Симптомы болезни - нарушения эмоций. Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства

Мне 22 года, недавно переехал в другой город, работаю системным администратором.
Проблема в том, что у меня абсолютно нет эмоций. С детства я не понимал как мне жить в этом мире, друзей не было, к родным никогда не обращался, все проблемы решал сам. В итоге начитался книжек по психологии, в частности изучил проекции и как ими управлять, в итоге проецировал на себя такого человека которого считал идеальным, всегда и везде вел себя правильно, все действия выверены, над любым действием и словом думал, сравнивал с тем самым "Идеальным человеком", представлял как бы он повел себя в данной ситуации и делал так же. В итоге проблемы появились тогда, когда начались отношения с девушками, я ничего не чувствую к ним, кроме физического влечения. На деле получается так, что если девушка любит меня - я люблю ее, изменяет мне - я изменяю, делает мне больно - я делаю ей больно. Так я и понял что существую я как зеркало, я не знаю как себя вести по-другому, а внутри одно и то же: меня любят, а мне все равно, со мной расстаются, а мне все равно. Так же я недавно уехал жить в другую страну, на родине у меня остались родители, маленький братишка, все друзья, но опять же я не чувствую к ним ничего, я не скучаю, я не злюсь, я не радуюсь, когда говорю с ними по телефону.
Как говорится "сам себе психолог - это как сам себе стоматолог, трудно, неудобно и чревато последствиями". Совсем недавно я понял что последствия уже наступили, я не понимаю что мне делать дальше, я устал от масок, устал от проекций, я не хочу никого зеркалить, я хочу чувствовать, я хочу нормальной жизни, но не понимаю как мне себя вести и что мне делать, ведь у меня нет своих эмоций, я ворую чужие. Пожалуйста, помогите мне.

...устал от масок..

Маска прилипла? Расшатывайте ее. Каждый день устраивайте себе час ЧЕГОХОЧУДЕЛАНИЯ.

Стойте на голове, валяйтесь на полу кричите, стройте рожи, хохочите и пр.

После этого опишите свои чувства. Словарик чувств можно посмотреть здесь:

http://www.b17.ru/blog/610/

Работа с психологом в реале - в помощь

Хороший ответ 7 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Сергей! Похоже, вы немного запутались - где вы "зеркало", а где настоящий. Ваши чувства никуда от вас не делись. Просто от того, что вы долгое время их прятали от себя - утратилась способность свободно и легко их выражать.

Предлагаю вам на время отойти от вашего идеального образа. Он вам мешает понять, кто вы есть на самом деле, чего хотите ВЫ, а не идеальный образ. Слушайте себя. Старайтесь почувствовать себя - что вам нравится, а что нет, что вызывает интерес, а что скуку. Со временем способность быть живым вернется к вам. С девушками тоже все наладится.

Сергей, вы правильно написали Как говорится "сам себе - это как сам себе стоматолог, трудно, неудобно и чревато последствиями"

Иногда лучше обратится к специалисту, чтобы он помог тебе решить проблему. Может, вам тоже лучше выбрать себе психолога , который вам поможет разобраться в себе? Выберите себе специалиста, к которому испытываете доверие, походите к нему на встречи - сбережете себе и нервы и время!

Удачи вам!

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более - объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.

«Помогите отреагировать» - просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую немедленного эмоционального отклика. Этот персонаж наделен целым букетом особенностей, часто приписываемых талантливым гикам, - он тяжело сходится с людьми, плохо понимает чужие эмоции и вытесняет в подсознание свои собственные. У обычного человека, даже растерявшегося, скорее всего, не возникло бы проблем с пониманием того, что он ощущает в связи с ситуацией, - гнев, радость, страх или что-то еще. Алекситимик же довольно легко может отследить свои текущие мысли, но не способен разобраться в аффективной стороне своего «Я».

Сам термин в 1973 году предложил гарвардский психиатр и психоаналитик Питер Сифнеос, подметивший ряд специфических особенностей у пациентов психосоматической клиники. Алекситимия буквально означает «без слов для чувств». Термин не раз подвергался критике, но приобрел большую популярность.

