Система подготовки выпускников к итоговой аттестации в школе. Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22»

Система работы МКОУ «ООШ№22» по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников.

Ст.Новотроицкая 2014г.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ГИА выделены следующие составляющие:

  • Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
  • Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
  • Психологическая готовность (состояние готовности - «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Актуальность темы: особенности подхода к целям, структуре и содержанию ГИА во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Следствием этого является необходимость адаптации выпускников школы к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения.

Организация учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА

На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления:

  • Организационные вопросы.
  • Работа с педагогическим коллективом.
  • Работа с родителями.
  • Работа с учащимися.

Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».

Этапы выполнения работы

I этап. Организационный (август - октябрь).

II этап. Информационный (ноябрь-январь).

III этап. Практический (октябрь - май).

IV этап. Психологическая подготовка к ГИА

V этап. Аналитический (июнь-август).

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

I этап. Организационный (август - октябрь)

Организацию подготовки к проведению ГИА начиналась с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводился по следующим направлениям:

  • Процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ГИА по всем предметам.
  • Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ГИА.
  • Средний бал по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по школе

Проанализировав полученные результаты, продумывались пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректировался план школы по подготовке к ГИА.

На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматривались следующие вопросы:

  1. Включение в планы работы школьных методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ГИА.
  2. Утверждение планов по подготовке учащихся к ГИА по всем предметам.
  3. Создание мобильной группы.

Мобильные группы учителей созданы в МКОУ «ООШ№22»с целью повышения уровня качества подготовки выпускников 9 классов к государственной (итоговой) аттестации. Состав мобильной группы и их количество рассматриваются на заседании МО учителей- предметников. В нее входят учителя-предметники, имеющие на данный учебный год общие цели и задачи по подготовке учащихся к ГИА. Заседания МГ проходит 1 раз в месяц и оформляются протоколом.

Диагностика и организация разноуровневого обучения

Проводится диагностика учащихся 9 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам через проведение административных тренировочно-диагностических работ, составленных по форме районных контрольных работ.

Следуя тезису, что школа - это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришел в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, в школе организована система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по математике и русскому языку. Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

  • Повышения уровня обученности учащихся и качества знаний.
  • Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала анализа и русского языка, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.

Учитывая результаты административных диагностических работ, для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям-предметникам математики и русского языка было предложено разбить класс на 3 группы.

Пример разбивки класса для подготовки к ГИА по математике.

Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ГИА.

II этап. Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации (1 папка - федеральный уровень; региональный уровень - 1 папка; муниципальный уровень - 1 папка; школьный уровень - 1 папка). Папки с документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней пополняются в соответствии с их поступлением. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.

  1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ГИА.
  2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ГИА по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.
  3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ГИА
  4. Направление учителей на районные семинары по подготовке к ГИА.

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаем информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.

В коридоре школы оформлены 3 стенда: «Государственная итоговая аттестация», «Подготовка к итоговой аттестации», «Организация предпрофильного обучения». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ГИА в 2011 году и демоверсии КИМов по всем предметам.

Однако, учитывая месторасположение школы и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, разработаны памятки для родителей и выпускников 9-х классов с целью донести информацию по проведению ГИА до всех.

Памятка включает следующие разделы:

  1. Общие положения проведения ГИА.
  2. Формы проведения ГИА.
  3. Сроки и общие правила проведения ГИА.
  4. Подача апелляции.
  5. Оценка результатов ГИА.

Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, дневник - это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • Правила поведения на экзамене.
  • Правила заполнения бланков.

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по вопросам ГИА

3. В библиотеке:

Папка с материалами ГИА (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам).

III этап. Практический (октябрь - май)

Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА.

После проведения административных, районных тренировочно-диагностических работ учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ГИА, проанализировав результаты учащихся, вырабатывают стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.

При работе с учащимися большое внимание уделяется:

  • Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
  • Работе по КИМам.
  • Обучению учащихся заполнению бланков.

Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ГИА

По «Положению о проведении ГИА» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ГИА необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.

Завучем проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:

  • % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
  • Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).
  • Анализ контрольной работы по заданиям. Сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания.
  • Распределение отметок по результатам работ.

Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при завуче.

IVэтап. Психологическая подготовка к ГИА

Методы проведения занятий разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

Vэтап. Аналитический (июнь-август)

Анализ итогов ГИА, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ГИА (по необходимости).

Совершенствование системы подготовки к ГИА и ЕГЭ. Повышение педагогического мастерства Организация систематической работы по повторению Использование на уроках активных форм деятельности, в т.ч. обучение выпускников самостоятельной деятельности Использование современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ Дифференциация заданий при подготовке к ГИА и ЕГЭ Зачетная система учета знаний и умений выпускников Информационная готовность обучающихся Работа по развитию и саморазвитию интеллекта обучающихся.

Слайд 13 из презентации «Подготовка к ЕГЭ и ГИА» к урокам педагогики на тему «Подготовка к ЕГЭ»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Подготовка к ЕГЭ и ГИА.ppt» можно в zip-архиве размером 114 КБ.

Скачать презентацию

Подготовка к ЕГЭ

«Экзамены ЕГЭ» - МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 2» г. Всеволожска. 4. 5. 3. Итоговая государственная аттестация. 2011 год. 2. 1.

«Подготовка к ЕГЭ и ГИА» - Направления работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации. Система подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ. МОУ Комсомольская СОШ.

«ЕГЭ» - Абитуриент с низким баллом 115 поступил на направление «Агрономия (бакалавр)». Выбор ЕГЭ. Да и минимальный барьер получился вполне солидный - 203. Что ждёт абитуриентов 2011: новые уточнения и правила поступления в ВУЗы. Бгу. Дополнительный период: Проходные баллы на дату издания приказа о зачислении в УГНТУ.

«Психологическая подготовка к ЕГЭ» - Блок «Постановка цели». Формирование навыков сдачи экзаменов в тестовой форме; МОДУЛИ ПРОГРАММЫ: Вводный блок. Работа с педагогическим коллективом. Индивидуальная работа с учащимися. Время поведения 45 минут. Методическое пособие для школьных психологов «Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ». Модель психологической готовности к ЕГЭ.

«Система подготовки к ЕГЭ» - 2007-2010 гг. База эксперимента. Задачи исследования. Сроки эксперимента. Разработка нормативно-правовой базы: Участие педагогов в инновационной деятельности (по результатам мониторинга). Отзывы участников мастер-класса: Новые, эффективные приемы подготовки к ЕГЭ. Заседание городского МО учителей-словесников «Методика подготовки учащихся к ЕГЭ (часть С)».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22»

Система работы МКОУ «ООШ№22» по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников.

Ст.Новотроицкая 2014г.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ГИА выделены следующие составляющие:

  • Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
  • Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
  • Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Актуальность темы: особенности подхода к целям, структуре и содержанию ГИА во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Следствием этого является необходимость адаптации выпускников школы к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения.

Организация учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА

На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления:

  • Организационные вопросы.
  • Работа с педагогическим коллективом.
  • Работа с родителями.
  • Работа с учащимися.

Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».

Этапы выполнения работы

I этап. Организационный (август – октябрь).

II этап. Информационный (ноябрь-январь).

III этап. Практический (октябрь – май).

IV этап. Психологическая подготовка к ГИА

V этап. Аналитический (июнь-август).

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

I этап. Организационный (август – октябрь)

Организацию подготовки к проведению ГИА начиналась с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводился по следующим направлениям:

  • Процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ГИА по всем предметам.
  • Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ГИА.
  • Средний бал по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по школе

Проанализировав полученные результаты, продумывались пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректировался план школы по подготовке к ГИА.

На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматривались следующие вопросы:

  1. Включение в планы работы школьных методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ГИА.
  2. Утверждение планов по подготовке учащихся к ГИА по всем предметам.
  3. Создание мобильной группы.

Мобильные группы учителей созданы в МКОУ «ООШ№22»с целью повышения уровня качества подготовки выпускников 9 классов к государственной (итоговой) аттестации. Состав мобильной группы и их количество рассматриваются на заседании МО учителей- предметников. В нее входят учителя-предметники, имеющие на данный учебный год общие цели и задачи по подготовке учащихся к ГИА. Заседания МГ проходит 1 раз в месяц и оформляются протоколом.

