Секс на практике: половое воспитание в Европе. Почему неприемлемы уроки полового «просвещения» в школах? Опыт работы половому воспитанию в школах

Половое воспитание в российской школе: нужен ли нам опыт Америки?

Р.Н.Федотова, Н.А.Самарец

Малыши растут на глазах, и, не успев оглянуться, мы, родители, понимаем, что наши дети превращаются в подростков - юношей и девушек, - время не остановить! Они считают себя взрослыми и самостоятельными, но для нас, умудренных жизненным опытом людей, навсегда останутся детьми. И всё бы хорошо, но дети всё раньше начинают интересоваться сферой отношений полов, а последствия неудачных "экспериментов" способны сломать жизнь, искалечить неокрепшую психику, исказить понятие о нормальных отношениях между мужчиной и женщиной. О ЧЁМ ВЫ ДУМАЛИ РАНЬШЕ?!

Формировать представление ребенка об этих отношениях, готовить его к вступлению во взрослую жизнь надо начинать заблаговременно - с детства, а не тогда, когда он уже начал "набивать шишки". Очевидно, этой проблемой должны заниматься не только родители, но и школа: тщательно подготовленный и спланированный курс полового воспитания, интегрированный в школьную программу решил бы все вопросы и упредил нежелательные последствия "взрослого" поведения подростков.

Но пока все мы говорим о половом воспитании, спорим, необходимо оно, или пусть все плывет по воле волн, секс и эротика полным ходом вошли в нашу жизнь. В любом киоске, на каждом перекрестке мы видим изображения обнаженных тел. Если поначалу на это как-то реагировали, то сейчас привыкли.

Во многих странах, а теперь и в России, стало обычным явлением культивирование секса и эротизация современной жизни, которые современная молодежь представляет как символы новой нравственности, свободной от запретов. Сексуальная информация, обрушившаяся со страниц книг, газет, журналов, с экранов кино, телевидения, влияет на процесс формирования нравственной позиции подростков. Перед российской педагогикой стоит задача: нужен ли курс полового воспитания в школе? Если нужен, то каково его содержание, методы воспитания?

Слабые попытки ввести отдельные программы полового воспитания в школах были на корню задушены возмущенными родителями и системой образования. В результате, мы живем в обществе, мораль которого формируется вопреки здравого смысла и общечеловеческих ценностей. Заметим, что мы не предлагаем искоренить эту новую мораль, - взрослый человек имеет право выбирать, как ему жить, и несет ответственность за свой выбор перед самим собой. Но детей и подростков мы просто обязаны оградить от неправильных поступков, способных искалечить их жизнь. И делать это надо не самым легким путем - путем запретов и нотаций, но через передачу им необходимых знаний, на основании которых они и сами решат, что хорошо, а что плохо.

В этой связи, нам представляется интересным педагогический опыт, накопленный американской школой в области полового воспитания детей и подростков.

Проблемы и закономерности формирования личности в сексологической сфере изучали культурологи, социологи, педагоги, психологи уже с конца 19 века.

Кардинальные изменения в жизни американского общества, связанные с так называемой "сексуальной революцией", способствовали разрушению прежней системы ценностей, формированию сексуальной вседозволенности, поэтому значительная часть американцев является сторонниками полового воспитания детей и подростков. Стремление молодежи к сексуаль-ной свободе привело к ухудшению нравственного, психического и физического здоровья американского народа. Американский культуролог Р.Мэй пишет: "Сексуальной свободе, которой все мы поклоняемся, явно не хватает человечности". Пренебрежение традициями в сфере личностных от-ношений, свободные добрачные связи, замена понятия "любовь" на "секс" - такова сегодняшняя действительность. Простота и доступность сексуальных отношений обесценивает их.

За последние десятилетия в США разрабатывались и реализовывались различные программы курса полового воспитания. Он был введен не во всех школах, и его содержание в разных школах различно. Поиск новых идей и методов продолжается.