Согласно психологическим справочникам, алекситимия включает следующие качества:

Трудности в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
- трудности в различении эмоций и телесных ощущений;
- сниженная способность к символизации, в частности, к фантазии;
- стремление фокусироваться прежде всего на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям;
- склонность к очень конкретному, логическому и утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Алекситимик, скорее всего, будет принимать решения, не пытаясь докопаться до своих сокровенных желаний и мотиваций.

Некоторые исследователи также полагают, что люди с алекситимией редко видят яркие, красочные сны, либо их сны полны событий из повседневной жизни и отличаются бедностью сюжета. Впрочем, человек с ярковыраженными алекситимическими чертами не обязательно должен соответствовать всем пунктам из списка - эти черты можно поделить на группы, связанные с нарушениями в когнитивной и аффективной сферах. К первым, например, относятся утилитарное мышление, бедность фантазии и недостаточная способность к творчеству. Ко вторым - собственно проблемы с различением эмоций.

Но так ли велики эти проблемы? На первый взгляд может показаться, что единственная трудность, которую испытывает человек с алекситимией, - неспособность описать свои чувства так же хорошо, как это сделали бы Пруст или Достоевский. А несклонность к мечтаниям и утилитарное мышление могут оказаться даже плюсом в какой-нибудь критической ситуации. Если бы не пара нюансов. Во-первых, алекситимик переживает не меньше эмоций, чем любой другой человек, но у него они не находят никакого выхода, а наши психические механизмы так устроены, что регулярно «выпускать пар» в той или иной степени необходимо. Необязательно кричать или устраивать бой подушками - но, позволяя себе ощущать ту или иную эмоцию и наблюдая за ее течением, мы уже во многом изживаем накопившееся напряжение. Вот этой возможности снять напряжение алекситимик и лишен.

Кроме того, разбираться в своих эмоциях хотя бы на базовом уровне полезно, потому что в каких-то случаях это помогает принимать верные решения: остаться ли на этом рабочем месте, пригласить ли ту девушку на свидание, стоит ли еще раз пойти на спектакль в этот театр и так далее. Далеко не все вопросы мы способны решить логически, иногда требуется тот самый эмоциональный «внутренний голос». А алекситимик, даже если ему удастся понять (часто по физическим ощущениям), что он испытывает какие-то негативные эмоции, часто не может различить, гнев это, тоска или страх. Не говоря уже о том, что он не всегда способен отличить позитивное эмоциональное возбуждение от негативного, - а это, как ни крути, критически важно.

Психическое здоровье и EQ

Несмотря на все связанные с ней трудности, алекситимия - не болезнь и не диагноз, а всего лишь характеристика личности. Стоит помнить, что алекситимиком может быть вполне здоровый человек, хотя алекситимия часто встречается у людей, болеющих психическими заболеваниями, - в том числе депрессией, шизофренией, аутизмом и психосоматическими расстройствами.

Также важно не путать алекситимию с нехваткой эмоционального интеллекта: EI является гораздо более широким понятием и предполагает успешное распознавание чувств других людей, эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поворачивать ситуацию в свою пользу исходя из всех этих навыков, а алекситимия в традиционном толковании этого термина ставит акцент на способности субъекта осознавать и описывать собственные эмоции. Но она часто идет в связке со слабой эмпатией, поэтому у алекситимиков нередко бывают проблемы и с коммуникацией. Не говоря уже о том, что не все готовы строить отношения с человеком, неспособным на богатый эмоциональный фидбек. Впрочем, все это не означает, что алекситимик не может самореализоваться в амбициозном проекте или в личной жизни. Просто какие-то вещи будут даваться ему сложнее, чем другим.

Врожденная или приобретенная?

Считается, что алекситимия может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная связана с физическими причинами - это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или при родах, заболевания, перенесенные в младенчестве. Эта форма алекситимии плохо поддается лечению. Возможно, у людей с алекситимией также существуют микроогранические нарушения в структуре мозга - по крайней мере, данные некоторых исследований позволяют предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга из-за нарушений в структуре, осуществляющей эту связь, - мозолистом теле.

