Северянин биография краткая.  Северянин И

Любвеобильный Иван Васильевич Лотарев в стихосложениях воспевал человеческие чувства, отношения и красоту природы. поэта, взявшего псевдоним Игорь Северянин, состоит из осколков времени царской и советской эпохи. Революционная составляющая, смелые идеи литературного окружения помогли сформировать собственный стиль написания стиха.

Игорь Северянин: биография

Родился поэт в Санкт-Петербурге в 1887 году в семействе мещанина Василия Петровича Лотарева и урождённой дворянки Натальи Степановны. Позже, когда мальчику исполнилось 9 лет, семья распалась. Воспитывался будущий гений пера в семье родственников под Череповцом. В городе Игорь закончил 4 класса училища и переехал в Китай к отцу. К сожалению тот вскоре скончался, краткая биография на Востоке закончилась, юношу забрала мать в культурную столицу – Санкт-Петербург. Много раз влюблялся в жизни, но жена была одна – Фелисса Круут. От незарегистрированных отношений есть дети: две девочки и мальчик. Игорь Васильевич болел туберкулёзом. Умер в столице Эстонии в 1941 году от сердечной недостаточности.

Жизнь и литературное творчество

Стихи начали выходить из-под пера талантливого ребёнка, когда ему было всего семь-восемь лет. Официальным началом биографии своего творчества Игорь Северянин считает произведения, которые были опубликованы в 1905 году в прессе для народа «Досуг и дело». Знакомство с Феофановым повлияло на литературный путь поэта. Собственноручно оплатив издание 35 брошюр, Северянин планировал впоследствии объединить их в сборнике стихов. Одну стихотворную тетрадку увидел , а прочитав – раскритиковал.

Критика пошла Северянину на пользу, о его произведениях и о нём самом писала вся пресса. Создав поэтическое движение эгофутуризма («рафинированного» отношения к реальности), Северянин выходит из кружка, проникнувшись идеями символистов. В 26 лет Игорь Васильевич издаёт самый важный в литературной биографии сборник стихотворений – «Громокипящий кубок», за краткое время принёсший ему славу и признание. Стих «Ананасы в шампанском», изданные в сборнике стихотворений в 1915 году, часто цитируются до сих пор. Из-за смены правящей власти в стране Северянин уехал в Эстонию. Стихи и романы в стихах он продолжил печатать и за рубежом. Помимо стихотворного сложения слов, литератор занимался переводами.

Интересным фактом концертной жизни в биографии Игоря стало то, что на первых концертах в Грузии стихотворные произведения, декламируемые автором нараспев, зритель воспринял как комическое выступление. Зал взрывался от смеха, когда Северянин читал стихи. На следующих концертах, прочувствовав силу поэтического слова, зал аплодировал и забрасывал творца цветами.

СССР СССР

И́горь Северя́нин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин (дореф. Игорь Сѣверянинъ )); настоящее имя - И́горь Васи́льевич Лотарёв ; 4 (16) мая , Санкт-Петербург - 20 декабря , Таллин) - русский поэт «Серебряного века ».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В январе 1918 года Игорь-Северянин уезжает из Петрограда в Эстонию, где поселяется в посёлке Тойла вместе со своей гражданской женой Марией Волнянской (Домбровской). В феврале, выполняя обязательства перед антрепренёром Фёдором Долидзе, Игорь-Северянин едет в Москву, где принимает участие в «выборах короля поэтов», который состоялся 27 февраля 1918 года в Большой аудитории московского Политехнического музея . Будущий советский литературовед Яков Черняк вспоминал:

    «В Москве в конце февраля 1918 года были назначены выборы короля поэтов. Выборы должны были состояться в Политехническом музее, в Большой аудитории. Ряд поэтов, объявленных в афише, не приехал - например, К. Бальмонт. Стихи петербургских поэтов читали артисты. Среди многих выступающих на этом своеобразном вечере были Маяковский и Игорь Северянин. Страстные споры, крики и свистки то и дело возникали в аудитории, а в перерыве дело дошло чуть не до драки между сторонниками Северянина и Маяковского. Маяковский читал замечательно. Он читал начало „Облака“ и только что сработанный „Наш марш“… Королём был избран Северянин - за ним по количеству голосов следовал Маяковский. Кажется, голосов тридцать или сорок решили эту ошибку публики.