Споры относительно необходимости полового воспитания, особенно о целесообразности его проведения в американской школе, не утихают много лет. Сторонники полового воспитания считают, что, получив подробную информацию о сексуальности, беременности и противозачаточных средствах, подростки люди смогут избежать рискованного сексуального пове-дения. Такой подход до сих пор остается одним из самых популярных. Противники полового воспитания утверждают, что любая сексуальная ин-формация способствует вступлению детей в ранние сексуальные отношения. Ссылаясь на статистические данные о росте сексуальной активности среди подростков и увеличении доли нежелательных беременностей в подростковом возрасте, оппоненты ведут речь о провале программ полового воспитания. Аргументируя свою позицию, известный социолог Л.М.Кантор, сторонник полового воспитания, напоминает, что фактически такое воспитание получает лишь незначительное количество подростков, поэтому разговоры о "провале" этой программы безосновательны.

Кроме того, он указывает на то, что к концу ХХ в. по статистическим данным, уровень ранних беременностей среди сексуально активных подростков в действительности снизился по сравнению с 70-ми годами, несмотря на увеличение числа сексуально активных молодых людей. Тем не менее, многих продолжает беспокоить проблема роста сексуальной активности молодежи. В связи с этим высказывается мнение, что именно половое воспитание должно пропагандировать среди подростков идею полового воздержания, в то время как информация о методах контрацепции и безопасного секса, а также доступность этих методов толкают молодежь на путь сексуальных экспериментов.

По мнению сторонников полового воспитания, оно должно быть основано на позитивном отношении к сексуальному поведению, уравновешенному информацией о потенциальных опасностях и пагубных последствиях этого поведения. Преподаватели, поддерживающие идею полового воспитания, полагают, что молодые люди должны жить в гармонии со своей сексуальностью для того, чтобы научиться принимать ответственные решения.

В то же время, некоторые американские родители и представители церкви выступают против любой формы полового воспитания на базе общеобразовательной школы, считая, что оно должно проводиться либо в домашних условиях (где оно вписывается в контекст семейных ценностей), либо в учреждениях, действующих под эгидой церкви. Однако, по данным специалистов, более 85% взрослых американцев и большинство подростков одобряют идею полового воспитания в школе.

Половое воспитание рассматривает сексуальное поведение только со стороны здоровья, а секс - как простой биологический акт, вне психологического, эмоционального и нравственного аспектов. Даже если эти аспекты признаются, то не дается никаких конкретных наставлений или советов. А проблемы будут оставаться, пока не изменится стиль жизни молодежи, и не повысится уровень нравственности.

Американское общество обеспокоено ростом случаев заболевания СПИДом и другими болезнями, передающимися половым путем, а также увеличением количества ранних беременностей, поэтому программы по половому воспитанию школьников, воспитанию ответственности в сфере межполовых отношений, подготовке молодежи к семейной жизни и родительству - это осознанная необходимость в современном американском обществе.

Безусловно, поднятые выше проблемы актуальны и в нашей стране. Подготовка подрастающего поколения к будущей жизни неразрывно связана с его половым воспитанием. Будет ли это воспитание носить продуманный характер или, как в древние времена, ребенок учился жизни, наблюдая за поведением животных, за обычаями и свадебными обрядами, а теперь накапливает информацию, просматривая недетские фильмы с откровенными сценами интимных отношений взрослых, - это зависит, прежде всего, от родителей. Половое воспитание объединяет целый комплекс нравственных ценностей, идеалов, отношений человека к другому человеку, самому себе, окружающему миру. Оно усиливает внимание к понятиям "любовь", "брак", "семья", развивает чувство ответственности в отношениях и является своего рода внутренним регулятором деятельности подрастающего человека и определяет его поведение.

Чтобы понять, насколько травматичны ошибки в сексуальном воспитании и пропаганда гомосексуализма среди детей, нужно представлять всю систему координат, в которой складывается эта проблема для еще только развивающейся детской психики...

В некоторых странах никого не удивишь уроками сексуального воспитания в школах, где подробно раскрываются вопросы половых отношений. От влечения до собственно полового акта. Рассматриваются все возможные варианты, кое-где даже предлагается выбрать свои гендерные роли, попробовать на практике разные формы отношений. Пропагандируют детям гомосексуализм на примере сказок о счастье двух принцев - вместо традиционных влюбленных принца и принцессы.

