Сколько лет было брайлю когда. Феномен Луи Брайля — шеститочечная письменность

Революционное изобретение удобной методики чтения и записи француза Брайля существенно улучшило качество жизни слабовидящим и слепым людям во всем мире, позволило повысить уровень образования, а стало быть и получить дополнительные жизненные возможности тем, кто лишен такого привычного для большинства дара — зрения.

Дом, в котором родился Луи Брайль, в маленькой деревеньке Кувре, что расположена в 40 километрах к востоку от Парижа, с 1956 года по настоящее время играет роль музея. Он находится на окраине, на улице, переименованной в его честь. Здание внесено в список исторических памятников Франции, благодаря чему и сохранил свой первоначальный облик. Музей открыт для посещения и бережно сохраняется усилиями всемирной организации слепых совместно с муниципалитетом Кувре.

Детство Луи Брайля

4 января 1809 в небольшом каменном доме, построенном в конце 18 века, в семье Симона-Рене Брайля и Моник Барон, родился поздний четвертый ребенок. Когда он появился на свет никто не мог даже предположить, насколько быстро на жизненном пути мальчика возникнут сложные испытания.

Помимо дома, семейство владело несколькими хозяйственными постройками и семью с половиной акрами земли с виноградниками. Симон-Рене — знаменитый на всю округу шорник, изготовлявший на заказ все виды конской упряжи. Рабочее место отца было завалено тюками с кожей, на стене позади него висели ровными рядами разнообразные инструменты. Природное детское любопытство и желание помочь родителям влекло маленького Луи в мастерскую. Острые инструменты для резки кожи детям в руки было брать запрещено.

Однажды в жаркий летний день, когда Луи только исполнилось три года, воспользовавшись занятостью отца в передней части дома, мальчик не смог удержаться от соблазна. Он проник в мастерскую и увидел рядом с лежащими кожаными обрезками длинный острый инструмент для создания отверстий — шило. Вот уже практически дотянувшись до шила Луи попытался его взять, как инструмент выскользнул из маленьких рук, скатился по гладкой коже и шило попало острием ему в глаза. Врач, пришедший на помощь смог только покачать головой. Глаз был тяжело травмирован и воспален. Воспаление и инфекция быстро распространились и на второй глаз. В наши дни докторам удалось бы спасти по крайней мере неповрежденный глаз, но тогда антибиотиков ещё не существовало.

К пяти годам мальчик окончательно и бесповоротно ослеп. Он был слишком мал, чтобы осознать в полной мере последствия. В те времена на улицах городов было много слепых нищих. Они стояли на углах улиц, на сквозняке, завернутые в лохмотья, и питались от случая к случаю. Родители поставили перед собой цель научить ребенка крепко стоять на своих ногах, чтобы он мог прожить максимально полноценной счастливой жизнью и поэтому они его не баловали.

Луи научился натирать кожу до блеска тканью, пропитанной воском, плел декоративные косички, которые использовались в готовых изделиях. Помогая матери, он накрывал на стол и приносил воду. Дорога была долгой и трудной, но, если он спотыкался и проливал воду, шел за ней снова. Симон-Рене вырезал для сына длинную палку с заостренным концом для прогулок. Она стала большим подспорьем для мальчика, так как позволяла «предвидеть» и исследовать препятствия, чтобы обходить их.

Годы обучения

Омрачали детство Луи события, происходящие на северо-востоке Франции. После поражения армии Наполеона I, войска под предводительством русского царя Александра I шли на Париж. Неизвестные голоса, непонятная речь раздавалась в доме Брайлей, громкие шаги в мастерского отца сильно пугали детей. После двух лет оккупации в 1816 году иностранные войска покинули страну. В деревне возобновился привычный темп жизни. Работа с отцом в мастерской заполняла дни Луи.

Когда Луи исполнилось шесть лет, в деревне появился новый священник, который и изменил жизнь мальчика коренным образом. Отец Якоб учил его истории, знакомил с наукой, познакомил с музыкой и песнями. Он открыл его сердце для христианской веры. Когда Луи было семь лет, родители отправили его к молодому деревенскому учителю. Луи был прилежным и внимательным учеником, несмотря на темноту, которая его окружала он жадно впитывал все, что говорил учитель. Для обучения грамоте отец придумал приспособление, состоящее из деревянной доски, со вбитыми в форме латинских букв гвоздями. Так он освоил основы грамоты и задумался о возможности применения выпуклой поверхности в ходе обучения незрячих, что и стало основой будущего изобретения шрифта.

Отец Яков к десяти годам Луи подыскал для мальчика место в королевской школе для слепых детей, основанной в 1784 году Гийе (ныне национальный институт для слепой молодежи) в Париже. Это было первое образовательное учреждение для незрячих в мире. Родители не хотели отпускать сына, но священник убедили их, что с каждым годом разрыв между Луи и другими детьми будет расти, а парень жаждет знаний.

В школе преподавались все возможные предметы: арифметика, грамматика, география, история, музыка, а Луи был замечательным учеником и преуспевал по всем дисциплинам. Дети много гуляли, держась за веревку, посещают Ботанический сад. Во главе со зрячим учителем около двенадцати детей слушали пение птиц, вдыхали аромат и упивались рассказом о цветах и деревьях. Иногда они ходили в музей естественных наук, где им было позволено прикоснуться до некоторых экспонатов.

Особенно нравились Луи классы музыки. Преподаватели консерватории учили его бесплатно. Освоив не только фортепьяно, но и орган, изобретатель стал ещё и прекрасным музыкантом. В 16 лет он получил оплачиваемую должность органиста в маленькой церкви возле учебного учреждения в Париже.

В школе Луи, обученный чтению, обнаружил, что вся библиотека состояла из 14 тяжелых и неудобных книг. Это зародило в душе мальчика надежду на то, что наступят такие времена, когда книги для незрячих можно будет издавать в больших объемах.

Послеобеденные часы мальчик проводил в мастерских, где вязал шапки и варежки, тачал обувь, плел кнуты для лошадей и быков. В конце первого года обучения Луи получил награду за свое мастерство, основы которого он приобрел, благодаря отцу.

Первые опыты

В 19 лет ему предложили должность учителя. Слепые студенты учатся читать и писать на латыни, используя методику Гийе. Метод, основанный на вырезанных на доске латинских символах был малоэффективным. Символы трудно распознавались на ощупь и воспроизведение их происходило чрезвычайно медленно. Луи Брайль начал экспериментировать с кругами, квадратами и треугольниками, вырезанными на коже, в попытке разработать специальный алфавит для слепых.

Вместе с одноклассниками он параллельно знакомится с методом передачи и получения информации, применяемым военными. Метод, изобретенный офицером Шарлем Барбье был основан на матрице, размером 6 на 6 символов, представляющей собой узоры из точек, для бесшумной передачи информации «вслепую».

