Росские колумбы. И.Ф.Крузенштерн. Неизвестный художник

Конечно, Григорий Шелихов не открывал Америку, как Христофор Колумб. Не ступал первым из русских на американский берег, как это сделали Михаил Гвоздев и Иван Фёдоров. Но именно Шелихов приблизил к России Аляску. Он был единственным русским предпринимателем, давшим толчок для заселения и освоения русскими этой части континента.

Когда в январе 1962 года рабочий посёлок строителей алюминиевого завода Шелехов в 18 км от Иркутска, получил статус города, мало кто обратил внимание, что в названии города допущена ошибка. Лишь историки и краеведы всполошились по поводу того, что фамилия знаменитого иркутского купца, мореплавателя и промышленника, в честь которого назван город, была не ШелЕхов, а ШелИхов.

Сибирский американец

В июле 2015 года исполняется 220 лет со дня кончины Григория Ивановича Шелихова, было которому всего 48 лет. Ошибку в написании его имени допустили при подготовке распоряжения Совмина СССР о наделении посёлка статусом города. Реакция местной общественности уже не могла поправить дело: указ из-за какой-то одной буквы, переделывать никто не стал. Да и повод для ошибки дал отчасти сам Григорий Иванович, подписывавшийся иногда как «Шелехов», через «е».

В историю Шелихов вошёл прежде всего как русский первопроходец Аляски. Именно он собирал эти земли и морские просторы под руку России. На каменной глыбе постамента памятника, установленного в городе Шелехове в 1995 году, начертаны пророческие слова Ломоносова, сказанные учёным за 50 лет до появления русских на Аляске:

«Колумбы росские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава,
И что во все концы достигнет россов слава».

Григорий Шелихов был одним из первых таких «россов». Однако его деятельность удивительно долго оставалась недооцененной потомками. Только в 1903 году удостоился он памятника в своём родном Рыльске, что в Курской губернии. Ставили памятник на средства, собранные по всероссийской подписке. Но в 1928 году памятник упразднили. Правда, лет через 30 восстановили, но уже в другом виде, и все с той же ошибкой в написании фамилии.

Конечно, Шелихов был не первым, кто узнал об Аляске. До этого там плавали россияне Витус Беринг и Алексей Чириков, знаменитые европейцы Джеймс Кук, Жан-Франсуа Лаперуз и другие. Но всерьёз крайним северо-востоком империи интересовались только такие энергичные, напористые люди, как Шелихов. Освобождённый из ссылки Александр Радищев (уже после кончины Шелихова) писал: «Какие люди! Хотя бы этот Григорий Шелихов! Не берусь судить об его нравственных качествах, но крылом его утлых, без единого железного гвоздя сшитых кораблей русские люди вписали последнюю страницу к 300-летней затяжной истории открывания Америки, в которую генуэзец Христофор Колумб сделал первый и нечаянный шаг…».

Путь на восток

Григорий Шелихов начинал приказчиком у сибирских купцов. Разъезжал по Восточной Сибири, торговал на Чукотке и Камчатке. Смекалистого и удачливого приказчика приметил Трапезников - известный сибирский купец-старовер. Он женил Шелихова на своей внучке Наталье, оказавшейся под стать энергичному Григорию. Несмотря на то что тесть Шелихова разорился, перед смертью он передал молодым карту плавания к Алеутским островам и к американским землям, а также кубышку с золотыми монетами.

Охотск в то время хоть и считался базой освоения северо-востока империи (здесь, к слову, были построены корабли Беринга «Святой Пётр» и «Святой Павел», давшие название будущей столице Камчатки Петропавловску-Камчатскому), но был маленьким, грязным городишком. Порт выбран был неудачно: две реки - Охота и Кухтуй, между которыми он расположился, наносили в акваторию много песка. Добираться сюда из Иркутска было далеко и неудобно, поэтому все грузы шли через Якутск. Летом - на телегах, зимой - на санях. Далее суда следовали через Охотское море на Камчатку в Петропавловск и уж потом на Аляску.

Мыслящий по-государственному широко Шелихов искал другие пути. Он мечтал о незамерзающей гавани, хорошо бы где-нибудь поближе к устью Амура. Чтобы оттуда можно было наладить торговлю со всеми странами Дальнего Востока. Да и Аляску осваивать.

Он писал: «Сужу я, что необходимо распространять мореплавание наше по Тихому океану далее нынешних пределов, в Кантон ездить, в Макао, Батавию, на острова Филиппинские, Марианские». Он плавал сам и отправлял экспедиции на Курилы и Алеутские острова, торговал с Японией.

В 1784 году Шелихов заложил первое поселение будущей Русской Америки. Встало оно на острове Кадьяк, отделённом от материка узким проливом, носящим ныне имя Шелихова. Совсем не гладко начиналось освоение россиянами далёкой Аляски. Местное население, эскимосы, встречали колонизаторов отнюдь не с цветами, а с оружием в руках. Немало россиян, прибывших к берегам Аляски во главе с Шелиховым, пало в кровавых стычках с аборигенами.

Кончилось тем, что, вернувшись на негостеприимные берега с достаточно большим числом хорошо вооружённых людей, Шелихов жестоко отомстил эскимосам. По разным данным, было убито от 500 до 2500 аборигенов. Ещё около 1000 было захвачено в плен. После того, как страсти улеглись и установились мирные, даже дружественные, отношения с местным населением, плавания в Америку стали регулярными.

Таинственная смерть

Шелихов, думая о будущем этого края, организовал школу для детей аборигенов, готовил из них мастеровых людей, поощрял земледелие и скотоводство. В 1791-м году он с компаньонами организовал Северо-Восточную компанию. Уже после смерти Шелихова по ходатайству его зятя и наследника всех прав Николая Резанова её преобразовали в Русско-Американскую компанию. Акционерами стали российский император и многие из придворных. Большой удачей Шелихова было назначение управляющим компанией Александра Баранова.

