Синтаксические словари.

Стремление воплотить в лексикографической форме все ярусы

языка, в том числе и те, которые раньше не описывались в словарях,

привело к появлению синтаксических словарей.

Первым в отечественной лингвистике словарём, содержащим функциональное описание элементарных единиц русского синтаксиса, стал «Русский синтаксический словарь» Г. А. Золотовой. В нём решается задача научно систематизированного представления синтаксических ресурсов русского языка в словарных параметрах. В словаре реализуется идея взаимодействия лексики и грамматики, эксплицируется зависимость правил построения синтаксических конструкций от лексико-семантических характеристик, описываются синтаксемы русского языка - минимальные, далее неделимые семантико-синтаксические единицы, выступающие как носители элементарных смыслов и как конструктивные компоненты более сложных синтаксических построений (в словаре представлено три функциональных типа синтаксем: свободные, обусловленные и связанные). Словарь богато иллюстрирован примерами из произведений художественной литературы. В теоретическом плане словарь даёт богатый материал для исследования актуальных проблем семантики и синтаксиса.

В экспериментальном синтаксическом словаре «Русские глагольные предложения» под общей редакцией Л. Г. Бабенко систематизированы семантические модели глагольных предложений русского языка, отражающие все типовые ситуации процессуально-событийного мира: ситуации действия, конкретно-физической и социальной деятельности, состояния, отношения и бытия. Основными единицами описания являются базовая семантическая модель и её лексико-семантические варианты. Каждая модель сопровождается описанием типовой семантики, содержит список наиболее характерных для неё глаголов, минимальных и расширенных структурных схем и иллюстраций.

«Лексико-синтаксический словарь русского языка» С. Г. Ильенко и И.Н. Левиной воплощает концепцию лексико-синтаксической координации [Сложноподчинённое предложение... 2008J. Словарь, описывающий лексико-синтаксические модели сложноподчинённого предложения, условия правильного построения сложноподчинённого предложения в тех случаях, когда его структуру обусловливает лексическое значение контактного (опорного) слова в главной части, впервые представляет в лексикографической форме коммуникативно-структурную природу сложного предложения. Исчерпывающее описание получает сложноподчинённое изъяснительное предложение. Лексико-синтаксические модели сопровождаются информацией о возможностях их стилистического использования и примерами из русской художественной литературы XIX-XXI вв., а также научных, деловых, публицистических текстов и материалов интернет- коммуникации.

В «Словарь коммуникем русского языка со значением волеизъявления» В.Ю. Меликяна и В.А. Краснова включены слова-предложения (коммуникемы) трёх семантических групп: побудительные (Кончай/-те/!’, Прочь/ Вперёд!; Становись!; Навались!; Шабаш!, Минуту!; Позволь/-те/!; Ша!; Брось/-те/! и др.), контактоустанавливаюшие (Ллло!;Лу!; Кхе?; Слышишь/-ите/ ?!; Знаешь/-ете/ ли!; Да!; Слушаю!; Видишь/-ите/?! и др.) и вопросительные (Как?; И что же?; Ты что?; Что так ?и др.). Описана система значений каждого предложения, даны грамматические, лексические, графические и акцентные варианты их употребления, приведены сведения об их происхождении и стилевой принадлежности.

«Словарь фразеологизированных сложноподчинённых предложений русского языка» В.Ю. Меликяна и А.И. Остапенко содержит фразеосинтаксические схемы русского языка, построенные по модели сложноподчинённого предложения.

Золотова Г.А. Синтаксический словарь: репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. 2-е изд., испр. М. : Эдиториал, 2001. .

Ильенко С.Г., Левина И.Н. Лексико-синтаксический словарь русского языка: модели сложноподчинённого предложения [около 2000 моделей] /отв. ред. М.Я. Дымарский. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2008. 440 с.

Меликян В.Ю. Словарь: эмоционально-экспрессивные обороты живой речи. М.: Флинта: Наука, 2001. 240 с.

Меликян В.Ю. , Краснов В. А. Словарь коммуникем русского языка со значением волеизъявления [около 300 коммуникем (слов- предложений)]. Ростов н/Д.: Ростов, гос. пед. ун-т, 2005. 97 с. Меликян В.Ю., Остапенко А. И. Словарь фразеологизированных сложноподчинённых предложений русского языка . Ростов н/Д.: Ростов, гос. пед. ун-т, 2005. 79 с.

