Символ военно-морского могущества франции - подводная лодка "сюркуф".

Подводная лодка S-644 Eurydice (Эридис – Эвридика) была заложена в июле 1958 года на верфи "Direction des Constructions et Armes Navales (DCAN)" в Шербуре. Спуск субмарины на воду состоялся 19 июня 1960 года, а 26 сентября 1964 года лодку ввели в состав ВМС Франции.



« »

«Эридис» принадлежала к дизель-электрическим подводным лодкам класса «Дафне», коих, для ВМС Франции, было построено 11 единиц, все они носили имена мифических богинь, нимф и дриад. Подводные лодки этого класса строились также для ВМС Испании, Португалии, Южно-Африканской Республики и Пакистана.



« »

Техническая справка (S- 644 Eurydice):
Надводное водоизмещение, т: 860.
Подводное водоизмещение, т: 1038.
Длина, м: 57,8.
Ширина, м: 6,8.
Осадка, м: 4,6.
Скорость, узлы: 16 (подводная), 13,5 (надводная).
Дальность хода, мили: 4500 при скорости 5 узлов на поверхности; 3000 при скорости 7 узлов под РДП.
12 торпедных аппаратов (8 в носовой части, 4 в кормовой).



« »

Ранним утром (5:00) 4 марта 1970 года «Эридис» вышла из базы Сан-Тропе, на борту находилось 57 человек. В море субмарина должна была отработать во взаимодействии с авиацией поиск и условную атаку подводной лодки вероятного противника, для чего «Эридис» постоянно держала связь с базовым патрульным самолетом «Атлантик», вылетевшим с морской авиабазы Ним-Гарон. Море было спокойным. С самолета несколько раз видели бурун от перископа «Эридис», когда лодка находилась в семи милях к юго-востоку от мыса Камара. В последней радиограмме командир субмарины сообщил, что берет курс в зону проведения учений и начинает погружение. В 7:13 «Атлантик» теряет радиолокационный контакт с подводной лодкой…



« »

В 7:23, по наводке с базового патрульного самолета, корабль ПЛО пытался вновь запеленговать потерянный сигнал. Без результата. Гидроакустический поиск тоже не имел успеха. В Тулон было отправлено предупреждение о возможной катастрофе. Немедленно был начат поиск пропавшей субмарины. Французский флот направил в море все, что только возможно: надводные корабли («Сюркуф», «Дюпер», «Пикар», «Вандея», «Алерт», «Араго», «Жан Шарко» и шесть тральщиков) и подводные лодки («Дафне» и «Дорис»), самолеты и вертолеты. Со всего Средиземноморья в предполагаемый район трагедии стягивались спасательные силы. Прибыло судно специального назначения «Робер Жиро». Итальянские ВМС направили в район поиска четыре тральщика. Из Рота (Испания) вышло на помощь спасательное судно ВМС США «Скайларк».


« »

Поисковыми силами был намечен приблизительный район гибели «Эридис» площадью четыре квадратные мили. Было установлено место, где базовый патрульный самолет «Атлантик» наблюдал субмарину во время последнего сеанса связи. Рядом с этим местом в 13:00 было обнаружено большое пятно соляра, а несколько позже и обломки: клинья, куски фанеры и перфокарту с кодом «Эридис» - жалкие останки и вместе с тем убедительные доказательства страшной правды: подводная лодка погибла. Была проведена идентификационная экспертиза дизельного топлива, взятого из пятна, обнаруженного в море и образцов топлива, которые использовали на лодках типа «Дафне», оказалось, что соляр имеет высокое содержание серы и это характерно для топлива, использовавшегося на «Эридис». Позже, анализируя показатели сейсмографов береговых геодезических лабораторий, было установлено, что в 7:28 четвертого марта они зарегистрировали врыв, а наложения пеленгов на зону взрыва с различных сейсмостанций, позволило определить точное место, где произошла трагедия. Но саму подводную лодку обнаружить не удавалось. Спустя четверо суток с момента начала поиска руководство французского флота объявило «Эридис» и 57 членов ее экипажа погибшими.



« »

Общественность, родственники погибших подводников требовали любой ценой найти подводную лодку и установить причину ее гибели. Правительство Франции пообещало все выяснить и обратилось к США с просьбой оказать помощь в поиске «Эридис». 10 апреля в Тулон прибыло американское спасательное судно «Мизар», успешно зарекомендовавшие себя при поисках подводной лодки «Трешер» и потерянной у Паломареса водородной бомбы. В районе предполагаемого места катастрофы, с «Мизара» в воду был спущен буксируемый поисковый модуль, чем-то напоминавший сани - сваренную из стальных труб конструкцию, передвигавшуюся на расстоянии 4-9 метров от дна. На санях были установлены соединенные с судном коаксиальным кабелем (запас длины более 6 километров) магнитометр, фотокамера специальной конструкции, снабженная объективом с полем зрения 120° и двумя импульсными лампами, а также гидролокатор горизонтального и вертикального обзора. К 22 апреля американцами были обнаружены и идентифицированы несколько крупных обломков «Эридис», разбросанных на глубинах от 600 до 1100 метров.


« »

С 12 мая на месте гибели субмарины, используя данные, полученные с помощью аппаратуры «Мизара», начал работать французский батискаф «Архимед», с борта которого было сделано множество фотографий останков затонувшей субмарины. Исследованиями «Архимеда» было установлено, что крупный фрагмент кормовой части «Эридис» лежит в центре воронки диаметром 30метров. На снимках можно рассмотреть гребные винты, валы и один горизонтальный руль. Вокруг в радиусе 50 метров лежит много обломков из скрученного листового металла легкого корпуса субмарины, деформированные балластные цистерны, но большая часть останков погребена под слоем донных осадков.



« »

Европейские газеты пестрели всевозможными догадками. В версиях недостатка не было! Спектр их был широк чрезвычайно: от возможных конструктивных недоработок и неправильных действий экипажа до действий потусторонних сил и космических пришельцев. Некоторые предполагали, что «Эридис» столкнулась с торговым судном. Дело в том, что через район, где предположительно произошла катастрофа, примерно в то самое время прошли тунисский, аргентинский и греческий сухогрузы. Курс тунисского судна «Табарка» (дословно – финик, прибрежный город в северо-западном Тунисе) точно пересекался с курсом подводной лодки 4 марта приблизительно в 7:30. Позднее «Табарка» была поставлена в сухой док в Марселе, на корпусе, ниже ватерлинии, были обнаружены большие вмятины и свежие задиры обшивки, кроме того у сухогруза оказался поврежденным боковой киль правого борта. Французскими экспертами были взяты образцы из области краев царапин с целью идентификации оксида металла с компонентами стали корпуса и выдвижных устройств «Эридис». Результаты проведенных исследований перед общественностью никогда не разглашались.

Подводной лодки уходит своими корнями к человеку, в честь которого она была названа – Роберт Сюркуф. Французский капер и пират в свое время получил прозвище «Гроза морей», за то что был неуловимым пиратом для английского флота и смог увести около 15 кораблей Британии за 90 дней.
И вот подводная лодка, получившая имя легендарного француза, также была неожиданным решением с максимальными возможностями для военно-морского применения.

В 1922 году, согласно договору по ограничению численности и водоизмещения надводных кораблей, многие морские государства увидели брешь в договоре – там не были указаны подводные корабли. Началась эра строительства подводных крейсеров с огромными возможностями.

Франция начинает строить подводные крейсера с 1927 года. Закладывают три подводных корабля. Однако французы успели достроить только один из них, как вступает в силу Лондонский договор, согласно которому подводные корабли ограничивают в калибре – главное орудие не должно иметь калибр более 155 мм.

Кстати, данная подлодка в договоре внесена в исключения, но строительство остальных было полностью остановлено.Именно данный подводный корабль получает имя легендарного француза – Сюркуф. Лондонский договор не зря внес подлодку «Сюркуф» в исключения – вооружение лодки составили два орудия 203х50 мм калибра. На то время торпеды – дорогое и новое . Точность и поражающее расстояние торпед совсем небольшие с точки зрения использования торпед как основного оружия подводных лодок. К 1923 году во Франции складывается определенное мнение у специалистов в области построения подводных лодок, что артиллерийские орудия, состоящие на вооружении подводных лодок, не могут быть эффективны при поражении кораблей противника. Артиллерийское орудие калибра 203 мм было обосновано в первую очередь возможностью поражать любые транспорты противника.

«Сюркуф» становится вершиной инженерной мысли того времени. Субмарина сочетает в себе все возможности подводной лодки и огневых возможностей надводного корабля. Огромное водоизмещение субмарины - в 4.3 тысячи тонн, дополнительно вооружена 22 торпедами, с возможностью ведения огня при неполном всплытии. Длина подлодки 110 метров, дальность хода около 12 000 миль. Подлодка несла на себе гидросамолет, так что можно сказать, что «Сюркуф» был выполнен как подводный авианосец.

