Самодисциплина: Принятие.

Лекция 21. Сознательная дисциплина

Как результат целостного

Учебно-воспитательного процесса

Сущность сознательной дисциплины

Сознательная дисциплина в научной педагогике рассматривается как явление нравственное и политическое, как результат всего учебно-воспитательного процесса.

Организованность, дисциплинированность как качества личности ответственного человека - важное условие успеха реформ, решения всех экономических, социальных, политических, культурных проблем. Граждане демократического общества в системе общественных отношений имеют дело с совокупностью различных видов сознательной дисциплины: гражданской, партийной, плановой, трудовой, технологической, исполнительской. Сознательная дисциплина - ин-тегративное свойство личности, закономерно венчающее весь процесс ее формирования. А.С. Макаренко подчеркивал, что дисциплина у нас есть явление нравственное и политическое, нарушитель ее требований по существу выступает против интересов коллектива, общества и своих собственных.

Научная педагогика выводит идеи сознательной дисциплины из органического сочетания интересов личности и общества, сознательного отношения к труду и бережного - к общественному достоянию. Сознательная дисциплина как общественное явление определяется мировоззрением, гражданскими убеждениями. Она предполагает целеустремленное сосредоточение внимания, воли, всех интеллектуально-творческих способностей и физических сил на решении задач обновления. Сознательная личность характеризуется проявлением активности и инициативы, непримиримой борьбой с застоем, трудностями и недостатками. Сознательная дисциплина есть дисциплина товарищеская, всяческого доверия, инициативы и солидарности в борьбе. Она представляет собой наилучшую форму достижения хозяйственных и политических целей.

Возрастные аспекты формирования сознательной

Дисциплины

Во взаимодействии с детьми сознательная дисциплина как гражданское качество и результат педагогического процесса воспитывается постепенно, всем многообразием содержания, форм и методов организации жизни. А.С. Макаренко доказал, что она не может быть исходным моментом и средством организации учебно-воспитательного процесса, поскольку вырастает из него как его продукт и результат. Сознательная дисциплина становится орудием, средством воспитания лишь после того, как рождается, укрепляется, формируется, созревает в качестве итога всех воспитательных влияний.

В практике работы школы нередко допускается типичная ошибка сведения, сужения сущности сознательной дисциплины до простой суммы голых требований, запретов, сдерживающих мер, тормозящих средств, отдельных способов дисциплинарного воздействия. Такая дисциплина отталкивает детей от воспитателей, воспринимается ими как скучная и неприятная обязанность, как стеснение и подавление свободы и инициативы, сдерживание, ограничение и подавление активности. А.С. Макаренко называл такую дисциплину «занудной». Дети всеми силами стремятся выйти из-под ее воздействия, оказывают сопротивление ограничению своих естественных проявлений.

Нередко учителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими правил для учащихся и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальному усвоению. Другие усматривают свою задачу лишь в выработке у детей навыков внешней культуры поведения за столом или в гостиной с помощью голых упражнений и тренировок. При этом забывают об идейной стороне дела, о связи сознательной дисциплины с добросовестным отношением к учебному и производительному труду, общественному богатству и достоянию. Третьи считают, что дисциплина есть лишь внешний порядок, который достигается за счет детского послушания, беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей, воспитателей. Конечно, в понятие сознательной дисциплины входит и выполнение правил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание. Однако она не сводится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собой явление цельное, конкретное, психологически более сложное, диалектически более противоречивое, чем послушание или внешнее культурное проявление.

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения. Она образуется как элемент сознания и способ практического привычного действия, по мере накопления опыта успехов и достижений, благодаря дисциплинированным индивидуальным и коллективным усилиям. Она усваивается ребенком как дисциплина борьбы, преодоления, решения реальных насущных задач жизни. Поэтому и уровень ее развитости у детей, в зависимости от возраста, состояния воспитательной работы, может быть различным.

Диалектика формирования сознательной дисциплины заключается в единстве, противоречивой взаимосвязи исполнительской деятельности ребенка и проявляемой им инициативы, общественной активности. Будучи руководимым, направляемым воспитателями, школьник активно реализует собственные побуждения к самодеятельному творчеству, осознает себя не столько объектом воздействия, сколько организатором собственной жизни, субъектом воспитания. Осуществление подростками самовоспитания и самоорганизации убедительно свидетельствует об их продвижении к самоорганизации и сознательной дисциплине. Ребята среднего школьного возраста совершают постепенный переход от необходимости, от неосознанных стимулов и внешних воспитательных воздействий, направляющих их поведение, к свободе, к реализации сознательных, продуманных планов и перспектив, к самостоятельным общественно ценным действиям и поступкам.