Остроумова О.А., Фрамполь О.Д. Словарь вводных слов, сочетаний и предложений: опыт словаря-справочника. М. : Изд-во СГУ,

2009. 501 с. (Трудности русской пунктуации).

Русские глагольные предложения: экспериментальный синтаксический словарь / сост. Л.Г. Бабенко, Т.М. Воронина, Ю.В. Казарин [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Бабенко. М. : Флинта: Наука, 2002.464 с.

… В лингвистике на современном этапе ее развития созрела потребность осмыслить понятие элементарных синтаксических единиц, из которых, как становится все очевиднее, строятся все другие, более сложные конструкции. Определение исходного понятия, первоэлемента концепционных построений, становится непременным условием самого существования научной теории

синтаксиса <…>

Осуществление задачи Синтаксического словаря - представить синтакси­ческие ресурсы русского языка научно систематизированными в словарных параметрах, впервые в лексикографической практике, -стало возможным на основе предлагаемого решения принципиального вопроса синтаксической теории - выявления конститутивной единицы синтаксиса.

В этом решении находит реализацию плодотворная идея взаимодействия лексики и грамматики, связанная с именами В.В. Виноградова и других наи­более глубоких и дальновидных лингвистов <…>

Для осмысления синтаксического механизма языка необходим ответ на вопрос о том, в каких единицах, на каком уровне системы это взаимо­действие осуществляется. В качестве такой единицы выдвинуто понятие синтаксемы. Синтаксемой названа минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка, выступающая одновре­менно как носитель элементарного смысла и как конструктивный компо­нент более сложных синтаксических построений, характеризуемая, следова­тельно, определенным набором синтаксических функций.

Различительными признаками синтаксемы служат 1) категориально-семантическое значение слова, от которого она образована, 2) соответствую­щая морфологическая форма и 3) вытекающая из (1) и (2) способность синтаксически реализоваться в определенных позициях <…>

Функциональная типология синтаксем базируется на понимании син­таксической функции как конструктивной роли синтаксичес­кой единицы в построении коммуникативной единицы. С этой точки зрения для характеристики синтаксической единицы существенным оказывается разграничение и противопоставление трех основных возможностей, трех функций синтаксем:

I. Самостоятельное, изолированное употребление единицы.

II. Употребление единицы в качестве компонента предложения.

III. Присловное употребление единицы в качестве компонента словосоче­тания (или сочетания слов).

Сумма возможностей и составляет основание для разграничения трех функциональных типов синтаксем: свободных (в Слова­ре помещаются под буквой А), обусловленных (Б) и связанных (В).

Свободные синтаксемы могут выступать в функциях I, II, III, обусловлен­ные - в функциях II, III, реже в I, связанные - только в III функции.

Функция I представлена чаще всего заголовками, а также драматурги­ческими ремарками, экспозиционными предложениями текста. Понятие функции II и III в описании синтаксем детализируется более конкретным понятием позиции.

В функции II различаются позиции:

1) предицируемого компонента предложения;

2) предицируюшего компонента предложения;

3) распространителя предложения (ситуанта) ;

4) полупредикативного осложнителя предложения. В функции III различаются позиции:

1) приглагольная;

2) приименная (присубстантивная);

3) приадъективная и приадвербативная.

Термины функция и позиция, следовательно, обозначают по­нятия более общей и более конкретной ступени абстракции: тот или иной тип функции как потенцию, как виртуальную способность каждая синтаксема реализует в определенной синтаксической позиции в той или иной модели предложения или словосочетания <…>

