Серебряный век в русской литературе кратко. Старшие и младшие символисты

1. Понятие «серебряный век».
2. Особенности литературного творчества на рубеже XIX—XX веков.
3. Яркие представители серебряного века русской поэзии.

Понятия «Золотого» и серебряного веков, которыми обозначают определенные этапы развития русской литературы, прочно прижились в литературоведческой науке. Однако откуда же взялись столь поэтичные названия? Вероятно, они стали данью мифологической традиции античности.

«Золотым веком» русской литературы была эпоха А. С. Пушкина. Что же касается серебряного, то он стал знаковым культурным явлением рубежа эпох. Для этого периода характерно усиление значения личностного начала в процессе творчества, стремление преодолеть привычные рамки канонов, избавиться от сложившихся в литературе художественных штампов. Интересно отметить, что стремление вызваться за пределы традиции нередко касалось не только канонов прошлой эпохи, но и принципов того или иного литературного течения, сформировавшегося непосредственно в период, называемый серебряным веком.

Несмотря на яркую индивидуальность поэтического наследия серебряного века, можно выделить и ряд присущих ему общих черт. Так, на рубеже ве-> ков изменились тематические предпочтения поэтов. Тема природы, традиционная для русской поэзии, отошла на второй план; исторические параллели также стали менее значимыми. Поэты серебряного века охотнее обращались к вечным темам творчества: любви, жизни и смерти. Возрос интерес к мифологии, к особенностям географического и этнографического колорита; усилилось игровое, театральное начало в поэзии.

Для творчества некоторых поэтов начала века, в первую очередь символистов, характерно внимание к мимолетному мгновению. Естественно, что выражение противоречивых или переменчивых чувств требовало иного отношения к слову: место ясности и точности фраз заняли намеки и метафоры, построенные не на заметном сходстве явлений и предметов, а на фантазийных ассоциациях, возникающих в определенной психологической ситуации. Подобные новшества естественным образом предполагали и принципиально новую основу взаимоотношений: поэт — читатель. Поэты серебряного века не стремились к однозначной, обыденной понятности. Их творчество зачастую предназначалось читателю, который в некотором смысле становился соавтором, сотворцом произведения. Назначением стихотворения нередко было не максимально точное изложение автором своих мыслей и чувств, а побуждение читателя к собственным раздумьям, поиску новых ощущений, способствующих духовному росту.

Поэты достаточно широко использовали мифологические мотивы и образы, а также цитаты, которые могли быть явными или скрытыми. Обращение к мифологии характерно, например, для творчества В. Я. Брюсова, И. И. Ф. Анненского, М. И. Цветаевой. Мифологические образы в поэзии серебряного века служили для осмысления вечных психологических и философских проблем, с которыми приходится сталкиваться человеку. В поэзии начала века проявились две противоположные тенденции: использование смысловой многозначности слов и образов — внимание к точному значению слов; размытость, неопределенность композиции произведения — четкое логическое построение.

Эмоциональное воздействие поэтических произведений серебряного века во многом обусловлено их музыкальностью, которая нередко достигалась за счет фонетических созвучий и особенностей ритма; при этом порой ослабевала логическая взаимосвязь слов. Некоторые поэты использовали эффекты прерванной речи. Например, Анненский часто употреблял многоточия, а Цветаева — тире.

Нужно отметить, что две противоположные тенденции в поэзии серебряного века развивались в рамках двух направлений — символизма и акмеизма. Недосказанность, многозначность и ассоциативность были характерными чертами символизма, Среди поэтов-символистов следует отметить творчество А. Блока, И. Анненского, А. Белого. Что же касается акмеизма, то в качестве творческих принципов этого направления провозглашались четкость и логичность композиции, ясность художественного замысла произведения. Наиболее яркими представителями акмеизма являются Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам; однако следует отметить, что они в своем творчестве постепенно отошли от принципов этого направления. Кроме того, ряд видных поэтов серебряного века находился вне направлений, например М. А. Волошин, М. И. Цветаева.

Серебряный век - период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название "Серебряный век" дано по аналогии с "Золотым веком" (первая половина XIX века), термин ввёл Николай Оцуп. "Серебряный век" протекал с 1892 до 1921 годов.

Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающееся от того, что было до, и от того, что настало после. Эта эпоха длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра III и семнадцатым годом нашего столетия.

Никто, кроме, пожалуй, некоторых литературоведов, не говорит о понятии "серебряный век" как о научном термине. Это понятие не столько филологическое, сколько мифологическое. Так оно понималось Н. Оцупом, Н. Бердяевым, С. Маковским и другими, теми, кто впервые вводил его во всеобщий обиход. Сами участники этого расцветшего, но загубленного российского ренессанса сознавали, что живут в пору культурного и духовного возрождения.