Шрифт Барбье позволял передавать текст, разбитый на звуки. Каждому звуку соответствовал узор, состоящий из одиннадцати выпуклых точек, определенным образом выколотых на матрице. Там не было цифр и символов. Этот тип шифрования подходил для коротких сообщений. Воодушевившись идеей использования точек, вместо резьбы и царапанья, Луи предложил упростить матрицу до размера 6 на 2 символа. Ещё одним неудобным нюансом казался фонетический упор метода, не учитывающий орфографию, не распространяющийся на передачу музыкальных символов и математических знаков.

Приложив незаурядное рвение при поиске удобной системы, он непрерывно трудился, пока не приблизился к заветной цели. Наконец, в начале октября 1825 года, 16-летний Луи представил директору учреждения первую версию своего алфавита и шрифта. К 1829 году появилось первое описание метода передачи информации для незрячих Луи Брайля, который предполагал возможность не только записи текстов, но и музыки, математических символов, подходил для описания схем вязания узоров и многого другого.

Одноклассники Брайля освоили эту систему очень быстро и были в восторге. Это было так просто, что сложно проверить. Метод позволял ребятам писать и читать друг другу письма, самим создавать книги. Успех системы сделал юношу наставником для детей. Его большая заслуга заключалась и в открытии незрячим пути к музыкальному достоянию. На основе своего шрифта он в 1828 году разработал систему, позволяющую впервые в истории, записать музыкальные произведения незрячими и для незрячих. Новый директор школы просил его начать работу в качестве преподавателя с зарплатой в 15 франков. В 1833 году Луи принял это предложение.

Последние годы изобретателя

Параллельно с усердными трудами у изобретателя в 1829 году начались проблемы со здоровьем. Помещение, занятое школой состояло из темных комнат с плохой вентиляцией, а отсутствие качественного питания, служило предпосылкой к развитию болезней. В 1835 проявились первые симптомы туберкулеза и у Луи. В то время, не было никакого действенного метода лечения болезни, кроме отдыха. Несмотря на все попытки излечиться, болезнь прогрессировала настолько быстро, что он был вынужден покидать пределы Парижа несколько раз. Длительный отдых с семьей давал надежду на выздоровление. В 1837 в мастерских школы изготавливается первая книга, напечатанная шрифтом Брайля «История Франции сквозь века». В 1838 году правительство выделило деньги на строительство нового здания, возведение которого было завершено в 1843 году. Здесь Луи Брайль провел последние годы своей жизни. Годом позднее у него произошло сильное кровоизлияние, в результате которого Брайль не мог работать в полную силу и ограничился преподаванием музыки.

На свои немногочисленные доходы он покупал только самое необходимое, а на сэкономленные деньги приобретал книги и письменные принадлежности для учеников заведения, которому отдал всю свою жизнь. Он платил студентам и за копирование книг, чтобы впоследствии передать их нуждающимся.

Луи Брайль умер в возрасте 43 лет 6 января 1852 года от туберкулеза. После его смерти друзья нашли небольшую коробку, на крышке которой было написано: «сжечь, не открывая». Любопытство взяло верх, товарищи заглянули внутрь, обнаружив сотни долговых расписок от учеников, которых он выручил деньгами. Из уважения к памяти изобретателя его последняя воля была выполнена. Он был похоронен в родной деревушке, а спустя сотню лет, его захоронение перенесли в Пантеон в Париже, где покоятся национальные герои Франции. Франция и весь остальной мир ценит вклад Луи Брайля в культурную жизнь людей, благодаря воплощенному механизму сенсорного чтения.

Луи Брайль (Брай; фр. Louis Braille; 4 января 1809 года, Кувре (фр. Coupvray, пригород Парижа) - 6 января 1852 года, Париж) - французский тифлопедагог.

Биография

Луи Брайль родился 4 января 1809 года в семье сапожника (по другим данным - шорника) Симоне-Рене (Simon-Ren) Брайля в небольшом французском городке Кувре (англ.).

В 3-летнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, начавшегося оттого, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца, окончательно он ослеп в 5 лет.

Родители научили Луи плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли, пригласили учителя музыки для обучения Луи игре на скрипке. Алфавит Луи изучал в местной школе при помощи палочек.

В 10 лет (в 1819 году) Луи отдали в Парижский государственный институт для слепых детей, обучающий грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, но таких книг было мало, и отсутствовали учебники по многим предметам. Методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи был одним из способнейших учеников, научился играть на пианино и органе. В 1828 году Луи окончил учёбу и получил предложение о работе младшим учителем-репетитором.

Во время обучения Луи познакомился с «ночной азбукой» (англ.), разработанной Шарлем Барбье. Барбье был артиллерийским офицером и разработал азбуку для военных целей - для передачи информации в ночное время. Запись сведений осуществлялась путём прокалывания отверстий в картоне, чтение - путём прикосновений к картону (осязанием).

В 1824 году (в 15 лет) Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей, названный в его честь (шрифт Брайля) и используемый по сей день во всём мире. Брайль работал над шрифтом многие годы и в 1829 году представил начальный вариант шрифта (англ.) на рассмотрение совета института. Совет института счёл шрифт неудобным для зрячих преподавателей. И только в 1837 году по настоянию слепых и слабовидящих людей совет института снова вернулся к рассмотрению шрифта.

Брайль был талантливым музыкантом, преподавал музыку незрячим и слабовидящим людям, на основе принципов, положенных в основу его шрифта, разработал шрифт для записи нот (нотопись).

Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837).

Умер Брайль 6 января 1852 года в Париже и был похоронен в родном городе Кувре. В 1952 году перезахоронен в Пантеоне (Париж). В доме, в котором Луи провёл детские годы, открыт музей. В честь Брайля названа улица, ведущая к его дому-музею.

В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.

Память

    Бюст с рельефом на родине в Кувре

    Могила Брайля в Пантеоне в Париже

    Бюст в Марселе

    Бюст в Буэнос-Айресе

  • К 100-летию смерти, в 1952 году прах Брайля был торжественно перенесен в парижский Пантеон.
  • В СССР, ГДР и Казахстане были выпущены почтовые марки, посвященные Брайлю:

    Почтовая марка СССР, 1959 год

    Postage stamp (East Germany, 1975): Braille has been honored on stamps worldwide.

    Почтовая марка Казахстана, 2009 год

  • В 2009 году, к двухсотлетию дня рождения, монеты с изображением Брайля были выпущены в Индии и США, а также в Бельгии и Италии.

В 2014 году исполняется 205 лет со дня рождения Луи Брайля, создателя системы рельефно-точечного письма и чтения на основе шеститочия. Система Брайля дает возможность учиться и работать, вселяет чувство уверенности и независимости.

Российская государственная библиотека для слепых подготовила к юбилейной дате виртуальный обзор книжной выставки «Феномен Луи Брайля - шеститочечная письменность». Он включает четыре раздела: «Луи Брайль и его время», «Рельефно-точечный шрифт в России: история, современность», «Великое шеститочие и различные языки мира», «Брайлевская система и ее применение: музыка, математика, информационные технологии».

