Школьная программа по истории. О работе над учебником по литературе

Алена Бальцева | 18.01.2016 | 19997

Алена Бальцева 18.01.2016 19997


Если в вашей семье есть школьник , это прекрасный повод заново перечитать с ним самые лучшие книги, включенные в программу по литературе. Можем поспорить, что многие произведения откроются вам с неожиданной стороны и станут поводом для откровенных разговоров на важные темы.

Все знают, что в романе «Отцы и дети» Тургенев затрагивает тему конфликта поколений, но это произведение гораздо глубже. Здесь не только история отношений эксцентричного сына и пожилых родителей, которые не чают в нем души и одновременно побаиваются его. Эта небольшая книга – о конфликте мировоззрений, человеческих ценностях, смысле жизни.

Возможно, перечитывая «Отцов и детей» вместе с ребенком, вы узнаете там друг друга. Чем не отличная возможность вызвать чадо на открытое обсуждение и поучиться на чужих ошибках, пусть и литературных?

Запрещенный цензурой роман, написанный за тюремной решеткой, который вызвал настоящую бурю в Российской империи и за ее пределами, – кажется, этого достаточно, чтобы заинтриговать подростка, не так ли?

Во многом это философское произведение Николая Чернышевского является ответом на «Отцов и детей» Тургенева. В «Записках из подполья» его идеи оспаривал Федор Достоевский. А Ленин и Маяковский, к примеру, восхищались им.

Так какая же загадка кроется в этой книге? Возможно ли то новое общество, о котором писал Чернышевский? Попробуйте разобраться в этом вместе.

«Тварь я дрожащая или право имею?» – этот вопрос мучил не только Раскольникова, но в определенные моменты жизни встает и перед каждым из нас. Допустимо ли зло во благо? Имеет ли преступник шанс на искупление и прощение? Ответы на все это подросток должен найти в первую очередь вместе с родителями. Прочтите вместе «Преступление и наказание».

Признайтесь честно: а вы в школе осилили все четыре тома «Войны и мира», не пропуская ни строчки про войну? Если вы ответили утвердительно, вашей выдержке можно только позавидовать!

На самом деле, у эпического романа Толстого лишь два недостатка, которые отпугивают школьников, – это обилие цитат на французском и внушительный объем. Все остальное – сплошь достоинства: увлекательный сюжет (любовь – для девочек, война – для мальчиков), динамичное повествование, яркие персонажи.

Помогите ребенку рассмотреть всю прелесть этого произведения. А чтобы чтение шло веселее, добавьте элемент соревнования: кто быстрее закончит первый том? А второй? А как насчет прочесть всю книгу до конца? Вы не пожалеете, что решились перечитать великое произведение.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», «Но я другому отдана и буду век ему верна» – список крылатых фраз из этой поэмы можно продолжать до бесконечности. Недаром Пушкин считал это произведение одной из самых значимых работ собственного сочинения.

В этой книге – история первой безответной любви романтичной девочки, история праздной жизни молодого денди, история верности и самоотречения. Все это в красках предстанет перед вашими глазами, если вы устроите семейные чтения по ролям этого шедевра русской литературы.

Истерически смешная пьеса Фонвизина о семействе Простаковых завовевала моментальный успех в день своей премьеры в конце XVIII века и продолжает смешить читателей в начале XXI. Говорят, сам Григорий Потемкин похвалил Фонвизина следующими словами: «Умри, Денис, лучше не напишешь» .

Почему же это пьеса попала в разряд бессмертных? Как минимум благодаря двум цитатам:

  • «Не хочу учиться – хочу жениться!
  • «Вот злонравия достойные плоды».

Как максимум – благодаря колкой сатире, обличающей невежество. Еще одна блестящая история о взаимоотношениях родителей и детей.

Цитируя Грибоедова, «счастливые часов не наблюдают». Особенно, когда держат в руках «Горе от ума», ведь читать его – сплошное удовольствие. Как и прочил произведению Пушкин, едва ли не половина стихов перешла в разряд пословиц.

