Шведская армия как экспонат. В швеции возобновляют призыв в армию

Швеция со своей территорией около 150 тысяч квадратных километров и протяженностью береговой линии почти 3220 километров имеет действующую армию численностью в 20 тысяч человек, из-за чего считается самой плохо защищенной страной из так называемой скандинавской четверки — Швеции, Финляндии, Норвегии и Дании. Поэтому ни для кого не является секретом, что шведская армия, возможно, слишком мала, чтобы защитить территорию своей страны.

Похоже, большинство шведов из-за этого не слишком волновались — во всяком случае, до тех пор, пока Россия не аннексировала Крым и не начала проводить по всей Европе гораздо более масштабные военные учения.

Теперь же на фоне быстро меняющейся ситуации с безопасностью стран Балтии — а также с учетом сообщения о том, что во время военных учений российские военные отрабатывали учебное вторжение на шведскую территорию — правительство и общественность Швеции пытаются свыкнуться с мыслью о том, что враг может и на самом деле появиться в этом тихом и мирном уголке планеты.

Шведов все больше беспокоит состояние обороноспособности своей страны. За последние два года российские самолеты совершали маневры вблизи воздушного пространства Швеции, а в октябре прошлого года проводился широко освещавшийся в прессе — и безрезультатный — поиск в шведских территориальных водах иностранной подводной лодки, предположительно российской.

А на прошлой неделе был опубликован доклад Центра анализа европейской политики, в котором говорилось о том, что Россия провела крупные военные учения с участием более 30 тысяч военнослужащих, в которых отрабатывались операции по захвату шведского острова Готланд, занимающего важное стратегическое положение. Автор доклада — главный редактор журнала The Economist Эдвард Лукас (Edward Lucas) — заявляет, что получил информацию об этих учениях от «источников в НАТО».

«Общеизвестно, что Россия проводит более масштабные, более сложные и в некоторых случаях более провокационные учения, — заявил на прошлой неделе министр обороны Петер Хультквист (Peter Hultqvist) в ответ на доклад Лукаса. — Мы должны отреагировать на эти события, поэтому теперь собираемся усилить наш военный потенциал».

Однако численность, потенциал и боеспособность вооруженных сил Швеции стали объектом жесткой критики со стороны ряда специалистов, в том числе ведущего шведского консультанта по вопросам безопасности подполковника в отставке Юхана Викторина (Johan Wiktorin). Шведские вооруженные силы «просто слишком малы, чтобы защитить свою территорию», утверждает он.

По причине этой обеспокоенности уже предпринимаются действия по изменению военного бюджета. Парламент призвал увеличить расходы на оборону до 10,2 миллиарда шведских крон (около 1,2 миллиарда долларов) или примерно до 1,2% от ВВП страны. Хотя это по-прежнему гораздо меньше той суммы, которую изначально просило министерство обороны, и тех средств, которые НАТО рекомендует выделять на военные нужды своим партнерам, одним из которых и является Швеция.

Шведский менталитет

Более важным являются изменения в общественном сознании. По данным опроса общественного мнения, проведенного в январе управлением по гражданской обороне, 57% шведов выступили за увеличение военного бюджета — что составило максимум за всю историю проведения этих опросов — при этом лишь 30% респондентов высказали доверие к политике, проводимой правительством.

Растет и уровень поддержки вступления в НАТО, что на протяжении длительного времени было немыслимым в стране, давно гордящейся своей военной независимостью. Как показал опрос, проведенный в январе изданием Dagens Nyheter, 37% респондентов высказались за вступление в альянс, что на 5% больше, чем в прошлом году. 47% опрошенных по-прежнему против вступления в НАТО.

Такие изменения дались непросто в стране, которая фактически не воевала со времен Наполеона. «Серьезной проблемой, — считает шведский военный обозреватель Оскар Йонссон (Oscar Jonsson), — является шведский менталитет, основанный на идее, что регионального вооруженного конфликта не произойдет, что Швецию ситуация не затронет и может быть урегулирована мирным путем. В результате вопрос обороны фактически не считался важным на протяжении какого-то времени».

Шведская исключительность или шведский менталитет не составлял такой проблемы в годы холодной войны, когда Швеция выделяла на нужды своих многочисленных и хорошо оснащенных вооруженных сил — в том числе и армии численностью 350 тысяч человек— 3% от своего ВВП.

Соответствующей проблемой, по мнению подполковника Викторина и других, стало то, что в 2010 году Швеция решила отказаться от воинской службы по призыву и перешла на контрактную профессиональную армию.

«Для сравнения можно посмотреть на Финляндию, где воинская обязанность по-прежнему находит широкую поддержку населения благодаря понятному и вполне очевидному значению военной службы по призыву в деле защиты общества, — говорит Кейр Джиллз (Keir Giles) ассоциированный аналитик российско-евразийской программы лондонского аналитического центра Chatham House. У Финляндии есть профессиональная армия численностью 37 тысяч человек, в резерве первой очереди которой числятся 350 тысяч мужчин и женщин. «Когда отменяется воинская обязанность, мы приносим в жертву то сознательное отношение, которое народ испытывает к армии».

Г-н Йонссон, который служил в Афганистане в составе шведского контингента, говорит, что постепенно исчезло и понятие защиты родины — в том числе и острова Готланд. «Мы очень опрометчиво отказались от организации территориальной обороны, не сохранив потенциал и материально-техническое обеспечение, которые могли бы оказаться очень эффективными при небольших финансовых затратах», — считает он.

По-прежнему боеспособны?

Командование шведской армии, конечно же, приветствует вновь возросшее внимание к обороне. «Оборонные вопросы на протяжении довольно долго времени не представляли для шведского общества особого интереса, — отметил заместитель начальника управления планирования и разработки принципов боевого применения сил и средств шведской армии генерал Михаэль Клэссон (Michael Claesson) в своем эксклюзивном интервью, данном в штабе армии в Стокгольме. — Однако в результате того, что ситуация с безопасностью в нашем регионе ухудшилась, обстановка начала меняться».

Клэссон не согласен с тем, что над Швецией нависла неминуемая угроза со стороны какой-либо страны. «Однако,— утверждает он, — что касается России, мы являемся свидетелями значительного изменения ее военной стратегии, а также снижения порога использования военной силы для достижения политических целей».

Он также заявил, что армия Швеции «по-прежнему отличается высокой боеспособностью — и как самостоятельная армия, и в союзе с нашими партнерами» в НАТО. И, тем не менее, учитывая, малочисленность и разбросанность контингента шведской армии (которая, включая национальную гвардию и резервистов, насчитывает всего 50 тысяч человек), а также неоднородное качество военной техники, многие задаются вопросом, насколько высока эта боеспособность.

Г-н Джиллз из аналитического центра Chatham House с пониманием относится к тем проблемам, с которыми столкнулась армия Швеции в стране, которая еще совсем недавно не чувствовала необходимости обеспечивать мощную территориальную оборону. «Вооруженные Швеции делают все возможное в условиях сохранявшегося на протяжении нескольких последних десятилетий устойчивого мнения о том, что смысл их существования не подразумевает защиту Швеции».

Или, как сказал нью-йоркский корреспондент Dagens Nyheter Мартин Джилз (Martin Giles), «в период после холодной войны идея того, что Швеции нужна сильная армия, стала второстепенной. Правда, сейчас — отчасти в ответ на все более распространяющееся мнение о том, что Владимир Путин опасен и действует иррационально — эта идея вновь становится актуальной».

«Зарубежное военное обозрение» №7.2004 г. (стр. 8-18)

РЕФОРМИРОВАНИЕ ВС ШВЕЦИИ

Капитан 1 ранга И. МАРТИН

Вначале 90-х годов XX века военно-политическое руководство Швеции пришло к выводу, что после изменений, которые произошли в военно-политической обстановке в Европе и в мире в результате распада Советского Союза, окончания «холодной войны» и образования в регионе Балтийского моря государств прозападной ориентации, существующая организационная структура вооруженных сил (ВС) страны, их численный и боевой состав не соответствуют характеру угроз национальной безопасности. Шведские военные эксперты также пришли к единому мнению, что вероятность широкомасштабной войны на Европейском континенте практически исключена. Угрозу национальной безопасности могут представить конфликты, возникающие в силу нерешенных территориальных, социальных, экономических, религиозных и этнических проблем, существующих в России и на постсоветском пространстве.