Диагностика и организация разноуровневого обучения

Проводится диагностика учащихся 9 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам через проведение административных тренировочно-диагностических работ, составленных по форме районных контрольных работ.

Следуя тезису, что школа – это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришел в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, в школе организована система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по математике и русскому языку. Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

  • Повышения уровня обученности учащихся и качества знаний.
  • Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала анализа и русского языка, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.

Учитывая результаты административных диагностических работ, для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям-предметникам математики и русского языка было предложено разбить класс на 3 группы.

Пример разбивки класса для подготовки к ГИА по математике.

Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ГИА.

II этап. Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации (1 папка – федеральный уровень; региональный уровень – 1 папка; муниципальный уровень – 1 папка; школьный уровень – 1 папка). Папки с документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней пополняются в соответствии с их поступлением. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.

  1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ГИА.
  2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ГИА по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.
  3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ГИА
  4. Направление учителей на районные семинары по подготовке к ГИА.

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаем информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.

В коридоре школы оформлены 3 стенда: «Государственная итоговая аттестация», «Подготовка к итоговой аттестации», «Организация предпрофильного обучения». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ГИА в 2011 году и демоверсии КИМов по всем предметам.

Однако, учитывая месторасположение школы и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, разработаны памятки для родителей и выпускников 9-х классов с целью донести информацию по проведению ГИА до всех.

Памятка включает следующие разделы:

  1. Общие положения проведения ГИА.
  2. Формы проведения ГИА.
  3. Сроки и общие правила проведения ГИА.
  4. Подача апелляции.
  5. Оценка результатов ГИА.

Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, дневник – это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • Правила поведения на экзамене.
  • Правила заполнения бланков.

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по вопросам ГИА

3. В библиотеке:

Папка с материалами ГИА (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам).

III этап. Практический (октябрь – май)

Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА.

После проведения административных, районных тренировочно-диагностических работ учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ГИА, проанализировав результаты учащихся, вырабатывают стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.

При работе с учащимися большое внимание уделяется:

  • Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
  • Работе по КИМам.
  • Обучению учащихся заполнению бланков.

Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ГИА

По «Положению о проведении ГИА» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ГИА необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.

Завучем проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:

  • % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
  • Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).
  • Анализ контрольной работы по заданиям. Сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания.
  • Распределение отметок по результатам работ.

Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при завуче.

IVэтап. Психологическая подготовка к ГИА

Методы проведения занятий разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

Vэтап. Аналитический (июнь-август)

Анализ итогов ГИА, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ГИА (по необходимости).

Государственная итоговая аттестация (ГИА) представляет собой независимый контроль знаний учащихся девятых классов среднеобразовательных и специализированных школ. К ГИА учащиеся начинают готовится не раньше, чем за месяц.

Плюс ко всему не редкость, когда ответы на ГИА известны, необходимо лишь просто выучить билеты. В целом государственный итоговый экзамен характеризуется средней степенью объективности знаний, так как существует целый ряд нюансов касающихся его проведения. В частности, с практической точки зрения, большинство школьников просто серьезно не воспринимают его. Поскольку во-первых зачастую ответы уже известны, во-вторых он не даёт какого-либо особого права, просто является своеобразной генеральной контрольной работой. Конечно министерство образования Российской Федерации предпринимает шаги, чтобы наладить качественное проведение государственного итогового экзамена, но на практике воплотить данное положение в большинстве школах не получилось. ГИА преследует множество целей, но все они главным образом ориентированы на проведение объективного итогового оценивания знаний по основным базовым дисциплинам.

Практическая цель довольно проста: министерство образования хочет увидеть уровень качества подготовки учащихся. Однако на практике все школы имеют определённый рейтинг успеваемости, который стремятся постоянно повысить, поэтому в большинстве случаев, школа просто идёт на поводу в цифрах, а организации объективного проведения ГИА отходит на задней план учебной работы.

