Считает что у него голос. Для развития голоса

Что можно сказать о громкоговорящем человеке? Что его эмоциональное состояние возбуждено, что он не может владеть собой, он зол.

Если человек говорит быстро, напористо, то такой человек сначала делает, а потом думает. О человеке, который говорит медленно и взвешенно, можно сказать, что этот человек склонен взвешивать и обдумывать свои поступки.

Если во время разговора темп речи ускоряется, сопровождается жестами, то этот человек представляет себе то, о чем он говорит. Если же речь, при разговору, замедляется, становится тише, то это говорит об неуверенности говорящего. Если речь путается или понижается, потом оживляется, то перед нами неуправляемый человек.

Громкость речи тоже говорит о многом: пронзительный, срывающийся голос указывает на страх или сильное волнение оратора. Низкий, спокойный голос указывает на достоинство и уверенность. Четкое произношение свидетельствует о дисциплинированном человеке, а неразборчивая речь говорит, что у собеседника нет уважения к окружающим и его не беспокоит, что его не понимают.

Интонация голоса выдает человека, даже если, он всячески пытается это скрывать. По интонации можно определить добрый или злой человек, скромен или высокомерен. Даже не понимая всех слов и, еще не умея говорить, ребенок понимает по эмоциональности речи, каков человек: добрый или злой.

Будьте внимательны и изучайте людей по их голосу.

Можно человека не видеть, но стоит услышать его голос, как воображение тут же дорисовывает его портрет. По голосу мы интуитивно чувствуем, насколько открыто и непринуждённо мы можем общаться с собеседником. Двух одинаковых голосов в мире не существует.

Женщин привлекают сочные баритоны, мужчин – грудные, как будто изнутри льющиеся женские голоса. И это напрямую связано с сексуальностью. Если наша кожа – это проекция работы желудка, язык – иммунной системы, то голос – проекция половых органов. Оперные певицы своими трелями вводили мужчин в состояние, близкое к экстазу. Обнаружив связь между голосовым аппаратом и состоянием гениталий, гинекологи и акушеры разработали голосовые практики, которые снижают боль и расслабляют мышцы малого таза, и облегчают роды.

Российские учёные провели исследование, в котором слушателям предложили по голосу определить возраст человека, произносившего одну и ту же фразу с разными эмоциями. Эмоции гнева и страха увеличивали возраст незнакомца лет на десять, а радость и доброжелательность – мгновенно омолаживали. Такую психологическую особенность следует взять на заметку тем, кто хочет долго не стареть.

Например, женщины с высокими нотками в голосе, как правило, быстро говорят, их называют болтушками. Таким образом, они убегают от своих переживаний, забалтывают нерешённые проблемы. Они пасуют перед агрессией общества, боятся жизненных препятствий.

Силу голоса крадёт и городская жизнь. В мегаполисе не принято громко кричать, петь, говорить, выражая эмоции. Малыши обычно в первые годы жизни пренебрегают такими запретами, но в определённый момент их начинают «заглушать» родители, воспитатели, учителя. Если напор запретов будет слишком велик, человек потеряет свою внутреннюю силу.

Чтобы остаться сильной личностью, полезно почаще давать волю своему голосу. Ищите любую возможность. Например, за городом, позвольте себе звучать – аукайте, кричите, слушайте эхо своего голоса. Пойте караоке, пойте с друзьями застольные песни. Дома приучите себя напевать или хотя бы мурлыкать под нос любую мелодию. Держите прямую осанку и смотрите собеседнику в глаза, это сделает решительнее и Ваш голос и Вас самих. Играйте с детьми, копируйте голоса мультяшных героев и животных. Хохочите, а не хихикайте, рыдайте, а не сдерживайте слёзы, кричите, а не сдерживайте гнев.

Интонации голоса меняются в зависимости от эмоционального или физического состояния. Важно обнаружить определенные закономерности. Если какая то характеристика неизменно проявляется, то можно делать вывод о возможных мыслях или поступках другого человека.

Речевых характеристик очень много, поэтому имеет смысл фокусироваться на наиболее информативных из них:

Время от времени встречаются люди с громким голосом. Что кроется за этим? Для оценки значимости этого необходимо понять, в каких ситуациях человек говорит громко. Чаще всего громкий голос принадлежит людям, которые пытаются контролировать ситуацию и людей. Громкость несколько подавляет, а иногда даже пугает.

Поэтому люди, стремящиеся к доминированию, использующие авторитарный способ управления, часто пользуются этим приемом. В отдельных случаях манера громко говорить у человека может сочетаться с постоянным перебиванием собеседника. Это не только попытка установить контроль над ситуацией, но и свидетельство эгоизма и невоспитанности. Некоторые считают, что громкий голос отвечает уверенным в себе людям. Однако во многих случаях это не так. Скорее, громко говорят люди, желающие, чтобы на них обратили внимание. Другого способа привлечь к себе внимание они не знают, то есть речь идет о демонстративности поведения.

Часто приходится наблюдать, когда громким голосом люди пытаются компенсировать маленький рост, плохое телосложение и т. д.

Порой манера громко говорить отражает нежелание проявлять внимание к собеседникам. Люди, уверенные в себе, прибегают к громкому голосу редко и к месту, чаще всего для определенного давления.

Тихий голос может принадлежать человеку, уверенному в себе, который не видит необходимости доминировать в разговоре или привлекать к себе внимание. Тихий голос иногда указывает, наоборот, на нерешительность, отсутствие настойчивости. Часто таким голосом обладают люди высокомерные, вынуждающие своей манерой говорить прислушиваться к ним.

В шумных местах человек, обычно говорящий тихо, вынужден начать говорить громче. Если этого не происходит, значит, ему не хватает наблюдательности, восприимчивости, возможно, он чрезмерно высокомерен.

Если в процессе общения человек говорит тихо, спокойно смотрит в глаза, его жесты неторопливы, то ситуация в целом для него комфортна. Тихий голос может сочетаться с нежеланием смотреть в глаза и суетливыми жестами. Значит, человек испытывает дискомфорт, возможно, ему не хватает уверенности в себе.