Вступая в предложение определенной структуры, синтаксема приобрета­ет статус его компонента. Предложение любого состава и с точки зрения организации и с точки зрения членения может рассматриваться как одна из исчисляемых комбинаций синтаксем. <…> Недостающим звеном системы, частью по отно­шению к целому - предложению, оказывается не слово-лексема (в исход­ной форме), а слово-синтаксема, или синтаксическая форма слова. <…> объем понятия и дифференциальные признаки морфологической и синтак­сической формы слова не совпадают. В пределах одной морфологической формы, как правило, различается ряд омонимичных и полисемичных синтак­сем. Понятно, что синтаксемы (1) о + Предл. с делиберативным значением и (2) о+Предл. со значением признакового партитива являются, при морфологическом подобии, структурно-смысловыми омонимами, они раз­личаются и значением и набором позиционных возможностей, что определяет и их функциональную характеристику: синтаксема (1), представляющая тип свободных синтаксем, реализует свои потенции в изолированных позициях заголовка или тематически-экспо­зиционного отрезка текста (1.1.2.: О вреде табака; О детях; Об очередных задачах и т.п.); в позиции предатирующего компонента предложения, при предицируемом имени информативного значения (11.2. Рассказ - о детях; Стихи - о любимой; Доклад - о задачах... и т.п.); в качестве присловного распространителя при глаголах и именах той же семантики (III.I. рассказы­вать о детях, петь о любимой ; Ш.2. рассказ о детях, песня о любимой и т.п.); синтаксема (2), представляющая тип обусловленных синтаксем, харак­теризует предмет по количеству его составных частей либо в предикативной позиции (112. Всякая вещь о двух концах; Домик был о трех окошках и т.п.), либо в атрибутивной, приименной (1П.2. домик о трех окошках; храм о двух шатрах и т.п.); оттенок устарелости в этой синтаксеме делает ее возможности и лексически и стилистически ограниченными.

Отношения полисемии возникают в пределах делиберативной синтаксемы в позициях III. 1 и 2: помимо распространения глаголов и имен информатив­ного значения, она выступает как распространитель глаголов и имен так наз. "горестного чувства" (сетовать, тужить, тосковать, печалиться, грустить, плакать о ком-чем; тоска, печаль, грусть о ком-чем и т.п.). В этом случае делиберативное значение синтаксемы о +Предл. осложняется каузативным оттенком, эта же объектно-каузативная синтаксема в свою очередь вступает в синонимические отношения с объектно-каузативной синтаксемой по + Дат. (тосковать по дому, по друзьям).<…>

Словарь является первым в языкознании последовательно функциональным описанием элементарных единиц русского синтаксиса - синтаксем, из которых строятся словосочетания и предложения. Он богато иллюстрирован примерами из произведений художественной литературы. Может быть использован в качестве нормативного семантико-грамматического справочника.
Для филологов широкого профиля, преподавателей, журналистов и всех изучающих русский язык.

С ПРЕДЛОГОМ ПО.
А. Свободные синтаксемы
Транзитив (обозначение пути движения).

В заголовках:
По северному краю (К. Случевский); По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову (Гарин-Михайловский); По этапу (С. Подъячев); По Галиции; По Волыни; По Чехословакии (А.Л. Толстой); По Уссурийскому краю (Арсеньев); По меже (Брюсов); По росе (Щипачев); По нехоженой земле (Н. Ушаков); По дороге на юг (Комс правда нояб. 1968); По наклонной (Правда май 1980); По сибирским маршрутам (Правда июнь 1978); По стране (Кн. обоэр. июнь 1982); По дну Волги (Правда июнь 1983); Последам первопроходца (Правда янв. 1983); По ледяным склонам Чегета (Сов. спорт март 1970); По лыжне олимпийской (Правда февр. 1983); По следу молекулы (Коме, правда май 1983); По Подмосковью (Кн. обоэр. февр. 1985); По трассам велогон-ки Мира (Сов Россия май 1983); По вешней воде (Соц. инд. апр. 1983). 1. 2. В экспозиционных предложениях текста:

По смоленской дороге. Длинный коридор и раскрытые отделения первоклассного вагона (Бунин); В городе, по пути на вокзал. Извозчик мчит во весь дух... (Бунин).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Синтаксический словарь, Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса, Золотова Г.А., 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Синтаксический словарь, Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса, Золотова Г.А., 1988
  • Топонимический словарь Центральной России, Смолицкая Г.П., 2002
  • Словарь трудных случаев употребления созвучных слов в русском языке, Сурова Н.В., Тюменцев-Хвыля М.В., Хвыля-Тюменцева Т.М., 1999

Следующие учебники и книги.

Значение слова СИНТАКСИЧЕСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка

СИНТАКСИЧЕСКИЙ

соотн. с сущ. синтаксис, связанный с ним

Свойственный синтаксису, характерный для него.

Принадлежащий синтаксису.

