Роль Петра I в истории России. Что сделал Петр I для развития России? исследование влияния деятельности Петра I на мировую и отечественную историю

1. Рождение Петра

2. Заход на престол

3. Выход к морю

4. Война со Швецией

5. Реформы Петра

6. Смерть императора

Рождение Петра

30 мая 1672 года в России произошло знаменательное событие: у русского царя Алексея Михайловича родился еще один сын. Имя ему было дано Петр. Тогда никто еще не мог предположить его роль в истории России. Несмотря на то, что Петр был младшим в семье, он с самого начала был "надежей" династии. Старший брат Петра Алексей не интересовался управлением государством. Кроме того его здоровье вызывало серьезные опасения. Кроме Алексея у Петра было еще два брата от первого брака "Тишайшего", но и они не рассматривались, как претенденты на длительное правление по причине слабости здоровья.

До двух с половиной лет маленького Петра окружали кормилицы. Но уже к этому возрасту определились его интересы. В спальне будущего императора постоянно были игрушечные лошади, пушки, знамена, пистоли и прочие предметы амуниции и вооружения. Уже в этом возрасте Петр приобретает друзей, которые позже стали опорой его трона.

27 апреля 1976 года умер Алексей Михайлович и на престол вступил его старший сын от первого брака - Федор Алексеевич. Друзья и родственники нового царя относились к Петру и его матери неприязненно в связи с тем, что перед этим Петра пророчили единственным наследником престола. Но маленькому мальчику не было дела до дворцовых интриг. Перемены он почувствовал лишь в 1679 году, когда к нему приставили двух дядек для воспитания и постижения наук. Но и эта перемена не была связана с изменением его роли в Кремле.

Федор Алексеевич, как и следовало ожидать, не протянул долго. Он умер 27 апреля 1682 года. На Земском Соборе было решено передать власть в руки Петра. Но здесь на сцену вышла молодая царевна Софья. Она решила противопоставить кандидатуре Петра его единокровного брата Ивана. Под его прикрытием она бы могла смело править страной. Действующей силой она избрала стрельцов. 15 мая стрельцы пошли на Кремль. Поводом послужил слух о том, что Ивана удавили. Успокоившиеся было стрельцы, которым были предъявлены оба царевича, были обруганы Михаилом Долгоруким. Этот крик обошелся жизни не только Долгорукому, но и многим другим друзьям Нарышкиных, стоявших за Петром. Вся расправа происходила на глазах у царевичей. Именно с тех пор Петр возненавидел стрельцов и царевну Софью. Позже он отомстил ей сполна. Стрелецкий бунт, затеянный Софьей, ею же был и подавлен. Власть укрепилась в ее руках. На престол был посажен Иван. Петр с матерью были почетно изгнаны из Кремля.

Но маленький Петр не терял времени даром. В ходе своих потех он сформировал два полка Преображенский и Семеновский, кардинально отличавшихся от стрелецкого войска, составлявшего тогда основу армии. Находясь в ссылке в Преображенском, Петр усиленно занимался науками. Правда, писал он до конца своей жизни так, что сложно было прочесть. Да и прочитанное потом надо было понять. Но зато, сошедшись с немцами он, учился математике, геометрии, фортификации. Находясь в опале Петр научился печатному делу и искусству каменщика. Это образование сильно разнилось с тем, чему учили царей обычно - пиитике и риторике.

Основным занятием Петра в Преображенском были военные "потехи". Людей в его "потешные" полки набирали как из старых дворянских фамилий, так и из числа конюхов и прочих ребят, приставленных к Петру. Зачастую людей присылала сама царевна Софья, надеявшаяся, что Петр за "забавами" забудет о престоле. Найденный английский бот позволил "потешаться" не только на суше, но и на воде. Постепенно "потешные" полки выросли и приобрели силу. На Яузе была выстроена "потешная" крепость с казармами, амбарами, съезжей избой. Служба в "потешных" частях стала государственной и оплачиваемой.

Заход на престол

В январе 1689 года Петр женился на Евдокии Лопухиной. Это означало, что маленький "потешающийся" мальчик стал взрослым мужчиной, готовым сесть на престол и взять в свои руки бразды правления. Позиция Петра была сильнее позиции Софьи. Неудачные походы против Турции сильно пошатнули позиции последней. Да и подавление бунта стрельцов, ею же поднятое, лишило ее поддержки армии. За Петром же стояли два полка, которые стоили, чуть ли не всей остальной армии. По крайней мере, на учениях, которые Петр устраивал став царем, они всегда били стрельцов.

7 августа 1689 года в Москву пришел слух, что "потешные" идут на Кремль. По этому поводу несколько преданных Петру людей были схвачены. Вспомнив ужасы 82 года, Петр выскочил из дома в одной рубашке и поскакал прочь из Преображенского. Его моральный настрой был очень низок. К утру 8 августа к Троице, где находился Петр, подошли его войска. К 27 августа туда же прибыли представители практически всех стрелецких полков. 7 сентября вынужденная подчиниться Софья была сослана в Новодевичий монастырь. Так началось правление Петра.

Поведение нового царя разнилось с поведением предыдущих правителей так же, как и его образование. Основное количество времени он проводил в Немецкой слободе. Там он гулял так, что участники гулянок готовились к ним как к смерти. Для некоторых это было действительно итогом пьянки. Но за бокалом вина Петр не забывал и о делах. От развлечений он быстро переходил к делам и наоборот. В Немецкой слободе Петр увидел что означает "просвещенная Европа". Петр понял, что тот уклад жизни, которым жила Россия последнее время надо менять. И Петр начал вводить нововведения, не везде находя компромисс между новым и старым.

Выход к морю

Одной из основных задач, стоявших перед Петром, было завоевание выхода к морю. Еще царевна Софья сделала попытку захвата Азова. Тогда она кончилась неудачей. В 1695 году Петр начал подготовку к новому походу. Однако штурм Азова в этом году не принес результатов. В армии не было толковых инженеров, не было флота для блокады крепости с моря, не было единства командования. Учтя все это, Петр отправил послов в Европу. В их задачу входил наем инженеров, артиллеристов и офицеров для царя московитов. Открылись новые верфи в Воронеже, Козлове и других городах. В начале компании следующего года к Азову подошли два 36-пушечных корабля, 23 галеры, 4 брандера и многочисленные казачьи суда. Блокированный и постоянно обстреливаемый Азов сдался 18 июля. Настала пора строить морской флот. Эту обязанность Петр возложил на дворянство и купечество. К весне 1698 г. таким образом, было построено еще 52 корабля. Но конечная цель не была достигнута. Выход русских кораблей в Европу через Черное море все еще был закрыт турками. Черное море перестало быть "Турецким озером", но такие ключевые порты, как Керчь и Константинополь оставались турецкими.

Пока строились корабли, Петр решил съездить в Европу поучиться, набрать мастеров и наладить связи. Кроме того надо было сформировать союз для дальнейшей борьбы с Турцией. Весной 1697 года из Москвы выехало "великое посольство" в составе около 200 человек. Среди прочих ехал "Преображенского полка урядник Петр Михайлов"- сам Петр. Первым городом, который посетил Петр, была Рига. Здесь он был силой оружия отогнан патрулем от рижской крепости. Дело в том, что Петр занимался явно шпионской деятельностью: снимал план крепости, интересовался численностью гарнизона, его вооружением. И то, что патруль поступил так, как того требуют уставы, позже послужило одним из поводов начала Северной войны. За время "великого посольства" Петр изучил артиллерийское искусство и кораблестроение, нанял большое количество матросов, инженеров, артиллеристов, кораблестроителей, офицеров для пехоты. Петр изучал европейское производство. Он посетил монетные дворы, верфи, фабрики, мастерские. Не забывал Петр и о политике. За время "великого посольства" Петр участвовал в выборах польского короля (русские войска были двинуты к границе, на случай если выберут не того). В Вене велись переговоры с австрийским императором о союзе против Турции. Но одним из главнейших выводов, который сделал Петр, в Европе было то, что порты надо завоевывать не у Турции, а у Швеции. Захват Прибалтики дал бы России выход в Европу, который никто не смог бы закрыть.

