Синопсис гизеля читать. Мечта о русском единстве

Автором «Синопсиса», впервые изданного в Киеве в 1674 году, считают ректора Киево-Могилянской коллегии и архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля (ок. 1600–1683). Написанное спустя 20 лет после присоединения Левобережной Украины к России, это сочинение обрело популярность и оставалось одной из самых востребованных книг по российской истории вплоть до начала XIX века. «Синопсис, или Краткое описание от различных летописцев, о начале славенскаго народа, о первых киевских князех и о житии святаго, благовернаго и великаго князя Владимира, всея России первейшаго самодержца, и о его наследниках» выдержал около 30 изданий, его общий тираж был рекордным для своего времени. Интересная деталь: в киевском «Синопсисе» 1674 года великий князь Владимир Святославич именуется не иначе как всея России самодержец…

О княжении великаго князя Владимира в Киеве и во всей России и о самодержавствии его Лета от создания мира шесть тысящ четыреста осемьдесят шестаго, а от Рождества Христова девятьсот седмьдесят осмаго, великий князь Владимир Светославич, идущ от корене Августа, кесаря римскаго, владевшаго всею вселенною, внук Игорев, правнук Руриков, по смерти братии своея Ольга и Ярополка1 объемши их княжения и всю Россию – полунощную (северную), восточную, полуденную (южную), белую и черную – к своей власти приведши, нача писатися царем и великим князем и самодержцем Российским. Созда же и град велик и красен пятьнадесять верст от Киева, нарекши его Белгород, и престол княжения великоновгородскаго в Киев пренесе.

О храбрости Владимировой

Самодержавствуя же Владимир во всей России, обрати свое помышление к брани и храбрости воинственной. Первое поднесе брань воинскую на Мечислава, князя польскаго, и взя под ним град Перемышль, и Червень, и волость Радомысльскую, и иных много. Победи же и вятичи и наложи на них дань по шелегу, меньше полушки, от плуга. Потом Владимир иде с войском великим за Дунай, и взя в свою область земли Болгарскую, Сербскую, Карватскую, Седмиградскую, Вятицкую, Ятвязскую, Дулепскую, Волосскую, Мултянскую и татаров бобруцких, и дань на всех их возложи, юже (которую) прежде греческим кесарем даяху.

О послах различных, к вере Владимира увещевающих

Егда (когда) великий князь Владимир, монарх или самодержец всея России, храбростию и величеством царствия своего во всей подсолнечной паче иных прославися, мрак же бесовскаго прельщения, сиречь (то есть) идолослужения, от него светом крещения святаго не прогнан бысть, начаша к нему приходити посланники от различных царств и княжений, всяк хвалящи свою веру. В начале убо (так) приидоша махометаны; их же Владимир вопроси о вере, а оны отвещаша: «Веруем богу, а Махомет нам изволяет жен имети елико кто хощет и всякия сласти употребляти, точию (только) обрезоватися, свинаго мяса не ясти и вина не пити», и прочия неблагообразия предлагаху, яже (которые) и писати не лепо есть. Владимир же, яко (ибо) женолюбив бе, прилежнее о женах послушаше; но обрезание и непитие вина не возлюбися ему, и рече к ним: «Не можем мы пребывати без вина, понеже в россианех все веселие и приятельство в подпитии бывает». Такожде (также) и татаром, египтяном, аравляном, немцом, жидом и прочим отрече. Присылаше же часто и римский папа, и кесарь западный, и князи немецкии, да примет их веру и закон христианский; но Владимир соизволити им не хоте, яко (ибо) уставы латинсти мало набожныи и костелы их не вельми красны мняхуся ему быти; точию (лишь) послы от греческих кесарей и патриархов место у него с верою и уставами своими имеша, яко (как) той же польский летописец Стриковский свидетельствует.

О послах греческих к Владимиру

Егда убо (когда так) приидоша к Владимиру послы от царей греческих, Василия и Константина, Кирилл Философ с прочими, тогда с Владимиром оный Кирилл гречин, яко (как) премудр муж, беседова намнозе о вере христианстей, наченши от создания мира по всем пророчествиям даже до воплощения Господа нашего Иисуса Христа, о крещении, о страстех, о распятии и тридневном его из мертвых воскресении. Последи же предложши слово о втором пришествии Христовом, о Страшном суде, о муце грешным и о царствии безконечном, праведным уготованном, вдаде ему в дар запону велику златотканну, от тех же кесарей греческих и от патриарха присланну; на ней же бе хитростне изображен Страшный суд Божий. На ея же Владимир смотря прилежно, проси Философа, да истолкует ему о сих, иже (которые) стоят одесную (по правую руку) и иже стоят ошуюю (по левую руку). И поведа ему Философ, яко (что) одесную станут, иже веруют в Господа нашего Иисуса Христа, единаго истиннаго Бога, и крещаются во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и творят дела добрая; сии по смерти временной вечный живот и Царствие Небесное наследят. Ошуюю же станут, иже (которые) не веруют в единаго истиннаго Бога и не крещаются, беззаконно же живут и дела злая по своим похотям творят; тыи в вечный огнь геенский на безконечное мучение, идеже (где) червь не усыпает и скрежет зубный, пойдут. Сия услышав, Владимир воздохну и рече: «Благословенны сии, иже станут одесную; горе же тем, иже будут ошуюю». И Кирилл Святый отвеща: «Аще (если) Царю окрестишися и злых дел престанеши, будеши одесную; аще же в поганстве жити будеши, ошуюю и твое место будет». Владимир же обеща креститися, а потом отвеща: «Разсужду и искушу добре о всех верах»; и отпусти Философа с великими дары и честию.

О совете Владимировом о верах и послании

По отшествии же святаго Кирилла Философа созва к себе Владимир боляр своих и советников в град Владимир, над Клязьмою рекою лежаще; его же назначи в свое имя и в оный столицу, или престол свой царский, от Киева пренесе2, и содержашеся столица царская тамо даже до Иоанна Даниловича, князя белорускаго3, иже (который) пренесе ея от Владимира в Москву град. И предложи Владимир боляром своим слово о различных послах, веры своея хвалити к нему присланных, и о Кирилле Философе, бывшем от царей греческих, яко (что) сказа ему от начала Света до воплощения Господня, о крещении, о воскресении, о Царствии Небесном и о муце геенской; и рекоша к нему боляре и мудрые его: «Всегда всяк свое хвалит, а не хулит; ты же, великий княже, аще (если) хощеши достовернее истину познати, имаши множество людей мудрых, пошли их во вся земныя государства, да увидят и уведают всякую веру и како кто служит богу; возвратившеся же известят тебе и нам о всем подробну и совершенно, яко самовидцы». По сицевому (таковому) совету абие (тотчас) Владимир посла избранные мужи везде проведати о верах. Посланныи же от него по различным странам созираху и испытоваху о верах и служениях божиих. Последи же приидоша и к Цариграду и известиша греческим царем, Василию и Константину братиям, вину пришествия своего. Царие же возрадовашася и известиша святейшему патриарху Цариградскому Сергию о них. Тогда святейший патриарх повеле украсити церковь и сотвори праздник; а сам в дражайших святительских одеждах с многими епископы божественную совершати литургию уготовася. Во время же литургии царие приидоша с посланными от Владимира в церковь, и узревше послы красоту славы Божия, и услышавше сладостная пения, зело удивишася: не на земли, но на небеси мняхуся стояти, осени бо их в то время свет небесный; и быша в изступлении. По совершении же божественныя литургии взяша царие посланников в своя палаты и сотворше им честь и учреждение; и всяким изобилием удовольствовавше, отпустиша их с дарами.

О возвращении послов к Владимиру

Егда же возвратишася посланники к Владимиру, паки (снова) Владимир боляр и всех советников и мудрых своих созва и повеле посланником пред всеми поведати, где бяху, что видеша и что слышаша о всех верах и службах богу. Посланники же поведаша, яко (что) ни едино служение божественное и вера тако [не] возлюбися, яко греческая. «Егда бо, – рекоша, – нас введоша в церковь греческую, идеже (где) они Богу своему молятся и чин службы Божия совершают, видехом тамо неизреченную красоту и благолепие в их церкви, и пения к слышанию зело сладостны, идеже (где) всех нас светел облак осени, и быхом в изступлении: мняшеся бо нам не на земли, но на небеси в то время стояти; и несть нигде таковаго во всех народах и церквах строения, красоты и служения Божия, яко у греков. Сего ради веруем, яко (что) истинная вера их есть и истинный Бог с теми точию (только) людьми живет». И рекоша боляре к Владимиру: «Аще (если) бы вера греческая не была правдива, то баба бы твоя Ольга не уверила бы, ибо жена бе зело мудра». Тогда Владимир благодатию Духа Святаго озарен, от тмы идолослужения, аки от сна, воспрянувши, веру святую греческую внешнима и внутреннима очима (очами), аки свещу ясну, светящуюся на свещнице, узре и позна, яко (что) она есть праведна и истинна, и рече: «Что сотворю? Пойду в землю Греческую, и прииму грады, и обрящу тамо учителей»; и яко же умысли, сице (так) и сотвори.

