома Токугава. Император практически был отстранен от участия в политич. жизни страны. Сегунат имел вместе со своими прямыми вассалами в собств. владении ок. 1/4 зем. угодий страны. Остальная земля находилась в ленном пользовании князей (дайме) (примерно 260 кн-в в 18-19 вв.). Дайме имели своих вассалов из низшего дворянства - самураев, к-рые редко наделялись землей; служа в дружинах князя, они получали в виде жалованья рисовые пайки. С упадком кн-в положение самураев ухудшалось, их рисовые пайки урезывались. Многие из них уходили в города и превращались в мелких торговцев и служащих, учителей, ремесленников и т. д. Япон. крестьяне не являлись собственниками земли, а были лишь ее наследств. держателями. Купля-продажа земли была запрещена. Широко развился заклад земли. Крест. земля часто переходила в руки кредитора, т. н. "нового помещика" (син дзинуси, госи), а крестьянин превращался в бесправного арендатора. Помимо подати своему дайме (до 50% урожая), крестьяне стали платить и арендную плату кредитору (иногда более 20% урожая). Возросший феод. гнет вызывал мощные восстания сотен тысяч крестьян, проходившие под лозунгом "Ёнаоси" ("исправление мира", "исправление жизни"), требовавшим уравнит. землепользования, свободных выборов деревенской администрации и т. д. В 19 в. произошло ок. 600 восстаний (крупнейшие - в Сацума, 1858, Будзен, Айдзу и Ивами - 1867). Развитие товарно-ден. отношений привело к дифференциации крестьянства. Выросла значит. прослойка зажиточных крестьян (гоно). Подобно "новому помещику", зажиточный крестьянин являлся одновременно местным скупщиком, купцом, предпринимателем. Товарное произ-во, достигшее сравнительно высокого уровня развития в период Бакумацу, подрывало экономич. основы феодализма и вызывало разложение феод. сословной организации общества. Сильно выросла гор. торг. буржуазия (тенин). Формировавшаяся япон. пром-сть была представлена гор. цеховым ремеслом, мануфактурой (рассеянной) и крест. домашней пром-стью. Накануне М. и. в стране насчитывалось 420 мануфактур в различных отраслях произ-ва. В 1830-1844, а затем в 1865-68 по городам Японии прокатилась волна восстаний гор. низов (утиковаси), вызванных ростом дороговизны, обесцениванием денег (крупнейшие - восстание Осио в Осака 1837 и восстание 1866 в Эдо). В сер. 19 в., т. о., усилилось экономич. и политич. разложение феод. системы. Расшатывался политич. строй: в связи с ослаблением центр. пр-ва усилился сепаратизм отд. кн-в. Внутр. кризис в Японии обострился в 50-60-х гг. 19 в. насильств. "открытием" страны иностр. державами (в первую очередь США), навязавшими Японии неравноправные договоры (Ансэйские договоры). Движение за нац. независимость стало сочетаться с выступлениями против сегуната. Борьбу против феод. раздробленности, за свержение сегуната, за ликвидацию отсталости страны возглавили юго-зап. кн-ва (Тесю, Сацума, Хидзен, Тоса), выступившие с требованием восстановления власти императора. В кн-ве Тесю радикальные представители низшего самурайства, опираясь на поддержку зажиточных крестьян (гоно), купцов и предпринимателей, создали свои собств. вооруж. силы - "плебейскую армию" (кихэйтай), во главе с Такасуги Синсаку, и в янв. 1865 стали контролировать адм. аппарат кн-ва, во главе к-рого встали выходцы из самураев Кидо, Иноуэ, Ито, Номура и др. В других юго-зап. кн-вах адм. аппарат также перешел в руки низшего самурайства, вследствии чего создались предпосылки для образования антиправительств. коалиции. В марте 1866 был заключен воен. союз между юго-зап. кн-вами Тесю и Сацума, ставший стержнем движения за свержение пр-ва сегуна (Табаку ундо). Предпринятый с помощью Франции в июле 1866 воен. поход сегуната против кн-ва Тесю был отражен коалицией юго-западных княжеств. Этому способствовали также волнения крестьян в тылах сегунской армии (в районах Канто, Кинки, а также в провинциях Суо, Аки, Ивами). Для похода на Эдо - адм. ц. сегуната в кн-вах началось формирование различных добровольч. отрядов (нохэй) из сыновей сел. самураев (госи) и зажиточных крестьян (гоно). Зарождавшаяся пром. буржуазия, тесно связанная с с. х-вом и не сложившаяся в самостоят. политич. силу, не могла и не хотела возглавить борьбу крестьянства и гор. бедноты за ликвидацию феод. строя. Во главе движения оказалось низшее самурайство, к-рое, хотя и подвергалось сильному бурж. влиянию, все же являлось частью господствующего дворянского сословия. Лидеры юго-зап. коалиции, опираясь на вооруж. силы, сосредоточенные в Киото, 3 янв. 1868 от имени 15-летнего императора Муцухито, вступившего на престол в 1867, объявили о свержении пр-ва сегуна и образовании нового пр-ва во главе с императором. Сегун и его сторонники, стянув свои войска в Осака, выступили против Киото, но были разбиты в битве при Тоба и Фусими (р-н Киото) в конце янв. 1868. В мае сегун Кэйки, укрывшийся в эдоском замке, капитулировал, и войска нового (императорского) пр-ва без боя вступили в Эдо. В конце октября штурмом был взят замок Вакамацу (Айдзу), где сосредоточились верные сегуну войска, а затем были уничтожены мелкие отряды сегунских войск, рассеявшиеся по Сев. Хонсю. Конец гражд. войны, охватившей три четверти страны, наступил в июне 1869, с падением крепости Горекаку (Хакодате), оборонявшейся войсками адм. Эномото. Победа революции открыла путь к бурж. социально-экономич. преобразованиям, но