За 28 лет его кипучей деятельности на этом поприще (в том числе и после смерти Шелихова), русские поселения распространились не только по Аляске, но и продвинулись далеко на юг до Калифорнии, тогда ещё находившейся в испанском владении. Исполняя волю Шелихова, Баранов установил тесные торговые отношения и с Калифорнией, и с Гавайскими островами, и даже с далёким Китаем. Его имя в Русской Америке стало так же популярно, как и Шелихова. Особенно уважали его индейцы, называя на своём языке «Человеком, которого не берут стрелы». И не напрасно: Баранов носил под одеждой кольчугу тонкой работы. Оттого и стрелы отскакивали от него, не нанося вреда.

Каждый раз, бывая в столице, Шелихов уговаривал императрицу выделять средства на освоение Русской Америки. Но особых успехов на этом поприще так и не добился. Привёз из Петербурга лишь полученные в награду золотую медаль и серебряную шпагу, да дарованное потомкам дворянство.

В очередной раз вернувшись в ставший для него почти родным Иркутск, Шелихов, человек здоровый от природы и закаленный в тяжелейших походах, неожиданно тяжело заболел. Доктора так и не смогли определиться с диагнозом. Поэтому до сих пор неясно, что именно стало причиной смерти главы процветающей компании. Есть подозрения и на отравление, устроенное конкурентами. Так или иначе, 31 июля 1795 года Григорий Шелихов умер в Иркутске. Здесь он и был похоронен в стенах Знаменского монастыря.

На его могиле высечены слова эпитафии, написанной Гавриилом Державиным и Иваном Дмитриевым:

«Колумб здесь росский погребён:
Преплыл моря, открыл страны безвестны;
Но зря, что все на свете тлен,
Направил паруса во океан небесный».

Анатолий БУРОВЦЕВ
Константин РИШЕС

Колумбы росские

Колумбы росские
Из 1-й песни незаконченной поэмы «Петр Великий» (1756 - 1761) Михаила Васильевича Ломоносова (1711 - 1765):
Колумбы росские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава.

Здесь поэт повторил выражение, которое уже использовал раньше, в оде (1747), посвященной императрице Елизавете Петровне, где напоминает об открытии пролива между Америкой и Азией русским мореплавателем Витусом Берингом (1681 -1741):
Колумб российский через воды
Спешит в неведомы народы...

«Колумбы росские» действительно достигли Америки, в результате чего в 1768 г. Аляска была присоединена к России. В 1867 г. Россия в лице императора Александра II продала ее Соединенным Штатам Америки.
Используется: как поэтическая характеристика русских мореплавателей-первопроходцев (поэтич., высокопарн.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Колумбы росские" в других словарях:

    Неофициальное название русских владений во 2 й половине 18 2 й половине 19 вв. на Аляске (См. Аляска), Алеутских островах, по северо западному побережью Северной Америки до 54°40 с. ш. Название возникло после экспедиции В. И. Беринга и А … Большая советская энциклопедия

    - (1711 1765 гг.) ученый естествоиспытатель мирового значения, поэт, художник, историк Дерзайте отчизну мужеством прославить! Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Город Находка Флаг … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Челюскин. Семён Иванович Челюскин Род деятельности: гидрограф, путешественник, полярный исследователь Дата рождения: около 1700 Место рождения … Википедия

    Гаральд Фуругельм швед. Karl Harald Felix Furuhjelm Управляющий Сибирским удельным ведомством … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Император Александр II. «Император Александр II» с 1873 г. «Курил» Флаг … Википедия

    Берега Находки впервые обнаружены английским кораблём Barracouta 21 августа 1855 года, позднее открыты российским корветом «Америка» 17 июня 1859 года. В 1864 году на берегу бухты Находка основан военный гидрографический пост. В… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Находка. «Находка» Setubal … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Находка. Фактория Находка Страна Российская империяРоссийская империя … Википедия

    Флаг Сибирского удельного ведомства Сибирское удельное ведомство орган государственной власти Российской империи, с 1867 по 1873 год осуществлявший управлением земл … Википедия

Книги

  • Колумбы росские. Эпизоды исторической хроники XVIII века , Евгений Юнга. Книга Е. Юнги «Колумбы Росские» рассчи­тана на массового читателя. Она знакомит чита­теля с первыми русскими мореплавателями Бе­рингом и Чириковым, которые во славу укреп­ления своей родины,…
  • Колумбы Росские , Глеб Голубев. Художественно-документальное романтическое повествование о подвигах и драматических судьбах героев Великой Северной экспедиции (1733 - 1743) - сподвижников В. Беринга, которые открыли для…

Колумбы Росские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша досягнёт в Америку держава. . . М. Ломоносов Флаг Русской Америки (Аляска) Русско-американская компания – торговое объединение, учрежденное 8 (19) июля 1799 г. в период правления в России императора Павла I в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов. Компания была учреждена по инициативе сибирского купца Григория Ивановича Шелихова путем слияния нескольких купеческих компаний: Американской Северо-восточной, Северной и Курильской (Г. И. Шелихов, И. Л. Голиков, С. П. Лебедев-Ласточкин) и Иркутской коммерческой компании (Н. П. Мыльников с товарищами).

Витус Беринг А. И. Чириков Как известно, первыми русскими, которые оказались на тихоокеанском побережье Северной Америки, были участники экспедиций Витуса Беринга и Алексея Чирикова в 1741 году. Двадцать лет спустя в Иркутске стали образовываться промысловые компании по добыче меха морских животных в Америке.

Остров Уналашка в наши дни Остров Уналашка XVIII в. Во второй половине XVIII века российские торговцы пушниной проявляли все больший интерес к Аляске. Уже в 60 -х годах на острове Уналашка был основан русские поселок и порт, через который велась торговля добытыми на Аляске мехами. Российским купцам-мехоторговцам досаждали иностранные конкуренты. Особенно англичане, которые предлагали для обмена с местным населением более дешевые товары, чем русские купцы. Русские почувствовали, что необходимо государственное учреждение колонии.

Народы Аляски с атрибутами рыбной ловли и охоты. Неизвестный гравёр. Середина XVIII в. Женщина и мужчина с острова Уналашка. Гравюра Н. И. Уткина. 1802 г.