Эта блестящая трагикомедия лишь поверхностно затрагивает любовную тему, обличая подхалимство и чинопочитание. Важные вопросы для каждого человека, будь ему 15 лет или 40.

Самый известный роман Гоголя – эталонный образец русской ироничной прозы, своеобразная «Одиссея», описывающая путешествие предприимчивого помещика Чичикова по российской провинции, энциклопедия архетипов.

Чтобы научиться распознавать в жизни плюшкиных, маниловых, коробочек, стоит прочесть «Мертвые души» еще в юности. А чтобы не «потерять сноровку» – перечитать в зрелом возрасте.

Сюжет этого ироничного, остроумного романа до неприличия прост: по большей части главный герой лежит на диване в старом халате, изредка отвлекаясь на попытки устроить личную жизнь. Несмотря на это, «Обломов» читается легко и с интересом.

К сожалению, «обломовщина» поражает не только ленивых холостяков чуть за 30, но и солидных отцов семейства уже за 40, а зарождается – в умах избалованных чад младше 18. В целях профилактики этого острого заболевания – читать Гончарова всей семьей!

В отличие от Ильи Ильича Обломова, герои чеховских пьес ведут довольно активную деятельность, а результат все тот же – нерешительность и душевные терзания, которые в итоге ни к чему хорошему не приводят. Вырубать сад или не вырубать? Сдавать землю в аренду или нет?

Действительно, а как поступили бы вы на месте главной героини пьесы Раневской? Хорошая тема для семейного обсуждения.

Орест Кипренский, «Бедная Лиза»

Этот драматичный роман – хороший повод обсудить с подростком этику отношений с противоположным полом, поговорить о мужской порядочности и девичьей чести. История бедной Лизы, покончившей с собой из-за предательства соблазнившего ее молодого человека, к сожалению, слишком часто повторяется в реальной жизни в различных вариациях, чтобы считать ее лишь литературной выдумкой.

Эпическое произведение, главный герой которого – классический «плохой парень», скептик и фаталист Печорин. «Герой нашего времени» вдохновлен романтическими произведениями Вальтера Скотта и лорда Байрона, а также «Евгением Онегиным» Пушкина.

Угрюмый главный герой покажется во многом близким подростку, да и повидавшему виды взрослому – тоже.

Пополнить словарный запас лаконичными фразочками Эллы Щукиной, научиться просить милостыню на нескольких европейских языках, получить мастер-класс по превращению шкурки сомнительного качества в мех шанхайского барса, узнать 400 относительно честных способа отъема денег? Запросто!

В то время как школьник, скорее всего, увидит в романе талантливого писательского дуэта лишь искрометную юмористическую историю, его родители оценят тонкую иронию авторов.

Еще одно произведение, буквально разошедшееся на цитаты. Перечитайте гениальную сатиру Михаила Булгакова, чтобы напомнить себе и объяснить ребенку, что «разруха не в клозетах, а в головах».

Человек и история неотделимы друг от друга. Мы и творцы истории, и носители основных черт времени одновременно. Исторический процесс — это не только войны, ожесточенные сражения, политические интриги и заговоры. Это прежде всего человеческие судьбы, в которых как в зеркале отражается история. Невозможно прожить жизнь полностью абстрагируясь от происходящего вокруг тебя. Без понимания истории своего народа, причин и следствий важных исторических процессов человеку трудно ориентироваться в современном мире. Ведь, как известно, именно изучение прошлого позволяет прогнозировать будущее и предостерегает от совершения ошибок.

Важность изучения истории своей страны неоспорима, именно поэтому ей уделяется должное место в школьной образовательной программе. Преподавание истории начинается уже в начальной школе, учителя знакомят детей с наиболее важными историческими событиями, героями своего времени, памятниками старины. В среднем звене начинается более серьезное изучение предмета, исторических процессов, происходящих не только в России, но и за рубежом. Также должное внимание уделяется и истории родного края.

Изучение истории в начальной школе.