Вступление Швеции в Европейский союз (ЕС) и ее активное участие в формировании военной составляющей этой международной организации, присоединение к программе НАТО «Партнерство ради мира», подключение к Совету евроатлантического партнерства в значительной степени повлияли на внешнеполитический курс страны. Ее политика безопасности и основные направления строительства вооруженных сил в последнее время разрабатываются с учетом общей линии, определяемой в этих организациях. Швеция, по существу, перестала быть нейтральной страной. Принцип «свободы от союзов в мирное время с целью сохранения нейтралитета в войне», который почти 200 лет являлся основой политики безопасности страны, заменен принципом «свободы от военных союзов в мирное время с целью возможности сохранения нейтралитета в случае конфликта в ближайшем окружении». Такая формулировка позволяет шведскому руководству, не принимая на себя каких-либо конкретных обязательств, сохранить свободу действий в кризисных ситуациях и в случае угрозы национальной безопасности обратиться за помощью к другим странам или присоединиться к военному союзу.

В 1997 году парламент Швеции утвердил новую доктрину национальной безопасности, которая основывается на том положении, что вероятность военного нападения на страну маловероятна и потенциальному агрессору потребуется не менее десяти лет для его подготовки. Это позволяет сократить военные расходы за счет коренного реформирования системы управления ВС, снижения их численного и боевого состава, постоянного совершенствования организационно-штатной структуры войск (сил) и содержания их в пониженной степени готовности.

Доктрина закрепила отказ от традиционной концепции территориальной обороны и переход к «адаптированной (приспосабливающейся) обороне», которая предполагает, что состояние боеспособности ВС и их готовность к обеспечению обороноспособности страны должны соответствовать уровню угроз национальной безопасности. Согласно документу в случае обострения обстановки государство обязано обеспечить в установленные сроки перевод ВС в готовность к отражению возможной агрессии.

Предусмотрен также переход к компактной и мобильной армии современного типа, комплектуемой на основе всеобщей воинской обязанности («армия является частью народа»), способной активно участвовать в многонациональных операциях по поддержанию и установлению мира, а также противостоять новым, нетрадиционным угрозам. Подготовка страны к отражению агрессии и обеспечение жизнеспособности государства в чрезвычайных условиях по-прежнему будут осуществляться в рамках всеобщей (тотальной) обороны, главным компонентом которой остаются вооруженные силы.

План развития ВС страны на 1997-2001 годы, разработанный с учетом положений новой доктрины, предусматривал существенное сокращение ВС и изменение структуры военного управления. Так, количество пехотных дивизий сократилось с 6 до 3, общевойсковых бригад - с 16 до 13, эскадрилий боевой авиации - с 17 до 13, был расформирован также ряд учебно-мобилизационных полков. Были созданы вертолетная эскадрилья вооруженных сил, куда вошли вертолеты из всех видов ВС, и международное командование ВС, ликвидированы должности командующих видами вооруженных сил, проведена реорганизация главного командования ВС. Численность ВС уменьшилась на 13 проц.

В марте 2000 года парламент Швеции принял закон о реформировании ВС, утвердил долгосрочную программу их развития до 2010 года и план строительства на 2001-2004-й. В законе отмечалось, что вооруженные силы должны иметь достаточный потенциал для отражения агрессии и наращивания боевых возможностей в случае возникновения кризисной обстановки, современную структуру управления войсками, базирующуюся на передовых информационных технологиях, и эффективную систему разведки. Кроме того, они должны, если будет необходимо, выделять подразделения в состав многонациональных сил, участвующих в миротворческих операциях, обладать способностью в любое время вскрыть и пресечь угрозу нарушения территориальной целостности страны, быть готовы к отражению нетрадиционных угроз.

В качестве главных задач для ВС на предстоящее пятилетие определены: оборона страны от вооруженного нападения; обеспечение территориальной целостности государства и национального суверенитета; участие в международных миротворческих операциях; оказание помощи гражданским властям в ликвидации последствий промышленных и природных катастроф.

Программа развития ВС предусматривает реорганизацию системы военного управления, изменение военно-административного деления, а также сокращение численности и боевого состава вооруженных сил и оснащение их современными вооружением и военной техникой (ВВТ). Численность ВС по штатам мирного времени, согласно последним данным зарубежной печати, 35,5 тыс. человек. В 2004 году ее планируется сократить до 29 тыс. Численность гражданских служащих в армии составит около 8 тыс. человек.

Комплектование вооруженных сил личным составом, как и в настоящее время, будет производиться по смешанному принципу - в соответствии с законом о всеобщей воинской повинности и на добровольной основе. Военнообязанными являются мужчины в возрасте от 18 до 47 лет.

Призыв военнообязанных на действительную срочную службу осуществляется по достижении ими 19-летнего возраста. Продолжительность срочной службы (в месяцах): рядового состава сухопутных войск - 7,5-10, военно-воздушных сил - 7,5-11,5, военно-морских сил - 9,5-15; сержантов и военнослужащих технических специальностей - 9,5-15; офицеров резерва - 12-21 (командиров взводов - 12-18, командиров рот - 15-21). Для призывников, которые согласны вступить в хемверн, предусмотрена трехмесячная военная подготовка.

На военную службу в добровольном порядке принимаются женщины. Им предоставлено право на общих основаниях поступать в военные училища и занимать любые должности в штабах и строевых частях. Командование ВС стремится увеличить число женщин в вооруженных силах и создать им равные с мужчинами условия для прохождения службы. В настоящее время около 5 проц. офицерского состава - женщины. В перспективе военное руководство намерено увеличить этот показатель в 2 раза.

Призывники, которые по религиозным или этическим причинам отказываются от службы в вооруженных силах, имеют возможность проходить альтернативную (гражданской) службу в гражданском секторе тотальной обороны (ее продолжительность один год). Решение об освобождении призывника от военной службы принимает специальная комиссия, в состав которой входят представители ВС, местных властей и общественных организаций. За уклонение от альтернативной службы предусматривается штраф или тюремное заключение на срок до одного года в мирное время.

Вооруженные силы включают сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы. В зависимости от поставленных задач и степени боеготовности с 2001 года они разделены на оперативные и оборонительные силы.

В состав оперативных сил входят наиболее боеспособные соединения и части всех видов ВС, которые должны решать главные задачи, стоящие перед вооруженными силами. Руководство ими главнокомандующий ВС Швеции осуществляет через главное командование ВС и командование оперативными силами. Из состава оперативных сил выделяются воинские контингенты в многонациональные формирования для участия в миротворческих операциях, силы реагирования Европейского союза, а также в национальные и региональные силы реагирования. Командование ВС стремится к тому, чтобы их организационно-штатная структура, система военного управления и оснащение в максимальной степени отвечали стандартам НАТО.

Оборонительные силы предназначаются для ведения территориальной обороны и решения вспомогательных задач в интересах оперативных сил. В их состав включены войска местной обороны, добровольная иррегулярная организация хемверн, а также подразделения, не вошедшие в оперативные силы. За вопросы применения и подготовку оборонительных сил будут отвечать командующие войсками округов территориальной обороны.

В соответствии с планом военного строительства в 2001 году была изменена организационно-штатная структура министерства обороны (МО). В настоящее время в него входят: три главных управления (политики безопасности и международных проблем, военного компонента тотальной обороны, гражданского компонента тотальной обороны); управление экономики, личного состава и взаимодействия; два секретариата - анализа и долгосрочного военного планирования и правовой; вспомогательные подразделения (по связям со средствами массовой информации, материально-технического обеспечения, служба безопасности, библиотека). Кроме того, в МО имеется группа военных экспертов (офицеры в звании полковник-подполковник, руководитель группы - бригадный генерал), а также советник по вопросам отношений со странами Центральной и Восточной Европы.

Главное управление политики безопасности и международных проблем отвечает за разработку планов военного сотрудничества Швеции с международными организациями (НАТО, ЕС, ООН, участия ВС в мероприятиях программы «Партнерство ради мира») и на двусторонней основе, за выполнение соглашений по контролю над вооружениями, а также за поддержание контактов с военными атташе, аккредитованными в Швеции. Кроме того, управление решает вопросы допуска на шведскую территорию военных кораблей и самолетов, подразделений сухопутных войск иностранных государств.

Главное управление военного компонента тотальной обороны составляет и представляет в правительство краткосрочные и перспективные планы развития вооруженных сил, готовит предложения по изменению военной доктрины.

Главное управление гражданского компонента тотальной обороны занимается вопросами подготовки гражданского сектора тотальной обороны к действиям в чрезвычайных условиях и осуществляет контроль за состоянием и деятельностью государственной спасательной службы и береговой охраны.

