Россия-Литва: системный кризис отношений. Литовско-российские отношения

Существует целый ряд факторов, определяющих активное экономическое взаимодействие России и Литвы . Среди них - сам факт наличия общей границы между двумя странами, зависимость России от инфраструктуры Литвы в связи с изолированным положением Калининградской области. Также следует обратить внимание на характер литовской экономики и заданные им особенности. Прежде всего, это небольшой размер страны, который вынуждает поддерживать хозяйственные связи с возможно большим числом соседей, поскольку масштабы внутреннего рынка не позволяют достичь высокого уровня самообеспеченности необходимой продукцией. Недостаточная ресурсообеспеченность и незавершенность присоединения к единой энергетической инфраструктуре ЕС предопределяют необходимость поставок с востока. Кроме того, факт пребывания и формирования в его рамках системы экономической взаимозависимости регионов способствует сохранению контактов между двумя странами.

Несмотря на сохраняющуюся напряженность в отношениях России и Литвы, экономические связи между двумя странами по-прежнему интенсивны. Россия является главным внешнеторговым партнером Литвы, занимая первое место по объему экспорта и импорта, хотя доля России по этим показателям в последний период времени заметно снизилась [Таблица 1], что обусловлено присоединением Литвы к антироссийским санкциям и ответным эмбарго, распространяющимся на ряд наименований литовской продукции. В то же время доля во внешнеторговом обороте России в I квартале 2017 г. составила всего 0,57% (36 место): доля Литвы в экспорте составила 0,77% (30 место), а в импорте - 0,2% (56 место). Показатели аналогичного периода 2016 г. составляют 0,67% (29 место), 0,93% (23 место), 0,23% (54 место) соответственно .

Таблица 1. Место России в экспорте и импорте Литвы, % (рассчитано по источнику )

В абсолютных значениях экспорт Литвы в Россию в 2016 г. составил 3354 млн. долл., а импорт из России - 3939,1 млн. долл., по сравнению с предыдущим годом данные показатели сократились на 2,9% и 13,5% соответственно. На первый взгляд, данные цифры позволяют судить о том, что в экспортно-импортных отношениях Россия и Литва выступают примерно «на равных». Однако такие показатели объясняются особенностями литовской статистики, учитывающей реэкспортные операции. Данный факт приобретает особое значение в связи с тем, что доля товаров собственно литовского происхождения во взаимной торговле в 2016 г. составила всего 8,9%. В связи с этим Литва испытывает хронический дефицит торгового баланса в торговле с Россией: в 2016 г. он составил 2051,6 млн. долл.; объем российского импорта почти в 6 раз превышает объем литовского экспорта. С учетом реэкспорта отрицательное сальдо принимает не столь большое значение в 585 млн. долл. [Таблица 2]

Украинский кризис, присоединение Литвы к и ответное эмбарго со стороны России, распространяющееся на ряд категорий товаров, а также изменения конъюнктуры на мировом рынке энергоресурсов привели к значительному падению объемов товарооборота между странами (если рассматривать продукцию, произведенную на их территории). В 2016 г. данный показатель сократился в 2,47 раз по сравнению с 2013 г. и составил 2878,9 млн. долл. против 7119,6 млн. долл. в 2013 г.[Таблица 2] К началу 2016 г., когда темпы падения несколько замедлились, поставки отдельных категорий литовских товаров сократились практически до нуля: мясная продукция перестала экспортироваться, продажи молока и молочных продуктов уменьшились на 94,3%, электромашин, оборудования - на 82,1%. Уменьшение объемов российского импорта во многом обусловлено падением цен на углеводороды (одинаковое или даже более значительное количество ресурсов торгуется по более низкой цене), а также диверсификацией поставок энергоносителей, осуществляемой в Литве.

Какова товарная структура российско-литовской торговли? По данным за I квартал 2017 г., Литва экспортирует в Россию продукцию машиностроения (27,75%), химической промышленности (20%), продовольствие и с/х сырье (19,78%), продукцию металлообрабатывающей отрасли (8,32%), текстиль и обувь (6,77%), продукцию деревообрабатывающей промышленности (6,14%). Среди отдельных товарных групп экспортируемой из Литвы продукции (в рамках приведенной выше статистики) продукции отдельно следует выделить поставки энергетического оборудования (17,17%), напитков (10,1%), пластмассы и пластмассовых изделий (8,11%), электрооборудования (5,04%), мебели (4,82%). Структура импорта из России характеризуется малой диверсификацией и низкой степенью обработки: углеводороды (71,63%), продукция химической промышленности (10,61%), металлообработки (6,33%), машиностроения (3,34%), продовольствие (3,34%), продукция деревообрабатывающей промышленности (3,1%). Доминирование ресурсной составляющей в российских поставках во многом обусловило падение объемов товарооборота (в денежном выражении).

Имеется ряд факторов, благоприятствующих развитию двусторонних торговых отношений и обусловливающих такую товарную структуру поставок. Их можно разделить на «психологическую» и «географическую» группы. К первой относятся многолетний опыт взаимодействия, как в советский, так и в постсоветский период (особенно велико было значение связей с Россией в первые годы после обретения независимости, когда вливание Литвы в евроатлантические структуры только начиналось); традиционно высокая репутация литовских товаров, берущая свое начало во времена СССР; повышенное внимание российских потребителей к импортным товарам по сравнению с отечественными (на этом фоне страны Балтии выгодно отличаются от более развитых стран-поставщиков, так как их товары несколько дешевле); отсутствие языкового барьера для взаимодействия, поскольку многие литовцы знают русский язык. К «географической» группе можно отнести фактор приграничного положения, а также сложившуюся в советскую времена модель размещения промышленных производств: в прибалтийских республиках традиционно строились предприятия, не отличающиеся ресурсоемкостью (легкой промышленности), а также рассчитанные на переработку ресурсов, поставляемых из внутренних районов СССР с целью поставок готовой продукции обратно и за рубеж (с учетом этого был построен в Мажейкяй, а также аналогичные НПЗ в белорусских Новополоцке и Мозыре). Негативное влияние на связи между странами оказывает продолжающийся кризис в отношениях между Россией и странами Запада, в стане которых находится Литва.

Инвестиционное сотрудничество между Литвой и Россией находится на довольно низком уровне. По состоянию на конец 2016 г., объем накопленных прямых российских инвестиций, поступивших в экономику Литвы, составил 273,48 млн. евро, или 1,96% от всех средств, вложенных в страну; Россия - 15 по значимости инвестор для Литвы. Накопленные прямые инвестиции Литвы в Россию на тот же период достигли 109,64 млн. евро, или 4,3% от всех средств, вложенных за рубежом; это 6 по значимости направление вложения капитала для Литвы [рассчитано на основе источника 11]. В свою очередь, для России Литва - 45 партнер по объему исходящих прямых инвестиций (0,1%) и 42 партнер по объему входящих прямых инвестиций (0,04%) [рассчитано на основе источника 3].

