Сферы применения психотехнологий в личностной проблематике. Психотехнологии и их сущность

Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.

В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, человек ощущает необходимость «собраться», «отмобилизоваться», «перестроиться». Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.

Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям. Следующее важное слагаемое для формирования профессионализма в социальной работе заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом.

В экстремальных ситуация высокий профессионализм социальных работников исключительно важен, так как, с одной стороны, от их решения часто зависят судьбы клиентов и их семей, а с другой, их деятельность частично построена на оценочных суждениях, и характер работы таков, что ее результаты не могут быть предсказаны с полной определенностью. Постоянно существующая опасность принятия ошибочного решения создает стрессы для самих социальных работников.

Ученые, экологи, метеорологи, различные институты занимаются предупреждением, предсказанием, расчетом вероятности возникновения экстремальных ситуаций. МЧС, МВД, спасательные службы участвуют в ликвидации последствий, обеспечивают безопасность населения. Министерство труда и социального развития РФ, центры социально психологической реабилитации, комитеты Красного креста, службы социальной помощи в сотрудничестве с другими видами социальной деятельности помогают человеку, пострадавшему от стихии, катастрофы, кризиса, личных проблем строить свою жизнь заново.

В процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут. В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. Иными словами, формируется своего рода «страховочный пояс», который поддерживает людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно . Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться как:



Средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;

Государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер.

Объектом социальной защиты выступают все группы населения. При этом необходимо отметить, что существуют два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

  1. Социальная защита населения - это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям.
  2. Социальная защита населения - это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям граждан и их семей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

Особенность социальной защиты населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы. Словом, - тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.

Цель социальной защиты населения на современном этапе социально-экономического развития в условиях кризисной ситуации в России следует формулировать как создание материальной основы существования граждан в случае утраты возможности (временной или постоянной) самостоятельно иметь трудовой доход.

Вышеозначенная цель диктует необходимость постановки и решения для России следующих задач:

Разработка стратегического курса, направленного на повышение качества жизни, основанного на новых стандартах;

Разработка системы мер, позволяющих ослабить, а далее устранить кризисные явления, вызывавшие падение жизненного уровня населения, снижение эффективности и темпов роста производства;

Учет интересов каждого человека, в особенности наиболее незащищенных, в социальном плане категорий населения;

Обеспечение минимальных социальных гарантий, позволяющих выбрать каждому приемлемые формы экономического и социального поведения;

Разработка новых социальных нормативов, учитывающих влияние рынка на условия воспроизводства личности.

Социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру. В системе социальной защиты можно выделить следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку (рис. 1).

Рис. 1. Система социальной защиты населения

Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу. К ним относятся: гарантия минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий.

В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексация представляет собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематического регулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.п.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени в который происходит изменение индекса стоимости жизни.

Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем у нас финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхованиями отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.

Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской,

юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Многочисленные правления социальной поддержки как содействия человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем можно сгруппировать по нескольким основаниям:

По деятельности осуществления различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку. Постоянная социальная поддержка оказывается, например, престарелым, проживающим в домах интернатах или детям-сиротам, периодическая - работникам, обучающимся без отрыва от производства, ситуационная - людям, оказавшимся в трудной ситуации.

Сущность социального обеспечения как экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в пенсионном обеспечении, которое является важнейшей составной частью общественных фондов потребления. Именно поэтому пенсионное обеспечение при переходе к рынку, как и прежде должно оставаться основным и наиболее значимым направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия - центральным звеном системы прямых денежных выплат.

Разновидностью социального обеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается «деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» . Социальное обслуживание может осуществляться как государственными, так и муниципальными учреждениями системы социальной защиты.

Для лиц, оказавшихся в критической ситуации, социальная поддержка осуществляется в виде социальной помощи - обеспечение в натуральной и денежной форме, посредством предоставления льгот и услуг, носящих характер единовременных доплат к пенсиям и пособиям. Социальная помощь также оказывается в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненных ситуаций, в виде предоставления кредитов на строительство жилья и приобретение домашнего имущества. Особым видом социальной помощи является медицинская помощь, в значительной степени бесплатная.

Особенность социальной защиты населения базируется на следующих основных принципах:

1. Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь - это нуждаемость, т.е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.

2. Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.

3. Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.

4. Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.

5. Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие, прежде всего широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи.

6. Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.

7. Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.

8. Широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.

Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Иными словами, речь идет о системе социальной защиты населения.

Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей такого явления, как «социальная защита населения».

В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:

Субъекты социальной защиты - граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения, а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);

Формы и виды социальной защиты граждан;

Органы социальной защиты населения;

Программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, предоставляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.

Кризис – это происшествие, который причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде, существованию организации, изделия или услуги, причиняет вред имиджу предприятия и является опасным для публичности.
Кризис возникает тогда, когда он меньше всего ожидаем. Важно то, чтобы понятие КРИЗИС было бы для всех одинаково понятно. Предусмотрительней было бы определить потенциальные кризисы, которые могут настичь организацию:
1) Против чего вы менее всего застрахованы?
2) Что причинило бы наибольший вред для достижения целей?
3) Что может настичь наиважнейшую целевую группу?
4) От чего лучше всего застрахованы?
5) Кто больше всех обеспечивает кризис?
Важно при возникновении кризиса определить его величину.
1 степень – рутинные жалобы;
2 степень - жалобы, требуемые быстрого реагирования;
3 степень - возможный кризис (риск того, что положение выйдет из-под контроля);
4 степень – большой кризис (положение, вышедшее из-под контроля; необходимо достичь контроля и уменьшить ущерб).
В принципе комбинация слов кризисная коммуникация означает отношение и поведение организации во время кризиса. Многие организации планируют свою деятельность в различных ситуациях, используя планирование сценария. Почему следует планировать кризисную коммуникацию? Потому, что обычно кризис приходит в пятницу в 8 вечера или тогда, когда все решающие лица находятся вне или еще хуже, когда предыдущий кризис еще не прошел.
По пришествии кризиса поздно начинать читать книги в данной области или заниматься планированием кризисной ситуацией. Все необходимые модели и рутину следует разработать ранее, определить реакцию людей в различных ситуациях, а также составить, например, дежурное послание для важных целевых групп. Эти дежурные послания можно использовать постоянно, если в них возникает необходимость.
Кризисная коммуникация делится на преактивную и реактивную.
Преактивная кризисная коммуникация означает создание различных сценариев и моделей, которые помогли бы действовать в кризисной ситуации. Это означает составление руководства кризиса и организацию кризисного обучения.
Реактивная кризисная ситуация означает конкретное действие в кризисной ситуации. При тушении пожара или управлении кризисом. Ключевыми словами кризисной коммуникации являются оперативность и скорость.
В действительности это означает двойное особое положение, есть ли немного времени на обдумывание или уже вообще нет времени думать.
Если нет времени на решение проблем, то:
1. Известите необходимые учреждения, предотвратив развитие кризиса.
2. Активизируйте кризисную команду.
3. Соберите факты и информацию.
Если предприятие располагает временем, то:
1. Составьте описание факта: что все-таки произошло
2. Определите цель действия, приоритеты действия
3. Разработайте кризисную стратегию
4. Определите целевые аудитории
5. Определите тактику
6. Составьте сообщение.
Зачастую в кризисной коммуникации присутствуют обе цели, как информирующие, так и мотивирующие.
В кризисной ситуации поведение людей отличается от обычного поведения. Если отсутствуют цели будущего, люди начинают искать наиболее удобный для себя путь. Так часто дается ложная информация или берется на себя вина. Слова могут иметь различную эмоциональную окраску. Важно помнить, что пресса хочет получить информацию сразу и ее следует дать, также как своим людям, нельзя бесконтрольно кого-либо обвинять.
Сразу необходимо отметить, что единого определения кризисной ситуации не существует. Ниже отмечено несколько определений, которые, по моему мнению, наиболее точно раскрывают сущность данного понятия.
С точки зрения кризисного управления (“crisis management”) кризис – это и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию кампании. М. Реджестер, один из ведущих специалистов в области управления кризисами, дает такое определение:
Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, профсоюзных организаций, движений в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Здесь представлены все существенные аспекты кризисной ситуации:
- событие произошло, его уже не изменить;
-следует немедленно заняться “лечением” информационного представления события;
- информационное представление события в сильной степени начинает развиваться в независимой от нас плоскости.
Типы кризисов и возможных сценариев их развития:
1. Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования. Сюда подпадает крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель первого лица, что требует заранее согласованных между ведущими управленцами действий, чтобы не дать развиться непониманию, конфликту, задержке в реакции.
2. Возникающий кризис дает время для исследования и планирования, где задачей становиться проведение коррекции, до того, как кризис перейдет в критическую фазу.
3. Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке. Сюда, к примеру, подпадают слухи.

