Руководитель обращается к сотруднику. Сотрудник обращается к руководству

Екатерина Бабкова
Источник: Деловая газета "Бизнес"

Согласно классическим правилам служебной дисциплины подчиненный должен обращаться к руководителю на "вы" и по имени-отчеству, как минимум. Потому что выполнять распоряжения Васи может быть сложнее, чем следовать указаниям Василия, допустим, Петровича. Однако, как показывает практика, обращение к начальству просто по имени и даже на "ты" не нарушает субординацию. Если, конечно, имеет для этого существенную причину и гармонично вписывается в корпоративную культуру.

Еще Петр I писал в одном из своих указов, что "подчиненный перед лицом начальства должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы не смущать его разумением своим". Популярность внешней "придурковатости" в современном бизнесе значительно снизилась.

Да и "разумением" сегодня можно смутить только отдельных представителей руководящего класса, страдающих от сомнений в собственной компетенции и прочих комплексов. Но все же общий смысл царского требования до сих пор остается актуальным: к вышестоящим коллегам нужно обращаться уважительно. И самый простой способ это уважение подчеркнуть - использовать местоимение "вы", а к имени добавлять отчество.

Исключение из правил

Привычка обращаться на "вы" и по имени-отчеству к "старшим по званию" воспитывается еще в детском саду - называть воспитательницу Машей вместо Марьи Ивановны и говорить ей "ты", как собственным родителям, детям не разрешают. Дальше привычка укрепляется в школе и в институте, в общении с педагогами.

Форма "Вы + имя-отчество" представляется неким символом уважения, пусть не всегда заслуженного, но необходимого для выражения подчинения одного человека другому. То есть, по сути, для соблюдения субординации.

Однако на практике от этого символа часто отказываются. Например, многим руководителям, не достигшим лет эдак пятидесяти, кажется, что отчество прибавляет им лишние годы, а потому они не возражают против использования в обращении к ним одного только имени, а иногда и настаивают на этом.

Форма обращения к начальству по имени и на "ты" все чаще используется для создания демократичной атмосферы в коллективе. А нередко может быть и обязательным условиемсохранения хороших отношений с коллегами. "К примеру, если люди начинали вместе на одинаковых позициях и привыкли к простому обращению в общении друг с другом, но со временем один из них занял руководящий пост - в этом случае будет логично, если коллеги продолжат обращаться к нему на "ты" и по имени, невзирая на его новую должность. Очень непросто назвать Иван Иванычем вчерашнего Ваню. И в этом случае требование свежеиспеченного начальника изменить форму обращения к нему может ухудшить отношения с коллегами",- характеризует возможную ситуацию консультант по подбору персонала кадрового агентства Ольга Дементьева.

Впрочем, по мнению руководителя компании "Центр кадровых технологий - XXI век" Тахира Базарова, само по себе обращение на "ты" между руководителем и подчиненными не является нарушением субординации. "Нарушение субординации означает, что человек берет на себя больше полномочий, чем ему положено",- уточняет он.

"Соблюдение субординации означает умение отличать личное от делового. Если простая форма в обращении не мешает начальнику оставаться требовательным по отношению к своим подчиненным, а для них не становится поводом пренебрегать распоряжениями руководителя, никакого нарушения дисциплины не происходит",- соглашается Ольга Дементьева.

Разумеется, субординация требует разрешения руководителя обращаться к себе на "ты". Однако существует мнение, что и несогласованное "ты" не нарушает правил дисциплины.

Тогда, когда руководитель сам использует это местоимение по отношению к подчиненным, не являясь при этом значительно старше их. Классика жанра допускает, что общение "ты - вы" происходит при разнице в возрасте как минимум в 10 лет. При меньшей разнице - вопрос спорный.

"Согласно этике переход на "ты" должен быть взаимным. То есть если руководитель начинает обращаться к своим подчиненным на "ты", он должен понимать, что в таком случае они имеют полное право также перестать использовать обращение "вы" по отношению к нему",- говорит Тахир Базаров.

"Ты или вы - не самое принципиальное в отношениях, важно, чтобы правила игры были четко оговорены",- подводититог тренер-консультант компании KPG Training Center Светлана Иванова.