Управление экономики, личного состава и взаимодействия отвечает за разработку военного бюджета и осуществляет контроль за его выполнением, решает кадровые проблемы, организует взаимодействие с главным командованием вооруженных сил и главным материально-техническим управлением ВС в процессе подготовки военного бюджета и выполнении планов по закупке ВВТ, а также осуществляет контроль за экономической деятельностью военного компонента тотальной обороны.

Секретариат анализа и долгосрочного военного планирования решает вопросы анализа и оценки состояния и развития международной обстановки, отслеживает изменения во взглядах государств на строительство и применение ВС, разрабатывает планы развития вооруженных сил на длительную перспективу.

Секретариат по правовым вопросам отвечает за правовое обеспечение деятельности МО и ВС.

Министр обороны - гражданское лицо, представитель партии (коалиции), сформировавшей правительство. Заместителем министра является статс-секретарь МО, который организует работу военного ведомства и занимает свой пост независимо от смены правительств. Общая численность служащих министерства обороны около 120 человек.

Продолжается начатая в 1998 году реорганизация системы военного управления. Руководство вооруженными силами страны главнокомандующий ВС, как высшее должностное лицо в вооруженных силах, осуществляет через заместителя, главное командование вооруженных сил (ГКВС) и командиров округов территориальной обороны.

В соответствии с решением правительства с 1 января 2003 года проводится реорганизация ГКВС Швеции. При этом отмечалось, что она направлена на повышение эффективности управления войсками (силами) в условиях внедрения в них современных информационных технологий и все возрастающего участия вооруженных сил страны в многонациональных миротворческих операциях. Кроме того, эта реорганизация позволит более чем на 15 проц. сократить численность личного состава органов военного управления.

По завершении организационных мероприятий ГКВС будет включать: штаб, командование оперативных сил (раньше оно подчинялось непосредственно главнокомандующему вооруженными силами) и пять управлений - стратегического планирования, войск военного времени, подготовки и повседневной деятельности войск, разведки и контрразведки, контрольно-ревизионное. Штатная категория начальников управлений и командующего оперативными силами - генерал-лейтенант.

В составе главного командования ВС учреждаются должности инспекторов (штатная категория генерал-майор/контрадмирал): сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил, по подготовке личного состава и по интегрированным системам управления. В их задачи входит: инспектирование войск (сил), разработка наставлений, уставов и других документов, регламентирующих повседневную деятельность, оперативную и боевую подготовку частей и соединений, а также руководство военными учебными заведениями видов ВС.

Основное назначение штаба - организация взаимодействия с министерством обороны и правительственными структурами, обеспечение и координация деятельности управлений главного командования. В его составе будут насчитываться четыре отдела: координационный, протокольный, административный и информационный. На данный момент обязанности начальника штаба выполняет начальник управления стратегического планирования.

Командование оперативных сил (ОС) разрабатывает планы стратегического развертывания и боевого применения этих сил, осуществляет руководство ими в мирное и военное время, отвечает за поддержание их в установленной степени боевой готовности, а также за организацию и проведение оперативной и боевой подготовки ОС. В состав этого командования входят оперативный отдел (выполняет функции штаба) и тактические командования видов вооруженных сил. Оперативный отдел решает вопросы планирования, боевой и мобилизационной готовности ОС, боевого и тылового обеспечения, организации оперативной и боевой подготовки, миротворческой деятельности.

Командующие тактическими командованиями (должностная категория командующего по воинскому званию - бригадный генерал (адмирал флотилии) - сухопутных войск, ВВС и ВМС - являются руководителями своих видов ВС в мирное и военное время. Они несут ответственность за готовность соответствующего вида ОС к выполнению поставленных задач, состояние боевой и мобилизационной готовности, организацию и проведение оперативной и боевой подготовки. На командующего тактическим командованием сухопутных войск возложено решение вопросов комплектования и подготовки миротворческих контингентов, выделяемых в многонациональные формирования, их материально-технического обеспечения во время участия в операциях миротворческих сил, а также организации взаимодействия с руководством миротворческих сил.

Командующему оперативными силами подчинены вертолетная флотилия ВС и международное командование ВС.

Управление стратегического планирования выполняет следующие функции: занимается анализом военно-политической обстановки и прогнозированием ее развития на период до 20 лет; осуществляет долгосрочное и текущее планирование строительства вооруженных сил; разрабатывает основные положения государственной оборонной политики и военной доктрины; оценивает эффективность существующей системы военного управления и вырабатывает предложения по ее совершенствованию; определяет материальные потребностей ВС.

Управление состоит из пяти отделов - долгосрочного прогнозирования, анализа, перспективного развития вооруженных сил, личного состава и экономического.

Главное управление (ГУ) войск военного времени несет ответственность за поддержание боевой и мобилизационной готовности соединений и частей, их своевременное доукомплектование до штатов военного времени, а также оперативное развертывание. Оно включает семь отделов: боевого использования сухопутных войск, боевого использования ВВС, боевого использования ВМС, систем управления и связи, планирования, закупок и МТО.

В состав ГУ входят следующие отделы: планирования, вооружения, наземных, морских, воздушных операций, тылового обеспечения, метеорологического обеспечения, а также инспектор по интегрированным системам управления.

Управление подготовки и повседневной деятельности войск решает задачи организации оперативной и боевой подготовки в вооруженных силах, руководит учебными частями и центрами, военными учебными заведениями, отвечает за совершенствование их организационно-штатной структуры и содержание учебной базы, ежегодно определяет общие потребности войск в количестве призывников и распределяет их по видам ВС. В ведении этого управления находятся вопросы руководства хемверном и добровольными военизированными организациями, а также проблемы защиты окружающей среды в ходе военной деятельности. В нем насчитывается шесть отделов: планирования, финансовый, подготовки, недвижимости, защиты окружающей среды, военизированных организаций, а также имеются инспекторы видов ВС и по личному составу.

Управление разведки и контрразведки несет ответственность за планирование работы органов разведки, руководство ими, добывание, сбор, анализ и доведение информации до заинтересованных инстанций и штабов, осуществляет контроль за выполнением договорных обязательств в военной области иностранными государствами, а также занимается контрразведывательным обеспечением вооруженных сил. Оно состоит из шести отделов: управления силами и средствами разведки, анализа и оценки, контроля региональной военно-политической обстановки, военной информации, военных атташе и безопасности.

Для осуществления контроля за соблюдением законности в вооруженных силах и целевым использованием финансовых средств в структуре главного командования создается контрольно-ревизионное управление, которое будет включать контрольно-ревизионный и юридический отделы.

Вероятно, данная организационно-штатная структура ГК не является окончательной. В настоящее время обсуждается вопрос об объединении управлений повседневной деятельности и подготовки войск и войск военного времени в одно управление.

В связи с делением войск на оперативные и оборонительные силы с 2001 года ликвидированы военные округа и районы обороны, а также региональные командования ВВС и ВМС. Территория страны была разделена на четыре округа территориальной обороны (ОТО): Северный (штаб в г. Воден), Центральный (г. Стренгнес), Южный (г. Гетеборг) и Готландский (о. Готланд, г. Висбю).

Командиры округов территориальной обороны (должностная категория - генерал-майор) подчинены главнокомандующему вооруженными силами. Они отвечают за организацию взаимодействия всех компонентов тотальной обороны, их готовность к действиям в чрезвычайных условиях или при отражении агрессии, за проведение мобилизационных мероприятий в границах своих округов. В их ведении находятся оборонительные силы, включающие подразделения войск местной обороны и добровольной военизированной организации - хемверна, а также подразделения и части оперативных сил, выделяемые главнокомандующим ВС страны для решения оборонительных задач. В военное время командиры ОТО организуют отражение вооруженной агрессии в пределах округа.

В состав ОТО входят группы территориальной обороны (всего 29). Командиры групп отвечают за проведение мобилизации, подготовку подразделений оборонительных сил, осуществление связи с военизированными организациями и руководителями гражданского компонента тотальной обороны на уровне коммун. В военное время они будут руководить подразделениями оборонительных сил, развертываемых на территории округа.

С 2002 года в вооруженных силах Швеции начался переход на централизованную систему тылового обеспечения. Были упразднены органы тылового обеспечения видов ВС и окружные полки тылового обеспечения, а на их основе создана служба тыла вооруженных сил (Forsvarsmaktens Logistic - FMLOG), на которую возложено тыловое обеспечение всех видов вооруженных сил. Специальное техническое обеспечение остается в ведении главного материально-технического управления ВС.