Исследователи выделяют еще одну типологию кризисов:
1. Кризисы-происшествия
Сюда входят кризисы экологического характера, связанные с деятельностью предприятий, несущих урон и угрозу окружающей среде и жизнедеятельности человека; кризисы, вызванные ошибками в процессе производства продукта; кризисы из-за прямых угроз предприятию в форме шантажа и т.д.
2. Социальные кризисы
Это кризисные ситуации, обусловленные социальной структурой и социально-производственными связями предприятий в обществе. Например, забастовки.
3. Экономические или финансовые кризисы
Это кризисы, связанные с деятельностью компаний на финансовом рынке. Последствия таких кризисов могут привести к полному исчезновению фирм или их поглощению другими и т.д.
Однако считаю, что вышеперечисленные типологии нуждаются в существенном дополнении, что непосредственным образом будет сказываться на процессе управления кризисной ситуацией. Анализ позволяет ввести такое основание для типологии как общий вектор направленности кризисной ситуации, исходя из чего кризисы можно подразделить на:

1. Кризисы, имеющие внешнюю направленность
Кризисные ситуации, сказывающиеся отрицательным образом на внешней среде организации, т.е. затрагивающие интересы общественности (например, несущие угрозу жизни людей).

2. Кризисы внутренней направленности
Сюда подпадают такие кризисные ситуации, которые имеют в большей степени внутреннее значение для организации. Ситуации, связанные со столкновением корпоративных

Стратегии воздействия на массовое сознание ориентированы на использование премов манипуляции, выбор которых осуществляется в соответствии с задачами и целями манипулятора. Грамотный подбор психотехнологий позволяет манипулятору добиваться запланированных результатов путем формирования в массовом сознании наиболее приемлемых для себя социальных алгоритмов.

Психотехнологиями называют последовательную совокупность методов приемов и способов проведения психосоматического воздействия, направленного на решение какой либо задачи.

Психотехника как научное направление имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в 20–е годы, историю психологии труда. Что же касается психотехники воздействия, то ее основу составляют частные теории, связанные с разработкой рекламы. применения СМИ, психотерапии и т.п. Особенно далеко продвинулись разработки в области "модификации поведения", направленные на манипулирование массовым поведением, формирование общественного мнения, установок.

Эмпирические наблюдения и отдельные исследования в области психологии убеждающего воздействия и социального влияния фиксировались на протяжении столетий, но именно к середине ХХ века в эпоху массовых потрясений и социальных революций возникла потребность в научно обоснованных и практически выверенных технологиях воздействия на массовое сознание. Бурное развитие психологии к этому времени позволило ученым создать надежные инструменты для социально психологического воздействия. Отдельные элементы эмпирических и теоретических знаний стали объединятся в высокоэффективные психотехнологии.

Количество научных концепций психологического воздействия (общих и специальных), разработанных в традициях различных психологических школ на сегодня составляет несколько десятков. Мощнейшим стимулом для развития психотехнологий манипулирования послужили годы "холодной войны", идеологического противостояния политических систем.

С развитием психотехнологий убеждающая коммуникация, основанная на фактах и аргументах стала все больше трансформироваться в коммуникацию внушающую. Основное внимание исследователей было перенесено на разработку средств и методов внешних (подпороговых) воздействий на сферу бессознательного, с целью целенаправленной модификации психических процессов, состояний и поведения человека, то есть –в обход контроля сознания за внешней стимуляцией.

Широкий практический интерес к феномену и возможностям подпорогового (или сублимального) воздействия на психику был вызван работой В.Паккарда (1957) "Тайное воздействие", где на основе анализа эмпирических данных доказывалось, что все люди постоянно находятся под влиянием определенного рода символической стимуляции, которая может не обнаруживаться пятью основными чувствами человека и, что количество ее составляет до 60% от всей поступающей на мозг информации. В качестве одного из основных доказательств были приведены результаты эксперимента, проведенного в 1957 году Дж.Викари – специалистом в области коммерческой рекламы – в зале кинотеатра г. Форт Ли штата Нью–Джерси.

В ходе просмотра кинофильма "Пикник" через каждые 5 сек. перед зрителями на экране воспроизводились два типа рекламных сообщений: "Пейте Кока–Колу" и "Ешьте воздушную кукурузу", но все время экспозиции предъявления которых были ниже порогового уровня возможностей человеческого зрительного восприятия (1/3000 сек.). Последующий анализ наблюдений за поведением зрителей показал, что продажа Кока колы в фойе кинотеатра возросла на 57.7% и продажа воздушной кукурузы на – 18.1%. Это явление получило название феномен "25–го кадра".

Сублимальные фильмы были весьма популярны до тех пор, пока в ООН не запретили такой способ рекламы, посчитав его аморальным. С тех пор прекратились публикации в открытой печати о таких экспериментах.

В особую группу социальных концепций психологического воздействия, начало которым положили еще работы Г.Тарда, Г.Лебона, Ф.Олпорта, В.М.Бехтерева и др. можно выделить теоретические и экспериментальные исследования группового давления, а также явлений конформизма (М.Шериф 1935; С.Аш 1948 и др.), групповой поляризации (С.Московичи, М.Заваллони 1969) создания имиджа (В.М.Шепель) и др.

В последние годы получили распространение для нужд воздействия на массовое сознание разработки из сферы психолингвистики, суггестивной лингвистики, нейро–лингвистического программирования, эриксонианского гипноза, психологии восприятия. Все они отличаются высокой эффективностью воздействия и рассчитаны в основном на подсознательное восприятие.

На некоторых элементах этих систем, применяющихся для манипулирования массовым сознанием, хотелось бы остановиться более подробно.

Существует довольно обширный набор приемов воздействия, основанных на психологии восприятия человека.

Метод фрагментации состоит в подаче информации единым потоком, так что какую–либо тенденцию уловить довольно сложно, а массовому потребителю практически невозможно. Максимальным выражением метода фрагментации служит прием "Белый шум" – снижение восприятия фактов подачей такого количества новостей, когда становится невозможным сделать их сортировку. "Шум" может создаваться обилием разноречивых комментариев, обилием противоречивых мнений безо всякого факта и анализа. "Шум" может создаваться через оснащение фактов сложными теоретическими выкладками, заумными выступлениями узких специалистов.