В России пропаганда гомосексуализма запрещена, но то и дело поднимается вопрос выбора половой идентификации и, в более масштабном смысле, самого по себе полового просвещения и сексуального воспитания подростков. Причины очевидны: ранние половые связи, ранние беременности. С какого возраста об этом говорить, если сегодня рано, а завтра будет уже поздно? Нужно ли и как говорить детям про гомосексуализм? Ведь они смотрят иностранные фильмы, и вопросы у них неизбежно возникают.

Если ребенку полностью запретить все, что связано с сексуальностью, возможен обратный эффект - преждевременное повышение интереса у ребенка к этим вопросам.

Чтобы понять, насколько травматичны ошибки в сексуальном воспитании и пропаганда гомосексуализма среди детей, нужно представлять всю систему координат, в которой складывается эта проблема для еще только развивающейся детской психики. Рассмотрим все составляющие вопроса, используя знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Сексуальное воспитание детей: инфантильная сексуальность

Нам часто кажется, что дети «все понимают». Конечно, они с малых лет видят отношения родителей и мимо них не проходят сцены из взрослых фильмов. Даже в сказках сплошь и рядом пишут про любовь. Только нельзя забывать один решающий факт: детская сексуальность инфантильна, у ребенка нет потребности в самом сексуальном акте. Потому сексуальное воспитание должно быть направлено исключительно на развитие чувственно-эмоциональной составляющей без акцента на физиологии.

Ребенок не понимает слово «секс», для него это чувственная, эмоциональная близость. Даже мастурбируя, ребенок всего лишь изучает свое тело, обнаруживает, что разные части тела имеют разную чувствительность. Из желания мастурбировать вовсе не следует, что мальчик готов связать это действие с девочкой. Детские игры «в доктора» также имеют своей целью лишь изучение различий, а по сути, тоже себя - чем я отличаюсь? Это своего рода первые уроки сексуального воспитания, куда взрослые не допущены.

У ребенка на уровне психики нет «понимания» физиологии процесса, даже когда он полностью различает пол окружающих и давно уже видел различия половых органов у ровесников. Да, у него есть догадка, как все происходит, но физической ПОТРЕБНОСТИ и ЖЕЛАНИЯ - нет. Природа позаботилась об этом механизме для всех живых существ.

Если все же ребенок получает , то для его психики это становится огромным стрессом. Вплоть до остановки его психосексуального развития. Особенно это опасно, когда источником информации о сексе становятся родители. Нарушается базовый природный запрет на инцест. Отсюда возникает стыд и отторжение. Подсознательно ребенок ощущает, что с родителями на эти темы говорить нельзя, а его психику защищает мысль: «Мои родители таким вещами никогда не занимаются».

Сексуальное воспитание мальчиков и девочек

Даже первая догадка об ЭТОМ вызывает сильные эмоциональные переживания. Например, когда ребенок впервые слышит матерное слово. (Матерные слова - это слова о сексуальном.) Родителям на волне этих детских эмоций очень важно не нарушить формирование у ребенка представления о взрослых отношениях как о естественном, сугубо интимном продолжении любви между мужчиной и женщиной. Ошибка в этом неизбежном пункте сексуального воспитания в значительной степени повлияет на всю последующую жизнь ребенка и его представление о сексе - или как о священном акте любви, или как о чем-то пошлом, животном.

А в доступной для понимания форме, уж за это родителям не стоит переживать, ребенок получит необходимую информацию о физиологии половых отношений от «более продвинутых» мальчишек в школе, во дворе или в детском саду. Именно это наиболее правильный, природный, вариант получения информации «откуда дети берутся». Ошибочно думать: «Лучше расскажем сами, пока не рассказал соседский хулиган Колька».

Большой ошибкой является и то, что сексуальное воспитание мальчиков и девочек должно отличаться, или то, что в школе необходимы занятия с подробными наглядными схемами. Человеческая сексуальность, в отличие от животной случки, процесс сугубо интимный. Когда любые отношения выносятся напоказ, они обесцениваются. Уроки сексуального воспитания должны заниматься воспитанием чувств, но никак не механикой процесса.