Историю как отдельный предмет в начальной школе не проходят. Малыши знакомятся с историческими событиями в рамках школьного предмета . В обучающей программе Перспективная начальная школа, история России 1 (первый) класс подразумевает получение первоначальных представлений о Родине: Россия — многонациональная страна, государственные символы, столица, Кремль.

История России 2 (второй) класс повторяет уже пройденный в первом классе материал, а также добавляется изучение важных памятных дат, знакомство с понятием Конституция.

История России 3 (третий) класс знакомит учеников с хронологией строительства Московского Кремля, городами “Золотого кольца” и их историей, а также с архитектурными и культурными памятникам, изучается история города Санкт-Петербург.

История России 4 (четвертый) класс более объемна. Здесь ученики знакомятся с правлением первых русских князей, с деятельностью Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Изучается история Москвы и важнейшие архитектурные памятники, а также исторические события, в честь которых они были воздвигнуты.

История в программе основного общего образования (5-9 класс)

История России 5 (пятый) класс.

Преподавание истории в 5 классе, по общепринятому мнению, наиболее интересно и увлекательно. Связано это и с самим учебным курсом, и с возрастными особенностями детей. Повествование предмета строится на увлекательных рассказах, красочных картинках, лишь совсем мало времени уделяя изучению дат, логики исторического процесса, исторической терминологии.

В 5 классе проходят историю Древнего мира. Изучение начинается с доисторических времен: появление первых людей, их занятия, быт, религиозные верования — а заканчивается падением Западной Римской империи, которым по общепринятому мнению, завершается эпоха Древнего мира и начинается средневековая история.

Условно весь учебный курс можно разделить на 5 блоков:

Блок 1. Что изучает история?

Блок 2. Первобытные люди.

Блок 3. Древний Восток.

Блок 4. Древняя Греция.

Блок 5. Древний Рим.

В разделе Древний Восток дети знакомятся с древнейшими цивилизациями: Египтом, Индией, Китаем. Помимо этого изучается Междуречье, Вавилонское царство, Финикия, Палестина, Ассирия, Персидская держава. Ученики узнают о жизни фараонов и их военных походах, образе жизни древних шумеров, законах царя Хамураппи, финикийских мореплавателях, библейских сказаниях, строительстве великой китайской стены, гибели Вавилонского царства под ударами персов и создании великой Персидской державы.

В разделе Древняя Греция дети знакомятся с афинским полисом, изучают основы античной демократии, устройством военного полиса Спарты, борьбой греков с персами, завоеваниями Александра Македонского. Дети погружаются в знаменитую античную культуру: древнегреческие мифы, подвиги Геракла, Одиссея, Троянская война, театр, олимпийские игры — встают перед ними.

История Древнего Рима столь же захватывающая и увлекательная. Здесь дети узнают о возникновении Рима, о расширении его могущества и влияния, рабстве. О попытках народах защитить свои права и начавшихся Гражданских войнах, о победах Цезаря и становлении его императором. Жестокий император Нерон, его гонения на христиан, упадок Римской империи и взятие Рима варварами — все это учит детей, что даже когда-то могущественное и сильное государство может пасть под ударами диких племен, если в нем нет порядка.

История России 6 (шестой) класс.

В шестом классе дети уже относительно повзрослели и обучение истории строится не только на увлекательных рассказах, но и на изучении причинно-следственных связей, исторической хронологии и терминологии, постижении логики исторического процесса. Изучение предмета делится на три курса: История России, История Средних веков и региональный компонент, то есть изучение истории родного края.

Хронологические рамки этих курсов одинаковы, приблизительно с V по XV-XVI века, то есть средневековье. В Истории России ученики начинают знакомиться с историей своего государства, от образования Киевской Руси до окончания правления Ивана Грозного, то есть фактически прекращения первой правящей династии — Рюриковичей. Дети узнают о многих значительных событиях, которые немало повлияли на ход нашей истории: начало правления Рюриковичей — призвание варягов на Русь, правление князей Олега, Игоря и Ольги, их сына Святослава. Эпоха расцвета Древней Руси: принятие Русью христианства при князе Владимире, реформы Ярослава Мудрого, древнерусская культура; и эпоха ее заката — феодальная раздробленность.