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СИНТАКСИЧЕСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    синтакси"ческий, синтакси"ческая, синтакси"ческое, синтакси"ческие, синтакси"ческого, синтакси"ческой, синтакси"ческого, синтакси"ческих, синтакси"ческому, синтакси"ческой, синтакси"ческому, синтакси"ческим, синтакси"ческий, синтакси"ческую, синтакси"ческое, синтакси"ческие, синтакси"ческого, синтакси"ческую, синтакси"ческое, синтакси"ческих, …
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: синтаксис, связанный с ним. 2) Свойственный синтаксису, характерный для него. 3) Принадлежащий …
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ в Орфографическом словаре.
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    и (реже СИНТАКТИЧЕСКИЙ, синтактическая, синтактическое (греч. syntaktikos) (лингв.). Прил. к …
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    синтаксический прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: синтаксис, связанный с ним. 2) Свойственный синтаксису, характерный для него. 3) Принадлежащий …
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. соотн. с сущ. синтаксис, связанный с ним 2. Свойственный синтаксису, характерный для него. 3. Принадлежащий …
  • ИНТОНАЦИОННО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИНТОНАЦИ́ОННО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ СТИХ, древнейшая форма непесенного (речитативного) стиха, осн. на подчёркивании естеств. членения речи на колоны, параллелизмы и …
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР в Словаре лингвистических терминов:
    см. разбор синтаксический (в статье разбор …
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    ‘грамматический разбор’ Syn: синтаксический …
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР в Тезаурусе русского языка:
    ‘грамматический разбор’ Syn: синтаксический …
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в Тезаурусе русского языка:
    ‘грамматический разбор’ Syn: синтаксический …
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в словаре Синонимов русского языка:
    грамматический разбор Syn: синтаксический …
  • АЛАН ПЕРЛИС в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-10-23 Time: 15:35:43 Алан Перлис (Alan Perlis) — американский учёный в области информатики.- * То, что для одного человека …
  • МЕТАТЕОРИЯ
    теория, анализирующая различные свойства, структуру, закономерности, методы и приемы исследования другой теории, называемой объектной или предметной. М. выполняет методологическую функцию …
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА в Новейшем философском словаре:
    один из ведущих разделов современной логики и математики. Сформировался в 19-20 ст. как реализация идеи о возможности записать все исходные …
  • ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тульская духовная семинария, учебное заведение, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Адрес: г. Тула, …
  • АКАФИСТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к …
  • ПЕСНЯ. в Литературной энциклопедии:
    " id=Песня.Оглавление> 1. Определение . 2. Поэтика и язык песни . 3. Звуковая сторона песни . 4. Социальные функции песни …
  • МЕТАТЕОРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от мета...), теория, анализирующая структуру, методы и свойства какой-либо другой теории - т. н. предметной теории, или объектной. Термин …

Аннотация

Словарь является первым в языкознании последовательно функциональным описанием элементарных единиц русского синтаксиса - синтаксем, из которых строятся словосочетания и предложения. Он богато иллюстрирован примерами из произведений художественной литературы. Может быть использован в качестве нормативного семантико-грамматического справочника.

Для филологов широкого профиля, преподавателей, журналистов и всех изучающих русский язык.

Галина Александровна Золотова -- доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русского языка им.В.В.Виноградова РАН, профессор кафедры русского языка МГУ им.М.В.Ломоносова, выдающийся ученый, учитель, воспитавший много хороших специалистов по русистике.

Галина Александровна Золотова принадлежит к числу тех немногих лингвистов современности, которые создали свое направление в науке о языке. Это коммуникативная грамматика, или "одушевленная грамматика", ставящая в центр исследования говорящую личность, соединяющая вертикальными связями все значимые единицы языка, системную лингвистику и поэтику художественного слова, грамматика, позволяющая объяснить законы порождения речи.

Следуя лучшим традициям русистики, Г.А.Золотова соединяет чуткое отношение к языковому материалу с прочной грамматической теорией. Научные труды Г.А.Золотовой отличаются глубиной мысли, стройностью изложения и тонким анализом русской речи. Г.А.Золотова опубликовала более 200 научных работ, среди которых статьи, книги, словарь, учебники.

Ученица акад. В.В.Виноградова с университетских лет, под его руководством она окончила и аспирантуру Института языкознания АН СССР, в 1954 г. защитила кандидатскую диссертацию "Глагольные словосочетания и их типы в современном русском литературном языке", в 1971 г. -- докторскую диссертацию "Очерк функционального синтаксиса современного русского языка".