Возвращение из посольства не было самым приятным. Петр вынужден был быстро завершить дела и вернуться в Москву. Там в это время разгорелся еще один стрелецкий бунт. К тому моменту, как Петр вернулся в Россию, бунт уже был подавлен. Было казнено 56 его основных зачинщиков. Но Петр решил полностью уничтожить всякую крамолу среди стрельцов, да и их самих. По результатам нового следствия казнили 799 стрельцов. В пытках принимал и сам Петр, где он проявил крайнюю жестокость. Уцелевшие стрельцы были сосланы по разным городам. Софью, участие которой в бунте было доказано, постриги в монахини. Заодно в монастырь была отправлена и жена Петра - Евдокия Лопухина.

Война со Швецией

1699 год был посвящен подготовке к войне со Швецией. В трехмесячный срок набрали и обучили 25 пехотных и 2 драгунских полка. В октябре было достигнуто польско-датско-русское соглашение о войне против Швеции. Вступление России в войну, которую должны были начать Польша и Дания, должно было произойти после заключения мира с Турцией. 8 августа 1700 года Петр получил сообщение о том, что такое соглашение подписано. 9 августа русские войска двинулись на Нарву.

Однако в 1700 году русская армия еще не была той самой армией-победительницей, которой она стала позже. Иностранный офицер, тренировавший солдат писал, что они "сами по себе так хороши, что во всем свете нельзя найти лучше, но нет главного- прямого порядка и учения". Как здесь не вспомнить слова послов, просивших Рюрика прийти править русичами: - «Земля у нас богата, порядка в ней лишь нет". Нарва оказалась для русских таким поражением, что Европа решила, что Московия еще не скоро проявит себя вновь. Только два полка из всей армии сумели оказать сопротивление: Преображенский и Семеновский. И два этих полка стоили всей остальной армии, как русской, так и шведской. Их стараниями остатки войск сумели уйти от Нарвы без большого позора.

Петр извлек урок из Нарвы. За год были воспитаны национальные офицерские кадры. Были введены стандарты на вооружение: мушкеты и орудия. Была введена рекрутская повинность, позже ставшая единственным способом набора армии. Введение штыка усиливало армию вдвое. Это связано с тем, что перед этим половина рот снабжалась фузеями, половина холодным оружием. При этом в бою участвовала лишь половина армии - на дальних дистанциях велась стрельба, в рукопашном бою действовала остальная часть войска. Введение же приставного штыка позволяло легко переходить от рукопашной к стрельбе и наоборот.

29 декабря 1701 года русские войска одержали первую победу: драгуны Шереметьева разбили отряд Шлипенбаха. Это была первая победа регулярной русской армии. Именно с этого момента начинается история армии - победительницы, какой себя зарекомендовала наша армия. 11 октября 1702 года Нотебург пал. 1 мая 1703 года сдался Ниеншанц. А уже 16 мая Петр начал строительство нового города - Санкт-Петербурга. Это был очень смелый шаг с его стороны. Но этим действием Петр показал, что он не намерен отдавать вновь захваченные земли. Кроме строительства Петербурга началось строительство балтийского флота. Уже в 1703 году Россия имела несколько 25-35 пушечных фрегатов и галер. Шведский король Карл сделал в 1704 и 1705 годах попытки пробиться к Санкт-Петербургу, но они закончились его поражением. Захватив Ингрию, Петр решил, сразу две задачи: получил "окно в Европу" и рассек шведскую армию на две части. Теперь можно было заняться оккупацией Прибалтики.

В 1705 году русские войска двинулись в Польшу с целью помочь своим союзникам. Однако союзники скорее сковывали действия Петра, чем оказывали какую-либо помощь. С большим трудом удалось русским частям выйти из Гродно, где их бросил польский король Август. Ободренный успехами Карл готовился к походу на Москву. Однако у него не было определенного плана компании. Побродив по Белоруссии и Прибалтике, шведы пошли на Украину, где их ждал гетман Мазепа. Но войдя в глубь страны, шведы столкнулись с отсутствием провианта, уничтоженного русскими и партизанами. Положение шведской армии становилось все более критическим. На помощь ей из Швеции шел корпус Левенгаупта с большим обозом. Соединение двух армий привело бы к значительному усилению шведов. Но тут Карл допустил огромную ошибку. Вместо того чтобы пойти на соединение он самоуверенно повернул в глубь страны. Воспользовавшись этим, Петр послал на Левенгаупта "корволант" ("летучий корпус"). В сражении недалеко от города Пропойска у деревни Лесной 28 сентября 1708 года русские войска наголову разбили шведов. Призом за сражение был огромный обоз.

Поняв, что помощь не придет Карл решил захватить Полтаву, в которой были и припасы и порох. Однако слабая с виду крепость держалась до прихода основных частей, хоть и из последних сил. Петр прибыл в армию, действовавшую под Полтавой 4 июня. 16 июня было решено дать шведам бой. По договоренности с ними сражение было назначено на 29 июня. Но Карл решил напасть на русских раньше. Однако фактор неожиданности был потерян из-за перебежчиков. 27 июня состоялся Полтавский бой. Здесь Петр впервые применил фортификационные сооружения в полевом сражении. Система редутов своим перекрестным огнем нанесла шведам огромный урон. Итогом сражения были 9 тысяч убитых и 22 тысячи пленных шведов. У русских же потери были 1345 убитых и 3290 раненых. По окончании сражения Петр устроил банкет с участием захваченных шведских генералов. В ходе банкета Петр предложил выпить за учителей - шведов. На это фельдмаршал Рейншильд ответил: - «Хорошо же ученики отблагодарили своих учителей".

Полтавская баталия была для шведов тем же, чем для немцев стал Сталинград или для англичан Дюнкерк. Швеция не могла быстро оправиться от потери армии. Но у нее еще оставался флот. В 1710 году пали Рига и Выборг. Риге, Петр отомстил, дав собственноручно три первых выстрела по ее стенам. За лето 1710 года было взято все южное побережье Финляндии. Но этот год принес не только победы, но и поражения. Вновь началась война с Турцией, окончившаяся поражением России. По условиям договора Россия теряла Азов и должна была срыть таганрогскую крепость.

За 1712-1714 года русские войска захватили всю Южную Финляндию и центрально-европейские владения Швеции. 27 июля 1714 года у мыса Гангут был разбит шведский флот. Теперь Швеция окончательно была ослаблена. Россия же выдвинулась в разряд крупных держав. Ей достаточно было лишь двинуть свои войска, чтобы вопросы решались в ее пользу. Петр заключил несколько политических браков между своими дочерьми и отпрысками европейских правителей. Интересным является тот факт, что перед Гангутом Петр просил высшее военно-морское начальство произвести его в следующий чин - в вице-адмиралы. Но в этом ему было отказано под предлогом, что когда он "чем-нибудь особенным отличиться, то ему и будет дан чин вице-адмирала". В 1718 году начались переговоры о заключении мира. Они были прерваны в связи со смертью Карла при штурме норвежской крепости. На шведский престол взошла Ульрика-Элеонора, полная решимости продолжить войну. В 1719 году русские войска высадились у Стокгольма. В 1720 русский флот разгромил на глазах у англичан флот шведов у острова Гренгам. Англичане к тому времени были настолько обеспокоены успехами России, что хотели вступить в войну на стороне Швеции. К счастью они так и не решились это сделать, боясь повредить русско-английской торговле.

