Секреты успешного публичного выступления. Успешный оратор постоянно совершенствуется

Доказано: любой человек может научиться произносить речь так, чтобы она не только произвела на аудиторию нужный эффект, но еще и запомнилась ей надолго.

Политические и культурные деятели прошлого и современности осваивали ораторское искусство в обязательном порядке. Все они говорят страстно и энергично, используя при этом живой язык, который пробуждает в аудитории нужные эмоции и задевает нужные “струны” в душах слушателей. Яркие примеры – Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, Билл Гейтс и многие другие, о которых вы прочтете ниже. Все они вдохновляют и мотивируют историями из своих собственных жизней или жизней других людей. Они часто рассказывают о своем собственном опыте, о том, как им удалось преодолеть трудности и несмотря ни на что добиться успеха. А вот и 5 великих ораторов и их убийственные по энергетике речи (по материалам журнала Hot English Magazine ).

Joanne “Jo” Rowling

Джоан Роулинг – автор нашумевших книг о Гарри Поттере. Однако она не всегда была так успешна, как сейчас. Когда она начала писать первый роман о Гарри, она была безработной матерью-одиночкой. В 2008 году в своей речи в Гарвардском университете писательница говорила о том, как важно верить в себя, следовать за мечтой и не бояться совершать ошибки, если бы не ошибки, она не была бы там, где находится сейчас.

“Had I really succeeded at anything else, I might never have found the determination to succeed in the one arena where I believed I truly belonged. I was set free because my greatest fear had been realised and I was still alive and I still had a daughter whom I adored and I had an old typewriter and a big idea, and so rock bottom became the solid foundation on which I rebuilt my life.”

  • Succeed at – достичь успеха в.
  • To find determination – решиться.
  • Arena – сфера деятельности.
  • To be /set free – освобождаться, раскрепощаться.
  • Fear – страх.
  • To be alive – быть живым.
  • Rock bottom became the solid foundation – несчастье стало прочным фундаментом.
  • To rebuild the life – заново построить жизнь.

Oprah Winfrey

В 2013 году американская телеведущая Опра Уинфри произнесла речь на 22-ой церемонии вручения наград Women in Entertainment . Опра Уинфри считается самой влиятельной женщиной в телевизионной индустрии Америки. В своей речи она говорила о сложностях, с которыми сталкиваются современные женщины в мире, которым управляют мужчины.

“And this is what I’ve been reflecting about. Do you know what kind of woman you have to be to rise in an all-male run, all-male controlled, all-male executed, all-male domain, all men, all the time? Do you know what kind of woman you have to be to survive? Do you know what kind of woman you had to be in 1980? You gotta be powerful! ”

  • To reflect about – задуматься о.
  • Аll-male – сугубо мужской.
  • To execute – исполнять.
  • To survive – выживать.

John F. Kennedy

В 1963 году президент США Джон Кеннеди выступил перед тысячами жителей Западного Берлина (Прим. Западный Берлин – политическое образование на территории американского, французского и британского секторов оккупации Берлина в 1949-1990 годах). Заключительная фраза речи “Ich bin ein Berliner ” стала культовой.

“Two thousand years ago the proudest boast was ”civis Romanus sum.” Today, in the world of freedom, the proudest boast is “Ich bin ein Berliner.”

  • Сivis Romanus sum (лат.) – я гражданин Рима.
  • Ich bin ein Berliner (нем.) – я берлинец.
  • Proudest boast – зд. самая гордая фраза (boast – хвастать)

Steve Jobs

“... ten years later, again you can’t connect the dots looking forward, you can only connect them looking backwards. So, you have to trust that the dots will somehow connect in your future. You have to trust in something: your gut, destiny, life, karma, whatever. Because believing that the dots will connect down the road, will give you the confidence to follow your heart, even when it leads you off the well-worn path. And that makes all the difference.”

  • To look forward – смотреть вперед.
  • To look backwards – оглядываться назад.
  • A gut – внутренний стержень, характер.
  • Down the road – в будущем.
  • To give the confidence – давать уверенность.
  • To follow your heart – следовать своему сердцу;
  • To lead smb off the well-worn path – свести с проторенной дорожки.
  • That makes all the difference – в этом вся разница, в этом весь смысл.
  • Connect the dots – соединить точки (имеются в виду частички опыта, приобретенного в течение жизни, которые могут пригодиться не сразу).

