Скромность и ложная скромность. О ложной и истинной скромности

Мы, люди, кажется, склонны не только воспринимать себя благоприятным образом, по и преподносить себя другим в желаемом свете. Каким образом тактика «регулирования впечатлений» может привести пас к ложной скромности или к деструктивному поведению?

Итак, мы уже убедились, что Я находится в центре нашего социального окружения, что самоуважение и самоэффективность приносят дивиденды и что гордыня по поводу своего Я искажает самооценку. Но всегда ли искренне выражение высокой значимости самого себя? Чувствуют ли люди в глубине души то, о чем говорят публично? Или они просто умеют хорошо держаться, далее несмотря на то что живут, сомневаясь в себе?

ЛОЖНАЯ СКРОМНОСТЬ

Существуют неоспоримые свидетельства того, что люди иногда преподносят себя не такими, каковы они на самом деле. Самый наглядный пример, однако, не ложная гордость, а ложная скромность. Возможно, теперь вы припоминаете случаи, когда кое-кто не превозносил себя до небес, а занимался самоуничижением. Такое пренебрежение к себе может быть очень тонким предрасположением в пользу своего Я, так как часто с его помощью добиваются успокаивающих «поглаживаний». «Я -- дурак» может вызвать у друга заверение «Ты -- молодец!» Даже таким замечанием, как «Я хотела бы быть не такой некрасивой», можно добиться, по крайней мере, следующего: «Послушай, я знаю людей, которые более некрасивы, чем ты».

Существует еще одна причина, почему люди умаляют себя и превозносят других. Представим себе тренера, который перед ответственной игрой расхваливает мастерство противника. Разве он абсолютно искренен? Когда тренеры публично возвеличивают противников, они изображают подобие скромности и спортивной порядочности и готовят почву для благоприятной оценки вне зависимости от результата игры. Победа становится достижением, достойным похвалы, поражение же объясняется «титанической защитой» противника. Скромность, по словам Фрэнсиса Бэкона, философа XVII века, не что иное, как «искусство хвастовства». Таким образом, Робер Гоулд, Поль Бронштейн и Гарольд Сигалл обнаружили, что в экспериментальных условиях студенты Мэрилендского университета восхваляли ожидаемого оппонента в случае, если оценка производилась публично. Если это требовалось сделать анонимно, они приписывали будущему оппоненту куда меньше способностей.

Ложная скромность также выглядывает из автобиографий известных людей. На церемониях награждения дипломанты любезно благодарят других за поддержку. Во время получения Академической премии Морин Стейплтон благодарила «мою семью,моих детей,моих друзей и всех, кого я когда-либо встречала в жизни». Не противоречат ли такие щедрые похвалы общему мнению, что люди охотно приписывают успех своим собственным усилиям и компетентности?

Чтобы узнать это, Рой Баумейстер и Стейси Илко попросили студентов описать «важное событие, завершившееся успешно». Те, кого они попросили подписаться, и те, кто полагал, что их рассказ прочтут другие, часто выражали благодарность за помощь или эмоциональную поддержку, которую они получали. Те же, кто писали анонимно, редко упоминали об этом; наоборот, они описывали, как сами добивались успехов. Для Баумейстера и Илко эти результаты дали возможность предположить у людей наличие «несерьезной благодарности», то есть внешняя благодарность давала возможность казаться скромным, хотя в глубине души испытуемые приписывали успехи себе.

Существуют неоспоримые доказательства того, что порой люди выдают себя не за тех, кем на самом деле являются. Однако наиболее яркий тому пример - не ложная гордыня, а ложная скромность. Возможно, вы уже и сами припомнили ситуации, когда кто-то не восхвалял себя, а занимался самобичеванием. Подобное поведение может быть очень тонким проявлением себялюбия, поскольку нередко вызывает у окружающих желание успокоить и «погладить по головке». Такая фраза, как «Я чувствовала себя последней дурой!», может подтолкнуть подругу к тому, что она начнет успокаивать: «Перестань! Ты все сделала правильно!» Даже фраза «Надо же было родиться такой уродиной!» способна вызвать как минимум такую ответную реакцию: «Вздор! Я знаю парочку людей, которые охотно поменялись бы с тобой!»