Интенсивность инвестиционных контактов также демонстрирует отрицательную динамику. Так, объем накопленных прямых инвестиций России в Литве к концу 2016 г. сократился на 89,36% по сравнению с 2013 г. - налицо резкий отток капитала. Подобная тенденция во многом обусловлена сокращением инвестиционных возможностей российских компаний, а также действиями литовских властей по недопущению чрезмерной концентрации российского капитала. Пик падения пришелся на II квартал 2015 г., когда ПИИ России составили 184,82 млн. евро, что позволяет говорить о том, что в настоящий момент объемы направляемых в Литву российских вложений постепенно возрастают. Что касается литовских инвестиций в Россию, то их объем на конец 2016 г. составил 107,27 млн. евро, что превышает показатель 2013 г. (65,98 млн. евро) .

Охарактеризовав общие показатели экономического взаимодействия, следует обратиться к рассмотрению узловых вопросов российско-литовских экономических отношений. Прежде всего, это проблема «энергетического империализма» , и вытекающее из нее стремление литовского руководства к диверсификации поставок энергоносителей. В частности, вплоть до 2014 г. «Газпром» был монополистом в части обеспечения страны природным газом. При этом закупочные цены находились на самом высоком в Европе уровне - 465 долл. за 1 тыс. м 3. Однако в октябре 2014 г. в Клайпеде начал работу плавучий регазификационный терминал сжиженного природного газа (СПГ) «Independence», арендованный у Норвегии, что позволило начать поставки из этой страны . В 2017 г. прибыл первый танкер с СПГ из США. Результаты принятых мер неоднозначны. С одной стороны, Литва добилась ликвидации монопольного положения «Газпрома»: в 2016 г. страна закупила 898 млн. м 3 российского газа, остальная часть была получена через терминал СПГ (ежегодное потребление составило 2,3 млрд. м 3 ). В 2014 г. «Газпром» снизил цену до 370 долл. за 1 тыс. м 3 . С другой стороны, существует ряд проблем. Так, трубопроводный газ по-прежнему дешевле, чем доставляемый морем СПГ, разница составляет 20 - 30%. В 2016 г. закупки у Норвегии осуществлялись по цене 250 долл., тогда как российский газ торговался менее, чем за 200 долл. Значительных затрат потребовало строительство инфраструктуры для поставок СПГ (101 млн. евро), а также аренда терминала (68,9 млн. евро ежегодно). Кроме того, мощность данного объекта составляет 4 млрд. м 3 газа в год, что почти в 2 раза превышает потребности страны. Предполагалось, что Клайпеда станет региональным газораспределительным хабом, осуществляющим снабжение других стран Балтии, однако они не заинтересованы в более дорогом газе, а также не желают нести расходы на интеграцию собственной газораспределительной инфраструктуры с литовской . Для реализации СПГ принят ряд законодательных мер, обязывающих энергетические организации закупать определенное количество газа, поставляемого в Клайпеду. По некоторым оценкам, розничные цены на газ в Литве на 30% превышают таковые в Польше, которая за счет российских поставок удовлетворяет до 75% своих потребностей в этом ресурсе . Кроме того, в целях преодоления зависимости от внерегиональных поставщиков планируется строительство газопровода GIPL (Gas Interconnection Poland - Lithuania), который позволит странам Балтии получить доступ к единой трубопроводной системе ЕС. В области электроэнергетики планируется выход из энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия - Россия - Эстония - Латвия - Литва) и синхронизация с электроэнергетической системой ЕС. В целом, представляется, что действия Литвы в этой сфере являются противоречивой (хотя и отчасти оправданной) мерой по укреплению энергетической безопасности.

Другой «болевой точкой» отношений в сфере энергетики является реализация Литвой «третьего энергетического пакета ЕС» в части введения ограничений на владение и эксплуатацию энерготранспортных и энергораспределительных систем для вертикально интегрированных предприятий. Литва имплементирует данные меры в наиболее жестком формате, который запрещает поставщикам ресурсов владеть сетями по их транспортировке. В связи с этим "Газпром» был вынужден продать свою долю акций (37,1%) в литовских газовых компаниях “Lietuvos dujos” и “Amber Grid”.

Традиционным элементом взаимодействия Литвы и России являются транспортные операции, а именно - использование литовской железнодорожной сети и Клайпедского морского порта для вывоза российских экспортных грузов, а также обеспечение транспортного сообщения с Калининградской областью. Однако следует отметить, что российско-литовские отношения в этой сфере не обладают основополагающим значением. В отличие от Латвии и Эстонии, Литва относительно мало зависима от объемов российского транзита: так, во втором квартале 2017 г. доля России в грузообороте железных дорог Литвы достигла лишь 17,1%, тогда как Белоруссии - 65,6%.

Казалось бы, проводимые российской стороной мероприятия по переводу транзитных потоков во вновь возводимые и реконструируемые порты Ленинградской области (Усть-Луга, Высоцк, Приморск) должны были привести к резкому падению объемов грузов, переваливаемых через Литву. Однако тесное транспортное взаимодействие с Белоруссией способствует тому, что грузооборот Клайпедского порта не демонстрирует устойчивой тенденции к снижению, как это происходит в случае с Латвией и Эстонией. Более того - Клайпеда превратилась в крупнейший грузоперевалочный хаб стран Балтии, обойдя традиционных лидеров - порты Риги и Таллина; в 2016 г. грузооборот вырос на 4,2% [Таблица 3]. По некоторым оценкам, деятельность Клайпедского порта генерирует до 7% ВВП Литвы .

Порт

Грузооборот

Изменение,

Изменение, тыс. т.

Всего :

368 537,6

367 733,2

-0 ,2

Усть-Луга

Приморск

Санкт-Петербург

Клайпеда

38 507,1

40 138,6

+ 4,2

+ 1 631,5

Бутинге

Вентспилс

Таблица 3. Грузооборот крупнейших портов восточного побережья Балтийского моря в 2015 - 2016 гг., тыс. т.