Луи Брайль и его время

Небольшой городок Кувре в 45 км от Парижа. У супругов Симона и Моники Брайль 4 января 1809 года родился сын, которого назвали Людовик, или просто Луи. В семье это был четвертый, но долгожданный ребенок, так как до этого рождались девочки. Старшей сестре Катрин Жозефине было 16 лет, средней - Луи Симоне - 14, а младшей - Марии Селине - 11.

Отец - Симон Брайль, был шорником. Вся округа заказывала ему седла и упряжь для лошадей. Рядом с домом, где жила семья, находилась его мастерская. В мастерской Брайля лежал большой рулон кожи. На стенах были развешаны хомуты, уздечки, шлеи, стремена, вожжи. Вдоль длинной стены висели инструменты. Луи хорошо знал, в каком ряду расположены ножи, деревянные молотки, где висят пробойники, шила. Он мечтал научиться пользоваться всеми инструментами. Но отец говорил, что они слишком острые и опасны в руках маленького мальчика. Он строгим голосом запрещал прикасаться к инструментам.

Луи Брайль рос любознательным ребенком. Ему исполнилось 3 года. Выбрав момент, когда отца не было дома, Луи пробрался в мастерскую и, взяв острое шило, начал делать дырки в коже. Кожа была скользкой, и шило все время соскальзывало. Еще одно нажатие на шило, и оно выскальзывает из рук и вонзается в глаз. На крик прибежали, ребенка в слезах и крови отнесли в дом, но помочь не смогли. Вскоре воспаление передалось на второй глаз, Луи навсегда ослеп.

Случившееся несчастье глубоко потрясло семью. Все члены семьи старались помочь Луи, в то же время они боялись его избаловать. Отец приобщал сына к труду. Он научил его полировать кожу воском и мягкой тряпочкой, плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли.

У Луи были обязанности по дому, он помогал матери, умел накрывать на стол. По утрам ходил за водой. Дорога была каменистой, и он нередко падал с тяжелым ведром, вода разливалась, и ему приходилось возвращаться к колодцу.

Мальчик прекрасно ориентировался по слуху и запаху. Однажды отец сделал для него длинную заостренную трость, и Луи научился ходить с тростью.

Очень рано на душу ребенка стала воздействовать музыка. Отец купил ему у деревенского мастера скрипку. А местный музыкант научил играть на скрипке простейшие мелодии.

Когда Луи Брайлю исполнилось 6 лет, отец начал обучать его грамоте. На гладко отшлифованных дощечках он набивал мебельные гвоздики с круглыми шляпками по очертаниям букв. В результате в руках Луи оказался рельефный французский алфавит. Круглые шляпки гвоздиков сразу ощущались подушечками пальцев. Ребенок старательно ощупывал выпуклые знаки и скоро научился различать буквы по форме. Конечно, писать с помощью такого шрифта было нельзя, но мальчик в уме научился составлять из букв не только отдельные слова, но и целые фразы.

У Луи была феноменальная память, с сестрами он прочитал почти все сказки Шарля Перро - «Красную шапочку», «Мальчика с пальчик», «Кота в сапогах» и др. Он помнил сказки наизусть и любил рассказывать их сверстникам.

Когда Луи было 6 лет, в Кувре приехал новый кюре, отец Жак Паллю. С его появлением в жизни Луи произошли большие перемены. Кюре познакомился с семьей Брайлей. Какая жалость, сказал он, что такой смышленый ребенок не учится. Не хочет ли Луи приходить к нему на уроки 3–4 раза в неделю?

Кюре рассказывал мальчику о точных науках, знакомил с историей. Но у него было мало свободного времени, а Луи задавал все больше и больше вопросов, на которые отец Паллю не мог ответить.

Кюре обратился за помощью к местному учителю. Учитель Антуан Бешере никогда не учил слепых детей и очень сомневался, сумеет ли он чему-либо научить ребенка. Но после долгих колебаний разрешил Луи посещать занятия.

У Луи была отличная память, он внимательно слушал учителя и никогда не забывал, о чем рассказывали на уроке. Он решал в уме арифметические задачи так же быстро, как другие делали это в тетрадях. Но сердце ребенка сжималось, когда учитель говорил: «Дети, возьмите свои книги». Луи трогал гладкие бумажные страницы, но напечатанные буквы словно прятались от него. Он уже знал, что в книгах заключено богатство, но оно было недоступно.

Кюре беспокоило будущее Луи. Мальчику исполнилось 10 лет, ему хотелось продолжить обучение, но как это сделать? Священник не знал, существуют ли где-нибудь школы для слепых. Он решил все разузнать. Ему стало известно о школе в Париже под названием «Королевский институт для слепых детей».

В Институте для слепых детей учили арифметике, грамматике, географии, истории, музыке. Готовили детей к труду. Но самое главное - здесь учили читать!

Кюре обратился к самому влиятельному и богатому человеку в их городе - маркизу д"Орвийе: не откажется ли маркиз написать рекомендательное письмо в Институт слепых? Маркиз согласился. Письмо было отправлено. Несколько дней ожидания, и вот пришел ответ: Луи принят.

Кюре сообщает новость Брайлям, Луи счастлив, но реакция родителей совсем другая. Они боятся отпустить сына. Ведь Кувре от Парижа отделяют километры, Луи будет месяцами один, домой сможет приезжать только на летние каникулы. Сумеет ли мальчик прожить в огромном городе без помощи семьи?

Но Луи не ощущал никакого страха, он мечтает учиться и умоляет родителей отпустить его в Париж.

Симон Брайль не торопится с ответом, у него много вопросов, которые он изложил в письме в Институт. Полученные ответы его удовлетворяют, и он дает свое согласие. В феврале 1819 года 10-летний Луи Брайль приезжает с отцом в Париж, в Институт для слепых. В это время там обучалось около 100 детей.

Первые впечатления от Института были у Луи совсем не радостными. Маленькому мальчику, выросшему на свежем воздухе, под солнцем, в Париже все казалось грязным и тесным. Он привык жить в чистоте, летом плескался в ручье, а зимой у матери всегда в запасе был таз горячей воды. В Институте же всего одна ванна на всех учеников, и они могли мыться в ней только один раз в месяц.

Старое здание Института было огромным, стояло у реки, воздух в помещении всегда был холодным и влажным. Луи терялся в нескончаемой путанице коридоров и лестниц. Порой ему казалось, что он не сможет найти дорогу в этих «каменных дебрях».

Но мало-помалу он стал привыкать к городской жизни, научился уверенно передвигаться по зданию.

Уроки в Институте длились с утра до вечера, а после занятий дети шли в мастерскую. Здесь они вязали шапочки и варежки, делали домашние туфли из соломы и кожи, плели плетки для лошадей и быков. Луи пригодился опыт, полученный дома от отца. Руки у него были ловкие. И он даже получил премию за шитье тапочек.

Но больше всего Луи полюбил уроки музыки, которыми завершался учебный день. Все дети учились играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Луи играл на фортепиано.