Районные центры министерства образования, часто проводят брифинги для директоров школ, где рассматривается важность качественной организации ГИА. Однако основной акцент делается именно на рейтинг, то есть фактически министерство образовании требует от высший школьной администрации, максимально высокие процентные показатели успешности. В связи, с чем очень часто организация ГИА в школах проводится таким образом, чтобы как можно большее количество учащихся, успешно сдали независимое с теоретической точки зрения оценивание знаний. Поэтому перед ГИА, каждый из преподавателей рекомендует свой алгоритм подготовки к экзамену. Однако на практике всё сводится к одному, более чем 90% учащихся школ, просто зазубривают билеты. Подготовка к ГИА в школе в большинстве случаев проходит интенсивно, однако, от этого багаж знаний у школьников не увеличивается. Поскольку на практике преподаватели просто проверяют качество зазубривания экзаменационных билетов, даже отличникам часто приходится заучить вопросы, вместо того чтобы проводить разбор материала.

Существует различное множество методик подготовки в государственной итоговой аттестации. Однако с практической точки зрения, наиболее эффективной, является разбор всех пунктов каждого экзаменационного билета. На уроках в школах, как правило, этому уделяется мало времени или в большинстве случаев, не уделяется вовсе времени. Поэтому данную процедуру подготовки, следует проводить самостоятельно дома в свободное время, это в свою очередь позволит получить практическое понимание материала, а также надобность в заучивании экзаменационных билетов просто отпадёт сама собой. В итоге, учащийся получить широкий спектр знаний, который поможет ему в последующих процессах обучения в школе.

Не существует идеального плана подготовки в итоговой государственной аттестации, однако, есть эффективные алгоритмы. К эффективным алгоритмам, следует отнести: подготовку к ГИА с помощью репетиторов; проведение самостоятельной практической разборки всех экзаменационных билетов. Сегодня услугами репетитора может воспользоваться далеко не каждый учащийся школы, в силу определённых экономических соображений. Хотя стоит отметить, что данный способ подготовки является наиболее эффективным с практической точки зрения. Так как при данном способе, на подготовку к ГИА требуется уделять минимальное количество своего личного времени, а также выживаемость практических знаний наивысшая, так как всё зависит от понимания процесса. Очень часто учебника недостаточно, чтобы дать практическое представление о том или ином явлении. Часто говорят, что технические предметы гораздо труднее, чем гуманитарные. Однако данное утверждение на практике является в корне неверным. Например, есть два базовых предмета: русский язык и математика. На первый взгляд математика гораздо сложнее, чем русский язык. На практике два данных предмета по уровню сложности являются совершенно равносильными, поскольку одной группе учеников легче даётся грамматика, другой же в корне наоборот, легче даются подсчёты. Данное явление является совершенно нормальным и связано с индивидуальными особенностями учащегося. Одному ученику класса интересна техническая сторона науки, другому гуманитарная. Однако независимо от интересов, все учащиеся средних и специализированных школ, после девятого класса проходят обязательную итоговую аттестацию, которая состоит из различного множества базовых дисциплин. На практике, урок подготовка к ГИА должен базироваться на фундаментальном разборе всех основных моментов той или иной темы занятия.

Наиболее рационально-эффективным с практической точки зрения способом подготовки к ГИА, является самообучение, так как данный способ подготовки доступен абсолютно всем ученикам. Главное, чтобы родители и школьный педагогический коллектив совместными усилиями сформировали у ученика тягу к получению новых знаний. Как известно, человек уделяет время тому, что ему действительно интересно. Иногда интерес необходимо просто выработать, собственно выработка интереса к знаниям является главной целью школьного образования. Подготовку к ГИА, лучшего всего начинать не позже чем за год или полгода до экзаменов. Для самоподготовки к ГИА, необходимо выделить определённое количество времени, а именно 3-4 дня в неделю. Ключевым элементом успешной подготовки является постоянство. Чтобы достичь необходимого результата, нужно готовиться регулярно, в противном случае, вместо подготовки учащийся будет просто тратить своё личное время. Система подготовки к ГИА базируется на принципе практического понимания учебной дисциплины. Например, все знают второй закон Ньютона, однако, важно не только знать сам закон, а понимать с точки зрения на практике. Лишь практическое понимание формирует выживаемость знаний, что в свою очередь позволяет постоянно двигаться по лестнице знаний.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа пос.Медвежий

Вяземского муниципального района Хабаровского края
УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ

пос.Медвежий Ж.А.Козырева

«____» ______ 2013 год

План - график

подготовки к государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9 класса

на 2013 – 2014учебный год
Цель: организация работы школы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников (ГИА)

Задачи:

1. Своевременная и качественная организация работы учителей-предметников по подготовке к итоговой аттестации

2. Создание базы данных по подготовке к ГИА:
на основании потребностей учащихся и их учебных и психологических возможностей и способностей;

психолого- педагогическое сопровождение;

методическое обеспечение.