Однако следует выделить ряд факторов, потенциально способных нивелировать транзитные преимущества Литвы. Значительную часть грузов, переваливаемых в Клайпеде, составляют нефтепродукты (27,8% в 2016 г.), произведенные из российской нефти. Перебои со снабжением сырьем белорусских НПЗ способны нанести ущерб и Литве. В 2017 г. возникла ситуация, подтверждающая эту зависимость: из-за сокращения поставок нефти в Белоруссию вследствие отсутствия консенсуса по поводу цен на российские углеводороды количество наливных грузов, проходящих через Клайпеду, в январе-мае 2017 г. сократилось на 17,4% . Сохраняющаяся напряженность в отношениях с Литвой побуждает российские власти предпринимать меры по переориентации белорусских транзитных потоков на порты Ленинградской области с тем, чтобы лишить страны Балтии транзитного дохода. 16 августа 2017 г. В. Путин заявил, что поставки нефти в Белоруссию должны увязываться с вывозом готовой продукции через территорию России. В том же году скидка на перевозку белорусских нефтепродуктов по сети РЖД была увеличена с 25% до 50%. Тем не менее, представляется, что Минск продолжит активно пользоваться логистической инфраструктурой Литвы. Прежде всего, расстояние между белорусскими грузоотправителями и Клайпедой меньше, чем между ними и российскими портами на Балтике. Белоруссия осуществляла крупные инвестиции в портовые мощности стран Балтии; кроме того, перевозки осуществляются в рамках долгосрочных контрактов. Не следует упускать из виду и тот факт, что в интересах Минска как можно более диверсифицировать маршруты, предоставляющие выход к морю. Можно утверждать, что курс на лишение Литвы белорусского транзита вряд ли будет реализован в полной мере.

В настоящее время российской стороной планируются меры по преодолению зависимости Калининградского эксклава от транзита через территорию Литвы. Предполагается введение в строй трех крупных морских паромов, которые будут осуществлять перевозки ж/д вагонов, грузов и пассажиров по маршруту Усть-Луга - Балтийск, что позволит уменьшить экономические издержки и политические риски для снабжения региона. Думается, данный проект можно также интерпретировать как попытку добиться уменьшения литовских транзитных тарифов.

Каковы перспективные сферы экономического взаимодействия России и Литвы? Географическое положение позволяет Литве стать перевалочным пунктом для восточноазиатских транзитных грузов, перевозимых по трансконтинентальным железнодорожным маршрутам через Россию, Казахстан и Белоруссию в направлении Западной Европы. Ведущим проектом в этой области является продвигаемая Китаем стратегия «Экономический пояс Шелкового пути», которая предусматривает использование инфраструктуры в том числе и портов восточного побережья Балтийского моря. К преимуществу Литвы в этой сфере можно отнести принадлежность к Пространству - 1520 (т. е. железнодорожную колею шириной 1520 мм., характерную для постсоветского пространства), что облегчает вагонообмен с восточными соседями. Однако низкий уровень отношений с Россией делает активное участие Литвы в трансазиатских перевозках маловероятным - Москва будет пытаться не допустить превращения портов стран Балтии в опорные пункты западной части трансконтинентальных маршрутов.

Большой потенциал сотрудничества лежит в туристической сфере: Литва традиционно привлекает значительное количество отдыхающих из России; для интенсификации подобных связей необходимо облегчение визового режима. К сожалению, последние годы ознаменовались резким сокращением потока туристов из России: если в 2013 г. россияне занимали первенство по количеству прибытий в гостиничные учреждения (243,6 тыс.), то в 2016 г. данный показатель уменьшился до 150,6 тыс., или сократился на 59,4% (туристы из России теперь занимают лишь третье место по количеству прибытий). В сфере приграничного сотрудничества Россия и Литва (а также ряд других стран) взаимодействуют в рамках еврорегионов «Балтика», «Сауле», «Нямунас - Немен - Неман», «Шешуте», хотя интенсивность подобного сотрудничества на данный момент невелика, что объясняется напряженностью в отношениях России и ЕС. Однако фактор географического положения Калининградского эксклава, граничащего с Литвой и Польшей, позволяет надеяться на то, что в будущем связи подобного рода будут развиваться.

Выводы

1. Начиная с 2013 г. интенсивность литовско-российских экономических связей демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению, что проявляется в ряде сфер: сокращаются объемы взаимного товарооборота, наблюдается снижение инвестиционной активности, уменьшается количество прибытий российских туристов, стороны ищут пути преодоления взаимозависимости. Сохраняющееся взаимодействие осуществляется «по инерции», хотя и играет решающую роль для Литвы.

2. Те или иные меры Москвы и Вильнюса в отношении друг друга обусловлены не столько экономическими, сколько политическими мотивами; при этом сворачивание хозяйственных связей происходит на фоне традиционной напряженности между Россией и Литвой, осложненной общим ухудшением отношений между Россией и странами Запада.

3. Причины падения объемов взаимного товарооборота обусловлены как политической конфронтацией (присоединение Литвы к антироссийским санкциям и введение ответного эмбарго со стороны России), так и колебаниями цен на энергоносители.

4. Начавшийся после обретения независимости процесс политического обособления Литвы от стран, образовавшихся на месте СССР, к настоящему моменту перешел в экономическую плоскость, выражаясь в действиях по разрыву сложившихся инфраструктурных связей. В то же время принятие тех или иных мер включает элементы «торга», т. е. попытки добиться более благоприятных условий для осуществления прежнего формата взаимодействия.

5. Несмотря на уменьшение интенсивности двусторонних экономических отношений, существует ряд факторов, который определяет их сохранение и в дальнейшем. Главными среди них являются факторы приграничного положения и сложившейся территориальной структуры размещения производственных комплексов, а также разности ресурсных потенциалов.

6. Оценка издержек, возникающих вследствие действий по демонтажу традиционных хозяйственных связей затруднительна, так как стороны предпочитают не акцентировать внимание на экономических аспектах политического противостояния.

Чумаков Михаил, III курс факультета Международных отношений МГИМО

ВИЛЬНЮС, 10 фев — Sputnik. Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Литве Александр Удальцов в эксклюзивном интервью дал оценку отношениям между Россией и Литвой на современном этапе.

— Александр Иванович, прежде всего, позвольте поздравить вас с профессиональным праздником — Днем дипломатического работника Российской Федерации — и пожелать успехов в работе.

Вы представляете Россию в Литве — исходя из личного опыта, какова специфика работы в этой стране?

— Спасибо за поздравление! Для меня это не только профессиональный праздник: я работаю в системе Министерства иностранных дел России более 40 лет, к тому же я потомственный дипломат, так что для меня это еще и семейный праздник.

Что касается специфики работы здесь и отношений между Россией и Литвой.

Во-первых, Литва — соседняя страна, что очень важно для России, как вы понимаете. Образно говоря, Литва является мостом, который связывает нас с Калининградской областью, субъектом Российской Федерации. Через Литву движутся пассажиры в область и обратно в Россию, проходит грузовой поток, осуществляется энерго- и газоснабжение Калининградской области.