Приобретенная, или вторичная алекситимия, появляется в старшем возрасте у физически здоровых людей - как следствие серьезных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. На развитие алекситимии может влиять и воспитание. Малоэмоциональные родители, табу на выражение эмоций на людях или, наоборот, отрицательный опыт общения с гиперэмоциональными личностями приводят к неспособности различать и описывать чувства во взрослом возрасте.

Ярковыраженные алекситимические черты проявляют около семи-восьми процентов населения. Причем у мужчин осознание и описание собственных чувств вызывает трудности примерно в четыре раза чаще, чем у женщин, - и это может быть связано с давлением общества и расхожим стереотипом про «парни не плачут».

Выпустить пар

Как мы уже писали, даже если алекситимик внешне выглядит бесстрастным, это не означает, что он испытывает меньший спектр эмоций, чем обычный человек. Куда же деваются эти неосознанные эмоции?

В некоторых случаях они накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает фонтан чувств, явно неадекватных ситуации, - например, ломает мебель или бьет посуду во время спора из-за зубной пасты. Когда это состояние проходит, субъект понимает, что реакция была несоразмерна поводу, и чувствует вину и стыд, которые проявляются в неприятных ощущениях. Это заставляет его в дальнейшем еще больше контролировать свои чувства, отчего они накапливаются еще больше, и это приводит к новым вспышкам. Получается замкнутый круг.

В других случаях невысказанные эмоции находят выход в физических недомоганиях - собственно, именно поэтому доктор Сифнеос обнаружил этот феномен именно в клинике для людей с психосоматическими расстройствами. Типичный пример - так называемая маскированная депрессия: когда человек не осознает своего недовольства жизнью или не позволяет себе его проявлять, у него не обнаруживаются типичные признаки депрессии (сниженное настроение, ощущение бессмысленности жизни, апатия и так далее), но зато негативные эмоции проявляются в слабости, болях, проблемах с дыханием и сердцебиением и так далее.

Как измерить

Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но данные, полученные с их помощью, оказались довольно противоречивыми, так что наибольшее распространение получила предложенная в 1985 году Джорджем Тейлором 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Многочисленные исследования с ее использованием доказали стабильность, надежность и валидность полученных результатов. Сейчас существует более современная 20-пунктовая версия опросника.

Что делать, если вы или ваш близкий - алекситимик?

Считается, что врожденная алекситимия плохо поддается коррекции, а вот вторичную можно вылечить с помощью - в частности, гештальттерапии, арт-терапии, гипноза и психодинамической терапии. Все эти виды терапии помогают человеку осознавать и высказывать свои эмоции. Психосоматические расстройства, панические атаки и депрессии, иногда сопутствующие алекситимии, имеет смысл лечить медикаментозно - но для этого в любом случае нужно проконсультироваться с психотерапевтом.

Профессор психологии Дебора Серани дает алекситимикам и их родным следующие советы:

«Если ваш близкий - алекситимик, не наказывайте его за его эмоциональную неотзывчивость - это следствие его нейробиологической и психологической природы. Вместо этого будьте терпеливы, объясняйте свои нужды буквальнее и лаконичнее: «Я устала и не хочу готовить еду. Давай закажем готовый ужин» (вместо того, чтобы долго рассказывать о своей усталости в надежде, что человек поймет, что вы неспособны приготовить ужин. - Прим. Т&Р). И помогайте им распознавать эмоции и давать им названия: «Ты выглядишь рассерженным. Тебя что-нибудь беспокоит?» Помогайте им обращать внимание на очевидные триггеры эмоций: «У тебя скоро экзамены, ты чувствуешь тревогу?» Осознание того, что ваш близкий может не говорить с вами на одном эмоциональном языке, поможет в случае конфликта или недопонимания.

