Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Урок обобщения. Включение нового знания в систему знаний

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Урок обобщения и закрепления знаний Урок обобщения и закрепления знаний Комлева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ Воздвиженская ООШ




Воспитательные и образовательные задачи Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; закрепить навык постановки знаков препинания в ССП; Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитывать чувство дружбы.


Формирование компетенций учащихся регулятивной через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию познавательной через преобразование информации: текст- схема.


Учащиеся знают основные понятия темы. определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. преобразовывают информацию: предложение-схема. формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее. Планируемый результат




Предполагаемые вопросы Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП? С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП? Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части? Какие знаки препинания ставятся в ССП? Составление вопросов по параграфам учебника




Заполненная таблица Части ССП Союзы соединительные и, да (= и), ни…ни, тоже, также разделительные то… то, или (иль), либо, то ли… то ли, не то…. не то противительные а, не только… но и, но, да (=но), однако Значения ССП одновременность последовательность причина чередование взаимоисключение сопоставление противопоставление Знаки препинания в ССП запятая точка с запятой тире




Зад. Задание Правильность выполнения 1 Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное Составьте схему предложения, выделив союз. 3 Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП. 4 Определите значение, которое передает ССП. 5 Выделите в ССП грамматические основы. Итого Лист контроля


Предложения для анализа 1 группа 1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. 2. Каждый поэт всегда задумывается о своем « святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством. 3. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово. 4. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба. 5. Знойные сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.


Предложения для анализа 2 группа. 1. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь. 2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом. 3. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили росы, пока они нежатся в ее прохладе под дремотной сладкой тяжестью. 4. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперед с трудом. 5. Тропа выровнялась, пробежала вперед, миновала последний лужок и привела караван к крутому обрыву.


Предложения для анализа 3 группа 1. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком. 2. Чтобы не были души пусты, чтобы огонь не унес красоты, чтобы реки текли, чтобы вишни цвели, мы в ответе с тобой за простор всей земли. 3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас. 4. Подул ветер, пахнувший полынью и пшеничной соломой, раскачивал на меже высокие репейники. 5. Печален я: со мною друга нет.


Полученный текст о дружбе. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он, наверное, нас. Испытывая трудности, мы помогаем друг другу, и никто не забывает об этом. С другом жизнь становится прекрасной для каждого из нас, и уже по-другому воспринимаются неприятности.

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков . Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Вконтакте

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного;
  • синтаксического;
  • графического.


Пунктуация изучает
правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания :

  • повествование;
  • вопрос;
  • восклицание;
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться :

  • ? — !;
  • ? — …;
  • ! — …

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить :

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма , а другой — существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными : это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны :

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида;
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить , если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο - Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο - словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο - …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
  2. В конце: «П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств;
  • уточняющие члены;
  • выделение сравнений и оборотов;
  • конструкции с союзом «как»;
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей;
  • подчинительная;
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию :

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 — начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Русский язык
6 класс

8. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

План синтаксического разбора

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Является ли предложение восклицательным?
  3. Грамматическая основа (грамматические основы).

Образец письменного синтаксического разбора предложения

простого:
Белый пар по лугам расстилается . (И. Никитин.)

сложного:
В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит . (И. Никитин.)

План пунктуационного разбора

  1. Знаки завершения предложения.
  2. Знаки разделительные в предложении.
  3. Знаки выделительные при обращении (если есть).

39 . Спишите, расставляя пропущенные запятые. Разберите 1-е и 3-е предложения письменно, остальные - устно. Обозначьте звуки на месте выделенных букв.

1. Солнце стояло ни..ко на бледно-ясн..м небе. 2. От деревьев от кустов от высоких 3 стогов сена 3 побежали 3 длинные тени. 5 3. Солнце уже довольно высоко ст..яло на чист..м небе но поля ещё бл..стели росой. 4. Сырая земля упруга под ногами высокие сухие былинки не шевелятся длинные нити блестят на побледневшей траве. 5

(И. Тургенев.)

40 . Составьте четыре сложных предложения без союзов и с союзами и, что, потому что . Устно объясните в них постановку запятых. Одно предложение разберите устно, одно - письменно.

§ 1 Алгоритм разбора

Синтаксический разбор простого предложения, осложненного однородными членами, мало отличается от разбора любого другого простого предложения. При работе необходимо соблюдать порядок разбора. Наличие в предложении однородных членов указывается после характеристики простого предложения, и только потом производится разбор главных и второстепенных членов.