феод. пережитки в значит. степени были сохранены, вследствие чего эта революция оказалась незавершенной. В 1868 были распущены цеховые монополии, отменена феод. сословная система (1871), провозглашена свобода купли-продажи земли (1872), выбора профессии, места жительства и др. бурж. свободы, облегчившие образование нац. рынка. Ликвидация кн-в (путем выкупа князья стали получать денежную пенсию, примерно равную 10% прежнего валового дохода их владения) и введение системы префектур (1871), реформа гос. аппарата, введение всеобщей воинской повинности (1872), системы нар. образования (1872) и т. д. положили конец феод. раздробленности, привели к образованию централизов. бурж. гос-ва. Реформа зем. налога 1873-79 (замена многочисл. феод. податей единым денежным налогом, взимаемым центр. пр-вом) способствовала ликвидации феод. собственности, ввела бурж.-помещичью собственность на землю, укрепила позиции новых помещиков и зажиточного крестьянства. Хотя эти реформы носили компромиссный, половинчатый характер, они создали предпосылки для развития капитализма. Пр-во Мэйдзи в 70-80-х гг. 19 в. стало содействовать развитию капиталистич. отношений (система гос. протекционизма, строительство т. н. образцовых предприятий на гос. средства и т. д.). До 2-й мировой войны в япон. историографии господствовала казенная, или династийная, школа, излагавшая историю М. и. в отрыве от социально-экономич. истории как борьбу между императорским домом и сегунатом, между сегунатом и юго-зап. кн-вами и т. д. Однако уже в 20-30-х гг. 20 в. в Японии сложилась довольно влиятельная марксистская ист. школа, рассматривавшая М. и. как закономерный результат обществ. развития. Важным стимулом для изучения истории М. и. послужила дискуссия о япон. капитализме и характере предстоящей революции в Японии, развернувшаяся среди япон. марксистов в 20-30-е гг. Историки, считавшие, что в Японии предстоит социалистич. революция, доказывали, что М. и. была бурж. революцией, возникшей под влиянием зап. капитализма, вторгшегося в Японию в сер. 19 в. (Сакисака, Ямакава, Оути, Иномата, Путия и др., группировавшиеся вокруг журнала "Роно" ("Рабочий и крестьянин"), к-рый издавался с дек. 1927 по апр. 1932 (No 1-52) в Токио под ред. Кобори и Инамура). Историки, считавшие, что Япония должна пройти через этап бурж.-демократич. революции, наоборот, доказывали, что М. и. не являлась революцией. В период этой дискуссии историк Хаттори Сисо впервые разработал концепцию, трактующую М. и. как переход от одной формы правления феод. власти - сословной монархии, к другой - абсолютизму (гл. представители этой концепции - Хаттори Сисо, Норо Эйтаро, Хани Горо, Хориэ Хидэйти, издавшие в 30-х гг. труд по истории развития япон. капитализма (Нихон сихонсюги хаттацу-си Кодза, ред. Норо Эйтаро, в. 1-42, Токио, 1932-35)). Большинство совр. япон. прогрессивных историков (Иноуэ Киеси, Тояма Сигэки, Исии Такаси, Нарамото Тацуя, Хориэ Хидэйти и др.) определяет М. и. как процесс образования абсолютизма, а пр-во Мэйдзи - как последнюю ступень феод. власти (см. Мэйдзи исин-си кэнкю кодза. (Очерки исследования истории Мэйдзи исин, т. 3, Токио, 1958, с. 61-68)). При этом они ссылаются на то, что во главе этого движения находились представители господств. дворянского сословия - низшие самураи, что оно не сопровождалось аграрной революцией, и т. д. (см. там же, с. 71-72). В политич. плане они излагают историю М. и. преимущественно как борьбу двух группировок внутри господств. феод. класса за гегемонию в движении за установление абсолютизма, хотя и признают, что эта внутр. борьба была вызвана подъемом антифеод. борьбы нар. масс снизу. Первой бурж. революцией в Японии историки этого направления считают движение за свободу и нар. права (Дзию минкэн ундо), развернувшееся в 70-80-х гг. 19 в. Это движение, направл. против абсолютизма, не увенчалось успехом, вследствие чего возникшая в результате М. и. абсолютная монархия, несмотря на бурное развитие япон. капитализма, по мнению этих историков, продолжала оставаться феодальной вплоть до военного поражения Японии во 2-й мировой войне. В послевоен. историографии М. и. вместе с тем существует и второе направление япон. историков, с новых позиций характеризующее М. и. как бурж. революцию (историки Кадзиниси, Като, Осима и Оути Тикара). Они считают, однако, что в период Бакумацу в Японии еще не было предпосылок для бурж. революции, что она произошла "преждевременно", под влиянием зап. капитализма. В сов. историографии (см. лит. к статье) распространена характеристика М. и. как незавершенной бурж. революции, при этом в ее изучении главный акцент делается на внутр. причины, обусловившие как М. и., так и ее половинчатый, незавершенный характер. Лит.: Жуков Е., Революция и преобразования мэйдзи в Японии. Стеногр. лекции, М., 1941; Топеха П., Падение сегуната, в кн.: Япония. Вопросы истории, М., 1959; Эйдус Х., Мэйдзи исин, как незавершенная буржуазная революция в Японии, в кн.: Доклады делегатов СССР на XXV Международном конгрессе востоковедов в Москве. 9-16 авг. 1960, т. 5, ч. 2, М., 1960-61; Тояма Сигэки, Мэйдзи исин (Крушение феодализма в Японии), М., 1959; Иноуэ Киеси, Мэйдзи исин, Токио, 1954; Мэйдзи исин-си кэнкю кодза (Очерки исследования истории Мэйдзи исин), т. 1-6, Токио, 1958-59. П. П. Топеха. Москва. -***-***-***- Япония периода революции Мэйдзи