Контраст между серебряным веком и предшествующим ему безвременьем разительный. И еще разительней этот контраст и прямо-таки враждебность между серебряным веком и тем, что наступило после него, - временем демонизации культуры и духовности. Поэтому включение в серебряный век двадцатых и тридцатых годов, как это все еще делается, - невольный или подневольный черный юмор.

Нельзя безапелляционно указать на имя, место или дату, когда и где забрезжила ранняя заря серебряного века. Был ли это журнал "Мир искусства", или возникший ранее "Северный вестник", или сборники "Русские символисты". Новое движение возникает одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга. Ранняя заря серебряного век занялась в начале 1890-х годов, а к 1899 году, когда вышел первый номер "Мира искусства", новая романтическая эстетика сложилась и оформилась.

Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живы были большинство поэтов, писатели, критики, художники, философы, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан серебряный век, но сама эпоха кончилась. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности - каждый в отдельной замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались еще и некоторые объединения - как, например, Дом искусств, Дом литераторов, "Всемирная литература" в Петрограде, но и этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева.

Серебряный век эмигрировал - в Берлин, в Константинополь, в Прагу, в Софию, Белград, Гельсингфорс, Рим, Харбин, Париж. Но и в русской диаспоре, несмотря на полную творческую свободу, несмотря на изобилие талантов, он не мог возродиться. Ренессанс нуждается в национальной почве и в воздухе свободы. Художники-эмигранты лишились родной почвы, оставшиеся в России лишились воздуха свободы.

Если границы эпохи могут быть установлены отчетливо, то определение содержания серебряного века наталкивается на череду препятствий. Кто из современников Бальмонта, Брюсова, З. Гиппиус, Мережковского, А. Добролюбова, Сологуба, Вяч. Иванова, Блока, Белого, Волошина, М. Кузмина, И. Анненского, Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, Ходасевича, Г. Иванова принадлежит к серебряному веку?"По-настоящему мы не знаем даже имен", - говорил Ходасевич, размышляя о границах символизма.

Но символизмом, хотя он и был важнейшим феноменом эпохи, ее содержание не исчерпывается. К ней вместе с символизмом принадлежат и декадентство, и модернизм, и акмеизм, и футуризм, и многое другое.

Иногда говорят, что серебряный век - явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал или временно брал эстетизм Оскара Уайльда, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. Серебряный век находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях - Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Гюисманса, Стриндберга, Ибсена, Метерлинка, Уитмена, д"Аннунцио, Готье, Бодлера, Эредиа, Леконта де Лиля, Верхарна. Русский ренессанс хотел увидеть все стороны свет и заглянуть во все века. Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и так далеко: Белый - в Египет, Гумилев - в Абиссинию, Бальмонт - в Мексику, Новую Зеландию, на Самоа, Бунин - в Индию.

Экстенсивность, с проявления которой и начались новые веянья, переросла в интенсивность новой культуры вместе с ее возвращением к родной почве. "Славянофильские" интересы этого поначалу столь западнического век сказались многосторонне, но мощнее всего проявились в двух направлениях. Во-первых, в открытии русского художественного и духовного наследия недавнего прошлого и, во-вторых, в глубоком художественном интересе к своим собственным корням - к славянской древности и русской старине. Были по-новому прочтены и заново открыты писатели и поэты недавнего прошлого: Фет, Тютчев, Григорьев, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Баратынский. Возник интерес к славянской мифологии и русскому фольклору. Это проявилось и в музыке Стравинского, и в живописи Кустодиева, Билибина, Васнецова, Рериха, Нестерова.

Мы смотрим на серебряный век как на некоторое единство, в чем-то загадочное и не объясненное до конца. Это единство предстает как освещенное солнечным сиянием творческое пространство, светлое и жизнерадостное, жаждущее красоты и самоутверждения. В нем есть утонченность, ирония, поза, но есть и проблески подлинного самопознания. Сколько света по сравнению с пасмурной погодой безвременья восьмидесятых годов, какой контраст с тем, что было до, и с тем, что настало после. И хотя мы зовем это время серебряным, а не золотым веком, может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

В тот динамичный период новые художественные поколения заявляли о себе даже не через десятилетие, но чаще. На протяжении короткого серебряного века в литературе, например, проявило себя фактически четыре поколения поэтов: бальмонтовское (родившиеся в шестидесятые - начале семидесятых годов), блоковское (родившиеся около 1880-го), гумилевское (родившиеся около 1886-го), и наконец, поколение, родившееся в девяностые годы: Г. Иванов, Г. Адамович, М. Цветаева, Рюрик Ивнев, С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Маяковский, В. Шершеневич и другие.