Свой путь в науке Г.А.Золотова начала с исследований синтаксиса художественного текста (Н.В.Гоголя, Н.М.Карамзина, М.Горького). Наблюдения над синтаксисом языковой личности подводили к необходимости искать иные решения ряда вопросов синтаксической теории. Новый подход опирался на принцип единства формы, значения и функции синтаксической единицы. Г.А.Золотова начала построение своей синтаксической модели с введения в научный обиход понятия минимальной синтаксической единицы -- синтаксической формы слова, или синтаксемы. Теория синтаксем, разработанная в рамках докторской диссертации и изложенная в книге 1973 г. ("Очерк функционального синтаксиса русского языка"), позволила ее автору представить репертуар минимальных единиц русского синтаксиса в виде "Синтаксического словаря русского языка", который вышел в свет в 1988 г. Принцип триединства, трехмерности синтаксической единицы окажется основой построения непротиворечивой теории современного русского синтаксиса.

В "Очерке функционального синтаксиса" пересматривались или уточнялись основные понятия синтаксической науки -- словосочетание и типы подчинительных отношений, предложение и предикативность, предложение простое и предложение сложное, предложение полное и неполное. Следуя идеям В.В.Виноградова, Г.А.Золотова предложила новое решение проблемы словосочетания: она связала критерии идентификации словосочетания как особой синтаксической единицы не только с разграничением присловных и неприсловных позиций синтаксемы, но и с функциональной классификацией синтаксем. Словосочетанием при этом оказывается не любая пара полнознаменательных слов, а такая синтаксическая структура, в которой главным компонентом является слово релятивной семантики, а зависимым компонентом -- связанная синтаксема. Г.А.Золотова предложила разграничивать словосочетание как синтаксическую единицу докоммуникативного уровня и сочетание слов как соединение слов, возникшее в рамках коммуникативной единицы в результате "свертывания" другой предикативной единицы. Было уточнено и понятие подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), соотнесенное с лексико-грамматическими свойствами слова. Подчинительные отношения отграничены от отношений сопряжения, которые существуют между компонентами модели предложения -- субъектом и предикатом.

Если теория словосочетания в концепции Г.А.Золотовой связана с типологией минимальных синтаксических единиц и особенностями семантики слова, то теория предложения и классификация моделей предложения соединила уровень слова и уровень коммуникативного типа текста. Основные идеи разработанной Г.А.Золотовой концепции русского предложения следующие:

1. Идея принципиальной двусоставности предложения как коммуникативной единицы языка. Г.А.Золотова показала, что так называемая "односоставность" не является характеристикой модели предложения, не принадлежит области типового значения модели, а является либо знаком особой семантико-синтаксической (системно-языковой) модификации модели (например, по линии субъекта: неопределенно-личность, обобщенно-личность; инволюнтивность и др.), либо регистрово обусловленным вариантом модели (например, номинативное предложение интерпретируется как особая синтаксическая структура, предназначенная для репродуктивно-описательного или репродуктивно-повествовательного типа текста). Г.А.Золотова, настаивая на взаимосвязанности формы и значения, убедительно доказала, что прикрепленность подлежащего к именит. падежу не позволяет адекватно интерпретировать структуру русского предложения, что в русском языке есть несколько моделей предложения с подлежащим в косвенном падеже. Форма субъектного компонента значима: именит. падеж -- это основная форма для выражения субъекта действия, личного, контролирующего ситуацию, субъекта качества и субъекта класса; субъект состояния (инволюнтивный) личный выражается преимущественно дат. падежом (Мне грустно ), а субъект пространственный -- предложным (В лесу тихо ), субъект количественной характеристики -- родит. падежом (Братьев -- двое ).

В отличие от сторонников многоуровневости русского предложения (которые противопоставляют формальную организацию, семантическую организацию и коммуникативную организацию предложения), Г.А.Золотова видит в предложении материально единый объект, адекватное изучение которого требует не разделения, а интегрального подхода к его структуре.

2. Идея изосемичности-неизосемичности, которая обнаруживает отношения между семантикой и синтаксисом, их взаимонаправленность друг на друга. Модель предложения представляет собой семантико-синтаксическое сопряжение конститутивных компонентов -- субъекта и предиката, которые являются не только компонентами модели предложения, но и элементами типового значения предложения. Типовое значение может быть выражено изосемически -- теми лексико-грамматическими средствами, которые предназначены для данного типового значения (например, типовое значение "субъект и его качество" выражается изосемической моделью "Петя добры й"). То же типовое значение может быть выражено синонимическими средствами, или неизосемически (Петя отличается добротой; Петя -- сама доброта ). Понятие изосемичности-неизосемичности позволяет разграничить базовые (изосемические) модели и их структурно-семантические модификации (модальные, фазисные, экспрессивные), базовые модели и их синонимические варианты.