Подлодка «Сюркуф» поступает на вооружение военного флота Франции в 1932 году. Но то, что оказалось хорошо на чертежах и при осмотре невооруженным взглядом, оказалось совсем не таким в использовании. При неполном всплытии стрелять оказалось практически невозможно, нарушалась герметизация орудийной башни. Ремонт гигантской субмарины оказался очень сложным, при строительстве подлодки использовали нестандартный подход к креплению деталей и блоков, многие соединения откручивались либо в обратную сторону, либо специальным ключом или вообще с применением нестандартного откручивания.

Гидросамолет Бессон МБ.35, который поступил вместе с лодкой на вооружение, уже не справлялся с требуемыми заданиями, его меняют на гидросамолет Бессон МБ.410.01, который был выполнен как артиллерийский корректировщик. Новый самолет собирался очень быстро, вытащенный из специального ангара 2 на 7 метров, расположенного за главной рубкой, он собирался в течение 4-х минут, опускался на воду и поднимался с помощью специального крана.

К началу 2-й мировой войны подводный гигант «Сюркуф» совершил большое количество визитов в различные порты мира, демонстрируя собой мощь и величие морского флота Франции. Объявление войны застало «Сюркуф» далеко от Франции. Вместе с британским конвоем она прибывает во Францию, где становится на ремонт. Чтобы не быть захваченной, в июле 40 года субмарина «Сюркуф» срывается с ремонта и уходит через Ла-Манш в Англию. В середине июля 1940 года она на одном двигателе приходит в Британский Девонпорт. Туда же стягиваются оставшиеся корабли французского военно-морского флота.

Все корабли поступают под командование легендарного французского генерала Шарля де Голля. Начинается раскол среди французских военных на два противоположных лагеря. Не все хотят воевать против своих соотечественников. На «Сюркуфе» происходит саботаж, в результате которого погибают несколько человек. Подлодка «Сюркуф» остается в Британском порту.

Однако события у берегов Алжира в конец портят союзнические отношения. Английские корабли предложили французской ВМБ в Мерсель-Кебире или перейти на сторону союзников и воевать против германо-итальянских нацистов, или сложить оружие. В результате более 1200 французских военных моряков погибает. Это приводит французов в Британии в неадекватное состояние. На примере подводного корабля «Сюркуф» можно оценить эффект от данного действия английского флота. Только 14 человек из порядка полутора сотен членов экипажа остаются для продолжения боевых действий против нацистов. Остальные конвоируются в Ливерпульский лагерь для военнопленных.

На плечи французского офицера Луи Блезона ложится вся ответственность за дальнейшую судьбу «Сюркуфа». Он набирает команду из французских моряков, присоединившихся к «Свободной Франции», и гражданских матросов французского торгового флота. То было непростое время, когда мало кто точно представлял себе всю сложившуюся ситуацию. Немецкие пропагандисты постоянно призывали французов вернуться домой и не слушать английских аристократов. Гидросамолет «Сюркуфа» совершает несколько разведывательных вылетов, но в результате поломок остается на берегу, где его пытались починить своими силами, но неудачно.

В ходе проведения различных операций на море, в которых подлодка принимала участие, она в итоге попадает в американский Портсмут. Положение на подлодке очень плачевное – 10 человек содержались под арестом, общая атмосфера на «Сюркуфе» была крайне низкой. Чуть погодя лодка получает повреждения при маневрах, происходит столкновение с американской подлодкой.

Повреждения не успевают отремонтировать, как лодка получила приказ на переход для пополнения боевой мощи «Свободной Франции». В то время японцы уничтожили американский флот в Перл-Харборе, и союзники нуждались в любых боевых силах, способных увеличить военно-морскую мощь на море. При переходе в Сен-Пьер из Галифакса, в начале 1942 года субмарину преследуют неприятности. Шторм повреждает рубку, заклинивает орудийную башню, повреждает люки, надстройки и торпедные аппараты. Потеряв большую часть мореходности, подлодка возвращается в Галифакс.

Практически сразу «Сюркуф» получает приказ совершить переход на Таити, через Бермуды.«Сюркуф» приходит на Бермуды с опозданием, так как успел получить очередные повреждения. Повреждения получила двигательная установка, примерный ремонт которой требовал около полугода ремонтных работ.
Из секретных донесений, положение на «Сюркуф» не улучшилось. Моральное состояние экипажа было ужасным.

Предлагались разные варианты в связи с огромными повреждениями и тяжелым моральным состоянием экипажа. Один из них - перегнать подлодку в Англию и списать. Но подлодка олицетворяла собой военно-морскую мощь Франции и много значила для морального духа «Свободной Франции». Адмирал Хортон принимает решение о дальнейшем переходе подлодки на Таити. В начале февраля 1942 года подводный корабль получает приказ продолжить движение к Таити.

12 февраля 1942 года подводный крейсер «Сюркуф» вышел из порта в Бермудах и пошел в надводном положении через Карибское море на Таити. Кроме предполагаемого маршрута и приблизительных координат, больше никаких сведений о подлодке «Сюркуф» нет. 19 февраля в Англию приходит секретная телеграмма – подлодка «Сюркуф» не прибыла в пункт назначения.

Было много предположений о возможном столкновении французского «Сюркуф» с американским судном или о переходе «Сюркуф» на Мартинику вследствие полного морального падения на корабле и нежелания продолжать участвовать в боевых действиях. Но как бы то ни было французский подводный крейсер вошел в историю как мощный боевой корабль, который с момента начала своей службы и до сих пор олицетворял и будет олицетворять военно-морскую мощь Франции. Возможно, история о чем-то умолчала, и дух великого французского капера до сих пор волнует воды морских просторов.

Основные характеристики:
- год спуска 1929;
- год выхода из флота 1942;
- официальная версия – затонула;
- тип подлодки - крейсерская ДПЛ;
- скоростные характеристики под/над 10/18 узлов;
- рабочая глубина до 80 метров;
- длительность плавания до 3 месяцев;
- команда корабля до 150 человек;
- ширина 9 метров;
- осадка 7 метров;
- два дизеля общей мощностью 15 000 л.с;
Вооружение:
- два орудия 203х50 мм;
- 14 ТА 550 и 400 мм, боезапас 22 торпеды;
- две артпушки 37 мм;
- четыре 13.2-мм пулемета;
- один гидросамолет Бессон 411

Дополнительная информация.
Не всех до сих пор устраивает официальная версия гибели подводного крейсера «Сюркуф». Французские историки и исследователи до сих пор стараются найти подлодку или узнать точнее о судьбе великого для Франции подводного корабля.

Предназначалась для крейсерских действий на океанских коммуникациях, помимо торпедного вооружения (боезапас 22 торпеды), обычного для подлодок, была вооружена двумя 203-мм орудиями, несла гидросамолёт предназначенный для разведки и корректировки артогня. Водоизмещение - 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении. Длина - 110 метров, дальность плавания - 12 тысяч миль. Являлась вершиной попыток, предпринятых после окончания Первой мировой войны, соединить в рамках одного корабля скрытность подводной лодки и огневую мощь надводного корабля . Ещё одной особенностью подлодки Сюркуф являлась способность вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении .

Погибла при до конца невыясненных обстоятельствах, предположительно 18 февраля 1942 года .

Конструкция и история создания [ | ]

Начало Второй мировой войны [ | ]

Флот Сражающейся Франции [ | ]

Экипаж был заново сформирован из французских моряков находящихся в Англии, большая часть из них не была подводниками. Капитаном был назначен один из двух оставшихся офицеров - Луи Блезон (фр. Louis Nicolas Blaison ), к лодке были прикомандированы британский офицер связи и два матроса.

Лодка была перебазирована в канадский порт Галифакс , в котором базировались ещё несколько французских кораблей, и приняла участие в эскортировании трансатлантических конвоев на первом участке маршрута, а затем была отправлена на поиск плавучих баз немецких подводных лодок. В августе 1941 года лодка прибыла в Портсмут на ремонт. Ремонтные работы были крайне затруднены из-за нестандартной конструкции и оборудования уникальной лодки и продолжались до 11 ноября 1941 года .

20 декабря «Сюркуф», вместе с тремя французскими корветами , принял участие в операции по освобождению архипелага

Surcouf

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Surcouf (рус. «Сюркуф» ) - подводная лодка ВМС Франции , крупнейшая подводная лодка в мире до постройки японских лодок I-400 . Кроме торпедного вооружения, была вооружена двумя 203-мм орудиями, несла гидросамолёт для разведки и корректировки артогня. После окончания Первой мировой войны, являлась вершиной попыток соединить в рамках одного корабля скрытность подводной лодки и огневую мощь надводного корабля. Также особенностью Surcouf была способность вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении. Погибла 18 февраля 1942 года при до конца невыясненных обстоятельствах.