3. Своевременное информирование учащихся, их родителей, учителей:
работа с нормативной базой по проведению итоговой аттестации в 9 классе;

изучение и анализ КИМов итоговой аттестации (ГИА)

ознакомление с Правилами заполнения бланков (ГИА)


Вид деятельности

Мероприятия

Ответственные



Сентябрь



Административное совещание с повесткой дня «Утверждение плана – графика подготовки школы к ГИА».

Назначение ответственного по школе

За проведение и подготовку к ГИА

За ведение базы данных для ГИА;

За создание базы данных контрольно – измерительных материалов.


Козырева Ж.А.

Кушнир А.Е.

(протокол совещания, приказы)


Работа с учащимися

Сбор предварительных данных о выборе экзаменов в форме ГИА

Кушнир А.Е.

(справка)




Совещание при директоре по вопросам подготовки к ГИА:

Анализ результатов ГИА -2013;

Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различного уровня сложности.


Козырева Ж.А.

Октябрь

Организационно – методическая работа

Подготовка информационного стенда

« Государственная (итоговая аттестация» для учащихся 9 класса, родителей.

Создание базы данных контрольно – измерительных материалов.

Сбор предварительных данных о выборе экзаменов в 9-х классах (формы сдачи экзаменов).


Кушнир А.Е.

(Электронные носители базы данных)

Справка.


Работа с учащимися

Знакомство учащихся и их родителей с нормативными документами «Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования».

Знакомство учащихся и их родителей с организацией работы по подготовке к ГИА на базе школы,

О выборе предметов для сдачи экзаменов в форме ГИА


Козырева Ж.А.

Кушнир А.Е.


Работа с родителями

Работа с педагогическим коллектив

Методическая помощь учителям по вопросам подготовки к ГИА.

Составление плана мероприятий по подготовке к ГИА учителем – предметником.


Козырева Ж.А., ИМЦ

Учителя - предметники


Ноябрь

Нормативные документы

Сбор копий документов личности выпускников.

Кл.рук. 9-ого класса

Работа с учащимися

Презентация: Правила заполнения бланков регистрации и ответов участников ГИА. + (практическое занятие).

Кушнир А.Е.

(протокол + лист ознакомления)


Работа с родителями

Индивидуальные консультации по вопросам подготовки к ГИА

Учителя предметники.

Работа с педагогическим коллективом

Подбор литературы и материалов. Знакомство с нормативными документами по ГИА.

Информирование педагогов о спецификации ГИА 2014года.

Оформление стенда «Готовимся к итоговой аттестации» в классном кабинете.


Кушнир А.Е.

учителя - предметники.


Декабрь

Нормативные документы

Анкетирование: сбор письменных заявлений выпускников о выборе экзаменов в форме ГИА до 01.03.2014

Анкетирование учащихся 9-х классов по определению предметов для экзамена по выбору (форма).


Кушнир А.Е.

(заявления, сводная таблица)


Работа с учащимися

Знакомство со спецификой измерительных материалов ГИА 2013года.


Учителя – предметники
Кушнир А.Е.

Работа с родителями

Родительское собрание в 9-ом классе

Знакомство учащихся и их родителей с нормативными документами

« Что такое ГИА?» (презентация).

Классный руководитель

Директор

(протокол собрания)


Работа с педагогическим коллективом

Учеба учителей – предметников по решению заданий части С.

Знакомство с нормативными документами по проведению государственной (итоговой) аттестации в 2013– 2014 уч.году (при наличии)


Администрация

А.Е.Кушнир


Январь

Организационно – методическая работа



Учителя – предметники

(справка по проверке уголков)


Работа с учащимися

Организация работы с заданиями различной степени сложности. Работа с бланками: сложные моменты, типичные ошибки.