Психологически сложные переходы внешних взаимодействий во внутренне осознанные мотивы поведения, целесообразные, общественно ценные действия детей ведут к постепенному возникновению и формированию у них таких качественно новых психических образований, как самоутверждение, способность выбора и самостоятельного решения, определяющих их отношения с окружающей действительностью.

В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми, в первую очередь - учителями и родителями, и в меньшей степени - спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих потребностей с их помощью побуждает основную массу младших школьников к послушанию. Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживать, развивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленных дел.

К подростковому возрасту ребенок обогащается значительным социальным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он стремится действовать на основе собственных представлений об идеале и справедливости, противодействует административно-командному стилю взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний дисциплинарному воздействию. Подросток остро реагирует на отношение к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действие наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирной педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно устойчивые интересы к труду, общественным делам, общению, представителям другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства, укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии и антипатии. Одновременно необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в организационной работе опираться на внутренние психологические механизмы стимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности и воспитания сознательной дисциплины максимум детской активности, самостоятельности и самодеятельности.

Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек, следует опираться на укрепляющееся у большинства из них чувство ответственности, коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости ко лжи, обману, злу. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в. действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство, в овладение профессией, в ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дисциплины, формируется дисциплинированность как морально-политическое качество личности. Отсутствие такой организации жизни порождает политическую инфантильность, безалаберность и безответственность, негативное, неконтролируемое поведение.

06.06.2005 01:42

Первой из пяти основ самодисциплины является принятие. Принятие означает, что вы точно воспринимаете действительность и осознанно признаете данное восприятие.

Это может показаться простым и очевидным, но в действительности это чрезвычайно трудно. Если вы постоянно испытываете трудности в определенной области вашей жизни, очень похоже, что корень проблемы - неспособность принять действительность такой, какая она есть.

Почему принятие (или признание) является основой самодисциплины? Самой распространенной ошибкой, касающейся самодисциплины, является неспособность трезво признать и принять настоящее положение вещей. Помните аналогию между самодисциплиной и поднятием тяжестей из предыдущей статьи ? Если вы собираетесь достичь успеха в накачивании силы, первым шагом для вас будет определение веса, который вы способны поднять уже сейчас. Насколько вы сильны прямо сейчас? Пока вы не определите ваш текущий уровень, вы не сможете принять рациональную программу тренировок.

Если у вас нет четкого понимания вашего текущего уровня самодисциплины, очень сомнительно, что вы сможете его улучшить. Представьте начинающего культуриста, который не знает, какой вес сможет поднять, и наугад выбирает программу тренировок. Не вызывает сомнения, что выбранный вес будет либо слишком тяжел, либо слишком легок. Если вес будет слишком большим, спортсмен вообще не сможет его поднять и никакого роста мышц не будет. А если вес слишком мал, спортсмен будет работать с ним без нагрузки, и увеличение мышц не произойдет.

Точно так же, если вы хотите увеличить самодисциплину, вы должны знать ее уровень в данный момент. Насколько крепка ваша дисциплина сейчас? Какие задачи являются для вас легкими, а какие действительно невыполнимыми?

Этот список проблем поможет оценить ваш текущий уровень самодисциплины (список неупорядочен):

  • Вы принимаете душ/ванну ежедневно?
  • Вы всегда встаете в одно и то же время? Даже по выходным?
  • Есть ли у вас лишний вес?
  • Имеете ли вы зависимости (кофе, никотин, сахар и т.д.) от которых хотите избавиться, но не можете?
  • Пуста ли папка «входящие» в вашем почтовом ящике сейчас?
  • Ваше рабочее место аккуратно и хорошо организовано?
  • Ваш дом чист и содержится в порядке?
  • Сколько времени вы тратите на ерунду в обычный день? А в выходные?
  • Если вы даете кому-то обещание, какова вероятность, что вы его сдержите?
  • Какова вероятность, что вы сдержите обещание, данное себе?
  • Способны ли вы сутки не есть?
  • Насколько хорошо структурирована информация на жестком диске вашего компьютера?
  • Как часто вы делаете физические упражнения?
  • Самое тяжелое физическое испытание, с которым вы сталкивались, и как давно оно было?
  • Сколько часов вы целенаправленно работаете в обычный день?
  • Сколько дел в вашем списке, которым больше 90 дней?
  • У вас есть четко сформулированные, записанные цели? Есть ли у вас записанные планы, как их достичь?
  • Если вы потеряете свою работу, сколько времени в день у вас будет занимать поиск новой работы, и как долго продержится этот показатель?
  • Сколько времени вы сейчас проводите перед телевизором? Могли бы вы отказаться от него на месяц?
  • Как вы сейчас выглядите? Что ваш внешний вид может сказать об уровне дисциплины (одежда, ухоженность и т.д.)?
  • Ваш выбор еды прежде всего основан на ее полезности или вкусе/сытности?
  • Как давно последний раз вы сознательно приобрели новую хорошую привычку? Отказались от плохой?
  • У вас есть долги? Вы относитесь к своим долгам, как к инвестициям или как к ошибкам?
  • Вы заранее решили, что будете читать этот блог в данный момент, или это произошло случайно?
  • Можете сказать, что будете делать завтра? А на следующие выходные?
  • Как бы вы оценили общий уровень вашей самодисциплины по 10-бальной шкале?
  • Если вы ответили на последний вопрос 9 или 10, чего еще вы бы смогли достичь?