Общие сведения

Подводный крейсер Surcouf, Касабланка, 1938 год

Surcouf был спущен на воду в 1929 году. Корабль был задуман и спроектирован как рейдер, исходя из условий Вашингтонского договора 1922 года, был вооружен орудиями максимально разрешенного калибра. Подводный крейсер Surcouf, был верхом проводимых экспериментов послевоенного периода, в которых пытались сочетать скрытность подводных лодок с огневой мощью надводных кораблей. Гигантская подводная лодка водоизмещением 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении обладала огромной грузоподъемностью, несла 22 торпеды и могла вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении. Ее длина равнялась 110 метрам, дальность плавания – 12 тысяч миль. В 1932 году подводная лодка вступила в строй и была названа Surcouf в честь легендарного французского пирата.

История создания

С 1916 года, от французских кораблестроителей требовали учитывать опыт войны в отношении подводного флота, необходимость совершенствования. Принимая во внимание опыт Великобритании, французы считали необходимостью постройку подводной лодки с водоизмещением в 2000 т, со 160-мм орудиями и скоростью до 25 узлов. Однако после окончания Первой мировой, задача стала неактуальной и было принято решение только достройки, 9 начатых ПЛ заложенных во время войны.

Спуск на воду

Тем не менее в Высшем совете жарко обсуждалось строительство подводных крейсеров с мощным вооружением и самолетом на борту. Эти споры поддерживал и министр флота. Первую программу по строительству «артиллерийской крейсерской подводной лодки» утвердили 7 июля 1922 года. Однако позднее, решение Вашингтонской конференции оставило Франции уменьшенный тоннаж только на линейные корабли. Для соблюдения условий Вашингтонского договора , Высший совет флота в 1926 году решил, что водоизмещение подводных лодок необходимо увеличивать, и запланировал постройку серии из 4 подводных крейсеров. Проект получил поддержку правительства и финансирование. Однако сложная экономическая обстановка в 1926 году, сказалась на финансировании проекта и средства были выделены только на строительство подводного крейсера Surcouf.

В 1930 году, проведенная Лондонская конференция, вновь наложила ограничения на тоннаж флота и вооружение, но Франция получила разрешение завершить постройку Surcouf.

Описание конструкции

Корпус

Панель управления клапанами балластных цистерн

Корпус подводного крейсера Surcouf имел уникальную конструкцию, состоящую из трех сегментов. Средний сегмент обладал наибольшим диаметром в 8,15 метров и длиной в 36,4 метров. К его краям крепились два других сегмента меньшего диаметра, которые были полностью закрыты легким корпусом. Сверху на корпус монтировалась легкая надстройка, орудийная башня, пост управления огнем, боевая рубка и ангар со шлюзом. Эти надстройки в виде водонепроницаемых цилиндров: башня и ангар размещались горизонтально, а пост управления огнем и боевая рубка вертикально.

Толщина обшивки прочного корпуса 22 мм, легкого от 6 до 8 мм. Снизу на корпус крепился киль длиной 67,7 м, в котором размещался твердый балласт. В 1932 году для снижения качки в надводном положении, установили боковые кили высотой по 0,65 м. Поперечный набор состоял из 196 шпангоутов . Палуба надстройки размещалась на высоте 3 метров над ватерлинией и была обшита деревянными щитами. Surcouf условно разделен на 19 секций. Прочный корпус разделялся 9 водонепроницаемыми переборками разделялся на отсеки. В среднем сегменте были расположены четыре отсека, в крайних по три.

Внутреннее расположение: В 1-м отсеке размещены носовая дифферентная цистерна; торпедные аппараты и 8 запасных торпеда; кубрик на 18 мест; гальюны ; электромоторы брашпиля и носовых горизонтальных рулей; емкости с пресной водой и баллоны с воздухом.

2-й отсек: провизионная кладовая, лазарет, отделение вспомогательных механизмов

3-й отсек: старшинский кубрик на 18 мест; три каюты главных старшин; умывальники; группа аккумуляторной батареи.

4-й отсек - артиллерийский. Размещена податочная труба башни, в трюме и на нижней палубе размещались погреба.

Разрез Surcouf

В 5-м отсеке на главной палубе располагался центральный пост; на нижней каюты офицеров, кают-компания , санузел с ванной; в трюме находилась вторая группа аккумуляторной батареи.

6-й отсек - дизельный . На главной палубе размещен офицерский и матросский камбузы , отделение вспомогательных механизмов, внизу расположены главные дизели, дизель-генераторы и турбовентилятор.

В 7-м отсеке на главной палубе находилось помещение на 40 человек и 6-местный кубрик; на нижней палубе главные распределительные щиты; внизу главные гребные электродвигатели; по бортам располагались топливные цистерны.

8-й отсек: кубрик на 40-мест, хранились 400-мм торпеды, баллоны со сжатым воздухом, топливные цистерны.

9-й отсек: гальюны, провизионные кладовые; емкости с пресной водой и смазочным маслом.

10-й отсек: кормовое отделение вспомогательных механизмов, кормовая дифферентная цистерна.

Энергетическая установка и ходовые качества

Пост управления электродвигателями Surcouf

Подводный крейсер Surcouf имел два главных дизеля Sulzer - восьмицилиндровые, двухтактные простого действия, мощностью по 3800 л.с. Однако, дизели были произведены разными фирмами и различались в конструкции. Испытания шли довольно плохо, в результате только через три месяца, удалось добиться их выхода на максимальную мощность.

В эксплуатации дизель левого борта оказался более надежным, однако имелись проблемы с его разобщительной муфтой. полностью устранить которые удалось только после повторной центровки в 1938 r. B первые годы службы постоянной проблемой была ненадежностъ системы смазки и частые обрывы болтов станин, последнюю удалось решить лишь в 1937 году заменой всех болтовых соединений сварными. Параллельно с дизелями в том же отсеке стояло два шестицилиндровых дизель-генератора системы «Зульцер» мощностью по 720 л.с. (490 кВт) при 415 об/мин. Они вырабатывали ток напряжением 220/235 B. Особым преимуществом наличия отдельных дизель-генераторов являлось отсутствие необходимости запуска главных дизелей на стоянке.

Экипаж и обитаемость

Спальные места

Экипаж подводного крейсера Surcouf, относительно проектной документации, был увеличен на 18 человек, и состоял из 8 офицеров, включая врача и пилота, 3 главных старшины, 21 старшины, 85 матросов и 2 авиационных специалистов. Таким образом, по штату на борту должны были находиться 119 человек. Офицеры и главные старшины располагались в отдельных каютах, а остальной экипаж размещался в трех относительно тесных кубриках. Стационарных коек не хватало, поэтому для 12 человек дополнительно были предусмотрены гамаки. На лодке было три душевых и три гальюна, a также лазарет на 3 койка-места.

Для обогрева помещений, были установлены 27 электрических обогревателей мощностью 850 Вт каждый, которые позволяли поддерживать нормальную температуру внутри лодки при забортной температуре до -15°С. Вентиляция лодки осуществлялась двумя приточными и тремя вытяжными вентиляторами, которые прогоняли воздух через абсорбирующие фильтры. Для очистки воздуха при погружениях, использовались 150 содовых регенерационных патронов и 250 литров кислорода, что позволяло совершить одно 48 часовое и тридцать 18-ти часовых погружений.

Для приготовления пищи использовались два камбуза, однако вентиляция не всегда могла справляться, и при плавании в тропиках температура часто поднималась до 65°. Поэтому около орудийной башни оборудовали еще один камбуз. В проекте не был предусмотрен для продуктов, его установили только по настоятельному требованию командира. Провизионные погреба размещались в оконечностях лодки. Запас пресной воды составлял 22500 л (по 4,4 литра в день на человека). Для пополнения были два опреснителя.

Вооружение

Артиллерия главного калибра

Разрез и план орудийной башни

На Surcouf были установлены 203-мм орудия образца 1924 года, с длиной ствола 50 калибров, которые ставились на всех французских тяжелых крейсерах. Орудие имело простую, но надежную конструкцию. Ствол состоял из внутренней трубы, кожуха и скрепляющего кольца. Затвор - поршневой, с открыванием наверх; заряжание - картузное. Длина орудия - 10,5 метров, вес - 20716 кг. Для орудия имелись два типа снарядов: бронебойные весом 123,1 кг, и фугасные весом 123,8 кг. Заряд состоял из двух частей весом 53 кг, что позволяло развить начальную скорость снаряда 850 м/с.

Орудийная башня устанавливалась на гидравлическом цилиндре. Перед погружением давление масла в нем уменьшалось, и башня опускалась на 20 мм, обеспечивая герметичность соединения c корпусом. В случае падения давления в гидравлической системе башня блокировалась в боевом положении. При срочном погружении или в случае боевых повреждений лодка принимала воду в две балластные цистерны средней группы, и башня в течение 150 секунд занимала нижнее положение. Между башней и корпусом находился уплотняющий материал.

Стоит отметить и недостатки главного калибра Surcouf:

  • количество орудий;
  • небольшая высота установки поста управления артиллерийским огнем ограничивала дальность стрельбы;
  • невозможность наведения до всплытия лодки;
  • невозможность стрельбы в темное время суток;
  • невозможность горизонтального наведения при качке.