"Ты" нужно заслужить

"Лично я не требую специального обращения к себе. Мне вообще нравится обращение без отчества, как на Западе. И в целом я думаю, что простая манера обращения к начальству может способствовать сплочению руководителя с коллективом. Вредит только излишняя, неоправданная демократичность. Когда у подчиненного полностью стираются грани внутренней иерархии компании, распоряжения руководителя могут не восприниматься всерьез",- говорит глава группы компаний "Ледово" Надежда Копытина.

Для того чтобы демократичность в общении была не излишней и оправданной, обращение на "ты" должно быть заслуженным.

"В начале 1980-х годов у меня был совершенно потрясающий начальник, который говорил так: "На "ты" можно перейти только с тем подчиненным, которому ты доверяешь и которому хочешь показать, что ваши контакты носят не только деловой, но и личный характер. То есть только в том случае, когда ты хочешь ему показать свое уважение"",- рассказывает Тахир Базаров. Надежда Копытина в подтверждение такой точки зрения подчеркивает, что сама допускает обращение на "ты" только с теми сотрудниками, которые работают в компании в течение долгого времени и с которыми прочно налажено взаимопонимание.

Кроме того, стиль обращения подчиненных с начальством должен соответствовать общему стилю корпоративной культуры. "Если коллектив достаточно молодой и стиль управления компанией демократический, обращение подчиненных к руководителю на "ты" может быть существенным плюсом для работы в целом. Если же у компании более строгая стилистика руководства, простая форма обращения будет мешать",- замечает Светлана Иванова.

Упрощенный вариант "ты + имя" логично выглядит в западных и прозападных организациях даже между русскоязычными начальниками и подчиненными. И, напротив, в классической российской компании, особенно в государственной структуре, даже очень близким друг другу начальнику и подчиненному использовать местоимение "ты" лучше только наедине друг с другом. А в официальной обстановке все же придерживаться классической формы общения.

Ольга Дементьева также добавляет, что выбор формы обращения к руководителю зависит и от сферы деятельности компании. "В творческой сфере, например в рекламном агентстве, простая форма, то есть обращение на "ты" и по имени, возможна даже между людьми с большой разницей в возрасте, а в строгой структуре, допустим, в банке, такая форма неприемлема и в общении между ровесниками",- говорит она.

Без сомнений

Важно, чтобы обращение на "ты" было именно следствием демократического стиля управления или доверительных отношений между руководителем и подчиненным, а не инструментом создания подобного стиля и подобных отношений.

Один только переход на "ты" не сможет исправить ситуацию, например, улучшить взаимоотношения с подчиненными или превратить строгую по форме структуру в компанию со свободным стилем общения. Так что, не имея стопроцентной уверенности в целесообразности местоимения "ты", от его использования лучше воздержаться.

"Переход на "ты" означает сокращение дистанции между людьми и, соответственно, допускает больше небрежности в общении,- напоминает Тахир Базаров.- И если такое сокращение дистанции недопустимо или нежелательно, не стоит производить его насильно. К тому же демократия подразумевает равенство между людьми. Взаимное обращение на "вы" это равенство не отменяет".

По мнению Тахира Базарова, обращение на "вы" в принципе полезней для деловых отношений. "Попробуйте произнести содержательную речь, обращаясь к слушателям на "ты",- убедительности и эффективности в таком сообщении будет немного. И, наоборот, для контраста попробуйте поругаться, используя обращение "вы": такая ссора либо не состоится, поскольку будет "отдавать" комичностью, либо будет куда более конструктивной, чем могла бы быть при использовании "ты"",- советует он.

Неопределенность по поводу того, как называть начальника – «Дима» или «Дмитрий Николаевич» – может создавать напряжение у сотрудников. В современных организациях подчиненные часто обращаются к руководителям по именам – это нормально. Проблемы возникают, если включается внутренний цензор: сотрудник в таком случае расценивает общение без отчества как фамильярность и решает перестраховаться.

В западных странах придумали хороший выход: обращение к начальнику по должности или по фамилии. Но в российских компаниях такая форма не прижилась, потому что "доктор Левин" звучит слишком уж официально. Такая форма выглядит как преувеличенное уважение и даже подобострастие. В результате, в разговоре образуется "черная дыра", при обращении к руководителю.