Так же, как существуют разные упражнениями для тренировки разных группы мышц, существуют и различные области самодисциплины: дисциплина сна, дисциплина питания, дисциплина рабочих привычек, дисциплина общения и т.д. Для тренировки каждой из них требуются различные упражнения.

Мой совет состоит в том, чтобы определить область, где ваша дисциплина наиболее слаба. Оцените свой уровень прямо сейчас, признаете и примите свою отправную точку и разработайте свою индивидуальную программу, направленную на улучшение этой конкретной области. Начните с достаточно легких упражнений, в положительном исходе которых вы уверены, и постепенно двигайтесь к серьезным проблемам.

Метод постепенного увеличения нагрузки работает с самодисциплиной, точно так же, как и с укреплением мускулатуры. К примеру, получится ли у вас регулярно просыпаться в 5:00, если обычно вы может встать с кровати лишь в 10:00? Скорее всего, нет. А смогли бы вы справиться с подъемом в 9:45? Очень вероятно. И как только у вас это получилось, вы можете прогрессировать до 9:30 или 9:15? Разумеется. Когда я начал постоянно просыпаться в 5:00, у меня уже был опыт просыпания в это время в течение нескольких дней подряд. Хотя мое обычное время пробуждения было 6-6:30, такой крупный шаг был сложным, но достижимым для меня, поскольку мой уровень самодисциплины в то время уже отличался от нулевого.

Без принятия вы получите или неведение, или опровержение . С неведением вы просто не знаете уровень своей дисциплины, возможно, вы даже не думали об этом. Вы не знаете того, чего не знаете. У вас будет лишь нечеткое понятие того, что вы можете и чего не можете сделать. Вы получите несколько легких побед и несколько неприятных поражений, в которых, вероятно, будете винить выбранную задачу или даже себя вместо того, чтобы просто признать, что "вес" был слишком тяжел для вас, и вам нужно еще увеличить свою силу, чтобы с ним справиться.

Когда вы находитесь в состоянии неприятия и опровержения объективной информации о вашем уровне дисциплины, вы скованы ложным представлением действительности. Ваша оценка своих способностей либо чрезмерно пессимистична, либо оптимистична. И подобно спортсмену, который не знает реальной силы своих мышц, вы не достигните ощутимых успехов, поскольку вряд ли наугад выберете правильную программу тренировок. При пессимистических взглядах вы будете продолжать «поднимать легкий вес» и уклоняться от нагрузки, с которой на самом деле в состоянии справиться, и которая сделает вас более сильным. А переоценив свои возможности, вы будете пытаться поднять вес, слишком тяжелый для вас, и раз за разом терпеть неудачу. В результате вы либо доведете себя до изнеможения, либо надорветесь, но ни первое, ни второе не сделает вас сильнее.

Я получил огромную пользу, следуя путем самодисциплины. Когда мне было 20 лет, я жил в небольшой квартире-студии и спал обычно с 4 ночи до часу дня. Питался в основном фаст-фудом и нездоровой пищей. Я не тренировался физически, за исключением редких длительных прогулок. Важной ежедневной деятельностью казалось получение почты, а остальное время дня я болтался с друзьями. В конце месяца я не мог назвать даже несколько значимых событий, произошедших за этот месяц. У меня не было ни работы, ни автомобиля, ни дохода, ни целей, ни планов и никакого реального будущего. Все, что я чувствовал, что у меня имеется большое количество проблем, которые не собирались решаться. Я не ощущал, что контролирую свой жизненный путь. Я просто ждал наступления событий и затем реагировал на них.

Но, в конечном счете, я увидел реальность и понял, что нельзя бесконечно откладывать свою жизнь. Если я собираюсь чего-то достичь, нужно приложить к этому какие-то усилия. И, прежде всего, это означало разобраться с ворохом накопившихся проблем. Я преодолел их за короткий период времени и стал от этого более сильным.