Зенитное вооружение

Для защиты от авиации на подводной лодке были установлены две 37-мм/50 полуавтоматических пушки образца 1925 года, размещенных на ограждении рубки, над ангаром. Каждая пушка со станком весила 470 кг и обладала скорострельностью в 30-40 выстрелов в минуту, дальность стрельбы около 7000 метров.

Боезапас составлял 500 снарядов на орудие: 250 обычных и 250 трассирующих. Готовый боезапас включал 98 выстрелов. Остальной боезапас в обоймах по шесть патронов хранился в погребе в 20-кг ящиках, которые приходилось подавать наверх вручную. Приборов управления огнем 37-мм пушек не устанавливалось, был только ручной дальномер . Также были установлены еще четыре 8-мм пулемета Гочкиса образца 1914 года с боезапасом в 16000 патронов.

Торпедное вооружение

Торпедисты Surcouf за работой

Торпедное вооружение крейсера Surcouf состояло из четырех 550-мм носовых аппарата образца 1917 года. (производства компании Forges et Chantiers de la Méditerranée), расположенных под углом 2° к диаметральной плоскости, и два трехтрубных поворотных аппарата модели OSd.1926, в которых средняя труба имела калибр 550 мм, а внешние 400 мм. Помимо 10 торпед, находившихся непосредственно в аппаратах, на борту находились 12 запасных: восемь 550-мм в первом отсеке и четыре 400-мм в восьмом. Эти отсеки были оборудованы специальными люками для погрузки торпед. Перезарядку поворотных торпедных аппаратов можно было производить исключительно в надводном положении, причем требовались определенные условия и в частности полный штиль.

Система управления запуска торпед была схожей с устанавливаемой на подводных лодках типа Requin . В 1932 году торпедные аппараты оборудовали пневматическими толкателями, кроме того, смонтировали аппаратуру, позволяющую производить срочный запуск части торпед (2 из носовых аппаратов и 2 из кормового поворотного) дистанционно с мостика. Для торпед, находящихся в носовых аппаратах, была возможность устанавливать скорость хода и угол отклонения малый (1-2°) или большой (2-3°)‚ но более точное прицеливание осуществлялось только поворотом самой лодки.

Авиационное вооружение

гидросамолет Besson MB-411

После многочисленных испытаний и доработок проектов самолетов, на Surcouf была приписана машина под официальным обозначением МВ-411. 11 июня 1936 года Главный морской штаб сделал запрос на вторую машину для подводного крейсера. Заказ на самолет выдали 10 февраля 1937 года, и в следующем году он был принят флотом. В то же время, оба самолета оборудовали коротковолновыми радиостанциями для связи с подлодкой. Однако антенны радиостанция, которые крепились вдоль передней кромки крыла, при взлете машин очень часто намокали, в результате чего установление связи становилось невозможным. Один МВ-411 (бортовой номер HS.73) находился на Surcouf, когда лодка, 18 июня 1940 года совершила переход из Бреста в Плимут. Этот самолет выполнил несколько вылетов в порту Пупа в Дорсетшире. Позднее, самолет был поврежден во время налета немецкой авиации на Плимут, где стоял на хранении после выгрузки с Surcouf. Когда 10 мая 1941 года подводный крейсер вышел из Плимута, самолета на его борту не было. Его окончательная судьба, как и судьба второго экземпляра МВ-411, оставшегося во Франции, неизвестны.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Surcouf оборудован тремя перископами: командирский и наблюдательный размещались в боевой рубке, а резервный на центральном посту. Для световой сигнализации на мостики размещен съемный прожектор мощностью в 30 Вт.

Радиорубка размерами 4 на 4 метра располагалась на центральном посту, оснащалась главным передатчиком D-100, передатчиком ОС, приемником D-29 и двумя рамочными антеннами RSM для приема в подводном положении. Для растяжки антенн установлены две убирающиеся мачты по левому борту, высотой 15 метров и на расстоянии 50 метров друг от друга. Позже были демонтированы. Еще две 30 метровые антенны протягивались между ограждением рубки и кормовыми стойками. Однако при использовании гидросамолета их необходимо было убирать.

История службы

Адмирал Мюзелье на Surcouf, 1941 год

Весной 1934 года Surcouf начал службу в составе ВМС Франции. С 30 апреля по 4 мая 1934 года, подводный крейсер принимал участие в маневрах совместно со 2-й эскадрой вице-адмирала Дрюжона. До конца мая Surcouf участвовал в походе эскадры к берегам Ирландии и в проведении учений в Бискайском заливе.

1 июня Surcouf официально зачислили в состав 4-го дивизиона подводных лодок. Тогда же, Главный морской штаб решил проверить боевые качества крейсера в дальнем походе на побережье Западной Африки и к Антильским островам. Запланированный на 7 июня выход пришлось перенести на две недели из-за нарушений в работе дизель-генератора левого борта, а 18-го числа произошла поломка масляного насоса правого дизеля, поэтому только 27 июня Surcouf вышел в море.

После посещения Касабланки, 13 июля Surcouf прибыл в Дакар, где провели небольшой ремонт. Починить насос своими силами не удавалось, поэтому принято решение отправиться обратно, и 20-го августа подлодка вернулась в Брест.

4 ноября Surcouf направили для проведения тщательного технического обследования. После обследования выяснилось, что новая подлодка уже требует проведения среднего ремонта. Окончание ремонтных работ запланировали на май 1935 года, но из-за их объема, сроки пришлось дважды переносить.

26 августа 1935 года, командиром корабля назначен Mapсель Дерьен. После ремонта были планы направить лодку в поход по Средиземному морю. Однако назначенный на 2 сентября выход вновь был перенесен, а позднее отменили. Вместо похода, вновь провели ряд испытаний, которые закончились 15 ноября.

После этого подводный крейсер Surcouf отправили для участия в торжествах по случаю З00-летия присоединения к Франции Антильских островов. 23 ноября лодка вышла из Бреста. 27-го ноября Surcouf прибыл в Касабланку, передав информацию об очередной аварии масляного насоса. Сломанные шестерни удалось оперативно заменить запасными.

В Северной Атлантике, 1941-1942 годы

5 декабря Surcouf покинул Касабланку и направился на Антипы. 15-го числа его встретил эскорт в виде крейсера Émile Bertin под флагом контр-адмирала Дюпла. 16 декабря крейсер Surcouf вошел в порт на острове Гваделупа. 10 января 1936 года, артиллеристы подводного крейсера провели учебные стрельбы из 203-мм орудий и 37-мм пушек по скалам в нескольких милях к северу от Порт-оф-Спейна.

В 1936 году, лодка принимала участия в учебных маневрах, проводилась подготовка экипажа, отрабатывались действия команды. В сентября корабль встал на ремонт который по планам должен был продлиться почти полгода, но реально работы заняли более года. В сентябре 1937 года, после завершения ремонта и модернизации, лодка вышла на новые испытания, которые показали весьма посредственные результаты.

С 26 по 28 ноября 1937 года, провели учебные испытания торпедного вооружения, а 13 декабря лодка вновь встала на ремонт, который продлился до середины января 1938 года, после чего экипаж снова вернулся к учебным операциям до середины лета. Затем вновь корабль поставлен на ремонт, который продлился до января 1339 года.

До лета 1939 года, экипаж продолжал выполнять учебные задачи до августа, когда политическая ситуация изменилась, и Surcouf получил приказ отправиться к Антильским островам.

1 сентября 1939 года, французский флот перешел на военное положение, и Surcouf, 4 сентября вошел на рейд Фор-де-Франса. Осмотр корпуса показал, что лодка нуждается в серьезном ремонте, и принято решение о возвращении корабля в Брест. В составе конвоя KJ-2, лодка отправилась домой. 11 октября из-за погодных условий, Surcouf вынужден был оставить конвой. Скорость лодки упала до 10 узлов, и 19 октября Surcouf вошел в гавань Бреста, а на следующий день встал на ремонт.

Операция «Катапульта»

Генерал Де Голль инспектирует Surcouf, 1940 год

Запланирован был весьма большой объем работ. В ноябре два главных электромотора были демонтированы и отправлены на завод, дизели были разобраны для ремонта. Заново проварили швы на балластных цистернах, заменили аккумуляторные батареи, была смонтирована шумопеленгаторная станция, была значительно переделана система вентиляции.

25 апреля 1940 года, Surcouf вышел из дока. Военная ситуация во Франции обострилась и 15 июня капитан 3 ранга Мартен получил приказ о готовности к выходу. Работы велись круглосуточно. 18 июня был получен приказ о переводе подводных лодок на базы Западной Африки или Британии. В 13.30 Surcouf под электромоторами вышел на рейд и погрузил в ангар самолет. При попытках запустить дизели оказалось, что горизонтальные рули заклинены и это вызвало сильнейшую вибрацию. После осмотра выяснили, что исправить это возможно только в сухом доке. От похода в Касабланку отказались и приняли решение отправить лодку в Британию.