С трех лет ребенок (кроме кожно-зрительных мальчиков и девочек) начинает чувствовать стыд неприкрытых гениталий. Если этот стыд «разрушить» показом, как взрослые дядечки и тетечки занимаются «этим делом нехитрым», то не останется места для развития чувственности, настоящей человеческой сексуальности как она есть. Ведь сексуальность человека - это прежде всего запреты, о которых дальше скажем подробнее.

Развитие сексуальности человека

Прошла уже не одна тысяча лет с тех пор, как человеческая сексуальность отделилась от животного процесса размножения и перестала быть исключительно продолжением рода. Сексуальность намного больше, чем механический процесс и разнообразие поз. Прежде всего сексуальность человека - это чувства и, как ни странно это может показаться на первый взгляд, ограничения. Эти фундаментальные законы встроены в психику человека и регулируют не только сами сексуальные отношения, но и все поведение в обществе. Чтобы само общество сохранялось и воспроизводило себя в будущем.

Мужчина табуирован во влечении к детям и своему полу. Женщина ограничена в поведении стыдливостью - чтобы мужчины не поубивали друг друга, как животные в борьбе за самку. Конечным этапом развития человеческой сексуальности в целом и сексуального воспитания подростков в каждом конкретном случае можно считать ограничение культурой. Культура ограничивает не только действия, которые могут привести к гибели, но дает дополнительную возможность для наслаждения - чувственность.

Только развитие чувственности, как основа сексуального воспитания, гарантирует развитие полноценной сексуальности. Развитая чувственность дает человеку иммунитет от пошлости и помогает создавать по-настоящему крепкие, доверительные отношения. Отношения, основанные на эмоциональной и интеллектуальной близости, душевном родстве, сопереживании. А само влечение становится той базой, на которой строится любовь.

Для развития чувственности с раннего возраста больше всего подходит классическая литература. Но приучать к ней ребенка нужно с детства. Это идеальный инструмент для сексуального воспитания детей и подростков, развития хорошего вкуса и воображения. Классическая литература, подходящая по возрасту, дает первое представление о любви, самоотверженности, верности, нежности, других высоких чувствах, без которых любовь теряет свой смысл. Для ребенка это куда более сильные эмоциональные переживания, чем возможные сексуальные контакты.

Особенно это важно, если не выстроена эмоциональная связь с родителями и ребенок не получает жизненно в семье. Или окружение оставляет желать лучшего. В таком случае книги могут стать единственным источником верного направления сексуального воспитания, окружением и в значительной степени защитить от плохой судьбы. А в норме ощущение защищенности и безопасности, которое изначально ребенку дает мама, - это та основа, на которой происходит развитие заданных от природы свойств. Только так сексуальное развитие, как природный процесс взросления человека, проходит естественным путем без задержек.

Цена ошибки в сексуальном воспитании мальчиков

Возможно, ребенок однажды спросит у родителей, почему дяди целуются. Чтобы правильно ответить, родители сами должны понимать механизм формирования этого влечения. Для этого необходимо различать предпосылки выбора подобных отношений. Это знание понадобится еще и для того, чтобы избежать критических ошибок в сексуальном воспитании мальчиков.


Мнений существует множество, но с математической точностью причина гомосексуальных отношений объясняется только на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Забегая вперед, скажем, что вступают в гомосексуальные отношения лишь два типа мужчин:

    Обладатели кожно-зрительной связки векторов

Только вторые при определенных особенностях развития и сексуального воспитания, о которых подробно расскажем дальше, испытывают настоящее влечение к мальчикам. Первые же - лишены животной составляющей в психике. Именно это позволяет кожно-зрительным мальчикам «неограниченно» использовать сексуальность для сохранения собственной жизни. Но выбор гомосексуальных отношений, что у одних, что у других, - не заданная норма, а результат фрустраций в анальном векторе или страхов - в .

При этом гомосексуализм - патология больше социальная, чем индивидуальная. Ребенок не волен выбирать окружение для своего развития, не может в значительной мере повлиять на процесс собственного сексуального воспитания и подросток. Даже во взрослом возрасте без осознания своих настоящих желаний невозможно сделать самостоятельный выбор судьбы. Потому считать мужчин, выбравших такие отношения, виновными в выборе - бессмысленно.