Затем на пути нашего государства встает новый и могущественный враг — Золотая Орда, под натисками которой разобщенной Руси устоять не просто и страна на долгие годы (1238 — 1480) оказывается под пятой Орды. Дети узнают о том, что эта беда не сломила властителей и в стране появляется новый центр — Москва, который начинает собирать вокруг себя земли для удара по татаро-монголам. Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий внесли большой вклад в освобождение Руси. И завершает этот учебный курс правление Ивана Грозного. Дети узнают об одной из самых противоречивых личностей в нашей истории, прославившейся своей крайней жестокостью, дела которой были столь же противоречивы.

В истории Средних веков дети узнают о самых ярких и значительных событиях европейских, азиатских государств: средневековых рыцарях, крестовых походах, Столетней войне между Англией и Францией и героической Жанне д’Арк, католической инквизиции и многом другом.

История России 7 (седьмой) класс.

В этом классе дети также проходят три курса: История России, Новая история, и история родного края, только хронологические рамки иные: XVII-XVIII века. В истории России дети знакомятся с очень интересным и значительным периодом в истории нашей страны: от начала правления новой династии Романовых, до времени расцвета абсолютизма в правление Екатерины Великой. Перед взором детей встают важные и эпохальные события, такие как Смутное время и Петровские преобразования, Дворцовые перевороты.

История Нового времени нацелена на изучение мировой истории, стран Европы, Америки, Азии и Африки. Дети узнают о таких важных событиях, как: Великие географические открытия, Английская революция в XVII веке, промышленная революция, Великая Французская революция, возникновение Американского государства, война за независимость от Англии, Наполеоновские войны.

История России 8 (восьмой) класс.

В этом классе дети также проходят три курса: Историю России, Новую историю, и историю родного края, только хронологические рамки иные: XIX век. Изучение исторической хронологии нашего государства строится на изучении правления российских императоров: Александра I (1801-1825), Николая I (1825-1855), Александра II (1855-1881), Александра III (1881-1894).

Правление Александра I включает в себя изучение таких событий, как: реформаторская деятельность императора, Отечественная война 1812 года, заграничные походы русской армии, участие в деятельности Венского конгресса, решавшего судьбу послевоенного устройства мира, восстание декабристов. Знакомятся с такими великими личностями эпохи, как М.М.Сперанский, М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт.

К правлению Николая I относят события Крымской, Кавказской войны, постройка первой железной дороги, ужесточение внутренней политики вследствие восстания декабристов. Ученики узнают о деятельности таких выдающихся лиц, как: реформаторы П.Д.Киселев и Е.Ф.Канкрин, адмирал П.С. Нахимов и генерал А.П.Ермолов.

Время царствия Алексанра II прославлено многими значимыми событиями: отмена крепостного права, «эпоха реформ», которая внесла изменения во многие сферы общественной жизни. Помимо этого, во время его правления происходит всплеск общественной активности, появляется много политических кружков: «нечаевцы», организация «Земля и воля», чайковцы, группы Лаврова и Бакунина и многие другие. Некоторые из них пропагандировали и применяли террористические методы борьбы, следствием чего стало большое количество политических убийств и ряд покушений на императора, последнее из них стало роковым и привело к гибели царя в 1881 году. Помимо этого дети знакомятся с событиями внешней политики: русско-турецкая война 1877-1878 годов, продажа Америке Аляски, определение отношений с азиатскими государствами.

Завершает изучение отечественного исторического курса в 8 классе правление Александра III, которое было непродолжительным и запомнилось современникам ужесточением внутренней политики, вследствие распространения революционных настроений и миролюбивостью внутренней политики, за что император удостоился прозвища Царь — Миротворец.