Поскольку во Французском флоте царил раскол, то англичане, опасаясь захвата их флота немцами, предприняли попытки нейтрализовать корабли на африканских базах. Операция под названием «Катапульта» , назначена на 3 июля и проводилась одновременно в нескольких точках.

3 июля 1940 года, около 30 вооруженных моряков с HMS Thames, поднялись на Surcouf, разоружили вахту и проникли внутрь. В результате возникшей перестрелки, были жертвы с обеих сторон, но экипаж был блокирован и лодка захвачена. Несколько человек из экипажа дали согласие остаться в Англии и воевать против Германии.

«Свободная Франция»

После переговоров британцев с командованием «Свободной Франции», было подписано соглашении, о возврате в строй кораблей для которых смогут найти экипажи, в том числе и Surcouf. 15 сентября 1940 года, на лодке снова подняли французский флаг. Экипаж составлял 40 человек. После многочисленных споров о применении лодки, она была зачислена в состав 3-й флотилии подводных лодок.

В декабре 1940 года, на лодки завершили ремонтные работы, и вывели ее на испытания. После месяца подготовки экипажа, и проведения учебных походов, несмотря на недостаточную подготовку и отсутствие навыков у команды, командир корабля Ортоли доложил о готовности к боевым действиям.

Служба в Северной Атлантике

На ремонте в Англии

19 февраля 1941 года, Surcouf вышел из Холи-Лох, и 3 марта прибыл в Галифакс. Там принимал участие в сопровождении конвоев. 14 мая 1941 года, лодка получила задание на патрулирование района к западу от Азорских островов, с целью перехвата немецких кораблей снабжения. В течении месяца Surcouf не встретил ни одного корабля.

По окончании задания, лодка прибыла на Бермудские острова, где планировали провести небольшой ремонт, однако возможности базы были ограничены. После отдыха экипажа, Surcouf отправлен в тот же район с той же целью. До 20 июля, задание Surcouf оказалось так же безрезультатным.

В конце лета 1941 года, Surcouf прибыл на американскую военно-морскую базу в Портсмуте, где встал для прохождения ремонта на 3 месяца, однако ремонт несколько затянулся. 20 сентября командование лодкой принял капитан Блэзон. 10 ноября, после окончания ремонта, Surcouf отправился в Нью-Лондон, где планировались совместные учения с флотом США.

21 ноября 1941 года, во время учений Surcouf столкнулся с американской лодкой, получив повреждения, которые требовали ремонта в сухом доке. Однако крейсер покинул Нью-Лондон без ремонта и направился к Бермудам.

В январе 1942 года, принято решение об отправке лодки на Таити, несмотря на постоянные поломки и неудовлетворительное состояние лодки.

Гибель

Существует несколько версий гибели подводного крейсера Surcouf:

B 15.00 12 февраля 1942 года, Surcouf покинул Бермуды и взял курс на Панамский канал через острова Кайкос. Подлодка должна была быть там 19-го февраля. Лодка могла идти на 14 узлах под двумя дизелями, однако из последних радиограмм, полученных с Surcouf, было известно, что он шел под одним дизелем со скоростью не более 10,5 узлов в надводном положении, так как командир Блейсон не хотел идти на риск и погружаться с одним рабочим электромотором.

17 февраля Surcouf прошел Ямайку, передав радиограмму в 13.00 о прибытии в район, находившийся в 280 милях от побережья Панамы. По источникам в британском Адмиралтействе, последняя позиция лодки, относится к 13.00 на 18 февраля - 14°00′ с.ш. и 79°00′ з.д.

Двигаясь на 14 узлах, к 9 часам утра следующего дня он должен был прибыть в Колон - небольшой порт на входе в Панамский канал со стороны Карибского моря.

19 февраля 1942 года, советник британского консульства из Колона отправил через Бермуды в Адмиралтейство радиограмму: «Французский подводный крейсер Surcouf не прибыл, повторяю, не прибыл». Копия военной канцелярией была направлена Черчиллю. Далее в донесении говорилось: «Военный транспорт США Thompson Lykes , вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения c неопознанным судном, которое, вероятно, сразу же затонуло в 22.30 18 февраля в точке 10°4О" с.ш. и 79°30" з.д. Транспорт вел поиск в этой точке до 8.30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след - нефтяное пятно. У транспорта серьезно повреждена нижняя часть форштевня.

Также есть версия, что Surcouf был потоплен немецкой подводной лодкой U-502 , в журнале которой есть запись об атаке цели с тусклыми навигационными огнями. Есть и другие версии гибели подводного крейсера Surcouf, но на сегодняшний день, ни одна из версий не имеет никаких доказательств и фактов. (фр.)

Галерея изображений

Видео

Морские сражения Первой мировой войны наглядно показали высшим чинам флотских штабов всего мира, каким грозным оружием являются подводные лодки. До залпов августовских пушек в 1914 году доктрина действий военно-морского флота практически каждого государства на планете строилась на активном использовании дредноутов - тяжеловооруженных бронированных кораблей, вершины развития линейного корабля как класса. По идее адмиралов, одно только появление в море этих огромных монстров, выстроенных по принципу "all-big-gun" - "только большие пушки", должно было определить исход любого сражения. Однако Ютландское сражение 31 мая-1 июня 1916 года, когда впервые в бою встретились дредноуты флотов двух воюющих стран - британского Гранд Флита и германского Флота Открытого моря - вскрыло парадокс: дредноуты не потопили друг друга, более того, львиная доля боя и потерь пришлась более лёгкие крейсера и эсминцы обоих эскадр. Да и вытаскивание из баз в море этих прожорливых мастодонтов оказалось чудовищно затратным предприятием. В то же время небольшие юркие подводные лодки с маленькими экипажами (например, на немецкой U-29 было всего 35 человек, в то время как на британском семибашенном (!!!) дредноуте "Agincourt" ("Эйджинкорт"/"Азенкур" - назван в честь победы англичан над французами при Азенкуре в 1415 году) экипаж включал в себя 1267 человек) наносили противнику столь ощутимые потери, что даже самому последнему скептик сквозь зубы пришлось признать, что подлодки являют собой грозную и опасную силу.

Само собой, такое мнение было вполне обоснованным. Например, уже упоминавшаяся выше ПЛ U-29 Отто Веддигена 22 сентября 1914 года в течение одного часа отправила на дно три дозорных британских броненосных крейсера - "Абукир", "Хог" и "Кресси". 7 мая 1915 года лодка U-20 Вальтера Швигера пустила на дно роскошный океанский лайнер "Лузитания". 27 июня 1915 года русская подводная лодка "Краб" - первый в мире подводный минный заградитель - произвела установку минной банки около Босфора, на которой впоследствии подорвалась турецкая канонерская лодка "Иса-Рейс". Подобные примеры результативной деятельности подводных лодок в годы Первой Мировой войны значительно подняли их значимость в глазах адмиралов и политиков. В период Интербеллума (временной промежуток между Первой и Второй Мировыми войнами) ведущие морские державы мира проводили активные работы по строительству сильных подводных флотов, экспериментируя с обводами корпусов лодок, материалами, силовыми установками и вооружением. Пожалуй, самым необычным можно назвать британские подводные мониторы типа "М", заложенные ещё в годы Первой Мировой войны. Основным оружием этих лодок были не торпеды, а одно 305-мм орудие, установленное прямо в рубке. Предполагалось, что эти странные лодки будут вести огонь из полупогруженного положения - из-под воды будет торчать только ствол пушки. Однако дороговизна, проблемы с герметичностью и сомнительная эффективность не позволили в полной мере оценить потенциал этих подводных лодок. В 20-х годах пушки с них были сняты.

Однако такой странный английский проект не мог не найти отклика среди кораблестроителей. Вдохновившись подводным монитором, французы в 1927 году заложили на верфи "Arsenal de Cherbourg" сразу три огромных "sous-marin de bombardement" - "подводных лодки для артиллерийского обстрела" типа Q5. Из трёх достроили только одну. Артиллерийский титан вступил в строй под именем "Сюркуф".


"Сюркуф", названный в честь легендарного французского капера Робера Сюркуфа, стал вершиной попыток, предпринятых после окончания Первой мировой войны, соединить в рамках одного корабля скрытность подводной лодки и огневую мощь надводного корабля. Водоизмещение "Сюркуфа" составляло 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении. Длина подлодки - 110 метров, дальность плавания - 12 тысяч миль.


"Сюркуф" в море

"Сюркуф" предназначался для крейсерских действий на океанских коммуникациях и помимо торпедного вооружения, обычного для подлодок, был вооружён двумя 203-мм орудиями. Эти пушки соответствовали вооружению тяжёлых крейсеров и располагались в спаренной башне перед рубкой подводной лодки. Управление огнём осуществлялось с помощью механического вычислительного прибора и оптического дальномера с пятиметровой базой, обеспечивавшего замеры на дальности до 11 км. Для разведки и корректировки огня на дальних дистанциях лодка несла в герметичном ангаре за рубкой гидросамолёт Besson MB.411. Самолёт был разработан специально для "Сюркуфа" и построен в двух экземплярах. На крыше ангара были установлены два 37-мм зенитных орудиях и четыре 13.2-мм пулемета. Также "Сюркуф" нес в своём чреве 22 торпеды.














