Роль сущ в предложении. Синтаксическая роль (чем является в предложении)

«Роль существительного в предложении».

Цель:

Знание и понимание

Размышлять/оценивать

Ожидаемые результаты:

А: Ученики знают роль имени существительного в речи; синтаксическую роль имени существительного в предложении; Б: Ученики могут определять синтаксическую роль имени существительного в предложении; С: Ученики умеют различать имена существительные, выполняющие разную синтаксическую роль в предложении; самостоятельно составлять предложения по заданной схеме и схему по предложению; аргументировать и делать выводы;

Учебник:

Русский язык , 4 класс «Атамура».

Оборудование к уроку:

презентация к уроку, карточки-задания для работы в парах, работы в группе.

Методы обучения:

проблемный, частично-поисковый, руководство работой учащихся с учебной литературой.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

вызов

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.

Момент.

Психологический настрой.

Доброе утро! Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь! А теперь улыбнитесь мне! Я ловлю ваши улыбки и хочу пожелать вам хорошего дня.

(Прослушивание позитива «Рецепт хорошего дня»)

Удачи вам, мы начинаем урок!

Эмоциональный настрой на урок.

Целеполагание

Выйти на тему урока, создать мотивацию у учащихся, пробудить интерес

1. Деление на группы.
Дети получают фишки с изображением фруктов: апельсины, яблоки, бананы, груши, абрикос.
Повторить правила работы в группах.
Выбирают фишку и расходятся по группам Фишки с изображением фруктов

2. Стратегия «Лови вопрос»

Каждая группа составляет по пять вопросов по теме «Имя существительное» для других команд, затем происходит взаимоопрос.

Вопрос учителя:

Стратегия «Три правды, одна ложь»
А) Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
Б) Имя существительное в предложении является только подлежащим.
В) Имя существительное изменяется по числам.
Г) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

Найдите где ложь, а где - правда. Докажите.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Чему будем учиться на уроке? Работают в паре, обсуждают и находят ложное высказывание

ставят цель к уроку.

Осмысление

Изучение нового материала

Стратегия «Научная лаборатория»
Давайте проведем небольшое исследование и проверим правильность наших суждений и посчитаем части речи. (каждая группа выбирает карточку с текстом)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес.

Качая клювом и хвостом,
Будильник ходит под окном.
На лапах – шпоры, сам – с вершок, А на макушке – гребешок.

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

Звёзды меркнут и гаснут.
В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.

Читают текст, считают слова разных частей речи, обсуждают, делают вывод.

Групповая работа

Бодрячок «Солнышко лучистое»

Выполняют движение под музыку видеоролик

Самостоятельная работа.

Игра «Найди и докажи»
Найдите все имена существительные, определите, каким членом предложения они являются.
1. Чистый источник вытекал из расщелины горы.
2. Учёные открыли новые источники минеральной воды.
3. Стремительные потоки воды
- Сделайте вывод, каким членом предложения может являться имя существительное?

Игра «Собери мозайку» .

Грибы.

Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.

Составить из слов предложения.
В группах из этих предложений составьте связный текст.
Прочитайте, что у вас получилось?
Определите роль существительных в предложении. Придумайте продолжение этой истории 3-4 предложения.

Приём «Рыночная палатка» .

Записывают предложения в тетрадь и определяют синтаксическую роль существительного.

Составляют предложения из слов. Составляют текст из предложений.
Придумывают продолжение рассказа.

Рефлексия

Закрепление изученного материала

1 уровень: Закончи предложение
Имя существительное в предложении может быть….
2 уровень: Найди существительные, подчеркни, как члены предложения.
На небе тускнеют и гаснут последние звёздочки.
3 уровень: Составь и запиши 3 предложения, используя название фрукта своей группы. Определи роль существительных в этих предложениях. Выполняют разноуровневые задания Карточка с заданиями Взаимооценка по ключу 1-2 задания с занесением в лист оценивания Обучение талантливых и одарённых учеников

Индивидуальная работа

Стратегия «Гора успеха»

Возьмите фигурки человечков, напишите свои имена, прикрепите фигурку на гору. Оцените свою работу на уроке:
- Почему ты отметил себя именно на этой отметке?
Лист обратной связи

Индивидуальная работа

Лист обратной связи
Закончи предложения.
- Сегодня на уроке я на вершине, потому что…
- Сегодня на уроке я не на высоте, потому что… Заканчивают предложения Плакат с изображением горы, фигурки человечков.