О походе Владимира в Греческую землю ради крещения

Собравши же Владимир великую силу воинскую, пойде к Таврикии, юже (которую) ныне Перекопом нарицают, идеже (где) взя Кафу4, славный град греческий, а потом главное всея Таврикии место Херсон5, лежащее над морем Понтским прият, отъемши воду сладкую, рурами (каналами) подземными текущую; их же херсонский протопоп Анастасий показа Владимиру, на стреле написавши и выстреливши ю с лука от града пред шатер его из Херсона. Абие (тотчас) посла к греческим кесарем в Константинополь, Константину и Василию, сынам Иоанна Земиски6, извещая им, яко (что) взя славный град пристанищный Херсон, и обещася тожде и Цариграду сотворити, аще (если) не дати сестры своея царевны Анны ему в жену. На то послание кесари сице (так) отвещаша: «Не достоит нам, христианским монархом или самодержцем, тебе, поганому князю, сестры своея дати в жену, но аще окрестишися, богомерзких идолов отступиши, а к истинному Богу и Господу нашему Иисусу Христу обратишися, сестру нашу в жену приимеши, и вящше (более) ея, Царствие Небесное наследиши». Услышавши о сем, Владимир рече: «Понеже (так как) ми вера ваша, уже древле от посланник моих извещенная, возлюбися паче всех прочих, пришлите убо епископа, да крестит мя, и сами прибудите с сестрою своею ко мне или пришлите ми ю в жену; аз же вам всю Таврикию и Херсон возвращу».

Услышавши кесари благоприятную весть, зело радовашася, и сестру свою с всяким прошением увещеваху в союз брачный с Владимиром. Она же аще и намнозе возбраняшеся, но, споручивши себе воле Божией, с плачем соизволи совету их. И тако вседше кесари в судна, провождаху сестру свою Анну с многими князи и дворяны в путь к Херсону с епископом. Но егда царевна достигши Херсона, провождашеся на палаты градския, абие (тотчас) волею Божиею паде слепота на очи Владимира, и нача усумневатися о вере святой и крещении, непщуя (полагая, думая) казнь быти на ся от богов из намерения своего к вере христианстей. Но царевна посла к нему, рекущи: «Аще не окрестишися, не избудеши слепоты, а окрестишися, то не точию слепоты телесныя, но и душевныя лишен будеши».

О крещении Владимира и о браце его

И тако великий самодержец Российский Владимир Светославич православно-христианскую греческую веру приемши, повеле себе окрестити в Херсоне, лета от создания мира шесть тысящ четыреста девятьдесят шестаго, а от Рождества Христова девятьсот осемьдесят осмаго. Егда же нача креститися, бысть преславно чудо. Ибо коль скоро Владимир вступи во святую купель и архиепископ Херсонский возложи на не руку, благословляя его, да приимет Духа Святаго, абие (тотчас) от очию его слепота, аки чешуя, спаде, и прозре ясно, аки никогда же [не] боляше очима, и возда хвалу Богу, в Троице Святой славиму, глаголя: «Ныне познах истиннаго Бога», и дано ему имя во святом крещении ново, Василий. Тогда же крестишася при нем боляре его и все воинство Росское.

По сем Владимир сочетася браку с Анною царевною, и бысть веселение брачно и радость всемирная; постави же в Херсоне и церковь каменную Святаго Василия в память имени своего крещеннаго.

О крещении всего народа киевскаго и всея России

Назнаменована же великий самодержец Российский Владимир день всему народу к святому крещению и повеле по всему граду Киеву огласити сице (так): «Аще кто не будет уставлена времени на реце Почайной, или богат или убог, стар или млад, раб или свобод, той будет Господу Иисусу Христу и мне противен». Услышавши же о сем, людие абие на урочное время без числа мужеска и женска полу на реку Почайну стекошася, и сам царь Владимир со всем синклитом и освященным Собором прииде. Тогда священницы и диаконы, облекшеся в священныя одежды, стояху при брезе на досках, на реце Почайне устроенных, идеже (где) при брезе ныне церковь Святых мученик Бориса и Глеба. Людие же идоша в реку, большаго возраста глубочае, меньшаго мелче, нецыи до выи, нецыи до пояса, а священницы коемуждо (каждому) имена давающе и молитвы над ними крещения прочитывающе, в воде погружаху и крещаху во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

О разделении княжения Российскаго от Владимира сыном его

Владимир Светославич по окрещении всего своего Российскаго государства и по многих воинских трудах седши на царственном своем престоле в Киеве, нача помышляти в себе и, яко мудрый строитель дому своего, разсуждати, дабы сынове его дванадесять по смерти его в мире и неразрушимом братния любве союзе пребывающе, о княжениях междоусобнаго нестроения и кровопролития не имели. Раздели убо им великое свое государство Российское на дванадесять частей: Вышеславу, старейшему сыну своему, даде Великий Новград, первый удел свой; Изяславу – Полоцк; Святополку – Туров; Ярославу – Ростов, по смерти же Вышеслава даде тому ж Ярославу Новград; Борису – Ростов; Глебу – Муром; Святославу – Древляны; Всеволоду – Владимир; Мстиславу – Тмутороканы; Станиславу – Смоленск; Судиславу – Псков; Позвизду, или Брачиславу, – Волынь, Луцк. Посла же с ними и священники, заповедая им аки отец сыном своим, да всяк от них в своем княжении тщится веры христианския учити и люди крестити во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

О преставлении Владимировом

Великий князь Владимир Светославич, всея России самодержец, помощию всемогущаго Бога просветивши всю свою Российскую землю святым крещением, идолы вся и кумирницы (места поклонения языческим богам) искоренивши, церквей же святых много создавши, веру православную распространивши и крепко утвердивши, богаделен много построивши, и всякими потребами и нуждами милостивно и изобильно удовольствовавши, по толиких добродетелех своих в мире Господу Богу предаде дух свой, с псаломником глаголя: «В руце Твои, Боже мой, предаю дух мой»; и преселися от земнаго к Небесному Царствию лета от создания мира шесть тысящ пятьсот двадесят пятаго, а от Рождества Христова тысяща седьмагонадесять7, месяца июлия дня пятагонадесять8 в Берестове.

Царствова лет тридесят пять, в неверии лет осмь, а в крещении – двадесят седмь. Святополк9 же погребе его в гробе мармуровом (мраморном), с великою жалостию и плачем всего народа, в церкви каменной Пресвятыя Богородицы Десятинной10 в Киеве, ея же Владимир сам созда. Потом между святыя, яко апостола, его вчиниша и с церковию святою память преставления его дня пятагонадесять июлия почитати уставиша. Глава его ныне в святой великой чудотворной лавре Печерской Киевской предлагаема в велицей Успения Пресвятыя Богородицы церкви бывает11 в день памяти его всем и в прочие дни, егда кто желает, к лобзанию.

Публикацию подготовил Александр Самарин , доктор исторических наук

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Олег (ум. 977), князь древлян, и Ярополк (ум. 978 или 980), великий князь киевский в 972–978 (980) гг., – сыновья князя Святослава Игоревича. Согласно летописным свидетельствам, Олег погиб в ходе усобицы с Ярополком, а Ярополк был убит, прибыв на переговоры с Владимиром Святославичем, тогда князем новгородским. В 1044 г. сын князя Владимира Ярослав Мудрый распорядился выкопать останки Олега и Ярополка, крестить их кости (что было неканоническим деянием, связанным, вероятно, с отсутствием в то время греческого митрополита в Киеве) и перезахоронить в киевской Десятинной церкви (см. ниже).

3 Речь идет о великом князе московском Иване Калите (ок. 1283–1340). Почему автор называет его белорусским, неизвестно.

4 Кафа – название г. Феодосия в X–XV вв. В настоящее время на берегу Феодосийского залива в южной части города расположен историко-архитектурный заповедник «Генуэзская крепость Кафа» (построена в XIV в.)

5 Имеется в виду Херсонес.

6 Иоанн Цимисхий – византийский император в 969–976 гг.

7 По общепринятой хронологии, основанной на «Повести временных лет», Владимир скончался в 1015 г.

9 Святополк Владимирович (по прозвищу Окаянный, ок. 979–1019) – сын и преемник князя Владимира Святославича, великий князь киевский в 1015–1016 и 1018–1019 гг. В «Повести временных лет» Святополк Окаянный обвинен в организации убийства сводных братьев Бориса и Глеба, которые при Ярославе Мудром были прославлены как святые мученики.

10 Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве – первая на Руси каменная церковь. Начало ее строительства относят к 989 г., когда, согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославич «помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от грек». Строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема, причем князь Владимир выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов – десятину, отсюда и пошло название храма. Строительство было завершено в 996 г. По сказанию, занесенному в Степенную книгу, князь Владимир перенес в возведенную церковь останки своей бабки княгини Ольги. Там же были погребены сам Владимир и его жена, византийская принцесса Анна. В 1240 г. Десятинная церковь была разрушена монголами.