Пушки подводной лодки "Сюркуф"









Гидросамолёт Besson MB.411 - в собранном виде и на борте "Сюркуфа", а также вид ангара для самолёта

Спустя всего полгода после спуска "Сюркуфа" на воду, в апреле 1930-го, был подписан Лондонский морской договор, в статье № 7 которого содержались ограничения на строительство подлодок – в частности, максимальное водоизмещение в надводном положении устанавливалось равным 2845 тонн, а калибр артиллерии не должен был превышать 155 мм. "Сюркуф" Франции разрешалось оставить в строю отдельным уточнением в договоре, но о строительстве двух других лодок данного типа пришлось забыть.


Компьютерное изображение ангара подлодки "Сюркуф"

После постройки "Сюркуф" широко рекламировался французской прессой и неоднократно посещал зарубежные порты с целью демонстрации военно-морской мощи державы. Неудивительно – самая большая в мире подводная лодка, вооруженная орудиями, достойными тяжелого крейсера, целой батареей зениток и несущая ангар с самолетом, смотрелась весьма внушительно, как настоящий шедевр кораблестроения тех лет.
Однако находились и скептики. "...Пожалуй, никто не мог с уверенностью сказать, - писал один из английских специалистов, - с какой целью она была построена. Правда, ее считали способной выйти победителем в артиллерийской дуэли с эсминцем того времени. Но если бы в лодку попал хоть один снаряд, она не могла бы уже погрузиться, и быстроходный эсминец, безусловно, взял бы над ней верх..."
Хотя на чертежах "Сюркуф" выглядел великолепно, на деле для реальной службы лодка оказалась пригодна куда меньше, чем для пропагандистских фотосессий. Отмечалось, что у лодки имеются значительные проблемы с остойчивостью: при волнении ее очень сильно раскачивает в надводном положении, а при погружении она с трудом сохраняет крен и дифферент в приемлемых рамках. Время подготовки лодки к погружению оказалось непозволительно велико – даже в идеальных условиях на то, чтобы уйти под воду, ей требовалось более двух минут, что в критической ситуации легко могло привести к уничтожению лодки противником. Наведение орудий на цель из подводного положения, столь выгодно смотрящееся на бумаге, на практике оказалось неосуществимым – обеспечить герметичность подвижных соединений инженерам не удалось.

Башня подлодки "Сюркуф" была подвижной, однако из-за отвратительной герметичности её практически никогда не поворачивали. Скриншот из компьютерной игры "Silent Hunter"

Бывший капитан, англичанин Фрэнсис Бойер, служивший на "Сюркуфе" в качестве офицера связи союзнических сил с апреля по ноябрь 1941 года, вспоминал: "Подлодка имела башенную установку с двумя восьмидюймовыми орудиями. По идее при сближении с целью мы должны были высовывать жерла орудий и стрелять, оставаясь под водой. Но так не получалось: у нас возникали серьезные трудности с обеспечением водонепроницаемости, при любой попытке вращения артиллерийской башни в нее поступала вода.. Что еще хуже, на "Сюркуфе" все было нестандартным: каждую гайку, каждый болт требовалось вытачивать особо. Как боевой корабль он никуда не годился, гигантское подводное чудовище".



















Внутренние помещения подводной лодки

Вторую мировую войну "Сюркуф" встретил на Ямайке, и практически сразу же начал подготовку к возвращению на родину. Он был включен в состав эскортных сил британского конвоя KJ-2, и 28 сентября 1939 года отбыл в Старый Свет. Новый 1940 год корабль встретил в Шербуре, а в мае, с началом немецкого вторжения, был отправлен в Брест, где встал в сухой док для ремонта. Блицкриг развивался стремительно, и к тому моменту, когда немецкие танки подходили к Бресту, лодка все еще была неисправна, однако благодаря решительным действиям капитана и команды "Сюркуфу" удалось ускользнуть у противника буквально из-под носа. Несмотря на то, что на лодке работал всего один двигатель и был неисправен руль, она смогла пересечь Ла-Манш и достичь Портсмута. Экипаж не знал, что коллаборационист адмирал Франсуа Дарлан послал вдогонку "Сюркуфу" приказ вернуться назад, однако депеша принята не была. Подлодка прибыла в британский порт Девонпорт 18 июля.


Подлодка "Сюркуф" в доке

Военно-морской флот Франции после захвата страны Германией оказался в странной ситуации: примерно половина кораблей осталась у адмирала Дарлана, а остальные перешли на сторону вооруженных сил "Свободной Франции" - французской армии "в изгнании" под командование эмигрировавшего в Англию генерала Шарля де Голля.
Большинство кораблей "Свободной Франции" подчинилось контролю союзнических сил, но отношения между союзниками были пронизаны подозрительностью. Хотя английский премьер-министр Уинстон Черчилль стремился упрочить лидерство де Голля в вооруженных силах "Свободной Франции", он также находил генерала упрямым и высокомерным. Правительство США подозревало де Голля в симпатиях к левым и пыталось выдвинуть в качестве альтернативного руководителя стоявшего на правых позициях генерала Жиро.
Среди французских офицеров и матросов также произошел раскол: многие из них, если и не придерживались открыто провишистких взглядов, не могли без колебаний принять решение о том, на какой стороне им быть в войне, в ходе которой они могли получить приказ открыть огонь по соотечественникам.

В течение двух недель отношения между английскими и французскими моряками в Девонпорте были вполне дружелюбными. Однако 3 июля 1940 года в два часа ночи, получив, очевидно, сообщение, что двигатели "Сюркуфа" в порядке и он собирается тайно покинуть гавань, офицер Деннис Спрейг поднялся на борт подлодки с абордажной группой для ее захвата. Затем Спрейг в сопровождении старшего лейтенанта Пэта Гриффитса с английской подлодки "Таймс" и двух вооруженных часовых спустился в офицерскую кают-компанию, где он объявил о прикомандирование "Сюркуфа" к флоту его величества короля Эдуарда VIII.

Оформив прикомандирование "Сюркуфа" к Королевскому военно-морскому флоту, Спрейг разрешил французскому офицеру отлучиться в гальюн, не подозревая, что французы хранили там личное оружие. Спрейг получил семь пулевых ранений. Гриффитсу выстрелили в спину, когда он полез по трапу за помощью. Один из часовых - Хит - был ранен пулей в лицо, а другой - Уэбб - убит наповал. Погиб также один французский офицер.

В тот же день на Средиземном море английский флот открыл огонь по французской эскадре, стоявшей у берегов Алжира и Мерсэль-Кебире, после того как вишистское командование этой французской военно-морской базы отклонило английский ультиматум, в котором предлагалось либо начать военные действия против Германии и Италии, либо разоружить корабли. Итогом операции "Катапульта" - стрельбы британцев по стоявшим в базе на якорях кораблям погибло 1297 французских моряков. Эта бойня разъярила французских моряков и солдат, спасшихся от немецкого плена. В итоге лишь 14 из 150 человек из команды "Сюркуфа" дали согласие остаться в Англии и участвовать в боевых действиях. Остальные вывели из строя оборудование, уничтожили карты и другую военную документацию, прежде чем их увезли в лагерь для военнопленных в Ливерпуле. Офицеров отправили на остров Мэн, а на подводной лодке в качестве старшего помощника остался только Луи Блезон, ставший командиром, два матроса и прикомандированный к подлодке британский офицер связи.

Для "Сюркуфа" с бору по сосенке был собран экипаж из французских моряков, присоединившихся к движению де Голля "Свободная Франция" и французских матросов торгового флота. Значительная часть из них до этого служила только на гражданских судах, и даже военные моряки впервые имели дело с такой необычной и сложной в обращении конструкцией как "Сюркуф". Недостаток выучки усугублялся и сложным моральным состоянием моряков
На плечи командира Блезона легла задача подготовить из неопытных добровольцев квалифицированных специалистов-подводников, в то время как каждый вечер те слушали французское радио (под контролем вишистов), передававшее немецкую пропаганду с призывами вернуться домой, чтобы "не дать использовать себя англичанам в качестве пушечного мяса" (что ярко иллюстрирует желание французов сражаться).