Хоть соотечественники и обожествляли императора Японии, на деле он был номинальной фигурой. Реальная власть принадлежала полководцу — сёгуну. И более 200 лет Японией правил клан Токугава. Императоры же посвящали себя изучению наук и искусств, а также соблюдению обрядов, которые были призваны защищать страну. Дворец они практически никогда не покидали и о реальной жизни своих подданных знали мало. Между тем, в середине XIX века Японии грозило превращение в полуколонию из-за заключенных торговых договоров с европейцами. Япония отставала от Старого Света в военном, экономическом и социальном плане, а действия правительства сёгуна вызывали все большее недовольство элит.

Сёгун Токугава Ёсинобу

Радикальные реформы в Японии начались «сверху»

Тогда последний сёгун Ёсинобу нашел выход в том, что вернул реальные полномочия императору. В 1867 году власть перешла к 15-летнему императору Муцухито. Время его правления получило название Мэйдзи или «эпоха реформ». Ёсинобу не ожидал получить от юного монарха и его сторонников реальный отпор. Сёгун полагал, что формальное отстранение позволит его клану Токугава сохранить власть. Но новое правительство, состоявшее из противников Ёсинобу, от имени императора упразднило сёгунат, а сёгуна лишило земель и всех титулов. Он удалился из Киото и стал собирать армию. В Японии началась гражданская война. Продлилась она чуть более года, не повлекла за собой больших жертв и закончилась поражением сторонников сёгуната. Кстати, сам Ёсинобу не особо пострадал — его заключили под домашний арест, который впрочем потом сняли, ему вернули ряд привилегий, а в 1902 году даже пожаловали титул герцога и дали место в парламенте. Свои последние годы бывший сёгун посвятил фотографии, игре в го, стрельбе из лука, езде на велосипеде и охоте.