В любом случае стоит присматриваться к выражению глаз и жестам.

Быстрая речь

Надо различать постоянную быструю речь и реакцию на определенные обстоятельства. Замечено, что чаще всего люди с быстрой речью весьма активны и умеют, не задумываясь, принимать решения. Этому типу людей иногда не хватает осторожности, чрезмерная импульсивность приводит в некоторых случаях к поспешным выводам.

В отдельных случаях быстрая речь служит компенсацией неуверенности, желанием привлечь к себе внимание. И то и другое обусловлено низкой самооценкой.

Убыстренная речь может указывать и на ложь собеседника. Слова слетают с его губ быстро, так как он желает скорее освободить себя от ложной информации. Под потоком слов легче скрыть правду.

В подобных ситуациях надо обратить внимание на другие сигналы и понять, нет ли в них признаков волнения или неуверенности.

Медленная речь

Наиболее часто встречаются два следующих варианта. Медленно, спокойно и тихо говорят уверенные в себе люди. Медленно говорят и люди, находящиеся в состоянии дискомфорта, на что должны указывать другие сигналы.

Иногда в процессе разговора говорящий может замедлить свою речь, если он хочет подчеркнуть какой то важный момент, если его что то беспокоит или смущает, если он сочиняет или устал.

Глубоко задумавшиеся люди часто замедляют свою речь.

Запинающаяся речь

В речи некоторых людей много остановок и пауз. Медленная речь имеет свой ритм, в запинающейся речи пауза возникает чаще всего неожиданно, продолжительность пауз тоже меняется. Паузы могут быть вызваны неуверенностью, нервозностью, смущением. Иногда это указывает на неискренность. Но вероятна и обратная ситуация. Человек хочет высказаться более точно, он подыскивает слова, в результате возникает пауза.

Чтобы определить, чем обусловлена пауза, стоит присмотреться к языку тела. Человек может начать запинаться, если он взволнован или лжет. Желательно обратить внимание на его глаза, частоту дыхания, жесты. По этим признакам и надо судить о состоянии человека. Лгун будет не только запинаться, но и избегать взгляда собеседника, прикрывать ладонью рот или другие части лица.

Нервный человек сопровождает речь с паузами суетливыми движениями рук и ног. Если же человек всего лишь стремится точно выразить свою мысль, то его концентрированность должна проявиться в глазах и жестах.

Конечно, желание сконцентрировать свое внимание приводит к таким же паузам, которые часто возникают в речи очень болтливых людей. Но у последних пауза связана с потерей нити разговора, о чем очень выразительно говорят движения глаз.

В отдельных случаях медленная речь переходит в явное запинание, что, скорее всего, связано с большой нервозностью, а может быть, даже и с заболеванием.

В большинстве случаев голос становится выше от радости, страха, возбуждения и т. д. Голос «срывается» от большого эмоционального напряжения. Различные эмоциональные состояния подтверждаются языком тела, поведением людей.

Когда человек устал, загрустил, подавлен или желает произвести на других впечатление, то голос становится значительно ниже. Но и в этом случае необходимо обратить внимание на язык тела.

Речевые ударения

Надо внимательно прислушиваться к речевым ударениям. Желая подчеркнуть какое то слово и мысль, говорящий может использовать речевое ударение. Его легко распознать, если одновременно воспринимать язык тела. Например, одновременно с речевым ударением говорящий иногда наклоняется вперед, кивает головой, поднимает руку и т. д. Еще раз подтверждается правило, что желательно научиться замечать в поведении собеседника отклонение от стереотипности, привычного. Тогда удается понять как намерения человека, так и его характер.

Заметив у собеседника безразличный или ровный голос, обратите внимание на язык тела. Слабо интонационно окрашенный голос может отвечать тревоге, скуке, депрессии, потере интереса. Ровным голосом иногда пытаются замаскировать сильные чувства, например обиду, ревность, зависть. Причину надо искать, опять же, в языке тела. Это позволит вам правильно определить свои дальнейшие действия.

Претенциозность в голосе, напыщенность могут быть объяснены разными причинами. Так ведут себя люди, неуверенные в себе, жаждущие признания и одобрения со стороны других людей. Они хотят выглядеть в их глазах преуспевающими, богатыми, умными и т. д.

Кстати, претенциозность человека очень ярко отражается в его подписи. Аффектирование больших заглавных букв, подчеркивание, крупные строчные буквы выдают в человеке снобизм. Но и здесь надо быть очень внимательным. Если воспитание не соответствовало характеру человека, то в написании инициала имени видна претенциозность, а в написании фамилии уже проявляются истинные черты характера.

Придыхание

Обычно мы не слышим в разговоре дыхание собеседника. Когда же это происходит, надо постараться выяснить причины. С сознательным придыханием чаще всего связывают сексуальный интерес. Но оно может быть обусловлено и другими причинами. Например, волнением, большой нагрузкой, недоверием, нервозностью или стрессом. Подсказку можно получить, обращая внимание, опять же, на язык тела. Обычно нервное состояние проявляется не только в неравномерном дыхании, но и в поведении, например в чрезмерном употреблении воды или преувеличенных жестах рук. Недоверие, как правило, сопровождается покачиванием головы или другими жестами.

Чаще всего это один из способов манипулирования собеседником без помощи слов, прибегая к жалобным и протяжным звукам или даже рыданиям. Обычно роль нытиков играют ведомые. Им не хватает сил и уверенности в себе. Им хочется, чтобы о них заботились другие. Нытики хорошо чувствуют слабинку в другом человеке, поэтому по отношению к ним лучше сразу же занять определенную позицию.

Невнятная речь

Чаще всего невнятная речь обнаруживается у неуверенных в себе людей, не умеющих выражать свои мысли, тревожных, застенчивых или усталых. Люди с такой манерой говорить не являются лидерами, не стремятся к руководству, им не хватает жизнерадостности и энергичности. Для них характерны вялые движения, слабые рукопожатия, усталость от жизни.