Есть и другая причина, заставляющая людей заниматься самоуничижением и восхвалять других. Представьте себе тренера, который перед важным матчем на все лады расхваливает соперника. Можно ли сказать, что он абсолютно искренен? Когда тренеры публично превозносят соперников, они делают это для того, чтобы создать у окружающих впечатление о нем и его подопечных как о скромных людях, настроенных на честную борьбу, и обеспечить благоприятные отзывы при любом исходе игры. В такой ситуации победа - достойное всяческой похвалы достижение, а поражение - следствие потрясающей игры команды-соперника в обороне. Как сказал Фрэнсис Бэкон, философ, живший в XVII в., скромность есть не что иное, как одно из проявлений «искусства хвастовства». Так, по данным Роберта Гоулда, Пола Бронштейна и Гарольда Сигала, участники лабораторного эксперимента - студенты Мэрилендского университета - тоже восхваляли своего будущего оппонента, но только тогда, когда оценивали его публично (Gould, Brounstein & Sigall, 1977). Анонимные характеристики были куда сдержаннее! Человек, осознающий собственные способности, ведет себя более естественно и не испытывает острой необходимости в оценочном поведении (Gibson & Sachau, 2000).

<Нередко смирение - всего лишь трюк, уловка, на которую пускается гордость, умолкающая на время только для того, чтобы затем еще громче заявить о себе. Ларошфуко ,Максимы, 1665>

Ложная скромность проявляется и тогда, когда люди пишут автобиографии и перечисляют собственные достижения. На всех церемониях, посвященных вручению премий и призов, награжденные в изысканной форме благодарят своих близких - и не только их - за поддержку. Так, принимая Академическую премию, Морин Стэйплтон благодарил свою семью, детей, друзей и всех, кого он встречал на протяжении всей своей жизни. Противоречит ли подобная щедрость при «раздаче благодарностей» распространенному мнению, согласно которому люди с готовностью приписывают успехи своим собственным усилиям и компетентности?


Чтобы ответить на этот вопрос, Рой Баумейстер и Стейси Илко попросили студентов описать какой-либо свой успех, который они считают важным для себя (Baumeister & Ilko, 1995). Те испытуемые, которых они попросили подписать свои сочинения и которые предполагали, что их работы будут прочитаны вслух, преимущественно благодарили за оказанные им помощь и моральную поддержку. В анонимных работах слова благодарности встречались редко, их авторы изображали себя единоличными творцами собственных достижений. Эти результаты позволили Баумейстеру и Илко предположить, что людям присуща «напускная признательность» - поверхностная благодарность, некая маска, которая надевается лишь для того, чтобы казаться скромным, хотя «в глубине души» они считают творцами собственных успехов только самих себя.

Напускная признательность проявляется в тех случаях, когда мы, подобно Морину Стэйплтону, добиваемся бо льших успехов, чем окружающие, и не уверены в их чувствах к нам. Если нам кажется, что наш успех может вызвать у кого-то зависть или недоброжелательное отношение, - феномен, названный Джулией Экслайн и Марси Лобел (Exline & Lobel, 1999) «опасностями, подстерегающими победителя», - мы можем принизить собственные достижения и изобразить признательность. Людям, добивающимся действительно значительных достижений, не нужно притворяться скромными: скромность - их естественное качество.

Понятие о том, что «надо быть скромнее», нам прививали с детства. Скромность считается добродетелью и украшением человека, но, как часто шутят, что лишь в том случае, если украсить себя больше нечем. Шутки подобного рода возникают неспроста. Очень часто под словом «скромность» (или «смирение») подразумеваются вещи противоположные по значению. Я не прошу человека о помощи - это скромность или, может быть, гордость? Я не заговариваю об изменении условий труда - это смирение или страх перед начальством? Я опускаю глаза, когда разговариваю с человеком, - это из-за скромности или потому что стараюсь произвести на него определенное впечатление? Таких двойственных ситуаций бывает много.
У архимандрита Софрония (Сахарова) в книге о старце Силуане есть примечательное место. Прочитайте следующее предложение внимательно: «Гордость - начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность. . .» Приниженность… И еще, в другом месте, старец Софроний пишет о болезненном «комплексе приниженности», «этой своеобразной, большинству непонятной форме проявления гордости». Кажется, какое-то противоречие… А никакого противоречия нет. Часто за приниженностью стоят, действительно, отнюдь не скромность и смирение.
Иногда бывает так, что состояние приниженности появляется в результате длительных процессов ломки личности, может быть вызвано отношением других людей, неуверенностью в себе, боязнью оказаться в глупом положении, быть осмеянным, желанием что-то получить, стремлением кому-то понравиться или занять более безопасную нишу, уйти от ответственности… Но это ведь совсем не то, к чему призван человек.
Конечно, приниженность не имеет ничего общего со скромностью, которая всегда соседствует с достоинством - интуитивным ощущением ценности самой жизни, личности как таковой . И достоинство всякой личности несопоставимо с достоинством другой - в каждом человеке оно бесценно и абсолютно. Поэтому скромность, простота в общении - самая естественная, самая достойная форма поведения… Самые прекрасные люди, которых я встречала в жизни, были невероятно скромны, и при этом вся их личность светилась достоинством, возвышающим каждого, кто соприкасался с ними.
Современный литератор, художник, реставратор Александр Круглов в эссе «Самолюбие и достоинство» предлагает такой критерий для разграничения: скромность от приниженности отличает умение посмеяться над собой. Приниженный (а на самом деле, самолюбивый) человек боится насмешки, не может с юмором взглянуть на самого себя, и совершенно безобидная шутка может вызвать глубокую обиду. Но обижаться - значит ронять достоинство; уметь стать выше обиды - значит, сохранить свое достоинство.
Ну и конечно, абсолютным проявлением достоинства в человеке является способность к любви - бескорыстной, не требующей, не ищущей своего, в которой есть свобода и нет никакой приниженности.