16-летний император в пути из Киото в Токио

Император Муцухито уже через три месяца своего правления объявил программу, которая и послужила началом кардинальных перемен в жизни Японии. Программа получила название «Клятвы пяти пунктов» и гласила:

1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.

4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.

5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.

Новым для Японии была не только программа правителя, но и его поведение. Император стал появляться на публике, покинул дворец, чтобы лично возглавить войско, путешествовал по стране. В 1868 году он переименовал город Эдо в Токио («восточная столица»), а 15 октября был коронован в Киото. После церемонии и провозглашения новой эпохи Муцухито отправился в Токио и, встречаясь с населением, щедро угощал их сакэ. В 1889 году Токио был провозглашен столицей.


Молодой император Мэйдзи с иностранными представителями

Теперь правителю предстояло заняться изменениями в стране, чтобы она могла конкурировать с европейскими государствами. Управлял Японией государственный совет министров, был введен пост премьер-министра. Император присутствовал на заседаниях, но редко выступал, доверяя своим подчиненным. Кроме сёгуната была упразднена и прежняя система административного деления. Вместо княжеств вводились 72 префектуры. Князья (даймё) должны были отдать земли императору добровольно, в противном случае их отнимали силой.

Во второй половине XIX века Япония выбрала путь вестернизации

В 1868 году были уничтожены цехи и гильдии, японцам предоставили свободу выбирать себе профессию. Население могло беспрепятственно передвигаться по стране, вводилось равенство всех сословий перед законом, устанавливался единый поземельный налог, армия стала перестраиваться на европейский манер. Бывшие княжеские войска, состоявшие из самураев, теперь подчинялись военному министру, милитаризация страны шла быстрыми темпами, вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет. Отдельно от армии была организована полиция.

Развивалось сообщение внутри страны, была построена первая железная дорога между Токио и Иокагамой, между этими же городами в 1877 году была проведена телефонная линия. В Японии приняли закон об образовании, который вводил школы по французскому и немецкому образцу, — теперь мальчики и девочки учились вместе. В Японии открывались университеты, создавались педагогические институты. Была проведена земельная и налоговые реформы, полным ходом шла индустриализация.


Аллегория борьбы нового и старого, картина около 1870 года

Жизнь японцев изменилась. На смену деревянным домам пришли каменные, появилась мода на европейскую жизнь и стиль одежды. В 1872 году Япония перешла на григорианский календарь. В крупных городах возникали газеты и журналы. Япония развивалась и обретала могущество, постепенно она стала требовать пересмотра ранее заключенных кабальных торговых договоров на международной арене. Закономерным итогом многочисленных реформ правительства Мэйдзи стал проект Конституции. Документ не только определял статус императора и органов власти, но также закреплял перечень прав и свобод обычных граждан. .


Император на заседании парламента

Эпоха Мэйдзи оказалась для Японии переломной. Из отсталой аграрной страны империя превратилась в государство, которое могло конкурировать с европейскими державами на равных и даже диктовать свои условия. Мэйдзи заложил путь развития страны вплоть до Второй мировой войны. Все это стало возможным благодаря руководству императора Муцухито. Он скончался 30 июля 1912 года и лучше всего о нем написала газета «Нью-Йорк Таймс», охарактеризовав итоги революции и всех последующих лет: «Контраст между тем, что шло впереди похоронной повозки, и тем, что шло позади неё, был действительно поразительным. Перед ней шла старая Япония, за ней — новая Япония».

Японская цивилизация считается достаточно молодой. Несмотря на то что стали заселяться не одно тысячелетие назад, объединение людей в конгломерации племен там произошло только во втором веке Подобие государственности появилось здесь только в третьем веке нашей эры, когда союз племен Ямато смог подчинить себе остальные народности и стать самым крупным. Постепенно властные полномочия клана Ямато уподобились царским, а их правители стали называть себя императорами («тэнно»). Другой термин, «сегун» (это, скорее, правитель - верховный военачальник), вошел в обиход столетия спустя.

Древнее происхождение самураев

В Японии в 6-7 веках основная масса населения была представлена крестьянами, имелись также рабы и неполноправные граждане японского общества, часто состоявшие из китайцев и корейцев. Крестьяне облагались достаточно внушительными налогами в виде продуктовой и денежной ренты, направлялись на отработки и фактически были прикреплены к земле. Для борьбы с крестьянскими протестами феодалы создавали отряды специально обученных воинов - самураев, а административная власть в стране принадлежала знати, которая преимущественно относилась к тому же роду, что и верховный правитель.