30 августа 1721 года в Ништадте был подписан договор, завершивший Северную войну. По нему Россия получала Эстляндию, Лифляндию, Ингрию, Карелию и часть Финляндии с Выборгом. По этому поводу в Петербурге были устроены торжества. 20 октября Петр объявил о прощении всех осужденных, отмене недоимок, освобождении государственных должников. В тот же день Сенат присвоил Петру титул Императора, наименование Великого и отца Отечества.

Северная война окончилась. За это время Петр сумел вывести страну из захолустной Московии в Российскую империю. Флот бороздил Балтийское море. Армия заставляла считаться с мнением России по любому вопросу. Правда дорога к империи была устелена костьми рабочих людей. Империя создавалась огромным напряжением всего народа. За время Северной войны войскам не раз приходилось воевать с собственным народом, подавляя восстания.

Реформы Петра

Но не только мечом действовал Петр все эти годы. Была проведена сословная реформа. По ней дворяне обязаны были служить государству. Не отслуживший в армии, флоте или в гражданском учреждении не имел права жениться. Отдельными указами отменялось назначение на должности в зависимости от родовитости. Теперь добиться должности мог любой, даже не дворянин. В 1722 году была принята Табель о рангах, служившая основой иерархии общества до самой революции. Указом 1714 года устанавливался порядок наследия земель. По нему земли мог получить только один сын в семье. Таким образом, Петр хотел прекратить дробление поместий и увеличить количество дворян, идущих на государственную службу. В 1718 году была введена новая система обложения налогом крестьян. Вместо обложения налогом двора, как это делалось раньше, теперь налог брался с работоспособной души мужского пола. Введение этой системы позволило повысить общую сумму взимаемых налогов в 4 раза.

Кроме сословной реформы была произведена реформа структур управления. 22 февраля 1711 года, отправляясь в Прутский поход, Петр оставил за себя Правительствующий сенат из 10 человек. В 1718 году были уничтожены Приказы и канцелярии и сформированы коллегии. В 1721 году было отменено патриаршество и введен Синод. Для управления на местах еще в 1708 году государство было разбито на 8 губерний. В 1719 году вместо огромных губерний страна была разбита на 50 провинций, делившихся на дискриты. В каждом дискрите был расквартирован какой-либо полк. Таким образом, к 1725 году Россия имела 126 пехотных и кавалерийских полков. Кроме того Россия обладала флотом в 48 линейных кораблей и 787 галер.

Огромное внимание Петр уделял развитию отечественной промышленности. Были розданы огромные ссуды на возведение заводов. За время царствования Петра началось освоение богатств Урала. Туда посылались государственные экспедиции с целью разведки его недр. Кроме того при помощи Петра на Урале обосновался известный позже купец Демидов. Это было взаимовыгодной сделкой, так как Демидов получал огромный доход, а Россия могла больше не ввозить из-за границы изделия из металла. Ежегодно 12-15 молодых купцов отправлялись в Европу для обучения ведению торговых дел. Для уменьшения ввоза товаров из-за границы в 1724 году был введен высокий налог. Результатом стало то, что вывоз превысил ввоз в два раза. На ряд товаров, производимых в России, был наложен запрет на ввоз. В общей массе вывоза сырье составляло лишь 48%.

Заводы организовывал и сам Петр, но после того, как производство налаживалось, он зачастую заставлял дворян и купцов выкупать их у государства. Большинство возникающих заводов строились для нужд войны. Но и при этом они приносили стране все больший доход. Кроме больших фабрик поощрялось и развитие ремесел. Так отдельные кустари стали сводиться в цеха. Развитие промышленности повысило спрос на рабочий класс. На фабрики отдавались заключенные. Кое-кому Петр передавал не только заключенных, но и государственных крестьян. К концу царствования Петра на территории России действовало 221 промышленное предприятие. Из них только 21 было основано до Петра.

Но взгляд Петра не был прикован только к Европе. В 1717 году был отправлен отряд для завоевания Хивы. Но, как известно - Восток дело тонкое. Разбив хивинцев в бою, русские полководцы попались на хитрости. Во время ведения переговоров войска были разделены на несколько отрядов, после чего вырезаны. Освоение Сибири проходило лучше. За время правления Петра там было основано несколько городов. 18 июля 1722 года Петр отправился в Персидский поход. Воспользовавшись помощью армянских и грузинских князей, Петр сумел завоевать для России западное и южное побережье Каспийского моря. Теперь уже и Россия получило свое озеро - Каспий. Самой дальней точкой, до которой дошли при Петре русские отряды, была Камчатка и Курилы.

Смерть императора

Глубокой осенью 1724 года Петр помогал снимать солдат с севшего на мель бота и простудился. Больной он еще вел дела и принимал участие в весельях. Но 16 января он слег и больше не вставал. 27 января он потребовал бумагу. Ослабевшей рукой он написал "Отдайте все" и умер. Так закончилось правление одного из выдающихся людей истории.

За свое 35-летнее правление Петр сделал очень многое для России. Он перетряхнул все уголки ее быта. Петр вытряс старую солому из страны и набил ее новой. Правда зачастую эта солома бралась из старых матрасов Европы, но и при этом результат был внушительным. Многие нововведения были излишними, некоторые плохо ложились на русскую почву, сильно был раздут бюрократический аппарат. Но бороновать то, что напахал Петр, предстояло его потомкам. Главное было сделано. Московия уступила место Российской Империи. С тех самых памятных пор Россия с грохотом орудий шла по истории. Успех ее действий колебался, но, в общем и целом те, кто пытался игнорировать авторитет России, сильно за это бывали биты.

С Петром началась новая эпоха развития нашей страны.

Список используемой литературы

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

2. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

Цели урока:

Образовательная (дидактическая):

  • создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности курса Петра I;
  • охарактеризовать Петра I как государственного деятеля;

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения положительного и отрицательного результата в условиях необходимости модернизации государства.
  • подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком;

Развивающие:

  • содействовать развитию навыков работы с историческими высказываниями;
  • продолжать формирование оценочных суждений.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал: задания с фрагментами текста,
  • таблицы для работы;
  • карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;
  • презентация к уроку
  • мультимедийный проектор и экран, компьютер

Эпиграфы к уроку:

« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»
В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек»
А.С. Пушкин

Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России.

Материал урока условно можно разделить на несколько частей:

  1. Актуализация ранее полученных знаний
  2. «Психологическая пауза» - определение темы занятия, выдача рабочих листов к уроку. Определение задания к уроку.
  3. Работа в группах. Учитель сочетает исследовательский и частично-поисковый метод, организует беседу и обсуждение материала. На этом этапе дети, отвечая на вопросы, могут проверить себя: насколько хорошо они поняли материал.
  4. Рефлексия. Аргументированные ответы на вопросы.

Ход урока

I. Актуализация ранее полученных знаний.

Вспомните, какие ключевые проблемы стояли перед Россией в к XVII века.

  1. Укрепление обороноспособности страны.
  2. Преодоление экономической отсталости
  3. Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.
  4. Развитие просвещения
  5. Изменение положения классов.

II. «Психологическая пауза». Ребята, тема урока « Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории» (слайд 1)(Приложение).

Эпиграфы к уроку:

« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»
В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» (слайд 2).
А.С. Пушкин

Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России.

