Синтаксический строй сборника стихов Б. Пастернака "Когда разгуляется": перечислительные конструкции

Синтаксический строй публицистической речи стремится к прозрачности синтаксических конструкций, простоте структур. В выразительных целях часто используется инверсия, разные виды актуализации, повторы, вопросно-ответные и призывные побудительные формы и др.

Характерны обобщенно-личные и неопределенно-личные, безличные предложения, с помощью которых можно "отстраниться" от конкретного деятеля (нам сообщают, передают; в заметке сообщается).

Публицистика активно использует экспрессивный синтаксис: номинативные, присоединительные и парцеллированные конструкции, вопросно-ответные построения. Синтаксическая фрагментность в подаче материала создает иллюзию свободной, непринужденной речи, что способствует проявлению контактоустанавливающей функции речи.

Для синтаксиса в целом характерны, с одной стороны, традиционные публицистические (приподнято-патетические) конструкции (синтаксический параллелизм, периоды, повторы), с другой - "раскованные", близкие к разговорным конструкции (расчлененные, неполные, осколочные конструкции). Такая сложность синтаксической системы стиля продиктована жанровым многообразием публикаций, различием их конкретных целевых, содержательных и функциональных установок. На синтаксической структуре сказывается многомерность общей тональности стиля: от агитационной призывности до тона доверительной беседы.

В публицистике широко представлены образные средства (тропы, фигуры), используются фразеологические обороты, пословицы, крылатые выражения, которые часто трансформируются, переосмысливаются в нужном для журналиста ключе. Приемы контаминации, столкновения смыслов, обновления устойчивых словосочетаний, привычных речевых формул имеют жанрово-композиционную обусловленность и делают речь выразительной, активно воздействующей на читателя. Все это связано с общей экспрессивной направленностью стиля.

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально - и экспрессивно - окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения и др.

Языковые средства выражения экспрессивности

Экспрессивные средства служат созданию политической и социальной заостренности, злободневности, образные средства здесь не только средства наглядности, но и средства социальной оценки изображаемого.

Вопрос о том, является ли художественная речь функциональным стилем, до сих пор еще вызывает споры. Одни исследователи ставят стиль художественной литературы в один ряд с функциональными стилями, другие считают его явлением иного, более сложного порядка. Думается, что причиной спора является совмещение понятий "художественный стиль" и "язык художественной литературы" (глубинно - стиль и текст).

Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется, как и письменной, так и в устной форме. Характерной чертой газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций - тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере).

Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, а выражает мнение определенной социальной группы людей - партии, движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы, использует такие словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски: оболванивание, желтая пресса, пособник и т.п., которые показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи и содержат отрицательную оценку. Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении.

Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка - приватизация, электорат, деноминация и др.

Рассматриваемый стиль привлекает весь запас эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, включая в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений (Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре). Стремление к выразительности, образности и, в то же время, краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому), что является неотъемлемой частью публицистической речи.

Экспрессивность как способность единиц выступать в коммуникативном акте в качестве средства субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи, улучшать форму высказываний - понятие динамическое. Это градуируемое свойство, которое зависит от мотивированности применения конструкций, характера их сочетаемости. При недостаточно мотивированном, концентрированном применении штампов одной модели, частотности употребления и повторяемости штампов на "малой площади" без изменения в семантике и внешней форме единиц их экспрессивные свойства деактуализируются. Но штампы становятся более экспрессивными при мотивированном включении в текст. Экспрессивные свойства речевых штампов в публицистическом тексте усиливаются с помощью обновления синтагматических связей единиц; изменений в семантике и внешней форме сочетаний слов и построения текстовых парадигм.

Для использования штампов в публицистических текстах характерен синкретизм собственно экспрессивной функции (выражения оценки и эмоций, стилистической дифференциации) и эстетической (употребление как характерологического средства, при индивидуализации речи персонажей, определения их социального статуса и т.п.). Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые предпринято комплексное исследование речевых штампов как конструкций с градуируемыми экспрессивными свойствами. Исследование проводится на основе примеров из словарей, художественной прозы и публицистики современных русских писателей, язык произведений которых мало изучен. Разработана типология речевых штампов по способу номинации, структуре значения, степени экспрессивности.