Никогда еще формы общения между творческими личностями не были столь многогранны и многоплановы. Значительная часть творческой энергии серебряного века ушла в кружковую общественно-художественную жизнь. Связи между поэтами, писателями, художниками, артистами, философами оказались столь многосторонними и насыщенными, что уникальность этой эпохи поддерживается не только значительностью созданных произведений, но и концептуальными и личностными противоречиями, примерами дружбы-вражды. Искусство серебряного века может быть уподоблено колоссальной трагииронической эпопее со своими героями - гениями, полусвятыми, жертвами, жрецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами. Здесь и спокойное донкихотство Сологуба, и вдохновенное горение и романтические мимолетности на все откликавшегося Бальмонта, и стихийная "черная музыка" Блока, и надменная холодность Брюсова, и порывистые метания Белого, и архаический интеллектуальный эзотеризм Вячеслава Иванова, и гениальная предприимчивость Дягилева, и бодлерианство Эллиса, и трагическое безумство Врубеля. Размах маятника в этой эпопее, в этой коллективной божественной комедии, широк: от бездны метафизической и космической до бездны игрушечной и миниатюрной, от настоящей крови до клюквенного сока, от заигрывания с бесами до экстатического религиозного прозрения.

Одним из ведущих деятелей русского символизма является Андрей Белый.

Литература Серебряного века является достойной продолжательницей века Золотого, его классических направлений и традиций. Она также открывает множество новых литературных течений, художественных приемов, но самое главное – она дала возможность талантливым писателям и поэтам показать свои возможности, проявить свой дар. Смена одной эпохи другой предполагает не только наследование прежних достижений, но и в некоторой степени отрицание старого, его переосмысление. XX порождает абсолютно новые литературные направления, к которым, в частности, относятся: авангардизм, социалистический реализм и модернизм. Прежние художественные системы – как-то реализм и романтизм - все также оставались популярными и востребованными среди читателей.

На развитие литературы XX столетия значительное влияние оказала политическая ситуация в стране, сложившаяся культура, а также различные философские направления – с одной стороны, это были идеи русской религиозной философии, с другой – труды марксистской идеологии в тесной взаимосвязи с большевистской политикой.

Новое политическое устройство и заложенная в нем идея марксизма обусловила жесткую цензуру во всех сферах культурной жизни, в том числе и в литературе. В этой связи она перестает быть единым целым и разделяется на несколько потоков: советская литература, эмигрантская, запрещенная. Читатель того времени не мог и вообразить всех масштабов национальной литературы, направления которой были полностью изолированы друг от друга. К счастью, на сегодняшний день появилась возможность ознакомиться и досконально изучить все богатство и великое разнообразие русской литературы XX столетия.

В процессе становления и развития литературы Серебряного века принято выделять следующие четыре периода:

  1. конец XIX в. – начало XX в.
  2. 20-30-ые годы XX века
  3. 1940-ые гг. – середина 1950-х гг.
  4. середина 50-ых гг. – 1990-ые годы.

Одной из центральных тем литературных произведений того времени является тема Родины, судьбы России, оказавшейся на пересеченье эпох. Особый интерес возникает к проблеме природы человека, вопросу о национальной жизни и национальной характере. Решения данных проблем представляются писателями разных направлений по-разному. Реалисты придерживаются социальных аспектов, а также активно используют конкретно-исторический прием для изучения интересующего их предмета. Данного подхода придерживались такие известные деятели как И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и другие.

Писатели-модернисты решали проблему иначе – применяя для этого философские законы, элементы фантастики, тем самым отдаляясь как можно дальше от реалий простой жизни. Символисты в лице Ф. Сологуба и А.Белого также предлагали свои собственные ответы на поставленные в литературе XX века вопросы. Тем же были заняты и представители экспрессионизма в лице Л. Андреева и других известных авторов.

В молодом и бурлящем потоке художественных образов и гениальных идей писательской мысли рождается абсолютно новый герой «непрерывно расту­щий» человек, вынужденный бороться и побеждать в непрекращающейся войне с угнетающей и подавляющей его окружающей средой. Это и есть тот самый классический персонаж Максима Горького – герой социалистического реализма.

XX век ознаменовал собой пик восхождения социальной литературы, в которой чуть ли не каждый аспект социальной жизни имеет глубокий философский смысл и несет глобальный духовный характер.

Основными характерными чертами литературы Серебряного века являются следующие:

Обращение к вечным вопросам: рассуждения о смысле жизни, о месте каждого человека в социуме и всего человечества в целом; сущность национального характера; религия; отношения человека и природы.

Поиск и открытие новых художественных средств и приемов;

Возникновение новых литературных течений, далеких от реализма: модернизм, авангардизм;

Движение к максимальному сближению литературных родов, переосмысление классических видов жанра, придание им нового смысла и содержания.

  • Прыжки - доклад сообщение по физкультуре

    Прыжок можно назвать целым процессом, который протекает в следующем порядке: животное, используя силу своих нижних конечностей, отталкивается от земли, далее передвигается в воздухе на некоторое расстояниеЖизнь и творчество Даниил Гранина

    Даниил Александрович Гранин - известнейший советский писатель и киносценарист. Помимо творческой деятельности Гранин являлся общественный деятель, был награжден как Государственными наградами СССР

Первое десятилетие XX века вошло в историю русской культуры под названием «серебряного века». Это было время небывалого расцвета всех видов творческой деятельности, рождения новых направлений в искусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры.