9 В 1632–1636 гг. в Киеве при разборе руин Десятинной церкви были обнаружены древние саркофаги, которые митрополит Петр Могила принял за погребения князя Владимира Святославича и его жены Анны. Из погребения был изъят череп, который митрополит счел останками князя. Обретенная реликвия была перенесена в Успенский собор Киево-Печерской лавры. В XVII в. в Киеве сложилось особое почитание «честной главы святого равноапостольного князя Владимира», в дни праздников ее проносили по городу. В настоящее время местонахождение реликвии неизвестно.

Синопсис или Краткое собрание от разных летописцев, о начале славяно - российскаго народа, и первоначалных кн(я)зей б(о)госпасаемаго града Киева о житии с(вя)т(а)го благовернаго великаго кн(я)зя киевскаго и всея России первейшаго самодержца Владимира, и о наследниках бл(а)гоч(е)стивыя державы ег(о) Российския, даже до … пресвет(лаго) и бл(а)гочтиваго г(о)с(у)д(а)ря н(а)шего ц(а)ря, и великаг(о) кн(я)зя Алексия Михаиловича всея Великия, Малыя, и Белыя России самодержца. В святой великой чудотворной лавре Киево-Печерской, ставропигiи святейшаго вселенскаго Константинопольскаго патрiярхи, по благословению пречестнаго о Христе господина отца, Иннокентия Гизiеля, милостiю Божiею архимандрита тояжде С(вя)тыя Лавры, изображенное типом. Киев, тип. Киево-Печерской Лавры, 1674 (7182). 4°. 124 с. Строк: 24, ок. 28. Шрифты: 62, ок. 52 мм. Страницы в линейных рамках. Счет их вверху, а внизу помета по тетрадям. Переплет: доски, обтянутые кожей. На верхнем припереплетном листе надпись “книга называемая Синопсис”. Первое слово в заглавии напечатано греческим шрифтом. В ее основу была положена «Kronika» Матвея Стрыйковского и русские летописные источники (преимущественно — Густынская летопись). Благодаря своей основной идее — необходимости воссоединения славянских народов — и доступности изложения, Синопсис сыграл заметную роль в распространении исторических знаний в России XVII—XVIII вв. Окончательный текст Синопсиса сложился не сразу. В первом его издании описание событий доведено до 1654 г. Первая печатная книга по истории Украины и России. Синопсис 1674 года является величайшей редкостью и в открытой продаже очень давно не наблюдался!

Она почему-то не переиздается, весьма редко упоминается и еще реже цитируется в современной исторической литературе, несмотря на указанное мной обстоятельство, что долго была единственным учебником русской истории, получила широкую известность в православном мире и переведена на греческий и латынь, тогдашние языки международного общения в Европе.

Составленный архиепископом Киево-Печерской лавры Иннокентием (Гизелем) он впервые вышел в свет в 1674 году, дополнен в 1678 и 1680 годах и в течение двух веков выдержал еще немало изданий гражданской печати. Синопсис архиепископа Иннокентия сыграл важную роль в славянской культуре XVII—XVIII вв. Вплоть до времен М. В. Ломоносова произведение пользовалось большой популярностью, оно включалось в русские хронографы последней трети XVII века, в так называемую «подробную летопись» XVIII века, было без изменений приложено св. Дмитрием Ростовским к своей летописи, использовалось историками С. В. Величко, В. Н. Татищевым, М. В. Ломоносовым, Паисием Хилендарским. Это первая попытка под влиянием польских образцов краткого изложения истории Юго-Западной Руси в хронологической последовательности. У русских читателей Синопсис пользовался большим успехом, особенно в течение XVIII в., в котором Синопсис выдержал 20 изданий. Последний раз он был издан в Киеве в 1861 году.

ОГЛАВЛЕНИЕ СИНОПСИСА:

1. О начале древняго Славенскаго народа.

2. О имени и о языце Славенском.

3. О свободе или вольности Славенской.

4. О трех частех Света, именуемых Азия, Африка и Европа, вкратце извещение. О Азии. О Африце. О Европе.

5. О народе Русском или свойственнее Российском, и о наречии, или названии его.

6. О народе Сарматском и о наречии его.

7. О народе Роксоланстем и о наречии его.

8. О Мосохе, прародителе Славенороссийском и о племени его.

9. О наречии Москвы народа и Царственнаго града.

10. О Козарех.

11. О Цимбрах.

12. О преславном верховном и всего народа Российского главном граде Киеве и о начале его.

13. О первоначальных Князех Киевских и о создании града Киева и имени его.

14. О смерти Кия, Щека и Хорева и о наследии их по них.

15. О сем, когда Россы писмена знати начаша.

16. Еще о Руси или Россиянех в полунощных странах, и о Великом Новгороде.

17. О княжении Рурика с братиею в Российской Земли.

18. О Осколде и Дире, племени Киевом, како начаша княжити в Киеве.

19. О княжении Игоря Руриковича с Олегом дядею.

20. О владении Олеговом в Киеве и о смерти его.

21. О княжении Игоря Руриковича в Киеве по Олеге.

22. О княжении Великия Княгини Ольги в Киеве.

23. О первом походе Ольги к Древляном.

24. О втором походе Ольгином к Древляном.

25. О походе Ольги к Цариграду и о крещении ея.

26. О княжении Святослава, или Светослава Игоревича в Киеве, и о смерти Благоверныя Великия княгини Елены.

27. О разделении княжений Светослава сыном своим и о смерти его.

28. О княжении Ярополка Светославича в Киеве.

29. О пришествии Великаго Князя Владимира Светославича в Киев.

30. О княжении Великаго Князя Владимира в Киеве и во всей России и о Самодержавствии его.

31. О идолех. О облиянии водою на Велик День.

32. О женах Владимировых.

33. О храбрости Владимировой.

34. О Белгороде, како киселем от осады свободися.

35. О победе Владимировой над Печенегами под Переяславлем, от нея же Переяславль создан и наречеся.

36. О послах различных к вере Владимира увещавающих.

37. О послах Греческих к Владимиру.

38. О совете Владимировом о верах и послании.

39. О возвращении послов к Владимиру.

40. О походе Владимира в Греческую землю ради крещения.

41. О крещении Владимира и о браце его.

42. О крещении всего народа Киевскаго и всея России.

43. О крещении сынов Владимировых.

44. О сем, колькраты Россы прежде Владимира даже до царствия его крестишася.

45. О утверждении совершенном Веры православныя в России и искоренении кумиров.

46. О Церкви Пресвятыя Богородицы Десятинной в Киеве.

47. О походе Владимировом к Суждалю, Ростову и к великому Новгороду.

48. О разделении княжения Российскаго от Владимира сыном его.

49. О преставлении Владимировом.

50. Благодарение Богу от всех Россов о неисповедимом его даре.

51. О княжении Святополка в Киеве, лета от создания Мира 6525, а от рождества Христова 1017.

52. О княжении Ярослава в Киеве, лета от сотворения Света 6527, а от рождества Христова 1019.

53. О княжении в Киеве Великаго Князя Изяслава Ярославича и о основании Церкве Печерския еще древяныя.

54. О втором изгнании Изяслава из Киева, и об основании Великия Церкве Печерския каменныя, украшении ея, и о ограде каменной всего монастыря.

55. О княжении Всеволода Ярославича в Киеве.

56. О княжении в Киеве Михаила Святополка Изяславича.

57. О княжении Владимира Всеволодовича Мономаха в Киеве.

58. О сем, откуду Российские Самодержцы венец Царский на себе носити начаша.

59. О княжении Мстислава Мономаховича в Киеве.

60. О княжении Ярополка Мономаховича в Киеве.

61. О сем, како воздаде Ярополк Болеславови хитрость хитростию.

62. Вторый промысл отмщения Ярополка над Болеславом.

63. О различных Князех в Киеве, иже един другаго от Престола изгоняху.

64. Паки о различных Князех в Киеве, и о изгнании их от Престола междоусобном.

65. О княжении Мстислава Изяславича в Киеве и о прочиих Князех Киевом владевших.

66. О княжении Романа Князя Смоленскаго в Киеве.

67. О княжении в Киеве Ярослава Изяславича.

68. О сем, яко не благослови Самодержцу Российскому Роману Владимирский Епископ Греческа закона воеватися со Христианами, кроме благословныя вины.

69. Спор о Столице Самодержавия Российскаго и изгнании Князя от Венгров, или от Угров.

70. О князех разных Киевских.

71. О княжении Михаила Всеволодовича в Киеве, и о нашествии злочестиваго Батыя.

72. О разорении Прекрасныя Святыя Великия чудотворныя Лавры Печерския Киевския.

73. О благовесте во Святой Обители Печерской к Церковному служению, откуду он начася.

74. О летех, в них же Киевское Княжение и всея России самодержавствие под Татарским пребысть игом.