Ученики Института не могли ходить по улицам Парижа одни. Большую часть времени они проводили в стенах школы или во дворе. По четвергам им устраивали прогулку по городу. Чтобы они не терялись, придумали такой способ: один из учителей брался за конец длинной веревки, а дети держались за нее, идя следом. И длинная вереница мальчиков змеилась по улицам. Как ни трудно было Луи научиться ходить по городу, но со временем он начал понимать городские шумы: различал парижские церкви по звону колоколов, пароходы на Сене узнавал по голосам сирен.

Обучаясь в Институте, Луи Брайль овладевал основами французской грамматики и других наук при помощи рельефно-линейной системы Гаюи. Гаюи разработал систему письменности в конце XVIII века на основе французского алфавита. Его шрифт представлял собой выпуклые буквы шрифта для зрячих упрощенной формы. Для того чтобы облегчить работу зрячего учителя со слепыми, буквы печатали не только выпуклыми, но и черными.

Особенность предложенного Гаюи выпуклого шрифта-унциала заключалась в том, что этот вид письма обеспечивал полноценный процесс обучения слепых учащихся по всем предметам. Между учеником и учителем устанавливалась прямая связь. Ученик мог писать тупым пером на увлажненной бумаге, вставленной в прибор. Получалось сразу два оттиска: один рельефный, а другой чернилами - для зрячего педагога.

Рельефное тиснение было известно зрячим печатникам и раньше, но только Гаюи определил, что рельефно-линейный шрифт можно приспособить для систематического обучения незрячих.

Урокам чтения в Институте отводилось много времени, они были непростыми. Рельефно-линейные буквы делались выпуклыми, и их надо было ощупывать кончиками пальцев. Одни буквы узнавались легко, другие распознавались с трудом. Учились читать по «Краткой французской грамматике», напечатанной Валентином Гаюи в 1788 году в типографии рельефно-линейного шрифта при Парижском институте для слепых детей.

Луи Брайль так полюбил чтение, что с книгой его можно было застать и в классе, и в библиотеке, а с наступлением лета, в погожие дни, - в школьном саду. Книги для чтения он брал в ученической библиотеке. Там имелись книги на французском языке, была литература на латинском, древнегреческом, итальянском, испанском и английском языках. Луи Брайль с жадностью постигал науки.

На уроках музыки дети изучали ноты, которые были изображены на бумаге в виде выпуклых цифровых знаков, разработанных Гаюи. Луи не только умел различать ноты на осязание, но и переносил их на струны своей скрипки и клавиши молоточкового пианино, стоявшего в музыкальном классе. Уже тогда на способности мальчика обратили внимание профессора Парижской консерватории, посещавшие Институт для слепых детей и взявшиеся бесплатно обучать его музыке.

Впоследствии с окончанием учебы Брайль занял место органиста в соборе Пресвятой Богоматери, выступал и в других соборах Парижа.

Для занятий по математике в Институте применялся счетный прибор Саундерсона. Николай Саундерсон (1682–1739) жил в Англии. Он был незрячим математиком и давал частные уроки зрячим детям. Для личного пользования слепой репетитор изобрел счетный прибор - деревянную доску размером с тетрадный лист. Доска была разделена на десять строк. На каждой строке четким рельефом выступали квадраты с тремя рядами отверстий (по три в ряду) для размещения в них булавок с крупными и мелкими головками. При заполнении отверстий булавками в каждом квадрате образовывался знак, представлявший собой рельефное девятиточие. Булавочные головки лучше воспринимались осязающими пальцами, чем линейные буквы, вытесненные на бумаге. Чтобы сделать сложение двух чисел, изображенных булавками с крупными головками, между числами нужно было поставить знак из булавок с мелкими головками. На приборе Саундерсона можно было выполнять самые разные алгебраические действия: сложение, вычитание, деление, умножение, возведение числа в степень, извлечение корня и т. д.

Систематическая работа на приборе Саундерсона дала Брайлю хорошие математические знания.

Луи Брайль поступил в Институт для слепых детей в 1819 году, а в 1821-м Шарль Барбье предложил свою систему записи как новый вариант обучения рельефному письму. Этот шрифт был принят в Институте для обучения параллельно с линейно-рельефной системой Гаюи.

Шарль Барбье был офицером французской армии. Выйдя в отставку, артиллерийский капитан поставил перед собой цель - создать шифровальный шрифт для секретной военной и дипломатической переписки. Но военное и дипломатическое ведомства отвергли его изобретение. Тогда Барбье предложил свой шрифт в Институт для слепых детей.

Шрифт Барбье представлял собой фонетическое письмо, где каждый звук изображен знаком, образованным комбинацией из двенадцати точек, сгруппированных в двух вертикальных колонках. Несколько объединенных звуков давали слово. Правила орфографии при этом не соблюдались.

Большим неудобством при использовании системы Барбье было то, что каждый отдельно взятый знак из-за большого количества точек не помещался под подушечкой пальца. Каждый знак надо было прочитывать движением пальца сверху вниз.

Луи Брайль старательно изучил шифровальный шрифт Барбье и обнаружил в нем и другие недостатки: в записи не предусматривались знаки пунктуации, нельзя было записывать цифры и ноты. Юный ученик с нетерпением ждал случая, чтобы высказать свои замечания Барбье.

Когда их встреча состоялась, Луи предложил ввести некоторые усовершенствования в двенадцатиточечную систему письма. Барбье соглашается лишь на незначительные переделки, но не допускает мысли о ее коренном видоизменении. Двенадцатилетнему мальчику было очень трудно убедить пожилого, умудренного жизненным опытом мужчину в том, что его система неудобна. Но этот диалог дал Луи Брайлю многое - у него возникла мысль самому создать рельефный шрифт, который бы отвечал требованиям слепых.

В течение учебного года Луи трудно было найти время для разработки нового шрифта, все его время занимали уроки, работа в мастерских, занятия музыкой. Но он использовал любую свободную минуту - перед завтраком, между уроками, после обеда, поздно ночью. А на каникулах Луи посвящал своим экспериментам все время - с утра до ночи. Так прошло несколько лет, наполненных неустанными поисками.

В результате длительной и кропотливой работы Луи Брайль пришел к выводу о том, что фундаментом принципиально новой системы письма для слепых должны стать не двенадцать и не девять, как это было у его предшественников Ш. Барбье и Н. Саундерсона, а шесть рельефных точек. И записывать надо не звуки, а буквы алфавита.

Луи Брайль сделал свое гениальное открытие шестнадцати лет от роду. Его однокашникам очень понравился новый алфавит. Но администрация и педагогический коллектив отвергли новую систему письма.

В 1828 году курс обучения в Институте для Луи Брайля завершился. Ему предложили остаться работать в должности младшего репетитора для преподавания математики и музыки. Педагогическая деятельность Брайля началась значительно раньше, в 1823 году. Его, тогда еще воспитанника, назначили мастером в ученической мастерской по вязанию носков на спицах, затем он стал вести уроки грамматики, алгебры и географии. Одновременно с окончанием Института Луи Брайль завершает работу над системой рельефно-точечного письма и готовит ее к печати.