Магия звука

Каждый должен знать, что не существует другого такого голоса, как у него; и если эта специфичность теряется, то возникает фальшь.

По голосу человека можно определить его характер, настроение и даже душевные свойства. Тембр голоса, как и неповторимый узор отпечатков пальцев, строго индивидуален, а в США, Англии и Италии запись голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно.

Кому то от природы дается приятный голос, а кому то приходится жить с противным. Но всегда есть выход – над голосом можно работать. При умелом использовании речь и голос становятся мощным психологическим оружием, действующим на подсознание собеседника.

В настоящее время психологами выявлены основные эмоциональные реакции человека на различные вариации высоты и тембра голоса собеседника.

Высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с незрелостью и неопытностью. По статистике женщин и (особенно) мужчин с таким голосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение: чем выше голос, тем ниже должность.

Более того, пронзительный, высокий звук прочитывается подсознанием как сигнал тревоги. Таким образом, длительно звучащий высокий голос вызывает у собеседника невольное чувство дискомфорта и уменьшает степень доверия к словам. Обладатель очень высокого голоса должен более чем кто либо другой обратить внимание на содержание и интонационную составляющую своей речи.

Обладателям низкого голоса повезло больше: такой голос ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с низким голосом окружающие воспринимают как знающего, более авторитетного. Чем ниже голос мужчины, тем сильней и надежней он выглядит в глазах женщины.

Один только низкий бархатный голос человека, которого мы никогда не видели, может вызвать сильнейшее чувство любви. Это обусловлено подсознательным считыванием генокода собеседника. Дело в том, что низкий голос обусловлен повышенным содержанием мужских половых гормонов в крови, следовательно, обладатель такого голоса более темпераментен. Именно поэтому женщина с низким грудным голосом, богатым интонациями, кажется мужчинам более сексуальной, чем обладательница монотонно звучащего тонкого голоска.

По голосу человека можно определить его характер, настроение и даже душевные свойства. Тембр голоса, как и неповторимый узор отпечатков пальцев, строго индивидуален, а в США, Англии и Италии запись голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно.

Кому-то генетически дается приятный голос, а кому-то приходится жить с «противным». Но всегда есть выход – над голосом можно работать. При умелом использовании, речь и голос становятся мощным психологическим оружием, действующим на подсознание собеседника.

Психологи выявили основные эмоциональные реакции человека на различные вариации высоты и тембра голоса собеседника.

Высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с незрелостью и неопытностью. По статистике женщин и (особенно) мужчин с таким голосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение, чем выше голос, тем ниже должность.

Более того, пронзительный, высокий звук прочитывается подсознанием как сигнал тревоги. Таким образом, длительно звучащий высокий голос вызывает у собеседника невольное чувство дискомфорта и уменьшает степень доверия к словам. Обладатель очень высокого голоса должен более чем кто-либо другой обратить внимание на содержание и интонационную часть своей речи.

Обладателям низкого голоса повезло значительно больше: он ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с таким голосом окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного. Чем ниже голос мужчины, тем сильней и надежней он выглядит в глазах женщины. Кстати, статистика не отрицает также влияния голоса на успех у противоположного пола. Вы наверняка отмечали возникновение романтических мыслей, общаясь по телефону с незнакомым мужчиной, обладающим приятным тембром голоса.

Один только низкий бархатный голос человека, которого мы никогда не видели, может вызвать сильнейшее чувство любви. Это обусловлено подсознательным считыванием генокода собеседника. Дело в том, что низкий голос обусловлен повышенным содержанием мужских половых гормонов в крови, следовательно, обладатель такого голоса более темпераментен. Именно поэтому женщина с низким, грудным голосом, богатым интонациями кажется мужчинам, более сексуальной, чем обладательница монотонно звучащего тонкого голоска.

Следите за осанкой – при хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет ему быть лёгким и свободным. Звук должен выходить из груди. Чтобы проверить правильность выполнения упражнения положите руку на грудь, если она вибрирует – Вы на верном пути.

Укрепляет дыхание и улучшает звучание голоса занятие пением. Оставшись в квартире наедине с собой и домашними заботами, попробуйте что-нибудь достаточно громко спеть. Надувайте воздушные шарики – это очень укрепляет дыхательную систему, советует "Гороскоп. ру".

Разнообразьте речь интонациями, особенно если Вы склонны подавать информацию «на одной ноте». Несколько раз прочитайте вслух небольшой отрезок текста (лучше всего стихотворение), с каждым новым прочтением наполняя его новыми интонациями.

Научитесь четко формулировать мысль, которую Вы хотите донести до слушателя. Это избавит вас от предательского «мычания» в паузах между смысловыми отрезками речи. Запаситесь аргументами в пользу своего мнения, правильно расставляйте акценты.

Невозможно убедить кого-то в чем-то, тихо прожевывая фразы. Помните, что информация, поданная всего на полдецибела громче, гораздо успешнее убеждает слушателя и лучше усваивается им. Установите оптимальный «уровень громкости» для своего голоса. Посчитайте вслух, от одного до десяти, постепенно повышая голос, когда услышите то звучание, которое вас устроит, запомните его, а затем постарайтесь ему следовать.

Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько важно звучание голоса для общения? И какое впечатление о себе мы создаем уже «с первых нот»? Это может показаться преувеличением, однако, каждый раз, когда мы слышим чей-то голос - переживаем определенный нейробиологический опыт. Все дело в том, что ушные каналы связаны с участками мозга, которые отвечают за эмоции. Таким образом тональность может указывать и на определенные черты характера оппонента, и на чувства, которые он в данный момент испытывает. Например тот, кто имеет более глубокий голос, с первых минут общения воспринимаются как умный и успешный (у собеседника на уровне подсознания даже может возникнуть желание на вас жениться или заключить бизнес-контракт). А вот звонкий, «острый» голос оставляет нервный, даже слегка истеричный осадок от общения, рядом с таким человеком сложно чувствовать себя в безопасности. Дефекты речи ошибочно делают собеседника менее конкурентноспособным, однако это впечатление может быть обманчивым. Не говоря уже о сексуальном полушопоте... Простите за каламбур - но что, в самом деле, говорит о нас голос?