Художественная культура рубежа веков - важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве.

В русской художественной культуре конца XIX - начала XX в. получило распространение « декадентство » , обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Понятие «модернизм» (фр. тое1егпе - современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Это и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.

Вместе с тем начал звучать голос предъявлявшего свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства -- непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал -- материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать» существующий мир, творить новую реальность.

Глава 1. Просвещение

Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства, эта потребность им учитывалась. Государственные расходы на народное образование с 1900г. по 1915г. увеличились более чем в 5 раз.

Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространенными были церковно-приходские (в 1905г. их насчитывалось около 43 тыс.). Выросло число земских начальных училищ (в 1904г. их было 20,7 тыс., а в 1914г. -- 28,2 тыс.) В 1900г. в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914г. -- уже около 6 млн.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальныхучилищ было дано право, поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку на физико-математические факультеты университетов.

По инициативе предпринимателей создавались коммерческие (7-8-летние) училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных и др.

Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет, новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. К 1914г. насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно130 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию. Высших Государственных Чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях-лицеях.

Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой оплаты за обучение была недоступна значительной части жителей. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии -- около 4 руб., в США -- 7 руб. (в перерасчете на наши деньги).

Глава 2. Наука

Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в развитии науки. В начале XX в. страна внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик Лебедев П. Н. впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Жуковский Н. Е. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик Чаплыгин С. А.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии Циолковский К. Э. В 1903г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.

Выдающийся ученый Вернадский В. И. получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на грани экологической катастрофы.

Небывалым всплеском характеризовались исследования в области биологии, психологии, физиологии человека. Павлов И. П. создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908г. Нобелевскую премию получил биолог Мечников И. И. за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Начало XX века -- время расцвета Российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были Ключевский В.О., Корнилов А.А., Павлов-Сильванский Н.П., Платонов С. Ф. Проблемами всеобщей истории занимались Виноградов П.Г., Виппер Р. Ю., Тарле Е. В. Мировую известность получила русская школа востоковедения.

Начало века ознаменовалось появлением трудов представителей оригинальной русской религиозно-философской мысли (Бердяев Н. А., Булгаков Н.И., Соловьев В. С., Флоренский П. А. и др.). Большое место в трудах философов занимала так называемая русская идея -- проблема самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни, особого предназначения России в мире.

В начале XX века были популярны научно-технические общества. Они объединяли ученых, практиков, любителей-энтузиастов и существовали на взносы своих членов, частные пожертвования. Некоторые получали небольшие правительственные субсидии. Самыми известными были: Вольное экономическое общество (оно было основано еще в 1765г.), Общество истории и древностей (1804г.), Общество любителей российской словесности (1811г.), Географическое, Техническое, Физико-химическое, Ботаническое, Металлургическое, несколько медицинских, сельскохозяйственных и т.д. Эти общества не только являлись центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов и т.д.

Глава 3. Литература

Наиболее показательно образ «серебряного века» проявился в литературе. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого -- невозможность устранить зло насилием. Антон Павлович Чехов в эти годы создал пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», в которых отразил происходившие в обществе важные изменения. Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. Иван Алексеевич Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов). Куприн А. И. показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность «господ офицеров» («Поединок»). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал Максим Горький («Враги», «Мать»).

Лирика «серебряного века» многообразна и музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов - музыкантов. Стихи «серебряного века» - это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и музыкально.

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых «крестьянских» поэтов -- Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия -- краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью, приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии Бальмонта К.Д., Александра Блока, Брюсова В. Я.

После 1909г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к «рационалистическому» Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной, в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни «второго рождения» страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина») и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие «серебряный век».

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. «акме»-высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества акмеистов (Гумилев Н. С., Анна Ахматова, О. Э. Мандельштам)

безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Русская художественная культура начала XX века испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания «нового искусства». Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. «футурум»-будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна» и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа «Гилея» -- В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, Владимир Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина

Особенно, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, «старого языка», «старых слов», провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, т.е. пошло буквально изобретение нового языка. Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова «Перевертень»:

Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал а норов худ и дух ворона лап...

Смысла в этом стихотворении никакого, но оно замечательно тем, что каждая строчка читается и слева направо, и справа на лево.

Появлялись, изобретались, сочинялись новые слова. Из одного лишь слова «смех» родилось целое стихотворение « Заклятие смехом»:

О, рассмейтесь смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешек надсмеяльных - смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно сих надсмейных смеячей!

Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешки, смешки,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи.