Метод "ограниченного совпадения точек зрения" означает, что точки зрения, целиком поддерживаемая общественным мнением, не атакуются пропагандой, даже если они не устраивают управляющих – работа ведется исподволь. За основу берутся уже имеющиеся точки зрения и поэтапно "конвертируются" до приемлемых манипулятору,

Метод отвлечения или Копченая селедка (red herring). Что бы сбить собаку со следа, достаточно протащить через след копченую селедку – отсюда и термин, изобретенный пропагандистами. Применяется для того, чтобы отвлечь внимание аудитории от важной но неугодной управляющим информации с помощью другой информации, поданной в максимально сенсационной форме. Создается отвлекающая эмоциональная доминанта.

Метод создания фактов – создавать факты можно и менее трудоемким способом: стоит лишь в подборке новостей передать действительные правдоподобные, действительные неправдоподобные и выдуманные правдоподобные факты – сомнения, обращающиеся на вторую категорию, развенчиваются достаточно легко, а факты третьей категории проникают в сознание автоматически. Близок к созданию фактов и метод объективного подхода.

Метод объективного подхода, заключается в подборе фактов и умелом их комментировании – путем исключения некоторых малоизвестных фактов или их добавления можно "выявить" несуществующую тенденцию. (И тем самым "запустить" ее на самом деле! Этот эффект, называемый эффектом Эдипа, известен довольно давно: "... но тут можно сослаться на всеобщую истории: там можно обнаружить множество событий, какие, не будь они предсказаны, никогда бы и не совершились")

Метод исторических аналогий хорош, во–первых, интеллектуальностью (пропагандист льстит эрудированности аудитории: ведь вы помните...), а во–вторых, тем, что в истории можно откопать почти любой необходимый пример. Метод исторических аналогий, к тому же, в немалой степени помогает в конструировании метафор, программирующих объект воздействия.

Метод апеллирования к общественной потребности, наоборот, хорош обращением к эмоциям, минуя интеллект (что заставляет вспомнить слова Б.Дизраели: "То, что мы называем общественным мнением, является, в сущности, общественной эмоцией"25). Не стоит забывать, что одна из самых сильных эмоций – страх. В настоящий момент методом аппелирования к общественной потребности прекрасно пользуются в СМИ.

Метод "забрасывания грязью", наиболее явно формирует отношение к теме, избранной пропагандистом. Применяется он в основном в контрпропаганде и заключается в подборе таких эпитетов и такой терминологии, которые дают предмету разговора четкую этическую оценку. ("Главное, постоянно учитывать в нашей идеологической работе те идеи, представления, оценки, фактические сведения, настроения, слухи, которые распространяет или может распространять противник") Этот метод причисляется, пожалуй, к самым грубым пропагандистским приемам, но тем не менее ниболее часто используется нынешними политическими оппонентами.

Метод "забрасывания грязью" особенно эффективен с использованием приемов семантического манипулирования.

Семантическое манипулирование. Суть его в том что для пропагандистского сообщения тщательно отбираются слова, вызывающие либо позитивные, либо негативные ассоциации и, таким образом, влияющие на восприятие информации.

Прием используемый "пропагандистами" всех времен и народов. Связан с магическим представлением об имени. То, как мы называем человека, влияет на наше представление о нем. Так наш человек – разведчик,их – шпион. Мы освободители, они – оккупанты Мы – борцы за независимость, они – боевики. У нас войска, у них – незаконные вооруженные бандформирования. А уж о фашистах и говорить не стоит. Точного определение этому слову не дали до сих пор. Однако в октябре 1993 года у Белого Дома и у Моссовета люди скандировали один лозунг: "Фашизм не пройдет!".

Приемы семантического манипулирования чрезвычайно популярны в сегодняшних СМИ. Чтобы в этом убедиться достаточно прочитать любой номер "Московского комсомольца". К примеру приведем заметку под классическим для этой газеты заголовком: "Коммунисты всех пустили в расход" (заметка не о расстрелах, а об убытках городского хозяйства после коммунистического митинга, проведенного 23 февраля). Слова: убойная сила, ущерб устроителей шествия, загулявшие по поводу Масленицы, урон, красно–коричневые, коммунистические гуляния, напугать инакомыслящих своей силой, подорвать финансовое состояние города. Где тут не сделать вывод о подрывных силах загулявших по какому то там поводу и возжелавших сеять ущерб и пугать инакомыслящих. Вкупе с картинкой, на которой за демонстрантами с флагом и надписью на нем "Мы наведем порядок" стелятся шлейфом скелеты.

Заметка в газете "Завтра" (N 8, февраль) "Не возьмем взятку из кровавых рук!" (о выступлении Бориса Ельцина в Свердловске, огласившего свое решение участвовать в выборах). Слова: сатаровская писулька, а то хуже будет, приготовленные слугами подачки, опились до помрачения, спьяну и сослепу избрали его мучить, обирать, выводить со свету, околпаченный народ, до последней нитки, зубы на полку, убивают, взрывают дворцы, растлевал народ, кусачая свора, злодеяния, мздоимство, клятвопопрание, воровать, пускать с молотка Москву, сусальная комедия, продажные царедворцы, ядовитая жаба и т.д. К заметке карикатура: Ельцин, окаменевший в виде статуи Хеопса, в сорняках, с мафиози и падшим ниц народом.

И в том и другом случае явная попытка создать образ врага, несущего угрозу и разрушения. По частотности применения семантического манипулирования в тех или иных СМИ можно точно определить как политическую точку зрения СМИ, так и социального "заказчика" той или иной интерпретации действительности.

Умелое использование одной только семантикой может значительно влиять на процесс принятия решения человеком, социальной группой, обществом. К приемам семантического манипулирования можно отнести и использование кавычек.

"Важнейшее средство освободиться от надоевших истин – это перестать платить обычную дань уважения и благоговения, и начать обращаться с ними запросто, даже с оттенком фамильярности и презрения. Взять, как это делал Достоевский, в кавычки такие слова как добро, прогресс, самопожертвование, идея и т.д. – одним этим уже большего добьешься, чем рядом самых блестящих и ученых доказательств" писал Лев Шестов ("Апофеоз беспочвенности")

Шаблон "кавычки" издавна использовался для дискредитации какого–либо понятия или какой–либо группы. Достаточно поместить их в кавычки, как они начинают выражать уничижительность слова или понятия. "Добрый" дядя или Добрый дядя. Так в нашей политической прессе демократы превращаются в "демократов" а благотворители в "благотворителей".

Практика использования кавычек была и есть столь популярна, что у читателей сложился определенный шаблон восприятия, который срабатывает очень эффективно. Так если мы в статье про разногласия рериховских общин и православной церкви дадим обе точки зрения, но заключим в одно из мнений закавыченные слова, то эффект понятен. В статье "Иерархия света или страшная эклектика?" ("Труд" 13 октября 1994 г.) это используется таким образом: "Спор о том духовны ли последователи "рериховских общин" Православная церковь не ведает... Их "духовность" нам известна". К этому же шаблону относится и не закавыченное закавычивание выражения типа "так называемый", некий гражданин, некая организация.

Использование слухов. Слухи – передаваемая в межличностном общении информация, касающаяся актуальных явлений и событий в общественной жизни и отражающая стремление людей домыслить неясную ситуацию. Слухи нередко основываются на ложных сведениях, как правило являются следствием дефицита информации. Слухи выполняют двойственную функцию: объяснение ситуации и снятие эмоционального напряжения, испытываемое индивидом.

Многие люди придают больше значения новости сообщенной шепотом, чем новости, объявленной открыто. Человек, получивший такую новость, хотя бы и из СМИ, но поданную с заговорщическим видом, считает, что он стал обладателем уникальной новости и сам этот факт способствует его самоутверждению. А в целом это ведет к закреплению в памяти этого сообщения. СМИ, сообщая "новость шепотом" достигает эффективности в подаче информации с одной стороны, и в то же время снимает с себя ответственность за достоверность информации. Сама подача новости в виде: "Слухи о том, что такой–то государственный деятель – вор нам не подтвердили".– способствует тому, чтобы в массовом сознании отложилось нечто обратное. По принципу: раз слухи есть, значит неспроста.