Поселок, основанный Шелиховым на Аляске Г. Кадьяк в наши дни В 1784 г. исследователь и купец Григорий Шелихов организовал и возглавил экспедицию, основавшую постоянное поселение на острове Кадьяк в бухте Трех Святых. Шелихов возглавил и первую сельскохозяйственную колонию "Слава России". Составленные им планы поселений включали ровные улицы, школы, библиотеки, парки. При этом Шелихов не был государственным человеком. Он оставался купцом. промышленником, предпринимателем, действовавшим с разрешения правительства.

А. А. Баранов До 1786 года Шелихов был самым успешным торговцем пушниной на Алеутских землях, но его пушной империи требовались и другие способные руководители. Одного такого помощника он увидел в Александре Андреевиче Баранове - сибирском купце, который приехал в Кодьяк в 1791 году. Вскоре купец из Каргополя 43 -летний Александр Баранов был назначен главным управляющим на острове Кодьяк.

И. И. Голиков Дом Н. П. Мыльникова - одно из первых каменных зданий в Иркутске (ныне - ул. Марата, 11) Со слиянием компаний купцов Г. И. Шелихова, И. И. и М. С. Голиковых и Н. П. Мыльникова в 1798 г. была создана и в 1799 г. окончательно оформилась единая Российско-Американская компания. Она получила от Павла I монопольные права на пушной промысел, торговлю и открытие новых земель в северо-восточной части Тихого океана, призванная представлять и защищать своими средствами интересы России на Тихом океане.

Гавриил Державин Григорий Шелихов Знаменский монастырь Поэт Гавриил Державин назвал Григория Шелихова «Колумбом Российским» . Григорий Иванович скончался 20 июля 1795 года в г. Иркутске на 48 -м году жизни. Похоронен в Знаменском монастыре.

Над могилой в 1800 году женой Шелихова поставлен оригинальный мраморный памятник, изготовленный лучшими мастерами Екатеринбурга. Памятник украшен бронзовыми барельефами. На одной из сторон красуется надпись: Как царства падали к стопам Екатерины, Росс Шелихов - без войск, без громоносных сил, Притек в Америку сквозь бурные пучины, И нову область ей и богу подарил. Не забывай, потомок, Что Росс - твой предок был И на Востоке громок. А на другой стороне: Колумб здесь Российский погребен! Преплыл моря, открыл страны безвестны, И зря, что все на свете тлен, Направил парус свой Во океан безвестный, Искать сокровищ черных неземных, Сокровищ благих! Его ты душу, Боже, упокой! (Гавриил Державин).

По отзывам современников, Г. Шелихов обладал необыкновенным умом, имел недюжинные способности предпринимателя и организатора, сильную волю и смелость, умение налаживать деловые связи, чувствовать изменение ситуации и разумно рисковать. Его отличала прекрасная осведомлённость в торгово-промышленных и финансовых делах, неспешность в принятии решений, оборотистость и интуиция. Вместе с тем, этот выдающийся человек был властолюбивой, замкнутой и жестокой личностью. Он присвоил себе право «казнить и вешать» , дабы установить дисциплину в своих американских факториях. Был беспощаден и подозрителен к конкурентам. Обстоя-тельства его ранней смерти и поныне остаются весьма загадочными.

Сегодня имя Шелихова отражено и в географии, и в истории: залив Охотского моря, пролив между о. Кадьяк и Аляской, бухта у о. Круза (архипелаг Александра), бухта и река на одном из Курильских островов. город в Иркутской области и улица в г. Иркутске. залив Шелихова пролив Шелихова архипелаг Александра

«Российского купца Григория Шелехова первое странствие» . Спб. 1795 г. Почтовая марка СССР, Григорий Шелехов, 1991 г.

Вопросы для закрепления пройденной темы: 1. Кем и когда была основана первая промысловая кампания на Аляске? 2. В каком году и куда исследователь и купец Григорий Шелихов организовал и возглавил экспедицию? 3. С какой целью была организована промысловая кампания на Аляске? 4. Когда и где родился Григорий Шелихов, где был похоронен? 5. Какой след оставил Григорий Шелихов в истории, географии, литературе?

Город Рыльск в наше время Памятник Г. Шелихову В г. Рыльске Замечательный русский купец, географ и путешественник родился в 1747 года в г. Рыльске Курской губернии в семье, принадлежавшей к богатому старинному купеческому роду. После получения домашнего образования работал приказчиком в Рыльске и проявил склонность к «коммерции» . Во время эпидемии чумы 1770 потерял мать и младшего брата; до 1773 жил в Курске. Осенью 1773 переехал в Иркутск, занялся скупкой пушнины, разбогател и в 1774 стал пайщиком восьми различных компаний; женитьба (1775) на девушке со значительным приданым укрепила его финансовое положение.

Подробности Создано 14.08.2013 12:08 Обновлено 13.11.2016 03:54

«Колумбы Росские,
презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава,
И что во все концы достигнет Россов слава»
(М.В. Ломоносов)

В июне 2016 году исполняется 275 лет с момента выхода россиян к берегам западного побережья Американского берега. С 1741 года начинается история Русской Америки и начало освоения и изучения Тихого океана. Это произошло в период работы Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг).

Акцент на развитие Дальнего Востока был сделан не сегодня. «Богатство России прирастать будет Сибирью» - так прозорливо сказал М.В. Ломоносов. Можно было бы прибавить и «Дальним Востоком», но ведь великий русский ученый и имел в виду этот далекий от столиц край нашего Отечества. Просто до недавнего времени прилегающие к Тихому океану земли еще не имели своего названия.

Освоение и заселение необъятных просторов Сибири и Дальнего Востока русскими людьми началось более четырехсот лет назад. К середине 17 столетия из центральных районов России, только-только, оправившейся от Смуты и вражеских нашествий, первопроходцы: простые, но очень предприимчивые люди, перебравшись за Уральские горы, вошли в сибирские земли и добрались до берегов Тихого океана (Семен Дежнев). Побывали на реке Амур (Василий Поярков) и спустились по ней к Охотскому морю, заложив на нем поселение, ставшее впоследствии Охотским портом.