Первый сегунат в истории Японии

Японские сегуны официально появились в 11 веке нашей эры. На территории Страны восходящего солнца стали формироваться группы военных феодалов, среди которых выделялись Тайра и Минамото. Они развязали гражданскую войну 1180-1185 гг., бои в ходе которой проходили по всему острову Хонсю. По обе стороны фронта здесь выступали стотысячные военные группировки, гибли мирные жители, разорялись монастыри. Победителем стал клан Минамото, представитель которого, Ёритомо, присвоил в 1192 году себе титул «сейи тай сегун» - это означало «главнокомандующий, покоряющий варваров». Так в истории Японии появился сегунат.

Примечательно, что гражданскую войну в Японии того периода фактически выиграл не Ёритомо, а его брат - Ёсицунэ, которого в связи с подозрительностью правителя выгнали из дворца. По некоторым легендам, Ёсицунэ бежал из Японии на материк, где принял имя «Чингис Хан», по другим - покончил жизнь самоубийством. Также о том, что смерть Ёритомо после падения с лошади произошла в связи с тем, что конь встал на дыбы, увидев призрак Ёсицунэ.

Термин пришел из Китая

Если японцев попросить: «Объясните термины «сегун», «тайсегун» и т. д.», то ответы могут быть достаточно разнообразными. Дело в том, что само понятие пришло в Японию из Китая, где было распространено в виде «тайки сегун», что можно перевести как «полководец большого дерева». По легенде выдающийся китайский военачальник Хё-И был таким скромным, что когда про его победы говорили публично, он убегал под большое дерево, чтобы не слушать похвал в свой адрес.

В японских летописях слово «сегун» с различными приставками упоминается в 7-8 веках нашей эры, в том числе:

  • фукусегун - «заместитель полководца»;
  • тайсегун - «великий полководец» (двумя приставками носители должностей разделялись на высших и низших по рангу);
  • тинтеки сегун - это полководец, который покорял варваров Запада;
  • просто сегун - победитель варваров Востока;
  • тиндзю сегун - полководец-примиритель.

Титул сначала подлежал возвращению

В те времена носитель подобного титула был просто высокопоставленным чиновником, возглавлявшим армию или ее часть, либо посланцем. Титул давался на время военной кампании, а потом возвращался императору. Древняя церемония «посвящения» предполагала объявление нормативного акта по этому поводу (эдикт) и вручение церемониального меча в императорском дворце. Позже процедура несколько видоизменялась. К примеру, для престарелых представителей допускалось не являться во дворец в Киото на аудиенцию, а в 14-19 веках эдикт привозили сегуну «на дом». Он в ответ наполнял ящик из-под эдикта золотым песком, возвращал его императорскому послу и обещал следовать «светлому примеру» властителя Ёритомо Минамото.

Сегуном смог стать двухлетний ребенок

Правление сегунов в Японии продолжалось с 1192 года до революции Мейдзи. В этот период передавал свою власть по наследству и совмещал высшие государственные посты, в то время как власть императора была, скорее, церемониально-номинальной. От умершего Ёритомо Минамото власть перешла к регентам его сына - клану Ходзё.

После прекращения рода Минамото по мужской линии японские сегуны, возможно, единственный раз в истории, включили в свое число ребенка из клана Фудзивара, который был назначен на высшую государственную должность того времени в возрасте двух лет.

Камакурский сегунат принес Японии национальный флаг

Первый сегунат в Японии имел в качестве своей столицы город Камакура, поэтому назывался Камакурским сегунатом. Этот исторический период характеризовался междоусобицей и доминированием представителей самураев - «служивых людей», которые составляли военно-феодальное сословие мелких дворян, охранявших и служивших своему «дайме». Тогда же Японии за счет вмешательства природных сил удалось отразить два нашествия монголов (1281 и 1274 годы) и обрести национальный флаг, который, по преданию, передал в сегунат буддист - патриарх Нитирэн.

Феодальные разногласия

Минамото Ёритомо, сегун (фото картины, изображающей его, представлено выше), после окончания войны назначил в каждую провинцию военных губернаторов, которые с течением времени скопили значительные военные силы и сосредоточили в своих руках земельные наделы. Одновременно Япония наладила выгодные торговые связи с Китаем и Кореей, что привело к обогащению феодалов на юго-востоке.