Если у вас алекситимия, ваша цель - в том, чтобы усилить вашу способность идентифицировать и понимать чувства. Изучение субъективного опыта других людей тоже важно. Вот несколько способов развить эти навыки:

1) Дневник. Исследования показывают, что экспрессивное письмо может помочь развить способность человека распознавать эмоции. Рекомендуется вести дневник каждый день, описывая более-менее значимые события.

2) Чтение романов. Язык описания мыслей, чувств, моментов и опытов буквально живет в романах. Исследования показывают, что это отличный способ научиться выражать накопившиеся чувства.

3) Экспрессивные искусства. Уроки актерского мастерства, танцев, изобразительного искусства или класс терапии через движение помогают людям с алекситимией распознать и выразить свои эмоции.

4) Групповая психотерапия. Интерактивный аспект групповой терапии позволяет детям и взрослым как исследовать собственные мысли и чувства, так и переживать обмен эмоциональным опытом с другими людьми.

5) Гипноз и уроки релаксации. Пока большинство видов психотерапии используют разговор как основной способ уменьшить симптомы алекситимии, гипноз и уроки релаксации развивают воображение и навыки ментализации (способности вообразить психическое состояние другого человека. - Прим. T&P), чтобы усилить понимание эмоций.

С

Сарказм - высшая степень иронии, злая, язвительная насмешка, связанная обычно с обнаружением неблаговидной сущности и корыстных мотивов человека за внешней представительностью и претензиями на достоинство. Желание постоянно отпускать саркастические замечания в адрес других говорит о том, что человек внешне не приемлет лицемерия в других, а внутренне или бессознательно либо сам является лицемером (эффект «зеркала» или переноса), либо завидует способности к лицемерию у другого человека.

Симпатия — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям, одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям.

Скорбь - психическое состояние, обусловленное глубокими переживаниями утраты и сопровождающееся значительным снижением интереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью мучительными воспоминаниями. Скорбящий человек меняется и внешне: сохнет, худеет, делается некрасивым, понурым, «убитым горем».

Скука - эмоция, указывающая на то, что индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые полностью захватили бы его. Это может быть связано как с внешними причинами (одиночное заключение, монотонная работа и др.), так и внутренними ограничениями. Скука - это состояние, в котором индивид осознаёт, что ему чего-то не хватает, но не понимает, чего именно. Психическое состояние, характеризующееся неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности.

Смех - специфически человеческое переживание неожиданной радости торжества ценностной нормы (желаемого должного) и понимания этого торжества. Смеется только человек и только над проявлениями человеческого.

Смирение - сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, скромность. Отношение человека к самому себе и выражающееся в принижении своего достоинства, в неверии в свои силы и умалении своих возможностей, в покорности по отношению к внешним силам, в готовности подчиниться судьбе, признать свое поражение, отказаться от надежд на лучшее будущее.

Смятение - эмоциональное состояние спутанности, неуправляемости мыслей и чувств, приводящее к временной заторможенности.

Собранность - состояние, выражаемое фразой «все под контролем», готовность действовать четко и оперативно. Спокойствие, внимательность, ни одного лишнего движения, но все что нужно - делается мгновенно и точно. Собранность - это когда в голове и теле есть четкая и точная картинка ближайших действий. Если картинки нет - человек "растерянный" - не знает, что делать.

Сожаление - чувство неуверенности, сомнения в правильности принятого и осуществляемого решения, сочетающееся с мыслью о том, что позже об этом придется пожалеть. Это чувство печали, огорчения по поводу утраты чего-либо, потери, ухудшения, снижения и т.п. Сожаление проявляется как скорбь, грусть, жалость, печаль, огорчение в связи не только с самой утратой чего-то имеющегося или лучшего, но и с осознанием, что нельзя ничего вернуть, изменить случившегося. Таким образом, сожаление - это далеко не горе, ибо всегда возникает на уровне сознания, осмысления случившегося, трезвого подхода к анализу и оценке. Можно сказать, что это чувство, рационализированное разумом и управляемое им.