Индивидуальная работа

Дом.зад.

Упражнение в учебнике.

Рефлексивный отчёт по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков.

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Роль существительного в предложении.

Цель:

Знание и понимание

Учащиеся повторят и обобщат знаний об имени существительном.

Применять/ анализировать/синтезировать

учащиеся смогут определение его роли в предложении в процессе групповой и индивидуальной работы и активного взаимодействия друг с другом посредством взаимопроверки.

Размышлять/оценивать

Вести размышление при синтаксическом разборе предложения.

В ходе работы на уроке я старалась внедрить все семь модулей Программы, применяя их на различных этапах. На протяжении всего урока была работа с интерактивной доской.

Урок начался с позитивного психологического настроя под приятную музыку, с улыбкой на лицах дети слушали стихотворение о любимом предмете. Далее я использовала приём «Выбери фрукт», чтобы разбить детей на группы. Каждый ученик выбрал себе фрукт и в зависимости от названия должен был найти членов своей группы. Дети с удовольствием разошлись по группам, потому что им эта работа стала привычной и любимой.

После этого на стадии вызова я сначала предложила детям ответить на толстые и тонкие вопросы, которые подготовили их к новой теме.

Затем дети определили тему, обозначили цели урока.

Все вместе вспомнили правила работы в группе. В группах были выбраны ответственные, которые проверили домашнюю работу учащихся и назначили спикеров для работы у доски.

Далее следовала работа по группам, Стратегия «Научная лаборатория»
Давайте проведем небольшое исследование и проверим правильность наших суждений и посчитаем части речи.
.

Затем мы играли в разные игры на закрепление темы урока Игра «Найди и докажи», Игра «Собери мозайку», Приём «Рыночная палатка» .

В качестве проверочной работы был проведён открытый тест с последующей самопроверкой и самооцениванием.

Итогом урока явилась оценочная рефлексия. Использовался Стратегия «Гора успеха»

Дети ставили себе оценку. На этапе рефлексии учащиеся говорили о том, что им понятно, что осталось сложным для понимания, о чём бы ещё хотели узнать.

На протяжении всего урока я наблюдала за работой групп и каждого ученика в отдельности. Стоит ещё поработать над тем, чтобы наладить работу консультантов, которые помогут в получении знаний своим товарищам, нуждающимся в дополнительном объяснении нового материала.

Итак, что же у меня получилось?

Считаю, что удалась работа в группах, потому что её применяю систематически. Удалась форма работы в парах, во взаимооценивании. Ученики работали слаженно, активно, старались участвовать в обсуждениях, стремились выступать в защиту работы группы. Стоит отметить ребят с высокой мотивацией: они стремились быть и спикерами, и секретарями.

Я думаю, что в ходе урока мне удалось внедрить все семь модулей обучения:

ИКТ – презентация к уроку.

Критическое мышление – написание продолжения текста.

Диалоговое обучение – на протяжении всего урока прослеживался диалог «учитель - ученик », «ученик - ученик».

Работа с одарёнными и талантливыми детьми – выступление с заранее подготовленным материалом (презентация)

Оценивание – оценивание в группах, затем взаимооценивание групп и самооценивание, устная похвала.

Лидерство - с моей стороны, как учителя, а в группах лидером обязательно был кто-то из учеников.

Новые подходы в преподавании - групповая форма работы, использование ИКТ, критическое мышление, оценивание, физминутки.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи русского языка, которая отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”. Так какую роль выполняет существительное в устной и письменной речи: коммуникативную, изобразительную или номинативную и по каким признакам эта функция определяется?

Имена существительные в русском языке – это особый класс слов, которые обозначают предмет в широком значении и отвечают на вопросы – Кто? Что? (например: лампа, цыпленок, вьюга, собеседник, зерно ). Существительные указывают на род, число и одушевленность (неодушевленность) называемого предмета. Данная часть речи начинает изучаться в 4 классе.

Функции существительных в речи

Роль существительных в русском языке предполагает три основные функции, которые они выполняют в устной и письменной речи:

  • Коммуникативную – существительные используются в качестве инструмента для общения и передачи информации (например: Ребята договорились пойти в кино . У Кати есть запасной карандаш .).
  • Изобразительную – существительные употребляются как художественные элементы повествования, тропы, элементы сравнений, метафор и др. (например: Волосы блестят, как золото . Музыка затронула струны души ).
  • Номинативную (назывную) – существительные называют предметы, лица, явления (например: Это стол . Вон река Волга ).