Научный подход

В "Журнале практической социальной психологии" была опубликована статья "Черные дыры в социальном пространстве: возникновение и последствия избегания имен в организациях", в которой описано исследование. Опытная группа состояла из 74 студентов (их средний возраст – 30 лет), поступивших на неполный рабочий день по программе МВА. Участникам был задан вопрос о том, как они ведут себя в : насколько вероятно избегание обращения по имени, если они столкнулись с руководителем в холле, а не в офисе. Респондентам нужно было оценить высказывания по пятибальной шкале, где "один" означало, что участник категорически не согласен с предложенным высказыванием, а "пять" – абсолютно согласен.

"Респонденты указали, что они часто избегают обращений по имени к руководителю", – отмечают исследователи. Кроме того, результаты исследования показали, что при общении с генеральным директором респонденты чаще избегают имен, чем руководители отделов, в которых они работают. Исследователи выдвинули гипотезу: женщины, в силу особой модели социализации и тенденции к более низким статусам в командной цепочке организации, должны чаще, чем мужчины осторожничать в общении с начальством – эта гипотеза подтвердилась.

Различия в статусах – причина напряжения в офисе

Даже в организационных структурах, которые претендуют на уравнительность, различия в статусе до сих пор влияют на личные отношения, создавая напряженность в отношениях между властью и подчиненными.

Сотрудники, которые чувствуют неуверенность в своих отношениях с руководителем из-за разрыва в один-два или более уровней, могут испытывать неловкость – как же обращаться к начальнику? По имени как-то неудобно, да и по имени-отчеству тоже, если начальник называет вас на "ты". Многие предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, избегая имен, – а это неправильно с психологической точки зрения и создает дополнительное напряжение.

Как избежать "черных дыр" в общении?

"Черные дыры" в общении между сотрудником и руководителем (особенно руководителем верхнего звена) могут быть устранены, только если обе стороны понимают, что происходит.

"Когда опытный сотрудник не решается сократить дистанцию в общении с руководителем и избегает какого-либо обращения – это должно послужить для начальника сигналом: работник не чувствует себя комфортно", – отмечают исследователи. Идеальный выход из такой ситуации – инициатива со стороны руковдства. Например, разработка четкой и понятной корпоративной политики, которая подскажет сотруднику, как вести себя Если же руководитель игнорирует проблему, то, возможно, имеет смысл поднять этот вопрос на обсуждение или хотя бы выяснить, как поступают в такой ситуации другие сотрудники.

В жизни всем нам порой необходима помощь другого человека. Но зачастую мы предпочитаем скорее отказаться от желаемого, чем попросить о помощи. Особенно сложно это на работе, где хочется всегда быть на высоте.

Почему мы молчим, когда нужна помощь? Основной тормоз многих действий – это страх. Данный случай – не исключение. Нежелание попросить о помощи у коллег или начальства может быть вызвано следующими опасениями:

  • Боязнь показаться некомпетентным. Многим кажется, что если они не могут самостоятельно справиться со своими обязанностями или решить проблему, значит, они плохие работники либо не умеют справляться с трудностями.
  • Опасение потерять уважение коллег и уронить самооценку. Есть мнение, что сильный человек должен сам преодолевать сложности, а просьба о помощи – проявление слабости. Хотя данная позиция ошибочна, многие ее придерживаются.
  • Страх негативных эмоций. Как правило, данный страх возникает, если когда-то Вы просили помощь, а в ней грубо отказали. И теперь вы боитесь, что подобное случится снова.

Что делать, если Вы узнали один из своих страхов? В первую очередь – осознать эти страхи и понять, что они не должны Вас останавливать. Ведь сама по себе проблема не решится, и если для выхода из нее нужна помощь, то единственный вариант – попросить об этой помощи. А чтобы разговор прошел успешно, заранее подготовьтесь к беседе.

Как правильно попросить о помощи у начальника?

  • Будьте спокойны и уверенны. Проблемы бывают абсолютно у всех людей, в Вашей просьбе нет ничего необычного.
  • Выберите подходящее время. Не следует заводить разговор в начале рабочего дня или за несколько минут до его окончания.
  • У вашего собеседника тоже бывает хорошее и плохое настроение. Поэтому постарайтесь уловить его настрой.
  • Заранее проговорите свою речь. Подумайте, какие слова и фразы будут наиболее уместны. Говорите кратко, понятно, уверенно.
  • Будьте убедительны. Для этого предлагайте свои пути решения проблемы. Тогда Ваш начальник увидит, что Вы не пытаетесь переложить проблему на него или кого-то другого, а ищете оптимальный выход из сложившейся ситуации.
  • Если Ваша просьба касается работы, то перед тем как подойти к начальнику, дайте себе четкую установку, что Вы просите не для себя, а во благо компании. Тогда Вам будет проще просить начальника о помощи.