75. Об извещении Великому Князю Димитрию, яко нечестивый Мамай идет войною на Русь.

76. О послании от Великаго Князя Димитрия даров к Мамаеви.

77. О послании первыя стражи.

78. О послании вторыя стражи.

79. О приезде Руских Князей и Воевод и многих ратий к Москве.

80. О хождении Захарии в орду к Мамаю.

81. О грамоте Мамаевой к Великому Князю Димитрию.

82. О отшествии Захарии от Мамая.

83. О пришествии Захарии из посольства на Москву.

84. О походе Великаго Князя Димитриа в Монастырь Святыя Троицы.

85. О походе Великаго Князя Димитриа из Москвы противу безбожных Агарян.

86. О пришествии Великаго Князя Димитриа на Коломну и о устроении полков.

87. О послании стражев от Великаго Князя Димитриа, и о скорби Ольга Резанского и Олгерда Литовского, яко пойде Князь Димитрий на брань.

88.О пришествии двух братий Олгердовичев на помощь Великому Князю Димитрию.

89. О прехождении Дону и о взятии языка Мамаева.

90. О устроении воинств к брани, о укреплении всех полков от Великаго Князя Димитрия и о молитве его.

91. О приметах Димитриа Волынскаго предувещание.

92. О явлении Святых Мученик Бориса и Глеба.

93. О исходе обоих войск на брань, о устроении от Князя Димитриа вместо себе Михаила, о послании Сергиевом и храбрости Пересвета чернца.

94. Послание от Игумена Сергия.

95. О горьком и престрашном часе, в нем же множество создания Божия смертную испи на брани чашу.

96. О видении отверстых небес.

97. О исходе тайнаго из засады полку на брань и о преславной победе над Татарами.98. О собрании войск Христианских под знамения своя; о поискании и обретении Великаго Князя Димитриа, и о великой радости от победы над Татарами.

99. О поезде Великаго Князя Димитриа межи трупами.

100. О разсмотрении полков и исчитании убиенных.

101. О возвращении Великаго Князя Димитрия с торжественною победою к Москве.

102. О походе Великаго Князя Димитриа к Обители Святыя Тройцы.

103. О погибели Мамаевой.

104. О княжении Киевском под лютым игом Татарским и о Князех Киевских отчасти.

105. О преселении Митрополита Киевскаго в Москву.

106. О взятии Стольнаго Российскаго града Киева от Ли&товскаго Князя Гедимина, и о присоединении Княжения Киевскаго к Литовскому.

107. Откуду два Митрополиты в России, един в Москве, а другий в Киеве.

108. О сем, когда в Царствующем граде Москве Патриаршеский Престол устроися.

109. О превращении Великаго Княжения Киевскаго в Воеводство.

110. О возвращении на первое паки Царственное бытие богоспасаемаго града Киева.

111. О первом бесурманском приходе под Чигирин.

112. О втором бесурманском приходе под Чигирин.

113. О преславной победе над Турками и Татарами бывшей на горе.

114. О пришествии под Чигирин войск православных.

115. О возвращении войск Христианских от Чигирина, и о убегших Турках и Татарех от Войск православных.

Составленный архиепископом Киево-Печерской лавры Иннокентием (Гизелем) он впервые вышел в свет в 1674 году, дополнен в 1678 и 1680 годах и в течение двух веков выдержал еще немало изданий гражданской печати. Синопсис архиепископа Иннокентия сыграл важную роль в славянской культуре XVII—XVIII вв. Вплоть до времен М. В. Ломоносова произведение пользовалось большой популярностью, оно включалось в русские хронографы последней трети XVII века, в так называемую «подробную летопись» XVIII века, было без изменений приложено св. Дмитрием Ростовским к своей летописи, использовалось историками С. В. Величко, В. Н. Татищевым, М. В. Ломоносовым, Паисием Хилендарским. Это первая попытка под влиянием польских образцов краткого изложения истории Юго-Западной Руси в хронологической последовательности. У русских читателей Синопсис пользовался большим успехом, особенно в течение XVIII в., в котором Синопсис выдержал 20 изданий. Последний раз он был издан в Киеве в 1861 году. Благодаря краткости изложения, Синопсис являлся учебником истории преимущественно киевской, составленной по хронике игумена Михайловского монастыря Феодосия Сафоновича. Первое издание Синопсиса (1674) оканчивалось присоединением Киева к Москве, ко второму (1678) приписан рассказ о чигиринских походах. Всего в Синопсисе 110 глав. Главная часть Синопсиса (63 главы) посвящена истории Киева до татарского нашествия. Это наиболее обработанная часть. Центральный интерес в ней занимает Крещение Руси. Пространно повествует Синопсис о княжении Владимира Мономаха и приобретении им царских регалий из Кафы. Сведения о нашествии татар и близких к нему событиях отрывочны и кратки, но повесть о Мамаевом нашествии и Куликовской битве подробно пересказана в 29 главах.

Заканчивается Синопсис отрывочными сведениями о киевской митрополии и Киеве после присоединения его к Литве. Благодаря школе, в которой Синопсис был учебником, он царит в нашей историографии XVIII в.; определяет вкусы и служит основанием для исследователей истории, начавших с разбора путаницы имен народов, сличений с летописью и исправлений его недочетов, из которых наибольшим надо считать пропуски по истории северо-востока Руси: нет сведений о царствовании Иоанна III и Иоанна IV, покорении Новгорода и т. п. По «Синопсису», народ «русский», «российский», «славено-российский» един. Киев — «преславный верховный и всего народа российского главный град». Россия едина. После веков унижения и отделения «княжения Киевского» от «России» наконец «милость Господня» свершилась, и «богоспасаемый, преславный и первоначальный всея России царственный град Киев, по многих переменах своих», вновь вернулся в состав Державной Руси, под руку общерусского царя Алексея Михайловича, как «искони вечная скипетроносных прародителей отчина», органическая часть «российского народа». По мнению историка Миллера, автор «Синопсиса» преследовал цель дать московскому царю мотивацию для продолжения борьбы с Речью Посполитой за освобождение из-под власти католиков остальной части «единого православного народа» и облегчить элите Гетманата инкорпорацию в русское правящее сословие. Как полагают некоторые ученые, основная часть «Синопсиса» состояла из сокращения хроники игумена Михайловского монастыря Феодосия Сафоновича.