Сомнение - колебание мысли, нерешительность, неуверенность, недоумение - как интеллектуально-эмоциональное целое. Это состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определённого суждения, или/и раздвоения (троення и т. п.) его становления, из-за неспособности сознания сделать однозначный вывод.

Сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы); при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение другого человека (или социальной группы) к происходящим с ним (или с нею) событиям. Сопереживание бывает двух видов: сопереживания, возникающие вследствие неосознаваемого непроизвольного эмоционального заражения и охватывающие человека при непосредственном, обычно случайном контакте с испытывающими те или иные эмоции людьми; сопереживания, представляющие в индивидуальном сознании субъекта соответственный уровень межличностных отношений, опосредованных совместной деятельностью, общими целями, нормами и ценностями социальной группы. В их основе лежит эмоциональная идентификация, когда человек как бы ставит себя на место другого в совместной деятельности.

Сострадание - жалость к другому человеку, сочувствие в его беде.

Сочувствие - ощущение сострадания и/или понимание другого человека, его чувств, поведения - как сострадание и как желание ему успеха, духовно-нравственное согласие с его намерениями. Может быть обусловлено принадлежностью к одной социальной или возрастной группе, к одному полу, к одной нации.

Спокойствие - это душевное уравновешенное состояние покоя, смирения, умиротворенности, гармонии души, духа и тела. Это состояние отсутствия тревог, забот, болезней и, напротив, испытание удобства, благополучия. Спокойствие, по утверждению философов и психологов, это торжество над разумом, приближение к истине. Испытание спокойствия - это движение духа к свободе.

Стеснительность - робость, застенчивость, скованность, неловкость, «зажатость» в социальных ситуациях, вызванная неуверенностью в себе, комплексом неполноценности. Нередко сопровождается заиканием, аффективным напряжением, тремором, вегетосоматическими проявлениями, сосредоточенностью внимания на себе, а не на задаче, которую предстоит решить.

Страдание - сильное эмоциональное переживание, болезненное восприятие каких-либо событий. Страдания - это длительная боль, скорбь, тоска, мучения. В нашем обществе вечных «жертв» страдание рассматривается в двух аспектах: как необходимый удел человека, поскольку он подвержен болезням, старению, смерти; как единственно возможный путь к преображению, к совершенствованию личности. Причины страданий кроются в двойственной природе человека, побуждающей к выбору низших или высших ценностей. В норме страдания не являются законом жизни, их создал человек.

Страсть - сильное чувство, доминирующее над другими побуждениями человека, подчиняющее все его мысли, чувства и желания сосредоточенности на предмете страсти. Причины страсти разнообразны: это и осознанные идейные убеждения, любовное влечение, различные патологические состояния и т. д.

Страх - эмоция, возникавшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх возникает при предвосхищении страданий. При неосознанности или неопределенности источника опасности возникает состояние тревоги. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотип поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Страх выступает и как средство воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как регулятор поведения.

Стремление - первичное побуждение, чувственное переживание потребности и тяготение к объекту, выражающееся как влечение и желание. В зависимости от меры осознания оно выражается в виде влечения или желания. Стыд - переживание человека при совершении недостойного поступка, сопровождающееся такими чувствами как: боль и страх, потеря активности, ощущение стесненности и понижение самооценки.

Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В последнее время представления о счастье связаны с конкретными условиями человеческого бытия, положением людей в обществе, характерными для данной эпохи ценностями и идеалами, а также с истолкованием человеком смысла жизни. Но как бы человек ни понимал счастье, стремление быть счастливым отражает неудовлетворенность его своей жизнью, потребность в преодолении препятствий на пути к желанной цели, к идеалу. Если счастье для человека обнаруживается в чем-то внешнем, а не в себе самом, то для него оно всегда будет только временным.