Как обратиться с личной просьбой?

А что, если Ваша просьба – не по работе, а личная – например, срочно нужна материальная помощь? И в этом случае нет ничего плохого в том, чтобы попросить о помощи. Нет человека, который бы никогда не испытывал материальных трудностей. Если Вам нужно попросить о материальной помощи, следуйте данным советам:

Объясните, для чего именно Вам нужна материальная помощь . Наверняка это серьезная и веская причина. Постарайтесь говорить спокойно и сдержано, без эмоций. Реакция Вашего собеседника на эмоции может быть непредсказуемой и сыграть Вам как в плюс, так и в минус. Некоторые люди могут воспринять проявления чувств как игру на публику и попытку манипуляции. Используйте эмоции только в том случае, если хорошо знаете характер начальника и уверены, что реакция не будет негативной.

Если Вам сложно сдерживать эмоции, посетите консультацию психолога . Специалист научит Вас особым техникам , которые помогают контролировать себя в стрессовой ситуации.

Если Вы предполагаете вернуть деньги, то сообщите, в какие сроки сможете это сделать. Со следующей зарплаты, через год, в счет отпускных и так далее. Это продемонстрирует, что Вы тщательно обдумали просьбу. Если же Вы имеете в виду безвозмездную помощь, не скрывайте этого . Обман в данной ситуации – худший из вариантов.

Помните, что просьба о материальной помощи никаким образом не характеризует Вас как сотрудника. Постарайтесь не терять уверенности в себе и своих профессиональных качествах. Вспомните все свои достижения на работе. Тогда Вам легче будет вести разговор с начальником.

Подумайте, что произойдет, если Вы попросите начальника о помощи? Вы потеряете работу? Конечно, нет. В самом плохом случае – Вам откажут в помощи. Таким образом, Вы ничего не теряете , а напротив, приобретаете шанс получить то, что Вам необходимо.

К сожалению, не всем людям удается перебороть себя, переступить через страх и обратиться за помощью. Причина этого кроется в установке, которую мы с детства отложили в подсознании, что просить – плохо. Однако в действительности все человеческое общество строится на взаимопомощи. Просто не бойтесь сделать первый шаг, и тогда у Вас все получится.

Автор статьи: врач психотерапевт, психолог Сопот Ольга Павловна . Ведущий специалист центра в решении разного рода конфликтов, помогает разобраться в себе.

Обращение в деловом письме – важное условие установления и поддержания доверительных отношений между партнерами. Как соблюсти тонкую грань между фамильярностью и заискиванием? Как оказать уважение партнеру и при этом сохранить достоинство? О правилах обращения в деловой переписке рассказывается в данной статье.

Из статьи вы узнаете:

Главная задача речевого этикета – это выражение вежливости, уважения и искренних намерений. Даже самое незначительное проявление бестактности и некорректность в выборе выражений могут сыграть злую шутку с автором письма и зарубить на корню начало взаимовыгодного сотрудничества.

Хорошо известен факт, что некоторые просьбы выполняются с удовольствием, а некоторые – через силу. Две одинаковых по смыслу просьбы может различать только форма выражения, наличие нескольких незначительных на первый взгляд слов и обращений, а результаты этих просьб окажутся диаметрально противоположны: решительный отказ и безоговорочное согласие. В чем секрет?

Официальное обращение в письме

Такими «незначительными» для неискушенного человека элементами в деловом письме являются формы обращения к деловому партнеру. Обращение – это начальная часть послания, прощание – заключительная. Вместе они составляют этикетную рамку письма, функция которой – установление и поддержание контакта с адресатом.

Иногда, еще до обращения, в тексте используется стандартная форма приветствия. Здесь важно сделать несколько замечаний.

Никакого «Доброго времени»

Не смотря на свою распространённость в бытовой переписке, в деловом письменном общении недопустимо использование выражения "Доброго времени суток!" Не тешьте себя иллюзией, что адресат оценит вашу смекалку и желание соответствовать "времени суток" часового пояса адресата.