Служба тыла вооруженных сил включает штаб (г. Карлстад) и три управления: снабжения (г. Воден), техническое (г. Арбуга) и финансово-экономическое (г. Карлскруна). Начальник службы тыла (штатная должность генерал-майор) подчинен непосредственно главнокомандующему ВС страны.

Управление снабжения отвечает за материальное обеспечение войск (сил), хранение ВВТ на складах и их утилизацию, а также должно заниматься вопросами военной экологии. В составе управления пять отделов (снабжения, транспортный, утилизации ВВТ, складов, военной экологии) и 14 подразделений, которые размещаются в военных гарнизонах с задачей снабжения частей и подразделений, а также контроля за состоянием складских помещений и хранящихся в них материальных средств и вооружения.

Техническое управление решает вопросы ремонта и обслуживания военной техники и вооружения, находящихся в частях и подразделениях ВС, а также их технического обеспечения. В составе управления имеется шесть отделов: СВ, ВВС, ВМС, информационных систем, ЭВМ и снабжения запасными частями, а также группа обслуживания техники. В обязанности отделов входи.т руководство предприятиями по ремонту и обслуживанию ВВТ.

Финансово-экономическое управление отвечает за разработку предложений по закупкам материально-технических средств, организацию расчетов между подразделениями службы тыла, поставщиками и воинскими частями (подразделениями). В его состав входят: отдел закупок, 5 региональных финансово-экономических отделений и 17 подразделений обслуживания, дислоцирующихся на территории военных гарнизонов.

Полностью к решению поставленных задач служба тыла ВС должна быть готова в 2005 году. Переход на новую систему тылового обеспечения, по мнению шведских специалистов, позволит сократить численность личного состава, занятого в системе тылового обеспечения вооруженных сил, с 10,7 тыс. до 4,75 тыс. человек, при этом доля гражданского персонала будет довольно большая - 82 проц. (4,5 тыс.).

Командование ВС Швеции считает, что создаваемая система тылового обеспечения должна стать связующим звеном между экономикой и вооруженными силами, а отношения между командирами воинских формирований на всех уровнях и службой тылового обеспечения будут строиться на основе прямых финансовых расчетов. Это позволит командирам подразделений и частей эффективнее использовать средства, выделяемые на обеспечение боевой подготовки и содержание войск (сил).

В сухопутных войсках были расформированы три общевойсковые дивизии, в составе тактического командования СВ создано дивизионное командование (штаб дивизии в сокращенном составе), количество скадрованных бригад сокращено до шести.

Сухопутные войска оперативных сил после проведения мобилизации могут насчитывать до 110 тыс. человек. В их состав могут входить 4 механизированные и 2 норрландские бригады, отдельный артиллерийский полк, 7 батальонов специального назначения (разведывательных, обеспечения безопасности и диверсионных), 6 инженерных батальонов, 7 дивизионов ПВО, в том числе 2 дивизиона «Усовершенствованный Хок», и свыше 15 отдельных рот. Бригады могут действовать как самостоятельно, так и в составе дивизии (две-четыре бригады), которая может быть сформирована по решению главнокомандующего ВС во время стратегического развертывания войск или в ходе ведения боевых действий на особо опасном направлении. В процессе мобилизации дивизионное командование укомплектовывается по штатам военного времени и будет заниматься вопросами формирования дивизии и руководства ею в ходе боевых действий.

В обычных условиях боеготовых частей в сухопутных войсках нет. Подготовка личного состава срочной службы для частей и подразделений осуществляется в учебно-мобилизационных полках. В настоящее время в СВ имеются 13 таких полков: два пехотных - 5-й емландский (г. Эстерсунд) и 19-й норботтенский (г. Воден); четыре бронетанковых -4-й скараборгский (г. Шёвде), 7-й южно-сконский (г. Ревингехед), 10-й седермапландский (г. Стренгнес), 18-й готландский (о. Готланд, г. Висбю); два разведывательно-диверсионных - 3-й гвардейский гусарский (г. Карлборг) и 4-й норрландский драгунский; 4-й артиллерийский с центром подготовки (г. Кристинехамн); 6-й полк ПВО с центром подготовки (г. Хальмстад); 1-й уппландский полк связи (г. Енчёпинг); 2-й гетский инженерный полк с учебным центром (г. Екше); 2-й гетский учебный полк тылового обеспечения (г. Шёвде). Структура учебно-мобилизационных полков однотипна и, как правило, включает штаб, батальоны учебный и обеспечения учебного процесса, подразделение обслуживания и технический отдел. Отслужившие срочную службу зачисляются в резерв оперативных сил и состоят в нем до 30-35 лет.

На основе пехотных и бронетанковых полков в военное время планируется развернуть две норрландские пехотные (5-я и 19-я) и четыре механизированные (7, 9, 10 и 18-я) бригады. В повседневных условиях командир бригады является заместителем командира учебно-мобилизационного полка. Вооружение и военная техника развертываемых соединений и частей находятся на складах службы тыла ВС. На базе учебно-мобилизационного полка в течение года готовится, как правило, один батальон.

Норрландские пехотные бригады, подготовленные для ведения боевых действий в районах Северной Швеции, должны включать штаб, четыре батальона (три егерских и механизированный), дивизион полевой артиллерии, пять рот (штабную, разведывательную, ПВО и две противотанковые), а также два батальона (инженерный и тылового обеспечения). На вооружении бригад кроме стрелкового оружия могут находиться до 120 боевых бронированных машин (БМП CV-90 и БТР МТ-ЛБ), 12 155-мм орудий полевой артиллерии, 24 120-мм миномета, 27 ПЗРК RBS-70 и -90, 30 ПТРК. Численность личного состава бригады около 6 000 человек.

Механизированные бригады считаются основным ударным соединением сухопутных войск. В бригаду входят: штаб, четыре механизированных батальона, артиллерийский дивизион, три роты - штабная, разведывательная и ПВО, два батальона - инженерный и тылового обеспечения. Механизированный батальон включает штабную роту, состоящую из минометного взвода, двух механизированных и танковой рот, а также роты обеспечения. На вооружении бригады могут находиться до 60 боевых танков «Леопард-2А5», 12 155-мм орудий, 18 120-мм минометов, 27 ПЗРК RBS-70 и -90, 30 ПТРК, 130 боевых бронированных машин (БМП CV-90). Численность личного состава бригады 5 600 человек.

Основой оборонительных сил являются войска местной обороны и подразделения хемверна. Их численность может превысить 85 тыс. человек. В составе этих сил планируется иметь до 30 отдельных пехотных батальонов и рот, а также около 150 подразделений хемверна. Оборонительные силы комплектуются резервистами, как правило, старше 35 лет.

На вооружении сухопутных войск имеются: 280 боевыхтанков-120 «Леопард-2» (Strv 122) и 160 «Леопард-28» (Strv 122), около 500 БМП CV-90, 550 МТ-ЛБ (Pbv401), 350 БМП-1 (Pbv 501), 600 БТР (Pbv 302), 300 буксируемых гаубиц калибpa 155 мм (F 77 А, В), 26 155-мм самоходных пушек (Bandkanon-1А), 480 120-мм минометов, 450 ПЗРК (RBS-70 и -90), ЗУР «Усовершенствованный Хок» (RBS-77 и -97).

Планом развития сухопутных войск предусматривается поставить в войска около 160 БТР SISU 180, закупленных в Финляндии, завершить испытания и принять на вооружение спаренные самоходные 120-мм минометные установки АМОС (шведско-финского производства), а также ЗРК средней дальности BAMSE.

Военно-воздушные силы являются наиболее боеготовым видом ВС. Они включают пять авиационных флотилий (4, 7, 16, 17, 21-я), в составе которых имеется 11 эскадрилий самолетов боевой авиации (5 истребительно-бомбардировочных, 5 истребительных ПВО, разведывательная) и 2 эскадрильи самолетов вспомогательной авиации. В соответствии с программой строительства ВС продолжается реорганизация системы управления ВВС, вывод из боевого состава самолетов AJ-37 «Вигген» и замена их самолетами тактической авиации JAS-39 «Грипен».

В военно-морских силах Швеции усилия командования направлены на совершенствование организационно-штатной структуры соединений, модернизацию состоящих на вооружении кораблей и обновление корабельного состава. ВМС включают флот и амфибийные силы.

В состав флота входят: флотилия подводных лодок, 2-я и 3-я флотилии надводных кораблей, 4-я флотилия минно-тральных кораблей, две военно-морские базы - Мускё (главная) и Карскруна, а также пункт базирования Гётеборг.