Итак, рассмотрим весь алгоритм разбора.

Во-первых, необходимо найти грамматическую основупредложения и установить, что оно простое.

Во-вторых, называем тип предложения по цели высказывания(повествовательное, побудительное, вопросительное) и по интонации(восклицательное или невосклицательное).

В-третьих, рассказываем о строении предложения. Двусоставное оно или односоставное, нераспространенное или распространенное, полное или неполное, осложненное или неосложненное. Поскольку сейчас мы говорим о разборе предложений с однородными членами, то, разумеется, при характеристике будем говорить, что предложение осложнено однородными членами, и дальше указывать, какими именно: подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями или обстоятельствами.

В-четвертых, разбираем предложение по членам, указываем, чем они выражены. Причем, сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого.

В-пятых, необходимо объяснить расстановку знаков препинания и нарисовать схему предложения. Начинайте пунктуационный разбор с объяснения выбора знака препинания в конце предложения. Установите, какое предложение анализируется, простое или сложное. В сложном предложении «посчитайте» количество частей и определите вид связи между ними: подчинительная, сочинительная или бессоюзная. Таким образом объясните выбор знаков отделения. Определите, какую функцию выполняют знаки, встречающиеся внутри простого.

§ 2 Примеры разбора

Теперь давайте потренируемся на конкретном примере.

Юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно. (К.Паустовский)

Итак, грамматическая основа (что?) деревца, ель и сосна, осина и береза (что делают?) растут. Сделаем отступление и отметим, что в предложении при однородных членах стоит обобщающее слово, а оно, как мы помним, является тем же членом предложения, что и однородные члены. Продолжим. Поскольку в предложении только одна грамматическая основа, то оно простое.

По цели высказывания это предложение повествовательное, по интонации - невосклицательное.

Так как в предложении присутствуют и подлежащее, и сказуемое, нет пропусков, необходимых для понимания смысла второстепенных членов, можем сделать вывод, что перед нами полное предложение. Теперь настало время обратить внимание на осложненность предложения. Как мы уже упомянули ранее, в предложении есть однородные члены, а конкретно - подлежащие, значит, предложение осложнено однородными подлежащими. Есть еще и второстепенные однородные члены - обстоятельства дружно и тесно, значит, предложение осложнено однородными обстоятельствами.

Разберем предложение по членам.

Однородные подлежащиевыражены именами существительными (что?) деревца, ель и сосна, осина и береза.

Сказуемое выражено глаголом (что делают?) растут.

Второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, представлены определениями: деревца (какие?) юные - имя прилагательное, деревца (какие?) всех пород - сочетание местоимения с именем существительным. Важно учитывать, что эти определения не являются однородными, т.к. характеризуют определяемое слово с разных сторон и выражены разными частями речи.

Второстепенные члены, входящие в состав сказуемого - однородные обстоятельства образа действиядружно и тесно, отвечают на вопрос как? и выражены наречиями.

Подчеркнем все члены предложения: подлежащие одной чертой, сказуемое - двумя, определения - волнистой линией, обстоятельства - точкой с пунктиром.

В заключение необходимо объяснить постановку знаков препинания.

Так как предложение повествовательное невосклицательное, в конце него ставится точка. Есть знаки препинания и внутри предложения. Вспомним правило: «В том случае, если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения ставится тире».

И рисуем схему предложения. В нашем случае она будет выглядеть так:

Разберем еще одно предложение.

Я позвоню тебе или во вторник, или в среду.

Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, полное, осложнено однородными обстоятельствами.

Подлежащеея выражено местоимением, сказуемоепозвоню - глаголом. Второстепенных членов, входящих в состав подлежащего в предложении нет. Позвоню (кому?) тебе - дополнение, выраженное местоимением; позвоню (когда?) или во вторник, или в среду - однородные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом.

Так как предложение повествовательное невосклицательное, в конце него стоит точка, а поскольку однородные обстоятельства связаны повторяющимся союзом, ставится запятая между однородными членами. Изобразим предложение схематически:

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык:Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл.общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык:Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.:Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000
  11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. «Аквариум» ГИППВ, 1997
  12. Симакова Е. С. Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. Астрель, ВКТ,2012
  13. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012
  14. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты. Русский язык. 8-9 классы. М. «Дрофа», 2000
  15. Тростенцова Г.А., ЗапорожецА.И.: Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...