Bill Gates

В 2007 году Билл Гейтс произносил свою речь для выпускников Гарварда. Называя себя одним из лучших невыпустившихся студентов Гарварда, он вспоминал свои студенческие годы и то, как его когда-то вдохновляло это место.

“What I remember, above all about Harvard, was being in the midst of so much energy and intelligence. It could be exhilarating, intimidating, and sometimes even discouraging but always challenging. It was an amazing privilege, and though I left early, I was transformed by my years at Harvard, the friendships I made and the ideas I worked on.”

  • To be in the midst of energy and intelligence – быть в гуще энергии и разума.
  • Exhilarating – бодрящий.
  • Intimidating – устрашающий.
  • Discouraging – обескураживающий.
  • Challenging – испытывающий.
  • Amazing privilege – удивительная привилегия.

А вот и 9 правил, которых следует придерживаться всем желающим произвести на слушателей нужное впечатление.

1. Practice beforehand. Тренируйтесь до выступления

2. Work with people. Работайте с аудиторией

Пообщайтесь с представителями аудитории до выступления. Это даст вам возможность во время произнесения речи сосредоточиться на паре-тройке дружелюбных лиц, что особенно полезно, если вы склонны волноваться. Кроме того, когда выступающий устанавливает зрительный контакт с человеком, который его слушает, у него создается впечатление, что он говорит именно с ним. Таким образом, выступление будто бы превратиться в набор коротких бесед с разными людьми.

3. Relax. Научитесь расслабляться

Если вы по дороге к кафедре (или к другому месту, где вы будете выступать) начинаете нервничать, стоит подумать о том, как вы будете с этим бороться заранее. Первое, что поможет вам справиться с волнением – несколько глубоких вдохов. Второе – уверенность в том, что у вас все получится. Поймите, что деваться все равно некуда, поэтому лучше направить адреналин в позитивное русло! Методы обретения спокойствия перед аудиторией у всех разные. Возможно, вам нужно подумать о чем-то хорошем, вспомнить цель вашего пребывания здесь и так далее. Примечательно, что даже те люди, которые обычно сильно переживают накануне выступления перед аудиторией, нервничают только вначале. У всех рано или поздно наступает момент, когда волнение проходит, а речь начинает "литься рекой". Ваша задача – максимально сократить этот "адаптационный" период.

4. Don’t read your speech. Не читайте с листочка

Важно произносить речь от сердца. В крайнем случае, чтобы не потеряться и не заговорить о лишнем, можно использовать небольшие карточки с пунктами вашего плана, куда в случае необходимости можно подсмотреть. Человек, который монотонно читает с листа, никого не заинтересует. Яркий пример такого человека часто можно встретить в вузах: лекторы допускают эту серьезную ошибку, в результате чего, студенты, вместо того чтобы восторженно слушать и вникать в предмет, играют в морской бой или слушают музыку. Делитесь своими эмоциями и говорите от души: выразительно и "заразительно"!

5. Stand up straight. Стойте ровно

Независимо от того, ходите вы по сцене или стоите перед кафедрой, следите за положением своего тела. Представьте, что ваша тело – струна, но не переусердствуйте, чтобы не выглядеть чересчур напряженно и неестественно.

6. Get right into the story. Не затягивайте со вступлением

Очень часто люди совершают ошибку, начиная речь словами благодарности или произнося что-то наподобие "Я невероятно счастлив находиться здесь". Кроме того, что это очень банально, это еще и скучно. Это вряд ли мгновенно прикует внимание аудитории к вам, а нужно добиться именно этого. Поблагодарить можно и позже. Вместо этого начните с вопроса, статистики, анекдота, цитаты или какого-то другого взаимодействия с аудиторией. Люди должны слушать вас с самого первого слова, и лучше, если оно будет по сути.

7. Keep it simple. Говорите просто

Главное в речи – четкое и понятное изложение сути информации. Забудьте про красочные презентации Power Point и кучу никому не нужной информации. Вместо этого следите, чтобы речь была простой, четко структурированной и интересной окружающим. Сфокусируйтесь на одной теме и избегайте всего, что не имеет к ней отношения. Эксперты из Колумбийского университета уверяют, что люди напрасно тратят время на написание красноречивых докладов на 10 страниц, поскольку все, что им нужно, – это представить аудитории суть и три ярких примера, которые ее раскрывают. Ник Морган, один из самых известных и уважаемых тренеров по ораторскому искусству в США, считает, что произнесение речи сегодня уже не так популярно и эффективно, как раньше. Он настаивает на том, что люди все равно не запоминают много из того, что слышат, поэтому речь должна быть максимально простой и короткой.

