Римские термы каракаллы. Термы Каракаллы — лучший подарок народу от далеко не лучшего императора Рима

Название :

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : 212 - 217 г. н. э.

Заказчик / Основатель : император Антонин Каракалла




Архитектура терм

В 212–216 гг. императором Каракаллой (211–217 гг.) были сооружены грандиозные термы, вмещавшие до 1600 посетителей. Здание терм (220X114 м) стояло в обширном прямоугольном (337×328 м) парке, где происходили также упражнения в беге. Парк был окружен симметрично расположенными постройками. Развалины величественных терм дошли до наших дней.

Очень сложный план здания отличался строго симметричным расположением большого количества помещений, различных по форме и высоте. Для перекрытия этих нередко очень больших зал часто применялись своды, у стен и между залами ставились колонны. Главные помещения были сосредоточены в средней части здания; там находились: фригидарий - расположенный под открытым небом бассейн с холодной водой (длиной 58 м, шириной 28 м), тепидарий- теплая, баня, и кальдарий - горячая баня. К главным помещениям примыкал целый ряд второстепенных. В боковых крыльях находились обрамленные многочисленными комнатами перистильные дворы - палестры. Термы Каракаллы имели исключительно богатое внутреннее убранство; их украшали многочисленные мозаики и скульптуры.

    Источники:

  • Виолле ле Дюк "Беседы об архитектуре" Том первый. Издательство всесоюзной академии архитектуры Москва 1937 г.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. - М.: Стройиздат, 1975 - Т.I. Гуляницкий Н.Ф.
  • История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
  • История Древнего Рима: Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1982. - 336 с., ил.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Адрес: Италия, Рим
Начало строительства: 212 год
Окончание строительства: 217 год
Координаты: 41°52"46.1"N 12°29"35.7"E

Величие и могущество Древнего Рима, навеки запечатленное в памятниках истории и архитектуры, можно встретить в столице Италии буквально на каждом шагу.

Среди этого огромного количества достопримечательностей наиболее выделяются Термы Каракаллы, которые в свое время считали восьмым чудом света и самым впечатляющим строением Рима. Вряд ли современный архитектор назовет эти термы восьмым чудом света, но любой историк скажет, что это величайшее строение, точнее - комплекс, действительно заслуживает права называться чудом столицы великой Империи, и посоветует путешественнику обязательно посетить эти уникальные в своем роде римские бани.

Термы Каракаллы с высоты птичьего плёта

Естественно, до наших дней сохранились лишь руины Терм Каракалла, однако благодаря правильным расчетам архитекторов и прочному материалу из которого они были возведены, остатки комплекса, построенного еще во II веке нашей эры, можно считать одним из наиболее примечательных памятников архитектуры Древнего Рима. Сейчас на территории Терм проводятся театральные выступления прямо под открытым небом. Такие представления на фоне древних руин, проводящиеся преимущественно в вечернее время суток, представляют собой поистине фантастическое зрелище.

История возведения Терм Каракалла

Строительство прекрасного комплекса, где каждый свободный житель Рима мог провести свое время, продолжалось с 206 по 217 год нашей эры. Как известно из истории, все древние римляне особое внимание уделяли гигиене и принятию водных процедур. Поэтому на территории Рима, впрочем, как и в других крупных городах Империи, постоянно строились новые бани.

Возведение Терм Каракалла началось еще во время правления императора Септимия Севера, а открылись они для всех желающих в 217 году во время властвования жестокого и подлого Каракалла. По различным источникам, которые смогли исследовать современные ученые, удалось выяснить, что власть Каракалла держалась благодаря поддержке многочисленной армии и любви римлян: солдатам он платил огромные денежные вознаграждения, а жителей столицы, страдающих от скуки, ублажал зрелищами и всевозможными развлечениями. Термы Каракаллы совмещали в себе возможность отвлечься от суеты, принять водные процедуры и насладиться зрелищами, которые открывались взору прямо из Терм.