    Ложная скромность - – притворная, ритуально этикетная. Предписывается в ситуациях ответа на комплименты, похвалы (см. скромность). Ср. афоризм С. Шамфора: Ложная скромность – это самый приличный вид лжи. Ср. унижение паче гордости … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ложная скромность - притворная, ритуально этикетная. Предписывается в ситуациях ответа на комплименты, похвалы (см. скромность). Ср. афоризм С. Шамфора: Ложная скромность – это самый приличный вид лжи. Ср. унижение паче гордости … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

    И; ж. 1. к Скромный. С. обстановки. С. требований. С. нрава. С. ответа. 2. Скромное поведение, скромный образ жизни. Отличаться скромностью. Редкая с. Ложная с. Умолчал о чём л. из скромности. С. не позволяет говорить о себе. Вести себя с… … Энциклопедический словарь

    скромность - I см. скромный; и; ж. II и; ж. 1) к скромный Скро/мность обстановки. Скро/мность требований. Скро/мность нрава. Скр … Словарь многих выражений

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: ложен, ложна, ложно, ложны 1. Ложным называют что либо, содержащее ложь, обман, намеренно искажающее действительность. Ложное письмо. | Ложный донос. | Закон устанавливает наказание для свидетеля, давшего… … Толковый словарь Дмитриева

    - (1645 1696 гг.) писатель, мастер афористической публицистики Беда, когда у человека не хватает ума, чтобы хорошо сказать, или здравого смысла, чтобы осторожно промолчать. Благородно только то, что бескорыстно. Благородный человек выше обид,… …

    Ая, ое; жен, жна, жно. 1. Содержащий ложь, обман. Все донесения о скоплении японских сил в долине Ланафана оказались ложными. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю. Полотенцев предупредил Мешкова, что за ложные показания свидетели несут уголовную… … Малый академический словарь

    ЛОЖНЫЙ, ложная, ложное; ложен, ложна, ложно. 1. Несогласный с истиной, ошибочный, ненастоящий. Ложные слухи. Ложная мысль. Ложное учение. 2. Фальшивый, притворный, показной. Ложная скромность. «Ложная фраза, ложное хвастовство есть гибель… … Толковый словарь Ушакова

    ЛОЖНЫЙ, ая, ое; жен, жна. 1. Содержащий ложь, ошибочный, неправильный. Л. слух. Ложные показания. Стоять на ложном пути или идти по ложному пути (действовать неправильно, ошибочно). Л. шаг (неправильный, опрометчивый поступок). Ложное положение… … Толковый словарь Ожегова

    ложный - ая, ое; ло/жен, ло/жна, ло/жны 1) Содержащий ложь, обман. Ложные сведения. Дать ложные показания. Синонимы: неправди/вый 2) Вызванный ошибочными представлениями о нравственности, предрассудками. Ложный стыд. Ложная скромность … Популярный словарь русского языка

    - (р. 1928 г.) афорист Абсолютная нравственность: запрещено все. Абсурдом мы называем то, что невозможно, но тем не менее, случается; а то, что возможно, но не случается, мы называем типичным. Афоризм ценен уже потому, что содержит полправды. А это … Сводная энциклопедия афоризмов