Г лава 4. Живопись

Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. Репин И. Е. закончил в 1906г. грандиозное полотно «Заседание Государственного совета». В раскрытии событий прошлого Сурикова В. И. в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у Нестерова М. В..

Однако законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как Коровин К. А., Серов В. А.. Сторонники этого направления объединились в обществе «Мир искусства». Они заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред живописи. Искусство, по их мнению, -- это самостоятельна сфера деятельности, и оно не должно зависеть от социальных влияний. За длительный период (с 1898 по 1924г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие художники -- Бенуа А. Н., Бакст Л. С., Кустодиев Б. М., Лансере Е. Е., Малявин Ф. А., Рерих Н. К., Сомов К. А.. «Мир искусства» оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела. В 1907г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников (Кузнецов П. В., Сапунов Н. Н., Сарьян М. С. и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций. Представители «Голубой розы» были связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось современным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым направлением. Он включил в себя, например, таких разных по своей манере художников, как Врубель М. А., Петров-Водкин К. С. и другие.

Ряд крупнейших мастеров -- Кандинский В. В., Лентулов А. В., Шагал М. 3., Филонов П.Н. и другие -- вошли в историю мировой культуры как представителе уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

Глава 5. Скульптура

Творческий подъем переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма. Значительных успехов на пути обновления достиг Трубецкой П. П.. Широкую известность получили его скульптурные портреты Толстого, Витте, Шаляпина и др. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал памятник Александру III, открытый Петербурге в октябре 1909г. Он был задуман как некий антипод другому великому монументу -- «Медному всаднику» Э. Фальконе.

Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество Голубкиной А. С.. При этом основной чертой ее произведений является не отображение конкретного образа, а создание обобщенного явления: «Старость» (1898), «Идущий человек» (1903), «Солдат»(1907) «Спящие» (1912) и др.

Значительный след в русском искусстве оставил Коненков С.Т., Его скульптура стала воплощением преемственности традиций реализма в новых направлениях. Он прошел через увлечение творчеством Микеланжело («Самсон»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик»), передвижническими традициями («Камнебоец»), традиционным реалистическим портретом («А.П.Чехов»). И при всем при этом Коненков оставался мастером яркой творческой индивидуальности. В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.

Глава 6. Архитектура

Во второй половине XIX века новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных решений. Не только в столицах, но и в провинциальных городах строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название «модерн». Одной из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурных мотивов -- так называемый неорусский стиль.

Наиболее известным архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского модерна, был Ф. О. Шехтель. В начале своего творчества он опирался не на русские, а на средневековые готические образцы. В этом стиле был построен особняк фабриканта С. П. Рябушинского (1900-1902). В дальнейшем Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве (1902--1904). В последующей дельности архитектор все больше приближается к направлению, получившему название «рационалистический модерн», которое характеризуется значительным упрощением архитектурных форм и конструкций. Самыми значительным зданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских (1903), типография газете «Утро России» (1907).

Вместе с тем наряду с архитекторами «новой волны» значительные позиции удерживали поклонники неоклассицизма (И. В. Жолтовский), а также мастера, использующие прием смешения различных скульптурных стилей (эклектику). Наиболее показательным в этом было архитектурное решение здания гостиницы «Метрополь» в Москве (1900), сооруженной по проекту В. Ф. Валькотта.

Глава 7. Музыка, балет, театр, кинематограф

Начало XX века -- это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина. И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Достигла значительного расцвета и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся оперных певцов Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова,3. Ершова.

К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в рациях К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха.

Русская балетная школа «серебряного века» дала миру плеяду блестящих танцоров -- Анну Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. К. С. Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра -- в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и

театра масок.

© Музей им. А. А. Бахрушина А. Я. Головин. Страшная игральная. Эскиз декораций к драме М. Ю. Лермонтова

Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

В начале XX века все отчетливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы «Русские сезоны», представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.

В первое десятилетие XX века в России, вслед за Францией, появился новый вид искусства -- кинематограф. В 1903г. возникли первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914-му уже было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911-м -- первый полно метражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, появились деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. А. Протазанов, актеры И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен. Несомненной заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании «массовой культуры» - непременного атрибута буржуазного общества.

Заключение

Как много нового внес «серебряный век» поэзии в музыку слова, какая огромная проведена работа, сколько создано новых слов, ритмов, кажется, произошло единение музыки с поэзией. Это действительно так, т.к. многие стихи поэтов «серебряного» века переложены на музыку, и мы слушаем и поем их, смеемся и плачем над ними. . .

Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов.

В заключении словами Н.Бердяева хочется описать весь ужас, весь трагизм положения, в котором оказались творцы духовной культуры, цвет нации, лучшие умы не только России, но и мира.

«Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в характере, который приняла русская революция...Русские люди того времени жили в разных этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого социального излучения.... Многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении... Интеллигенция совершила акт самоубийства. В России до революции образовались как бы две расы. И вина была на обеих сторонах, то есть и на деятелях ренессанса, на их социальном и нравственном равнодушии...

Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным культурным слоем и широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну. Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов культуры... Деятели русской духовной культуры в значительной своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти это была расплата за социальное равнодушие творцов духовной культуры»

Список литературы

1. Бердяев Н. Самопознание, М., 1990,

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Отечественная история, история государства и народов России, М, 2003.

3. Заичкин И. А., Почков И. Н., Русская история от Екатерины великой до Александра II,

4. Кондаков И.В., Культура России, «КДУ», 2007.

5. Сахаров А. Н., История России

Тема: «Серебряный век» русской литературы

Цели:

Познакомить с особенностями развития русской литературы конца XIX - начала XX веков, показать взаимосвязь литературы и общественной мысли с историческими процессами; дать понятие «серебряный век», познакомить с модернистскими направлениями в русской литературе XX века, с наиболее яркими их представителями;

Развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

Воспитывать гуманизм, сострадание, уважение к чувствам людей и их достоинству; формировать эстетический вкус, культуру чтения.

Ход урока

I . Организационный этап

II .Актуализация

1. Слово учителя

На рубеже Х IX -ХХ веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала на умы людей дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.

Давайте вспомним, какие важнейшие исторические события происходили в России в начале XX века?

Россия пережила три революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.), русско-японскую войну 1904-1905 г., первую мировую войну 1914-1918 гг., гражданскую войну.

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX века пришел период социальных и политических потрясений.

Хроника ключевых событий эпохи.

1890-е - начало эпохи экономического роста, реформы Витте.

1894 - начало царствования Николая II , «кровавое воскресенье».

С 1902 - массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических.

1903 - второй съезд РСДРП.

1904-1905 - русско-японская война.

1905 - 1907 - первая русская революция.

1906 - создание I Государственной Думы; аграрная реформа Столыпина.

1914 - начало Первой мировой войны.

2. Сообщения учащихся

Внутриполитическая обстановка в стране в это время

Очевидна была необходимость перемен. В России противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции.

Выдвигались соответственно различные варианты, программы перестройки: «сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, какого еще не видела история» (П.А. Столыпин), и «снизу», путем «ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией» (В.И. Ленин). Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы. Средствами второго - теоретическая подготовка революции и террор.

Наиболее важные научные открытия в области естествознания, сделанные в это время

Открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создание квантовой теории, теории относительности, изобретение беспроволочной связи.

Естествознание XIX века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы, (вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

Научные открытия рубежа веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «материя исчезла». Это привело к поискам иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.

Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Очевидной была неудовлетворенность рационально-позитивистскими основами духовной жизни. Как считал философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое - либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев; «конец истории сошелся с ее началом».

О том, как воспринималось и оценивалось это время, можно судить по названиям популярных тогда книг: «Вырождение» (1896) М. Нордау, «Закат Европы» (1918-1922) О. Шпенглера, по интересу к «философии пессимизма», у истоков которой стоял А. Шопенгауэр. Нордау писал: «Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны, и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена... Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли...»

Поэт и философ Д.С. Мережковский еще в 1893 году в работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами - это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».

В поисках объяснения происходящих в обществе процессов все чаще случались обращения к религиозной мысли : «Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожения наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий» (А. Волынский. Книга великого гнева, 1904).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Позднее (1949) философ Н. Бердяев так охарактеризовал это время русского культурного ренессанса: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей, направлений, течений. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф. Ницше с его обличениями христианства как помехи на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию, с «переоценкой ценностей», с его учением о «воле и свободе», с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»). То есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль: «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего толкни».

Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен, «переоценки ценностей» свидетельствуют, прежде всего, о напряженном поиске новых путей в искусстве и общественной мысли, об оживлении религиозного сознания, о внимании к человеческой личности, о качественно новом взгляде на мир как на единое, культурное поле.

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. Сообщения заранее подготовленных учащихся

«Серебряный век» как итог развития русской классики и начало нового литературного периода

Литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г. Н.А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции «Числа»). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. XIX столетие, он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» – «серебряным веком».

Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение «серебряный век» относили и к русскому искусству в целом - к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями - символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале XX века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л.Н. Толстой и А.П. Чехов, их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы. В это время создавали свои произведения В.Г. Короленко, В.В. Вересаев, М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие писатели-реалисты.

В отличие от реалистической эстетики XIX века, которая представляла в литературе авторский идеал, воплощенный в каком-либо образе, новая реалистическая литература по существу отказалась o т героя - носителя представлений автора. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.

В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.

Понятие «серебряный век» относится прежде всего к поэзии рубежа XIX - XX веков. Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм.