Уроки сексуального воспитания: пропаганда или все-таки воспитание?

Надо сказать, что сами по себе уроки сексуального воспитания - это уже пропаганда секса среди детей и подростков. Они в принципе не нужны. В школе должно происходить воспитание чувств - на уроках литературы и языка, через общую атмосферу в школе, галантное отношение к девочкам и т.д. Когда взрослый рассказывает и показывает детям фильмы о физиологии секса, ребенок испытывает сильнейшее внутреннее переживание - стыд. Недаром еще Фрейд указал на травмирующий эффект наблюдения ребенком своих родителей при половом акте.

Возвращаясь к сути сексуального воспитания, подчеркнем наиболее важные моменты:

  1. Сексуальность ребенка до полного психического и полового созревания инфантильна, то есть направлена на самого себя и не нуждается в партнере.
  2. До пубертата ребенок еще не готов к этому действу не только физически, но, прежде всего, психически. Преждевременная информация о физиологии полового акта воспринимается психикой ребенка как нечто противное, постыдное и даже неприемлемое.
  3. Чрезмерное рвение в попытках разнообразить и «углубить» сексуальное воспитание может серьезно негативно повлиять на естественное психосексуальное развитие ребенка.
  4. Развитие чувственности, своевременная наработка культурных ограничений - естественная , пропаганды гомосексуализма и других негативных влияний.
  5. Системно-векторная психология »

Сколько бы не обсуждали возможность преподавания в российских школах дисциплины по сексуальному воспитанию детей, вопрос остается открытым. И проблема здесь даже не в том, что нет специалистов, учителей, которые разъяснили бы школьникам суть предмета. Сама цель изменения школьной программы довольна расплывчата.

Безусловно, целью можно считать общее теоретическое знакомство с сексом и всем тем, что входит в понятие «интимная жизнь», однако, до сих пор все попытки введения такого предмета сбивались на пропаганду защищенного секса, о чем школьники, впрочем, уже знают, если не из собственного опыта, то из рекламы презервативов.

На вопрос, нужно ли вводить предмет полового воспитания, в школах столицы отвечали приблизительно одинаково – ни в коем случае. Объясняли такую категоричность перегруженностью программы и дефицитом часов. Кроме того, считается нецелесообразным вводить предмет, яко бы повторяющий курс анатомии и биологии в школах. Правда, встречались и прогрессивные взгляды на этот вопрос. Руководство некоторых школ высказало мысль о том, что подобные занятия нужно проводить факультативно и делать это должен обязательно специалист, а не простой учитель.

Неожиданно разные ответы вызвал вопрос, в каком классе с учащимися можно начинать разговор о половом воспитании. Большинство «проголосовало» за 7-8 класс, однако, «зная современное молодое поколение», некоторые считают, что делать это надо бы прямо с 1 класса.

Между тем, первой страной в мире, которая ввела в систему образования занятия по половому воспитанию, была Швеция. Там, предмет «Сексуальность и личные отношения» стал обязательным в школе с 1955 года. Здесь в 11–12 лет со школьниками начинают обсуждать общее анатомическое строение человека и различия между мужчиной и женщиной. С 13–15 лет с ними проводятся беседы о сексуальных и личных отношениях. Эти обсуждения могут происходить не только на занятиях по половому воспитанию, но и на уроках биологии, религии, истории, этики, социологии и литературы. Затем 16-19-летние подростки переходят в гимназию, где вопросы любви, сексуальности, контрацепции, порнографии освещаются более подробно.

В Японии уроки полового воспитания начинаются в 3-4 классе, когда детям объясняют, что такое менструация и эякуляция. В Великобритании к вопросу полового воспитания решили подойти несколько с другой стороны. Здесь 14 начальных школ участвуют в правительственной программе, которая знакомит детей младших классов с гомосексуализмом. Сказки, из специально подготовленных для этого учебников, рассказывают, например, о том, как принц отверг любовь трех принцесс и влюбился в одного из их братьев. В финале сказки - свадьба двух молодых людей.