Подумайте, что положительного и отрицательного было достигнуто в решение ключевых проблем России?

(работа в группах, заполнение таблицы) , обсуждение

Учитель: Характеристики Петра в русской мысли - самые противоположные. Он - то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, то душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.

О личности Петра I отзывы неоднозначны:

Отец Отечества

Царь Антихрист, который нарушил естественный ход развития истории (Слайд 3)

Работа с текстами в группах, по заданиям, выскажите свою оценку.

Историки о Петре I

"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом на­родным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: выве­сти посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она на­ходилась до сей поры". (С.М. Соловьев)

"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к про­свещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)

1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?

3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

4) Что привлекает историков в личности Петра I?

5) Объясните, почему личность и реформаторская деятель­ность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?

III. А сейчас мы с вами проведём аукцион знаний: (вопросы группам) (слайд 4)

1. Пётр I в своё царствование при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам (белорусам, украинцам). Почему?

Ответ: Пётр I не доверял великороссийским архиереям, которые были приверженцами и защитниками старины, противниками всего нового, идущего с запада. Пётр, насаждая реформы западного образца вызывал недовольство со стороны великорусской церкви. Малороссы были ближе к Европе (они длительное время находились под властью Литвы), были терпимее к западному образу жизни.

2. Кто он? (слайд 5)

В 1698 году пожалован сержантом, в 1702 году - графом, 1707 г.- светлейшим князем. Командовал армией в Польше, Курляндии, Померании, дослужился до высшего чина. Был губернатором шлиссельбургским и С-Петербургским, президентом военной коллегии. Состоял под судом за казнокрадство, уплатил 200 тыс. рублей штрафа.

По счетам видно, что с 1705-1711года потратил лично на себя 45 тысяч рублей. Владел более чем 150 тыс. крепостных.

Пётр I: «… в беззаконии зачат, во грехах родила его мать и в плутовстве скончает живот свой (окончит жизнь свою); если не исправится, быть ему без головы».

Ответ : А. Д. Меньшиков.

3. Обычай дарить младенцам одежду голубого (для мальчиков) и розового (для девочек) цвета укоренился от Петра I . Почему? (слайд 6)

Ответ: Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой.

4.Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.(слайд 7)

Ответ : погоны.

5. Когда в России наступил XVIII век? Какой век был до этого? (слайд 8)

Ответ : Пётр ввёл новый календарь с 1 января 1700 года. До этого в России шёл 7208 год от Сотворения мира – он начался 1 сентября 1699г.

6.Какими ремёслами владел Пётр I?(слайд 9)

Ответ: Всего Пётр I освоил около 15 профессий, в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.

7. Какие иностранные языки знал Пётр I?(слайд 10)

Ответ: Пётр I говорил по-голландски и по- немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного – татарский, английский, читал по-латыни. Правда с грамматикой (всех языков) у Петра I дело обстояло неважно.

8. Какой вид казни впервые ввёдён при Петре I? (слайд 11)

Ответ: расстрел.

9. Почему говорят, что мастера, приезжавшие при Петре I, были «худшего качества», чем те, которые приезжали при Иване Великом? (слайд 12)

Ответ : Во времена Ивана Великого в Россию приезжали мастера из среды гуманистов, имевшие энциклопедическое образование. Они были универсальными мастерами, в то время, как в эпоху Петра I энциклопедисты остались только в науке.

10. В каких государствах побывал Пётр I и почему? (слайд 13)

Ответ: Пётр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).

4.Рефлексия.

Учитель: Ребята, вернёмся к эпиграфам к уроку, как Вы понимаете слова В.О. Ключевского и А.С. Пушкина.(ответы учащихся) (слайд 14)

Благодаря реформам Петра I преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя- реформатора. «До чего мы дожили, погребаем, слава и сила при нас».

Задание группам, написать синквейн на тему «Пётр в истории России» (правила написания на экране - слайд 15)

Домашнее задание : (слайд 16) Составить кроссворд по теме «Эпоха Петра Великого» (15 слов)

Использованные ресурсы

  • Смирнов С.Г. «Задачник по истории России» Изд-ва «Международные отношения», 1995г.
  • Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец XVI-XVIII век. 7 класс. –М.: ВАКО, 2006г.
  • ru.wikipedia.org/wiki/
  • rulers.narod.ru/petr/petr.htm

Экономическое усиление страны и укрепление ее международного положения создали предпосылки для реформ конца XVII - первой четверти XVIII века.Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра. Она была наиболее продолжительной и самой тяжелой как для него самого, так и для народа.Заслугой Петра является создание регулярной российской армии. Московские стрелецкие полки Петр I расформировал и с помощью преображенцев и семеновцев, выросших из потешных полков и ставших первыми солдатскими полками регулярной царской армии, принялся за комплектование и обучение новой армии. В военной кампании 1708-1709 гг. против шведов новая русская армия показала себя на уровне европейских армий. Для комплектования армии солдатским составом были введены рекрутские наборы. Наборы проводились по норме - по одному рекруту с 20-ти тягловых дворов.

Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ: навигацкая, артиллерийская, инженерная. Главной военно-практической школой офицерства служил гвардейский полк - Преображенский и Семеновский. Указом царя от 26 февраля 1714 г. запрещалось производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках.В конце царствования Петра Великого численность регулярного сухопутного войска доходила до 200 тыс. человек Военный флот состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов.Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Стали создаваться новые приказы, появились канцелярии.Радикально решить проблему управления Петр надеялся с помощью областной реформы, то есть создания новых административных образований - губерний, которые объединяли несколько прежних уездов. В 1708 г. в России было образовано и губерний. Для обеспечения армии всем необходимым устанавливалась прямая связь губернии с полками.

Областные реформы явились характерным показателем развития бюрократической тенденции Они привели к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, создали на местах разветвленную иерархическую сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.Следующим уровнем бюрократизации высшего управления явилось создание Сената. Он явился на смену Боярской думе. Сенат как высшее учреждение петровской администрации сосредоточил в своих руках судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников.

К вновь созданным органам центральною у правления относятся коллегии, созданные в 1717-1718 гг. вместо бывших приказов. Было учреждено 9 коллегий, в том числе воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, и так далее.

В 1699 г. городам было предоставлено право ведать своими выборными бурмистрами. Эти бурмистры составляли ратушу. Ратуши областных городов были подчинены Бурмистрской палате, или ратуше г. Москвы. В 1720 г. в Петербурге был учрежден Главный магистрат, который должен был организовать магистраты в областных городах и руководить ими. Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве и благочинии городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела.

Итак, в ходе петровских преобразований на смену системе средневекового управления приходит бюрократическая государственная машина.

Самая главная особенность экономического бума начала XVII века состояла в определяющей роли самодержавною государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Этого требовала господствовавшая в Европе концепция меркантилизма. Выражается в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь - в достижении активного баланса во внешней торговле.

Постоянная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов. Появляется ряд новых налогов, создается собственная торговля, вводится монополии на заготовку и сбыт определенных товаров.

Коренной переворот претерпело при Петре прямое обложение. Если до этого население облагалось по дворам, то теперь перешли к поголовному обложению. Подати должны были платить крестьяне и посадские люди мужского пола от младенца до глубокого старика.