Большим помощником Луи Брайля был тифлопедагог Пинье. В 1829 году Пинье под диктовку Брайля записал зрячим способом его работу о новом методе письма «Способ написания слов, музыки и песнопений при помощи точек». В том же году работа была издана в Париже отдельной брошюрой под авторством Луи Брайля. Второе ее издание увидело свет в 1837 году.

В 1829 году Луи Брайль заканчивает работу над конструированием прибора для одностороннего письма рельефно-точечным шрифтом с грифелем. Позже, в 1834 году, он сконструирует и построит прибор для двустороннего межстрочечного письма рельефно-точечным шрифтом.

Луи Брайль ведет кружковые занятия с учащимися Института по изучению системы письма, основанного на рельефном шеститочии.

В 1832 году на состоявшейся в Париже Международной выставке систем рельефного письма для слепых шрифт Брайля был признан лучшим из 22 представленных проектов европейских стран. Но здоровье Луи Брайля подорвано, в 1835 году он заболевает туберкулезом легких.

Луи Брайль не теряет надежды на признание и распространение системы рельефно-точечного письма, хотя на повторном обсуждении в 1837 году в Парижском институте слепых вопрос о введении системы Брайля в обучение незрячих решен отрицательно. В 1837 году в полукустарной печатне при Парижском институте слепых издана первая брайлевская книга «Краткая история Франции».

Только в 1850 году система Брайля официально введена в программу обучения грамоте учащихся Парижского института для слепых детей. В 1878 году система Брайля получила официальное признание во Франции на Международном конгрессе.

Луи Брайль умер 6 января 1852 года. Он похоронен в родном городе Кувре. На деньги, собранные по подписке, в 1887 году на его могиле был установлен памятник, созданный французским скульптором Леру. На памятнике выбита надпись «Брайлю - благодарные слепые» и высечен барельеф, на котором изображен сидящий Луи Брайль, рядом с ним стоит мальчик, которого Брайль обучает шрифту рельефного шеститочия. На другой стороне памятника - надпись «Памятник сооружен по подписке в память Людовика Брайля, который родился в городе Кувре 4 января 1809 года. Ослеп в трехлетнем возрасте, был воспитанником, а потом профессором Парижского института слепых. Изобрел выпуклое точечное письмо, повсеместно применяемое ныне в заведениях для слепых. Скончался в Париже 6 января 1852 года».

В 1952 году, в год 100-летия со дня смерти Луи Брайля, его прах был перенесен в Парижский национальный пантеон. В том же году в Кувре, на родине Брайля, в доме, где он провел детские годы, был открыт мемориальный музей, а улица, ведущая к этому дому, была названа его именем. Незрячие всего мира с чувством глубокой благодарности произносят имя Луи Брайля, создателя самой совершенной и рациональной системы рельефного шеститочия.

Марат Васильевич Бирючков - историк, библиограф, журналист, обладавший энциклопедическими знаниями, более 40 лет проработал в РГБС. На протяжении многих лет он по крупицам собирал материалы о Луи Брайле и истории обучения слепых. В книге «Автор великого шеститочия Луи Брайль» представлена биография Брайля и подробнейшая история вхождения брайлевского шеститочия в жизнь незрячих людей в зарубежных странах и России. Книга издана плоскопечатным шрифтом в 2002 году, а затем озвучена. В конце книги приведена (с комментариями) хронологическая таблица разработок рельефных шрифтов и их применение в письме, книгопечатании и обучении слепых с VI века до н. э. по 2000 год. В читальном зале РГБС можно поработать с электронным вариантом книги.

Книга «Из истории обучения слепых детей» издана на ИПТК «Логос» ВОС в 2008 году. Автор книги - Анна Ивановна Сизова, бывший директор Московской школы-интерната № 1 для слепых детей. После выхода на пенсию в 1984 году она не смогла расстаться с любимыми учениками и со школой-интернатом и на общественных началах занялась созданием Музея истории средней школы-интерната для слепых детей. В 2001 году он был преобразован в Музей истории отечественной тифлопедагогики Российской Федерации. Анна Ивановна на протяжении многих лет собирала материалы об истории обучения слепых детей за рубежом и в России.

Книга Виктора Герасимовича Першина «Белая магия шеститочия» издана рельефно-точечным шрифтом в 2001 году и плоскопечатным - в 2008 году. В ней на основе архивных документов подробно рассказывается об истории обучения и просвещения слепых в странах Западной Европы, России и США.

Авторы книги «Луи Брайль» - Петр Дмитриевич Красноусов и Федор Иосифович Шоев. Ее первое плоскопечатное и рельефно-точечное издание вышло к 150-летию со дня рождения Луи Брайля. Второе плоскопечатное издание вышло в 1979 году, оно проиллюстрировано образцами различных шрифтов для слепых, в том числе представлена система комбинаций точек для письма слепых, предложенная Луи Брайлем. В книге приведены линейные рельефные алфавиты для слепых - под знаком поиска альтернативы точечному алфавиту Брайля. Среди них шрифт, разработанный в 1845 году незрячим английским тифлопедагогом Уильямом Муном. Шрифт Муна состоит из девяти символов, подобранных в различной ориентации.

О развитии письменности для слепых говорится в историческом повествовании тифлолога, писателя и журналиста Александра Павловича Белорукова «Путями веков». Белоруков пишет: «В смысле идеи, заложенной в систему Луи Брайля, она, так сказать, осязающий палец уравнивала в правах с видящим глазом. Подобно тому, как при чтении глаз человека сразу охватывает всю букву, так и палец теперь имел полную возможность без лишнего напряжения воспринимать точечный знак». Книга Белорукова издана плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами.

Рельефно-точечный шрифт в России: история, современность

Раздел открывает биобиблиографический указатель «Создатель первого варианта русского брайлевского алфавита Д. М. Оболенский». Князь Денис Михайлович Оболенский в 1861 году составил рельефно-точечный алфавит по системе Брайля на русском языке и успешно им пользовался. Но дальнейшего распространения этот алфавит не получил.

В книге Анны Ивановны Сизовой «Из истории обучения слепых детей» приведена информация о создании в 1881 году Мариинского попечительства о слепых. Попечительство занималось вопросами распространения грамоты среди незрячих, обучением их ремеслу и трудоустройством, подготовкой тифлопедагогов. Председателем Совета попечительства был государственный и общественный деятель Константин Карлович Грот. В Совет входили Александр Ильич Скребицкий и Герман Павлович Недлер.

В 1881 году в Санкт-Петербурге было открыто Александро-Мариинское училище для слепых детей. Преподававшая там Екатерина Романовна Трумберг разработала русский алфавит на основе рельефного шеститочия Луи Брайля. Инспектор Мариинского попечительства Герман Павлович Недлер руководил учебной частью, он оказал большую помощь Трумберг в разработке педагогических приемов в обучении и воспитании незрячих. Попечительством был сделан заказ в берлинской типографии на издание учебных пособий на русском языке по системе Брайля. В 1895 году в Санкт-Петербурге при Александро-Мариинском училище для слепых детей была открыта типография рельефно-точечного шрифта.