Во-вторых, в Литве проживают наши соотечественники — они составляют почти 5% населения страны. Правда, это значительно меньше, чем в Латвии и Эстонии, но, тем не менее, русская диаспора в Литве тоже очень важна. Нас, представителей Посольства РФ, заботит их правовое положение, возможности обучения здесь на русском языке и многие другие вопросы. Взаимоотношения с диаспорой — одна из наших приоритетных задач.

И наконец, еще одна особенность: отношения между Литвой и Россией находятся сейчас в кризисном состоянии, причем не по вине российской стороны. Такая ситуация, конечно, нас не устраивает. Она не отвечает долгосрочным интересам народов наших стран, и, думаю, к такому же выводу придут со временем наши литовские партнеры.

— Дипломатические связи России и Литвы были установлены 25 лет назад, осенью 1991 года. Как бы вы охарактеризовали отношения между двумя странами сегодня, спустя четверть века посте открытия диппредставительств? Только ли кризис?

— За четверть века дипломатические отношения между двумя странами прошли разные этапы — и подъема, и развития, особенно на первых порах, потом были спады, и сейчас, уже третий год подряд, я повторюсь, они находятся в кризисном состоянии. Причем на различных направлениях — у нас фактически свернут политический диалог, преобладают негативные явления в экономических связях.

Для примера, в 2011 году товарооборот между Россией и Литвой составлял 7 миллиардов долларов. Начиная с 2014 года, он начал резко снижаться и в 2015 году уменьшился на 40%; по предварительным данным, в январе-октябре 2016 года товарооборот между двумя странами сократился еще на 18,5% и составил 2,3 миллиарда долларов.

При этом Россия по-прежнему остается главным торгово-экономическим партнером Литвы — думаю, ненадолго, ведь темпы падения существенны.

Таким образом, я вынужден констатировать, что 25-летие установления дипломатических связей мы встречаем в неблагополучной ситуации.

— Литва как участница НАТО обязалась довести свои военные расходы до 2,5% ВВП, причем в ближайшие годы. Курс на милитаризацию взят страной давно и приобрел зримые очертания. Уже сегодня страна тратит большие суммы на закупку вооружений, проводит у себя международные военные учения и принимает на постой международный батальон НАТО.

Какова позиция России по этому вопросу, в том числе относительно постоянной ротации войск Североатлантического альянса в Литве?

— Мы очень внимательно наблюдаем за наращиванием группировки объединенных вооруженных сил НАТО в Восточной Европе и Литве, разумеется, тоже.

Свои действия по увеличению вооружений Альянс обосновывает надуманным, по нашему мнению, предлогом защиты государств — членов НАТО от возможной российской агрессии, и цель эта декларируется на всех уровнях.

Так называемые ротации воинских контингентов государств Альянса, которые проводятся якобы для повышения интенсивности совместных учений и эффективного сдерживания Москвы, воспринимаются нами как способ обойти ранее достигнутые договоренности о неразмещении дополнительных военных объектов блока вблизи российских границ.

Как известно, за последние годы Альянс разместил по весьма большому периметру вокруг России уже сотни военных баз. Фактическое увеличение численности группировки НАТО в соседних с РФ странах за счет постоянной смены контингентов и отсутствие конструктивного диалога с нами вынуждает Россию принимать ответные серьезные шаги.

В том числе нами было принято решение разместить новые воинские подразделения на западе России — я говорю о трех дивизиях, которые были созданы в 2016 году. Кроме того, Калининградская область была оснащена современными вооружениями.

Я обратил внимание на опросы граждан Литвы относительно размещения батальонов НАТО и вообще всего процесса милитаризации, который идет в стране.

Большинство литовцев довольны происходящим. Но понимают ли граждане, что в случае передислокации в Литву новых подразделений НАТО, обострения отношений Альянса с некими "врагами" их страна может стать театром военных действий? В этой ситуации размещенные на территории Литвы воинские подразделения Альянса станут приоритетными целями для российских вооруженных сил.

Мне бы очень хотелось, чтобы жители Литвы хорошо понимали опасные последствия этих решений и учитывали, что размещение контингентов НАТО на территории в том числе Литвы — это никак не обеспечение безопасности, а наоборот, шаг для обострения обстановки в регионе и Европе в целом.

— Общественность двух стран, России и Литвы, внимательно следит за развитием ситуации, связанной со строительством Литвой забора на границе с Калининградской областью. По мнению премьер-министра Литвы, эта мера позволит стране . Но не успели литовские экономисты подсчитать стоимость проекта, как из парламента страны раздались голоса, что Калининград следует целиком передать Европе.

Какова ваша оценка происходящего?

— К сожалению, "заборостроительная лихорадка", назовем это явление так, не обошла стороной Литву, и страна тоже включилась в процесс. Я не знаю, какую цель реально преследуют разработчики этого плана. Если говорить об экономической безопасности, то она не заборами обеспечивается, а достигается совсем по-другому. Россия, кстати, может теснее взаимодействовать с Литвой в вопросах пресечения террористических угроз, повышения безопасности границ — у нас такие предложения есть, и можно было бы приступить к их реализации.

Уверен, все стены и заборы подобного вида входят в историю как памятники недальновидности политиков. И хорошо, если они становятся исторической ценностью, как, скажем, Великая китайская стена или Берлинская стена, которую на кусочки разломали и в таком виде хранят в разных странах мира.

Что касается передачи Калининградской области Европе, то это мнение не является официальной позицией парламента, правительства . Это инициатива одного человека — , который, скажем прямо, "подложил свинью" своей стране, выступив с таким предложением. Бальсис продемонстрировал полное незнание истории, ведь на Потсдамской конференции 1945 года вопрос с Калининградом (Кенигсбергом) был решен окончательно и никаких сроков не оговаривалось.

Те, кто призывают к пересмотру границ в Европе, установленных после войны, забывают или обходят молчанием тот факт, что по итогам Второй мировой войны Кенигсберг был передан СССР, а Литва, в свою очередь, "приросла" Клайпедским и Вильнюсским краями. И если встать на путь пересмотра границ, то с чем тогда останется Литва?

— Вторым по численности национальным меньшинством Литвы являются русские. Как вы оцениваете их положение в стране и какова нынешняя ситуация с русскими школами и вещанием здесь российских телеканалов?

— Ситуация непростая. Литовские власти продолжают планомерное наступление на русские школы, и в последнее время этот процесс ускорился в Вильнюсе. За последние два года в столице закрылись две русские школы — одна из них, "Senamiesčio" (Старогородская), была закрыта буквально на днях. А в таких городах, как Каунас и Шяуляй, сегодня осталось вообще по одной русской школе.

Для справки: в настоящее время в Литве действует 30 школ с русским языком обучения, тогда как в 1990 году их насчитывалось 85 — впечатляющая динамика!