Когда-то давно, когда интернет только появился, какой-то человек решил пошутить и обратился к своим читателям "Доброго времени суток!", шутка настолько всем понравилась, что ее стали использовать в качестве приветствия в электронных письмах. Шутка, повторенная дважды, становится глупостью. Не тиражируйте ее в своей деловой переписке, не выставляйте себя дешевым юмористом в самом начале общения.

Если вы не знаете, в какое время будет прочитано ваше послание, пишите просто, без затей: "Здравствуйте" и "Добрый день".

Как писать обращение в письме

После стандартного приветствия следует добавить обращение к адресату. Здесь может быть несколько вариантов, выбор которых зависит от степени близости ваших отношений, цели письма и информации об адресате, которой вы располагаете. Рассмотрим их все.

Если вам известно имя человека, которому вы пишите, то предпочтительнее использовать его. Здесь есть ряд правил, которые необходимо соблюдать.

Даже если вы находитесь в очень доверительных отношениях с деловым партнером, употребление усеченной формы имени, строго запрещено. Нельзя, писать "Добрый день, Саш" или "Привет, Ань". Что уместно в устной речи, в письменной выглядит убого и унизительно для адресата. Если вы действительно хотите подчеркнуть свои доверительные отношения и хотите вместо официальных имен "Александр" или "Анна" использовать неофициальные "Саша" или "Аня", то употребляйте их в полной форме.

Употребление неофициальных имен

Конечно, употребление неофициальных имен - достаточной редкий для деловой переписки случай. Чаще всего здесь используются полные имена или имена с отчествами. Выбор правильного варианта не всегда очевиден. Руководствоваться следуют той информацией, которую сам адресат предоставил о себе. Обычно ее можно извлечь из визитной карточки, из поля «From»/ «От кого» в электронных письмах или из стандартного блока с контактной информацией, которая располагается в конце текста. Например, в визитной карточке и в подписи человек, к которому мы обращаемся, указал свое имя без отчества – "Алексей Смирнов". В этом случае мы так к нему и обращаемся: "Здравствуйте, Алексей!". Если он указал свое имя "Алексей Николаевич Смирнов", то пишем "Здравствуйте, Алексей Николаевич!".

Иногда бывает так, что в поле "От кого" указано имя "Алексей Смирнов:

Subject: Поставка оборудования
Date: Mon, 15 May 2017
From: Алексей Смирнов
To: Николай Степанов

А в блоке контактной информации – "Алексей Николаевич Смирнов":

С уважением,
Алексей Николаевич Смирнов
Менеджер по работе с клиентами
ООО «Восход»

В таком случае нужно выбрать вариант с отчеством. Логика здесь такая – блок с контактной информацией адресат вашего письма продумывал заранее и составлял собственноручно, информацию в поле "От кого" мог внести машинально или даже не сам, а поручить это IT-специалисту своей фирмы. В любом случае, если вы где-нибудь – на визитке или в подписи – видите имя с отчеством, то обращайтесь по имени-отчеству.

Иногда возникают ситуации, когда нужно написать письмо человеку, имени которого вы не знаете. В таких случаях придется использовать стандартное "Здравствуйте!" или "Добрый день!" Если допускает ситуация, можно сделать это обращение более персонифицированным и назвать адресата по его принадлежности к некоему классу людей, например: "Уважаемый коллега", "подписчик", "пользователь нашего сервиса".

Читайте также:

Письмо обращение к руководителю

При обращении к руководителю важно соблюсти стандарт и общепринятые формы.

Обращение располагается посредине письма и пишется с большой буквы. Оно должно содержать указание должности, фамилии или имени и отчества. При адресации к руководителю общепринятой нормой считается употребление слова "уважаемый":

Слово "уважаемый" применительно к руководителю – предпочтительный, но не единственный вариант. Существует стандартная формула обращения к особо важной персоне, т.е к VIP (very important person). Кто относится к их числу? Это члены правительства, Государственной думы, губернаторы, мэры, заслуженные деятели науки, искусства, а также известные общественные деятели. Когда вы адресуете письмо таким персонам, то вместо слова "уважаемый" следует использовать слова "глубокоуважаемый" или "высокоуважаемый".