Роль многозначных существительных

В русском языке существуют многозначные существительные, которые имеют несколько значений (сравните : Мама взяла малыша за ручку и Паша купил ручку с синими чернилами ). В зависимости от речевой ситуации такие слова могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении (например: Гималайские горы очень высокие. – После отдыха он готов горы свернуть ). Многозначные существительные обогащают речь, позволяют придать ей большей выразительности, создать особую стилистическую окраску сказанного либо написанного.

Роль существительных в предложении

Синтаксическая роль существительного зависит от того, какую функцию они выполняют в предложении. Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Примеры употребления имен существительных в роли разных членов предложения:

  • Подлежащее Девочка весело смеется. Стол стоит у окна .
  • Дополнение Я дочитал книгу . Маше подарили мяч .
  • Сказуемое Ваня – студент .
  • Определение Учитель поставил четверку с плюсом .
  • Обстоятельство Лисенок спрятался в нору .

Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов. С грамматической точки зрения в предложении есть члены - главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только

Синтаксическая роль существительного

Как правило, выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения. В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж. Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.

Синтаксическая роль имя прилагательного

Наиболее частая роль прилагательного в предложении - согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.

Синтаксическая роль наречия

Обычной ролью наречия является обстоятельство - образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.

Синтаксическая роль глагола

Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните - это также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.

Синтаксическая роль причастия

Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения. Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм. Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.

Синтаксическая роль деепричастия

Деепричастие в предложении выступает только обстоятельством. Однако в составе оно может стать другим второстепенным членом предложения, но важно помнить о том, что оборот рассматривается как единое целое.

Синтаксическая роль местоимения

Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения - в зависимости от контекста.

Синтаксическая роль числительного

Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.

Тема Роль существительного в предложении.

Цель: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имён существительных.

Ожидаемые результаты:

А: Ученики знают роль имени существительного в речи; синтаксическую роль имени существительного в предложении;

Б: Ученики могут определять синтаксическую роль имени существительного в предложении;

С: Ученики умеют различать имена существительные, выполняющие разную синтаксическую роль в предложении; самостоятельно составлять предложения по заданной схеме и схему по предложению; аргументировать и делать выводы;

Ход урока.

1 . УЧИТЕЛЬ:

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Начинается урок.

1.2 «Шкатулка пожеланий»

Передать шкатулку по кругу и при этом пожелать удачи своему товарищу..

1.3 Начинаем наш урок

Он пойдет вам в впрок

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать

Всем работать отвечать.

ученики

Казахстан, ты - Родина моя!

Здесь люди все как одна семья.

Казахстан, ты могуч и высок,

Пусть струится твой водный исток!

Казахстан, ты красив и богат,

Твоим достижениям каждый здесь рад!

Казахстан – ты Родина-мать,

Мы будем беречь тебя и защищать!

Казахстан, как красива твоя природа

И в горах ископаемых очень много,

По реке-Иртышу плывут корабли,

И нефть добывают с зари до зари.

В твоём поднебесье Орёл парит,

И с солнца лучом душа говорит.

С народами всеми мы мирно живём

И песни о жизни и счастье поём.

Как символ достатка всем твой Байтерек!

Пусть будет здесь счастлив любой Человек!

Сегодня не просто урок русского языка, а урок –путешествие по городам казахстана. Каждый город приготовил нам свои задания. Готовы в путь?

Ребята сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.

1.Внимательно прочитайте задания.

2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции

3.Работайте дружно.

4.Уважайте мнение товарищей.

1 остановка – начало пути г.Сатпаев.(ролик)

Ученик.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Будь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей

Давайте вспомним их, друзья!

Задание.

- Откройте конверт. Расставьте слова так, чтобы получилась пословица.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

Человек без Родины, что соловей без леса

Если не нашел счастье на Родине, не обретешь и на чужбине

- Дайте объяснение пословицам.

- Что значит для вас Родина?

-какой частью речи оно является?

-какую роль оно играет?

-Назовите тему и цель нашего урока.(Роль существительного в предложении).

А для того чтоб узнать в какой город мы с вами отправимся дальше, нам нужно выполнить

Упражнение «Карусель» * дано лексическое толкование слов:

Переход через реку - ….?

Дикий лесной зверь, любит мед - …?