У речевых штампов выделяются следующие категориальные признаки:

1) стереотипная сниженная экспрессивность (однообразие семантики и структуры, серийность конструкций, несмотря на то, что они предназначены для экспрессивной функции);

2) раздельнооформленность, наличие не менее двух лексических компонентов;

3) стабильность сочетаний, десемантизация слов-компонентов, которая проявляется в редукции денотативных и/или коннотативных сем;

4) использование стилистически окрашенных конструкций не по назначению; их стилистическое и семантическое рассогласование с другими элементами текста;

5) чрезмерная употребительность единиц в небольшом по объему тексте; текстах одного стиля речи. При употреблении штампов страдают эмоциональность, информативность высказываний, внешняя форма речи, её воздействие на адресата снижается.

Экспрессивность штампов - явление динамическое. Позитивно оцениваемую динамику экспрессивности штампов можно определить терминологически с помощью дифференциации экспрессивной функции 1 и экспрессивной функции 2. Экспрессивная функция 1 связана с традиционным применением единиц, оно приводит к снижению выразительности у конструкций. Экспрессивная функция 2 представляет собой соединение функции выражения эмоций и оценки с эстетической функцией (использованием единицы для улучшения внешней формы речи).

Авторские фонетические средства, повышающие экспрессивность речи и ее эмоциональное и эстетическое, воздействие, связаны со звуковой материей речи через выбор слов и их расположение и повторы. В своей совокупности эти средства рассматриваются учением о благозвучии, или эвфонией. Эвфонией, или инструментовкой, называют также и самый объект этого изучения, т.е. соответствующую настроению сообщения фонетическую организацию высказывания.

создание психологического портрета образа персонажей ("описательно - характерологическая функция");

К частным текстовым функциям эмотивной лексики относятся:

создание психологического портрета образа персонажей ("описательно-характерологическая функция");

эмоциональная интерпретация мира, изображенного в тексте, и его оценка ("интерпретационная и эмоционально-оценочная функции"); обнаружение внутреннего эмоционального мира образа автора ("интенциональная функция");

воздействие на читателя ("эмоционально-регулятивная функция").

Мы рассматриваем экспрессивность как одну из ведущих концептуальных категорий, обусловливающих её прагматико-коммуникативное существование. Экспрессивность в нашей работе представлена как сущностная характеристика текста, как акт прагматического текстообразования.

Возможности экспрессивности как сущностной характеристики заложены прежде всего в его денотативном плане. Именно от денотативной отнесённости предмета зависит в конечном счёте ожидаемый перлокутивный эффект. Денотат текста (товар, услуга, имидж, общечеловеческие ценности, политические партии, движения) может иметь ту или иную личностную значимость для получателя рекламы, независимо от того, есть или нет в тексте экспрессивные единицы. Именно денотативный план создаёт почву для возникновения коннотативных смыслов, глубинных замыслов авторской сверхидеи.

Использование экспрессивных языковых средств в процессе порождения текста зависит от автора. Адресант на правах более информированного участника коммуникации восполняет возможные пробелы в концептуальной картине мира адресата. Причём делает он это не навязчиво, а очень тактично и дружелюбно, раскрывая собеседнику новые возможности, подчёркивая их преимущества и предлагая ими воспользоваться. Прагматика текста проявляется не только в том, что он воздействует на реципиента, но и в том, что текст содержит имплицитную информацию о его авторе и сфере коммуникации. Через своё послание автор актуализирует комплекс вербализированных и невербализированных знаний об окружающем мире, в том числе и некоторую систему ценностей, к которой и отсылает потребителя напрямую или косвенно.