Слишком высокий

Мужчин и женщин, которые общаются «на повышенных тонах» (высокий, острый, со свистом), не воспринимают всерьез. Такой голос ассоциируется с небезопасными, слабыми, нерешительными, незрелыми люди. Считается, что его обладатели не в ладах со своей сексуальностью - отрицают или даже блокируют ее. Когда мы осознаем свою чувственную сторону, то автоматически понижаем тон голоса, а если этого никогда не происходит - человек не в ладах со своими желаниями.

Слишком низкий

Удивительно, но другая крайность обычно идет на пользу - к человеку с низким голосом (особенно мужчине) люди относятся с большим уважением. Так разговаривают лидеры, те, кто чувствует власть над окружающих, знает себе цену и обладает большими возможностями. Будьте бдительны и не переборщите! Когда голос чересчур тяжелый, то начинает звучать искусственно, претенциозно.

Глубокий

Примета энтузиастов и богачей. Обладатель бархатного, объемного голоса (будто его сопровождает легкое эхо) заявляет окружающим о своей чувственности и, одновременно, внушает эмоциональную безопасность. Кажется, что собеседник полностью контролирует собственную жизнь, поэтому нам так нравится его слушать. Чтобы развить в себе эту «глубину» чаще тренируйте звук «у».

Нарочито сексуальный

Когда человек «включает» вкоадчивый, сексапильный голос, не сомневайтесь - перед вами самый настоящий манипулятор. Этот соблазнитель/ца обладает огромным эго и считает, что может легко использовать других в собственных интересах. Те, кто легко попадается на его/ее сексапильную удочку, в один прекрасный день будет сильно разочарован, когда услышат как он/она говорит абсолютно нормальным голосом.

Слишком сладкий

Другая уловка - настолько умильный голос, с мягким тоном и ласковыми словечками, что чуткий собеседник может заработать «диабетический шок», услышав его впервые. Хотя такие люди воспринимаются как очень любезные, будет очень трудно доверять тому, кто всегда звучит настолько сладко.

Ровный, «без жизни»

Казалось бы, это очень удобно - занять в отношении голоса нейтральную позицию и особо не выделяться. Однако плоское, монотонное звучание наделяет говорящего такими неблагозвучными характеристиками как апатичность, безразличие и даже депрессивность.

Очень тихий

«Темные лошадки». Вам кажется, что скромное тихое звучание - примета стеснительных и неуверенных в себе людей? Тем не менее, часто за этой «овечьей шкурой» (при условии, что речь не идет о проблемах со здоровьем) скрывается если не «волк», то самодур, который с помощью голосового трюка, наоборот, хочет привлечь всеобщее внимание. Им важно, чтобы люди просили повторить сказанное, наделить слова большей значимостью и использовать как игру во власть.

Очень громкий

Те, кто в разговоре регулярно срывается на крик, делает это, чтобы привлечь к собственной персоне повышенное внимание и создать ажиотаж. Обычно такие люди ассоциируются с высокомерием, воспринимаются как социально неуклюжие, хвастливые и завистливые.

Дрожащий

Тот, кто имеет этот тип голоса, либо испытывает нервное напряжение, либо чем-то сильно расстроен. Такой человек постоянно обо всем беспокоится, особенно его тревожит вопрос - как будут воспринимать его/ее посторонние. Более того, подобные люди часто внушают страх, производя впечатление опасных невротиков.

Агрессивный

Люди, которые говорят «с нахрапом», раздраженно, будто бросаются словами в оппонента - персоны с сильным характером. Это рьяные и агрессивные соперники, которые редко идут на компромиссы. Даже на фоне самого безобидного, бытового диалога они, совершенно неожиданно, могут развернуть театр военных действий.

Носовой

Носовое звучание - примета «нянечек». Они умиляют, но не вдохновляют, их редко воспринимают всерьез, а к мнению никогда не прислушиваются. Умным и образованным людям с таким тоном голоса бывает крайне сложно произвести впечатление человека действительно сведущего в каком-либо вопросе.

"В одной из радиопередач услышала, что появились специалисты, которые по голосу могут не только определить характер человека по голосу, интеллект, диагностировать различные болезни, но даже предсказать судьбу человека. Если это правда, подскажите, как попасть к ним на прием?"

К. Лямина, Смоленск

Насчет судьбы, конечно, преувеличение, художественный вымысел, - улыбается профессор Владимир Петрович МОРОЗОВ, заведующий лабораторией невербальной коммуникации Института психологии Российской академии наук, - а что касается всего остального - чистая правда. Сам голос независимо от того, какие слова произносятся, несет колоссальный объем информации, можно определить характер человека по голосу и многое многое.

Согласитесь, ни для кого не составит труда угадать, кто говорит по телефону: мужчина, женщина или ребенок, но далеко не каждый сумеет определить физические данные говорящего: высокий человек или низкий, худой или толстый, молодой или не очень... Эксперты нашей лаборатории практически безошибочно определяют по голосу пол, рост, вес и возраст. Причем обмануть их трудно даже тогда, когда кто-то достаточно искусно имитирует детский голосок (помните, как великолепно это делала Рина Зеленая?) или мужчина начинает говорить тонким женским голосом.

- Интересно, как им это удается? Ну мужчина или женщина - это понятно, но где в звуке "спрятаны" рост и вес?

Дело в том, что голос напрямую связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела в общем и органов голосообразования в частности. Напомню, что звуки рождаются при колебаниях голосовых складок, которые подобно струнам натянуты в гортани. Они могут совершать от 80 до 10 000 и более колебаний в секунду, причем колебаться как всей своей массой, так и отдельными участками. Установлено, что под влиянием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы, голосовые складки изменяют свою длину, толщину, степень напряжения. Сокращение их различных участков и обусловливает всю богатейшую гамму звуков, подобно тому как нажатие пальцами на гитарные струны в разных местах дает различное звучание.