Знак вычитания - … ?

Подземная железная дорога - …?

Диван, стул, кровать – одним словом - …?

Явление природы в зимнее время года с ветром и снегом - …?

Вопрос учителя:

Как вы думаете, написание всех слов с какой буквы? Итак, следующая остановка в городе кокчетав. Кокчетав нам предлагает запомнить и добавить в корзину словарных слов, новое слово на букву М.

Словарное слово: МОГУЧИЙ

Могучий - Мощный, сильный, могущественный, крепкий. (составить по одному словосочетанию со словом МОГУЧИЙ)

Могучий город. Могучая страна. Могучая армия. Могучая столица.

Некогда в тридевятом царстве,

В дружном школьном государстве

Жил-был славный мудрый царь,

Справедливый государь.

Долго он страною правил,

Всех он учиться заставил.

И однажды захотел

Подвести итог всех дел.

И во все страны концы

Были посланы гонцы:

Разузнать и доложить:

Хорошо ли в той стране жить.

Прибежал один гонец.

Что я видел, царь-отец!

Много знаний в царстве есть,

И чудес на нем не счесть.

Русский дети обожают,

С интересом изучают!

Тут вбежал другой ганец.

Батюшка, наш царь-отец!

Подтвердить бы это рад,

Да беда пришла в наш град.

Ученик объявился,

Он учиться разленился.

Ваней мальчика зовут.

Что с ним делать, не поймут.

Царь подумал и сказал…

Будем Ване помогать.

Продолжаем наш путь. Город…………

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар,окно,природа.

Изменяюсь по числам,по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я...(существительное).

Задание. Составить кластер на тему «Существительное»

Молодцы! Вы справились с заданием.

Устали? Пора отдохнуть. Город-физминутка.

Продолжаем нашу работу. Город-…………… Чтоб узнать в какой город мы с вами приехали, для этого нужно выполнить задание.

Что за путаница слов?

Перепутано все вновь!

Предлагаю срочно вам

Все расставить по местам.

Перед вами текст, в нем пропущены слова, предлагаю вам вставить существительные и определить каким членом предложения они являются.

Алматы - самый большой _______________ Казахстана, расположенный на юго-востоке Республики Казахстан, в предгорьях Заилийского Алатау. Город Алматы всегда считался ____________, окруженным великолепными Тянь-Шанскими елями. Много ______ подряд снежные вершины могущественного Зайлийского Алатау, взмывающие к небу, создают впечатление величественной _________. Жители и гости южной столицы могут посетить 5 стадионов, ипподром, высокогорный _______ Медео расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря.

Город, городом-садом, веков, охраны, каток

Здесь было установлено более ста мировых ___________. Живописные ______ являются визитной карточкой Алматы. Вы сможете насладиться их видом поднявшись по канатной ___________ на высшую __________ города Кок-Тобе («голубая гора»), находящуюся на высоте 1,130 метров над уровнем моря. От Чимбулака дорога ведет к снежным ____________, популярным среди альпинистов и горных восходителей.

Рекордов, горы, дороге, точку, вершинам

В удивительном горном ущелье Бутаковка расположен восхитительный _______________ высотой 1860 метров. Это идеальное место для того, чтобы окунуться в неизведанный заповедный ______________ разнообразия флоры и фауны.Через Большое Алматинское озеро пролегает самый короткий _________ к песчаному побережью озера Иссык-куль, которое находится в Киргизии.Стремительные горные течения, свежесть городских фонтанов, великолепие площадей производят незабываемое впечатление на __________ южной столицы – Алматы.

Водопад, мир, путь, гостей

Молодцы. каким членом они являются? Что вы знаете о дополнении, обстоятельстве?

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их, без промедления

Тут же отыщутся дополнения.

Обстоятельство

На вопросы: Где? Когда?

Как? Откуда? И куда?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.

Семь вопросов – просто чудо!

Их запомнить просто так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? И Как?

О каком городе шла речь? Предлагаю вам просмотреть видеоролик о городе Алматы

-Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы приехали в нашу столицу Астану. какое событие проходило в летом в Астане? С чем оно связано?

Астана предлагает нам задание.

Стихотворение.(читает ученик)

Не сразу всё устроилось,

Текст не сразу строился

Сначала возникли звуки,

Потом появились слова.

Мы свяжем слова по смыслу,

Добавим побольше мысли.

Превратим наше творение

В предложения,

А затем в текст.

