Рудольф баландин - михаил ломоносов. Хвалебная ода

Язык праотцев, - Славен буде!
Из пепла снова восстаешь!
Как сказка о Великом Чуде,
Ключ к Мирозданию несешь!
В цепях. как узника, держали.
Клеймили и четвертовали,
Топтали. жгли, чтоб нам не ведать,
Что дети мы своих богов,
Чтоб не могли мы исповедать
Культуры пласт, в своих рабов
Оборотили звездных детищ,
Отняв исконный наш язык...
Но живо племя легов вещих,-
Народ сгибаться не привык!
Мы возвращаемся к Истокам
И к Вере наших праславян.
Язык наш, русский, русским богом...

Хвалебная песнь

Славься, матушка Россия,
Ты Всевышним нам дана,
Величава и красива,
Веры и любви полна!

Велики твои пределы,
Недра - кладези добра.
Богом созданы умело
Что равнина, что гора!

Знала многие ты беды:
Войны, мор, разруху, гнёт.
В единении – победы
Твой одерживал народ!

Ты в боях покрыта славой,
Трепещи, презренный враг!
Славьтесь, наш орёл двуглавый,
Бело-сине-красный флаг!

За тебя и за свободу
Станем у твердынь стеной,
И пойдём в огонь и воду
Не на...

О женской красе немало писали
Мужчин в этом плане всегда обижали
Пора наступила мужчину воспеть
В лице Одного хочу оду всем спеть!

Ты самый красивый из всех для меня
Единственный полон любви и огня
Ты самый желанный и нежный такой
При виде тебя счастье льется рекой!

В тебе и хоризма, в тебе креатив
В любой ситуации лишь позитив
Ты духом силен и душою богат
Готов всем помочь и друзьям всегда рад!

Ты с дамами вежлив и верен одной,
Которая в неге утонет с тобой,
Умен и воспитан...

От опоздания никто не застрахован -
Ни царь,ни паж,ни бог,творящий волею своей великие дела,
Вот кто уж точно никогда не опоздает,
Так это воевода злобы - сатана.

Так что ж вы,люди,в пагубу спешите,
Пример берёте с генерала,
Впитавшего дух смрадный тюрем и казарм,
Солдата недотёпу гнавшего взашей,
Теряющего время на приказы,
И точный выстрел воспевая,как вежливость вчерашних королей.

Они ль не гнали толпы к эшафоту,
Захватывая власть,с безумной точностью отравленной стрелы,
Не...

Весь измождённый летнею жарой
Рывком я холодильник раскрываю,
А там...бутылок запотелых строй -
Святыня, что я шибко уважаю!

Лежит и индевеет жидкий хлеб.
Открыв, ласкаю горлышко губами -
Не торопясь, глотками, не взахлеб,
Пью пиво под закуску окуньками...

Трофей с рыбалки вовсе невелик,
По-братски им с котами поделился -
Хоть жалок по размерам на балык,
Но вяленый под пиво пригодился!

В душе, убавив пивом летний зной,
Решаю посвятить напитку оду -
Живительно-пенящийся...

я уважаю модераторов,
ценю, люблю и восхваляю!
админов, цензоров, редакторов
боготворю и прославляю!

А если кто-то где-то выкрикнет:
«все модераторы - ублюдки,
подонки, гады, твари, выродки,
мерзавцы, мрази, проститутки!»

Ему скажу: «заткнись, ничтожество!
не обсирай людей напрасно!
все модераторы - хорошие!
они - премудры и прекрасны!»

Они - на службе у всевышнего,
они - следят за каждым словом,
и если кто вдруг ляпнет лишнее -
наказан будет вмиг сурово!

Солнышко красное, травку лаская,
Вновь умывалось нежнейшей росой,
Чтоб быть прекрасней, весь мир освещая,
И дать природе весенний настрой.

Пташечки малые, рано проснулись,
Солнышку красному, песни поют.
Все небеса в синеву окунулись,
Дарят и людям, и птичкам уют.

А ветерочек, игривый и нежный,
Каждый листочек наполнит теплом.
Он - шаловливый и даже небрежный,
Просторы России - его родной дом.

Воздух наполнен прохладой и мёдом,
Он ублажает и даже пьянит...
Я наслаждаюсь...

Дорогие наши Богини!
Мы с вами уже много раз говорили о том, как важно любить, ценить и хвалить себя…

И сегодня мы предлагаем вам такое интересное, полезное и творческое задание – написать о себе хвалебную оду. В которой воспеть все свои достоинства, прелести и неотразимую женскую красоту!

Концентрируя внимание на своих достоинствах, мы помогаем самим себе увидеть в себе то хорошее, что есть в нас, разглядеть свой потенциал, повысить самооценку и просто получить хорошее настроение!