На книжной выставке представлен биобиблиографический указатель «Основоположник русской тифлопедагогики, общественный деятель, врач-офтальмолог, историк А. И. Скребицкий». Александр Ильич Скребицкий стоял у истоков русской тифлопедагогики. В 1882 году он разработал рельефно-линейный русский шрифт (унциал). Но, познакомившись с русским шрифтом по системе Брайля, он признал преимущество шрифта Брайля и содействовал созданию типографии Анны Александровны Адлер для печати книг по системе Брайля.

Следующее издание - биобиблиографический указатель «Анна Александровна Адлер», подготовленный РГБС в 1996 году. Адлер вошла в историю России как зачинатель отечественного книгопечатания рельефно-точечным шрифтом. В 1885 году Анна Александровна Адлер издала первую книгу по системе Брайля «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер». Она посвятила жизнь просвещению слепых России.

На выставке представлена книга А. И. Сизовой «Анна Александровна Адлер». В ней приведены биография Адлер, архивные материалы, ее письма к Скребицкому.

С публикациями о Валентине Гаюи, Александре Ильиче Скребицком, Анне Александровне Адлер можно познакомиться, взяв сборник статей Александра Евгеньевича Шапошникова «Книгоиздание и библиотеки для слепых в России». В сборнике также приведена информация об издательской деятельности для слепых. Сборник издан Российской государственной библиотекой для слепых в 2001 году.

Всероссийское общество слепых неослабное внимание уделяет вопросам, связанным с применением системы Брайля в издательской деятельности, обучением системе Брайля, значением рельефно-точечного шрифта в реабилитации взрослоослепших.

В 2003 году в Институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» состоялась конференция «Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира». В конференции приняли участие ведущие специалисты ВОС: вице-президент ВОС Лидия Павловна Абрамова; генеральный директор «Реакомп» Сергей Николаевич Ваньшин; генеральный директор Комплекса реабилитации инвалидов «Контакт» ВОС (Санкт-Петербург) Евгений Исаакович Гилилов; зав. приемной по обращениям граждан аппарата управления ВОС Галина Ильинична Иванова; генеральный директор издательства «Чтение» Олег Николаевич Пилюгин; депутат Государственной Думы Олег Николаевич Смолин; вице-президент ВОС, генеральный директор Издательско-полиграфического тифлоинформационного комплекса «Логос» Владислав Сергеевич Степанов и другие.

По материалам конференции был выпущен сборник «Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира». Сборник издан плоскопечатным шрифтом. В читальном зале РГБС можно познакомиться с его электронным вариантом. Среди документов, опубликованных в сборнике, можем прочитать: «…книгопечатание для слепых, обслуживание библиотек, в которых хранятся специальные брайлевские книги, и само изучение системы Брайля как взрослыми, так и детьми не утрачивают своего значения».

На нашей выставке представлена книга Марата Васильевича Бирючкова «Книга, несущая свет», которая была издана плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами. В читальном зале РГБС можно поработать с электронным вариантом книги. Марат Васильевич пишет: «Шеститочие Луи Брайля дает возможность создавать 63 различных рельефных знака (высота 6,2 мм). Ими можно обозначать все буквы алфавита любого языка, знаки препинания, цифры, химические, физические знаки и ноты. Эта система позволяет незрячим читать и писать с большей скоростью, чем все предыдущие системы».

В 1998 году Российская государственная библиотека для слепых издала монографию Галины Петровны Диянской «Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении». В ней наряду с другими проблемами рассматриваются вопросы производства литературы специальных форматов и доступности библиотечно-информационных ресурсов для инвалидов по зрению. Книга издана плоскопечатным шрифтом, также имеется ее электронный вариант.

Вопросам издания книг рельефно-точечного шрифта и их доступности уделялось и уделяется большое внимание. Вызывает интерес «Каталог книг в оформлении для слепых: рельефная печать по системе Брайля», изданный в 1938 году. Литература в каталоге сгруппирована по разделам:

– Учебники и учебные пособия. Представлены учебники для начальной и средней школы; учебники для школ взрослых.

– Политическая литература. Издавались публикации Берии Л., Булганина Н. А., Кагановича Л. М., Ленина В. И., Маркса К., Молотова В., Орджоникидзе Г. К., Сталина И. В., Энгельса Ф.

– Художественная литература. Широко представлены произведения Гоголя Н., Горького М., Пушкина А., Толстого А., Тургенева И., Шолохова М. Издавались книги Лермонтова М., Островского Н., Салтыкова-Щедрина М., Серафимовича А., Фурманова Д., Эренбурга И.

– Книги для детей. Жюль Верн, Братья Гримм, Кассиль Л., Киплинг Р., Сетон-Томпсон Э., Харрис Д. и другие.

– Музыка. Представлены публикации Гребнева А. и Гребнева И.: учебник сольфеджио, элементарная теория музыки, краткое руководство по обучению нотной системе, сборник пьес, сборники песен.

Следующая книга нашей виртуальной выставки «Каталог книг рельефно-точечного шрифта, имеющихся в фонде РГБС». В каталоге отражены издания с 1885 по 1991 год. Литература сгруппирована по отраслям знаний.

Читателям, интересующимся изданиями рельефно-точечного шрифта, адресован «Каталог книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом». Он выходит ежегодно с 1960 года, с 2010-го - издается в цифровом формате. Материалы в каталоге расположены по отраслям знаний и частично проаннотированы. В нем можно проследить тенденции в издательской деятельности, касающейся рельефно-точечных книг, а также узнать о вышедших новинках.

Читателей-брайлистов не всегда устраивает репертуар рельефно-точечных изданий. Чтобы удовлетворить читательский голод, в региональных библиотеках для слепых, оснащенных современными тифлотехническими средствами, осуществляется издание книг по системе Брайля по всем отраслям знаний. В помощь региональным библиотекам, занимающимся выпуском воспроизведенных изданий, в Российской государственной библиотеке для слепых в 2004 году было подготовлено методическое пособие «Издание литературы специальных форматов в библиотеках для слепых». Оно содержит практические рекомендации по созданию «говорящих» книг, рельефно-точечных и крупношрифтовых изданий.

Для того чтобы информацию о книгах, изданных в библиотеках для слепых России, сделать доступной для широких кругов пользователей, в 1999 году в РГБС начали издавать «Указатель книг, изданных в специальных библиотеках для слепых Российской Федерации». Его материалы сгруппированы по разделам в соответствии с видом изданий: «говорящие» книги, рельефно-точечные, электронные, тактильные издания, издания укрупненного шрифта. С 2009 года этот указатель выходит в цифровом формате. Познакомившись с региональными изданиями, читатель может в своей библиотеке по МБА заказать нужную литературу.