В курсе Новой истории дети знакомятся с мировыми событиями, происходившими в XIX веке, который из-за насыщенности событиями получил название «долгий XIX век». Важными событиями считаются: Венский конгресс, Опиумные войны, Гражданская война в Америке, англо-бурские войны.

История России в 9 (девятом) классе.

История в 9 классе нацелена на изучение исторических процессов и явлений, произошедших в XX веке. Это столетие изобилует грандиозными по своей значимости событиями: Первая русская революция, Первая мировая война, Великая революция 1917 года, гражданская война белых и коасных, возникновение СССР, Вторая мировая война, “холодная война” и противостояние двух великих держав, распад СССР и создание нового государства — Российской Федерации. Ученики рассматривают правление императора Николая II, приход к власти В.И.Ленина, особенности развития государства при различных советских и российских лидерах. В рамках курса Новейшей истории изучение предмета концентрируется на важнейших исторических событиях, происходящих в мире, которые в известной мере перекликается с тем, что происходило в нашем государстве, поскольку мы неотделимая часть мировой истории.

И стория в программе среднего общего образования (10-11 класс)

В российских школах преподавание исторической науки строится на концентрической основе. Это означает, что с 5 по 9 класс изучают все основные события, а в 10-11 классах начинают изучение заново, проходя за 2 года то, что проходили в течение 5 лет. Необходимость такого подхода объясняется тем, что в младших классах ученики в силу своего возраста проходили материал по упрощенной схеме, став старше они могут по иному взглянуть на уже изученные события, выстроить всю схему исторического процесса, отследить исторические связи и параллели.

Курс история России 10 (десятый) класс предполагает изучение событий, происходящих с момента образования государства по XIX век включительно. В курсе Всеобщей истории ученики проходят события Древнего мира, Средних веков и Новое время. История России 11 (одиннадцатый) класс нацелена на изучение событий XX века, происходивших как в нашей стране, так и во всем мире.

Изучение истории в школе позволяет понять роль нашей страны в мировом процессе, воспитать в подрастающем поколении чувство гордости за наши победы, свершения, воспитать патриотов своего государства. Благодаря этому предмету формируется историческое мышление, умение объяснять значение исторических событий, определять причины и прогнозировать следствия. Происходит также нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

Введение

Документом, который определяет изучение курса истории, является учебная программа. Она и определяет содержание школьного курса изучения истории. Программа должна быть объективным документом, лишенным субъективности, программа должна быть научной.

Свою работу в школе учитель начинает с изучения программы и объяснительной записки к ней. Программа предусматривает:

Время для изучения определенных разделов;

Распределение материала поурочно;

Указание уточнений.

Целью данной работы является анализ действующей программы курсов истории. Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1) охарактеризовать сущность и структуру программы, ее структуру, основные образовательные и психологические требования;

2) на основе сделанных выводов по первому пункту исследовать действующую программу курса истории в пятом классе и выяснить, соответствуют ли они поставленным требованиям.

В данной работе использованы такие методы исследования, как анализа, синтеза, сравнения, описания полученных данных.

Глава 1. Общая характеристика школьных программ по истории

1.1. Понимание учебной программы.

1. Структурой школьного курса истории называется совокупность содержательных элементов общего исторического образования. Элементы структуры это отдельные факты, избранные, как темы познания, которые каким-то образом объединены между собой.

Структурированность необходимое условие системности знаний, умений и мировоззренческих, морально-эстетических идей, которые усваивают учащиеся в процессе изучения истории.

Структуру общего исторического образования отображает учебная программа курса. Понятие "Учебная программа" в мировой педагогике не имеет на сегодня четкого определения. Вот некоторые из них:

Программа краткое изложение основного учебного содержания, целей изучения предмета и способов их достижения.

Учебная программа нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

В Украине программа это документ, в котором называются цели предмета, раскрываются содержание его в каждом классе, а также выяснены основные идеи, понятия, умения и навыки, которыми должны владеть ученики. Именно программа конкретизирует цель общего исторического образования и определяет через структуру курса методы обучения и критерии оценивания его результатов.