Архимандрит Иннокентий Гизель (нем. Innozenz Giesel, ок. 1600, Пруссия — 8 (18) ноября 1683, Киев) — архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1656), ректор Киево-Братской коллегии. Иннокентий Гизель был родом из Пруссии и относился к реформатской церкви. В молодости, приехав в Киев и поселившись здесь, принял православие и постригся в монахи. Пётр Могила, видя в нём талантливого человека, послал его для окончания образования за границу. Гизель прошёл курсы обучения по истории, богословию и юриспруденции в Львовской латинской коллегии. Возвратившись из-за границы, Гизель встал на страже православной церкви ввиду грозившей ей опасности со стороны иезуитов и униатов. С 1645 года стал игуменом нескольких православных монастырей. В 1647 году Пётр Могила завещал Иннокентию Гизелю титул «благодетеля и попечителя киевских школ» и поручил надзор за Киево-Могилянской коллегией. В 1648 году Гизель занял пост ректора этого учебно-просветительского учреждения. Архимандритом Киево-Печерской лавры он стал в 1656 году. Гизель неоднократно награждался царём Алексеем Михайловичем и пользовался его уважением за преданность православию и Руси. Особенно полюбил Гизель малорусский народ, привязавшись к нему всею душой. Чтобы не расстаться с ним, отказывался не раз от предлагаемых ему высших должностей. Известен своей литературной и издательской деятельностью (см. «Киевский синопсис», «Киево-Печерский патерик» и др.) Гизель придерживался мнения, что Бог, пребывая везде, причастен к каждой сущности и именно это сталкивает его с материальным миром. Гизель отрицал наличие в небе субстанциональных изменений и доказывал однородность земной и небесной материй. Он утверждал, что движение — это любые изменения, происходящие в материальном мире, в частности в обществе, и показывал таким образом движение с качественной, а не механистической стороны. В 1645—1647 годах читал курс «Сочинение о всей философии» (Opus totius philosophiae) в Киевском коллегиуме, что оказало заметное влияние на академическую традицию конца XVII — начала XVIII веков. Богослов, философ, культурный и церковный деятель. Выдающаяся фигура в общественной и церковной жизни Украины второй половины XVII в. Профессор и ректор Киево-Могилянского коллегиума, архимандрит Печерского монастыря. Иннокентий Гизель (предположительно, его фамилия могла звучать несколько иначе — Кисель) родился в Пруссии, однако всю свою жизнь посвятил Украине. Совсем молодым человеком Гизель приехал, в Киев и поступил в Киевский коллегиум, где проявил выдающиеся способности. Митрополит П. Могила на собственные средства отправил талантливого студента учиться, в Польшу и Англию. Вернувшись, Гизель принял постриг и был избран профессором философии Киево-Могилянского коллегиума; а в 1646 г. назначен его ректором. Одновременно он был игуменом двух киевских монастырей — Кирилловского и Николаевского. С 1656 г. и до конца жизни Гизель был архимандритом Киево-Печерского монастыря, где под его руководством в монастырской типографии дважды (в 1661 и 1678 гг.) переиздавалась хроника обители — «Киево-Печерский патерик». В Успенском соборе Печерского монастыря, согласно завещанию, Гизель и был похоронен. До начала XIX в. в Киево-Могилянском коллегиуме существовала традиция проведения публичных диспутов, на которые приглашались представители светской и духовной власти, а также все желающие. Один из первых известных диспутов состоялся в 1646 г., когда ректор Гизель вступил в полемику с преподавателем киевского иезуитского коллегиума Чеховским на тему «Нисхождение Святого Духа». В своих политических взглядах Гизель стоял на позициях борьбы с врагами православия и потому осуждал попытки украинских гетманов вступить в союз с католической Польшей или мусульманской Турцией. Об этом он в 1667 г. писал гетману П. Дорошенко в связи с заключением последним соглашения с татарами. В отношении союза с Москвой Гизель занимал неоднозначную позицию. Как и большинство украинского духовенства, он считал, что союз с православной Россией спасет украинский народ от чужеземного религиозного гнета. Однако Печерский архимандрит выступал против карательных походов на Правобережную Украину, которые российские войска осуществляли во времена Руины. В письме к царю Алексею Михайловичу в 1661 г. он писал, что подобные военные операции ничем не отличаются от католических или татарских погромов православных святынь. К тому же, Гизель считал подчинение Киевской митрополии Московскому патриархату антиканоническим и греховным деянием. В 1667 г. он вместе с прочим киевским духовенством на пиру отказался поднять чарку за здоровье киевского воеводы П. Шереметева и ставленника Москвы гетмана И. Брюховецкого, назвав последнего злодеем. Несмотря на это, Алексей Михайлович благоволил как к Киево-Печерскому монастырю, так и к его архимандриту: заказывал в монастырской типографии различные издания и часто делал значительные пожертвования обители. Большое значение Гизель уделял воспитанию и образованию. Диапазон его деятельности был достаточно широк — проповедничество, наука, литература, издательское дело. Произведения Гизеля имели полемическую направленность, а проповеди защищали права и привилегии Киевской митрополии. Л. Баранович называл Гизеля за его ум «украинским Аристотелем». Гизелю принадлежит авторство богословско-этического трактата «Мир с Богом человека», в котором изложены гуманистические взгляды и факты из истории и быта Украины XVII в. Ему же принадлежит ряд трактатов и учебных курсов по философии на латыни и украинском книжном языке. В труде «Сочинение обо всей философии» (1645-1646 гг.) соединились идеалистические концепции с материалистическими тенденциями. В своих размышлениях Гизель использовал философское наследие античности и Нового времени: основные взгляды академической философии Аристотеля, усложненные традиционным для украинской научной мысли неоплатонизмом; выдающиеся мысли Коперника, Галилея, Декарта и других современников. Гизель признавал постулаты о невозможности создания и уничтожения материи, об однородности «небесной» и «земной» материй. Смысл жизни Гизель, как и большинство философов-могилянцев, усматривал в творческом труде и создании общественного добра. Признавая свободу воли человека, он уделял приоритетное значение уму, дающему возможность осуществлять выбор между добром и злом. Наиболее выдающейся книгой, авторство которой приписывают архимандриту Печерского монастыря Гизелю, является «Синопсис» — первый украинский исторический трактат. Возможно, Гизель редактировал эту книгу и руководил авторским коллективом, занимавшимся подбором необходимых текстов и переводом с польского языка хроники М. Стрынковского, широко использованной в «Синопсисе». «Синопсис» рассматривает широкий круг вопросов древнейшей истории: происхождение славян, их языка и названия; возникновение русского народа; основание Киева и деяния первых киевских князей, в частности Владимира; крещение Руси и распространение христианства; завоевание Киева литовским князем Гедимином. Гизель рассмотрел и вопросы современной ему истории — основной рассказ доведен до 1651 г., когда киевским воеводой стал А. Кисель. Упоминает автор и о двух осадах Чигирина, 1677 и 1678 гг. В книге вовсе не упоминаются такие важные исторические события, как подписание Брестской унии 1596 г. и восстание Б. Хмельницкого 1648 г. Киевский «Синопсис» был положен в основу российской историографии: ссылки на это произведение содержатся почти во всех современных учебниках по источниковедению и историографии не только Украины, а и России. Это была одна из книг, которые наиболее часто переиздавались и были доступны читателям. До XIX в. «Синопсис» считался учебником «домашней истории» в Украине, России и Белоруси. Основными идеями «Синопсиса» являются православный панславизм и прославление Киева как древнейшего православного центра всей Руси. Создание такого литературного произведения обуславливали потребности украинского национального возрождения 1670-1680-х гг., когда деятели культуры стремились доказать величие своего народа, начавшего утверждаться на международной арене как самостоятельная нация, долго пребывавшая под иноземным гневом. С усилением роли Киева как столичного города возникла, необходимость в доказательстве преемственности между столицей авторитетной Киевской Руси и главным городом Украины-Гетманщины XVII в. Конечно, не со всеми утверждениями и выводами Гизеля соглашается современная историческая наука. Причина в том, что автор «Синопсиса» пользовался трудами польских хронистов (Длугоша, Чеховского, Стрыйковского), которые, в свою очередь, опирались на древние летописи, часто искажая изложенные в них исторические факты и создавая собственные трактовки событий. Часто эти толкования были полностью легендарны или вымышлены и, как правило, лишены реальной исторической почвы. Из «Синопсиса» эти выдумки польских хронистов перекочевали в историческую литературу как достоверные факты, но позже их опровергли М. Ломоносов и другие исследователи. Так, этноним «славяне» и имена первых киевских князей (Святослав, Ярослав, Мстислав) Гизель считал образованными от слова «слава», с гордостью отмечая, что предки славян отличались храбростью и военной доблестью. Вспоминает автор и вовсе фантастические «подробности» отечественной истории — об участии славянских дружин в походах Александра Македонского, которое якобы подтверждает соответствующая грамота великого завоевателя. Однако немало фактов, упомянутых в «Синопсисе», и сейчас исследователи считают достоверными. Так, многие историки соглашаются с датой основания Киева — 430 г. Интересен и рассказ Гизеля о славянском языческом пантеоне — уникальный источник духовной истории дохристианской Руси, называющий имена и функции славянских богов: Перуна, Велеса, Лады, Леля, Купалы, Коляды, Тура, Дажбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши. Важными для изучения истории Украины в целом и Киева в частности являются многие факты из киевской истории: о захоронении князя Олега на горе Щекавице, о происхождении слов «казаки» и «запорожцы» и т. п. Благодаря этому «Синопсис» до сих пор остается одним из наиболее значимых источников отечественной истории.

Иннокентий Гизель — киевский ученый, родился в Пруссии, в реформатской семье. В молодости переселился в Киев, принял православие, обратил на себя внимание Петра Могилы и был послан им за границу для научных занятий. Судя по "Синопсису", обнаруживающему в авторе наклонность к истории, и по "Миру", где подробно говорится о правах и обязанностях христианина, можно думать, что Гизель, кроме богословия, изучал за границей еще историю и юриспруденцию. По возвращении в Киев Гизель был преподавателем и ректором Киевской коллегии. При нем преподавателем коллегии был Л. Баранович, учениками — Галятовский, Славинецкий, Сатановский, вероятно, Симеон Полоцкий. Гизель поддерживал частые сношения с московским правительством по монастырско-хозяйственным и политическим вопросам. В 1654 г. Гизель был в Москве с разными ходатайствами малорусской старшины и духовенства. В 1656 г. Гизель получил сан архимандрита и настоятеля Киево-Печерской лавры и сохранял его до кончины в 1683 г. И. был сторонником Москвы, но по временам брался отстаивать "вольности" малороссийские. Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич и правительница София Алексеевна благоволили к И. и посылали ему ценные подарки, но его полит. ходатайства оставляли без удовлетворения. И. был одним из ученейших людей в Малороссии XVII в. Л. Баранович называл его в письмах Аристотелем и отдавал ему на просмотр и исправление свои литературные произведения. Он участвовал в публичных диспутах с католиками, говорил проповеди, которыми, по словам св. Димитрия Ростовского, "немощные яко лекарством подкреплялись", содействовал малорусским ученым в издании их сочинений. В 1669 г. Гизель издал обширное соч. "Мир с Богом человеку" (вторично в 1671 г.), в богословском отношении значения не имеющее. Книга посвящена царю Алексею Михайловичу. В 1690 г. московский патриарх Иоаким признал эту книгу зловредной, новотворной, за подчинение автора "внешним учителям", т. е. католикам, в толковании некоторых темных религиозных вопросов. В книге Гизеля подробно говорится о грехе вообще и об отдельных грехах в частности, о покаянии, духовнике и т. п. В книге встречаются местами любопытные бытовые подробности. Отношение к людям мягкое, гуманное, что в особенности обнаруживается в разрешении от обязанности поститься людей старых, слабых, обремененных трудами. Против иезуита Боймы Гизель издал полемическое соч. "О истинной вере". По хронике Феодосия Софоновича Гизель составил знаменитый "Синопсис" (изд. 1674, 1676, 1680, 1718 и 1810 г.), бывший главным учебным по истории пособием до Ломоносова (о нем см. Синопсис и Русская историография). Гизель пользовался славой человека доброго и благотворительного.