Специальные языковые средства (образные, эмотивные, оценочные), используемые в тексте, сами по себе не создают общей экспрессивности текста. Экспрессивность возникает при условии, что эти средства, во-первых, отображают определённое содержание (характеризуют объект описания), а во-вторых, адресуются реальному читателю, для которого они окажутся личностно значимыми. Всякий текст, в том числе и публицистический, рассчитан на восприятие, понимание и оценку. Следовательно, экспрессивные усилия автора достигают цели тогда, когда они сообразуются с апперцептивными возможностями реципиента.

Употребление системных экспрессивных средств и приёмов усиливает общий экспрессивный тон текста, поскольку всякий приём - это активная и серьёзная "игра" значениями и смыслами, имеющая коммуникативную цель и прагматическое назначение - эмоциональное заражение адресата.

Экспрессивная функция текста реализуется лишь при включении текста в процесс общения, т.е. при наличии реципиента, способного воспринять текст. Следовательно, нужно учитывать связь текста с внешними явлениями, психологической и социальной реальностью, с функционированием текста в этой реальности.

Стремление к максимальной экспрессивности становится одним из главных и обязательных мотивов языкотворчества при создании художественных текстов, а сама экспрессивность является их обязательной и существенной характеристикой.

Отсюда следует, что экспрессивность публицистического текста - особый вид экспрессивности. В тексте экспрессивность становится символом художественной выразительности. В структуре текста на перовое место выдвигается образный план. Художественный образ становится ядром экспрессивности, а языковые единицы, качественно преобразуясь, соединяясь определенным образом, придают художественное своеобразие данному тексту, определяют его художественные достоинства.

Изучение способов выражения оценки и экспрессивности в СМИ особенно важно потому, что экспрессивность усиливает эмоциональное воздействие на общественное сознание адресата и непосредственно участвует в формировании того или иного общественного мнения.

Синтаксического строя русского языка. Системно разграничивая явления языка и речи, опираясь на принципы структурно-семантического направления, в котором развиваются идеи русского языкознания, учитывая переходные и синкретичные факты языка, автор предлагает системное описание всех синтаксических единиц в их взаимосвязях.

Для научных работников , преподавателей вузов, учителей , студентов – будущих филологов.

Современный русский язык. Синтаксис. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Михаил Яковлевич Дымарский Учебная литература Бакалавр. Академический курс. Модуль.

В учебнике рассматриваются важнейшие синтаксические явления и процессы русской лингвистики, дается подробный понятийный аппарат. В издании представлены положения и теоретические основы различных подходов к описанию синтаксического строя современного русского языка, а также особенности и отличительные признаки синтаксиса как части грамматики; продемонстрированы методологические принципы логико-грамматического, формального, семантического, структурно-семантического и структурно-коммуникативного подходов к описанию синтаксического строя; даны современные представления о методах синтаксических исследований.

Автор сопровождает теоретический материал интересными практическими заданиями и списком литературных источников, что делает данное издание практико-ориентированным.

Немецкий язык. Deutsch mit lust und liebe. Продвинутый уровень 2-е изд., испр. и доп. Учебник и прак

Татьяна Николаевна Смирнова Учебная литература Бакалавр. Академический курс

Книга будет полезна всем, кто продолжает свое знакомство с немецким языком. Издание составлено по принципу интенсивного обучения, удобно структурировано и снабжено аудиоматериалами, расположенными в ЭБС Юрайт (biblio-online. ru), что способствует быстрому приобретению продвинутых навыков в области фонетики, грамматического и синтаксического строя языка.

Ученики смогут в короткий срок освоить терминологию по специальности на немецком языке, овладеть методикой активного речевого поведения в различных ситуациях общения. Учебник будет интересен как студентам, так и всем, кто хочет обучиться немецкому языку в короткие сроки.

Татьяна Николаевна Смирнова Учебная литература Профессиональное образование

Книга будет полезна всем, кто хочет познакомиться с немецким языком и овладеть базовым уровнем знания языка. Пособие составлено по принципу интенсивного обучения, удобно структурировано и снабжено аудиоматериалами, расположенными в ЭБС Юрайт (biblio-online.

ru), что способствует быстрому приобретению навыков в области фонетики, грамматического и синтаксического строя языка. Ученики смогут в короткий срок освоить необходимый для простого общения базовый словарный запас и начальные навыки письменной речи, научиться работе с литературой.