В каждой из нас есть невероятно большое количество замечательных качеств и умений! Давайте признавать это в себе и ценить, не для развития гордости и гордыни, а для того, чтобы использовать их на благо себе и окружающим людям!

И для примера выкладываем для вас отрывки из нескольких од в разных жанрах.

Вы можете выбрать, как вам приятнее писать о себе – в стиле хокку, четверостишиями или прозой… Главное, чтобы это было искренне и от Души!

Творческого полета вам и вдохновения!!!

Отрывок из “Японской оды”

Не стоит ли воспеть себя?!
Давно уж время подошло!
Что ж, воспеваю….
Вокруг я слышу о себе,
Что мудрости не занимать,
А равно женской красоты.

Еще мне часто говорят
О доброте моей ко всем.
Пора признать, что это так!
Не зря со всех сторон кричат:
«Удачи ей не занимать!»

Да, я готова согласиться.
Внимательна к чужим печалям,
Друзья делиться ими рады,
Находят счастье в утешение.
Я с благодарностью взираю
На мир с утра до поздней ночи.
И он меня благодарит!

Глупцы считают, что с годами идет потеря сил.
Обратное мы наблюдаем у сильных духом.

Я – такая.
Любить умею я.
Взаимно.
Что может быть любви прекрасней?
Я верю в то, о чем сказала.
Надеюсь, согласится каждый,
Что это – истинная правда!

Отрывок из “Ода себе”

Я есть волшебное созданье!
Талантов и красы не счесть!
Скажу спасибо мирозданью
За то, что я такая есть!!!
За то, что есть вот это тело -
Достоинств чистый образец.
Прекрасней не возможно сделать!
Благодарю Тебя, Творец!!!

Отрывок из оды “Я – большая ценность”

Мы все имеем ценность для этого мира. Я – очень большая ценность.
Мы все – очень разные и не похожи на других. Я – чувствую в себе свою уникальность.

Кто-то выращивает сына и строит дом. Я уже посадила не одно дерево – и это только начало.

Некоторые, начав свой бег, не могут ни на секунду сойти с дистанции. Я могу, чтобы спокойно оглянуться со всех сторон и здраво поразмыслить.

О человеке судят по друзьям. У меня их много. И все они – прекрасны. Мужчины и женщины.

Многие умеют жить только в будущем или только в прошлом. Я живу в настоящем, но при этом мне хватает храбрости помнить о прошлом и здравомыслия составлять планы на будущее.
Я уверена, что моя жизнь – достойна!

Я желаю вам счастья и любви!

Дорогие наши Богини!
Мы с вами уже много раз говорили о том, как важно любить, ценить и хвалить себя…

И сегодня мы предлагаем вам такое интересное, полезное и творческое задание – написать о себе хвалебную оду. В которой воспеть все свои достоинства, прелести и неотразимую женскую красоту!

Концентрируя внимание на своих достоинствах, мы помогаем самим себе увидеть в себе то хорошее, что есть в нас, разглядеть свой потенциал, повысить самооценку и просто получить хорошее настроение!

В каждой из нас есть невероятно большое количество замечательных качеств и умений! Давайте признавать это в себе и ценить, не для развития гордости и гордыни, а для того, чтобы использовать их на благо себе и окружающим людям!

И для примера выкладываем для вас отрывки из нескольких од в разных жанрах.

Вы можете выбрать, как вам приятнее писать о себе – в стиле хокку, четверостишиями или прозой… Главное, чтобы это было искренне и от Души!

Творческого полета вам и вдохновения!!!

Отрывок из "Японской оды”

Не стоит ли воспеть себя?!
Давно уж время подошло!
Что ж, воспеваю….
Вокруг я слышу о себе,
Что мудрости не занимать,
А равно женской красоты.

Еще мне часто говорят
О доброте моей ко всем.
Пора признать, что это так!
Не зря со всех сторон кричат:
«Удачи ей не занимать!»

Да, я готова согласиться.
Внимательна к чужим печалям,
Друзья делиться ими рады,
Находят счастье в утешение.
Я с благодарностью взираю
На мир с утра до поздней ночи.
И он меня благодарит!

Глупцы считают, что с годами идет потеря сил.
Обратное мы наблюдаем у сильных духом.

Я – такая.
Любить умею я.
Взаимно.
Что может быть любви прекрасней?
Я верю в то, о чем сказала.
Надеюсь, согласится каждый,
Что это – истинная правда!