    Из ближайшего похоронного бюро был заранее доставлен взятый на прокат огромный миртовый венок. Он был возложен на шею тощего, длинного, в долгополом чёрном сюртуке Северянина, который должен был в венке ещё прочитать стихи. Венок свисал до колен. Он заложил руки за спину, вытянулся и запел что-то из северянинской „классики“.

    Такая же процедура должна была быть проделана с Маяковским, избранным вице-королём. Но Маяковский резким жестом отстранил и венок и людей, пытавшихся на него надеть венок, и с возгласом: „Не позволю!“ - вскочил на кафедру и прочитал, стоя на столе, третью часть „Облака“. В аудитории творилось нечто невообразимое. Крики, свистки, аплодисменты смешались в сплошной грохот…»

    После выборов был издан специальный альманах «Поэзоконцерт. Избранные поэзы для публичного чтения». (М. «Просвещение народа»,1918, 80 с.,8000 экз., на обложке портрет Игоря-Северянина). Кроме Игоря-Северянина, в нем принимали участие Мария Кларк, Пётр Ларионов, Лев Никулин , Елизавета Панайотти, Кирилл Халафов.

    В первых числах марта 1918 года Игорь-Северянин возвращается в Эстонию, которая после заключения Брестского мира оккупирована Германией. В Тойле он попадает через карантин в Нарве и фильтрационный лагерь в Таллине. Больше в Россию он уже никогда не попадёт. Для него началась вынужденная эмиграция.

    В эмиграции в Эстонии (1918-1941)

    Эмиграция оказалась для поэта неожиданностью. В Тойла он приехал со своей гражданской женой Марией Васильевной Волнянской - исполнительницей цыганских романсов, матерью Наталией Степановной Лотарёвой, няней Марией Неупокоевой (Дур-Маша), бывшей гражданской женой Еленой Семёновой и дочерью Валерией. Распространена версия о том, что поэт ещё до революции приобрёл дачу в местечке Тойла, однако это не так: в 1918 году он снимал полдома, принадлежавшего местному плотнику Михкелю Крууту.

    Какое-то время многочисленное семейство существовало за счёт гонорара за участие «в выборах короля поэтов» и заработков М.Волнянской. Концертную деятельность в Эстонии поэт начинает 22 марта 1919 года с концерта в Ревеле в Русском театре: в первом отделении выступают Стелла Арбенина , Г. Рахматов и В. Владимиров, во втором отделении - Игорь Северянин. Всего за годы жизни в Эстонии он дал более 40 концертов. Последнее публичное выступление состоялось в зале Братства Черноголовых 14 марта - юбилейный вечер по случаю 35-летия литературной деятельности.

    В 1921 году изменяется семейное положение поэта: он расстаётся с М.Волнянской и в Успенском соборе в Юрьеве венчается с дочерью домовладельца Фелиссой Круут, в замужестве Лотарёвой, которая вскоре родила сына, крещёного Вакхом (c 1940 Ling). Ради замужества Фелисса перешла из лютеранства в православие и стала единственной законной женой поэта. До марта 1935 года Фелисса была ангелом-хранителем поэта, ей мы обязаны тем, что литературное творчество Игоря-Северянина не угасло в эмиграции, а получило развитие: стих приобрёл ясность и классическую простоту.

    Делая выбор между «стилическим выкрутасом и безвыкрутасной поэмой» Игорь-Северянин «простотой идёт va banque» (Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств»). Предваряя роман в строфах «Рояль Леандра. (Lugne)», поэт заявляет:

    Не из задора, не для славы
    Пишу онегинской строфой
    Непритязательные главы
    Где дух поэзии живой.

    В годы эмиграции поэт издал новые сборники стихов: «Вервэна» (Юрьев, 1920), «Менестрель» (1921), «Миррэлия» (Берлин, 1922), «Соловей» (Берлин, 1923), «Классические розы» (Белград, 1931), и другие. Им создано четыре автобиографических романа в стихах: «Роса оранжевого часа» (детство), «Падучая стремнина» (юность), «Колокола собора чувств» (турне 1914 года с Маяковским и Баяном), «Рояль Леандра. (Lugne)» (панорама художественной жизни С.-Петербурга). Особое место занимает утопия «Солнечный дикарь» (1924).

