Шах джахан и мумтаз махал история любви. Тадж махал, памятник истории любви

Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна

Мумтаз Махал и Шах-Джахан

Мумтаз Махал и Шах-Джахан

Моголы завоевали Индию еще в XVI столетии и перенесли столицу из Дели в Агру. Шах-Джахан, потомок Чингисхана, был выдающимся полководцем, предводителем Великих Моголов. Он был третьим сыном императора Джахангира, правил в Индии в первой половине XVII века. В 1612 году, будучи еще принцем, он взял себе третью жену - девятнадцатилетнюю Арджуманад Бану Бегам, племянницу любимой супруги императора, что существенно прибавило ему шансов в борьбе за престолонаследие.

После смерти Джахангира наследник провозгласил себя в Агре императором, приняв тронное имя Шах-Джахан.

У Шах-Джахана, как и положено высокому правителю в Индии, был огромный гарем. Но любимой женой его была Арджуманад. Еще во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана Джахангир дал ей имя Мумтаз Махал, что означает «Украшение дворца». Шах так сильно любил свою избранницу, что не мог расстаться с ней ни на час. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. В 25 лет Мумтаз Махал родила третьего сына - Аурангзеба, - который стал впоследствии великим правителем.

Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14 ребенка. Произошло это во время возвращения из удачного военного похода на Декан, в лагере, разбитом под Бурханпуром. Ей было 38 лет, шаху - 39. Шах-Джахан был настолько охвачен горем, что едва не покончил жизнь самоубийством. Перед смертью она просила мужа никогда больше не жениться и построить в ее память мавзолей.

Остаток жизни шах посвятит грандиозному проекту, который был бы достойным по красоте его любимой жены, а по величию - силы его чувств. Мавзолей назвали Тадж-Махал. На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров со всех концов империи. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь - серебристым. Из-за жары (Агра - самый жаркий город в Индии), пар, исходящий от земли создает иллюзию, что дворец парит над землей, как душа прекрасной Мумтаз.

Дворец стал не только символом любви, но и свидетельством необузданных амбиций монарха. По задумке Шах-Джахана напротив Тадж-Махала, на другом берегу реки, должен был стоять построенный из черного мрамора его собственный мавзолей. Влюбленных соединял бы черно-белый ажурный Мост вздохов - символ вечной, нетленной, неподвластной времени любви. Индия была разорена войнами и расточительным проектом, второй такой казался безрассудством, народ стал роптать. Мавзолей был делом жизни императора - он забыл о том, что владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и коварным. Таким стал Аурангзеб, третий сын Шах-Джахана и Мумтаз Махал, храбрый воин и не знающий сомнений исламский фанатик. Он расправился с братьями и в 1658 году захватил власть. Потом он разогнал зодчих и камнерезов, а отца заточил в собственных покоях - угловой башне крепости. Бывшему императору оставили нескольких слуг и серебряное зеркало, в котором он ловил отражение минаретов Тадж-Махала: через много лет заточения старик наполовину ослеп и почти ничего не видел вдали. Он умер в 1666 году в возрасте 74 лет.

Прах императора по воле Аурангзеба был перенесен в Тадж-Махал ночью и захоронен без почестей.

Аурангзеб создал мощную, внушавшую ужас соседям державу: его слово было законом, ему повиновались сотни тысяч свирепых конников, по его приказу с лица земли исчезали целые города, при нем государство достигло наибольшей протяженности и могущества. Смерть почти 90-летнего Аурангзеба привела к междоусобию его сыновей и внуков и распаду государства. Сейчас его не помнит никто. Память о его матери, воплощенная отцом в прекрасный мавзолей, пережила века и восхищает народы мира.

Из книги Любовные истории автора Останина Екатерина Александровна

Легенда о Шах-Джахане и его возлюбленной Мумтаз. Пожертвовать короной ради любви Согласно легенде, Шах-Джахан встретил свою возлюбленную на базаре. Девушка была настолько красива, что деревянные бусы, которые она продавала, показались принцу великолепными бриллиантами.