8. Use body language attentively. Используйте язык тела с осторожностью

Речь идет о жестах во время выступления. Ваше поведение должно быть максимально естественным. Если речь слишком эмоциональна, она, скорее всего, будет подкреплена какими-то телодвижениями, и это не плохо. Однако если вы будете показывать знаки волнения (заламывать пальцы, теребить волосы, мять бумагу в руке или клацать ручкой), это не скажется положительно на вашем выступлении. Важно добавить положительных эмоций, страсть и приятное волнение, которое как вирус передастся аудитории и поможет вам до нее достучаться.

9. Slow down – Не торопитесь

Выговаривайте все слова четко и внятно. Даже если в жизни вы быстро говорите, сделайте скидку на то, что с большой аудиторией нужно говорить в более медленном темпе. Вовсе не обязательно превращаться в другого человека и говорить неестественно для себя, можно просто найти в себе новую грань. Поверьте, любой человек может говорить мягко и доступно.

Современное общество расширило возможности самовыражения человека, но умение говорить, особенно перед большими аудиториями, способность увлечь слушателей, убедить их и даже заставить поверить в сказанное - это дар, который не обязательно должен быть врожденным, его можно приобрести, посредством разнообразных психологических тренингов и специальных занятий.

Ораторское искусство - это способность человека грамотно, доступно, в понятной для аудитории форме донести до слушателей собственную позицию. Выступающий должен умело и гармонично использовать в своей речи определенные приемы подачи материала, актерские и психологические навыки. Принципиально важно, что всем этим качествам можно научиться. Люди, освоившие искусство красноречия, становятся более интересными личностями: у них повышается самооценка и уверенность в том, что они говорят и делают. Это сказывается на их карьере и личных отношениях. Причем этот навык полезен во всех сферах человеческой жизни: бизнес, политика, искусство и т.д.

Какими же еще качествами должен обладать оратор? Каким критериям соответствовать?

Чтобы быть услышанным (в буквальном смысле слова) аудиторией, докладчик должен выступить с внятной, абсолютно понятной для слушателей речью, произнесенной громким, хорошо поставленным голосом. Четкое выговаривание согласных букв, чистое произношение гласных и другие составляющие хорошей дикции - это те «базовые» качества, без которых искусному оратору не обойтись. Содержание речи и форма ее изложения должны увлечь аудиторию. Поэтому докладчик обязан понимать суть своего выступления, хорошо в нем разбираться, чтобы суметь ответить на любой вопрос из зала. Если же завязалась дискуссия по спорным моментам речи, то надо попытаться дипломатически сохранить нейтралитет. Нельзя в споре проявлять признаки агрессии.

Но управление аудиторией требует от оратора определенных свойств человеческого характера: уверенность в себе и в том, что ты говоришь, образованность и интеллектуальное способности, доброжелательность и искренность. Неуверенный, малообразованный, не верящий в то, что он хочет донести до публики, человек, даже если он прочитал заготовленный текст, никогда не будет понятым и убедительным. Его выступление будет скучным, а главное, бессмысленным. А именно «убедительность» оратора является качественным критерием в оценке эффективности его выступления. Выступающий должен чувствовать настроение публики и замечать, когда она начинает уставать или ей становится скучно. Именно в этот момент необходимо суметь создать непосредственную, неформальную атмосферу: пошутить, отойти ненадолго от основной темы, может быть, ответить на вопросы. Кроме того, оратору необходимо иметь такие личные качества, как внутренняя собранность, спокойствие, богатое воображение, проницательность и хорошую память. И, конечно, невозможно овладеть ораторским искусством без коммуникабельности. Это свойство характера позволит чувствовать себя свободно в любой аудитории. А это очень важно, так как любой докладчик должен найти контакт со своим залом, найти правильную форму общения с ним, нужную «тональность». Он должен точно знать «качественный» состав аудитории: образование, возраст, пол слушателей. Только тогда оратор сможет найти правильный подход к публике.