Подобные процессы не нравились феодалам в ставке Камакура, что привело к конфликтам и переходу власти к клану Асикага. Представители последнего переехали из разрушенной Камакуры в Киото, поближе к императорскому дворцу, где потратили слишком много денег на состязание с пышностью придворной знати. Государственные дела оказались в запущенном состоянии, что привело к активизации военных губернаторов в других частях страны и новому

Правление сегунов в Японии в 1478 - 1577 годах опять же сопровождалось военными конфликтами почти между всеми провинциями, что привело империю на грань полного развала в середине 16 века. Однако нашелся «дайме» - представитель элиты среди самураев (Нобунага), который подчинил себе центр страны со столицей Киото, разгромил крупных феодалов и взрастил в своих рядах талантливого генерала - Тоётоми Хидэёси.

Сегуном смог стать крестьянин

Этот необразованный, но предприимчивый и толковый выходец из крестьянской семьи после смерти представителей клана Нобунага закончил объединение Японии (в 1588 году). Таким образом, представитель неаристократического класса фактически получил звание «сегун». Это на первый взгляд размыло границы между сословиями, однако сам Хидэёси эдиктом подтвердил все привилегии самураев и даже провел кампанию по изъятию оружия (мечей) у крестьянства.

Последующие японские сегуны, но уже из клана Токугава, правили в Японии почти четверть тысячелетия. Дело в том, что Хидэёси передал власть своему сыну, который был несовершеннолетним и подлежал опеке. Как раз из среды опекунов выделился Токугава Иэясу, который силой устранил законного наследника и стал править, выбрав в качестве столицы современный Токио.

Вначале самураи были элитой

В период правления дома Токугава была упорядочена система управления страной - император лишен власти, введены городские советы старейшин, общество поделено на сословия. Главенствующее положение здесь занимали воины - самураи. Кроме того, присутствовали крестьяне, ремесленники, купцы, бродячие артисты, парии и нищие, которые также были выделены в отдельное сословие. В период правления самого Токугава самураи были элитой общества, которая составляла десятую часть населения и пользовалась большими привилегиями. Однако затем такое количество военных оказалось ненужным, и часть самураев стали ниндзя, ронинами (наемными убийцами), другие же перешли в торговое сословие или начали преподавать воинское дело и философию «Бусидо» - кодекс самураев. Бунтовавших же ронинов приходилось подавлять правительственными войсками.

Причины ликвидации режима сегуната

Почему же пришел в упадок режим под управлением сегун? Отзывы историков свидетельствуют о том, что в стране в связи с ростом торговых отношений появился класс мелкой буржуазии, которую сильно подавляли чиновники от сегуната, и это вызывало протесты. В городском слое зародились представители интеллигенции, которую также стремились задавить, в частности, из-за ее стремления к синтоизму, провозглашавшему родство всех японцев вне зависимости от класса и др.

Правительство запрещало иные религии (христианство), ограничивало контакты с другими странами, что привело к протестам и, в конце концов, к передаче сегунатом Токугава государственной власти обратно императору в 1867 году. Сегодня «сегун» в Японии - это исторический термин, так как такая должность была упразднена в ходе революции Мэйдзи, имевшей место в 1868 - 1889 годах.

В 1868 г. в Японии произошло событие, которое резко изменило ход исторического развития этой страны. Впервые после XII в. была восстановлена императорская власть. Закончился не просто сегунат Токугава, начавшийся в 1603 г. Рухнула вся система сегуната, просуществовавшая в Японии почти семьсот лет.

Преобразования в Японии

Новое правительство встало на путь реформ и преобразований, которые неузнаваемо изменили облик Японии. Из отсталой средневековой страны она превратилась в современную державу на Дальнем Востоке. Это поистине революционное событие свершилось при жизни одного поколения, на глазах всего изумленного мира. Стремительный рывок Японии до сих пор интересует не только ученых, но и просто любознательных людей.

Из серии Тридцать шесть видов горы Фудзи», 1823-1829. Кацусик о Хокусай (1760-1849). Именно эта серия произведений сделала художника знаменитым, а гора Фудзи стала символом Японии

Кризис сегуната Токугава

В первой половине XIX в. многие государства Европы встали на путь промышленного развития. Япония в отличие от них оставалась отсталой феодальной страной. Верховная власть по-прежнему была в руках военных правителей - сегунов из княжеского рода Токугава. Императорская семья находилась под их контролем и не принимала участия в управлении государством. По-прежнему проводилась политика «закрытия» страны, или изоляции от внешнего мира. Европейские корабли уже давно бороздили моря и океаны, заплывая в самые отдаленные уголки Земли. Японцы же не имели своего флота и располагали лишь небольшими рыбацкими лодками.