Из книги Непарадные портреты автора Гамов Александр

XI. Людмила, Джахан, Любовь, Валентина (ПОРТРЕТЫ

Из книги Размышления странника (сборник) автора Овчинников Всеволод Владимирович

2. Джахан Поллыева: «Ну и мысли у мужчин!» Помощник Президента России Джахан Поллыева, которая руководит спичрайтерами, отказывала мне в интервью одиннадцать раз. Пришлось воспользоваться банальным, но проверенным способом: я дождался весны, купил букет тюльпанов и

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Хава-Махал (Дворец ветров) Дворец магарджи тоже кажется иллюстрацией из волшебной сказки. Сказочным выглядит его розовый цвет, его изысканные аркады. Главным декоративным элементом дворца служит резьба по мрамору. Перед входом во дворец стоят два больших металлических

Из книги автора

Нур Джахан и Джахангир У каждой великой истории любви есть своя предыстория. Династия Великих Моголов, правившая в Индии, началась с Бабура – завоевателя из клана Тимуридов. Бабур, приходившийся великому Тамерлану прапраправнуком, был не только замечательным

Пусть красота алмаза, жемчуга, рубина исчезнет, словно магическое сияние радуги,
-Только пусть останется одна слеза – Тадж-Махал - сиять на щеке времени…

Рабиндранат Тагор

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.


Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары - хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом?..

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, - если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, - отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, - в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, - но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» - Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, - но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, - этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» - Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, - прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий.

Тадж-Махал - одна из самых грандиозных построек, расположенных на территории Индии, ежегодно число посетителей величественного мавзолея превышает 5 миллионов человек. Туристов притягивает не только красота сооружения, но и связанная с ним красивая история. Мавзолей был возведен по приказу падишаха Империи Великих Моголов, пожелавшего рассказать всему миру о своей тоске по умершей жене Мумтаз-Махал. Что же известно о Тадж-Махале, объявленном жемчужиной мусульманского искусства, а также о любви, благодаря которой он был создан?

Шах-Джахан: биография падишаха

«Повелитель мира» - таково значение имени, которое один из самых известных могольских падишахов получил от своего отца, любившего его больше других детей. Шах-Джахан, знаменитый создатель Тадж-Махала, появился на свет в 1592 году, Империю Великих Моголов возглавил в возрасте 36 лет, захватив трон после смерти отца Джахангира и избавившись от братьев-конкурентов. Новый падишах быстро заявил о себе как о решительном и безжалостном правителе. Благодаря нескольким военным кампаниям, ему удалось увеличить территорию своей империи. В начале своего правления он принадлежал к числу наиболее могущественных людей 17-го столетия.

Шах-Джахан интересовался не только военными походами. Для своего времени падишах был прекрасно образован, заботился о развитии науки и архитектуры, опекал деятелей искусства, ценил красоту во всех ее проявлениях.

Судьбоносная встреча

Легенда гласит, что свою будущую супругу Мумтаз-Махал правитель Империи Великих Моголов встретил случайно, произошло это во время прогулки по базару. Из толпы людей его взгляд выхватил юную деву, державшую в руках деревянные бусы, красота которой покорила его. Падишах, еще бывший в то время наследником престола, влюбился так сильно, что решил взять девушку в жены.

Мумтаз-Махал, армянка по национальности, происходила из семьи визиря Абдул Хасана Асаф-хана, входившего в круг приближенных падишаха Джахангира. Девушка, которую при рождении назвали Арджуманд Бану Бегам, приходилась племянницей любимой супруге Джахангира Нур-Джахан. Следовательно, она могла похвастаться не только привлекательной внешностью, но и благородным происхождением, поэтому для свадьбы не было препятствий. Напротив, подобный брак укреплял позиции наследника как претендента на трон, однако женился он все же по любви.

Бракосочетание

Джахангир с радостью позволил любимому сыну взять в жены понравившуюся ему девушку Мумтаз-Махал, национальность невесты также не была воспринята как препятствие, учитывая благородное происхождение ее отца. Церемония обручения состоялась в 1607 году, когда невесте, рожденной в 1593 году, было не более 14 лет. По неизвестным причинам свадьба была отложена на 5 лет.

Именно во время свадьбы получила свое красивое имя Мумтаз-Махал. Биография знаменитой супруги повелителя Империи Великих Моголов гласит, что его придумал свекор Джахангир, еще правивший в то время. На русский язык имя переводится как «жемчужина дворца», что служит доказательством необыкновенной красоты девушки.