Высота голоса зависит от длины складок, а сама длина их и толщина - от строения гортани: чем она больше, тем длиннее и толще складки, тем ниже голос, и обладатель этого голоса, следовательно, выше, потому что большая гортань - преимущество высоких людей.

Бывают, правда, исключения из правил: природа награждает низкорослого человека большой гортанью или мощными резонаторами. Ведь тембр голоса, его сила, окраска зависят не только от длины и толщины складок, но и от строения резонаторов. Знаете, почему великий Карузо пел тенором, хотя имел басовые голосовые складки? Резонаторы "размером не вышли".

Глотка, носоглотка, рот, полость носа и его придаточных пазух - это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие - нижние. У каждого человека эти органы имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. Голос приобретает индивидуальную окраску в момент, когда младенец первым криком заявляет о своем явлении в мир. Родился обладатель уникального голоса! Не важно, что он никогда не будет певцом, голос его неповторим, он единственный.

- А как же искусные имитаторы? Скажем, всеми любимый Винокур или те же "Куклы". Для нас, телезрителей, голоса звучат "один к одному".

Для вас - может быть, но не для эксперта, который, применяя современные методы и аппаратуру, любой голос способен разложить, что называется, по полочкам, то есть по тембровым, ритмическим, частотно-амплитудным, интонационным параметрам. Подобно тому, как графологическая экспертиза выявляет искуснейшую подделку почерка, так и наши методы позволяют распознавать имитацию чужого голоса. Можно скопировать интонации, некоторые особенности произношения, но стопроцентно подделать голос практически невозможно. Не случайно на этой основе развивается целое научное направление в криминалистике. Это свойство голоса нашло применение и в... бизнесе. В крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы не только на парольную фразу, но и на голос владельца. Стоит, скажем, какому-то обертону отклониться в сторону - и сейф не отзовется, сколько бы к нему ни взывали " Сезам, откройся!".

- Итак, вы меня убедили, что с помощью голоса можно идентифицировать личность и даже нарисовать ее, этой личности, портрет: высокий-низкий, худой-толстый, молодой-старый...

Добрый-злой, открытый-замкнутый, скромный-заносчивый, - продолжает Владимир Петрович. - Не только физиологический, но и более важный для нас психологический портрет. Если человек говорит быстро, четко, напористо, завершая мысль, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает.

А вот если говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, - нетороплив, обстоятелен, анализирует ситуацию, любит семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Человек, произносящий слова скороговоркой, глотающий окончания, не связывающий фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни такой, как его речь. Если только это не речевая "маска", специально выработанная манера, как у Талейрана, например. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, что-то бормотал себе под нос, зато потом всегда мог отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.

Уже говорилось, что голос связан с анатомией и физиологией, поэтому практически любое заболевание так или иначе влияет на звучание голоса. В первую очередь, естественно, на нем отражается состояние голосового и артикуляционного аппаратов и резонаторов. Мы знаем, как неузнаваемо он меняется при различных ОРВИ, бронхитах, тонзиллитах, синуситах... Но вот, казалось бы, с голосовым аппаратом все в порядке: нет воспаления, каких-либо анатомических изменений, а голос все слабеет и слабеет - развивается фоностения. Причина этого недомогания кроется в глубоких отделах центральной нервной системы, там, где расположены центры, ответственные за деятельность голосового аппарата, воспроизведение и восприятие речи.

Сложная электроакустическая обработка голоса, произносящего фразы, выражающие разные эмоции - радость, горе, гнев, страх, показала, что каждое состояние имеет свой набор отличительных акустических признаков. Например, для горя - это наибольшая длительность слога, характерные "подъемы" и "съезды" в высоте звуков, для страха отличительными оказались резкие перепады силы голоса, нарушение темпоритма, увеличение пауз...

- Мне кажется, что и без электроакустической обработки каждый из нас способен определить эмоциональное состояние собеседника и его отношение. Бывает, тебе любезно говорят: "Как я рад вас видеть!", а слышится: "Ну какого... тебя принесло!" Фальшивая интонация, как и улыбка, читается без труда.

Вы правы. Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, звуков, начинают работать чуть ли не с момента рождения. Двухнедельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску обращенной к нему речи, хотя слова, их значение он начнет понимать гораздо позже, когда в левом логическом полушарии "дозреют" речевые центры.

Но знаете, что показали недавно проведенные нами исследования? Наблюдается тотальное "притупление" эмоционального слуха, причем уже на уровне дошкольного, школьного возраста.

- Владимир Петрович, нельзя ли поучаствовать в вашем эксперименте и проверить эмоциональный слух?

Конечно, можно. Я дам вам прослушать одну и ту же фразу, произнесенную с разной интонацией замечательным актером Олегом Валериановичем Басилашвили, а вы будете ставить галочки в графах "гнев", "страх", "удивление", "радость", "норма". Слушайте внимательно...

А теперь подсчитаем галочки. По результатам тестирования вы набрали 75%. Совсем неплохо. Этот и другие тесты предлагаются абитуриентам, поступающим в театральные вузы, консерваторию, будущим дикторам радио и телевидения. Мы же предлагали их не только "лирикам", но и "физикам". Результаты не были неожиданными: у людей художественных и гуманитарных профессий эмоциональный слух оказался лучше, чем, скажем, у программистов ЭВМ и математиков, инженеров. У большинства женщин с эмоциональным слухом все в порядке, в среднем он на 10-15% лучше, чем у мужчин. Огорчили дети - подрастающее, так сказать, поколение. Более чем у половины участвовавших в эксперименте (а это были ученики обычных средних московских школ) эмоциональный слух понижен, искажен. Представьте, более 60% оценили гневные и угрожающие интонации как нейтральные, записали их в графу "норма". Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия в сознании многих вытолкнула норму и заняла ее место. Повсюду начинает доминировать агрессивно-оборонительный стиль отношений. С малых лет дети привыкают либо нападать, либо обороняться. Это становится нормой.

- А не проводились ли подобные исследования среди политиков, чиновников, наделенных властью? Интересно, как у них с эмоциональным слухом.