Понятие «серебряный век» связано прежде всего с модернистскими течениями.

Словарная работа

Модернизм (фр. moderne - новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциации.

Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. В каждом направлении было ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глубину направления. Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства.

В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. «упадок»).

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

Декадентство (лат. decadentia - упадок) - явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество -

Моя пустынная душа.

Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества. Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества. Такая установка была чужда писателям-реалистам.

Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями - реализмом и модернизмом - характерна для литературной жизни рубежа веков. Хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.

Вообще споры о сути и роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение. Если модернисты верили в божественную, преобразующую, творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с пророками, то их оппоненты резко критиковали такую позицию. В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной литературы».

«Чистому искусству» в ней противопоставлено было искусство «полезное», когда каждый писатель, литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций. Сама литература при этом понимается как «дело» (вслед за революционными демократами), как форма агитации и пропаганды. Литература, таким образом, должна была стать придатком политики, орудием борьбы, управляемым «винтиком» «одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».

Против идеи «партийной организации литературы» тогда же, в 1905 г. выступили В. Брюсов, Д. Философов, увидевший в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью», «непоправимое умаление человеческой личности».

Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны. Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.

Однако Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

Беседа по опорной схеме (по группам)

Давайте рассмотрим основные направления литературы модернизма в России.

Модернизм в России

1 группа

Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ - многозначное иносказание, в отличие от аллегории -однозначного иносказания.

Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

Многие художественные открытия и философские идеи XX века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900). Он верил в спасительную миссию Красоты. Посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство. Стихотворение В. Соловьева 1892 года - яркая иллюстрация этих взглядов:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете –

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

Философские образы Соловьева породили творческий отклик у его последователей-символистов.

Теоретические основы символизма сформулировал Д.С. Мережковский (1866-1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные : Жизнь, Смерть, Бог.

Экзистенциализм (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф. Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. В развитии русского символизма условно выделяются две группы символистов: «старшие символисты» - Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и «младшие» - А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов.

Главный принцип их эстетики – «искусство для искусства». Характерен афоризм Брюсова: «Создания искусства - приотворенные двери в вечность». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приемов стихосложения. Установка на самоценность, автономность искусства выражена в строках Брюсова: «Быть может, все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов». Одним из знаковых стихотворений Брюсова является «Творчество» (1895):

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний,

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски

В звонко-звучной тишине

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

Каковы особенности этого стихотворения?

Ему присуща характерная лексика, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна;

цветопись: фиолетовый, лазоревый (т.е. красный, не путать с лазурным - голубым);

звукопись: ярко выраженная аллитерация - созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков.

Вспомним слова французского предшественника русских символистов Поля Верлена «Музыка прежде всего». Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные принципы в поэзии. Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе.

Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий и иррациональных предчувствий.

Для символизма характерны:

    поэтика намека и иносказания;

    эстетизация смерти как бытийного начала;

    знаковое наполнение обыденных слов;

    апология мига, мимолетности, в которых отражается Вечность.

    стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;

    отношение к слову как к многосмысленному посланию, как к семантически труднопередаваемой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи;

    глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности;

    изысканная образность, музыкальность и легкость слога.

2 группа

Понятие об акмеизме.

Акмеизм - модернистское течение (от греч. akme - острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали «ивановские среды» - литературные собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей название «башня». В «башне» Иванова велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». Название это относило ко временам средневековых ремесленных объединений и показывало отношение участников «цеха» к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н. Гумилев и С. Городецкий . Они же в январе 1913 года в журнале «Аполлон» опубликовали декларации акмеистической группы.

Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев критиковал символизм за мистицизм, за увлечение «областью неведомого». В статье провозглашалась «самоценность каждого явления».

Новому течению было дано еще одно истолкование - адамизм, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь».

С. Городецкий в своей декларации «Некоторые течения в современной русской поэзии» выступил против «размытости» символизма, его установки на непознаваемость мира: «Борьба между акмеизмом и символизмом... есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время...»; «мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий».

Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение «золотого века», времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира.

Герой возглавлявшего «Цех поэтов» Гумилева – «Адам» по яркости и свежести мировосприятия, по силе страсти, желаний. Это путешественник, конквистадор, человек сильной воли. В стихотворениях Гумилева - романтические мотивы, географическая и историческая экзотика. Экзотическая деталь порой играет чисто живописную роль, например, в стихотворении 1907 года «Жираф»:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

А. Ахматовой экзотика чужда. Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики - любовь. Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии:

Подушка уже горяча

С обеих сторон.

Вот и вторая свеча

Гаснет, и крик ворон

Становится все слышней.

Я эту ночь не спала,

Поздно думать о сне...

Как нестерпимо бела

Штора на белом окне. Здравствуй! 1909

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго. Творческие поиски Гумилева, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты.