Психологам и психотерапевтам в процессе консультаций постоянно приходится сталкиваться с тем, что клиенты очень часто не могут ответить на простой вопрос: что ты сейчас чувствуешь? В таких случаях можно сразу предположить, что у клиента есть трудности в осозновании и проживании чувств и эмоций. Данное состояние называют алекситимией. Собственно говоря, алекситимия это не заболевание, как таковое, его как диагноз, вам не может поставить психиатр или психотерапевт, так как его нет в классификации болезней. Пожалуй, его можно назвать особым состоянием, которое характеризуется трудностью в понимании собственных чувств, невозможностью различать тонкие нюансы своих переживаний и сложностью с их выражением (как с помощью жестов, позы и мимики, так и при словесном общении с другими людьми).

Люди с алекситимией как бы вычеркивают чувства из своей жизни, заменяя их размышление, у них самым важным становится не прожить чувства а понять. На вопрос что ты сейчас чувствуешь, алекситимики часто отвечают: "ничего не чувствую". В это можно было бы поверить, если бы не одна деталь: здоровый человек всегда испытывает какие-либо чувства. Эмоциональная окраска действительности естественна для человека и является одним из признаков здоровья его психики. Подробнее о том как функционирруют наши чувства и эмоции можно посмотреть .

Как же так получается, что некоторые люди не способны ориентироваться в своих чувствах и выражать их? Чувства и эмоции есть у любого человека (исключения - тяжелые заболевания психики, травмы, дефекты развития). Однако, в процессе воспитания многие взрослые мешают нормальному формированию эмоциональных переживаний у детей, поскольку у них самих есть с этим проблемы. Получается своеобразный замкнутый круг, поскольку человек, которому трудно понять и выразить свои чувства не может этому научить ребенка. Кстати, именно поэтому алекситимия чаще встречается у мужчин, ведь считается что "настоящий мужчина" должен быть сдержан в проявлении своих чувств: "мужчины не плачут", они "сильные". Алекситимия может развиться и у взрослого человека при столкновении с различными стрессовыми переживаниями, которые сопровождаются сильными эмоциями. Не умея переживать свои эмоции, человек может научиться их игнорировать, как бы "блокировать", и поэтому они не осознаются. Таким образом, человек охраняет себя от внутренних переживаний путем невозможности осознать их и поделится ими с другими людьми.

Основные признаки алексетимии:

Наличие непонятных состояний, которые находятся где то внутри человека (в душе кошки скребут), часто их пытаются описать как как-то телесный дискомфорт (камень на сердце).

Для этих неопределенных состояний нет конкретных слов, которыми их можно описать. Если нет слов, то невозможно делится с другими людьми своими переживаниями, он все остаются внутри. Чувства могут "раздирать грудь", но как выразить человек не знает.

Путаница с чувствами, мыслями и телесными ощущениями. На вопрос о том, что они сейчас чувствуют, вместо чувств и эмоций они могут сказать: "боль в сердце, ноге, неудобно сидеть" (т.е. пересказать свои ощущения боли или дискомфорта в теле), или высказать свои мысли - "непонимание", "уверенность в своих силах".

Подмена чувств и эмоций на мысли или социально привычное поведение. Алекситимики часто путают воспоминания о чувствах или размышления с проживанием самих чувств, разницу они распознать не могут. В некоторых ситуациях многие алекситимики показывают то поведение, которое уместно в данной ситуации, не проживая их в полной мере, например: "милочка, посмотрите какая прелесть".

Алекситимики боятся проявления своих чувств и эмоций, идея разрешить себе быть эмоциональным(ой) вызывает у них сильное сопротивление.

Страх собственной эмоциональности приводит к желанию контролировать проявления своих чувств и эмоций. Для этого люди часто используют правила усвоенные с детства от алекситимичных взрослых: "нельзя злиться", "надо быть интеллигентным(ой), "мужчины не плачут", "нельзя быть истеричной", "нельзя грубить старшим", надо быть выдержанным(ой), и т.д.

Контролировать удается только проживание не значительно выраженнх чувств и эмоций. Они запоминаются, накапливаются, что приводит в так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает взрыв чувств и эмоций, явно неадекватно ситуации. Это может быть что угодно: слезы, крик, ругань, человек может убегать, хлопать дверью, кидаться с кулаками, ломать мебель, бить посуду и т.д. Когда это состояние проходит, человек понимает, что событие не стоило той реакции, которую он выдал. Ему становится не удобно, стыдно, беспокоит чувство вины за произошедшее. Появляются мысли о своей чрезмерной эмоциональности, человек пугается соей вспышки, опасается проявления своих чувств.