Учебник будет интересен как студентам, так и всем, кто хочет обучиться немецкому языку в короткие сроки.

Немецкий язык. Deutsch mit lust und liebe. Интенсивный курс для начинающих 2-е изд., испр. и доп. Уч

Татьяна Николаевна Смирнова Учебная литература Бакалавр. Прикладной курс

Книга будет полезна всем, кто хочет познакомиться с немецким языком и овладеть базовым уровнем знания языка. Пособие составлено по принципу интенсивного обучения, удобно структурировано и снабжено аудиоматериалами, что способствует быстрому приобретению навыков в области фонетики, грамматического и синтаксического строя языка.

Ученики смогут в короткий срок освоить необходимый для простого общения базовый словарный запас и начальные навыки письменной речи, научиться работе с литературой. Издание будет интересно как студентам, так и всем, кто хочет обучиться немецкому языку в короткие сроки.

Гибридный алгоритм сравнения документов в формате LaTeX

К. В. Чувилин Программы Прикладная информатика. Научные статьи

Рассматривается задача построения различий LaTeX документов. Каждый документ представляется в виде синтаксического дерева, узлы которого называют токенами. Тексты разбиваются на фрагменты, границы которых соответствуют токенам. Строится отображение текстовых фрагментов и соответствующее отображение символов.

Выделяются токены, соответствующие только удаляемым, только добавляемым или только не изменяемым символам. Для остальных токенов строится отображение деревьев алгоритмом Zhang-Shasha.

Латинский язык. Курс для начинающих: учебное пособие

В. А. Саляев Языкознание Отсутствует

Данное пособие содержит первоначальные сведения об истории латыни, нормах произношения гласных и согласных, правилах ударения, морфологическом строе латинского языка и его синтаксических особенностях. Основное место занимают краткое изложение важнейших сведений по грамматике латинского языка и упражнения, направленные на закрепление полученных знаний.

Пособие включает сводную таблицу грамматических форм, задания к двум контрольным работам, образцы грамматического разбора и перевода различных типов простых распространенных предложений и сложноподчиненных предложений со сказуемым в конъюнктиве, список контрольных вопросов, перечень учебных пособий и словарей, а также список латинских афоризмов, хрестоматию и латинско-русский словарь.

Для студентов стационарного и заочного отделений гуманитарных факультетов университетов.

Логический анализ языка. Ассерция и негация

Коллектив авторов Философия Логический анализ языка

В книге рассматривается широкий круг проблем, связанных с утверждением и отрицанием, ассерцией и негацией. Это, прежде всего, проблемы, касающиеся грамматического строя языка, то есть структура утвердительных и отрицательных высказываний, их морфологических, синтаксических и просодических характеристик, в частности, взаимодействие ассерции и негации с категорией модальности и истинностным значением высказывания.

Большое внимание обращено также на лексические средства выражения истинностного значения предложения. В ряде статей описываются прагматические условия использования ассерции и негации, положение этих категорий в разных видах устной и письменной речи, а также в художественном дискурсе (в поэзии Н.

Гумилева, Вяч. Иванова, Б. Пастернака, В. Набокова). В ряде статей рассматривается роль ассерции и негации в религиозных текстах, законоуложениях и правилах поведения: заповедях, запретах, этических нормах, пословицах, пародиях и других видах дискурса.

Категории ассерции и негации описываются как в синхронном аспекте, так и в исторической перспективе их развития. Анализ категорий ассерции и негации выполнен авторами на материале разных языков – индоевропейских и «экзотических» (селькупского, эвенкийского, тайского, водского).

Готский язык 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Александр Викторович Блинов Учебная литература Авторский учебник

Знание древних языков всегда было для филологов признаком подлинного профессионализма. Готский язык занимает среди древних языков важное место. Его изучение является обязательным для филологов-германистов, также готский язык представляет значительный интерес для компаративистов.

Предлагаемый учебник рассчитан на активное изучение готского языка как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. В учебнике содержатся основные сведения по истории готского языка, описывается его фонетический строй, детально анализируются грамматические и синтаксические особенности.