Экономическое положение страны с ее 30-миллионным населением было очень тяжелым. Площадь обрабатываемых земель не расширялась, оставаясь такой же, какой была в начале XVIII в. Сбор риса, основного продукта питания, не увеличивался. Рождаемость превышала смертность всего на один процент в год. Страшной трагедией для японцев обернулся неурожай 30-х гг. XIX в.


В результате голода умерло около 1 млн человек. Неудивительно, что крестьянские и городские восстания буквально сотрясали токугавскую Японию. Всего их в первой половине XIX в. произошло около одной тысячи. Народные массы по-своему, по-плебейски, добивались справедливости и лучшей жизни. Разорялись и представители самурайского сословия, в особенности те, которые получали от сегуна и князей мизерные пайки риса за военную службу. Не находя себе применения, самураи бродили по стране в поисках средств к жизни.

При этом они нередко возглавляли выступления крестьянской и городской бедноты. Где, в истории какой еще страны можно встретить подобное?

Формирование антисегунской оппозиции

В этих условиях все больше свою враждебность к сегуну и симпатии к императору стали проявлять князья - высшие представители самурайского сословия. Некоторые из них уже не считались с суровыми указами сегунов о «закрытии» страны и позволяли себе то, чего не могли позволить раньше. Например, втайне от правительства было построено несколько небольших кораблей по европейскому образцу, а также предприятий по производству стекла и железа. Ранее подобные нарушения указа о самоизоляции карались смертной казнью. Теперь же это сходило с рук, потому что сегуны потеряли свое былое влияние и могущество. Многие самураи, в том числе и некоторые князья, все больше задумывались о восстановлении императорской власти и проведении реформ по европейскому образцу. Толчком к их выступлению стало насильственное «открытие» Японии западными державами в 50-х гг. XIX в.

Насильственное «открытие» Японии и его последствия

В середине XIX в. капиталистические державы Запада резко усилили свое давление на Японию. Они настойчиво стремились покончить с самоизоляцией этой страны, которая по-прежнему отказывалась от контактов с иностранными державами. Особенно активными в этом стремлении были Соединенные Штаты Америки и Россия.

Американцы были первыми, кто под угрозой применения силы навязал Японии неравноправные договоры: первый - в 1854 г. и второй - в 1858 г. Их примеру тотчас последовали Англия, Голландия, Франция и Россия. Иностранцы получили право неограниченной торговли, на их товары устанавливались низкие таможенные пошлины.

Европейцы активно вывозили из Японии медь и чай, хлопок и рис, фарфоровые изделия, шелковые ткани и шелксырец, которого не хватало даже для внутреннего потребления. Правительство попыталось ограничить вывоз ценного сырья, но безуспешно.

Свержение сегуната

Патриотически настроенные самураи были недовольны сегуном и иностранцами. Выдвинув лозунг восстановления императорской власти, они объединились вокруг 15-летнего императора Муцухито. В ночь со 2 на 3 января 1868 г. в истории Японии произошло важнейшее событие - был оглашен указ о «реставрации» (восстановлении) императорской власти, упразднении сегуната и учреждении нового правительства. Сегун не подчинился, и в стране разразилась гражданская война. Летом 1869 г. сегун признал себя побежденным. Военно-феодальная система сегуната прекратила свое существование.


Восстановление власти императора вошло в историю под названием «реставрация Мэйдзи». Мэйдзи в переводе с японского означает «просвещенное правление». (Вспомните, где вы уже слышали о нем.) Именно такое название получила эпоха правления императора Муцухито (1868-1912). Иногда эти события называют революцией Мэйдзи.


Муцухито (1852-1912) - первый после свержения сегуната Токугава император Японии. После смерти стал именоваться императором Мэйдзи

Реформы 1868–1873 годов

Свержение сегуната было действительно революционным событием. Реформы 1868- 1873 гг. положили начало превращению Японии из страны феодальной в страну капиталистическую.

Упразднялось деление страны на княжества. Вместо них создавались новые территориально-административные единицы - префектуры, подчинявшиеся императорскому правительству. Было объявлено о ликвидации сословий и равенстве всех перед законом. Привилегии дворянства - самураев отменялись и разрешались браки между лицами разных сословий. Вводилась свободная торговля и свобода передвижения по всей стране. Крестьяне без ограничений могли возделывать любые сельскохозяйственные культуры и заниматься торговлей. Все натуральные налоги заменялись денежными.