    Игорь-Северянин стал первым крупным переводчиком эстонской поэзии на русский язык. Ему принадлежит первая антология эстонской поэзии на русском языке «Поэты Эстонии» (Юрьев, 1928), два сборника стихов Хенрика Виснапу - «Amores» (Москва, 1922) и «Полевая фиалка» (Нарва, 1939), два сборника стихов Алексиса Раннита (Алексея Долгошева)-"В оконном переплете" (Tallinn, 1938) и «Via Dolorosa» (Стокгольм, Сев. Огни, 1940) и сборник стихов поэтессы Марие Ундер «Предцветенье» (Tallinn, 1937).

    Несомненный интерес представляет сборник «Медальоны» (Белград, 1934), составленный из 100 сонетов - характеристик, посвящённых поэтам, писателям и композиторам. В каждом сонете обыграны названия произведений персонажа.

    Интерес представляют также исследование «Теория версификации. Стилистика поэтики» и воспоминания «Мое о Маяковском» (1940).

    В первые годы эмиграции поэт активно гастролирует в Европе : Латвии , Литве , Польше , Германии , Данциге , Чехословакии , Финляндии . В декабре 1930 года через Ригу поэт с женой отправляется в Югославию , где Державная комиссия для русских беженцев организует ему турне по русским кадетским корпусам и женским институтам.

    Так называемый «донжуанский список поэта» невелик, но примечателен последовательными романами с несколькими сёстрами: Евгения Гуцан (Злата) и Елизавета Гуцан (Мисс Лиль), Елена Новикова (Мадлэна) и кузина Тиана (Татьяна Шенфельд), Дина Г. и Зинаида Г. (Раиса), Анна Воробьёва (Королева) и Валерия Воробьева (Violett), Ирина Борман и Антонина Борман, Вера Коренди (Запольская) и Валерия Запольская.

    Сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» полны стихотворений, посвящённых Евгении Гуцан - знаменитой Злате. Их легко узнать по схожим сюжетам. Наиболее знаменитое «Её монолог»:

    Не может быть! вы лжёте мне, мечты!
    Ты не сумел забыть меня в разлуке…
    Я вспомнила, когда, в приливе муки,
    Ты письма сжечь хотел мои… сжечь!.. ты!..

    Анна Воробьева стала лирической героиней поэмы миньонета «Это было у моря»:

    Елене Новиковой - Мадлэне поэт был благодарен за принесённую ею всероссийскую славу. Ей посвящено знаменитое стихотворение «В очарованьи»:

    Быть может оттого, что ты не молода,
    Но как-то трогательно-больно моложава,
    Быть может оттого я так хочу всегда
    С тобою вместе быть; когда, смеясь лукаво,
    Раскроешь широко влекущие глаза
    И бледное лицо подставишь под лобзанья,
    Я чувствую, что ты - вся нега, вся гроза,
    Вся - молодость, вся - страсть; и чувства без названья
    Сжимают сердце мне пленительной тоской,
    И потерять тебя - боязнь моя безмерна…
    И ты, меня поняв, в тревоге, головой
    Прекрасною своей вдруг поникаешь нервно,-
    И вот другая ты: вся - осень, вся - покой…

    Беллетристке Татьяне Краснопольской (Шенфельт) посвящено пронзительное стихотворение «Тиана»:

    Тиана, как дико! мне дико, Тиана,
    Вложить вам билеты в лиловый конверт
    И ждать на помпезный поэзоконцерт:
    Ведь прежде так просто - луна и поляна.

    И вдруг - вы, снегурка, нимфея, лиана,
    Вернули мне снова все миги тех лет,
    Когда я был робкий, безвестный поэт,
    О славе мечтавший,- без славы дурмана…
    Тиана, как больно! мне больно, Тиана!

    Жена поэта Фелисса с понимаем относилась к гастрольным романам поэта с Валентиной Берниковой в Югославии, с Викторией Шей де Вандт в Кишиневе. Она терпела тянувшиеся романы с Ириной Борман и Евдокией Штранделл. С последней ещё и потому, что она была женой хозяина продуктовой лавки в Тойле и от неё зависел кредит в лавке. Поэт рассказывает о роковой страсти в одном из писем к графине Софии Карузо, урождённой Ставроковой, в котором находим характеристику Е. Штранделл:

    «А я от страсти гибну. Нет, серьёзно. Представляете ли себе меня способным пламенеть к одной пять лет? К одной и одной. Жена сначала этому не очень сочувствовала, но потом махнула рукой, ушла в себя, с презрительной иронией наблюдает теперь свысока и издали. Женщина, правда, очаровательная - петербурженка, красивая, 27 лет. И муж есть. Личность довольно безличная. Она приходит к нам почти ежедневно. Жена ценит в ней её большой и редкий такт. Она обворожительно-любезна и мила с Фел. Мих. Но меня эта „Цирцея“ положительно губит: замкнутая, холодная, чувственная, осторожная, лживая и изменчивая. Но глаза, конечно, Мадонны… Ревнует, терзает, - насыщая, не даёт пресытиться. Даже насытиться с ней невозможно. С ней и ею. Ламия какая-то. Вот я как с вами откровенно. Захотелось почему-то Вам всё это сказать. Последнее время даже не могу писать ничего. Чем дольше длится эта необыкновенная связь, тем больше теряю голову. Сам на себя дивлюсь. И где же всё это возникло? В глуши одебренной! Сколько, казалось бы, женщин в пути всюду, так нет же - все остаются чуждыми, а эта Нереида влечёт все более и более. Даже турне рву через два-три месяца, болезненно влекомый ею. И часто - в разгаре успехов, когда можно было бы работать и зарабатывать».

    Игорь-Северянин в регулярных письмах к Георгию Шенгели описывал состояние своего здоровья. На основании описанных им симптомов доктор медицинских наук Натан Эльштейн сделал заключение о том, что Игорь-Северянин страдал туберкулёзом в тяжёлой форме. Феномен таков, что в определённой стадии болезни туберкулезники становятся чрезвычайно любвеобильными (влюбчивыми).

    Школьную учительницу Веру Борисовну Коренди (урождённая Запольская, по мужу Коренева) поэт называл «женой по совести». По рассказам Фелиссы, после возвращения поэта из Кишинёва В.Коренди развила бурную активность: засыпала поэта письмами, требовала встреч, угрожала самоубийством. 7 марта 1935 года наступила развязка: ссора, после которой Фелисса выгнала поэта из дома. Живя с Коренди, поэт регулярно писал жене покаянные письма и умолял её о возвращении. Когда В.Коренди узнала о существовании этих писем, то написала письмо в Эстонский литературный музей с категорическим требованием изъять «лживые письма» и передать ей для уничтожения.

    Летом 1935 года В.Коренди объявила, что её дочь, урождённая Валерия Порфирьевна Коренева (6 февраля 1932 - 3 июня 1982) в действительности есть плод тайной любви с поэтом, что стало окончательной причиной разрыва в отношениях. В 1951 году с помощью секретаря Союза писателей СССР Всеволода Рождественского Коренди добилась для дочери выдачи советского паспорта на имя Валерии Игоревны Северяниной. Надгробный памятник на её могиле не содержит даты рождения. Коренди утверждала, что поэт требовал скрывать дату рождения: «Дочь поэта принадлежит вечности!»

    Дочь поэта Валерия Игоревна Семенова (21 июня 1913 - 6 декабря 1976), названная в честь Валерия Брюсова, родилась в Петербурге. После переезда в 1918 году в Эстонию большую часть прожила в Усть-Нарве и работала в Тойле в рыболовецком колхозе «Oktober». Похоронена на кладбище в Тойле, вероятно, недалеко от утраченной могилы матери Елены Яковлевны Семеновой. Эстонский литературовед Рейн Крус , основываясь на превратно понятом устном рассказе Валерии Семеновой, полагал, что фамилия её матери была Золотарёва. Рассказ был записан директором краеведческого музея в Усть-Нарве Евгением Кривошеевым. Вероятное объяснение: фамилия образовалась из воспринятого на слух обрывка фразы «вышла замуж за Лотарёва».

    Сын Вакх Игоревич (1 августа 1922 - 22 мая 1991) с 1944 года проживал в Швеции, где ныне живут его дети - внуки поэта.

    Последние годы жизни Игорь-Северянин провёл в Саркуле - деревушке между устьем Россони и берегом Финского залива. Ныне Саркуль находится на территории России и примечателен тем, что одна из его двух улиц носит имя Игоря-Северянина. Самое яркое событие - поездка из Саркуля в Таллин на нобелевскую лекцию Ивана Бунина . Поэты встретились на перроне железнодорожной станции Тапа . Оказалось, что Бунин не знает отчества собрата по профессии. До Таллина ехали в вагоне-ресторане. Бунин предложил сойти с поезда вместе, но Игорь-Северянин пожелал выйти из своего вагона. Наиболее яркое событие жизни в Усть-Нарве - приезд из Германии Златы (Евгении Меннеке), уверенной в себе, благополучной, состоятельной и с чемоданом набитым подарками. В результате ссора с Верой Борисовной, ожидавшей встретить «первую любовь» в виде убогой старушки.