Материал вводится по мере усложнения и сопровождается упражнениями, способствующими его практическому усвоению.

Синтаксис языка – это его синт. строй, совокупность закономерностей, регулирующих построение синт. единиц. Предмет – синт. единицы, связи, отношения.

Связь с другими разделами: Связь синтаксиса с фонетикой очевидна в области интонации: без интонации нет предложения. Произнесение одинаковых по лексическому наполнению предложений с различной интонацией (Это проблема. Это проблема? Это проблема!) принципиально меняет смысл высказываний.

Связь синтаксиса с лексикой: Это проявляется в словосочетаниях: свалиться со стула - свалиться с луны; завязать рюкзак - завязать знакомство. В первых примерах реализуется свободное ЛЗ слов свалиться, завязать, а во вторых - фразеологически связанные значения. Следовательно, первые примеры относятся к области словосочетаний, а вторые ими не являются - это фразеологизмы.

В зависимости от лексического наполнения одна и та же структурная схема предложения может получить разную структурно-семантическую характеристику: Кричит (двусост., неполное), светает (односост.,безличное, полное).

Лексико-грам. значения словоформ при одном и том же подчиняющем слове могут быть разные.(делать с радостью – обстоятельство; делать с другом – дополнение).

Связь с морфологией: В синтаксисе складывается система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении. Синтаксис определяет основные и служебные функции частей речи. Союзы помогают различать типы союзных сложных предложений.

Система синт. единиц: Синтаксема – морфологическая форма слова с учетом значения и с учетом способности занимать определенную синт. позицию. Пр: по вечерам. (значение времени) синтаксема!!!

Словосочетание – соединение знаменательных слов на основе любой синт. связи.

Предложение - наименьшая единица речевого общения, состоящая из предикативно-оформленного слова или сочетания слов с одним предикатом.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это группа предложений, объединенных синтаксической, грамматической и интонационной связью, характеризующаяся большей смысловой законченностью по сравнению с предложением.

Синтаксические связи – формальные, строевые отношения между компонентами синт. конструкций.Виды синт. связи: сочинение и подчинение. При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты. При подчинении – неравноправные. (один – главный, другой – зависимый). Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений. Пр: не сестра, а брат.

Подчинительной связью соединяются словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных предложений. Пр: вера в победу. Я хочу, чтобы ты сегодня пришел.

В сложном предложении подчинительная связь производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Пр: Я хочу, чтобы ты сегодня пришел.

Разновидности подч. связи: По способности главного слова:

Предсказующая. Пр: выскочить??? из…

Непредсказующая. Пр: лежать??? на, под…

По информативной достаточности:

Обязательная. Пр: смотреть. Что? куда? на кого?

Необязательная. Пр: молчать.

Словосочетание – соединение знаменательных слов на основе любой синт. связи.Дифференциальные признаки словосочетания:

1) грамматический - непредикативная единица;

2) функциональный - единица номинативного плана, выражающая единое, но расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;

3) структурный - конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управления, примыкания;

4) семантический - конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;

5) парадигматический - единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова

Лексикологическое понимание словосочетания: Шведова, Ширяев, Лекант. Узкое понятие!: Словосочетание – синт. единица, образующаяся соединением 2 и более знаменательных слов на основе непредикативной грам. связи. (управление, согласование, примыкание).

Расширенное понятие: Бабайцева, Белошапкова. Словосочетание – непредикативные конструкции (2 и более), компоненты которых связаны сочинит. или подчинит. связью.

Синтаксическое понимание словосочетания: Шахматов, Скобликова. Широкое понятие!: Словосочетание – любая синт. единица, образованная в результате соединения слов (минимум 2) на основе синтаксической связи. Словосочетание вычленяется из предложения. Отрицают самостоятельность словосочетания.

Типология подчинительных словосочетаний:

По части речи:

Главное слово – глагол. (глагольно-субст., глаг.-местоименные, глаг.-глаг.,(зависимое слово и инф.), глаг.-нареч., глаг.-нумерат (увидел двоих).)