Флотилия подводных лодок, базирующаяся на ВМБ Мускё, включает пять дизельных ПЛ (три типа «Готланд» и две - «Вестеретланд»), сверхмалую ПЛ «Спигген», спасательное судно «Белое» и два торпедолова.

Во 2-ю флотилию надводных кораблей (ВМБ Мускё) входят дивизион корветов («Гётеборг», «Евле», «Кальмар» и «Сундсваль»), корабль управления «Висборг» и дивизион патрульных катеров (четыре ПКА).

В состав 3-й флотилии надводных кораблей (ВМБ Карскруна) входят дивизион ракетных кораблей (корветы «Стокгольм», «Мальме» и четыре ракетных катера типа «Норрчёпинг») и дивизион патрульных катеров (четыре катера типа «Капарен»).

4-я флотилия минно-тральных кораблей включает два дивизиона минно-тральных кораблей, которые базируются на ВМБ Карлскруна и Мускё. Всего в ее составе может быть до 30 кораблей и катеров.

В задачу военно-морских баз входит обеспечение базирования сил флота, проведение в его интересах мобилизационных мероприятий, организация контроля за прибрежными водами и побережьем в установленной зоне ответственности, а также обеспечение учебного процесса военно-морских школ и центров подготовки, дислоцирующихся на территории базы. Зона ответственности ВМБ Мускё - побережье с прилегающими водами от г. Хапаранда (на севере) до г. Вестер-вик (на юге), включая о. Готланд. Зона ответственности военно-морской базы Карскруна - западное и восточное побережья Швеции. Организационно-штатная структура ВМБ включает штаб, штабную роту (отвечает за охрану штаба и военных объектов на территории базы), батальон охраны побережья (осуществляет контроль за прибрежными водами и побережьем), батальон обеспечения базирования сил флота, а также подразделения обслуживания, медицинского обеспечения и технический отдел. Штатная категория командира ВМБ - капитан 1 ранга.

Амфибийные силы («амфибийный корпус») были созданы в 2000 году на базе сил береговой обороны. Их главным назначением является оборона наиболее важных участков побережья, защита ВМБ, срыв (отражение) высадки морских и воздушных десантов противника, а также участие в составе многонациональных формирований в миротворческих операциях. На вооружении амфибийных сил находятся артиллерийские орудия (мобильные), противокорабельные ракеты RBS-15 и -17, ПЗРК RBS-70 и -90, 81-мм минометы, десантные и патрульные катера, минные заградители. На десантно-опасных участках в прибрежных водах могут выставляться управляемые минные заграждения.

В мирное время амфибийные силы включают два учебно-мобилизационных амфибийных полка - 1-й и 4-й со штабами в н. п. Ваксхольм и Гетеборг соответственно. Главными их задачами являются подготовка личного состава для подразделений военного времени и обеспечение мобилизационного развертывания амфибийных сил. В состав полка входят: штаб, амфибийный батальон, подразделение медицинского обеспечения и вспомогательные подразделения. Амфибийный батальон является основным учебным подразделением. Он включает штаб и три роты: морской подготовки (подготовка экипажей катеров и минных заградителей, а также специалистов по противолодочной обороне), обеспечения (подготовка специалистов служб материально-технического и медицинского обеспечения) и пехотную (подготовка пехотинцев, минометчиков, специалистов по обслуживанию противокорабельных ракет и морских минных заграждений).

На базе 1-го амфибийного полка планируется развернуть амфибийную бригаду. В мирное время существует только ее сокращенный штаб. Бригада включает штаб, штабную роту, три амфибийных батальона, а также четыре роты (разведывательная, противовоздушной обороны, противолодочной обороны, тылового обеспечения и инженерная). В состав амфибийного батальона входят штабная рота со взводами разведки, связи, противокорабельных ракет и тылового обеспечения, две амфибийные роты, подразделение егерей и минометная батарея.

В амфибийных силах имеется около 180 катеров и четыре минных заградителя.

Всего после мобилизации численность личного состава военно-морских сил может быть около 20 тыс. человек.

Командование ВМС приоритетной задачей считает обновление корабельного состава. Программой развития ВМС предусматривается к 2010 году завершить строительство серии корветов нового поколения, создаваемых с использованием технологии «стелт»: «Висбю», «Хельсинборг», «Хернёсанд», «Нючёпинг», «Карлстад». Первый корвет из этой серии («Висбю») проходит ходовые испытания и в 2005 году должен войти в состав флота. Продолжаются работы совместно с Данией над проектом подводной лодки «Викинг». Первые ПЛ этого проекта (Швеция планирует заказать две единицы), предназначенные для замены подводных лодок типа «Вестеретланд», могут поступить в ВМС в 2010 году.

В 2001 году была изменена система подготовки офицерского состава. Военные училища видов вооруженных сил ликвидированы и вместо них созданы три военных училища: в Хальмстад, Эстерсунд и Карлберг (г. Стокгольм). Срок обучения в них три года. На первом и втором курсах будущие офицеры проходят курс общей и военной подготовки, на третьем изучают ВВТ в соответствии с будущей специальностью в учебных центрах и школах видов ВС.

Военно-политическое руководство страны уделяет большое внимание готовности национальных воинских контингентов к участию в международной миротворческой деятельности. Швеция активно участвует в создании военных структур ЕС и заявила о готовности выделить в состав его сил реагирования (СР) до 2 000 человек.

В ВС страны завершается создание национальных сил реагирования (SWERAP). Из их состава будут выделяться подразделения в многонациональные формирования, участвующие под руководством ЕС, НАТО и ООН в операциях по урегулированию кризисных ситуаций, а также в региональные СР стран Северной Европы.

Подразделения, входящие в национальные СР, укомплектовываются военнослужащими, прошедшими действительную срочную службу, находящимися в резерве оперативных сил и заключившими специальные контракты (контракты готовности) на срок один год с командованием ВС. В течение этого срока военнообязанный может быть призван в вооруженные силы и после месячной подготовки в составе подразделения направлен в район кризиса для участия в миротворческой операции. При этом продолжительность пребывания за рубежом не должна превышать шесть месяцев. В соответствии с национальным законодательством контингент шведских военнослужащих, одновременно участвующих в операциях за пределами страны, ограничен 2 000 человек.

Сухопутный компонент СР (SWARAP) составят два механизированных батальона, а также три роты: инженерная, защиты от оружия массового поражения и военной полиции.

Воздушный компонент (SWAFRAP) предназначен для ведения воздушной разведки и транспортировки личного состава и военных грузов в ходе операций, проводимых в составе многонациональных сил. Он включает: четыре самолета AJSF/H-37 «Вигген», подразделения управления, МТО и охраны из 21-й авиационной флотилии (афл), четыре транспортных самолета С-130 из 7 афл и самолет радио- и радиотехнической разведки S102B «Корпен». В 2004 году самолеты «Вигген» планируется заменить JAS-39 «Грипен» из состава 17 афл.

Морской компонент (SWENARAP) должен быть готов в составе многонациональных формирований выполнять задачи по организации морской блокады в районах кризисов, ведению морской разведки, борьбе с минной опасностью, а также принимать участие в гуманитарных операциях. Район действия - прибрежные

воды Европейского континента, включая Средиземное море. Военно-морской компонент включает подводную лодку, два корвета типа «Гётеборг», корабли управления «Висборг» и «Троссё», два тральщика типа «Ландсорт», группу водолазов-минеров и амфибийное подразделение численностью до 400 человек.

Готовность подразделений сил реагирования к выполнению поставленных задач составляет 30-90 сут.

Швеция выделяет механизированный батальон национальных сил реагирования в состав объединенной бригады сухопутных войск северных стран, формируемой в соответствии с региональной программой совместного участия ВС стран Северной Европы в поддержании мира (NORDCAPS).

Готовность подразделений сил реагирования проверяется на учениях, проводимых по программе НАТО «Партнерство ради мира» и по планам регионального военного сотрудничества.

В результате выполнения плана военного строительства на 2001-2004 годы, по оценке командования ВС Швеции, они будут готовы выполнять задачи по обеспечению национальной безопасности и выделять воинские контингенты в состав сил реагирования Евросоюза и многонациональных формирований, участвующих в разрешении кризисных ситуаций под руководством НАТО, ЕС и ООН. Процесс реформирования вооруженных сил будет продолжен. Так, по сообщению шведских средств массовой информации, в военном руководстве страны обсуждается возможность расформирования к 2007 году двух общевойсковых бригад, одной авиационной флотилии, сокращения закупок ВВТ, в том числе самолетов JAS-39 «Грипен», а также органов военного управления и численности личного состава ВС.