Оглядываясь на четырнадцать лет назад, я вижу разницу, как ночь и день. Я встаю в 5:00 каждое утро. Я занимаюсь физкультурой шесть дней в неделю. Я ем полностью вегетарианскую пищу с большим количеством свежих овощей. Мой домашний офис хорошо организован. Мой электронный и оффлайновый почтовые ящики не содержат неразобранной входящей корреспонденции. Я с женой и двумя детьми живем в хорошем доме. На моем столе лежит ежедневник с записанными целями и детализированными планами их достижения. Несколько из моих целей на 2005 год уже достигнуты. Я, как никогда ясно, осознаю свои желания и занимаюсь любимым делом. Я знаю, что имею значение. Я знаю, что сам управляю этими изменениями.

Ничего не случилось само собой. Все было сделано намеренно. Конечно, это случилось не вдруг. Потребовалось много лет тяжелой работы. Это и сейчас тяжелая работа, но я стал намного сильнее, и задачи, которые были недостижимы для меня в 20 лет, сегодня я выполняю с легкостью. Следовательно, я могу браться за более сложные задачи и достигать в них более высоких результатов. Если бы я попытался сделать все то, что делаю сейчас, раньше, когда мне было 20 лет, я потерпел бы полный крах. 20-летний Стив не выдержал бы этого даже в течение одного дня. Но для 34-летнего Стива это легко. И для меня является чрезвычайно захватывающим представлять, чего сможет достичь 48-летний Стив… достичь, разумеется, относительно моего жизненного пути, а не чьего-либо еще.

Я рассказываю вам это, чтобы произвести на вас впечатление, поразить вас. Но не мной, а вами самими. Я хочу удивить вас тем, чего вы сможете достичь за следующие 5-10 лет, если последовательно будете развивать свою самодисциплину. Это будет нелегко, но оно того стоит. Первым шагом нужно открыто принять ваше текущее положение и состояние. Хорошо вы себя чувствуете в данном состоянии или нет. Поддайтесь тому, с чем вам придется работать. Возможно, это не совсем честно, но что есть, то есть. Вам просто не удастся увеличить свою силу, пока вы не примете, своего текущего положения на этом пути.

Эта статья является второй частью серии из 6 частей по самодисциплине: часть 1 | часть 2 | часть 3 | часть 4 | часть 5 | часть 6

Каждый из нас слышал про такое качество, как дисциплинированность. Это особая черта характера, над выработкой которой нужно трудиться. И заключается её особенность в привычке человека соблюдать нормы поведения и правила работы. Дисциплинированность достаточно тесно связана с таким понятием, как самоконтроль. Впрочем, обо всём - по порядку.

Сущность понятия

Итак, дисциплинированность - это сознательное отношение к своим обязанностям и собственному поведению. Оно формируется параллельно выработке определённых навыков. Самым важным из которых является самодисциплина.

Это умение человека подчинять свою деятельность разумным основаниям, бороться со склонностями и влечениями низшего порядка, лишь уводящими его от исполнения определённых обязанностей. И это хорошее качество. Поскольку человек, следующий пресловутым увлечениям, не имеет сильной воли. Он чувствует лишь вялость и подавленность. А в борьбе с ленью у него получается развить чувство долга и закалить волю.

Личная дисциплинированность находится на достойном уровне у тех людей, которые имеют более-менее устоявшиеся моральные убеждения, соблюдают установленный в своей жизни режим и определённые привычки. Всё это играет свою роль в развитии вышеупомянутого качества.

О режиме

Воспитание дисциплинированности во многом кроется в соблюдении режима. И ясное дело почему. Ведь режим подразумевает строгое распределение по времени разных видов деятельности. Если человек с этим справляется - то в его жизни, как правило, царит относительный порядок. И в ней нет места хаотичности, спонтанности и случайности. А вот беспорядочность и неорганизованность является тем, что требует больших и впустую уходящих затрат

К тому же, как уже говорилось выше, дисциплинированность - это умение соблюдать правила, нормы и т. д. Режим - смежное понятие. Поскольку в узком смысле оно означает чётко установленный, нормированный, правильно выстроенный распорядок. Вот, например, Это распорядок действий на день. Который человек сам для себя определил и следует ему. Режим работы - это порядок труда и отдыха, соблюдая который, удаётся действовать более продуктивно. И человек, следуя ему в полной мере, проявляет свою дисциплину. И демонстрирует Это необходимое качество для максимально эффективного достижения установленных задач.

О привычках

Не только режим связан с таким понятием, как дисциплинированность. Это смежные понятия, и с ними тесно переплетаются ещё и привычки. Представляющие собой определённую моральную ценность, разумеется. И способствующие развитию дисциплинированности.