Благодаря энергии и смелости землепроходцев граница России была стремительно продвинута далеко на восток и империя стала обладать колоссальной по протяженности территорией. Правда, еще никто не знал ее точных размеров.

От Урала до Тихого океана россияне прошли в кротчайший в историческом масштабе срок. Через 60 лет, после того как отряд Ермака преодолел уральский хребет, сыновья и внуки его казаков уже срубали первые зимовья на берегах Тихого океана. Они достигли северо-восточных пределов Азии, и, здесь утвердились всего за несколько десятилетий, в то время как, европейцы продвигались с Атлантического до Тихоокеанского берега более трех веков.

В 1639 году отряд Ивана Москвитина вышел к Охотскому морю. В 1648 году Семен Дежнев и Федот Алексеев побывали в проливе между Азией и Америкой, который через 80 лет заново откроет В. Беринг. В 1750 году камчатской реки Пенжины достиг Михаил Стадухин. Во 2-й половине 17 в. первопроходцы ступили на отдаленную камчадальскую землицу и «привели в русское подданство местные народы». Экспедиция Владимира Атласова 1697-1699 гг. положила начало реальному присоединению Камчатского полуострова к Российской империи. В 1703 г. отряд казаков во главе с Родионом Преснецовым достиг Авачинской губы. На местах казачьих зимовий были построены остроги (крепости Верхне -Камчаткский, Нижне - Камчатский и Большерецкий остроги).

Новые русские земли с их неисчерпаемыми богатствами, плодородными почвами и лесами вошли неотъемлемой частью в состав русского государства. Мощь государства заметно увеличилась. Изумленная Европа, в начале княжения Ивана Третьего, едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена появлением огромной империи на восточных своих окраинах. А, море Черное было еще турецким, Балтийское море – шведским.

Со временем походы русских людей по суше на Камчатку стали делом привычным, но были опасны и занимали много времени. Пешком, верхом на лошадях, на собачьих и оленьих нартах двигались казачьи отряды из Якутска в Анадырский острог, а оттуда, через горные хребты и болотистые низины, спускались в остроги Камчатки. Причем, шли годами. И не только из-за большой протяженности дороги и морозной многоснежной зимы. Дело в том, что жили в этих местах племена воинственных коряков и «немирных чукоч», которые на смерть стояли на пути продвижения россиян, и не одна сотня из них сложила здесь свои буйные головы. Северные народы, разгромив казачьи отряды, грабили и царский ясак. В итоге драгоценная пушнина, которая давала огромные деньги, не доходила до казны.

Следовательно, возникала потребность поисков морского пути из Охотска на Камчатку. И в 1716 г. на лодье «Восток» - первом судне, построенном на Тихом океане (в Охотске), было совершено плавание на Камчатский полуостров (Никифор Треска). Морской путь оказался гораздо удобнее сухопутного. Теперь суда на Камчатку стали ходить сравнительно часто.

Петр высоко оценил присоединение далекой «Камчадальской землицы» к Российской империи. Благодаря его экономическим и политическим преобразованиям, интерес к открытию и освоению этих земель усилился. А открытие морского из Охотска на Камчатку явилось предпосылкой для глубокого исследования северо-восточной части Тихого океана. Значительным шагом в этом направлении стала Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг, которую принято считать в истории России первой крупной морской экспедицией, организованной правительством.

Была она задумана для выяснения вопроса «о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию», «сошлася ль Америка с Азиею».

Замысел экспедиции принадлежал самому Петру, который придавал большое значение решению вопроса о том, как далеко простираются земли Дальнего Востока и насколько они открыты возможным захватам извне. Ведь это было время ожесточенной борьбы за колониальное господство между Англией, с одной стороны, Францией и Испанией - с другой.

Не участвуя непосредственно в колониальных войнах западных держав, Россия должна была считаться с постоянно усиливавшейся угрозой своим владениям на Дальнем Востоке, стремлением Англии и Франции воспрепятствовать усилению ее военного могущества.

Экспедиция являлась одним из звеньев обширного плана Петра I: стремления выйти на широкую международную арену и установления торговых сношений с окружающими государствами, как на Западе, так и на Востоке.

Так же экспедиция была связана с такими жизненно важными вопросами, как колонизация Сибири и Дальнего Востока, пополнения казны за счет торговли пушниной, отыскания новых морских путей и т. п.

24 января 1725 г. по зимнему пути экспедиция несколькими отрядами вышла из Петербурга. Все необходимое: продовольствие, пушки, паруса, распиленные якоря, канаты, фонари, сало, свечи, уксус и т.д. везли с собой на санно-конных обозах. В пути из-за недостатка корма пали многие лошади, и людям пришлось впрягаться в подводы и нарты и тащить груз самим. Но, в конце концов, пройдя почтовыми трактами и вьючными тропами, сплавляясь по рекам, перебираясь через горные хребты, болота и снежные пустыни, в январе 1727 г. экспедиция достигла Охотска. Прошло два года со времени отправления из столицы, а настоящая экспедиция, как таковая еще не началась.

Летом 1727 г. на построенном в Охотске шитике «Фортуна» экспедиция направилась к западному камчатскому берегу - в Большерецк. Опасаясь осенних штормов, Беринг не рискнул идти морем вокруг Камчатки, и зимой на собачьих упряжках экспедиционный отряд добрался до Нижне - Камчатского острога (в устье р. Камчатка).

К слову сказать, в следующем году Кондратий Мошков, все-таки, обогнул юг полуострова - м. Лопатку (камчатский «мыс Горн») на этом же суденышке.

модель шитика «модель бота Св. Архангел Гавриил»


13 июля 1728 года, через три с половиной года после выхода из Санкт – Петербурга первого отряда, наконец началось историческое плавание, ради которого и задумывалась экспедиция.

После зимовки 5июня 1729 г. Беринг с Чириковым вышли в новый поход на восток в поисках земли, так как слышали от местных жителей, что есть земля против устья р. Камчатка, но ничего не обнаружили. Обследовали море, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, обогнули южный мыс Камчатки (м. Лопатка), и через Охотск и всю Россию в 1730 г. после пятилетнего отсутствия вернулись назад в Петербург.