Учителя – предметники

Работа с родителями

Информирование учащихся и их родителей по вопросам подготовки к ГИА (нормативные документы по проведению государственной (итоговой) аттестации в 2013 – 2014 уч.г.

Приказ Министерства образования и науки РФ №1394 от 25.12.2013 года «Порядок проведения ГИА»


Администрация

Классный руководитель

(протокол собрания), учителя - предметники


Февраль

Организационно – методическая работа

Подготовка к проведению пробных экзаменов в форме ГИА.

Сбор заявлений учащихся 9 класса о сдаче экзаменов в форме ГИА.

Уточнение учащимися 9-х класса предметов по

выбору для сдачи экзамена (если будут)


Учителя – предметники

Классный руководитель

(заявления,

сводная таблица)


Работа с учащимися

Работа с заданиями различной степени сложности.

Подготовка к проведению репетиционных экзаменов в форме ГИА.

Презентация: « Как вести себя на ГИА?»


Учителя – предметники

(справка)

Администрация


Работа с родителями

Индивидуальные консультации по вопросам подготовки к ГИА.

Классный руководитель

Учителя – предметники


Работа с педагогическим коллективом



Формирование пакета рекомендаций и материалов для учителей по вопросам ГИА.

Инструктаж по проведению пробных репетиционных экзаменов в форме ГИА.

Направление на обучающие семинары муниципального уровня педагогических работников


Администрация

Классный руководитель


Март

Организационно – методическая работа

Обновление информационного стенда.

Обновление уголков по подготовке к ГИА в учебных кабинетах.

Анкетирование 9-тиклассников («что я буду делать после 9-го класса?»).

Подготовка к проведению пробных экзаменов в форме ГИА


Администрация

Классный руководитель

(справка), учителя - предметники


Работа с учащимися

Проведение репетиционных экзаменов в форме ГИА


Учителя – предметники

Кушнир А.Е.

(справка по результатам)


Работа с родителями

Консультации для родителей.

Родительское собрание для 9-х классов: «Знакомство с правилами приема в 10-й класс».


Администрация

Классный руководитель

(протокол + лист ознакомления)


По плану Управления образования

Создание условий хранения и доставки экзаменационных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса

Администрация

Апрель

Организационно – методическая работа

Утверждение порядка проведения государственной (итоговой) аттестации, форм и предметов. Педсовет.

Размещение информации на стенде «Расписание сдачи ГИА»


Администрация

Классный руководитель

(приказ, протокол)


Работа с учащимися

Работа с родителями


Анализ результатов репетиционного ГИА.

Презентация: «Как правильно подать апелляцию?»


Администрация

Классный руководитель


Проведение собрания выпускников 9 –ого класса и родителей:

О порядке окончания учебного года.


Администрация

Классный руководитель

(протокол собрания)


Работа с педагогическим коллектив.

Совещание при директоре «Анализ пробных экзаменов».

администрация

учителя- предметники


Май

Организационно – методическая работа

Оформление документов по допуску к государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА.

Администрация

Классный руководитель


Мероприятия по подготовке проведения аттестации

- подготовка приказа по составу экзаменационной комиссии

Подготовка расписания проведения экзаменов и консультаций,

Передача экзаменационного материала директору ОУ

Подготовка приказов по организации проведения ГИА; назначению дежурных и сопровождающих на экзамены;

Приказ об оформлении документации строгой отчетности.



Работа с учащимися

Информационно- разъяснительная работа по проведению государственной (итоговой) аттестации.

Классный руководитель

(лист ознакомления)


Июнь

Организационно – методическая работа

Получение аттестатов и организация их выдачи.

Обработка данных. Формирование отчетов


Кушнир А.Е.

Нормативные документы

Оформление и выдача аттестатов.

Администрация

Работа с учащимися

Выставление итоговых отметок на основании протоколов с результатами ГИА в соответствии с установленными правилами.

Администрация

Классный руководитель


Август

Работа с педагогическим коллективом

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX класса

Администрация

Классный руководитель (протокол)



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...