События в Девонпорте и Мерс-эль-Кебире наложили характерный отпечаток на дальнейшее участие "Сюркуфа" в войне. Политические соображения требовали, чтобы он был укомплектован военнослужащими из состава сил "Свободной Франции" и полноправно участвовал в боевых операциях союзников, но предчувствие говорило Адмиралтейству британских ВВС, что эта подводная лодка станет обузой.
Британское адмиралтейство также оказалось в сложном положении. С одной стороны, подводный крейсер обладал весомой боевой ценностью и, к тому же, благодаря довоенной пропаганде, ассоциировался у французов с мощью их страны, поэтому применять его стоило – это позволило бы наносить урон немцам и их союзникам, одновременно повышая моральное состояние бойцов "Свободной Франции". С другой стороны, конструктивные недостатки лодки, плохая подготовка ее нового экипажа и его ненадежность приводили к тому, что выпускать "Сюркуф" в море многие члены Адмиралтейства считали бесполезным и потенциально опасным делом. В итоге с апреля 1941-го до января 1942-го лодку выводили на боевые задания всего дважды, оба раза без каких-либо успехов. Состояние экипажа было плачевным, матросы часто оказывались под арестом или были списаны на берег за неподобающее поведение и различные нарушения. Отношения между офицерами и нижними чинами были натянутыми и доходили до откровенной враждебности, многие члены команды открыто высказывали сомнение в полезности вооруженных сил "Свободной Франции" как таковых.
















"Сюркуф" в море

1 апреля 1941 года "Сюркуф" покинул Галифакс, свой новый порт базирования, в канадской провинции Новая Шотландия, чтобы присоединиться к конвою НХ 118. Но 10 апреля приказ был неожиданно изменен без каких-либо объяснений - "следовать на полных оборотах в Девонпорт". Эта поспешная и полная перемена плана вызвала на флоте усиленные слухи, будто "Сюркуф" уничтожил своими пушками корабли, которые должен был охранять.
14 мая подлодке было приказано выйти в Атлантику и вести свободный поиск, пока позволит автономность, а затем направиться на Бермуды. Цель поиска - перехват вражеских плавучих баз снабжения.

"Сюркуф" у Галифакса

21 ноября командир Луи Блезон сообщил из Нью-Лондона, штат Коннектикут, что "Сюркуф" на маневрах столкнулся с американской подводной лодкой. Удар вызвал течи в третьей и четвертой носовых балластных цистернах, устранить которые без постановки в сухой док невозможно. "Сюркуф" вышел из Нью-Лондона без исправления этих повреждений, имея на борту нового англичан: офицера связи Роджера Бэрни, старшего телеграфиста Бернарда Гофа и старшего сигнальщика Гарольда Уорнера. То, что Бэрни увидел на "Сюркуфе", привело его в ужас. В своем первом рапорте адмиралу Максу Хортону, командовавшему подводными силами, Бэрни высказал сомнение относительно компетентности командира и беспокойство по поводу морального состояния экипажа. Он отметил "сильную вражду между младшими офицерами и рядовыми моряками", которые, хоть и не проявляли неприязни к союзникам, но часто ставили под вопрос значимость и полезность вооруженных сил "Свободной Франции" в их боевых операциях, особенно против французов. Этот первый рапорт Бэрни был скрыт от верхушки "Свободной Франции".


Окраска "Сюркуфа" в составе флота "Свободной Франции"

20 декабря "Сюркуф", вместе с тремя французскими корветами, принял участие в операции по освобождению архипелага Сен-Пьер и Микелон. На пути из Галифакса в Сен-Пьер "Сюркуф" попал в шторм, ударами волн повредило рубку, орудийную башню заклинило. Лодка теряла мореходность в сильную волну, у нее были повреждены люки, палубные надстройки и торпедные аппараты. Она вернулась в Галифакс, где неожиданно получила новое задание - следовать на Таити с заходом на Бермуды. Там главнокомандующий английскими военно-морскими силами в районе Америки и Вест-Индии адмирал Чарльз Кеннеди-Пэрвис по просьбе командующего подводными силами адмирала Макса Хортона должен был принять для устного доклада молодого Бэрни. Перед уходом из Галифакса Бэрни возвращался на подводную лодку с канадским военно-морским офицером. При расставании Бэрни сказал ему: "Вы только что пожали руку мертвецу".
"Сюркуф" вышел из Галифакса 1 февраля 1942 года и должен был прибыть на Бермуды 4 февраля, но пришел туда с опозданием, получив к тому же новые повреждения. На этот раз выявились дефекты в главной двигательной установке, для устранения которых потребовалось бы несколько месяцев. По дороге ее несколько раз трепало непогодой, из-за чего оказались повреждены рубка, орудийная башня и несколько торпедных аппаратов, потеряли герметичность некоторые люки на палубе. Самолет пришлось оставить на берегу по причине неисправностей еще раньше. Состояние экипажа так и не улучшилось, к тому же он был неполным. По итогам перехода британским наблюдателем был сделан вывод о полной небоеспособности крейсера. Адмиралтейство, однако, больше склонялось к мнению, что степень повреждений командиром лодки преувеличивается, и это просто саботаж, проистекающий из нежелания воевать.


Подводная лодка "Сюркуф" в базе

В совершенно секретной телеграмме, направленной Хортону, а затем Адмиралтейству, адмирал Кеннеди-Пэрвис писал: "Английский офицер связи на "Сюркуфе" передал мне копии своих рапортов. После разговора с этим офицером и посещения "Сюркуфа» я убежден, что он никоим образом не преувеличивает исключительно неблагоприятное положение дел. Две главные причины, отметил он, заключаются в инертности и некомпетентности экипажа: "Дисциплина неудовлетворительна, офицеры почти утратили контроль. В настоящее время подводная лодка потеряла боевую ценность. По политическим соображениям, возможно, будет сочтено желательным оставить ее в строю, но, с моей точки зрения, ее следовало бы направить в Великобританию и списать".
Однако "Сюркуф" олицетворял дух и мощь военно-морских сил "Свободной Франции". Адмирал Хортон послал свое донесение Адмиралтейству и, следовательно, Уинстону Черчиллю: "Командир "Сюркуфа" - моряк, хорошо знающий корабль и свои обязанности. На состояние экипажа отрицательно сказались долгое безделье и антианглийская пропаганда в Канаде. На Таити, при обороне своей земли, я думаю, "Сюркуф" может принести значительную пользу... К "Сюркуфу" особое отношение во французских военно-морских силах, и "Свободная Франция" будет категорически против его списания".


Вид на рубку "Сюркуфа"

Сообщение о повреждениях подводной лодки Хортона не переубедило: "Даже если промежуточный ремонт на Бермудах окажется неудовлетворительным, на пути в Таити "Сюркуф" все равно сможет уйти под воду, пользуясь одним двигателем..."
9 февраля "Сюркуф" получил приказ проследовать на Таити через Панамский канал. 12 февраля он покинул Бермуды и отправился в путь. Маршрут был чрезвычайно опасным, так как следовать в подводном положении лодка не могла из-за повреждений, и потому легко могла стать добычей своих немецких коллег, которые в этом регионе буквально кишели. Последний рапорт Бэрни датирован 10 февраля: "После моего предыдущего донесения от 16 января 1942 года разговоры и события на борту, которые я слышал и наблюдал, еще больше укрепили мое мнение, что неудачи на "Сюркуфе" вызваны скорее некомпетентностью и безразличием экипажа, чем открытой нелояльностью..."
12 февраля "Сюркуф" покинул Бермуды и направился через кишевшее немецкими подводными лодками Карибское море. Он был способен идти лишь в надводном положении - командир Блезон не стал бы уходить под воду с неисправным двигателем. Помимо вычисленных координат предполагаемого местонахождения "Сюркуфа", больше сведений о нем нет.


Модель подлодки "Сюркуф" в разрезе

19 февраля советник британского консульства на Колона-порт (при входе в Панамский канал со стороны Карибского моря) направил через Бермуды в Адмиралтейство телеграмму с грифом "Совершенно секретно": "Французский подводный крейсер "Сюркуф" не прибыл, повторяю, не прибыл". Далее в телеграмме говорилось: "Военный транспорт США "Томсон Лайкс", вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения с неопознанным судном, которое, видимо, сразу затонуло, в 22.30 (восточное стандартное время) 18 февраля в 10 градусах 40 минутах северной широты, 79 градусах 30 минутах западной долготы. Транспорт вел поиск в этой точке до 08.30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след - нефтяное пятно. У "Томсон Лайкс" серьезно повреждена нижняя часть форштевня".

"Американские власти, - сообщалось далее, - изучили рапорт капитана транспортного судна, ведется широкий поиск самолетами. По неофициальным сведениям, предварительное расследование указывает на то, что неопознанным судном был сторожевой катер. Пока еще нет достоверных сведений обо всех подводных лодках США, которые могли находиться в этом районе, но их сопричастность считают маловероятной".
Таким образом, в сообщении о пропаже лодки сразу же содержалась и версия ее гибели, ставшая затем официальной – в ночной темноте лодка, о местонахождении и курсе которой американцев не предупредили, столкнулась с транспортом "Томсон Лайкс" и затонула со всем экипажем.
Официальная версия вполне правдоподобна, однако имеет много вопросов и неясностей. К примеру, никто из команды "Томсон Лайкс" не видел, с чем именно столкнулось их судно, а представителей "Свободной Франции" не пустили на заседания комиссии по расследованию столкновения и не дали ознакомиться с ее материалами. К тому же следующую в надводном положении огромную подводную лодку длиной 110 метров не заметить явно было сложно.