Экспедицию многие посчитали неудачной. Но, несмотря на то, что основная задача – поиск пролива между Северной Америкой и Евразией, так и не была выполнена, результаты экспедиции были вписаны золотыми буквами в Российскую географию. За два года была произвела инструментальная съёмка западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено имя первооткрывателя, на протяжении более чем 3500 км.

Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам, а также к американскому континенту.

Первая экспедиция Беринга возбудила еще больший интерес российского правительства к Восточной Сибири и северной части Тихого океана.

В1732 году было приняло решение об организации второй Камчатской экспедиции, называемой также Великой Сибирской или Великой Сибирско-Тихоокеанской. Она была осуществлена в 1733-1743 годах. Главной задачей по-прежнему оставалось открытие западных берегов Северной Америки и пролива, отделяющего ее от Азии. Руководителем экспедиции был вновь назначен В. Й. Беринг, его помощником был определен А. И. Чириков, вторым помощником М. П. Шпанберг.

В экспедицию посылалась почти тысяча человек. Кроме экипажей будущих шести морских судов, вместе с штурманами и матросами, ехали корабельные мастера, конопатчики, плотники, парусники, лекари, геодезисты, солдаты для охраны. В состав были включены и несколько профессоров Академии наук.

Российским исследователям предстояло не только исследовать все тысячекилометровое северное побережье Азии, описать тогда еще мало изученную флору, фауну и историю народов Сибири, совершить плавания через неизвестные моря к Америке и Японии, расширить и упрочить территориальные притязания Российской империи. Они должны были заботиться о процветании торговли и улучшении условий жизни в Сибири, христианизации местного населения, заведении школ и железоделательных заводов.

Ни одна другая европейская географическая экспедиция XVIII века не была столь крупномасштабной. По сути, работа участников Второй Камчаткой или Великой Северной экспедиции состояла из деятельности трех крупных экспедиций, самостоятельных по заданиям и действовавших на различной территории.

Первая объединяла так называемые "северные" отряды, которые работали над описанием и картографированием побережья Северного Ледовитого океана (от Архангельска до устья Оби; от Оби до устья Енисея; от Лены на запад до устья Енисея; от Лены на восток до Камчатки). В этой работе приняли участие лейтенанты Д. Я. Лаптев, Х. П. Лаптев, П. Лассиниус, С. Г. Малыгин, Д. Л. Овцын, В. Прончищев и др.

Вторая экспедиция, в состав которой входили два отряда, действовала в водах Тихого океана и на тихоокеанском побережье. Первому отряду под командованием М. Шпанберга необходимо было совершить плавание от Камчатки до Японии с попутной описью Курильских островов и берегов Охотского моря. Перед вторым тихоокеанским отрядом, называемым теперь экспедицией В. Беринга - А. И. Чирикова, ставилась задача отыскания островов в северной части Тихого океана и путей к Северной Америке. И, наконец, третью экспедицию составил отряд Академии наук под руководством профессоров Г. Ф. Миллера и И. Г. Гмелина. Перед этим отрядом были поставлены задачи по изучению природы и естественных богатств Сибири, истории и этнографии народов Сибири.

В феврале 1733 года из Петербурга опять же по санному пути потянулись обозы с якорями, парусами, канатом и пушками. В начале 1734 г. вся экспедиция во главе с самим командором собралась в Тобольске. Здесь Беринг провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения. Остальные же двинулись дальше в Якутск, откуда в октябре 1734 г. началась переправка всего снаряжения для постройки экспедиционных судов в Охотск, куда смогли добраться только в сентябре 1737 года.

Осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», построенные на Охотской верфи, отправились к восточному побережью Камчатки. В районе Авачинской губы они перезимовала в гавани, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.

В целом, из 10 экспедиционных лет Берингу пришлось большую часть времени провести, сидя то в Тобольске, то в Якутске, то в Охотске, обеспечивая действия многочисленных отрядов, одновременно преодолевая бездействие и сопротивление местных властей, не желавших ему помогать, отбиваясь от их доносов и пресекая попытки отщипнуть от экспедиционных запасов. Однако, последнее историческое плавание на Тихом океане командор возглавил сам.

Командор напрасно три недели бороздил Тихий океан в тщетных попытках найти пресловутую затерявшуюся землю. Благополучное навигационное время было потеряно, погода портилась, и Беринг отдал приказ поворачивать на северо-восток. Еще неделю оба пакетбота плыли вместе, но 20 июня из-за непогоды в густом тумане они потеряли друг друга из вида, и после нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. Дальше каждый из них шел уже самостоятельно и по разным маршрутам. Им больше не суждено было встретиться, хотя их курсы перекрещивались еще семнадцать раз.

Далее в истории географических открытий произошел удивительный случай: два корабля, в течение месяца раздельно совершавших плавание, почти одновременно (с разницей в один лишь день) подошли с востока к неведомым берегам северо-американского континента, начав тем самым исследование земель, получивших в последствии название «Русская Америка».

Проискав командора три дня и убедившись в бесполезности дальнейших розысков, Чириков повел «Святого Павла» к намеченной цели - Америке и 15 июля 1741 года пакетбот достиг ее северо-западного побережья. (Это было второе посещение русским судном американского берега после геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова на боте «Святой Гавриил» 21 августа 1732 года). Затем пакетбот прошёл вдоль американского берега на север. При попытке высадиться на берег, экипаж потерял 15 человек.

25 июля Чириков повернул к Камчатке, проводя систематические наблюдения и описи увиденных земель: на обратном пути был открыт ряд островов Алеутской гряды (Умнак, Адах, Агатту, Атту), которые были нанесены на карту. Запасы воды и пищи, которые не удалось пополнить, подходили к концу, началась цинга, стали умирать люди. Сам Чириков находился в тяжелейшем состоянии. 12 октября 1741 года пакетбот «Святой Павел» прибыл в Петропавловскую гавань. Из 75 членов команды в порт вернулся 51 человек.

Судьба командора и его спутников оказалась еще драматичнее. «Святой Петр» 16 июля 1741 года, т.е. на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей достиг скалистого, неприступного побережья Северной Америки, прорезанного узкими долинами и глубокими ущельями.