    Зиму 1940-1941 годов поэт провёл в Пайде , где Коренди получила работу в школе. Он постоянно болел. В Усть-Нарве в мае наступило резкое ухудшение состояния. С началом войны Игорь-Северянин хотел эвакуироваться в тыл, но по состоянию здоровья не смог этого сделать. В октябре 1941 года Коренди перевезла поэта в Таллин, где он скончался 20 декабря от сердечного приступа. В некоторых изданиях ошибочно указывают дату смерти 22 декабря. Происхождение ошибки связано с опубликованным Рейном Круусом свидетельством о смерти поэта. Свидетельство выписано на эстонском языке 22 декабря 1941 года.

    Родственники В. Коренди не разрешили похоронить поэта в семейной ограде на Александро-Невском кладбище . Место для могилы было найдено случайно двадцатью метрами далее справа на центральной аллее, в ограде с могилами Марии Штерк (ум. 1903) и Марии Пневской (ум. 1910), которые не являются ни его родственниками, ни знакомыми. Первоначально на могиле был установлен простой деревянный крест, но в начале 1950-годов литератор Валентин Рушкис заменил крест на табличку с цитатой из стихотворения «Классические розы». В конце 1980-х годов на могиле было установлено гранитное надгробие работы скульптора Ивана Зубака.

    По мнению упоминавшегося выше профессора Вальмара Адамса, уже в 1930-х годах можно было вести речь о мировой рецепции творчества Игоря-Северянина. Вот, например, как оценивает творчество Игоря-Северянина славист и литературный критик из Германии Вольфганг Казак

    Доходчивая музыкальность его стихотворений, часто при довольно необычной метрике, соседствует у Северянина с любовью к неологизмам. Смелое словотворчество Северянина создаёт его стиль. В его неологизмах есть многое от собственной иронической отчуждённости, скрывающей подлинную эмоцию автора за утрированной словесной игрой.

    Произведения

    • Громокипящий кубок. - М.: «Гриф», 1913 (всего 9 изданий).
    • Златолира. - М.: «Гриф», 1914 (всего 6 изданий).
    • Ананасы в шампанском. - М.: «Наши дни», 1915 (4 издания).
    • Victoria regia. - М.: «Наши дни», 1915 (всего 3 издания).
    • Поэзоантракт - М.: «Наши дни», 1915 (обл.: 1916); 3-изд. - Пг., 1918.
    • Собрание поэз, тт. 1-4, 6. - М.: В.Пашуканис, 1915-1918; 2-е изд. - Пг.: «Земля», 1918.
    • За струнной изгородью лиры. Избранн. поэзы. - М.: В. Пашуканис, 1918.
    • Поэзоконцерт. - М.: «Просвещение народа», 1918.
    • Creme de Violettes. Избранные поэзы. - Юрьев: «Odamees», 1919.
    • Puhajogi. - Юрьев: «Odamees», 1919.
    • Вервэна. - Юрьев: «Odamees», 1920.
    • Менестрель. Новейшие поэзы. - Берлин: Изд. «Москва», 1921.
    • Миррэлия. - Берлин: Изд. «Москва», 1922.
    • Падучая стремнина. Роман в 2-х частях. - Берлин: Изд. «Отто Кирхнер», 1922.
    • Фея Eiole. - Берлин: «Отто Кирхнер и Ко», 1922.
    • Я чувствую как падают листья. Музыка Д. Покрасс. Ноты. - М., 1923. - 4 с.
    • Соловей. - Берлин - Москва: «Накануне», 1923.
    • Трагедия титана. Космос. Изборник первый. - Берлин - Москва: «Накануне», 1923.
    • Колокола собора чувств: Автобиогр. роман в 2-х чч. - Юрьев-Тарту: В. Бергман, 1925.
    • Роса оранжевого часа: Поэма детства в 3-х чч. - Юрьев-Тарту: В. Бергман, 1925.
    • Классические розы. Стихи 1922-1930, Белград, 1931. (Рус. б-ка; Кн.33).
    • Адриатика. Лирика. - Нарва: Изд. автора, 1932.
    • Медальоны. - Белград: Изд. автора, 1934.
    • Рояль Леандра (Lugne). Роман в строфах. - Бухарест: Изд. автора, 1935.