Использование восклицательного знака

Отдельный вопрос – использовать восклицательный знак в конце обращения или нет. Если вы придаете факту написания послания к данному человеку особое значение или затрагиваемый вопрос очень важен для вас, то можно поставить восклицательный знак. В любом случае, его отсутствие не будет считаться ошибкой.

Если вы обращаетесь не к одному человеку, а к целой группе – то уместно обращение "Уважаемые господа!". При написании письма к лицам одной с вами профессии и равным по должности допустимо использование формулы "Уважаемые коллеги!".

Иногда возникает вопрос, какую форму обращения лучше выбрать – «Уважаемый господин Смирнов» или «Уважаемый Алексей Николаевич». Правило здесь такое. Если письмо носит официальный характер и отношения с партнером только налаживаются, то более уместен первый вариант, когда же отношения уже налажены, то можно использовать второй.

Заключительная часть письма

Не менее важной частью письма-обращения к руководителю является заключительная часть. Получение положительного отзыва на свое предложение, установление и поддержание доверительных отношений зависят не только от грамотного обращения, но и от грамотного финала. В заключительной части следует обозначить перспективы сотрудничества, деловых отношений, реализации проекта, положительного решения вопроса. В этой части уместно выразить надежду, одобрение, признательность, уверенность.

Не стоит в конце письма напоминать о прошлых негативных моментах, если таковые были. Например, вы не получили вовремя ответ или не получили его вовсе. Напоминание об этом может вызвать отрицательную реакцию или быть расценено как знак неуважения.

Любое деловое письмо заканчивается подписью. Обязательно следует указать вашу должность, имя и фамилию. Перед этим можно вставить стандартную этикетную формулу:

«С уважением». Возможные варианты: «Искренне Ваш», «С надеждой на продуктивное сотрудничество», «С благодарностью за сотрудничество» и т.п.

Особенно важно при постановке подписи учитывать должностное положение адресата и адресанта. Если послание адресуется генеральному директору, то подписать его должен тоже генеральный директор, в крайнем случае – его заместитель. Разумеется, что подпись должна соответствовать ее расшифровке: недопустима ситуация, когда рядом с фамилией директора ставится косая черта, а саму подпись ставит его заместитель.

Постскриптум в деловой переписке используется крайне редко. Особый случай – необходимость сообщить человеку, которому адресовано послание, какую-то важную новость, которая произошла уже после и в момент написания письма. Возможен также вариант, когда есть необходимость сообщить адресату какие-то сведения, косвенно касающиеся основной темы письма.

Приложения также не являются обязательной частью письма . Если они есть, то важно обратить внимание, что в деловой переписке приложения оформляются на отдельных листах и нумеруются тоже отдельно. Особых стандартных правил оформления приложений не существует.


Письма-просьбы – это неотъемлемая, важная и необходимая часть деловой переписки. С одной стороны, это тактичные и дипломатичные запросы по текущим вопросам, с другой – инструмент для достижения определенных целей адресата. Цель любого письма-просьбы – побудить адресата к определенным действиям, необходимым автору письма. Как составить письмо-просьбу, чтобы максимально приблизиться к положительному ответу?


Любое письмо с просьбой должно состоять из хорошо продуманного обоснования и четкого изложения просьбы. Кроме этого, можно использовать приемы, повышающие эффективность письма.

Шаг 1. К кому Вы обращаетесь с просьбой?

Обращайтесь к адресату персонально, лучше – по имени отчеству:

«Уважаемый Иван Иванович!», «Уважаемый господин Иванов!»

Во-первых, Вы выразите свое уважение адресату, во-вторых, просьба, обращенная к конкретному человеку, накладывает на него ответственность за ее выполнение. Бывают ситуации, когда просьба адресуется коллективу или группе лиц. В таком случае также желательно максимально персонализировать обращение:

«Уважаемые коллеги!», «Уважаемые менеджеры!», «Уважаемые младшие сотрудники!», «Уважаемые работники кадровой службы!»

Шаг 2. Почему Вы обращаетесь ко мне?

Сделайте комплимент адресату. Делая комплимент адресату, Вы отвечаете на его вопрос: «Почему Вы обращаетесь с этим вопросом ко мне?» Отметьте его прошлые заслуги или личные качества.

«Вы готовы всегда выслушать и найти оптимальный путь решения проблемы практически каждого, кто обратился к Вам. И, надо отдать Вам должное, Вы многим помогли».