В столице Швеции Стокгольме находится много интересных музеев, из которых одним из лучших и наиболее известных является музей корабля Ваза . Менее известен широкой публике Музей армии (швед. Armémuseum), открывшийся для посещения после долгого перерыва в 2002 году и в 2005 году удостоенный звания лучшего музея Стокгольма.

Первоначально известный как Артиллерийский музей, Armémuseum был создан в 1879 году в здании бывшего артиллерийского арсенала второй половины XVIII века, который, в свою очередь, находился на месте ещё более древней постройки середины XVII века. В 1943 году музей получил своё современное название.

Музей армии иллюстрируют военную историю Швеции, начиная с эпохи викингов и до её современного этапа. Богатая экспозиция расположена в хронологическом порядке. Она включает фигуры воинов прошлых столетий в натуральную величину, сцены главных сражений шведской армии, бытовые сцены жизни военнослужащих, членов их семей и населения в целом во время войны и в мирное время, а также оригинальное оружие, предметы снаряжения и обмундирования, другие военные атрибуты. В специальном помещении экспонируются захваченные шведами в XVII–XVIII веках трофеи и флаги побеждённых противников.

Предлагаем вашему вниманию 30 фотографий экспозиции Музея армии в Стокгольме, иллюстрирующих богатую военную историю скандинавского королевства.

Основу шведской армии XVI века составляло ополчение, набранное из крестьян. В её состав входили также несколько тысяч профессиональных немецких наёмников-ландскнехтов. Представленная сцена изображает момент подписания ландскнехтами контракта с уполномоченным королём рекрутёром, расположившимся на постоялом дворе. Ландскнехты пёстро одеты в соответствии с современной модой. На вооружении одного имеется алебарда и характерный меч-катцбальгер, на вооружении другого аркебуза и длинный кинжал


5800 оловянных солдатиков представляют собой армию времён Тридцатилетней войны (1618–1648 годы). Небольшая шведская армия под руководством короля Густава-Адольфа продемонстрировала потрясающие успехи в сражениях при Брайтенфельде, на реке Лёх и при Лютцене. Победы в этих битвах были одержаны благодаря эффективно используемой шведами голландской военной системе, в основе которой лежало тесное взаимодействие между подразделениями вооружённой пиками пехоты, мушкетёрами, отрядами кавалерии и полевой артиллерии, используемой для поддержки пехоты на поле боя.


Шведская пехота эпохи Тридцатилетней войны на треть состояла из пикинёров и на две трети из мушкетёров, причём значение последних постоянно возрастало. На поле боя пехота строилась в 6 шеренг, мушкетёры занимали положение в первых шеренгах и на флангах построения. Чтобы вести огонь, тяжёлый мушкет приходилось класть стволом на деревянные сошки. При атаке противника мушкетёры уходили под защиту пикинёров. Представленная группа солдат иллюстрирует большой разброс в возрасте военнослужащих и отсутствие в то время солдатской униформы.


Военный лагерь времён Тридцатилетней войны. Армии этого времени лишь наполовину состояли из солдат, вторая половина включала женщин, детей солдат, предпринимателей, маркитантов, торговцев и тому подобной публики, жившей в основном за счёт войны и грабежа мирного населения. Армия, состоявшая из 6000 человек, в день потребляла около 6 тонн хлеба, 3 тонн мяса, 17 кубометров пива. Её потребности быстро истощали ресурсные возможности местного хозяйства. Чтобы не голодать, армия должна была постоянно передвигаться с места на место.


Война являлась ужасным бедствием для мирного населения. Передвигающиеся по стране армии сжигали дома, забирали и уничтожали урожай, Мужчин, как правило, уводили с собой или убивали, женщин и детей оставляли умирать от голода в совершенно разорённой местности. После 30 лет военных действий Германия, бывшая основным театром военных действий, потеряла приблизительно 25% своего населения, в основном по причине болезней и голода.


Война способствовала обогащению шведского дворянства. Его численность значительно возросла из-за огромного числа авантюристов, в основном немецкого происхождения. Сцена изображает шведского дворянина около 1650 года. Скорее всего он нажил свои богатства грабежом в ходе Тридцатилетней войны и получил от правительства поместье за верную службу по её окончании. Он одет в роскошный костюм, на столе бокал рейнского вина, в руке табачная трубка. На лбу следы перенесённого сифилиса, весьма распространённой в то время болезни.


В 1682 году рекрутская повинность в Швеции была заменена на милиционно-территориальную систему комплектования, так называемую индельту. Каждая провинция должна была содержать свой полк численностью в 1200 солдат. Несколько крестьянских дворов сообща должны были выставлять одного рекрута. Новобранцу предоставлялся участок земли с домом и скотина, крестьяне должны были снабжать его продуктами, военным снаряжением и униформой, а также небольшим количеством денег. Всё то время, пока солдат не был на войне или на сборах, он должен был работать на крестьян в качестве батрака. Офицерами в этой армии являлись дворяне, приходские священники вели учёт военнообязанного населения и доносили до крестьян указы короля. Религия являлась важной частью армейской жизни. В каждом полку был свой священник и регулярно проводились проповеди. Неявка на службу наказывалась, а богохульство считалось смертным преступлением


Снаряжение шведского пехотинца, около 1690 года. Оно включает шерстяной мундир, обычно синего цвета, вооружение в виде шпаги и мушкета с фитильным замком в ранней и кремневым замком в более поздней модели. Личные вещи и прочее снаряжение хранилось в сундуке, сам сундук в невоенное время находился у старосты деревни, в которой жил солдат. Оружие, как правило, предоставлялась правительством


Кавалерийское седло около 1690 года. Оно имеет деревянный каркас и обтянуто кожей, по бокам находились седельные сумки для пары пистолетов.

Кавалерийское седло около 1690 года. Оно имеет деревянный каркас и обтянуто кожей, по бокам находились седельные сумки для пары пистолетов.


Во второй половине XVII века шведская металлургическая промышленность начала бурно развиваться. Швеция являлась вторым после Англии европейским экспортером железа и его продуктов. Выплавляемый здесь чугун отличался высоким качеством и хорошо подходил для литья пушек. На сцене представлен пушечный двор второй половины XVII века. В центре находится плавильная печь, в которую мехами подаётся воздух. Меха приводятся в движение при помощи находящейся в задней части двора водяной мельницы. На переднем плане мы видим отдельные стадии изготовления литейных форм. Расплавленный металл из печи заливается в форму для отливки орудий. Деревянный ствол соответствующей толщины вначале обматывается верёвкой, затем покрывается воском и обмазывается толстым слоем огнеупорной глины. Затем пустотелую глиняную форму устанавливают вертикально в яму и заливают в неё расплавленный металл из горна. Когда метал застывает, форму ломают, доставая из неё готовый орудийный ствол.


Артиллерийский ствол «в разрезе» и вспомогательные приспособления для стрельбы. Вначале в ствол загружали холщовые картузы с порохом, затем клали пыж из соломы, после ядро и, наконец, ещё один пыж, затруднявший прорыв пороховых газов в канал ствола при выстреле. В затравочное отверстие ствола вставлялась трубка, набитая пороховой мякотью, её поджигали фитилём, вставлявшимся в зажим пальника. Лохматый банник использовался для прочистки ствола после выстрела и удаления из него нагара. Пробойником уплотняли заряд в стволе перед выстрелом.


Различные виды артиллерийских снарядов: бомба с разрывным зарядом, картечь, использовавшаяся для поражения живой силы противника, зажигательный снаряд.


Участие Швеции в Великой Северной войне 1700–1721 годов знаменует достижение ею вершины военного могущества и, одновременно, начало её упадка. На первом этапе военных действий шведскому королю Карлу XII удалось вывести из войны Данию, разбить русскую армию у Нарвы и одержать ряд громких успехов в Речи Посполитой и Саксонии. Однако его вторжение в Россию в 1709 году завершилось катастрофой под Полтавой. Карл XII погиб в Норвегии в 1716 году, но война продолжалась ещё несколько лет. К тому моменту, когда в 1721 г. был подписан мирный договор, Швеция потеряла 200 000 человек и все свои владения за Балтийским морем, кроме небольшой части Померании.

Кавалерия играла важную роль в военных действиях. Всадники на поле боя держали плотный строй и обычно атаковали на полном скаку с холодным оружием в руках.