3. Идея синтаксического поля предложения, которая "собирает" вокруг одного типового значения и его изосемического представления все структурно-семантические (моно- и полипредикативные) модификации, синонимические варианты и неполные контекстуальные реализации, соединяет их в одном синтаксическом описании. В отличие от идеи синтаксической парадигмы (ср. АГ-70 и АГ-80), которая предполагает расположение в одном ряду разных синтаксических явлений (например, фазисных модификаций и авторизованных, полипредикативных конструкций: "Он -- серьезный человек "; "Он стал серьезным человеком "; "Он показался мне серьезным человеком " -- фазисный глагол "стать" не увеличивает количества предикативных единиц; глагол же "казаться (показаться)" обнаруживает модусную предикативную структуру "я считаю, я решил"), идея синтаксического поля дает возможность показать разные виды структурно-семантических модификаций базовых моделей предложения, а также разную степень семантической осложненности типового значения предложения. Синтаксическое поле предложения делится на центр и периферию: в центре -- изосемическая модель во всей совокупности ее грамматических форм, в зоне, ближайшей к центру -- фазисные и модальные модификации модели (модификации по линии предиката) и модификации по линии субъекта (неопределенно- и обобщенно-личные), в следующей зоне (по мере продвижения от центра) -- текстово обусловленные (коммуникативные) модификации, далее -- синонимические вариации и наконец -- полипредикативные конструкции, построенные на базе данной модели предложения. Таким образом, многообразие типов предложений русского языка предстает в системно-иерархической упорядоченности, дающей и теоретические и практико-методические преимущества.

Не будучи сторонником вербоцентрической концепции русского предложения, при построении своей типологии моделей русского предложения проф. Золотова исходит из того, что предикативность и глагольность не равнозначные понятия, что тип предиката и тип субъекта взаимообусловлены, что основы типологии моделей русского предложения следует искать в системе частей речи.

В книге 1973 года ("Очерк функционального синтаксиса современного русского языка") было уточнено понятие модальности, по-новому интерпретированы термины "субъектный" и "объектный" инфинитив, введены понятия авторизации и авторизованной конструкции.

Предложены новые критерии классификации полипредикативных конструкций: во-первых, сложных предложений, во-вторых, каузативных и авторизованных конструкций. В синтаксическом поле предложения каузативные и авторизованные конструкции расположены в зоне дальней периферии, поскольку представляют собой результат взаимодействия минимум двух моделей предложения. Принципы описания и классификации каузативных и авторизованных конструкций, разработанные Г.А.Золотовой, значимы не только для синтаксиса, но и для семантики глагола: если средствами каузации и авторизации модели предложения в русском языке являются неполнознаменательные глаголы, то они не могут быть описаны в словаре так же, как полнознаменательные. В полемике со сторонниками теории валентности Г.А.Золотова доказала, что глаголы типа заставлять , вынуждать или считать , находить в соединении с инфинитивом другого глагола не управляют инфинитивом и что отношения между этими глагольными формами не принадлежат уровню словосочетания.

С именем Г.А.Золотовой связаны не только идея принципиальной двусоставности предложения и признание за некоторыми косвенными падежами роли подлежащего (субъекта), не только понятия изосемичности/неизосемичности и идея синтаксического поля предложения, но и такие важные для современной грамматики понятия, как категория оценки, рематическая доминанта, наконец, понятие коммуникативного регистра речи. Понятие коммуникативного типа речи, позже коммуникативного регистра, было предложено Г.А.Золотовой еще в начале 60-х годов, но разработано и применено ко всей синтаксической системе позже -- в 80--90-х.

В статьях и книге "Коммуникативные аспекты русского синтаксиса" (1982 г.) концепция функционального синтаксиса постепенно превращалась в концепцию коммуникативной грамматики: результаты синтаксического анализа позволяли по-новому взглянуть на традиционные морфологические объекты (например, на слова категории состояния, на категории вида и времени глагола). В этот же период Г.А.Золотова работает над переизданием книги ее учителя академика В.В.Виноградова "Русский язык (Грамматическое учение о слове)". Мысли В.В.Виноградова о том, что синтаксис является организующим центром грамматики, а "образ автора" -- организующим центром текста, вели к расширению границ грамматики и углублению ее компетенции. Соединение в одном времени и в одном сознании общеграмматической и текстовой проблематики привело к созданию концепции коммуникативной грамматики, главной фигурой которой является говорящая личность. Поставив в центр своего исследования говорящую личность и текст как результат рече-мыслительной деятельности этой личности, Г.А.Золотова соединила в своих работах традиционную морфологическую проблематику, проблематику конструктивного синтаксиса и проблематику синтаксиса речи (текста).