В нашей стране проект полового воспитания школьников был предложен несколько лет назад, но был встречен волной протеста родителей и священников и ушел в небытие. Отчасти так случилось потому, что за «половое воспитание» российских детей активно взялись частные и муниципальные организации, которые выпустили свою учебно-методическую литературу, однако, пособия эти были, мягко говоря, странными.

Так, Министерство образования Челябинской области выпустило сборник рекомендаций, как проводить уроки полового воспитания в школах. Учителя брошюру сразу признали неприемлемой для преподавания. В новом учебнике ребятам предлагалось ознакомиться со стихами Пушкина, Маяковского, Лермонтова и других классиков, переделанными на манер откровенно пошловатых стишков.

Бунтовала и духовная общественность Екатеринбурга. Протест вызвал новый метод преподавания дисциплины «Охрана безопасности жизнедеятельности». Специальное пособие содержало, например, практическое упражнение «Вечеринка». Во вступлении к нему говорилось: «Представьте, что на вечеринке, так уж получилось, вы вступаете в незащищенные сексуальные контакты».

В общем, неудивительно, что предмет полового воспитания в наших школах не прижился. Ведь сам процесс его введения был пущен на самотек, не был должным образом проконтролирован, хотя при ином раскладе мог бы сослужить добрую службу.

Считается, что для нормального сексуального развития ребенка его с раннего возраста надо приучать к тому, что маме и папе необходимо уединиться, чтобы побыть друг с другом. Тогда и у повзрослевшего чада интимная связь будет ассоциироваться с уединенным вариантом любви, с семьей. И половые отношения им будут пониматься как особое проявление чувств самых близких друг другу людей. И в этом смысле вполне явственна конечная цель полового воспитания детей: ею видится понимание ребенком еще в юности супружеского счастья.

Исследования в Америке показали, что лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание в семье. Большая же часть американских подростков получает сведения о сексе от друзей. При этом 77% взрослых американцев поддержали идею введения в школах дисциплины по половому воспитанию, и 5% запретило своим детям посещать такой предмет.

В России таких масштабных исследований не проводили. Можно лишь догадываться о том, насколько ревностно родители относятся к тому, что с их детьми на интимные темы будет разговаривать посторонний человек. У нас по-прежнему многие считают, что такие разговоры нужно проводить в семье. На деле же мало кто знает, когда нужно начинать беседовать об этом с ребенком: вначале кажется, что рано завязывать такой разговор, затем не можешь найти подходящего момента, потом просто стесняешься говорить об этом и пускаешь все на самотек.

Во времена моего взросления родители меня тоже не консультировали по этому вопросу. Зато в школе была у нас замечательная классная руководительница, которая, выяснив, что нам, учащимся 6 класса, это интересно, стала вызывать в школу специалистов и устраивать отдельные занятия для мальчиков и девочек. Нам, девчонкам, такие беседы были очень интересны, именно тогда и весьма кстати я узнала, что такое «критические дни», так что произошедшие со мной изменения меня не напугали. Интересно, что к выпускному вечеру некоторые мои ровесницы из параллельных классов, (где бесед о половом воспитании никто не проводил), либо уже стали мамами, либо уже к этому готовились, причем чаще одни, чем с будущими папами. А вот среди моих одноклассниц и сейчас, спустя 5 лет после окончания школы, «прибавлением в семействе» пока никто не отличился.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Половое воспитание старших подростков

современное состояние здоровья детей подросткового возраста, которые как никто подвержены отрицательному влиянию среды и общества, вызывает тревогу как со стороны родителей, педагогов, так и со стороны медицинских работников

Подростковый возраст – это возраст весьма опасный. С одной стороны – большие возможности: позитив, активность, жажда деятельности, – и организм полон энергии и готов преодолевать любые препятствия, проявлять настойчивость в достижении цели. Но с другой стороны – этот возраст характеризуется безрассудством: порой подростки совершают необдуманные поступки в силу своей горячности и не заботятся о последствиях