Существительное (субстантивно-адъективное, суб.-суб., суб.-местоименное, суб.-глагольное, суб.-наречное, суб.-нумеративное).

Прилагательное (адъективно-субст., адъект.-мест., адъект.-глаг., адъект.-наречные, адъект.-нумеративное (лучший из трех)).

Числительное (нумеративно-субстант., нумер.-нумер. (первый из пяти)).

Местоимение (местоименно-адъектив., мест.-субст., мест.-мест. (мы с тобой)).

Наречие (наречно-наречное, (совершенно случайно), наречно-субстантивное (замужем за человеком)).

По степени членимости:

Свободные (лексич.-ограниченные, лексически-неограниченные)

Несвободные (лексически несвободные – ФЕ, синтаксически-несвободные).

По количеству знаменательных слов:

Простые (нераспространенные)

Сложные (распростр.)

По характеру синт. связи компонентов:

Простые (2 слова)

Сложные (не менее 3 слов)

Комбинированные (минимум 3 слова).

Виды подчин. связи: - согласование – уподобление формы зависимого слова форме главного. (в роде, числе, падеже). Пр: маленький мальчик, летним вечером.

Управление – постановка подчиняемого слова в форму того или иного падежа в зависимости от грам. свойств главного слова. Пр: писать стихи, вера в победу.

Примыкание – способ грам. подчинения неизменяемых и неспрягаемых слов, которые способны выражать синт. связь с другими словами. Пр: слушать внимательно, говорить быстро.

Виды согласования : 1) Собственно-грамматическое. Пр: маленький мальчик, новая одежда.

2) Смысловое. Пр: наш/наша староста. (общий род).

3) Условно-грамматическое. Пр: наше спасибо. (со словом, где нет словоизменительной категории).

4) Ассоциативно-грам. Пр: наш Осло.

Виды управления : 1) Предсказующее, непредсказующее. Пр: подойти к столу, прийти с учебы.

2) Обязательная, необязательная. . Пр: устранить ошибку, лежать на боку.

4) Беспредложное, предложное. Пр: выполнить план, встреча с друзьями).

Разновидности примыкания : 1) собственно-примыкание. Пр: быстро идти.

2) падежное. Пр: лежать на боку, платье в горошек.

Вопрос о падежном примыкании и слабом управлении: спорный вопрос! Нет четких критериев разграничения. Пр: передать на словах, меняться на глазах. Здесь можно определить и как слабое управление, и как примыкание.

Аспекты человеческой индивидуальности

Творческую и вообще любую индивидуальность человека можно разделить на:

  • 1) психофизическую;
  • 2) социальную;
  • 3) профессиональную.

Под первым аспектом понимается неповторимость облика человека, его каких-то отличительных качеств, характеристик организма. В социальном аспекте - это какой-то опыт, который человек получает, взаимодействуя с общественностью. Это те же нормы поведения, гуманизм, идеалы, мораль. То есть, то, что он, человек, перенял у общества. Прошел процесс социализации. А если говорить о профессиональном аспекте, то здесь нужно рассматривать его деятельность.

Эти три аспекта характеризуют человека, они есть его составляющие. И в своем синтезе они дополняют друг друга.

Синтаксический строй и экспрессивный синтаксис

«Текст - это высшая форма системной организации, содержащая сообщение о фрагменте мира, созданная по замыслу автора, обладающая композиционным, семантическим, прагматическим единством, обработанная в соответствии со стиличстичесеими нормами и функциями языка…

Интерес к проблеме экспрессивности, вспыхнувший в последние десятилетия, объясняется вниманием к языковой личности, а точнее, к описанию языка как средства воздействия на языковую личность, на ее поведение и внутреннюю духовную деятельность.

Основной функцией экспрессивности как раз является усиление воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности реципиента. Экспрессивность изменяет эмоциональное состояние носителя языка, влияя таким образом на его целенаправленную деятельность.