В царствование Петра I была создана русская монетная система. Мелкая разменная монета копейки, денежки и полушки чеканилась из меди. Из серебра чеканились гривенники, полтинники, полуполтинники и рубли. Из золота чеканились червонцы. По западному образцу Петр I старался своих капиталистов научить действовать по-европейски - соединять капиталы, объединяться в компании. Так, указом от 1699г. он предписал купцам торговать компаниями. Для их поощрения вводились различные льготы - казенные субсидии и льготы.примерно с конца 10-х годов XVIII в. Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики: была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю,приняты различные меры по поощрению частного промышленною предпринимательства, особое распространение получила практика передачи государственных предприятий прежде всего убыточных для казны частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Однако, изменяя в определенной мере экономическую политику. Петр не собирался ослаблять влияние государства на экономику.Тогда же в России произошли важные преобразования социального характера. Была резко усилена борьба с побегами крестьян. Началось массовое возвращение беглых прежним владельцам. Вне закона была объявлена категория вольных и гуляющих.18 января 1721 г. Петр 1 подписал указ, который разрешал частным мануфактурам покупать крепостных крестьян для использования их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности.Вводился новый критерий службы дворян. Раньше действовал принцип происхождения. Теперь был введен принцип личной выслуги. Ее условия определялись законодательством. Новый принцип был отражен в Табеле о рангах 1722г. Он разделил всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или рангов. По ним должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чиновник. Важнейшим из условий была обязательность прохождения службы рядового солдата или канцеляриста.Социальные преобразования коснулись и крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов.Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии.

Посадское население было поделено на две гильдии. Первую гильдию составили первостатейные. В нее вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий. Во вторую - мелкие лавочники и ремесленники. Они были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные граждане подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян.

Во время правления царя Петра I реформы затронули все области жизни Российского государства. Они были предопределены предпосылками XVII века. Деятельность Петра, познакомившего страну с европейской культурой, экономикой, государственным устройством, технологиями производства, привела к болезненному слому существующих отношений, представлений и норм, существовавших в Московской Руси.

Благодаря реформа, роль Петра I в истории России становится просто огромной. Страна стала державой, которая играла важную роль в политической жизни Европы. Необходимость в проведении преобразований назрела буквально во всех сферах жизни.

Петр I хорошо осознавал, проведение реформ в какой-либо одной области не даст желаемого результата. Это показывал опыт предыдущих правителей. Непростые события внутри страны требовали новых форм правления государством. Продолжительная Северная война потребовала реформ не только армии и флота, но и промышленности, особенно металлургии. Что сделал Петр 1 для развития России?

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия в России носила название самодержавия. Прийти к этой форме правления государством пытались Иван III, Иван IV (Грозный), а также Алексей Михайлович. Отчасти это им удалось. Но главным препятствием на их пути был представительный орган – боярская дума. Устранить ее с политической арены они не смогли и вынуждены были считаться с обладателями крупных вотчин, которые пользовались влиянием в своих владениях. Это удалось только царю Петру I.

Нередко случалось так, что крупных и родовитых бояр поддерживали их сородичи помельче, образуя в Думе враждующие группы. Еще с раннего детства Петр испытал это на себе в результате интриг бояр Милославских, родичей первой жены Алексея Михайловича и Нарышкиных, родственников его матери, второй жены Алексея Михайловича. Именно государственные реформы Петра I смогли воплотить в жизнь многие преобразования.

В борьбе за централизованную власть его поддержали дворяне, сословие служилых людей, которые получали титул не по наследству, а за выслугу или рвение в работе. Именно эти люди были опорой Петра при проведении реформ. Для развития России боярские кланы и их распри служили тормозом.

Установление самодержавия было возможным при централизации государства, путем объединения всех земель, уменьшение влияния на царя старой аристократии, которое стало возможным путем ликвидации боярской думы и земских соборов. В итоге этой реформы Россия получила самодержавие (абсолютизм, неограниченную монархию). А Петр I вошел в историю как последний царь России и первый император государства Российского.


Дворянско-чиновничий аппарат

В допетровскую эпоху правящую группу составляли светские феодалы – бояре, наделенные вотчинами; дворяне, обладавшие поместьями. Граница между двумя сословиями неуклонно сокращалась. Нередко поместья по размерам превышали вотчины, количество дворян росло за счет дарования титулов служилым людям. Новым при Петре I стало создание дворянско-чиновничьего аппарата.

До Петра I главной отличительной чертой, разделяющих представителей этих сословий, было наследование земель, которая за боярами была закреплена навечно, а после смерти дворянина его родственники могли претендовать только на небольшое содержание. Что сделал Петр I? Он просто закрепил за дворянами землю при обязательной 25-летней государственной службе.

Именно дворяне стали опорой государей, в силу сложившихся традиций они вынуждены были служить на службе – как штатской, так и военной. Это сословие было заинтересованно в централизованной власти, в укреплении самодержавия. Смутное время (семибоярщина) показало ненадежность боярского сословия.

Оформление дворянского сословия

При проведении государственных реформ Петром I была сформированная новая иерархия служилых людей, которые стали называться чиновниками. Она была оформлена Табелью о рангах 1722 года, где все чины: военные, статские и придворные распределены на 14 классов. К первым относились генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал и канцлер. К последнему, 14-му, относились нижние чины – такие, как коллежские регистраторы, прапорщики, младшие аптекари, бухгалтеры, шкиперы 2-го ранга и другие.

В начале каждый чин соответствовал должности, занимаемой чиновником. Тайные советники служили в Тайной канцелярии, коллежские советники значились в коллегиях. В последующем чин не всегда соответствовал занимаемой должности. Например, после упразднения коллегий чин коллежского советника остался.


Преимущество военных чинов над гражданскими

Петр I армии уделял все внимание, как и флоту. Он хорошо понимал, что без нее страна не сможет отстаивать свои интересы. Поэтому интересы военных служащих превалировали над интересами государственных служащих. Так, например, дворянский титул гражданским давали с 8-го класса, военным - с 14-го. Чины в гвардии были на 2 класса выше, чем в армии.

Каждый дворянин обязан был нести государственную службу – гражданскую или военную. Сыновья дворян, достигшие 20 лет, обязаны были служить 25 лет на любой службе: военной, морской, гражданской. На военную службу отпрыски дворян поступали в 15 лет и служили на первых этапах солдатами. Сыновья высокопоставленных чиновников пребывали на солдатских должностях в гвардии.

Духовенство

В иерархии сословий России после дворянства шло духовенство. Православие было основной религией государства. Служители церкви имели большое количество привилегий, которые, в принципе, царь Петр I и оставил за ними. Священнослужители освобождались от различных податей и государственной службы. Государь сократил количество монахов, считая их тунеядцами, и определил, что монахом может стать человек зрелого возраста, который может жить без жены.

Недовольство, а порою противостояние Русской православной церкви всем реформам Петра I, ее несомненный авторитет среди народа, привели его к выводу провести упредительные реформы, которые, по его признанию, не дадут вырасти из ее рядов новому самозванцу. Для этого он провозглашает подчинение церкви монарху. В 1701 году был образован Монастырский приказ, в ведение которого вошли все монастыри с землями.


Военная реформа

Основной заботой Петра I были армия и флот. Разогнав стрельцов, он практически оставил страну без армии, не было в ней и флота. Его мечтой был выход к Балтийскому морю. Мощным стимулом проведения военных реформ было Нарвское поражение, показавшее отсталость армии. Петр I понимал, что экономика России не могла дать качественного вооружения и оснащения. Не было достаточного количества заводов, фабрик. Не было технологий. Все приходилось начинать сначала.

Еще в 1694 году, проводя Кожуховские маневры, будущий император пришел к тому, что полки, устроенные по иноземному образцу, намного превосходят стрелецкие части. Поэтому через 4 года они были распущены. Вместо них армию составляли четыре полка, созданные по западному образцу: Семеновский, Лефортовский, Преображенский, Бутырский. Они послужили основой новой русской армии. В 1699 году по его приказу был объявлен рекрутский набор. Новобранцы проходили обучение. Вместе с этим в армию пришло большое количество офицеров-иностранцев.