    Некоторые посмертные издания

    • Стихотворения. - Л. : Советский писатель, 1975. - 490 с.
    • Венок поэту (Игорь-Северянин). - Таллин: Ээсти раамат, 1987.
    • Стихотворения. - Таллинн: Ээсти раамат, 1987.
    • Стихотворения. - М. : Сов. Россия, 1988. - 464 с.
    • Стихотворения. Поэмы. - Архангельск; Вологда, 1988. - (Русский север)
    • Менестрель. - М. : Молодая гвардия, 1989 (репринт изд. 1921).
    • Сочинения. - Таллин: Ээсти раамат, 1990.
    • Ананасы в шампанском. М. : Объед. «Глобус», 1990.
    • Соловей: Поэзы. - М. : «Союзтеатр» СТД СССР: ТОМО, 1990 (репринт изд. 1923).
    • Классические розы. Медальоны. - М. : Худож. лит, 1990. - 224 с.
    • Стихотворения и поэмы (1918-1941), письма к Г. Шенгели. - М. : Современник, 1990.
    • Ананасы в шампанском: Поэзы. - М. : Книга, 1991. - 143 с. (Репринт изд. 1915).
    • Creme de Violettes. - М. : Книга, 1994 (репринт изд. 1919).
    • Избранное. - М. : ТОО «Люмош», 1995. - 400 с. - ISBN 5-7717-0002-9 .
    • Собрание сочинений в 5-ти томах. - СПб. : Логос, 1995-1996.
    • Тост безответный. - М. : Республика, 1999.
    • Я избран королём поэтов. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.
    • Стихотворения. - М. : Эллис Лак, 2000, 2003.
    • Четыре книги поэз. Ранние книги. Теория версификации. - М. : Наука, 2004. - 870 с.
    • Винтик: Записки инженера. - Изд. М. Петрова, 2005.
    • Лотарев Игорь . Девять стихотворений о Русско-японской войне. - Изд. М. Петрова. Reval, 2005.
    • Посмертные стихи одной прекрасной даме / Предисловие Т. Александровой, послесловие М. Петрова. - Таллин; Москва, 2005.
    • Игорь-Северянин в переводах. - Таллин: М. Петров, 2007.
    • Полное собрание сочинений в одном томе. - М. : Альфа-Книга, 2014.

    Игорь Северянин – известный русский поэт Серебряного века, переводчик. Является одним из основателей эгофутуризма, который развился в начале прошлого века.

    Итак, перед вами краткая биография Северянина .

    Биография Северянина

    Игорь Васильевич Северянин (наст. фамилия Лотарев) родился 4 мая 1887 года в . Он рос в образованной и состоятельной семье.

    Его отец, Василий Петрович, являлся капитаном железнодорожного батальона. Мать, Наталья Степановна, была дочерью дворянина. Интересен факт, что она приходилась дальней родственницей известному .

    Детство и юность

    Когда Игорь был маленьким, его родители решили развестись. После этого будущий поэт жил в усадьбе родственников в деревне Владимировка, что в Вологодской области.

    В одной из автобиографических заметок Северянин писал, что образование он получил в Череповецком реальном училище. В 1904 г., после окончания 4-го класса, юноша отправился к отцу в Маньчжурию.

    Через несколько месяцев Лотарев-старший умер, вследствие чего Игорю пришлось уехать обратно в Санкт-Петербург и жить вместе с матерью.

    Игорь Северянин в детстве

    Творчество Северянина

    Первые стихи в своей творческой биографии Игорь Северянин написал еще в семилетнем возрасте. После этого он продолжал сочинять новые произведения, хотя они были еще далеки от идеала.

    Когда Северянину исполнилось 17 лет, его стихотворения начали печатать в разных издательствах. Однако творчество юного поэта мало кого заинтересовало.

    Любопытно, что свои первые произведения Игорь Васильевич издавал под именем «Граф Евграф д’Аксанграф». В 1907 г. он познакомился с поэтом Константином Фофановым, которого считал своим учителем.