Главное, это не бояться публичных выступлений, скопления большого количества людей, пришедших послушать вас, малых и больших аудиторий. Выходя на трибуну, вы должны быть уверенны в себе и в том, что должны сказать своим слушателям. Поэтому необходимо овладеть «базовыми» навыками ораторского искусства: четкая дикция, форма изложения речи, поведение на трибуне. Для этого можно просмотреть образцы выступлений различных ораторов в интернете. Также следует отрепетировать речь, например, перед зеркалом или небольшой аудиторией, состоящей из родственников или друзей. Следующее, что без сомнения придаст вам уверенности при любом выступлении, это отличное понимание того, что вы собираете сказать аудитории. Чем лучше вы знаете материал своего выступления, чем свободней владеете терминологией, используемой в нем, и фактическими данными, тем легче вам будет общаться с аудиторией и отвечать на вопросы слушателей. Нельзя выходить к людям с докладом, слабо разбираясь в его содержании. И, наконец, очень важно перед выходом в зал научиться расслабляться, снимать напряжение. Надо сделать несколько глубоких вдохов, выпить пару глотков воды, отвлечься от негативных мыслей и в спокойном состоянии с улыбкой на лице выходить к аудитории. В конце концов, они пришли послушать именно вас. С самого начала речи надо попробовать «завоевать» любовь и интерес слушателей и попытаться акцентировать их внимание с первых слов к самой теме доклада. Для этого его можно начать с актуальной цитаты, факта или «категоричного» утверждения. Через некоторое время по тишине в зале и обращенным на вас взорам вы поймете – насколько ваша речь и вы сами интересны публике.

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

На курсах ораторского искусства учат, что эмоциональная связь с аудиторией не менее важна, чем умение хорошо говорить. Методы установления связи есть основные и дополнительные.

Основные методы для оратора:

  1. Выбирайте темы и подробности, которые воздействуют на эмоции.

У вас всегда есть выбор, с каких точек зрения подходить к теме выступления. Убедитесь, что хотя бы некоторые из них несут эмоциональную нагрузку.

Например, представьте, что вы подготовили 15 пунктов доводов в пользу того, почему ваши слушатели должны записаться на курсы ораторского мастерства . Но речь короткая, и вы сможете раскрыть только три или четыре пункта. Какие вы выберете? «Вы сможете победить страх публичных выступлений » пробуждает больше эмоций, чем «Научитесь ясно выражаться».

Страх, как одна из самых сильных эмоций, вызывает больший отклик и рисует в уме больше ярких картин.

  1. Подбирайте эмоционально окрашенные слова.

Одни слова звучат нейтрально, другие несут эмоциональную окраску. Подбирайте те, которые будут созвучны посылу вашего выступления.

Пример: Задумайтесь о разнице между словами, которыми разные воюющие стороны обозначают солдат-смертников.

Для одних это будут террористы-камикадзе, для других – мученики. Какое значение больше подойдет?

  1. Используйте содержательные аналогии и фигуры речи .

Если вы знаете, как создавать образы словами, это не только сделает речь живее и интереснее, но и образует эмоциональную связь, апеллируя к эмоциям, которые аудитория уже испытывала в прошлом.

Пример: Говоря о разбойных нападениях, можно сказать «В нашем городе есть проблема». А можно сказать «Это рак нашего города», апеллируя к сложившемуся отношению к раковым болезням.

  1. Рассказывайте истории.

Овладеть мастерством рассказа – кратчайший путь к эмоциональному отклику. Правильно подобранная история поможет вызвать почти любую нужную эмоцию. Поэтому истории – самая запоминающаяся часть любой речи.

  1. Используйте юмор.

Это перекликается с историями, ведь они нередко бывают смешными и поучительными. Однако у юмора своя цель. По-настоящему хороший юмор используется, чтобы вызвать удовольствие и удивить, поэтому часто связан с родственными чувствами – дружелюбием и спокойствием. Оратору нужно обязательно научиться шутить . Если аудитория смеется, значит, им весело. Если им весело, значит, им нравится вас слушать. Они внимательны. К тому же вы им нравитесь, иначе они бы не смеялись.

На своей пресс-конференции Владимир Путин не только ответил на вопрос журналиста, но и пошутил с ним, развеселив остальную аудиторию.

  1. Используйте наглядность.

Фото, картинка, наглядное пособие – все это будит эмоциональный отклик лучше, чем абстрактные слова.

Пример: Сравните части выступлений. Какая вызывает больше эмоций?

– Утверждение, что курение вызывает рак легких, и демонстрация фото пораженных легких.

– Утверждение, что окна в режиме проветривания смертельно опасны для кошек, и фото застрявшей между рамами кошки.