«Вы являетесь ведущим экспертом в области …».

«Вы многим помогли разрешить сложнейшие вопросы в сфере …».

Этот прием позволит адресату взглянуть на просьбу пристальнее и постараться найти возможность удовлетворить ее.

Комплимент уместен, когда речь идет о нестандартных просьбах, когда адресата нужно расположить к себе, когда нужно обратить внимание на некие заслуги и качества, которые нужны и важны для выполнения Вашей просьбы.

Очень важно не переступить грань между комплиментом и грубой лестью. Будьте искренни.

Шаг 3. Обоснование просьбы

Любую просьбу нужно обосновать, почему Вы обращаетесь именно с этой просьбой. Введите адресата в контекст Вашей проблемы.

На этом этапе нужно подобрать три наиболее весомых для адресата аргумента. Лучше всего выстроить аргументы по схеме: сильный – средний – самый сильный.

Просьбы бывают разного уровня сложности, поэтому адресат не всегда заинтересован в выполнении чьих-то просьб. Его нужно убедить, что выполнение просьбы несет в себе потенциальную выгоду:

Заинтересуйте адресата

Предложите реализовать некую привлекательную для него возможность, связанную с выполнением Вашей просьбы:

«Во все времена деловые, предприимчивые люди стремились не только добиться материального успеха, но и оставить свой след в истории Родины, запомниться добрыми делами, завоевать уважение».

« Успешная деятельность любого профессионального сообщества – это, прежде всего, понимание и поддержка со стороны дружественных Союзов, участие в совместных мероприятиях и проектах ».

« Конечно же, Ваша большая цель – это чистый и благоустроенный город для людей ».

Или же озвучьте проблему, которая очень актуальна именно для Вашего адресата:

«Вы, как мудрый хозяин города, наверняка обеспокоены беспорядочными прогулками детей разного возраста в непригодных для этого местах, что приводит к участившимся ДТП и росту детской преступности».

«В ваш отдел участились обращения по непрофильным вопросам, что отнимает массу бесценного рабочего времени».

Покажите, как Ваша просьба может помочь реализовать возможность:

« А сегодня, когда наша страна делает ставку на молодежь, трудно найти более нужное, святое дело, чем помощь юношам и девушкам из неблагополучных семей. В нашем городе есть те, кто уже оказывает такую помощь – под эгидой мэрии на пожертвования горожан действует наш благотворительный центр «Наследие», обучающий трудных подростков народным ремеслам».

Или решить проблему:

«Оборудование специализированных мест для времяпрепровождения детей разного возраста поможет снизить уровень детской преступности и свести к минимуму ДТП с участием детей».

Опишите значимость просьбы

Когда нечего предложить адресату или в контексте данной просьбы это неуместно, то лучше ввести адресата в курс дела. Здесь нужно описать ситуацию настолько полно, насколько это нужно для понимания актуальности просьбы и важности ее выполнения. Значимость просьбы нужно описать так, чтобы «за душу взяло». Если просьба не относится к разряду «душещипательных», то нужно показать адресату причинно-следственные связи, что даст выполнение адресатом просьбы.

«С (дата), согласно договору об аренде № Х, арендная плата за 1 м 2 составляет 20 у.е. в день. В течение последних трех месяцев наблюдается спад торговой активности в связи с экономической нестабильностью и социальными беспорядками. Средняя прибыль от торговли составляет 10 у.е. в день, чего не хватает даже на оплату аренды. Если не принять меры, то частные предприниматели вынуждены будут закрыть свои торговые точки, что может негативно отразиться на Ваших доходах».

Таким образом, Вы должны дать понять адресату, что выполнение просьбы несет в себе перспективу получения материальных или нематериальных благ.

Шаг 4. Изложение просьбы

Когда адресат подготовлен, можно излагать собственно просьбу. Текст просьбы должен быть достаточно лаконичным и предельно ясным. Ни в коем случае в нем не должно быть двусмысленности или недосказанности. Например, если речь идет о снижении арендной платы, то важно указать до какого уровня:

«Просим Вас снизить уровень арендной платы до стабилизации положения до 5 у.е. за м 2 в день».

Если речь идет о предоставлении услуг, то максимально конкретизируйте просьбу, указывая желаемые даты, ценовой вопрос и т.д.:

«Для оборудования гончарной мастерской нужна печь для обжига керамики – мы просим Вас помочь нам в ее приобретении. Стоимость печи с установкой составляет 998 тыс. рублей ».