Результатом реформ Петра I стала победа в Северной войне. Она показала боеспособность русской армии. Вместо ополчения были сформированы регулярные и хорошо обученные полки, которые полностью состояли на государственном обеспечении. Петр I оставил после себя боеспособную армию, которая была способна дать отпор любому неприятелю.


Создание военного флота Петром I

Первый русский флот, созданный Петром I, принял участие в Азовском походе. Он состоял из 2 линейных кораблей, 4 брандеров, 23 галерных судов и 1300 стругов. Все они были построены под руководством царя на реке Воронеж. Это была основа русского флота. После того как была захвачена крепость Азов, боярская дума утвердила решение Петра I строить корабли для Балтики.

Были возведены верфи на эстуариях рек Олонка, Луга и Сясь, где строились галеры. Для защиты побережья и атак на вражеские корабли были закуплены и построены парусники. Базировались они недалеко от Санкт-Петербурга, немного позже была построена база в Кронштадте. Следующими были базы в Выборге, Або, Ревеле и Гельсингфорсе. Управлялся флот Адмиралтейским приказом.

Реформа образования

Образование при Петре I сделало грандиозный скачок. Для армии, флота необходимы были образованные командиры. В вопросе просвещения Петр I занимал решительную позицию, понимая, что иностранные специалисты не смогут решить проблему нехватки квалифицированных кадров. Поэтому в Москве открывается школа навигационных и математических наук и еще ряд школ, таких как артиллерийская, медицинская, инженерная.

Образование при Петре I после армии имело приоритетное значение. В новой столице открыта Морская Академия. При Уральском и Олонецком заводах организованны горные школы, которые готовили инженеров. Был создан проект создания Академии наук, университета и гимназии.


Экономические преобразования

В экономике России новой стала переориентация с небольших промышленных предприятий на мануфактуры. Их общее количество составляло более двухсот. Самодержец их создание всячески поощрял. Следует сразу отметить, что российская мануфактура отличалась от европейской тем, что основной производительной силой на ней были крестьяне.

Мануфактуры были казенными, помещичьими и купеческими. Они производили порох, селитру, сукно, стекло, полотно, металл и изделия из него и многое другое. По производству металла Россия стала занимать первое место в мире.

Для поддержания российских производителей были введены высокие таможенные пошлины. Для ведения войны необходимы были деньги и людские ресурсы. Проводятся переписи населения. Подать теперь собиралась с мужского населения независимо от возраста. Ее размер составлял 70 копеек в год с души. Это позволило повысить сбор податей в четыре раза.

Дешевая рабочая сила делала товары конкурентоспособными на европейских рынках. Происходило накопление капитала, что давало возможность модернизировать предприятия. В России существовала многоотраслевая промышленность. Основные ее центры располагались в Москве, Петербурге, на Урале.


Последствия реформ

Ученые до сих пор спорят о роли Петра I в истории России. Его реформы носили стихийный характер, обозначенный в ходе длительной Северной войны, которая вскрыла отсталость России во многих сферах жизни. Экономическое и техническое отставание от развитых стран Европы было преодолено, выход в Балтику был открыт, что сделало торговлю с Европой более доступной и выгодной.

Роль Петра I в истории России многими историками воспринимается неоднозначно. Укрепление России как государства, усиление абсолютизма в виде самодержавия, экономический прорыв поставили Россию в один ряд со странами Европы. Но какими методами это было сделано! По мнению историка Ключевского, абсолютная монархия, желавшая затащить своих подданных в современность из Средневековья, заключала в себе коренное противоречие. Оно выразилось в серии дворцовых переворотов впоследствии.

Самодержавие жестоко эксплуатировало крестьян, превратив их практически в рабов. Свыше 40 тысяч крестьян, оторванных от дома и семьи, работали на строительстве Петербурга. У бежавших с этой каторги под стражу брались семьи до их отыскания. Крестьяне строили заводы, мосты, мануфактуры, дороги. Условия их содержания были ужасными. Рекрутские наборы проводились из крестьян, повинности их периодически увеличивались. Вся тяжесть реформ легла на плечи народа.


Исторические условия в которых проходила деятельность личности. Общественный строй того времени

Господствующее положение в стране прочно удерживали светские феодалы, основные сословные группы которых - бояре, обладавшие вотчинами, и дворяне, владевшие поместными землями, сближались по мере приближения в правовом регулировании поместий к вотчинам, расширения поместного землевладения, увеличения численности и возвышения дворянства. Именно дворянство было социальной опорой царей, являлось сторонником единого сильного централизованного государства с самодержавной формой правления. В начале XVIII в. светские феодалы консолидировались в едином сословии. Указом о единонаследии 1714 г. поместья были окончательно приравнены к вотчинам, образовалась единая форма землевладения, получившая название "имение". Объединенное сословие светских феодалов было наименовано "шляхетством". Однако этот польский термин в данном значении в России не прижился и был вытеснен словом "дворянство" (по названию самой многочисленной, активной и близкой к царю части сословия).

Окончательное оформление дворянского сословия было произведено Табелью о рангах 1722 г., которой вводилась новая иерархия для служилых людей-чиновников. В Табели все значительные военные, гражданские ("статские") и придворные чины были распределены, в зависимости от их старшинства, по 14 классам. Высшим классом был первый, в него включались генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал и канцлер. Во втором классе были определены генералы от кавалерии и инфантерии (пехоты), генерал-фельдцехмейстер (генерал-инженер), действительные тайные советники и придворная должность - обер-маршал. К 14-му, последнему классу в табели приписывались фендрики (прапорщики), шкиперы 2 ранга, коллежские регистраторы и бухгалтеры, надворный аптекарь, кухенмейстер, мундшенк (ведал спиртными напитками при царском дворе) и др.

На Табели о рангах, как и на других законодательных актах, отразилось пристрастие Петра I к иностранной терминологии. Первоначально гражданские, придворные и многие военные классные чины в Табели буквально соответствовали занимаемым чиновниками должностям. В ней значились президенты и вице-президенты коллегий, прокуроры и полицмейстеры. Тайные советники были членами Тайного совета при царе, а коллежские советники служили в присутствиях коллегий. В последующем ранги утратили обязательное соответствие должностям. Так, в начале XIX века были ликвидированы коллегии, а чины коллежских советников, асессоров и регистраторов остались; камергеры и камер-юнкеры не всегда прислуживали при царском дворе. С увеличением числа должностей Табель о рангах не разбухала, а напротив, в ней оставались только символические названия классных чинов.

Петр I всячески привлекал дворян на военную службу, поэтому военные чины имели преимущества перед гражданскими. Потомственное дворянство военным давалось с 14 класса, а лицам, имевшим только статский или придворный чин, только с 8 класса. Таким образом, дети титулярных советников и камер-юнкеров, недворянского происхождения, если они не имели других, более высоких, гражданских (придворных) чинов или обер-офицерского военного ранга, звания дворянина не получали, поскольку состояли только в 9 классе.

Чины в гвардии были выше на 2 класса соответствующих сухопутных чинов. Полковник гвардии приравнивался ко второму генеральскому чину, майор гвардейского полка - к общеармейскому полковнику, а фендрик гвардии - к сухопутному лейтенанту. В соответствии с чинами по Табели о рангах определялись размеры жалованья на службе, форма и качество мундира, пользование привилегиями. По чинам мужей и отцов определялась цена одежды и украшений дворянских жен и дочерей. От чина зависел и выезд дворянина: если генерал-фельдмаршал мог выезжать в карете, запряженной 12 лошадьми, то фендрик имел право ездить только верхом на лошади. Чин определял место в церкви и на торжественной церемонии.