Иннокентий Гизель — архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в бывшей Польской Пруссии от родителей Реформатского Исповедания, и там с детства обучался; но в юношеских летах, пришедши в Киев, обратился к Греко-Российской Церкви и принял Монашество в Киево-Печерской Лавре. Когда Киевский Митрополит Петр Могила, вознамерясь завести в Киеве Латино-русские училища, отправлял способных людей из бельцов и Монашества в заграничные училища для образования к учительской должности, то в числе их посылан был и Гизель в Львовскую Академию. По окончании там круга наук своих возвратился он в Киев и определен Учителем и Проповедником. В 1645 году посвящен он во Игумена Дятловицкого, а в 1646 году переименован Киево-Братского Монастыря и Ректором Академии; в 1650 году переведен с тем же чином в Кирилловский Монастырь, оттуда 1652 года в Киево-Николаевский, с продолжением и Ректорской должности; а в 1656 году произведен в Архимандрита Киево-Печерской Лавры и там скончался Февраля 24-го числа 1684 года. Св. Димитрий, Митрополит Ростовский, бывший тогда еще Игуменом, в 1685 году сочинил и говорил ему на годичное поминовение Похвальное Слово, которое и напечатано в Собрании его Сочинений. По завещанию основателя Киевских школ, Митрополита Петра Могилы, Гизель по смерть свою имел Титул Благодетеля и Попечителя оных. В бытность свою Архимандритом Киево-Печерским, он после Могилы предпринимал собирать и дополнять Четьи Минеи: но труд сей осталось докончить уже Св. Димитрию. Сочинения Гизелевы:

1) Богословская книга под названием: Мир человеку с Богом, или покаяние Святое примиряющее Богови человека, учением от Писания Святого и Учителей Церковных собранным, напечатана в Киево-Печерской Лавре 1669 г. в лист. В сей книге есть несколько и непристойных толкований, а в Главе о позволенных и непозволенных степенях родства в браках, многое несходное с правилами Кормчей Книги. По сему-то Указом Св. Синода 1766 года запрещено ссылаться на книгу сию в решении степеней родства и дел брачных;

2) Синопсис, или краткое описание о начале Славенского народа и о первых Киевских Князьях до Государя Царя Феодора Алексеевича, напечатано первым тиснением в Киево-Печерской Лавре 1674 г., потом 1678 г. и 1680 г. там же, все в 4 долю листа. Из них последнее издание полнее первых. Третье издание 1680 года в текстовом отношении увеличено вдвое, добавлена и иллюстративная часть:

Книга сия, исполненная ошибок и неисправностей, впрочем не есть собственное сочинение Гизелево, а сокращено им или кем другим при нем и инде дополнено из Хроники Феодосия Софоновича, Игумена Киево-Златоверхо-Михайловского Монастыря (см. о нем статью ниже). Но поелику до издания Ломоносова Краткого Российского Летописца не было никакой другой печатной Русской Истории, то сей единственный Синопсис многократно был печатан и при С.-Петербургской Академии Наук, так что с 1718 до 1810 г. вышло оного уже 9 изданий Академических. Страленберг, а ему последуя, и Далин приписали сочинение сие какому-то Патриарху Константину, а последний назвал его даже древним Русским Историком. В 1823 г. издан сей Синопсис в Киево-Печерской Лавре с присовокуплением росписей Великих Князей, Царей и Императоров Российских, Великих Князей Литовских, Королей Польских, Удельных Князей Российских, Митрополитов Киевских, Гетманов Малороссийских, Ханов Великие Орды и Крымских, Воевод и Кастелланов Киевских;

3) Гизелю также приписывается книга под названием: Наука о Тайне Св. Покаяния, сиречь о Правдивой и Сакраментальной Исповеди, напечатано в Киево-Печерской Лавре 1671 г. в 4 долю листа;

4) Есть еще в Библиотеке Московской Синодальной его на Польском языке рукописная книга под названием: Истинная Вера (Prawdziva Wiara), сочиненная в ответ на письмо Иезуита Павла Боймы, изданное 1668 г. на Польском языке в Вильне под названием Старая Вера о власти Св. Петра и Павла Римских, и о исхождении Св. Духа.

Четвертое издание выглядит так:

Иннокентий (Гизель). [Синопсис] или Краткое собрание от различных летописцев, о начале славяноросийскаго народа, и первоначалных кн(я)зех б(о)госпасаемаго града Киева о житии с(вя)т(а)го благовернаго великаго кн(я)зя киевскаго и всея России первейшаго самодержца Владимира и о наследниках бл(а)гоч(е)стивыя державы ег(о) Росийския, даже до пресвет(лаго) и бл(а)гочтиваго г(осу)д(а)ря н(а)шего ц(а)ря, и вел(икого) кн(я)зя Феодора Алексеевича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца. … По бл(а)г(о)с(ло)вению … Иннокентия Гизиеля … архимандрита тояжде с(вя)тыя Лавры, изображенное типом. - - Киев: типография Киево-Печерской лавры, 1680 (7188) [не ранее 1681]. - тит. л., л. , 1-224 с. [т.е. 228] с.: ил.; 4. Тит. л. в наборной рамке. Страницы в линейных рамках. Иллюстрации: 2 с 2 досок: Жертвоприношение Ноя, подписана: «Року 1678 А:К» (л. об.); «Царь Владимир», подписана: «Року 1680 м(е)с(я)ца декемврї? дн? 30. І: К:» (с. 60). Герб российский с инициалами титула и имени царя Федора Алексеевича: «Бж М В Г Ц И В К». Орнамент: заставок 1; концовок 1; инициалов 2 с 2 досок. Печать: Однокрасочная. Набор: Первое слово заглавия напечатано греческим шрифтом. Тип издания:

Имеется три одинаковых по составу киевских издания «Синопсиса», датированных 1680 г. Последовательность изданий была определена С.И. Масловым на основании изучения их текста, филиграней, изношенности досок орнамента. Издание относится к группе В. Отличительные признаки издания: в тетради «А» нет ошибок в нумерации страниц; на с. 223 стихи не отделены от предшествующего текста типографской линейкой, наборная концовка вынесена за пределы линейной рамки. Исправлены опечатки 3-го издания. Имеются расхождения в тексте, свидетельствующие о редакторской работе, так в статье «О приход?... войск запорожских к Киеву» названы имена гадячского, полтавского и миргородского полковников (с. 217-218) (Маслов, 1928, с. 10-11)...