Среди наших читателей немало музыкантов. Для них с 1966 года в Российской государственной библиотеке для слепых выходит «Каталог музыкальной литературы рельефно-точечного шрифта, поступившей в фонд РГБС». В нем можно найти информацию о вокальной и инструментальной музыке. С 2010 года указатель выходит в цифровом формате.

Великое шеститочие и различные языки мира

Российская государственная библиотека для слепых располагает сборником, подготовленным в Библиотеке Конгресса США Национальной библиотечной службой для слепых и инвалидов других категорий. В сборнике, изданном плоскопечатным шрифтом, представлены национальные шрифты по системе Брайля: Албании, Барбадоса, Индонезии, Италии, Польши, Таиланда и других стран. Всего в сборник включено 83 национальных шрифта. В РГБС это издание есть в электронном виде. При необходимости можно выслать нужный шрифт по электронной почте.

Брайлевская система и ее применение: музыка, математика, информационные технологии

Участниками конференции «Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира» 13 ноября 2003 года было принято открытое письмо, в котором говорится: «Рельефно-точечная система Брайля для незрячих является одним из самых основных и важных средств общения и доступа к информации, которое в обозримом будущем ничто другое не может заменить».

Многие видные российские тифлологи занимались разработкой методик обучения чтению и письму по системе Брайля. Эти методики рассчитаны на различные группы обучаемых: взрослых и детей, слепых от рождения и поздноослепших. На нашей выставке представлено несколько методических пособий различных авторов.

Виталий Константинович Рогушин (1938–2007), кандидат педагогических наук, многие годы преподавал в университете им. Герцена в Санкт-Петербурге. На выставке представлена его книга «Обучение чтению и письму по системе Брайля», написанная в соавторстве с Мариной Борисовной Потешиной. В книге изложена методика обучения взрослых слепых.

Видный тифлолог, кандидат педагогических наук Венера Закировна Денискина в соавторстве с Мариной Геннадьевной Леушевой разработала «Методику ускоренного запоминания основных знаков (букв, цифр, знаков препинания) рельефно-точечной системы Брайля». Эта методика ориентирована на обучение незрячих взрослых и детей среднего школьного возраста.

Опыт подготовки незрячих дошкольников изложен в методическом пособии тифлопедагога Людмилы Александровны Фоминой. Книга издана в РГБС и называется «Подготовка незрячих дошкольников к обучению письму и чтению по системе Брайля».

Опыт преподавания системы Брайля содержится в книге Бориса Евгеньевича Тараканова «Шеститочие в наглядных пособиях, играх и игрушках для детей и взрослых».

Для зрячих преподавателей музыки, обучающих слепых учеников, издано краткое руководство Глеба Александровича Смирнова «Запись нот по системе Брайля».

Виталием Николаевичем Кулаковым подготовлено учебно-методическое пособие для практического освоения нотной системы Брайля «Нотная азбука для начинающих музыкантов».

Для читателей библиотеки может представлять интерес книга «Запись нот по системе Брайля. Новое международное руководство». Руководство было разработано секцией брайлевской музыки Международного союза слепых и издано в 2001 году.

Завершает этот раздел выставки учебное пособие «Система обозначений по математике, физике, химии и астрономии», подготовленное комиссией по точным наукам при ЦП ВОС. При разработке системы комиссия ставила перед собой задачу дать знаки, обеспечивающие нужды печатания шрифтом Брайля учебников по обязательным математическим курсам университетов и педагогических институтов, а также работу учащихся по этим курсам.

С момента возникновения системы Брайля до наших дней незрячие располагали различными тифлотехническими средствами письма и чтения - от прибора для письма и грифеля до современных компьютеров, оснащенных синтезаторами речи. Но повсеместная компьютеризация ни в коей мере не отменяет и не заменяет систему Брайля.

Вот как об этом говорит депутат Государственной Думы Олег Николаевич Смолин: «Будучи убежденным брайлистом, поддерживаю то мнение, что рельефно-точечный шрифт Брайля остается основой грамотности слепых, даже несмотря на всеобщую компьютеризацию. Считаю, что невозможно проводить социальную реабилитацию инвалидов по зрению без изучения и активного использования системы Брайля».

При подготовке виртуальной книжной выставки нас заинтересовало, как в разные годы была увековечена память о Луи Брайле. Нам удалось собрать некоторую информацию.

В России в 1950-е годы был изготовлен гипсовый бюст Луи Брайля.

На родине Брайля во Франции - в Кувре желающие могут купить памятную медаль, изготовленную к 150-летию со дня рождения Луи Брайля. Элишка Глуши из Брно предоставила нам фото этой медали.

В 1959 году в СССР была выпущена марка. На марке надпись «Луи Брайль. Основатель международной системы письма для слепых».

В 2009 году к 200-летию со дня рождения Луи Брайля в Москве в музее «Дом Бурганова» была организована выставка, на которой представлен скульптурный портрет Луи Брайля работы Александра Бурганова.

Завершить обзор публикаций о Луи Брайле и его великом шеститочии хочется строками из стихотворения незрячего поэта Михаила Суворова:

Но не склеп в самом Париже И не бронза всей земли, На любых наречьях книжки - Вечный памятник Луи!


Луи Брайль 4 января 1809 г. в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля родился мальчик, которого назвали Луи. Когда ребенку было 3 года, с ним произошло несчастье: он поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз, и мальчик ослеп. Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке. В январе 1819 г. Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и система записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 г. ему после окончания учебы было предложено остаться работать младшим учителем-репетитором, затем он преподавал географию, алгебру и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан. Еще во время учебы Луи Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия на осязание, позволяла точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. Он работал над ней долгие годы, и первый вариант своей системы предложил на рассмотрение совета института в 1829 г. Но она не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный Брайлем шрифт не удобен для зрячих преподавателей. И только в 1837 г. по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению этого вопроса. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля "Краткую историю Франции". С выходом этой книги новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь. Известно, что в первые годы изобретение Брайля пытались игнорировать, потом безрезультатно стремились переработать, но в конечном счете во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых - наилучшая. Им также был создан специальный прибор для письма; этот прибор с небольшими изменениями дошел до нашего времени. В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885 г. Луи Брайль умер 6 января 1852 г. Он похоронен в родном городке Кувре. В домике, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем. В мае 1887 г. в Кувре был открыт памятник, созданный известным французским скульптором Леру.
Так же прилогаеться алфавит, которым общаются слепые...

Когда ребенку было 3 года, с ним произошло несчастье: он поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз, и мальчик ослеп.


4 января 1809 г. в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля родился мальчик, которого назвали Луи.Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке. В местной школе Луи изучил алфавит при помощи обыкновенных палочек.

В январе 1819 г. Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и система записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 г. ему после окончания учебы было предложено остаться работать младшим учителем-репетитором, затем он преподавал географию, алгебру и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.