По данным статистики, среди девочек-подростков, живущих половой жизнью, не предохраняются от беременности 14,9%; не были знакомы с методами и средствами контрацепции – 16%; рождение внебрачных де-тей обусловлено несостоявшимся прерыва-нием беременности, в основном из-за позд-них её сроков – 26,2%; прерывание беременности самостоятельно, путем применения лекарственных и механических средств –13,1%; длительное скрытие беременности от окружающих – 38,4%

Петрова Лариса Витальевна, аспирант, институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; клинический психолог; руководитель «Психологического центра»; e-mail: [email protected]

Советы родителям, чьи дети переживают первую любовь 1Смятение первой влюбленности, и родители в панике: что делать? Позвольте вашему ребенку переживать и ошибаться. Отношениям можно научиться, только если они существуют

Опыт влюбленности совершенно необходим взрослеющему человеку, ведь ему предстоит сформировать свой образ мужчины (женщины), а это невозможно сделать вне контакта со сверстником другого пола. Именно сейчас, когда он так неловок, ему важно убедиться, что он может быть и нравиться. Любовное чувство прислушиваться к другому, так сильно отличающемуся от него и в то же время очень ценному для него человеку. Оно расскажет ему и о нем самом – и это тоже очень важно, ведь подросток так мало знает о себе новом, нарождающемся. Тот факт, что он любим, будет окрылять и поддерживать его, он будет ощущать себя ценным, хорошим, достойным чьего-тотеплого чувства.

2 Период первой влюблённости В 13–14 лет это самое время, потому что можно позволить себе ошибиться и даже пережить несчастную любовь, но с меньшими осложнениями, чем в тридцать и в первый раз.

3 У НЕГО НЕПРИЯТНОСТИ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ: Разрыв с близким человеком Нельзя давать совет Фразы вроде «Да у тебя еще сто таких будет!» – недопустимы: они снижают ценность сделанного ребенком выбора и умаляют его боль.

Не противопоставляйте чувства и обязанности. Говоря «Ты бы лучше об учебе думал(а)», вы представляете жизнь разделенной на сферы: «важного» – дел, результатов, достижений – и «неважного» – отношений. Это не так. Мы не назовем счастливым человека, у которого все хорошо с результатами ЕГЭ (зарплатой, карьерой), но все плохо в личной жизни.

3 Воздержитесь от любых советов, будь то предложение купить новый наряд («и тогда он упадет») или подсказка, как себя вести, «чтобы он(а) понял(а), что теряет». Такие советы защищают от глубоких переживаний, предлагают заменить их активными действиями (быстро что-то предпринять, чтобы стало спокойнее). Но ведь любить по-настоящему – значит не бояться боли, иметь мужество быть уязвимым. Несчастная любовь – это опыт, который развивает душу и учит принимать несовершенство мира, готовит к будущим зрелым, счастливым отношениям.

Правильный совет Поэтому если ребенок спрашивает вас: «Что же мне теперь делать?» – самым правильным ответом будет: «Чувствовать. Страдать. Запоми-нать. Жить дальше».

забудьте про советы и просто будьте рядом: эту боль лечит время, и совершенно точно – не родители.

ОНА ВСТРЕЧАЕТСЯС МАЛЬЧИКОМ СТАРШЕ ЕЕ Нельзя Первый и естественный порыв родителей девочки – запретить все контакты между. Но жесткие меры дают обратный эффект: они провоцируют влюбленных на ускоренное развитие отношений и стремление проявить чувства до конца.

Правильный совет 1 Если дочь собирается вечером на свидание, настаивайте на том, чтобы она вернулась до по- луночи. 2При возможности отправь- те вместе с ней старшую подругу, старшего брата… 3 Не подвергайте девочку искушению, оставляя ее на выходные дома одну.

МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ЕГО ДЕВУШКА Нельзя 1Родители критикуют избранников своих детей-подростков, 2 запрещают им встречаться по разным причинам.

Правильный совет Осознание ситуации позволит увидеть ее более объективно.