Каждому ведь человеку необходимо знать о своей отчизне и другим вопрошающим рассказать. Ибо людей, не ведающих своего рода, глупыми почитают. Феодосий Сафонович, игумен Киевского Златоверхого Михайловского монастыря (XVII в.) «Киевский синопсис» - яркое и интересное явление русской культуры, литературы и истории. Сочинение было впервые опубликовано в типографии Киево-Печерской лавры в 1674 году и в течение XVII-XIX веков переиздавалось более 30 раз. Что же делало этот труд XVII века столь востребованным русским обществом на протяжении более чем двух столетий? XVII век был переломным в истории Европы - начиналось Новое время. Существенные изменения затронули социальную, экономическую и политическую сферы. Одним из проявлений новых общественных тенденций стало появление национальных государств, строившихся на единстве народа-нации, общности исторической судьбы, культуры (важной частью которой являлась религия) и выборе единой модели социально-экономического развития. Восточная Европа переживала масштабные изменения, и многие признаки свидетельствовали о превращении «Русской земли» в «Русское государство». «Киевский синопсис» был не только отражением процесса объединения России-народа и России-государства, но и средством борьбы за объединительную идею. Двумя идеологическими центрами этого исторического движения были Киев и Москва. В этой связи показательна история издания и переиздания «Синопсиса». Инициатива разработки объединительной идеологии исходила из Киева, и вслед за первым изданием 1674 года, в котором повествование заканчивалось царствованием Алексея Михайловича, последовало второе - 1678 года, в текст которого были внесены небольшие изменения и дополнения, связанные с вступлением на престол царя Федора Алексеевича. Количество глав, а их было 110, не изменилось. Третье издание, также осуществленное в типографии Киево-Печерской лавры, было дополнено шестью главами о Чигиринских походах объединенного русского войска, предотвративших турецко-крымскую агрессию. Последующие издания, начиная с 1736 года, выпускались Санкт-Петербургской академией наук. За основу было взято последнее киевское издание, и «Синопсис» с тех пор неизменно включал 116 глав. Изменения коснулись другого: не делая перевод, который из-за общности славянского (древнерусского) языка и незначительной его архаичности был, в сущности, и не нужен, петербургские издатели использовали вместо кириллицы петровский гражданский шрифт. Кроме того, издатели сочли необходимым добавить пояснение о пророчестве Дмитрия Волынского перед Куликовской битвой, поскольку оно имело в своей основе языческое содержание. Последние три издания 1823, 1836 и 1861 года снова были осуществлены в Киеве. Что такое синопсис? Кто написал «Киевский синопсис»? Синопсис (греч.) - обозрение, изложение, собрание некоего материала. Современные аналоги этой формы - конспект, пособие, энциклопедическая статья. В традиции древнегреческой науки термин использовался для обозначения материала, изложенного в краткой безоценочной форме и содержащего исчерпывающие сведения о каком-либо предмете. В Византии синопсисами называли преимущественно богословские и исторические тексты. Главным принципом изложения исторических текстов являлся хронологический. Составителей синопсисов называли синоптиками. «Киевский синопсис» являет собой удачный пример систематического изложения истории. Он содержит отобранные и представленные в хронологическом порядке краткие сведения об основных событиях русской истории, имевших, с точки зрения автора, судьбоносное для народа и государства значение. Такой принцип изложения является переходной формой от летописания (составления хроник), характерного для Средневековья, к историческому научному исследованию, ставшему основной формой осмысления истории в Новое и Новейшее время. Летопись создавалась человеком, погруженным в теоцентрическое мировоззрение. Творцом человека и его истории выступал Бог, он единственный владел знанием смысла исторического процесса. Человек знал начало (создание человека, Адам, Ева, Ной) и конец - Второе пришествие Иисуса Христа и Страшный суд. Летопись создавалась для Бога, как свидетельство земной жизни отдельных людей и народов, поэтому летописец, осознавая свою посредническую роль, не дерзал давать событиям, фактам и людям индивидуальную оценку. Он был не «создателем» истории, а ее свидетелем. Летописец знал, что главное для человека - сохранение души, чтобы встать на Страшном суде по правую руку от Создателя. Если он и давал историческим персонажам и событиям оценки, то они касались соблюдения норм христианской морали. В этом проявлялась его «учительная» позиция. Беды, неудачи, поражения трактовались как предупреждение и наказание за грехи. Но летописец не был пессимистом; он выражал глубокий оптимизм, поскольку Бог, наделивший смыслом жизнь и историю христианского народа, обязательно сохранит и спасет его при условии бережения души и верности своему предназначению.

В Новое время совершается революционный переворот в сознании: на смену теоцентризму приходит антропоцентризм. Человек становится творцом мира, культуры, истории, нравственности и самого Бога. История превращается в арену битвы человеческих сил: его желаний, представлений, заблуждений и т. д. Исторический труд становится аналитическим произведением, где автор с заинтересованных позиций оценивает игру человеческих сил. Этот упрощенный анализ мировоззренческого переворота приведен здесь с единственной целью - показать особенности текста «Киевского синопсиса». Источник

Киево-Печерской лавры , в последний раз в Киеве в 1861 году . Автором предположительно являлся архимандрит лавры Иннокентий Гизель . В XVIII веке «Синопсис» был самым распространённым историческим сочинением в России . Традиционно считается одной из важных вех в формировании концепции общерусского единства Нового времени .

Историк православной церкви Василий Беднов в своей диссертации утверждает, что ещё в году Виленское православное братство составило и напечатало на польском языке "Synopsis" с изложением истории русского народа от крещения Руси до 1632 года. Этот документ был составлен специально для конвокационного сейма 1632 года (созванного после смерти короля Сигизмунда III), с целью ознакомить сенаторов и сеймовых послов с правами и вольностями православных, которые были дарованы им первыми польско-литовскими государями, но с течением времени все сильнее ущемлялись польскими королями. Возможно, что именно эта книга и послужила основой для «Синопсиса» Гизеля.

Как полагают некоторые ученые, основная часть «Синопсиса» состояла из сокращения хроники игумена Михайловского монастыря Феодосия Сафоновича . Согласно другой точке зрения , основным источником автора «Синопсиса» были «Кгоnika Polska, Litewska, Żmudzka i wszystkiej Rusi» Матвея Стрыйковского и Густынская летопись (автор широко использовал список Густынской летописи, известный под шифром Арх. VIII, или не дошедший до нас протограф Густынской летописи).

В «Синопсисе» говорится о единстве Великой и Малой Руси , о единой государственной традиции в Древнерусском государстве , об общей династии Рюриковичей и о едином русском, «православнороссийском», народе . По «Синопсису», народ «русский», «российский», «славено-российский» един, как и российское государство в целом. Киев описан как «преславный верховный и всего народа российского главный град». После веков унижения и отделения «княжения Киевского » от «России» наконец «милость Господня» свершилась, и «богоспасаемый, преславный и первоначальный всея России царственный град Киев, по многих переменах своих», вновь вернулся в состав Державной Руси, под руку общерусского царя Алексея Михайловича , как «искони вечная скипетроносных прародителей отчина», органическая часть «российского народа».

В то же время, будучи мало знакомыми с русскими летописями и основываясь на трудах польских историков, составитель «Синопсиса» пытался описать в том числе древнейшие времена русского народа, о которых ничего не знает «Повесть временных лет ». Повторяя популярные в раннем Новом времени этногенетические легенды, «Синопсис» указывает прародителем московских народов библейского Мосоха , шестого сына Афета , внука Ноя . Как южнорусское произведение «Синопсис» сосредотачивал своё повествование на истории Киева , передавая из событий после монгольского нашествия только о таких, которые имели непосредственное отношение к Киеву: о судьбе киевской митрополии, о присоединении Киева к Литве и так далее. В первом издании «Синопсис» заканчивался присоединением Киева к Москве , а в следующих двух изданиях было добавлено о чигиринских походах .

«Синопсис» пользовался большим распространением как в Малороссии , так и во всей России в течение всего XVIII века и выдержал 25 изданий, из которых последние три - в XIX ст.

На протяжении длительного времени «Синопсис» считался первым учебником по русской истории. Однако, последние изыскания историка В.В. Ткаченко показали, что это общепринятое определение возникло в результате историографической ошибки, получившей широкое распространение после попадания в словарь Брокгауза и Ефрона , и, в действительности, в учебных заведениях «Синопсис» как учебник не использовался

Несмотря на многочисленность изданий, «Синопсис» долгое время переписывался от руки . Русский историк Василий Татищев прямо указывал на «Синопсис» как на один из источников своих взглядов, а элементы его схемы, которые относятся к единству Великой и Малой Руси, можно найти у всех авторов многотомных «Историй России»: Николая Карамзина , Сергея Соловьёва и Василия Ключевского остальной части «единого православного народа» и облегчить элите .

Через каких-нибудь двадцать лет после Переяславской присяги Богдана Хмельницкого и козачества идея единства русского народа, идея органического единства Малороссии с Великой Россией, государственным союзом всего русского народа, нашла своё ясное и точное выражение в малороссийской литературе. Вышедший первым изданием в Киеве в 1674 году «Синопсис» на основе исторической идеи единой России закрепил соединение Малороссии с Державною Русью, совершенное в 1654 году.

Дух «Синопсиса» царит и в нашей историографии XVIII века, определяет вкусы и интересы читателей, служит исходною точкой для большинства исследователей, вызывает протесты со стороны наиболее серьёзных из них - одним словом, служит как бы основным фоном, на котором совершается развитие исторической науки прошлого столетия.

Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. СПб., 1913. С. 7.

ИННОКЕНТИЙ (фамилия - Гизель, Кгизель) [около 1600, Кёнигсберг, Пруссия, ныне Калининград - 18(28).11.1683, Киев], историк, писатель, политический и церковный деятель Речи Посполитой и Русского государства. Из протестантской семьи. В юности переселился в Киев, перешёл в православие и принял монашество. Окончил Киево-Могилянский коллегиум (1642). По рекомендации митрополита Киевского Петра Могилы учился в европейских странах, а затем изучал богословие, историю и юриспруденцию в Львовской коллегии. По возвращении назначен Петром Могилой учителем и проповедником Киево-Могилянского коллегиума, читал курс философии. Игумен Дятловецкого (1645-48), Киево-Братского (1648-50), Кирилловского (1650-52), Киево-Никольского (1652-56) монастырей. В 1647 году Пётр Могила завещал Иннокентию свой титул «благодетеля и попечителя киевских школ» и поручил надзор за Киево-Могилянским коллегиумом; в 1648-56 Иннокентий был его ректором. В 1656-83 Иннокентий - архимандрит Киево-Печерской лавры. В 1657 году, после смерти митрополита Киевского Сильвестра (Коссова), один из претендентов на митрополичий престол.