Например, привычка быть активным и не сидеть на месте. Такие люди обычно грамотно распределяют свои ресурсы и многое успевают. Ещё доводить начатое дело до конца. Если человек не бросил его на полпути, значит, он ответственный. Это важное качество. Оно присуще людям, не боящимся нести ответ за свои действия и поступки, а также быть честными в отношении себя и других.

Любая полезная привычка формируется через действие. Человек воспитывает в себе определенные качества, постоянно повторяя способ того или иного поведения. Людям, практикующим это, легче выработать дисциплинированность - так как они к этому привыкли. Хотя им зачастую и не нужно формировать данное качество. Так как их образ жизни уже сам давным-давно его выработал.

Умение мыслить

Оно тоже очень важно. Дисциплинированность подразумевает выполнение поставленных задач. Которые нередко требуют мотивации - побуждения к действию путём представления образа, имеющего ценность и смысл деятельности. Для этого надо мыслить и уметь задавать себе вопросы. «Как нужно поступить? Почему? В какие сроки это необходимо сделать? Зачем мне это вообще нужно? Что я получу?» - не стоит стесняться задаваться такими вопросами. И находить ответы. Поскольку достичь цели можно лишь в том случае, когда правила и приоритеты точны, ясны и закреплены в памяти.

Это важно. Правила делают выполнение чего-либо намного проще и легче. Если бы их не было, то человек каждый раз перед тем, как приступить к работе, испытывал бы сложные переживания, побуждающие к действию. И волевые проявления, соответственно, были бы осложнены.

О правилах

Теперь можно обратить внимание на примеры дисциплины. А точнее, на правила, которые направлены на воспитание данного качества.

Они должны быть целесообразными. Человек обязан не подчиняться им вслепую, а разумно следовать, понимая пользу. Но соблюдать правила нужно - они для того и созданы. В противном случае эти положения потеряют своё существенное качество. И конечно, они обязаны быть краткими, ясными и четко сформулированными - чтобы возможность разноречивого толкования была полностью исключена.

Примеры

Многие люди хотят обрести качество, о котором было так много сказано. И некоторые примеры дисциплины действительно вызывают уважение и восхищение. Что ж, воспитать это в себе вполне реально.

Есть несколько правил, соблюдая которые, можно выработать личную дисциплину. Во-первых, нужно выполнять обещания. Во-вторых - быть честным. Начать можно с малого. Не хватает времени, приходится задержаться? Не стоит держать других в неведении - надо их предупредить.

В-третьих, нужно учиться говорить и писать грамотно. В-четвертых - необходимо исправлять свои ошибки, но для этого потребуется овладеть умением признавать их.

В-пятых, любую пришедшую в голову идею, кажущуюся перспективной, нужно записывать.

Также надо отучиться жаловаться на неудачи и проблемы другим, так как у них есть свои беды, которые они всегда будут считать более важными. И ещё, зацикливаться на одном и том же не следует. Всегда надо идти вперёд.

Также надо выработать в себе привычку первым делом выполнять то, что хочется сделать меньше всего. Умение справляться с трудностями не раз может спасти в этой жизни.

Воинская дисциплина

Это ещё одна тема, которую нельзя обойти вниманием. Поскольку армия, войсковая служба - то, что подразумевает выработку дисциплинированности в первую очередь.

Для начала - о понятии. Воинская дисциплина является точным и строгим соблюдением каждым военнослужащим тех правил и порядка, которые установлены законом, Уставом и приказами вышестоящих командиров. Основывается она на знании личной ответственности перед Отечеством и

Дисциплина обязывает военнослужащих соблюдать законы РФ, Конституцию и хранить верность присяге. Также они должны беречь государственное и военное имущество, справляться с трудностями и идти на всё, лишь бы защитить Родину. Помимо этого, они должны быть бдительными, хранить военную/государственную тайны и проявлять уважение ко всем остальным. Впрочем, это далеко не всё. Перечисленное, а также многое другое воспитывается во время службы - методом выработки морально-психологических ценностей, боевых качеств, сознательного повиновения начальникам и т. д.

О проявлении качества

Дисциплинированного человека легко узнать. Это благостное качество личности. Люди, которым он свойственно, живут по моральным законам, выглядят ответственными, целеустремлёнными, поддерживают гармоничные отношения с остальными, проявляют уважительность, заботливость и бескорыстие. Дисциплинированность многогранна. Она может проявляться даже «из-под палки», по приказу. Например, в рабочей сфере - просто потому, что так надо, начальник приказал. Но качеством личности дисциплинированность может стать лишь в союзе с чувством долга, сознательностью и осознанностью.