Политика литовских властей в отношении русских школ, с нашей точки зрения, ущемляет права национальных меньшинств получать образование на родном языке. Мы обращаем серьезное внимание на эту проблему, регулярно выносим ее на обсуждение в профильных международных организациях, и будем продолжать делать это в дальнейшем.

Что касается российских СМИ в Литве, то главный удар власти наносят по телеканалам как наиболее действенному информационному источнику. Министерство иностранных дел России считает, что это давление, даже выдавливание российских масс-медиа из Литвы, идет вразрез с базовыми международными стандартами в области свободы слова.

Дело доходит до того, что из Литвы депортируют российских журналистов, прибывающих сюда освещать очередную "сходку" российской оппозиции, которую здесь принимают с распростертыми объятьями.

Осенью 2015 года в Литве вступили в силу поправки к Закону об информировании общественности, принятые по инициативе президента страны. Нововведения призваны защитить страну и общество от враждебной пропаганды и дезинформации, согласно им установлены штрафы за соответствующие нарушения.

Эти поправки существенно расширили права Литовской национальной комиссии по радио и телевидению. В результате комиссия уже неоднократно запрещала трансляцию российских телеканалов, а также обязала кабельные сети страны исключить из базового пакета такие популярные телеканалы, как "РТР-Планета" и "НТВ-Мир". Теперь они доступны только за дополнительную плату. В отношении канала "РТР-Планета" сейчас действует очередной трехмесячный запрет на ретрансляцию.

В ближайшие два месяца ДГБ подготовит очередной доклад — посмотрим, кого они назовут агентами в этот раз.

— Александр Иванович, несмотря на существующие проблемы в литовско-российских отношениях, все же есть ли у двух стран надежда на улучшение отношений, перевод их на качественно новый уровень? И что для этого, на ваш взгляд, необходимо предпринять?

— Могу совершенно определенно и откровенно сказать, что с российской стороны надежда на улучшение отношений с Литвой есть. Мы готовы к этому, при этом никого ни к чему не призываем, не навязываем никаких ценностей, никого не пытаемся учить, как себя вести и как жить.

Но, к сожалению, если говорить о литовской стороне, то такой готовности мы не наблюдаем. Наоборот, официальный Вильнюс взял курс на ограничения, сворачивание отношений с нашей страной. Думаю, это явление временное, и сегодня, скажем так, есть внешние процессы, которые окажут влияние на Литву и ее международную политику — я имею в виду возможность улучшения отношений России и США.

В самом Евросоюзе также идут процессы, которые свидетельствуют о наличии разных подходов к вопросу о санкциях в отношении России, и есть страны, которые открыто против этого выступают — данный фактор, видимо, придется учитывать и Литве как члену Евросоюза. Наконец, в результате парламентских выборов в Литве пришли к власти в Сейме и правительстве новые люди, которые, возможно, тоже захотят переосмыслить отношения с восточным соседом — Россией.

Что для этого следует предпринять? Полагаю, заняться совместной практической работой по решению существующих проблем, прежде всего, в экономике и энергетике, культуре, образовании и спорте, нам нужно вместе развивать региональные связи на всех уровнях, работать над улучшением атмосферы международных отношений, делать все возможное во благо наших народов.

Путей для сотрудничества много, и Россия готова активно участвовать в этом процессе.

Введение

2. Современное состояние взаимоотношений России и Литвы

3. Перспективы взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Литвой

Заключение

Список использованных источников

Введение

После того как президентом Литвы в 2009 г. стала Даля Грибаускайте, российско-литовские отношения начали выходить из состояния кризиса. С точки зрения интересов Москвы она, как человек и как политик, выгодно отличается от своего предшественника - Валдаса Адамкуса. Последний известен тем, что большую часть жизни проработал лесником в одном из американских штатов, после чего занял пост президента Литвы и начал разъезжать по миру, рассказывая всем о страданиях литовского народа. При этом сам он не страдал от русских оккупантов ни единого дня. Имел ли он моральное право на такие душещипательные истории - об этом судить не беремся, но с тем, что российско-литовские отношения при нем сильно деградировали, поспорить трудно.

В отличие от Адамкуса, Грибаускайте - женщина замечательная во всех отношениях. Она не замечена в русофобии, имеет черный пояс по каратэ (возможно, это помогло достичь хотя бы минимума взаимопонимания с Владимиром Путиным) и даже иногда дает интервью на русском языке. Однако то обстоятельство, что Литву сейчас возглавляет вполне лояльный России человек, не избавляет обе страны от конфликта интересов.

Настоящая работа посвящена исследованию многолетних, в достаточной степени сложных и неоднозначных, взаимоотношений России и Литвы. На основании исторического анализа и современного состояния этих взаимоотношений будет предпринята попытка геополитического прогноза нашего сотрудничества.

1. Исторический аспект взаимоотношений России и Литвы

Литва (лит. Lietuva), официальное название - Литовская Республика (лит. Lietuvos Respublika) - государство в Европе, на восточном побережье Балтийского моря. На севере граничит с Латвией, на востоке - с Белоруссией, на юго-западе - c Польшей и Калининградской областью России.

В составе Российской империи

В XVIII веке, после Северной войны, Польско-литовское государство пришло к упадку, попав под протекторат России. В 1772, 1793 и 1795 годах вся территория Польши и ВКЛ была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Большая часть территории Великого княжества Литовского была присоединена к России. Попытки восстановить государственность вызвали переход польско-литовского дворянства на сторону Наполеона в 1812 году, а также восстания 1830-1831 и 1863-1864 годов, которые окончились поражением. Во второй половине XIX века начало формироваться национальное движение.

В Первую мировую войну с 1915 года Виленская губерния была оккупирована Германией. 16 февраля 1918 года в Вильно Литовская Тариба (Совет Литвы) провозгласила восстановление самостоятельного государства.

27 февраля 1919 года в Вильне состоялось объединённое заседание ЦИКов Литвы и Белоруссии. На нём было провозглашено образование Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики (Литбела) со столицей в Вильне, а с 19 апреля 1919 года в Минске. Литбел фактически прекратил свое существование в августе 1919 года, в результате контрнаступления польских войск в ходе советско-польской войны. На занятой войсками под командованием генерала Л. Желиговского части литовских и белорусских территорий было создано временное государственное образование Срединная Литва (1920-1922), в 1922 году включённое в состав Польши. До сентября 1939 года Виленский край находился в составе Польши. В 1923 году к Литве отошёл Мемель (Клайпеда).

С 1919 по 1939 год временной столицей Литвы был Каунас.

В 1922 году в Литве была принята конституция, предусматривавшая создание парламентской республики. В декабре 1926 года в Литве произошёл военный переворот, возглавивший его лидер националистической партии Антанас Смятона установил авторитарный режим.

22 марта 1939 года гитлеровская Германия предъявила Литве ультиматум с требованием вернуть ей район Клайпеды, который Литва была вынуждена принять.