Доверие в России к слухам велико, ибо слишком долгое время официальная информация, мягко говоря, не всегда соответствовала действительности или о каких–то событиях не сообщала вовсе. Слухи как и утечки информации из официальных органов прекрасно служат для зондажа общественного мнения, для создания негативного имиджа определенным политическим деятелям и их действиям.

Отмечаются два решающих условия, совокупность которых и составляет основную причину возникновения и распространения слухов и выраженность которых определяет в основном интенсивность циркуляции:

1. Интерес аудитории к некоторой теме.

2. Дефицит надежной информации.

Под дефицитом надежной информации понимается не объективная достоверность имеющихся сведений, а субъективная оценка степени собственной осведомленности.

Так, самые точные сведения, полученные из источника не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из престижного для данной аудитории источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов.

Использование дезинформации. Распространение ложных сведений. Довольно грубый, но эффективный прием манипуляции. Сила его в том, что используется дезинформация как правило в момент принятия какого–либо важного решения и когда будет известна правда – цель дезинформации уже будет достигнута. В дезинформации содержится ложь по самой природе объекта, по тем или иным его качествам. Американский специалист в области рекламы и пропаганды Артур Мейергоф в книге "Стратегия внушения" пишет: "Пропаганда как таковая не обязательно должна искажать правду. Лучше было бы сказать, что она может основываться на разнообразных комбинациях из отобранных истин, полуистин и заведомой лжи".(Meyerhoff A. The Strategy of Persuasion p.105.)

Фундаментальный аспект дезинформации: точка зрения адресата. Для него это сообщение должно быть получено как правдивая информация – в противном случае маневр терпит неудачу. Следовательно, адресат должен быть априори настроен положительно к источнику ложной информации. В дезинформации имеются две составляющие: сюжет, подпитывающийся определенным вниманием и сюжет ложный, который отвечает на это внимание. Все искусство дезинформации состоит из следующих компонентов:

– ложь должна выглядеть правдой и соответствовать возможной реальности (как отмечал Ф.Энгельс, для "профессии лжецов" обязательно правило что "лгать надо правдоподобно, т.е. ложь нуждается хотя бы в частице правды иначе она не пустит корни)(Маркс К. Энгельс Ф. Соч. т.19 с.326);

– необходимо знать адресат и источники которым он доверяет;

– отправка сообщения через признанные источники;

– лимит времени у того, кто ее передает, чтобы не было возможности проверить;

– цепь посредников должна быть достаточно длинной, чтобы не было возможности установить основной источник дезинформации.

Как правило, опровержение дезинформации проходит в большинстве случаев незаметно и уже не влияет на сформированную ложью социально– психологическую установку.

Как показала практика, для подачи "дезы" используют сторонних журналистов (не "своих") из известных весомых изданий. Им дают на протяжении какого–то времени важную эксклюзивную информацию ("прикармливают"). И когда журналист полностью доверяется источнику, его используют при случае как канал для "дезы".

Дезинформация слишком "сильный" прием чтобы его часто использовать для манипуляции. Однако необходимость в ней остается. Известный теоретик пропаганды Майкл Чукас в книге "Пропаганда становится зрелой" так сформулировал потребность в дезинформации: "...истина не годится как оружие для борьбы за интересы национального государства...Даже если пользоваться истиной нужно, чтобы она служила некоторой пропагандистской цели. В противном случае, она не будет эффективным оружием поскольку...истина всегда плетется позади лжи".

Используя слухи и дезинформацию манипуляторы часто применяют так называемые утечки информации, ориентированные на тот или иной психологический эффект. Эффект дезинформации может оказаться весьма опасным. Достаточно вспомнить, как используя в событиях в Первомайском дезинформацию о якобы уничтоженных заложниках и старейшинах, федеральные войска применили против боевиков и задержанных ими заложников установки массового поражения "Град".

Утечки секретной информации. Утечки полученные через СМИ из "анонимных источников". Как правило эта "секретная" информация касается предполагаемых политических акций властей или лиц претендующих на власть.

Организуются чаще всего самими властями с тем чтобы провести зондаж общественного мнения по тому или иному политическому вопросу. В случае негативной реакции общественное мнение подвергается дополнительной обработке, чтобы подготовить его к определенной политической акции. А если реакция крайне негативна, то власти всегда имеют возможность "опровергнуть" сенсационную информацию, объявив ее "досужими выдумками журналистов".

Утечки используют и представители какой–либо оппозиции внутри властной структуры или вовне для того, чтобы обнародовать какие–либо непопулярные мнения или меры власть предержащих.

Весьма эффективно использовали прием утечки информации для зондажа деловых кругов и общественности в феврале 1996 года, когда информационное агентство "Интерфакс" распространило текст закрытой записки министра внутренних дел РФ Анатолия Куликова с предложениями о национализации банков. Записка была отправлена в Совет Безопасности и правительство. "Утечку" экономических заявлений министра внутренних дел устроили правительственные чиновники. В итоге прошел шквал протестов бизнес элиты, а организаторы утечки поняли, что использовать национализацию банков в качестве предвыборного шага не стоит.

Создавая пропагандистский текст, необходимо также учитывать и особенности восприятия.

Закон очередности. Используется закономерность, согласно которой наиболее значимые события читаются по радио или телевидению в первую очередь, размещаются на первой полосе газеты, выносятся на обложку журнала и т.д. Сообщения, прочитанные в конце сводки новостей, напечатанные на последних страницах газеты, даже независимо от их интерпретации заранее теряют свою социальную значимость. В Росси в качестве важной для размещения материалы полосы можно считать и последнюю, именно с нее научился читать газеты советский читатель. Но надо учитывать, что публиковавшиеся там раньше материалы неизбежно носили оттенок развлекательности и в число серьезных читателем не определялись.

Закон дремлющего эффекта. Любая информация усваивается аудиторией лучше, если в этой информации есть элементы, рассчитанные на психологический протест. Из этого закона следуют два важных принципа: принцип настороженности (быстро и прочно усваивается информация об угрозе; при это остальная информация, содержащаяся в тексте, не воспринимается, блокируется) и принцип резонанса (быстро и прочно усваивается информация, непосредственно касающаяся данного индивида).

Закон дремлющего эффекта реализуется в методах создания сенсаций и эмоциональной доминанты.

Прием эмоциональной доминанты. Прием создания эмоциональной доминанты связан с экспериментами Спайсмана (1964). Эксперимент заключался в следующем: четырем группам испытуемых показывали фильм о том, как в одном из австралийских племен осуществляют обрезание у подростков во время церемонии посвящения. Первая группа смотрела документальную картину без звукового сопровождения; вторая группа прослушала комментарий произносимый патетическим тоном, где подчеркивалась жестокость и травматичность подобной практики; третей группе предлагался комментарий, в котором, напротив, делался упор на обычность сцены и незначительность применяемой травмы; демонстрация четвертой группы сопровождалась нейтральным комментарием, где как можно более объективно описывались детали различных фаз данной практики.

Сделав анализ записей сердечного ритма и психогальванической реакции испытуемых, исследователи отметили, что наименьшая эмоциональная реакция наблюдалась в двух последних группах. Напротив, относительно сильной была эмоциональная реакция в группе, получившей только зрительную информацию, а самой сильной – у испытуемых, прослушавших эмоционально заряженный комментарий.

Сенсация. Сенсация – это новость преподнесенная с расчетом на неожиданность, на острейшее эмоциональное восприятие. Артур Макивен один из сотрудников Херста так определил суть сенсации: "Новость – это все что заставляет читателя воскликнуть: "Ух ты!"