Иннокентий. Гравюра с портрета неизвестного художника. 17 век.

Выступал за укрепление русско-украинских связей, при этом активно отстаивал интересы Киевской митрополии от притязаний московских патриархов. В 1654 встречался с царём Алексеем Михайловичем в Смоленске, где в связи с решением Переяславской рады 1654 об объединении Украины с Россией просил подтвердить права и привилегии украинских монастырей и архиерейских домов, ходатайствовал о сохранении подчинения украинской Церкви патриарху Константинопольскому. В 1669 году в письме к Алексею Михайловичу Иннокентий протестовал против вмешательства московских воевод в церковные дела.

С именем Иннокентия связан особый этап редактирования Киево-Печерского патерика. Печатное издание Патерика 1661, осуществлённое Иннокентием, является компиляцией, составленной на основе текстов Печерского патерикового свода. Материал патериковых рассказов разделён им на три авторских цикла - сочинения Нестора, Поликарпа, Симона, дополнен житиями и рядом новых статей; книга содержит «Посвящение» и «Предисловие к читателю», именной и предметный указатели. В тексте Патерика усилено риторическое начало. Редакция Патерика Иннокентия развивала традиции польского печатного «Патерикона» (1635) и рукописной редакции Иосифа Тризны - установку на биографический принцип изложения материала. Редакция Патерика 1661 имела широкое бытование и легла в основу последующих изданий памятника. Иннокентий редактировал сочинения Лазаря (Барановича), содействовал публикации книг Антония (Радивиловского), Иоанникия (Галятовского) и др. В 1669 году опубликовал книгу «Мир человеку с Богом», в которой дал перечень греховных деяний, обстоятельств, извиняющих грех, высказал суждение о покаянии и роли духовника. В 1671 издал на польском языке трактат «Об истинной вере», полемизируя с книгой иезуита П. Боймы «Старая вера». По воспоминаниям Димитрия Ростовского, Иннокентий был известен как проповедник, но тексты его «поучений» и «слов» не сохранились.

Иннокентий участвовал в составлении «Синопсиса» - первого отечественного печатного исторического произведения (первое известное издание - 1674, однако имеются указания на существование изданий 1670 и 1672). Эта работа представляет собой переделку хроники игумена Михайловского Златоверхого монастыря Феодосия (Сафоновича), написанной под воздействием польских исторических сочинений. В «Синопсисе», выдержавшем на протяжении 17-19 века около 30 изданий, освещались события, связанные с историей Южной и Юго-Западной Руси, а из остальной восточно-европейской истории упоминались лишь события, имевшие непосредственное отношение к Украине. В 17 веке «Синопсис» переведён на греческий и латинский языки.

Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. Хар., 1859. Кн. 1; Сумцов Н. Ф. Иннокентий Гизель. К., 1884; Эйнгорн В. О. Очерки из истории Малороссии в XVII в. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича. М., 1899; Пештич С. Л. «Синопсис» как историческое произведение // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1958. Т. 15; Перетц В. Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI-XVIII вв. М.; Л., 1962.

Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников.

Киевский синопсис

Синопсис Киевский

Сино́псис Ки́евский Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа ») - компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси , составленный во второй половине XVII столетия и изданный впервые в в типографии Киево-Печерской Лавры , в последний раз в Киеве в . Автором предположительно является Иннокентий Гизель . До начала XIX века «Синопсис» использовался как школьный учебник по истории.

В книге говорится о единстве Великой и Малой Руси , о единой государственной традиции Киевской Руси , об общей династии Рюриковичей и о едином русском, «православнороссийском», народе .

По «Синопсису», народ «русский», «российский», «славено-российский» един. Киев - «преславный верховный и всего народа российского главный град». Россия едина. После веков унижения и отделения «княжения Киевского» от «России» наконец «милость Господня» свершилась, и «богоспасаемый, преславный и первоначальный всея России царственный град Киев, по многих переменах своих», вновь вернулся в состав Державной Руси, под руку общерусского царя Алексея Михайловича, как «искони вечная скипетроносных прародителей отчина», органическая часть «российского народа». По мнению историка Миллера , автор «Синопсиса» преследовал цель дать московскому царю мотивацию для продолжения борьбы с Речью Посполитой за освобождение из-под власти католиков остальной части «единого православного народа» и облегчить элите Гетманата инкорпорацию в русское правящее сословие .

Как писал в своей работе историк Иван Лаппо ,

Через каких-нибудь двадцать лет после Переяславской присяги Богдана Хмельницкого и козачества идея единства русского народа, идея органического единства Малороссии с Великой Россией, государственным союзом всего русского народа, нашла свое ясное и точное выражение в малороссийской литературе. Вышедший первым изданием в Киеве в 1674 году «Синопсис» на основе исторической идеи единой России закрепил соединение Малороссии с Державною Русью, совершенное в 1654 году.

Как полагают некоторые ученые, основная часть «Синопсиса» состояла из сокращения хроники игумена Михайловского монастыря Феодосия Сафоновича . «Синопсис» пользовался большим распространением как в Малороссии , так и во всей России в течение всего XVIII века и выдержал 25 изданий, из которых последние три - в XIX ст. В «Синопсисе» изложены древнейшие времена русского народа, о которых ничего не знает начальный летописец: по толкованию «Синопсис», прародителем московских народов был Мосох , шестой сын Афета , внук Ноя . С другой стороны, составитель Синопсиса мало знал русскую летопись. Будучи произведением южно-русским, «Синопсис» сосредоточивал свой интерес на истории Киева , почти вовсе обходя молчанием Владимир и Москву и передавая из событий после татарского нашествия только о таких, которые имели непосредственное отношение к Киеву: о судьбе киевской митрополии, о присоединении Киева к Литве и так далее. В первом издании «Синопсис» заканчивался присоединением Киева к Москве, а в следующих двух изданиях было добавлено о чигиринских походах. В Москве «Синопсис» имел успех так как был в своё время единственной учебной книгой по русской истории.

Дух «Синопсиса» царит и в нашей историографии XVIII века, определяет вкусы и интересы читателей, служит исходною точкой для большинства исследователей, вызывает протесты со стороны наиболее серьёзных из них - одним словом, служит как бы основным фоном, на котором совершается развитие исторической науки прошлого столетия.

Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. СПб., 1913. С. 7.

Несмотря на многочисленность изданий, «Синопсис» долгое время переписывался от руки . Русский историк Василий Татищев прямо указывал на «Синопсис» как на один из источников своих взглядов, а элементы его схемы, которые относятся к единству Великой и Малой Руси, можно найти у всех авторов многотомных «Историй России»: Николая Карамзина , Сергея Соловьёва и Василия Ключевского . Поэтому с концепциями «Синопсиса» как совместного наследия великорусской и малорусской элит позже боролись украинские националисты , в особенности Михаил Грушевский .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Киевский синопсис" в других словарях:

    - (синопсис реже), синопсиса, муж. (греч. synopsis обозрение) (филол.). Сборник статей, материалов по какому нибудь вопросу. Киевский синопсис (название первого компилятивного учебника по русской истории, вышедшего в 1674 г.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. synopsis обозрение) (Киевский синопсис) первое учебно историческое произведение, изданное в Киеве в 1674. Предполагаемый автор Иннокентий Гизель. Сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России … Большой Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Синопсис (значения). Синопсис (допустимый вариант синопсис, учитывающий оригинальное греческое ударение) (др. греч. σύνοψις, от греческих слов … Википедия

    I Синопсис (греч. sýnopsis обозрение) 1) сборник сведений, материалов, статей по какому либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе свод … Большая советская энциклопедия

    - (от греч. sunopis обозрение), Киевский синопсис, ист. произведение, изд. в Киеве в 1674. Автором С. считают Иннокентия Гизеля. С. явился первой учебной книгой по истории и пользовался широкой популярностью до сер. 19 в. (выдержал ок. 30 изданий) … Советская историческая энциклопедия

    СИНОПСИС, СИНОПСИС, и; ж. [от греч. synopsis обозрение] Книжн. Последовательное изложение событий, хроника. // Сводное, суммарное изложение чего л. * * * СИНОПСИС «СИНОПСИС» (греч. synopsis обозрение) («Киевский синопсис»), первое учебно… … Энциклопедический словарь

    - (συνοψις, от греческих слов: συν с и όπτω смотрю) в научной номенклатуре древних греков означало изложение в одном общем обзоре, в сжатой форме, без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений, одного целого предмета или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - «Киевский синопсис» (греч. sýnopsis обозрение), первое учебно историческое сочинение, изданное в 1674 в Киеве (до середины XIX в. выдержал 30 изданий). Предполагаемый автор архимандрит Киево Печерской лавры Иннокентий Гизель. Содержит сведения… … Энциклопедический словарь

    Синопсис имеет несколько значений: Синопсис в науке, изложение в одном общем обзоре, в сжатой форме, без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений, одного целого предмета или одной области знаний. Синопсис … … Википедия



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...