Алексей Чириков

Опытный и осторожный командор, взяв курс на запад, только через четыре дня поставил корабль на якорь у небольшого прибрежного острова, ныне называющегося о. Кадьяк. Здесь он решился пополнить запасы пресной воды. К матросам, отбывающим на берег, присоединился адъюнкт Академии наук Георг Стеллер, с большим скандалом получивший разрешение сойти на неизведанную землю. Экспедиция готовилась десять лет, а на исследования были отведены всего лишь 6-ть часов. За это время он сумел описать флору и фауну острова, обнаружив 160 видов растений.

Георг Стеллер

Из животных, встречавшихся на острове Кадьяк и в прибрежных водах, Стеллер отметил сусликов, морских выдр, тюленей, китов, больших и малых акул. За время короткого визита на Кадьяк Стеллер успел описать и быт его обитателей. Он первым в истории науки выдвинул гипотезу о близком родстве островных туземцев, индейцев племени тлинкитов, с исконными жителями Камчатки. Свои наблюдения Стеллер зафиксировал в труде с желчным названием «Описание растений, собранных за шесть часов в Америке», опубликованном в 1936 году.

Беринг уже утром следующего дня 21 июля, даже не обновив полностью запасы пресной воды, отдал приказ поднять якорь и идти в Петропавловск. Командор очень опасался малейшего промедления, из-за которого судно могло не успеть вернуться на Камчатку до начала сезона ветров и штормов.

Пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь).

Обратный путь оказался очень тяжелым. Вспыхнула цинга, заболел и сам Беринг. Первым умер матрос Шумагин и был похоронен на острове (до сих пор эта группа островов именуется Шумагинскими). Бури швыряли парусник то на север, то на юг, возвращали обратно, кружили на одном месте, в целом заставив его восемьдесят раз менять курс. К концу плавания пакетбот практически был неуправляем и двигался "как кусок мертвого дерева".

Когда 4 ноября истерзанная команда увидела землю, на корабле 12 человек уже умерло, а 34 были больны. Беринг принял решение высадиться на землю, принятую за Камчатку. И это было далеко не случайно. Судя по зарисовкам в книге Г. Стеллера, очертания Командорских островов и берегов Камчатки в районе Авачинского залива действительно обнаруживают некоторое сходство. Так что нет ничего удивительного в том, что обессиленные до крайности люди, да еще в условиях плохой видимости, приняли желаемое за действительное.

Истерзанное судно встало на якорь, но штормовая волна порвала якорный канат, и "Св. Петр" понесло к окаймлявшим небольшую бухточку рифам. Проскочив буквально в 20 метрах от них, пакетбот оказался на тихой воде и Беринг приказал высаживаться.

Тогда никто из беринговцев не мог предположить, что они находятся на необитаемом острове, всего лишь в нескольких днях пути от Камчатки.

В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель.

В 1743 году Сенат приостановил работу Второй Камчатской экспедиции.

Участники экспедиции за десять лет выполнили колоссальнейший объем работ. Была произведена подробная опись побережья Северного Ледовитого океана, совершена съемка многих впадающих в океан рек, начаты исследования Северного морского пути. Определены астрономические координаты важных пунктов Крайнего Севера трех материков - Европы, Азии, Америки. Проведены метеорологические наблюдения, геологические и этнографические исследования Сибири, Камчатки, Курильских о-вов, впервые нанесены на карту Алеутские о-ва и северо-западные берега материка Северная Америка.

Была определена протяженность Сибири и Россия, наконец, узнала свои истинные размеры. Открыты и нанесены на карту 220 географических объектов; подтверждено наличие пролива между материками Азией и Америкой; определено географическое положение полуострова Камчатка. После экспедиции В. Беринга очертания Чукотского полуострова, а также всего побережья от Чукотки до Камчатки приобретают на картах вид, близкий к их современным изображениям. Таким образом, северо-восточная оконечность Азии была нанесена на карту, и теперь не возникало никаких сомнений в существовании пролива между материками.

Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, как отмечают специалисты, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.

Имена отважных исследователей навечно вписаны в книгу памяти мировых географических открытий.

Юбилей высокоширотной экспедиции капитана В.Я. Чичагова даёт
возможность вспомнить об этом событии и переосмыслить его значение.
Экспедиция внесла вклад в освоение российскими мореплавателями
Арктики, отразила то великое значение, которое российское государство
уделяло поиску северного морского пути…»Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова» — под таким заглавием в 1854 году в Санкт-Петербурге в морской типографии Гидрографического департамента была издана небольшая (в 150 страниц) книга. Эта библиографическая редкость (издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации) имеется в Морской библиотеке, хранится в ее редком фонде. Книга подготовлена и издана известным историографом русского флота Александром Петровичем Соколовым (1816-1858).

Это — конвалют, состоящий из сочинения М.В. Ломоносова «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в восточную Индию» и материалов экспедиции: о ее подготовке, инструкции руководителю, капитану бригадирского ранга В.Я. Чичагову; его «Оправдательная записка», объясняющая причины неуспеха экспедиции; документы Адмиралтейской коллегии и письма, связанные с отправкой обоих плаваний В.Я. Чичагова, а также описание его экспедиций. Рукопись материалов была найдена А.П. Соколовым в Главном морском архиве. До него на русском языке документы экспедиции не издавались, а после 1854 года никогда не переиздавались.

М.В. Ломоносов полагал, что летом между Шпицбергеном и Новой Землей океан очищается от льдов и на широте около 80. на многие сотни километров в восточном направлении находится чистая вода. Ученый был убежден, что по этому пути легко можно пройти до Берингова пролива, а оттуда — в восточную Индию.

В декабре 1763 г. план М.В. Ломоносова был рассмотрен и одобрен Комиссией российских флотов и адмиралтейского правления. После чего Екатерина II указом от 14 мая 1764 года повелела «снарядить экспедицию для прохода Северным океаном в Камчатку», держать ее в глубочайшей тайне (даже от Сената), а официально называть «Экспедиция о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов».