Во время осад XVII–XVIII веков армии всё глубже зарывались в землю для защиты от артиллерийского огня. На дальних подходах сапёры вырывали многие километры параллельных линий окопов, соединённых друг с другом ходами сообщений. Пояс траншей придвигался к вражеским укреплениям при помощи прокладки зигзагообразных туннелей с последующим разветвлением коридоров вправо и влево. Боковые стены траншей укреплялись плетнём, бруствер – фашинами с набитыми в них землёй и камнями.


Полный комплект пехотной униформы 1756 года, который включает нижнее бельё, камзол со штанами, шерстяной мундир и плащ-епанчу. Со времён Великой Северной войны вид и покрой униформы практически не изменились, то же самое касается оружия, которое состояло из мушкета с кремниевым замком, штыка и шпаги.


Офицерская униформа 1756 года. Офицерский мундир имеет тот же покрой, что и солдатский, но отличается от него лучшим качеством материала и галунами, игравшими роль знаков различия. Слева мундир прапорщика


Кавалерийская униформа 1743 года, принадлежавшая всаднику королевского эскорта. Правее парадная офицерская кираса с украшениями, 1781 год


Военная дисциплина всегда поддерживалась суровыми мерами, которые варьировались от позорящих взысканий до жестоких телесных наказаний. Наиболее распространённым наказанием была порка, за тяжёлые преступления виновного могли подвергнуть изощрённым пыткам, после которых смерть казалась ему освобождением.


Здесь представлен шведский артиллерийский расчёт 6-фунтового орудия, который был подвергнут обстрелу русскими егерями во время войны 1808–1809 годов. Один артиллерист убит, другой тяжело ранен, остальные продолжают выполнять указания офицера и наводят оружие на цель. Война завершилась победой России и заключением Фридрихсгамского мирного договора, по которому Швеция потеряла Финляндию.


Русские пехотинцы, засевшие в роще и ведущие обстрел шведских артиллеристов с предыдущей сцены.


Ремонтная мастерская, в которой осуществляется починка пушечного лафета.


Пехотная униформа 1845 года, созданная по современному ей прусскому образцу. В состав униформы входит шерстяная куртка, штаны и башмаки, голову защищает кожаный шлем с волосяным султаном. Офицеры носили мундир такого же покроя, на полке справа виден расшитый воротник, который использовался в форме парадного образца. Оружие состоит из дульнозарядного ружья со штыком и тесака


Походный набор солдата середины XIX в. В его состав входит смена обмундирования, тёплые носки и свитер, медная фляга, столовые приборы, шанцевый инструмент, тент и деревянные колья для палатки.


В 1901 году в Швеции была введена всеобщая воинская повинность для мужчин возрастом от 18 до 42 лет. По всей стране возводились военные городки, в которых в течение года прохождения действительной военной службы жили призывники. Считалось, что военный призыв смешивал социальные классы, способствуя укреплению гражданской солидарности и демократии. На практике офицеры и рядовые продолжали рекрутироваться из различных социальных групп и жить различной жизнью. В этой сцене профессиональный офицер делает выволочку молодому призывнику


Офицерский походный набор, начало ХХ века. В него входят элементы полевого и парадного обмундирования, ранец для ношения личных вещей, медный котелок, столовые приборы, предметы личной гигиены. Большая часть офицерства в это время происходила из высших слоев общества и не желала отказываться от привычных условий жизни даже в армейских условиях.


Швеция не принимала участия ни в Первой, ни во Второй мировых войнах. Однако на случай вторжения извне в стране осуществлялись масштабные приготовления, включая мобилизацию военнообязанных для охраны границ и защиты особо важных объектов и даже призыв резервистов в возрасте 35–42 лет осенью 1914 года. После нескольких месяцев службы резервисты были отпущены по домам. На фотографии представлен такой военнослужащий резерва


Походная кухня периода Первой мировой войны. Впервые в шведской армии полевые кухни появились в 1892 году, до этого времени еда в походных условиях готовилась на костре в обычных котлах, перевозившихся в обозе. В состав полевой кухни входят несколько котлов, отделения для хранения продуктов и кухонной утвари. Перевозилась конской парой.

ВС Швеции

После поражения от России в войне 1808-09 гг. бывшая европейская сверхдержава Швеция больше не воевала (ее участие в антинаполеоновской коалиции было чисто формальным). Тем не менее, страна обладала очень мощной армией и национальными военными традициями. Это, в частности, удержало Гитлера от агрессии против нее. Послевоенный нейтралитет пошел лишь на пользу Швеции. Поскольку стране было не на кого надеяться, она сама строила очень эффективные ВС. Более того, наряду с США, СССР, КНР и Францией она входила в число пяти стран мира, которые практически все вооружения для своих ВС (за редкими непринципиальными исключениями) делали сами. В стране действовала система всеобщей воинской обязанности, напоминавшая швейцарскую (милиционная армия с малой продолжительностью срочной службы, но регулярной переподготовкой).

После окончания холодной войны Стокгольм заметно сблизился с НАТО, приняв участие в афганской и ливийской операциях (в последнем случае, впрочем, дело ограничилось воздушным патрулированием 8 «Гриппенов» без нанесения ударов по наземным целям). Возможно, следствием этого стало то, что Швецию коснулись общеевропейские тенденции деградации ВС и утраты ими боеспособности (недавно этот факт открыто признало шведское командование). Чрезвычайно симптоматичным шагом стала недавняя отмена призыва и переход к «профессиональной армии», что автоматически привело к заметному снижению ее численности и падению уровня подготовки.

Сухопутные войска Швеции разделены на 4 региональных командования - "Север" (штаб в г. Боден), "Центр" (Стокгольм), "Запад" (Шёвде), "Юг" (Ревингехед). Имеется два штаба механизированных бригад - 2-й (Шёвде) и 3-й (Боден). При этом в мирное время сухопутные войска включают только учебные полки - по два пехотных (1-й лейб-гвардейский (Кунгсэнген) и 19-й Норрботтенский (Боден)) и бронетанковых (4-й Скараборгский (Шёвде) и 7-й Южносконский (Ревингехед)), 3-й лейб-гвардейский гусарский (Карлсборг, фактически это полк ВДВ/ССО), 9-й артиллерийский (Боден), 6-й Гётский ПВО (Хальмстад), 2-й инженерный (Экшё), управления и связи (Энчёпинг), 2-й тылового обеспечения (Шёвде). Регулярных развернутых частей нет.

Танковый парк включает 120 Strv122 («Леопард-2А5») и 9 Strv121 («Леопард-2А4»).

На вооружении состоят 354 БМП CV90 (и 96 вспомогательных машин на ее базе), 380 южноафриканских бронеавтомобилей RG-32М «Ньяла», 203 БТР финского производства ХА180 (из них 35 Patgb180, 20 Patgb 202A, 148 Patgb203A), 113 новейших ХА 360 (AMV, Patgb 360), 150 собственных BvS-10 и 172 Pbv302 (и 87 вспомогательных машин на его базе).

Артиллерия включает 24 новейших колесных САУ "Арчер" и 308 минометов (84 120-миллиметровых, 224 81-миллиметровых).

Имеются ПТРК RBS-56 "Билл" и американские "Тоу" (RB-55).

Наземную ПВО составляют 60 ЗРК RBS-70 и 30 ЗСУ Lvkv90 (на базе БМП CV90).

ВВС Швеции включают 7-ю, 17-ю, 21-ю и вертолетную флотилии.

В строю ВВС имеются 95 истребителей JAS-39C/D «Гриппен» (73 С, 22 D). Кроме того, в лизинге в Чехии находятся 12 JAS-39C и 2 JAS-39D, юридически входящих в состав ВВС Швеции. Аналогичное количество самолетов находится в лизинге у Венгрии, но они специально для этого и строились и в состав ВВС Швеции не входили (кроме 1 JAS-39D). Кроме того, 5 «Гриппенов» находятся в распоряжении фирмы-производителя СААБ (2 С, 1 D, 2 В). Наконец, 80 JAS-39А и 12 JAS-39В выведены из состава ВВС, их дальнейшая судьба пока не определена (пока они находятся на хранении). В ближайшие 5 лет все оставшиеся на вооружении JAS-39C/D будут, скорее всего, модернизированы в варианты JAS-39E/F.

На вооружении ВВС Швеции также состоят 4 самолета РЭБ и ДРЛО (2 S-102B, 2 S-100D), 1 самолет оптической разведки Тр-100А, 10 транспортных и вспомогательных самолетов (6 С-130Н/Тр84 (в т.ч. 1 заправщик), 1 Tp-100C, 2 Tp-102 (1 С, 1 D); еще 2 С-130Н - на хранении), 59 учебных SK-60 (34 А, 13 В, 12 С; еще 18 А, до 19 В, 8 С, 1 Е на хранении).