Термы Каракаллы снабжались чистейшей водой из горных источников, поступавших к Авентинскому холму при помощи специально построенного акведука . Площадь Терм к моменту окончания строительства уже составляла практически 12 гектаров. Архитекторы решили западную часть огромнейшего комплекса вырезать прямо в Авентинском холме. Восточная сторона являла собой сложнейшую и прочную арочную конструкцию, которая по размерам превышала современную пятиэтажку. Вид из Терм Каракалла открывался, как становится понятно из вышесказанного, только на запад и восток. Сделано это было не случайно: такое положение комплекса позволяло посетителям бань не испытывать дискомфорт от ярких солнечных лучей.

Все стены терм были облицованы прекрасным мрамором, а за ним скрывалась кирпичная кладка, которая еще и заливалась толстым слоем бетона. Здание было очень прочным, чем-то даже напоминающим, крепость. Благодаря такому подходу строителей, руины Терм Каракалла в хорошем состоянии сохранились и до наших дней.

В начале второго века нашей эры большинство свободных римлян из-за непрекращающихся завоевательных походов, огромных трат на армию, стало ощущать некую стесненность в средствах, и уже не могло позволить себе строительство собственного дома с огромным бассейном. Работать жители столицы Великого Рима не желали, поэтому скука и уныние распространялись по всему городу, а такая ситуация могла быстро перерасти в массовые беспорядки. Бунт в Риме, словно пожар, мог распространиться по всей Империи. Именно такого хода событий более всего опасался Каракалл. И именно по этой причине в столице все чаще и чаще на улицах раздавали бесплатный хлеб и радовали плебсов боями гладиаторов или же возведением новых зданий, которые бы спасали от скуки.

Таким спасением и стали на долгий период времени Термы Каракаллы. Конечно же, строительство обычной бани, пусть и гигантской по своим размерам, вряд ли бы впечатлило разбалованных римлян, ведь на тот период времени в столице огромной империи к услугам ее жителей работали более 800 средних бань и пяти императорских. Поэтому новые Термы, уступающие по своим размерам только Термам Диоклетиана, стали, как уже говорилось выше, комплексом. В них располагалась библиотека, спортивные площадки, на которых показывали свое мастерство спортсмены и площадки, где каждый желающий мог бы лично принять участие в спортивных играх. К слову, из помещений можно было наблюдать и выступления различных трупп актеров, для которых выступить на арене Терм Каракалла было равнозначно мировому признанию .

Живописная аллея, благоухающая ароматами сотен живых цветов, где отдыхали, размышляли о вечном и вели свои диалоги посетители, вела прямо к входу в Термы Каракаллы. Главный вход - это огромная арка. Как только посетитель попадал в первую залу, его одежду тут же снимали рабы.

Этот зал имел всего три стены, вместо четвертой, взору открывался проем, через который можно было попасть в «холодные бани», представляющий собой роскошный и огромный бассейн, расположенный прямо под открытым небом. Накрывать бассейн было нельзя: у римлян сложилось устойчивое мнение, что купание в «закрытом» бассейне наносит серьезный вред здоровью. Археологи установили, что размер этого бассейна можно вполне сравнить с небольшим природным озером.

Из бассейна посетитель по мраморной лестнице попадал в главную залу Терм Каракалла. Наверное, даже житель современного мегаполиса, привыкший к большим размерам зданий, был бы поражен, попав в главную залу, которую накрывал огромный купол. Казалось, что этот купол держался на четырех массивных опорах, однако это была лишь иллюзия: вес купола попросту бы обрушил здание, поэтому архитекторы распределили нагрузку и на стены залы. Правда, посетители этого не видели, соединения купола со стенами было хорошо замаскировано.