Важным преобразованием явилась аграрная реформа. Она устанавливала частную собственность на землю с правом купли-продажи и ее заклада. Большинство крестьян получило небольшие участки в собственность без выкупных платежей. Однако высокий налог на землю привел к быстрому разорению мелкого и среднего крестьянства. К концу XIX в. около 70 % крестьян лишились своей земли и стали арендаторами. От аграрной реформы больше всех выиграли деревенские богачи, городские торговцы и ростовщики, превратившиеся в помещиков.

Огромные последствия для Японии имела военная реформа. Самурайские ополчения были преобразованы в регулярную армию, которая подчинялась императорскому правительству и комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Руководящую роль в армии играли самураи. Только они имели право назначаться на офицерские должности. В основу воспитания солдат и офицеров был положен кодекс чести самурая - бусидо (путь воина). Все это придавало японской армии особенно воинственный и агрессивный характер.


Реформы 1868-1873 гг. были умеренными и носили буржуазный характер. Их значение заключалось в том, что они открывали дорогу капиталистическому развитию Японии.

Японская вежливость

Японцы, даже мои друзья, не говорят - нет, этого не допускают их традиции,- и когда надо сказать - нет, они не понимают и не слышат меня. (Борис Пильняк, 1927)

На Западе люди либо говорят вам правду, либо лгут. Японцы же почти никогда не лгут, однако им никогда не придет в голову говорить вам правду. (Боб Данхэм, 1964)

Одна из основных черт японского национального характера - вежливость. Правила вежливого поведения сложились в далекие средневековые времена. Их нарушение всегда считалось в Японии тягчайшим преступлением. Следы этой древней традиции и доныне сохраняются в поведении японцев.

Капитан российского флота В. М. Головнин, находившийся в плену у японцев в, 1811-1813 гг., отмечал в своих «Записках»:

«В обхождении японцы всякого состояния чрезвычайно учтивы: вежливость, с какою они обращаются между собою, показывает истинное просвещение сего народа. Мы жили с японцами, которые были не из лучшего состояния, но никогда не видали, чтоб они бранились или ссорились между собой. Горячо спорить почитается у японцев за великую неблагопристойность и грубость; мнения свои они всегда предлагают учтивым образом со многими извинениями и со знаками недоверчивости к своим собственным суждениям, а возражений никогда ни на что открыто не делают, но всегда обиняками и по большей части примерами и сравнениями».

И действительно, в разговоре японцы всячески обходят или сглаживают острые углы, избегают прямых утверждений, способных задеть чье-либо самолюбие. Не приемлют они излишней откровенности, прямолинейной манеры общения. В речи стремятся себя принизить, а собеседника возвысить. Нередко используют выражения, которые можно истолковать и как «да» и как «нет». Вежливость речи ценится выше ее доступности. Ведь важна не столько правдивость, сколько осмотрительность и учтивость. Поэтому средством общения часто становится молчание, которое бывает красноречивее слов. Особенно избегают японцы употребления слов «нет», «не могу», «не знаю». Даже отказываясь от второй чашки чаю, гость вместо «нет, спасибо» использует выражение, обозначающее: «мне уже и так приятно». Большой знаток Японии журналист Всеволод Овчинников подметил в своей книге «Ветка сакуры»: «Вежливость японцев подобна смирительной рубашке, стесняющей словесное общение между людьми».

Первый российский консул в Японии

Одним из основателей российского японоведения является наш земляк Иосиф Антонович Гошкевич (1814-1872) . Он родился на Минщине в семье священника. В 1839 г. закончил Петербургскую духовную академию и был отправлен в составе Русской духовной миссии в Пекин. Там он изучал культуру Китая, китайский, корейский и японский языки. С его участием был заключен русско-японский договор 1855 г. В 1858 г. И. А. Гошкевич назначается русским консулом в Японию. Он стал первым из иностранцев, которому разрешили посетить внутренние районы Японии и двор сегуна в Эдо (нынешний Токио). В 1865 г. Гошкевич вернулся с семьей на родину и жил в поместье Мали (ныне Островецкий район), где продолжал заниматься филологией. Им был издан первый в России «Японо-русский словарь», отмеченный премией Петербургской Академии наук. Его именем назван залив в Северной Корее (Чосанман).

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...