Решение проблемы экспрессивности позволит повысить эффективность использования текстов в целях развития культуры, науки и искусства, в социальном регулировании поведения языковой личности.

Традиционно проблема экспрессивности рассматривалась риторикой, лингвистикой, стилистикой, причем основные знания об экспрессивности получены попутно с обсуждением другим проблем.

В основе почти всех концепций экспрессивности лежит «аффективная» теория стилистики, разработанная Ш. Балли во «Французской стилистике» еще в 1909 году.

Ш. Балли разделил все факты языка на факты с логической доминантой и факты с эмоциональной доминантой. В основу собственно стилистики он положил понятие эмоциональной окраски экспрессивных факторов, из которых слагается экспрессивная система языка. Эмоциональная окраска базируется на качественных и количественных различиях. Для качественных различий важно понятие субъективной оценки, оно связано с такими категориями, как величина, ценность, сила и тд. Количественные различия основаны на понятии интенсивности» .

Синтаксический строй публицистического текста направлен на простоту изложения мыслей, к упрощенной структуре синтаксических конструкций. Для ясной передачи своих мыслей, большей экспрессии автор использует вопросительно-побудительные элементы, повторы, вопросно-ответные формы и т.д.

Экспрессивные средства необходимы для создания политической и социальной напряженности, злободневности. Образные средства используются для прозрачной и трезвой оценки действительности.

Публицистика использует различные экспрессивные конструкции: номинативные, построения «вопрос-ответ», присоединительные. Иллюзия легкой и свободной речи, в подаче материала которого создает синтаксическая фрагментность, приводит к контактности речи.

Для синтаксиса характерны:

  • 1) Параллелизм;
  • 2) Периоды;
  • 3) Повторы;
  • 4) Расчлененные конструкции;
  • 5) Неполные конструкции;
  • 6) Осколочные конструкции.

Это как для возвышенной речи, так и для простого разговорного стиля. Публицистический текст многообразен и вмещает в себе сложную синтаксическую систему. Он может использоваться в разных целях, иметь различную содержательную основу и выполнять множество установленных на него(текст) функций. Все это сводится к тому, что текст может быть агитационным или доходить до обычного разговора, легкого и непринужденного. Поэтому различные синтаксические конструкции - инструмент для достижения определенных целей. И может выполнять множество функций. Но главная из них - дойти до понимания читателя и дать информацию именно в таком ключе.

«В публицистике широко представлены образные средства (тропы, фигуры), используются фразеологические обороты, пословицы, крылатые выражения, которые часто трансформируются, переосмысливаются в нужном для журналиста ключе. Приемы контаминации, столкновения смыслов, обновления устойчивых словосочетаний, привычных речевых формул имеют жанрово-композиционную обусловленность и делают речь выразительной, активно воздействующей на читателя. Все это связано с общей экспрессивной направленностью стиля.

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально - и экспрессивно - окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения и др.

Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и активно используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется, как в и письменной, так и в устной формах. Характерной чертой газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций - тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере) » .

Фактор времени очень важен для актуальности информации. Ведь она должна передаваться в самые короткие сроки, а иначе не будет никому интересна. Хотя для официально-делового стиля это не носит столь важный характер. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, а выражает мнение определенной социальной группы людей - партии, движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

«Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы, использует такие словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски: оболванивание, желтая пресса, пособник и т.п., которые показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи и содержат отрицательную оценку. Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении.

Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка - приватизация, электорат, деноминация и др.

Рассматриваемый стиль привлекает весь запас эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, включая в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений (Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре). Стремление к выразительности, образности и, в то же время, краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому), что является неотъемлемой частью публицистической речи.

Экспрессивность как способность единиц выступать в коммуникативном акте в качестве средства субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи, улучшать форму высказываний - понятие динамическое. Это градуируемое свойство, которое зависит от мотивированности применения конструкций, характера их сочетаемости. При недостаточно мотивированном, концентрированном применении штампов одной модели, частотности употребления и повторяемости штампов на "малой площади" без изменения в семантике и внешней форме единиц их экспрессивные свойства деактуализируются. Но штампы становятся более экспрессивными при мотивированном включении в текст. Экспрессивные свойства речевых штампов в публицистическом тексте усиливаются с помощью обновления синтагматических связей единиц; изменений в семантике и внешней форме сочетаний слов и построения текстовых парадигм.