В стенах главной залы были вырезаны огромные окна, имевшие форму полукруга. Однако свет из них не раздражал отдыхающих: стекла были выполнены из специально добытого камня, по цвету напоминающему слоновью кость. В этом удивительном зале посетитель мог полюбоваться двумя прекрасными скульптурами Геракла, завезенными специально из Греции . Они располагались в специальных нишах и маскировали собой огромную толщину стен Терм Каракалла.

Из главной залы можно было попасть в горячую баню, представлявшую собой круглое помещение, где у стен были поставлены специальные ложи. Именно на этих ложах возлежали уставшие от скуки и безделья римляне, а бывшие рабы массировали их тела и втирали в них ароматные масла. Сквозь специальное отверстие в эту баню проникал солнечный свет, который придавал этому помещению мистическую атмосферу.

Практически все залы Терм Каракалла были украшены цветной мозаикой. На полу можно было увидеть сюжеты из истории Рима , соревнования спортсменов, бои гладиаторов, а также мифологических существ. Внизу под залами Терм Каракалла были расположены хозяйственные помещения.

В них горели дрова для подогрева помещений и находились цистерны, в которые поступала чистейшая вода. Любой житель Древнего Рима чувствовал себя в Термах по-домашнему и непринужденно: строение отлично справилось с возложенной на него функцией - оно спасло коренных римлян от скуки. Правда, ничего не может существовать вечно в нашем мире: Термы Каракаллы были частично разрушены и прекратили свое существование в 537 году во время набега на Рим варваров. Они и перекрыли акведук, снабжавший термы чистой водой, заставив тем самым страдать римлян от жажды.

Термы Каракаллы в наши дни

В настоящий момент Термы Каракаллы, несмотря на то, что они представляют собой лишь руины былого величественного строения, словно магнит притягивают к себе десятки тысяч туристов со всего мира. Как и в случае с

Термы императора Каракаллы (Terme di Caracalla) - , расположенная в Риме, поражающая своим размахом и древностью. Исполинские каменные глыбы, раскинувшиеся на фоне сосен (Via Appia) и сочной зелени, на заре нашей эпохи были центром общественной жизни города. В современное время банный комплекс служит искусству, превратившись в подмостки для .

К первому столетию до нашей эры в Риме имелись большие проблемы с подведением воды и элементарной чистотой, что не помешало полису превратиться в образец чистоплотности. Высокопоставленный чиновник Марк Агриппа (лат. Marcus Agrippa) затратил колоссальные деньги на строительство акведуков, которые доставляли чистейшую родниковую воду в столицу.

Наряду с каналами, фонтанами и водопроводом, в Риме стали появляться бани, посещение которых долгое время являлось прерогативой людей богатых и власть имущих. В термах происходило не только очищение тела, но и встречи на высоком уровне, с поправкой на неформальную обстановку.


Император Каракалла (лат. Septimius Caracalla), сын , в 3 веке н.э. решил наделить итальянскую столицу колоссальным по своим масштабам банным комплексом. Строительство терм было начато в 206 г. н.э., с тем, чтобы продлиться 11 лет. К 217 году строители освоили 11 Га римской земли между холмами Целий (Celio) и Авентин (лат. Aventinus). Термы Каракаллы получили циклопические размеры, двор: 400х400 м, главный банный комплекс: 150х200 м, и были рассчитаны на 1500 посетителей.
  • Рекомендуем посетить с археологом Еленой Вязниковой

Бани были расположены в самом престижном районе Рима, хотя основная их клиентура проживала в соседних районах, имеющих средний достаток. К услугам августейших особ, политиков и вельмож было несколько элитных комплексов: бани Агриппы (Terme di Agrippa). Постройки терм были выполнены настолько добротно и качественно, что к 5 веку н.э. они стали считаться еще одним чудом света наравне с пирамидами Египта.