Выполнение Задания №3 Прием «Пазлы» (Дан текст, разрезан на части)

Собрать пазлы, найти и выписать из выделенных предложений существительные в роли подлежащего.

Казахстан – страна процветания.

Астана – город мечты.

ЭКСПО 2017 – выставка технологий

Стихотворение о ЭКСПО

Энергия будущего всем нам нужна,

Для нас и для всех поколений.

Чтоб развивалась наша страна,

И не прошли даром ученых стремления.

Проведение EXPO в нашей стране,

Событие важное, громкое.

Энергию в ветре, в солнце, в воде,

Должны использовать строго мы.

От форума этого зависит немало,

И энергия, и экология.

Похоже, время такое настало,

Что меняться надобно опытом.

Долг молодежи нашей и детей,

Приумножить знания предков.

Чтоб цвет наших полей и степей,

Оставалось зеленых оттенков!

Рефлексия.

- Сегодня, ребята, мы провели урок в необычной форме. О том, понравился вам этот урок или нет, вы поясните.

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Спасибо вам, ребята, за работу.

Сорока Ольга Александровна

КГУ «ОСШ № 56» учитель начальных классов

Тема. Роль имени существительного в предложении

Цели урока:

Обучающие:

Развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи.

Развивающие:

Формировать умение правильно использовать имя существительное как синтаксическую единицу, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому языку, толерантность, чувство взаимопомощи, патриотизм.

Оборудование : учебники, тетради, опорный материал, компьютерная презентация.

Оргмомент.

Учащиеся сидят группами, по 5-6 человек в каждой.

Тип урока : интегрированный

Технология обучения: элементы интерактивной и информационно- коммуникативной технологий, элементы развивающего обучения, элементы межпредметной интеграции, элементы личностно-ориентированной технологии, КСО.

Ход урока:

Речь учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Вместе с изучением роли имени существительного в предложении мы обобщим знания из познания мира. Повторяя правила синтаксиса, закрепляя ваше умение синтаксического разбора, будем беседовать о нашем родном государстве Казахстане, о символах РК, знаменательных датах и событиях.

Давайте оформим тетради и приступим к работе (число, классная работа).

Повторение изученного по познанию мира:

Как называется наше государство?

Какой большой праздник отмечало наше государство 16 декабря?

- 16 декабря весь наш народ отмечает праздник «День независимости». (Слайд №1) Независимость – это когда страна сама решает все свои вопросы. Вопросы трудные – политического, экономического, социального характеров. Независимость Республики подтверждается тем фактом, что Казахстан сегодня идет своим путем. 16 декабря 1991 года был провозглашен этот праздник.

- В стране происходят добрые перемены, вселяющие радость и надежду. Обретя независимость, наш народ избрал своего президента – Назарбаева Нурсултана Абишевича (Слайд №2).

Была принята новая Конституция, Казахстан признали более ста стран мира. Казахский язык обрел статус государственного.

На каллиграфическую минутку.

Над Казахстаном орел молодой
Стал символом счастья, свободы.
Раскинул он крылья над нашей страной
И дружбой сплотил он народы.

Как и все государства, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. День рождения государственной символики – 4 июня 1992 года. (Слайд № 3)

Вот уже 20 лет национальной независимости Казахстана сопутствуют государственные символы. Это Государственный Герб Республики Казахстан, Государственный Флаг Республики Казахстан, Государственный Гимн Республики Казахстан (рассказы подготовленные учащимися о государственных символах).

1 ученик: (Слайд № 4) Герб Казахстана имеет форму круга. В мире совершенной формой считается шар. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент очень ценится у кочевников. Центральным элементом является шанырак, который олицетворяет собой очаг, целостность мира и является символом первоосновы государства - семьи. Шанырак с входящими в него лучами олицетворяет объединение многих народов. Важная часть герба - два мифологических коня, т.к. вся жизнь кочевников связана с конем. Кони как бы оберегают шанырак с двух сторон. Пятиконечная звезда использована как символ счастья, мира, знака вечности. Звезды наравне с луной и солнцем считались священными. Поэтому на нашем Гербе золотая звезда является символом высоких помыслов и зовущей за собой мечты, слово «Казахстан» вычерченное на Гербе, сложилось в результате длительного развития казахской нации. Колосья обозначают богатство Родины.