Отрывок из "Ода себе”

Я есть волшебное созданье!
Талантов и красы не счесть!
Скажу спасибо мирозданью
За то, что я такая есть!!!
За то, что есть вот это тело -
Достоинств чистый образец.
Прекрасней не возможно сделать!
Благодарю Тебя, Творец!!!

Отрывок из оды "Я – большая ценность”

Мы все имеем ценность для этого мира. Я – очень большая ценность.
Мы все – очень разные и не похожи на других. Я – чувствую в себе свою уникальность.

Кто-то выращивает сына и строит дом. Я уже посадила не одно дерево – и это только начало.

Некоторые, начав свой бег, не могут ни на секунду сойти с дистанции. Я могу, чтобы спокойно оглянуться со всех сторон и здраво поразмыслить.

О человеке судят по друзьям. У меня их много. И все они – прекрасны. Мужчины и женщины.

Многие умеют жить только в будущем или только в прошлом. Я живу в настоящем, но при этом мне хватает храбрости помнить о прошлом и здравомыслия составлять планы на будущее.
Я уверена, что моя жизнь – достойна!

Я желаю вам счастья и любви!

(с) Юлия Судакова

Увы, талантливому стихотворцу Сумарокову недоставало благородства, чтобы признать величие Ломоносова хотя бы как мыслителя, ученого. Ведь если в феодальном обществе крестьянский сын, пробив сословные преграды, стал академиком, то уже за одно это он достоин уважения.

Стихи Ломоносова, исполненные в высоком стиле классицизма, восхваляют Российскую империю и ее правителей. Но восхищен он не только величием государства, но и великолепием русского языка. Какими бы ни были достижения Михаила Васильевича в теории стихосложения и языкознании, ему принадлежат реальные свершения в этих областях.

Он первым отметил выдающиеся качества русского языка. "Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему трудов прилагали", - писал он в предисловии к "Российской грамматике" (1755). И продолжил: "Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".

Как убедительно написано не только по смыслу, но и по звучанию!

В наше время высказывание Ломоносова не менее злободневно, чем в ту далекую эпоху, из-за того, что наш родной язык страдает от упрощения до убогости, засорения инородными словами, загрязнения междометиями и блатным жаргоном, изменением интонаций. Когда иностранные песни и оперы поют отечественные исполнители на языке оригинала, это не показатель высокой культуры, как некоторым кажется, а унижение родной речи и неуважение к слушателю.

Владея несколькими языками, Ломоносов имел все основания утверждать: "Сильное красноречие Цицероново, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем".

Оды хвалебные

Торжественные стихотворения для хора - оды - слагали в Древней Греции более двух с половиной тысячелетий назад. Нередко писали их по заказу и за определенную плату, воспевая значительное событие или выдающуюся личность. Обычны в одах ссылки на богов и героев.

На Руси первым сочинителем од был Симеон Полоцкий, белорус, в миру Пиотровский-Ситнянович (1629–1680). Во время Русско-шведской войны царь Алексей Михайлович прибыл в Полоцк, и монах Богоявленского монастыря учитель приходской школы Симеон прочел ему свои стихи. Позже довелось поэту выступать в Кремле перед царем, а когда Полоцк стал польским, Симеон переехал в Россию.

Ему доверили воспитание и образование царевича Федора и царевны Софьи. Его оды в честь Алексея Михайловича пользовались большим успехом. Он славил царя как освободителя православного белорусского народа, впервые с позиций геральдики называя его орлом. Симеон в поэме "Орел Российский" сравнил царя с солнцем (до этого считалось, что великое светило сопоставимо только с Богом).

Симеон Полоцкий писал оды, пьесы, духовные песнопения, богословские трактаты, выстраивал стихи в причудливые формы (в виде звезды, креста). Написал первый на Руси гигантский цикл просветительных и назидательных стихотворений "Ветроград многоцветный", который так и остался неопубликованным. Мироздание Симеон представлял по канонам Средневековья, отвергая научные данные. Суеверия обличал беспощадно.

Он был инициатором создания Славяно-греко-латинской Академии - первого высшего учебного заведения в Московском царстве, которое взрастило нашего великого ученого и поэта.

Рифмованными стихами Симеон Полоцкий перевел Псалтырь. По этой книге юный Михаил Ломоносов совершенствовался в чтении, учился сочинять стихи. "Псалтырь рифмотворная" многие годы служила пособием для обучения детей грамоте.

"Стихотворные произведения Симеона Ситиановича, - полагал историк Н.И. Костомаров, - писаны силлабическими рифмованными стихами и лишены поэтического достоинства". Однако в свое время они производили сильное впечатление на читателей и слушателей. После него стали слагать торжественные оды Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

В юности Ломоносова наиболее знаменитым создателем од был Василий Кириллович Тредиаковский. Подобно древним, он помимо хвалебных сочинял и нравоучительные оды. Например, "Строфы похвальные поселянскому житию", которые в наше время звучат отчасти злободневно, а отчасти комично:

Счастлив! В мире без сует живущий,
Как в златый век, да и без врагов;
Плугом отчески поля орущий,
А к тому ж без всяких и долгов…
и т. д.