Главные принципы акмеизма:

    освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;

    стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности»;

    обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

    поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.

3 группа

Понятие о футуризме

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии направления заключено стремление к будущему (от лат. futurum будущее).

Футуризм - авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей», его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский. Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты скоро составили наиболее влиятельную в этом течении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи (Гилея - древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).

Футуризм распался на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин), «Мезонин поэзии» (В. Лавренев, Р. Ивнев), «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак ), «Гилея» (кубофутуристы, будетляне - «люди из будущего» - Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников).

Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты (Бурлюк, Крученых, Маяковский, Хлебников) заявляли: «Только мы - лицо нашего времени... Прошлое тесно; Академия и Пушкин непонятнее иероглифов... Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности...». Эти эпатирующие публику тезисы, выражение «ненависти к существовавшему до них языку», презрение к «Здравому смыслу» и «Хорошему вкусу» принесло поэтам скандальную славу и известность.

В манифесте из сборника «Садок Судей II » (1913) программа футуристов была конкретизирована: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые ритмы, рифмы, размеры стиха; новые слова и новые темы; презрение к славе: «нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни».

По размаху притязаний и по резкости их выражения футуризм не знал себе равных. Маяковский заявлял претензии «стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других». Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. При этом они стремились рационально обосновать творчество с опорой на фундаментальные науки - физику, математику.

Футуризм выходил за рамки собственно литературы, был тесно связан с авангардными группировками художников 1910-х годов: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Большинство футуристов совмещали занятия литературой и живописью. Художник Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников предлагал новый универсальный язык.

Мироздание воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической площадки. Грядущая революция была желанна, потому что понималась как массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. Футуристы Гилеи, или будетляне, как они себя называли, действительно были уверены в преобразующей силе своего искусства. Тяга футуристов к эпатажу обывателя проявлялась в массовых театрализованных действах, вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта-хулигана. Оптимальной читательской реакцией на их творчество были для футуристов не похвала или сочувствие, а неприятие, протест. Такую реакцию они намеренно провоцировали, хотя бы нагнетанием в поэзии шокирующего безобразия: «Дохлая луна», «звезды - черви, пьяные туманом» (Бурлюк), «улица провалилась, как нос сифилитика» (Маяковский).

Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только обновили значения многих слов, но активно занимались словотворчеством, использовали в поэзии новые композиционные и даже графические эффекты. Например, Василий Каменский, в своих «железобетонных поэмах» расчерчивал страницу на неправильные многоугольники и заполнял их словами или обрывками слов. Стихотворение превращалось в типографскую картинку. Вообще визуальному воздействию текста придавалось большое значение: проводились эксперименты с фигурным расположением слов, использованием разноцветных и разномасштабных шрифтов, расположением строчек «лесенкой» и т.п.

Футуристы не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных слов. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии, хотя дальше поэтического контекста слова эти не пошли: «могатырь», «лгавда», «будрецы», «творяне» (Хлебников), «огрезить», «ветро-просвист», «грезэрка», «стоэкранно» (Северянин). Тот же Северянин мастерски играет словами, прославляя Ф. Сологуба, введшего его в литературу: «Он - чарователь, чаровальщик, // Чарун, он - чарник, чародей...».

Похожий эксперимент проводит В. Хлебников в «Заклятии смехом» (1910):

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных -

смех усмейных смехачей!

Каковы корни стихотворения Хлебникова «Заклятие смехом»?

Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.

Была попытка создать особый, «заумный» язык: «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (декларация футуристов «Слово как таковое»). Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев», обладает определенной семантикой (смыслом). Знаменито «заумное» стихотворение В. Хлебникова:

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй - пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Каково значение звуков в этом стихотворении?

Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой символ - птиц. (Между прочим, отец Хлебникова был орнитологом.) Этот символ, считал поэт, должен передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык символизировал связь между народами и континентами. «Заумный» язык для Хлебникова - язык будущего, способный служить объединению людей.

Или часто цитируемое стихотворение А. Крученых:

Дыр бул щыл

Убе щур

Скум

Вы со бу

Рлэз.

Художественной системе футуризма свойственны

    культ техники, индустриальных городов;

    отрицание гармонии как принципа искусства;

    словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;

    абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;

    пафос эпатажа.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа с таблицей

На основе полученной информации ученики заполняют таблицу сопоставления творческих программ символистов, акмеистов, футуристов:

- В этой несхожести позиций, в самом разнообразии художественных течений выявляется богатство, глубина, многоцветие литературного процесса начала века.

Вывод

Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»?

Что же объединяло таких разных поэтов?

    все эти поэты - современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;

    всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;

    все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения;

    они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;

    их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.

V . Этап информации о домашнем задании

    Выучить наизусть стихотворение.

    Индивидуальные задания учащимся. (А. Блок)

VI . Этап рефлексии



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...