Политиков пока не удалось охватить, а вот психологические портреты "новых русских" мы попытались нарисовать. Только у небольшого числа обследуемых такие необходимые качества, как высокий интеллект, компетентность, чувство собственного достоинства, уважительное отношение к партнерам и сослуживцам, проявились в достаточной мере. Психологические же портреты подавляющего большинства оставляют желать лучшего. Работать над ними и работать!

- Скажите, у вас есть рецепт, как это сделать?

При Институте психологии РАН открывается центр, где каждый желающий может узнать, как его воспринимают, как он выглядит в чужих глазах, и получить ряд практических советов, как улучшить свой психологический портрет и, следовательно, увеличить свое влияние на окружающих. Ведь имидж - это не только модный макияж и костюм от престижного портного, но и ваш голос, манера говорить, общаться. Помните, с чего начал профессор Хиггинс, когда задумал из грязной уличной цветочницы сделать даму высшего света? Не потребовалось ни пластических операций, ни прочих, сложных ухищрений - девушку просто научили ГОВОРИТЬ.

Беседовала О. ЗЕДАЙН

Голос - ваша визитная карточка. Сейчас для многих - политиков, бизнесменов, банкиров, менеджеров и прочих - он становится важнейшим инструментом работы. Так постарайтесь, чтобы никто не мог сказать: "Лучше бы он рта не открывал".

Для тех, кто приехать в институт не может, даем несколько практических советов. Звонкость, полетность голос приобретает за счет верхних резонаторов. Максимально использовать их возможности и исправить глухое звучание голоса помогут следующие упражнения:

1. Стоя или сидя сделайте короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом без напряжения произносите с вопросительной интонацией "м" или "н". Старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.

2. Глубоко вдохните. Выдыхая, произносите одно из следующих слов: "бимм", "бонн", "донн". Протяжно произнося последнюю согласную, добивайтесь ощущения вибрации в области носа и верхней губы.

3. Глубоко вдохните. Выдыхая, протяжно произнесите слоги "мимм", "момм", "мамм", "нинн", "нанн", "нунн" и т. д.

4. Глубоко вдохните. На одном выдохе сначала произнесите коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: мо-моо, ми-мии, му-муу, ни-нии, но-ноо и т. д.

Выполняя упражнения для нижних резонаторов, старайтесь произносить гласные "о" и "у" как можно более низким голосом и протяжно, добиваясь ясно выраженного резонирования в области грудной клетки.

1. Стоя, положите руку на грудь. Зевните с закрытым ртом и зафиксируйте гортань в нижнем положении. на выдохе произнесите звук "о" или "у", стараясь почувствовать вибрационные движения грудной клетки. Если этого не получается, искусственно вызовите вибрацию легким постукиванием рукой в области грудины.

2. Стоя, положите руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произнесите гласные "о", "у" длительно и протяжно.

Выполняя то же движение, на выдохе произносите слова: "око", "окно", "олово", "молоко", "мука". В голосообразовании принимает участие и артикуляционный аппарат - губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть. От того, насколько четко, быстро и согласованно он работает, зависят хорошая дикция и звучность голоса.

Занимаясь перед зеркалом, следите за тем, чтобы в упражнении принимали участие только органы артикуляции, а нос, лоб и глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение делайте медленно, плавно.

1. На счет "раз" опустите нижнюю челюсть примерно на два пальца. На счет "два-шесть" удерживайте это положение. Медленно закройте рот.

2. Опустите нижнюю челюсть и медленно двигайте ею вправо и влево.

3. Опустите нижнюю челюсть, медленно выдвигайте ее вперед и возвращайте в исходное положение.

4. Рот закрыт, губы сомкнуты. На счет "раз" растяните губы в стороны, обнажая зубы и как бы произнося звук "иии". На счет "два-три" удерживайте губы в этом положении. На счет "четыре-пять" вытяните губы трубочкой вперед. На счет "шесть-семь" растяните губы в стороны.

Голос каждого человека неповторим по своему звучанию и особенностям. Если говорить о характеристиках певческих голосов, то здесь отличительные черты такие: тембр, диапазон, высота раскрытия и индивидуальность.

Как определить тип голоса? Классификация мужских и женских голосов по вокальным характеристикам, существующая в наши дни, была придумана в итальянской оперной школе. О том, какой тип голоса у исполнителя, нетрудно узнать во время прослушивания. Специалисты обращают внимание на его тембр, тональность, особенности и тесситуру, а затем делают вывод.

Тембр

Тембром голоса называют его индивидуальную окраску и яркость. Голос может звучать насыщенно или мягко, окраска может быть темной или светлой. Преподаватели различают следующие типы тембра голоса: резкий и мягкий, грудной, головной, смешанный.

Вокалист, который обладает мягким и приятным для слуха тембром, будет более востребован, чем тот, кто имеет резкую и отталкивающую манеру пения. По сути, от тембра голоса зависит, сможет ли человек заниматься вокалом.

Тембр каждого из нас уникален, поэтому мы можем легко определить звучащий голос одного из любимых певцов благодаря его индивидуальным особенностям.

О тональности

Стоит учесть, что в каждом произведении голос может звучать по-разному, поэтому лучше петь в своем рабочем диапазоне. Им, в свою очередь, мы называем тот диапазон нот, которым вокалист способен придать красивую окраску и качественное звучание. Здесь речь не идет о полном диапазоне нот, которые человек может взять своим голосом. Так вот, исходя именно из рабочего диапазона, стоит выбирать тональность для определенного произведения.

Что такое диапазон?

Диапазон каждого типа голоса определяют во время распевания, а также в процессе исполнения песни в удобной для человека тональности. В большинстве случаев певческие голоса обладают конкретным диапазоном, благодаря которому легко определить его тип. Особо ценятся исполнители, которые имеют широкий рабочий диапазон и поэтому могут заменить одного из своих коллег с другим голосом.