Самодисциплина относится к числу внутренних механизмов человека, которые полностью регулируются его сознанием. Чем больше развито сознание личности, тем успешнее он может контролировать самого себя, проявлять собственную дисциплинированность. Самодисциплина – это такой навык, который многие люди хотели бы освоить. Однако не все находят в себе внутренние резервы для того, чтобы начать действовать в заданном направлении. Некоторым из нас действительно недостает сил и эффективного самоконтроля. Многие люди годами не могут правильно организовать свою жизнь и, как следствие, прийти к желаемому успеху.

Навыки самодисциплины

Самодисциплина позволяет личности постоянно расти над собой и стремиться к новым достижениям. Навыки самодисциплины помогают справиться с повседневными трудностями, преодолеть и собственными возможностями. Что отличает дисциплинированного человека от такого, который никак не стремится контролировать свою жизнь? Попробуем разобраться.

Постоянство в суждениях

Развитые навыки самодисциплины позволяют личности вырабатывать свою индивидуальную точку зрения по тем или иным вопросам и придерживаться ее на протяжении длительного времени. Развитую дисциплину отличает постоянство в суждениях. Такой человек выглядит довольно уверенным в себе, знающим, чего хочет достичь в жизни. Постоянство в суждениях проявляется в том, что человек твердо знает, чего хочет достичь в жизни. Его внутренние убеждения остаются незатронутыми внешними обстоятельствами, непоколебимыми окружающими.

Контроль над собой

Самодисциплина учит принимать на себя ответственность за происходящее. Личность, обладающая навыками дисциплины, умеет контролировать свои сиюминутные порывы и желания. Она не поддается на многочисленные соблазны, встречающие ее на каждом шагу. Твердое убеждение в том, на что стоит обратить внимание, а чего лучше избегать всеми силами учит не зацикливаться на мелочах. Неудачи случаются у всех, но они должны стать уроком, а не поводом для бесконечного расстройства. У личности с развитой дисциплиной имеются непревзойденные способности контролировать собственные поступки и действия. Навыки самодисциплины помогают человеку удачно переживать сложные ситуации, легче относиться к происходящим событиям, верить в собственные перспективы, строить долгосрочные планы и верить в их осуществление.

Уверенность в себе

Сильная личность всегда достаточно уверена в себе. Она знает, чего хочет и чего достойна на самом деле. Уверенность в себе не достигается за один день. Она является результатом упорного труда и самодисциплины. Человек, который не может правильно организовать свою жизнь, не имеет возможности достичь подлинного успеха. Уверенность в себе – это результат эффективной работы над собой, навык, который нуждается в постоянном оттачивании. Если мы не будем следить за собой, поощрять собственные возможности, строить планы, никогда ничего не произойдет в нашей жизни само по себе. Вот почему большинство людей предпочитают, чтобы ими управляли, и легко отдают ведущую позицию кому-то другому. Многие люди с радостью снимают с себя чувство ответственности.

Как развить самодисциплину

Самодисциплина – навык, который нуждается в том, чтобы человек постоянно поддерживал его в себе. Нельзя много дней работать над собой, а потом успешно решить, что перестаешь в этом нуждаться. Нет, сила духа укрепляется со временем подобно тому, как растут и крепнут мышцы тела после каждой тренировки. Как развить самодисциплину? На что следует обратить особое внимание?

Грамотное планирование

Чем бы вы ни занимались, необходимо уметь это тщательно простроить у себя в голове. Чем ярче вы представляете себе результат собственных усилий, тем продуктивнее будет происходить работа. Грамотное планирование позволит не сбиться в самый ответственный момент, не уйти в сторону и не потерять главную мысль. Успешный человек всегда составляет себе несколько видов планов: на пять лет, на один год, на квартал, месяц, неделю и день. Причем планировать каждый следующий рабочий день необходимо с вечера предыдущего. Так больше шансов, что вы не начнете в самый ответственный момент жалеть себя и не уйдете от главного. С утра старайтесь сделать важные дела как можно скорее. Это позволить освободить большое количество времени для других занятий. С помощью нехитрой самодисциплины можно почувствовать себя значительно свободнее. Старайтесь заранее учитывать, сколько времени у вас уйдет на выполнение той или иной задачи, стремитесь укладываться в поставленные сроки.