10 октября 1939 года в Москве был подписан «Договор о передаче Литовской республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой» сроком на 15 лет, предусматривавший ввод в Литву 20-тысячного контингента советских войск. 15 ноября 1939 года состоялась официальная церемония ввода в Литву советских войск, которая носила чисто символический характер, поскольку советские войска уже находились в Вильнюсе (Вильно) с 20.09.1939 г.

По Договору о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой от 10 октября 1939 года в Литве было размещено ограниченное количество советских наземных и воздушных вооружённых сил.

Присутствие советских войск на территории Литвы, в период с октября 1939 г. по июль 1940 г. обострило внутриполитическую ситуацию в республике. Чувствуя моральную поддержку Красной Армии, активизировалось левое движение, на что официальные власти Литовской республики ответили «изоляцией» мест дислокации советских войск. Начались провокации против солдат Красной Армии и акты запугивания местного населения, которые работали на территории войсковых частей.

В 1940 году начальник Литовского департамента госбезопасности с официальным визитом посетил Берлин, то есть это произошло уже после того, как Гитлер под угрозой войны отнял у литовцев Клайпеду. И в ходе этого визита он по поручению руководства республики предложил немцам взять в состав рейха и всю остальную Литву. На это предложение немцы дали положительный ответ, но с одной оговоркой: они были готовы занять Литву не ранее конца 1940 года. Естественно, вторжение Красной армии поломало этот сценарий, но и после присоединения республик Прибалтики к СССР немцы продолжали пестовать литовских националистов: в Берлине было создано Литовское информационное бюро, Абвер поддерживал подпольный Фронт литовских активистов, готовивших свержение советского режима.

14 июня 1940 года Литве был предъявлен ультиматум с требованием допустить на территорию страны дополнительные советские войска, отправить правительство в отставку. 15 июня Литовская республика согласилась с требованиями СССР и разрешила увеличение численности советских войск. 14-15 июля проведены выборы в «Народный сейм», к участию в которых был допущен лишь один партийный список: просоветский «Блок трудового народа».В выборах в народный сейм Литвы приняло участие 1 386 569 человек, то есть 95,51 % всех имевших избирательное право. За кандидатов «Блока трудового народа» Литвы голосовало 1 375 349 избирателей, то есть 99,19 % участвовавших в голосовании. Народный сейм 21 июля провозгласил образование Литовской ССР и постановил просить Верховный Совет СССР принять Литовскую ССР в состав СССР. 3 августа 1940 года Верховный Совет СССР удовлетворил эту просьбу.

22 июня 1941 года, после нападения Германии на СССР, последовали мятежи в крупных городах Литвы. В Каунасе было провозглашено Временное правительство Литвы во главе с Юозасом Амбразявичюсом, которое с самого начала поддерживало тесные контакты с немцами. Однако после прихода гитлеровцев Временное правительство и его органы были распущены, многие деятели арестованы. Литва была включена в Рейхскомиссариат Остланд, в рамках которого ей была предоставлена некоторая автономия. Оккупационную администрацию («доверительный совет») возглавлял генерал Пятрас Кубилюнас. В 1941-1944 годах Литва была оккупирована нацистской Германией. В 1944 году Красная Армия разгромила немецкие войска, освободив территорию Литовской ССР.

После восстановления советской власти в свыше 300000 жителей Литовской ССР подверглись как репрессиям (ссылкам и заключениям в лагеря), так и были осуждены за военные преступления и тотальный геноцид еврейского населения, совершенные ими в годы оккупации в составе литовских охранных батальонов и специальных отрядов СС. Вооружённое сопротивление советским властям продолжалось до 1952 года, при этом за 1944-1952 годы было уничтожено 20100 литовских партизан. От их рук за тот же период погибло 9267 гражданских лиц. По другим подсчётам, в период между 1949 годом, когда было создано централизованное Движение борьбы за свободу Литвы („Lietuvos laisvs kovos sjdis“), и 1953 годом, когда массовое вооружённое сопротивление было сломлено, партизанами было убито несколько тысяч гражданских лиц (более 1000 детей и 200 учителей), 615 работников госбезопасности, вооружённых советских активистов, бойцов истребительных отрядов; потери партизан составили 3070 человек. Отдельные стычки происходили вплоть до 1957 года.

При советской власти проводилась индустриализация Литовской ССР, а также развитие и совершенствование инфраструктуры, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства (сопровождавшееся ликвидацией хуторов и «неперспективных деревень»), развитие культуры и системы образования. После восстановления независимости, Советское правительство блокировало экономические связи Литвы с Советскими Республиками, в том числе и возможность доставки энергоносителей и большинство промышленных предприятий, созданных во время СССР, попали в очень трудную экономическую ситуацию, потеряв производственные связи, и многие из них были закрыты (как и во всех странах Балтии).

11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской Республики провозгласил Акт о восстановлении независимости Литвы. В феврале 1991 года восстановленная независимость Литовской Республики была признана Исландией, в августе 1991 года - Россией и международным сообществом.

В 2001 году вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В 2003 году был подписан договор о вступлении Литвы в Европейский союз, который был подтверждён гражданами Литвы на референдуме. 1 мая 2004 года Литва вступила в Европейский союз.

Российско-литовские отношения

В текущих реалиях Балтийский регион представляется для России весьма сложным в контексте построения политических, экономических, военно-технических отношений. Литва не является исключением. На протяжении совместного существования в СССР государство наряду с Латвией, Эстонией проявляла “отстраненность” от общих совместных дел, демонстрируя неприятие и нежелание смиряться с диктуемыми реалиями. После распада СССР был выбран жесткий курс на европеизацию, обличение грехов социалистического режима.

Поэтому построение нового дискурса взаимоотношений между Россией и Литвой представлялось через призму прошлого наследия и современной сложной политической ситуации. Необходимо было расширить рамки почившего Советского Союза, в которых прибывали связи двух стран, заключающиеся в существовании Империи и крошечной периферийной республики, полагающей себя “похищенной” из западного сообщества; преодолеть парадокс, объясняющийся тем, что новой России в основном удалось наладить отношения с большинством стран враждебного в годы «холодной войны» западного сообщества в отличие от новых балтийских соседей, включая Литовскую республику.

На 1 января 2011 г. в стране проживало около 165 тыс. этнических русских. Среди национальных меньшинств Литвы русская община занимает второе место, уступая лишь полякам. Две наиболее крупные этнические группы российской диаспоры (русские и татары) имеют статус национальных меньшинств. Немногим менее 90% российских соотечественников имеют литовское гражданство, а 10,6% (17,5 тыс. чел.) – гражданство России .