По прошествии двух с половиной веков бани в Риме приобрели большой успех. Триумф постройки завершился вместе с падением Римской империи. В середине 6 столетия частые набеги восточных готов привели в негодность акведук, питающий термы. Со временем постройки пришли в упадок, а свободная от зданий земля частично превратилась в городское кладбище. Некоторые участки задействовали для нужд сельского хозяйства.

Раскопки


Преданные забвению термы были вновь обнаружены в 16 веке. Серьезные же археологические работы по исследованию этого уголка Рима начали проводить в 19 веке. В начале 20 века в руинах бань был обнаружен обширный митриум, место поклонения древнему божеству Митре.

Современная жизнь – Римский оперный театр


Летом 1937 года мэр Рима Пьеро Колонна распорядился отдать историко-археологический комплекс в распоряжение Римского оперного театра (Teatro dell’Opera di Roma). Обширная сцена на открытом воздухе, амфитеатр, рассчитанный на 20 тыс. зрителей и впечатляющие декорации, вдохнули вторую жизнь в Термы Каракаллы. Летний театральный сезон в банях прерывался на время Второй мировой войны, а также в 90-х годах 20 века. С 2001 года, после 10 лет реставрационный работ, комплекс стал вновь служить искусству.

На лето 2015 года в Термах Каракаллы запланировано проведение классических постановок: Турандот, Мадам Баттерфляй, Богема. Серьезные произведения будут перемежены современными программами: балетом по мотивам творчества Pink Floyd, концертами Элтона Джона (Elton John) и Боба Дилана (Bob Dylan).

Описание

Главное здание Терм Каракаллы имело роскошное убранство: снаружи оно было облицовано мрамором, внутри же, использовались более дорогостоящие плиты мрамора, бронзовая отделка рам, искусная имитация стекла на окнах. Вход в здание отмечен двумя высокими башнями-экседрами, хорошо сохранившимися до наших дней. Помимо служб, напрямую связанных с водно-банными процедурами в состав терм входила обширная библиотека.

Примечательно, что Термы Каракаллы имели в своем распоряжении стадион для различного рода развлекательных представлений. Насладиться зрелищами можно было, не покидая бани. Также при термах находилась гимнастическая школа для мальчиков, называемая на древнегреческий манер Палестрой (греч. Παλαίστρα).

План

Система водоснабжения терм брала свое начало у источника Аква Марция (лат. Acqua Marcia). Специально созданный акведук доставлял чистую воду в сводчатую систему терм, где она подогревалась и распределялась между банными помещениями. Комнаты были построены по одному из следующих типов:

  • фригидарий (лат. frigidarium) - огражденные стенами помещения без крыши, в которых посетители охлаждались после горячих процедур;
  • тепидарий (лат. tepidarium) - комната с горячим сухим воздухом (около 45 0), аналог сауны;
  • кальдарий (лат. caldarium) - большая комната, по центру которой располагался бассейн с теплой водой. Кальдарий в термах Каракаллы имел диаметр около 35 м, и был украшен рядом колонн, поддерживающих крышу;
  • небольшие помещения для принятия индивидуальных ванн.

Здание бань в 3-4 веках н.э. было богато украшено мозаикой, изображающей подвиги различных атлетов и спортсменов. Фрагменты мозаичного пола были обнаружены археологами в 19 веке и сейчас находятся в Латеранскм музее. Найдены доказательства того, что бани во времена своего расцвета и сами выступали в роли выставочного зала. Знаменитые экспонаты и Неаполя, такие как: статуя Аполлона Бельведерского, Фарнезский бык, скульптуры , некогда украшали комнаты отдыха императоров в термах.

Как добраться?