Супруг «жемчужины», как и положено наследнику трона, обладал огромным гаремом. Однако ни одна наложница не сумела покорить его сердце, заставив забыть об очаровательной Арджуманд. Еще при жизни Мумтаз-Махал стала любимой музой знаменитых поэтов того времени, которые славили не только ее красоту, но и доброе сердце. Своему супругу армянка стала надежной опорой, сопровождала его даже в военных походах.

Несчастье

К несчастью, именно преданность Арджуманд стоила ей жизни. Беременность она не считала помехой для того, чтобы быть рядом с любимым мужем во время всех его путешествий. Всего она произвела на свет 14 детей, что было типичным до того времени. Последние роды оказались сложными, измученная длительным походом императрица не сумела оправиться после них.

Мумтаз-Махал ушла из жизни в 1631 году, совсем немного не дожив до своего сорокалетия. Трагическое событие произошло в военном лагере, расположенном под Бурханпуром. Император находился с любимой женой, с которой он прожил вместе 19 лет, в ее последние минуты. Перед тем как покинуть этот мир, императрица взяла с супруга два обещания. Она заставила его поклясться, что он не вступит в новый брак, а также построить для нее грандиозный мавзолей, красотой которого сможет насладиться мир.

Траур

Шах-Джахан до конца своей жизни не смог смириться с утратой любимой супруги. Целых 8 дней он отказывался покидать собственные покои, отвергал пищу и запретил разговаривать с ним. Легенда гласит, что горе даже подтолкнуло его к попытке самоубийства, которая, впрочем, окончилась неудачей. По приказу повелителя Империи Великих Моголов траур в государстве продолжался в течение двух лет. В эти годы населением не отмечались праздники, под запретом оказались музыка и танцы.

Некоторое утешение знаменитый падишах нашел для себя в исполнении предсмертной воли Арджуманд. Жениться вновь он действительно отказался, окончательно потерял интерес и к своему огромному гарему. По его приказу было начато строительство мавзолея, который в наши дни входит в число самых величественных сооружений в мире.

Расположение Тадж-Махала

В каком городе находится Тадж-Махал? Для возведения мавзолея был выбран город Агра, находящийся приблизительно в 250 км от Дели. Падишах решил, что дань памяти любимой жены будет располагаться на побережье реки Джамна. Его привлекла живописность этого места. Этот выбор доставил строителям определенные неудобства, связанные с неустойчивостью грунта, находящегося рядом с водой.

Решить проблему помогла уникальная технология, ранее нигде не применявшаяся. Пример ее применения в современном строительстве - использование свай при возведении небоскребов в ОАЭ.

Строительство

Спустя полгода после смерти Мумтаз-Махал безутешный супруг велел приступать к строительству мавзолея. Возведение Тадж-Махала в общей сложности заняло 12 лет, строительные работы начались в 1632 году. Историки единодушны в том, что ни одна постройка в мире не потребовала таких затрат, как эта. Выполнение воли умершей жены, если верить дворцовым хроникам, обошлось падишаху приблизительно в 32 миллиона рупий, в наши дни это несколько миллиардов евро.

Шах-Джахан позаботился о том, чтобы строители не экономили на материалах. Облицовка здания производилась с помощью чистейшего мрамора, который поставлялся из провинции Раджастан. Интересно, что, согласно указу повелителя Империи Великих Моголов, применение этого мрамора для других целей оказалось под запретом.

Затраты на строительство Тадж-Махала оказались столь значительными, что в государстве вспыхнул голод. Зерно, которое должно было отправляться в провинции, оказывалось на стройке, использовалось для кормления рабочих. Работы закончились лишь в 1643 году.

Секреты Тадж-Махала

Величественный Тадж-Махал подарил бессмертие падишаху и его прекрасной возлюбленной Мумтаз-Махал. История любви повелителя к его жене рассказывается всем посетителям мавзолея. Интерес к зданию не может вызывать удивление, ведь оно обладает изумительной красотой.

Сделать Тадж-Махал уникальным строители смогли благодаря оптическим иллюзиям, которые были применены при проектировании мавзолея. Оказаться на территории комплекса можно лишь после прохождения арки входных ворот, только тогда перед глазами гостей открывается здание. Человеку, который подходит к арке, может показаться, что мавзолей уменьшается, отдаляется. Обратный эффект создается при отдалении от арки. Таким образом, каждому посетителю может показаться, что он забирает грандиозный Тадж-Махал с собой.