Сенсация – самый отработанный способ эмоционализации пропаганды. Способ, рассчитанный на то, что информация или идеологический тезис упрятанный в эту информацию будет воспринят аудиторией некритически, в силу того, что эмоции подавят желание критически осмыслить сообщаемое.

Сенсация – это один из способов создания эмоциональной доминанты. Нагнетание эмоций позволяет компенсировать отсутствие доказательств и аргументов, которые столь необходимы в процессе убеждения и не обязательны в процессе внушения. Сенсационная подача материала обеспечивает возможность излагать материал не в строгой логической последовательности, не в контексте с другими событиями, а выхватывать из события только то что, наиболее интенсивно действует на эмоции и, естественно, то, что наилучшим образом отвечает интересам "создателей" сенсации. Воспринимаемая эмоционально а не рационально сенсация позволяет эффективно формировать необходимые манипулятору социально психологические установки.

Манипуляторам важны не просто сенсации, а сенсации, несущие определенный эффект. Так возникают запланированные сенсации.

Исследователь Д.Бурстин в книге "Имидж: Каталог псевдособытий в Америке" ввел в политический обиход понятие – "псевдособытие": "Оно происходит не само собой, а по тому, что кто–то запланировал, подстроил или спровоцировал его...Его связь с окружающей реальностью сомнительна.".

Запланированная сенсация имеет под собой, как правило, вполне определенную цель. Она может привлекать общественное мнение к тем или иным событиям или отвлекать его от процессов, которые манипулятору важно держать в "тени". Мощный пропагандистский эффект обеспечивает определенным образом выстроенная "цепь" запланированных сенсаций, когда каждая последующая сенсация "подкрепляет" предыдущую, формируя необходимые манипулятору социально–психологические установки.

Закон предшествования. Любая информация усваивается аудиторией в первом толковании; в дальнейшем любая попытка изменить толкование воспринимается либо как принципиально новая информация, либо как ложь (или стремление уйти от истины). Именно поэтому так важно первенство в подаче информации и – особенно – комментариев. На законе предшествования построен такой прием манипулирования, как иннокуляционный эффект.

Иннокуляционный (от лат. – прививка) эффект. Суть его состоит в том, что если человек изначально формирует отрицательную установку на сообщение или отвергает плохо аргументированное сообщение, то он как бы "иммунизируется" против принятия и всей последующей информации подобного содержания из этого источника, даже если дальнейшее сообщение будет подготовлено добротно и убедительно. Иннокуляционный эффект используется, если известно, что скоро распространится нежелательная информация. Когда содержание такой информации известно, можно упредить ее другим сообщением, изначально формирующим у реципиента установку на последующее негативное восприятие нежелательной информации. К тому моменту, когда она выйдет, реципиент будет уже соответственно "привит".

Закон последовательности. В ситуации, когда два коммуникатора защищают точки зрения альтернативные друг другу, то большее значение начинает приобретать временная последовательность презентации сообщений. Так сообщение первого коммуникатора станет более влиятельным для аудитории, если временной интервал между первым сообщением и вторым выступлением будет небольшой, но, однако, этот интервал должен быть большим между последним выступлением оппонента и решением аудитории как арбитра. Этот эффект получил название "эффекта первичности". Вторая тактика известная под названием "эффекта недавности" срабатывает в пользу выступления последнего коммуникатора. В этом случае нужно, чтобы временной интервал между обоими выступлениями был как можно больше, промежуток же между вторым сообщением и окончательным решением аудитории был бы как можно меньше. [Бодалев А.А. Сухов А.Н. Основы социально– психологической теории М. 1995.с.361–362.]

Парадокс повтора. Если информация однотипна, то процесс отупения прямо пропорционален количеству немотивированных повторов. Следствием из закона и спасением от отупения является принцип защиты: информация, которую индивид (аудитория) считает ненужной, которая его (ее) не "цепляет" забывается прежде всего.

Повозка с оркестром (band–wagon). Использование стремления реципиента поступать "как все". "Все уже купили такой–то товар! А чего ждете вы?" – этот вопрос прямо или косвенно присутствует почти в каждом рекламном объявлении. Прием широко используется в политической рекламе при создании имиджа политическим лидерам. Наиболее активно используется этот прием для манипулирования массовым сознанием при популяризации результатов опросов общественного мнения. Расчет строится на том, что люди захотят "быть с большинством" что сработают психологические механизмы подражания и имитации.

Прием символизации. Намеренная акцентуация и фиксирование сцен, несущих в себе символическую информацию. Символической такая информация делается после наделения ее соответствующим комментарием или контекстом. Так, не имея возможности из–за цензурных соображений выразить свое отношение к вильнюсским событиям 1991 года, ночная Телевизионная служба новостей (ТСН) после выпуска запустила сюжет с волнующимся морем в сопровождении с тревожной музыкой. Эмоциональный эффект был тем самым достигнут.

Прием символизации был применен в подборе заставки к "Российским вестям". Первоначально она изображала скачущую тройку лошадей в упряжке. Потом лошадей "распрягли", как бы продемонстрировав этим свободу подачи информации.

Ассоциативное связывание. Ассоциация – связь между отдельными событиями, фактами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти человека. Ассоциации бывают трех видов: ассоциации по смежности, в основе которых – пространственные и временные отношения между предметами и явлениями (то есть то, что запомнилось как смежное, как соседствующее), ассоциации по сходству, когда новый предмет похож (или кажется похожим) на ранее известный предмет и ассоциации по контрасту, когда ассоциируются резко отличающиеся противоположные факты и явления.

Монтируя пропагандистское сообщение, манипуляторы рассчитывают какие именно ассоциации оно должно вызвать. При этом само сообщение, как правило, выглядит предельно нейтральным, объективным. Но в нем всегда можно найти замаскированные стимулы, которые направляют сознание человека к определенным ассоциативным связям. Эти заранее запланированные ассоциативные связи значительно расширяют возможности воздействия на реципиента, усиливают эмоциональное воздействие на него, предоставляя простор для его воображения и, соответственно, запоминания.

Манипуляция, использующая ассоциативное связывание, применяется не только с помощью "встроенных" скрытых стимулов, интегрированных в сообщение, но и с помощью тщательного отбора порядка этих сообщений. Здесь используется психологическая закономерность человеческого мышления, которому свойственно определенная инерция и впечатление, полученное от предыдущего сообщения, в какой–то степени накладывается на последующее. Возникает искусственно ассоциативная связь, окрашивающая сообщение в определенные тона.

С помощью ассоциативного связывания определенное явление наделяется дополнительными чертами. Незначительные на первый взгляд детали, введенные в статью телепередачу или кинофильм, вызывая определенные ассоциации могут направлять воображение аудитории в заданную сторону.

Ассоциации формирующие имидж могут вызываться на уровне бессознательного самыми казалось бы незначительными средствами. Так достаточно поместить в рекламном объявлении легкий витиеватый шрифт, чтобы создать рекламируемому товару имидж легкости, изящества. или же, наоборот, тяжелый, простой по рисунку шрифт в рекламе промышленного оборудования создает имидж прочности, надежности этого оборудования. В годы "третьего рейха" нацисты лозунг "Германия превыше всего" печатали старинным готическим шрифтом, чтобы создать имидж традиционности этого лозунга, освященного веками. Некоторые журналы на западе специально печатаются на желтоватой, "старой" бумаге, создавая изданию все тот же имидж проверенного временем издания.