В первом случае аудитория видит только оратора. Во втором – им наглядно демонстрируют всю опасность.

  1. Вызывайте эмоции с помощью ораторских приемов .

Воздействие историй, шуток, картинок и прочего во многом зависит от манеры вашего выступления.

Например, вы можете подобрать грустные слова, показать соответствующее фото, но эффект усилится, если грусть будет еще и в вашем голосе, позе, выражении лица.

Дополнительные методы для оратора:

  1. Перед выступлением проводите анализ аудитории.

Все слушатели – люди. У всех людей есть эмоциональные крючки, за которые их можно зацепить. Выясните, в чем они могут заключаться. Это зависит и от возраста слушателей, и от профессии, и от жизненных обстоятельств. Данные анализа аудитории очень помогают улучшить выступление с учетом этой информации.

  1. Вызывайте интерес с помощью маркетинговых материалов.

Если человек испытывает эмоции, это мотивирует его к действию. Так, если его эмоция – жалость, он скорее пожертвует деньги на благотворительность.

Если заинтересовать аудиторию маркетинговыми материалами, она будет склонна действовать. Что делает заинтересованный человек?

– Видит презентацию.

– Уделяет ей внимание.

– Берет что-то на заметку.

– Увлекается словами оратора и следует его советам.

Заинтересуйте аудиторию ярким высказыванием или поразительной статистикой, тогда они заинтересуются и вашей речью.

  1. Удивляйте.

Как и любопытство, удивление мотивирует к действиям. Людям как минимум станет интересно, каким образом удивительный факт из начала речи соотносится с остальной ее частью. Поэтому им придется слушать внимательно.

Это не значит, что нужно сбивать аудиторию с толку. Удивительное должно быстро получать объяснение.

  1. Будьте искренни.

Чтобы заставить аудиторию почувствовать что-то, вы должны сами ощущать эти эмоции.

Не нужно дергать слушателей за эмоциональные ниточки, как марионеток. Людей отталкивает, когда они понимают, что вы играете с ними. Делитесь своими идеями так, чтобы слушатели прониклись ими вместе с вами.

Когда Владимир Путин прослезился во время своей речи на митинге, это подействовало лучше, чем слова. Люди видели, что он испытывает те чувства, о которых говорит.

  1. Модулируйте голос под стать эмоциям.

Тренировать голос очень важно. К примеру:

– Гнев нужно выражать громким вызывающим голосом.

– Грусть или отчаяние требуют более мягкого тона.

– Оптимизм или радостное возбуждение нуждаются в более быстром темпе речи.

  1. Подбирайте жесты и движения под стать эмоциям.

Это еще один способ донести идею и вызвать отклик. Используйте в выступлении 9 жестов и движений оратора-мастера . Если вы рассказываете историю о любви или радости, то не стойте, как манекен. Если рассказываете о разочаровании, плечи стоит опустить, а с лица убрать улыбку.

Хороший актер на сцене не притворяется, а вживается в роль и испытывает нужные чувства по-настоящему. Хороший оратор тоже должен не изображать, а заново пережить то, о чем рассказывает.

Некоторые ораторы находят это сложным, потому что говорят о прошлом, а все эмоции давно сгладились. Но аудитория слышит рассказ впервые, им важно показать, какие чувства бушевали в вас тогда.

  1. Поддерживайте зрительный контакт.

Зрительный контакт с аудиторией помогает передать взглядом разочарование, презрение или радость. В идеале тот человек, на которого вы смотрите, должен зеркально отразить эмоции. Это и будет признаком связи.

  1. Устраняйте физические барьеры между вами и аудиторией.

Выйдите из-за кафедры.

Кафедра – это барьер. Оратор словно закрывается ею от людей.

Подойдите к аудитории. Попросите их занять места в передних рядах. Если все же необходимо выступать за кафедрой , то делайте это правильно.

Чем ближе вы стоите к аудитории, тем более личным окажется для нее выступление. Чем более личным оно кажется, тем выше шансы установить сильную эмоциональную связь.

  1. Устраняйте эмоции-помехи.

Во время вашего выступления может происходить масса вещей, которые тоже вызывают эмоциональную реакцию у слушателей и соревнуются за их внимание. За окном может пройти шумный оркестр, который вызовет раздражение. Люди отвлекутся, связь с вами ослабнет. Нужно предусматривать возможные отвлекающие факторы, например:

– Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы.