Поощрения и штрафы

Если вы всерьез задумались над тем, как развить самодисциплину, пригодится метод поощрений и штрафов. Суть этого метода заключается в том, чтобы постоянно чем-то стимулировать собственные достижения. Если успешно справились с задачей на день, поощрите себя. В случае «неповиновения» назначайте штрафы. Придумайте сами, что это будет: поход в кино, ресторан или на выставку картин. Очень многое зависит от ваших финансовых возможностей. Можете поощрять себя каждый день, а можете накапливать «бонусы» и радовать себя сразу за успешную неделю. Вы сразу почувствуете улучшения: возрастет активность, появится желание достичь большего, чем в прошлом месяце или на прошлой неделе. Такая внутренняя мотивация рано или поздно приведет к значительному успеху. Если вы сможете переступить через собственную лень, кажущуюся безысходность и отчаяние от того, что ничего не получается, то обязательно придете к окрыляющему состоянию победителя. А для начала необходимо победить самого себя!

Доказано, что ранее пробуждение способствует высвобождению большего количества энергии. Чем раньше человек просыпается, тем больше он успевает выполнить за день. Наши ресурсы отнюдь не безграничны. Вот почему так важно в одно и то же время ложиться и вставать. Оказывается, лентяи, любящие проводить время в праздности, никогда не станут по-настоящему удачливыми. Они просто не смогут заставить себя проснуться раньше полудня. Только ранний подъем способствует раскрытию внутренних резервов всего организма.

Аскетичность

Аскеза представляет собой сознательное ограничение себя в чем-либо во имя достижения заветной цели. Скажем, если вы решили похудеть, то развитие самодисциплины придется весьма кстати. Такая внутренняя саморегуляция позволит отслеживать собственные действия, вовремя осуществлять контроль над своим питанием. Аскетичность хороша и тогда, когда вы твердо решили достичь конкретной цели. Вы сознательно отказываете себе в каких-то удовольствиях, чтобы в будущем получить величайшее благо.

Таким образом, самодисциплина – очень нужный и полезный навык, столь необходимый для деятельности современного человека. Люди, мечтающие достичь значимого успеха, должны освоить навыки эффективной работы над собой.

. 7 класс">§ 5. Для чего нужна дисциплина
  • Какие существуют правила жизни людей в обществе?
  • Почему важно соблюдать эти правила?
  • Что такое нормы и санкции?
  • Всем ли обязательно соблюдать дисциплину?
  • Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Дисциплина общеобязательная и специальная

Дисциплина - необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определённых правил.

    Дисциплина - это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Нередко ты можешь встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. В соответствии с этими правилами все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.

Наряду с ней существует специальная дисциплина, обязательная только для членов определённой организации (трудовая, школьная, воинская и т. д.)- В. И. Даль в своём словаре рассматривает дисциплину как «воинское повиновение, послушание, порядок подчинённости, чинопочитание». В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона одним из значений слова «дисциплина» выступает «воспитание, совокупность обязательных правил в школе».

Каковы особенности отдельных видов специальной дисциплины?

Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. И это понятно: именно от неё зависит боеспособность войск, чёткость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное - жизнь многих людей.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги, воинских уставов, приказы начальников. Необходимо хранить военную и государственную тайну, соблюдать правила воинской вежливости, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка.

В художественном фильме «Офицеры» есть эпизод с участием суворовца Ивана Трофимова. Мальчик был из семьи потомственных военных. Его дед - боевой генерал, отец погиб на фронте. Как-то раз Ваня опоздал в училище из увольнения и тем самым нарушил воинскую дисциплину. Паренёк был в зоопарке, засмотрелся на бегемота и забыл о времени. Наказанием был наряд вне очереди.

    Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждёт опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

Отношения трудовой деятельности людей закрепляет трудовая дисциплина. Она предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации. Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, в уставах о дисциплине, в коллективных договорах, в должностных и технических инструкциях.

Нарушение трудовой дисциплины проявляется в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей. Оно наносит материальный ущерб не только отдельному предприятию, но и хозяйству страны в целом.

    Путешествие в прошлое
    В июне 1988 г. ужасную трагедию пережил город Арзамас. Раздался взрыв чудовищной силы: взорвались три вагона грузового поезда. В них находилось около 120 т взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Образовалась воронка размером с девятиэтажный дом. Пострадали почти 2000 человек - погибшие, раненые, люди, оставшиеся инвалидами, дети, ставшие сиротами. С лица земли был стёрт целый микрорайон... Кто-то вопреки правилам перевозки опасных грузов распорядился прицепить эти вагоны сразу же за локомотивом, а начальник поезда не принял решение переукомплектовать состав.
    Грузовой Ил-76 потерпел аварию и врезался в жилой дом. Причина - взяли на борт груза больше, чем определено правилами.
    Самолёт Аэрофлота Ил-86 более чем с сотней пассажиров на борту приземлился без выпущенных шасси. Почему? Кого-то из членов экипажа раздражал звук сирены, напоминающей о моменте их выпуска. Он отключил сирену, а без её звука командир забыл выпустить шасси. К счастью, всё обошлось без трагических последствий.
    Межгосударственный авиационный комитет провёл анализ двух тысяч полётов и выявил ряд серьёзных нарушений. Некоторые пилоты высокомерно относятся к требованиям техники безопасности, переоценивают свои возможности, нарушают правила полётов.