Политические взаимоотношения

Официально признанная независимость Литвы (ЛР) была признана Постановлением Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. Спустя месяц — 9 октября 1991 г были установлены дипломатические отношения между государствами. Тем не менее, следует отметить, что первый двусторонний договор между РСФСР и Литовской республикой был заключен 29 июля 1991 г. в Москве, когда подписывается Договор об основах межгосударственных отношений, ставший предтечей и основой дальнейших контактов.

Однако наличие нормативной базы не упрощало всю сложность новых реалий. Для России, безусловно, стало вызовом резкая переориентация балтийских государств на Запад. Несмотря на меньшую по сравнению с Эстонией и Латвией российскую диаспору, вопросы гражданства не раз вставали на повестку дня государственных сношений наряду с проблемами границ, обусловленные тем, что после войны не было официальных документов о присоединении территорий к Литве (Клайпедский край).

В результате подписанные еще в октябре 1997 г. Договор о российско-литовской государственной границе и Договор о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море вступили в силу только в августе 2003 г. Не до конца урегулированной остается проблема «калининградского транзита», хотя она была частично решена подписанием двусторонних межправительственных соглашений о взаимных поездках граждан (2002 г.) и о порядке выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге (2003 г.) .

Касательно непосредственно личных контактов, следует отметить, что первый визит Президента Литвы (В.Адамкус) состоялся в 2001 г. Из официальных документов МИД РФ можно проследить хронологию дальнейшего развития отношений – в 2009 г. состоялись телефонный разговор (18 августа) и краткая беседа в Берлине (9 ноября) президентов Российской Федерации и Литовской Республики Д.А.Медведева и Д.Грибаускайте, 10 февраля 2010 г. в Хельсинки прошла встреча Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с литовским лидером, а 26 марта 2010 г. в Москве – с Премьер-министром Литовской Республики А.Кубилюсом .

Регулярный характер носят контакты министров иностранных дел двух стран. Главы внешнеполитических ведомств России и Литвы, в частности, встречались 4 июня 2009 г. в Хельсингере, Дания («на полях» министерской сессии СГБМ), 29 октября 2009 г. в Москве, 17 июля 2010 г. в Алма-Ате («на полях» СМИД ОБСЕ). Также прилагаются усилия по развитию межпарламентских связей между представителями главы палат Федерального Собрания (ФС) Российской Федерации и Сейма Литовской Республики. 14-15 октября 2009 г. в Москве находился председатель группы Сейма Литвы по связям с ФС России, председатель комитета Сейма по вопросам обороны и безопасности А.Анушаускас. Межпартийные связи регулярного характера не носят и ограничиваются контактами «Единой России» с партией экс-премьера К.Прунскене (ранее – Союз крестьян-народников Литвы, сейчас – Народная партия Литвы).

Особое внимание в российско-литовских отношениях уделяется вопросам устойчивого жизнеобеспечения Калининградской области (КО) России. Главные усилия в этой сфере российская сторона направляет на обеспечение максимально благоприятных условий для осуществления пассажирского, грузового и воинского транзита в/из КО через территорию Литвы, а также свободы приграничного перемещения жителей области .

Однако, даже при условии наличия определенных политических инициатив и воли, остаются нерешенными целый ряд задач, в первую очередь проблема “советского наследия”. Литва на официальном уровне требует признания прошлого соседства в рамках СССР как преднамеренного захвата собственной территории. Своеобразным апофеозом стало принятие 15 июня 2010 г. поправок в Уголовный кодекс Литовской Республики, установивших уголовное наказание за отрицание так называемой советской оккупации. Необходимостью признания Россией оккупации литовские политики и дипломаты все чаще обусловливают прогресс двустороннего диалога .

Страницы: 1

«Сотрудничество Литвы и России возможно только после прекращения агрессии на Украине и решения других актуальных вопросов», - заявил агентству BNS замминистра иностранных дел Литвы Дарюс Скусявичюс , который в понедельник встретился с послом России в Вильнюсе Александром Удальцовым .

«Литва готова развивать основанные на взаимоуважении добрососедские отношения со всеми соседями, включая Россию. Однако полноценное двустороннее сотрудничество Литвы и России будет возможно только тогда, когда РФ прекратит агрессию против Украины, когда будут проведены в жизнь Минские соглашения и решены другие актуальные вопросы», - заявил замминистра. По его словам, «Литва сохранит политическую преемственность и впредь будет последовательно поднимать важные вопросы, связанные с возмещением ущерба от «оккупации», сотрудничеством в расследовании дел о трагических событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе, об убийстве на КПП Медининкай (в июле 1991 года - ). Скусявичюс добавил, что «контекст литовско-российских отношений - сложный, однако между странами есть вопросы практического сотрудничества, по которым нужно дискутировать и искать решения». Отметим, что встречи литовских должностных лиц с российскими дипломатами, о которых сообщается публично, в последние годы бывают редко.

Добавим, что в свою очередь Александр Удальцов рассказал в беседе со «Sputnik Литва», какими он видит в данный момент двусторонние отношения. «Литва - соседняя страна, что очень важно для России, как вы понимаете. Образно говоря, Литва является мостом, который связывает нас с Калининградской областью, субъектом Российской Федерации. Через Литву движутся пассажиры в область и обратно в Россию, проходит грузовой поток, осуществляется энерго- и газоснабжение Калининградской области. Во-вторых, в Литве проживают наши соотечественники - они составляют почти 5% населения страны. Правда, это значительно меньше, чем в Латвии и Эстонии, но, тем не менее, русская диаспора в Литве тоже очень важна. Нас, представителей посольства РФ, заботит их правовое положение, возможности обучения здесь на русском языке и многие другие вопросы. Взаимоотношения с диаспорой - одна из наших приоритетных задач. И наконец, еще одна особенность: отношения между Литвой и Россией находятся сейчас в кризисном состоянии, причем не по вине нашей стороны. Такая ситуация, конечно, нас не устраивает. Она не отвечает долгосрочным интересам народов наших стран, и, думаю, к такому же выводу придут со временем наши литовские партнеры», - отметил дипломат.

По его словам, за четверть века дипотношения между двумя странами прошли разные этапы - и подъема, и развития, особенно на первых порах, потом были спады, и сейчас, уже третий год подряд, они находятся в кризисном состоянии. «У нас фактически свернут политический диалог, преобладают негативные явления в экономических связях. Для примера, в 2011 году товарооборот между Россией и Литвой составлял 7 миллиардов долларов. Начиная с 2014 года, он начал резко снижаться и в 2015 году уменьшился на 40%; по предварительным данным, в январе-октябре 2016 года товарооборот между двумя странами сократился еще на 18,5% и составил 2,3 миллиарда долларов. При этом Россия по-прежнему остается главным торгово-экономическим партнером Литвы - думаю, ненадолго, ведь темпы падения существенны. Таким образом, я вынужден констатировать, что 25-летие установления дипломатических связей мы встречаем в неблагополучной ситуации», - подчеркнул посол.