В записке, которая легла на стол Черчилля, были вычеркнуты следующие слова телеграммы: "...в 15-м военно-морском районе США явно не информированы о маршруте и скорости французского подводного крейсера "Сюркуф" и не могут определить его местонахождение. Единственным сообщением, переданным мною американцам 17 февраля, была упомянутая шифровка".
15 марта 1942 года в Новом Орлеане началось закрытое заседание официальной комиссии по расследованию инцидента с транспортом "Томсон Лайкс". С английской стороны в качестве наблюдателя был прислан капитан 1-го ранга Харвуд - представитель подводных сил британских ВМФ в Филадельфии, в докладе которого представительству британского военно-морского командования в Вашингтоне говорилось: "Никто из свидетелей не видел корабля, с которым произошло столкновение. Приблизительно через минуту после столкновения под килем "Томсон Лайкс" раздался сильный взрыв. Обширные повреждения форштевня транспорта значительно ниже ватерлинии дают основание полагать, что корабль, в который он врезался, был большого тоннажа и низко сидел в воде. Как корабли, следовавшие встречными маршрутами, они ("Сюркуф" и "Томсон Лайкс") неизбежно должны были пройти на близком расстоянии друг от друга". Согласно подсчетам Гарвуда, "Сюркуф" находился в пределах 55 миль от той точки, где, по сообщению "Томсон Лайкс", произошло столкновение.

Комиссия не сделала однозначного вывода, что "Томас Лайкс" столкнулся именно с "Сюркуфом". Она лишь констатировала, что транспорт столкнулся с "неопознанным судном неизвестной национальности, в результате чего это судно и его экипаж полностью погибли". Тем не менее, последующие исследования не ставили под сомнения тот факт, что погиб именно "Сюркуф". Пока комиссия заседала, руководитель ФБР Дж. Эдгар Гувер направил секретный меморандум управлению военно-морской разведки, в котором указал, что "Сюркуф" в действительности затонул в нескольких сотнях миль дальше - у Сен-Пьера - 2 марта 1942 года. Возможно, Гувер имел в виду порт Сен-Пьер на Мартинике. Не взбунтовался ли экипаж, как это можно было предположить из последнего сообщения Гофа, и не направился ли он, измученный командованием союзников, на Мартинику, решив отсидеться до конца войны в этой тихой гавани?

Некоторые считают, что затопление "неблагонадежного" "Сюркуфа" планировалось союзниками заранее, но огласке не предавалось, чтобы не портить отношения со "Свободной Францией". В 1983 году бывший морской пехотинец, служивший в 1942-м на крейсере "Саванна", заявил, что его корабль получил в середине февраля приказ объединиться с неким английским крейсером, после чего найти и утопить "Сюркуф»", поскольку тот обстреливал союзные корабли. Правда, согласно этой байке, когда крейсера прибыли в назначенное место, "Сюркуф" уже затонул по иным причинам.
Некоторое время по портам Карибского моря ходили слухи, что "Сюркуфа" видели в разных точках моря после даты официальной гибели. Правдивость этих сплетен ставится под сомнение. Подводная лодка исчезла...

Вскоре после исчезновения "Сюркуфа" представители "Свободной Франции" потребовали сначала проведения независимого расследования, затем разрешения присутствовать на заседании комиссии в Новом Орлеане и, наконец, предоставления возможности ознакомиться с судовым журналом "Томсон Лайкс". Все эти требования Уайтхолл отклонил. И многие месяцы и даже годы спустя семьи 127 французских моряков и 3 английских связистов так и ничего не знали об обстоятельствах гибели своих близких.

Если "Сюркуфом" пришлось пожертвовать, потому что его экипаж сменил флаг и перешел на сторону пронацистского правительства Виши, что выразилось в нападениях на союзнические суда, то тогда, разумеется, надлежало принять все меры, чтобы спасти репутацию военно-морских сил "Свободной Франции". Любые слухи о бунте или преднамеренном уничтожении "Сюркуфа" союзниками дали бы бесценный пропагандистский материал нацистам и вишистам. Пострадала бы также политическая репутация "Свободной Франции", если бы один из ее кораблей добровольно перешел в стан врага. Так что официальная версия гибели "Сюркуфа" устраивала все стороны. Необходимо было придерживаться этой версии в дальнейшем, ибо национальная гордость французов не позволит им согласиться с тем, что военный корабль, внесенный в почетный именной список "Свободной Франции", изменил де Голлю.

Весьма весомой выглядит, в отличие от предыдущих, версия, которую выдвинул британский исследователь Джеймс Расбриджер. В документах американской 6-й бомбардировочной группы он обнаружил запись о том, что утром 19 февраля неподалеку от Панамы была "обнаружена и уничтожена подводная лодка больших размеров". Так как в немецких архивах не зафиксировано потерь лодок в том районе в указанное время, логично предположить, что это был "Сюркуф". Вероятнее всего, рация лодки была повреждена состоявшимся накануне столкновением с "Томсон Лайкс", и она просто не смогла дать знать летчикам, что они бомбят своих, а в районе Панамы лодка оказалась потому, что это был ближайший союзный порт, где можно было встать на ремонт.

Есть ещё одна бездоказательная, но интересная версия:
капитан "Томаса Лайкса", неожиданно увидевший перед собой неизвестную подлодку, не имевший оповещения о наличии в этом районе своих кораблей и знавший об огромном количестве в этом районе подводных лодок адмирал Деница, вполне мог посчитать необходимым утопить незнакомое судно таранным ударом.
В ходе работы комиссии по расследованию обстоятельств аварии "Томаса Лайкса", руководитель ФБР Дж.Эдгар Гувер, направил управлению разведки ВМС США секретный меморандум, в котором сообщал, что "Сюркуф" затонул у острова Мартиника 3 марта 1942 г, т.е. спустя почти 2 недели после столкновения "Томсон Лайкса" с неизвестным объектом.

Гибель "Сюркуфа" в представлении художника Роберто Лунардо. Если бы лодка загорелась или взорвалась, то её точно увидели бы с борта транспорта "Томсон Лайкс"

Шарль де Голль в своих мемуарах писал: "В конце декабря угроза нависла над Новой Каледонией. Положение еще больше усугублялось тем, что Новая Каледония прикрывала собой Австралию, главный объект наступления врага. Между тем 22 декабря, предвидя оккупацию японцами наших островов в Океании, Виши назначило адмирала Деку. Верховным комиссаром французских владений в Тихом океане, желая, несомненно, при поддержке агрессора вернуть под свою власть наши владения. Адмирал не переставал призывать по сайгонскому радио население Новой Каледонии к бунту против "Свободной Франции". В то же время д’Аржанлье, которому приходилось преодолевать всевозможные трудности и выносить неприятности, направлял мне донесения, полные энергии, но не слишком обнадеживающие. Что касается лично меня, то, не переставая выражать ему свою уверенность, что ему удастся по крайней мере спасти честь Франции, я отдал приказ направить в Нумеа кое-какие резервы, которыми мы располагали: командный состав, морские орудия, вспомогательный крейсер "Кап де Пальм" и, наконец, "Сюркуф", от которого можно было ожидать эффективных действий в Тихом океане ввиду его качеств подводной лодки большого радиуса действия. Но, увы, в ночь на 20 февраля у входа в Панамский канал эта самая большая в мире подводная лодка столкнулась с торговым пароходом и пошла ко дну со своим командиром, капитаном 2-го ранга Блезоном, и командой, насчитывавшей 130 человек"

Свет на произошедшее определенно пролил бы сам "Сюркуф", но его обломки до сих пор не найдены. В 1965 году аквалангист-любитель Ли Приттимен заявил, что нашел "Сюркуф" на дне пролива Лонг-Айленд, но история быстро заглохла, не пойдя дальше пары газетных статей. По сей день выдвигаются альтернативные теории гибели "Сюркуфа". Одна из наиболее популярных гласит, что экипаж "Сюркуфа" все же пошел на предательство, и что пара американских подлодок "Макрель" и "Марлин" обнаружила его в проливе Лонг-Айленд перегружающим припасы и горючее на немецкую подлодку, в результате чего и "немец", и "француз" были потоплены. Вариации этой версии включают вместо американских подлодок дирижабль береговой обороны или британский эсминец.

Если принять официальную версию о гибели "Сюркуфа" в результате столкновения с "Томсон Лайкс", то его обломки должны лежать на глубине около 3000 метров (9800 футов) в точке с координатами 10 ° 40"N 79 ° 32"W. Однако эта точка морского дна все ещё не исследована при помощи подводных аппаратов и точное место гибели "Сюркуфа" нельзя считать установленным. Огромная подводная лодка с мощным артиллерийским вооружением. гордость французского военно-морского флота

P.S.: память о "Сюркуфе"



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...