Хитрый прием был применен и при создании поразительных минаретов здания, которые кажутся расположенными строго вертикально. В действительности эти элементы немного отклонены в стороны от постройки. Это решение позволяет уберечь Тадж-Махал от разрушения в результате землетрясения. Кстати, высота минаретов составляет 42 метра, а высота мавзолея в целом насчитывает 74 метра.

Для отделки стен, как уже было сказано, был применен белоснежный полированный мрамор, сияющий под влиянием солнечных лучей. Декоративными элементами послужили малахит, жемчуг, кораллы, сердолики, неизгладимое впечатление производит изящность резьбы.

Место захоронения Мумтаз-Махал

Многие люди, интересующиеся историей и архитектурой, знают, в каком городе находится Тадж-Махал. Однако далеко не всем известно, где именно располагается место захоронения императрицы. Ее гробница находится вовсе не под главным куполом возведенного в ее честь здания. В действительности местом захоронения правительницы Империи Великих Монголов является тайный мраморный зал, для которого был выделен участок под мавзолеем.

Гробница Мумтаз-Махал была расположена в секретном помещении не случайно. Такое решение принято ради того, чтобы посетители не нарушали покой «жемчужины дворца».

Конец истории

Потеряв любимую супругу, Шах-Джахан практически утратил интерес к власти, больше не предпринимал масштабных военных походов, мало интересовался делами государства. Империя ослабла, погрязла в пучине экономического кризиса, повсеместно стали вспыхивать бунты. Неудивительно, что у его сына и наследника Аурангзеба нашлись преданные сторонники, которые поддержали его в попытке отобрать власть у отца и расправиться с братьями-претендентами. Старый император был заключен в крепость, в которой вынужден был провести последние годы жизни. Шах-Джахан покинул этот мир в 1666 году, будучи одиноким и больным стариком. Сын велел похоронить отца рядом с его любимой супругой.

Последнее желание императора так и осталось неосуществленным. Он мечтал возвести напротив Тадж-Махала еще один мавзолей, в точности повторяющий его формы, однако отделанный черным мрамором. Это здание он планировал превратить в собственную гробницу, соединять ее с местом захоронения супруги должен был черно-белый ажурный мост. Однако планам не суждено было сбыться, пришедший к власти сын Аурангзеб велел прекратить строительные работы. К счастью, исполнить волю любимой женщины и построить Тадж-Махал император все же успел.

Тадж-Махал в Индии находится недалеко от Агры. По своему внешнему величавом виду он напоминает храм, но на самом деле это мавзолей, построенный в честь второй жены Шах Джахана – Мумтаз Махал (по другому Арджуманд Бано Бегум).

История и легенды Мумтаз Махал

В перевод Тадж-Махал означает Венец Моголов. Некоторое время его еще называли Тадж Биби-как-Рауза или местом погребения царицы сердца. По старой легенде принц Гурам, будущий Шах Джахан, однажды на рынке увидел бедную девушку. Посмотрев в ее глаза, он сразу же принял решение взять ее в свои жены. Так в 19 лет Арджуманд Бано Бегум приобрела статус второй жены принца Гурама. У Гурама было множество других жен и наложниц, но именно Мумтаз надолго завоевала сердце будущего правителя.

Шах Джахан и Мумтаз Махал

Во время завоевания трона Мумтаз стала самой верной сподвижницей принца. А ведь борьба была серьезная: принцу противостояли его братья, а к тому же приходилось скрываться от родного отца Джахангира. Но все же в 1627 году Гураму удается захватить трон и получить статус Шах Джахан – повелителя мира.

Мумтаз занимала важное место в жизни правительства. Шах Джахан устраивал в ее честь разные приемы и пиршества. Мумтаз присутствовала на всех важных государственных церемониях, ее выслушивали даже на государственных советах.

Конкретные факты о жизни и смерти Мумтаз в разных источниках путаются, что со временем сделало их легендой. Так Мумтаз родила девять или тринадцать детей, а умерла в 1636 или 1629 году. Путается и причина – по одной из них она заболела, по другой скончалась во время родов. Многое сводится к тому, что это событие произошло во время возвращения с победой из Декана. Легенда также гласит, что перед смертью Мумтаз попросила мужа построить усыпальницу, равную их любви.