  • Адрес : Viale delle Terme di Caracalla
  • На : линия В, остановка Circo Massimo.
  • Автобусы : к улице Via Terme di Caracalla идут маршруты № 118, 160, 628, 671, 714; к улице Via Baccelli идет маршрут № 160.
  • Также можно заказать такси или взять .
  • Стоимость билетов : на оперу и балет цена билета колеблется от 20 до 100 евро; цена билета на концерты знаменитости будет выше, от 70 до 250 евро, в зависимости от статуса исполнителя.
  • Официальный сайт театра : www.operaroma.it
  • Время работы : ежедневно, открытие в 9:00, а закрытие — к окончанию светового дня (зимой в 16:30, весной в 17:00-17:30, летом в 19:30, осенью в 19:00-18:30).
  • Стоимость объединенного билета для посещения Терм Каракаллы, и Мавзолея Цецилии Метеллы: 6 евро полный, 3 евро — льготный.
  • Официальный сайт исторической достопримечательности: www.archeorm.arti.beniculturali.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Дата публикации: 2014-04-10

Термы (бани) в Древнем Риме возникли по греческому образцу и к началу I века нашей эры стали одним из главных центров общественной жизни римской цивилизации. Термы играли более важную роль, чем простое место для купания. Сюда приходили не только смыть грязь - здесь отдыхали душой и телом, обсуждали деловые и гражданские вопросы. Для этого термы, кроме собственно самих бань, включали гимнасии (залы для занятий спортом), сцены для театральных постановок, библиотеки, специальные залы для общения и парковые зоны. Каждый посетитель получал полный комплекс услуг для эстетического наслаждения.

В архитектурном отношении термы представляли собой новый тип общественных сооружений, предназначенных для большого количества людей. Их постройкой римские императоры преследовали ту же цель, что и возведением амфитеатров, - завоевание популярности у населения. Для терм создавались величественные и пространственные строения, отличавшиеся неописуемой роскошью и скульптурами. Бассейны строились из ценного мрамора, рукомойники и сосуды изготавливались из серебра и золота, а полы выкладывались искусной мозаикой.

содержание:
Практическая информация:

Термы Каракаллы после падения Рима

Термы функционировали вплоть до 537 года, когда после очередного нападения варваров все акведуки, поставляющие воду на Авентинский холм, были выведены из строя или перекрыты. Постепенно Термы Каракаллы приходили в упадок, а приход папского правления привёл к их окончательному разрушению, так как в христианском Риме подобные постройки считались языческими. Только в XVI веке, на месте древних руин стали проводить археологические раскопки, которые привели к разграблению античных построек. Так, например, Папа Павел III из рода Фарнезе приказал по возможности использовать руины терм в качестве строительного материала для постройки своего нового дворца.

В последующие годы на руинах терм находили для себя пристанище нищие и социально опасный люд. В конце XIX века их территория была расчищена и приспособлена для культурных мероприятий, проходящих в городе. Например, здесь проводились концерты симфонических оркестров и представления отдельных знаменитых театров. Однако в 1995 году все публичные мероприятия на территории древних терм Каракаллы были запрещены с целью дальнейшего сохранения памятника мирового значения.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

Термы Каракаллы – грандиозное в своей монументальности сооружение, построенное в Античном Риме в начале III века нашей эры. Глядя на гигантские руины терм, их даже трудно сопоставить с таким простым житейским понятием, как баня. Из этой статьи Вы узнаете об истории сооружения, его современном состоянии, как посетить Термы Каракаллы в Риме, какой у них режим работы и цена билетов.

История терм

Термы получили свое название от имени построившего их императора Каракаллы, а точнее – от его прозвища. На самом же деле императора звали Марк Аврелий Антонин (не путать с Марком Аврелием из династии Антонинов), а свое прозвище он получил за любовь к галльскому плащу с капюшоном длиной до пят, называвшемуся каракаллой.

Строго говоря, возведение бань началось еще при отце Каракаллы, а закончилось в 217 г. – уже после его смерти. Да и почти весь период строительства император находился в военных походах далеко за территорией Рима.