Все вертолеты ВС Швеции, в т.ч. из состава армейской и морской авиации, объединены в одну флотилию в составе ВВС. Это до 18 HKP-14 (NH 90), 20 HKP-15 (A-109M), 15 НКР-16 (UH-60). Кроме того, до 7 НКР-10 (AS-332) и до 8 HKP-9A (Bo-105CB) находятся на хранении.

ВМС Швеции включают три десятка единиц. В составе подводного флота имеются 3 ПЛ типа «Готланд» и 2 типа «Вестергетланд» («Сёдерманланд»). Надводные силы представлены корветами типа «Стокгольм» (2, переоборудованы в патрульные корабли), «Гётеборг» (2, еще 2 находятся в консервации), «Висбю» (5), патрульным кораблем (бывшим минзагом) "Карлскрона", 11 сторожевыми катерами типа "Таппер", тральщиками типа «Ландсорт» (2, которые, возможно, уже выведены из состава ВМС), "Костер" (5) и «Стирсё» (4). Имеется также до 147 катеров С-90 и до 5 С-90Е, которые могут использоваться в качестве патрульных или десантных.

Перед началом Северной войны Швеция являлась одним из самых могущественных в экономическом и военном отношении государств Европы. Во второй половине XVII в. она переживала экономический подъем. Быстро росло число мануфактур, особенно железоделательных. Именно они производили вооружения для армии. В результате Тридцатилетней войны она захватила всю Финляндию, Эстляндию, Лифляндию, Карелию, Ижорскую землю, Западную Померанию со Штеттином, часть территории Германии на Ютландском перешейке и в устье реки Эльбы. Швеция владела всем бассейном Балтийского моря. На нем безраздельно господствовал мощный военно-морской флот Шведского королевства, в состав которого входили 42 линейных корабля и 12 фрегатов с 13 тыс. матросов и вооруженных 2,7 тыс. орудий.

К этой армаде, состоящей из трех эскадр, могли присоединиться до 800 торговых судов, которые можно было быстро вооружить артиллерией.

По границам шведских владений в Прибалтике, Финляндии и Северной Германии были размещены мощные крепости с сильными гарнизонами и многочисленной артиллерией. Главные силы шведской армии базировались на территории самой Швеции. При необходимости они перебрасывались через Балтийское море, где вступали в полевые сражения с неприятелем.

Шведская армия, противостоящая молодой русской армии Петра I, была самой старой после нидерландской постоянной армией в Европе.

Она обладала большим боевым опытом и считалась непобедимой. Еще в середине XVI в. в основу комплектования шведской армии был положен принцип обязательной воинской повинности на основе выборочного призыва.

Продуктивные военные реформы, повышавшие боеспособность вооруженных сил, проводили короли Густав-Адольф и Карл XI. Последний ввел новую систему комплектования войск в Швеции, названную поселенной.

Она состояла в следующем. Основные расходы по содержанию войска покрывались за счет доходов от земельных владений, как частных, так и государственных. Частные и общинные крестьянские земли подразделялись на одинаковые по доходности участки, причем так, что доход от такого участка был достаточен для содержания одного солдата. Один такой участок объединял группу крестьянских хозяйств — роту. Каждая рота была обязана содержать одного солдата-пехотинца. За это крестьянские хозяйства освобождались от налогов. Несколько иначе комплектовалась кавалерия.
Такой принцип комплектования вооруженных сил позволял Швеции содержать большую армию, не соответствующую численности населения и экономическим возможностям государства. Например, в 1697 г. (когда Карл XII вступил на престол) численность шведской армии составляла 60 тыс. человек. В военное время она возрастала за счет рекрутских наборов. Кроме того, в Швеции имелись и наемные войска. Королевская гвардия (драбанты) и артиллерия комплектовались с помощью вербовки наемников.

5 апреля 1697 г. Карл XI умер от рака. Его сын Карл XII остался без отца и без матери. В соответствии с завещанием Карла XI власть была передана бабушке Карла XII Хедвиге-Элеоноре, вдовствующей королеве, и пяти королевским советникам. В ноябре того же года шведский парламент — риксдаг предложил Карлу XII взять на себя ответственность за королевство. 14 декабря пятнадцатилетний Карл короновался, причем впервые в шведской истории он не стал приносить королевскую присягу. В день коронации он вышел из своей резиденции с короной на голове и со скипетром в руке, показав тем самым, что власть ему дана не представителями народа в лице риксдага, а самим Богом. Больше в своей жизни Карл никогда не созывал риксдаг.

Он оказался выдающимся полководцем, который возглавил великолепную армию. Под его непосредственным руководством шведская армия победила в четырех крупных сражениях Северной войны: при Нарве (1700 г.), Даугаве (1701 г.), Клишове (1702 г.) и Головчине (1708 г.), а проиграла только одну — под Полтавой (1709 г.).

Остановимся на некоторых характерных чертах военного искусства Карла XII и его армии. Важнейшим элементом этого искусства была тактика планирования и ведения боя. Ее можно определить тремя словами: простота, гибкость и смелость. Во всех планах сражений шведского короля легко обнаруживается сознательное стремление к простоте. Благодаря ей облегчалось управление боем. Следствием этого была гибкость действий армии на поле боя, т. е. возможность командиров свободно, оперативно и адекватно реагировать на неожиданно возникающие ситуации. Но особенно яркой чертой планирования и тактического руководства сражениями являлась смелость. Иногда она доходила до крайности, как под Нарвой и Полтавой.

Благодаря этим особенностям тактики, а также методике боя и боевому духу шведская армия долгое время имела репутацию непобедимой. Боевой дух формировался в первую очередь самим королем. Власть Карла XII над чувствами своих солдат была огромной: они исполняли абсолютно все, что он приказывал или на что просто намекал. Помимо того, что он был королем и блестящим полководцем, это объясняется его полным презрением к опасностям, редкой выдержкой и духовной силой, физической нетребовательностью, его неустанной заботой о быте и настроении солдат (рядовые граждане Швеции почти никогда этого не ощущали). Один из современников Карла XII писал, что тот мог вызвать в солдатах «необычную охоту к бою».

Шведская пехота использовала особую технику ведения боя, введенную в практику в 1694 г. и названную «Новым манером боевых действий батальона». Она заключалась в следующем. По команде командира батальона «Готовься!» пикинеры поднимали пики и шли вперед до тех пор, пока расстояние до противника не сократится до 70 шагов. Тогда следовала команда: «Две задние шеренги, к огню готовсь!», и эти шеренги выдвигались вперед и сдваивали две передние шеренги. Как только две задние шеренги производили выстрел, они обнажали шпаги. И как только две передние шеренги выдвигались, две задние шеренги тесно смыкались с ними с тыла. После этого весь батальон маршировал, таким образом, сомкнутым строем в глубину ширину рядами на противника, пока батальон не сближался с ним на 30 шагов. Тогда отдавалась команд «Две передние шеренги, изготовиться к огню!» Про» водился выстрел, солдаты обнажали шпаги и врывались в ряды неприятеля.

Шведы отдавали предпочтение холодному оружию перед огнестрельным. Каждый мушкетер до жен был произвести перед рукопашной схваткой всего один выстрел, а затем действовать исключительно шпагой или штыком. А пикинеры, составлявшие треть батальона, имели только холодное оружие. Такая тактика ведения огня батальоном позволяла значительно увеличить скорость атаки.
Кавалерийские эскадроны Карла XII всегда атаковали со шпагой в руке, никогда не стреляя. В первые годы они атаковали обычно не полным галопом, но рысью. Примерно в 1705 г. в последней фазе атаки лошадей стали пускать рысью. Это сочеталось с очень плотным построением всадников «колено в колено». Это делало шведскую конницу самой агрессивной и эффективной в Европе.

Плугообразное построение шведского кавалерийского эскадрона («Колено в колено»).


Шведская конница в атаке.

Фото из шведского музея.

Артиллерия Карла XII в 1700 г. была объединена в один полк с личным составом около 1800 человек. Она была вооружена 8- и 16-фунтовыми гаубицами и 3-фунтовыми полковыми пушками. Шведский король считал, что огневая мощь артиллерии не компенсирует малую подвижность орудий при наступлении пехоты и кавалерии. Поэтому он применял артиллерию против фортификационных сооружений, укрывшихся в засадах и шанцах солдат неприятеля, но почти никогда не использовал ее в открытом бою. Например, в полтавской битве у шведов имелось всего лишь четыре орудия.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...