О тесситуре

Тесситурой называют участок диапазона, в котором певцу комфортно петь. То есть она может быть удобной или неудобной для определенного голоса. Бывает так, что одному исполнителю песня может быть удобной, а другому - нет, хотя оба обладают одинаковым диапазоном. Это означает, что участок диапазона для комфортного пения у них разный. Поэтому чем он шире, тем удобнее петь.

Более того, исполнитель должен научиться правильной технике пения. Неправильная искажает голос. Чтобы он звучал красиво и убедительно, необходимо обратить внимание на следующие технические особенности:

  • Вы должны дышать диафрагмой, то есть живот должен при вдохе приподниматься, а при выдохе опускаться. Это поспособствует большему контролю над
  • Сохраняйте правильную осанку во время пения. Шею лучше держать прямой и расслабленной. Если стоять прямо, то дышать будет легче.
  • Задняя часть горла во время пения должна быть открытой, гласные пропевайте четко.

Поставить свою технику пения может любой человек. Если говорить о технике вокала, то развитие будет зависеть от наличия концентрации памяти и внимания, объема легких и особенностей голосовых связок. По сути, независимо от того, какие у человека физиологические особенности и вокальные данные, развить певческий голос можно.

Для развития голоса

  • Не ставьте для себя завышенных планок в ожидании прогресса, наберитесь терпения и продолжайте тренировать голос.
  • Пойте сначала простые песни, а затем беритесь за более сложные.
  • Голосовым связкам вредит холодное и горячее питье. Лучше пить воду комнатной температуры, и когда поете, время от времени увлажнять горло теплой водой.
  • Проникнитесь тем, что вы исполняете, постарайтесь почувствовать и передать эмоции этой песни.
  • Важно определить, какой музыкальный стиль для вас более родной, для этого потренируйтесь в пении разных стилей музыки.
  • Полезно для слуха играть ноты на пианино и пропевать их.
  • Не пейте апельсиновый сок и молочные напитки, поскольку они обволакивают горло и затрудняют пение.
  • Разговаривайте на своей обычной интонации, поскольку и шепот и крик могут навредить голосовым связкам.

Характеристика женских типов голоса

Сначала рассмотрим типы женских голосов. Большинство женщин, занимающихся вокалом, обладают сопрано. Кстати говоря, именно он имеет наибольшее число разновидностей. Он отличается звонким и прозрачным характером, а также выразительностью, звучание открытое и легкое.

Различают драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.

Меццо-сопрано известен насыщенным звуком и глубоким тембром. Звучание такого голоса ниже, чем у сопрано. Этот голос тоже может быть драматическим или лирическим.

Основные типы мужских голосов

Если говорить о баритоне, то это более тяжелый, чем тенор, тип голоса. Он обладает ярким и сильным звучанием в верхней части диапазона. Баритоны бывают лирическими и драматическими.

Некоторые заблуждения о классификации голосов по типам

Некоторые исследователи высказывают мнение, якобы не существует никаких типов голоса вообще, и выделяют только женские и мужские. Они считают, что звучание голоса зависит только от конкретных особенностей методик и постановок, другими словами, любая женщина может быть и контральто, и меццо-сопрано, и сопрано.

Однако вокальные данные многих исполнителей подтверждают нелепость этих заявлений. Только в очень редких случаях человек может иметь особые вокальные данные, позволяющие ему петь разными типами голосов. В большинстве случаев исполнитель не может преодолеть различия в тесситуре, например, в терцию. Более того, завышенная или заниженная лишь на один тон тесситура способна навредить голосу.

Упомянем и другие заблуждения, касающиеся типов голоса. Существует мнение о том, что эстрадные исполнители не нуждаются в определении типа голоса, и что классифицируют их только для академического пения. Но такое мнение отличается от действительности, поскольку типы голоса человека природой разделены на три женских и три мужских.

К тому же некоторые путают тембр и тип голоса, хотя это совсем разные термины. Под типом голоса подразумеваются звуковысотные особенности, а разновидности тембра не играют особой роли в таком тонком деле, как определение типа голоса. Индивидуальные показатели тембра важны для выбора своего стиля пения, и чтобы отметить художественные характеристики голоса. Итак, типы голоса являются его звуковысотными показателями, определяемыми с помощью шкалы звукоряда.

Об особенностях голоса

Голос человека невозможно заменить никаким из известных нам музыкальных инструментов, ни голосом каких-либо других созданий, поэтому на живое пение человеческая душа реагирует очень тонко, получая побуждения для сердца и разума.

В прошлом существовало мнение о том, что фониатрия способна, осмотрев оценив размер и форму кадыка, определить тип голоса исполнителя. Считалось, что тенор будет обладателем менее заметного кадыка, а у басов он более выдающийся. Но после многочисленных осмотров и научных исследований стало понятно, что строение кадыка и гортани никак не влияет на тип голоса. Если говорить о связках, то их строение может сыграть роль, но нужно оценить толщину, прочность, размер и эластичность.

Итак, существует конкретный комплекс внешних признаков и личных ощущений, которые помогают определить тип голоса во время пения. Голосовые связки человека очень чувствительные, их довольно легко повредить, что навредит голосу или же он совсем может пропасть.

Поскольку преподаватели тоже иногда ошибаются, во время слушаний лучше не напрягать свой голос слишком сильно, например, исполняя песню в не очень удобной тесситуре. Если вам кажется чей-то голос более ярким и выразительным, чем ваш, не забывайте о том, что каждый из нас имеет неповторимый голос, поэтому пойте только в свойственной себе манере.

Интересно, что когда правоохранительные органы ищут преступников, их выдают особенности голоса. Для поиска правонарушителей спецслужбы пользуются особо разработанными методами идентификации речи. Благодаря индивидуальному звучанию, которое называют обертонами, нам нетрудно узнать по голосу того или иного знакомого человека.

По сути, это является индикатором душевного и эмоционального состояния каждой личности, выражением наших внутренних сил. Именно благодаря голосу можно услышать страх перед публикой, депрессию, восторг, истерику, почувствовать благодарность или ненависть.

Когда мы слышим другого человека, то интуитивно можем нарисовать его образ: старый или молодой, толстый или худой, низкий или высокий, добрый или злой, скромный или заносчивый и так далее.