В рамках концепции коммуникативной грамматики Г.А.Золотову интересует весь процесс порождения текста, все его этапы, которые она условно обозначает как ступени A, B, C, D. Ступень А принадлежит языковой системе и на ней находятся языковые модели предложений и их составляющие, на ступени В вступают в действие ментально-речевые модели деятельности говорящего -- коммуникативные регистры, ступени С и D принадлежат конкретному тексту -- тактике и стратегии его автора. Коммуникативный регистр -- понятие, которое соединяет язык и текст: коммуникативный регистр представляет собой определенную модель восприятия и отражения действительности, обусловленную позицией говорящего и его коммуникативными интенциями, располагающую набором языковых средств и реализованную в конкретных фрагментах текста. Г.А.Золотова предложила различать пять регистров: репродуктивный (прямая констатация наблюдаемого), информативный (сообщение информации: знаний и мнений), генеритивный (формулировки общечеловеческих истин), волюнтивный (выражение воли говорящего, каузирующее слово) и реактивный (каузированное слово, эмоциональная реакция на чужое слово, на речевую ситуацию).

Типология коммуникативных регистров определяет функциональный диапазон языковых средств (лексико-семантических разрядов слов, грамматических категорий, синтаксем, моделей предложения), совокупность коммуникативных (регистровых) возможностей конкретной языковой единицы получила название ее функциональной парадигмы. Построение функциональных парадигм позволяет реализовать концепцию функциональной грамматики в виде словаря и создавать словари нового типа -- функциональные словари. Первой попыткой в этом направлении стал "Синтаксический словарь" (М., 1988) Г.А.Золотовой. Но в этом словаре функциональная парадигма именных синтаксем выстраивалась по отношению к коммуникативной единице -- предложению. Сегодня Г.А.Золотова работает над функциональным словарем глаголов, в котором функции глагольных синтаксем устанавливаются по отношению к коммуникативному регистру, к тексту.

Возможности понятия коммуникативного регистра были продемонстрированы в книге "Коммуникативная грамматика русского языка" (написанной Г.А.Золотовой в соавторстве с Н.К.Онипенко и М.Ю.Сидоровой). В этой книге идея коммуникативного регистра, обращенная к языку, воплотилась не только в функциональные парадигмы видо-временных форм глагола, но в средство коммуникативно-текстовой интерпретации частей синтаксического поля предложения: вслед за понятием связанной синтаксемы появилось понятие связанной модели предложения (регистрово связанной). Коммуникативный регистр, реализованный в конкретном фрагменте текста, терминологически обозначен как композитив. Понятие коммуникативного регистра положено в основу представления о синтаксической композиции текста. На примере анализа конкретных художественных текстов доказано, что типология регистров становится работающим инструментом исследования синтаксической композиции текста. Г.А.Золотова, интерпретируя художественное слово с позиций коммуникативной грамматики, в книге 1998 г. предложила образцы анализа конкретных стихотворных и прозаических текстов; в этом анализе она соединила ступень языковых единиц с уровнем художественной стратегии автора, что еще раз демонстрирует объяснительную силу концепции коммуникативной грамматики.

Интерес к проблеме точки зрения говорящего и учет субъектной перспективы высказывания позволили Г.А.Золотовой разграничить так называемые неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения. С точки зрения формального синтаксиса обобщенно-личные предложения не имели жестких критериев выделения. Г.А.Золотова показала, что признаками обобщенно-личной модификации является не только особое временн\"ое значение (всевременное), но и инклюзивность говорящего -- его включенность в состав тех, о ком идет речь (В Тулу со своим самоваром не ездят -- все и я в том числе). Одновременное действие двух признаков возможно лишь в условиях генеритивного регистра. Неопределенно-личные предложения характеризуются эксклюзивностью говорящего (В дверь постучали -- кто-то, но не я).