Летом 1764 г. флотилия из шести судов под командованием лейтенанта Михаила Немтинова отправилась на Шпицберген для оборудования базы на случай вынужденной зимовки экспедиции. На берегу залива Кломбай (Бельсунн) были построены бревенчатые изба, баня и амбар. На этой базе на зимовку остались 16 человек под командованием унтер-лейтенанта Моисея Рындина.

В книге «Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова» подробнейшим образом описано, как готовилась высокоширотная экспедиция: «…Назначенные же для самой экспедиции суда, согласно пожеланию государыни, были названы фамилиями их командиров: «Чичагов», «Панов» и «Бабаев». Они были построены особенно прочно, обшиты сверх обыкновенной обшивки сосновыми досками, а по форштевням обиты железом. В палубах поделаны печи. Для команды были пошиты овчинные шубы, такое же нижнее платье, треухи на голову, бахилы и рукавицы с варегами. Сверх регламентной дачи отпущены на команду противоцынготные припасы, как-то: 148 ведер сосновой водки, 10 пудов меда-сырца, 46 фунтов горчицы, 3,5 пуда хмеля, 58 пудов пшеничной муки, 6 четвертей луку, 60,5 пуда толокна, 45 батманов чесноку, 46 ушатов морошки, ржаного солоду и 1 анкерок ренского уксуса… Вольному кухмистеру Кейзеру было заказано сделать сушеного супа, со специями и без специй, по 1,5 пуда каждого сорта, что было послано сухим путем в Колу.

Вооружены были: «Чичагов» — 16 пушками, а «Панов» и «Бабаев» — по 10 пушек каждое судно, и сверх того, для сигналов, по одной кугорновой мортирке. Укомплектованы они людьми так: на «Чичагове» — 76 человек, а на «Панове» и «Бабаеве» — по 51 человеку, по одному лейтенанту, по 2 штурмана и по 2 ученика. В числе нижних чинов на «Чичагове» 12 промышленников, а на других — по семь; матросов на первом — 26, а на других — по 13; по одному разных мастеровых: кузнецов, парусников, конопатников, купоров, плотников, и по одному священнику. Навигационных инструментов была дана 31 штука. Также были предоставлены еще сокращенные журналы плаваний в Америке Беринга и Чирикова и копии их карт. Когда командиры были уже в Коле, императрица Екатерина по особому ее вниманию к экспедиции послала им в подарок каждому по золотым секундным часам».

По инструкции М.В. Ломоносова зимовщики должны были проводить на базе метеорологические наблюдения, однако организовать их не удалось из-за неподготовленности наблюдателей. Тем не менее это была первая попытка организации метеорологической станции на Шпицбергене. Отряд Немтинова, организовав базу для будущей экспедиции, благополучно вернулся в Архангельск.

Руководство основной экспедицией было возложено на капитана 1 ранга Василия Яковлевича Чичагова. Будущий флотоводец адмирал В.Я. Чичагов боевое крещение получил на Чёрном море. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. командовал отрядом Донской флотилии, оборонявшей Керченский пролив. В 1775 г. В.Я. Чичагов стал членом Адмиралтейств-коллегии, а в 1782 г. получил звание адмирала. Весной 1789 г. В.Я. Чичагов был назначен главным командиром Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов. Во время войны со Швецией 1789-1790 гг. он командовал Балтийским флотом и одержал три блестящие победы над более сильным неприятельским флотом: близ острова Эланда, на Ревельском рейде и близ Выборга. За Ревельское сражение В.Я. Чичагов был награждён орденом Св. Андрея Первозванного. После Выборгского сражения он стал первым моряком, удостоенным ордена Св. Георгия I степени.

9 мая 1765 года экспедиция В.Я. Чичагова вышла в море. В книге «Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова» описан маршрут экспедиции: из Колы корабли шли вдоль мурманского берега на запад, потом повернули к Медвежьему острову, где встретились с плавучими льдами. По мере приближения к Шпицбергену льды становились гуще и непроходимее. Корабли шли среди сплошного движущегося льда. 16 июня экспедиция вошла в гавань Клокбай на Шпицбергене, 3 июля, выйдя из гавани согласно инструкции, стала держать курс на запад, но льды заставили повернуть на север.

С каждым днем продвижение вперед на небольших парусных судах становилось все тяжелее. И все же, меняя курс и пробираясь между льдами, экспедиция сумела 23 июля достигнуть 80.26 северной широты. После чего непроходимые льды заставили её повернуть обратно. 20 августа, проведя в плавании немногим более трех месяцев, экспедиция прибыла в Архангельск.

По рассмотрению представленных В.Я. Чичаговым рапортов, журналов, карт Адмиралтейская комиссия постановила снарядить экспедицию «на прежних основаниях…»: «Покушение надо повторить, дабы увидеть, невозможно ли встретившийся препон в первый раз при другом разе преодолеть… Дабы столь славное и полезное предприятие произвести, надобно изведать, а что упустили, и через то узнать бы, есть ли возможность или конечная невозможность предполагаемого проезда».

Суда экспедиции были вновь подготовлены для нового арктического похода. В конце октября 1765 г. российские мореходы прибыли в Колу на зимовку. В мае 1766 г. суда вышли из Колы и взяли курс на остров Медвежий. 31 мая корабли подошли к Клокбаю, однако льды не позволили войти в залив. Суда направились дальше — на север. Условия похода были тяжелыми: держались туманы, дул холодный ветер, шли непрерывные дожди, сменяющиеся снегопадами, такелаж на кораблях обледенел. Суда держали курс к берегам Гренландии. Так и не увидев гренландских берегов и вновь попав в непроходимые льды, экспедиция повернула к Шпицбергену. В течение недели суда пережидали непогоду в заливе Клокбай, а 29 июня возобновили плавание на север. 16 июля путешественники достигли самой северной оконечности Шпицбергена (79. 50 с. ш.), а на широте 80. 30 были остановлены тяжелыми льдами, простиравшимися далеко на север. Прохода к полюсу не было, и В.Я. Чичагов вновь принял решение о возвращении на родину.