Центры человеческого мозга, ответственные за восприятие и оценку эмоционального окраса речи и звуков, начинают свою работу с момента рождения. Малыш двух недель отроду еще не понимает значение слов, но интонацию, с какой они сказаны, определяет безошибочно.

Благодаря этой способности мы можем по голосу определить характер человека, идентифицировать его личность, то есть составить физиологический и психологический портрет. Существуют определенные стереотипы восприятия человека: по тому, как мы «звучим» можно судить об уровне интеллекта, о роде занятий, темпераменте.

К примеру, если человек разговаривает четко, быстро, напористо, то он довольно энергичен и активен, сначала сделает, потом подумает. Если его речь медленная, он будто взвешивает слова, то этот человек нетороплив, подходит к любому вопросу обстоятельно, анализирует ситуацию и прежде чем отрезать, отмерит семь раз.

Если говорящий проглатывает окончания, его речь логически несвязана и похожа на скороговорку, то в жизни он такой же несобранный. Любые изменения физического состояния или настроения отражаются в речи. Это хорошо известно представителям многих профессий — психологам, следователям, политикам, менеджерам. Они с успехом пользуются этими знаниями для манипулирования окружающими людьми, достижения своих задач.

Так, талантливый дипломат и политик Талейран, мог искусно изменять свою речь на нечленораздельное бормотание себе под нос с целью отказа от своих слов впоследствии. Свой отказ Талейран объяснял тем, что его неправильно поняли.

К своему голосу мы привыкаем и себя не «слышим». А значит, можем и не подозревать о том, что оттенки, тон или тембр голоса могут создавать о нас представление противоположное тому, которое мы хотим производить на окружающих. Интонации голоса могут рассказать о многих чертах характера человека.

Резкие голосовые колебания вниз и вверх
Человек только учится самовыражаться, возможно находится на уровне подросткового развития. Столкновение с неизвестными жизненными ситуациями ломает его привычные стереотипы поведения и мышления.

Возможно, он крайне неуравновешен, легко поддается сменам настроения. Голос отражает его взлеты и падения, причем, на неудачи он реагирует крайне остро.

Напряженные интонации в голосе
Обладатель голоса контролирует каждый свой шаг, вдох и выдох. Это импонирует его коллегам и начальству, но напрягает близкое окружение. Ведь в его обществе мало душевного тепла, он слишком замкнут, поглощен работой и самодисциплиной.

Громкий голос
Человек стремится доминировать во всем, контролировать людей и ситуацию. Частое перебивание собеседников при этом говорит о невоспитанности и эгоизме. Существует ошибочное мнение, что громкая речь – признак уверенности. Часто таким способом пытаются привлечь к себе внимание.

Иногда громко разговаривают люди маленького роста или с плохим телосложением, стремясь компенсировать свои физические недостатки. По-настоящему уверенные в себе люди редко разговаривают громко, это всегда получается уместно и, как правило, для оказания давления.

Спокойный и уверенный голос, четкая дикция
Человек имеет четкое представление о том, как подать себя миру. Саморуководство и самодисциплина - его конек. Благодаря им он добился хороших результатов. Однако в общении с ним может возникнуть ощущение театральности — слишком четкое выражение мыслей, лишенное чувств.

Высокий и звонкий
Голос вызывает ассоциации с энергичностью и юностью, а также с неопытностью и незрелостью. Чем голос выше, тем должность ниже - свидетельствует статистика. Высокие и пронзительные звуки воспринимаются подсознанием, как тревожный сигнал. Поэтому собеседники звонко говорящей личности испытывают дискомфорт, что непроизвольно уменьшает уровень доверия к словам.

Безразличный голос
Если речь вашего собеседника ровная и безразличная, видимо, ему неинтересна беседа, либо он в депрессии, тревоге или скучает. Еще такая манера может говорить о затаенных сильных чувствах: обиде, ревности, ненависти, зависти и др.

Голос с претензией
Напыщенность и претенциозность обусловлены разными причинами. Это может быть неуверенность, жажда одобрения и признания другими людьми успешности, ума и других качеств или неуважительное и высокомерное отношение к окружающим.

Голос с придыханием
Обычно дыхание собеседника в разговоре не слышится, но если это происходит, то причинами могут быть сексуальный интерес, сильное волнение, нервозность, стресс или недоверие, которое часто сопровождается покачиваниями головы и другими жестами.

Низкий голос
Вызывает ассоциации с уверенностью, самодостаточностью, интеллектом. Обладателя интуитивно воспринимают, как авторитетного и знающего. Чем ниже голос у мужчины, тем надежней и сильнее его считает женщина.

Низкий голос обусловлен высоким уровнем мужских гормонов в крови, что подразумевает более яркий темперамент. По этой причине обладательница низкого грудного голоса, кажется более сексуальной, чем женщина, говорящая звонко.

Тихий голос
Тихий голос может говорить о противоположных качествах обладателя, поэтому никогда не стоит спешить с выводами. Тихая речь наводит мысль на то, что человек застенчив и неуверен в себе, занимает позицию созерцателя жизни, а не творца.

Голос может выступать, как предатель, если не умееть управлять им. Он расскажет всю подноготную, — от болезней, перенесенных в детстве до сиюминутных переживаний. Психологи, к примеру, по голосу могут определить, являетесь ли человек потенциальным алкоголиком, что для него важнее — семья или карьера.

Голос может быть и союзником. С его помощью производить желаемое впечатление, манипулировать людьми и добиваться тем самым своих целей. Каким бы ни был ваш голос, давайте ему волю чаще: пойте под караоке или застольные песни с друзьями, кричите или аукайте на природе.

Возьмите за правило распевать или хотя бы мурлыкать под нос себе любую мелодию. Выплескивайте эмоции без остатка, когда это возможно: смейтесь, а не хихикайте, рыдайте, не сдерживая слезы. Позволяйте себе звучать. Это очень полезно и помогает достичь гармонии с окружающим миром и с самим собой.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...