С введением Табели о рангах производство в старые чины бояр, окольничих, думных дворян и дьяков прекратилось, но еще до 40-х гг. XVIII столетия на государственной службе встречались стольники и кравчие, получившие эти чины ранее или в порядке исключения - в 30-е гг., и не пожалованные солидными чинами по Табели о рангах.

Дворянское звание давало многие преимущества. Только дворяне имели право владеть населенными землями, они лично освобождались от наиболее тяжких государственных повинностей, при этом дворяне облагали повинностями крестьян, обязанных на них работать людей, могли наказывать крепостных. Дворяне были освобождены от пыток (кроме как по делам о государственных преступлениях и убийствах). Они официально назывались "благородными", имели право на гербы и другие привилегии.

В то же время дворянство было служилым сословием. Сыновья дворян, достигшие 20 лет, были обязаны служить в армии, на флоте или в государственных учреждениях. Срок службы был установлен в 25 лет. Уклонение от службы сурово наказывалось. Был введен строгий учет дворянских недорослей. На военную службу они, как правило, призывались с 15 лет солдатами. Дети наиболее знатных дворян солдатскую службу несли в гвардейских полках.

На дворян возлагались и другие повинности. Они обязаны были получать образование. Молодым дворянам систематически устраивались смотры и экзамены. Поскольку были попытки уклониться от царской службы под предлогом умственной отсталости, то Петр I запретил "дуракам" наследовать имения и жениться. Тем же, кто преуспевал в науках, разрешалось начинать службу с более высоких чинов.

Дворяне принуждались носить европейское платье, брить бороду и соблюдать личную гигиену. Их быт и отдых были также регламентированы. Петр I ввел обычай проводить "ассамблеи" - частные собрания знати. На них дворяне должны были являться с семьями, и там их поведение также не оставалось без регламентации. Нарушение ассамблейных регламентов каралось, как правило кубком "Большого орла", который виновный должен был осушить за немалую плату, шедшую на содержание госпиталя. Колоритно ассамблея описана А. С. Пушкиным в его незавершенном романе "Арап Петра Великого".

В 1703 г. началось интенсивное строительство Санкт-Петербурга, любимого детища Петра, и дворяне, по утвержденным спискам, должны были переезжать с насиженных мест на берега Невы, строить там дома по утвержденным в полиции образцам. Нерасторопных дворян ожидало довольно своеобразное наказание - взятие под арест их слуг, а также принудительный перевоз дворянских семей на новое место жительства.

Петр I с помощью всеобщего регламента и тяжелой дубины расшевелил дворянство. Образование, государственная служба возвысили это сословие, а приток в него наиболее способных представителей низших сословий укрепил дворянство, упрочил его положение в обществе и государстве.

Вторым после дворянства в сословной иерархии стояло духовенство. Официальной религией в царской России было православие. Православное духовенство было наиболее многочисленным и обладало, как правило, наибольшими привилегиями. Священники и церковнослужители освобождались от податей и различных повинностей (солдатского постоя, ночного караула и др.).

Сохраняя привилегии за духовенством, Перт I не жаловал его своими милостями. Особенно его возмущало тунеядство монахов, число которых он сократил. В монашество, согласно Духовному регламенту 1722 г., могли поступать только лица, достигшие зрелого возраста, а мужчины - также и "способные к безженному житию". Духовенство было лишено права владеть населенными землями и крепостными людьми. Служителям церкви запрещалось заниматься ремеслом и торговлей. Все внимание священнослужителей было направлено на идеологическую, нравственную работу с населением. Православная церковь была включена в государственный механизм (о чем - ниже), духовенство поставлено на службу самодержавию.

Задачи, которые стремился решить Петр I. Его реформы и их значение

Появившееся в XIX в., для противопоставления "правовому государству", понятие "полицейское государство" употреблялось для характеристики государственного строя абсолютистских государств стран Западной Европы. Однако представляется, что понятие полицейского государства в полной мере относится к России первой четверти XVIII в. Крупнейший дореволюционный специалист по истории государства и права России отмечал: "Государство XVIII в. есть государство полицейское в самом строгом смысле слова: оно принимает на себя заботы даже в маловажных потребностях подданных, особенно в сфере экономической и бытовой, и регламентирует их".

В современном определении полицейского государства отмечаются такие его важнейшие черты, как отрицание всяких личных прав подданных, не имеющих никаких гарантий против произвола администрации и особенно полиции, предельное развитие бюрократизма и мелочной регламентации общественной и личной жизни подданных, от которых правительство требует, чтобы они вели образ жизни, соответствующий их сословному положению.

В странах Западной Европы, в частности Пруссии и Австрии, отмеченные черты сложились раньше, чем в России, проявились более резко и сохранялись наиболее устойчиво. Они в полной мере были характерны и для России периода утверждения абсолютизма. Таким образом, политический режим, установившийся в России при Петре I, можно назвать полицейским. Его установление произошло с утверждением абсолютизма.

В отечественной и историко-правовой литературе нет единого подхода к пониманию абсолютизма, спорны его соотношения с самодержавием, дискутируются причины его установления, генезис, этапы и особенности развития в России. Анализ многочисленных приведенных в литературе определений позволяет сделать однозначный вывод о том, что абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в стране находится всецело в руках монарха, не ограниченного в осуществлении государственно-властных полномочий никакими легальными органами или должностными лицами. Абсолютный монарх является единоличным законодателем, возглавляет всю исполнительную власть и вооруженные силы, а также судебную систему (административные органы и суды действуют от его имени), распространяет свое управление на официальную церковь. Абсолютному монарху никто не может официально диктовать волю, давать ему обязательные советы, требовать от него каких-либо действий или контролировать его деятельность.

Юридическое определение абсолютизма было дано в Воинском артикуле 1715 г.: "... Его Величество есть самовластный монарх, которой никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять" (Толк. к арт. 20). В Регламенте или уставе Духовной коллегии 1721 г. под абсолютизм подводилась религиозная основа: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает". Несмотря на неограниченность полномочий, абсолютные монархи в позднефеодальной Европе были связаны религиозными (христианскими) и нравственными нормами, просветительскими идеями, международными договорами и обязательствами, требованиями престижа, а также внутренним законодательством. Этим европейский абсолютизм отличался от восточной деспотии, правилом для которой был ничем не ограниченный произвол.

Абсолютизм в России назывался самодержавием. Самодержавными стремились стать и даже пытались называться предшественники Петра I на русском престоле. В некоторых работах самодержавными считаются даже древнерусские князья. Однако ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее активно утверждавший свое могущество, ни Алексей Михайлович, потихоньку прибиравший власть к своим рукам, не стали самодержавными (абсолютными) монархами. В силу объективных причин они не могли устранить представительные органы (прежде всего боярскую Думу) с политической арены. В условиях незавершившейся централизации государственного механизма они были вынуждены считаться с крупными вотчинниками, имевшими реальное влияние в регионах и на группы населения. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов. Таким образов, в результате объективного вызревания внутренних и внешних объективных условий, а также благодаря благоприятному стечению субъективных факторов, в России действительно утвердилось самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия).

Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной. "Реформы Петра" - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке. Датский ученый Ханс Баггер постарался свести воедино все высказывания по этой проблеме и обнаружил, что одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.

Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления. В России государство к тому времени начинает играть необычайно большую роль во всех сферах жизни, а в идеологии складывается буквально культ абсолютистского государства, В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Естественно, что в таком государстве демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказались в очень неблагоприятных обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все больше приносилась в жертву грубому авторитарному правлению, сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре.