История создания мавзолея

Первоначально царицу похоронили в Бурхан-Нуре, где она и скончалась. Через полгода ее останки доставили в Агру. А в годовщину смерти Шах Джахан начал строительство мавзолея. В конкурсе проектов принимали участие лучшие архитекторы Востока. Всех мастеров превзошел архитектор Усто Иса Ханом Эффенди из Шираза. Его проект в целом очень понравился императору, и лишь частично был изменен позднее.

22 года 20 тысяч человек сооружали эту достопримечательность Индии. Саму гробницу обнесли стеной, сделанной из красного песчаника. Перед мавзолеем Тадж-Махал соорудили огромный двор под будущий сад. По одной из красивых легенд на противоположной стороне реки Джамны правитель начал возведение другого такого же по форме, но из черного мрамора, мавзолея для себя. В этой легенд и в общей архитектуре здания видна любовь Шаха Джахана к симметрии. Возведению антикопии мавзолея не суждено было сбыться – его сын Аурангзеб перехватывает трон и заточает отца в Красный форт . Так Шах Джахан провел свои последние годы жизни под домашним арестом и умер в 1666 году.

По завещанию отца Аурангзеб переносит его тело в Тадж-Махал к жене. Здесь же были похоронены и многие другие жены Шах Джахана, а также некоторые члены семьи и их приближенные.

Тадж-Махал действительно очень красивое здание. Ни одно описание, фото или видео не сможет передать всю истинную красоту этого сооружения. Архитектура сооружения передает смесь индийского, персидского и исламского зодчества. Крепостные стены по углам обрамлены башнями-павильонами. В центре возвышается само здание усыпальницы в переливающихся цветах в зависимости от освещения. Ночью он кажется ослепительно белым, а в период разлива реки вся эта красота ровно отражается в ее течении.

С трех сторон здание окружает парк. Фасад дворца составляет мраморный портал, соседствующий по сторонам с двумя купольными башнями. По центральной оси мавзолея перед фасадом находится оросительный канал, разделенный бассейном. От бассейна в сторону четырех минаретов протянуты дорожки, на которые из-за случаев суицида доступ закрыли.

Чувство легкость здания издалека подкрепляет и его украшение при более тщательном изучении. Так стены разрисованы тонким узором, мраморные блоки инкрустированы самоцветами, переливающимися на свету. Кажется, что эту постройку воздвигли совсем недавно. Не удивительно, что по очередному преданию, Шах Джахан приказал отрубить руки архитектору, дабы тот не смог повторить подобное.

Две боковые лестницы ведут на второй этаж усыпальницы, где под огромным куполом, поднимающимся на высоту 74 метра, раскинулись открытые террасы. В фасаде здания вырезаны ниши, что еще больше усиливает чувство невесомости здания. Войдя через проход фасад, можно увидеть просторный зал, в центре которого расположены два беломраморных саркофага.

Саркофаги

Стены здания украшены мозаиками из камней. Они сплетаются во множество растений, гирлянд цветов, букв. Своды арок расписаны четырнадцатью сурами из Корана.

Индийский Тадж-Махал, знаменитейший памятник любви, давно ставший символом этой страны. Это одна из самых популярных достопримечательностей у туристов, воспринимая как вечная история любви в камне.

Мумтаз-Махал была необыкновенно привлекательной. Ее блестящие черные волосы ниспадали на плечи двумя восхити­тельными прядями. Ее большие черные глаза имели совершен­ную форму; изящно изогнутые брови были похожи на крылья ласточки, а длинные шелковые ресницы дополняли их красоту. Бархатистая кожа была белой, как лилия.

Помимо необыкновенной внешней красоты, Мумтаз-Махал обладала следующими качествами:

«У нее был непорочный, искренний и благородный ум. Она была дружелюбна и приветлива от природы. Она обладала неве­роятным терпением, способным выдерживать даже самые тяже­лые испытания. Например, перед тем как ее муж взошел на трон, в их жизни был период, когда предпринимались попытки устра­нить его. Преследуемый императорской армией, он был вынуж­ден кочевать с места на место в поисках безопасности. Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа повсюду, от лесов Телинга-ны до равнин Бенгала, и с упорной добровольной покорностью терпела все трудности и лишения бродячей жизни. Многие из друзей и советников принца покинули его в это время, но Мум­таз-Махал осталась верной и преданной ему до конца».