Несомненно, программа важное подспорье учителя. Но проведенная реформа школьного образования, необходимость которой вызвано временем, существенно повлияла на нее. В связи с этим, сравним два определения, которых разделят чуть больше десятилетия:

1) "Учебные программы по предметам, как и учебные планы, являются обязательными для всех школ и учителей государственным документом, определяющим содержание обучения истории" (1986). То есть речь идет об одной единственной программе, обязательной на всей территории бывшего Советского Союза.

2) Примерные программы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов и создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса" (1999) здесь вопрос ставится о нескольких программах, из которых будет выбрана оптимальная для определенной местности, школы, класса и т.д.

Таким образом, учебные программы являются реальными ориентирами педагогической и учебной деятельности в школе. Современный статус программ стимулирует критический подход педагогов к выбору программ, их творчеств в планировании обучения истории.

1.2. Типы учебных программ

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые (государственные) учебные программы по истории разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта. В них отражается историко-педагогический опыт, основанный на достижениях в педагогике и психологии. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять учебные программы в соответствии с развитием педагогической науки и практики. Такие программы утверждаются Министерством образования и Науки Украины и имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы разрабатываются на основе государственных, но более применимы на практике. Они описывают национально-региональный компонент и делают ссылку на информационную базу, техническое обеспечение, возможности учащихся.

Авторские учебные программы лишь учитывают требования государственного образовательного стандарта. Они оставляют за собой право содержать иной принцип построения учебного материала, иметь свои подходы к рассмотрению тех или иных теорий, излагать свою точку зрения. Такие программы должны иметь рецензию от ученых, занимающихся изучением истории, а также необходимо утверждение их педагогическим советом школы.

Таким образом, сложилось три основных типа учебных программ. Каждый из них имеет свои преимущества, и в задачу педагога входит творчески подходить к предлагаемому материалу и объективно оценивать целесообразность применения той или иной программы.

1.3. Структура учебной программы

История — одна из наиболее увлекательных дисциплин в школьном общеобразовательном курсе. Она интересна по своему содержанию и всегда актуальна, так как позволяет проследить причинно-следственную связь между самыми различными на первый взгляд событиями, причем разделенными между собой веками.

История наглядно показывает, как создавались и распадались великие державы, примером чего могут служить Древнеримская или Российская империя. Как предмет — это многоплановая дисциплина и по событийным процессам, и по их трактовкам. Она очень объёмна, если брать во внимание источники информации, и при этом системна по своему изложению. Понять этот предмет, усвоить всю огромную базу информации, сопутствующую его изучению, помогает обширный видеоматериал, представленный на общеобразовательном портале сайт и сформированный как группа видеоуроков по отдельным темам и курсам.

Восстание декабристов и Крымская война

Достаточно сложной для понимания школьниками считается период начала 19 века, когда Российская империя стала ареной для нового политического движения, во главе которого оказалось прогрессивное молодое дворянство. Этот исторический этап более известен как восстание декабристов.

Разобраться в причинах,побудивших элиту общества выступить с протестом против политики Александра I за радикальные перемены в стране, без внимательного и глубокого изучения довольно сложно.Восстание декабристов, имевшее своей целью подготовку и осуществление вооруженного выступления, захват монархии и Сената для того, чтобы ввести в стране конституционный строй, стало первым серьезным сигналом для властных структур Российской империи. Видеоуроки, представленные на сайте, содержат в себе тщательно проработанную и систематизированную информацию, связанную с темой восстание декабристов , и значительно облегчают задачу усвоения программы по истории.

Серьезный интерес вызывает и такой этап жизни страны как Крымская война. Причинами ее стало неразрешимое мирным путем столкновение политических интересов России, Турции, Австрии, Франции и Англии, а также расширение сферы влияния и рынков сбыта.