В данном примере не совсем понятно, какая помощь требуется от адресата. Лучше просьбу сформулировать более конкретно: «Просим Вас помочь в приобретении печи для обжига керамики, перечислив на расчетный счет компании по производству и установке печей 333 тыс. у.е.».

О чем бы Вы ни просили, адресат должен точно знать когда, чего, сколько и по какой цене Вы хотите получить. Обобщенная просьба более подвержена риску отказа, т.к. у адресата не всегда есть время и желание разбираться с подробностями. Кроме того, Вы рискуете получить не то, чего хотите, передавая инициативу адресату.

Например, частные предприниматели написали письмо с просьбой о снижении арендной платы, но не указали, до какого уровня они хотят снизить плату:

«Просим Вас снизить уровень арендной платы до стабилизации положения».

В результате они получили снижение арендной платы, но незначительное (на 1% от имеющейся). Таким образом, их просьба была удовлетворена, но мало что изменила в положении инициаторов письма.

В некоторых случаях текст просьбы можно выделить жирным шрифтом, чтобы он выделялся в тексте, но не злоупотребляйте этим приемом.

Шаг 5. Резюмируйте свою просьбу.

Повторите свою просьбу и акцентируйте, какую выгоду получит адресат в случае выполнения просьбы. Просьбу следует несколько видоизменить. Лучше всего подходит построение предложения по схеме: «Если Вы выполните просьбу, то будет Вам счастье».

«Если Вы пойдете нам навстречу и снизите арендную плату на время, пока стабилизируется положение в регионе, то сможете не только сохранить более 150 рабочих мест, но и не понесете глобальных убытков из-за полного отсутствия арендной платы».

Но могут быть и другие варианты:

«Вы можете быть уверены, что каждый рубль Ваших благотворительных пожертвований пойдет на благое дело и поможет попавшим в сложную ситуацию ребятам вырасти достойными гражданами».

«Вы можете быть уверены, что каждая детская улыбка подарит Вам моральное удовлетворение от Вашей непростой работы, а Ваши старания и усилия – это инвестиция в достойных и счастливых граждан ближайшего будущего».

Главное, повторить смысл просьбы и выгоду от ее выполнения. Выгода не обязательно должна быть материальной. Помните, что адресат – человек, и ему не чужды чувства.

ПРИМЕР:

Было

Стало

«Любезно просим Вас, И.И. Иванов, организовать встречу абитуриентов с главным менеджером Вашей компании. Будем признательны за оказанное содействие.

С уважением и благодарностью,

Директор центра занятости

П.П. Петров»

-

«Уважаемый Иван Иванович!

Ваша компания уже не первый год участвует в Программе по профориентации абитуриентов, помогая им определиться с выбором профессии.

Вы как менеджер по кадрам заинтересованы в подготовке профессионалов, а мы готовы помочь из школьников начать готовить мастеров своего дела. На сегодняшний день профессия менеджера одна из наиболее распространенных, но многие абитуриенты не имеют четкого представления о ее смысле.

В связи с этим просим Вас организовать встречу главного менеджера с абитуриентами 23 марта в 15.00 на базе Вашей компании.

Рассказав ребятам о секретах профессии сегодня, Вы закладываете фундамент для подготовки настоящих профессионалов завтра. Возможно, через несколько лет именно кто-то из них выведет Вашу компанию на новый уровень развития.

С уважением и благодарностью,

Директор центра занятости

П.П. Петров»

И не забывайте об оформлении письма – это «лицо» организации. Если инициатором письма-просьбы является организация, то такое письмо оформляют на фирменном бланке с подписью руководителя либо уполномоченного лица. Если частное лицо – то достаточно соблюдения основных норм в расположении элементов письма. Эти детали юридически и психологически очень важны для адресата и формирования правильного имиджа отправителя.

-
- Отправляете сотни коммерческих предложений, просьб и других деловых писем каждый день, но не добиваетесь своим посланием нужного результата? Не знаете как ненавязчиво и вежливо напомнить адресату о его обязательствах? Тогда Вам непременно поможет онлайн-тренинг «Навыки делового письма» ! Вы можете пройти его в любое удобное время по . - -
-


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...