В связи с понятием коммуникативного регистра сегодня в фокусе научных интересов Г.А.Золотовой находится глагол и глагольные категории. Соединив типологию коммуникативных регистров с теорией "образа автора" (разработанной В.В.Виноградовым), Г.А.Золотова разграничила время текстовое и время перцептивное -- две временных оси, взаимодействием которых и организуется художественное время и пространство. Вслед за В.В.Виноградовым термины перфектив, имперфектив, аористив в теории коммуникативной грамматики закрепились как обозначения текстовых функций глагольных синтаксем. Глагол оказался именно той частью речи, через которую обнаруживается точка зрения говорящего, место субъекта речи по отношению к изображаемой действительности, той зоной, в которой выявляется связь типологии предикатов, типологии моделей предложения и типологии коммуникативных регистров речи. Г.А.Золотова не противопоставляет синтаксис семантике и прагматике, но соединяет их на основании целостности объекта -- текста -- и связи с точкой зрения говорящего. Триада форма--значение--функция в коммуникативной грамматике соотносит язык с внеязыковой действительностью и с условиями его использования в человеческой деятельности. Многомерность, а не уровневость языковой системы позволяет ей быть одновременно обращенной к внешней отражаемой действительности и к сфере человеческой ментальности.

Построенная таким образом концепция коммуникативной грамматики, различая, соединяет в одном исследовании язык и речь, форму и значение, значение и функцию, словарь и грамматику, нормативную грамматику и грамматику аномалий (инновации в детской речи и аномальные примеры из художественной литературы), системную лингвистику и поэтику художественного текста. Но и этим не исчерпываются сфера интересов проф. Г.А.Золотовой: она предлагает способы определения информативного объема предложения и информативной плотности текста и новое истолкование трудных текстов Блока, Цветаевой, Волошина, Мандельштама, работает над учебниками для русской школы и для обучения русскому языку иностранцев и разрабатывает новые программы для университетского курса грамматики. (Программа курса для МГУ опубликована в приложении к "Коммуникативной грамматике русского языка"). Многочисленные лекции и научные доклады, статьи и книги, оппонирование диссертаций, рецензирование научных работ -- вся эта внешне разнонаправленная деятельность Г.А.Золотовой способствует дальнейшему совершенствованию новой, непротиворечивой концепции языка, обладающей большой объяснительной силой по отношению ко всей системе.

Деятельность Г.А.Золотовой не ограничивается теоретической лингвистикой: она много лет ведет педагогическую работу в университете, ее ученики преподают на кафедрах славистики и русского языка в разных странах мира, под ее руководством написаны более 20 кандидатских диссертаций. Школа Г.А.Золотовой активно и плодотворно работает, а сама Галина Александровна Золотова выдвигает новые перспективные идеи, новые решения традиционных лингвистических проблем, участвует в осуществлении новых проектов. Огромный научный багаж и большой педагогический опыт, тонкое языковое чутье и острая научная интуиция, умение вести научную полемику и обосновывать свое мнение, умение видеть рациональное в чужих взглядах и высокая требовательность к себе выдвинули Г.А.Золотову в ряды наиболее крупных русистов наших дней. Ее авторитет признан славистами и русистами многих стран, она избрана почетным членом научных обществ Чехии, Болгарии и Франции, читала доклады и лекции по приглашению 40 зарубежных университетов, в 2000 г. Стокгольмский университет присвоил ей звание Почетного доктора (honoris causa), ее доклады украшают международные конгрессы и конференции, ее грамматическая концепция становится составляющей курса современного русского языка во многих вузах России и за ее пределами.

1. романтизм в русской литературе 1800-1840-х годов: этапы, проблема типологии, положение жанров

Документ

Не обязательная) синтаксических свойств от ЛЗ. В образовании словосочетаний, в элементарном , простейшем строении... предикативные единицы , образующие в конструктивном смысловом и интонационном отношении единое целое. Но в истории русского синтаксиса ...

  • Пособие построено на материале переводов с немецкого, английского, французского, отчасти испанского языков на русский; эпизодически используются данные перевода с некоторых других языков на русский и с русского на иностранные. Ббк

    Документ

    Ошибки и элементарная неточность и... также «заведующий репертуаром в театре», и русское - «драматург...), как «Немецко-русский и русско -немецкий словарь „ложных друзей переводчика... дает русский синтаксис , ... тексте. Синтаксическая единица художественной...

  • Программа курса «Русский язык»

    Программа курса

    ... элементарными способами анализа изучаемых единиц ... морфология и синтаксис ), орфография, ... русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических ... речевой репертуар ... словарь . Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь ...



  • Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...