2 ученик: (Слайд № 5) Флаг Республики Казахстан голубого цвета, что символизирует единение и безоблачное небо, мир и благополучие. Золотое солнце с лучами -символизирует богатство и покой, лучи- дружбу всех народов, проживающих в стране. Парящий степной орел символизирует щедрость и зоркость, высоту помыслов.

3 ученик: (Слайд № 6) Государственный Гимн Республики Казахстан это произведение, вобравшее в себя всю глубину народного богатства, его историю, мечты, чаяния, цели и стремления. В жизни любого государства гимн играет большую роль. Он сплачивает граждан страны. Им открываются официальные встречи руководителей государств. Гимн исполняют на торжественных праздниках, военных парадах, спортивных соревнованиях. Слушают Гимн стоя, показывая уважение к главной песне своей страны.

Каллиграфическая минутка.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

- Давайте подготовим ваши пальчики к работе, поднимите правую руку и повторяйте за мной:

Этот пальчик (большой) – дедушка,

Этот пальчик (указательный) – бабушка

Этот пальчик (средний) – папа,

Этот пальчик (безымянный) – мама,

Этот пальчик (мизинец) – я,

Вот и вся моя семья. (потрясти руками).

На доске записано слово символы.

Прочитайте это слово, закройте глаза и произнесите его вслух.

Давайте закроем глаза и попробуем прописать слово «символы» в воздухе.

Давайте посмотрим, как звучит это слово в предложении .

На доске: Приняли новые государственные символы. (Выделить главные члены предложения)

Что такое грамматическая основа? (главные члены предложения)

Назовите главные члены предложения?

Назовите второстепенные члены предложения?

Какую большую тему мы изучаем? (имя существительное)

Что такое имя существительное? (имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что?)

Как членом предложения чаще всего является имя существительное? (имя существительное чаще всего в предложении является подлежащим)

Каким еще членом предложения может быть имя существительное? (дополнением)

Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

(Имя существительное)

-Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи.

Послушайте стихотворение А.А. Фета и ответьте, в чём его необычность?

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пышность розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря, заря!..

Афанасий Фет.

( Стихотворение состоит практически из одних существительных, а нам все понятно )

Вот какая замечательная и интересная часть речи – имя существительное. Буквально каждое наше второе сказанное слово – существительное. Сколько же их в стихотворении Фета? Назовите их.

Ребята, посмотрите внимательно, если в этом стихотворение глаголы?

Можно сказать, что это стихотворение «безглагольное»?

Какой пейзаж мы с вами представляем, когда слышим это стихотворение?

( Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно состоит из существительных. Здесь нет глаголов, которые бы совершали действие. Оно «безглагольное», в нем нет резкого движения. Но мы видим пейзаж, который описывает автор. Все вокруг замирает от восторга и умиления, глядя на героев. Их светлое и чистое чувство подобно заре, такое же светлое чувство поселяется и в душе после чтения стихов поэта .)

Всю эту смысловую нагрузку несут существительные. Вот какая важная эта часть речи.

О, Казахстан, как ты велик!
Люблю тебя за твой могучий лик:
За степи, горы, реки и моря,
За то, что ты – Родина моя!

На слайде № 7 записано два предложения.

Народ избрал.

Народ избрал своего президента

- Посмотрите на эти два предложения и скажите, чем они отличаются друг от друга?

Предложения, которые состоят только из грамматической основы, называются нераспространенными. А предложения, в которых есть второстепенные члены, называются распространенными.

Давайте прочитаем правило в учебнике, откройте учебники на стр. 129.

Какие предложения называются нераспространенными? Какие предложения называются распространенными?

Задание по группам: слайд №

1 группа: ВЫПИСАТЬ НЕРАСПРОСТРАННЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

2 группа: ВЫПИСАТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Запись предложения: Слайд № 8

Мой Казахстан! Ты – Родина моя!
Твоих степей бескрайние просторы
Душой и сердцем я люблю.
Люблю твои серебряные горы.
Я верю, что наступит новый век,
Пройдут года серьезных испытаний .
Придет на смену новый человек.
И принесет он много новых знаний.

Запишите и подчеркните все имена существительные, которые есть в этом стихотворении.

Назовите грамматическую основу этого предложения (пройдут года)

Давайте подчеркнем грамматическую основу. Какой частью речи выражено подлежащее? Какой частью речи выражено сказуемое?