2 Не торопитесь, дайте себе время лучше узнать из- бранника своего ребенка

3 Скажите о своих сомнениях деликатно, обра - тите внимание ребенка на поведе - ние или поступок его друга: «Тебя не смущает, что… Ваше желание аргументировать свою точку зрения поможет подростку стать внимательнее к человеку, которым он увлекся

4 Важно предостеречь сына или дочь в случае явной опасности (если приятель употребляет наркотики или подросток попал в зависимость от агрессивно настроенной компании).


ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»

Учитель Математики Высшей категории

Замдиректора по УВР

Нестабильное положение в российском обществе, нормативная и ценностная неопределенность, большая, чем прежде, автономия подростков и юношей от родителей, большая доступность информации по вопросам пола способствовали более раннему началу половой жизни. В то же время длительность социального созревания человека выросла, и нравственные и психологические проблемы построения межполовых отношений приходятся на менее зрелых в личностно-социальном отношении людей. Недостаточность и неправильность воспитания в психосексуальной сфере, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных или архаических стереотипов маскулинности или фемининности может отрицательно сказаться на нравственном, соматическом и психическом здоровье. Все это актуализирует вопрос о реформировании полового воспитания и просвещения в современной России.

Проблема полового воспитания заключается не в простом разъяснении детям физиологии половых отношений - она включает в себя формирование правильного отношения к себе, представителю противоположного пола, любви и браку, подразумевает присвоение определенных ценностей, регулирование человека и общества к вопросам пола.

Родители оказывают существенное влияние на психологическое и сексуальное развитие детей . Многие семьи плохо справляются с задачей полового воспитания, и на современной школе лежит большая ответственность. Существенную роль в реализации программы полового воспитания может играть школьный психолог. В данной работе мы предлагаем модель полового воспитания и просвещения в школе, разработанную с учетом особенностей подросткового и юношеского возраста.

Основную цель полового воспитания в школе мы видим в создании условий для развития у подрастающего поколения здорового и нравственного отношения к проблемам пола и сексуальности. Базовыми в такой работе являются принципы комплексности и непрерывности.

Работа психолога представлена тремя основными направлениями. В работе с родителями затрагиваются следующие аспекты:

* осознание родителями собственной роли в процессе гендерной социализации ребенка;
* доведение до родителей факта мифологичности культурных половых норм, закрепляющих в обществе гендерную социализацию;
* повышение рефлексии каждого из супругов, развитие гибкости в общении и эффективности во взаимодействии друг с другом.

Работа с педагогами. Сегодня сами педагоги остро нуждаются в квалифицированной подготовке к работе с подростками в этом направлении. Такая подготовка не может быть сведена к нескольким лекциям на тему сексуального развития и поведения подростков. Она требует снятия эмоциональных барьеров у самих педагогов, ясного, что половое развитие подростков ни остановить, ни затормозить невозможно.

Исходя из целей полового воспитания в школе, можно выделить следующие аспекты в работе психолога со школьниками-подростками:

* изучение физиологии пола. Возможные темы: изменения в подростковом возрасте, физиологические различия, беременность и роды, половой акт и вероятность беременности и др.

* предохранение от беременности. Формирование здорового образа жизни через разъяснение;

* проблемы межличностных отношений. В рамках этого направления предлагается обсуждение следующих тем: любовь и взаимные обязательства, сексуальные чувства и влечения, общение с противоположным полом, личные ценности, принятие сексуальных решений и др. Необходима работа на повышение уровня самопознания, развития уверенности в себе, разрушение гендерных стереотипов, установление оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин.

* брак и взаимоотношения в семье. Особенное внимание при рассмотрении вопросов брака и семейных отношений следует уделить, на наш взгляд, проблемам совместимости, осознанию причин конфликтов в семье, формированию супружеских ролей и выработке установок взаимно ответственного партнерства.

При реализации данной модели предполагается преимущественно групповая форма работы. Как основные методы программы полового воспитания мы выделили лекцию, беседу, диспут, анализ и обсуждение конкретных проблемных ситуаций, деловые и ролевые игры , полные тренинговые программы и элементы тренинга.

На сегодняшний день школа ощущает необходимость в разработке новых подходов к половому воспитанию и просвещению. Необходимы новые психологические исследования по проблемам пола, реальная работа по внедрению культуры межполового взаимодействия.



Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...