Страх чувств и эмоций усиливается, потребность контролировать их проживание нарастает, что приводит к созданию эмоционального фона, трудно выносимого для человека и следующим аффективным вспышкам. Они пугают человека еще больше, желание контролировать проявление чувств усиливается, что опять так приводит к их накоплению и следующим аффективным вспышкам. Получается такой замкнутый круг, с каждым оборотом которого алекситимия нарастает, из легкой она может переходить в среднюю степень выраженности или в тяжелую.

Понятна идея избегать проживания неприятных для человека чувств. Зачем нужно горе, зависть, злость, печаль, стыд? Они только делают жизнь тяжелее, поэтому, хорошая казалось бы, идея от них избавится. Однако не все так просто, избавляясь от неприятных для себя чувств и эмоций, человек блокирует чувства вообще. Поэтому так незаметно исчезает интерес к жизни (это ведь тоже чувство). Жизнь становится обычной, пустой, скучной, тягомотной, неинтересной в общем. Все превращается в привычную рутину, все можно предсказать заранее. Дом, метро, работа. Появляется чувство внутренней пустоты. Жизнь дает очень маленькую отдачу: вроде бы чего-то достиг человек, что то сделал в своей жизни, а ничто не радует. Многие называют это кризисом среднего возраста, а это, просто, прогрессирующая алекситимия.

Многие алекситимики чувствуют себя какими-то не такими, не живыми, им чего то не хватает внутри. Поэтому они стараются эту нехватку чем-то заполнить, чем угодно на самом деле, только что бы почувствовать себя живым и уйти от внутренней пустоты. Тут годится любая деятельность, которая поможет отвлечься от этого или любое поведение, которое напротив даст много чувств и эмоций сразу. Из-за этого многие алекситимики попадают в химическую зависимость, ведь алкоголь как и наркотики симулируют чувства, делают мир интереснее и ярче, наполняют его чувствами и эмоциями. Закончилось действие, очень просто, прими снова и снова. Так же есть множество не химических, поведенческих зависимостей, которые так же позволяют получить чувства и эмоции. Среди поведенческих зависимостей особое место занимает зависимость в отношениях, так как она считается социально приемлимой.

Поскольку люди с алекситимией не умеют проживать свои чувства вовне, они проживают их "внутри своего организма", подробнее об этом можно посмотреть . В организме это проявляется в виде различных нарушений регуляции многих органов и систем. С течением времени у алекситимиков возникают различные заболевания "на нервной почве". Перечень заболеваний может быть очень длинным, ну, например: ИБС, артериальная гипертензия, бронхиальная астма, язвенная болезнь 12-ти перстной кишки и др.

К сожалению, нет никаких лекарств или так модных сейчас "биологических добавок", которые помогали бы человеку осознавать и выражать свои чувства. Научиться жить более эмоционально, не блокируя проживание своих эмоций трудно, но можно. Помочь в этом может творчество, искусство, постоянный поиск красоты вокруг себя, полноценные насыщенные отношения, к сожалению это очень долгий путь и на него могут потребоваться годы сознательного изменения себя. Более эффективна в этом отношении психотерапия. Однако, необходимо отметить, что не все направления в психотерапии хороши в работе с алекситимией. В ходе терапии очень важно постоянно обращаться к чувствам и эмоциям, не давать человеку уходить в рассуждения. Это очень долгая и кропотливая работа, в которой надо помочь задержаться в переживаниях, дать им словесное название, обозначить его. Подобрать приемливый для человека способ проживания и выражения для каждого чувства и эмоции. Часто это еще и работа по развитию эмоциональности, в ходе терапии у человека начинают формироваться новые эмоциональные переживания, которых до терапии не было. Очень хорошо эту работу делают гештальт терапевты, так как в гештальт терапии проживанию чувств и эмоций уделяется особое значение. Визитная карточка гештальт терапевта - это вопрос: "Что с тобой, что ты чувствуешь сейчас?" .