В России нового времени прием ассоциативного связывания не был забыт. Достаточно только вспомнить фотографии и карикатуры Хасбулатова с трубкой в руках – намек на "грядущего" Сталина. Или баркашовскую свастику на фоне осажденного Белого дома образца 1993 года. Или фотография министра обороны Павла Грачева в арестантском мундире ("Московский комсомолец",10.01.95).

В предвыборной кампании 1995 года хорошо применили ассоциативное связывание авторы ролика НДР где сначала показывали на депутатском столе брошюрку со свастикой, потом шел "накат" на выступающего на трибуне Жириновского – более чем прозрачные ассоциации. Черномырдин же демонстрировался, то после первоклашек идущих в школу, то среди металлургов в цехе при выплавке металла. Так создавался имидж работающего в "гуще народа" лидера.

Умело было использовано ассоциативное связывание для создания негативного имиджа бывшему председателю Госкомитета РФ по печати, признавшегося в августе 1994 года в своих симпатиях к националистам. "Общая газета" (N 35 2 8.09.94 г.) в материале "Борис Миронов: "Я – фашист..." дала фотоблок на котором фотография Бориса Миронова (в ракурсе а ля чернорубашечник) совмещена с фотографией молодчика, рисующего на стене свастику. В блок была вмонтирована справка: "Фашизм – террористическая диктатура наиболее реакционных сил" из "Большого энциклопедического словаря".

Прием ассоциативного связывания работает в методах личного свидетельствования и свидетельствования "простых смертных"

Личное свидетельствование (testimonial). В одной колони обезьян сделали попытку приручить их к конфетам. Начали с молодых особей, стоящих на низших уровнях "обезьяньей иерархии". Вкус к конфетам распространялся крайне медленно: через полтора года лишь 51% обитателей колонии употребляли конфеты, причем среди них не было ни одного вожака. В другой стае обезьян попробовали приучать обезьян к пшенице, но начали на этот раз с вожака. Употребление в пищу пшеницы, до той поры обезьянам совершенно неизвестной, распространилась на всю стаю уже через 4 часа.

В обезьяньей стае авторитет вожака определяется четким критерием силы. Для нас же критерии авторитета могут быть иными, но одним из наиболее существенных является "внешний знак" авторитета – титул, звание и прочее обозначающие ценность личности через ее социальную роль. Достаточно сообщить, что перед нами "профессор", "генерал", "директор", как вступают в силу определенные установки восприятия, ранее сформированные оценки и ожидания. Мнение носителя титула приобретает совсем иную силу воздействия, чем в том случае, если бы он был инкогнито.

Американский психолог Роберт Чальдини в своей книге "Воздействие: наука и практика" приводит данные множества исследований, раскрывающих в частности природу влияния авторитета на поведение. Так по условиям одного из исследований психолог приводил в пять разных классов колледжа одного и того же человека, представляя его как гостя из Кембриджского университета. При этом в первом из классов он назвал его студентом, в следующем ассистентом, в третьем – преподавателем, в четвертом – старшим преподавателем, наконец, в пятом – профессором. После того как гость уходил из аудитории, учащихся просили примерно оценить его рост. Рост "профессора" оказался значительно выше, чем рост "студента". С каждым повышением титула гость "прибавлял" в росте.

Авторитетная личность или знаменитость подтверждает достоинство того или иного товара, или человека, или явления. Тут действует психологический механизм "переноса", при котором достоинства "свидетельствующего" переносятся на товар, на другого человека, на явления.

В практике рекламе нередко используются певцы и актеры, рекламирующие какой–либо товар. Но надо учитывать, что "личное свидетельствование" используется и для создания имиджа идеям, в том числе и политическим. Не из простой любви ЦТ нам частенько демонстрировало Ростроповича с автоматом в руках, защищающего в августе 1991 года Белый дом. Вовсе не случайно движение НДР привлекло к избирательной кампании Никиту Михалкова, использовав его имидж в своей рекламе. Впрочем, и другие блоки определили к себе космонавтов, военных.

При умелом применении ссылка на авторитет может оказаться мощнейшим инструментом воздействия. Чтобы она сработала, необходимо "вычислить" методом социологических опросов значимых для группы, на которую предполагается воздействовать, личностей, мнения которых воспринимаются некритично. После этого важно добиться или их выступления в необходимом ключе, или сослаться на какие–то высказывания авторитетов, формирующие в социальной группе необходимую реакцию.

Свидетельство "простых смертных". Эффективность этой рекламы не меньше, чем свидетельствование знаменитостей, но для ее успеха включают некоторые компенсирующие механизмы, а именно: использование привлекательных персонажей, использование юмора, наслаивание свидетельств и т.д. Кумулятивный эффект – наслаивается много свидетельств в одной рекламе.

Примером удачного использования свидетельства "простых смертных" стала серия агитационных роликов команды Бориса Ельцина в кампании по выбору президента 1996 года. Представители различных социальных типов (учителя, рабочие, колхозники) рассказывали о своей немудренной жизни и озвучивали основные пропагндистские тезисы ельцинской команды: "Реформы должен заканчивать тот, кто их начинал", "Коней на переправе не меняют", "Ельцин – это стабильность, Зюганов – национальная катастрофа".

Эффект коммуникатора. Мнение людей подвергается более сильному влиянию со стороны коммуникаторов, которые кажутся экспертами в своей области и вызывают доверие.

Впечатление о искренности коммуникатора и доверие к нему (а следовательно, и эффективность воздействия) могут быть увеличены, если он ясно и выпукло аргументирует позицию, которая заслуживает доверия в том, что она явно не затрагивает его прагматические интересы и не приносит ему никакой выгоды (а лучше всего противоположна интересам коммуникатора) и если он к тому же не пытается явно "в лоб" повлиять на мнения людей.

Однако если у коммуникатора авторитет очень высокий перед данной аудиторией, то он все же будет оказывать на нее влияние, даже если аудитория и будет знать о его прагматических целях и намерения из одного желания идентифицироваться с авторитетной личностью, брать ее в пример.

Наиболее "убеждающий" эффект дает апелляция коммуникатора к эмоциям (и положительным, и отрицательным) аудитории в сочетании с логической аргументацией и конкретными инструкциями по выполнению действий в рамках поставленных задач.

Эффект "присутствия". Телевидение обладает практически неограниченными воз можностями для манипулирования массовым сознанием благодаря психологической особенности воздействия на зрителя формированием устойчивой иллюзии "объективности" и "достоверности" изображаемого на экране.

С помощью многочисленных тестов ученые доказали что "иллюзия" соучастия зрителя в том действии которое показывается на телеэкране нас только глубока что версия этого действия рассматривается как единственно достоверная.

Монтаж план ракурс – лишь некоторые средства формирования имиджа тому или иному событию на экране. английский писатель Джеймс Олдридж писал по этому поводу: "телекамера выделив из целого события его часть передав эту часть с буквальной точностью подменила явление деталью". Деталью тщательно отобранной репортером режиссером выпускающим новостей.

В России где тиражи газет значительно упали, а телевидение стало чуть ли не единственным поставщиком новостей этот "эффект присутствия" широко используется. Большинство отмеченных в этой работе технологий используются на телевидении: план, ракурс, монтаж, милтон и мета моделированный текст, якоря, рефрейминг, градация сообщений по порядку, невербальное маркирование текста: жесты выражение лица ведущего и т.п., ритмизация текста. К этим технологиям можно добавить прием эмоциональной доминанты и символизацию, а также различные стратегии подачи информации..

Особенности психофизиологии восприятия предъявляют свои требования к изобразительным решениям воспроизводимым на экране: движение слева направо воспринимается легче и более благоприятно чем движении наоборот. Движение по диагонали – из левого нижнего угла экрана в правый верхний обычно ассоциируется с преодоление достижением чего–то значимого обратное движение воспринимается как потеря неких позиций. Движение по диагонали из правого нижнего угла экрана в левый верхний и наоборот могут вызвать смутные негативные ощущения. Резкая и частая смена кадров (особен но от среднего плана к крупному) ассоциируется со вторжением в персона льное пространство зрителя и может возбудить отрицательные эмоции.