Окончательным поводом, в результате которого в 1853 году началась Крымская война, стал, как не удивительно, религиозный спор о принадлежности «палестинских святынь», которые находились на тот момент на земле Османской империи. Противостоять в этом конфликте между Турцией и Россией на стороне османов сочли для себя необходимым Англия и Франция, начав дипломатическую блокаду по отношению к российской империи.

В итоге Крымская война стала серьезным поражением для России, в результате которого империя утратила свои военно-морские базы на Черном море и частично флот, потеряла влияние на Балканы. Но в то же время Крымская война стала причиной проведения целого ряда серьезных реформ в период последующего правления Александра II.

сайт — лучший помощник для глубокого понимания истории

Огромный объем сложного материала становится серьезным препятствием для глубокого понимания уроков по этим темам. Возможность еще раз в спокойной домашней обстановке выслушать изложение информации из уст высококвалифицированного преподавателя — отличная возможность понять и разобраться, в чем была сложность исторического пути, которым шла Российская империя в этот исторический период.

Оптимальным решением проблемы станут , представленные на портале и для детей, которые вынуждены по ряду причин проходить домашнее обучение. Не менее интересны они будут и для учителей, как возможность заочного присутствия на открытых уроках и обмена опытом их проведения.

Методика преподавания истории

Лекция №1. Предмет МПИ

  1. Задачи курса. Его структура.
  2. Связь МПИ с психолого-педагогическими и историческими дисциплинами.

МПИ возникает гораздо позже того, как возникает сам процесс преподавания. Предмет сначала собирает материал, на основании которого делаются выводы, на базе которого и строится уже сама методика.

XVI в. – Впервые вводится курс истории в западноевропейских учебных заведениях. Но тогда история не существовала как самостоятельный предмет, а как материал для литературных чтений.

70-е годы XVII в. – В Росси начинается формирование истории («История» дьяка Грибоедова, «Синопсис»).

Начало XVIII в. – Петр I создаёт ряд учебных заведений (низших и среднеспециальных).

1703 год – Начало преподавания истории (Славяно-греко-латинская академия) – Пастер Глюк. Но это не самостоятельный курс, а изучение грамматики иностранного языка.

1796 год – Устав народных училищ. История введена как самостоятельный предмет (Отечественная история).

70-е годы XIX в. – МПИ начинает формироваться как отрасль научных знаний.

Начало XX в. – МПИ окончательно сформировалась.

П.Д. Черевин (декабрист, молодой). О преподавании истории детям // Вестник Европы. Декабрь 1825. – цели изучения истории: стать гражданином.

Язвинский. Методика преподавания хронологии, изъяснения самим преподавателям. СПб. 1837. Это практические рекомендации.

70-е годы – обобщающие работы (Покотило, Кареев).

Методика – отыскание, описание и оценка способов, которые ведут к преподаванию науки.

Конец XIX в. – много педагогических журналов. Предмет методики – как учить?

XIX в. – Рост числа средних учебных заведений, рост числа гимназий.

Гимназическое обучение

1726 год – Первая университетская гимназия

1755 год – Гимназия при Московском университете. всесословные

1758 год – 3 гимназии при Казанском университете + заведения

Губернские гимназии

1821 год – Устав гимназий – узкосословные (классно-урочная система, гимназии только мужские).

1864 год – Школьная реформа.

С 1877 года – 3 типа гимназий: 1. Классические с 2 языками.

2. Классические с латынью.

3. Реальные с изучением современных языков.

П.В. Гора: Предмет МПИ – процесс обучения истории

Процесс обучения истории

Задачи

Задачи МПИ: 1. Определить цели обучения истории.

2. Определить содержание школьных курсов истории и расположение их

по годам обучения.

З адачи определяющиеся уровнем развития истории и педагогики, школьного образования, обучения и воспитания

3. Определить уровень умений и навыков учащихся на каждой ступени развития,

благодаря которому можно усваивать материал.

4. Определение и изучение методов обучения.

5. Изучение результатов обучения.

Лекция №2. Содержание школьного курса истории

Учебный план. Сетка часов.

Школьная программа по истории. Принципы их построения. Структура.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...