    Что объединяет все перечисленные факты? А приходились ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Внешняя и внутренняя дисциплина

Что побуждает людей быть дисциплинированными? С одной стороны, те правила, которые существуют, и само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. «Принуждение, - писал немецкий философ И. Кант (1724-1804), - ограничивающее и в конце концов искореняющее постоянную склонность к отступлению от тех или иных правил, называется дисциплиной».

Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. Люди в этом случае чувствуют посторонний контроль, стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение либо избежать наказания.

Например, твои родители, а уж тем более бабушки и дедушки помнят, какая дисциплина существовала во всех школах в то время, когда они учились. Школьная администрация строго следила за тем, чтобы у мальчиков была короткая стрижка, у девочек - не слишком короткие юбки, чтобы все носили школьную форму. Одним это нравилось, другим нет. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись.

Порой внешняя дисциплина бывает основана на страхе. Например, работник боится получить выговор, потерять в зарплате, быть уволенным с работы. Ещё более сильный стимул - страх уголовного наказания, утраты свободы.

С другой стороны, побудить человека исполнять определённые правила могут требования к самому себе. В этом случае сам человек и автор таких требований, и контролёр. Никто посторонний ему о них не напомнит, не одёрнет, не пригрозит. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, можно говорить о внутренней дисциплине.

Внутренняя дисциплина - результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

Говоря о внутренней дисциплине, следует выделить правила, устанавливаемые каждым человеком лично для себя. Эти правила лежат в основе самовоспитания.

Дисциплина, воля и самовоспитание

Вероятно, ты уже знаешь о возможностях самовоспитания. Наверное, ты задумывался о том, что неплохо было бы воспитать в себе определённые качества, привычки. Существует ли связь между воплощением в жизнь подобных желаний и дисциплиной? Давай разберёмся.

Во-первых, оцени, удалось ли тебе выработать чёткие правила поведения, направленные на развитие нужного качества или привычки. Во-вторых, проверь, удалось ли тебе эти правила соблюдать. И не от случая к случаю, а ежедневно, неукоснительно. Именно так вырабатывается дисциплина. Это сложно: нужно ежедневно одерживать нелёгкие победы над собой. А для этого важно призвать в союзники всю свою волю.

Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела. Благодаря ей можно победить унизительную зависимость от желания ничего не делать или заниматься только чем-нибудь приятным, делать только то, что хочется. Французский писатель О. де Бальзак (1799-1850) об этом сказал так: «Твёрдая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Воля помогает в случае неудачи не опускать руки, а опять «собирать» себя и идти к цели.

Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, - и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями. А путь один - ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от твоих собственных усилий.

Когда в первый раз слышишь правило «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», становится не по себе. Что же получается: чтобы быть законопослушным, надо знать абсолютно все законы? Законы знать, безусловно, полезно. Но держать их все в голове не под силу даже специалистам. И здесь на помощь приходит дисциплина. Тот, кто приучен соблюдать правила, умеет чувствовать саму природу запретов и ограничений, не станет нарушителем закона.

Проверим себя

  1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
  2. Какая бывает дисциплина?
  3. Каковы последствия нарушения дисциплины?
  4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
  5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

В классе и дома

  1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.
  2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?
  3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну всё подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?
  4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона - внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.
  5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.
  6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

Учимся быть дисциплинированными

  1. Привыкай сам себя контролировать. Задай себе вечером вопросы: что я планировал сделать сегодня? Что из этих планов зависело только от меня? Что сделано, а что нет? Насколько помогала осуществлению планов внутренняя дисциплина?
  2. Понаблюдай за окружающими тебя людьми. Зафиксируй отдельные, далее малые нарушения дисциплины. Отметь для себя, какие нарушения встречаются чаще всего, из-за чего они происходят, к чему могут привести.
  3. Старайся не оставаться в стороне, если рядом с тобой происходят нарушения дисциплины, которые угрожают жизни и здоровью людей. Сообщи об этом взрослым или позвони в полицию. В этом тоже будут проявляться твоя внутренняя дисциплина, требования к самому себе.
  4. Понаблюдай за собой. Ты ведёшь себя определённым образом, когда знаешь, что за тобой следят, когда ты на виду. А когда никого нет и никто не знает, что ты делаешь? Всегда ли в этом случае совпадает твоё поведение с тем, которое видят другие? Какие из этого можно сделать выводы?


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...