Именно поэтому специалисты критиковали предвыборный ролик ДВР, где Егор Гайдар идет вдоль железнодорожных путей по диагонали – от верхнего правого угла к нижнему левому, что явно ассоциировалось у зрителей с потерей неких позиций.

Среди всего арсенала телевизионных выразительных средств на первом месте по силе эмоционального воздействия: – музыка, потом – экспрессивное проявление человеческого поведения и наконец – цвет и форма. [Зазыкин В.Г. Психология в рекламе с.42.]

Контаминация вербальных и иконических сообщений. Требования убеждающей коммуникации обязывают использовать вербальные и иконические (образные) сообщения. Объединение письменного текста и иллюстрации, слова и изображения способствует формирование доверия к сообщению.

Методы нейролингвистического программирования. Технология нейролингвистического программирования была разработана в США в период с 1975 по 1979 год. Создатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бэндлер используя экспертную систему и экологический подход к мышлению Грегори Бейтсона изучили систему работы выдающихся "сверхкоммуникаторов" Вирджинии Сатир в психотерапии и Милтона Эриксона в гипнозе а затем синтезировали их коммуникативные приемы в социокультурную технологию НЛП. Упрощенно можно определить НЛП как систему средств для познания и изменения человеческого поведения и мышления.

Эффективность моделей НЛП была быстро оценены и из сферы психотерапии они были перенесены в бизнес и образование.

В 1987 году на русский язык была переведена одна из наиболее популярных работ Д.Гриндера и Р.Бендлера "Из лягушек в принцы" и с этого момента НЛП получило интенсивное развитие в России. Сейчас в наше стране насчитывается до 200 специалистов этого нового направления в психологии. НЛП широко применяется как в рекламе, так и в политических кампаниях. По сведениям директора Московского центра НЛП Андрея Плигина в ходе выборов в Государственную Думу 1993 года около 12% депутатов консультировались специалистами этого направления, а в 1995 году их было уже около 40%. Известно что к выборам президента 1996 года специалисты НЛП также готовили специальные программы для кандидатов. (Изложение технологий нейролингвистического программирования не входит в задачу данной работы.)

Под психотехнологией понимается система категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы.

Практическая психологическая деятельность психосоциальных работников выражается в использовании в работе с клиентами психотехнологий, методов, приемов, психологических средств , которые помогают диагностировать и разрешать психологические проблемы клиентов.

Весь арсенал современной психологической практики социальной работы можно подразделить на 3 группы: 1) психотехнологии диагностики ; 2) психотехнологии коррекции и реабилитации , использование которых исправляет и улучшает процесс социализации и механизмы адаптации; 3) психотехнологии профилактики возникновения психосоциальных проблем клиентов.

1)Постановка правильного диагноза и установление причин психологических проблем, возникших у клиентов, имеет исключительное значение для последующего процесса коррекции установленных неадекватных состояний клиентов. Крупнейшими исследователями в области психодиагностики считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж. Кеттел и др. Психодиагностика, как наука и дисциплина - «область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности».

Психодиагностика, как метод , является основным способом сбора, обработки и анализа данных и реализуется в конкретных диагностических методиках – тестах . Важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники .

Опросники представляют собой психодиагностические методики в виде вопросов (или утверждений) для опроса клиентов с целью получения информации об их личности в целом или о тех или иных ее сторонах (чертах, свойствах и т.д.). В связи с этим опросники делятся на опросники черт личности, мотивов, интересов, состояний и т.п.

Так, на основе типологии К. Юнга разработан индикатор типа – личностный опросник И. Майерс – Бригс. Он состоит из 160 вопросов. Ответы диагностируемых подразделяются на 4 шкалы в соответствии с типологией К. Юнга: экстраверт – интроверт, сенсорный – интуитивный, мыслительный – эмоциональный, рациональный – иррациональный. По итогам опроса проводится подсчет балов по шкалам. Наибольшая сумма балов выражает доминирование соответствующей черты типа личности.

При выборе психодиагностических тестов психосоциальный работник должен исходить из четко осознанной и поставленной задачи по обследованию данного клиента. Тест должен обладать надежностью (точность психодиагностических изменений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов и по прошествии определенного времени) и валидностью , т.е. обоснованность теста .


2) Важнейшим аспектом психологической практики в социальной работе является применение разнообразных психотехнологий для психокоррекции и социально-психологической реабилитации . Важнейшее значение имеют и психотерапия , представляющая собой многообразный набор конкретной техники, методик, и приемов, используемых в практической работе.

Психологическое консультирование – это оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, для более эффективной организации их поведения и жизнедеятельности. Психосоциальный работник может помочь личности посмотреть на себя «как бы со стороны», осознать ее проблемы, с которыми сам клиент не справляется, изменить его установки к другим и соответственно скорректировать свое поведение. Психологическое консультирование занимает пограничное место между психотерапией и обычным процессом обучения , основанном на информации, советах и рекомендациях. Акцент, в психоконсультировании, по мнению В.Е. Кагана, в отличие от психотерапии делается не на болезни, а на проблемной ситуации клиента и его личностных ресурсах. В отличие от обучения важнейшая задача психоконсультирования в побуждении клиента к самостоятельному принятия решения.

Процесс консультирования и психотерапии предъявляет к консультантам ряд общих требований, предполагает наличие у него как личности и специалиста определенных качеств : толерантность, терпимость к клиентам, внимательность и чуткость; проявления сопереживания и эмпатии к людям, обратившимся за помощью; эмоциональная стабильность и объективность; уважение и отсутствие предубеждений к клиентам; профессионализм в оказании консультативной помощи.

В психосоциальной практике следует различать психологическое и психосоциальное консультирование . При собственно психологическом консультировании объектом воздействия консультанта выступает непосредственно сам клиент или группа (например, члены семьи при семейном консультировании). Психосоциальное консультирование направлено на клиента и его ближайшую социальную среду и предполагает использование как личностных, так и социальных ресурсов.

В современной научно-теоретической литературе и практической деятельности выдающихся отечественных педагогов выделяются три основных вида технологий: технические, экономические и гуманитарные. Гуманитарные технологии подразделяются на управленческо-гуманитарные (человековедческие), педагогические и психологические .

Гуманитарные технологии -- технологии самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств.

Эффективность технических и экономических технологий определяется, например, тем, насколько совершенны бизнесмены и менеджеры в применении гуманитарных технологий. По некоторым социологическим исследованиям, хозяйственные руководители реализуют свои знания и способности на 30%, от силы до 70%. Чем ниже их управленческо-гуманитарная подготовка, тем беднее проявляется их личностно-деловой потенциал. Улучшение этой подготовки обеспечивает повышение производительности труда на промышленных предприятиях на 25--30%, а в отдельных случаях -- на 40--60%.

Наряду с технологическими и экономическими технологиями, в нашу жизнь настойчиво вторгаются социальные технологии . Они давно признаны за рубежом. Интерес к ним возник у нас в связи с появлением в 70--80-х годах в Болгарии двух крупных работ. Это «Общественные науки и социальная технология» Н. Стефанова и «Технология и эффективность социального управления» М. Маркова. Благодаря социологии и социальной психологии, получившим право на существование в 60-е годы, стали возможны исследования по управлению социальными процессами. В свою очередь, это потребовало обращения к социальной инженерии, а потом и к социальным технологиям. Однако столь запоздалое подключение к данной научно-прикладной области привело к разночтениям в их понимании, часто социальные технологии ассоциируются с человековедческими технологиями.