Важно отметить, что работа с эмоциями - это очень сложно для клиента. В ходе терапии приходиться сталкиваться со сложными эмоциональными переживаниями, которые могут быть связаны с психологическими травмами или сложными ситуациями в жизни. Тем, кто осознает наличие сложностей в переживании собственных чувств и готов с этим работать важно понимать что это будет не просто и быть к этому готовым, чтобы не сбежать с терапии. Иначе это будет, как разворошить осиное гнездо, в прежнее безразличное состояние вернуться сложно, а навык полноценно проживать свои чувства и эмоции еще не сформировался.

Добрый день, 19 лет, у меня пропали какие-либо эмоции и чувства. Не могу точно назвать в какой именно момент времени и связано ли это с каким-то одним конкретным событием. В школе (класса до 8-9) я был общительным, весёлым, у меня постоянно была как минимум пара друзей или какая-нибудь компания, с которыми я проводил почти всё свободное время. В общении с девочками у меня проблем тоже не было. Но в школе была одна девчонка, которую я сильно любил, хотя толком не знал - я даже с ней почти общался, потому что она вечно была с кем-то ещё и я думал, что не смогу с ней общаться и т.Д., Но мне было достаточно того, что она мне очень нравилась внешне и в общем её образ, а остальное - положительные качества, какой-то дополнительный интерес, как мне сейчас кажется, я додумал для себя сам. В один прекрасный момент мне устроили с ней встречу - меня посадили с ней за одну парту на все уроки. А с ней я был максимально стеснительный, сидел всё время молча - если и говорил что-то. То это были какие-то вопросы по урокам, но этого было совсем немного. Я даже боялся показываться ей, почти всё время я сидел уткнувшийся носом в тетрадь, заслонив рукой своё лицо, что бы не видеться с ней зрительно. Моё времяпрепровождение в школе превратилось в одно - волнение. Почему я просто не пересел, хотя, наверное, была возможность? Как же, со мной сидит "любовь всей моей жизни", быть с ней больно, но... Не то, чтобы даже приятно, не могу точно сказать, почему именно я терпел это, - наверное,я хотел быть ближе к ней хотя бы так и надеялся. Что это выльется хотя бы в дружбу (как ни странно,я потом узнал,что она до конца относилась ко мне нормально,хотя вряд ли считала меня другом). Параллельно с этим / из-за этого я сильно увлёкся компьютером, появился интернет, бросил гулять со своей компанией на улице и начал потихоньку замыкаться на себе, появилось волнение во многих ситуациях,сопровождающее меня и по сей день, когда я пытаюсь выйти на какое-то общение. В последние годы школы моё общение было таким же, как и остаётся сейчас, - я не испытываю интереса или каких-либо эмоций во время разговора, мне просто всё равно. Иногда я могу заинтересоваться чем-то, но это обычно какой-нибудь один вопрос и после этого разговор затухает. Сейчас обычно я общаюсь, когда есть какое-нибудь общее занятие, когда же оно кончается, наступает множество неловких пауз, которые я пытаюсь прервать хоть какими-то вопросами к собеседнику, но мне обычно всё равно на ответы на эти вопросы, и в какой-то момент и они кончаются, мне становится скучно или просто не знаю, что говорить, тогда после ещё одной длинной паузу я прощаюсь и ухожу. Иногда, когда ко мне обращаются или чего-то рассказывают я, логически понимания, что нужно делать в таких ситуациях, стараюсь показывать свою заинтересованность, немного расспрашиваю, улыбаюсь, но на самом деле мне всё равно. Сразу прошу прощения за такую простыню текста, где, наверное. Утонуть можно от количества воды, пытался расписать всё, что пришло в голову. В каком направлении мне стоит двигаться и что делать, чтобы вернуть эмоции и чувства?



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...