    В данный период биографии он начал печататься уже под псевдонимом Игорь Северянин.

    Однажды близкий друг поэта Иван Наживин приехал в гости ко и показал ему некоторые стихи Северянина. Когда Толстой ознакомился с ними, он подверг их жесткой критике.

    Со временем Игорь Северянин узнал об этом, однако это его не сломило. Он продолжал оттачивать свое писательское мастерство, несмотря на то, что слышал в свой адрес все больше замечаний.

    В 1911 г. было образовано творческое сообщество эгофутуристов, в котором Северянин являлся ключевой фигурой. Это литературное течение пропагандировало показное себялюбие и использование новых иноязычных слов.

    Однако спустя год поэт покинул этот кружок и серьезно заинтересовался символизмом.

    В 1913 г. в биографии Игоря Северянина произошло знаковое событие. В этом году был опубликован его первый поэтический сборник «Громокипящий кубок».

    Книга принесла ему большую популярность и целую армию поклонников. Любопытно, что название для своего труда он придумал под влиянием стихотворения «Весенняя гроза» (см. ).

    В своих произведениях Северянин превозносил явления , человеческие качества и собственные философские воззрения. Получив первую популярность, он объездил много , где читал свои стихи перед публикой.

    После каждого выступления он слышал восторженную похвалу от зрителей, а также получал от них множество цветов.

    В 1915 г. Игорь Северянин издал сборник «Розирис», в котором было его знаменитое стихотворение «Ананасы в шампанском».

    Существует версия, что поэт сочинил этот стих после того как увидел, как окунул кусочек в шампанское.

    В 1918 г. Северянину пришлось покинуть . Он переехал в , где из-под его пера вышло 3 сборника:

    • «Соловей»;
    • «Классические розы»;
    • «Вервэна».

    Также он написал несколько поэм и романов в стихах. Кроме этого поэт занимался переводами эстонских авторов на .

    Личная жизнь

    В биографии Северянина было множество женщин. Впервые он влюбился в 12-летнем возрасте. Его возлюбленной стала двоюродная сестра Елизавета, которая была старше его на 5 лет.

    Для Северянина кузина была настоящей музой, благодаря чему он написал немало лирических стихов. Тем не менее, через несколько лет Елизавета вышла замуж. Биографы поэта утверждают, что это событие он пережил очень тяжело.

    Когда Северянину исполнилось 18 лет, он познакомился с Евгенией Гуцан. Какое-то время он сожительствовал с ней, одаривая ее новыми стихами. По мнению некоторых биографов, их отношения привели к рождению девочки Тамары, хотя достоверных фактов этому нет.

    В 1921 г. Игорь Северянин расторг фиктивный брак с Марией Волнянской и женился на Фелиссе Круут. Таким образом, Фелисса была единственной официальной супругой в биографии поэта.

    В этом союзе у них родился мальчик Вакх.

    Интересен факт, что ради будущего мужа девушка перешла из лютеранства в православие. Она очень любила его, в то время как он постоянно изменял ей с разными женщинами.

    В конечном итоге, когда Волнянская увидела любовную переписку супруга с некой Верой Коренди, ее терпение лопнуло. Она собрала вещи писателя и выгнала его из дома. Если верить словам Коренди, то от Северянина у нее родилась девочка Валерия.

    Смерть

    В переписке с Георгием Шенгели Северянин часто описывал состояние своего здоровья. На основании этих писем было установлено, что поэт страдал тяжелой формой туберкулеза.

    Незадолго до смерти Игорь Васильевич переехал вместе с Верой Коренди в Эстонию, где устроился работать преподавателем. Тем временем его самочувствие с каждым днем все больше ухудшалось.

    Игорь Васильевич Северянин умер от сердечного приступа 20 декабря 1941 года в возрасте 54 лет. Его похоронили на Александро-Невском кладбище .

    Если вам понравилась биография Игоря Северянина – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще и в частности, – подписывайтесь на сайт .

    Понравился пост? Нажми любую кнопку.

    Игорь Северянин (настоящее имя и фамилия Лотарев Игорь Васильевич; 1887-1941). Родился в Петербурге в семье офицера, по материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником Фета. Окончил реальное училище в г. Череповце, стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».

    Юношеские опыты не привлекали внимания читателей и критики, и поэту пришлось издать более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и именитым людям («Зарницы мысли», 1908; «Интуитивные краски», 1908; «Колье принцессы»; 1910; «Электрические стихи», 1910, и др.).