Подобную оду избрал Михаил Ломоносов для своего первого крупного сочинения, направленного в Петербургскую Академию наук в виде отчета о своих успехах в поэтике: "Ода, которую сочинил господин Франциск де Салиньяк де ля Мотта Фенелон, архиепископ дюк Камбрейский, священныя Римския империи принц".

Стихотворение переведено четырехстопным хореем: 14 строф по 10 строк. Судя по всему, Ломоносов подражал "Оде торжественной о сдаче города Гданьска, 1731 года" Тредиаковского, начинавшейся так:

Кое странное пианство
К пению мой глас бодрит!
Вы, парнасское убранство,
Музы! ум не вас ли зрит…

(Пианство - пьянство, опьянение.) У Ломоносова:

Горы толь что дерзновенно
Взносите верьхи к звездам,
Льдом покрыты беспременно,
Нерушим столп небесам…

Когда читаешь это стихотворение, складывается впечатление, что Ломоносов не утомлял себя работой над текстом. А через год:

Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верьх горы высокой;
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина глубокой…

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Так сказывается в поэзии веяние времени. Один язык, а разница огромная. Во времена Ломоносова серьезным поводам слагали громоздкие многословные вирши, порой нарочито тяжеловесные. Позже стало очевидно, что на русском языке можно писать просто, складно и певуче на любые темы.

Ломоносову пришлась по душе ода, воспевающая величие и безмятежную красоту природы, в отличие от алчного, похотливого, суетного и жестокого мира людей.

Первую хвалебную оду Михаила Ломоносова - на взятие Хотина - мы уже упоминали. Она написана энергично, неожиданным слогом. Как вспоминал Якоб Штелин, академик элоквенции (красноречия, ораторского искусства), обычно писавший торжественные оды, "мы были очень удивлены таким, еще не бывалым в русском языке размером стихов… Все читали ее, удивляясь новому размеру".

Не только форма, но и содержание поэмы заслуживало внимания. Конечно, была отдана дань прославления царицы Анны Иоанновны:

Россия, коль счастлива ты
Под сильным Анниным Покровом!
Какие видишь красоты
При сем торжествованьи новом!

Однако главными Героями (именно так, с заглавной буквы) стали два великих правителя России, широко раздвинувшие ее пределы и открывшие выход державы к Тихому океану, Каспийскому и Балтийскому морям, - Иван IV Грозный и Петр Великий. Они являются из облаков под сверкание молний и грохот громов:

Герою молвил тут Герой:
"Не тщетно я с тобой трудился,
Не тщетен подвиг мой и твой,
Чтоб Россов целый свет страшился.
Чрез нас предел наш стал широк
На север, запад и восток,
На юге Анна торжествует…

Сопоставлять государственные деяния двух великих царей и Анны Иоанновны, безусловно, допустимо лишь по необходимости. На то и торжественная ода "по случаю". Однако с четырьмя следующими хвалебными одами вышел, можно сказать, конфуз.

Михаил Васильевич писал их оперативно и вряд ли с большим душевным подъемом. Первая посвящалась дню рождения Ивана VI (Иоанна) Антоновича (1740–1764): "Всепресветлейшего, державнейшего великого государя Иоанна Третьего, императора и самодержца всероссийского, 1741 года августа 12 дня веселящаяся Россия превозносит".

Странно, что Иван Антонович назван Третьим, тогда как в русской истории таковым был дед Ивана IV Грозного великий князь Московский Иван Васильевич. По-видимому, как только Иван Антонович был свергнут и о нем запрещено было упоминать, пришлось присвоить ему столь странный титульный номер. Хотя если первым российским императором считать Ивана Грозного, то третьим получится Иван Антонович.

Иные фрагменты оной оды подобны пародии: "Земля, пусти таки цветочки/ Сдивиться Флоре чтоб самой; / Жемчуга б чище их листочки, / И злато б ниже тех ценой…" Но есть и сильные строки, вовсе не хвалебные:

Проклята гордость, злоба, дерзость
В чудовище одно срослись:
Высоко имя скрыло мерзость,
Слепой талант пустил взнестись!
Велит себе в неволю славить,
Престол себе над звезды ставить,
Превысить хочет вышнюю власть,
На мой живот уж зубы скалит:
Злодейства кто его не хвалит,
Погрязнет скоро в мрачну пасть.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...