Для использования штампов в публицистических текстах характерен синкретизм собственно экспрессивной функции (выражения оценки и эмоций, стилистической дифференциации) и эстетической (употребление как характерологического средства, при индивидуализации речи персонажей, определения их социального статуса и т.п.). Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые предпринято комплексное исследование речевых штампов как конструкций с градуируемыми экспрессивными свойствами. Исследование проводится на основе примеров из словарей, художественной прозы и публицистики современных русских писателей, язык произведений которых мало изучен. Разработана типология речевых штампов по способу номинации, структуре значения, степени экспрессивности» .

Термин синтаксис (древнегреч. σύνταξις ‘построение, порядок, составление’) употребляется в трех значениях: 1) синтаксический строй языка; 2) раздел языкознания; 3) номинация отдельного издания.

Синтаксис языка – это правила сочетания слов и построения предложений. В синтаксисе как разделе лингвистики изучаются синтаксические связи, структура и грамматическое значение словосочетаний и предложений. В предложении завершается образование коммуникативной единицы, поэтому главный предмет синтаксиса – предложение. Центральной единицей синтаксиса является простое предложение как элементарная коммуникативная структура. Макросинтаксис изучает сверхфразовые единства – большие, чем предложение, фрагменты текста. Специальной дисциплиной является лингвистика текста.

Как и морфология, синтаксис занимается словом, которое рассматривается здесь как структурный компонент словосочетания и член предложения. Разница между словом морфологической и синтаксической сторонами слова состоит в следующем. Морфологические признаки слова присущи ему и вне предложения, а синтаксические реализуются только в предложении.

Синтаксис тесно связан с мышлением и экстралингвистической действительностью. Универсальная логика человеческой мысли отражает мир в языковой форме и получает в предложениях языков разных типов национально-специфическую окраску. Структура человеческой мысли имеет субъектно-предикатный характер. Предмет речи (субъект) составляет тему высказывания и выражается подлежащим. Приписанный субъекту признак называется предикатом и выражается сказуемым. Без субъекта и предиката предложения быть не может. Субъект есть даже в безличных предложениях, что хорошо обнаруживают трансформации их логического содержания: Мне холодно – Я испытываю холод; В лесу пахло грибами – Грибы пахли в лесу; Светает – Свет озаряется мир.

Синтаксис связан и с другими языковыми уровнями – с морфологией, лексикой и фонетикой. Можно сказать, что все уровни работают на синтаксис, подготавливая для предложения свои единицы. На синтаксическом уровне слова приобретают свойства, необходимые для их организации в коммуникативную единицу. Морфология придает словам соответствующую форму. Форма слова – кирпичик предложения, его минимальная строительная единица.

Слово в предложении становится семантико-синтаксической позицией – членом предложения. Замещение позиций определяется правилами языка и личными особенностями. Каждый говорящий обязан использовать одну из общих для всех схем предложения. Но то, каким лексическим материалом он ее наполнит, зависит от конкретных особенностей человека.

Фонетика участвует в общем деле построения высказываний своими интонационными конструкциями. Интонация – средство выражения грамматической категории коммуникативности. Интонация указывает на цель высказывания – сообщить, спросить, побудить к действию. Кроме того, высказывание любой коммуникативной направленности может сопровождаться выражением эмоций. Тогда на основную интонацию накладывается интонация восклицания. Чем больше выражены грамматические отношения, тем меньшее значение имеет интонация. При грамматической неопределенности роль ее возрастает. Бывают случаи, когда смысл фразы полностью зависим от интонации. Лексический материал Деньги пришли на телефон может быть оформлен в виде сообщения, просьбы и вопроса.

Еще по теме § 1. Общее понятие о синтаксическом строе:

  1. 3. «Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений» (Чеснокова Л.Д., с.6).


Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...