Удальцов напомнил, что курс на милитаризацию взят Литвой давно и приобрел зримые очертания. «Мы очень внимательно наблюдаем за наращиванием группировки объединенных вооруженных сил НАТО в Восточной Европе и Литве, разумеется, тоже. Свои действия по увеличению вооружений альянс обосновывает надуманным, по нашему мнению, предлогом защиты государств-членов НАТО от возможной российской агрессии, и цель эта декларируется на всех уровнях. Так называемые ротации воинских контингентов государств альянса, которые проводятся якобы для повышения интенсивности совместных учений и эффективного сдерживания Москвы, воспринимаются нами как способ обойти ранее достигнутые договоренности о неразмещении дополнительных военных объектов блока вблизи российских границ. Как известно, за последние годы альянс разместил по весьма большому периметру вокруг России уже сотни военных баз. Фактическое увеличение численности группировки НАТО в соседних с РФ странах за счет постоянной смены контингентов и отсутствие конструктивного диалога с нами вынуждает Россию принимать ответные серьезные шаги. В том числе нами было принято решение разместить новые воинские подразделения на западе России - я говорю о трех дивизиях, которые были созданы в 2016 году. Кроме того, Калининградская область была оснащена современными вооружениями. Я обратил внимание на опросы граждан Литвы относительно размещения батальонов НАТО и вообще всего процесса милитаризации, который идет в стране. Большинство литовцев довольны происходящим. Но понимают ли граждане, что в случае передислокации в Литву новых подразделений НАТО, обострения отношений альянса с некими „врагами“ их страна может стать театром военных действий? В этой ситуации размещенные на территории Литвы воинские подразделения альянса станут приоритетными целями для российских вооруженных сил. Мне бы очень хотелось, чтобы жители страны хорошо понимали опасные последствия этих решений и учитывали, что размещение контингентов НАТО на территории в том числе Литвы - это никак не обеспечение безопасности, а наоборот, шаг для обострения обстановки в регионе и Европе в целом», - считает посол.

Он коснулся и строительства Литвой забора на границе с Калининградской областью. «К сожалению, „заборостроительная лихорадка“ (аналогичные заграждения на границе с РФ строят также Латвия и Эстония - ), назовем это явление так, не обошла стороной Литву, и страна тоже включилась в процесс. Я не знаю, какую цель реально преследуют разработчики этого плана. Если говорить об экономической безопасности, то она не заборами обеспечивается, а достигается совсем по-другому. Россия, кстати, может теснее взаимодействовать с Литвой в вопросах пресечения террористических угроз, повышения безопасности границ - у нас такие предложения есть, и можно было бы приступить к их реализации. Уверен, все стены и заборы подобного вида входят в историю как памятники недальновидности политиков. И хорошо, если они становятся исторической ценностью, как, скажем, Великая китайская стена или Берлинская стена, которую на кусочки разломали и в таком виде хранят в разных странах мира», - сказал Александр Удальцов.

Как известно, недавно литовский парламентарий Линас Бальсис поднял вопрос о «передаче Калининградской области Европе». На сей счет Удальцов подчеркнул, что данное мнение не является официальной позицией парламента, правительства или МИДа Литвы. «Это инициатива одного человека - депутата Линаса Бальсиса, который, скажем прямо, „подложил свинью“ своей стране, выступив с таким предложением. Бальсис продемонстрировал полное незнание истории, ведь на Потсдамской конференции 1945 года вопрос с Калининградом (Кенигсбергом) был решен окончательно и никаких сроков не оговаривалось. Те, кто призывают к пересмотру границ в Европе, установленных после войны, забывают или обходят молчанием тот факт, что по итогам Второй мировой войны Кенигсберг был передан СССР, а Литва, в свою очередь, „приросла“ Клайпедским и Вильнюсским краями. И если встать на путь пересмотра границ, то с чем тогда останется Литва?», - задался вопросом дипломат.

Рассуждая о положении русского нацменьшинства в Литве Удальцов признал, что ситуация непростая. Он рассказал: «Литовские власти продолжают планомерное наступление на русские школы, и в последнее время этот процесс ускорился в Вильнюсе. За последние два года в столице закрылись две русские школы. Одна из них, Senamiesčio (Старогородская), была закрыта буквально на днях. А в таких городах, как Каунас и Шяуляй, сегодня осталось вообще по одной русской школе. Для справки: в настоящее время в Литве действует 30 школ с русским языком обучения, тогда как в 1990 году их насчитывалось 85 - впечатляющая динамика! Политика литовских властей в отношении русских школ, с нашей точки зрения, ущемляет права национальных меньшинств получать образование на родном языке. Мы обращаем серьезное внимание на эту проблему, регулярно выносим ее на обсуждение в профильных международных организациях, и будем продолжать делать это в дальнейшем. Что касается российских СМИ в Литве, то главный удар власти наносят по телеканалам - как наиболее действенному информационному источнику. Министерство иностранных дел РФ считает, что это давление, даже выдавливание российских масс-медиа из Литвы, идет вразрез с базовыми международными стандартами в области свободы слова. Дело доходит до того, что из Литвы депортируют наших журналистов, прибывающих сюда освещать очередную „сходку“ российской оппозиции, которую здесь принимают с распростертыми объятьями. Осенью 2015 года в Литве вступили в силу поправки к Закону об информировании общественности, принятые по инициативе президента страны. Нововведения призваны защитить страну и общество от враждебной пропаганды и дезинформации, согласно им установлены штрафы за соответствующие нарушения. Эти поправки существенно расширили права Литовской национальной комиссии по радио и телевидению. В результате комиссия уже неоднократно запрещала трансляцию российских телеканалов, а также обязала кабельные сети страны исключить из базового пакета такие популярные телеканалы, как „РТР-Планета“ и „НТВ-Мир“. Теперь они доступны только за дополнительную плату. В отношении канала „РТР-Планета“ сейчас действует очередной трехмесячный запрет на ретрансляцию. В заключение хочу напомнить, что главная спецслужба в Литве, Департамент государственной безопасности (ДГБ), каждый год выпускает объемный отчет, где фиксирует „главные угрозы для безопасности Литвы“. И в этих отчетах не единожды таковыми называются русские школы в республике, российские СМИ и русскоязычные местные издания. К ним приклеивают ярлыки „пятая колонна“, „агенты Кремля“ и тому подобные. А посольство России в Литве в своих докладах ДГБ называет главным российским шпионским центром. В ближайшие два месяца ДГБ подготовит очередной доклад - посмотрим, кого они назовут агентами в этот раз».



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...