В рапорте В.Я. Чичагова, направленном в Адмиралтейств-коллегию, был сделан вывод о невозможности открытия северо-западного прохода. Адмиралтейств-коллегия согласилась с доводами руководителя экспедиции и приняла решение о прекращении поисков «прохода Сибирским океаном в восточную Индию». 26 сентября 1766 г. Екатерина II подписала указ об окончании экспедиции и выдаче денежных наград В.Я. Чичагову и другим участникам плавания.

Надо отметить, что с морской точки зрения обе экспедиции В.Я. Чичагова были проведены безукоризненно. Три парусных корабля среди льдов, в штормах и туманах все время держались вместе, не теряя один другого из виду. Что же касается маршрута, предложенного В.Я. Чичагову М.В. Ломоносовым, то благодаря экспедиции стало ясно, что эта задача невыполнима. Пройти на парусных судах через Северный Ледовитый океан, тем более через полюс или вблизи него, невозможно.

…После возвращения экспедиции В.Я. Чичагову пришлось выслушать много упреков. В свое оправдание он написал четкую «Оправдательную записку», которая была приложена к извлечению из журнала плавания экспедиции 1766 года. В своем обращении к морским офицерам капитан 1 ранга В.Я. Чичагов, отдавая себя на суд морских офицеров, перечислял трудности и опасности, им преодоленные в этих далеких и еще неизвестных морях, полных льдами, с почти беспрерывными туманами, где «моряк жертвует своей жизнью, не зная достоверно, что получит за это, — честь или, что чаще случается, вечное нарекание, и его неудача будет приписана его безрассудству и неосторожности».

Записка наполнена патриотическим духом служения Отечеству и мужеством моряков-первопроходцев: «Надобно дать честь такому человеку, который для пользы Отечеству презирает свою жизнь… Его ревность и усердие к службе некоторым образом представляют надежду к преодолению трудностей».

Несмотря на то, что экспедиция В.Я. Чичагова не выполнила поставленных перед ней задач, она внесла значительный вклад в развитие арктического мореплавания. Экспедиция достигла рекордной по тем временам широты к северу от Шпицбергена. Кроме того, это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения по специальной программе, разработанной М.В. Ломоносовым, были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена.

Последующие плавания в этих водах оправдали В.Я. Чичагова. Летом 1899 года адмирал С.О. Макаров предложил пробиться к Северному полюсу при помощи специально построенного ледокола «Ермак». Но неблагоприятные ледовые условия и в этот раз не дали возможности осуществить задуманное в полной мере. С.О. Макаров писал, имея в виду и экспедицию В.Я. Чичагова: «Все полярные экспедиции, не исключая нашей, в смысле достижения цели были неудачны, но если мы что-нибудь уже знаем о Ледовитом океане, то благодаря этим неудачным экспедициям».

М.В. Ломоносов был уверен, что как бы ни была сурова и неприступна северная природа, как ни трудны условия арктических плаваний,

Колумбы росские, презрев угрюмый рок,

Меж льдами новый путь отворят на восток,

И наша досягнет в Америку держава.

В 1932 году ледокол «Сибиряков» в одну навигацию прошел Северным морским путем из Архангельска и Тихий океан. Мечта М.В. Ломоносова была осуществлена. А задача более разновекторного и действенного присутствия России в Арктике — одна из магистральных во внутренней и внешней политике нашего государства в ХХI веке.

С. КАРПОВА, библиограф Морской библиотеки имени адмирала М.П. Лазарева.

На снимках: М.В. Ломоносов и В.Я. Чичагов.

Другие статьи этого номера

07.12.2016 , 13:49

«С самого детства меня влекло к новому и необъяснимому, часть своей жизни я посвятил поискам ответов на непознанное. Достигнув зрелого возраста, я решил изложить накопленные мною знания в виде фантастических романов», — так рассказывает о...

07.12.2016 , 13:49

В актовом зале общеобразовательнойшколы N 49 прошел теоретический семинар на тему «Формы работы по изучению правилдорожного движения в образовательном учреждении», на котором рассматривалисьвопросы по методике преподавания ПДД учащимся.В мероприятии приняли участие представители департаментаобразования Севастополя, сотрудники...

07.12.2016 , 13:49

8 декабря в актовом зале ГБУЗС «Городская больница N 1 им. Н.И.Пирогова» состоится научно-практическая конференция «Современные аспектыорганизации системы лечебного питания в медицинскихучреждениях».Принять участие в медицинскомфоруме приглашены ведущие российские специалисты в области лечебного питания идиетологии. На...

07.12.2016 , 13:49

Чтобы сосредоточить всеобщее внимание на проблемах инвалидов, Генассамблея ООН в 1992 году объявила 3 декабря Всемирным днем инвалидов. Россия поддержала эту инициативу и подписала принятые организацией документы. Основная цель этого дня — напомнить, что инвалиды...

07.12.2016 , 13:49

2 декабря в прокуратуре Севастополя состоялся первый открытый форум прокуратуры города, который был посвящен вопросам защиты прав предпринимателей. Он проведен под руководством прокурора города с участием представителей органов государственной власти, бизнес- сообщества, региональных СМИ, руководителей...

07.12.2016 , 13:49

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Севастополю возбуждено 3 уголовных дела в отношении 28-летнего жителя города о совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение тяжкого преступления).По данным следствия,...

07.12.2016 , 13:49

30 ноября Россия и страны бывшего СССР отметили 30-ю годовщину окончания работ по строительству саркофага над разрушенным четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС (объект «Укрытие»).Традиция отмечать эту дату заложена ветеранами-«чернобыльцами» Минсредмаша (нынешнего «Росатома»). Именно 30 ноября 1986...

07.12.2016 , 13:49

29 ноября на сайтах судов общей юрисдикции появился раздел «Обратиться в суд в электронном виде».Приём электронных документов начнётся с 1 января 2017 года и пока только в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ. Непосредственно через сайты...

07.12.2016 , 13:49

Правительство РФ утвердило план реализации первого этапа «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения», предусматривающего в том числе вовлечение российских пенсионеров в занятия физической культурой и спортом.Реализация «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения» до...



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...