    В 1909 Лев Толстой пришел в негодование от сборничка «Интуитивные краски» (великого старца возмутили строки: «Вонзите штопор в упругость пробки / И взоры женщин не будут робки») и обрушился на поэта с отповедью. «С легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие».

    В 1911 вместе с поэтом Колимповым, сыном Фофанова, объявил себя создателем новой поэтической школы - эгофутуризма. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз»; в его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные - на грани пародии и пошлости - формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».

    Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громокипящий кубок». Вскоре Игорь Северянин отказывается от участия в каких бы то ни было литературных объединениях, предпочитая не делить ни с кем лавры. Следующие сборники «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» (1915) и др. не прибавили ничего нового в сложившийся облик салонно-будуарного поэта, разочаровали серьезных читателей, возлагавших на Северянина надежды обновления стихотворного языка, но закрепили за ним репутацию «кумира гимназисток».

    В феврале 1918 в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его соперников - В. Маяковского, К. Бальмонта). В этом же году он уезжает в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается отрезанным от родины.

    В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, но читателей становилось все меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они не расходились. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности. Игорю Северянину принадлежат одни из самых известных строк в литературе русского рассеяния: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!»

    Русский поэт (настоящие имя и фамилия — Игорь Васильевич Лотарев). Эстетизация салонно-городских мотивов, игра в романтический индивидуализм в сборниках "Громокипящий кубок" (1913), "Ананасы в шампанском" (1915). С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах "Колокола собора чувств" (1925) и сборник сонетов "Медальоны" (1934) проникнуты любовью к родине, ностальгическим переживанием отторгнутовти от нее.

    Биография

    Родился 4 мая (16 н.с.) в Петербурге в семье отставного штабс-капитана — культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную ("одного Собинова я слышал не менее сорока раз"). С девяти лет мальчик писал стихи.

    Юношеские годы провел в усадьбе "Сойволе" недалеко от Череповца, Новгородской губернии, где окончил четыре класса реального училища. Затем уехал с отцом в Порт Дальний. Север пробудил в душе будущего поэта вдохновение (отсюда его псевдоним — Северянин).

    Вернувшись в 1904 к матери, жил у нее в Гатчине. Юный поэт рассылал по различным редакциям свои поэтические опыты, регулярно возвращавшиеся обратно. Однако в 1905 было опубликовано стихотворение "Гибель Рюрика", затем еще ряд отдельных стихотворений.

    Первым поэтом, приветствовавшим появление Северянина в поэзии, был Фофанов (1907), вторым — Брюсов (1911). С 1905 по 1912 Северянин выпустил 35 поэтических сборников (в основном в провинциальных изданиях). Настоящая слава пришла к нему после выхода в свет сборника "Громкокипящий кубок"(1913). В том же году стал давать собственные поэзоконцерты, совершил первое турне по России вместе с Сологубом.

    Затем последовали другие сборники стихов Северянина — "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и др., много раз переиздававшиеся. Вечера поэта проходили с огромным успехом, чему способствовал его исполнительский дар. Б. Пастернак вспоминал: "...на эстраде до революции соперником Маяковского был Игорь Северянин..."

    Связи семьи Лотаревых с эстонским краем были давние: здесь учился отец поэта, его братья. Впервые Северянин посетил эти места (поселок Тойла) в 1912, затем часто отдыхал там в летние месяцы.

    В 1918 перевез туда больную мать. Ненадолго заехав в Москву, где на вечере в Политехническом музее был избран "Королем поэтов", вернулся в Тойлу. Оккупация немцами Эстонии (в марте 1918), образование самостоятельной республики (1920) отрезали его от России. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой — поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут.

    Находясь в эмиграции, продолжал писать. Выпустил сборники стихов "Вервена"(1920), "Менестрель" (1921), роман в стихах "Падучая стремнина" и др. Издал антологию эстонской классической поэзии. Правительство Эстонии помогло Северянину, назначив субсидию. Последние годы ему жилось тяжело, одиноко.

    Присоединение в 1940 Эстонии к Советскому Союзу пробудило в нем надежды на издание своих стихов, возможность поездки по стране. Болезнь помешала осуществлению не только этих планов, но даже отъезду из Эстонии, когда началась война.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...