Мумтаз-Махал была мудрой, рассудительной и проница­тельной женщиной, и шах безгранично доверял ей как в личных, так и государственных делах. Он советовался с ней по многим важным вопросам, и она превосходно справлялась с функци­ей советника. Она была добра и милосердна. К ней приходили толпы просителей, и она не оставляла без внимания ни одной просьбы. По ее ходатайству многие приговоренные к смертной казни были помилованы и многие снискавшие немилость у им­ператора были прощены. Сироты, вдовы и другие нуждающиеся люди пользовались ее благосклонностью.

Мумтаз-Махал оказалась идеальной женой. Она пленила ум своего мужа. Неописуемо красивая, изящная и мудрая, она была совершенным цветком своей одаренной семьи. Когда она прибе­гала к своим чарам, чтобы склонить мужа на свою сторону, она делала это с таким искусством, что окружающие и не догадыва­лись о ее намерениях. Из истории их жизни очевидно, что эта женщина сильно влияла на своего мужа.

Ее женское влияние, возможно, было причиной длительно­го мира в период правления Шах-Джахана. За долгие 40 лет его царствования имели место всего три войны, да и те были на­правлены на отражение атак или на подавление мятежей. Обще­ственные дела шли настолько гладко, что летописцы не смогли найти для записи ни одного эпизода кровопролития или жесто­кости. Его чрезвычайно грамотная внешняя политика тоже была

показателем успеха его правления, так же как и его внутреннее судопроизводство.

Из исторических записей можно только догадываться, что Мумтаз-Махал принимала участие в формировании характера Шах-Джахана, но то, что она оказала глубочайшее влияние на его жизнь, это совершенно неоспоримый факт, и не потому, что мы располагаем какими-то записями высказываний шаха. Равно нам неизвестно о какой-либо общественной деятельности Мум­таз-Махал. Нашему взору доступен лишь мимолетный, прелес­тный образ, предстающий как драгоценный камень в изящной оправе величия.


* Анализ характера Мумтаз-Махал

Ангельские качества:

1. Характер. Она была целомудренна, искренна и благород­на. У нее был мягкий характер и доброе сердце. Она была при­ветлива и любезна. Она проявляла терпение даже в самых тяже­лых обстоятельствах. Она была сострадательна к нуждающимся и помогала им в их отчаянном положении. Она обладала живым умом, необыкновенной мудростью и рассудительностью.

2. Ее семейные качества. Она имела высочайшее чувство суп­ружеского долга и проявила себя идеальной женой. Она родила ему четырнадцать детей. (К сожалению, выжили только восемь из них- четыре сына и четыре дочери.)

Человеческие качества:

1. Женственность. Она оказывала глубочайшее влияние на жизнь своего мужа, но это делалось с великим женским искусст­вом. Она великолепно играла роль покорной супруги.

2. Лучезарность. Она сияла жизнерадостностью, несмотря на трудные обстоятельства.

3. Обаяние. Она пленила ум своего мужа.

История богата примерами женщин, которые сочетали в себе ангельские и человеческие качества. Очарование Клеопатры из­менило ход истории. Елена из Трои была настолько почитаема, что из-за нее разразилась большая война. Эллен Вильсон, жена президента, также достойна тщательного изучения. Биографии, хранящиеся в библиотеках, - источники таких примеров.

Что касается живых примеров известных женщин, подроб­ные описания их женских чар - большая редкость. Традиция показывает, что человек должен прежде умереть, чтобы его до­стоинства открылись. Лишь недавно любовные письма Вудро и Эллен Вильсон стали достоянием публики.

А как насчет неизвестных женщин? Да, время от времени в нашей повседневной жизни нам встречаются яркие примеры, объединяющие ангельскую и человеческую стороны. Будьте внимательны к таким примерам. Помните, они могут и не быть кумиром для женщин, зато являются таковыми для мужчин. В кругу своих подруг они скорее представляют собой объект презрения и насмешек. Но обратите на таких женщин особое внимание. У них есть чему поучиться.

Завершая наше изучение ангельских и человеческих качеств, я предлагаю объединить их в одно целое. На следующей страни­це представлена диаграмма идеальной женщины с основными и очень важными качествами, которые мужчины находят привле­кательными. Две стороны, составляющие единое целое, образу­ют полноту женского очарования.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...