– Шум, некомфортная температура (слишком жарко или холодно) и плохое освещение раздражают и злят. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия.

– Если вы выступаете дольше, чем планировали, слушатели начинают нервничать, особенно если опаздывают куда-то. Следите за временем.

– Трудные слушатели, например, так называемые Снайперы в аудитории , могут раздражать, если вы слишком много времени тратите на пререкания. Научитесь справляться с ними.

  1. Избегайте больных тем.

Ситуации, когда аудитория вам не знакома, потенциально опасны. Вы можете выступать перед сотрудниками компании, в которой только что прошли массовые увольнения. Или перед людьми другой культуры. Нужно быть осторожным, чтобы не допустить фразы или жеста, которые окажутся спусковым крючком для негативных эмоций.

В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся.

Лучшая подстраховка – анализ аудитории . Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете. Если случайно задели людей, нужно просто извиниться.

Если реакция аудитории на ваши выступления оставляет желать лучшего, проверьте себя. Обладаете ли вы качествами, которые присущи успешному оратору?

1. Успешный оратор отлично знает материал

Сюда входит:

  • Правильный выбор темы выступления ;
  • Понимание и дополнительное изучение темы;
  • Умение сосредоточиться на главной идее речи;
  • Логическая организация мыслей.

Хорошо зная материал успешный оратор может так же понятно донести его до слушателей. А также ответить на любой вопрос, как лучший студент курса на экзамене.

2. Успешный оратор подкрепляет свои слова доказательствами

Доказательствами могут быть:

  • Факты;
  • Статистика;
  • Цитаты;
  • Истории из жизни.

Чтобы лучше всего донести их до аудитории, мастера ораторского искусства используют наглядность: фото, видео, графики и диаграммы.

Берите пример с хороших журналистов. О чем бы они ни рассказывали – о пустых прилавках в соседнем магазине или о беспорядках в соседней стране – они всегда подкрепляют свои слова фотографиями, видео или цитатами очевидцев. Соблюдение правил цитирования в ораторском искусстве – обязательно и для журналиста, и для оратора.

3. Успешный оратор делает речь выразительной

Для этого обычно используются:

  • Метафоры и сравнения;
  • Истории и воспоминания;

Одно из основных качеств оратора – умение сделать даже самый непримечательный материал ярким и запоминающимся. В этом поможет использование метафор, историй и шуток.

Вот, например, как Владимир Жириновский использует галстук в качестве метафоры:

4. Успешный оратор умело пользуется голосом и жестами

Важно не только то, что сказано, но и то, как это сказано. Голос и движения – еще один набор инструментов успешного оратора. Сюда входят:

  • Управление голосом и скоростью речи;
  • Подкрепление слов жестами;
  • Использование пространства.

Использование пространства значит, что оратор ходит по сцене, меняя положение тела , чтобы подчеркивать важные идеи. Например, останавливается, если нужно, чтобы слушатели задумались, или неспешно прохаживается, рассказывая о чем-либо.

Так делает знаменитый оратор Тони Роббинс:

5. Успешный оратор налаживает связь с аудиторией

Все положительные качества оратора меркнут, если он выступает, глядя в свои заметки, на стену, в потолок и т.д. Нужно:

  • Установить зрительный контакт ;
  • Общаться с аудиторией – задавать вопросы, использовать ораторский прием “Обращение к слушателям” , проявлять интерес к ответам из зала;
  • Вести диалог, если потребуется.

6. Успешный оратор держится уверенно

Сюда входит:

  • Уверенная речь;
  • Уравновешенность;
  • Умение выступать в непривычной обстановке – на улице или с устным переводчиком ;
  • Достойная реакция на непредвиденные ситуации .

Может погаснуть свет. Может сломаться проектор. Вы можете ошибиться – тогда нужно знать, что делать, если вы оговорились . Но вы не должны растеряться в любой из этих ситуаций.

Например, во время выступления певицы Бейонсе ее волосы затянуло в вентилятор на сцене.

Бейонсе не растерялась и продолжала петь, одновременно высвобождая волосы с помощью техников.

7. Успешный оратор постоянно совершенствуется

Для этого нужно:

  • Слушать критиков из числа друзей и зрителей;
  • Изучать профессиональную литературу;
  • Анализировать речь и выступления других ораторов.

На курсах ораторского мастерства вам предложат видео с речами разных ораторов, которые можно будет разбирать и анализировать.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...