Похоже, что мы, родители, педагоги и ученики, стремимся представлять себя другим как можно в более благоприятном для нас свете. Каким образом подход к «управлению впечатлением» приводит к ложной скромности или к поведению, которое оборачивается собственным поражением?
Некоторые полагают, что скромность - это либо маска лицемера, либо качество, присущее слабым людям, которые стушевываются потому, что ничего собой не представляют.
Скромным называют человека, который не хвастается своими достоинствами, заслугами и, когда общается с другими людьми, не любит привлекать к себе большого внимания, что считается признаком хорошего воспитания
Я - это центр нашего социального мира, но чрезмерное предрасположение в пользу своего Я искажает самооценку, хотя самоуважение и самоэффективность приносят некоторую пользу. Нас интересует такой вопрос: всегда ли искренни похвалы в собственный адрес? Соответствуют ли слова, произносимые нами вслух, нашим потаенным мыслям? Или мы всего лишь делаем хорошую мину при плохой игре, т. е. надежно скрываем от окружающих свои сомнения в собственной значимости?

Мы порой выдаем себя не за тех, кем на самом деле являемся. Наиболее яркий тому пример - не ложная гордыня, а ложная скромность. Возможно, мы уже и сами припомнили ситуации, когда кто-то из педагогов не восхвалял себя, а занимался самобичеванием. Подобное поведение может быть очень тонким проявлением себялюбия, поскольку нередко вызывает у окружающих желание успокоить и «погладить по головке». Такая фраза, как «Я чувствовала себя последней дурой!», может подтолкнуть подругу к тому, что она начнет успокаивать: «Перестань! Ты все сделала правильно!» Даже фраза «Надо же было родиться такой уродиной!» способна вызвать как минимум такую ответную реакцию: «Вздор! Я знаю парочку людей, которые охотно поменялись бы с тобой!»

Есть и другая причина, заставляющая педагогов заниматься самоуничижением и восхвалять других. Как сказал Фрэнсис Бэкон, философ, живший в XVII в., скромность есть не что иное, как одно из проявлений «искусства хвастовства». Человек, осознающий собственные способности, ведет себя более естественно и не испытывает острой необходимости в оценочном поведении (Gibson & Sachau , 2000).

<Нередко смирение - всего лишь трюк, уловка, на которую пускается гордость, умолкающая на время только для того, чтобы затем еще громче заявить о себе. Ларошфуко, Максимы, 1665>

Ложная скромность проявляется и тогда, когда педагоги и ученики пишут автобиографии и перечисляют собственные достижения.

Результаты психологического исследования позволили Баумейстеру и Илко предположить, что людям присуща «напускная признательность» - поверхностная благодарность, некая маска, которая надевается лишь для того, чтобы казаться скромным, хотя «в глубине души» они считают творцами собственных успехов только самих себя.

Напускная признательность проявляется в тех случаях, когда мы добиваемся больших успехов, чем окружающие, и не уверены в их чувствах к нам. Если нам кажется, что наш успех может вызвать у кого-то зависть или недоброжелательное отношение, - феномен, названный Джулией Экслайн и Марси Лобел (Exline & Lobel , 1999) «опасностями, подстерегающими победителя», - мы можем принизить собственные достижения и изобразить признательность. Людям, добивающимся действительно значительных достижений, не нужно притворяться скромными: скромность - их естественное качество.
Литература:

1. Майерс Д. Психология. Мн.:»Попурри», 2006.
2. Шушков А.А. Толково-понятийный словарь русского языка. М.:АСТ: Астрель:Хранитель, 2008.

Скромность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/skromnost
Скромность - черта характера человека, выражающаяся в следующем:
умеренность во всех требованиях;
не стремление к богатству и роскоши;
не стремление первенствовать, показывать себя;
соблюдение рамок приличия;
степенность в общении с другими людьми.
Качества, несовместимые со скромностью: бунтарство, тщеславие, гордыня, заносчивость, наглость, нахальство и пр.

Подчиненность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/podchinennost
Подчиненность - личностная особенность по смыслу обратная понятию личностная сила или доминантность. Подчиненность может по-разному проявляться в поведении человека. Например как мягкость, уступчивость, тактичность, кротость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия.
Умение подчиняться
Умение подчиняться - важное умение, отличающее сильных людей от слабых. Слабые подчиняются, потому что нет сил сопротивляться. Сильные подчиняются, потому что считают это разумным и умеют это делать легко.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...