Термы поражали своей грандиозностью даже пресыщенных зрелищами римлян

Период возведения терм стал своеобразной точкой отсчета до заката империи, раздираемой междоусобицами и народными волнениями. Начало III в. ознаменовалось только-только налаженным миром, чему способствовал отец Каракаллы, и, дабы отвлечь людей от политических и социальных проблем, решено было возвести новый комплекс терм.

По своей концепции задумка была неоригинальна: на тот момент в Риме уже действовали несколько императорских терм и множество более мелких. И потому, чтобы поразить городской люд, пресыщенный разнообразными зрелищами, ставка была сделана на невиданный доселе размах. Площадь двора представляла квадрат 400х400 м, а само здание имело размеры 150х200 м.

Интерьеры терм сами по себе являлись произведением искусства

Термы в римской культуре были не просто баней, но и сердцем общественной жизни. Зачастую в них не только мылись, но сюда приходили для решения важных вопросов, переговоров и даже плетения заговоров. А термы Каракаллы вообще стали для римлян настоящим развлекательным центром.

Здесь имелась своя библиотека, сады, амфитеатр, гимнасии для занятий физическими упражнениями и стадион. Причем конструкция комплекса спроектирована так, что стадион был виден прямо из банных залов, и посетители могли наблюдать за происходившим, не покидая помещения.

Статуя Аполлона Бельведерского когда то украшала интерьер термы

Интерьеры терм Каракаллы в Риме сами по себе являлись произведением искусства. Для услады взора полы и стены выложили мрамором и стеклянной мозаикой, а по всей их длине в глубоких нишах стояли великолепные скульптуры. Некоторые из них дошли и до нас: знаменитый Аполлон Бельведерский и композиция Фарнезский бык находятся сейчас в и Археологическом музее Неаполя соответственно.

Устройство терм

Непосредственно бани представляли из себя череду помещений различного назначения. В центре располагался фригидарий – прохладный зал без крыши для отдыха. Позади него – тепидарий – прародитель сауны, комната с сухим горячим воздухом, а за тепидарием следовал кальдарий – круглый зал с бассейном посередине, наполненным теплой водой. Также в комплексе были небольшие комнаты для желающих помыться в одиночестве.

Термы в римской культуре были сердцем общественной жизни

Внизу находились технические помещения и топки, обеспечивавшие работу терм. Вода сюда поступала с источника в долине реки Анио по акведуку Марция, построенному несколькими столетиями ранее. При Каракалле от него сделали ответвление, снабжающее цистерны бань чистой холодной водой.

Современное состояние

С увяданием Римской империи пришли в упадок и термы Каракаллы. Земли страдали от частых набегов варваров, а некогда богатейшее государство уже не могло поддерживать все те невероятные строения в должном состоянии. Термы закрылись в 537 г. и были заброшены. Они оказались забыты настолько, что последующие поколения не знали даже предназначения колоссального комплекса.

Мозаичный пол в термах

Интерес к сооружению вернулся только в XVI в. Долгое время термы называли Дворцом Антонина, что совершенно неудивительно, учитывая масштабы комплекса. Тогда даже и представить не могли, что эти мощные стены принадлежали баням.

Кстати, именно благодаря особой технологии строительства они так хорошо сохранились. Между двумя слоями каменной кладки заливался бетон, и после его застывания конструкция становилась настолько крепкой, что разрушить ее было чрезвычайно сложно.

Термы хорошо сохранились благодаря особой технологии строительства

Сегодня термы Каракаллы, помимо музейного комплекса, служат также дополнительной площадкой для . На территории археологического памятника возвели сцену и оборудовали зрительные места. С 1937 г. здесь дают представления, проходят они в основном в летний сезон – с июня по август. Цены на билеты вполне доступные – начинаются от 20 евро.

В 1960 г. – во время Олимпийских игр в Риме – тут даже проводили соревнования по легкой атлетике. Так что можно сказать, что в какой-то мере и сегодня термы Каракаллы исполняют свою прежнюю функцию.

Летом на территории комплекса проходят оперные представления



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...