Вопрос на сообразительность:

Почему в предложении слово испытаний является дополнением, ведь оно, как и слово года, тоже является существительным? Значит, и оно может быть подлежащим. Опровергните мой ответ или согласитесь.

(Не может слово испытаний быть подлежащим, потому что оно, отвечает на вопрос чего?, а подлежащее отвечает на вопросы Именительного падежа кто?, что?)

На какие два вида делятся члены предложения? (Главные Второстепенные)

Назовите их. (подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение)

На какие вопросы отвечает подлежащие? Кто? Что? (Вопросы именительного падежа) Кто такой предмет? Что такое предмет?

На какие вопросы отвечает сказуемое?

На какие вопросы отвечает обстоятельство

Где?

Куда?

Откуда?

Как подчёркивается? __________ _ _ _ _ _

На какие вопросы отвечает дополнение?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?

(Вопросы косвенных падежей)

Какую синтаксическую роль выполняет имя существительное в нашем предложении? (подлежащее и дополнение)

Значит, имя существительное может быть и подлежащим и дополнением.

Давайте прочитаем правило на стр. 130

Чтобы закрепить вопросы косвенных падежей, давайте с вами просклоняем слово человек.

Ребята, а кто знает, сколько человек проживает в Казахстане?

- Современный Казахстан – стремительно развивающееся государство. В Казахстане единой семьей живет 15 миллионов человек, представителей более ста национальностей и народностей. На казахском, русском, уйгурском, немецком, корейском, татарском языках издаются книги и газеты, работают национальные театры, эстрадные ансамбли, передаются национальные программы радио и телевидения. Всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее: Мы - народ Казахстана. И в этом Казахстан - уникальное государство, с многообразием культур и религий.

1 чтец: Дружба народов не просто слова.

Дружба народов навеки жива,

Дружба народов - счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете.

2 чтец: Дружба народов - бескрайний простор,

Мир и согласие, девичий хор,

Звонкая песня его, молодого,

Сад винограда возле дома родного.

На заключительный этап урока

О, Казахстан, страна моя,
Совсем иным ты стал при нас,
Что ты когда-то жил страдая,
Нам трудно верится сейчас.

Что значит независимое государство?

Слайд № 9

- 16 декабря 1991 года является Днём Независимости РК. Давайте проследим, какие события происходили со дня приобретения статуса независимости.

В 1 декабря 1991 года впервые в истории прошли всенародные выборы первого президента республики. При абсолютном большинстве голосов им стал Н.А. Назарбаев.

Слайд № 10

2 октября 1991 года впервые в космос устремился сын казахского народа Т. Аубакиров. Своим полётом он возвестил на всю планету, обретённую Казахстаном свободу и независимость.

Слайд № 11

В 1993 году была выпущена национальная валюта тенге.

Слайд № 12

30 августа 1995 года –принята новая Конституция Республики Казахстан

Слайд № 13

30 сентября 1996 года - Казахстан подписал Договор о запрете ядерных испытаний в г. Семипалатинске

Игра «Составь пословицу» Слайд № 14

Как вы понимаете пословицу: «Тот герой, кто за Родину горой»?

Казахстан – наше Отечество, наша Родина. Что значит Отечество? А почему мы его называем Родиной?

Сейчас вам предстоит составить пословицы про Родину из слов, которые вы видите на доске. На доске написано только начало, вам нужно вспомнить продолжение. Каждая команда составляет по две пословице. Какая команда справится быстрее

Одна у человека мать -…(одна и Родина)
Тот герой…(кто за Родину горой)
Для Родины своей…(сил не жалей)
Не будь сыном отца…(а будь сыном народа).

Итог урока:

- Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, чтобы вспомнить все, о чем мы с вами говорили на уроке. Каждой команде я буду по очереди задавать вопросы, если одна команда не знает ответа на вопрос, то вопрос переходит к следующей команде.

    Какой город является главным городом Казахстана? (Астана)

    Почему? (Это столица.)

    Что такое имя существительное?

    Какую синтаксическую имя существительное выполняет в предложении?

    Когда отмечается День Независимости Республики Казахстан?

    Какие государственные символы есть у Казахстана?

    Назовите главные члены предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

    Назовите второстепенные члены предложения? Что такое дополнение?

    Что мы можем сделать для процветания нашей республики, нашего государства?

    Когда была принята национальная валюта тенге?

Домашнее задание. Слайд № 16

Стр. 129, 130 выучить правило

Стр. 130 упр. № 293



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...