Учась в Парижском институте, Луи Брайль познакомился с методом письма выпуклыми буквами Хауи и с методом, разработанным артиллерийским офицером Шарлем Барбье для посылки сведений в ночное время. Буквы представляли собой пробитые в картоне дыры, и послание можно было «прочесть» прикосновением. Изобретение Барьбе было непрактичным. Кроме того, символы букв были слишком большими для детских пальцев. Тем не менее эта система дала Брайлю творческий импульс, он задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия на осязание, позволяла точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты.

Брайль начал экспериментировать и в 1824 г., в возрасте 15 лет, ввел свою собственную систему: маленькую «ячейку», состоящую из двух вертикальных рядов с номерами 1, 2, 3 в левом ряду и 4, 5, 6 в правом. Это дало 63 комбинации. Из них Брайль выбрал буквы для своего алфавита, знаки нотации, номера, математические символы и некоторые часто употребляемые слова, такие, как «для», «от», «вместе» и артикли. Он работал над своей системой долгие годы, и первый вариант своей системы предложил на рассмотрение совета института в 1829 г. Но она не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный Брайлем шрифт не удобен для зрячих преподавателей. И только в 1837 г. по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению этого вопроса. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля "Краткую историю Франции". С выходом этой книги новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь.

Известно, что в первые годы изобретение Брайля пытались игнорировать. Несмотря на энтузиазм его друзей изобретение Луи Брайля не было официально принято во Франции до 1853 г., после того. Как со смерти Брайля от туберкулеза прошел год. Но в конечном счете во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых - наилучшая. Им также был создан специальный прибор для письма; этот прибор с небольшими изменениями дошел до нашего времени. В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885г.

Крупнейшим издателем книг, использующих алфавит Брайля, является находящийся в Лондоне Королевский национальный институт для слепых. Он регулярно издает книги, газеты и другую разнообразную продукцию, включая музыкальтые работы, экзаменационные документы и даже банковские извещения.

В России брайлевский алфавит появился во второй половине XIX столетия. Первым русским незрячим, изучившим систему Брайля, был Денис Михайлович Оболенский (1844-1918). Отец его принадлежал к старинному роду князей Оболенских, но разорился и поступил на службу в одно из московских ведомств.

Денис, потерявший зрение в 7 лет после неудачного лечения, к 10 годам уже понял, что в родительском доме он лишний. Отец просто не обращал на мальчика никакого внимания, а мать говорила всем, что, как только тот подрастет, отправит его жить в монастырь. От этой участи спас Дениса молодой студент, немец, по фамилии Руп. Руп оказался просто кладезем сведений о выдающихся европейских слепых: его о рассказы о известном слепом педагоге Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, и, наконец, о слепом короле Георге V, вступившем на престол Ганновера в 1851 году и оказавшемся конституционным правителем не хуже прочих, произвели и на мальчика, и на родителей сильное впечатление. Мать Дениса, правда, возражала, что в России, слава Богу, правит один государь-император, а не короли в каждом городе, немецких же и прочих конституций нет и в заводе, но на Михаила Оболенского, слова Рупа, по видимому, подействовали и он попросил студента давать Денису хоть какие-нибудь уроки. К сожалению, эти уроки немецкой грамоты (по системе Гебольда) продолжались не очень долго, так как Руп должен был возвращаться в Германию. Горю мальчика не было границ! Чтобы утешить ребенка, дядя его, человек состоятельный, предложил средства на поездку Дениса вместе с отцом и матерью в Германию. В 1857 году семья Оболенских выехала из России.

В Германии, в Гейдельберге, в том же пансионе, где остановились Оболенские, проживала старушка-англичанка Сперлинг с двумя дочерьми. Ее умерший сын был слепым. Сперлинг выписала для Дениса из Парижа "доску Брайля" и французский букварь. Дочери ее обучили мальчика письму и чтению по-французски, затем по-английски и далее по-немецки.

Еще через несколько лет Оболенскому захотелось адаптировать систему Брайля к родному языку. Руководствоваться при этом он пытался фонетическим сходством произношения. Составленный им в 1861 году русский алфавит Брайля, с тем алфавитом, который впоследствии получил распространение в России, был схож более чем наполовину.

В середине 70-х годов была сделана еще одна попытка перенести систему Брайля на русскую почву. Создателем второго алфавита был член Совета "Человеколюбивого общества" А.В.Полежаев.

Но окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством был разработан тифлопедагогом Е.Р.Трумберг и директором Дрезденского института слепых г. Бютнером.

Первые не рукописные, а типографские издания брайлевских книг в России осуществила на свои личные средства Анна Александровна Адлер. Вот как отозвался на это событие "Русский Слепец": "В Москве одна молодая благотворительница, г-жа А.А. Адлер решилась содействовать к скорейшему доставлению русским слепым детям отпечатанных точечным шрифтом книг для чтения. . Еще зимою 1884 г. она изучила разные методы Брайлевского печатания и выписала из-заграницы пресс, шрифт и другие принадлежности типографии. За неимением знакомого с делом наборщика, она стала набирать сама, при содействии своих подруг. Сама же она, посредством ручного пресса, отпечатала все набранное. Таким образом, г-же Адлер удалось напечатать, в количестве 100 экз., первую русскую книгу по системе Брайля, под названием "Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям". Новая книга красноречиво доказывает, какие замечательные результаты могут быть достигаемы отдельными частными лицами, когда они исполнены чувства сострадания и любви к страждущим ближним…. Изданный сборник продается по 3 руб. за каждый экземпляр."

Известный глазной врач, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г.А.Миткевич открыл брайлевскую типографию в Одессе и к лету 1889 г. выпустил книгу стихотворений А.В.Кольцова и принялся за издание Н.В.Гоголя.

Однако растущий спрос на подобные книги сподвигнул и петербургских чиновников на открытие в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати. И с января 1898 года начал выходить первый в России журнал по Брайлю под названием "Досуг слепых".

В 1924 г. было предпринято издание первых советских книг по системе Брайля. Легко догадаться, что ими были произведения В.И.Ленина.

В 1936 году при учебно-педагогическом издательстве в Москве была создана редакция литературы для слепых. В это время в связи с введением всеобуча началось массовое обучение системе Брайля взрослых неграмотных слепых и поэтому редакция в основном занималась учебниками для начальной школы и пособиями для ликвидации неграмотности.

Примерно тогда же в союзных и автономных республиках было введено обучение слепых на национальных языках, что привело к созданию украинского, татарского, грузинского, узбекского и других брайлевских алфавитов.

К 1965 году по системе Брайля в издательстве "Просвещение" были изданы все основные произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Программа КПСС, материалы соответствующих съездов и пленумов ЦК КПСС.

Общий тираж книг для незрячих читателей, изданный за двадцать послевоенных лет составил около 2 миллионов экземпляров (3470 наименований).

Луи Брайль умер 6 января 1852г. Он похоронен в родном городке Кувре. В домике, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем. В мае 1887 г. в Кувре был открыт памятник, созданный известным французским скульптором Леру.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...