Такая огромная роль монарха, государства нашла прямое отражение в развитии экономики России и ее социальной структуре. Все было пронизано волей монарха, все несло на себе печать государственного вмешательства, глубокого проникновения государства во все сферы жизни. Основу экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма, господствовавшая тогда в Европе. Сутью ее было накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Составной частью этой политики был протекционизм - поощрение промышленности, производящей товары преимущественно для внешнего рынка. Петр I энергично берется за укрепление промышленности. Уже в годы Северной войны государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Особенно хорошо это видно на примере металлургии, но Петр создает мануфактуры и в легкой промышленности. Для мануфактуры характерно, в отличии от мелкотоварного производства, разделение труда, по преобладает еще ручной труд. Фабрика - производство, на котором при разделении труда господствует уже машинное производство. Характер русской мануфактуры - один из самых спорных моментов в дискуссии о возникновении в России капиталистических отношений. Дело в том, что для капиталистической мануфактуры характерен наемный труд. Русская же мануфактура основывалась на труде крепостных, зависимых людей. Крестьяне "приписывались" к заводам и вынуждены были часть года или все время работать на них. Правительство усиленно прикрепляло к мануфактурам также "гулящих" людей, "татей". Специальным указом Петр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причем, такие крестьяне числились не лично за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они назывались посессионными и могли продаваться только со всем предприятием.

Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства. Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится ясной и четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия и, прежде всего, указ о единонаследии 1714 г. и "Табель о рангах", изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде, что вело к прекращению дробления земельной собственности и содействовало укреплению дворянского сословия. Но главное значение этого указа все-таки не в этом. В результате его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которые существовали в России на протяжении предшествующих нескольких столетий. На смену им пришла единая земельная собственность, пользование которой однако было регламентировано еще больше, чем при поместной системе.

Были проведены меры и в интересах купечества, городских жителей. В 1720 г. был учрежден Главный магистрат. Изданный в 1721 г. регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название - "подлые люди".

Огромное значение для унификации и правового оформления низших сословий в государстве имело введение новой системы обложения. С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения, причем, в отношении уклонявшихся от переписи применялись самые крутые меры. В ту пору на бескрайних российских просторах обычной была процессия, состоявшая из переписчика-офицера, за которым следовал палач с кнутом и удавкой. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Но реформа имела и другую сторону, которая привела к унификации низших сословий. Ряд промежуточных категорий населения (однодворцы, половники), а также всякого рода гулящий люд, холопы были записаны в "тягло" и таким образом уравнены с крепостными крестьянами, юридическое положение которых уже мало отличалось от прежних холопов. Новый прямой налог был в 2-2,5 раза больше суммы всех прежних прямых налогов.

Все эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым - дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе со всемогущим монархом.

Краткая биография Петра I. Значение его личных качеств

XVIII век открывается сложной и противоречивой эпохой петровских реформ. Будущий великий преобразователь родился в день Исаакия Далматского, 30 мая 1672 г. от брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Большое и, скорее всего, негативное воздействие на его формирование оказала борьба, которая развернулась при дворе. В 1676 г. умер Алексей Михайлович, передав престол старшему из сыновей - Федору Алексеевичу. Тот правил недолго - умер в 1682 г. Престол оказался в руках родственников царя от второго брака - Нарышкиных. На нем сидел 10-летний Петр. Однако родственники Алексея от первого брака - Милославские сумели нанести ответный удар. В мае 1682 г, им удалось инспирировать стрелецкий бунт. Стрельцы - "служилые люди по прибору", были значительное время одной из главных военных сил государства. В конце XVII в. положение их ухудшилось, постоянно находились поводы для недовольства условиями службы. Их выступления - не проявления классовой борьбы, а бунты солдатской массы.

Петр видел, как бородатые стрельцы громили сторонников Нарышкиных. Видимо, не раз потом в подмосковном Преображенском, куда вынуждена была выехать его мать, Петр вспоминал эти события. А на русском престоле стараниями Милославских к нему присоединился Иван - сын Алексея от первого брака, теперь они царствовали вместе.

Петр проводил время в играх, носивших военный характер. Часто посещал Кокуй - слободу, населенную немцами. Здесь была и "дама сердца" Анна Монс - брак Петра с Евдокией Лопухиной оказался неудачным.

В 1689 г. "двоевластие" кончилось. Благодаря удачно сложившимся обстоятельствам царевна Софья - главное лицо в партии Милославских - была свергнута. Петр стал "самодержцем".

В такой драматической обстановке формировался характер Петра, поражавший современников уже в зрелом возрасте. Современников удивляли его демократизм, стремление разрушать казалось бы незыблемые традиции. Подобно тому, как Екатерину II будут называть "философом на троне", Петр был на троне "революционером". Конечно, "революционность" эта была своеобразной. Оборотной стороной ее был режим абсолютистской власти, который до Петра никогда не достигал такой интенсивности. Одним из ключевых понятий в мировоззрении Петра было понятие "служба", которая понималась как служение государству. Но при этом с государством Петр отождествлял самого себя. Вся жизнь, война, реформы рассматривались царем как постоянная учеба, школа. Место Учителя он отводил себе. В характере Петра, его деяниях много черт западноевропейского Рационализма. Здесь и его практицизм, стремление быть технократом. Но нельзя отрывать Петра и от родной почвы. Во многом эта личность была порождением предшествующего развития России. Идеи патернализма, т.е. убеждение в том, что только он знает достоверно, что нужно народу, уходят своими корнями в XVI-XVII вв. Не впадая в преувеличения, надо видеть, что Петр был суровым, жестоким человеком. Характеристику Петра можно закончить его портретом, который донес до нас датский посланник: "Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен".

Вот такому человеку и суждено было сыграть выдающуюся роль в истории России начала XVIII в., с его именем связана и внутренняя и внешняя политика этого периода. Наша работа посвящена рассмотрению роли Петра I в области государственно-правовых реформ того времени.

Результаты жизни и правления Петра Великого

Итак, после рассмотрения эпохи петровских реформ, можно подвести итоги и сделать следующие выводы.

Большинство историков выделяет три этапа в реформах Петра I. Первый этап (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления; установление рекрутской системы.

Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой военной политики, широкое строительство флота; учреждение законодательства; перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. Преобразования Петра не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Но тем не менее петровские реформы были достаточно решительными, глубокими и касающимися самых важных сфер российской действительности. Отдельные реформы были и достаточно хорошо обдуманными, проработанными, комплексными. В любом случае реформы Петра оказали ни с чем не сравнимое воздействие на Россию, ее дальнейшую историю.

Тема российского абсолютизма всегда привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных историков и юристов. Которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма. Западноевропейские историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским государством, ссылаясь на "российскую исключительность", "преемственность" и "тоталитаризм", тем самым находя много общего между этими историческими периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но "российский абсолютизм" мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии - к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха.

Время возникновения абсолютной монархии на территории России - вторая половина XVIIв., а окончательное ее оформление - первая четверть XVIIIв. Историко-правовая литература не дает однозначного понимания абсолютизма. К таким спорным вопросам необходимо отнести следующие: классовая сущность абсолютизма, его социальная база, причины образования абсолютизма, соотношение понятий абсолютизма и самодержавия, время возникновения абсолютизма и этапы его развития, историческая роль абсолютизма в России. Российское государство имело как общие с другими государствами, так и специфические причины возникновения абсолютизма, сложившиеся в силу территориальных, внутри- и внешнеполитических особенностей. Все эти проблемы требуют дальнейшего изучения.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...