Социальные технологии способствуют решению важного класса проблем человеческой жизни, но не всех проблем. В них основное внимание уделяется такому объекту, как социальное явление. Сам человек в них часто не фигурирует ни как объект, ни как цель . У них свой объект и соответственно -- свои цели . В этом проявляется специализация данного вида технологий.

К гуманитарным технологиям относятся: футурологические , ситуативные и повседневные .

Футурологические гуманитарные технологии воспроизводят синоптическую карту, представляющую экономический, социальный, культурный, морально-психологический и демографический «прогноз» возможных вариантов будущего. С помощью этих технологий прогнозируется конкретная модель состояния общества, региона, трудового коллектива, что очень важно для руководителей, заинтересованных быть готовыми к решению новых проблем в своей деятельности.

Ситуативные гуманитарные технологии разрабатываются и применяются по причине каких-то обстоятельств. Например, управление поведением людей в экстремальных ситуациях. По этим технологиям проводятся специальные тренинги -- профессиональная учёба соответствующих работников. Чаще всего она осуществляется в виде разбора «ситуация -- конфликт» или деловой игры.

Универсальными являются повседневные гуманитарные технологии . Например, технологии профессионального обучения, технологии поиска одарённых людей.

Известно, что не всякое гуманитарное знание технологично. Во-первых, гуманитарные знания характеризуются познавательной направленностью. Во-вторых, им свойственны абстрактность, возможность произвольного толкования. В-третьих, им присуще богатство художественного языка, символическое разнообразие, подтекст.

Попытки придать гуманитарной информации знаковые обозначения пока мало эффективны. Полученные результаты весьма условны. Всё это подтверждает, что гуманитарная информация трудоёмка для технологической обработки, как по содержанию, так и по форме.

Говоря о сущности и содержании гуманитарных технологий, следует подчеркнуть, что гуманитарные технологии -- это система научно-гуманитарных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел при помощи определённых условий, средств и способов.

Объект и замысел определяют в технологии всё остальное: какие нужны научно-гуманитарные знания, условия, средства, способы процесса реализации замысла. В качестве объекта гуманитарных технологий выступают жизнь и деятельность отдельной личности, различные социальные общности, взаимодействие человека и природы. Это самые наукоёмкие технологии . Разработка каждой технологии нуждается в огромном объёме информации, специальном её отборе, использовании результатов новейших научных исследований. Ошибки на теоретическом уровне необходимо свести до минимума, чтобы не нанести ущерба здоровью или личному достоинству людей, на практике этого достичь трудно. Для этого необходимо при их разработке многократное логическое осмысление по схеме «концепция -- гипотеза -- версия -- вариант». Гуманитарные технологии -- трудно алгоритмизируемые . Принцип пооперационности, характерный для многих технологий, в них применяется очень ограниченно. Процесс реализации замысла часто невозможно разбить на последовательный ряд операций или алгоритмов. Не случайно общепризнанные мастера в области педагогики А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский, устойчиво добивавшиеся положительных конечных результатов по воплощению в жизнь воспитательного замысла, называли свою педагогическую теорию и практику не технологией, а методикой.

Гуманитарные технологии имеют низкий коэффициент гарантированности достижения замысла . Негарантированность «конечного» результата гуманитарных технологий обусловлена противоречивостью и уникальностью их объекта. Объект, с которым они работают, подвержен воздействию такого количества внутренних и внешних детерминант, что четко определиться в них зачастую не представляется возможным.

Гуманитарные технологии -- особый вид профессиональной деятельности . Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, имеющим жизненный опыт, прошедшим специальную подготовку. Обращение к гуманитарным технологиям правомерно для тех, кто испытывает потребность в общении с людьми, обладает развитой интуицией, коммуникабельностью и эмпатией .

Педагогические технологии гуманитарны по своей природе. Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность . Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения.

Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога. Открытость возможно обеспечить через прояснение смысла совместных действий, коллегиальность в формировании и выборе цели , предъявление целей для экспертизы всем заинтересованным лицам, возможность их коррекции , изначально заложенную в алгоритм технологии. В основании гуманитарной технологии лежит внутренняя логика развития прогнозируемого качества , а не внешнее формальное следование умозрительно запланированным этапам работы или закономерностям гипотетического построения той или иной образовательной модели.

психотехнология личность тренинг

Под психотехнологиями мы понимаем практический инструментарий, который ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование их активности в процессе обучения. Использование в учебном процессе психотехнологий позволяет проявляться творческому базису личности студентов магистратуры, так как активизирует внутренние ее механизмы, ориентирует на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе. К психотехнологиям мы относим тренинг.

В последнее десятилетие слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе либо совсем не рассматривается содержание данного понятия, либо термин имеет неоднозначное значение. Анализ литературы показал, что технология понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Так, в педагогической литературе довольно широко используется термин «педагогическая технология». Существует разнообразие определений этого понятия. Б.Т. Лихачев дает определение педагогической технологии как совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Ряд авторов (В.М. Монахов, В.П. Беспалько, Т.П. Сальникова) под термином «педагогическая технология» понимает продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

По определению ЮНЕСКО педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Таким образом, проанализировав различные определения понятия, можно сделать вывод, что содержательная сторона термина сводится к следующему: технология - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, состава, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства.

Обратимся еще раз к пониманию технологии в других сферах человеческой деятельности. Здесь выделяются два уровня технологии: как науки или совокупности сведений, необходимых практику для реализации того или иного производственного процесса; как самого реального процесса.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент. Охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.

Когнитивная область включает цели от запоминания и воспроизведения материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, способами действий, включая создание нового.

Аффективная (эмоционально - личностная) область включает цели формирования эмоционально - личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознания и проявления в деятельности.

По ориентации на личностные структуры технологии подразделяются на информационные, операционные, саморазвития, эвристичские, прикладные. В информационных технологиях осуществляется формирование знаний, умений и навыков. Операционные своей главной задачей обеспечивают формирование способов умственных действий.

Технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности. Эвристические - на развитие творческих способностей субъекта. Прикладные призваны обеспечить формирование действенно - практической сферы личности.

По подходу к субъекту технологии подразделяют на авторитарные, сотрудничества, свободного воспитания, личностно - ориентированные, гуманно - личностные. В авторитарных технологиях применяется подавление инициативы и самостоятельности, принуждение. Технологии сотрудничества отличаются демократизмом, равенством, партнерством в субъект - субъектных отношениях. Технологии свободного воспитания предоставляют субъекту свободу выбора и самостоятельность в разных сферах его жизнедеятельности. Личностно - ориентированные ставят в центр личность субъекта, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализаций природных потенциалов.

Гуманно-личностные отличаются психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.

Задача технологии как науки заключается в выявлении закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.

Следовательно, под термином «психологические технологии» мы подразумеваем совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно - практической сферы личности и реализацию природных потенциалов

  • 1. Психологические технологии - это совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно - практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
  • 2. Психологические технологии профессиональной ориентации - это совокупность методов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выбора профессии и проектирования профессионального пути с учетом личностных качеств субъекта.
  • 3. Психологические технологии профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза направлены на формирование целостной личности человека, имеющей потребность в труде и в выборе профессии, реализующей индивидуальное предназначение человека, а также обладающей способностью реализовать свои установки в труде и профессиональные интересы.
  • 4. Психологические технологии профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза включают методы и приёмы, направленные на формирование положительной мотивации по отношению к объекту труда, формирование личностного смысла труда, на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей, которые реализуются через игровую, учебную деятельность, новизну, идентификацию с родителями.


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...